Получите благо, присоединившись к нам

Нью-Дели - 10 November 1973
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:33:48 | качество: mp3 128kB/s 30 Mb | прослушано: 155 | скачано: 168 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция, прочитанная Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, 10 ноября 1973 года в Дели, Индия.

00:00:18 Дамы и господа, я благодарю вас за то, что вы пришли сюда, пойдя на все эти беспокойства, чтобы участвовать в Движении сознания Кришны. Я лишь хотел попытаться обратить ваше внимание на то, насколько важно это Движение. Важность его в том, что мы не знаем, в чем состоит цель жизни. В современной цивилизации по всему миру, особенно в западном мире никто не знает в чем состоит истинная проблема и какова цель жизни. Это объясняется в Бхагавад Гите. Бхагавад Гита говорит, что истинная проблема- это рождение, смерть, старость и болезни. Вот, что такое проблемы. Если вы рождаетесь, вам придется умереть. Каждый, кто родился, неизбежно умрет. А в течении жизни между рождением и смертью, мы испытываем болезни и старость. Вот, что такое настоящие проблемы.

00:02:15 Что касается нас, живых существ, каждого из нас, и об этом говорится в Бхагавад Гите, живое существо никогда не рождается, никогда не умирает. Живое существо вечно, всегда существующее и очень старое, наханите хани мане шарире, она не умирает после смерти тела. Но представители современной цивилизации считают, что по той или иной причине нам досталось это тело- мешок материи и пока оно у нас есть, давайте наслаждаться. Это теория атеистов. В нашей стране тоже были атеисты, такие, как Чарвака Муни. В соответствии с его философией, он говорит:
[Шрила Прабхупада говорит на санскрите].
Дело в том, что в нашей стране, в Индии наслаждением жизни считается, когда у вас есть достаточное количество гхи и вы можете его есть. Пахика ана – это считается наслаждением. Например, в западных странах, если они могут есть и пить, это считается наслаждением. Ну и в нашей стране тоже.

00:04:05 Итак, ринам гритам пебет если кто-то говорит: «у меня нет денег на это», тогда Чарвака Муни отвечает: «тогда займи у своего друга и купи гхи и наслаждайся жизнью!». «Пока живешь, живи счастливо, займи, попроси, укради, но живи счастливо.» Нет, я же ответственный человек, мне нужно за это расплачиваться в следующей жизни. Чарвака Муни говорит: «Нет, нет, не беспокойся о следующей жизни, твое тело сгорит в крематории и всё, всему придет конец!». Такая глупость имеет место. Мы не знаем, что человеческая форма жизни, которую мы обрели, пройдя долгий путь эволюции, перерождаясь во множество форм жизни. Например, сейчас мы можем понять, я обрел вот это тело, поменяв множество тел, у меня было тело ребенка, младенца, тело мальчика, тело юноши, об этом сказано в Бхагавад Гите, это не выдумка. Вам приходится признавать это. Дехантара прабтих, вам приходится перерождаться из одного тела в другое. Где мое тело ребенка? Его уже нет. Когда я был мальчиком, у меня было другое тело. Где оно сейчас? Его нет. Я был юношей. Сейчас этого тела нет. Это относится не только ко мне, ко всем. Есть прошлое, настоящее, будущее. Точно также, когда это наше тело исчезнет, мы получим другое тело. Разве это трудно понять?

00:06:10 Дхира... Поскольку мы не здравомыслящие люди, есть две категории людей: дхира и адхира. Дхира значит «рассудительные, вдумчивые люди». Адхира- «беспокойные, непоседливые». Если наш ум беспокоен, нам трудно, однако, если мы обладаем здравомыслием, нам не составит труда понять, что я вечен, я был в теле ребенка, я был в теле младенца, я был в теле юноши. Теперь у меня другое тело. Я живу, асмин дехе. Это очень просто понять, но Кришна говорит: «дхира статра намухьяти», понять это могут только здравомыслящие люди. Поэтому, если люди не могут этого понять, это означает, что современная цивилизация лишена здравомыслия, она похоже на общество кошек и собак. Вы не сможете заставить кошек и собак понять философию жизни, они очень низко опустились. Это описывается в шастре. Атма буддхи, когда мы считаем себя телом: я американец, я индиец, я брахман, я черный, белый, толстый, худой. Нет, нет. Вы не тело, это знание. Это знание. Знание начинается тогда, когда вы понимаете, что вы не тело. С этого начинается знание.

00:08:06 В противном случае кошки и собаки тоже отождествляют себя с телом, они тоже думают, что они тела. Собака прыгает, она думает: «я хорошая собака». Кошка думает: «я хорошая кошка». Поэтому шастра говорит: наше тело представляет собой мешок из трех элементов: капха, вата, вайю, в соответствии с аюрведой. Физиология, анатомия нашего тела состоит из капхи, ваты, вайю. Это просто мешок из капхи, ваты, вайю, это просто мешок из капхи, ваты, вайю, из мяса, костей, крови, мочи, испражнений, слизи. Если вы разрежете тело, вы увидите там все это. Неужели вы думаете, что совокупность всех этих компонентов может создать жизнь, разумную жизнь? Если вы такой знающий, то возьмите все эти компоненты, соедините их вместе, кости, мясо, всё это можно на бойне взять. Сделайте, соберите это все, сделайте разумное существо. Но это невозможно. Они просто говорят, но это невозможно. Поэтому тело движется благодаря душе. Поэтому шастра говорит, как только вы отождествляете себя с телом и со всем, что связано с этим телом. Например, вы считаете женщину, которая связана с вашим телом, своей женой, детей, которые родились из утробы этой женщины- своими детьми. Свадхи калат традишу. Бхума иджатхи. Бхума- это земля, где мы живем, где родилось наше тело, мы считаем ее достойной поклонению. Это называется национализмом. Бхума иджатхи. И тиртху - святое место. Например, люди отправляются во Вриндаван, Харидвар, салеле, они омываются в Ганге и Ямуне. Они думают, что сейчас мы посетили тиртху. Нет. Это не тиртха. Тиртха, что это значит? Мы должны найти здравомыслящую личность, чтобы воспринимать от него наставления, но людей это не интересует, они отождествляют себя с телом и с продуктами этого тела, со всеми этими связями, они считают своих родственников своими людьми, они ходят в святое место, чтобы омыться там и возвращаются. Нет. Шастра говорит нет. Вы должны обратиться к личности абидхья, в этом смысл паломничества. Как Веды говорят: [Шрила Прабхупада говорит на санскрите]. Вы должны найти здравомыслящего человека, гуру, который может дать вам наставления и спасти вас от невежества жизни.

00:11:43 Итак, в этой Бхагавад Гите вы прочтете диалог между Арджуной и Кришной. Они говорят, как друзья. Арджуна говорил: «пусть они наслаждаются этим царством, я не хочу сражаться со своими людьми». Таким было его решение. Кришна сказал: «нет, нет, не забывай про свои обязанности, ты кшатрий. Сейчас ты на поле сражения, ты обязан сражаться». Так они говорили друг с другом, но, когда Арджуна увидел, как трудно ему было понять сражаться мне или не сражаться, он принял Кришну своим гуру. Потому что он думал, эти разговоры, дружеские разговоры не приведут ни к какому решению, мне нужно принять Кришну своим учителем. «Прапанам, я предаюсь Тебе, Ты мой гуру. Сейчас Ты больше не мой друг, Ты мой гуру». Потому что ученик не может не повиноваться гуру. Друг может не послушаться своего друга. Кришна просит его сражаться. Как друг Арджуна мог и не послушать Его, но, ели гуру говорит тебе «ты должен сражаться», вы обязаны сражаться. Поэтому он принял Его, шишьястхахам шадинам прапанам. На самом деле мы все в невежестве. Та же формула. Го-кхара, го значит «корова», а кхара- «осел». Таково заключение шастры. Если кто-то отождествляет себя с телом, он не лучше животного. Го и кхара, осла и коровы.

00:13:44 Итак, когда в нашей жизни преобладает это невежество, это называется дхармасья гланир бхавати бхарата. Кришна сказал: когда люди уподобляются кошкам и собакам, когда отождествляют себя с телом и трудятся денно и нощно, не обладая никаким духовным пониманием, не видя цели жизни. Человеческой жизнь не предназначена для такой цели. Это ошибка. Не думайте, что кошки, собаки едят по- другому. Мы едим с хорошего стола, с красивой тарелки, мы одеты очень хорошо, аккуратно, но сам по себе процесс еды один и тот же. Хорошо ли вы едите или плохо, вы просто удовлетворяете свой голод, набиваете свой желудок. Это еще не признак прогресса цивилизации. Вы можете есть хорошо, спать хорошо, защищаться хорошо и защищенно совокупляться, но это не есть прогресс цивилизации. Сексуальная связь с красивой женщиной или сексуальная связь с самкой собаки- наслаждение одно и то же. Не в этом состоит прогресс цивилизации. А состоит он в атма таттвам. Атма татва.

00:15:27 Это объясняется в Шримад Бхагаватам. Шрута вьядини раджендра. Махарадж Парикшит спросил Шукадеву Госвами: «мне скоро придется умереть, каков мой долг, о чем я должен слушать»? И тогда Шукадева Госвами сказал: «мой дорогой царь», [Шрила Прабхупада говорит на санскрите]. Те, кто являются грихаметхи. Грихаметхи- это те, кто сделал свой дом, страну, общество, семью единственными целями своей жизни, своего прогресса. Их называют грихаметхи. Но есть другой мир. Поэтому говорится грихастха ашрам. Ашрам, грихастха ашрам, брахмачари ашрам, ванапрастха ашрам, саньяса ашрам, любой здравомыслящий человек может это понять. Как только мы говорим ашрама, под этим подразумевается нечто духовное. Ашрам, грихастха ашрам- это нечто совсем другое, нежели грихаметхи. Грихаметхи- это тот, кто не знает о цели жизни, и он живет, как кошки и собаки. Они тоже живут со своими детьми, женами, они тоже озабочены поисками жизни, они тоже стараются защититься. Если мы живем только этими идеями, это называется грихаметхи. Апашритам атма таттвам. Поэтому у нас есть «Веданта сутра», которая ведет нас к просветлению. Как наш ученик Шриман Прадьюмна дас адикари сказал: атато брахма джигьяса. Эта жизнь не предназначена для бесцельного время препровождения, чем занимаются кошки и собаки, потому что в конце концов мы неизбежно умрем. Но, прежде чем мы расстанемся с жизнью, мы должны что-то обрести и об этом сказано в Упанишаде. Нам придется умереть, как умирают кошки и собаки, но у нас есть возможность постичь ценность жизни, у кошек и собак нет этой возможности. Если мы просто растрачиваем наше время, как кошки и собаки и не знаем о цели жизни, сакрипана.

00:18:14 Есть две категории: брахманы и крипаны. Крипан- это скупец. Человек, у которого есть ценное тело. Например, если у вас есть миллионы долларов и вы не пользуетесь ими, если вы просто смотрите, сколько у вас на счету денег, тогда вы крипан. Практический пример. Но, если вы используете эти деньги вместо того, чтобы иметь один крор, вы делаете из него 10 крор, вас называют разумным человеком. Точно также, если мы думаем: «у меня теперь есть человеческая форма жизни, я могу лучше есть, спать, совокупляться», вы остаетесь крипаной, потому что вы не пользуетесь своей человеческой формой жизни. Но, если вы знаете, что у вас есть возможность сейчас постичь ценность этой жизни. Что такое Брахман? Кто я такой, какова моя связь с Брахманом, почему я пришел сюда, куда я пойду, почему я оказался в этих мучительных условиях, я не хочу умирать, почему смерть неизбежна приходит ко мне. Это называется брахма джигьяса. Мы спрашиваем почему. Поэтому в Шри Упанишад говориться почему. До тех пор, пока этот вопрос почему не появляется в голове у человека, он считается неудачником.

00:19:45 Во всех своих начинаниях мы терпим поражение, потому что мы делаем всё в невежестве: Я тело, это моя страна, это мои родственники. И таким образом мы умираем, как кошки и собаки. Кришна говорит: [Шрила Прабхупада говорит на санскрите], адхармасья. Что такое дхарма? Кришна говорит: [Шрила Прабхупада говорит на санскрите]. Что такое дхарма? Простое описание дхармы следующее: это заповеди, данные Богом. Не имеет значения кто вы: индус, мусульманин, христианин. Цивилизованная жизнь предполагает следование какой-то религии. Если вы не следуете религии, не важно, индуизму, исламу, у вас должна быть какая-то религия. Религия означает постижение Бога. Это религия. Религия- это не какая-то выдумка. Нет. Вы не можете выдумать религию. Например, вы не можете придумать законы. Законы принимаются государством. Точно также религия- это законы, заповеди Бога. Поэтому вы должны знать, кто такой Бог, каковы Его законы. Если вы исполняете их, то ваша жизнь успешна. В противном случае, кошки и собаки, например, они не знают, как следовать законам государства. Конечно, их прощают. Есть правило ехать по правой стороне или по левой. Кошки и собаки они нарушают эти законы. Законы не предназначены для кошек и собак. Законы предназначены для людей, поэтому, если кошки и собаки нарушают законы Бога, их можно простить, потому что они животные, но человек обладает развитым сознанием. Если он не пользуется своим телом для того, чтобы понять Бога, себя, свои отношения с Богом, как правильно действовать, откуда я пришел, куда я иду. Есть множество вопросов. Это называется брахма джигьяса. Эта жизнь предназначена для брахма джигьяса.

00:22:37 К Кому обращаться с вопросами. Веды также говорят об этом, тадвигья нартхам. Для того, чтобы постичь эту трансцендентную науку, необходимо обратиться к истинному гуру. И кто такой гуру? Гуру- это Верховная Личность Бога Кришна и каждый, кто представляет Верховную Личность Бога является гуру. Гуру означает представитель Бога. Поэтому, в соответствии с ведической шастрой, гуру поклоняются, как Богу. Например, мои ученики предоставили мне это сидение. Фактически оно на таком же уровне, что и трон Бога, потому что таково предписание шастр. Гуру следует поклоняться, как Богу, но гуру никогда не должен объявлять себя Богом. Поступающий так человек не является гуру. Гуру всегда говорит, что он слуга Бога, потому что поклоняются [не понятно] ему. Гуру не говорит: «просто поклоняйтесь мне», он говорит: «поклоняйтесь Богу», но поскольку ученик обретает связь через гуру, он поклоняется гуру, как Богу. Например, в нашей стране есть наместник царя, ему выказывают такое же почтение, как и царю, потому что он его представитель, представитель царской власти, поэтому шастра говорит: [Шрила Прабхупада говорит на санскрите]. Это выражение почтения гуру. Говорится, что гуру следует выражать такое же почтение, как Верховной Личности Бога. Верховная Личность Бога говорит: «следует считать, что ачарья- это Я» и в Бхагавад Гите сказано ачарья пасанам, ачарья пасанам. Поэтому мы должны получать знания в ученической преемственности ачарьев. Об этом также сказано в Бхагавад Гите.

00:25:16 Раджарши. Эту науку постигали раджарши- это цари и в тоже время они являются святыми. Это не цари, а разбойники и воры, которые просто взимают налоги и не заботятся о своих поданных. Это не царь, это не правительство. Обязанность правительства быть в сознании Кришны, а также следить за тем, чтобы все сознавали Кришну, все сознавали Бога. Кришну или Бога, не суть важно. Если вы думаете, пусть эти поданные катятся в ад, не важно, главное, чтобы платили налоги и помогали нам наслаждаться. Это ужасное состояние. Повсюду так происходит, поэтому есть потребность пробудить сознание Бога в людях. Не думайте, что это какой-то ребячество или какой-то сентиментальный фанатизм. Это настоящая наука, потому что человеческая жизнь предназначена для постижения себя, ахам брахмасми, я – не тело, я вечный дух если вы можете научить людей этому знанию, стать брахма бхута, тогда прасанатма, они станут счастливыми. Например, эти юноши и девушки из Америки, они жили в условиях, которые гораздо лучше, чем те условия, в которых они находятся сейчас. Сейчас они путешествуют со мной. Что я могу им дать? Я не могу предоставить им хорошей пищи, не могу им предоставить хорошего жилья, я не даю им никаких денег. Они едут со мной, они все сыновья богатых людей, но они едут со мной. Почему? Брахма бхута прасанатма. Они что-то обрели, они чувствуют себя обязанными.

00:27:30 Бхактиведанта Свами дал нам что-то, поэтому они следуют за мной. Брахма бхута атма, прасанатма, это признак, я стал Брахманом, я стал Нараяной. Нет. Если вы прасанатма, если вы всегда испытываете радость, то следует понять, что вы осознали Брахман. В вашей жизни нет шочана. В материальном мире я что-то обретаю, а потом, если я теряю это, я начинаю плакать. Если же у меня чего-то нет, тогда канкшати, я стремлюсь это получить. Но, когда вы становитесь брахма бхута прасанатма, в вашей жизни нет места подобным эмоциям. Наканшати нашотити и сама сарвешу бхутешу. Вы одинаково относитесь ко всем живым существам, пандита самадаршана. Брахма бхута- это сведущий ученый, ахам брахмасми, он осознал себя, поэтому он не разделяет, он не поступает так, как делают сейчас- защищают только людей, а отправляют бедных животных на скотобойни и называют это равенством. Что за равенство? Чем провинились бедные животные, что вы отправляете их на бойню? Разве это цивилизация? Безумная цивилизация, поддерживающая сотни, тысячи скотобоен. Если мы просто говорим «любовь, братство», где ваше братство, где ваша любовь? Это невозможно. Это не может быть возможным, это просто красивые слова. Но это нонсенс. До тех пор, пока вы не стали брахма бхута, до тех пор, пока вы не осознали Кришну, Бога, всё это просто россказни, это невозможно. Так это описывает Бхагавад Гита.

00:29:47 И тогда он становится преданным. Стать преданным не так легко, не так легко. Люди думают, что преданность- это сентиментализм. Нет, это не так. Это великая наука. Это великая наука. Обретение совершенного удовлетворения, полного удовлетворения. Как Кришна говорит: [Шрила Прабхупада говорит на санскрите]. Таков путь достижения шанти. Бхоктарам. Кришна- наслаждающийся, мы поклоняемся Кришне. Такова наша миссия. Куда бы мы ни отправились, мы устанавливаем Божество Кришны, и мы трудимся для Кришны, мы печатаем книги для Кришны, мы распространяем книги для Кришны, мы умоляем всех стать Кришна бхактами. Поэтому это сознание Кришны. У нас нет другого дела, кроме Кришны. Как Кришна говорит, мы делаем так. У нас нет другого дела. Только Кришна. Почему? Кришна ступ Бхагаван свайям, Он Верховная Личность Бога. Кришна говорит в Бхагавад Гите: [Шрила Прабхупада говорит на санскрите]. Только настоящие ученые могут поклоняться Кришне, только настоящие ученые, просветленные души могут постичь Бхагавад Гите, не эти политики, так называемые ученые, они не могут. Поэтому Движение сознания Кришны- это очень важное Движение. Мы обращаемся к здравомыслящим людям, к дхирам, не к атхирам. Сейчас по милости Чайтаньи Махапрабху к нам приходят дхиры и атхиры, по милости госвами. Дхира, дхира и атхира. Например, эти юноши и девушки, они были атхира, сейчас они дхира. Кто такие атхира? Это безответственные люди, занимающиеся всякой ерундой. На самом деле они дети богатой нации, но сейчас они стали дхирой, они не вступают в недозволенные половые отношения, они не едят мясо, не употребляют одурманивающих средств, не играют в азартные игры. Это дхира. Вы уже и так одурманены в этом материальном мире, вы уже в иллюзии. Если ко всему прочему вы будете еще и пить, то, как вы сможете обрести знание? Чтобы понять это, у вас должен быть здравый рассудок. Поэтому я обращаюсь с просьбой ко всем здравомыслящим людям: поймите это Движение сознания Кришны и присоединяйтесь к нему ради блага собственного, ради блага своей страны, ради блага всего человечества.
Спасибо вам большое.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 07 December 2022
обработка текста: Дмитрий Карпушкин | Челябинск | Россия | 14 February 2023