Лекция на инициации – Кришна для всех
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Лекция на церемонии посвящения прочитано Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, 04 сентября 1972 года в Новом Вриндаване, Соединенные Штаты.
00:00:15 Итак, выражение «слава собравшимся преданным» подразумевает также и детей. Движение сознания Кришны настолько прекрасно, что даже дети, не обладая никаким знанием Веданты и являющимися философами, просто, посещая эти программы преданного служения, могут обрести удивительное сознание, даже не обладая никаким образованием. Мы поясняем это, комментируя слова Суты Госвами: ахойтаке пратьяхата. Слово апритьяхата означает, что это невозможно изменить, невозможно прервать или сломать. Не имеет значения кем является человек, он может быть взрослым человеком или просто ребенком. Он может быть образованным, может не грамотным, цивилизованным или не цивилизованным. Люди и даже животные, все могут принимать участие в сознании Кришны, в бхакти- йоге. Это очень важное слово: ахойтаке апритьяхата. Апритьяхата значит то, чему ничто не может воспрепятствовать. Дело в том, что сознание Кришны предназначено для души, не для тела. Что касается тела, то оно предопределено нам, в зависимости от нашей прошлой кармы. Прахлада Махарадж говорит: здесь в материальном мире мы стремимся к наслаждениям чувств, каждый стремится к этому- птицы, звери, обитатели вод, люди, даже полубоги, все в этом материальном мире озабоченны тем, как служить своим чувствам в разной мере. Но у всех общая цель- чувственные наслаждения. Поэтому, по законам природы, хотя природа сама по себе не обладает независимостью, но, исполняя высшую волю Верховной Личности Бога, природа дает нам тело. Верховная Личность Бога, как Параматма пребывает в сердце каждого. Здесь конкретно сказано: «Он находится в сердце, хридеша Арджуна дриштхати». Я тоже нахожусь там и Сверхдуша там находится.
00:03:43 Итак, функция Сверхдуши- наблюдать, ануманта упадрашта. Об этом сказано в Бхагавад Гите. Сверхдуша просто наблюдает за тем, что я делаю и Господь в форме Сверхдуши является высшим свидетелем, упадраштой и ануманта. В зависимости от того, чего я желаю, поскольку мне предоставлена свобода желать, но без санкции Сверхдуши я ни на что не способен. Это, как ребенок. Ребенок настаивает, он плачет: «папа, дай мне это». Отец не хочет давать ему что-то вредное или не желательное, но поскольку ребенок настаивает и плачет, устраивает истерику, отец соглашается: «ну, хорошо, возьми». Это, он делает из жалости к нему, «ну хорошо, пусть не плачет, пусть возьмет то, что хочет». У нас есть практический опыт этого. Я могу поделиться с вами. Когда я был молод и моему старшему сыну было всего 2, 5 года, он пытался прикоснуться к настольному вентилятору, я не давал ему: «нет, не касайся, не трогай», но он настаивал. И рядом сидел один из моих друзей, он сказал: «переключи на медленное вращение и дай ему прикоснуться». Я так и поступил. И ребенок прикоснулся к лопасти, бах и затем я спросил: «хочешь еще прикоснуться»? «Нет, нет». Вот так это делается.
00:05:59 Мы все живые существа пришли сюда в материальный мир, чтобы наслаждаться, господствовать над материальной природой. И именно так и происходит, все это могут понять. Посмотрите на рынок, если вы отправитесь, отправитесь на местный рынок, там очень оживленное место, но чем там люди занимаются? Все хотят наслаждаться этим миром до полного удовлетворения, называете ли вы это промышленностью или торговлей, или бизнесом, или еще чем-нибудь. Какова цель? Цель в том, что я хочу наслаждаться. Это происходит, как на индивидуальном уровне, так и на уровне нации, страны. Одно государство желает служить чувствам своей нации. Это расширенное чувственное наслаждение. Прежде всего я думаю о собственном наслаждении, затем я начинаю думать о наслаждении своей семьи, своих сыновей, внуков. Так действует природа. И затем наши наслаждения расширяются с уровня семьи до уровня общины, нации и даже на международный уровень. Мы- люди должны объединиться и отправить всех животных на бойню и есть их, совместными усилиями. Вот, что происходит. Это майя. Эту болезнь следует излечить, для этого требуются знания и религия. Это необходимо.
00:08:00 Итак, Движение сознания Кришны учит людей тому, чтобы вернуться в свое изначальное положение. Какое положение? Каждое живое существо является неотъемлемой частью Бога и поэтому обязанность неотъемлемой части- служить целому. Сама по себе часть не может наслаждаться. Она не может независимо наслаждаться. Это невозможно. Как этот палец- неотделимая часть тела. Он должен наслаждаться, но следуя определенному процессу, не думайте, что палец может взять расагулу и наслаждаться ею, это невозможно. Расагула должна попасть в желудок, он возьмет расагулу, положит ее в рот, она попадет в желудок, желудок переварит, и энергия распределится по всем органам тела, энергия придет не только к этому пальцу, но и к остальным пальцам, ко всем остальным членам тела. Вот, чему следует учиться, это называется ято бхакти ратхокжаджи. Мы обсуждаем именно этот момент и Движение сознания Кришны настолько замечательно, что мгновенно все приходят в блаженство и желают служить Кришне.
00:09:35 Итак, этот храм, наше поклонение Божеству, арчанам дает возможность людям принять участие в служении Кришне. Например, этот ребенок танцует, это все откладывается на его счет, духовный счет. Эти его усилия не проходят напрасно. Каждый кто приходит сюда, кто слушает, кто звонит в колокол, кто танцует, кланяется, это описание есть в нашем «Нектаре преданности». Кришна так добр. Каждый, кто приходит к нему и оказывает пусть даже небольшое служение, даже небольшое служение из этих девяти видов преданного служения, можно совершать два, три, хотя бы один элемент. Это называется агьята сукрити. Даже не осознанно мы делаем это и на наш духовный счет откладывается что-то. Например, мы собираем деньги по четыре аны, мы откладываем в копилочку у себя дома по четыре аны, по пять ан, по одной рупии и в конце концов там скапливается целых 50 рупий. Это называется агьята сукрити. Без сукрити, не очистившись, не став благочестивым, никто не сможет прийти к Богу, это невозможно. Кришна использует именно это слово «сукрити», это значит те, у кого благочестивое прошлое. А душкритинам, есть два термина: сукрити и душкрити, крити- Он так называет того, кто в чем-то достиг больших результатов, эксперт, крити. Но в приставке «душ» и «су», есть люди, которые являются большими специалистами, очень искусными, но одни из них занимают свои способности в грехе, другие- в совершении добрых дел. В этом разница. Вы можете применять свой разум двояко, но те, кто использует свой интеллект ради того, чтобы совершать добрые дела, именуются преданными. Те же, кто употребляет свой разум на неблагочестивую деятельность, не могут быть преданными, это невозможно.
00:12:52 Итак, поклонение Божеству доступно всем. Осознанно или не осознанно, каждый, кто приходит сюда, обретает благочестие, крита пунья пуджа. Дело в том, что поклонение Кришне или Богу не доступно грешникам, об этом сказано в Бхагавад Гите. Дридаврата, с непоколебимой решимостью, такая жизнь в преданном служении возможна только для того, кто абсолютно свободен от всех последствий своих грехов [не понятно], тот, кто положил конец всему этому, всем грехам. Мы страдаем и наслаждаемся в этой жизни тем, чем мы наслаждаемся, мы обязаны своей прошлой благочестивой деятельности. К примеру, в наших повседневных делах. Если вы получаете от кого-то деньги, то это ваш доход. Если вы платите кому- то, то это ваш расход. Одновременно происходит и то, и другое. Нельзя ожидать, чтобы в материальном мире был один доход, вам приходится также и тратиться. Вот эти два элемента называются сукха и дукха. Сукха значит «счастье», дукха- «страдание».
00:14:45 Итак, как говорит Прахлада Махарадж, сукха и дукха, счастье и страдание уже предопределены. Как только я получаю определенное тело, счастье и страдание моей жизни уже предопределенны и этого не изменить. Это называется судьбой. Но, хотя атма заключена в тело, она всегда отделена от него. Я могу привести вам множество примеров. Например, тело собаки, оно должно действовать, как собака, но даже собака может стать преданным. Только потому, что она в теле собаки, это не означает, что она не может стать преданной, ее можно научить. Например, вы дрессируете собак, учите их набрасываться на незнакомцев, чтобы охранять. Точно также вы можете учить дрессировать собаку, учить ее становиться преданным, это тоже обучение. Этого ребенка учат с самого начала его жизни в общении с преданными. Если один ребенок может научиться этому, этому могут научиться многие тысячи, миллионы детей. Но такой возможности нет в данный момент. Бхагаватам говорит, если вы не способны обучить своих детей так, чтобы освободить их от рождения и смерти, не нужно их зачинать, питана сасьяд джанани насат сьят, это невежество, это беспринципность. Не производите детей на свет, не нужно услаждать свои чувства, пользоваться противозачаточными средствами, не нужно. Нужно с решимостью отнестись к этому, я- человек, поэтому у меня должен быть ребенок, который тоже должен быть человеком. Что значит человеком? Дживасья таттва джигьяса. Мы вчера вечером об этом говорили, таттва джигьяса. Все должны проявлять интерес, атато брахма джигьяса, таттва джигьяса. В чем цель жизни? Что есть Абсолютная Истина?
00:17:39 Итак, детей тоже нужно с самого начала обучать этому. Вот эта маленькая девочка тоже может видеть разницу, где Кришна, где майя. Если ей предлагают что-то, что не связано с сознанием Кришны, она скажет: «это майя, это карми». Она научилась всем этим терминам. Конечно она ребенок, но она учится. К счастью, в нашем детстве у нас тоже был замечательный отец, он тоже учил нас. Вот, чего нужно желать. Каждого можно научить. Не думайте, что, так как человек родился в Индии или в семье брахманов, поэтому он может научиться сознанию Кришны, но другие не могут. Это не правда. Каждый может, каждый, в любой части мира. Кришне не говорит, что «Я люблю только индийцев или брахманов, Он так не говорит. Кришна сказал: «сарва юнешу каунтейя», всем формам жизни, включая животных, ахам биджа праджападай пита, материальная природа приходится матерью, а Я прихожусь отцом. Кришна говорит об этом. Поэтому Кришна для всех и мы донесли эту философию до людей Запада, и они понимают, что Кришна не для индейцев, ни для индусов, Он- Бог, Он для всех. Бог ни индус, ни мусульманин, ни христианин, Бог есть Бог. И каждый, кто желает достичь Бога, он также должен забыть о том, что он индус, мусульманин, христианин и так далее. Человек должен очиститься, освободиться от всех этих обозначений: «я этот, я тот, эти», эти обозначаются касаются только нашего тела, они не имеют нечего общего с сознанием Кришны, с сознанием Бога. Поэтому Сута Госвами сказал: [Шрила Прабхупада говорит на санскрите], сампрасипади, полное удовлетворение. Если мы хотим полного удовлетворения, сарватмана. К примеру, если вы купаетесь в реке или в море, это очень освежает. Вы не сможете испытать такого чувства свежести, если купаетесь в ванной. Но, если вы прыгните в реку, сарватвас мапанам, когда вы обретаете сознание Кришны и атма сампрасипади, сам значит «полностью». Просто придя в сознание Кришны, человек обретает полное удовлетворение. И, если вы просто поймете Кришну, вы поймете все. Удовлетворив Кришну, вы удовлетворите весь мир. Таковы принципы.
00:21:44 Итак, каждый может этому научиться, это не очень трудно. Даже, если вы живете дома, каждый может учиться сам, обучать своих родственников, детей сознанию Кришны. Что в этом трудного? Мы это видели на практике. Этот ребенок танцует, вы также можете учить своих детей танцевать в присутствии Божества. Вы также можете установить такое же Божество у себя дома, вы можете возносить Ему молитвы, вы можете петь, танцевать. Вечером, если вы проводите это жертвоприношение. Что такое жертвоприношение? Вы жертвуете своим временем, вы не ходите в кино, а вместо этого вы танцуете дома с детьми, с женой. Тогда ваша жизнь станет успешной. Что в этом трудного? Каждый может это делать. Кришна не говорит: «это только для индусов или индийцев». Нет, Он нигде так не говорит. Кришна сказал [Шрила Прабхупада говорит на санскрите], мы можем думать: «другие родились в очень неблагополучных, низких семьях», но что такого? Таково общество. Но Кришна не говорит, что те, кто родились в низких семьях, не могут Ему поклоняться. Кришна говорит: «Мам Партха пашритьха». Папайони, низшие касты, на санскрите называются папайони, потому что, если человек благочестив, он рождается в очень богатой семье, в благочестивой семье. Тот же, кто не отличается особым благочестием, рождается у бедных, неблагочестивых родителей. Это соответствует его карме. Но Кришна говорит: «пусть, даже человек родился в неблагочестивой семье, папайони, он тоже может прийти ко Мне». Кришна не говорит, что ко Мне могут прийти только те, кто родились в благочестивых, богатых семьях.
00:24:16 Итак, сознание Кришны доступно каждому, поэтому [не понятно]. Мы говорили об этом стихе вчера. Жизнь должна быть посвящена вопрошанию о Абсолютной Истине. В Веданта- сутре сказано: следует вопрошать об Абсолютной Истине. Тоже самое объяснено здесь в Шримад Бхагаватам: дживасья таттва джигьяса. Таттва и Брахма, между этими терминами нет разницы. Брахма джигьяса. Вот, что мы должны стремиться постичь. Принцип объяснен Сутой Госвами. Мы тяжело трудимся днем и ночью, это факт, все знают об этом. Но цель нашей жизни должна быть четко определена. Какой должна быть цель нашей жизни? Этому учат все Веды. Сейчас мы упускаем эту цель. В современной цивилизации людям не достает знания о цели своей жизни. В чем она состоит? Нате виду свартха гатим. Свартха гати, наша цель. Свартха значит «наш интерес, наше благо, наша цель». Гати значит «двигаться».
00:26:07 Итак, мы движемся, мы прогрессируем, но на чем должен закончиться наш путь? На Вишну. Но люди не знают этого, они не знают этого, но ради чего тогда они так тяжело трудятся? Это тоже объясняется. Бахир артха. Их привлекает что-то внешнее. Материальный мир, тело- всё это внешнее. Бахи, бахи значит, что-то поверхностное, внешнее. Материальная энергия- бахир артхи шакти. У Кришны много энергий. Они делятся на три категории эти энергии. Опытные ученый, ачарьи дают эту классификацию. Это антаранга шакти, бахир анга шакти и татастха шакти. Итак, мы живые существа- татастха шакти, мы пракрити, энергии Кришны, мы не Кришна, хотя источник- неотличен от своей энергии, тем не менее, энергия- это не источник энергии. Я приводил вам много раз этот пример. Солнце и солнечный свет. Солнечный свет- это энергия солнца, но, когда солнечный свет попадает в вашу комнату, вы не можете сказать, что солнце вошло в мою комнату, но при этом, вы не можете этого и отрицать. Поэтому одновременно это и то, и другое. Если солнце светит в вашей комнате, то можно принять это, как факт, что солнце вошло в вашу комнату. Тем не менее, в вашей комнате нет солнца.
00:28:26 Итак, у Кришны три основные энергии: материальная энергия, духовная энергий и пограничная энергия. Мы относимся к пограничной энергии, нас называют пограничной, потому что нам приходится подчиняться другой, высшей энергии. Например, если вы работаете в офисе, вам приходится работать под чьим-то началом, вы не независимы. Точно также и наше пограничное положение означает, что мы можем пребывать либо под руководством или в ведении материальной энергии, либо в ведении духовной энергии. Если мы действуем, полагаясь на духовную энергию, то это наша настоящая жизнь. Если же нами движет материальная энергия, то это майя, это иллюзорная жизнь, поэтому мы пограничные. Мы можем сами делать свой выбор. Мы можем действовать в зависимости от нашего выбора, Кришна предоставляет нам свободу. Когда Арджуна усвоил науку Бхагавад Гиты, Кришна спросил его: «теперь, как же ты намерен поступить»?
Конец записи.
обработка текста: Дмитрий Карпушкин | Челябинск | Россия | 24 January 2023