Как увидеть Истину?

01 January 2008
Понимание зависит от ситуации. Какие есть типы людей? Как увидеть Истину? Почему не нужно оценивать людей? Как действует карма? Для чего нужны ограничения? Как сохранить энтузиазм? В чем секрет счастливой жизни? Ответы на вопросы: Встав на путь духовного развития, должен ли человек прекращать общение со старым окружением? Почему не нужно давать советы? Как нужно себя ограничивать? В чем главная иллюзия материального мира? Как удержаться от материальных желаний?
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:28:08 | качество: mp3 24kB/s 15 Mb | прослушано: 1096 | скачано: 1180 | избрано: 32
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Понимание зависит от ситуации

00:00:00 Потому что один и тот же момент из философии можно по-разному совсем объяснять. То есть другой контекст и по-другому вообще объясняется. И потом начинаются противоречия. То есть мы не объясняли какой-то момент, в другом месте вы можете это по-другому прочитать. Поэтому в философии как правило, если это какая-то одна традиция, нет противоречий, есть разница в контексте, то есть контекст другой. Поэтому в одном контексте с одной стороны это описывается, в другом контексте с другой стороны это описывается. То есть может быть разный подход. То есть в этом, в общем-то, и характеристика личностного подхода и личностной философии в том, что всегда идёт объяснение какого-то контекста с личностной точки зрения, то есть это для кого-то объясняется в какой ситуации.

00:01:00 Поэтому, когда ситуация меняется и личность меняется, которая объясняет, личность, которой объясняется, то может и само объяснение выглядеть по-другому, запросто. Даже один и тот же человек может в течении двух дней абсолютно по-разному объяснять одну и ту же философскую концепцию. И, так сказать, неискушённый слушатель он обычно задаёт вопрос: «А я вот слушал Вашу лекцию, Вы там не так говорили. Вы противоположно говорили». Была противоположная ситуация, был другой слушатель, был другой контекст. Поэтому эта философия личностная, это не то что, незыблемая какая-то наука вроде математики, где всегда два плюс два четыре, нет. Для этой личности два плюс два будет пять, а для другой личности шесть, понимаете, а для третьей семь с половиной. Всегда есть какое-то коэффициент, ссылки на личностность.

00:02:06 Каждая личность находится на каком-то уровне понимания и мы с этой точки зрения объясняем. Например, сейчас мы объясняем 4 главу с точки зрения пройденных трёх. Но если мы пройдём ещё пару глав, например, пятую и шестую, то мы уже будем немножко по-другому говорить об этой главе. Посмотрите как идёт разбирательство, понимаете. Поэтому глядя, например, с точки зрения первых глав на четвертую, мы так об этом говорим. А глядя там с точки зрения 18 главы мы уже будем об этом по-другому говорить, и это абсолютно нормально. Потому что с разных сторон мы смотрим на одну и ту же ситуацию и в течении развития меняется. Это не значит, что это противоречие. Не противоречие, это значит, что мы понимаем эту некоторую практичность. Практичность - это приложение философии на конкретную ситуацию. Поэтому мы создаём какую-то ситуацию, у нас есть какой-то определённый запас знания, мы находимся в какой-то определённой, временной ситуации, в каком-то возрасте, в каком-то месте. И всё это даёт нам возможность с этой точки зрения посмотреть на какой-то момент философский и тогда он нам становится понятным. Если мы это все не учтём, будет ничего не понятно, понимаете.

00:03:28 Недавно ко мне подошёл человек и задал очень умный вопрос, столько слов, так начитался человек, очень начитанный. Слова умные все, все применил. Знаете, умному человеку хочется умные слова применять. И я ему говорю: «Я не понимаю, что Вы говорите. Вы меня попроще спросите, что Вы хотите узнать, в чем Ваша проблема? Скажите, в чем проблема?» И человек так мне и не смог объяснить, он мне полчаса объяснял, все в терминах, все точно. Я говорю: «Я не понимаю в чем проблема. Я не понимаю, где здесь жизненность проблемы?» Вот так иногда происходит, что когда философия не привязана к реальности, она становится непостижимой, невозможно её понять о чем, к чему. Поэтому какую-то часть знания мы можем естественно пропускать, это абсолютно нормально. То есть человек иногда бьется на смерть, пытаясь что-то понять, а в действительности, просто это ещё не его ситуация и не его время, скажем так, подходящее к его личности описание. Поэтому можно абсолютно спокойно пропускать какие-то моменты, которые не понятны, не волноваться по этому поводу.

00:04:44 То, что действительно нас задевает, оно будет нам понятно, то, что как-то связано с нашей концепцией. Так как Абсолютное Знание абсолютно, значит оно подходит абсолютно всем. А значит, что не обязательно, именно этот участочек знания будет актуален для нас сейчас. Может потом будет, а сейчас может быть не актуален абсолютно. Поэтому это некоторый проход по магазинам. То есть идём, идём, сейчас этот магазин не актуален, вот не нужен нам сейчас стиральный порошок, понимаете. Сейчас он не вызывает в нас никакой активности. Но в следующий раз вызовет. Поэтому и разбор Вед начинается с актуальных произведений. Бхагавад-гита - это актуальное произведение, здесь все актуально для каждого. Шримад Бхагаватам - это актуальное произведение, то есть там все актуально для всех. Но если мы берём какие-то другие ведические произведения, может быть очень не актуально. Поэтому человек иногда разочаровывается. Он читает Веды, говорит: «Ну понятно все, интересно, здорово, но зачем это все нужно, не понятно». Поэтому так отталкиваясь от актуальности нужно попытаться в этом разобраться примерно. Поэтому так всегда нужно смотреть на то, в чем конкретно мы должны разобраться. Ага, ещё вопросики.

Какие есть типы людей?

00:06:49 Нет вопросов. Следующий стих 15. А где мой секретарь? Ну обычно мне книжку дают. 15 стих, 231 страница.

Ом Намо Бхагавате Васудевая
[зал]Ом Намо Бхагавате Васудевая
Ом Намо Бхагавате Васудевая
[зал]Ом Намо Бхагавате Васудевая
Ом Намо Бхагавате Васудевая
[зал]Ом Намо Бхагавате Васудевая

15 текст звучит так:

эвам джнатва критам карма
пурваир апи мумукшубхих
куру кармаива тасмат твам
пурваих пурватарам критам

Переводится так: «В минувшие времена все освобождённые души обладали знанием о Моей трансцендентной природе и действовали в соответствии с ним. И ты должен исполнять свой долг, следуя их примеру».

00:08:34 Комментарии прочитали дома и в нем, как вы помните, говорилось, что мир наполнен двумя типами людей. Основную массу представляют, те, чьи сердца наполнены огромным количеством материальных желаний, много материальных желаний, все они роятся в сердце, мучают человека. Это страдающий вид населения планеты, когда в сердце очень много желаний, человек страдает. Так как любое материальное желание приносит неприятности, как мы выясняли, в следствии их временности. Любое материальное достижение временно по своей природе, поэтому от этого одни лишь неприятности. Все на какое-то время. Потом всё это обязательно пропадает. То есть всё, что заканчивается - это источник горя и страданий.

00:09:29 Поэтому человек разумный сначала старается понять в чём отличие материальных желаний от духовных, а затем очищает своё сердце от всего временного, как мы выясняли, а значит от всего иллюзорного. Так появляется второй тип людей, который описывается в этом стихе. Это люди, сердце которых свободны от материальных желаний, из сердца которых ушли материальные желания. Вот когда сердце очищается от иллюзорного, временного, материального, тогда человек начинает видеть Истину, появляется видение Истины. То есть мешает вот эта муть в сердце, мешает муть желаний, желание сбивает. Когда у человека сильное желание, он не может увидеть истинное положение вещей, он в иллюзии находится, в каком-то своём мире живёт. И когда это желание уходит, он начинает видеть то, что происходит в действительности. Такая вот муть желаний, такая самогонка некоторая, такие мутные все эти желания: того хочу или того хочу. Человек даже не знает, как он этого хочет, чего он хочет конкретно. Спроси человека, чего он хочет, он не сможет объяснить, понимаете. И тем более не сможет в этом какую-то логику найти.

00:11:04 Ко мне приходит человек, так сказать, на беседу, на консультацию. И мы начинаем об этом говорить. Человек говорит: «Я хочу работу такую-то престижную». И начинаю с ним разбираться: какая она должна быть, где конкретно, сколько ты хочешь получать. И когда мы начинаем это разбирать, я говорю: «Ну теперь сам подумай вообще это реализм или что это?» Он говорит: «Да, что-то я в какой-то сказке немножко пребываю». Я говорю: «Ну давай, так сказать, это как-то сведём к реальности. Вот с этой стороны до куда сведём, зарплату до куда сведём? Может с 20.000 до 1.500 как-то сведём хотя бы? Может не сразу президентом компании, может сначала хотя бы помощником отдела, то есть начнём с чего-то. Может она будет не в 5 минутах ходьбы, а хотя бы в 40 минутах езды, то есть давай реализм какой-то в этом желании наведём». Так вроде навели и вроде тут же варианты появились. «А у меня есть такие варианты оказывается». Человек тут же говорит: «А у меня вот таких вариантов сколько хочешь. Ну все, я пошёл».

Как увидеть Истину?

00:12:10 Обычно, так сказать, вся работа консультанта сводится к тому, чтобы выводить человека из иллюзии, из вот этого тумана. То есть человек думает о чем-то, но он даже не хочет это оформить. Человек думает, но не оформляет в этом стиль ума, ум такой бесформенный немножко. Поэтому он думает о чем-то абстрактно: «Вот была бы хорошая работа, было бы здорово». Какая, что, где? Но главный закон он забывает, все великое оно высоко оплачивается. На хорошей работе надо хорошо работать. С хорошим человеком трудно жить, понимаете. Человек не представляет, какую цену нужно заплатить. Человек думает, женщина приходит: «Мне бы великого мужа. Чтобы он был высокодуховно продвинутый, желательно святой». Как ты с ним будешь жить-то? Даже в материальном плане с какой-то великой личностью жить невозможно, это одно наказание сплошное. С простым директором все, можно с ума сойти, то есть он не понимает, где он находится. Поэтому в основном мы не представляем чего мы хотим и каковы для этого должны быть усилия.

00:13:39 Поэтому, как мы выяснили, человек, очищая своё сердце от иллюзии, очищая своё сердце от материальных желаний начинает видеть Истину. Как мы говорили, Параматма, аханкара, находящаяся в его собственном сердце, становится видна, мы начинаем видеть Параматму и мешает всему этому ложное эго, ложное эго, оно закрывает видение Истины. Вот эти ложные идеи, ложное эго, аханкара, мешает нам увидеть Истину, Параматму. Туман ложных идей мешает нам видеть прямо, мешает нам видеть то, что находится прямо перед нами в собственном сердце. И выражается это в том, что человек понимает, как те или иные события в его жизни постепенно подводят его к развитию, постепенно подводят его к духовному пути.

00:14:40 Когда материальные желания уходят, человек видит как всё, что происходило, вся его история, как это подталкивало его к правильным решениям, но он сам не хотел их совершать. Фактически, мы начинаем понимать, что всю нашу жизнь судьба вела нас за ручку, судьба вела нас за ручку, постепенно подводя к пути, находясь в нашем собственном сердце. Подводила нас куда нужно и подсказывала нам: этого не дела - страдать будешь, а это делай – все будет хорошо. Вот эта пыль, которая покрывает наш ум, сердце, она появляется в результате временных, материальных желаний. Она делает нас слепыми. Когда даже одна пылинка в глаз попадает, уже ничего не видно. А тут полностью покрытое сознание пылью, слишком много желаний. Каждая пылинка - это желание.

00:15:57 Поэтому если посмотреть на руки. Каждая складка на руке - это какое-то желание, которое уже ранило наше сердце. Фактически, каждая линия на руке - это шрам на сердце. Просто он читается по руке, сердце не видно. Каждая линия на руке - это шрам на сердце от какого-то желания, исполнилось, да не так, разбилось сердце или не исполнилось. Истина всё время находится рядом с нами, но, будучи ослепшими от гордости, от вожделения, мы видим только себя. Вот в этом специфика иллюзии, мы видим только себя. Даже в окружении огромного количества живых существ мы видим только себя, вот в этом иллюзия. Человек видит только себя, осознает только себя, понимает только себя. Поэтому наука самоосознания, как не странно, это увидеть других. Человек иногда не правильно понимает науку самоосознания. Думает: «Вот здорово, буду дальше думать о себе, ещё глубже, ещё больше», нет. Наука самоосознания - это увидеть других. Наука самоосознания - это понять, что я думаю только о себе, надо с этим что-то делать, нужно начать думать о других.

00:17:23 Мы не видим не только Истину, Бога, мы не видим даже тех наших родных, близких, соседей, мы не замечаем их. Посмотрите, как часто человек современный не знает даже, как зовут его соседей за стенкой. Он их даже в лицо не узнает. Вот самый ближний к нему, до него всего метр, за стенкой он находится. Но с ним ноль отношений. Это признак того, что в обществе воцарилась культура эгоизма, каждый думает только о себе. Никто не думает о том, кто находится рядом. Поэтому ведическая культура стоит на страже улучшения взаимоотношений. Сначала человек учится общаться со своим ближайшим окружением. Он начинает любить, а значит видеть своих родных, ближних, соседей, друзей. Это создаёт фундамент для дальнейшего развития, которое начинается после получения духовного знания. Сначала должен быть фундамент, человек должен уметь видеть тех, кто его окружает. Тогда получая духовное знание, он начинает видеть и Истину. Это позволяет ему увидеть Истину в своём собственном сердце.

Почему не нужно оценивать людей?

00:18:40 Одним словом, для того, чтобы увидеть Бога в своём сердце, нужно научиться любить и заботиться обо всех кто нам посылается тем самым, кто находится в нашем сердце. Когда мы это поймём, мир взаимоотношений откроется перед нами. Сейчас мы просто не видим его, нереально осознаем, то есть Я в центре, Я - эгоцентричная система, Я в центре и не вижу других, не могу оглянуться по сторонам. А если оглядываюсь, то сверху оглядываюсь, вот я в центре, остальные вокруг.
И вместо того, чтобы любить и уважать тех, кто нам посылается судьбой, мы начинаем оценивать их по какому-то своему критерию. Вот этот эгоизм создаёт какой-то внутренний критерий, создаёт какую-то внутреннюю сетку для оценки: хороший, плохой, свой, чужой, наш, не наш. Мы начинаем оценивать. Оценка - это всегда противопоставление отношениям. Если мы не хотим с кем-то отношения, мы начинаем оценивать. Как только мы начали что-то оценивать, тут же отношения пропадают, исчезают. Как только мы перестаём что-то оценивать,тут же отношения восстанавливаются. То есть так вот можно увидеть, что происходит в сознании.

00:20:14 Это такой очень грубый материалистичный подход, который является признаком того, что мы не понимаем, как в этом мире приходит ответственность за наши собственные поступки. То есть как мы выясняли, нам создаётся то окружение, в котором мы можем наилучшим образом понять, что в первую очередь нужно изменить в своём сердце. И вместо того, чтобы приступить к этим изменениям, мы начинаем оценивать окружение. Поэтому с точки зрения обывателя, окружающие могут действовать достаточно грубо или даже болезненно для нашего любимого эго. Но если мы поймём, что они представляют саму идею оздоровления, саму идею излечения, то поймём, что и относиться как мы выясняли нужно как к врачу, как к тому, кто несёт здоровье.

00:21:15 Каждый выполняет своё дело, вскрывая нашу оболочку за оболочкой и добирается до самых потайных уголков нашего сердца, чтобы вытащить на свет то, что там укрылось, спряталось в прошлом, в настоящем, хочет перейти в будущее. Если сейчас это не вытащить, это перейдёт в будущее. Идёт оно из прошлого, культивируется в настоящем. Если мы от этого не избавимся, перейдёт в будущее, превратится в последствия. А то, насколько аккуратно эти, окружающие нас представители оздоровления, выполняют свою работу, зависит от того, как мы сами поступали в таких случаях по отношению к другим. Тоже мы выясняли эту концепцию, она очень проста.

Как действует карма?

00:22:19 Поэтому каждый раз, когда появляется желание кого-то исправить, кого-то поправить, кого-то направить на путь истинный, мы всегда должны помнить о том, что делать это надо с максимальной любовью,с максимальной человечностью и как можно приятнее. Тогда и наш собственный путь развития станет одним сплошным удовольствием. То есть когда мы хотим что-то сделать лучше, мы должны это делать человечно, а иначе потом это скажется на нашей же собственной жизни.

00:23:20 То есть как к нам сейчас относятся окружающие, так мы относились к другим в прошлом, это простая схема, мы её уже разбирали. То есть если мы любили служить и заботиться, нам посылаются соответствующие родные и близкие. Если мы любили потешить своё эго, тогда даже собственная жена или муж будут эксплуатировать нас по полной программе, будет насилие. Поэтому забота и служение вознаграждается приятным, благородным окружением. Когда мы заботимся о других, когда мы служим другим, приходит вознаграждение в виде заботливого и благодарного окружения. То есть появляется атмосфера заботы, атмосфера благодарности, так примерно.
Что происходит? Мы пытаемся создать отношения, рассчитываем на то, что всё закончится хорошо. Вообще это, так сказать, концептуальная иллюзия этого мира. Но в этом мире никогда ничего не заканчивается хорошо. Это концепция материального мира. С материальной точки зрения хэппи-энда вообще не существует. Вот это слово, его придумали враги. Хэппи-энда нет никакого. Это хэппи-энд это, так сказать, голливудский приём. То есть нужно, так сказать, окончить на таком месте, за которое люди готовы платить и дальше ничего не рассказывать, потому что если показать дальше, никто уже платить не будет.

00:24:49 Нет никакого хэппи-энда, так как всё заканчивается не просто плохо, всё заканчивается смертью, то есть все разрушается, ничего не остаётся. Причём, чем больше человек старается наслаждаться, тем быстрее пролетает время, соответственно быстрее приходит старость, смерть. То есть чем больше человек хочет получить, тем быстрее все проходит, легко понять. То есть чем больше человек пытается взять от всего этого, тем быстрее все заканчивается. Это одна из философских концепций продления жизни, кстати. Если говорить о философии продления жизни, то она не в плане здоровья даже разбирается. Она разбирается в плане отношения к жизни. Она состоит в том, вот эта вот концепция долгой жизни состоит в том, что простая жизнь, ограниченная разумными правилами культуры и морали, воспринимается нами как очень длинная и насыщенная. Жизнь без ограничений пролетает моментально. Вот в этом принцип. Когда есть ограничения, всё это очень долго, всё это очень серьёзно и всё это насыщенным становится.

00:26:06 Я помню те же самые простые два года службы в армии, они тянутся чрезвычайно долго там. Солдат считает 100 дней до приказа. Каждый день для него это целая жизнь, все так долго. Но когда ограничения сняты, те же 2 года пролетают вообще, все, не было, где они, куда делись? Почему? Все, нет ограничений. Жизнь перестала быть простой и нормально ограниченной. Поэтому даже если какими-то внешними факторами судьба загоняет в эти условия, она даёт понять человеку философию восприятия жизни. Делает он выводы из этого или не делает это уже его личное горе. Но жизнь время от времени показывает сам принцип жизни. Жизни не жалко показать принцип жизни. Поэтому время от времени мы естественно попадаем в простые и ограниченные условия. Все просто, ограничено, и тут же жизнь становится интересной, долгой, насыщенной, все замечательно. Но когда это время заканчивается, мы радуемся и погружаемся опять в потворствование своим глупостям, своим желаниям и опять все пролетает моментально, да что ж такое. Поэтому о трудностях человек обычно всегда с радостью вспоминает. Если так посмотреть на жизнь человека, он всегда с радостью и с интересом вспоминает: «Да, интересные были времена. Да, конечно были трудности, но жизнь была насыщенная, жизнь была интересная»

Для чего нужны ограничения?

00:27:44 Это и есть, в принципе, атмосфера здоровых или разумных ограничений. Здоровая атмосфера - это атмосфера здоровых ограничений. То есть здоровая атмосфера приводит к здоровью тонкого, физического и духовного тела человека. Например, если мы это разберём, поподробнее, сейчас просто я скажу, ограничения в чем-то внешнем, например, ограничения в питании приводит к здоровью тела, если мы просто посмотрим на эту ситуацию. Если человек, так сказать, легко заболел, он может перестать есть и его болезнь проходит. Если он ограничивает своё питание, у него больше реального, физического здоровья. Поэтому ограничения в питании приводит к здоровью тела. Ограничения в желаниях приводит к здоровью сознания. Если человек ограничивает свои желания, у него оздоровляется сознание. Он начинает ясно мыслить, трезво говорить, строить разумные планы. А ограничения в духовной жизни, когда человек ограничивает свою духовную жизнь, своё развитие, когда он перестаёт совершать греховные действия, когда он перестаёт совершать материалистичные какие-то поступки, то есть создаёт все предпосылки для духовного развития, это очищает его сердце, приводит к здоровью души.

00:29:10 Поэтому если атмосфера недостаточно чистая, в ней обязательно заведутся какие-то проблемы, легко понять. Также как в недостаточно чистом доме обязательно тараканы заведутся, придут всё равно откуда-нибудь. И соответственно, создавая вокруг себя чистую атмосферу, мы постепенно обретаем чистое окружение, это естественным образом происходит, которое стремится к тем же целям, что и мы. Как солнечный день заставляет улыбнуться всех, кто этому сам не препятствует. Но если человек сам не хочет попадать под влияние чистоты, мы не можем его заставить, это невозможно, поэтому не стоит сильно беспокоиться по этому поводу. Но те, кто предрасположены к позитивной атмосфере, они естественно будут в ней находится. То есть это создаст какое-то естественное окружение. Конечно же, атмосфера требует всеобщей согласованности, в этом и некоторая трудность её создания. Даже один человек, не соответствующий общей атмосфере, может её легко разрушить, как один алкоголик может разрушить весь праздник, раз испортил весь праздник, все. Только сели, он уже под стол упал, уже все, уже разрушил весь праздник. Как закоптившая свеча может испортить весь праздничный торт. Атмосферу легко очень испортить. Нужно всегда быть аккуратным.

00:30:53 Когда мы идём в какое-то место, нужно постараться подумать как не испортить атмосферу, в которую я иду, как я буду ей соответствовать. Вчера я читал лекцию в другом городе. Там собрались люди, и я посмотрел, туда зашёл организатор, вышел и вернулся и никто не появился. Потом я спросил кто там приходил. Он говорил, что там приходила женщина с ребёнком. Говорю: «Почему вы её не пустили?» Он говорит: «Ну ребёнок постоянно бегает и орёт» Говорит: «Правильно я сделал?» Говорю: «В принципе, правильно, потому что невозможно было бы действовать. Мать должна знать ну куда пойти с ребёнком. Если это не детская атмосфера и там нет больше детей, которые бегали бы и орали, то это её ошибка. Поэтому что делать. Человек должен платить за свои ошибки. Поэтому её не пустили на лекцию, что сделать. Ничего не сделаешь, к сожалению». То есть мы должны сами заранее подумать куда мы идём, с кем мы идём, как мы идём, какая там будет атмосфера и не испорчу ли я эту атмосферу. Иначе мы же будем обижены, мы же и обидимся, спрашивается на что? То есть мы должны учитывать. Культура - это учитывать атмосферу. В этом трудность её создания. То есть кто-то прикладывает все усилия, чтобы создать эту атмосферу и в результате кто-то один может её очень легко разрушить. Но это такой принцип, чтобы мы знали.

Как сохранить энтузиазм?

00:32:18 Но больше нас интересует атмосфера энтузиазма. Вообще это проблема нашего времени, депрессивность. Что такое депрессивность? Отсутствие энтузиазма, все в депрессии, общее состояние. Хотя кажется, что люди бегают, в действительности, у них у всех очень депрессивное состояние. У всех есть эта некоторая слабость. На этом сейчас играют всевозможные целители, выводители духов, приведений. Они говорят: «Ты чувствуешь слабость?» «Да.» «У тебя нет сил, чтобы делать свои дела?» «Да.» «У тебя опускаются руки?» «Да.» «У тебя сглаз.» Никакой не сглаз, у человека обыкновенная депрессия. То есть нужно понять, что он просто потерял энтузиазм, обыкновенная стандартная, эмоциональная проблема, ничего в этом нет мистического или сложного, никакого отношения к сглазу не имеет.

00:33:18Человек, которого сглазили, умирает в течении трёх дней, поэтому не бойтесь. Если даже вас сглазят, вы не успеете об этом узнать. Если вы плюнете в лицо какому-то великому магу в Индии, что вряд ли, потому что он так просто на дороге не сидит, в этом случае да. Сейчас расскажу тайну. Он подберёт обезьянью не скажу что и кинет вам в спину с мантрой. И вы через 3 дня умрёте, вот и все. Поэтому вы даже не узнаете. Просто знаете, поехал человек в Индию и не вернулся, вот и все. Ну плюнул кому-то в лицо, ну бывает, так сказать. Да, здесь таких приключений нет. Поэтому обычно все это, просто, все эти салоны играют за счёт этой депрессии общенародной и собирают с этого деньги, потому человек сразу думает: «Да, точно слабость, точно о-о-о. Да, враги есть, надо с ними бороться.» Но вам всего 20 нужно курсов провести по снятию сглаза, по 5000 рублей каждый, нормально. Поэтому сейчас, так сказать, эзотерический развод. Поэтому не попадайтесь, они очень вглядываются в вас и рассказывают обыкновенную сейчас психологическую обстановку.

00:34:37 Вот эта вот атмосфера энтузиазма нас интересует, потому что именно она создаёт основу для быстрого духовного развития, атмосфера энтузиазма. В общем-то, все об этом беспокоятся и директора заводов беспокоятся, и в семье все волнуются, и сам человек беспокоится. Нужен энтузиазм, да? Сам я беспокоюсь об этом. Все, уже устал, энтузиазм потерял, уже лежишь, встать не можешь, все. То есть нужен энтузиазм. Секрет атмосферы энтузиазма состоит в том, что каждый день необходимо следовать регулярным духовным и культурным действиям. Вот эта регулярность даёт энтузиазм. Такая вот ежедневная стабильность называется садханой, и приводит к естественному возникновению атмосферы энтузиазма. Соответственно энтузиазм пропадает от нерегулярности. Вот такой вот weekend - это убийца энтузиазма, современный weekend, субботне-воскресный отказ от всего, он приводит к тому, что полностью человек потом попадает в этот депрессивный психоз.

00:35:51 То есть даже не смотря на то, что пришло суббота-воскресенье, какие-то основные элементы должны сохранятся, не все конечно, человек уже на работу не идёт. Но остальные какие-то элементы должны сохраняться, человек должен за этим следить. И если он сохраняет какие-то основные элементы, которые через каждый день проходят, он не потеряет энтузиазм. Если он каждую неделю на 2 дня, а точнее, как мы говорили, с середины четверга человек начинает выпадать потихоньку, а в пятницу уже точно после обеда. Уже видно, что все убегают из города, уже пробка на выезд, уже видно, что все бегут. Все ждут просто, когда директор уйдёт и за ним тут же уходят все. Конечно же, человек естественным образом попадает. Эта зарубежная культура weekend, так сказать, привела к психическому общенациональному расстройству.

00:36:57 Грамотная культура требует ежедневных действий. То есть почему земля такая, даёт такую здоровую атмосферу? Потому что корове всё равно суббота или воскресенье. Корову не волнует, какой у вас день недели, вы должны встать и подоить. Должны вывести на поле, ещё куда-то. То есть земля требует ежедневных действий, никуда не денешься. Город все, то есть отпуск, выходной и человек бросает все и думает, что этим самым он отдыхает. Нет, он не отдыхает. В действительности, он медленно, но верно попадает в депрессию. Плюс ещё месяц отпуска, после которого нужно 3 месяца приходить в себя. И потом человек последние 3 месяца ждет, когда он опять поедет в отпуск. Плюс последние 10 лет человек ждёт пенсию, а то и 20 и так далее. То есть постоянно депрессивное состояние. Вот этот секрет нужно знать. То есть если ушла атмосфера энтузиазма, значит мы, так сказать, какие-то разрывы в регулярной деятельности начали совершать.

00:38:13 Поэтому какие-то действия всё равно должны сохраняться, человек сам их себе устанавливает, какие-то стандартные действия, духовные, культурные, ещё какие-то. Даже если их немного мы сохраняем, они всё равно сохраняют нас в энтузиазме. Мы чувствуем, он продолжается, все. Поэтому я даже, например, когда езжу в путешествия, стараюсь больше, чем на 2 недели не уезжать. Потому что все, я уже точно знаю, я пробовал разное время, я и на 3 месяца уезжал в путешествия, и на 2, на месяц. И я точно потом знал, что я буду месяц выходить из этого состояния. И вот я нашёл для себя свой режим, что вот 2 недели все. Даже где-то 10 дней, плюс минус день отъезда, день приезда. И вот за эти дни я не успеваю попасть, выйти из вот этого нормального состояния энтузиазма. Если больше, все, уже начинается разрыв. Это моё личное, у каждого по-своему немножко всё это проходит. Просто лично как я об этом думал, когда занимался этим вопросом, пристально для себя, я нашёл этот срок, примерно 10 дней. Вот если 10 дней я полностью отвлекаюсь от лекционной деятельности, потом я могу быстро к этому вернуться. Если больше - все, мне уже нужна раскачка опять уже, несколько дней уходит, чтобы прийти в себя, нужно стучать себя по лбу, пытаться восстановиться. То есть нужно вот уметь это чувствовать. То что, конечно, как мы выясняли в начале лекции, есть свои личные особенности у каждого, но сам принцип

00:39:53 Поэтому дело в понимании самой этой идеи, тогда можно все спокойненько регулировать. Никакие другие антидепрессанты не помогут, то есть никакие другие действия не дадут позитивного результата, смысла никакого нет, потому что истинная причина энтузиазма в стабильности. Поэтому, хотите, чтобы появилось желание что-то делать – делайте это регулярно, не прерывайте и не бросайте на какой-то стадии, вот и все, очень просто. Поэтому человек мне говорит: «Вот я не хочу этим заниматься, в чем проблема?» Говорю: «Проблема того, что ты не хочешь чем-то заниматься в том, что ты этим не занимаешься. Если бы ты этим занимался, ты бы хотел этим заниматься.» Вот начните чем угодно заниматься на каком-то этапе вам понравиться этим заниматься, факт, неважно что, появится энтузиазм, появится интерес. Не важно, есть предназначение к этому, нет, абсолютно не важно. Энтузиазм приходит от того, что человек делает что-то регулярно. Естественно, если это не явная глупость. Хотя даже явная глупость, человек может до мазохизма дойти, то есть он регулярно боль причиняет, ему это начинает нравиться. Ну это, конечно, не имеет к нам никакого отношения, сам принцип.

В чем секрет счастливой жизни?

00:41:14 Так же и на протяжении всей жизни следует сохранять эту атмосферу простоты. Простая жизнь даёт лёгкость и чистоту. К простоте естественно человек тянется в молодости и старости, это естественно. То есть в молодости человека ничего не волнует, какая одежда, куда он пошёл, во сколько вернулся, где упал. Простота, видите как, молодёжь живёт. Если мама не позаботиться, бесполезно, он так и будет в одной и той же рубашке ходить, не волнует ничего. И старость тоже время простоты, тоже человек хочет проще жить, тоже о старом человеке нужно заботиться, потому что у него все просто, тоже начинается простота. Но средний возраст требует в этом направлении особенных усилий.

00:42:09 Несмотря на то, что культурная семейная жизнь нужна человеку именно для удовлетворения его эмоциональных потребностей, как мы говорили, которые состоят в нужности и благодарности, да? Но только семья может дать 100% атмосферу нужности и благодарности. Потому что от других этого не дождёшься. И поэтому если в семье этого нет, то семья распадается. Потому что нет атмосферы семьи. Атмосфера семьи - это нужность и благодарность. Если этого нет, семья распадается, это эмоциональные потребности. Но все равно, несмотря на это, хотя кажется такие чувственные вещи, всё равно семьянин обязан ограничивать свои желания до уровня естественных потребностей, всё равно он должен стремиться к простоте. То есть должен насколько стараться себя ограничивать, потому что такие излишества, могут запросто испортить здоровую атмосферу, атмосферу здоровой жизни и привести к разрыву отношений, тоже самое. То есть депрессия начнётся семейная.

00:43:30 То есть переизбыток – это враг семейного уюта. Сейчас такой секрет некоторый скажу напоследок. Настоящий уют создаётся с минимумом затрат. Недавно я останавливался в одной квартире, в одном городе. И эта квартира она была самая что не на есть простая. То есть однокомнатная, не семи комнатная с восемью ваннами, нет. Простая однокомнатная русская квартира. Но мебель внутри была какая-то супер королевская. То есть там нужно было ходить, в паласе по колено проваливаться. Если я садился в диван, у меня только голова высовывалась из этого дивана. Мебель вся была золотом покрыта. И я не знал как мне там жить, то есть как будто я в пуфик провалился, когда зашёл в эту квартиру. То есть, в общем-то, что интересно, когда я спросил, а где семья и где что, мне рассказали, что там все развалилось, никто там не выжил, все распалось, все разбежались и вот эта квартира одна, её сдают, то есть никто в ней жить не может. Я тоже быстрее из нее сбежал. То есть вот этот переизбыток уюта это уже не уют, это уже как раз атмосфера эгоизма и в ней никто не выживает.

00:44:51 Поэтому уют он должен быть на уровне минимума. Это и есть главное женское умение создавать уют минимум действий. То есть вот тут какую-то бегонию, тут какой-то цветочек, тут что-то, то есть чпок чпок да. То есть это вот женская мистическая способность и все, и уже как-то уют изменился. Сразу появился уют без особых каких-то усилий. Если ещё скатерть новую купили, так это вообще уже праздник, это умение от простого идти. Естественно, излишняя аскетичность тоже враг, то есть не за чем излишне аскетировать, но во всём нужно чувствовать некоторую грань простоты, никогда нельзя идти по этому пути излишнего комфорта, потому что эффект абсолютно противоположный. Здоровая атмосфера - это атмосфера некоторых ограничений. Поэтому если ограничения есть, человек чувствует себя более спокойно, более радостно, более естественно. То есть нет смысла в этих супервложениях каких-то, достаточно каких-то простых явлений. То есть на основе простого нужно создавать хорошие условия. Переизбыток всегда приводит к каким-то болезням. Или сознание заболит как мы выяснили, или тело заболит, или душа заболит, начнутся проблемы. Пожалуйста вопросики по этому стиху.

Ответы на вопросы

00:46:36 [Вопрос]: «[неразборчиво]»

00:46:51 [Рузов В.О.]: Потому что это есть проблема материальной жизни. Потому что мы тут и оказались, это место для тех, кто думает о себе как о Боге. Человек думает: «Я Бог, все должно крутиться вокруг меня. Я центр Вселенной. Поэтому все должны на меня смотреть.» Например, ребёнок, какова главная хулиганская, раздражающая функция ребёнка? Он хочет быть в центре. Вот он может 5 минут сидеть спокойно, потом он чувствует, что на него не смотрят, что не он в центре и он что угодно будет делать, чтобы все на него смотрели: орать, кричать, вредничать. То есть да, вот он уже с этим рождается. Почему? Потому что [неразборчиво] прошло, он умер с этим чувством, с этим желанием, чтобы все вокруг него бегали.

00:47:27 [Вопрос]: «Но а как же тогда убеждение, что Бог создал [неразборчиво] по своему образу и подобию?»

00:47:33 [Рузов В.О.]: И в чем проблема? Это что говорит, что он создал нас по всем своим проблемам? Нет, он про ваше тело говорит. Во-первых, вы даёте цитату не из ведических трактатов, поэтому эта лекция не ко мне, это ваш вопрос не ко мне, то есть это не культурный вопрос, потому что это вообще другой трактат, не из этой главы, не из этого стиха. А во-вторых, если мы будем говорить о том трактате, то речь идёт о вашей внешней форме. Потому что есть Бог, отец, мужчина, есть Бог, мать, женщина, и мы созданы по их образу и подобию.

00:48:07 Поэтому Бог не тучка и не великая любовь, понимаете, и не жёсткий диск информационный, который содержит все знание обо всех вселенных. А Бог реальное живое существо личностное, которое имеет эти мужские, женские характеристики. Поэтому есть Бог отец, есть Бог мать, понимаете, вот о чем идёт реч. Но именно поэтому вы с ними сейчас и не общаетесь, потому что у вас есть эгоизм, вы сами хотите быть Богом. А это место уже занято. Поэтому для вас специально создана Москва, хорошее место. Тут каждый может себя почувствовать великим, запросто, понимаете, да? Поэтому не сваливайте свою вину пожалуйста на других. Если нас откуда выгнали, значит было за что, именно за это мы тут и находимся, потому что мы сами хотим быть великими, вот пожалуйста. Духовный мир - это место где все служат Богу. А материальный мир - это место, где все хотят, чтобы служили им. Но это вам должен объяснять проповедник из христианской организации. Это не я. То есть ваш вопрос к другой организации. Ещё вопросики пожалуйста.

Встав на путь духовного развития, должен ли человек прекращать общение со старым окружением?

00:49:22 [Вопрос]: «Вот если человек потянулся к позитивному, духовному и принял часть аскез. И он вынужден отказаться от какой-то части окружения, которое не является ему, в принципе, ни родными, ни близкими, ну вот скажем одноклассники, это нормальный процесс?»

00:49:38 [Рузов В.О.]: Если он сам отказывается, это ненормально. Когда...
[Вопрос]: «А если он уже не может находиться в той атмосфере...»
[Рузов В.О.]: Если он сам отказывается, это ненормально. Значит он ведёт себя не культурно и не прилагает усилия, чтобы вести себя культурно. А атмосфера должна меняться естественно, понимаете. Например, жена может естественно умереть, такое происходит, да? И такое развитие семейных отношений, если человек попал в состояние одиночества, это нормально. Но если он бросил жену, это греховное действие. Точно также и наши друзья они естественно разойдутся в разные стороны и у нас появятся новые друзья, если мы сменим наше настроение. Это естественным образом произойдёт, факт, понимаете. То есть, это естественно. Но если мы делаем это сами и говорим пошли все вон отсюда, я вас знать больше не хочу, то это уже некультурно, а скорее всего греховно.

00:50:36 Поэтому эти переходы должны быть очень культурны, мы должны до конца стараться сохранить наши отношения, а лучше всего большинство перетащить в свою новую атмосферу, понимаете. Поэтому очень вредно, когда какой-то заместитель директора вдруг берет и создаёт свою такую же организацию, потому что он с собой перетаскивает половину этой организации, вот проблема. И, в принципе, так и надо. Поэтому, вы поменяли в себе какую-то атмосферу, какое-то мировосприятие, но с точки зрения культуры вы не должны отказываться от тех отношений, которые у вас были до этого, нет. Вы должны, так сказать, предложить им перейти с вами в эту атмосферу. И на сколько это возможно оставаться с ними в хороших отношениях, чтобы не было этого предательства. Потому что иначе это будет воспринято как предательство.

00:51:33 Поэтому немножко терпения нужно. Если у вас есть это, мы почему сегодня говорили о тренировке ограничений вот этой простоты. То есть простота как раз даёт возможность, меняя свою атмосферу, оставаться в хороших отношениях с другими людьми. Не сильно привязываться к тому, что наши интересы поменялись, ну и поменялись. Но люди-то всё равно хорошие, правильно же. Почему мы должны терять с ними свои отношения? Нет, поэтому мы должны пойти на некоторые ограничения в своих желаниях, так сказать, нести всем свою великую атмосферу. А тратить своё время и на то, чтобы поддерживать наши отношения с теми с кем мы уже были связаны. Культура мало [неразборчиво] атмосферы, у них тоже может измениться атмосфера, и тогда мы почувствуем, что нас бросили, понимаете. Поэтому ограниченность в сознании даёт возможность терпеть какие-то непонимания в атмосфере. В общем-то, в этом и есть некоторая аскеза взаимоотношений. Мы куда-то идём, когда мы куда-то пришли, мы должны оценить куда мы попали и постараться вести себя так, чтобы наша атмосфера не волновала ту атмосферу, куда мы попали, да? То есть сам принцип.

00:52:52 [Вопрос]: «А если они все время волнуются?»

00:52:54[Рузов В.О.]: Ну а как же? Любые отношения - это волнения. И если есть волнения, это в любом случае рост. Это значит, что идёт какое-то сближение атмосферы. Любое сближение волнение вызывает, понимаете. Поэтому это значит, что вообще отношения начались. Если отношений нет, то и волнения нет, понимаете? Когда нет волнения, значит нет отношений, нет роста. А когда начались волнения, значит есть рост и тут уже, так сказать, проявится насколько мы разумны, культурны и грамотны, чтобы этот рост вывести в нужное направление. Поэтому, например, семья - это постоянные конфликты. Почему? Потому что очень близко люди находятся к друг другу, естественный образом.

00:53:46 Поэтому между ними рост идёт, понимаете. Да, хотя атмосфера была как им казалось идеальная, но начинается конфликт. Почему? Они начали расти, близко находятся. Потом они решают: нам этот рост не нужен, мы собрались не для того, чтобы расти. Мы собрались для того, чтобы жить спокойно, значит без роста. Поэтому они, так сказать, и разводятся, и живут отдельно. И думают: вот как стало хорошо. На самом деле никакого роста нет. Поэтому разумный человек должен терпеть болезни роста, волнения. Что-то не нравится, что-то не так, какие-то конфликты, просто болезнь роста, понимаете. Ботинки стали жать, что делать? Будем искать другие ботинки. Поэтому начались какие-то проблемы, нужно искать какие-то другие формы отношений, нужно искать другие точки соприкосновения, да? Ну а как с ребёнком, воспитывать ребёнка всю жизнь. У него каждый год меняется мировосприятие, каждый год нужно новые ботинки.

00:54:44 [Вопрос]: «А если общих интересов нет? Ну была школа, например, раньше, а сейчас?»

00:54:49[Рузов В.О.]: Если нет общих интересов, значит мы их не ищем. В любом случае погода, финансовое положение страны, здоровье, понимаете, методы улучшения взаимоотношений всех интересуют. Это называется культура. Культура - это умение всю беседу вести на основе общих интересов. Всех это интересует, я уверен. Интересно какая будет погода в этом месяце, нет? Я вам скажу, что будет 20 градусов тепла в этом месяце, интересно? Уже интересно, да? Можем об этом поговорить. Вы скажете - не может быть. А я скажу: а я вот думаю, что может, да. И не Медведев будет президентом вообще, а я знаю кто, а вам не скажу. Интересно, нет? Можете делать вид, что вам не интересно, но всё равно интересно. И я знаю как вот очень легко вылечить одну интересную болезнь, которой вы кстати тоже болеете, очень простой рецепт. И можно говорить о общих вещах, которые всем интересны. Это не является глупостью. Умение поговорить с человеком об общих вещах, даёт возможность создать первичную атмосферу взаимопонимания. И после этого, если есть возможность, можно поговорить о чем-то другом, о чем-то более личностном.

00:56:17 Но мы хотим всегда в душу залезть. Вот в этом некультурная особенность нашего времени. Мы не хотим говорить об общем, а мы хотим сразу в душу, понимаете, сразу вот во что-то личностное. Например, та же самая духовность - это такая личная часть души. Это не для всех, об этом говорится только с очень доверенными людьми о духовном. Это некоторая исповедь, понимаете. Говорить о духовном - это исповедь. Поэтому никто не должен с нами исповедоваться, а мы лезем на исповедь. Нет скажи во что ты веришь? Нет скажи как, а ты знаешь, во что я верю? И начинается. Мы лезем в душу, это некрасиво лезть в душу. Поэтому если мы просто общаемся нормально, спокойно, то большую часть времени мы можем, в принципе, удовлетворить нашу потребность в общении о чем-то не задевающим такие духовные вещи спокойно.

00:57:21 А если, мы сближаемся, то мы естественно уже можем начать раскрывать своё сердце. Но мы торопимся. Нельзя в отношениях торопиться. Как семейные отношения. На востоке очень интересно семейные отношения строятся. Сначала люди 5-7 лет знакомятся. Потом они празднуют свадьбу и ещё год живут отдельно, интересно, да? Для нас это нонсенс. У нас сначала в постель, потом год-два думают: а зачем нам это надо, понимаете, да. После этого может быть свадьба, уже когда двое детей родилось, все. То есть все наоборот. И также мы общаемся. То есть сначала в душу, о философии, о Боге, о том, как ты живёшь, ты неправильно живёшь, ты посмотри на себя, как я надо жить. А потом уже: теперь как ты думаешь, что там за слякоть на улице, как там на улице вообще, посмотри, все.

00:58:18 То есть нет культурной составляющей в отношениях, должна быть сначала культурная составляющая, уже потом любовь, уже потом о любви, о Боге, о душе. Сначала о чем-то простом поговори: об обоях, какие у вас красивые обои, а какой вы кран купили, немецкий или болгарский, понимаете. А где вы такую хорошую одежду купили, то есть о чем-то простом. Это культура. Культура - это 80% этикета. А мы в душу, это русская традиция, революционная, сразу в душу залезть, а потом говорить: а ничего не понимает бестолочь, понимаете. И так разрываются отношения, понимаете. Поэтому особенно с родителями это происходит или с какими-то другими родственниками. Нужно приходить и говорить о том, что им интересно, понимаете. И тогда человек счастлив.

00:59:15 Человек счастлив, когда говорят о том, что ему интересно. Вы были бы счастливы, если бы человек с вами говорил о том, что вам интересно? Конечно. Но мы приходим, начинаем в душу лезть, понимаете. Что у вас там в холодильнике? А почему вы такие книги читаете? Вы что это читаете, понимаете. А что вы эту программу смотрели, когда я зашел? Понимаете. Ой, как вы живёте, и все, и никто не хочет с нами общаться, конечно. В душу лезем, понимаете, мы сразу приступаем к операции к хирургической к полосной сразу, понимаете, без осмотра. То есть разрезаем живот вместе с майкой, понимаете. Что у вас тут, что это такое? Конечно, человеку больно и неприятно. Поэтому, в основном, вся причина, потери отношений, которые были, это то, что мы лезем в душу и не соблюдаем правил культуры. Вот помните эти правила культуры и все будет хорошо, правила культуры. То есть сначала нужно, так сказать, поговорить об общем, этикет.

01:00:25 [Вопрос]: «Вячеслав Олегович, я говорю о всеобщей заинтересованности, она создаёт такую атмосферу. Вот что это такое, можно поподробнее? [неразборчиво]»

01:00:40 [Рузов В.О.]: Мы говорили всеобщая согласованность правильная. Слово согласованность значит, что для создания определённой атмосферы нужно, чтобы не было явно раздражающихся этой атмосферой. Когда человек явно раздражается этой атмосферой, явно ей не соответствует, то если даже он один, а остальных тысячи, он все испортит.
[Вопрос]: «Что нужно делать, вот допустим такая ситуация...»
[Рузов В.О.]: Администратору нужно просто не пускать такого человека. Помните я говорил, эта детская традиция подбирать кто придёт на день рождения. То есть чтобы не было явно каких-то вот личностей, которые всю атмосферу испортят. Поэтому и тот, кто организовывает какую то встречу, он должен за этим следить.
[Вопрос]: «А если это члены семьи? Допустим ну так …»
[Рузов В.О.]: Ну это уже частности.
[Вопрос]: «Чисто абстрактно. Вот допустим...»
[Рузов В.О.]: Частности.
[Вопрос]: «Человек, который постоянно создаёт какое-то напряжение в семье, что с таким человеком делать?»
[Рузов В.О.]: В семье вы ничего не можете сделать, это уже не от вас зависящая атмосфера, вы её не организовываете.
[Вопрос]: «А кто её организует?»
[Рузов В.О.]: Бог, к нему все вопросы.

01:01:56 [Вопрос]: «Значит если такая нетерпимая атмосфера в семье, то это уже промысел божий, да? И не от отдельного члена этой семьи зависит?»

01:02:07 [Рузов В.О.]: Да, если, если вы что-то организовываете, то вы можете, так сказать, приложить усилия, чтобы атмосфера была ну согласована. Если вы это не создаёте, значит вы должны терпеть эту атмосферу. Например, я создаю атмосферу этой лекции. Её организовывает мой секретарь. Поэтому если вы сюда пришли, а вас что-то раздражает, вы ничего не можете сделать, ничего. То есть это не от вас зависит. Поэтому вы должны что делать? Терпеть. Как вот я рассказывал про ребёнка да, вот например, там вот не пустили ну ребёнка, потому что он бы всю эту атмосферу испортил. Но если его все-таки пустили, вы должны просто терпеть. И тоже самое жизнь, все, вы уже пришли в жизнь, она уже создана эта ситуация. Вот уже эти родственники, вот они уже тут живут, вот уже все. Вы не можете никак менять эту атмосферу. Вы можете просто её терпеть.

01:02:57 [Вопрос]: «Но если можно терпеть, если её можно терпеть. А если там допустим физическое насилие какое-то?»

01:03:03 [Рузов В.О.]: Ну это уже не атмосфера, это уже Уголовный кодекс.Это надо жаловаться в милицию. Это уже экстремальная ситуация. Поэтому в Ведах говорится: если ситуация стала экстремальной, вы должны пойти пожаловаться. Не хотите жаловаться, просто уходите. То есть это уже некультурная ситуация. То есть любое несоответствие психотипов, любые проблемы, ссоры это все нормальная ситуация для взаимоотношений. Но если это прямая угроза жизни, это уже не семейные взаимоотношения. Это уже значит, что вы попали в не семейные отношения, это уже ситуация по защите собственной жизни. А защищать свою жизнь нужно всеми способами, в Ведах описывается. Свою жизнь нужно защищать всеми способами, которые только есть, даже ценой убийства вы можете защищать свою жизнь, в принципе, понимаете. Потому что если вы потеряете жизнь, вы уже ничего не сможете исправить.

01:03:58 Поэтому если создаётся такая ситуация иногда можно идти на любые меры, начиная от самых простых. Сначала это как обычно люди убегают. Поэтому обычно в этом случае живут отдельно и все. Но если к вам подходит человек с ножом в руке, какие уж тут реверансы, какие уж тут культурные разговоры. Нужно или бежать, или в лоб ему давать, то есть что-то надо делать. Потому что мы должны сохранять свою жизнь, потому что нам она нужна для развития, что делать. Это уже не вопросы семьи, это уже вопрос к юристу, что делать в этом случае. Поэтому обычно говориться, что нельзя жить в такой атмосфере, где есть опасность для жизни. Говорится, нельзя сидеть в том месте, где сверху есть какая-то опасность, да, мы говорили об этом. В прошлый раз по-моему у нас тут шарики взрывались, да? То есть нельзя тут сидеть, если, например, тут чуть-чуть что-нибудь наклонилось и может упасть, то я не должен в этом месте сидеть. То же самое нельзя находиться в семье, где вас обещают убить. Нужно просто уйти.

Почему не нужно давать советы?

01:05:14 [Вопрос]: «[неразборчиво] просто у меня есть знакомая, у неё вот именно такая ситуация создалась и она сомневается как ей поступить в этой ситуации, как бы я от вас услышала».

01:05:27 [Рузов В.О.]: Вот старайтесь не советовать в этих случаях. Потому если вы слышите просто от женщины историю, вы можете не всю её услышать. Женщины всегда очень хитро преподносят свою историю, женщина вообще никогда не виновата. Это я вам как консультант расскажу. Если вы слышите историю от женщины, не торопитесь с выводами. Женщина всегда так преподносит историю, что вы никогда всю правду не узнаете, вот без обид. Это просто профессиональное знание. То есть всегда нужно другую сторону послушать, потому что история, рассказанная женщиной, это она всегда вообще белая, пушистая, а он всегда враг и настоящий садист. И очень много ситуаций я разбирал, и женщина была виновата в этой ситуации. Хотя сначала она это преподносит как. То есть женщина всегда преподносит историю так, чтобы её пожалели и встали на её защиту, Поэтому всегда будьте аккуратны, когда вам кто-то что-то рассказывает какую-то историю, и вы даёте совет, будьте аккуратны.

01:06:29 [Вопрос]: «Знания ведические, которые говорят о том, что если человеку угрожает [неразборчиво], то он должен защищать свою жизнь любыми способами».

01:06:36 [Рузов В.О.]: Ну да, конечно, сам принцип. Просто мы общие моменты разбираем, вы должны знать всё, что несмотря на то, что мы понимаем какие-то моменты, но когда нам люди жалуются, нужно всегда быть очень аккуратным, потому что иначе мы можем стать ещё и втянутыми в эту ситуацию. Потому что как только вы кому-то дадите совет в какой-то ситуации, вы будете в неё втянуты. Совет втягивает в ситуацию, понимаете. Поэтому всегда очень аккуратно давайте советы. Если уже даёте советы, в ситуации разберитесь, сам принцип, иначе втянитесь. Лучше всего не втягиваться, особенно в семейные ситуации. Кто там прав, кто виноват, так все сложно. Обычно оба правы и оба виноваты, такая классическая семейная ситуация.

01:07:34 [Вопрос]: «По другому не бывает».
[Рузов В.О.]: Да, поэтому кто от кого должен защищаться ещё не известно. Бывает, что действительно, есть провокации, есть всё, что угодно. Особенно когда всё это на уровень таких уже подлостей опускается, вообще ничего понять невозможно, сам принцип. Поэтому принцип культуры не вмешиваться в чей-то конфликт, потому что вы его никогда не поймёте. Если вы слушаете одного человека, вы не поймёте. Если вы выслушаете двух, запутаетесь, а если будете слушать ещё и чужие мнения, то полностью запутаетесь в этой ситуации вообще, не сможете разобраться. Поэтому, в принципе, нет никакого толку от выслушивания каких-то ситуаций. Потому что это ничего не даст, то есть мы не поймём ни что произошло, ни как произошло, ни на чьей стороне правда, то есть абсолютно невозможно, неблагодарное дело, абсолютно.

01:08:56 [Вопрос]: «Вячеслав Олегович, а что нужно, когда тебе человек звонит и пытается как-то рассказать. Ну тяжело человеку держать в себе [неразборчиво] поскольку некому это больше сделать и ты ему будешь говорить в этот момент, что извини пожалуйста, не хочу вмешиваться.»

01:09:19 [Рузов В.О.]: Это я не говорил, что надо так говорить.
[Вопрос]: «А как же?»
[Рузов В.О.]: Я такого не говорил, вы сейчас это сами придумали.
[Вопрос]: «Это я не придумала. Вы говорите, лучше не вмешиваться».
[Рузов В.О.]: Нет, я не говорил, что нужно говорить, что я не буду в это вмешиваться, нет. Не вмешиваться - это значит не становиться частью этой ситуации. Поэтому когда вам что-то рассказывают, вы не должны становится частью этой ситуации, то есть сопереживать, решать: кто прав кто виноват, давать какие-то советы, нет. Вы должны вдохновить человека на человеческое поведение. Поэтому мой совет говорить человеку разными фразами одно и тоже, не погружаясь в то, что там произошло. Потому что если вы погрузитесь, вы начнёте неправильно оценивать эту ситуацию, вы станете на чью-нибудь сторону и значит у вас будет неправильное восприятие ситуации.

01:10:06 Любыми словами, по-разному каждый раз говорите одно и тоже: выйди из этой ситуации с человеческим лицом, поступай как человек благородно. Лучше больше потеряй, но пусть это все закончиться благородно, поступай благородно. Сам решай как, но благородно. Но не погружайтесь в ситуацию. Если вы погрузитесь, вы станете частью ситуации. Вы станете на её сторону, начнёте давать какие-то советы и все, и станете частью ситуации и тоже под неё попадёте и тоже будете страдать. То есть не поможете ничем, а добавите горя. И вы ещё потом будете крайние причём, как обычно. Потому что если вы не дай Бог хотя бы какой-то совет дадите, то потом всё равно все закончится плохо, мы выясняли, в материальном мире все плохо заканчивается. А на кого сваливать? На того, кто дал совет. И вы будете виноваты 100%, третий всегда виноват, особенно в семейных историях.

01:10:55 Поэтому слушайте, что там говорят, но не погружайтесь в это сильно, потому что вы точно должны знать: я всё равно этого никогда не пойму, вот так говорите себе. Все равно я это никогда не пойму что вы там, ну понятно весело у вас там, ага весело, я знаю. То есть веселуха, вы сразу поняли веселуха, все друг друга побили, все весело, тот деньги украл, того видели с тем-то, здесь все понятно, карусель это называется. Есть такой профессиональный термин карусель началась, понимаете, па-ба-бам, па-ба-бам, что куда не понятно, то есть веселуха, карусель вы поняли. Оно прямо так и слышится карусель оттуда, знаете вот из этой телефонной трубки. Все, человек выговорился, наплакался, вы ему говорите: да, все понятно, нужно выходить благородно, действуйте благородно, Бог с ним даже что-то потеряете, но зато потом можно будет нормально жить, понимаете. И вот на это разными словами давите и вот и идти к этому, но не погружаться, понимаете. Вот разобрались сейчас?

01:11:57 [Вопрос]: «Да, я и приблизительно этими словами ей и говорила».

01:11:59 [Рузов В.О.]: Ну вот, ну вот видите как здорово. Поэтому все хорошо. Разобрались? Сам принцип, все. А иначе будете втянуты в политику. Политика - это когда нужно всем звонить и всем рассказывать, какой тот человек плохой, а какой я хороший и так собирать себе группу поддержки. И чем больше группа поддержки, тем больше я прав, тем больше у меня сил, тем легче бороться с противоположным отрядом. То есть как только мы встаём на чью-то сторону, мы втянуты в войну. Если мы втянуты в войну, мы тоже будем ранены. Поэтому говорите вот одно и тоже. Поступай благородно, благородно, благородно, благородно, как можно благороднее. Просто разными словами всё это говорите. И все, но не втягивайтесь так просто. Если это явно с вами никак не связано. Бывают ситуации, где вы обязаны в это во все втягиваться. Если там ваши дети, вы обязаны в это втянуться, идти разбираться. Все, уже нужно идти и с ними разбираться. То есть с одним говорить на кухне, с другим говорить, это уже понятно. А когда это немножко отвлечённые вещи, вас просто втягивают, тогда вот на одно и тоже вот бейте. И это будет действительно правильно. Вот это такие основные ситуации, в которые не нужно влазить. Да? Что-то ещё?

Как нужно себя ограничивать?

01:13:23 [Вопрос]: «Вячеслав Олегович, вопрос о самоограничениях. У меня друг пытается бросить курить. Так он сразу бросить курить не может, он говорит, если я не буду курить [неразборчиво]. Вообще это эффективный метод, можно бросить [неразборчиво]»

01:13:41 [Рузов В.О.]: Ну это даёт опыт к ограничениям, нормально. Это даёт опыт. Просто сам принцип принять какие-то серьёзные ограничения это общаться с теми, кто принял эти же ограничения. Поэтому до сих пор самый действенный метод это группа анонимных алкоголиков, там то сё, то есть они приняли эти ограничения и они друг друга понимают, друг друга поддерживают, действительно факт, работает. А просто самому с собой иногда очень трудно принимать ограничения. Потому что сам с собой это не сам с собой, это со своим умом, а в уме этот рой желаний и есть ещё вот эти, так сказать, самскары, то есть тенденции. То есть человек уже привык так решать проблемы своего одиночества, поэтому он их решает вот так. Поэтому то, что человек хочет, это показывает то, что он хочет. Но он должен ещё внешний фактор создать. Он должен общаться с теми, кто не курит, если он хочет бросить курить.Он должен общаться с теми, кто уже прошёл этот этап. Потому что с теми, кто не прошёл, он будет в них чувствовать сомнения, даже некоторая насмешливость, понимаете. Поэтому нужно с кем-то, с кем-то общаться.

01:15:10 [Вопрос]: «А можно вопрос? Если все кончится плохо, зачем все начинать? Зачем семью создавать [неразборчиво]»

01:15:21 [Рузов В.О.]: Упадническая? Это истина. Вы умрёте.
[Вопрос]: «Нет, ну это понятно».
[Рузов В.О.]: Вы умрёте, какая же это упадническая философия? Это правда. Поэтому мы говорим о том, что не нужно быть в иллюзии и поэтому не идти на поводу у глупых желаний, понимаете. Поэтому человек должен заниматься духовным развитием, думать о вечном, о том, что душа вечна и ограничить свои материальные желания, связанные с временным телом, которое точно умрёт, 100% вам даю, Вячеслав Олегович гарантирует, понимаете. Не идти на поводу у этих лишних желаний, они лишние, понимаете. Но мы тратим всю жизнь, 80% жизни на то, что всё равно уйдёт, оно не нужное. Если бы мы тратили 80% жизни на духовное, на то, что с нами останется, духовное можно с собой перенести, духовное переходит с нами, духовное остаётся с нами, потому что это связано с душой. Всё, что мы делаем духовное, оно также имеет категорию вечности, понимаете. А всё, что мы делаем для тела, оно исчезнет. Вы смоете это вечером, ничего не останется. Также старость все смоет, ничего не останется. Также смерть все унесёт. Невозможно ничего не накопить, ни создать, понимаете, ни след о себе здесь оставить невозможно, все будет разрушено, время все сотрёт. Цивилизации время стёрло, ничего не осталось, понимаете.

01:16:41 Поэтому человек должен жить просто. Что значит просто? На минимуме физических потребностей. Вот насколько должен быть мягкий диван, вот именно настолько мягкий диван нужно купить, понимаете, не мягче. Вот сколько вы можете выпить воды, вот именно такую кружку и надо, а не чайную на 6 литров, нет. Вот именно насколько вы чувствуете, что это будет для вас здоровые ограничения, вот такие ограничения нужно и принять. Потому что все остальное будет 100% потерей времени. Потеря времени это грех. Это не упадническая философия, это как раз реальная философия. Если философия реальна, она раскрывает нам правду, а значит мы избавляемся от глупостей. Представьте, что вы приходите в банк и говорите: «Я хочу положить деньги на этот счёт». И вам говорят: «Вы положите деньги на этот счёт, но они все пропадут, я вам даю гарантию» Вы будете ложить деньги на этот счёт? Вы будете говорить, вы будете ложить деньги на этот счёт? Вот я вам сейчас говорю правду. Все лишние материальные желания не принесут никакой пользы. Вы просто потеряете время.

01:17:53 [Вопрос]: «Я не о материальных желаниях говорю».

01:17:55 [Рузов В.О.]: А о чем? Есть только одна причина, чтобы рожать детей - это попытаться сделать их святыми. Другой причины нет, нет другой причины. Ну любая другая причина - это чтобы самому наслаждаться, чтобы вокруг меня бегали весёлые дети, чтобы они меня в старости поддерживали, чтобы они меня любили. Они такие покажут вам радости, если у человека желание наслаждаться материально. Поэтому единственное, что может принести пользу, это желания, связанные с духовностью, понимаете. Все остальное плохо заканчивается, абсолютный факт, любого человека спросите, абсолютный факт, понимаете. Абсолютно не имеет смысла, полное разочарование. Ни работа никакого счастья ну не приносит, ни семья, ничего, если в этом нет духовного смысла, понимаете. Если в этом нет духовного смысла, то все просто тленно, никто об этом не вспомнит, никому не будет нужно. И могилка на кладбище провалится, потом её снесут и новую сверху поставят, понимаете, ничего не останется.

01:19:10 Поэтому человек должен ограничить свою материальную жизнь разумными рамками, чтобы тело было здоровое и радостное, а сознание было острое и свежее, понимаете, и чтобы душа очищалась. А прикладывать основные усилия в понимание отличия материальных желаний от духовных, то, с чего мы начали лекцию. Мы начали с этого лекцию - человек должен сначала разобраться, что такое духовное, значит вечное, а что такое материальное, значит временное. Если он это не понял, он будет постоянно страдать от того, что он будет видеть, как все заканчивается, понимаете. Он будет постоянно от этого страдать. Потому что нет большего страдания, чем рассчитывать на то, что это будет вечно, а оно заканчивается, нет большего страдания. Вот это страдание нам даёт иллюзия. То есть а в чем эта иллюзия? Мы сразу не разделили какое это желание, материальное временное или духовное вечное. Вот об этом и говорим, понимаете. К сожалению так, не могу я иначе это никак сказать. Вот чтобы вы со мной ни делали, это так.

В чем главная иллюзия материального мира?

01:20:26 В Махабхарате говорится, когда был задан вопрос Юдхиштхире, по-моему, или Бхишма Деве, я уже не помню. Спросили: «В чем главная иллюзия материального мира? В чем главная проблема материального мира?» Он ответил: «Главная проблема в том, человек каждый день видит, как все умирают, но сам думает, что никогда не умрёт.» Вот это главная проблема. Поэтому он теряет свою жизнь на временные задачи, на временные поступки, на временные накопления, на временные отношения. Поэтому всё, что мы связываем в вечное, всё, что мы вводим в духовность, например, при духовном освящении свадебного обряда, при духовном бракосочетании, священник говорит: «Это бракосочетание связывает вас на семь жизней. Не забывайте об этом. Вы семь жизней теперь будете опять встречать друг друга, опять создавать семью. Поэтому давайте уж настраивайтесь на нормальные отношения» Да, сразу, чтобы даже не то, что на семь лет, как мы говорили, это евро мода, они узаканивают брак на семь лет, то есть он уже узаконен. То есть не то, что на семь лет, на семь жизней сразу говорится, нет вариантов. Решился на отношения, знай - на семь жизней минимум.

01:21:59 [Вопрос]: «В следующей жизни ты опять заключаешь брак и тебе скажут ещё на семь жизней».

01:22:05 [Рузов В.О.]: Да, а как вы хотели. И это даёт возможность чувствовать, искать в этом духовность. Потому что если вы что-то делаете хотя бы надолго, в этом уже приходится искать духовные моменты, понимаете. Вы уже будете искать в этом глубину. Вот, например, вы приходите на работу и вам говорят: «Ты устраиваешься, уволиться шансов нет. Как только ты захочешь уволиться, мы тебя расстреляем, все.» Ну я шучу, просто. Уволиться шансов нет, понимаете. Как вы будете думать уже об этой работе? О, да, серьёзно будете думать, понимаете. Или книгу, например, вы покупаете, заходите в книжный магазин и вам говорят: «У нас правило такое: какую книгу вы купите, вы должны её всю жизнь каждый день читать.» Интересно? Вот попробуйте так раз зайти в книжный магазин. Какую книгу будете уже искать? Романчик бульварный? Газетку? Какую книгу будете искать? Честно скажите. Духовную книгу будете искать, понимаете. Если вам скажут на всю жизнь, разводов нет, не на одну, на семь, какую будете личность искать? С которой можно духовно развиваться, понимаете, факт абсолютный.

01:23:30 И как только мы думаем о вечности, тут же появляется ясное разграничение материальных желаний от духовных. Поэтому мы и должны говорить о вечном. Но чтобы говорить о вечном, нужно понять и бренность. Потому что невозможно понять вечность без понимания бренности, никак невозможно. Если человек просто говорит о вечном и не говорит о бренности, это личность, которая в иллюзии находится. Если человек говорит только о временном, а о вечном не говорит, тоже в иллюзии, нужно говорить и о том, и о том, причём за один раз желательно. Это называется кнут и пряник, проверенная схема, давно разработанная, никак иначе. А то иллюзия полностью не рассеется, невозможно наполовину рассеять иллюзию. Нужно или полностью рассеять или тогда не трогать эту тему. Поэтому если хотите кому-то помочь, поговорите немного о бренности, а потом поговорите о вечности, о том и о сём. Поэтому и мы также поступаем - о том, о сём, о пятом, о десятом, чтобы иллюзии точно не было, факт.

Как удержаться от материальных желаний?

01:24:39 [Вопрос]: «Вячеслав Олегович, скажите, когда [неразборчиво] и твои желания настолько сильны, что ты понимаешь, что это материальное, которое нельзя делать, но твои желания они настолько [неразборчиво], что очень поздно делать выбор в пользу духовного. Понятно, что сейчас выслушав такую речь, действительно очень вдохновляешься. Но ты выходишь и оказываешься в материальном мире. Тебе приходится каждый день преодолевать желания и ... Как удержаться?»

01:25:09 [Рузов В.О.]: Когда у вас нет помощи извне, нужно искать помощь у времени, поэтому откладывайте во времени. Если вы хотите что-то сделать сегодня, сделайте это хотя бы завтра. Это будет намного разумнее и духовнее, понимаете. И сразу будет понятно, так сказать, в чем здесь главное явление, материальное оно или духовное. Чем дольше вы по времени что-то откладываете, тем больше вы можете понять в этом. Поэтому боритесь с помощью времени, понимаете. Если вы хотите понять, нужна вам эта вещь или нет, не покупайте её сегодня, завтра купите. Если вы сможете вспомнить завтра, что вы хотели купить вчера. А если вы на неделю отложите, вот увидите, 99% вещей окажутся ненужными, которые вы хотели купить. Ну я просто так, сам принцип.

01:26:03 И тоже самое поступки. Если вы чувствуете, что вот накатило это желание как-то поступить, то чтобы себя не мучить, согласитесь так поступить, но через 3 дня. Подумайте 3 дня, нормально, почему нет? Это такая сделка с умом. С умом можно пойти на сделку, потому что уму главное, чтобы мы двигались в этом направлении. А мы можем с ним пойти на сделку, добавить сюда время, понимаете. А время очищает, факт. Даже час очищает. Вот если вы на что-то решились, если вы час подумаете, уже можно очиститься за этот час. Попробуйте час о чем-то подумать, понимаете. Например, вы зашли в магазин, увидели какую-то вещь, и скажите: «Я через час приду, пойду пока в другие магазины похожу» За этот час вы уже можете передумать покупать эту вещь, факт? Факт, всего час времени. А представьте если 3 дня, например? Или неделя, а не дай Бог год, понимаете? Приходит к вам человек, говорит: «Есть такой хороший бизнес, понимаете, 1500% дохода» И вы чувствуете, замечательный бизнес. Говорите: «Хорошо, через месяц начнём» Вот посмотрите, за этот месяц все будет понятно. Он уже разорится 10 раз за это время, больше к вам никогда не придёт, понимаете. Вот время вот идеальная вещь. Поэтому если нет помощника в виде личности, время лучший помощник, откладывайте, откладывайте, откладывайте, всегда работает, спасибо большое.

транскрибирование: Юлия Бугаева | Торонто | Канада | 08 October 2011
обработка текста: Дамаянти д.д. | Чиангмай | Тайланд | 05 February 2014