Гармоничная жизнь в Гуне Благости

vedaradio.fm - 11 декабря 2020
У каждого человека своя медитация. Как развить разум и избавиться от негативных качеств. Польза Экадаши. Качества божественных натур по Бхагавад-Гите. Ответы на вопросы: что делать с потерянностью о нестабильности? Сколько нужно думать о проблеме, не занимаясь её пережёвыванием? Что делать практически, если ум по кругу обдумывает проблему? Не деградирую ли я в стабильности? В чём разница между стабильностью в гуне благости и отсутствием изменений в гуне невежества? В чём секрет ярких вкусов в еде? Специи питают тонкое тело?
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:08:07 | качество: mp3 48kB/s 23 Mb | прослушано: 16 | скачано: 16 | избрано: 2
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:06 [Ведущая] Добрый вечер, дорогие слушатели Веда-радио. Меня зовут Анна. И мы вновь в прямом эфире, чтобы погрузиться в мудрость Вед. Сегодня особый день месяца - Экадаши, в который благоприятно больше времени уделять духовной практике и читать Священные Писания. Именно на основе «Бхагавад-Гиты» или Песни Бога мы, под руководством нашего дорогого лектора и проводника в мир ведической литературы Гуны Манджари, продолжаем изучать божественные качества и как их в себе возродить. Пожалуйста, присылайте все интересующие вас вопросы в WhatsApp и Viber по номеру телефона +79002390963 или оставляйте на сайте vedaradio.fm. А я приветствую нашу гостью. Здравствуйте, Гуна Манджари!

00:00:48 [Гуна Манджари] Здравствуйте, дорогая Анна! Здравствуйте, дорогие радиослушатели!

00:00:52 [Ведущая] Спасибо, что снова Вы с нами в такой замечательный день. Мы продолжаем читать «Бхагавад-Гиту». Это очень важно, очень ценно. И на прошлом эфире разобрали такое качество, как бесстрашие. Насколько я помню, мы говорили о страхах. Это было очень интересно и важно. И о чём же поговорим мы сегодня?

00:01:11 [Гуна Манджари] Сегодня мы также будем читать «Бхагавад-Гиту», разбирать качества, которые тут представлены. И может быть, немножко ещё поговорим о том, о чём мы говорили в прошлом эфире, так как у нас остались вопросы, и для того, чтобы закончить тему, начатую нами. Хотя, конечно, страхи — эта тема очень обширная и о ней можно говорить долго. Страх — это одна из таких базовых эмоций, из которых возникают много других, основа которых является страх. И поэтому здесь есть, конечно, о чём поговорить. Но в общем-то основные моменты мы заметили, уже затронули. И можно будет переслушать то, о чём мы говорили и открыть для себя эту тему более глубоко.

У каждого человека есть своя медитация

00:02:22 А сегодня мы продолжим читать. То есть мы опять прочтём из главы шестнадцатой «Божественные и демонические натуры». Мы ещё раз напомним себе качества божественных натур. Это полезно напоминать, полезно медитировать на эти качества. Медитация — это сосредоточение, концентрация. И хотя есть такое понятие, что медитация это что-то такое совсем вне сферы нашей обычной деятельности, но это не совсем так. Потому что мы все, у каждого человека есть его медитация, то на чём он сконцентрирован. И та медитация, которую представляют собой йоги — это именно когда отрыв ума от повседневной деятельности, когда он сконцентрирован на каких-то более глубинных вещах. То есть это и есть концентрация. Она есть медитация.

00:03:34 Но сегодня мы опять напомним себе качества божественных натур. И в связи с этим хочется сказать, что «Бхагавад-Гита» относится к такому произведению, на которое можно медитировать каждый день. И даже один и тот же стих или шлока, как это называется в санскрите, можно читать каждый день, и она будет открываться всё глубже и глубже. И это книга, которую можно читать всю жизнь и медитировать на неё, опять же, каждый день. И это будет очень сильно развивать разум, развивать какие-то качества души, духовные.

Как развить разум и избавиться от негативных качеств. Польза Экадаши

00:04:27 Очень часто спрашивают как развить разум, как избавиться от каких-то негативных качеств и что-то приобрести. Нам очень сложно от чего-то избавиться. Так просто само по себе избавиться мы можем только привнеся что-то позитивное. Это так называемая заместительная терапия здесь будет работать. И поэтому если мы хотим что-то улучшить в нашей жизни, улучшить наше качество, то есть смысл просто больше давать духовного определенного, света, разума. Как если в стакан с молоком наливать чернила, то постепенно всё превратится в такой синий цвет чернильный. Тоже самое если давать этот духовный свет, духовное знание, то постепенно это вытеснит негативные какие-то проявления.

00:05:43 Это к тому, что «Бхагавад-Гита» как раз одна из тех книг, на которую благоприятно медитировать каждый день. И сейчас как раз Экадаши. Вдвойне благоприятно, потому что существуют такие дни определённые в ведическом календаре, когда сила действия усиливается. И если сравнивать астрологические влияния с погодой, то бывает, когда попутные ветра, которые помогают нам, если сравнить с парусником наше движение. То есть когда бывают попутные ветра, попутное течение. И всё, что мы делаем в это время как бы амплифицируется, увеличивается.

00:06:45 И Экадаши один из таких дней, когда увеличиваются наши духовные вложения. Благоприятны посты в этот день. Если кто-то хочет поститься и ищет дни, когда это было бы хорошо, Экадаши как раз тот день, когда это благоприятно во всех аспектах. И праздники ведические тоже хороши для таких духовных вливаний в нашу жизнь. И также, уже в другой степени, но так или иначе тоже хороши дни затмений. Потому что, как говорится, когда что-то неблагоприятно для действий материальных, то это хорошее время для трансформации, то есть для чего-то другого это будет очень успешно.

00:07:53 Поэтому сейчас как раз такое время и также накануне затмение. Это тоже очень существенно. Поэтому тоже хорошо медитировать в дни затмений на такие темы. И опять же, в связи с Экадаши и с какими-то ведическими праздниками также хочется заметить такой момент, что иногда в нашей жизни бывают очень сложные ситуации. Нам не хватает сил на разрешение, просто бывают практики, усилия. То есть они, в нашем случае, не так кардинально могут что-то поменять. Поэтому есть такие супер дни. И к ним относятся Экадаши, как я уже говорила, или ведические праздники — Джанмаштами или День Явления Рамачандры, Рамнавани называется, другие какие-то даты значительные.

00:09:10 И именно практика, молитва, медитация, посты в эти дни усиливают такое трансцендентное влияние. И в эти дни, если мы погружены, если мы искренни и обращаемся к Высшим Силам, то это как раз то время, когда мы можем очень сильно преодолевать свою судьбу, подниматься над фатальностью нашей жизни. Очень сильно что-то можем менять. Поэтому это очень важно. Если человек хочет что-то изменить в своей жизни кардинально и у него, может, не хватает сил, ему нужно привлечь более высшую силу, то вот как раз существуют в ведическом календаре такие дни, которые помогают это сделать. И если какое-то сверхусилие приложить, то очень сильно можно подняться.

00:10:14 Потому что Transcend - это означает “подняться над”. Поэтому можно, как говориться, вырваться из таких заколдованных кругов, что называется, из череды кармического фатального состояния, в которое мы можем попадать. То есть когда мы застреваем, как нам кажется, то есть такие дни, если мы применяем некоторое усилие, то мы очень сильно можем прорваться через барьеры нашей кармы, обусловленности и какого-то негативизма. Поэтому очень важно помнить об этом в такие дни.

00:11:15 И опять же, мы говорим о предстоящем затмении. Тоже важно понять, что это своего рода такие двери, в которые мы можем выйти, если мы правильно настроимся должным образом. И тогда, в продолжение разговора, я зачту текст из шестнадцатой главы. То есть это текст, который мы обсуждаем уже на протяжении ряда эфиров и продолжим это делать и сегодня. Это называется глава «Божественные и демонические натуры» глава шестнадцатая текст с первого по третий.

Качества божественных натур по Бхагавад-Гите

00:12:09 «Верховный Господь сказал: Бесстрашие, очищение своего бытия, совершенствование в духовном знании, благотворительность, владение чувствами, совершение жертвоприношений, изучение Вед, аскетизм, отсутствие стремления злословить, сострадание ко всем живым существам, отсутствие алчности, мягкость, скромность, решимость, целеустремлённость, способность прощать, стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремления к почестям — таковы, о потомок Бхараты, трансцендентные качества праведных людей, наделённых божественной природой».

00:12:57 Итак, ещё раз хочу отметить так, как обычно отмечаю, но ещё раз хочу отметить, что божественная природа проявляется в качествах. То есть не в каких-либо внешних атрибутах, не в каких-то особых сверхспособностях. Прежде всего она проявляется в качествах. Потому что, опять же, сверхспособностями могут быть наделены как и божественные, так и демонические натуры. Поэтому если человек обладает каким-то могуществом, какими-то способностями — это не факт, что он наделён божественной природой и это проявление божественности в нём. Потому что качества прежде всего определяют к какой природе относится человек.

00:13:58 И мы остановились, то есть мы в прошлый раз говорили о страхе и бесстрашии. И как мы видим, бесстрашие — это первое качества, о котором говорит Верховная Личность Бога, перечисляя божественные качества. Потому что бесстрашие, опять же, — это основополагающее качество, которое связано с определенной мудростью и связано с пониманием того, что этот мир находится под высшим контролем, и пониманием и принятием того, что есть высшие божественные силы, которые контролируют всё. И если человек принимает их верховное положение, то в его жизни ему обеспечена защита.

00:15:01 И это именно то, что ведёт к бесстрашию, то есть понимание этого момента. То есть не просто какая-то бесшабашность, человек просто рискует, особо не думая. Такая удаль. То есть это не то бесстрашие, о котором идёт речь. Это мудрое такое бесстрашие, понимание, которое связано именно с проявлением божественной природы. И у нас осталось несколько вопросов. Может быть мы сейчас на них ответим быстро и перейдем к следующему качеству. Итак, я их зачитываю.

Что делать с потерянностью от нестабильности?

00:15:59 «А что делать с этой потерянностью от нестабильности? Чувствую, что как будто именно мои проблемы не решаемы». Вот такой вопрос. Тут тоже как раз это всё связано с этим качеством бесстрашия. То есть человек слишком много концентрируются на своих проблемах, на своём каком-то положении. Потому что если мы иногда позволяем себе о чём-то думать больше, чем это необходимо, то это нас запутывает. Допустим, могу даже сказать по себе, то есть приведу такой пример. Когда мне надо принять какое-то решение, я думаю достаточно долго, принимаю это решение. И после того, как это решение принято, я не позволяю себе больше думать об этом.

00:17:07 Потому что я знаю, что если я начну думать об этом второй раз, то появится очень много мыслей почему это не надо делать, появиться нерешительность, появятся страхи различные. И это никогда не сделается. Либо это будет сделано достаточно, так сказать, мучительным образом. Поэтому, что здесь можно посоветовать? Здесь можно посоветовать определённый контроль ума. То есть, во-первых, нужно именно развитие духовного знания, понимание природы вещей, понимание того, как всё работает. И потом нужно учить свой ум определённой дисциплине.

00:18:02 Потому что как только мы начинаем о чём-то думать больше, чем это необходимо, то есть именно это состояние нерешительности, состояние такой нестабильности тут же нами овладеет. Это то, как действует именно неконтролируемый ум, когда мы позволяем ему вторгаться во все сферы нашей жизни, и когда мы обращаемся к нему больше, чем необходимо. И есть такое выражение: «глаза боятся, руки делают». Что-то такое. Когда мы учимся определённой решимости, когда мы учимся не обращать внимание на бесконечные размышления своего ума.

00:19:02 Как контролировать ум? Это означает, что мы перестаем обращать на него внимание. Он будет нам пытаться что-то сказать такое, пытаться призвать нас к каким-то ещё размышлением, ещё о чём-то подумать, ещё чего-то бояться. Но если мы начинаем действовать и учимся контролировать свою ментальную деятельность, то мы увидим, что наше внутреннее состояние станет намного здоровее. И в конце концов ум отпускает. То есть он как бы совершает попытки, это называется такой внутренний саботаж, он будет всегда нас саботировать. Но если он видит, что мы на это не ведёмся, он отступает.

00:20:02 Поэтому ум становится нашим таким повелителем только в том случае, если мы его во всём слушаем. Но если он видит, что тем не менее, мы не обращаем внимание на его бормотание, и мы действуем так, как мы изначально решили, то постепенно, видя бессмысленность своих усилий, ум замолкает. Это к тому, что уравновесить свой ум, контролировать свой ум невозможно просто размышляя, просто как-то думая дополнительно. Это возможно только при помощи действия. То есть такая решимость, решительность, которой нам не хватает, которую мы привносим в свою жизнь. Она именно и уравновешивает наш ум, лишая его возможности напускать на нас дополнительные страхи, дополнительные сомнения.

00:21:13 И мы говорили об этом в одной из передач, в одном из эфиров. Этому даже была посвящена целая передача, программа наша. И мы говорили о том, что есть такой феномен, что у нас есть определённые доли в мозгу. И одна отвечает за действие, другая отвечает за раздумье, размышления. И чем одна более развита, тем другая менее развита. То есть чем больше человек думает, размышляет и сомневается, тем менее остановятся развита его доля мозга, которая отвечает за действие. И наоборот.

00:22:11 И кстати говоря, это находит подтверждение и в астрологии. То есть такие планеты как Меркурий и Марс. Меркурий отвечает за нашу такую ментальную, мыслительную способность. Марс отвечает за действия. И эти планеты являются какими-то антагонистами по своей природе. Так называемая вражда астрологическая у них присутствует. И поэтому, если мы можем увидеть, что люди марсианской природы — они такие решительные, волевые, спортсмены. То есть люди, у которых сильный волевой импульс, обычно они не так склонны находиться под влиянием сомнений, каких-то рефлексий. То есть они действуют. И в какой-то степени их ментал более здоровый.

00:23:12 И у них есть возможность для изменений более реальная. Потому что человек может быть простой, но более решительный. Он более сильно может измениться в своей жизни, более практично относится к жизни, и большие каких-то реальных практических изменений может в его жизни произойти. Тогда как человек, склонный жить в своём уме, в своих размышлениях, думает, бесконечно что-то взвешивает, и он в большей степени живёт в своём уме, и в его жизни мало что происходит. То есть в большей степени там у него всё происходит, в уме, и в меньшей степени в реальности.

00:24:03 И кстати говоря, это во многом определённый бич нашего времени, когда всё просто переполнено информацией. И Меркурий, и этот уровень непосредственно связан с информационным потоком, информационной природой. И поэтому люди во многом живут, имея такую тенденцию, что называется, «жить в голове». Они слушают бесконечные лекции, бесконечные семинары. И не так много происходит в их жизни, потому что они эту часть своего мозга очень сильно развивают. И она развивается за счёт этой действенной части. То есть такой дисбаланс определённый: чем больше мы думаем, тем больше мы обмываем, думаем больше, чем необходимо о чём-то, тем меньше у нас проявляется способность действовать.

00:25:13 Поэтому это очень важно знать, понимать. Иногда чрезмерное количество информации вредит именно в том плане, что мы не сможем уже действовать. Потому что слишком много будем перегружены в своём уме, и мы становимся такими тяжелыми для действий. И кроме того, ум обладает таким феноменом, то есть наше сознание, что когда мы получаем информацию, возможно, даже какая-то правильная информация, то если ум испытывает удовлетворение от того, что мы получили это знание, эту информацию, то где-то внутри есть некое такое ощущение, что это дело выполнено. То есть это дело сделано.

00:26:10 Если мы получаем даже какое-то правильное решение, правильную инструкцию, как действовать, и когда она правильная, она нам откликается, то есть некий такой отголосок, как будто бы это уже сделано. То есть мы получаем такое удовлетворение от этой информации. И мы можем успокоиться и в реальности ничего не делать, а просто, что называется, становиться таким духовным потребителем. То есть мы всегда слушаем какие-то правильные вещи, они нас удовлетворяют. Ум получает это ощущение того что, да, это так оно и есть, и что это уже сделано. Некое такое ощущение. И поэтому человек подсаживается чисто на информацию какие-то моменты и получает от этого удовлетворение. Но ничего не меняет в своей жизни.

00:27:15 Поэтому это другой аспект, может быть не совсем то, о чём нас спросили. Но тем не менее это именно к тому, что слишком много раздумий, слишком длительное нахождение на ментальном плане мешает человеку действовать и быть решительным в том, что он делает. И когда есть гармония между обдумыванием и получением правильной информации, и действиями тогда это состояние insecurity, когда это состояние небезопасности, то есть состояния нестабильности и постоянной такой нерешительности, это всё покидает человека. Человек внутренние оздоравливается. Это как диагностика того, что мы думаем больше, чем нужно, вместо того, чтобы действовать и приводить это знание в практическую плоскость. Вот такой ответ на этот вопрос. Если у Вас есть, что дополнить, Анна, или Вы что-то хотите сказать, пожалуйста, можете тоже включаться в разговор.

Сколько нужно думать о проблеме, не занимаясь её пережёвыванием?

00:28:39 [Ведущая] Спасибо Вам большое, дорогая Гуна Манджари, за эту важную тему. Вообще, да, это сейчас часто всплывает «Как применить на практике?». Потому что мы уже, мне кажется, перенасыщены этими знаниями какими-то, информацией. Так много её со всех сторон уже. И люди, которые даже раньше не были лекторами, теперь из-за активности социальных сетей, начали настолько ярко пропагандировать. И теряешься уже в этом всём знании. И хочется применить на практике. Вот такой вопрос возник. Как понять вообще сколько о какой-то проблеме нужно думать, чтобы, знаете, всё-таки принять верное решение, но не заниматься пережевыванием жёванного?

00:29:22 [Гуна Манджари] Вы знаете, это достаточно такое очень субъективное ощущение. Его очень сложно какими-то общими охарактеризовать, обрисовать его. Но это нечто похожее на состояние сытости. Человеку очень сложно объяснить что такое сытость. Это он сам почувствует. Но опять же, это субъективные ощущения, и тут общие описания, наверное, не подойдут. Но это мы должны учиться в себе распознавать. Это тоже самое, что с перееданием. У человека наступила сытость, он это ощутил, и всё. Больше не надо на это ещё пищу накладывать, что ли, добавлять к этому.

00:30:23 Потому что тоже самое у нас происходит с едой, когда мы поели, уже ощутили сытость, но мы раздуваем в себе ещё аппетит и ещё поедим, и ещё там чего-то вкусненького нам захочется. Потому что мы живем во время, когда переизбыток потребительства. И оно на всех уровнях проявляется. И в еде, в вещах, во всём. И, бесспорно, это связано с информацией. И именно этот момент, Вы спросили, когда уже всё, больше думать об этом не надо. Обычно в какой-то момент у нас есть вопрос или как мы думаем обычно о чём-то, у нас приходит какое-то решение. Мы это изнутри ощущаем.

00:31:20 Это нечто подобное ощущению сытости, когда мы поняли, когда у нас этот внутренний клик произошёл. И опять же, это такое очень субъективное состояние. Его сложно описать какими-то общими фразами. Но если мы чувствительные, если мы контролируем свой ум, мы это почувствуем. И когда такой эффект: «Ага! Вот оно! Вот оно это решение!», то есть мы ощущаем это внутренне, что, да, это правильное решение, то тут нужно сказать себе: «Стоп! Больше я ничего не думаю по этому поводу!». И тут очень хорошо подходит выражение, что лучшее — враг хорошего, когда мы хотим что-то ещё лучше.

00:32:17 И здесь как раз самое время остановиться, сказать себе: «Стоп! Всё. Дальше я больше этот вопрос не рассматриваю никак. Я не думаю о нём дополнительно. Я просто делаю, как сейчас это было решено мной. Всё! Стоп! Сейчас делаем!». И да, это как раз именно связано с тем, что Вы сказали, что сейчас очень много информационного многообразия и просто пресыщает вся эта информация. Её много, все о чём-то говорят. Все вещают. Сейчас всё доступно. Все могут иметь свои каналы и там что-то такое говорить. И это перестало уже быть чем-то таким эксклюзивным, что человек говорит откуда-то по радио или по телевидению, или из какого-то интернета.

00:33:24 Поэтому сейчас особо нужно быть внимательным к этому и, что называется, следовать здоровой информационной диете. Очень важно, я много об этом тоже говорю, но очень важно учиться фильтровать поступающий поток информации, поставить фильтр на своё восприятие. Тоже самое, как с едой. То есть не просто поглощать весь мусор, который предлагает нам маркет, а именно знать свою долю, знать то, что у тебя работает, знать какой-то свой репертуар всего, и этого придерживаться. И также в связи с этим, так как я консультирую людей периодически, не делаю этого много, но тем не менее периодически сталкиваюсь с тем, что консультации даю.

00:34:30 И я сразу вижу людей, которые просто ходят по всем астрологам, по психологам, по различного рода консультантам, нумерологам. Сейчас же масса-масса всего, всех, кто может предоставить подобного рода услуги. И кого только нет. И такой неконтролируемый ум у человека, он просто не знает о том, что нужно быть на определённой также информационной диете, чтобы не перекормить свой ум, чтобы не потерять эту нужную концентрацию, чтобы лучшим не испортить хорошее, можно так выразиться. То люди считают чем больше всех, тем лучше.

00:35:32 И то же самое можно сказать, что чем больше еды, тем лучше. Но мы знаем, что переедание ведет к большому количеству заболеваний. То же самое с информацией, и даже хуже может быть вред. И я вижу что, если человек просто постоянно ходит по этим консультантам, различного толка астрологам, психологам и другим, скажем так, помогающим людям, то я понимаю, что его жизнь будет очень сложной. Он не сможет быть решительным в том, что он делает. Потому что слишком много он получает информации, он перекармливает свой ум, и этот ум делает его таким нерешительным. А это означает менее продуктивным.

00:36:35 И как говорится в «Бхагавад-Гите», Кришна говорит, что многоветвист ум нерешительных. То есть у него много ветвей, он получил массу информации, которую он не в состоянии обработать. Он уже получил где-то ответ, он получил где-то насыщение, но он хочет больше-больше, и таким образом подвергая себя риску многоветвистости. И это означает, что у него нет направленности, его прицел, его концентрация будет смазана, и ему будет сложно действовать. Поэтому здесь очень важно осознанно подходить к этому, осознанно придерживаться этой меры и не давать уму быть в состоянии всеядности, когда он хочет и того, и того.

00:37:39 То есть это надо контролировать так же, как контролируют желудок, язык. То есть мы понимаем эти вещи. Сейчас в принципе люди это понимают, об этом много говорят. Но я думаю, что сейчас настало время когда нужно говорить о такой же диете для наших таких ментальных рецепторов для того, чтобы сознательно, осознанно именно ограничить себя от многообразия информации.

Что делать практически, если ум по кругу обдумывает проблему?

00:38:15 [Ведущая] Да, действительно очень ценные вещи то, что Вы сказали. А что делать если уже сейчас, например, ты упустил этот момент, не успел вовремя поймать свой ум и он побежал у тебя бегать по кругу, обдумывать? Какой можно практичный совет дать? Просто остановиться, просто посидеть в молчании или как?

00:38:35 [Гуна Манджари] Это тоже полезно молчать. Ментальная тишина действительно полезна. Есть такой, я слышала, уже такой термин, как «информационный шум». И вся эта информация создает информационный фон шума, в котором отдохнуть невозможно. И поэтому, да, нужно тогда посадить себя на информационную диету. Тишина будет очень полезна. Может быть, если человеку тяжело просто так тихо сидеть в квартире, то можно выходить на природу, прогулки. И, знаете, есть такое в диете, как монодиета. И вот монодиеты очень полезны в таком информационном применении.

00:39:40 То есть когда мы слушаем одного духовного учителя или какую-то музыку, может быть, духовную, или благостную, что-то одно так мы слушаем и один такой стиль. И мы не бегаем за таким бешеным разнообразием. И также мы концентрируемся, мы медитируем. Концентрируемся на какой-то одной мантре или молитве одной. И что-то одно мы берём и этому следуем, и стараемся не разнообразить наш рацион, скажем так, информационный, а наоборот мы его делаем более однообразным, и идём более в глубину. И это однообразие такого рода поможет нам углубиться.

00:40:45 Приведу такой пример, что, допустим, раньше, я не говорю в ведические времена, но может быть в прошлом веке в индийских деревнях, там были местные актёры, которые ставили и показывали людям этой деревни «Рамаяну» или «Махабхарату». И они постоянно на все праздники смотрели истории либо из «Рамаяны», или «Махабхараты». И это было для них развлечением, скажем так, такое разнообразие, что-ли, праздник. И люди смотрели годами, наверное, веками они смотрели эти две постановки. Им было очень интересно. Они как дети, их это очень вдохновляло. Впечатлений была масса.

00:41:45 Потому что ум свежий, всё свежее, впечатление идут на глубину, всё одни и те же. Это правда, конечно, связанные повествование с Верховной Личностью Бога, поэтому само по себе это всегда свежо. Но так или иначе, не было ничего другого. Тогда как сейчас масса всего, все-все эти голливудские фильмы, телесериалы различные, боевики, всякие мелодрамы, и люди уже не знают, что бы ещё посмотреть. И они пишут: «Вот я и это посмотрела. Посоветуйте, что посмотреть». И ум просто уже не бегает, он похож на такого толстого кота из этого мультфильма, что «Таити-Таити... Нас и здесь неплохо кормят». И он уже лежит такой толстый, ленивый, отрыгивает и говорит: «Что бы мне ещё там посмотреть? Как бы мне ещё поразнообразить себя?».

00:42:51 Поэтому это такой передоз, что называется, для ума. Он становится таким жирным, ленивым, перенасыщенным. Тогда как такая монодиета и погружение вглубь оздоравливает ум. И опять же, это всё очень аналогично с тем, что является для нас еда. Потому еда — это такая пища для грубого материального тела. Тогда как информация — это пища для нашего тонкого тела. То же самое, когда человек уже находится в такой перенасыщенности, у него уже рецепторы плохо всё воспринимают. Ему то невкусно, сё не вкусно.

00:43:49 Ему нужно уже нечто “такое этакое”, чтобы как-то он получил какое-то удовлетворение. Или ему нужно что-то очень сладкое, или очень перчённое, или такое очень со специями. То есть какие-то простые вкусы его уже не радуют, простых овощей и фруктов, какие-то салаты. И тогда человек просто, если он сядет на диету, если он поголодает какое-то время, то он опять почувствует, что «Вау! Это всё так вкусно!». Какие-то простые вещи, супы или просто какой-то фрукт, салат ему покажется опять очень вкусным. Поэтому, да, здесь нужно такое определённое голодание в этом плане информационное. Или какая-то монодиета.

00:44:43 И другой момент, который здесь тоже будет полезен, и мы об этом говорили в первой части нашей передачи, — это действие. Так как мы говорили, что наша ментальная природа становится очень переразвитая, и когда она переразвита, то наше активное начало становится как раз недоразвитым. То исходя и действуя от противного, просто если мы учимся действовать и быть более активным, то таким образом наше активное начало начинает увеличиваться. Даже в уме, в мозгу есть такие центры. Она начинает увеличиваться, то есть эта зона действия, таким образом контролируя и уменьшая зону нашего ментального перенасыщения.

00:45:51 И сейчас как раз мы живем в такое время, когда люди больше ментально перенасыщенные и менее способны к действиям. Поэтому если мы научимся быть действенными, мы что-то услышали, мы услышали какую-то полезную информацию правильную для нас — тут же в действие переводим это знание, то тогда это будет такой естественный контроль ума. И естественно, это приведет нас в состояние баланса и нормализует нашу раздутую ментальную сферу.

Не деградирую ли я в стабильности?

00:46:29 [Ведущая] Очень практичные советы. Спасибо Вам большое! Потому что я уже даже за собой стала замечать тенденций, что я уже читаю параллельно три или четыре книги и мне нормально. Оказывается всё-таки это ненормально и хочется перестать быть только на каком-то формате ума, а действительно прийти к гармонии, чтобы это всё было и действенно, и не мешало мне жить. Как вы сказали, можно жить в своём уме, а реальная жизнь как-то проходит мимо. И ещё такой очень интересный вопрос пришёл: «Замечаю, что многие чувствуют духовную эйфорию, что входит в Новое время и новую Золотую Эру. У них постоянно какие-то инсайты и изменения. Я же ничего не чувствую особенного. Моя жизнь, как мне кажется, стабильная и спокойная. Я просто занимаюсь духовной практикой. Нет тяжести, но нет и такой особой радости. Хочется понять, не деградирую ли я в своей стабильности? И в чём может быть причина того, что ничего не происходит особенного внутри? И вообще, надо ли прямо постоянно расти?»

00:47:32 [Гуна Манджари] Можно определиться, то есть важно определиться с тем, что есть такой рост. То есть рост — это состояние стабильности. Это и есть рост также. Потому что есть, как мы все знаем слушатели Веда-радио, что есть три гуны материальной природы. И гуна невежества — это вообще стагнация. Это такое болото. Нет никакого движения. Гуна страсти — это такая экзальтация, это человек куда-то бежит, внешне очень много действий совершает. И каких-то, может быть, где-то и озарений, как ему кажется.

00:48:27 И гуна благости как раз характеризуется этим поддержанием. Потому что легко начинать что-то новое, легко знакомиться с новыми людьми, и новые знания получать. Это всё вызывает такое состояние эйфории. Это всё во многом связано чисто с гуной страсти. Она даёт такое состояние опьянения, и энергию такую для того, чтобы действовать. Но что касается гуны благости, то она более сложно достижимая. Потому что, все заметили, что легко что-то начинать, самое сложное — это поддерживать, и это и есть гуна благости. Когда мы что-то поддерживаем, когда мы стабильны — это как раз говорит о том, что мы находимся на действительно такой реальной платформе.

00:49:30 Потому что гуна благости называется саттва. И сат на санскрите переводится как вечный. Сат — это вечность. И всё, что делается на такой постоянной платформе, на платформе стабильности — это и дает реальные результаты. То есть это и даёт то, что будет с нами, и пройдёт с нами через время. Тогда же все эти озарения, которые связаны с гуной страсти, когда экзальтация, то это чисто такой чувственный уровень. И природа чувств — сегодня ты загорелся, завтра тебе этого уже не хочется. То есть это имеет такую непостоянную природу,и оно не держится долго. Это как мираж «то потухнет, то погаснет».

00:50:32 То есть сегодня я на гребне волны, завтра меня в другую крайность бросает, как движение маятника. Если человек очень экзальтированный, то потом следует ожидать у него будут состояние, что он погас, и будут состояния такого затишья, ничего не будет хотеться. Обычно это очень такая нестабильная природа, если следовать за такими экзальтации. И именно находясь на платформе гуны благости, то есть этой стабильности, когда ты действуешь независимо от того у тебя есть озарение или у тебя нет озарения, ты просто действуй с позиции разума, — это наиболее надежная платформа для духовной жизни и вообще для всего.

00:51:33 Потому что люди могут начинать вещи какие-то, потом вещи легко разрушаются. Самое сложное — это поддерживать. И как раз именно поддержание и означает успех. Какой бы деятельностью мы не занимались, как только мы вносим в неё гуну благости, как только мы вносим в неё поддержание — это говорит о том, что мы будем успешны в этой деятельности. Это один такой аспект важный, который важно помнить. И другой момент, тоже важный, что духовного человека или человека, который встал на духовный путь, одно из качеств, которое его характеризует — это качество трезвости, трезвомыслия.

00:52:25 То есть он не подобен такому экзальтированному, радостному щенку, который прыгает и он в экзальтации от всего. Это какое-то ещё детское состояние. Но человек, который утвердился на этом пути, то есть его радость, его эмоции будут более такой внутренней, глубинной природой обладать. Поэтому то, что люди, опять же, в какой-то экзальтации, в каком-то таком состоянии… Ещё рано судить об их каком-то внутреннем статусе, внутреннем уровне. Потому что духовные вещи немножко другую природу имеют. Они более внутренние, более глубинные, менее внешние.

00:53:23 Всё такое внешнее, в большей степени связано с Раджа-гуной, с гуной страсти. И все эти эманации. И поэтому тут не стоит, как говорится, очень сильно западать на эти вещи, что кто-то в каком-то таком состоянии радости, совершенно неописуемой. Поэтому понимая о духовной природе, которая более внутренняя, важно понимать эти вещи. И, опять же, одна из характеристик человека, идущего по духовному пути — это развитый разум. Чем выше человек на этом пути, тем более у него развит разум.

00:54:25 И разум обладает таким качеством как вивека-шакти. Это означает, что человек умеет различать. Он очень хорошо может видеть все эти нюансы, где в человеке действительно есть реальное, а где это просто экзальтация внешних каких-то модусов природы.

В чём разница между стабильностью в гуне благости и отсутствием изменений в гуне невежества?

00:55:00 [Ведущая] Спасибо большое Вам за такой глубокий ответ. Очень много там таких моментов, о которых хочется подумать, пропустить через своё сердце. Я хотела ещё: спросить: в чём разница между этой стабильностью на уровне гуны благости и этим болотом или каким-то отсутствием изменений на уровне гуны невежества? Потому что сложно иногда понять разницу — ты сейчас в болоте находишься или в стабильности.

00:55:29 [Гуна Манджари] Да-да. Спасибо. Это такой очень разумный вопрос, потому что, действительно, гуна благости и гуна невежества внешне они похожи. Потому что и одна, и другая внешне пассивны. Медитирующий мудрец может быть внешне чем-то похож на какого-то бездеятельного глупца. Отличает их только внутреннее состояние. То есть внутренне человек, находящийся под влиянием гуны благости, находится в знании. Он прекрасно понимает, что он делает прекрасно знает, что к чему. И гуна благости характеризуется знанием. Она характеризуется также состоянием такого удовлетворения и наполненности.

00:56:31 Гуна невежества: человек просто не понимает, он находится в темноте, он не знает, что такое хорошо, что такое плохо. Он в таком полном непонимании. Он не может видеть вещи ясно. И также он находится в состоянии неудовлетворения, ему что-то всё мало, ему хочется больше, он завидует. Он, как психологи это называют, в состоянии дефицита. И поэтому, если у нас есть знание, если у нас есть спокойствие, если у нас есть внутреннее удовлетворение. И ещё одно очень важное качество, которое отличает гуну благости от невежества — это то, что человек в гуне благости, даже будучи спокойным, расслабленным, тем не менее он не теряет концентрацию, он очень чётко сконцентрирован.

00:57:31 Тогда как человек в гуне невежества такой полностью разконцентрирован, невнимателен, идёт, что называется, ворон ловит. Поэтому чисто по внутреннему состоянию можно различить. И также человек в гуне благости в тонусе, он не в таком состоянии, как будто его разлили по всей поверхности, он не растекается. В гуне благости человек очень собран и у него присутствует внутренний тонус. Но тем не менее, он находится в йоге, а йога совершается в расслабленном состоянии. То есть он одновременно расслаблен и одновременно он сфокусирован. Это то, что гуну благости характеризует.

В чём секрет ярких вкусов в еде?

00:58:45 [Ведущая] Кажется это очень важное описание. Потому что тоже можно на них медитировать, чтобы настраиваться на эту гуну благости внутри в своем сердце. И последний по времени вопрос на сегодня. Мы говорили о вкусах, о яркости, в том числе в сфере информации. Вот пришёл такой вопрос о вкусах в еде: «Здравствуйте, дорогая Гуна Манджари! Сейчас изучаю вегетарианство. Я заметила, что у вегетарианских блюд большое количество приправ, разных вкусов. А так как мы изучаем сейчас темы несовершенства наших чувств, которые заставляют нас обманывать и обманываться, хочу понять в чём секрет этих вкусов ярких. Чтобы как-то усмирить чувства, успокоить их и насладиться?» .

00:59:29 [Гуна Манджари] В какой-то степени да. Потому что еда в гуне благости это также не означает, что она безвкусна. Вкусы, красота также связаны с гуной благости, с какой-то гармонией. Гармония связана с гуной благости. И поэтому специи — это такие, скажем так, природные вещи. Это не то, что человек создал при помощи какой-то химии, при помощи усилителей вкуса. И поэтому они достаточно органично влияют на нашу природу. Но также и в вегетарианской пище, применяя специи, тоже нужна определенная мера. Нужно знание, как эти специи между собой сочетаются, какие специи подходят для каких продуктов. Это определенного рода наука.

01:00:37 И специи, будучи травами, обладают также и медицинским влиянием, то есть оздоравливающим влиянием на наш организм. То есть как то обязательно в вегетарианском ведическом питании должно присутствовать масло гхи — топлёное масло, потому что это наиболее близкий к организму продукт, который помогает в процессе переваривания. Потому что есть тоже такая теория, что нужно всем масла исключить, там это сыроедение. И как говорит Олег Геннадьевич Торсунов по поводу сыроедения, что это хорошо, как диета, как лечение на какое-то количество времени, может на пару месяцев. Но это не может быть повседневным нашим питанием, рационом.

01:01:37 Человек не создан для того, чтобы быть сыроедом. Конечно, есть всякие случаи единичные. Исключения подтверждают правила. Обычно нет. Обычно нам даётся в пищу масло гхи. Как люди хотят избежать жира, но этот жир полезен. Он помогает процессам переваривания. И даже можно физически заметить, что если вы бросаете масло в огонь, то оно начинает более сильно гореть. И то же самое это масло гхи — топлёное масло, необходимо для того, чтобы улучшить наши переваривающие способности. Это масло, попадая в огонь пищеварения, делает его более сильным, для того чтобы лучше переваривалась пища.

01:02:34 Но это такой, так сказать экскурс в ведическое питание. Так как это питание подразумевает и масло, жиры какие-то определенные, то специи помогают также в процессе переваривания, в процессе, может быть, облегчения каких-то тяжелых продуктов. Тем более, что сейчас меняются времена года, и какие-то специи хороши для определенного времени года. В холодное время года, допустим, более сильный огонь пищеварения, и поэтому там одни специи применяются. То есть специи многогранны. Они создают вкус. Они помогают нашему телу также, будучи своего рода лекарствами полезными для нас.

01:03:38 Поэтому гуна благости и мера — это вовсе не означает такое безвкусие. И даже монодиета не означает безвкусия. Вкусы должны присутствовать в определённой дозе, в определённой мере. Также тут есть и индивидуальный подход. Поэтому гуна благости — это не означает, опять же, что-то такое безвкусное. И специи очень хорошо подчеркивают качество, свойства продукта, усиливают эти вкусы. Это определённое искусство сочетания одних ингредиентов с другими. Специи также являются ингредиентами вегетарианского ведического питания. Поэтому искусное, правильное сочетание усиливает пользу и насыщаемость от этих вегетарианских продуктов. То есть они в паре работают.

Специи питают тонкое тело?

01:04:48 [Ведущая] Спасибо Вам большое, дорогая Гуна Манджари за развёрнутый ответ! Это было очень ценно и в плане ответа на конкретный вопрос, и в принципе, как аналогия. Потому что я поняла, что гуна благости — это чудесно, это яркие эмоции, добрые, светлые хорошие. Но при этом, когда ты испытываешь их, и у тебя есть при этом знания внутренние, то тогда эти эмоции, как и специи в кулинарии, идут тебе на благо, на здоровье. Они развивают тебя и помогает тебе поддерживать твой внутренний организм, твоё внутреннее тонкое тело. Это можно так применить в жизни?

01:05:24 [Ведущая] Да, бесплатно. Гуна благости — это, прежде всего, гармония. И она связано с чувством меры. И как говорится, что Бог проявляется в мелочах, дьявол в крайностях. Что такое крайность? Это отсутствие меры. И поэтому всё хорошо в меру. И гуна благости это не просто что-то такое пресное и невкусное, и никакое. Нет. Это как раз именно та необходимая мера, которая нам нужна. Но опять же, там есть гармония, там есть свои вкусы. И просто если наши рецепторы и вкусовые, и информационные перенасыщены, то мы не уловим эти вкусы. Нам это будет казаться пресным и невкусным. И тогда нам нужно немножечко себя оздоровить. Тогда мы почувствуем, что гуна благости полна вкусов и гармонии.

01:06:21 [Ведущая] Спасибо Вам большое за вдохновение сегодняшнее! Это было очень интересно и полезно. Это переосмысление своего пути, своего потребления информации в этом мире. И действительно, хочется найти этот баланс между постоянным обдумыванием, между реальными действиями, прийти в какую-то гармонию с самим собой, со своим телом и внутренним и внешним. Поэтому спасибо за этот настрой, за сегодняшнее общение, за то, что снова поговорили о Священном Писании, и об этих важных истинах. Спасибо! И тогда до новых встреч через неделю!

01:06:58 [Гуна Манджари] Спасибо Вам также, Анна, за понятие, за раскрытие, помощь в раскрытии темы! И спасибо нашим радиослушателям за вопросы такие разумные! И всем желаю, и себе тоже это чувство меры, благости. И ближайшее затмение как раз в помощь для того, чтобы избавляться от чего-то лишнего, от этой перенасыщенности. Поэтому очень важно тоже воспользоваться этим временем.

01:07:34 [Ведущая] Спасибо большое Вам за пожелания! Я почувствовала сейчас, что каждый раз наши с Вами эфиры, это же последние эфиры на неделе, такие завершающие, и это как настройка такая на выходные. Ваше пожелание — это очень важная настройка на то, чтобы об этом подумать, так попытаться прожить то, о чём вы сейчас пожелали, с этим чувством меры, с гармонией прожить в том числе затмение, которое тоже скоро будет. Поэтому Спасибо большое за пожелания, за общение и до встречи!

01:08:04 [Гуна Манджари] Спасибо Вам! До свидания! До следующих встреч!

транскрибирование: Ольга Рымарь | 22 февраля 2021