Варнашрама

Женева - 06 June 1974
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 4
длительность: 01:00:36 | качество: mp3 128kB/s 61 Mb | прослушано: 167 | скачано: 181 | избрано: 6
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, в Международной организации

00:00:00 здравоохранения, прочитано 06 июня 1974 года в Женеве.

00:00:00 Шрила Прабхупада: Ты можешь сказать какое-то вводное слово, затем я поговорю.

00:00:00 Ученик: Это большая честь для нас иметь возможность сегодня обращаться к вам. Здесь наш духовный учитель. Его Божественная Милость Бхактиведанта Свами Прабхупада является не только основателем Международного Общества Сознания Кришны, которое является культурной организацией, с филиалами по всему миру, около 100 филиалов, но он также и выдающийся писатель. На сегодняшний день он представил миру 6 томов Шримад Бхагаватам, общее количество которых достигнет 60 томов и есть и другие книги, такие как «Бхагавад Гита, как она есть». Общество издает ежемесячный журнал, который распространяется миллионным тиражом и цель Международного Сообщества Сознания Кришны, основателем которого является Шрила Прабхупада- это культурное одухотворение общества, и мы весьма преуспели в технологии, в науке, тем не менее в обществе наблюдается определенное неравенство. Смысл Шримад Бхагаватам и ведических писаний в том, что любого рода технология, лишенная фундаментальной духовной технологии, не может достичь успеха. Так, что мы надеемся содействовать деятельности всемирной организации здравоохранения, углубляя ее знания в области духовной технологии, которая настолько же, если не более важна.

00:00:00 Шрила Прабхупада: Итак, дамы и господа, я сердечно благодарю вас за то, что вы приняли участие в этой встрече.

00:00:00 Наше Движение сознания Кришны основано на авторитете этой Бхагавад Гиты. Бхагавад Гита, я думаю, что большинству из вас известна Бхагавад Гита. Индийцы вы или иностранцы, некоторые из вас должно быть читали Бхагавад Гиту. Мы опубликовали Бхагавад Гиту, как она есть, не давая ей неверных толкований. В Бхагавад Гите автор Бхагавад Гиты объявляется, как Верховная Личность Бога и индусы, особенно вайшнавы…Как вайшнавы или не вайшнавы, и те, и другие принимают Кришну Верховной Личностью Бога. Наша духовная жизнь в Индии опирается на наставления ачарьев, ачарьев сампрадаи: Рамануджачарья, Мадхавачарья, Вишну Свами и Нимбарки. Вся индийская духовная культура зависит от руководства этих ачарьев. Также в Бхагавад Гите в 13 главе говорится «ачарья упасанам»- следовать наставлениям ачарьи. Таков смысл нашей ведической цивилизации. В Бхагавад Гите также говорится, в четвертой главе: [Шрила Прабхупада говорит на санскрите]. Божественная наука- это система йоги, Бхагавад Гита. Кришна говорит, что «в былые времена эта система йоги была поведана Мною богу Солнца- Вивасвану. Затем бог Солнца по имени Вивасван, который правит в настоящий момент, об этом мы узнаем из шастры. На каждой планете есть правящая личность. Например, на этой планете есть несколько президентов, но на других планетах также есть президенты, названы их имена. Поскольку продолжительность жизни на других планетах огромна. Что касается высшей планеты, именуемой Брахмалокой, об этом сказано в Бхагавад Гите, многие миллионы лет, сахасра юга. Одна юга составляет 4 300 000 солнечных лет, помноженных на тысячу. Это продолжительность одного дня на Брахмалоке. Итак, на разных планетах есть разная продолжительность жизни, разные уровни жизни. Все эти знания мы черпаем из ведических писаний. Например, Бхагавад Гита, Шримад Бхагаватам, Упанишады и мы следуем этим наставлениям. Это хорошо для человеческого общества. Если люди не следуют по стопам великих ачарьев, великих святых, людей будет ожидать беспокойства и проблемы и это происходит на самом деле. Когда Кришна разговаривал с Арджуной, Арджуна рассказал Ему о последствиях войны, о том, что женщины станут вдовами и тогда они не смогут сохранить свою нравственность и тогда адхарма, будут распространяться принципы безверия и он сказал, он привел этот аргумент.

00:00:00 Ведическая цивилизация- это варнашрама дхарма. Если люди не защищают должным образом принципы варнашрамы, тогда население превратится в варна санкару, то есть такое смешанное население.

00:00:00 Брахман, кшатрий, вайшья, шудра- это естественное деление общества. Общество должно разделяться. Естественное деление. Например, у вас ваше тело естественным образом делится на голову, руки, живот и ноги. Аналогично, социальные деления также имеют место. Некоторые из них- это разумные люди, категория интеллектуальных людей. Есть также люди с духом воинов, есть те, которых интересует торговля и промышленность, а иных интересует лишь возможность наполнить свой живот. Это естественное деление, поэтому Кришна говорит: [Шрила Прабхупада говорит на санскрите], если чатур варньям самая разумная категория людей должна обучаться, как брахманы, шамо дадо титикша. Социальное деление должно присутствовать. Наиболее интеллектуальная категория людей должна изучать Веды и приобретать знания и распространять их в человеческом обществе, чтобы люди могли руководствоваться этими знаниями и делать необходимое для того, чтобы в обществе царил мир. Это необходимое руководство.

00:00:00 Кшатрии должны защищать общество. Это военная сила, у них есть дух воинов. Когда возникает опасность, они защищают нас. Аналогично должна быть категория людей, которая производит продукты питания и защищают коров. Остальные люди не способны действовать, как интеллектуалы или воины, или не способны производить пищу, они должны помогать всем этим трем классам людей. Их называют шудрами. Вот социальное деление. Это называется варнашрама дхарма. Слово дхарма используется в данном случае. Дхарма- значит предписанный долг. Дхарма- это не какое-то религиозное чувство. Нет, это естественное деление и профессиональные обязанности.

00:00:00 Итак, здесь Арджуна говорит. Он хотел пресечь возникновению варна санкары. Варна санкара приводит к хаотическому состоянию этих четырех классов людей. Далее он говорит: [Шрила Прабхупада говорит на санскрите]. Есть много очень разговоров по поводу того, чтобы сохранить варнашраму, чтобы сохранить мир в обществе. По поводу проблемы перенаселения в шастрах, в ведических писаниях мы не читаем о такой проблеме, как перенаселенность, поскольку живые существа, их численность уже определенна. Из Падма- пураны мы узнаем, что живые существа являются очень крошечными частицами Верховного Духа или Бога и даже упоминается их размер, одна десятитысячная часть кончика волоса.

00:00:00 Итак, живые существа уже ананта, они бесчисленные. В другом месте. В Упанишадах, в Катха- упанишаде мы читаем: эти живые существа поддерживаются. Бог уже всем обеспечил их, поэтому этой проблемы перенаселенности даже не возникает. Вопрос лишь в варна санкаре. Варна санкара- вот что составляет проблему. Человеческая жизнь предназначена для систематической организации, для того, чтобы организовать в обществе возможности духовного осознания. Вот предназначение человеческой жизни. Есть эволюционный процесс. Живое существо перемещается из низших форм жизни, обитателей вод, формы жизни деревьев, растений, затем в формы жизни насекомых, затем в птиц, затем в млекопитающих. Есть 8 400 000 разных форм живых существ и в Бхагавад Гите сказано: [Шрила Прабхупада говорит на санскрите], Кришна или Бог заявляет, что Он Отец, дающий семя всем этим живым существам. Также, как отец обеспечивает своих сыновей, своих детей, Бог, Он также не лишен этой способности, Он обеспечивает всем необходимым всех этих живых существ. Но, когда мы управляем вон из рук плохо, когда мы становимся варна санкарой, вот тогда начинаются бедствия.

00:00:00 Я путешествую по всему миру и наблюдаю ситуацию по всему миру. Я вижу, что достаточно не возделано земли еще, повсюду, особенно в Австралии, в Африке достаточно земли, которую никто не использует. В Индии также, есть до сих пор достаточно земли, которой не пользуются. И Бхагавад Гита говорит, бхутани значит живые существа. Поддерживать живые существа вполне возможно благодаря производству продуктов питания, анад бхавати бхутани. Далее, далее говорится, в Бхагавад Гите приводится эта формула. Не важно, кем является живое существо, животным или человеком. Живые существа могут счастливо существовать при условии наличия аны. Ана- значит зерно, злаки. Мы можем выращивать достаточно злаков по всему миру. Если мы действительно производим эти злаки, мы можем кормить население в 10 раз превышающее нынешнее, но к сожалению, мы не выращиваем злаки. В этом проблема. Проблема не в перенаселенности, проблемы в том, что мы не выращиваем зерно. Об этом ясно сказано. Если у вас недостаточно зерна, ка вы можете поддерживать других? Они руководствуются политикой. Особенно в странах Запада я вижу они не станут производить зерно, они будут выращивать скот, посылать их на бойню, на мясо. Эта политика имеет место, но это не очень хорошая политика. Выращивайте зерно. Зачем вам убивать невинных животных и есть их. Вот из-за этой греховной деятельности, согласно ведической цивилизации, есть 4 вида греховной деятельности: Одна из них это недозволенный, незаконный секс. Согласно ведической цивилизации никакая половая связь непозволительна вне брака, поэтому брак обязателен. В каждом человеческом обществе существует институт брака, но согласно ведической цивилизации брак обязателен, это самскара. Поэтому в Бхагавад Гите сказано: тришух душстасу вайшнийа. Если женщина не вышла замуж, то население варна санкара будет увеличиваться. Так сказано. Как только возникает население варна санкары, вест мир оказывается в состоянии хаоса.

00:00:00 Итак, наше Движение сознания Кришны, с точки зрения ведических писаний, шастр, советуем, как организовать человеческое общество. В действительности нет недостатка в пище, нет недостатка в земле. Всего достаточно. Из Ишопанишад мы узнаем, что не только на этой планете, но и на каждой планете достаточно условий, всего хватает, условия совершенны, проблемы нет. Проблема лишь в том, что мы не следуем принципам жизни, предписанным в шастрах. Слово дхарма переводится не как религиозное чувство. Дхарма- это долг, обязанность. Из ведических писаний мы узнаем: дхармам тусакшад Бхагават пранитам. Дхарма- это законы, данные Богом. К сожалению, в нынешний момент у людей нет знаний о том, кто такой Бог, каковы законы Бога, как им следовать. Они все в невежестве и они придумывают свой собственный образ жизни, каждый день они меняют законы, но это не решит проблем человеческого общества. Если мы действительно следуем предписаниям Вед, это очень просто. Идея такова, что всё принадлежит Богу. В действительности это факт. Вот сейчас ООН пытается объединиться, но в действительности про себя они думают: «это моя земля, это моя земля». Американцы думают: «это наша земля». Немцы думают: «это наша земля». Индийцы думают: «это наша земля». В действительности не т знания. Любая земля принадлежит Богу, но они не могут прийти к этому выводу, потому что они безбожники, лишенные сознания Бога. В действительности это факт. Например, Америка 200 лет назад не принадлежала американцам, она уже существовала. Кому она принадлежала? Точно также это можно сказать про всё, про любую землю. Так говорят Веды. Ишавасьям идам сарвам. Если мы признаем это, если Организация Объединенных наций издаст эту резолюцию: «с этого дня давайте решим, давайте устраним так называемые национальности, признаем, что вся планета принадлежит нам-всем людям, всем животным, всем птицам, деревьям, которые находятся на этой планете». Если мы признаем эту философию, то общество не будет находится в состоянии хаоса, это действительно, это факт. В Шримад Бхагаватам говорится, что, если на земле, в небе, в воде, что бы ни было, все это принадлежит Богу, это коммунистическая идея, но это идея духовного коммунизма. Коммунисты, они в центр своей деятельности ставят государство, но Бхагаватам в центр ставит Бога, всё принадлежит Богу. Коммунисты говорят: всё принадлежит стране, но Бхагаватам говорит, что всё принадлежит Богу. И это очень хорошая идея. Кришна заявляет в Бхагавад Гите: «все виды жизни- Мои сыновья, Я- отец, дающий семя». Собственность принадлежит Богу, Верховному Отцу и мы- сыновья Бога, не только люди. Кришна говорит: «сарва йонишу», все виды жизни. Поэтому Бог обеспечил всех достаточными потребностями жизни.

00:00:00 Например, мы- люди, нас всего 400 000 видов. К другим видам жизни относят 8 миллионов разных видов. В Африке живут миллионы слонов. За один раз они съедают по 50 кг, но они также едят, они не испытывают недостатка в пище. Это факт. Но, поскольку мы не верим в Бога, мы придумываем собственные идеи, поэтому мы создаем состояние хаоса.

00:00:00 Итак, согласно Бхагавад Гите, как мы проповедуем, мы также открываем центры, самодостаточные центры в Новом Вриндаване, Западной Виргинии, мы уже открыли очень большой центр, большую общину. Собираемся открыть такой же в Калифорнии. Мы уже открыли также и в Индии такой. Мы приобретаем определенные наделы земли, мы выращиваем свою пищу, держим там своих коров, берем их молоко, и мы не испытываем ни в чем недостатка, всё, у нас все есть, нам не нужно выходить куда- то за пределы нашей земли, чтобы поддерживать свою жизнь. Итак, мы советуем, мы создаем такие центры. Будьте самодостаточны, используйте свободное время для духовной культуры. Это человеческая цивилизация. Тысячи лет назад об этом советовал Ришабхадева. Я прочту некоторые стихи, об этом сказано в Шримад Бхагаватам, в пятой песне, пятой главе, пятой песни говорится: «Ришабха увача». Ришабхадева был императором этого мира, он давал советы своим сыновьям. Он сказал: [Шрила Прабхупада говорит на санскрите]. Это наставление Ришабхадева своим сыновьям: мои дорогие сыновья, человеческая форма тела аям деха- это тело, на- не, на аям дехо деха бхаджам нри локи. У всех есть тело- у кошек, собак у них тоже есть тело и у человека есть тело. В чем разница между кошками и собаками и человеческим обществом? Ришабхадева говорит: [Шрила Прабхупада говорит на санскрите]. Когда мы начинаем слишком много трудится для того, чтобы удовлетворять свои потребности в жизни, каман. Каман-означает жизненные потребности. Эта жизнь, человеческая форма жизни предназначена не для этого. Такая деятельность предназначена для вибхуджан, для свиней и собак. Они весь день трудятся, чтобы найти, свиньи, они ищут испражнения, но человек не должен так жить. Человеческая жизнь должна быть очень мирной, спокойной и процветающей. У человека должно быть свободное время для духовной культуры. Об этом сказано здесь. Тапо дивьям, ради тапасьи, ради добровольного отречения. Это человеческая жизнь. Таков наш ведический принцип, обязательная саньяса. Существует варнашрама дхарма. Есть уклад ученичества: брахмачарьи, затем человек вступает в жизнь семейного человека- грихастха, затем ванапрастха, затем саньяса. Это тапасья брахмачарьи также учатся аскезе. Это брахмачарьи. Грихастха тоже. Поскольку люди из уклада брахмачарьи переходят в уклад грихастхи, они уже научены тапасье. Затем в возрасте 50 лет они оставляют семейную жизнь, и они принимают ванапрастхи. Только муж и жена, они уходят из дому и путешествуют по всем святым местам. Затем, когда человек уже немного привыкает, [непонятно] этому, он отсылает свою жену, оставляет ее под опеку своих взрослых сыновей и принимает саньясу. Это варнашрама дхарма, так называемая индуистская дхарма. Это выдумка мусульман. Такого слова «хинду» ни в одном ведическом писании нет. Это слово «индус» родилось в мусульманских странах, они так говорили, они называли людей в этой части мира, то есть тех, кто живет на другом берегу реки Инд, они называли Инда или Хинду. В действительности нет такого как, дхарма индусов. Из наших ведических писаний мы узнаем о варнашрама дхарме, варнашрама, четыре варны и четыре ашрама. В Вишну- пуране содержится это слово. В Бхагавад Гите тоже, в Бхагаватам. Так что индийская цивилизация или арийская цивилизация, ведическая цивилизация- это варнашрама дхарма.

00:00:00 Итак, человеческая форма жизни в соответствии с наставлениями Ришабхадева не предназначена для тяжелого труда лишь ради еды, сна, секса и защиты. Это не человеческая форма жизни. Это осуждается в шастрах. Человеческая форма, в человеческой цивилизации предполагает такое общество, которое позволяет нам жить просто, легко и иметь свободное время для духовной культуры. Поэтому говорится тапо дивьям путрака, тапасья, духовная культура необходима. Дивьям, тапасья. Есть множество ученых, они также совершают тапасью, чтобы делать открытия. Например, мы сейчас изобрели эту атомную энергию. Это тоже требует тапасьи или какое-то удивительное открытие требует тапасьи, но здесь сказано тапо дивьям. Совершайте тапасью, аскезу ради трансцендентного опыта- дивьям. В Бхагавад Гите вы прочтете.

00:00:00 Итак, мы должны совершать тапасью, аскезу ради трансцендентной, трансцендентного опыта- дивьям. Мои дорогие мальчики, это человеческая форма жизни не предназначена для тяжелого труда, как это у свиней и собак. Эта жизнь предназначена для тапасьи, для трансцендентного опыта. Сатва- значит существование, мы существуем, но наше существование не чисто, поэтому нам приходится рождаться и умирать, стареть и болеть. Это не чистая жизнь. В действительности, мы- живые существа. Живое существо никогда не рождается, никогда не умирает. Когда тело уничтожается, живое существо не перестает существовать. Будучи вечной, неотъемлемой частицей Верховного Господа. А Верховный Господь есть сач сит ананда виграха, Он вечен, Он исполнен блаженства и знания. Но у нас есть тело, материальное тело, исполненное невежества, страданий и оно временно. Таково наше положение. Поэтому необходимо следовать тапасье, которая позволит нам возродить наше изначальное положение: сач чит ананда виграха. Вот это называется шуд ъет сатва. Когда человек, например, заболевает, его долг- идти к врачу на прием, принимать лекарства, чтобы избавиться от болезни. Точно также, человеческая жизнь предназначена для того, чтобы избавиться от этой болезни. От какой? Джанма мритью джара вьядхи. Существует столько прекрасных наставлений, и они несут огромное благо человеческой жизни. Если мы не используем те знания, которые у нас есть, которые мы получили из ведических писаний. Это временная программа не решит наших проблем, она никогда не решит. Проблемы день ото дня будут лишь усложняться и в Бхагаватам сказано, что придет день, когда уже не будет злаков, не будет сахара, не будет молока, не будет фруктов. Это все не будет доступно. Итак, пракрити, материальная природа действует по указанию Верховного Господа. Материальная природа не слепа, она действует под руководством. Это очень просто понять. Например, мои телесные функции исполняются по моей воле. Точно также, это огромное космическое тело также действует под руководством некого правителя, но у нас нет знаний об этом правителе. У нас есть знания, но мы не пользуемся ими. В Бхагавад Гите сказано: [не понятно]. Людей изумляют чудеса материальной природы, но за материальной природой стоит Верховный Господь. Мы должны изучать все это знание и использовать его на благо общества, тогда все устроится. Если же мы обеспокоены лишь какими-то внешними признаками, мы не сможем решить этих проблем. В Бхагавад Гите говорится: [Шрила Прабхупада говорит на санскрите]. Вы не можете преодолеть строгие законы материальной природы, если вы будете продолжать пытаться. Например, огонь. Если вы касаетесь огня, он обожжет ваши пальцы, он не станет думать, материальные законы очень строги, даже, если ребенок касается огня.

00:00:00 Итак, наша единственная просьба: те, кто трудится в Организации объединенных наций, в разных департаментах, если они воспользуются этой великой культурной книгой Бхагавад Гитой и постараются изучать ее, если возможно применять в обществе, социальной жизни ее наставления, люди будут счастливы и проблем не будет и состояние хаоса прекратится. Спасибо вам большое.

00:00:00 Ученик: Итак, это была презентация. Я надеюсь, что у вас есть какие-то вопросы, которые вы хотели бы задать. Ведическое знание охватывает все области, начиная с искусства, литературы, науки, технологии. Мы уже поговорили о перенаселенности. Эта проблема уже описывалась 5000 лет назад в Шримад Бхагаватам. Мы надеемся поделиться с вами этим знанием. Если у вас есть вопросы, Его Божественная Милость ответит.

00:00:00 Индиец: Свамиджи, никто не будет возражать вам в том, что нынешнее население и также производство пищи на нынешнем уровне можно видеть, что распространение, распределение продуктов питания оно не очень справедливо иррационально и также верно, если отстаивать сторону пессимистические прогнозы демографов в отношении того, что произойдет через 500 лет или в 2300 году. Если отстаивать сторону состояния окружающей среды в результате ошибочных технологий, которые мы начали. Вы верно сказали, что на Земле достаточно возможностей, потенциальных возможностей производить пищу, если ее правильно распределять среди существующего населения и тем не менее факт остается, что в мире есть области, где люди живут в роскоши и они держатся за свои права, территориальные права, как вы сказали, национальные.

00:00:00 Шрила Прабхупада: Да, так называемый национализм

00:00:00 Продолжение вопроса: но с другой стороны есть какие-то [не понятно] долины, которые перенаселены в определенных частях мира, где люди живут в очень жалких условиях, они готовы работать, они готовы жертвовать своими талантами миру, но тем не менее у них нет такой возможности. Итак, проблема в том, в конце концов, если мы согласимся с вами, что всё принадлежит Богу и как вы указали эта идея, помимо Бхагавад Гиты также содержится и в Библии, они говорят, земля принадлежит Господу и В Коране также сказано, то есть та же идея, эта идея существует уже тысячи лет, но вопрос в том, пока эту идею не примут и не воплотят на практике, что же можно сделать в этот период? Поскольку много людей умирают в страданиях. Каково решение?

00:00:00 Шрила Прабхупада: Решение таково: если возникает проблема, вы хотите ее решить. Допустим в каких-то юридических вопросах у вас возникла проблема, вы идете к адвокату, к юристу. Если у вас проблемы со здоровьем, вы идете к врачу. Аналогично, Веды предписывают, чтобы решить это состояние хаоса, проблему хаоса, необходимо обратиться к тем, кто может дать вам это решение. Таково предписание. Кто такой гуру? Гуру- значит шротриам, тот, кто знает все ведические тексты, владеет этим знанием. Шротриам и Брахмаништам. Брахмаништам- значит он обладает совершением сознанием Бога. Это две, два качества. Те, кто заявляют, что я- Бог, они обманывают людей, они не гуру. Гуру [Шрила Прабхупада говорит на санскрите]- это определение гуру. Гуру принимают на уровне Бога во всех ведических писаниях и ученые люди, они признают это. Но каково положение гуру? Гуру является самым сокровенным слугой Бога. Это его положение.

00:00:00 Итак, люди не приходят к нам, но мы идем и проповедуем. Таково положение вещей. Решение есть, но они не идут к нам за решением. Мы идем от двери к двери по всему миру. Вот решение, сэр, вот решение. Но, если они не принимают, что я могу сделать? Таково наше положение. Решение есть, и мы говорим об этом. Возьмите это решение, но они не возьмут, они не прислушаются к нам, они будут проводить огромные конференции, разговаривать о всякой чепухе и всё, вот чем они занимаются. И всё так усложняется.

00:00:00 Вопрос из зала: есть ли у вас какие-то советы?

00:00:00 Шрила Прабхупада: Я уже дал совет. Используйте эту землю для культивирования, для продуктов питания. Я столько видел пустующей земли в Австралии, в Соединенных штатах также, очень много свободной земли, которая не используется. Иногда они просто урожай топят в воде. Я слышал в Женеве был избыток молочных продуктов, поэтому они пожелали убить 20 000 коров, чтобы сократить производство молока. Вот как действует их мозг. У них нет мозгов в действительности. Чтобы обрести мозги они должны обращаться к шастрам, они должны руководствоваться ими. Производите, производите, используйте, но они не будут использовать, они скорее… какое-то определенное ограниченное количество людей, по крайней мере в Индии, все деревенские жители, их заставляют ехать в город, чтобы производить болты и гайки. Ну, ешьте эти болты и гайки. Программа Махатма Ганди была такова: организация деревень. И сейчас наш великий пандит всё перевернул вверх ногами. Программа Ганди была очень хороша. Обрыв записи

00:00:00

00:00:00 Производите свою пищу. Если вы работаете лишь три месяца, вы обеспечиваете себя пищей на весь год. А остальное время у вас остается, вы можете повторять Харе Кришна. Такова, такое наше Движение и духовно продвигайтесь. Будьте человеком, иначе очень рискованно. В Бхагавад Гите сказано: татах дехантара прабтих. В конце концов нам придется сменить тело, какие бы великие планы мы не строили, нам придется расстаться с этими планами, поменять тело, но никто не гарантирует какое тело мы получим. Скажем на этот раз, в этой жизни я строю большой небоскреб, трачу на него всё свое время. В следующей жизни, если я рожусь кошкой или собакой, мне придется жить в этом доме, потому что я привязан к этому дому, и я рождаюсь кошкой или собакой и кому какое дело до меня. Это факты жизни. Никто не может изменить законов природы. Закон природы подобен заразной болезни. Они даже не верят, что есть жизнь после смерти. Я разговаривал в Москве с известным профессором Котовским. Он сказал: «Свамиджи, после смерти нечего нет». Он именитый профессор, у него нет знания о душе, и он знаменитый профессор. Постепенно эта безбожная цивилизация продолжит свое существование. Об этом сказано в Шримад Бхагаватам. Придут проблемы- анавришти, перестанет идти дождь и дурбикша, из-за недостатка дождя урожаи будут скудными. На самом деле всё это уже началось. Анавришти. С другой стороны- налоги. Правительство облагает налогами. Таким образом люди будут испытывать такие сильные беспокойства, что они просто будут расставаться со своими домами и уходить в леса. Они будут испытывать массу беспокойств. Из-за недостатка выпадения дождей, урожаи будут скудными и также будут очень высокими налоги. Как можно оставаться уравновешенным в таком положении? Люди будут сходить с ума. Поэтому, если вы не воспользуетесь наставлениями шастр. Вы прямо сейчас должны воспользоваться наставлениями Бхагавад Гиты. Поэтому мы основали это Движение Харе Кришна. Это ягья. В Кали югу эта ягья возможна.

00:00:00 Итак, если по всему миру или мы можем провести какой-то эксперимент в определенном районе. Например, мы делаем такие проекты в Западной Виргинии, самодостаточные и у людей остается время для того, чтобы практиковать сознание Кришны. Это выход из ситуации. Но они не воспользуются этим. У них свои решения проблем. Несколько человек могут быть счастливы. Так сказать, счастливы. Недавно в Калькутте я виделся с мистером Ханунгой, с сыном губернатора Гуджарата, бывшего губернатора, он управляет департаментом распределения угля в правительстве, и он сказал: сейчас правительство озабочено тем, что рабочие не работают, они просто сидят без дела, нам приходится повышать цены». Вот проблема. Из-за того, что люди безбожники, они теряют честность, они не работают честно и так далее. Единственное лекарство от этого в том, чтобы людей нужно учить сознанию Бога и метод очень простой: повторяйте Харе Кришна и пример есть: вот эти американские, европейские юноши. Раньше у них было столько дурных привычек. Сейчас посмотрите, какие они здравомыслящие люди, они повторяют Харе Кришна. Всё возможно при условии, что вы воспользуетесь нашими наставлениями. В противном случае другого лекарства нет. А что можно сделать? Лекарство есть. Выход есть, лекарство есть, но, если вы не принимаете лекарство, как вы избавитесь от болезни?

00:00:00 Вопрос из зала: Я хотел бы спросить, уважаемый Свамиджи, вы упомянули исход деревенских жителей в города, они устраиваются на работу на заводы, это всё плохо кончается, и вы посоветовали в качестве решения, что, если вы будете жить в деревнях и работать три месяца, то у вас будет пища. Я бы хотел указать, что в наших деревнях Индии очень много безработицы, огромное население просто обречено. Несмотря на всю организацию, они не способны себя, найти достаточно пищи, потому что у них нет своей земли, они безработные. Они вынуждены ехать в города не потому что их привлекает городская жизнь, но у них просто нет своей земли или их земля принадлежит другим людям, и они не свободны жить в деревне, как свободные люди и выращивать достаточно пищи для себя. Это вопрос владения собственными средствами производства и у нас до сих пор эта система заминдаров, до сих пор эта система, богатые эксплуатируют бедных. Пока не произойдет какая- нибудь революция, при помощи которой вот эта власть землевладельцев будет устранена, как вы сможете распределять землю в деревнях и предотвратить этот исход в города?

00:00:00 Шрила Прабхупада: Дело в том, обязанность правительства- позаботиться, чтобы никто не был безработным. Вот это хорошее правительство. Никто не должен не работать. Такова ведическая система. Общество было разделено на 4 сословия: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры и правительство обязано было смотреть за тем, чтобы брахманы исполняли свои обязанности брахманов, кшатрии- свои обязанности кшатриев, вайшьи свои обязанности. Обязанность правительства смотреть за тем, чтобы люди не сидели без работы. Тогда этот вопрос будет решен.

00:00:00 Из зала: Но они как раз люди, которые находятся и в правительстве. Эти землевладельцы представляют сильный голос в правительстве.

00:00:00 Шрила Прабхупада: Нет, это означает, что это плохое правительство. В э\том проблема. Это плохое правительство. В противном случае, обязанность правительства в том, чтобы позаботиться, чтобы все были заняты этой работой.

00:00:00 Из зала: Как раз это я и ищу. В тот день, когда Движение сознания Кришны может стать настоящим революционным движением, чтобы изменить лицо общества.

00:00:00 Шрила Прабхупада: Да, я думаю, что это приведет к революции, потому что американские, европейские молодые люди, они взялись за это. Я познакомил их, я надеюсь, что юноши из Европы и Америки, они очень разумные, они всё очень серьезно воспринимают. И сейчас мы уже работаем несколько лет, 5-6 лет, тем не менее мы распространили за этот короткий период Движение по всему миру. Я прошу, я старик, я умру, но они, если они воспримут это серьезно, будет революция. Потому что мы не действуем по собственной прихоти, мы опираемся на авторитетные шастры, наша программа в том, чтобы издать по крайней мере сто книг вот такого размера. Столько знаний. Люди могут читать все эти книги и пользоваться этой информацией. И сейчас особенно в Америке в высших кругах, колледжах, в университетах люди читают эти книги, и они им нравятся. И мы делаем всё от нас зависящее, чтобы издавать эту литературу, давать эти наставления насколько это возможно, но я думаю, что, если эти юноши, эти молодые ребята примут это всерьез, то это приведет к революции.

00:00:00 Из зала: Есть ли центр в Женеве, где можно купить эти книги?

00:00:00 Шрила Прабхупада: Да, да.

00:00:00 Ученик: У нас есть центр в Питит лэнсе, каждый день программа, обсуждение философии, лекции, киртан, общее обучение.

00:00:00 Шрила Прабхупада: А в книгах есть адрес?

00:00:00 Ученик: Да, да Это наш ежемесячный журнал, который мы издаем на французском языке, а это презентационная книга, в которой описывается деятельность, которую мы ведем по всему миру. Наш центр открыт, принимаем мы людей бесплатно, нет никаких взносов за вход, вы можете учиться и нечего вы не теряете. Сознание Кришны означает, что каждый может что-то выиграть ради всеобщего блага.

00:00:00 Индиец: Свамиджи есть один вопрос, который я не могу, в котором я не могу разобраться, как индийцы. Меня беспокоит один вопрос очень сильно. Я верю во многое то, что вы сказали, у меня не возникает сомнений по этому поводу, я не озападненный индиец, но, что не могу понять, это тот факт, что те, у кого есть эти ведические знания, то, о чем вы рассказали, это решение всех наших проблем. Со всем этим знанием мы не смогли удержать наше общество, то есть свободным от сколького зла…

00:00:00 Шрила Прабхупада: Это не, я не говорю только о бедности. Это из-за плохих лидеров. Они могут быть и вашими отцами. Например, отец Прахлады Махараджа- Хираньякашипу, он был демоном. Прахлада был преданным, а его отец был демоном. Он должен быть уничтожен, и он был уничтожен, он будет уничтожен. Эти демонические люди, они долго не просидят, они будут уничтожены, но всё требует времени. К примеру, я сказал вам, что Ганди, он понимал, он чувствовал пульс страны, он хотел реорганизовать деревни, но наш великий пандитджи всё перевернул вверх тормашками. Мы убили его, да. Мы убили Ганди, да. Если мудхи, дураку посоветовать что-то хорошее, он только рассердится. В настоящий момент наши индийские лидеры не очень хорошие, слепые, у них нет знания, при этом они ведут людей. Они убили нашу изначальную ведическую культуру и не могут нечего дать взамен. Ганди хотел что-то дать, но он тоже был убит. Что можно поделать.

00:00:00 Ученик: Я могу дать показать им нашу книгу, где содержится ваша беседа в Москве. Ваша беседа с профессором Котовским. Вы можете видеть, что в этой презентационной книге, у нас есть центр в Майпуре, в Навадвипе, в Западной Бенгалии, мы распространяем Кришна- прасад. Нет проблемы.

00:00:00 Шрила Прабхупада: Да, во всех наших центрах мы раздаем прасад, каждый может прийти и принять прасад.

00:00:00 Из зала: А Движение принимает участие в социальной философии? Например, я уверен, если вы будете проповедовать добрую волю, ваш моральный путь…

00:00:00 Шрила Прабхупада: Да, мы распространяем лучшие моральные принципы Сознания Кришны.

00:00:00 Из зала: А люди, которые вас не любят?

00:00:00 Шрила Прабхупада: В западных странах мы получаем лучше отклик, чем даже в Индии. В Индии мы видим, что лидерам это не нравится, они сейчас открывают мясные магазины, винные магазины. Мы проповедуем, мы проповедуем не употребление одурманивающих средств и мяса, мы у них ни на лучшем счету, они не очень одобряют нашу проповедь, они нас не любят эти лидеры. Они большие щиты, плакаты установили в [не понятно] у нас есть центр, правительство там открыло очень большой мясной магазин и там также есть, ну повсюду там есть винные лавки и мы проповедуем, что пить нельзя, есть мясо нельзя. Как же они нас полюбят? В этом проблема. Глупо быть мудрым в стране дураков. Тем не менее мы боремся.

00:00:00 Ученик: Ценность этого Движения в том, что если мы сможем доказать на небольшом уровне, на, в маленьком масштабе, если мы сможем подать модель, рабочую модель, если какой-то научный метод действует в маленьком масштабе, то может работать и в большом. Например, Исаак Ньютон открыл гравитацию, это было вселенское открытие. Это аксиома. Если она работает здесь, она работает повсюду.

00:00:00 Из зала: Это я понимаю, но я имею в виду в отношении вашей деятельности. Можете ли вы привести какой-нибудь пример.

00:00:00 Ученик: Например, культивирование земли, у нас есть общины, Новый Вриндаван, Западная Виргиния, Калифорния, мы сейчас открываем такую общину во Франции. К нам могут приехать множество людей, мы можем накормить их всех и у нас еще останется.

00:00:00 Шрила Прабхупада: Видите, в Виргинии проект очень успешный. 80 фунтов молока мы получаем каждый день. 800, да, 800. Простите. Этих молочных продуктов достаточно для того, чтобы обеспечить людей питательной пищей. Мы готовим гхи. Например, в Индии они используют молоко очень хорошо, овощи мы также выращиваем, делаем сладости, сандеш, расагулу. Достаточно молока. Гхи, лучи, пури, людям очень нравится. Это общий принцип.

00:00:00 Из зала: То есть это пример успешной компании. Но можете ли вы привести пример чего-то нового, чего не делалось раньше?

00:00:00 Шрила Прабхупада: Нет, новое в том, что они не нуждаются во внешней поддержке, чтобы обеспечить себя пищей. В этом новшество. В настоящий момент во всех больших городах люди преодолевают сотни миль, чтобы попасть на работу. Сейчас забастовка в Бомбее, железнодорожных служащих, я там был в это время. Люди так страдали, с пяти утра они стоят в очереди, чтобы попасть на грузовик, это даже был не автобус, потому что автобусы тоже забастовку объявили. Люди испытывали очень большие трудности. Если шел какой-то поезд, люди просто набивались туда, они сидели на крышах. Проблема в том, зачем заставлять человека преодолевать сотню миль, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Это очень дурная цивилизация. Человек должен иметь возможность локально выращивать себе пищу. Вот это хорошая цивилизация.

00:00:00 Из зала: А что эти люди делают, чтобы поддерживать себя? Они только выращивают пищу?

00:00:00 Шрила Прабхупада: Нет, выращивание пищи только для еды. Они также читают все эти книги, они духовно прогрессируют, поклоняются Божеству. Вот и все.

00:00:00 Из зала: А вам нужны деньги?

00:00:00 Шрила Прабхупада: Мы получаем деньги, мы продаем эти книги также. Если нужны деньги, деньги также есть, но мы живем очень простой жизнью. Если какие-то деньги необходимы, мы можем заработать их, продавая эти книги. Даже в индийском парламенте задавали вопрос: «откуда это Движение ИСККОН получает деньги»? Коммунист задал этот вопрос и один из членов, что они получают деньги, продавая свою литературу. И это факт.

00:00:00 Из зала: Я хотел бы также задать вопрос. В ваших сельских общинах, их называю сельскими, потому что из того, что вы сказали, главная цель- это поддерживать себя в отношении продуктов питания. В ваших сельских общинах вы используете современные технологии, удобрения, механические средства для того, чтобы возделывать землю? Это один вопрос. Другой в том, что очевидно, из того, что вы сказали необходима часть денег, чтобы покупать что-то еще, вы получаете деньги, продавая свои книги. Конечно, если представить, что допустим, у общины нет, как у вас чего-то такого, то есть у других общин, у которых нет такой возможности продавать книги, они не смогут быть самодостаточными в отношении всего. Допустим мы сможем превратить всех членов Швейцарской общины в крестьян, у них будет свой надел земли, они будут работать в сельских общинах, я думаю, что многие бы голодали, потому что там условия, там климат не такой, как в Азии и других странах. Общая проблема в том, что в былые столетия большая часть мужского населения этой страны состояла в основном из крестьян, которые были вынуждены были покидать свою родную землю, становиться воинами из-за как раз недостатка продуктов питания. Что вы скажете по этому поводу?

00:00:00 Ученик: Сначала спросил, используем ли мы машины, современные методы в наших ашрамах и фермах.

00:00:00 Шрила Прабхупада: Мы не против этого, мы хотим быть самодостаточными. Это наша позиция. Мы не возражаем. Не думайте, что мы не касаемся машин, механизмов, мы не говорим так, но мы хотим быть самодостаточными. В этом наша цель. Мы не даем обет, что мы не будем прикасаться ни к каким механизмам. Нет, мы так не делаем.

00:00:00 Из зала: Я думаю, что эта цель очень похвальна. Конечно, в каких-то небольших сельских общинах это возможно, то есть каждый член этой общины может быть самодостаточным на своей земле. Например, в средние века в этой стране монахи более или менее были самодостаточными в рамках своей земли, но за пределами этого крестьяне они все время голодали.

00:00:00 Ученик: Он говорит, что на маленьком уровне это вполне возможно. Например, монахи, у них в монастыре, они сами выращивали свои продукты питания и достаточно, чтобы прокормиться, но швейцарцы, они не могли в прошлом жить чисто на земле, им приходилось уходить, потому что таков климат, в целом он не видит, что это практично.

00:00:00 Шрила Прабхупада: Но в конце концов это материальный мир. Страдания всегда есть, но насколько это возможно старайтесь свести их к минимуму. Наша единственная цель в том, как высвободить время для духовной практики. В этом наша главная цель. Мы должны изыскать возможности, в зависимости от времени, обстоятельств. Мы не отвергаем нечего, мы принимаем то, что благоприятно.

00:00:00 Из зала? Иными словами, тот абсолютный уровень, о котором вы говорили, когда все заняты вот этой вот деятельностью, сельским хозяйством, не является ли самоцелью в конечном итоге.

00:00:00 Ученик: У нас есть небольшие общины. Идея о которой говорит наш духовный учитель- это насколько это возможно использовать любую возможность для того, чтобы продвигаться в духовной жизни. Либо вы возделываете землю, либо вы заняты какой-то другой деятельностью.

00:00:00 Из зала: Но насколько я понял, ваша цель- это то, чтобы все стали самодостаточными в отношении продуктов питания. Но, если все заняты производством продуктов питания, кто будет заботится о других нуждах?

00:00:00 Ученик: Он думает, что мы говорим, что в конечном итоге мы хотели бы, чтобы все были заняты производством продуктов питания.

00:00:00 Шрила Прабхупада: Нет, мы так не говорим. Согласно Бхагавад Гите, есть определенная категория людей, которая производит пищу. Есть люди, которые духовно возвышенны. Есть люди, которые будут управлять. Например, правительство, царь. Остальные- шудры, они будут помогать этим трем классам. Это Бхагавад Гита. Не нужно думать, что все станут крестьянами. Нет. Должны быть организаторы, должен быть также и мозг, должны быть также рабочие. Это естественное деление, но все должны сотрудничать ради духовного возвышения. Например, у нас есть мозг, руки, живот, ноги, всё это необходимо. Мы не можем отвергать ноги, оставлять только руки. Это невозможно. Но руки и ноги, мозг и живот они должны сотрудничать друг с другом, чтобы поддерживать тело в здоровом состоянии. В этом цель.

00:00:00 Шрила Прабхупада: Итак, пойдем?

00:00:00 Ученик: Надеюсь, нет других вопросов? Я полагаю, мы можем попросить вашего разрешения уйти? Спасибо вам большое.

00:00:00 Шрила Прабхупада: Да, проведите санкиртану.

00:00:00 Ученик: Есть еще прасад. Мы принесли его для вас. Надеюсь, вы примите.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 01 December 2022