Бесклассовое общество невозможно
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Лекция по Бхагавад Гите, как она есть, 18 глава, текст 41, прочитано Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой перед студентами университета Упсала, 07 сентября 1973 года в Стокгольме, Швеция.
ब्राह्मणक्षत्रियविशां शूद्राणां च परन्तप ।
कर्माणि प्रविभक्तानि स्वभावप्रभवैर्गुणै: ॥ ४१ ॥
brāhmaṇa-kṣatriya-viśāṁ
śūdrāṇāṁ ca paran-tapa
karmāṇi pravibhaktāni
svabhāva-prabhavair guṇaiḥ
Перевод: Брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр можно узнать по их качествам, проявляющимся в деятельности, которая соответствует трем гунам материальной природы, о покоритель врагов.
[БГ. 18.41]
00:00:32 Шрила Прабхупада: В обществе должны существовать четыре сословия, отличающиеся друг от друга по качествам, по виду деятельности. Чатур варньям: Первый класс, второй класс, третий класс и четвертый класс. Эта система очень естественна. Также, как в вашем и в моем теле есть 4 отдела: отдел головы. В любой организации, любой системе есть отдел головы. То есть отдел первой категории, отдел второй категории. На примере собственного примера мы видим, что у нас есть голова, есть руки, есть живот, есть ноги. Голова принадлежит к отделу первой категории, потому что даже, если у нас есть руки, живот и ноги, но, если нам отрезать голову, то всё остальное будет бесполезно. Если есть голова и мы лишимся рук, мы можем продолжать функционировать.
00:02:02 Итак, повсюду есть эти четыре категории. Кришна говорит:
न तदस्ति पृथिव्यां वा दिवि देवेषु वा पुन: ।
सत्त्वं प्रकृतिजैर्मुक्तं यदेभि: स्यात्त्रिभिर्गुणै: ॥ ४० ॥
na tad asti pṛthivyāṁ vā
divi deveṣu vā punaḥ
sattvaṁ prakṛti-jair muktaṁ
yad ebhiḥ syāt tribhir guṇaiḥ
Перевод: Ни здесь, ни среди полубогов, на высших планетах, нет ни одного существа, которое не испытывало бы на себе влияния этих трех гун, порожденных материальной природой.
[БГ. 18.40]
00:02:26 Кришна говорит, что как на этой планете, так и на других планетах в открытом космосе или где угодно, действуют три качества материальной природы, три гуны. Гуна добродетели, гуна страсти и гуна невежества. И повсюду вы обнаружите четыре класса живых существ. К первому классу относятся те, кто находится в благости. Ко второму - те, кто в страсти. К третьему - те, кто находится под влиянием смешанных качеств страсти и невежества. К четвертому принадлежат те, кто в невежестве и ниже четвертого класса, к пятому классу относятся остальные панчама.
00:03:39 Итак, в соответствии с этими тремя гунами материальной природы должно подразделяться общество. Первую категорию людей называют брахманами, учеными людьми. Ученым считается тот, как я уже объяснял, кто обрел совершенное знание Бога. Такого человека называют ученым. В противном случае, если мы лишь знаем, как есть, спать, вступать в половые отношения, как защищаться, эти знания есть и у животных. Они знают, как есть. Им не нужно ходить в университет, чтобы учиться этому: еде, сну, сексу, защите. Это потребности животных. Но человек в действительности должен превосходить их в своих познаниях и эти познания состоят не только из знания о том, как есть, спать, совокупляться и защищаться. Это знание представляет собой понимание Абсолютной Истины Бога. И поэтому Веданта-сутра начинается со слов: «атхато-брахма-джигьяса».
00:05:15 Сейчас, когда мы родились человеком, наша жизнь предназначена для вопрошания об Абсолютной Истине. «атхато-брахма-джигьяса» (Брахма значит Абсолютная Истина). Этим предметом должен интересоваться человек, и Бхагавад-Гита является той самой книгой, которая помогает нам постичь Брахму, Верховную Личность Бога или Абсолютную Истину, как бы вы ни называли Её. Абсолютную Истину познают в трех аспектах: Брахман, Параматма и Бхагаван.
00:06:06 वदन्ति तत्तत्त्वविदस्तत्त्वं यज्ज्ञानमद्वयम् ।
ब्रह्मेति परमात्मेति भगवानिति शब्द्यते ॥ ११ ॥
(vadanti tat tattva-vidas
tattvaṁ yaj jñānam advayam
brahmeti paramātmeti
bhagavān iti śabdyate)
Перевод: Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном.
[ШБ 1.2.11]
00:06:17 Абсолютная Истина одна, но её осознают с трех углов зрения. Некоторые осознают Абсолютную Истину, как безличный Брахман. Некоторые, как локализованную Параматму. Некоторые осознают ее, как Верховную Личность Бога. Абсолютная Истина одна, но в силу того, что мы пребываем под влиянием разных гун материальной природы, именно в этих трех гунах мы и понимаем Абсолютную Истину.
00:07:03 Итак, Кришна говорит, что эти три гуны материальной природы влияют на всю вселенную, начиная с высшей планеты и кончая самой низшей, поэтому Он говорит: na tad asti pṛthivyāṁ vā divi deveṣu vā punaḥ. Pṛthivyām означает на земле или на других, высших планетах, или на райских планетах, повсюду. Нигде, никто не свободен от влияния этих гун материальной природы. Саттвам значит существование. Sattvaṁ prakṛti-jair означает «посредством материальной природы». Гуннах, то есть гуны: добродетель, страсть и невежество. Всё, повсюду, даже растительная жизнь, жизнь животных находится под влиянием этих трёх гун.
00:08:16 Например, некоторые деревья совершенно бесполезные, они не дают ни хороших плодов, ни цветов. Этот вид жизни относится к третьей категории, находящейся в невежестве. Тоже самое относится к животным. Например, коровы – они относятся к животным первой категории, животным в добродетели, они дают очень ценную питательную пищу – молоко. Но кошки, собаки относятся к животным третьей категории. Таков анализ трех гун материальной природы. Люди или животные, или деревья, птицы… Кришна говорит, что везде, включая высшую планетарную систему действуют гуны материальной природы. Поэтому из-за этих трех гун материальной природы, человеческое общество должно разделятся на классы, в зависимости от влияния трех гун материальной природы. И это научное разделение.
00:09:31 Как объясняет Бхагаван Шри Кришна в Бхагавад Гите: cātur-varṇyaṁ mayā sṛṣṭam [БГ. 4.13]. 4 класса людей: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Брахманы – это самый разумный класс людей, способный постичь Брахман. brahma jānāti iti brāhmaṇa. Ко второму классу относятся кшатрии или сословие правителей, администраторов. К третьему классу относятся торговые сословия, промышленники, торговцы, фермеры. К четвертой категории относятся рабочие. У них нет интеллекта, но они находят себе хорошего хозяина и тот платит им зарплату.
00:10:25 Итак, здесь Кришна говорит:
ब्राह्मणक्षत्रियविशां शूद्राणां च परन्तप ।
कर्माणि प्रविभक्तानि स्वभावप्रभवैर्गुणै: ॥ ४१ ॥
brāhmaṇa-kṣatriya-viśāṁ
śūdrāṇāṁ ca parantapa
karmāṇi pravibhaktāni
svabhāva-prabhavair guṇaiḥ
[БГ. 18.41].
00:10:39 В соответствии с гунами материальной природы, человека считают либо брахманом, либо кшатрием, либо вайшьей или торговым человеком, либо шудрой.
00:11:00 Далее, Кришна говорит каким образом люди брахманического сословия должны получать образование. Во всех странах к образованию должны относится очень серьезно и обязанность правительства - позаботиться, чтобы каждый человек действовал в соответствии со своими качествами, чтобы он был занят работой. Если государство является светским, это ещё не означает, что правительство должно спустя рукава относятся к качествам и деятельности своих граждан. Должен существовать Департамент практической психологии, который смотрит за тем, к какой категории принадлежит человек, брахман ли он или относится ко второму классу, к классу кшатриев, администраторов, либо к третьему классу торгового сословия, бизнесменов, либо к четвертой категории шудр, рабочих.
00:12:07 Если человеку давать образование в соответствии с его качествами и положением, то во всем человеческом обществе будет совершенная система. Например, в вашем теле, если ваша голова хорошо функционирует, если у вас с руками всё в порядке, если желудок работает, как нужно и ноги выполняют свою работу, как следует, то всё тело считается здоровым и функционирует идеальным образом. Если какая-то из частей тела, будь то голова или ноги, или руки, или живот не функционируют как нужно, то тело считается больным. Так говорит Кришна в Бхагавад Гите.
00:12:52 Сейчас стало модным говорить о бесклассовом обществе. Бесклассового общества не может быть в принципе. До тех пор, пока вы находитесь в материальном мире, классы неизбежно будут существовать, это устроено природой. Даже среди птиц есть определенный класс птиц. Вороны, например. С другой стороны, есть лебеди. Лебеди будут жить в таком месте, где есть очень чистая вода, где растут цветы, хорошие деревья, где много зелени и они там будут устраивать места своего гнездования, свой ареал. Птицы одного пера селятся вместе. Вороны с другой стороны, у вас в стране нет ворон, но в Индии есть. Они слетаются туда, где много мусора и там они и живут, наслаждаются. Это естественное деление по вкусам.
00:14:06 Если же говорить о человеке, то хотя в человеческом обществе существует разделение на классы, при помощи Движения сознания Кришны человек может возвыситься до самого высокого положения. Что касается материального тела, то вы не сможете изменить его качества, они уже заложены у человека от природы. Есть определенный тип, определенные качества. Если вы хотите изменить человека и помочь ему обрести лучшие качества, то вы должны обратиться к сознанию Кришны, потому что сознание Кришны находится на духовном уровне, оно не имеет нечего общего с материальным уровнем.
00:14:51 На материальном уровне вы не сможете изменить ничьи качества. Например, я могу привести практический пример. В Соединенных Штатах Америки правительство тратит миллионы долларов на борьбу с пьянством и наркоманией, привычкой употреблять ЛСД. Многие официальные чиновники правительства подтверждают это, но в нашем Движении сознания Кришны даже, если вы пришли и в прошлом вы были зависимы от ЛСД, если вы приходите в наше общество, вы отказываетесь, бросаете не только ЛСД, любые одурманивающие средства, вплоть до чая, кофе и сигарет. Человек сразу может всё это бросить, потому что наш принцип состоит в том, любой, кто желает серьезно хочет присоединиться к этому Движению сознания Кришны, (как например, эти юноши), первое условие, которое он должен выполнить, это отказаться от этих четырех запрещенных вещей: недозволенных половых отношений, азартных игр, употребления мяса и одурманивающих средств. И это возможно. Хотя люди привыкли ко всем этим вещам, они делали это с самого начала жизни, но, как только они обращаются к деятельности в Сознании Кришны, они с легкостью отказываются от этих привычек.
00:16:33 Практически, если мир хочет бесклассового общества, то следует принять Движение сознания Кришны. Тогда бесклассовое общество возможно. В нашем обществе есть юноши и девушки из разных уголков мира. Есть африканцы, индийцы, канадцы, англичане, американцы, австралийцы, но они забыли о том, что они англичане, американцы или австралийцы, черный, белый или индийцы. Они забыли об этом. Их интересует только Сознание Кришны. Вот, чем важно это Движение. Если вы хотите бесклассового общества, действительно чистого общества, не оскверненного материальными гунами природы, тогда лучший выбор – это Движение Сознания Кришны. Это определение Движения Сознания Кришны: sarvopādhi-vinirmuktaṁ tat-paratvena nirmalam, hṛṣīkeṇa [ЧЧ.. Мадхья лила 19.170], ānukūlyena kṛṣṇānuśīlanaṁ bhaktir uttamā [ЧЧ. Мадхья лила 19.167].
00:17:48 Бхакти, преданное служение, совершенное преданное служение возможно тогда, когда человек освобождается от всех обозначений. До тех пор, пока человек обусловлен обозначениями «я американец, я индиец, англичанин, немец, черный, белый» и т.д. – нет! Вы должны почувствовать себя, не только почувствовать, но и практически научиться этому поведению «я вечная душа, я вечная неотъемлемая часть Верховного Господа». Когда вы придете к этому положению, это называется sarvopādhi-vinirmuktam, вы освобождаетесь от всех обозначений. Это отождествление с телом является обозначением. Например, вы сидите здесь множество юношей и девушек, одетых по-разному. На ком-то черное пальто, на ком-то белая куртка, красная куртка. Если я спрошу у вас, и вы скажете: «я черная куртка» или кто-то скажет: «я белая куртка», это не есть вы. Точно также мы живые существа, мы не американцы, ни индийцы, не африканцы, не англичане, мы все- вечные души. Таково наше положение, «Ahaṁ brahmāsmi». Это совершенного знание «Ahaṁ brahmāsmi» – «Я – вечная душа!». Когда вы придете к этому пониманию ahaṁ brahmāsmi, sarvopādhi-vinirmuktam, ваше положение уже не будет материальным. Brahma-bhūtaḥ prasannātmā [БГ. 18.54]. Рrasannātmā – означает «ликование», вы увидите, что наши юноши и девушки они очень счастливы. Если бы они не были счастливыми, они не стали бы так танцевать, они не танцующие собачки. Они чувствуют счастье, радость, поэтому они танцуют. Таково положение Brahma-bhūtaḥ prasannātmā. Рrasannātmā. До тех пор, пока человек не испытывает глубокого удовлетворения, он не может быть радостным, он будет угрюмым, он не станет танцевать, он не может танцевать, это факт. Это признак brahma-bhūtaḥ. Когда человек освободился от материальных обозначений, brahma-bhūtaḥ...
00:20:18 В Бхагавад Гите есть всё. Если вы будете внимательно изучать её, вы поймете всё. Brahma-bhūtaḥ prasannātmā na śocati na kāṅkṣati. Как человеку стать радостным? Когда он освобождается от всех беспокойств. Что это за беспокойства? Если я что-то теряю, я буду сокрушаться, если у меня чего-то нет, я буду мечтать, жаждать этого. Что же касается нас, у нас нет бизнеса, нет профессии, мы не знаем, что мы будем есть завтра или даже вечером. В таком мы положении. Но у нас нет беспокойств и тревог. Вы можете практически в этом убедиться. У них нет беспокойства. Что мне есть вечером, что я буду есть завтра, у меня нет счета в банке, нет денег. Нет, таких беспокойств мы не испытываем. Мы знаем наверняка, что как только мы отправимся петь Харе Кришна, Кришна пошлет нам всё! И это так. Это правда.
00:20:29 Если вы изучите нашу деятельность, вы увидите, что это действительно так, Na śocati na kāṅkṣati. Мы нечего не жаждем, ни о чем не скорбим. Допустим, у нас есть 1000 долларов и кто-то отнял их. Так происходит. Кто-то приходит, прикидывается одним из нас и крадет у нас деньги, но мы не сильно по этому поводу переживаем. Мы понимаем, «Кришна дал и Кришна забрал, не суть важно». Brahma-bhūtaḥ prasannātmā na śocati kāṅkṣati samaḥ sarveṣu [БГ. 18.54]. Такой человек одинаково относится ко всем живым существам. Не думайте, что наша философия состоит в том, что мы защищаем людей и посылаем коров на бойню. Нет. У нас не такая философия. Samaḥ sarveṣu bhūteṣu.
00:22:25 Если мы задумаемся об этом. Скажем, если человека убивать, ему будет очень тяжело, он будет испытывать сильные страдания, но и животное, оно тоже испытывает подобные чувства. Абсурдно думать, что у животного нет души. Душа есть у всех. Есть 8 400 000 форм жизни. У каждого есть душа, даже у муравья, у слона, что говорить о других животных. У всех, у деревьев, у птиц, млекопитающих, у растений, у каждого есть душа.
00:23:07 И в Бхагавад Гите Кришна говорит:
सर्वयोनिषु कौन्तेय मूर्तय: सम्भवन्ति या: ।
तासां ब्रह्म महद्योनिरहं बीजप्रद: पिता ॥ ४ ॥
sarva-yoniṣu kaunteya
mūrtayaḥ sambhavanti yāḥ
tāsāṁ brahma mahad yonir
ahaṁ bīja-pradaḥ pitā
Перевод: Знай же, о сын Кунти, что все виды жизни порождены материальной природой, а Я отец, дающий семя.
[БГ. 14.4]
00:23:18 Неотъемлемая часть Кришны или Бога, душа находится повсюду! Не думайте, что душа есть только у человека. Это не очень хорошая философия, гласящая, что животные лишены души. У них есть душа. Вы можете практически в этом убедиться. Какой признак наличия души? Прежде всего попытайтесь это понять. Об этом сказано в Бхагавад Гите. avināśi tu tad viddhi yena sarvam idaṁ tatam [БГ. 2.17] О присутствии души можно судить по сознанию в теле. Это доказательство её присутствия. Если ущипну себя, я почувствую боль. Если ущипну вас, вы почувствуете боль. Если я ущипну тело животного, оно тоже почувствует боль. Если я даже ущипну дерево, оно почувствует боль. Это научно доказано. Сэр Джагдиш Чандра Бос доказал при помощи прибора, что когда вы режете дерево, оно чувствует боль и это регистрируется его аппаратом.
00:24:33 У каждого есть душа! Как можно думать… Если вы ведете животное на бойню, чтобы убить его, оно плачет. Почему? Потому что испытывает боль, оно знает: «меня сейчас убьют». У него есть душа, душа есть. Не думайте, что её нет! Поэтому человек в Сознании Кришны, постигший Бога samaḥ sarveṣu bhūteṣu, одинаково относится ко всем живым существам, он будет сострадать, если видит, что дерево срубают, он, ему будет больно, если он видит, что давят муравьев.
00:25:19 Есть одна история про одного охотника, который в лесу убивал разных животных, и он оставлял их полумертвыми, и они страдали, мучились от этого очень сильно и Нарада, проходя той дорогой, увидел этих недобитых животных и видел их мучения, и он спросил: «Господин, вы убиваете этих животных, но почему вы не убиваете их сразу? Почему вы оставляете их мучиться? Ведь вам придется страдать также!» Этот охотник не знал, что убивать животных – грех и ему придется за это страдать и он сказал: «господин, меня отец так научил. Это моё ремесло, я не знал, что это грех. Впервые от вас я слышу, что убивать животных, особенно так, это страшный грех». Поскольку он увидел святого человека, разум проснулся в нем, и он спросил его: «как же я могу очиститься от этого греха». И Нарада Муни посоветовал ему: «я укажу тебе путь избавления от греховной жизни» и он принял его в ученики и попросил его повторять мантру Харе Кришна, сесть на берегу Ганги. И охотник сказал: «как же я, что же я буду есть». Нарада Муни сказал: «я пошлю тебе, не беспокойся. Я пошлю тебе пищу».
00:27:06 Когда жители деревни узнали, что охотник превратился в святого, всем захотелось прийти и посмотреть на него и кто-то принес с собой рис, а кто-то пшеницы, кто-то сладости, фрукты, цветы и у него скопился огромный запас пищи. Так он стал совершенным святым вайшнавом. Позднее, когда Нарада Муни шёл повидать его, ученик, завидев своего духовного учителя, направился к нему, но при этом он прыгал по дороге. И когда этого охотника, который сейчас стал вайшнавом, увидел Парвата Муни - друг Нарада Муни, он спросил: «почему ты прыгаешь»? Он сказал: «господин, на дороге столько муравьев, я пытался не раздавить их». Тот самый охотник, который еще недавно причинял животным мучения, оставляя их недобитыми, наслаждаясь этим, не мог сейчас убить даже муравья! Вот, что значит жизнь святого.samaḥ sarveṣu bhūteṣu. Самах - он одинаково относится ко всем живым существам и защищает всех, не только людей.
00:28:22 Тоже самое относится к философии коммунизма. У нее есть множество изъянов. Они тоже думают о равенстве, о равных правах для всех, но почему они не думают о животных? На каком основании вы убиваете животных? По какому праву? Такое общество не является организованным. Организованное, упорядоченное общество должно предполагать существование первого класса, первого сословия людей, брахманов. Они дают советы второму классу людей - администраторам. Администраторы, правители следят за тем, чтобы все следовали религиозным принципам. Третья категория людей, сословие торговцев производят продукты питания. Kṛṣi-go-rakṣya-vāṇijyaṁ vaiśya-karma svabhāva-jam [БГ. 18.44]. Вы прочтете это здесь. Я прочту. В обществе должна быть такая классификация. Не думайте, что все одинаковые. Этого не может быть, потому что самой природой это заложено.
00:29:27 Попытайтесь понять на примере своего тела. Природа сделала ваше тело, состоящее из нескольких отделений. Это заложено природой. Почему природа не сделала только одну голову? Нет. Есть и ноги, и руки. Всё это необходимо и эти части тела должны сотрудничать. Не суть важно, кто человек, брахман или кшатрий, или шудра. Голова важна, она очень важная часть тела, но ноги тоже нужны, руки нужны. В этом есть необходимость. Вы не можете обойтись без ног. Точно также должны быть и другие классы, класс разумных людей, администраторов, торговцев, трудящихся, но они должны сотрудничать друг с другом также, как в теле голова, руки и живот, ноги, они сотрудничают ради того, чтобы поддерживать тело в здоровом состоянии.
00:30:28 Аналогично, если мы действительно хотим организованное общество, тогда класс интеллектуалов, класс администраторов, класс торговцев и класс рабочих должны сотрудничать ради постижения Кришны, Бога, тогда в человеческом обществе будет гармония. Не сознавая Бога, все будут думать: «я очень важен. Остальные не важны. Только меня должны защищать, не остальных». Нет! Как только вы обретаете сознание Кришны, как только вы становитесь брахма бхута, вы будете относится ко всем равно. Самах сарвешу бхутешу. Ко всем живым существам, не только к людям. Сколько людей из всех 8 400 000 видов жизни? Лишь несколько, лишь 400 000.
00:31:31 Эти знания мы почерпнули из шастр, ведических писаний. Бхагавад Гита является общим изложением всех ведических текстов, поэтому здесь советуется каким образом должны обучаться люди первого класса или люди второго сословия или третьего сословия. Как должны обучаться люди четвертого сословия. Не думайте, что все должны относится к людям первой категории. Но, даже если не все являются людьми первого класса, между всеми этими классами нет разницы, потому что они сотрудничают друг с другом.
00:32:11 शमो दमस्तप: शौचं क्षान्तिरार्जवमेव च ।
ज्ञानं विज्ञानमास्तिक्यं ब्रह्मकर्म स्वभावजम् ॥ ४२ ॥
śamo damas tapaḥ śaucaṁ
kṣāntir ārjavam eva ca
jñānaṁ vijñānam āstikyaṁ
brahma-karma svabhāva-jam
Перевод: Умиротворенность, самообладание, аскетичность, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность — таковы природные качества брахманов, проявляющиеся в их деятельности.
[БГ. 18.42]
00:32:22 Если вы хотите обучать людей высшего сословия, они должны иметь эти качества: śamo, значит, они должны уметь держать свои чувства в узде. damas: они должны владеть своим умом... Наши чувства очень беспокоят нас. Мои глаза требуют: «отведи меня в какой-нибудь стриптиз клуб посмотреть». Хорошо, пойдём. Глаза требуют, язык требует, уши требуют. Поэтому необходимо учиться не идти на поводу этих чувств, но стать их хозяином. Это называется шама. Дама, ум что-то просит. Вы не должны поддаваться диктату ума, но ум должен исполнять ваши приказы. Это называется дама. Это качество человека высшего сословия. Не думайте, что, если у вас есть степень научная, но вы при этом идете на поводу у своего ума и чувств, вы не являетесь человеком первого класса. Потому что вы слуга своих чувств. Как же вы можете относится к брахманам? Вы должны быть хозяином своих чувствам, тогда вы брахман.
00:33:52 В нашей традиции был один великий политик Чанакья Пандит. Возможно, те, кто ездили из вас в Индию, в Нью Дели, знаете о Чанакье Пури, где находятся, где живут все послы и дипломаты. Чанакья Пандит был великим ученым, брахманом и политиком, и он оставил свои наставления. Он дал определенную формулу, кто является настоящим ученым. Он дал три критерия. Какие?
00:34:28 mātṛvat para-dāreṣu
para-dravyeṣu loṣṭravat
ātmavat sarva-bhūteṣu
yaḥ paśyati sa paṇḍitaḥ
00:34:40 Кто является ученым человеком? Он сказал: «Тот, кто относится ко всем женщинам мира, кроме своей жены, как к матери».mātṛvat para-dāreṣu. Парадар значит «чужие жены». Если человек научился этому искусству, как относится к чужим женам, как к своим матерям и para-dravyeṣu loṣṭravat, «к богатству других людей, к их собственности, как к мусору, лежащему на улице». Вы же не касаетесь этого мусора. Точно также вы не трогаете, вы даже не смотрите на чужую собственность. Такой человек при этом считает всех женщин своими матерями, кроме своей жены. И ātmavat sarva-bhūteṣu и «он относится ко всем одинаково». Он относится так, как хотел бы, чтобы относились к нему. Если, ущипнув ваше тело или своё тело, вы чувствуете боль, то вы должны понимать, что не нужно доставлять боль никакому живому существу. Если человек научился этим вещам, тогда он считается ученым, а не потому, что у человека есть степень от какого-то университета. Эта степень вам не поможет! До тех пор, пока человек не обрел сознание Бога, у него не может быть никаких хороших качеств. Таков вывод Вед.
00:36:11 यस्यास्ति भक्तिर्भगवत्यकिञ्चना
सर्वैर्गुणैस्तत्र समासते सुरा: ।
हरावभक्तस्य कुतो महद्गुणा
मनोरथेनासति धावतो बहि: ॥ १२ ॥
yasyāsti bhaktir bhagavaty akiñcanā
sarvair guṇais tatra samāsate surāḥ
harāv abhaktasya kuto mahad-guṇā
manorathenāsati dhāvato bahiḥ
[ШБ 5.18.12].
00:36:17 Как я приводил пример охотника. Прежде чем обрести сознание Бога он был жестоким охотником, но осознав Бога, он не хотел поднять руки даже на муравья. Таков результат. Samaḥ sarveṣu bhūteṣu mad-bhaktiṁ labhate parām. И тогда человек входит в мир преданного служения Господу. Нельзя стать преданным в одночасье. Должны быть признаки, должны быть качества. Допустим, если кто-то приходит и говорит: «я очень богатый человек», но я должен убедиться по признакам, что у него есть хорошая машина, хорошая одежда. Есть множество признаков богатства. Точно также, если я лишь говорю, что я сознаю Бога, этого мало.
00:37:07 Вот признаки:
ब्रह्मभूत: प्रसन्नात्मा न शोचति न काङ्क्षति ।
सम: सर्वेषु भूतेषु मद्भक्तिं लभते पराम् ॥ ५४ ॥
brahma-bhūtaḥ prasannātmā
na śocati na kāṅkṣati
samaḥ sarveṣu bhūteṣu
mad-bhaktiṁ labhate parām
Перевод: Тот, кто находится в этом трансцендентном состоянии, сразу постигает Верховного Брахмана и исполняется радости. Он никогда не скорбит и ничего не желает. Он одинаково расположен ко всем живым существам. Достигнув этого состояния, человек обретает чистое преданное служение Мне.
[БГ. 18.54]
00:37:16 भक्त्या मामभिजानाति यावान्यश्चास्मि तत्त्वत: ।
bhaktyā mām abhijānāti
yāvān yaś cāsmi tattvataḥ
Перевод: Постичь Меня, Верховную Личность Бога, таким, какой Я есть, можно только с помощью преданного служения.
[БГ. 18.55]
00:37:23 Бога можно, могут осознать только преданные, обладающие всеми этими хорошими качествами. Об этих качествах мы уже сказали. Samaḥ sarveṣu bhūteṣu – это сознание Бога. Тот, кто сознает Бога, не будет думать: «я защищу себя, я буду счастливым, а остальные пусть катятся в ад, наплевать на них». Нет, это не сознание Бога.
Качества людей брахманической варны
00:37:51 Поэтому, для того, чтобы обрести совершенное сознание Бога, в обществе должны существовать люди первого сословия и их качества описываются здесь: śamo damas tapaḥ – они способны контролировать свой ум, управлять чувствами, tapaḥ - они совершают аскезу (тапас), śaucaṁ шаучам - они всегда чистоплотны, они чисты, как снаружи, так и внутри, шауча, шанти - они всегда умиротворены, ārjavam арджавам - просты и jñānaṁ гьянам - исполнены знаний, vijñānam вигьянам - они на практике применяют свои знания в жизни, āstikyaṁ астикьям - они твердо убеждены в существовании Верховного Господа. Это качества человека первой категории. Brahma-karma svabhāva-jam.
00:38:52 Итак, в обществе должно существовать это образование, воспитывающее людей высшего класса, развивающего в них эти качества. Как овладеть своим умом, как овладеть своими чувствами, как обрести чистоту, бахи бхантарам, как внутри, так и снаружи. Титикша - как научиться терпению. Мы не должны позволять всяким пустякам, мелочам, выводить нас из себя. И простота. Человек должен быть очень простым. Говорится, что даже, если враг приходит к вам и пытается выведать у вас секреты, вы рассказываете ему о них. Это ārjavam простота. И гьянам - совершенное знание о том, что есть этот мир, кто есть я, каковы мои отношения с этим миром, кто есть Бог, каковы мои отношения с Богом. Всё это совершенное знание. И вигьянам. Вигьянам означает применение этого знания на практике в своей жизни. Астикьям означает твердая вера в трансцендентное писание и также твердая вера в существование Верховного Господа. Это качества Брахмана. Те, кто объявляют себя учеными людьми, людьми первой категории в обществе, должны обладать всеми этими качествами. Таково учение Бхагавад Гиты.
Качества людей кшатрийской варны
00:40:28 Люди второй категории. Каковы их качества:
शौर्यं तेजो धृतिर्दाक्ष्यं युद्धे चाप्यपलायनम् ।
दानमीश्वरभावश्च क्षात्रं कर्म स्वभावजम् ॥ ४३ ॥
śauryaṁ tejo dhṛtir dākṣyaṁ
yuddhe cāpy apalāyanam
dānam īśvara-bhāvaś ca
kṣātraṁ karma svabhāva-jam
Перевод:
Героизм, сила, решимость, находчивость, отвага, щедрость и умение вести за собой — все это природные качества кшатриев, необходимые им для исполнения своего долга.
[БГ. 18.43]
00:40:40 Класс администраторов. Кшатрии – это те, в чьих руках находятся бразды правления. Они должны быть śauryaṁ - очень могущественными, очень влиятельными, śauryaṁ tejo. Сейчас люди третьего класса, четвертого класса голосуют за этих людей, при этом не видя в них этих качеств и поэтому мы наблюдаем такие случаи, как случай с мистером Никсоном, которого сейчас подвергают всевозможной критике. У него нет качеств кшатрия. śauryaṁ tejo dhṛtir, он должен быть решительным, dākṣyaṁ - он должен быть очень опытным. yuddhe cāpy apalāyanam и он не должен убегать с поля сражения. Сейчас политики, дипломаты, они сидят у себя в безопасности в своих кабинетах и посылают бедных людей насильно под пули. Это не кшатрии, не администраторы. Кшатрий должен быть впереди всех, остальные идут за ним. И dānam - он должен быть очень щедрым. Это еще одно качество администратора, правителя. īśvara-bhāvaś ca, у него должен быть дух правителя, желание править. Мы описали качества людей второго класса.
Качества людей варны вайшьев
00:42:15 कृषिगोरक्ष्यवाणिज्यं वैश्यकर्म स्वभावजम् ।
परिचर्यात्मकं कर्म शूद्रस्यापि स्वभावजम् ॥ ४४ ॥
kṛṣi-go-rakṣya-vāṇijyaṁ
vaiśya-karma svabhāva-jam
paricaryātmakaṁ karma
śūdrasyāpi svabhāva-jam
Перевод:
Земледелие, защита коров и торговля — таковы занятия, соответствующие природе вайшьев, а предназначение шудр — заниматься физическим трудом и служить другим.
[БГ. 18.44]
00:42:15 Третий класс – это сословие торговцев. Они должны производить достаточно пищи, достаточно продуктов сельского хозяйства и go-rakṣya (гоу-ракшья означает защищать коров). Сейчас мы видим вместо того чтобы защищать коров, они их убивают. Как же можно ожидать совершенного общества? Коров нужно защищать. Это очень важное животное, оно дает нектарную пищу: молоко. Молоком вы можете кормить своих детей, спасать их. Вы можете спасать больных людей. Как же вы можете брать у коров молоко и посылать их на бойню? Такую цивилизацию никак нельзя назвать человеческой. Здесь говорится гоу-ракшья, нужно защищать это важное животное, всячески защищать. Кришна не говорит «вы должны защищать свиней, других животных». Он говорит главным образом именно о коровах, потому что коровы- это очень важное животное в человеческом обществе.
00:43:27 Если люди едят мясо, они могут убивать других животных, но они не должны убивать коров. Если вы хотите совершенного общества, вы должны этому следовать, kṛṣi-go-rakṣya-vāṇijyaṁ. Пусть эти люди производят достаточно продуктов питания и, если возникнет дефицит злаков, недостаток, они могут открыть кладовые. Это называется ваниджьям. В настоящий момент многие страны могут в изобилии выращивать злаки. Иногда они выбрасывают их в океан ради экономического баланса. Это не хорошо. Все должны производить достаточно злаков и, если вдруг где-то возникает дефицит продуктов питания, нужно посылать их туда. Таким образом весь мир должен сотрудничать. Есть ООН, но что они делают? Пусть они изучают Бхагавад Гиту, чтобы знать, как объединять нации. Это совершенство. Люди не дальновидные политики, дипломаты не смогут объединить все эти нации. Это невозможно. Пусть они обсуждают Бхагавад Гиту, пусть они обсуждают, как установить совершенное общество и тогда наступит мир.
Спасибо вам большое.
00:44:58 Из зала: Вы говорите, что в сознании Кришны нет разделения на касты.
Из зала: я этого не говорил.
Шрила Прабхупада: В обществе сознания Кришны, поскольку это общество находится на трансцендентном уровне, как сказано в Бхагавад Гите. До тех пор, пока вы не находитесь на духовном уровне, должно быть это разделение на классы, но, когда вы поднимаетесь на духовный уровень, все находятся на одном уровне, они могут сотрудничать, но этого разделения нет на брахманов, кшатриев, вайшьев, шудр. Все заняты деятельностью. На самом деле все брахманы, потому что все заняты преданным служением Господу.
Из зала: Но брахманы же не будут производить пищу.
Шрила Прабхупада: Почему нет? Ради Кришны мы можем делать всё. Например, кшатрий Арджуна, он сражался, но в тоже время он был преданным. Преданный, хотя он может действовать, как кшатрий, брахман, шудра. Он выше этого уровня классов. Преданные могут ради Кришны делать всё. Не важно, работу шудр или брахманов.
Из зала: Но тогда зачем мы говорим об этом различии?
Шрила Прабхупада: Мы говорим, потому что, до тех пор, пока вы не преданные, у вас должно быть это разделение. Почему? Потому что оно есть, оно есть, есть эти категории людей. Вы думаете, что все относятся к категории первого класса? Вы думаете, что это так? Поэтому, люди первого сословия должны быть такими, люди второго должны быть такими. И эти классы уже существуют.
00:47:21 Из зала: И вы говорите, что вы относитесь к первому сословию?
Шрила Прабхупада: Я отношусь к пятому сословию. Я нечего не заявляю. Потому что я слуга всех. Я слуга и четвертого класса тоже. Вы можете так говорить, но я думаю, что я отношусь к пятому классу.
Шум голосов из зала
Шрила Прабхупада: Я не понимаю, о чем вы хотите сказать.
Помощник Прабхупады: Вы должны конкретно задать вопрос. Сформулируйте вопрос. То есть вы хотите сюда сесть? Хорошо. Тогда не завидуйте. Тогда в чем ваш вопрос?
Шрила Прабхупада: Что?
Помощник Прабхупады: Он говорит, что мы убили цветы, чтобы украсить вьясасану.
Помощник Прабхупады обращается в зал: То есть вы сравниваете убийство животных с убийством цветов? Вы думаете, что сорвать цветок и убить, перерезать глотку животному – это тоже самое? Вы не принимаете мясо? Тогда в чем смысл вашего вопроса? Если вы сами не практикуете это? По поводу цветов Кришна говорит: «предложите Мне цветок с любовью, Я приму это». И это большая разница между убийством животного. Кришна принимает цветы, но Он не принимает мясо. Есть разница.
Шрила Прабхупада: Мы проповедуем сознание Кришны и поскольку Кришна делает это разделение, мы тоже делаем его. Мы не выдумываем нечего сами. Это Движение сознания Кришны. Это не убийство. Вы думаете, что это убийство цветков и убийство вас- это одно и тоже? Если убью вас, если кто-то убьет вас, это убийство и убийство цветка- это одно и тоже? Мы такого мнения не придерживаемся. Вы неправильно меня поняли. Наша проповедь- эта проповедь Сознания Кришны. Кришна говорит: «каждый, кто предложит Мне цветок, плод, воду, Я приму это». И поэтому мы предлагаем эти цветы Кришне. Мы не используем их для себя. Мы берем лишь остатки пищи, предложенной Кришне. В этом смысл Движения сознания Кришны. Мы непосредственно, напрямую нечего не берем. Такова наша философия. Поэтому, если Кришна говорит, если бы Кришна сказал, что Он может принимать мясо, то мы бы стали есть мясо, но Он не говорит этого. Он говорит: патрам пушпам пхалам тойям. Мы должны следовать нашим принципам, которые описаны в Бхагавад Гите. Мы не должны идти на поводу у других, у их представлений.
00:51:10 Из зала: Почему вы считаете Кришну Богом?
Шрила Прабхупада: Если вы знаете, кто такой Бог, то вы признаете Его. Если вы знаете, что вот это качество Бога, вы признаете Бога. Вы знаете каковы качества Бога? Вы знаете? Если вы, например, если я знаю, какова квалификация врача, тогда я могу понять, что это хороший врач. Это врач. Точно также, если вы знаете качества Бога, тогда вы поймете, что Кришна- Бог. Это не трудно. Если вы знаете, что такое золото, тогда вы можете понять, что такое золото. Если вы не знаете, то вы можете принять железо за золото.
Из зала: То есть вы понимаете Бога при помощи логики?
Шрила Прабхупада: А как вы понимаете? Как вы понимаете Бога? Я не понимаю. Тогда не говорите о Боге, если вы не понимаете Бога, тогда зачем вы говорите о Нем? Если вы понимаете Бога, тогда говорите. Если вы говорите, что «я незнаю Бога», то как вы можете говорить о Нем?
Из зала: Я спрашиваю у вас, как понять Бога?
Шрила Прабхупада: Вы хотите понять Бога без логики?
Обрыв записи.
обработка текста: Дмитрий Карпушкин | Челябинск | Россия | 14 February 2023
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 16 February 2023