Что такое духовная практика?

01 January 2008
Система варн. Путь бхакти-йоги. Что такое духовная практика? Как священные писания влияют на человека? Путь к Богу. Кто такой лидер? Кто главный Бог? Что такое Абсолютная Истина? Какова функция молитвы? Может ли Бог быть вне религии? В чем суть духовного развития? Что такое миссионерство? Что такое грех? Как сделать правильный выбор? Как выглядит душа? Путешествие по Индии. Как проявляется Бог? Что дает религия?
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:42:26 | качество: mp3 24kB/s 17 Mb | прослушано: 824 | скачано: 958 | избрано: 13
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Система варн

00:00:00 [Вопрос]: «[неразборчиво] йога Свами Шивананда, она там постоянно на Бхагавад-гиту ссылается, там написано, что человек не за одну жизнь может выйти из круга перерождений, и даже при самом хорошем поведении, в лучшем случае он родится в семье какого-нибудь брамина. Это вот он [неразборчиво] Возможно это?»

00:00:32 [Рузов В.О.]: Для разных ситуаций описывается разный порядок покидания материального мира, как на корабле, например. Разные пассажиры, члены команды, капитан. У каждого свои особенности покидания корабля, в случае крушения. Также и для разных ситуаций, для разных времён, для разных личностей нам даётся описание различных способов покидания материальной реальности. Поэтому вы можете встретить некоторое описание.

00:01:25 То, что вы описываете, это такое классическое описание выхода через систему варн, когда человек идёт по средством исполнения своих обязанностей. Попадая в тело, которое обусловлено обязанностями шудры , он выполняет все эти обязанности, становится действительно хорошим исполнителем, действительно качественным деятелем на этом уровне, он исполняет свои обязанности. Он не стремится делать великие октябрьские социалистические революции . Он не воюет за демократию. Он не пытается из кухарки стать президентом страны и так далее. То есть он прекрасно понимает своё место в этом мире.

00:02:23 И если он проживает эту жизнь качественно, то тогда он в следующей жизни получает следующую прарабдха карму, особенности которой уже определяют его обязанности, как обязанности вайшьи. И он опять-таки проживает какое-то количество жизней, ну допустим идеальную одну, в которой качественно исполняет свои обязанности торгового сословия. Так сказать, он не просто наживается на других личностях, а он в действительности пытается принести благо, доставляя людям товары, избавляя их от мучений, так сказать, доставка по Москве. То есть он старается, чтобы людям было удобно от его деятельности, то есть он избавляет людей от проблем.

00:03:14 Исполняя качественно свои обязанности в этом сословии, он переходит на следующий этап, становится кшатрием, получает обязанности кшатрия. Соответственно, развивает в себе заботу о подчиненных. Идеально развив эту заботу, он переходит в категорию брахмана, получает обязанности учителя. Если он способен в действительности передавать мудрость, тогда может быть ему везёт и он получает возможность заняться духовной практикой. Один из путей. Путь, рассчитанный на социальные условия. То есть, чтобы идти этим путём, необходимо, чтобы социум принимал этот путь, необходимо, чтобы были расписаны эти обязанности и чтобы социум принимал обязанности человека. Мы видим сейчас не принимаются обязанности человека. Сейчас никто не думает о своих обязанностях, всех интересуют права, поэтому каждый бьётся за права, никто не хочет исполнять свой долг, всех интересует просто финансовое благополучие или что-то вроде этого. А в результате этот путь становится не практичным. Потому что никто не знает как в следующей жизни наше окружение будет воспринимать наши обязанности. Поэтому этот путь не очень подходит.

Путь бхакти-йоги

00:04:52 Поэтому Бхагавад-гита разбирает разные пути, и разбирая все виды йоги, мы сейчас только на 4 главе находимся, но разобрав все виды йоги Бхагавад-гита приходит к выводу, что самым практичным является путь бхакти. То есть это путь, который даёт возможность за одну жизнь экстерном исполнить все обязанности, приступив сразу к исполнению главных обязанностей. То есть даёт возможность не проходить второстепенные обязанности, даёт возможность сразу приступить к основным обязанностям. Поэтому такой путь можно сравнить с экстерном.

00:05:51 Поэтому, если человек находится в этом процессе, он даже может почувствовать, как плотность его жизни становится максимальной. В действительности, за одну жизнь он получает возможность исполнять все виды обязанностей. Поэтому путь бхакти-йоги определяет сразу, что человек может уже не придерживаться своего психотипа. Он может выполнять любой тип обязанностей, который сейчас необходим для осуществления его духовного развития. То есть это тут же поднимает его над системой постепенного развития. То есть встав на путь этой йоги, этой особой йоги, человек приподнимается над обязанностями, как таковыми.

00:06:38 Обычно это неправильно трактуется. Обычно человек думает, что это освобождает его от обязанностей. Нет, это не освобождает от обязанностей. Наоборот, это добавляет ему обязанностей. То есть он не только обязанности своего психотипа теперь должен осуществлять, а он теперь обязан осуществлять любые типы обязанностей, которые возникают на его пути. То есть он уже не может от них отказаться. Все, они пришли, уже все равно, твой психотип, не твой психотип, подходит тебе это, не подходит. Все, обязанности пришли, ты их должен выполнять. Таков путь. Поэтому и появляется некоторый такой экстернат. Поэтому в нём тоже есть некоторые тонкости, в нём тоже есть некоторые моменты, которые описываются. Но этот путь уже даёт возможность достаточно быстро разобраться с этой ситуацией.

00:07:32 Поэтому да, они есть и вот эти пути и разбираются в Ведах и 99% Вед разбирают постепенный путь. И лишь только маленький процент трактатов разбирает путь экстерна, потому что экстернат - это всегда достаточно исключительное событие. Не так уж много людей сдаёт экстерном. Поэтому, скажем так, может быть даже и не рассчитано на массовость на какую-то [неразборчиво]. Но для желающих в действительности разобраться быстро во всём, пройти путь как можно быстрее, даётся такая система, система бхакти. Поэтому она и называется системой преданности. Потому что, чтобы пройти быстро что-то, нужно этому предаться, нужно этому пути предаться, то есть нужно отдать всего себя. Чтобы экстерном сдать что-то.

00:08:38 Поэтому и этот путь йоги - это путь предания самого себя, то есть нужно полностью отдать все свои мысли, своё сознание, своё мышление, то есть буквально ум, тело и речь нужно отдать для духовного развития, чтобы экстерном пройти все эти постепенные ступеньки, которые в традиционной системе нужно было бы проходить тысячи и тысячи лет. Если, например, мы возьмём ту же систему аштанги, то есть она требует как минимум 10 000 лет, то есть достаточно долгий путь, минимальный. Поэтому выбор всегда есть, всегда мы можем как-то выбирать. Поэтому, если появилась возможность пройти быстрее, почему нет. Это достаточно разумно.

00:09:31 Однако нельзя думать, что это легко. То есть быстро не значит легко. Вот тут тоже появляется ошибка. Человек думает: «А, легко, все быстро», нет. Быстро не значит легко. Быстро значит нужно вот предаться, то есть нужно полностью вложить все своё сознание, все время, свои усилия, своё мышление. То есть это путь полного погружения. Если другие пути дают возможность погружаться на какую-то часть своего сознания, четырёхступенчатый путь по варнам, он даёт возможность на каждой ступени погружаться на какую-то часть, то есть выполнение своих обязанностей не полностью, то этот путь требует полного погружения. А целиком погружаться всегда не легко. Поэтому нельзя думать, что это легко, что это дешёвка. Ну вот если коротко. Ага, ещё вопросики пожалуйста.

Что такое духовная практика?

00:10:37 [Вопрос]: «Если продолжить, то это индивидуальные совершенствования или это погружение для раскрытия путей мира, собственным совершенствованием. Или это все-таки ты индивидуально погружаешься для индивидуального самосовершенствования и выхода на другой уровень»

00:10:58 [Рузов В.О.]: Путь - это всегда путь к Богу. Нет никаких путей мира. Есть путь к Богу. Поэтому, если человек погружается в путь к Богу, он встречается с Богом. Если он погружается во что-то другое, он встречается с чем-то другим. Что это другое никто не знает. Поэтому мы говорим о реальных духовных практиках. Реальная духовная практика - это всегда путь к Богу. Поэтому есть традиции, которые дают очень чёткие ясные понятные определения, как погружаться.

00:11:33 Как, например, классические традиции говорят: метод погружения состоит всего из двух вещей - это пост и молитва. Так говорят традиционные движения, и это правильно. В любой традиции есть пост и молитва. То есть пост - это система питания определённая, которая даёт какие-то ограничения, которые дают возможность контролировать язык. Язык - это главный контролирующий орган нашего тела. Если мы контролируем язык, контролируются основные функции тела. То есть поэтому все начинается с поста, потому что через язык осуществляется контроль всего тела. В этом йогический секрет. Поэтому пост - это обязательное явление. И соответственно само погружение уже, то есть контроль тела - это некоторое условие для погружения. А погружение осуществляется через молитвенную практику.

00:12:23 Поэтому какая бы традиция ни была, а она всё равно состоит из этих двух вещей - это какой-то вид поста и какая-то форма молитвы. И уже в зависимости от того, насколько человек целеустремлён, настолько процентов он принимает эти два явления. Настолько он принимает пост, настолько он принимает молитву. Поэтому результат также зависит от этого. То есть, если пост стопроцентный, молитва стопроцентная, тогда и результат стопроцентный. Если пост половинчатый, молитва половинчатая, тогда и результат половинчатый, все очень просто. Поэтому в духовной жизни нет ничего сложного с одной стороны. Сложность только в собственном состоянии предания, насколько процентов человек готов в это погрузиться. В общем-то, так во всём. Чтобы мы не взяли, как правило механизм всегда прост, проблема всегда в собственном желании человека.

00:14:01 Поэтому всегда этот путь индивидуален. В чем индивидуальность? Индивидуальность в том, насколько мы погрузимся, настолько будет результативность. Как, например, сейчас мы можем погрузиться в слушание. Если мы погрузимся на все 100%, это будет результативное слушание, мы извлечём благо. Но выйдя отсюда мы можем на какой-то момент отвлечься и все испарится. Наверняка, вы это замечали, что утром, помнишь вроде такие интересные вещи были, а какие не можешь вспомнить. Я постоянно себя на этом ловлю и мне что-то рассказывают, какой-то друг мне рассказывает, такая интересная идея, такая концепция. Я слушаю, думаю: «Как здорово, вот завтра всем расскажу, такая хорошая концепция». Если я это не записываю, на утро я думаю: «Да, вот опять расконцентрировались, все забыли, ничего невозможно вспомнить».

00:14:56 Поэтому, наверняка, вы замечали, что для знания не так уж много и надо. Для знания достаточно совсем небольшой информации и эту информацию можно перерабатывать всю свою жизнь. То есть фактически одного стиха из Бхагавад-гиты достаточно, чтобы всю жизнь его разбирать и вполне будет понятна вся система продвижения в этом материальном мире. В общем-то, ничего особенно сложного, поэтому как мы выяснили, сложность пути только в собственном нежелании погружаться в путь, то есть нежелание отдаваться этому пути на свои 100%. Есть некоторая, скажем так, излишняя практичность. Человек думает это не практично на все 100% погружаться в духовное развитие. Но, в действительности, даже тут он не прав. Потому что, если мы посмотрим вроде бы идея хорошая, что должно быть практичным, должна быть во всём гармония. Мы должны и духовные проблемы решать, и материальные. Звучит красиво, согласитесь. И многие ловятся на эту идею, что вот тут нужна гармония. Нет.

00:16:12 В действительности, невозможно материальными способами решать материальные проблемы. Даже для того, чтобы решать материальные проблемы, необходимо применять духовные способы. Поэтому нельзя 50 процентами духовных возможностей решать духовные проблемы, а 50 процентов материальных каких-то задач решать материальными способами. Нет, не получится. Поэтому и материальные и духовные проблемы мы должны решать, но решение их лежит через духовное развитие. Поэтому именно от этого и возникает неудовлетворённость, именно поэтому человек не удовлетворён на своём пути, потому что он немножечко не доверяет духовным способам решения проблем. Он все-таки, так сказать, пытается оставаться на рельсах практичности, думает, что практичность - это то, что его балансирует. Это не балансирует. Практичность в этом смысле - это материализм. А истинная практичность - это духовными способами решать все виды проблем, и духовные проблемы, и материальные проблемы. Вот это истинная практичность. Ложная практичность, когда человек пытается материальными способами решать материальные проблемы. Это ложная практичность, в действительности это просто атеизм, не более того. Вот примерно так картина видится. Ага.

Как священные писания влияют на человека?

00:17:42 [Вопрос]: «Можно ли приравнивать чтение священных трактатов и их изучение к молитве или нет? Или молитва это одно, а священные трактаты это что-то другое. Если допустим ты с утра 2 часа посвящаешь чтению, изучению священных трактатов [неразборчиво], это может считаться молитвой?»

00:18:10 [Рузов В.О.]: Сама по себе концепция духовного трактата - это тоже молитвенная концепция, так как сам по себе стих это тоже молитвенный стих. Но форма повторения разных стихов разная. Поэтому форма повторения стихов священных трактатов отличается от формы повторения стихов, которые берутся как молитвенные стихи. Поэтому методика разная.

00:18:43 Поэтому в принципе можно назвать это молитвой, Но вы не можете взять чётки, повторять стихи, например, Бхагавад-гиты на чётках, и засчитать это как молитвенную практику. Нет. Вы можете выучить эти стихи наизусть, как, например, в разных традициях это практикуют, учат, там Коран наизусть, ещё что-то, то есть выучивают, повторяют. Но это молитвенная форма, имеющая свои особенности. Это, скажем так, молитва для разума. Это молитва, рассчитанная на разум. Такая молитва из раздела гьяна-йоги, рассчитанная на размышления, на то, что разум обретёт форму. Священный трактат оформляет разум.

00:19:42 А буквально, если сейчас мы посмотрим на наш разум, каким-то тонким взглядом, то мы увидим, что наш разум разорван на куски, он имеет разорванную структуру. Это выражается в том, что наше сознание мечется: туда хочу, это хочу, то хочу, все хочу, а что сейчас? Метания происходят. Почему? Потому что сознание не целостно, разум не целостен. Если бы сейчас у кого-то был 49 глаз, то первое что бы он увидел, подвергло бы его в ужас. То есть у каждого человека разорвано сознание, всех надо лечить. Нужно делать операцию по сшиванию сознания, все разорвано, надо 108 швов наложить. И изучение священного трактата - это как сшивание разума, то есть мы кусочки разума пришиваем к общему тонкому телу. И появляется целостное мышление, называется однонаправленный разум, буддхи, такое целенаправленное сознание, и тогда уходит этот элемент метания. Человек точно знает, что он хочет.

00:20:55 Поэтому он становится стабильным, соответственно он становится верным, он становится надёжным. С этим человеком уже спокойно, уже ему доверяешь, уже он эффективен, потому что он идёт к своей цели. Его жизнь начинает разрешаться, то есть все в его жизни разрешается. Поэтому изучение священного трактата - это некоторая операция над собственным тонким телом, когда мы обретаем эту целостность. Это и есть эффект образования, так сказать, сформировать образ сознания, чтобы оно было целостным. А прямая молитвенная практика с повторением молитв для медитации - это очищение в сердце, очищение души. Это уже форма прямого общения с Богом, немножко другая функция. Поэтому, скажем так, немножечко цель другая. Поэтому лучше не путать.

00:22:14 Поэтому духовная традиция разделяет разные части духовной практики по разным целям. Поэтому сначала одно, потом другое, потом третье. Сначала человек встаёт, совершает омовение водой. Это очищает его грубое тело, физическое тело. Потом он повторяет молитвы, это очищает его сердце. С чистым сердцем он уже может подойти к изучению священных трактатов. Так он связывает воедино свой разум, разум становится однонаправленным. В этом состоянии он может идти в мир, добиваться поставленных целей, которые сформировались за этот этап очищения утреннего. Вечером он должен прийти опять восстановиться. Он должен опять помыться, опять подкроить, подремонтировать свой разум, обратиться к священному трактату, какой-то кусочек за день отрывается, нужно его обратно вернуть. Материальный мир он так устроен, пытается что-то от нас оторвать.

00:23:30 Как знаете, в русских сказках пишется, что и ветки деревьев хватали его за одежду. Вот я думал, это образное выражение, но недавно ехал по горной дороге на открытой машине, и ветки деревьев они, в действительности, хватали меня за одежду и отрывали прямо куски. Я не мог поверить. Когда я приехал, у меня уже были оторваны куски одежды, я зашивал их обратно. Пришлось выкинуть рубашку. И точно также материальный мир. Мы выходим в этот материальный мир и тут же в метро часть оторвали, там что-то оторвали, в очереди оторвали, на работе поотрывали отовсюду. И вечером человек уже весь такой разорванный приходит. Поэтому нужно опять восстановиться, подшить немножко. Сердце опять вернуть в спокойное состояние, разум подштопать, тело помыть с хлоркой, то есть вернуться в это изначальное состояние, чтобы примерно прийти в себя. Поэтому с одной стороны, и одно и другое это молитвенная практика или медитативная практика, но немножечко по-разному осуществляется, немножечко различные цели ставятся перед этим. А так в принципе можно. Ага.

Путь к Богу

00:24:56 [Вопрос]: «Скажите пожалуйста, можно ли в одно и тоже время читать разные священные тексты, если человек ещё не определился по какому пути идти, то есть что касается [неразборчиво]?»
[Рузов В.О.]: Есть только два пути. Это путь к Богу и путь от Бога.
[Вопрос]: «К Богу».
[Рузов В.О.]: Ну так а в чем тут определяться?
[Вопрос]: «Ну вот, например, как выбрать молитву?»
[Рузов В.О.]: Любая молитва - это путь к Богу.
[Вопрос]: «Любая молитва?»

00:25:27 [Рузов В.О.]: Конечно. Есть только два пути - это путь к Богу и путь от Бога. Поэтому, если человек выбирает тип духовной практики, это не выбор пути. Путь уже выбран, путь к Богу. Он выбирает тонкости. Это как человек решил поесть. И он подходит к холодильнику, выбирает, что он будет есть. Но он выбрал главное, он будет есть. То есть как тут можно выбрать есть или поститься. Вот выбор, буду есть. И это уже его тонкости. Поэтому это не выбор пути. Это выбор уже, так сказать, совместимости, каких-то индивидуальных особенностей, тонкостей.

00:26:13 То есть но сам путь уже выбран, путь к Богу. Поэтому тут можно не волноваться. Можно хоть все вместе, никакой разницы нет. Уже в процессе пробования и доставания из холодильника разных блюд, вы естественным образом поймёте, что вам ближе. Вы поймёте соленные ближе вам блюда или сладкие. Вы естественным образом определитесь. Но сам путь вы решили - есть, поэтому просто начните есть. Если вы начнёте есть, вкус придёт естественным образом, вы сможете определиться. Потому что в нас есть уже какие-то врождённые вкусовые восприятия, вот этот вкус в нас уже врождён. С самого рождения уже что-то нам кажется вкусным, что-то не вкусным, что-то нам больше нравится, что-то меньше. И, в общем-то, поменять это не получится особенно.

00:27:15 Просто некоторые вещи мы не можем сразу осознать. Как мы пробуем какой-то заморский фрукт, не можем понять вкусно - не вкусно, что это такое. Но через какое-то время, когда мы распробовали, мы начинаем осознавать - да, это входит в мою категорию вкусного, а это не входит. Поэтому это даже и не выбор пути как таковой, нет. Это уже выбор, скажем так, моего индивидуального восприятия, это уже некоторое определение. Как знаете, в институт человек идёт учиться, он выбрал институт, но на каком-то курсе происходит выбор его специализации. Поэтому этот выбор идти к Богу или нет, это и есть концептуальные решения, которые делает человек. А уже остальное это специализация и тут концептуальной разницы нет.

00:28:20 Ну, конечно, эта вот каша-мала она ни к чему, когда все вместе. Это не даст опять-таки сконцентрироваться, потому что разные вкусы. Как есть, например, кусочек торта, кусочек квашенной капусты, торт, капуста, торт, капуста. То есть будет немножечко такое несварение. Поэтому когда человек слишком себя свободно ведёт в этом плане, то есть у него опять несварение получается. То есть он может потерять вкус ко всему, если он торт вместе с квашенной капустой съест, он потом ни на торт, ни на капусту не сможет смотреть.

Кто такой лидер?

00:29:17 [Вопрос]: «Вот я это и имела ввиду, что всё равно [неразборчиво]»

00:29:21 [Рузов В.О.]: Ну да, это, так сказать, должно быть аккуратненько. Этот выбор не должен быть долгим. То есть попробовал чуть-чуть, вот тортик понятно, вот капусточка понятно, ну определяйтесь. Много не нужно для этого есть, и так понятно. По-маленькому кусочку чего-то, и можно понять значение всего блюда. Поэтому как правило выбор происходит по взаимоотношению. Всегда в каждой традиции есть лидер. И лидер, в общем-то, представляет саму суть традиции. Кто такой лидер? Лидер - это какая-то личность, которая впитала в себя какую-то идею традиции и поэтому она является лидирующей. И поэтому это нормально, когда в традициях есть лидеры.

00:30:17 Обычно, это почему-то немножечко не приветствуется, так сказать, такая лже-демократическая схема, она не приветствует лидеров, не знаю почему, то есть бояться лидеров. Но, в действительности, каждая традиция должна рождать лидеров. То есть музыкальная школа должна рождать великих музыкантов. Это очень странно, если все середнячки, все выходят и немного не умеют играть, то есть это подозрительно. Поэтому любая нормальная школа, сильная школа должна рождать каких-то личностей, более менее ярких. И всегда по личности судится о школе. Поэтому есть пророки, есть святые, есть какие-то лидеры, которые несут в себе особенности школы. Поэтому по этим личностям в общем-то можно понять для себя мой это путь или не мой, почему нет.

00:31:12 Потому что, если мы попытаемся с каждым познакомиться, с каждым поговорить, жизни не хватит. И все будут разные. И если человек не является по своей природе таким аккумулировавшим в себе вот эти все аспекты традиции, то как понять что в нём от традиции, а что от него лично, поэтому не поймёшь. Но более менее очистившаяся личности, находящиеся на уровне такого представительского плана, по ним можно понять, что несёт в себе традиция. Поэтому обычно так происходит знакомство с традицией. Достаточно из каждой традиции десять ярких личностей понять, послушать, познакомиться и будет понятна вся традиция. Все будет ясно, все будет осознанно, вполне будет достаточно. А Веды рекомендуют 9 личностей узнать. Поэтому сейчас тем более информативная среда очень богата, можете взять 9 дисков, 9 ярких личностей из одной традиции и прослушать их от начала до конца. Я уверен, что вам будет уже и вся традиция понятна и философская концепция понятна и настроение, которое несётся, все осознаете.

00:32:41 Какие-то другие способы знакомства, типа прийти, посидеть, просто послушать, со всеми поговорить, они не дают правильного восприятия. Потому что это большинство, оно всегда представляет из себя такое первокурсное большинство, то есть первокурсники. Поэтому они сами находятся на уровне выбора. Поэтому обычно не очень правильное восприятие. То есть необходимо посмотреть на определившихся личностей, на тех, кто определился, на сильных личностей. И вообще это путь. Путь - это всегда идти за сильной личностью. Потому что если мы идём за сильной личностью, какой мы станем личностью сами? Сильной. Когда мы идём за силой, мы тоже получаем эту силу. Если мы идём за слабостью, мы также становимся слабыми. А поэтому вот в этом принцип: отношения к старшим, к младшим и к равным. То есть слабым нужно помогать, а за старшими нужно идти, а с равными надо дружить. И тогда правильно все распределяется. Тогда быстро можно во всём разобраться, быстро можно все осознать, достаточно легко. Какие-то другие вещи трудно. Даже по трактату не всегда можно понять в чем суть традиции, потому что не всегда возможно увидеть за этим личность. Ну вот примерно в этом идея. Ага, ещё пожалуйста.

Кто главный Бог?

00:34:20 [Вопрос]: «Вячеслав Олегович, почему в некоторых ведических традициях, которые основаны на Бхагавад-гите, там главный персонаж [неразборчиво] Кришна, который воплощение Вишну. Так вот почему они при этом поклоняются Господу Шиве?»

00:34:34 [Рузов В.О.]: Кришна не воплощение Вишну.

00:34:37 [Вопрос]: «Как так?»

00:34:39 [Рузов В.О.]: Это вы не про ведические традиции говорите. Давайте про ведические традиции говорить.

00:34:48 [Вопрос]: «Ну в Шримад Бхагаватам там указано. Аватар»

00:34:51 [Рузов В.О.]: Нет, в Шримад Бхагаватам говориться, что Вишну - это уже вторичная форма.

00:34:56 [Вопрос]: «Да?»

00:34:57 [Рузов В.О.]: Да. Вы говорите об индуистических традициях, об индуизме.

00:35:01 [Вопрос]: «А разница есть да?»

00:35:03 [Рузов В.О.]: Индуизм - это материализм фактически. Индуизм - это такой культурный пласт, который воспринимает всё это как большой театр, как какую-то большую культурную традицию, не особенно вдаваясь в подробности. Для индуиста все едино, он не имеет какую-то духовную составляющую в своём восприятии мира. Это такая красивая культурная форма материализма, к сожалению.

00:35:43 [Вопрос]: «Там такой момент есть, что Арджуна предстал, как Вишну с четырьмя руками [неразборчиво] момент упоминается».

00:35:51 [Рузов В.О.]: Ну в чем проблема? В чем вопрос?

00:35:56 [Вопрос]: «Вот вопрос [неразборчиво] он и есть?»

00:35:59 [Рузов В.О.]: Он и есть, да. В чем проблема?

00:36:04 [Вопрос]: «Так Шива - это вроде другой персонаж».

00:36:06 [Рузов В.О.]: Так в чем проблема? В чем вы видите проблему? Все исходит из Бога.

00:36:12 [Вопрос]: «Кто из них главный Бог?»

00:36:14 [Рузов В.О.]: Кришна. И Он не главный Бог. Нет такого понятия главный Бог. Бог один. Нет главных Богов, средних Богов, младших Богов, Бог один. Анадир адир говинда. Бог один всегда. И из него исходит все, понимаете? И это все несёт в себе часть Бога. Очень просто, понимаете? Мы тоже исходим из Бога и мы тоже несём в себе часть Бога. Она выражается в нашем желании независимости. Заметили, нет? Очень яркая независимость. Вот толкните сейчас кого-нибудь локтем в бок, и вся его божественность тут же выйдет наружу. «Не толкайтесь, - он скажет - Я сижу тут». Поэтому все исходит из Бога. Есть источник всего, то, что не имеет причины, то, что является причиной всех причин. Поэтому ведическая философия принимает Кришну, как ту точку, из которой все исходит. Уже остальные воплощения имеют какую-то, скажем так по материальному, меньше, чем 100%. То есть уже исходящие. Причём духовная математика такова, что один минус один, всё равно будет один. Поэтому сколько бы не отделялось от изначального духовного источника, всё равно остаётся 100%, не уменьшается.

Что такое Абсолютная Истина?

00:37:49 Например, есть такая теория, маявада, да? Тоже популярная теория. Она как раз на этом заблуждении основана, на том, что Бог взорвался, разделился на микрокусочки, и это мы. Поэтому теперь мы все должны опять объединиться, да. «Начнём объединение как-нибудь попроще, - они говорят - через межполовое объединение». Поэтому всё это приводит к большим отклонениям. В действительности причина одна. Конечно же, можно пока сильно не волноваться, наша задача просто идти этим путём и по дороге будет понятно уже все эти аспекты Абсолютной Истины. Абсолютная Истина - это то, что не имеет начала, то, что даёт начало всему. Это вот духовная концепция. В материальном мире она может вызывать некоторые затруднения в восприятии.

00:38:50 Принцип в том, чтобы выйти из материальной реальности, из материального круга восприятия. Потому что мы пытаемся иногда понять духовные вещи, находясь в материальном круге мировосприятия. Чем мы сейчас думаем? Мы сейчас думаем разумом. Мы пытаемся разумом понять устройство духовных каких-то аспектов. Но вот для того, чтобы в действительности их понять, не нужно прилагать усилия разума. Нужно просто попасть в духовную реальность. Поэтому в нашу задачу входит, даже не понять Абсолютную Истину, в нашу задачу входит приблизиться к Абсолютной Истине, понимаете? Это, в общем-то, простая идея, приближение решает все. А понимание не обязательно. Личность сама по себе не поддаётся пониманию. Как можно понять личность? Представьте себе любовь. Мужчина пытается понять женщину. Все, это на всю жизнь проблема. Нет. Что он делает? Он пытается приблизиться, и все нормально, семья, все довольны. Но и так за всю жизнь он всё равно её не понимает, она его не понимает. Заметили, нет? Поэтому в задачу семьи не входит понять друг друга. В задачу семьи входит приблизиться и потом не разводиться. Очень простая идея.

00:40:29 И тоже самое духовная жизнь. В задачу духовной жизни не входит понять Бога, это невозможно. Мы можем слушать о Боге, мы можем думать о Боге, мы можем какие-то простые вещи даже думать, что мы это понимаем. То есть знаете, человек что-то понял, и он такой довольный ходит, думает: «Я понял это». Но когда потом ему это начинают объяснять, он в ужасе осознает, что он не то, что не понял, он даже близко к этому не приблизился. Ну замечали в себе, нет? Очень интересно. Думаешь: «О, я понял». И потом слушаешь, как кто-то более менее разумный это объясняет, думаешь: «Да, хорошо, что я никому не рассказал то, что я понял». Поэтому наше понимание, оно носит такой успокаивающий характер. Это то, что успокаивает нас, мы сшивает свой разум, как я говорил, и наш разум просто успокаивается. Но истинное понимание приходит при приближении. Вот мы приблизились и нам хорошо вместе. Вот это понимание.

00:41:32 Поэтому наша задача просто восстановить духовную семью. Поэтому у нас есть отец, мать духовные, мы должны как дети к ним вернуться и все. Поэтому ребёнок он, в общем-то, не обязан понимать родителей, это не входит в его задачу понимать родителей. Его задача приблизиться к родителям и от них не уходить. Поэтому духовная жизнь - это не развитие своего понимания, это реальное приближение. Для того, чтобы приблизиться, что нужно сделать, как вы думаете? Можем ли мы приблизиться к Богу? Нет. Скажите мне, сколько километров до Бога? Реально посчитайте. Хотя бы сколько километров до границы материального мира. Ну хотя бы какой ширины материальный мир? Никто даже не может сказать сколько.

Какова функция молитвы?

00:42:30 Можем ли мы в реальности приблизиться к духовной части этого творения? Никто не может даже сказать, где оно находится, настолько это далеко для нашего восприятия. Вот поэтому как вообще можно приблизиться, то есть что нужно сделать для этого? Какова функция молитвы?

00:42:51 [Из зала]: «Общение».

00:42:52 [Рузов В.О.]: Нет. Это было бы пока слишком нагло заявлять, что молитва - это общение. Что мы делаем, когда молимся?

00:43:00 [Из зала]: «Просим».

00:43:01 [Рузов В.О.]: Нет.

00:43:03 [Из зала]: «Благодарим, ещё что-то».

00:43:04 [Рузов В.О.]: Ну да, ну это скажем так, такие вторичные факторы. Для этого должно первое произойти, первое явление, в результате молитвенной практики.

00:43:16 [Из зала]: «Чтобы нас услышали».

00:43:18 [Рузов В.О.]: Близко, да. Мы зовём, молитва - это зов. Приходи, я здесь, потому что мы не можем прийти. Куда идти, скажите мне, налево, направо, на восток, на юг, куда идти? Скажите, куда идти, я, в принципе, пойду. Некуда идти. Поэтому нужно сесть и звать. Как ребёнок, который потерялся, что он делает в магазине, какова его естественная реакция? Он орёт, да. Если потерялся, он зовёт.

00:43:53 И в этом первая функция молитвы. Когда человек начинает молиться, это плач ребёнка называется. Он зовёт. Мы не знаем куда идти. Нам говорят идти вглубь своего сердца. Куда идти, как это идти вглубь своего сердца. Покажите мне, как это делать. Я с радостью тоже пойду вглубь своего сердца. Куда идти? На восток в Индию идти Бога искать, пойдёмте в Индию Бога искать. Не найдёте, ушёл давно уже, понимаете? Куда идти, некуда идти.

00:44:25 [Из зала]: «В Иерусалим все идут».

00:44:27 [Рузов В.О.]: В Иерусалим, можно сходить, ну тоже возвращаются. Почему возвращаются? Не нашли Бога.

00:44:34 [Из зала]: «А сам путь?»

00:44:35 [Рузов В.О.]: Путь, видите сходили туда обратно, ну не нашли. Если бы нашли... Бог это тот, от чего невозможно уйти. Поэтому, если человек приходит к Богу, он уже не возвращается. Поэтому человек ходит, ходит, ходит, ходит, ходит, ходит, в результате понимает бесполезно ходить куда-то. Поэтому нужно сесть, успокоится и заплакать плачем ребёнка, сказать: «Я потерялся. Мама, папа, я потерялся». Если это будет искренне, папа с мамой найдутся. Папа найдётся и сам придёт, то есть Он к нам приходит. И тут вместо того, чтобы проявлять свою детскую радость, мы начинаем просить, требовать, разбираться, почему раньше не приходил и так далее. Он говорит: «Ну ладно, я пошёл, а то я смотрю уже успокоился, уже взрослый мальчик. А пойду-ка я опять». Поэтому главная функция духовной жизни - это научиться действительно искренне звать, бескорыстно звать.

00:45:48 Поэтому вот через эти стадии проходит духовное мировосприятие человека. Сначала он должен войти в состояние смирения. Что такое смирение? Это значит я понимаю, что никакие мои усилия не приведут ни к миллиметру, ни на миллиметр я не продвинусь в своём развитии своими усилиями. Вот это смирение. Эгоистичный человек, не смиренный человек думает: «Сейчас я сам все, сейчас все. Дайте мне, что тут делать? Книгу читать? Сейчас книгу прочитаем. Что там, молитву повторять? Сейчас все повторим, чётки изжуём за один день, изотрём. Что делать, скажите? Сейчас все, все, все». Как говорится, научи дурака Богу молиться, да, он голову разобьёт. То есть он пытается взять методом такой спортивной тренировки духовную жизнь.

00:46:43 Но, в действительности, путь лежит через смирение. Смирение - это значит, что я начинаю понимать. Судьба мне посылает такие трудности, в которых я начинаю понимать, что мои усилия бесполезны, мои усилия ничего не значат. В действительности, я могу только звать. Вот то, что мы можем делать, это мы можем звать. И в этом нашем зове должна быть бескорыстие, то есть мы должны звать только для одного, чтобы начать своё общение. Общение - это всегда только служение, когда мы служим кому-то. Вот это общение. Все остальное это не общение, все остальное это эксплуатация. Поэтому, если мы хотим общаться с Богом, и наш зов искренний, наша духовная практика искренна, тогда это легко происходит. То есть Бог может преодолеть любое расстояние. Для него это не проблема. Для нас проблема, большая проблема. Ну как минимум полтора часа до дома надо ехать, да? Для нас это проблема. Для Него это не проблема.

00:47:54 Поэтому Он приходит на зов в сердце. Вот в этом мистическая составляющая духовной практики. Мистика духовной жизни не в том, что кто-то руками вылечил, кто-то по луже прошёл, кто-то ещё что-то. Кто-то может не есть, кто-то может не дышать. Нет, это не мистическая составляющая. Настоящая мистическая составляющая это в том, что духовно развитая личность, йог зовёт в своём сердце и Бог приходит. Вот это вот действительно интересно. Все остальное не интересно. Потому что, чтобы в этом мире мы не увидели, всё это грустно, всё это мы уже видели тысячу раз, ничего интересного нет. Но эксклюзивность духовной практики - это реальное приближение к Богу. Вот примерно так картинка выстраивается. Ага, ещё вопросики.

Может ли Бог быть вне религии?

00:49:02 [Вопрос]: «Вот при реальном приближении к Богу, я забываю, что Он религиозен, то есть я Его не воспринимаю ни как Кришну, ни как Христос, ни как Будду. Я совершенно не воспринимаю Его как религиозного, хотя я знаю религиозные практики, и религии изучаю, и воспринимаю. Но у меня нет о Нем представления как о религиозном деятеле, как о религиозном пути, как о религиозной личности, там индуистской, кришнаитской или там мусульманский».

00:49:45 [Рузов В.О.]: В чем вопрос?

00:49:47 [Вопрос]: «А может Он быть вне религии?»

00:49:50 [Рузов В.О.]: Бог вне религии, но Он личность. Религия - это материальный путь, когда мы должны пройти по этому пути с материальной составляющей. Пока мы находимся в этом материальном мире, мы должны идти путём религии, потому что это рельсы, которые выводят нас из материальной реальности в духовную реальность. Но когда мы выходим из материальной реальности, эти рельсы уже не нужны. Конечно, это факт, но Бог - это личность, да. Поэтому нужно изучать личность Бога, именно личность. А у личности есть свои какие-то предпочтения, конечно. Поэтому приближение к личности всегда открывает особенности личности. Как при знакомстве происходит. Издалека все красивые, замечательные, но когда мы начинаем приближаться, что возникает? Особенности возникают, да? Какие цветы нравятся, красные или белые. Какая пища нравится, то нравится, то не нравится, все не нравится. Есть индивидуальные особенности.

00:51:05 Также и у Бога есть индивидуальные особенности, индивидуальные предпочтения. Поэтому Он говорит: «Вот это Я люблю кушать». Поэтому большинство духовно развитых людей рано или поздно приходят к вегетарианству, потому что это предпочтения Бога. Просто это принятие на сколько-то процентов поста. Поэтому сначала человек частично принимает пост, как какие-то дни в году, а потом он способен принять все 365 дней в году на все 100%. Ему как-то нравится, это нравится, то нравится, пятое-десятое. Поэтому приближение даёт явное понимание того, что нравится. Если мы знаем, что нравится, что мы можем делать? Мы можем удовлетворять эту личность, да? Если мы знаем, что нравится человеку, мы можем удовлетворить человека. Когда мы кого-то приглашаем к себе в гости, мы что делаем? Мы спрашиваем: «Что тебе нравится? » Он говорит: «Только яблок не надо» Мы говорим: «Все понятно»

00:52:17 И также, когда мы хотим встречи с Богом, мы точно также пытаемся узнать, что ему нравится, что нет. Поэтому духовные трактаты они дают эти тайны, дают эти секреты, что нравится, что не нравится, что делать-то при встрече. Поэтому до тех пор, пока мы не знаем, что нравится, что не нравится, встречи не будет, встречи не произойдёт. А зачем она нужна? Мы ничего не сможем сделать. Поэтому мало одного зова, нужно ещё и приготовиться к этой встрече. Поэтому духовная практика - это подготовка, называется садхана. Садхана - когда мы тренируемся делать то, что нравится Абсолютной Истине.

00:53:05 Например, мы узнаем, что Богу нравится рано вставать. Да, Он встаёт в 3:30, знаете об этом, Бог. Да, рано. И хотя время для нас это некоторый материальный фактор, но так как мы знаем, что Ему это нравится, то есть в монастырях всегда встают рано, заметили? Есть заутреннее. Что они так рано встают? Потому что в тайных священных трактатах написано: Богу нравится рано вставать. И вот эта атмосфера называется божественная утренняя атмосфера. Чувствовали эту атмосферу утреннюю? Это божественная атмосфера. Просто вы её можете реально почувствовать. Почему? Потому что в ней радость Бога, Ему нравится эта атмосфера. Богу нравится и в монастырях также хотят в эту атмосферу окунуться, поэтому они рано встают, понимаете? Ему нравится рано ложиться. Он рано ложится, потому что вечером начинается ужасная атмосфера, Бог уходит из этой атмосферы, Он спать ложится. Это мы сейчас так грубо говорим, но сам принцип. И даже в этом материальном мире этот ужас проявлен, вот эти люди вечерние ждут нас около подъезда. Это атмосфера проявленная, она чувствуется, этот ужас ночной жизни.

00:54:32 Сам принцип. То есть я сейчас пытаюсь объяснить, что когда Богу что-то нравится Он входит в это явление, мы можем получить из этого часть божественной природы. Поэтому, например, Он говорит, что «Мне нравится вегетарианская пища», и Он говорит: «Вот фрукты, овощи. Я нахожусь в этой пище, пожалуйста» И мы можем ощутить это. Он говорит, что «В насильственной пище Меня нет», поэтому эта пища даже на освящается, невозможно освятить насильственную пищу, она не освящается, там нет этой божественной природы. Поэтому человек её может есть, но толку никакого нет, потому что он не получает от этого ничего божественного, получает агрессию от этого. Поэтому так вот изучая постепенно, что нравится, что не нравится, в общем-то мы все можем узнать и так происходит изучение личности. Как вот мы знакомимся друг с другом, мы изучаем личность и так происходит наше сближение реальное. Также изучая, что нравится Богу, оказывается каждый день Ему нравится, когда Его окружение в разные одежды одеваются, разного цвета одежды. На каждый день разные одежды разного цвета. И мы, например, если одеваем во вторник зелёную одежду, то в этой одежде мы чувствуем божественность, потому что Богу это нравится, я просто так для красоты пока рассказа, не записывайте, сам принцип.

00:56:00 То есть это особые трактаты это разбирают и постепенно всё это изучается с самого простого до уже самого сложного. Все это развивается, расписывается, и так происходит реальное познавание. То есть мы должны быть готовы к встрече, мы должны знать, что нравится, а что нет, понимаете? Если мы этого не знаем, то встреча бесполезна. Во встрече нет ничего романтического, будет одно сплошное разочарование. Поэтому встреча и не происходит. Поэтому вот так вот традиции несут в себе вот эти тонкости, особенности. То есть духовная жизнь - это очень личностная деятельность, нужно очень личностно воспринимать все это. Ага, ещё какие-то вопросики?

В чем суть духовного развития?

00:57:01 [Вопрос]: «Вячеслав Олегович, а вот мы говорили о жертвованиях, что если хочешь пожертвовать, то самое лучшее, что можно сделать, это пожертвовать святому человеку, вот. Вопрос такой: а если пожертвовать в храм - это не равнозначно?»

00:57:13 [Рузов В.О.]: Как хотите, ваш выбор.

00:57:22 [Вопрос]: «Нет вот, в трактатах написано, что святому человеку. А где его искать? Может в храм пожертвовать просто и все».

00:57:29 [Рузов В.О.]: Как хотите. Можете искать, можете не искать. Можете взять у меня адрес, я вам скажу 100 адресов святых людей.

00:57:34 [Вопрос]: «Да?»

00:57:35 [Рузов В.О.]: Да. Никакой проблемы нет. Телефоны могу дать, какая проблема. Никакой проблемы. Вся проблема в нежелании.

00:57:46 [Вопрос]: «Ну проще в храм».

00:57:48 [Рузов В.О.]: Не проще. Это практично. А в действительности, опять-таки, когда речь идёт о духовной практике, необходимо осознавать личностный аспект, понимаете? Потому что всегда зачем-то стоит личность. И сначала мы действуем безличностно, просто дал туда, и это нормально для начала. Но, в действительности, всегда духовное развитие личностно, поэтому каждый должен в одно какое-то прекрасное время взять на себя какой-то личностный аспект развития в духовной жизни. Поэтому каждый человек берётся что-то поддерживать, какую-то духовную программу. Поэтому, если мы вдруг взглянем на духовный мир, что это такое, вот материальная действительность и в ней эта духовная жизнь, как эта жизнь выражена? Эта жизнь выражена в миссионерстве. То есть духовная жизнь состоит из миссионерства. То есть человек сначала пытается понять, что это такое, пытается, пытается, пытается, пытается, глазами хлопает, хлопает, хлопает, хлопает. Но как только он понял, что это такое, он тут же понял, что у него есть миссия. И он начинает эту миссию осуществлять.

00:59:17 Поэтому духовная жизнь всего из двух этапов состоит. Первый этап - это я ничего не понимаю. А второй этап - это у меня есть миссия. Вот и все, в общем-то, вся духовная жизнь. Поэтому очень просто самому стать частью миссионерства. Как? Себя искусственно не подымешь вот с этой платформы хлопанья глазами, ничего не сделаешь. Если быстрее хлопать глазами, то на уровень миссионерства не выйдешь. А как легко перейти на уровень миссионерства? Помогать миссионеру, понимаете как просто. И вы тут же стали частью миссии сами. Знаете, вроде бы ещё сознание не в миссии, то есть хлопанье глаз ещё идёт. Что это такое? Где это я? А вы кто все? А я тут вообще что делаю? То есть хлопанье глазами ещё идёт, но когда человек уже помогает миссионеру, он сам уже в миссии. Он ещё ничего не понимает, но он уже в миссии, это интересно. Это уже такое интересное хлопанье глазами.

01:00:24 Поэтому очень просто. Можете узнать, кто какую миссию осуществляет, помогать этой миссии. Это очень личностно. Это даёт большой прогресс. Это даёт некоторое дополнительное ускорение для перехода с уровня ничего не понимания на уровень миссионерства, такую дополнительную скорость, такое достаточно серьёзное ускорение появляется. В Ведах в артха-шастре говорится: «Куда человек отдаёт свои деньги, там он обязательно и окажется» Поэтому, если вы отдаёте свои деньги на миссию, вы обязательно окажетесь в зоне миссионерства, у вас тоже будет миссия и вы будете её осуществлять. Отдаёте свои деньги в храм, в храме и окажетесь. То есть куда бы вы свои деньги не отдавали, там вы и окажетесь. Очень простая методика. Поэтому люди копеечки бросают в бассейны, там, [неразборчиво], да? Чтобы вернуться. Это вот пошло с ведических времён. Правда они почему-то копеечку бросают, они думают что на копеечку им билет, экономят немножко. Нет, в Ведах говорится нужно все отдать. Поэтому они бросают, но опять им не получается туда же вернуться, маловато бросили. Если побольше, точно бы вернулись. Так происходит. Поэтому люди хранят деньги там в зарубежных банках. Да, факт абсолютный.

01:02:05 Поэтому такой маленький секрет, во всём ищите личностность. Там где есть личностность, есть отношение, есть понимание, есть миссионерство, есть атрибуты личности, там быстрее, качественнее развитие. Потому что скорость высока, там где скорость высока, всегда можно лбом стукнуться. Поэтому главное, если мы чувствуем, что скорость нарастает и личностность увеличивается, нужно стать чрезвычайно аккуратным в своих суждениях. То есть нельзя на большой скорости проявлять излишнюю самостоятельность мышления. То есть не нужно давать оценку тому, что происходит. Лучше спрашивать о том, что происходит. Но самостоятельно лучше оценку не давать, не торопиться с этим.

01:03:08 Потому что на большой скорости трудно что-то рассмотреть, трудно понять связи и как правило неправильно оценка даётся. Потому что человек на большой скорости не видит все взаимодействия, все взаимосвязи, все эти хитрости откуда что возникло, как это все происходит, почему. И человек даёт слишком быстрое суждение. И это приводит к каким-то глупостям, к оскорблениям, к сплетням, то есть начинает слишком много говорить. Он думает, что если он быстрее движется, нужно больше говорить, нет. Чем быстрее ты движешься, тем меньше надо говорить, побольше молчать. Называется обет мауна-врата. Мауна-врата - это обет молчания. То есть, если человек начал быстро двигаться, он чувствует скорость, он молчит, чтобы он ни увидел. Если ему что-то непонятно, он спрашивает, но говорить он старается как можно меньше.

01:04:06 Это первый признак того, что человек скоро лбом обо что-то стукнется - это он начинает слишком много говорить. Вы его встречаете и он говорит: «А там та ля ля ля ля ля ля ля ля, а тут-то пока тебя не было ля ля ля ля ля ля. А те двое помнишь на лекцию ходили, они улю-лю-лю-лю-лю-лю. А там, вот там-то улю-лю-лю-лю-лю-лю» И все, у него там краник открылся, язык развязался. То есть он вошёл в процесс и он стал очень активно лететь по этому процессу, у него аж волосы развивает и он думает, что теперь надо быстрее языком молоть. Нет. Нужно вот язык завязать и все, тогда будет все безопасно. Что-то непонятно - спрашивай, тебе расскажут, не бойся. Но вот самостоятельные суждения лучше завязать. Вот это вот такая техника безопасности при увеличении скорости развития. Она обязательно у всех должна увеличиваться. Человек чувствует: «Понесло что-то меня, понесло что-то, уже и свободного времени нет, уже и каждый день расписан, уже и туда и сюда, уже все, весь уже повязан в делах в духовных» Вот тут нужно вот язычок-то и завязать. Поэтому с контроля языка все начинается, помните.

Что такое миссионерство?

01:05:28 [Вопрос]: «Люди, которые работают при храме, неважно в какой традиции, или люди, которые допустим волонтёры, которые в Африку [неразборчиво] помогать, это в принципе тоже называется миссией все, сотрудники. Но вот я немножко не понимаю как это связано с духовным развитием, потому что иногда даже в какой-то храм заходишь и сотрудники, которые вроде бы находятся в таком месте и заняты миссией, но [неразборчиво] грызёт, вот и в сердце совершенно не понятно что и как. Это можно назвать духовным развитием?»

01:06:03 [Рузов В.О.]: Конечно. Миссионер - это не значит, что он святой. Миссионер - это значит, что он находится в активном очищении. А тот, кто активно очищается, не нужно к нему подходить. Представьте вот там МКАД, то есть трасса. Что люди делают все? Активно несутся, да? Вот не нужно близко подходить, выскакивать и говорить: «А объясните, можно вопрос?» Затопчут. Поэтому вы также приходите в храм, там люди в миссии, они носятся все, у них планы на 10 лет вперёд, понимаете? И вы им попадаетесь иногда под ноги, и вас немножко затаптывают. Ну так не надо под ноги бросаться, нужно быть аккуратным.

01:06:41 Поэтому миссионерство - это всегда некоторое полное предание, как мы говорили, и нужно всегда это учитывать. Миссия - это некоторое такое учительство. То есть личность, которая передаёт что-то. И передающий он всегда должен быть горячее тех, кому он передаёт. То есть горячее должно передаваться холодному. Поэтому те, кому он передаёт, они холоднее, чем тот, кто передаёт, он горячее всегда. Поэтому что он делает, этот горячий? Обжигает. Поэтому в Ведах говориться: «Нельзя близко подходить к учителю, женщине, к костру и царю, все они горячие». Женщина всегда горячее мужчины, поэтому к ней нельзя близко подходить, лучше подальше держаться. Царь всегда горячее своих подчиненных, к Путину лучше близко не надо подходить. Костёр всегда горячее всей окружающей атмосферы, близко к нему не нужно подходить.

01:07:50 И учитель всегда горячее, по школе ещё помните, что учитель, он должен быть горячее по своей природе, иначе он не сможет передавать. Поэтому нужно знать своё место, называется данда, расстояние. То есть нужно издалека, вовремя, смиренно спрашивать. А если вы подошли близко к костру, конечно вас обожгло. Также вы подходите близко к миссионеру и вас обжигает. Это наша ошибка, это не его проблема. То есть это не проблема костра, что кто-то обжёгся, это проблема того, кто обжёгся, понимаете? Поэтому вот такое предупреждение даётся в Ведах, нельзя близко подходить к учителю, костру, царю и женщине, обожгёт.

Что такое грех?

01:08:39 [Вопрос]: «[неразборчиво] А вот просто некоторые священнослужители, вот до конца почему-то не веришь, что они к Богу могут привести. Ну они же по идее-то должны же отчищать и сердце, и мысли, и речь, и находясь в миссии, она же должна их как-то очищать. Но вот уже вроде бы он всю жизнь этому посвятил, но... [неразборчиво] не то что подходить страшно, а вообще не подходить, то есть нет...»

01:09:12 [Рузов В.О.]: Я понимаю, да. Очищать - не значит обезличивать. Поэтому характер остаётся. Почему вы хотите, чтобы личность от характера избавилась. Нет, личность от греха избавляется, от греховных желаний, а не от характера. А характер тот же остаётся.

01:09:31 [Вопрос]: «То есть получается просто [неразборчиво] в храме можно избавиться от греха»

01:09:34 [Рузов В.О.]: Можно, почему нет. Что хотите, то и делайте. Это же, мы говорили, процесс естественного приближение к Богу. То есть если вы приблизитесь к Богу, Бог избавляет от греха. Грех не уходит сам, понимаете? Грех - это не какая-то болезнь и мы должны купить тюбик пасты божественной, намазаться и грех как лишай уйдёт. Нет, грех - это последствия нашей деятельности. Этих последствий огромное количество. И поэтому мы не можем сами избавиться от греха. Что мы делаем? Мы зовём, с помощью молитвы, Бога, там где есть Бог нет греха. Поэтому, когда Бог подходит к нам, грех естественным образом уходит. Если мы опять не хотим этого общения, отходим от Бога, грех опять к нам возвращается, понимаете? То есть, скажем так, грех - это темнота материального мира, грех - это невежество. Бог - это свет, просветление, то есть это чистота. Поэтому, когда приходит чистота, темноты нет. Если солнце взошло, темноты нет. Точно также, когда в жизнь человека приходит божественность, грех уходит, божественность уходит из жизни человека, грех возвращается. Очень просто, а вместе им никак.

Как сделать правильный выбор?

01:10:55 [Вопрос]: «Понимаете сейчас Рождество было, вот это все там [неразборчиво] как человек, находящийся в православии, окружённая православием. Естественно там смотришь службу и получается как можно идти за священнослужителем, если он ест мясо, пьёт вино и там допустим там недвижимостью приторговывает, какой-то ещё [неразборчиво] и как можно, он же находится в храме, как можно за ним идти?»

01:11:24 [Рузов В.О.]: Дело не в том, кто где находится, в храме и крысы живут. Уже не надо идти за крысами, там муравьи живут, мухи живут, и кто угодно, какая разница где кто живёт?

01:11:34 [Вопрос]: «Значит не даёт 100 процентное [неразборчиво]».

01:11:36 [Рузов В.О.]: Нет, никто этого не говорит.

01:11:38 [Вопрос]: «Все, понятно, а то я уже испугалась».

01:11:41 [Рузов В.О.]: Хоть спите на алтаре, хоть на крест себя прибейте. Нет, никакие физические методы не дадут. Как мы говорили, а духовная жизнь - это реальное приближение к Абсолютной Истине, оно никакими сантиметрами не измеряется. Просто жизнь в святом месте, храм - это святое место, конечно же, способствует, да. Это очень благоприятно. Это подвижничество, не каждый может жить храме. Это поверьте мне не просто.

01:12:30 Это не просто, поэтому это реальное принятие физических ограничений, которые дают возможность быстрее прогрессировать, конечно. Но это не значит, что, если человек принял все материальные ограничения, то это как-то повлияло на его близость к Богу, нет. Вот тут уже абсолютно его личностный фактор. Поэтому все внешние вещи это хорошо, но это всего лишь условия. Условия тоже нужны, конечно. Но тот, за кем идти, это наш личный выбор. Мы должны реально выбирать того, кто выводит нас на более высокую ступень. Поэтому, если мы видим того, кто на нашей ступени находится, как мы можем за ним идти, мы не можем за ним идти, будем топтаться на месте. Поэтому нужно всегда выбирать того, кто может реально вывести из материального мира в духовный. То есть учитель всегда должен быть горячее, чем мы. И мы должны это реально понимать и видеть.

01:13:39 Поэтому дело не в традиции, не в храме, не в человеке. Каждый для кого-то является учителем. Просто для нас кто-то свой учитель, а тот человек, которого мы видим, может он для нас не учитель, но огромное количество других личностей могут его принимать своим учителем. То есть это индивидуально опять-таки. Если нам не нравится какой-то человек, мы не хотим с ним создавать семью, это не значит, что теперь никто с ним семью не создаст, понимаете? Поэтому это абсолютно нормально. Но не нужно опять делать суждения о чьём-то прогрессе. Нет. Вполне достаточно принять для себя, как мы говорили, некоторое участие в миссии, и попытаться её осуществить. И это будет некоторой гарантией выхода из материальной реальности. Потому что в этом мире есть, так сказать, зона материальной действительности - это осуществление материальных проектов, и зона духовной действительности - осуществление духовных проектов. Поэтому как выйти из зоны материальных проектов? Начать участвовать в осуществлении духовных проектов.

01:14:55 Духовный проект, у него всегда есть один признак. Духовный проект связан с тем, что он раскрывает отличие души о тела. Вот это признак духовного проекта. Он должен каким-то образом раскрывать отличие души от тела. Потому что духовность с этого начинается. Если отличие души от тела не раскрывается в этом проекте, может это и не духовный проект вовсе, может это материальный проект, понимаете? Поэтому проанализируйте, посмотрите, как раскрывается это отличие души от тела. Если оно раскрывается в этом проекте, значит это духовный проект. Если не видите, спросите как раскрывается. Потому что иногда абсолютно не духовные проекты называют духовными. То есть, если человек построил больницы, это не обязательно может быть духовный проект, это абсолютно материальный проект, понимаете? То есть лечатся тела, но отличие души от тела не показывается, понимаете? Но если человек строит больницу, где налажена помощь священнослужителей, которые реально исполняют свой долг, проводят по 8 часов у людей, которые в этой больнице лечатся, это уже духовный проект.

01:16:17 [Из зала.]: «Красный Крест, да?»

01:16:19 [Рузов В.О.]: Я не знаю, что делает Красный Крест.

01:16:22 [Из зала.]: «Больница от церкви. То есть имеется ввиду, есть такая служба церковная, где вот они все монашки выполняют свою миссию».

01:16:30[Рузов В.О.]: Ну да. Тот Красный Крест, который видел я, там ничего не было, да. У вас какой-то свой Красный Крест.

01:16:39 [Из зала.]: «Он такой должен быть я имею ввиду».

01:16:41 [Рузов В.О.]: Не знаю. Но тот, который был раньше в России, в нём ничего не было. Может сейчас туда что-то внесли весёлое. Сам принцип в том, что в этом деле обязательно должен быть аспект, который раскрывает отличие души от тела. Если этот аспект есть, это значит миссия. Она может разные формы приобретать, какие угодно. Но с этого начинается духовная жизнь человека, он должен увидеть отличие души от тела. Если он это не видит, значит духовного развития нет. Вот примерно это является эталоном, о котором можно думать, смотреть, размышлять. Это нас естественно выведет. То есть, если мы будем в этом участвовать, то что мы сами поймём? Отличие души от тела. А если мы поймём отличие души от тела, мы сами выйдем из материальной реальности, сами осознаем духовность. Так просто.

Как выглядит душа?

01:17:48 [Вопрос]: «А расскажите об отличии души от тела».

01:17:53 [Рузов В.О.]: А что вас волнует в этом вопросе?

01:17:58 [Вопрос]: «Меня? Меня ничего не волнует. Я просто хочу послушать отличие души от тела».

01:18:05 [Рузов В.О.]: Я вам порекомендую прочитать вторую главу Бхагавад-гиты. Вам нужно сегодня купить.

01:18:10 [Из зала]: «Она у меня есть».

01:18:11 [Рузов В.О.]: Вот вторую главу прочитайте. Я отвечу на ваши вопросы на следующей лекции. Потому что это просто вся вторая глава. Очень интересно, там все очень подробно рассказывается, потому чтобы мне время не тратить, вы её прочитайте, вопросы выпишите и мы их разберём.

01:18:27 [Из зала]: «Я думаю, у меня не будет вопросов».

01:18:30 [Рузов В.О.]: Ну тем более. Там все так очень хорошо разбирается, все очень подробно. Самый главный принцип в том, что у тела материальные желания, а у души духовные желания.

01:18:40 [Из зала]: «Ну это ясно».

01:18:41 [Рузов В.О.]: И пока мы находимся под влиянием тела, нас тянет на исполнение материальных желаний, мы забываем о душе. Поэтому, если мы видим разницу между душой и телом, мы способны ощутить желания души и начать их исполнять. Желание души - это желание служить Богу. Поэтому так постепенно происходит этот переход.

01:18:59 [Из зала]: «Это я знаю. Я думала ещё что-то».

01:19:02 [Рузов В.О.]: К сожалению, ничего. И чтобы это осознать, нужно всю жизнь об этом думать. Потому что, если мы в действительности понимаем отличие души от тела, то тогда мы способны на 100 процентов погрузиться в духовную жизнь. Если не понимаем, тогда какая-то часть материальных желаний нас ещё тянет к материальной действительности, требует от нас материальной жизни, и поэтому мы получаем свою долю страданий. То есть насколько мы понимаем отличие души от тела, настолько мы счастливы. Насколько мы этого не понимаем, настолько мы страдаем.

01:19:38 [Вопрос]: «Вот я художник, я пишу тело, я очень люблю портреты писать. И я когда пишу, я вижу душу, я это все объединяю в одно, а не в различие».

01:19:57 [Рузов В.О.]: Вопрос в чем?

01:19:59 [Вопрос]: «Может ли оно быть вместе? Душа вместе».

01:20:01 [Рузов В.О.]: Вот они сейчас именно вместе, вот в этом проблема. Поэтому попробуйте отдельно душу нарисовать.

01:20:08 [Из зала]: «Честно не удавалось никогда».

01:20:10 [Рузов В.О.]: Это всем удаётся, тот, кто хочет, я вам покажу прямо как она рисуется. Есть уже изображения.

01:20:16 [Из зала]: «Очень интересно».

01:20:17 [Рузов В.О.]: Конечно. Называется параматма, Сверхдуша, есть изображения, можете подойти к столику, вам найдут изображения, вы прямо можете нарисовать. Да, известно как выглядит душа. Даже известно как Бог выглядит. Известно как выглядят святые. Поэтому есть культура иконописи. Есть культура изображения духовного мира, есть изображения души, Сверхдуши, есть эти изображения, почему нет.

01:20:46 [Вопрос]: «В виде света...»

01:20:48 [Рузов В.О.]: Нет, в виде личности. С формой глаз, с формой носа, с формой рта, с цветом тела, с длиной волос, с точными изгибами. Есть теория иконописи, есть теория изображения духовного мира, как кто выглядит. Все очень точно описано, есть целые трактаты на эту тему. У меня есть много знакомых художников, которые этим профессионально занимаются всю жизнь. И вот они занимаются росписями храмов, поэтому изучают эту науку. Специальная наука, она идёт в трактатах, как все должно быть правильно нарисовано. Сейчас это осталось как иконопись святых. То есть Бог фактически ушёл с изображения, Сверхдуша ушла из изображения, духовный мир ушёл из изображений. А в западной традиции это очень редко можно встретить. Но если вы возьмёте восточную традицию, то вы встретите вот это именно изображение духовного мира, души, Сверхдуши, Бога, спутников Бога, как это все должно выглядеть. Поэтому это есть целый раздел, очень интересно, да, факт. Поэтому вот почему нет? Очень интересно.

Путешествие по Индии

01:22:11 [Вопрос]: «А вы будете рассказывать о своём путешествии?»

01:22:16 [Рузов В.О.]: А что вы хотите узнать?

01:22:18 [Вопрос]: «Все».

01:22:21 [Рузов В.О.]: Мы готовим ряд фильмов. Наш оператор он все снял, рискуя своей жизнью, потому что в Индии очень трудно все снимать, все скрытой камерой нужно снимать, нигде не разрешают, все strictly prohibited, все под страхом смерти. Но, рискуя своей жизнью, мы его прикрывали как могли, он отснял всю поездку. Поэтому должно получиться несколько фильмов. Поэтому, если коротко рассказать, то сначала мы помёрзли во Вриндаване, это Север Индии, поэтому там было холодно. Чем отличается Россия от Инди? Тем, что тут маленькие перепады, а там большие перепады. Поэтому, если тут, например, днем минус 5, там ночью минус 10, то есть 5 градусов перепад, небольшие перепады, поэтому это нормально все переносится. Но там, например, ночью был 0, а днем было 20-25. Поэтому это очень серьёзные перепады и поэтому мы там все болеют сразу, очень тяжёло, поэтому мы там тоже все заболели. Поэтому мы там всего 3 дня находились, но мы успели там провести свадебную церемонию. Не я женился. Поэтому вы увидите видео, мы провели во Вриндаване свадебную церемонию, наши друзья из Белоруссии. Мы их поженили в святом месте, это очень благоприятно.

01:23:54 И быстренько полетели в тёплые края, на юг Индии. Прилетели в Джаганнатха Пури. Джаганатха Пури - это места, связанные с Господом Чайтаньей, поэтому там мы провели много, 5 дней, там рядом Бхубанешвар, это город 5 тысяч храмов тоже очень такая красивая обитель. Вы можете зайти, фотографии на сайте уже выложены, поэтому вы можете зайти посмотреть на Бхубанешвар на юге, святое место. И рядом Пури, одно из таких глобальных мест паломничества, в котором мы провели 5 дней. Там очень много мест святых, очень необычные места. Огромные храмы, одни из самых древних храмов находятся там, Господь Джаганнатх,очень интересные места там. Так сказать, немножко пришли в себя, в тёплую реальность окунулись, там море, очень такое хорошее курортное место, в сочетающееся со святой обителью. Поэтому все так очень хорошо.

01:25:03 И оттуда мы уже поехали в новые места. Приехали в Тирупати. Тирупати - это город-храм Вишну, мужа Лакшми. В местных традициях он воспринимается как покровитель всего процветания. Поэтому это считается золотым храмом Индии. И действительно он сделан из золота, то есть его купол сделан из чистого золота и он даёт процветание каждому, кто к нему приходит. Поэтому там есть три очереди, в соответствии с возможностями человека. Одна очередь идёт 3 дня, это для тех, у кого какие-то проблемы финансовые, они поэтому бесплатно стоят, 3 дня идёт очередь. Другая очередь, там сутки идёт очередь, для тех, кто может хотя бы что-то заплатить. И третья очередь для тех, кто может себе позволить пройти без очереди. Они могут попасть на встречу с этим Господом, его называют Баладжи, особое божество, которое в действительности способно очистить сердце от материальных желаний. Но современные люди идут, чтобы исполнить свои материальные желания. Очень необычное место, это все в горах, очень красиво. На горах золотой храм, очень красивая, южная такая архитектура.

01:26:41 И всё это было подготовкой для нашего основного места, в которое мы должны были поехать. Это Аховалам. Аховалам - это особая деревня находится в центре Индии, такое очень необычное место. Это место 9 храмов Нрисимха Дева. 9 храмов, очень старые храмы, заброшенные. Они остались с того времени, когда происходили эти события. Чтобы понять о чем я говорю, это нужно прочитать 7 песню Шримад Бхагаватам. Кто-то читал 7 песню Шримад Бхагаватам? Это события, они происходили даже не в эту эпоху, то есть не в эту югу, не в это творение. Они происходили в то творение. Даже вот не в наши времена. Особые события, но всё равно остались эти древнейшие храмы, последнюю цифру я слышал, 15 миллионов лет до этих событий. То есть представьте себе, когда это все было. И всё равно это осталось, можно прийти, посмотреть. Это храмы, которые остались в горах. До этих храмов, это 9 храмов, и нужно за сутки успеть в эти 9 храмов попасть, они примерно по 10, по 15, по 5 километров в разные стороны, всё это в одном месте. И нужно через джунгли пробираться. В эти храмы мы за 26 часов успели попасть во все эти 9 храмов, храмов Нрисимха Дева, успели увидеть все эти храмы. Тоже все фотографии у меня выложены. Так достаточно было серьёзно, происходили разные события. Мы ездили по горным дорогам, был какой-то риск достаточно серьёзный, то есть такая очень интересная поездка.

Как проявляется Бог?

01:28:40 А в чем принцип? Принцип явления Бога состоит в том, что Бог приходит в этот мир, чтобы защитить. И Он приходит не для того, чтобы защитить каких-то от физических проблем или ещё от чего-то. Он приходит для того, чтобы защитить наш разум. Наш разум не защищён, когда нам не о чем думать. Когда человеку не о чем думать, это проблема. Нет ничего страшнее, когда человеку не о чем думать. Это самое страшное состояние. Это состояние, когда человек летит вниз, его деградация просто ужасная. Не о чем думать, все, это полетел вниз. Поэтому защита от Бога проявляется в том, что Он даёт нам пищу для размышлений. Он оставляет о Себе множество всего: истории, события, храмы, эти места. Все это можно увидеть, потрогать руками, прикоснуться к этому, ощутить эту атмосферу, эта реальность осталась.

01:29:41 И поэтому в этом месте, это такое нетронутое ещё место, очень трудно туда добраться. И эта атмосфера сохранилась, атмосфера именно этого явления Нрисимха Дева. Поэтому прочитайте 7 Песню Бхагаватам, вы поймёте о чем я сейчас рассказываю. И в общем-то, испытав все эти эмоции, мы уже вернулись обратно в Дели в холод, и оттуда улетели. Поэтому был весь спектр эмоций, которые только мы могли ощутить, то есть был все варианты для полного погружения. В какой-то момент даже наша машина, она сорвалась и мы поехали вниз по горной дороге. Водитель ушёл, машина поехала. Но каким-то чудом все закончилось нормально. Так причём было раза в разных местах. Но все остались живы, все нормально. И я думаю, что лучше это фильмы покажут. Поэтому сейчас эти фильмы делаются, за какое-то время они сделаются и вы сможете их посмотреть. Потому что словами трудно передать атмосферу.

01:31:05 Но вот сам принцип, что каждая наша поездка, она характеризуется тем, что мы посещаем какие-то основные места и берём пару неизвестных мест, экстремальных, для того, чтобы погрузиться в сохранившиеся места, где все сохранилось, где все осталось в нетронутом виде. Представьте себе миллионы лет и всё это осталось. Просто вот не веришь своим глазам. Остались эти огромные колонны от дворцов, километр колонна высотой представьте, я не шучу. На неё даже можно забраться, посмотреть. Это колонна, из которой вышел Нрисимха Дев, она сохранилась. Когда Бог приходит, кажется, что Он что-то разрушает. Но то, что Он разрушил, это единственное, что остаётся. Поэтому из всего дворца осталась только колонна, которую Он разрушил. В этом чудо. Остались эти места, осталась школа Прахлада. Остались даже слова, которые писал Прахлад, на камне они остались, можно их посмотреть, все осталось, ещё не тронуто.

01:32:21 Но скоро всё это пропадёт, потому что индийское правительство уже объявило это местом туризма и уже туда объявлены официальные маршруты. Поэтому мы поторопились специально в этом году я выбрал это время и Новый Год мы встретили в этом месте специально. Потому что скоро все покроют бетоном, асфальтом, железом, все растащат по кусочку, ничего не останется. Поэтому ещё остались такие в Индии места, где ничего не тронуто. Можно добраться, посмотреть. Вот в этом цели наших путешествий, потому что и личности там тоже не тронутые, эти святые, которые там живут в этих храмах, они поклоняются. Они тоже не тронутые, на них тоже посмотреть очень необычно, очень необычно.

01:33:20 [Вопрос]: «Вячеслав Олегович, почему было ограниченное время пребывания [неразборчиво]?»

01:33:26 [Рузов В.О.]: Ну так как Господь, как мы говорили, Он Себя разделяет на разные проявления, поэтому в этом случае Он разделил себя на 9 проявлений Нава-Нрисимхи. 9 проявлений с разными эмоциями, то есть это божества с разными эмоциями. Каждый из этих божеств отвечает за одну из планет материального мира. Поэтому в Шримад Бхагаватам есть стих, который говорит, что человек, который поклоняется Нрисимха Деву, может забыть о своём гороскопе. Потому что он поклоняется тому, кто руководит всеми планетами этого мира. Поэтому Нрисимха Дев - это главная личность, которая отвечает за все проявления в материальном мире, руководит всеми планетами. И каждый из этих проявлений, каждый из Нава-Нрисимх вот этих форм Нрисимха Дева, Он за одну из планету отвечает за каждую из планет. Поэтому, чтобы увидеть всё это проявление целиком, нужно в течении суток это увидеть, за одни раз. То есть со всех сторон все эти эмоции. Поэтому в одной эмоции Он улыбающейся, в другой Он серьёзный, обучает всех, в третьей Он танцует, в четвёртой Он наказывает в гневе.

01:34:40 [Вопрос]: «[неразборчиво]»

01:34:42 [Рузов В.О.]: Ну можно и так да, но хотя бы успеть за один раз. Поэтому мы рискнули, и даже наш сам путеводитель удивился, потому что это очень трудно, потому что между храмами 10-15 километров, то есть достаточно большое расстояние. Поэтому мы так выложились полностью. А куда-то мы не успели сходить, например, на эту колонну мы уже не стали забираться, потому что достаточно высоко, километр вверх, мы уже решили это отложить на следующий раз, в общем-то, и не очень-то важно. Мы решили вот все эти 9 храмов посетить и это удалось. Поэтому все довольные, счастливые, испытавшие все виды духовных эмоций, вернулись и планируем новую поездку в новое необычное место. Примернотак, если коротко, сам принцип. Но вот скоро будет этот отчёт, видеоотчёт. Фото уже лежит, поэтому можете зайти спокойно посмотреть, а видео мы сделаем, будет готов. Ага, что-то ещё, какой-то вопросик? Ага, последний давайте.

Что дает религия?

01:36:11 [Вопрос]: «Сейчас многие учёные, физики особенно, они признают Бога как Высшее Создающее Начало... человека, но находят свои объяснения этому в терминах науки. Это различные поля, различные частицы. И это выглядит очень привлекательно. Это тоже как путь к Богу через их профессиональное знание или они как-то все-таки заблуждаются вот в их [неразборчиво]?»

01:36:51 [Рузов В.О.]: Но это их путь, но это путь к религии. Потому что религия - это точное знание о том, как зовут того, к чему мы идём. Представьте, что вы приходите домой и ваш родственник вам говорит: «Здравствуй дорогое биополе. О великая субстанция, которой, из которой исходит обед, завтрак и ужин, да. О великая энергия, которая весь мусор сметает в нашем доме» Это, конечно, здорово, но немножечко не культурно. То есть религия даёт культуру, религия даёт имя, даёт форму, даёт вкус, даёт знание о личности. Наука даёт понимание, что это есть. Представьте, вы приходите, например, темно дома и родственник говорит: «Кто здесь?», понимаете, «Здесь кто-то есть», но вы молчите. Он говорит: «Чувствую, что здесь кто-то есть, кто здесь?». И пока свет не включишь, не понятно кто, понимаете?

00:37:56 Поэтому религия - это как свет. Все чувствуют, что что-то есть, но что? Поэтому религия говорит: вот что. Просто не каждый хочет света, лень называется. Все она, лень, лень свет зажечь. И так нормально, главное не шуми. Пришёл, не шуми. Также и человеку просто лень, поэтому наука это некоторая ленивая религия. Люди поняли уже, что что-то есть, факт. Потому что, например, сила притяжения явно вот, так сказать, необъяснимые вещи абсолютно. То есть очень много необъяснимых вещей, даже простое электричество невозможно объяснить нормально. Не описывается, нет формулы воды, формулы воздуха, не описывается их движение, все эти энергии они не описываются. То есть первоэлементы сразу понятно, если человек изучает первоэлементы, он сразу понимает, что всё это не рукотворное явно. Но, так сказать, лень узнать, как всё это называется. Потому что полмира знает, как всё это называется. Но человеку лень пойти и узнать. То есть он желает это называть все своими именами. Ну слава Богу, как говориться, почему нет, пусть балуется. То есть это лень некоторая.

01:39:22 [Вопрос]: «Лень духовная?»

01:39:23 [Рузов В.О.]: Да, лень к духовному, лень вместе с эгоизмом. То есть человеку хочется по-своему это все называть. Но это просто некультурно. Представьте, что вас зовут как-то, вы с кем-то знакомитесь и вам человек вдруг говорит: «А мне удобнее вас называть Зинаида Прокофьевна. Вот удобнее мне так, мне кажется, что так лучше, вам подходит. Поэтому я вот с сегодняшнего дня вас буду называть Зинаида Прокофьевна. И мне в принципе все равно, как вас зовут, потому что я учёный-лингвист и я знаю, что это вам лучше подойдёт Зинаида Прокофьевна. Со гласитесь со мной учёный-лингвист» То есть это вроде бы все научно, но как-то не культурно, да. Говорите: «Да никакая я не Зинаида Прокофьевна», понимаете, да. А поэтому вот также учёный, он говорит все: «Будем звать великой энергией из которой исходит все» На самом деле есть уже имя, все нормально, все расписано, уже то есть достаточно все научно абсолютно. Просто лень, ну что поделаешь. Но это тоже путь, да, путь, часть пути, просто такая ленивая часть пути, да. Спасибо большое, было очень приятно.

обработка текста: Дамаянти д.д. | Чиангмай | Тайланд | 25 December 2013
транскрибирование: Юлия Бугаева | Торонто | Канада | 29 May 2011