Что дает людям духовное знание?

01 January 2008
Почему знание прерывается? Потерянное знание. Как передавалось знание в ведические времена? Что нам дает духовное знание? Что самое главное в развитии? От чего зависит наша свобода выбора? Ответы на вопросы
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:24:21 | качество: mp3 24kB/s 14 Mb | прослушано: 1817 | скачано: 1188 | избрано: 25
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Рузов В.О.]: А с чем конкретно бороться? С нежеланием себя?

00:00:05[Вопрос]: «С нежеланием принимать какие-то следующие обеты, чему-то следовать, потому что понимаешь что это тяжело и раньше не знал, что это сложно и так легко, на то подписался, на это, а сейчас уже вот.»

00:00:26 [Рузов В.О.]: Эффект получения знания, эффект изучения Бхагавад-гиты, вообще любых истинных трактатов, эффект заключается в том, что мы начинаем видеть реальность. А реальность, в общем-то, и характеризуется этим корнем, реалистичностью подхода к своему развитию. Вообще в реалистичности человека всё это выражается в том, что человек начинает быть реалистичным, то есть он уже реально отдает себе отчёт, что он делает и чем это закончится все в конце концов.

00:01:07 То есть, чем характеризуется незнание? Незнание характеризуется такой ложной решимостью. Человек говорит: «А, поехать на Восток, да запросто, на 3 года сразу визу сделаю, буду там 3 года жить, проблем нет. А, йога, да без проблем, пойду, на йогу, какая разница, на фитнес, никакой разницы. А, бросить это, да бросай, какая разница, надо будет опять начну. А начнём это? Да начнём, не получится бросим». То есть подход достаточно такой детский. То есть не несет в себе серьёзности. То есть не перед кем отвечать, потому что нет какого-то эталона, перед которым нужно будет как-то себя чувствовать. То есть не личности, нет, скажем так, социальной культуры вокруг нас, которая бы давала эталон развития. То есть, чтобы человек не делал, все приветствуется или не приветствуется. Скажем так, друзья это приветствуют, чтобы вы не сделали. Друзья говорят: «Ай да, молодец, давай, ай молодец девчонка, молодец пацан, а, да, то, се». То есть на таком ложном приветствии всё это оказывается. А враги, ну соответственно, что бы вы ну не делали, они все критикуют.

00:02:30 Поэтому нет этой реальной социальной среды, которая бы задавала какую-то систему координат. Поэтому, чтобы вы ни приняли, от чего бы вы не отказались, реально не оценивается. А раз реально не оценивается, нет какого-то чувства по отношению к этому.... То есть нет реальной оценки. Оценивается не реально, а потому и не затрагивает никак душу. Когда появляется некоторый эталон, когда появляются некоторые реальные координаты, по которым что-то можно оценить, когда появляется реальное знание, когда появляются реальные личности вокруг нас, когда каждый сантиметр он реально понятен и реально можно измерить, то в этом случае человек начинает испытывать некоторую боязнь того, что его измерят, измерят его поступок, измерят его поведение, и измерят его ход, вперед, назад, то есть все понятно, все ясно, все четко, и деятельность становится в общем-то засчитываемой, деятельность становится осознанной, поэтому вот этот эффект осознанности – это основной эффект получения знания. То есть все становится понятным. Каждый наш шаг становится понятен окружающим, и нам в том числе, а соответственно мы начинаем просчитывать этот свой шаг, надо его делать, не надо. То есть нам понятно, как это все оценится и мы уже начинаем думать: а стоит ли вообще рисковать, не рисковать, вот все эти поступки совершать, не совершать. То есть мы попадаем уже в эту вот в зону осознанности, в зону реальности. Все становится ясным и понятным.

00:04:18 То есть ребёнку весело до тех пор, пока родители не попросили дневник. «Что такой веселый? Ну-ка дневник покажи». И вот пока он дневник не показывает, все весело, здорово, но дневник открывается, там реальные оценки стоят. «А что это у тебя одни тройки?» И тут же вот как-то вот грустно становится. И тоже самое знание. То есть мы живем веселые, довольные, нас мама хвалила, папа хвалил, друзья хвалили, мы сами себя хвалили, жизнь нам говорила: «Вперед, веселись, гуляй, все нормально, молодцы мальчишки и девчонки». А тут раз, открываем Бхагавад-гиту, а там говорят: «А ну-ка дневник тащи». Мы открываем дневник свой, свою жизнь, и оказывается там одни тройки. И мы понимаем – так дальше жить нельзя. Теперь каждый шаг должен быть осознанный, каждый шаг должен быть продуманный, надоело получать тройки. Оказывается, что ни одной четверки не было нормальной, оказываются одни тройки с минусом.

00:05:20 И да, человеку грустно становится. Сначала он радуется: «А, здорово, знания, духовность», пятое-десятое, то есть он такой вдохновлённый, а потом оказывается, что дневник надо показать, сердце раскрыть. И он открывает дневник, своё сердце, там оказываются тройки , он начинает огорчаться, испытывать уже какие-то негативные чувства, думать: «А зачем это все нужно, я жил нормально, без дневника. Никто ко мне в дневник не заглядывал, жил себе спокойно. Тут вдруг полезли в дневник, то есть все наружу, все вытаскивается, все смотрится» . Но если человек способен войти в эту осознанность, если он способен уже действительно осмысливать каждый свой шаг, тогда он в действительности начинает развиваться. Потому что тройка с минусом никому не нужна, это не оценка. Тройка с минусом - это все знают двойка с плюсом. Это просто, так сказать, чтобы не огорчался человек, ему ставят тройку с минусом. На самом деле это двойка с плюсом. Поэтому, появляется осознанность.Осознанность – это серьёзность. Такая тупая улыбка с лица уходит и появляется осознанность. Оказывается, есть над чем работать, есть куда стремиться, есть что исправлять, то есть работы уйма. Да, поэтому в общем-то, ничего особенно страшного нет, все идет по плану, как и должно быть. Появляется эффект осознанности.

00:06:57 Ещё вопросики? Нет вопросиков. Глава четвертая, текст второй. Страница 209.

00:07:37 Ом Намо Бхагавате Васудевая. [зал] Ом Намо Бхагавате Васудевая.Ом Намо Бхагавате Васудевая.
[зал] Ом Намо Бхагавате Васудевая. Ом Намо Бхагавате Васудевая.
[зал] Ом Намо Бхагавате Васудевая.
Второй текст на санскрите звучит так, следите за мной:
эвам парампара-праптам
имам раджаршайо видух
са каленеха махата
Такой торжественный стих. Переводится так: «Так эта великая наука передавалась по цепи духовных учителей, и её постигали праведные цари. Но с течением времени цепь учителей прервалась, и это знание в его первозданном виде было утрачено» .

Почему знание прерывается?

00:08:41 Прерывается знание достаточно часто, теряется, мы видим это описывается. Теряются какие-то традиции. Не всегда находится реальный последователь, который хотел бы продолжать развивать какую-то ведическую науку, ведическую культуру, духовную традицию. Так даже какие-то интересные, скажем, с современной точки зрения направления не так хорошо развиваются, как казалось бы. Например, в моей астрологической школе я один последователь Запада и у меня нет ни одного, так сказать, продолжателя, достойного, который бы действительно это развивал. То есть даже астрологическая школа не хочет развиваться. Нет реальных, кто бы вот отдал свою жизнь развитию какой-то традиции. Кажется все астрологи, на самом деле никто реально традицию не несет. Все книжку прочитали и умничают, а вот реально нести школу - это нужно жизнь отдать. Вот я пол своей жизни отдал, чтобы эту школу получить, нести её дальше, но вот я один в реальности, один, дай Бог если ещё второй будет.

00:09:57 То есть нет желания в действительности нести традицию. Есть желание баловаться. Побаловаться и понаслаждаться, так сказать, для человека это игрушка. Но чтобы отдать свою жизнь, чтобы в действительности стать серьёзным, погрузиться и передать кому-то – это очень сложно. Поэтому учитель всегда рад, когда есть хотя бы один ученик. Это закон учительства. Считается, что учитель выполнил свою миссию, если он хотя бы одного достойного ученика нашёл. То есть речь не идет о тысячах, о миллионах. Одного дай Бог, чтобы кто-то один действительно взял на себя это. Действительно вот со всей серьёзностью принял, продолжил. Не так это просто.

00:10:45 Поэтому династии разрушены, традиции разрушены. Вот все на единицах держится. Если мы посмотрим даже, как Бхагавад-гита передавалась, на великих личностях всё это строится. То есть великие личности, они брались за все это, всей жизнью протаскивали все это. То есть фактически умирали, чтобы передать это все. А большинство просто баловалось. Вот это вот баловство, вот эта вот несерьёзность, неосознанность. То, с чего мы начали сегодняшнюю лекцию. Все это происходит от желания человека стать великим. То есть знание прерывается, когда человек хочет стать великим. Он хочет воспользоваться просто этим, но не передать. Такой эгоизм толкает человека на самостоятельное изучение знания, трактатов, что и приводит ко всевозможным отклонениям. Называется засыхающая ветвь, или буквально апа сампрадая, то есть веточка, которая засыхает.

00:11:50 Дома у меня стоит цветок. У него все время какая-то одна ветка засыхает. Её кто-то там отрезает, ставит в банку, чтобы дальше росла. То есть, ну вот она засохла, там что-то передавилось, то есть какое-то такое туповатое растение, длинное, растет, растет. Что-то там передавливает. Растет, что-то там передавливается, он всё равно растет, то есть так все. Но время от времени отсыхает, то есть слишком далеко от корня уходит, поэтому нужно отрезать, как-то ухаживать за ним, для меня это слишком грустно все. Ну вот ясно, что слишком далеко, слишком длинный этот стебель. Все, и вот тоже самое происходит со знанием. Человек от гордости слишком далеко отходит, от изначальной концепции, ради баловства. Побаловаться, как-то все по-своему всё это преподнести, по-своему все рассказать. Это не изюминка никакая, это баловство, которое приводит ко всевозможным отклонениям.

Потерянное знание

00:12:53 Самостоятельность — это хорошо в принципе, то есть почему нет. Самостоятельность хороша, когда направлена на выполнение наставления старших. Вот тогда самостоятельность вообще приветствуется. То есть дали тебе наставление, делай самостоятельно как хочешь, проблем никаких нет. Наоборот, все только обрадуются. Никому не нравится, когда нужно за каждым шагом следить. Кому это нравится? Можно с ума сойти. И поэтому, если человек сам самостоятельно все осуществляет под руководством старших, никакой проблемы нет, все легко, просто, все осуществляется, все работает. То есть в этом случае самостоятельность принимает форму разума, когда она направлена на осуществление каких-то идей. Но если человек действует самостоятельно от нежелания слушаться старших, от нежелания следовать наставлениям старших, святых, мудрецов, то тогда это уже превращает его не в мудреца, а в глупца, то есть это уже негативная самостоятельность. Такой человек теряет свой разум под воздействием своего эго. Его эго сжигает его разум. Такая самостоятельность никому не нужна. Поэтому вот эта рань очень тонкая. Вроде бы кажется самостоятельность полезна, но на что направлена эта самостоятельность? Чуть чуть границу перешел, под влияние эго попал, все. Тут же превратился в глупца. Тут же превратился в глупца.

00:14:33 И защитить от этого влияния может система ученической последовательности, которая описывается в четвертой главе, которая должна контролировать правильность и чистоту передачи духовного знания. Должен быть контроль, как мы говорили, должен быть какой- то внешний эталон. И мы видим, что вот эти последние проблемы со знанием возникли 5000 лет назад, когда знание было потеряно и вновь восстановлено. И вот вся эта история получила название Махабхараты, великая Индия, великая история. Как оно было потеряно, как потом опять восстановлено. То есть показано всё величие этого незабываемого момента в истории человечества. Все это было торжественно подготовлено, чтобы показать, насколько великий момент восстановления знания на Земле. Все вокруг этого, вся история Махабхараты как обрамление вокруг драгоценного бриллианта Бхагавад-гиты. То, что показывает ценность. Обрамление должно показать ценность самого камня, самой драгоценности. Незабываемый момент.

00:15:47 И теперь фактически ситуация чуть ли не повторяется. То есть Бхагавад-гита издаётся, сотни вариантов, сколько угодно, но 99% таких изданий не согласованы с цепями ученической преемственности, придуманные. Являются просто всплеском работы больного ума человека, который замахнулся на положение комментатора великого произведения. Это очень опасная ситуация. Почему опасная? Она может с самого начала внушить ложные идеи неискушённому читателю, который не разбирается во всех тонкостях духовной философии.

Как передавалось знание в ведические времена?

00:16:43 Именно по этой причине Бхагавад-гита передавалась сначала царям, как мы читаем в этих стихах, которые должны были защитить это знание от недостойных комментаторов. И таких царей называли раджариши. Сейчас поймём что это такое. А, все современные политические системы развились совсем недавно, буквально лет сто, и они не проверены на практике, основаны на догадках, на домыслах. Все придуманы. До этого на протяжении всей истории человечества существовала очень стойкая простая монархическая система, которая была основана на соединении двух качеств человека: раджа - царя, и риши - мудреца. Эта система работала. Почему работала? Потому что в человеке требовалось соединение этих двух качеств. Как только эти два качества не соединялись, трон не должен был передаваться.

00:17:53 Вот эта история в Махабхарате рассказывается. Не должны были передаваться бразды власти недостойной личности. Поэтому дед Бхишма, он не умирал до того момента, пока он не увидел, что трон перешел в достойные руки. Пока трон не вернулся к Юдхиштхире. До этого момента он даже не умирал, потому что в его долг вошло следить, чтобы трон был в безопасности. Поэтому он ждал, пока все закончится и что точно Юдхиштхира придёт к власти, достойная личность. Всем было понятно, какая должна была быть личность. Поэтому приходили иногда не достойные личности и это не долго длилось, с этим быстро, так сказать, прощались, потому что всем было понятно, как мы говорили раньше, что вот этот эталон был, присутствовал, раджариши. Поэтому система работала. И такой царь мог достойно править своим государством.

00:19:10 Что мы видим сейчас? Кто такой раджариши в нашей реальности? В нашей реальности, на нашем простом уровне - это человек, каждый шаг которого несёт благо другим живым существам. Для нас это будет так просто. Это личность, которая каждым своим шагом несет благо другим живым существам. Он не просто идёт по этой жизни, он шагает по ней огромными шагами. Почему огромными шагами? Потому что каждый его поступок создаёт ему так называемую хорошую карму, каждый его поступок особенный, не просто поступок, а как мы говорили, осознанный поступок, он усиливает его движения, и вот эта вот хорошая карма как на крыльях переносит его через десятилетия, столетия развития. Каждый его шаг настолько позитивный, что он буквально летит по своей жизни. Это умение делать широкие шаги и называется благотворительностью, которая у нас воспринимается просто как жертвование денег, и не более того. Вовсе нет. В действительности, это целая культура, обучающая человека всем тонкостям быстрого развития. Благо творить. То есть хорошую карму создавать. Быстро двигаться.

Что нам дает духовное знание?

00:20:39 И что нам даёт Бхагавад-гита? Фактически Бхагавад-гита нам и даёт самое главное – вот это понимание: прогрессирую я или деградирую. Мы начинаем ясно осознавать, прогрессирую я или деградирую. В какую сторону я двигаюсь. Вот это даёт нам Бхагавад-гита. В этом её основная задача. Человек должен знать, в каком направлении он движется. Почему? Потому что наше основное предназначение в жизни – это развиваться, расти духовно, а не прозябать в раздумьях и сомнениях: «Кто я? Что я? Зачем я? Зачем это все нужно? А правильно я живу или нет? А как мне правильно поступить? А как мне двигаться то, а как мне се?»

00:21:30 Каждый день мне приходится отвечать на разные темы консультативные, отвечаю, переписываюсь с людьми. И в основном вопросы настолько меркантильны, что вот грустно становится. То есть человека волнуют настолько мелкие вещи, вот ему диван зеленого цвета купить или коричневого? И вот столько проблем. «Ну скажите, что моя астрологическая карта говорит? Мне какой цвет больше подходит?» Я говорю: «Да наплевать какого цвета, какая разница какой у тебя диван. Да всё равно какой диван» Нет. Это фен-шуй. Я говорю: «Фен-шуй - это уже какое-то ругательное слово для меня». Фен-шуй – это вот нежелание развиваться. Это вот делать все, кроме своего развития. Понимаете, все – вот диван купить правильно, правильно его поставить, и все, и жизнь должна измениться. Я говорю: «Ничего не измениться в вашей жизни. Не нужен вам фен-шуй. Выкиньте его, ничего не изменится. Хоть сделайте стены из этих жаб, хоть их выложите жабами вот этими, крабами и мандаринами, ничего не изменится. Ничего в жизни не изменится. Хоть живите прямо в храме фен-шуй.» Понимаете, толку никакого нет.

00:22:46 То есть настолько всё это меркантильно, настолько оно все ничего не решающее. Это даже не входит в раздел благотворительности. Блага от этого никакого нет. То есть это никак не влияет на развитие человека. Это все равно, что знаете, в клетке, в колесе белка влево бежит или вправо. «Я вот тут думаю по фен-шую мне правильно влево бежать или вправо?» Какая разница – куда не беги, на месте стоишь. Ну по почасовой стрелке-то правильнее бежать? Да? Правильнее же бежать по часовой стрелке? Но точка та же, развития ноль, понимаете?

00:23:33 Поэтому вот эти все усилия, они бесполезны, все усилия, которые прикладывает человек, просто ноль. Он даже приходит, какие-то эзотерические моменты и толку ноль все равно, потому что всё, что он делает, это в реальности не его благо. Не благотворительность. То есть он не создает этот реальный глобальный шаг вперед. Он в действительности топчется на месте. Поэтому это знание о благотворительности - это знание о том, как делать не просто такие полушажки вперед, а как совершать гигантские шаги. Поэтому мы это замечаем, поэтому страшно. Почему страшно? Гигантские шаги. На ходули пробовали вставать? Нет? Попробуйте, очень интересно. Вроде бы чуть-чуть ноги удлинились, а уже другие ощущения. Уже как-то повыше, и шаги пошире. Так интересно. Уже гигантские шаги. То есть вот в чем в общем-то идея-то.

00:24:43 Поэтому счастливым может быть только тот, кто видит свой путь, кто видит, куда он идёт. Все остальные положения в этом мире приводят к страданиям и несчастьям. Человек пробует что-то делать, результат ноль. Все просто ещё грустнее становится. Все это никак не решает проблему. Только усугубляет эту проблему.

00:25:11 Даже физиологически человек очень редкое живое существо, очень мало живых существ, у которых есть возможность смотреть вверх. Большинство естественно вниз смотрят. Очень мало могут смотреть вверх, и человек относится к этим живым существам. Это говорит о том, что развитие заложено в программу нашей жизни. Развитие – это программа нашей жизни. Если мы не исполняем эту программу, значит мы идём против самого себя, значит мы идём против своего пути, против своего собственного счастья. Наверное, поэтому в каждой стране есть такое своё движение несогласны, движение против. Против чего никто не знает, просто против. Мне даже кажется, что вся наша планета – это огромная политическая партия несогласных. Мы все против. Просто по-разному против. Уже все остальное на подпартии делится. А кто с какой стороны против. Уже мы делимся, кто против чего. А так все против, в принципе, никто не за. Все против чего-то.

Что самое главное в развитии?

00:26:22 И в развитии самое главное – это защита от деградации, защита от падения. Защита всегда самое главное. Чем бы вы не занимались – самое главное защита. Тем более, если мы связаны с чем-то энергетическим. Если вы пойдете в электрики работать, главное – это защита. Поэтому есть допуск. Допуск – это умение защищаться. То есть человек должен знать, что босиком в луже лучше не стоять, когда к щитку подходите, и так далее. То есть есть определённые допуски: до 10 тысяч вольт, свыше 10 тысяч вольт. Почему? Потому что силища. Силища. И тоже самое в духовной жизни. Есть доступ к этой силище, которая позволяет нам делать огромные шаги. Силища, поэтому должна быть защита, защита от падения. И это именно то, что приходит к нам как благодарность за наши усилия на этом пути, как благодарность за наше развитие.

00:27:32 Да, Бог даёт человеку всё, в действительности это так. Но ценность того, что Он даёт, различна. Приходит нам действительно все. Но ценность того, что нам дается, различна. Что нас может защитить от деградации – деньги нас могут защитить от деградации? Не могут. Здоровье не может, квартира, машина? Что? Что из того, что хочет получить, может защитить его от деградации? Может деградировать везде, в любом положении. Что? Нет такого, знаете, чтоб от деградации, заколка на волосы. «У вас нет заколки от деградации? Или браслетика?». Я б сам купил. Поэтому человек пытается накручивать , навешивать, сюда кавачи, сюда кавачи, сюда кавачи, красную нитку на живот, понимаете, сюда, все. Все желательно как можно больше всего, чтобы защититься.

00:28:32 Ну да, чуть чуть поможет. От мороза может чуть чуть поможет. И то, символически, лучше все-таки дублёнку купить. Но от падения ничего не поможет. Поэтому особенно там, где падают, там уж вообще сильно защищаются, там щитки, там на колени, на то, на се там. Хоккеисты видели какие выходят? Почему? Они клюшками друг друга дубасят. Все беззубые ездят, видели, нет? Улыбка хоккеиста. Не защитишь, всё равно так просто. Защита - главное, поэтому всё, что человек просит, он получает, но это не защищает его в принципе. Зачастую это даже может вызвать дополнительное ускорение, понимаете. Ещё быстрее будешь падать. Да, с гирей, хорошо вниз летится, так радостно, понимаете?

00:29:28 Самое ценное, что Бог даёт нам на этом пути – это защита от иллюзии. И чтобы эта защита работала, её надо оценить. Мы просто не можем её оценить. Оценить - это значит понять, что это самое ценное, и не жаловаться, что просили денег, здоровья, а получили какую-то непонятную защиту от иллюзии. Просили-то все остальное, а пришла какая-то непонятная защита, о которой только в теории говорят, а на практике её не видно, просто не падаем и все. Просто не входим полностью в иллюзию и все. То есть не видно, просто как это происходит. И самое интересное состоит в том, что этого вполне достаточно, чтобы чувствовать себя полностью счастливым в этом материальном мире. А кто может быть более счастлив, чем тот, кто точно знает, что находится под полной защитой самого Бога? Никто не может быть более счастливым. То есть это не просто избранное положение, это идеальное положение, которое только может быть.

00:30:40 И в чем хитрость этих защитных технологий? Как выражается эта защита в нашей реальной жизни? Защита, приходящая от Бога, состоит в том, что Он создаёт для нас именно те ситуации, которые способны выработать самые лучшие качества нашего характера, такие, как смирение, терпение, воля, решимость, сострадание, пользуясь которыми мы и достигнем быстрого духовного прогресса. Вот в этом хитрость защитных технологий. Это момент очень важен для нашего развития, потому что, встав на путь духовной жизни, обыкновенный человек думает, что теперь в его жизни не будет опасных и сложных ситуаций. Он думает, что это какой-то рай. Что это отсутствие сложных и опасных ситуаций. И столкнувшись с ними, он начинает думать, что Бог не благодарен и не защищает его, как обещал, что связи никакой нет, что все также и осталось, толку никакого.

00:32:07 В действительности защита совершенна, потому что, защищая, Он позволяет происходить только тем ситуациям, которые способны нас возвысить, которые способны пробудить в нас самое лучшее, что дремлет в глубине нашего сердца, что дремлет в глубине нашего подсознания. Поэтому тот, кто понял сам принцип духовной защиты, в каждой ситуации благодарит Бога и старается извлечь из неё наибольшую пользу, пробуждая в себе благородные качества характера. То есть, когда мы попадаем в сложную ситуацию, мы должны тут же задуматься, какой вид благородства я должен проявить в этой ситуации? Какой вид благородства от меня требуется? Что я должен в себе пробудить? Как я должен поступить?

От чего зависит наша свобода выбора?

00:33:05 Что это все значит? Это значит, что мы должны действовать активно на пути своего развития. Иногда человек думает, что от него в этом мире ничего не зависит. Думает: «Все, теперь от меня ничего не зависит». Он послушал вот эту идею и неправильно её понял. Давайте разберёмся. Действительно, плоды наших действий не зависят от нас. Но сама активность находится в нашем распоряжении. Мы можем действовать или решительно, или лениво. Вот это явно в нашем распоряжении, понимаете? Это как знаете, вечная игра с автобусом - успеешь на него или не успеешь. Можно выскакивать быстро из квартиры и бежать, и всё равно не успевать, а можно выходить медленно и подходить прямо вот вовремя к открытым дверям. Такая вечная игра, есть такой закон автобуса, что если вам ну хотя бы чуть-чуть видно остановку, то автобус появляется именно в тот момент, когда уже вы не успеваете до него добежать. Такая вот стандартная ситуация. Хоть что делай. Но от нас зависят усилия как мы действуем, а результат не всегда, но сами действия зависят. Поэтому уровень нашей активности – это и есть наша свобода выбора, которую мы проявляем, несмотря на конечный результат, есть он или нет его. Мы проявляем свою осознанную активность. Поэтому главная награда за активные усилия – это возможность продолжать усилия в данном направлении.

00:35:05 То есть, например, если человек с усилием изучает Бхагавад-гиту, то что у него появляется желание изучать её дальше. Если он изучает её лениво, у него пропадает желание дальше изучать Бхагавад-гиту, он её откладывает и говорит: «Мутная книжища. Ничего не понятно.» У него пропадает желание, понимаете? То есть, если мы действуем активно, то у нас появляется и вкус к дальнейшему действию, появляется возможность это делать. В этом секрет. Если современному человеку даётся что-то легко, он не может оценить это по достоинству, поэтому наша жизнь и наше духовное развитие не так легки, как нам бы хотелось, но это только для того, чтобы мы из-за своей собственной глупости вдруг не потеряли то, что получили. Чтобы мы не потеряли то, что у нас есть. Поэтому жизнь специально делает все таким сложным, чтобы мы оценили важность этого. Как знаете, такая есть хитрая поговорка: «Не мы такие, жизнь такая». Не жизнь такая, мы такие. И поэтому жизнь специально для нас делает такие сложные ситуации, делает так все трудно достижимым, чтобы мы оценили то, что мы получили. Чтобы мы оценили, потому что не можем мы ценить легкое.

00:36:31 Как это эффект этих почтовых ящиков - сколько туда всего сбрасывается и рядом эта коробка стоит торжественная, чтоб тут же все выкидывалось. Не ценится. Но если человек подписался на этот журнал, взял эту подписку на год, разве он выкинет в ящик? Видели хоть одну подписку, чтобы человек выкинул в этот ящик, на что он сам лично подписался? Он пошел на почту, постоял там, поругался с этими людьми, которым лень работать, нашёл этот номер, этот подписной, деньги заплатил, да? Потом она пришла на месяц позже, порванная. Но он её склеит и соберет, журнальчик к журнальчику, книжку к книжке. Но может то, что ему просто так туда засунули, оно и ценнее в сто раз того, что он выписал, может там действительно очень важная, практичная, нужная именно в этот момент информация. Но он выкидывает её и все, даже не разглядывая. Не ценно, не может оценить.

00:37:47 Поэтому, к сожалению, под наш разум, под наш тип характера и дается система понимания мудрости в этом мире. Через некоторую трудность нам нужно проходить. Чтобы это осознать. Тогда человек счастливым становится: «Ух сколько у меня сил на всё это ушло.» Человек довольный, сияет: «С каким трудом я это достал». Он это начинает ценить. Побегать надо зачем-то, вот, набегался, довольный, счастливый. И ценит это действительно, ценит. Поэтому насколько мы способны оценить, в таком стиле и приходит к нам какая-то мудрость. . Вопросики, пожалуйста, по этому стиху.

Ответы на вопросы

00:38:40 00:00:05[Вопрос]: «[неразборчиво] Задают вопрос: «Что ты понимаешь под словом деградация?» Как мне правильно объяснить, что именно означает. Я понимаю, что уровень сознания, но как человеку непосвящённому объяснить что такое деградация?».

00:39:08 [Рузов В.О.]: Деградация - это уровень контроля себя, поэтому кто кого контролирует. Возвышение - это когда разум берет контроль над телом, чувствами, умом. Деградация - это когда тело и ум берут контроль над разумом и нашей душой. То есть, кто кого контролирует, я тело, или тело меня. Душа тело или тело душу. Кто кого куда ведет. Можно объяснить это как кто кого куда ведет - хозяин собаку или собака хозяина. Если собака стала главной в квартире и диктует условия жизни, значит это деградация. Если собака выгнала хозяина с его дивана и хозяин уже вынужден спать на коврике. Вот это, когда чувства и тело берут власть над разумом и душой. Поэтому душа вынуждена всё это терпеть, всю эту гадость. Тело хочет, и душа вынуждена спать на коврике, а тело развалилось на диване, понимаете? Соответственно, развитие - это когда все занимают свои достойные места. Тело слушается разум, разум слушается душу, то есть кто кого контролирует. То есть это уровень самоконтроля. Деградация - это уменьшение самоконтроля, а развитие - это восстановление самоконтроля. Ну вот если коротко.

00:40:29 00:00:05[Вопрос]: «[неразборчиво] потому что, кого не спросишь, людям вот нравится, [неразборчиво] нравится, нравится. Вот все, вот всякие гадости они действительно реально нравятся»

00:40:52 [Рузов В.О.]: Да, как раз именно потому, что нравится, можно определить уровень сознания. Это мы дойдем в следующих главах Бхагавад-гиты, будут описываться уровни сознания, гуны материальной природы, и как раз, потому, что нравится человеку, можно определить его уровень сознания. Вот если человеку хочется все в рот тащить, всё, что на полу валяется, то это какой уровень развития сознания? Сколько лет? То есть можно понять, что ему нравится, понимаете, очень легко понять. А если ему нравится играть в компьютерные игры, то ему сколько должно быть лет? [неразборчиво] Да, а у нас им уже 50, понимаете? То есть, вот и смотришь. Потому, что человеку нравится, можно понять его уровень развития сознания. Ну вот, и мы так можем понять. На разных уровнях разное нравится, это признак уровня. На одном уровне одно нравится, на другом уровне другое нравится. Поэтому, это уровень ума, а не разума. Поэтому на уровень разума трудно перейти, потому что «нравится - не нравится» уже не работает. Уже не важно, что нравится. Уже «полезно - не полезно». Уже если возьмёте там новую программу, у меня новая программа стоит, виста, там уже есть функция родительский контроль. Ну и что, что ему нравится, ребёнку, а есть функция родительского контроля. «Полезно - не полезно» функция уже появилась. Раньше не было такой функции.

00:42:31 Пожалуйста, весь Китай, раз правительство и перекрыло интернет. Не полезно, понимаете? Простые люди, раз взяли, и всей стране перекрыли, какая проблема. Все просто «не полезно» понимаете? Уже выше, и все волнуются, почему? Потому что на уровне «нравится - не нравится» находится уровень ума. Уровень чувств - «хочу - не хочу», потом уровень ума - «нравится - не нравится». Потом только уровень разума – «полезно - не полезно». Поэтому, в общем-то, как мы говорили, чем ближе это к душе, «хочу - не хочу» самое дальнее, «нравится-не нравится» чуть ближе, но тоже далеко, «полезно- не полезно» совсем рядом к душе. Разум очень рядом к душе находится. Понимаете? Факт. Поэтому у нас йога разума, мы говорили. Мы начинаем с «полезно - не полезно», яма - нияма, что стоит принимать, а от чего следует отказаться. Поэтому людям «нравится - не нравится» - это их уровень, уровень ума, а у нас йога разума, мы разум включаем. Им разум не нужен, потому что «полезно - не полезно» портит все, саму жизнь портит, «полезно - не полезно». Да, как жить-то, «полезно - не полезно»? Уже даже так просто не поешь ничего, уже нужно думать уже полезно это или не полезно.

00:44:00 00:00:05[Вопрос]: «Я сейчас книгу читаю «Духовная практика вайшнава», и я читаю, как там как нужно жить, как люди живут, и у меня такое страшное [неразборчиво] настолько там написано для меня сложно, не реально [неразборчиво] что это настолько высокая планка, что мне кажется, ну просто становится страшно [неразборчиво]».

00:44:33 [Рузов В.О.]: Как вы думаете, все музыканты могут играть, как Бах? Как Бетховен? И что теперь, не заниматься музыкой? И не стоит такой идеи стать идеалом. А стоит идея - понять, куда идти. Поэтому даются идеальные...., это вот знаете, как восток. Восток - это что, конкретное место? Это направление стрелки. Вы не можете встать и сказать: «Вот я стою на востоке». Нет такой точки, на этой точке всё равно есть направление дальше на восток. Понимаете? То есть это направление. Поэтому восток, он как бы глобален по себе, также, как запад, как юг, как север. Это направление. И поэтому, должны даваться глобальные направления, чтобы мы сразу понимали, вот аж куда надо идти, интересно. Но этот путь он состоит из подпунктов, которые мы уже и разбираем. Поэтому есть глобальные направления, есть вот восток, а есть конкретное направление. Что нужно делать? Нужно сначала визу получить. Где визу получить? Нужно на север сначала поехать, в агентство Вамана-тур, и там вам дадут визу, а это вообще в другую сторону, не на восток, понимаете? А потом куда? А потом нужно поехать в Шереметьево. Где он там, на каком направлении? На северо-запад . На северо-запад потом поехать, вообще ещё не на восток. И самолёт не будет все время на восток лететь. Он будет все время лететь налево-направо, налево-направо, налево-направо, будет постоянно корректировать курс. Не прямо на восток будет лететь, понимаете? То есть, но направление глобальное. Но мы должны просто вот туда двигаться.

00:46:23 Поэтому, если мы не знаем глобальные вещи, то как мы будем двигаться? Мы должны знать глобальные вещи. Поэтому это то, что делает нас благородными. Благородство - это понимание глобальных целей. Это благородный человек. И поэтому он реально осознает своё положение, он понимает, что это ему дает? Какое качество?Смирение и терпение. И тут он что должен делать? Он должен совершать свободный выбор своей активности. То есть смирено и терпеливо он одолжен прилагать максимальные усилия, которые что ему дадут? Какую защиту? Защиту в виде того, что ему будет нравится дальше прилагать эти усилия, да. А идеал он сам по себе не достижим. Идеал - это направление. К нему нужно идти, к этому идеалу. Когда мы идем к этому идеалу, то фактически, как мы говорили, сам путь к идеалу становится идеальным.

00:47:31 Ученик химии тоже химик. Если этот студент химии, который изучает химию, он тоже химик. Но даже доктор и академик химии он всё равно не в совершенстве знает свою науку, он так же идет дальше, все идут дальше. Просто на каком-то моменте у вас такой-то уровень развития, на каком-то - такой, но все вместе идут дальше. Просто кто-то ближе, кто-то дальше. Это реальность, да. Поэтому буквально в духовных трактатах говорится, что мы не просто на каком-то уровне находимся, а мы самые последние. Чтобы сразу не было по этому поводу каких-то сомнений. Ну вот, так сказать, толпа самых последних. Как знаете, толпа отстающих, вот мы идем спокойно, радостно, не волнуясь. Все нормально, таких, как мы, много. Вот взялись за ручки, пошли, отстали, нормально, весело, ну что делать. Смиренно, терпеливо топаем в нужном направлении. Все нормально. Рассчитывать, что раз и вдруг нам погоны генерала оденут. Когда-нибудь может и оденут, но зачем, и так нормально. Главное идти в своем направлении, главное, чтобы было весело идти.

00:49:04[Вопрос]: «[неразборчиво] нам так повезло, что мы идем вроде бы в нужном направлении. [неразборчиво] а есть люди, которые погружаются в эзотерику [неразборчиво ]. Что же делать?»

00:49:32 [Рузов В.О.]: А дело в том, что мы ещё не дошли до этого момента в Бхагавад-гите, но это не так. В действительности, дальше Кришна скажет: «Каждый идет Моим путем». Просто ещё уровень отклонения слишком высок, понимаете? То есть это его северо-восточное направление, оно ещё слишком большой угол, но всё равно идет туда, к востоку. Просто ещё он не прямо идет, а слишком вбок. Но туда же. Поэтому все идут Его путем, то есть так все происходит в этой жизни, что всё равно судьба создает такие ситуации, чтобы у человека появлялось желание действовать более благородно. И работают над ним, и работают, и работают, и работают, и работают, судьба обтёсывают его, обтёсывают. Как знаете, в норку мышку загнать, вот она будет куда угодно бежать, только не туда, то есть вот так вот. Судьба будет стараться, просто у одних угол ближе к востоку, у других дальше. Поэтому разумный человек должен разглядеть этот угол отклонения и попытаться его уменьшить каким-то способом. Поэтому, только единицы в действительности вот идут против, в действительности каждый хочет быть счастливым, каждый хочет любви, каждый хочет доброты, справедливости, разума. То есть он хочет этого. Просто метод воплощения всего этого ещё под большим углом к востоку. Но всё равно идет туда же, к счастью. В этом мире каждый хочет счастья. Никто не хочет быть несчастным. Просто его ещё метод достижения слишком косвенный. Ещё вопросики?

00:52:02 [Вопрос]: «Вячеслав Олегович, как понять свою жизнь - это такая карма тяжелая и с ней надо что-то делать? Или это уже такая особенная любовь Абсолютной Истины по отношению [неразборчиво] Может есть какие-то признаки? [неразборчиво]»

00:52:24 [Рузов В.О.]: Признаки любви? Нас всегда любят. Это уже наше встречное чувство. Как мы идем навстречу. Поэтому, какое количество усилий мы прилагаем, так и проявляется эти признаки любви. Признаки любви состоят в том, что человек отказывается от всего, чтобы это не мешало ему любить. Если человек действительно любит, ему все мешает любить, поэтому он отказывается от всего, что мешает ему любить. Если что-то мешает, он от этого отказывается. Даже вариантов никаких нет. Если мы за что-то держимся, значит любовь ещё не достаточно велика. Поэтому признак действительно высоких стадий любви - это отречение, когда человек в действительности погружается в свою любовь. Это достаточно высокие уровни развития. В материальном мире они даже не воспринимаются адекватно. Высокий уровень любви. Настолько человека ничего не интересует, кроме его любви. Насколько он погружен в это. У нас это воспринимается, как сумасшествие. Поэтому такие уровни и не даются так просто. Потому что простой человек на этом уровне не сможет находится.

00:53:53 Поэтому мы должны занимать свой реальный простой уровень активных усилий, этого вполне достаточно. И когда уже нам будет все равно, когда уже мы в действительности будем готовы принять отношение мира к нашей любви, тогда нам будет дан более высокий уровень. Но мы ещё не готовы принять отношение мира к нашему духовному уровню. Мир не поймёт вашу любовь, не оценит. Поэтому лучше пока не торопиться. А любовь есть, в нашу сторону любовь стопроцентная. Это наша любовь пока одну тысячную процента составляет. Поэтому насколько мы развиваем свою любовь, настолько наши отношения открываются. То есть не со встречной стороны развивается любовь, с нашей стороны любовь раскрывается. Это как мы отвернулись от солнца, не солнце от нас отвернулось. Поэтому мы должны поворачиваться к солнцу. А оно светит для всех. Поэтому мы должны к нему повернуться.

00:55:02 [Вопрос]: «[неразборчиво] имеется в виду, это просто такие ситуации, при которых нам дается такая возможность [неразборчиво] тяжелая карма [неразборчиво]»

00:55:20 [Рузов В.О.]: Карма - это последствия нашей деятельности. Они все тяжелые, есть только тяжелая карма, легкой кармы нет. Поэтому мы получаем свои последствия, это наше всё, это никакого отношения к любви Бога не имеет. Мы говорили, что когда человек прикладывает усилия в своем духовном развитии, вот тогда он получает любовь Бога в виде того, что Он дает нам те ситуации, которые помогают нам разбудить в себе истинные благородные качества. Так выражается Его любовь. Это чтоб мы действительно заслужили. Если мы это получим просто так, мы не будем это ценить. Поэтому нам дается то, что мы в действительности заслужили.

00:56:07 Недавно где-то я читал про все большие выигрыши в России, и провели анализ - ни у кого в течении года этот выигрыш не сохранился. То есть все были или потеряны, или украдены, или как-то глупо растрачены. То есть никто не сохранил выигрыш, вот все эти огромные выигрыши, которые происходят, никто не смог сохранить. Никто, потому что дешево было получено. Раз и на голову свалилось. Все было потеряно. Людям ещё хуже стало от этого. А один даже не пришел. Один просто взял и не пришел. И даже знают его фамилию, он просто не пришел. То есть, говорит: «Мне и так нормально». Миллион долларов выиграл. «Мне и так хорошо, не лезьте ко мне, я уже знаю схему». Интересно. Вот тоже самое и у нас. То есть то, что мы получаем это все наше честное, поэтому мы живем спокойно. Ну когда мы начинаем делать усилия в духовном развитии, к нам начинают приходить только те ситуации, которые способствуют развитию наших благородных качеств. И вот это делает нас зачищенными, то, что мы изучали в этом стихе. А соответственно мы становимся спокойными. Потому что все,что не происходит оно происходит для моего развития. А соответственно я счастлив. «Ох веселая ситуация произошла, веселая, еле выжил. Такие качества сразу развились, целый букет хороших качеств».

00:57:34 [Вопрос]: «[неразборчиво]»

00:57:39 [Рузов В.О.]:Да, то есть нужно выбрать такую скорость, чтобы суметь затормозить в случае чего. Ну вот такая реальная дорожная ситуация. То есть нужно выбрать скорость, на которой было бы безопасно ехать спокойно и в то же время, чтобы это было достаточным для нашего развития, подобрать для себя. Вот это в основном проблема. То есть какой-то или недобор, сзади там все волнуются, пипикают, или перебор, то есть тормозной путь потом слишком проблематичный. Поэтому вот, нужно набрать какую-то свою нужную скорость методом, может иногда даже научного тыка, попробовать разные варианты, подобрать для себя лично и вот примерно знать свои силы и с этой скоростью двигаться.

00:58:36 [Вопрос]: «[неразборчиво] А внешние атрибуты [неразборчиво]»

00:58:46 [Рузов В.О.]: Конечно, да. Это увеличивает защиту. Это, знаете, привязные ремни, подушки безопасности, то есть мало ещё держать свою скорость, нужно ещё иметь внешнюю защиту. Поэтому все эти принципы ямы-ниямы, ограничения, это такие внешние факторы защиты. То, что нас сбережет, понимаете? То есть, если человек не пьет, то как он сопьётся-то собственно говоря. Он не сопьётся. Если ему будет трудно, он будет заедать своё горе, понимаете, но в конце концов, он не сопьётся, понимаете. То есть очень просто. Если он принял принцип этот защитный, то уже в эту сторону его не убьет. В другую сторону его будет бить, а там уж как он себя обезопасил. Поэтому, вот эти вот основные места, где может убить, вот они, защищены вот этими принципами ямы-ниямы. То есть, вот сюда точно нельзя, тут нужно пристегнуться крест-накрест. То есть человек защищён. Потому что жизнь веселая, стучит время от времени, но он защищён, он не деградирует в случае какой-то опасности, решает свои проблемы другими способами, не методом деградации. Все загрустили. Что сложно?

01:00:40 [Вопрос]: «Сложно установить взаимосвязь, потому что мы в материальном мире находимся, механические поступки делаем, которые вырабатывают в нас хорошие качества, но они носят материальный характер, а двигаться мы должны, пользуясь [неразборчиво] качествами к духовному миру, чтобы проводить духовную работу. [неразборчиво] с действий материального мира на действия в духовном [неразборчиво] как проявить?»

01:01:08 [Рузов В.О.]: Мы находимся там, где наше сознание. Поэтому одни и те же качества мы используем, куда бы вы не хотели двигаться, одни и те же. Можно быть очень хорошим и пушистым, а радостно деградировать, понимаете, никакой проблемы нет. Поэтому одни и те же качества мы используем для разных целей, поэтому цель определяет то, куда мы идем. Поэтому, если цель духовна, то это духовная деятельность, если цель - чувственное наслаждение, это материальная деятельность, одни и те же качества.

01:01:44 [Вопрос]: «Вот все-таки это качества материальной жизни или качества духовной жизни?».

01:01:50 [Рузов В.О.]: Смотря куда вы идете. Очень просто. То есть в духовном мире те же самые категории и качества. Да почему нет, абсолютно те же самые, но применимые с другой целью. А вспомним вариант с молотком. И в руках преступника тот же молоток, и в руках плотника тот же молоток. В чем разница? В цели. Один хочет убить и деньги забрать, а другой хочет гвозди забить и деньги заработать. Разница в целях, молоток тот же самый, понимаете? Поэтому мы развиваем позитивные качества, чтобы их использовать в правильном направлении. Мы можем стать идеально хорошими, но двигаться вниз, деградировать, понимаете? Можем развить все позитивные качества, можем терпимо относится к просьбам развиваться, мы можем смиренно деградировать, понимаете, да. Мы можем очень добро относится к тому, что наше сознание не хочет развиваться. Ну можем проявлять те же самые качества, но в не том направлении. Какие угодно, даже не хочу перечислять, чтобы не учиться, как их применять в не том направлении. Но если вы сами подумаете, столько хороших людей радостно деградируют.

01:03:29 Это как вегетарианство, которое принимается как великая духовность. Никакой духовности, абсолютный ноль. Абсолютно деградирующий вегетарианец. Вот он, так сказать, по-вегетариански деградирует. Какая разница? Все определяется целью. Какова его цель,что он хочет этим вегетарианством? Что он хочет в действительности? Куда он идет, на восток или на запад? Компас куда показывает? Поэтому, вегетарианец может идти и на восток, и на север, и на юг, и на запад. Вот в чем вопрос, куда он идет, для чего он действует.

01:04:12 Помните, мы говорили, сначала «зачем», а потом уже «как». Поэтому, пока не поняли «зачем», толку ни от какой деятельности нет. Поэтому даже в идеальном состоянии, когда человек развивает в себе идеальные качества, зарабатывает себе жизнь на райских планетах, что он получает? Ничего. Он попадает на райские планеты, что он там получает? Он делал всё это ради того, чтобы делать то, что здесь запрещено. Что такое райская планета? Это можно делать то, что здесь запрещено. И ему просто очень хотелось сделать то, что запрещено и ради этого он терпел аскезы, вел очень хороший образ жизни и там ему можно делать то, что здесь запрещено, там прямо река вина течёт и берега закуски. И сознание только протрезвевает от этого, не опьяняется, а протрезвевает. Напиток сома называется. Сексуальные отношение какие угодно, с кем хочет. Дети рождаются сразу шестнадцатилетние, все довольные, счастливые. Секс предписан, как стиль жизни. Люди только для этого знакомятся. Даже не успевают имя спросить. То есть это стиль жизни. Это как у нас за руку поздороваться. Да, вот человеку хочется этого всего, поэтому есть трактаты, которые райские планеты описывают. Не читайте их, потом спать спокойно не сможете. Да, ужас, порнуха такая, ведическая порнуха, не читайте, можно с ума сойти, есть много трактатов. То есть роста там никакого. То есть вот отвеселился по полной программе, часы дотикали, обратно. Не вверх, вниз, сюда. Да. Это если ещё повезет.

01:06:25 [Вопрос]: «[неразборчиво]»

01:06:27 [Рузов В.О.]: Ну я не знаю, я вашу трудовую книжку не смотрел. Да, это вы уж там сами вспоминайте. Но сам принцип грустный. . Поэтому это не решает проблему, просто вот человека мотает туда сюда и все, толку никакого. Движения вперёд нет, опять в то же положение личность попадает, ничего не решилось, ничего. Поэтому только духовное направление может концептуально что-то решить, вот из этого колеса самсары вырваться. Поэтому райские планеты, ад, рай, ад, это просто части этого колеса, по которому эта белка пробегает. На рай наступила, на ад наступила, на рай наступила, на ад наступила, на рай наступила, на ад наступила. Толку никакого, всё равно колесо. Поэтому рисуется самсара, как колесо. Бесконечное колесо. Хотя кажется, что движение есть, на самом деле никакого. Поэтому вся эта хорошесть - это тоже некоторая ловушка. Хорошесть ради хорошести - это тоже ловушка. Нет, хорошесть должна быть ради духовного развития. Тогда это помогает. На уровне духовного развития теряется вот это вот определение хорошего и плохого, в общем-то, уже немножко другое понимание деятельности.

01:08:06 [Вопрос]: «Вячеслав Олегович, получается, что из этого колеса самсары, если человек ведет образ жизни, который позволяет ему попасть в рай, это нельзя называть, что он духовно прогрессирует»

01:08:26 [Рузов В.О.]: Нет, конечно нельзя. Ну то, что вот вы поехали в Сочи, вы что, духовно прогрессируете от этого? Какой прогресс у слесаря, который поехал в Сочи отдыхать? В чем его разница от его соседа слесаря? Чем он отличается? Ну отдохнул в Сочи, вернулся, дальше что? В чем разница? Никакой разницы нет, абсолютно. Просто один больше заработал, а другой меньше, один более благочестивый, больше денег заработал, поехал в Сочи, другой меньше, а всё равно все вместе. Вернулись все туда же, на завод, к тому же станку, понимаете? Поэтому..

01:09:10 [Вопрос]: «Извините, а те кто попадает в ад, у них нет получается, духовной деградации?»

01:09:15 [Рузов В.О.]: Тоже нет. Просто они вот, так сказать, попали в такие условия, перевели их в другой цех, в сталевары записали. Люди сами идут в ад, на шахты, ещё куда-то, то есть это же адские вещи, понимаете? Под землей, на глубине 2 километров, в ужасных условиях, там все взрывается, падает, рушится, жарища, там пылища, ад. Люди идут туда работать ради денег. Сами уже здесь прям, в ад, какая проблема, никакой проблемы. То есть люди сами устраивают себе адские условия, поэтому какая проблема, да никакой проблемы. То есть место положение поменялось, но разницы никакой. Поэтому вот этот выбор дается везде, поэтому даже на адских и райских планетах есть проповедники, которые всех тормошат: «Давайте, давайте, какая разница где вы, надо что-то делать, что-то надо делать» Там даже как-то понятнее.

01:10:36 [Вопрос]: «[неразборчиво]»

01:11:06 [Рузов В.О.]: Вот и Бог тоже удивляется. Вот и Он тоже удивлён, вот почему? Это называется сон. Это называется непробужденное состояние. Поэтому то, что мы делаем – пытаемся проснуться. Мы ещё не проснулись. Как только человек просыпается, он это понимает. Мы просто ещё спим. Поэтому человек должен с помощью духовной практики... Духовная практика - это колокол, который человек сам звонит над своим ухом. Как вот будильник – мы сами же заводим будильник, и сами же не можем проснуться. И сами в полном здравии завели и утром не хотим его слушать. Факт? Вот и сейчас тоже самое происходит. Вот нами же в принципе заведенный будильник, вот он зазвонил. Мы же хотим счастья, да, молимся и Бог говорит: «Пожалуйста, вот, на тебе все» Мы говорим: «Вот этого не надо, не надо, не надо, я ещё хочу поспать.» Понимаете, то есть просто спим ещё.

01:12:11 Поэтому, в общем-то, духовная жизнь – это просто не мешать будильнику звонить, и мы проснемся. Если просто продолжаем, то он нас разбудит, этот звук мантры. Его нужно просто повторять, этот звук, и он разбудит. Мы может быть не понимаем, что это такое и не чувствуем, что это такое, не видим в этом практичности, может люди других тоже беспокоят, потому что никому будильники не нравятся. Но если этот звук просто продолжается, мы проснемся, просто проснемся, пробуждение придёт. Да, надо просто продолжать звонить. Поэтому главный принцип, чтобы проснуться, это будильник поставить как можно выше. На шифоньер. Нельзя ставить будильник под рукой, нужно ставить его на шифоньер, как можно дальше. Для чего? Чтобы как можно дольше звонил. Звенит долго – мы просыпаемся. «Все, а, надоело». Просыпаемся. Поэтому вот так каждый день будим себя, будим, будим, будим , на каком-то моменте просыпаемся. О-па, проснулся человек. Этот момент не предсказуем. Он в какой-то день, в какую-то секунду просыпается и его жизнь полностью меняется. И он не может поверить, что он спал всё это время, просто просыпается. Поэтому каждый когда-то проснется, момент выхода из под влияния гун. Поэтому эту технологию будем изучать. Бхагавад-гита, видите, она выводит из этой технологии, дает эту технологию выхода из под влияния сна. Дает, полностью описывает. Просто будем продолжать. Хотя бы не выключать будильник.

01:14:20 [Вопрос]:«Вячеслав Олегович, так получается, что если мы в этой жизни не пробудимся до конца, то Господь создаст в следующей жизни ситуацию, которая [неразборчиво] нам духовное знание [неразборчиво]»

01:14:57 [Рузов В.О.]: Желания, без которых человек не может пойти дальше.. Вот есть желания, не исполнив которые человек не хочет дальше ничего делать. Вот он уперся в это желание, ну получи, пожалуйста, что делать-то? Наш же выбрали, мы же в него уперлись. Нам же мешает это желание идти дальше. Ну получи. Поэтому так не стоит сильно предугадывать. Поэтому наша задача все-таки как-то в этой жизни разобраться, потому что там уже никто не знает. Это уже не наш план, мы уже не можем строить план так просто. Это уже будет решено на другом совете, на совете других директоров. Поэтому время есть, все решаемо, будем решать. Проснуться можно. В задачу-то входит просто проснуться, не что-то сложное. Если человек проснулся, все, он уже автоматически сам прилагает нужные усилия, уже сам автоматически бежит в нужную сторону. Главное просто проснуться.

01:16:13 Поэтому вот это нежелание просыпаться называется стадия каништха-адхикари. Каништха-адхикари - это вот повалялся, встал, опять лег, то есть неуверенный человек, не стабильный. То есть встать - не встать, надо - не надо. Когда человек просыпается - это называется мадхьяма-адхикари. Это значит стабильный человек. То есть он уже проснулся, он уже вышел из-под влияния. И когда он полностью разогнался и почувствовал вкус духовной жизни, это называется уттама-адхикари. Ну вот наша задача всего лишь с первой ступени на вторую перейти. А дальше все радостно и легко. То есть наша задача проснуться, встать. Вот таким холодным зимним утром главное вылезти из-под одеяла, потому что очень хочется не вылезать. Выйти главное, несмотря на то, что за окном вьюга, а дома так хорошо, тепло и чай можно поставить, и бутерброд намазать маслом. Так все, нужно вот выйти и все. Вот, и тогда сразу активность наступает, вышел и довольный уже идёшь, радостный, весело, уже все, дело делается. То же самое вот в духовной жизни. Вот первая стадия - это стадия раздумий, она может долго тянутся, у некоторых всю жизнь тянется. Поэтому тут нужно вот приложить усилия, чтобы выйти из первой стадии на вторую перейти. Да, ну а как? Как говорится, главное первый курс, с первого курса на второй перейти, перешел - вот все, дальше пошло-поехало, уже нормально.

01:18:04 [Вопрос]: «Вячеслав Олегович, а вот я правильно я понимаю, что перспектива с рождением на райских планетах она на самом деле очень даже ужасающая, потому что, если мы получим там рождение, то в любом случае на Земле золотой век по идее уже должен закончится».

01:18:21 [Рузов В.О.]: Ну да, будет грустно. То есть мы попадаем на самый конец. Будет очень печально. Этим летом я как раз ездил семинары читал по курортным городам. Это был ужас для меня. То есть, как-то так получилось, что я попал во все эти курортные города. Поэтому да, человек должен осознать, что это материальный ужас, такие вот курортные места, просто ужас. Бедлам настоящий, хотя именно все вот так же примерно, то есть вино рекой, отношения только одного типа, то есть веселуха по полной программе. Принцип тот же.

01:19:17 [Вопрос]: «И на лекции приходили?»

01:19:22 [Рузов В.О.]: Приходили другие люди, такие не приходили, они были заняты. Отпуск всего 20 дней, понимаете, одних сортов вин вон сколько, то есть времени нет реально, поэтому , на это времени нет. Очень трудно, в курортных городах идет такая деятельность, очень трудно, потому что сам дух вот этот райский... Поэтому, конечно, есть духовно развитые личности, но они вот так сказать.... Как на высших планетах есть планеты мудрецов. Но это не наш путь. Очень долгий. Прямо отсюда как-нибудь попробуем пропуск получить. Главное проснуться, вот если проснемся и все будет нормально.

01:20:22 [Вопрос]: «А если в этот момент [неразборчиво]»

01:20:31[Рузов В.О.]:В какой момент? Когда проснетесь? Да. Все свалится, конечно.

01:20:38[Вопрос]: «А что тогда делать?»

01:20:39 [Рузов В.О.]: Ничего, именно ничего. То есть, весь секрет духовной жизни - это ничего не делать. Вот самое главное ничего не делать. Если вы просто ничего не делаете, вы уже радостно духовно быстро развиваетесь. Вот, яма-нияма, понимаете? Нужно принять аспекты духовной жизни очень простые: книжку почитать, мантру повторить, съесть освящённой пищи немножко. Вот очень простые вещи. И главное не делать все остальное. Просто не делать, понимаете, и все хорошо. То есть, все очень просто, как вот на поезде, главное за стоп кран не дергать, понимаете, он сам едет нормально, в принципе. То есть как вот мы едем на поезде, да? Очень просто, билет купили, пришли, сели, расстелились, все, едем, чай пьем. Что главное не делать? За стоп кран не дергать и самим не выходить, понимаете? Самим не выходить, и оно едет как-то нормально, понимаете? И вот тоже самое, йога в принципе, очень просто. То есть приняли простые вещи, чтобы ехать вперед, вот этот паровоз приняли, то есть все, мантра там, то, пятое-десятое, вот такие простые вещи приняли, вот оно едет нормально. Теперь главное не делать глупостей. Терпеливо ждать, чтобы вот поезд доехал куда ему надо.

01:22:03 [Вопрос]: «[неразборчиво]»

01:22:15 [Рузов В.О.]:Ну и пусть сваливается. Ну свалилось, хорошо, какая проблема?

01:22:21 [Вопрос]: «[неразборчиво]»

01:22:23 [Рузов В.О.]: Можно, да. Поэтому человек должен брать только то, что ему необходимо. Очень просто. Если вы в действительности идете вперед, то вам ещё и не будет хватать, чтобы идти вперед. Если вы действительно делаете благие дела, то вам не хватит средств на благие дела. Ни у одной благотворительной организации не хватает денег на все благие дела, вам точно сразу могу сказать. То есть, если вы только начинаете делать благо, нести благо, вам тут же будет не хватать всю жизнь, чтобы на вас не упало. Если на вас что-то упало, вы просто не делаете благие дела. Хоть что-то, хоть собак всей Москвы накормите, вам уже денег не хватит, чтобы всем создать приют, накормить их, поженить, чтобы они были счастливые и довольные, понимаете? Уже не хватит денег на какое-то простое дело. Хоть за что-то возьмитесь, ну хоть за самое простое, уже всех денег, которые есть, вам не хватит. Будете всю жизнь ходить и искать. Поэтому обычно это у ленивых есть лишнее, если человек чем-то занят, у него лишнего нет. Ему всегда не хватает, поэтому нет такой проблемы. Есть проблема с нежеланием делать благие дела. А проблем с тем, что-то упало и не знаешь, куда это деть, я не знаю таких проблем. Если будут, мне скажите, мы попробуем помочь. Разобрались? Разобрались, спасибо большое.

обработка текста: Дамаянти д.д. | Чиангмай | Тайланд | 16 November 2013
транскрибирование: Юлия Бугаева | Торонто | Канада | 19 February 2011