Действие и бездействие

01 January 2008
Как мы воспринимаем себя и окружающих. Уровни сознания. Действие, бездействие и запретное действие. В чем главный принцип развития? Для чего нужен наставник? Как стать разумным? Умение чувствовать время. В чем состоит процесс духовного самоосознания? Что такое чувства? Что такое чудо? Способы познание духовной реальности. Как осуществляется сближение с Богом? Как найти духовного учителя? Сознание может нас обманывать.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:22:18 | качество: mp3 24kB/s 14 Mb | прослушано: 704 | скачано: 840 | избрано: 8
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Как мы воспринимаем себя и окружающих

00:00:00 Функция самовосприятия - это не функция ума, это функция эго. Поэтому эго - это функция самовосприятия, самоотождествления, с чем сознание сейчас себя самоотождествляет. И оно выбирает в соответствии с тем, в какую ситуацию попадает личность, она себя воспринимает с какой-то точки зрения, то есть пытается как-то уравновесить внешнюю среду со своими внутренними идеями. Как правило пытается найти какое-то превосходство, то есть чем-то выделится. Какую-то часть своего прошлого, какую-то часть своей уникальности пытается использовать как фактор для того, чтобы почувствовать своё превосходство.

00:01:05 В действительности, тут есть два момента: один реальный, другой иллюзорный. Каждая личность имеет в себе эту индивидуальность, факт. Но так как другие личности тоже индивидуальны, поэтому это не является фактором превосходства, понимаете. То есть мы индивидуальны, у нас есть что-то особенное, то, что отличает нас от других. И если мы находимся под влиянием материального сознания, мы это используем как эгоистичность, у нас это проявляется как эгоистичность, как гордость, как слава, как наглость, в конце концов. То есть мы видим в себе некоторую уникальность и эту уникальность мы используем для того, чтобы чувствовать своё некоторое преобладание в духе превосходства над другими. Но в действительности , это не так, потому что любая другая личность она также обладает этой уникальной способностью, поэтому тут все уравновешивается.

00:02:07 Когда уникальность не используется для превосходства, это даёт возможность для уважительного отношения друг к другу. Когда уникальность окружающих не учитывается, тогда это даёт почву для превосходства. И тут рождаются разные варианты: национализм, какая-нибудь филия, ещё что-то, то есть вот такое, основанное на чем-то. То есть военные критикуют гражданских, гражданские критикуют военных и так далее, то есть с чем мы себя отождествляем, с каким видом вот этой индивидуальности. Поэтому с одной стороны правильное направление мышления и оно должно вроде бы вызывать уважение к другим и интерес общения с другими. С другой стороны, так как всё это находится под влиянием иллюзии, о которой вы говорили, то всё это превращается в гордость и, соответственно, в ухудшение отношений. Понятно что я рассказал?

Уровни сознания

00:03:11 [Вопрос]: «Да. Вячеслав Олегович, а вот почему бывает, что, например, человек наделён очень хорошими качествами и достаточно праведную жизнь ведёт, но он как бы считает себя не очень хорошим человеком, это идёт с рождения. А другой человек, не имея этих качеств, да и не осознавая, он достаточно уверен в праведности своего пути. Вот это ощущение, откуда оно?»

00:03:45 [Рузов В.О.]: Ну тут много чего можно сказать. То есть если мы берём негативное отношение к себе, то это целый раздел и тут можно с любой стороны подойти. Это можно объяснять, то есть мы должны увидеть конкретную ситуацию. Если мы её не увидим, мы сейчас с ума сойдём. Потому что с одной стороны это связано с совестью человека, с другой стороны это связано с покаянием, с третьей стороны это связано с психическим расстройством, с четвёртой стороны это связано с депрессией нашего времени. В конце концов зима, так сказать, плохо влияет, и так далее пошло, поехало. Да, может у него доша такова, что просто его все раздражает. Вот питта он такой весь из себя. Поэтому вот чтобы вы хотели на какую часть этого вопроса я ответил, вот.

00:04:32 [Вопрос]: «Я поняла, что много [неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Вот вас что здесь волнует? Все?
[Вопрос]: «Ну я так поняла, что [неразборчиво], что одного ответа как бы на этот вопрос нет».
[Рузов В.О.]: Ну да, то есть это большая тема, потому что в действительности вы сейчас подняли вопрос неудовлетворённости, а это глобальный вопрос. В общем-то, об этом и вся Бхагавад-гита, все 18 глав они говорят о том, почему Арджуна был не удовлетворён и как он достиг удовлетворения. То есть это глобальная тема. Поэтому, в общем-то, можно сказать, что каждый стих Бхагавад-гиты косвенно затрагивает этот момент, о котором вы сейчас спросили. Поэтому в результате постижения Бхагавад-гиты, это книга, выводящая из этого состояния депрессии. То есть человек не понимает, зачем он живёт, почему он так живёт, то есть почему так грустно все заканчивается и в чем вообще смысл жизни.

00:05:33 Так как Бхагавад-гита раскрывает все эти моменты последовательно, то есть все стихи, один за одним это раскрывают, то в принципе, если человек внимательно изучает это произведение, то он должен навсегда избавиться от депрессивного состояния. Но это не значит, что у него не будут подобные явления уже на другом уровне. То есть раскаяние - это духовный вариант депрессии, смирения. Но это уже другие моменты. Это уже, так сказать, в любом случае одни и те же похожие явления наблюдаются на разном уровне развития сознания. Поэтому если мы рассмотрим хотя бы 3-4 уровня, а в действительности их больше, то на каждом уровне будет встречаться одно и тоже похожее на вид состояние, но оно совсем по-другому оценивается.

00:06:29 Как на прошлой лекции мы разбирали, что по деятельности невозможно понять состояние сознания. Поэтому также и по внешнему состоянию человека невозможно понять на каком уровне развития сейчас у него протекает та или иная проблема. То есть сидят 10 человек, все грустные и у всех разная грусть, хотя на вид все одинаково выглядит. Поэтому и вторая часть примерно та же самая. Ну то есть это как раз противоположность этого депрессивного состояния, то есть, в общем-то, категория вот этого радостного состояния. Поэтому это может быть чувственная радость, это может быть умственная радость, это может быть физиологическая радость, это может быть духовная радость, это может быть тупая радость, понимаете. Вот человек радуется, почему -то есть смех без причины тоже очень подозрителен. Много есть вариантов, поэтому тут надо уточнить то есть уже что конкретно нас волнует по этому поводу.

00:07:41 То есть можно сказать, что человек, развиваясь, в любом случае как по спирали проходит те же самые состояния, но уже на другом уровне. Поэтому человек непонимающий, общаясь с человеком более развитым, он думает: «Да, какой он более развитый? У него все тоже самое». Потому что он видит внешние факторы, он видит, что человек может грустить, болеть, переживать, впадать в какие-то депрессивные состояния, ещё что-то. Но он не понимает, что это другого уровня проблема. Знаете, как первокурсник смотрит на пятикурсника: «Это у вас что тоже экзамены? Вы что тоже такие же дураки как и на первом курсе?» Но это экзамены на пятом курсе, понимаете. И потом ещё каждый год идёт подтверждение или как это называется, уже не помню, переэкзаменовка профессиональная, ну как-то так. То есть кажется, что на каком-то уровне экзамены должны пройти. В действительности, нет. То есть пока мы находимся здесь, пока мы сдаём экзамены, они будут на вид подобными, то же самое. В общем-то, если мы заглянем в этот кабинет, мы удивим, что тоже самое происходит. Сидят эти пятикурсники, учитель, те же самые билетики, так же грустно сдают все. То есть кажется такое же все. Но в действительности, это уже пятый курс, то есть уже есть разница.

00:09:07 Поэтому в этом состоит предупреждение по поводу оценки того, что происходит. Мы можем оценивать то, что происходит на уровнях ниже нашего. Но мы не можем оценивать то, что происходит на уровнях выше нашего. Поэтому мы можем только помогать младшим, потому что мы знаем, мы уже сдавали эти экзамены, да? Но мы не можем помогать старшим, мы не можем их оценивать. Мы можем просто уважать и понимать, так сказать, это проблемы другого уровня и оскорбительно думать на эту тему, делать какие-то выводы, это будет как раз категория вот этой гордости, тот же самый принцип. Как от врачей требуется, чтобы они не болели, это немножко странное требование. Они тоже болеют, да. Ага, ещё вопросики. Нет вопросов.

Действие, бездействие и запретное действие

00:10:42 17 стих. Сегодня два стиха пройдём, 17 и 18. Поэтому откройте 233 страницу. 233 страница.

Ом Намо Бхагавате Васудевая
[зал] Ом Намо Бхагавате Васудевая
Ом Намо Бхагавате Васудевая
[зал] Ом Намо Бхагавате Васудевая
Ом Намо Бхагавате Васудевая
[зал] Ом Намо Бхагавате Васудевая

17 стих звучит так, следите:

кармано хй апи боддхавйам
боддхавйам ча викарманах
акарманаш ча боддхавйам
гахана кармано гатих

Переводится так:
«Хитросплетения деятельности очень трудны для понимания. Поэтому надо хорошо знать, что такое действие, что такое запретное действие и что такое бездействие»

18 стих следующий:

карманй акарма йах пашйед
акармани ча карма йах
са буддхиман манушйешу
са йуктах критсна-карма-крит

Перевод:
«Тот, кто видит бездействие в действии и действие в бездействии, является самым разумным среди людей и находится на духовном уровне, хотя и занят разнообразной деятельностью».

00:12:14 Разберём эти стихи. Ничего сложного в них нет, несмотря на кажущуюся запутанность. Абсолютно не страшно, мы разберём, что происходит, то есть введём 3 термина, которые в принципе всё это описывают. Первый термин карма, мы знаем его. В этом случае, это будет для нас определяться как благочестивые действия ради плодов, которые человек совершает, выполняя свои временные материальные долги, да? То есть когда он исполняет долги на уровне материальной своей жизни. Вот это карма, благочестивая деятельность. Соответственно акарма, «а» как отрицание, акармой называется деятельность, направленная на постижение Абсолютной Истины, то, что связано с Абсолютной Истиной. Такая деятельность не приносит кармических последствий. И соответственно третий вид деятельности викарма. Викармой называют отрицательную деятельность или греховную деятельность, скажем так, которая противоречит законам развития, законам Бога, в конце концов, то есть противоположная. В общем, всего три слова: карма, акарма и викарма.

00:13:40 И принцип понимания этих трёх видов деятельности состоит в том, что без понимания акармы, вот этого вида деятельности, как мы говорили, деятельности в приближении к Абсолютной Истине, невозможно разобраться во всех других видах деятельности, невозможно разобраться в карме и викарме, в благочестивой деятельности и в греховной деятельности. Невозможно понять, что это такое, поэтому происходит путаница. То есть вот эта путаница, когда вроде бы деятельность воспринимается как позитивная, вроде бы все хорошо, вроде бы все позитивно, вроде кажется все замечательно. Но в действительности, к развитию это не имеет никакого отношения. В действительности, человек также просто получает какого-то вида последствия, то есть относится фактически к какой-то стадии деградации. Поэтому мы должны в этом разобраться немного.

00:14:38 То есть пока мы не поймём, что такое движение вперёд, мы не сможем понять, что такое движение назад. Поэтому движение назад иногда бывает очень приятным.
Как например, человек катится на саночках с горы. Очень приятно все смотрится: высокая скорость движения, ветер в лицо, весело, все гогочут, хохочут, так сказать. В общем-то, радость, скажем так, от деятельности, сейчас мы вот говорили на эту тему, что могут быть разные виды радости. И просто какая-то скорость вызывает некоторый вид физической радости, физическая радость, физические самадхи. На какой-то скорости человека выключает, он довольный становится, его это расслабляет, так сказать, радостно, весело, приподнятое настроение. Вот когда слишком все медленно, человеку это не нравится. Здесь может быть такая иллюзия скорости, движения, действий, человек носится туда-сюда.

00:15:58 Но в действительности никакого продвижения нет. Мы говорили, мы приводили это сравнение с белкой в колесе. То есть вот эта беличья радость. То есть энергия, скорость, радость, но в действительности движения нет, ничего не происходит. Поэтому нужно точно разобраться в этом движении вперёд, приближается ли человек к пониманию своего предназначения, к пониманию истины, приближается ли он. И далеко не всегда мы способны оценить это приближение, этот реальный прогресс мы не можем оценить, по той самой причине, что мы можем, так сказать, реально оценивать те проблемы, которые происходят на более низком уровне. Мы их можем понять, они уже происходили. У нас есть какой-то опыт, но опыта развития вверх у нас нет, опыта развития вверх у нас нет.

В чем главный принцип развития?

00:17:01 Поэтому главный принцип развития - это всегда присутствие наблюдающего, всегда присутствие какого-то наставляющего. Потому что самостоятельно невозможно понять это движение вверх или вниз, потому что у нас нет опыта движения вверх. Поэтому всегда нужно идти в какой-то связке, мы выясняли это. Если мы идём в горы, должна быть связка некоторая, кто-то должен идти и вести за собой, тот, кто уже проходил какие-то этапы. Поэтому и в развитии, для того, чтобы система работала, даётся эта некоторая цепь. Это система развития даётся и поэтому присутствует в любой более менее практичной схеме. Если есть какая-то схема развития, то вот эта система последовательности присутствует, то есть кто-то должен учить, кто-то должен передавать, кто-то должен контролировать развитие того, кто идёт за ним. Сам человек не может пробираться вперёд, это просто невозможно, это уже не развитие, это некоторый эксперимент.

00:18:07 К сожалению, эксперименты в этом плане недопустимы. Невозможно экспериментировать по поводу истины. Как тут экспериментировать? Невозможно, понимаете. То есть невозможно сказать: «Я думаю, что это истина». То есть это тут же аннулирует саму истинность, как таковую. Невозможно сказать: «Ну сегодня мне кажется, что это правильно, а завтра может быть я передумаю». Так мы читаем каких-то философов, и видим, да вот, знаете, вот это история развития такого-то философа. Вот эта самая грустная часть философии, история становления какой-то философии. То есть как сначала человек воспринимал концепцию, потом как он попал под влияние того-то и у него концепция изменилась. Потом как он попал под влияние другого, и оно более менее оформилось. Потом как ему всё это надоело и он бросил все, как в результате он вернулся к тому, с чего начал. В общем очень грустно, то есть вообще изучение философии приводит к цинизму. То есть если мы берём сами какие-то конечные выводы в философии, то в принципе это интересно, даёт какое-то разноплановое мировосприятие. Но не дай Бог мы начинаем изучать становление философии, тут же проявляется тяжелейший цинизм, потому что мы видим, что в действительности всё это не путь к истине, а это хождение по мукам, скажем так, искания.

00:19:44 В действительности, современное мировоззрение - это как раз вот это хождение без понимания, туда-сюда, оно возводит в ранг поиска истины, истина где-то рядом. То есть нужно искать, ничего не понимать, ходить туда-сюда. В общем-то, просто напросто терять время и все. То есть сейчас такое состояние непонимания в сознании принимается как некоторый философский романтизм: пойдём поищем там, поищем тут, съездим туда, сюда, займёмся космопоиском, чем-нибудь, поищем где-нибудь что-нибудь, а вдруг там что-нибудь есть. Но человек приезжает, там все тоже самое, не так-то всё это просто. То есть такие вот хождения туда-сюда это тоже самое, что белка в колесе, просто она думает: попробую в эту сторону бежать, толку нет, в другую сторону попробую бежать. То есть вид вроде бы другой, толку всё равно нет.

00:20:48 Поэтому, если мы зададим этот момент, от которого мы должны сегодня отталкиваться, то, что в любом развитии необходима вот эта преемственность. Необходимо, чтобы были всегда более развитые личности, которые знают куда идти, иначе обязательно будут проблемы. Как для того, чтобы строитель нормально построил дом, должен сидеть прораб. У нас он такой бегающий немножко прораб. Но если вы посмотрите на восток, там прораб очень просто действует. Он садится на самое высокое место, на стул, и целый день сидит, смотрит как строят, целый день он сидит на стуле и смотрит, вот его работа. Как только он видит, что что-то не так, он говорит: «Не так, переделывайте, не так, переделывайте». И все нормально строится. Поэтому даже по нашим меркам это полное отсутствие каких-то технологий, снипов, я не знаю, ГОСТов. Но так как сидит конкретный специалист и он сидит, и целый день смотрит на каждого, то все нормально получается, никаких проблем. Но стоит ему уйти, это все, лучше в этом доме уже не жить, точно.

00:22:05 Знаете, такие военные строители. Не жили никогда в доме, который строили военные строители? Вот это вот такое, у меня мама живёт в этом доме, это не дом. То есть это такая постоянно разваливающаяся структура. Просто мимо него ходить опасно, он выложен какими-то плитами и эти плиты ветер просто срывает и на землю они летят. Поэтому все местные жители этот дом обходят, и там все постоянно меняют, то есть что-то ломается. В общем жить в нём невозможно. Но на каждом кирпиче там написано ДНБ-86, все. В каждый кирпич там вложена радость солдатская. Но никто за этим не смотрел, никому это не надо, приказали быстрее, этаж построили быстрее, в результате вот сплошные мучения.

Для чего нужен наставник?

00:22:56 Тоже самое в жизни, то есть человек сам пытается идти по какому-то развитию, пробует все, бегает туда-сюда, но в реальности никто не наблюдает за его развитием, никто не смотрит на него. Поэтому, например, как раньше проходило обучение: ученик просто жил прямо в доме учителя, все. То есть целый день, 24 часа он под прямым надзором своего учителя и, конечно же, это давало результат, то есть за несколько лет личность обретала высокую квалификацию. Так как сейчас эта схема утеряна, не очень-то работает, поэтому соответственно и развитие становится затруднено. Но сам принцип - кто-то должен наблюдать. Вот это, как мы говорили, цепь наблюдающих называется парампара, то есть кто-то за тобой наблюдает. Современному человеку это не нравится, потому что ему хочется быть самостоятельным, ему хочется быть независимым. Вот это его эго, о чем мы говорили. Человеку кажется, что он сам все прекрасно понимает, поэтому у него главная концепция: « Чего вы меня учите?», понимаете. «Чего вы меня учите? Чего он сидит меня учит?»

00:24:06 То есть человека это может раздражать, он волнуется. Но в действительности это просто его эго, оно мучает его и он не понимает, что так устроено все обучение. Чему бы мы ни пытались обучиться, именно так оно устроено. То есть кто-то должен передавать, кто-то должен получать, это естественно. Если этой передачи нет, все, схема тут же обрывается. Поэтому в общем-то в этом и состоит задача любой духовной традиции. Задача любой духовной традиции сохранить эту схему передачи. Если эта схема передачи сохранилась, традиция выполнила свою задачу. Если схема передачи оборвалась, все, ничего сделать уже невозможно, оборвалась. Поэтому есть разные схемы, есть схемы наследственные, есть схемы косвенные, разные есть схемы передачи знания. В зависимости от того, что мы хотим перенять, мы уже и обращаемся к той или иной последовательности.

00:25:08 Так человек, вставший на путь развития, способен понять все другие виды деятельности. Если он понимает, что такое деятельность в стиле развития, он понимает все остальные виды деятельности. То есть только после того, как человек осознает свои отношения с Богом, после того, как он понимает, что такое путь вверх, после того, как он осознает свои духовные обязанности, он может понять и все остальное. Вот это принцип, от которого мы должны оттолкнуться. К сожалению, сейчас все наоборот. Человек пытается понять всё, что угодно, кроме этого, соответственно он не может увидеть. Так как это самое высокое, очень легко понять, что если мы ну забираемся на самую высокую точку, то все остальное будет легко видно с этой точки. Если мы хотим понять, где и как расположены деревни, озера, ещё что-то. Например, проводится осмотр местности, то есть вас куда-то заводят на гору и показывают вокруг панорамный обзор, обычно так происходит. Показывают: в той стороне такое-то место, в той стороне, вот видите, озеро такое-то там, там вот такое-то, здесь такое. Все легко видно, высокая точка, все хорошо видно, все замечательно видно. В Москве тоже куда-то залазят, смотрят, туда посмотри, туда посмотри, сюда, то есть смори, потому что из метро не увидишь где там что. А если куда-то залезли на какую-то высоту, сразу все видно, все становится понятно, вот оно видно, все как на ладони.

Как стать разумным?

00:26:32 Вот это в принципе метод получения разума. Есть получение информации, есть получение разума. Если мы получаем информацию, то мы изучаем систему снизу. Снизу очень трудно все понять. Один лес посмотрели, другой лес посмотрели, тут этот домик на метро приехали, другой домик на метро приехали. Невозможно осознать всё это в объёме, невозможно. Необходимо сверху посмотреть. То есть что делает водитель, когда он не может понять, как куда-то приехать? Он карту берет. Что это такое карта? Карта это взгляд на Москву сверху, причём очень высоко, да? То есть если мы посмотрим реальную точку, это я не знаю, сколько, километра два вверх, то есть реально если эти соотношения посчитать, то это взгляд достаточно сверху. И он уже видит весь этот объем, там ещё ему пробки показывает какая-нибудь программка.

00:27:22Он смотрит на своём телефоне, вот представьте какая это дистанция, это с Луны он смотрит я не знаю или откуда из-за облаков. И он видит эту схему, он понимает: вот тут поедем слева, вот тут поедем через юг, через север, очень просто понять, схема проста. То же самое и в любом знании. То есть нужно понять, что самое высокое в этом знании, и соответственно, с этой точки будет понятно все другое. Также и в деятельности, сегодня у нас стихия деятельности. Кажется мутно все звучит, запутанно. Но в действительности ничего запутанного нет. Если мы понимаем, что такое деятельность в духовном развитии, все остальное как на ладони становится понятным, даже без большого объяснения, ничего не нужно объяснять, сразу понятно, что бесполезная деятельность, что греховная деятельность, от чего толку нет. Главное понять как вверх идти, в этом принцип.

00:28:16 Поэтому человек, вставший на путь духовного развития, естественным образом избавляется от последствий кармы, поэтому такой человек в трактатах называется разумным человеком. Человек разумный это тот, кто в действительности избавляется от последствий. Потому что любые последствия негативны. В общем-то, вот это вот некоторая современная интерпретация кармы, как хорошая карма и плохая карма, это немножечко такая успокаивающая интерпретация. Мы говорили об этом, что это немножечко неверно. То есть просто карма, карма - это всегда плохо.

00:28:58 Карма - это то, что привязывает. То есть каждое последствие это как ещё один узел, привязывающий нас к какой-то ситуации. То, что привязывает, всегда плохо. Если у нас сейчас ногу привязать к столу, нам это не понравится. А если нас долго привязывать, нам это ещё больше не понравится. А так мы себя привязываем всю жизнь, сами этого не видим. Это называется карма или запутанность. То есть человек обвязывает себя своими собственными последствиями своей деятельности. Поэтому нет хорошей, плохой. Это как хорошей верёвкой себя обвязать или плохой верёвкой, то есть разницы никакой, и то и другое привязывает. Просто, так сказать, хорошая карма это себя атласной ленточкой привязать, а плохая карма это когда цепью приковали. Но принцип тот же. Это всё равно привязанность в любом случае.

00:30:05 Поэтому выйти за пределы такой привязанности, как мы говорили, вот этой акармы, деятельность без привязанности - это самое важное умение. И мало того, что человек освобождается в этом случае от кармы, он ещё испытывает постоянное духовное счастье. То есть у него появляется эмоциональная составляющая духовная. Приходит, скажем так, духовный тип радости, высший тип радости. Высший тип радости чем отличается от низших типов радости: низший тип радости он всегда двойственнен, он всегда начинается и заканчивается, причём чем больше человек радуется, тем больше потом он попадает в депрессивное состояние. Поэтому это низший тип радости. Высший тип радости, духовный тип радости - это когда человек ощущает его, то это состояние не пропадает, оно увеличивается. То есть после него не наступает депрессивного состояния, оно увеличивается, в этом принцип.

00:31:06 Поэтому есть разница. То есть на лице может быть и не заметишь такой разницы, скажем так, физиологически. Но качество совсем другое. Одно заканчивается, причём полностью противоположным разочарованием, а в другом случае увеличивается. Можно легко понять разницу. Все время, русские сказки такие. Там такой неразменный пятак присутствует, это не шутка, неразменный пятак есть. У меня есть, можно найти, очень интересная штука старая. Она присутствует, в действительности, но идея-то в чем этой концепции? В том, чтобы что-то не заканчивалось, да? То есть мы видим, если мы берём материальный уровень, все чтобы мы не получили, оно обязательно заканчивается, то есть кошелёк все время пустеет. Получил зарплату, обрадовался, все, уже заканчивается. В чем принцип этого сказочного неразменного пятака? А в том, что где-то есть, то есть бытовое знание сохранилось о том, что где-то есть эта концепция того, что должно увеличиваться, просто его почему-то переложили на какую-то такую грубую концепцию какого-то пятака. Но это качество духовной природы, качество духа постоянно увеличиваться. Это присутствующая концепция, реальная концепция. Её можно ощутить, её можно попробовать, её можно понять, главно встать на этот путь.

Умение чувствовать время

00:32:43 Поэтому такой человек считается не теряет ни одной минуты своей жизни. В Индии говорят, что время очень быстро движется, но у него очень короткие волосы. Поэтому оно подходит очень быстро, пробегает мимо очень быстро и рядом пробегает, чувствуется, как оно пробегает, но схватить его невозможно, волос нет. Человека можно схватить только за волосы, как говорится, живое существо за волосы хватают. Поэтому борцы все стригутся, они такие.... У борцов не принято волосы отращивать, иначе будут хватать. Это старая система единоборств. То есть за все остальное человек легко выкрутится, потому что достаточно смазать борцовским маслом своё тело и вы не схватите так просто человека, он будет как рыба высказывать. Но за волосы все. И также говорится о времени. Время движется очень быстро, бегает совсем рядом, но у него нет волос. Мы его чувствуем, ощущаем, но схватить не получается. Вот оно закончилось, вот, вот, да что такое, закончилось, закончилось, не ухватывается, такое масляное, не ухватывается, не за что ухватиться, удержать невозможно.

00:34:10 Это и есть как мы говорили некоторая современная концепция жизнедеятельности: вместо того, чтобы обратиться к успокоению, к духовному развитию и стать счастливым на уровне счастья, которое постоянно увеличивается, человек пытается увеличивать скорость своей жизни, он пытается догнать время. Он думает, что если быстрее бегать, то время догонишь. Нет, не получается. Если даже быстрее бегать, муху не догонишь, понимаете. Попробуйте муху поймать так просто, не поймаешь. А тут время. Поэтому человек думает, что если он будет быстрее все делать, активнее, так сказать, как это говорят то есть: суетиться надо, то есть бегать надо, бегай, бегай, бегай, бегай, суетись, быстрее, быстрее, быстрее, то человек превращается в такого уставшего материалиста, к нему приходит депрессия моментально. То есть буквально несколько лет и он впадает в средневозрастное депрессивное состояние кризиса средних лет. К нему приходит все. Он бегал, бегал, бегал, бегал, понял: не догнал, не догнал.

00:35:20 Поэтому в любой деятельности нужно все время чувствовать этот перегиб, нужно чувствовать, что я что-то побежал, что-то вот побежал. Вот нельзя бежать. Вот попробуйте сейчас бегом бежать домой, спотыкнёшься, упадёшь, нос разобьёшь. Чтобы мы ни делали, когда мы начинаем это делать слишком быстро, все начинает рушиться, все начинает портиться. Необходимо размеренность и стабильность. Но человек попадает под влияние этой гонки и он думает: чем быстрее бежишь, надо кого-то обгонять. Никого обгонять не надо. Потому что те, кто бегут быстрее, они бегут назад, потому что они сами все испортят. Зачем их обгонять? Если они так быстро бегут, они бегут, чтобы все испортить себе. Так вперёд, пропустите, пусть бегут, они бегут к саморазрушению, не нужно никого обгонять. Но человек попадает, вот этот вот раджас. У него появляются конкуренты, он думает тут нужно быстрее место застолбить, тут нужно быстрее кого-то подсидеть. Такие вот, мы говорили, крысиные бега, вот тут быстрее, быстрее, быстрее. Если хотя бы на один день отстану, все. В результате вместе прибегают к депрессивному состоянию, и все встречаются вечером в каком-нибудь ЛТП или ещё где-нибудь, потом все вместе лечатся в результате.

00:36:50 Тут нужно быть очень аккуратным. Увеличивание скорости только делает человека ещё более несчастным. Необходима размеренность, стабильность. Помните старую притчу? В одном семействе было на выданье две дочки. Старшая уже засиделась, уже давно пора её было выдавать замуж, поэтому она больше хотела. Младшая ещё была совсем молодая, поэтому она не особенно-то торопилась, её этот вопрос не очень-то волновал. И однажды пришли сваты от очень уважаемого человека. И этот господин уже был в возрасте, поэтому самым главным для него было, чтобы жена была хозяйственной. Ему уже всё равно было остальное, ему главное, чтобы от неё польза была какая-то, чтобы она была хозяйственная. И как это проверить? Они решили сделать простое испытание. Они сказали обеим этим дочерям, что кто первый чайник закипятит, тот и станет женой этого богача. И они побежали на кухню, поставили чайники, самовары. И та, что торопилась замуж, старшая дочь, она все время заглядывала: не закипела ли вода? Ну когда закипит? Ну и соответственно что произошло? Её чайник закипел позже. Она все время проверяла и вода остывала постоянно, так вот торопилась. Старая такая притча.

00:38:30 Но на этом принципе основана вся система современной деятельности. В общем-то, если это объяснять, вполне достаточно, чтобы дать главную концепцию развития, главную концепцию процветания, главную концепцию правильного планирования. Нужно планировать размеренность, нужно планировать стабильность, нужно планировать последовательность. Но когда человек планирует ускорение, как быстрее, в результате он оказывается в конце, в результате он наоборот все теряет. Можно много вариантов привести: поспешишь - налоговую насмешишь и так далее. Это все тот же самый принцип, то есть размеренность. Поэтому и здесь тоже самое, не нужно бегать особенно налево направо с выпученными глазами, нужно просто чётко понимать, куда я должен идти, за кем я должен идти, в чем принцип развития.

В чем состоит процесс духовного самоосознания?

00:39:44 И в чём состоит процесс духовного самоосознания? Как можно осознать себя как душу, как можно понять сверхдушу, Абсолютную Истину? И обычно для процесса познания человек привык пользоваться своими чувствами. Нам кажется, что это единственный способ постижения реальности. Тут такой интересный момент. Когда у человека появляется желание понять истину, то это считается великая удача. Желание понять истину - это великая удача, считается очень удачливый человек. У нас удачливый человек, если он там в казино выиграл, это удачливый человек. Никакого отношения к удаче это не имеет. Удача - это когда появляется желание понять истину. Но когда он пытается сделать это своими материальными чувствами – это считается его самой большой неудачей, это его самая большая неудача. То есть желание прийти к истине - это удача, но идти к этому материальными способами - это самая большая неудача, парадокс, сейчас разберёмся.

00:41:02 Посмотрите что происходит. Как мы осознаем мир? Мы нюхаем что-то, мы пробуем на вкус, мы щупаем, смотрим, слушаем, даже пытаемся построить логические заключения с помощью ума, да? Все это материальные вещи. Но никаким из этих способов невозможно осознать природу души, природу духовного, невозможно. А раз душа в процессе материального познания не осознаётся, значит она так и продолжает спать, она не просыпается. То есть что такое самоосознание? Самоосознание - это разбудить себя самого. Есть два типа, состояния: материальное состояние и духовное состояние. Никакими материальными способами невозможно затронуть духовное. Поэтому мы пытаемся действовать на материальном уровне, но душа не просыпается. Такой беззвучный будильник, понимаете. Вроде бы он трещит, но звука нет. Поэтому мы не просыпаемся. Душа не просыпается и ничего не происходит. Так и продолжается, это какое-то состояние души в анабиозе. Мы не просыпаемся от такого изучения. То есть никаким будильником душу не разбудишь. Для этого нужен будильник особенный, метод осознания, который приходит к нам прямо из духовного мира. Другая методика должна быть.

00:42:35 Современный человек он верит только тому, что он видит. Однако посмотрите, как много даже в материальном мире мы не видим, да? Можно перечислять, смотреть. Мы не видим воздух. Радиацию, атом, электричество, боль, мы не видим. Видит кто-нибудь боль? Никто не видит боль. Электричество видит кто-нибудь? Никто не видит электричество. Вот уже когда, так сказать, эффект от этого происходит, мы видим. Мы видим эффект от того, что происходит, но саму эту вещь мы не видим. Мы увидим воздух, если дыма напустим. Мы увидим боль, и то, даже не увидим, если даже она к нам придёт, мы её не увидим. Но она есть, есть боль. Чувствовали все? Кто-нибудь видел боль? Никто не видел. Что теперь делать? Поэтому очень много таких вещей, сколько угодно. Много чего увидеть невозможно, огромное количество. Я не знаю какой процент материальных элементов увидеть невозможно. Возможно видеть только грубые элементы, явно видимые. Но сколько всего невидимого. Даже здесь это проявляется, то есть метод познания зрением достаточно ограниченный.

00:44:04 Но разве то, что мы не можем определить своими чувствами, обязательно не существует? Любой ребёнок может понять, что в этом мире множество объектов, которые мы не можем просто почувствовать, но они есть. Поэтому чувства – это самые большие обманщики. Мы смотрим на наше любимое Солнце, но видим ли мы Солнце в действительности? Нет, мы видим, что с ним происходило несколько минут назад, да? То есть посмотрите обман, мы не видим его. Мы видим ту картинку, которая была несколько минут назад. Я уже не говорю про звёзды. Сегодня я специально читал на эту тему, читал про одну звезду. И свет от неё идёт 3500 лет, 4000 лет, что мы видим там вообще в реальности? Человек смотрит на небо и видит что-то. Что он видит?

00:45:02 В этом плане мы все немножко провидцы: глядя на небо, мы видим прошлое, которое было несколько тысяч лет назад, как оно выглядело несколько тысяч лет назад. Такие были пути, так все было расположено. Но реальность ли это? Это не реальность. То, что мы видим не то, что не реальность, это прошлое 4-5 тысячелетней давности, не соответствует действительности. Но нас это всех устраивает, вполне. Мы учимся по этим учебникам. Но в учебнике не сказано, что это было столько-то лет назад. Говорится просто это так и есть, то есть мы это воспринимаем как реальность. В действительности этого нет, никто не знает. Мы видим прошлое. Но даже не реальность, тем более не будущее. Простые вещи, ничего сложного нет, в любом учебнике это написано. Но мы не обращаем внимания, не замечаем, насколько обманчивы чувства. Своими глазами мы видим 4 тысячи звёзд не вооружённым глазом. Но в действительности, при косвенном подсчёте их там 150 миллиардов должно быть видимых. Но мы видим 1% из того. Что мы видим? Ничего не видим.

Что такое чувства?

00:46:26 Чувства очень интересно действуют. Мы видим даже не сам объект, а мы видим свет, отражённый от этого объекта. То есть мы не объект видим, мы получаем информацию, просто свет, который отражается от этого объекта. Если бы у нас были развито тактильное ощущение, то представьте, что от стены отскочил шарик, и мы по этому шарику делаем заключение о стене. Но также действуют зрение, представьте, понимаете. Вот я беру бутылку, стучу ей по этому столу, даю вам на анализ. Если ваши тактильные ощущения хорошие, то вы мне скажете: так этой бутылкой был стукнут круглый стол зелёного цвета, он был сделан из пластмассы, понимаете. Но мы доверяем больше глазам. Но происходит тоже самое, понимаете. Этот элемент свет, он попадает на предмет и отражается, попадает нам в глаза. Что мы видим? Мы анализируем то, что отскочило. В действительности всё это является вторичным.

00:47:36 Поэтому эти методы не применимы в использовании чего-то действительного, нематериального. Даже материальное очень трудно исследовать таким методом. Поэтому все время существует какая-то проблема в каких-то исследованиях, нужно тысячи раз перепроверять. Потому что у одного так получилось, у другого все по другому получится. Нужно тысячи раз перепроверять, перепроверять, перепроверять, перепроверять. Это такая современна научная проблема, вот все эти заявления знаете, что в такой-то стране наконец-то получилось. Не обращайте внимания. Никто из людей практикующих, какие-то учёные науки не обращают на это внимание, потому что когда начнут проверять, у остальных ничего не получится, не подтвердится. У кого-то случайно получилось, увидел что-то, все. Но начнут перепроверять, ничего не подтвердится.

00:48:38 Поэтому сейчас вся пресса на этом устроена: о там получилось, вот тут, вот там то, вот то. Но заметили все такие неподтверждённые вещи. В действительности, если даже пользоваться таким материалистичным взглядом на какой-то анализ, то опубликовывать всё это можно, когда этому уже есть какое-то временное доказательство, что последние 30 лет мы попробовали вот это, вот эту систему воспроизводить. И она действительно в последние 30 лет воспроизводится. Вот это заслуживает какого-то доверия. Как мы говорили, что, например, в аюрведической медицине был принцип, что лекарство можно выводить на общее употребление, если оно 300 лет испытывается, если его 300 лет употребляют. А тут каждый день в рекламе новое лекарство, посмотрите: для носа, для глаз, для ушей, для волос, для ногтей. То есть уже даже бескомпромиссные названия. Раньше хоть можно было понять, из чего оно состоит, какие-то составлющие в названия хотя бы косвенно включались, просто для нос. Все, изобрели, в этом году, молодцы. 300 лет, это ж такие сложные вещи. Ну сам принцип вообще, сам подход, мы видим с материальной точки зрения очень сложен в плане чувственной деятельности, а уж тем более куда-то в более тонкие направления цветовосприятия. Посмотрите все как сложно. Мы видим все немножко по-разному. То есть просто верим свету, который мы видим, который от чего-то отражается.

Что такое чудо?

00:50:34 Так, например, если мы обратимся к такому явлению, как чудо. Чудо, в принципе, тоже рассчитано на тех, кто не обладает духовным способом самоосознания. Чудо рассчитано на глупца. В принципе, это доказательство только для того, кто верит своим глазам. Так сказать, на более менее циничного человека чудо уже не подействует. Поэтому в общем-то не так-то просто с чудом. Поэтому чудо не является каким-то доказательством чего-то. И, так сказать, очень не разумно мотивировать какое-то направление развития просто чудом. Поэтому обычно это все вызывает ряд очень больших противоречий.

00:51:33 Поэтому чудо использовалось в каких-то традициях в определённый момент, когда часть какого-то населения больше не на что не обращало внимание, то вот им давалось какие-то такие просыпающие явления, чтобы эта часть категории людей проснулась. Сейчас в общем-то представьте себе, как воспринял бы человек те же 300 лет назад самолёт, телефон или телевизор? 100% чудо. Что оно доказывает? То есть что такое чудо? Чудо это то, что мы своими глазами раньше никогда не видели. Ну вот покажи аборигену телевизор, для него это чудо будет. И что это доказывает? То, что в этом направлении нужно двигаться? То, что наше направление правильно? Нет, поэтому как правило чудеса показывают достаточно в редких случаях и достаточно редкое явление и сейчас в основном это так используется как шоу, то есть всё это превратилось в цирковое искусство, не более того, не даёт никакого эффекта, потому что всё это действует только на определённую категорию.

00:52:46 Да, то есть может показаться, что что-то является чудом, но какие выводы из этого можно сделать? В принципе никаких. То есть из чуда никакие выводы сделать невозможно. Поэтому такое доказательство очень сомнительное. А если вывод и будет сделан, то он будет основан на прошлом конкретного человека. На основе чего мы делаем вывод опять-таки? Мы не делаем вывод на основе того, что приходит сверху, на основе знания, которое идёт от более разумных личностей. Наш вывод - это вывод основанный на прошлом, парадигма называется. То есть мы основываем свои выводы просто на своём жутком опыте. Вот есть у нас какой-то опыт и мы всё это основываем на своём опыте, делаем вывод, основываясь на конкретном индивидуальном опыте.

00:53:30 Поэтому и все выводы отличаются, все спорят поэтому. Каждый на своём опыте всё это основывает. Вот собрались, на этом все ток-шоу основаны. «А сегодня мы поговорим о пирожках. Как вы думаете, хорошо пирожки или плохо?» И все начинают на вот своём опыте основывать, понимаете. «А я считаю, что хорошо. Меня пирожки сделали счастливым. Мы через пирожки познакомились, создали семью и скоро умрём» А другой говорит: «А я на пирожках с ума сошёл и у меня печень вырезали. А я попал в автокатастрофу, потому что ел пирожок за рулём» и так далее. И вот этот так интересно вот все, ток-шоу снимать, проблем нет. Даёшь любую идею и все будут орать на перебой, то есть вот эта парадигма из них лезет, это самое доброе слово. Сейчас это слово придумали, чтобы заменить все остальные, чтобы как-то это культурно звучало. Ну и все, вот поговорили, хочется газетой телевизор закрыть, чтобы не принимать в этом участия, такая обыкновенная кухонная свора, нет никакого смысла.

00:54:39 Однажды во дворце происходило представление нового танца. И после выступления учитель танцев спросил почётных гостей, понравилось им или нет. И там сидели приглашённые гости, царь сидел, царская особа. И он сказал: «Было очень приятно, обворожительное зрелище, пир для глаз, замечательно», довольный. Но рядом сидел учёный брахман, мудрец. Он сказал: «Хорошая демонстрация деятельности гун материальной природы. Я увидел да, все материальные энергии, как они интересно действуют на нас. Хорошая демонстрация, хороший опыт, опыт над сознанием хороший, можно использовать для обучения студентов, да.» То есть он увидел в этом своё. И рядом сидел другой человек, тоже приглашённый, сидел святой монах. И он сказал: «А я не знаю вообще, что вы меня спрашиваете. Я видел, как мёртвые скелеты пытаются изображать счастливую жизнь» Он был монах. Знаете, как монахи живут? Они ставят перед собой череп во время еды, чтобы не забывать. Делают тарелку из черепа, чтобы есть из черепа, чтобы не забывать, что жизнь смертна. Они спят в гробу ночью, чтобы помнить, что жизнь смертна. То есть такое настроение. И прекрасный танец он увидел как прыжки скелетов, странно, что они прыгают, не понятно. Опять-таки видите, вот это прошлое, сознание, опыт человека заставляют все видеть по-разному. Так как можно на это рассчитывать, что мы увидим что-то верное.

Способы познание духовной реальности

00:56:27 Итак, давайте разберёмся со способом познания духовной реальности. Он состоит из нескольких моментов. Во-первых, самоосознание основано на откровении, шабда. Шабда, откровение, то, что приходит сверху, то, что передаётся сверху. Это трактаты или звуки, приходящие к нам из духовного мира. И чтобы его услышать или понять, надо принадлежать к определённой традиции, которая поддерживает сохранность этого откровения, которая хранит чистоту этого звука, чистота этого знания из поколения в поколение, всё это сохраняется. Хранители должны хранить традиции, факт. Как это можно проверить? Для этого должно быть 3 явления: должны быть учителя, которые несут эту традицию, должны быть практикующие, которые на своей жизни показывают практичность этой традиции и должны быть трактаты, с которыми можно сверяться, должны быть справочники. Вот такие 3 явления должны быть в любой системе, которая призвана защитить традицию. Если всё это ну согласуется, тогда можно уже обратиться к последнему доказательству - реальному изменению человека, то есть его практическая трансформация, когда его негативные составляющие трансформируются в позитивные составляющие, реальные изменения человека.

00:58:06 Всё это в результате приводит уже, скажем так, к другому виду чуда, к чуду реальному, чудо в самоосознании. Оно выражается в том, что человек выходит из-под влияния собственного ума и чувств. Вот эти все завязки развязываются, то, о чем мы говорили в начале лекции, он освобождается. Он выходит из под влияния собственного ума и собственных чувств. Он перестаёт быть, есть такой термин годаса, годаса буквально переводится как слуга чувств. Что хочу, то и буду делать. Куда хочу, туда иду, понимаете. То есть слуга чувств. На самом деле это не его воля, так хотят его чувства, он служит своим чувствам. Слуга чувств называется, годаса. Он выходит из под этого влияния и соответственно становится другим, он становится госвами. Госвами переводится как господин чувств, хозяин чувств. То есть уже он ими руководит. Не они им, а он ими. Вот это чудо, потому что никаким материальным способом это сделать невозможно. Вот это духовный уровень чуда, реальный и практичный, который мы можем видеть и даже на себе проверить.

00:59:33 И как это осуществляется на практике? Очень просто. Духовное самоосознание – это прямой контакт с духовным миром, а значит с Абсолютной Истиной, с Богом. И как осуществляется этот контакт? Сейчас пытаются найти истину, прослушивают радиоэфир. Думают, они куда-то настроятся и там им: «Алё, алё, это Бог, Бог, это Земля, да? Земля, слышите меня, Я Бог, слышите меня? Не слышите, ну ладно», понимаете. Это вообще. И всё это огромные деньги тратятся, всё это ужас, это даже вот не простота душевная, это какая-то тяжёлая диверсия такая знаете. Что Бог радиостанцию крутит, знаете. Там ходит подкручивает что-то, не может с нами никак на связь выйти. Такой Бог радиолюбитель. И надо карточку от Него получить, знаете раньше карточками обменивались. Я когда всё это вижу, я даже не знаю, это даже маразмом не назовёшь, то есть это просто смех такой тяжёлый. Если бы в это деньги не уходили страшные, лучше бы что-то практичное сделали, лучше бы масла понаделали сливочного.

Как осуществляется сближение с Богом?

01:01:02 Поэтому как осуществляется сближение с Богом? Сближение с Богом осуществляется через служение Богу. Вот это то, к чему подходят все духовные трактаты. Вот во всём остальном в принципе они могут расходиться, потому что разные пути немножечко дают разную окраску, то есть может быть разное восприятие пути. Но вот в этом все будут едины, в служении Богу. Это путь сближения. Именно служение сближает нас с духовной реальностью. Это и есть духовный метод самоосознания, который даёт возможность понять свою душу, понять духовный мир, понять Абсолютную реальность. То есть мы не одни в нашем теле, рядом с нашей собственной душой находится сверхдуша, совсем рядышком. Однако сверхдуша, находящаяся в нашем же теле, не привязана к этому телу, а мы привязаны, вот в чем отличие. И в этом причина всех наших проблем. Поэтому, развивая отношения со сверхдушой, развивая отношения с Богом, развивая любовь к Богу, это позволяет нам отвлечься от любви к самому себе, от привязанности к самому себе, от привязанности к своему собственному телу. Вот это приближение к Истине даёт естественное отречение от материи, от материальных желаний, от материальных идей, от материальной глупости. Они естественно связаны друг с другом.

01:02:39 Вот этот термин « бхакти» или любовное служение переводится как удовольствие, в принципе. Если просто перевести, как удовольствие. Поэтому чем больше в жизни человека преданности, чем больше заботы, чем больше служения, тем больше он получает удовольствия, естественным образом. И когда мы выходим на духовный уровень этого явления, мы уже говорили об этом, удовольствие становится бесконечным, просто увеличивается. Если здесь мы это теряем, то там оно увеличивается, даёт полноценное удовлетворение. Это можно сравнить с состоянием сытости. Если мы действительно наелись, то уже никакие яства нас не прельщают. Поэтому вот эти духовные удовольствия вызывают спокойствие в уме. Это признак духовного удовольствия. Материальные удовольствия ум только возбуждают ещё больше. Духовные удовольствия ум успокаивают. Пропадают все материальный желания. И для человека, не понимающего процесса, это может даже показаться пугающим, ушли все желания, наверное моя смерть пришла, все желания ушли, как так. Человек жил на основе желаний, тут они все куда-то пропали.

01:04:00 Как мы говорили, вот этот современный стиль жизни – это гонка за желаниями. Приходят яркие желания, мы должны бороться их осуществление. Тут человек раз позанимался немножко духовой практикой, и все прошло, ему самому страшно. И он боится: не понял. И все боятся, понимаете, все родные боятся, близкие боятся. А у него материальные желания все ушли, куда-то делись. Поэтому если у человека вдруг пропадают желания, он не знает, как теперь жить. В материальном мире это называется болезнью, депрессией, упадком сил. Но йога подходит к тому же самому состоянию отсутствия материальных желаний с другой стороны, йога заменяет их на желания духовные, понимаете. Поэтому без замены желаний материальных на желания духовные всё это плохо заканчивается, понимаете. Все это приводит только к разочарованию, к одному сплошному разочарованию. В принципе, вот в этом задача духовной традиции не просто убрать из сознания глупые желания, но гармонично их заменить желаниями духовными, чтобы не возникло пустоты. Так, время уже много, вопросики пожалуйста.

Как найти духовного учителя?

01:05:57 [Вопрос]: «Я хотел спросить про традиции, когда вы говорили про шабду, [неразборчиво] хотел поблагодарить, действительно такие вещи [неразборчиво]. Но вот про традиции вопрос такой. Вот допустим, я христианин, и то, что вы говорили, вот это практически то, за что можно поблагодарить, потому что если терминологию маленько поменять, то это та область, где эти вещи, то, что каждый человек ищет. Но вот допустим в христианстве есть такая проблема, когда вы говорили 4 вещи: учитель, практикующий, трактаты и реальные изменения, факт самого реального изменения, да? В христианстве в принципе тоже самое, да? Если изменить трактаты допустим на предания, писания как бы, но тоже самое требуется [неразборчиво] проблема такая реальная, когда традиция настолько глубокая и настолько она разнообразная, что может быть учитель, может быть практикующий, есть трактат, но буква «г», ну я себе «г» пометил, как реальные изменения [неразборчиво] можно не добраться, потому что это как бы боль такая, за которую, ну как бы поскольку [неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Я понимаю да
[Вопрос]: «[неразборчиво]»
[Рузов В.О.]:Я понимаю да.

01:07:42 [Вопрос]: «По традиции сейчас столько всего подаётся, что очень тяжело, вот вы высказали, что действительно учитель это очень важно, но выбрать учителя это большая проблема, потому что кроме личной симпатии, какой-то уверенности человек в начале пути не может опереться на те же трактаты. Ну вы понимаете да все [неразборчиво]».
[Рузов В.О.]:Я понимаю да.
[Вопрос]: «И он не может оценить ни практикующих, только какие-то такие интуитивные вещи. Вот как до того, как появились у человека реальные изменения, как вы считаете, вот как отличить допустим учителя от, вернее не так. Не плохого учителя от плохого, а того учителя, который именно вот нужен тебе, чтобы на этом пути дойти до [неразборчиво], чтобы увидеть эти реалии, ощутить эти реальные изменения. Потому что в действительности все эти вещи они друг друга поддерживают: учитель поддерживает трактаты, трактаты поддерживают учителя, практикующий всё это поддерживает»
[Рузов В.О.]:Я понимаю да.
[Вопрос]: «Понимаете, да?»
[Рузов В.О.]:Да.
[Вопрос]: «Вот в христианстве есть такая проблема. А вот как вы видите вот решение этой проблемы?»

01:08:56 [Рузов В.О.]:Ну с учителями везде проблема, потому что даже Бхагавад-гита, которую мы сейчас изучаем и через несколько стихов, в 34 стихе будет эта проблема подниматься. То есть там говорится: в первую очередь самая главная проблема жизни это найти учителя. Пока ты его не нашёл все, это просто твои искания. Чем быстрее человек найдёт учителя, тем будет легче. Поэтому тут мы 2 момента затронем: отсутствие изменивших себя и проблема с выбором учителя. Сначала отсутствие изменивших себя решается в принципе просто традиционным способом во всех традициях. Поиск этих примеров реальных тех, кто изменил себя, называется паломничеством. Человек должен поехать раз в год, буквально, если мы берём русскую христианскую традицию, то русский человек должен быть раз в год, когда закончилась уборка урожая и он уложил все эти стога к себе в закрома, он должен был поехать по монастырям, чтобы повстречаться с людьми. Потому что в его селе может быть реально никого нет, факт. И в его доме.
[Вопрос]: «Не к месту какому-то, а к человеку».
[Рузов В.О.]:Да, он должен поехать d монастыри, например. Монастырь все-таки реальное место, где люди более менее что-то в себе уже поменяли, потому что там все-таки.
[Вопрос]: «[неразборчиво]»

01:10:15 [Рузов В.О.]:Ну во всяком случае это люди, которые реально сделали шаги в этом направлении. Если человек хотя бы лет 5 там провёл, уже можно считать, что это личность более менее себя уже поменявшая.
[Вопрос]: «[неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Есть, я встречаюсь с такими людьми, да, поэтому есть. Это уже вопрос практичности: хочешь найти - езжай ищи, есть, факт. Поэтому это ничем не отличается от поиска нужного товара. Нет в своём магазине - иди в соседний, нет в своей деревне - иди, но они есть. Без реального общения с тем, кто себя изменил, очень трудно развиваться. Все это будет казаться сказкой, чем-то не моим, не практичным, не реальным, то есть вот трудности возникают, факт. И в общем-то тот же самый метод в принятии наставника. И...
[Вопрос]: «Первое паломничество, а второе это…»

01:11:07 [Рузов В.О.]: Да, а метод принятия наставника это мы опять-таки видим личность, которая... даётся очень простой признак принятия наставника. Наставником является тот, кто полноценно принял своего наставника. В философии это называется миссионерством. То есть личность, которая встала на путь миссионерства, это считается личность достаточно отрешённая, почему? Потому что на исполнение миссии требуется 24 часа в сутки и полное отсутствие материальных привязанностей, факт абсолютный. Поэтому если личность является миссионером и уже приняла в своей жизни наставника, то есть наставник это тот, который принял наставника и соответственно находится в миссии. То в принципе в теории эту личность можно считать учителем и следовать за ним, почему? Потому что это является вот то самое очередное звено в передаче духовного знания. А если мы возьмём очень просто духовное знание, любое духовное знание говорит о том, что наше предназначение в этом мире встать на путь миссии, то есть на путь передачи духовного знания другим. Поэтому если кто-то это уже осуществил и в общем-то достаточно в этом плане какое-то время провёл и он известен в этом плане, в плане миссионерства. Миссионеров все знают, это не такое распространённое явление. Поэтому в общем-то такую личность можно принимать как наставника. Поэтому уже есть разные виды миссионеров, это уже тонкости. В разных традициях разные виды миссионеров. Но так или иначе это личность, погруженная 24 часа в сутки в миссию. И в общем-то это один из признаков.

01:12:51 И опять-таки его нужно найти через паломничество. Потому что миссионер, хотя в его обязанность входит путешествовать и, так сказать, буквально в писаниях говорится, что миссионер должен заходить в дома людей и нести им слово божье, да. И так мы видим действуют люди верующие, да? Но мы не должны ждать миссионера, мы должны идти его искать. И соответственно даётся выбор и в трактатах также говорится, что ученик должен какое-то время проверять своего учителя.

01:13:26 [Вопрос]: «А вот проверять?»

01:13:27 [Рузов В.О.]:А вот проверяют его как раз на стабильность. Поэтому всегда время проверяет. То есть это не должно быть таким экзаменом для учителя: «А ну-ка ответьте мне, что написано в таком-то трактате на такой-то странице. Не знаете? Какой же вы учитель?» Нет, то есть учитель не обязан обладать хорошей памятью, хорошей внешностью, красивым голосом, красивой причёской, нет. Он не должен даже знать трактаты наизусть, не обязательно, нет. Он просто знает путь к Богу, этого достаточно вполне. И память это не важно. А то, что действительно проверяет, это время. Если вы хотите хорошо создать семью, подождите немножко и это будет хорошая семья, понимаете. Время испытывает, время. Поэтому если вы хотите принять учителя и не ошибиться, посмотрите на этого учителя 2, 3, 4 года, 5.лет. Некоторые смотрят 20 лет. И всё это не мешает в тоже время одновременно следовать рекомендациям наставника, идти этим путём не мешает.

01:14:26 Но вот это полное принятие учителя оно происходит через какое-то время, когда мы действительно видим стабильность. Из года в год мы видим, что человек стабилен в своей миссии. И это уже не человек, это уже представитель Бога. Потому что тот, кто находится в миссии, это уже в Ведах это называется божественная личность, то есть личность, которая полностью в миссии находится. То есть это представитель Бога, факт. И тут же нужно понимать, что представитель Бога это в некоторой степени должность. Поэтому человек может эту должность занимать, а может передумать её занимать. И в этом случае человек не должен связывать должность учителя с конкретной личностью. Он должен понимать, что человеку свойственно отходить от пути время от времени. Поэтому, например, если он попадает в такую ситуацию, что его наставник отходит от пути, он не должен сильно разочаровываться, а принимать другого наставника.

01:15:22 [Вопрос]: «То есть он должен видеть путь».
[Рузов В.О.]: Да, он должен видеть путь и что учительство - это назначенное Богом положение. Поэтому человек может от него отходить.
[Вопрос]: «То есть он должен одновременно [неразборчиво]»
[Рузов В.О.]: Да, вот мы говорили трактат, учитель, личности, окружающие нас, идущие этим путём, и у которых происходят изменения также мы их видим, и свой собственный опыт. Вот эти 4 вещи должны быть вместе.

Сознание может нас обманывать

01:15:49 [Вопрос]: «Извините, что [неразборчиво] маленький ещё вопрос. А есть такая вещь [неразборчиво] общечеловеческая как совесть, да?»
[Рузов В.О.]: Совесть, да.
[Вопрос]: «Она внутри в оценке реального изменения. Вот как вы считаете, как [неразборчиво]?»
[Рузов В.О.]: Как вы понимаете, то, что невозможно проверить, оно может обманывать. Поэтому если мы согласовываем свою совесть опять-таки с этими четырьмя вещами, тогда можно быть спокойными. Но иногда это может быть и не совесть. Сознание очень хитро устроено, как вы понимаете, и оно нас обманывает, в этом свойство нашего сознания. Хорошее оно выдаёт за плохое, плохое за хорошее.

01:16:36 [Вопрос]: «Может обманывать, точнее не обманывает, а может обманывать».
[Рузов В.О.]: Сейчас обманывает, сейчас. То есть мы все выходим из состояние обмана. То есть что такое материализм? Когда наше сознание говорит нам, что путь материального развития сделает нас счастливым. И духовное развитие - это когда мы выводим своё сознание на чистую воду. Поэтому эта тенденция остаётся обманывать, оно обманывает, может уводить с пути. И чем ближе мы к Истине, тем изощрённее может действовать сознание в своём обмане. Поэтому это называется болезни духовного роста. И если вначале очень простые проблемы с какими-то грубыми привычками, с гордостью, с жадностью, то на высоких уровнях развития начинаются проблемы духовного роста. Вот где трудности, то есть уже более тонкие явления, более тонкие, очень хитрые. Нужно в них разбираться, тёмная ночь души, там все пошло, поехало, столько всего, то есть очень сложные вещи. То есть уже оно, так сказать, последний рывок нам даёт, то есть оно не хочет нас отпускать, держит нас немножечко. То есть происходит некоторая борьба между духовностью и нашим материалистичным прошлым. И без помощи вот этих четырёх аспектов можно проиграть.

01:18:00 [Вопрос]: «Я почему-то сознание немножечко [неразборчиво], потому что бывает так, что человек был материальным всегда. Но я думаю, что в опыте каждого есть хорошо известный такой момент, что с детства человека не устраивает, он живёт в материализме, он по факту живёт, но его изнутри не устраивает. То есть он ищет и вот этот вот поиск его как бы с [неразборчиво], потому что он понимает, что где-то надо искать что-то настоящее. И человек по факту он в этом напряжении поиска находится, он нематериален, поскольку у него вот это напряжение поиска.... и сознание это может оценивать, что я не хочу быть материальным, хотя по факту материально. И поэтому здесь сознание же оно может обманывать, оно все-таки призвано не обмануть, правильно же?»
[Рузов В.О.]:Я не понимаю, что вы имеете ввиду под термином сознание. Надо с этим определиться. Дайте определение сознания, чтобы я понял, о чем вы говорите.
[Вопрос]: «Я имел ввиду вот в том контексте, в котором вы его употребляли [неразборчиво]. Просто я понимаете какой момент хотел понять. Ну я не хотел бы отвлекать, потому что...»
[Рузов В.О.]:А понимаю, да.
[Вопрос]: «...я много времени занял, простите».

01:19:14 [Рузов В.О.]: Я понимаю то, что вы говорите. Просто в действительности терминология просто другая немножко. Поэтому...., я согласен с этим, да. Что в действительности вот эта тенденция к развитию она есть, то есть мы хотим развиваться. Но то, что я говорил, сознание оно разделено на разные функции, вот это есть функция ума. Это материальная функция, которая говорит нравится - не нравится, она нас обманывает. То есть она нас обманывает через чувства. Мы думаем, что если что-то приятное, то это путь, но не обязательно путь приятный

01:19:49 [Вопрос]: «В терминах, потому что [неразборчиво] я бы допустим сказал, что ум может обманывать, чувство может обманывать. Но в принципе ум и чувства призваны быть честными с человеком».
[Рузов В.О.]: Если они одухотворены.
[Вопрос]: «Да, но человек призван быть».
[Рузов В.О.]: Да, но представьте, что такое стадия одухотворённости. Это не наша стадия. А поэтому мы должны именно согласовывать всё, что происходит в нашем сознании: наши идеи, наши мысли, наши чувства, их лучше согласовывать, так сказать, спрашивать. Спрашивать у более опытных, у старших, у кого есть какое-то более глубокое понимание. А правильно ли я всё это мыслю, правильно ли я всё это осознаю, факт. Потому что такое иногда накручивается внутри, что упаси Бог. Такие там связи человек выстраивает от одиночества. В тёмном омуте там все водится, упаси Бог, спасибо, да.

01:20:54 Ещё какие-то вопросики? Что показалось не понятным, сомнительным, подозрительным? Два стиха мы сегодня прошли, да? 17-18. Нет вопросов, да? Спасибо большое.

транскрибирование: Юлия Бугаева | Торонто | Канада | 12 November 2011
обработка текста: Дамаянти д.д. | Чиангмай | Тайланд | 16 March 2014