Комментарий к бхаджану Парама Каруна

Атланта - 28 February 1975
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:36:42 | качество: mp3 192kB/s 49 Mb | прослушано: 45 | скачано: 149 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Данный Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 28 февраля 1975 года в Атланте.

00:00:15 Паху дуйеджанам, паху значит Прабху. Паху- это сокращенная форма прабху, господин. Итак, эти двое Прабху, Чайтанья Махапрабху и Нитьянанда Прабху. Здесь Чайтанья Махапрабху называют Махапрабху, Махапурушей. Итак, других называют прабху. Эти двое Прабху, Нитьянанда Прабху и Чайтанья Махапрабху очень милостивы, парама каруна. Парама каруна означает чрезвычайно милостивый, они необыкновенно милостивы, потому что Кришна тоже милостив, но поскольку Он- Верховная Личность Бога, в Своей изначальной форме. Чайтанья Махапрабху тоже Кришна, но Он действует, как преданный, Он не действует, как Кришна, Он действует, как преданный Кришны. Он- Кришна, но сейчас Он носит Имя- Кришна- Чайтанья. Сарвабхаума Бхаттачарья также прославлял Чайтанья Махапрабху, он сочинил сто стихов о Чайтанье Махапрабху, но, чтобы показать нам пример Чайтанья Махапрабху разорвал эти шлоки, Он сказал: «он перестарался, прославляя Меня». Так или иначе, некоторые шлоки сохранились и две из них упоминаются в «Чайтанье Чаритамрите». Одна из шлок, один из стихов: [Шрила Прабхупада цитирует на санскрите]. Сарвабхаума Бхаттачарья склоняется перед Господом Чайтаньей Махапрабху, произнося вот такие слова: «Ты та же изначальная Личность Кришна, но сейчас Ты принял форму Кришна-Чайтаньи, чтобы научить вайрагья, видья, ниджа бхакти-йогам. Ты пришел, чтобы учить народ искусству отрешенности от этого материального мира, вайрагья видья. Рагья – значит «привязанность», а вирага- значит «отрешенность».

00:003:59 Итак, мы- падшие души, обусловленные души, мы очень привязаны к материальному телу и, следовательно, к материальному миру. Это болезнь. Это называется бхава рога, материальная болезнь, привязанность к телу: «я индиец, я американец, я белый, я черный». Я отождествляю себя с телом, потому что мы очень привязаны к телу. Однако, если мы исследуем эту тему глубоко, почему я привязан к телу. Допустим, если возникает опасность. Кто- то крикнет, что сейчас упадет крыша, мы сразу позаботимся о собственном теле, не о своих духовных братьях, потому что мы очень привязаны к телу. Это первое, что мы делаем, это спасаем свое тело и возникает следующий вопрос: почему вы так беспокоитесь спасением своего тела? Каков ответ? Кто-то может сказать? Почему мы так привязаны к телу. Ответ в том, что поскольку я, истинное я, я нахожусь в теле, поэтому я очень беспокоюсь о нем, я хочу его спасти. Почему вы стремитесь спасать индивидуальную душу? Ответ в том, что поскольку я неотъемлемая часть Кришны. Так что, в конечном итоге мы хотим любить Кришну. Но, поскольку мы находимся в состоянии забытья, кто-то пытается спасти свое тело, кто-то пытается спасти свои материальные отношения, поэтому в разных формах мы запутались в атмосфере этого материального мира.

00:06:44 И Шри Чайтанья Махапрабху пришел, чтобы научить нас отрешенности к материальному миру. Это вайрагья видья. Вайрагья видья. Видья не означает, что мы еще больше привязываемся к материальному миру. Это авидья, иллюзия, поскольку я не смогу спасти это тело. Тело это сменится, оно будет уничтожено. Но всё равно я очень беспокоюсь за свое тело. Это называется иллюзия или невежество, авидья. И Чайтанья Махапрабху пришел, чтобы научить нас вайрагье, тому, как отречься. Он на своем примере, на примере своей жизни показал это. Он был образованный ученым в Навадвипе, Его звали Нимай Пандит, и Он был очень влиятельным также, Он был настолько влиятельным, что стоило Ему только просто позвать людей, сто тысяч человек присоединились к Нему в движении гражданского неповиновения, протестуя против приказа местного судьи, который запретил совершать киртан. И Чайтанья Махапрабху мгновенно собрал около ста тысяч человек, и они все направились к дому местного магистрата.

00:06:43 Возможно вы знаете, что Махатма Ганди организовал в Индии движение гражданского неповиновения Британскому правительству, но еще задолго до него, за 500 лет до него, Чайтанья Махапрабху начал это движение гражданского неповиновения против указа Кази. Он был очень популярным. Я хочу сказать, что Он не только был очень образованным, Он был молодым человеком, 22 года, но Он был настолько популярным, что смог призвать сто тысяч человек мгновенно, чтобы организовать это движение. Таким было Его социальное положение. Он был красив, Гаура Сундара, это одно из Его Имен, очень красивый. Он был очень образованным, ученым, Нимай Пандит. Никто не мог Его победить, и Он был очень влиятельным, Он имел очень высокое происхождение, родился в брахманической семье. Его отец, Его дед были очень учеными во всех смыслах. Его положение было очень завидным. Хотя брахманы, как правило не очень богатые, они не придают значения деньгам, их интересуют знания, брахма гьяна. Если человек знает Брахман, то его называют брахманом. Брахман- это тот, кто знает Абсолютную Истину. Это брахма гьяна.

00:10:42 Человеческая жизнь предназначена для этой цели, атато брахма джигьяса. Все должны проявлять интерес к постижению Брахмана, Абсолютной Истины. По крайней мере в обществе должен существовать такой класс людей. Это мозг общества- брахманы. Например, в вашем теле есть мозг. Если мозг отсутствует, если ваш мозг сошел с ума, то все ваше тело бесполезно. И таково положение в обществе в нынешнее время. У общества нет мозгов, все шудры, нет брахманов, потому что никого это не интересует, не интересует Абсолютная Истина. Всех интересует еда, сон, секс, защита и это происходит, как на уровне нации, так и на уровне всего мира. Поэтому наше Движение сознания Кришны нацелено на то, чтобы сформировать прослойку людей- брахманов, мозг общества, они могут вести общество. Совсем не обязательно, чтобы все становились таковыми и это невозможно. Только самые разумные люди могут быть брахманом. Брахманами становятся только самые интеллектуальные люди общества. Это качество брахманов. Брахман должен быть правдивым, настолько правдивым, что даже от своего врага он не будет хранить никаких секретов. Вот это называется правдивость. Шама- это значит умение владеть своими чувствами. Дама- умение владеть умом. Ум –наш враг и ум наш друг. Если мы можем управлять умом, ум может быть нашим лучшим другом. Если же мы не контролируем свой ум, то он действует, как наш враг. Поэтому система йоги означает контроль ума и чувств, чтобы они действовали, как наши друзья. В противном случае они будут действовать как наши враги.

00:13:44 Итак, есть потребность в определенном классе, в обществе, в котором будут выступать в роли мозга общества и их называют брахманами. И это настоящее человеческое общество, в котором существует четыре класса людей: одни действуют, как мозг, а руки- как армия или защитники. Третьи- как живот общества или пищеварительный аппарат организма. Потому что, если вы не будете есть и переваривать пищу, как вы сможете поддерживать свое существование в теле. То есть всё, в ведическом обществе всё очень научно выстроено. В Кали югу наблюдается дефицит брахманов. Брахман- это вайрагья, брахмана не интересуют деньги, фунты, шиллинги, песо, как бы заработать денег и наслаждаться. Брахманы так не рассуждают. Это иллюзия, вы не можете наслаждаться, потому что вы обусловлены строгими законами природы. О каких наслаждениях можно говорить? Никаких наслаждений нет, но они думают: «я наслаждаюсь». Это называется иллюзия, майя. Нет никаких наслаждений. Если вы не свободны, если вы обусловлены и находитесь во власти строгих законов. Вы не хотите умирать, но вас принуждают к смерти, вы непременно умрете, вы не можете сказать: «нет, я не умру». Это невозможно. Так где же ваша свобода? Но мы провозглашаем сейчас: «мы независимы». Это всё иллюзия.

00:15:39 И Чайтанья Махапрабху явился, чтобы спасти от всех этих иллюзий. Это Чайтанья Махапрабху. Чайтанья- значит живой, не мертвый. Если у нас нет духовного сознания, если мы не сознаем Кришну, то мы мертвы. Что такое тело? Тело мертво. Живое оно или мертвое, оно уже мертво, потому что это материя. Но так как в нем находится вечная душа, оно движется. Как пример с машиной. Что это такое? Это груда материи. Она состоит из железа, каких- то других металлов, из резины, сочетание этих элементов. Пока есть водитель, машина едет, и она важна, пока она едет. Но как только движение прекращается, вы выбрасываете машину на свалку. В вашей стране это показательный пример, столько бесполезных машин сваливают кучей. И точно также, брахман- это тот, кто знает, кто является водителем тела, он обладает брахма гьяной. И в настоящий момент никто не знает, кто ведет это тело. Поэтому все шудры, люди четвертого класса. Нет людей первого класса. Но в человеческом обществе должны быть четыре категории людей. Первый класс, второй класс, третий класс и четвертый класс тоже нужен для того, чтобы помогать высшим классам.

00:17:45 Всё обстоятельно изложено в Бхагавад Гите и Бхагавад Гиту дал Сам Кришна, но люди не смогли следовать Ему, они неправильно поняли, поэтому Кришна снова пришел, как Кришна- Чайтанья, чтобы лично учить философии Кришны. Чайтанья Махапрабху учил только тому, чему учил Кришна, поэтому Сарвабхаума Бхаттачарья сказал: [Шрила Прабхупада цитирует на санскрите]. Пурана пурушам. «Сейчас Ты принял образ Шри Кришны- Чайтаньи, но Ты Кришна». Об этом также говорил Рупа Госвами. Мы должны следовать за махаджанами, великими душами, учителями. Мы не можем выдумывать какой-то свой образ жизни, мы должны следовать по стопам махаджан, великих душ. Таков путь. Сейчас здесь все выдумывают. Какой прок в этих выдумках? Вы несовершенны, ваши чувства несовершенны. Чтобы вы ни устанавливали, поскольку вы это придумали несовершенными чувствами, всё это несовершенно, поэтому они страдают и решения нет. Эти спекулятивные методы нам не помогут.

00:20:05 Учение Чайтаньи Махапрабху не стоит считать какой-то выдумкой, Он тоже следует этому, Он процитировал один стих из молитв Господа Брахмы:

00:20:13 ज्ञाने प्रयासमुदपास्य नमन्त एव
जीवन्ति सन्मुखरितां भवदीयवार्ताम् ।
स्थाने स्थिता: श्रुतिगतां तनुवाङ्‌मनोभि-
र्ये प्रायशोऽजित जितोऽप्यसि तैस्त्रिलोक्याम् ॥ ३ ॥

jñāne prayāsam udapāsya namanta eva
jīvanti san-mukharitāṁ bhavadīya-vārtām
sthāne sthitāḥ śruti-gatāṁ tanu-vāṅ-manobhir
ye prāyaśo ’jita jito ’py asi tais tri-lokyām

00:20:34 Это цитата из Шримад-бхагаватам 10.14.3, где приводятся молитвы Господа Брахмы Кришне. Смысл этого стиха в том, что нужно отбросить эту дурную привычку фантазировать, гьянам праясам, праясам - значит «усилие», «я обрету это знание при помощи каких-то рассуждений, умозрительных». Это называется гьяна праясам. Мы прикладываем какие-то бесполезные усилия, чтобы получить знания. Удапасья, нужно отбросить это и нужно просто стать смиренным, не нужно считать себя очень образованным, поскольку, если чувства несовершенны, как вы можете быть образованным? Всё, что вы видите, это несовершенно. Например, каждый день мы видим солнце своими глазами. Но, что вы видите? Вам оно кажется диском. Но это диск? Солнце в миллион четыреста раз больше Земли. Тогда какой прок в вашем зрении? Вы не видите, что там за стеной и тем не менее вы гордитесь своим зрением. «Покажите мне Бога, вы можете показать мне Бога»? А вас есть способность увидеть Его? Об этом уже человек не думает. Он думает: «у меня же есть зрение». Точно также во всех смыслах наши чувства несовершенны, они ограниченны и поэтому любое знание, которое вы приобретаете при помощи гимнастики своих чувств, оно бесполезно. Таково учение Чайтаньи Махапрабху.

00:22:24 Это не учение Чайтаньи Махапрабху, это учение Бхагаватам, но Чайтанья Махапрабху говорит о том же. Вы должны отбросить эту дурную привычку, перестать считать, что я могу обрести совершенное знание при помощи умозрительных рассуждений, мано дхарма, такой ментальной гимнастики. Это нам не поможет. Просто станьте смиренными. А кому нужно покориться? Совершенной личности, иначе зачем вам покоряться кому-то. Бхагаван Шри Кришна также говорит, что нужно идти за знанием к тому, кто видит реальность, как она есть. Не нужно идти за знанием к тому, кто просто предается умозрительным рассуждениям. Таков путь Вед, ведический путь, поэтому это называется шрути. Шраванам киртанам вишнох. Шраванам- значит слушание, киртанам- прославление. Кого? Вишну. Нечего другого.

00:23:58 Итак, Шри Чайтанья Махапрабху одобрил этот путь. Когда он разговаривал с Шри Рамананда Раем. Рамананда Рай рекомендовал разные методы самоосознания и Шри Чайтанья Махапрабху не отвергал их. Он говорил: «да, это тоже хорошо, но ты должен идти дальше, идти дальше». Таким образом, когда Рамананда Рай процитировал этот стих из Шримад Бхагаватам, гьяна праясам удапасья, в начале Господь Чайтанья говорил: «эхо бхайя агитках, этот метод не очень важен, он внешний. Если ты знаешь что-то лучше, то скажи». Таким образом Махапрабху много раз отвергал и когда Рамананда Рай пришел к этому методу- гьяна праясам удапасья, Чайтанья Махапрабху не сказал, что он бесполезен, Он сказал: «эхо бхайя». Да, он хороший, эхо бхайе, его можно принять, это начало. Не пытайтесь рассуждать с позиции ума, просто станьте смиренными, кроткими и слушайте осознавших себя душ. Станьте смиренными. Не думайте, что вы всё знаете. Это иллюзия, майя, потому что вы не можете всё знать. Вы можете что-то знать, но всё знать невозможно.

00:25:59 Итак, вы не можете знать всё в совершенстве, просто рассуждая или манипулируя своими несовершенными чувствами. Слушайте осознавшую себя душу. Итак, слушайте Кришну, Он совершенен и станетстхита, чтобы слушать о Кришне, вам не обязательно менять свое положение. Вы врач? Хорошо. Оставайтесь врачом. Вы ученый? Хорошо. Вы адвокат? Хорошо. Вы глупец? Хорошо. Поскольку все глупцы, но существует некое условное разделение, что вот это глупец, а это образованный человек. Потому что образованные люди тоже глупцы, но условно их считают разумными просто в силу каких-то фантазий. [не понятно], автор Чайтаньи Чаритамриты говорит: «в материальном мире есть понятие хорошего и плохого. Всё это умозрительное рассуждение». Вот это деление: это хорошее, это плохое- это просто умозрительное рассуждение, они не имеют ценности. Так что эти умозрительные рассуждения нам не помогут. Поэтому станетстхита, оставайтесь на своем положении, не важно, хорошее оно или плохое, не имеет значения. Но делайте одно- воспользуйтесь своими ушами. Уши дарованы каждому, глупцу или ученому человеку. Используйте уши. Станетстхита и внимательно слушайте и постройте свою жизнь так, как вы об этом услышали от осознавшей себя души. Тот, кто действует так, хотя он может быть несовершенный глупец, кем бы он ни был, он может победить Аджиту. Аджита- значит Бог. Никто не может победить Его, но преданный, который искренне слушает о Нем от осознавшей себя души, может победить даже Аджиту, Кришну. Как гопи. Гопи были женщинами, они были женщинами не очень высокого рода, пастушками в деревне, даже не в городе. Они не были выходцами из очень респектабельного общества брахманов или кшатриев. Нет, они были вайшьями, и они были женщинами, не ведантистами, не учеными, но они победили Кришну. Почему? Они слушали о Кришне, и они полюбили Кришну. Вот, что необходимо. Вот это истинная квалификация.

00:30:04 Чайтанья Махапрабху был очень строг в отношении общения с женщинами. Тем не менее Он рекомендовал: [Шрила Прабхупада цитирует на санскрите] нет поклонения лучше, чем то, которое явили враджа вадху, гопи, чтобы любить Кришну. Вот это совершенная форма поклонения. Такова рекомендация ведической шастры. Совершенная религия. Религия — значит понять Бога. В этом суть религии. Процесс может отличаться в зависимости от страны и от людей. Например, мы поклоняемся Божеству в храме. Это тоже бхакти. Христиане идут в церковь и молятся Богу. Это тоже бхакти. Это тоже бхакти. Девять форм бхакти. Ванданам- значит вознесение молитв. Итак, они идут в церковь или мечеть, молятся Всевышнему. Это тоже бхакти. Вопрос не в том какой религии вы следуете. Это не важно. Следуйте любой, которая вам больше подходит, но нужно судить о результате. Каким должен быть результат? Результатом должна быть любовь к Богу. Если вы поднялись на этот уровень любви к Богу, вы сходите с ума по Богу, как это было с Чайтаньей Махапрабху. Говинда Вирахена. Когда я разлучен с Говиндой, Богом, моя жизнь пуста. Вот, что необходимо. И не важно следуете вы христианству или индуизму, или исламу, чувствуете ли вы пустоту без Кришны, без Бога. Это критерий. Югаетам нимешанам, поскольку человек чувствует разлуку с Господом, он также чувствует: «когда же я увижу Его». И вот это желание Чайтаньи Махапрабху- югаетам нимешанам, «даже мгновение кажется Мне тысячелетием, сотнями миллионами лет в разлуке с Ним». Вот это любовь. Если вы любите кого-то, конечно в материальном мире такая любовь невозможна, в материальном мире нет любви, всё это вожделение. Но любовь- значит любить Бога. Это любовь. И Чайтанья Махапрабху учит этому: «Одно мгновение Мне кажется тысячелетием в разлуке с Кришной и потоки слез текут из Моих глаз подобно потокам дождя и весь мир Мне кажется пустым в разлуке с Говиндой». Вот это любовь.

00:34:16 Не важно какой религиозной системе вы следуете, но результат должен быть таким. Вы должны сойти с ума от Бога. Это критерий, это совершенная религия. Любить. Бхакти- значит любовь, служение. Адхокшаджи- значит, то, что находится выше каких-либо умозрительных рассуждений или телесной деятельности, адхокшаджи. И Чайтанья Махапрабху учил этому, и Он принял саньясу ради блага всего мира, Он принял саньясу, Он оставил Свое завидное положение в Навадвипе. Как я сказал вам, Он был очень образованным, Он был очень привлекательным внешне, у Него была прекрасная жена, очень любящая мать, известность. В этом во всем у Него не было никакого недостатка, и Он был Богом, с чего Ему быть в чем-то ущемленным. Об этом не было и речи, но несмотря на всё это Он принял саньясу ради блага всего мира. И этот Чайтанья Махапрабху пришел сюда в Атланту. Так что поклоняйтесь этому Чайтанье Махапрабху, Они очень, очень милостивы. Даже небольшое служение приумножит ваше преданное служение.
Спасибо вам большое.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 03 April 2023
обработка текста: Дмитрий Карпушкин | Челябинск | Россия | 03 April 2023