Умение прощать на практике

vedaradio.fm - 17 декабря 2021
Качества божественных натур по Бхагавад-Гите. Ответы на вопросы: гневаюсь, когда оскорбляют веру и святых. Как найти грань между отстаиванием своих границ и беспринципностью? С чем нужно работать, если родители понижают значимость моих принципов? Есть ли любовь в принципиальности? Как научиться отстаивать принципы? Как понять, какие принципы нужно отстаивать? Не могу позволить себе непозитивные эмоции. Бывает ли комплекс «хорошей девочки» в отношениях с Богом? Как научиться доверять Богу? Как выстроить истинное чувство собственного достоинства? Какие вещи нельзя прощать? Что делать, если другой человек не готов простить нас? Какое качество является парным к чувству вины?
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:01:45 | качество: mp3 48kB/s 21 Mb | прослушано: 32 | скачано: 60 | избрано: 8
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:09 [Ведущая] Добрый вечер, дорогие слушатели Веда-радио! Сейчас вечер пятницы. Это значит, что мы с вами собрались на наших интернет-волнах, чтобы погрузиться в тему о божественных и демонических натурах, или качествах, под руководством психолога и уже на протяжении нескольких лет нашей дорогой гости Гуна Манджари. Мы, как и всегда, ждём ваши вопросы, которые вы можете оставлять на сайте vedaradio.fm или присылать нам в WhatsApp и Viber по номеру телефона +79002390963. Давайте же начнём наш эфир! Здравствуйте, Гуна Манджари!

00:00:43 [Гуна Манджари] Здравствуйте, дорогая Анна! Здравствуйте, дорогие радиослушатели!

00:00:47 [Ведущая] Всегда с большой радостью жду наши эфиры, потому что они завершают неделю такими важными размышлениями, настройкой на выходные, чтобы было о чём подумать, пересмотреть в себе. И интересно узнать, о чём же сегодня пойдёт наша речь?

Качества божественных натур по Бхагавад-Гите

00:01:03 [Гуна Манджари] Да, спасибо. Я тоже жду наши эфиры для того, чтобы для себя раскрыть какие-то важные вещи. Потому что это важно для тех, кто слушает, в такой же степени и для тех, кто говорит. Поэтому рассуждения над вопросами, которые даются в Священных Писаниях универсальны для всех. И я тогда прочту тот стих, на который мы опираемся в наших эфирах, когда мы рассматриваем качества натуры, которые свойственны божественной и демонической природе. Но мы рассматриваем божественные качества. И понятно, что от противного это будут демонические качества.

00:02:05 Если нет божественных качеств, то значит будут демонические. Природа не терпит пустоты. И на протяжении ряда эфиров мы рассматриваем "Бхагавад-Гиту", главу 16, которая так и называется «Божественные и демонические натуры». И мы проходим стих с 1-й по 3-й. Итак, я прочитаю его.

00:02:40 «Верховный Господь сказал: Бесстрашие, очищение своего бытия, совершенствование в духовном знании, благотворительность, владение чувствами, совершение жертвоприношений, изучение Вед, аскетизм, простота, отказ от насилия, правдивость, негневливость, отрешённость от всего мирского, спокойствие, отсутствие стремления злословить, сострадание ко всем живым существам, отсутствие алчности, мягкость, скромность, решимость, целеустремленность, способность прощать, стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремления к почестям — таковы, о потомок Бхараты, трансцендентные качества праведных людей, наделенных божественной природой».

00:03:30 Вот на этот стих мы обычно медитируем на наших эфирах, последние, наверное, уже месяцы будет. И ещё раз хочу подчеркнуть, что такого рода знания очень глубоки. И уже сколько времени мы рассматриваем один стих. Поэтому это то знание, которое должно сопровождать человека по всей его жизни для того, чтобы он был успешен и достиг наивысшей цели своего существования. И люди часто спрашивают как понять, где что найти, где найти понимание? Всё уже даётся, всё дано. Остаётся только это раскрывать и чтобы истина также открывалась перед нами, по мере того, как мы концентрируемся на ней и размышляем, и черпаем её глубину.

00:04:46 Итак, на прошлом эфире мы говорили о таком важном-важном качестве божественной натуры, как способность прощать. И мы подчёркивали, что святой человек определяется по способности прощать. То есть садху или святые, как раз их самое отличительное качество, Веды нам об этом дают знать, что отличительное качество святого — это способность прощать.

00:05:26 И так же мы упоминали, что целое направление, целая религия была основана на этом качестве, и на прославлении этого качества. Оно было проявлено в полной мере. И я сейчас говорю о христианстве в его истинном понимании. Не просто как какое-то ещё одно отождествление или номинальное определение чего-то в мире форм и имён, как говорится в Ведах. А именно по его значению, по его внутреннему наполнению как раз во многом пронизано такой эмоцией.

Гневаюсь, когда оскорбляют веру и святых

00:06:21 И с прошлого эфира у нас остались вопросы относительно этого качества. Я думаю это важный такой разговор. Поэтому я зачитаю вопросы, оставшиеся с нашего разговора о прощении. И дальше мы пойдём к следующему качеству. Итак, первый вопрос из оставшихся: «Здравствуйте! Я легко прощаю обиды по отношению к себе. Но если оскорбление к чему-то, что для меня дорого, особенно веры, святых людей и так далее, то такой гнев сразу внутри». В общем, что гнев проявляется.

00:07:20 И обращаясь к шастрам, к Ведам, там говорится о том, что, да, мы можем использовать свой гнев в отношении тех и того, что оскорбляет веру, святых и знание истинное. Там говорится о том, что это правильное применение гнева. Но есть много объяснений и в этом плане так же. То есть да, гнев действительно существует, то есть имеет место быть в этом вопросе. Это индикация того, что что-то идёт не так. То есть гнев это не всегда однозначно плохо. Поэтому его нужно поприветствовать в себе такой гнев. Поблагодарить за то, что он проиндицировал важные вещи, важные моменты.

00:08:29 Потому что если человек якобы такой миротворец, то есть вообще не испытывает такие чувства или как-то это всё в себе гасит или игнорирует, это говорит о том, что человек он беспринципный. Поэтому, да, это говорит о том, что есть какие-то принципы и они должны быть, если мы хотим чего-то достичь. И оно понятно, что всегда принципы в человеке достойны уважения, и человека всегда уважают, если человек придерживается каких-то принципов. Даже если эти принципы кому-то несвойственны, тем не менее, люди склонны уважать принципиальных людей. Потому что принципы сами по себе достойны уважения. То есть это говорит об уважаемом человеке в таком глубинном понимании этого слова.

00:09:42 Конечно, принципы должны быть экологичными, скажем так. Очень часто, люди, особенно которые следуют какой-то духовной практике [так как приходится в большей степени встречаться, общаться с ними], они, особенно в начале [бывает такое] боятся заявлять своим близким, что у них есть какие-то принципы. Допустим, праздники сейчас, Новый Год, и люди, которые придерживаются принципа ненасилия, вегетарианства, они бояться прийти к своим родственникам. Их пугает: «Как же я буду этому следовать? А что скажут мои близкие? А что скажем моя семья? Как я сяду за стол? Я не буду это всё поглощать».

00:10:45 То есть очень во многом следование какой-то духовной дисциплине людей пугает в том плане, что они будут отличаться от всех остальных, от своих близких. То здесь можно сказать, что это нормально - иметь свои принципы. Люди обычно склонны уважать принципиальных людей. Если вы заявите об этом, то у нормального человека это не вызовет никакого негатива. Даже если будут провоцировать, если будут как-то подтрунивать. Но в глубине души люди уважают принципиальных людей.

00:11:36 Единственный момент, что, конечно, всё должно быть правильным. То есть это не должно быть заявлено с вызовом, с чувством какого-то превосходства. Потому что если будут эти эмоции задействованы, то, бесспорно, придёт обратная реакция в виде негатива со стороны окружающих. Но если человек уважает остальных, и уважает свои принципы, то обычно, это вызывает уважение и в других людях. Даже если они ваши принципы не разделяют, но обычно сам по себе человек принципиальный инстинктивно рождает уважение.

00:12:33 Но это немножко другая тема. Может быть, я перешла немножко в другую тему. Но есть общие связи с тем вопросом, который прозвучал. И поэтому, что касается принципов, то когда мы видим, что люди их нарушают и ведут себя несоответственно, это вызывает определённое чувство гнева в душе. И опять же, чтобы оправдать свой гнев, дело в том, что доброта, принятие, такие чувства, любовь и что-то ещё, о которых сейчас много говорят, они считаются позитивными, все эти качества, которые относятся к доброте и принятию — это вовсе не про беспринципность. И человек добрый — это человек сильный.

00:13:38 Если человек просто такой всему позволяет быть, всё допускает, у него нет принципов, то, скорее всего, что это человек не добрый, а слабый. А истинная доброта всегда сопровождается таким качеством как сила. То есть все позитивные качества — это сильные качества. Это не просто: «Я такой добренький. Я просто ничего с этим не делаю, потому что я не хочу никаких беспокойств. Я этого боюсь. И у меня нет никакой силы этому противостоять». Поэтому гнев, в какой-то степени, это показатель этой силы. Опять же, мы можем обратиться к астрологии, столь многими любимой. И гнев олицетворяет собой качество Марса. То есть Марс отвечает за гнев, и Марс так же показатель силы воли.

00:14:46 Поэтому в любом случае, когда мы ощущаем гнев, если какие-то принципы нарушаются, это значит, что с нами всё в порядке. Нам просто проявляют что-то. И другой момент, что с этим делать? Тут действительно должно всё решаться цивилизованно. Экологично. Тут есть другая крайность — когда мы просто позволяем всем этим сильным эмоциям проявляться деструктивно. Поэтому нужно принять этот гнев, понять, что он имеет место быть, что тут есть причины для этого. И действовать соответственно, контролируя его. Но тем не менее, обозначить, что не так, и, как говорится, с чем я не согласен или не согласна. И дать этому место быть. Просто это должно быть в адекватной форме. Это относительно ответа на этот вопрос. Есть какие-то дополнения, возражения у Вас, Анна, может быть?

Как найти грань между жестким отстаиванием своих границ и беспринципностью?

00:16:32 [Ведущая] Конечно, сложно ещё глубже что-то сказать, чем Вы раскрыли это качество. Действительно, это такая очень такая тонкая грань между твёрдым, жёстким отстаиванием своих границ и беспринципностью. Вечно хочется как-то найти эту золотую середину. То есть как не переборщить с этой твёрдостью? Или может быть есть какие-то особые виды отношений, в которых нельзя твёрдо отстаивать свои принципы? Как понять эту грань?

00:17:03 [Гуна Манджари] Вот грани, когда речь идёт о гранях — это всегда связано с разумом. И как-то тут не объяснить все нюансы, потому что это вопрос разума. И просто нужно развивать разум, чтобы понимать как это всё использовать, в каком случае, и как проявлять принципиальность, и как адекватно проявлять гнев. То есть тут просто нужно поставить себя на место другого человека, как бы стать таким зеркалом. И послушать, как говорится, его ушами, взглянуть его глазами на то, как вы будете проявлять свою принципиальность. И скажите себе сами, как бы вы отреагировали, если бы вам так сказали?

00:18:03 Если вы почувствуете, что вы бы закрылись, это бы вас не устроило, то попытайтесь понять,а каким образом вы бы могли воспринять это. Такое выражение: попытайтесь попасть в мокасины другого человека, и с этой позиции, понимая его возможности что-то слышать или не слышать, ваши какие-то отношения, уровень вашего доверия. Допустим, если вы близкие друзья и у вас доверие достаточно высокого уровня, то вы можете говорить вещи так, как они есть. Если не такие отношения, то более аккуратно.

00:19:06 Есть такой же принцип в Ведах, что правда преподносится приятным образом. Поэтому никого не надо «дубасить» своей правдой, потому что люди не воспримут. И так же, если человек не может контролировать свои побуждения гнева, языка и так далее, какие-то свои амбиции или ещё что-то, то, понятно, что он не будет услышан. Поэтому спокойно, с принятием, с понимаем ситуации просто объясняем, без злобы. Ненавидим грех, а не грешника.

С чем нужно работать, если родители понижают значимость моих принципов?

00:20:01 [Ведущая] Очень важно. Спасибо Вам большое! Вот знаете, пришёл вопрос здесь один, который связан с этой темой. Я его тогда зачитаю. «Здравствуйте! Уже долгие годы мои родители пытаются так или иначе посягнуть, или указать на незначительность моих принципов. Пытаюсь одновременно и защищаться, и не разрушить отношения. Но иногда слишком тяжело это делать. С чем нужно работать в моём случае?»

00:20:27 [Гуна Манджари] Вы знаете, сложно сказать. Потому что, чтобы ответить на этот, вопрос нужно знать вас, знать всю картину в целом. Может быть, у вас характер такой, что люди чувствуют, что они могут вас подавлять достаточно просто, и они этим пользуются. Сейчас мы можем только предполагать, гадать. И поэтому мы не гадаем так. И может быть, вам есть смысл поговорить с кем-то из вашего окружения, кто к Вам хорошо относится, с вашими друзьями. Чтобы они, что называется, отзеркалили вас, какой вы человек, и что они в вас видят. Потому что, может быть, себя сложно увидеть без зеркала.

00:21:41 Это знаете, очень часто бывает и с личностью связано, что личность легко как-то так угнетать. И это может быть связано с недостатком веры. То есть когда мы сами недостаточно верим в свои принципы. Мы сами недостаточно уверены в том, что мы говорим. Не внешне, а внутренне. То есть это не обязательно внешне такая презентация должна быть очень уверенная и ярко проявленная, мы можем быть очень спокойны внутренне, и люди это чувствуют. Люди чувствуют эту силу. И обычно они не идут дальше.

00:22:28 Но если они ощущают какую-то слабину в нас, если они чувствуют, что мы, как бы, не совсем уверены, то они начинают на это давить. То есть люди все всех хорошо считывают. И даже, кстати, у нас есть ещё из животных форм жизни. Допустим, собаки или другие звери, говорят, очень хорошо чувствуют страх. Так же и все эти наклонности у нас тоже есть. То есть мы все можем хорошо считывать страх. И собаки, если чувствуют страх, они лают и атакуют. Страх у кого-то. То же самое может быть и с близкими. Такое тоже может быть, что мы недостаточно уверены. Это другой момент.

00:23:28 Ещё момент, что люди могут быть так же и токсичны по своей природе. Такие люди тоже попадаются, которые как с ними себя не веди, как правильно не настраивайся, они вот так. Им так надо себя вести. Это такое проявление демонизма. И говорится, что тогда с такими людьми нужно держать правильную дистанцию. Лучше, конечно, вообще быть на расстоянии физическом. Но если нет возможности, ситуация другая, то, во всяком случае, как можно дальше держать такую дистанцию, меньше общаться глубинно. Более формально, не особо посвящать в свои жизненные детали, не особо давать возможность ввергаться в свою жизнь. Вопрос дистанции.

Есть ли любовь в принципиальности?

00:24:42 [Ведущая] Спасибо большое! Вот ещё один такой вопрос зачитаю. Тоже он похож чем-то на то, что я у Вас спрашивала, но таки с другим оттенком. «Знаю нескольких людей, которые стойко держат своё слово иногда в ущерб себе или даже близким. Хотя это действительно вызывает уважение у других. И я вот задумываюсь иногда насколько нужна такая принципиальность, и есть ли в ней любовь?»

00:25:06 [Гуна Манджари] Знаете, да, конечно, любое самое хорошее дело можно испортить. И лекарство от яда отличает мера. Мы можем вспомнить ряд всех этих высказываний. И любая крайность — это уже какое-то заблуждение. И всё должно быть в балансе. Вспомним, что такое есть. И поэтому, да, конечно-конечно. Бог проявляется в мелочах, дьявол — в крайностях. Поэтому, да-да, любое позитивное качество, доведённое до крайности, может стать его негативным проявлением. И поэтому, как обычно, разум в помощь, чтобы понять, где нужно применить гибкость или как её применить, не изменяя своим принципам.

00:26:15 То есть это уже вопрос искусства. Взаимоотношения — это искусство, это тонкие вещи. Тут нельзя просто, так сказать прямолинейно, параллельно и перпендикулярно, как говорится. То есть иногда нужны более плавные линии. И поэтому, да, это как-то об этом. Разум обычно в этом плане хороший помощник. Если разум, так сказать, даёт где-то слабину, то человек будет склонен к крайностям.

Как научиться отстаивать принципы?

00:26:55 [Ведущая] Спасибо! И вот ещё один такой тоже вопрос возник уже с другой стороны. Потому что есть всегда два пути, две грани. Вот вторая тоже у нас представлена. «Здравствуйте! Я как раз и тех, кто всё и всех принимает. И действительно, сейчас стала понимать, что я просто таким образом ухожу от каких-то прояснений и открытости. Как научиться отстаивать принципы в таком случае?»

00:27:19 [Гуна Манджари] Во-первых, это вопрос внутренней силы, с одной стороны. Во-первых, нужно позволить себе иметь это всё, эти принципы. Потому что мы, в первую очередь, себе не позволяем иметь эти принципы. И это связано, конечно, корни, как всегда, глубоки. Это связано со страхом. Чего-то мы боимся. Мы боимся потерять, я не знаю что. Обычно мы все сражаемся за любовь, мы боимся потерять принятие близких людей. Почему мы боимся? Потому что у нас нет понимания высшей поддерживающей силы во всём, наших отношения с Богом, который всё поддерживает. То есть априори мы уже любимы.

00:28:24 И наши отношения с Ним вечны, и Он нас поддерживает. И есть такая пословица, она на санскрите. Я не смогу её воспроизвести. Приведу её на русском. «Тот, кто защищает дхарму, находится под защитой дхармы». То есть тот, кто защищает истину, всегда находится под её защитой. И поэтому, да. Это какой-то риск. И мы, говорили об этом, что всегда доброта — это вопрос так же силы. Доброта не бывает бессильной. И поэтому мы идём на этот риск, предаваясь высшей силе и получая её защиту.

00:29:21 Я, кстати, в связи с этим, вспомнила сказку Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утёнок». Когда этот утёнок увидел лебедей, он тоже был лебедем, очень такая сказка эзотерическая, со смыслом. На птичьем дворе его особо никто не признавал, потому что он отличался от других, но по природе он был лебедем. Кстати говоря, в Ведах лебедей называют парамахамсами. И так же есть такое сравнение, что лебедь - тот, кто видит истину. Потому что есть налить молоко вместе с водой, говорится, что лебедь может отделить молоко от воды. Такое сравнение. Тут тоже такую приведём иллюстрацию.

00:30:26 И этот лебедь был «гадким утёнком», но уже так оперился. И он увидел лебедей. И он почувствовал, что да, ему туда нужно. И он был очарован ими. И он сказал: «Пусть меня разорвут эти прекрасные птицы, но я полечу к ним». И поэтому да, для того, чтобы следовать Абсолютной Истине, и отстаивать какие принципы, мы должны от чего-то оторваться и мы должны отпустить этот страх, что мы потеряем признание окружающих, если мы будем принципиальны в чём-то. И поэтому мы должны это практиковать, и отпускать этот страх, идти наперекор этому страху. Предпринимать внутренний риск.

00:31:25 И действуя таким образом, мы увидим, что мы получаем защиту. И чем больше мы будем так поступать, видя эту защиту [я имею в виду высшую защиту], тем сильнее мы будем становиться. У нас будет происходить эта внутренняя уверенность. Потому что знание — это не что-то такое для кабинетного изучения. Я себе сижу и читаю что-то такое умное. А жизнь идёт своим чередом. То есть в книгах одно, а в жизни другое. Нет. Знание — сила тогда, когда мы применяем его на практике. И мы начнём видеть как это всё работает. И мы получаем реальное подтверждение. Это называется реализованное знание, вигьяна. И именно это знание обладает силой. Если мы не применяем на практике полученное знание, то оно никак в нашей жизни ничего особо не меняет. То есть только применяя на практике, мы увидим, что это работает. То же самое и с какой-то принципиальностью.

Как понять, какие принципы нужно отстаивать?

00:32:47 [Ведущая] Спасибо большое! Да, тоже такой очень важный момент. Как ещё понять, какие принципы тебе стоит отстаивать? Вот например, мне кажется, девушка, которая столкнулась с этим, может быть ей ещё в первую очередь важно определиться, что отстаивать?

00:33:04 [Гуна Манджари] Как, отвечая на этот вопрос, приводилось это высказывание: «Тот, кто защищает Дхарму, становится под защиту Дхармы». То есть Высшая Истина защищает того, кто Её защищает. Поэтому нужно понять Высшую Истину. Она изложена в Священных Писаниях. Во всех она отражена Писаниях в той или иной степени. Веды не считаются, не являются религиозными Писаниями. Это научное знание о духовных вопросах. Поэтому там можно найти всё это объяснение. И его можно применять в любом направлении духовной практики, религиозном. Истина она одна. Поэтому там она и содержится, в источниках, которые проверены временем. У которых есть, так сказать, опыт следования, который доказал себя. Есть люди очистившиеся, просветлённые, святые. По таким критериям можно определить для себя.

00:34:33 [Ведущая] Спасибо, что описали самый такой безопасный, разумный, радостный путь. У нас ещё как раз половина эфира осталась. Какой у нас дальше план?

Не могу позволить себе непозитивные эмоции

00:34:44 [Гуна Манджари] Дальше я, наверное, продолжу отвечать на вопросы, которые у нас остались от «прощения», от этой темы. Так. «Не могу позволить себе злиться и обижаться, потому что почти всегда находится объяснение, что я во многом сама виновата. Сейчас обычно это называют психологи «заниженной самооценкой». Но мне Ваш подход ближе, и важно узнать именно Ваш взгляд». То есть такой момент, что человек близок к прощению определённому, но не позволяет себе злиться и обижаться, потому что «Так тебе и надо», — звучит в голове, — «сама во всём виновата». И в какой-то степени это истина. Но истина частичная. Поэтому, знаете как, полуправда — есть неправда.

00:35:48 И да, действительно это так. Мы являемся творцами своей кармы. Творцами того, что происходит в нашей жизни. Это так. Мы авторы того, что с нами происходит. Но тем не менее нам даётся разум для того, чтобы со всем этим разобраться и понять что и как. Что с этим делать. И поэтому если говорить о прощении, об этом качестве, так как мы сейчас о нём говорим, то это качество целостное. Это не просто к кому-то мы его применяем, а над собой мы измываемся. То есть это качество мы так же применяем и к себе.

00:36:51 И так же, как мы говорили, все знания, все эти качества применяются в комплексе с пониманием и знанием. То есть не просто сами по себе. Это всё комплексный подход важен. И когда мы понимаем, что всё, что со мной происходит и приходит ко мне это мною произведено. Но тем не менее это не вся картина, то есть это не всё, что относится ко мне. То есть я ещё так же являюсь совершенной духовной душой, которая исполнена знания, вечности и блаженства в своём изначальном состоянии. И есть какой-то путь, который мне важно пройти для того, чтобы реализоваться.

00:37:59 То есть когда мы начинаем это всё понимать в комплексе, то есть это опять вопрос разума, то мы так же это знание применяем и по отношению к себе. Что если я понимаю, прощаю других людей, то также будет справедливо, если я буду это к себе так же применять. Потому что один из принципов для духовного развития — это принцип ахимсы. То есть принцип ненасилия. Мы стараемся не причинять насилие другим живым существам, но это также верно по отношению к самому себе. То есть мы так же стараемся избегать насилия по отношению к себе. Опять же, это не связано с тем, что мы дисциплину применяем и так далее. Но это всё должно быть разумно. И всё очень конкретно, индивидуально.

00:38:59 Но тем не менее мы придерживаемся этого принципа и в отношении самих себя. Потому что есть люди, которые могут заниматься каким-то самоистязанием, каким-то очень жёстким подходом к себе. Кстати говоря, это другая грань гордости. Поэтому, когда мы понимаем, что у нас есть сценарий какой-то «хорошей девочки» или может быть какая-то внутренняя слабость, мы не можем противостоять давлению, мы ищем оправдания для других людей — это не говорит о позитивных вещах так же. Мы должны учится понимать и применять эти качества в их целостности и комплексности. И поэтому тут важно понять. Потому что доброта и принятие не от слабости происходит. А такие моменты, которые описаны, иногда бывает, как такое выражение «слабость сердца».

Бывает ли комплекс «хорошей девочки» в отношениях с Богом?

00:40:29 [Ведущая] Спасибо Вам большое за тоже такой интересный ответ! Вы знаете, я вот в последнее время размышляю над такой темой, что от психологов часто слышала, что все эти проблемы, которые у нас есть в отношении с людьми, они, в том числе, могут переноситься и на отношения с Богом. А вот бывает ли комплекс «хорошей девочки» в отношениях с Богом?

00:40:51 [Гуна Манджари] Бесспорно. Я бы сказала, что наши отношения с Богом первичны. И всё, что мы проделываем с людьми, с самим собой, это оттуда они идут. И да, все наши вообще эти комплексы и маски, что это такое? Это то, что скрывает наши истинные лица. Это то, каким образом мы прячемся от этих отношений. Да, мы прячемся за то, что мы «хорошая девочка/мальчик». То есть мы прячем свои какие-то искренние моменты, прячем свои страхи, прячем какой-то момент доверия. Потому что мы не верим. Мы, может быть, не даём себе отчёта в том, что мы где-то считаем, что Бог справедливый, Он всемогущий, и ещё все-все качества, но, может быть Он недостаточно добрый. Или Он меня не поймёт, если я буду самим собой, если я буду без маски. И поэтому это всё недостаток доверия, по большому счёту, все эти маски.

Как учиться доверять Богу?

00:42:17 [Ведущая] Очень интересно. Как тогда учится этому доверию к Богу? Мне кажется это самый главный урок, который мы должны пройти.

00:42:27 [Гуна Манджари] Это называется «йога». «Йога» в переводе с санскрита «связь». Это то, что мы делаем. Это то, для чего мы проходим наши все воплощения в материи. Для того чтобы учится этой связи, этой йоге, доверию, то есть практикуя. Это процесс. Это всё имеет какие-то свои ступени, этапы. Это не происходит за один раз. Хотя всё может быть. Но тем не менее это путь. И поэтому да, дорогу осилит идущий. Поэтому мы должны быть опытны в этом пути. Это вопрос осознанности. Мы привыкли, и материя нас к этому подталкивает, то есть она автоматична по своей природе, многие вещи переводить на автомат. И даже духовная практика.

00:43:28 Когда мы вначале приходим, это всё так живо. Но так как в этом мире всё закостеневает, это природа этого мира, то мы костенеем также в духовной практике. И теряется какая-то жизнь из этого, искренность. И мы просто делаем какие-то вещи без особой осознанности. Потому что осознанность — это определённый труд души. И поэтому постоянно нужно себя в этом процессе будить. Потому что у нас есть такая склонность засыпать. Наше сознание в этом мире склонно засыпать. Так проще. И быть на каком-то автомате. И эту в себе пробуждать осознанность. В общем это целый путь, как быть живым в наших отношениях. Потому что, знаете как, «не спи — замёрзнешь». И это применимо на всех этапах. И в отношениях с Богом в первую очередь. И так же в отношениях с людьми. В общем на всех уровнях.

Как выстроить истинное чувство собственного достоинства?

00:44:48 [Ведущая] Спасибо большое. Да, это такая важная вещь — не забывать, что духовная жизнь это, в том числе, прежде всего — жизнь. Спасибо большое, что об этом сказали. Такой вопрос ещё сейчас зачитаем. Мне тоже, кажется, что он подходит в эту тему и очень важный. «Здравствуйте! Очень хочется спросить у Гуна Манджари, как выстроить своё истинное чувство собственного достоинства?»

00:45:14 [Гуна Манджари] Как выстроить? Во-первых, для того, чтобы выстроить истинное чувство собственного достоинства, нужно понять, кто я истинный. Потому что мы не можем выстроить что-то истинное на чём-то не истинном. То есть если я выстраиваю из своего ложного эго истинное чувство достоинства, то это не получится. То есть тут ответ на этот вопрос в самом вопросе. Поэтому нужен контакт с истиной, с собой истинным. И когда этот контакт произойдёт, когда мы получим это понимание, знание, что я не есть это тело, я душа, которая вечна, которая прекрасна, совершенна, исполнена знанием и блаженства, когда у нас этот контакт произойдёт, то это всё и проявится из этого понимания.

00:46:21 Потому что мы там, где наш разум, где наше сознание. То есть мы не можем играть в какие-то роли, играть в то, где мы не находимся. Потому что это будет игра, а не что-то реальное. И поэтому, да, оттуда все корни там. И поэтому нам для этого важно собственная практика, развитие разума и общение с теми, у кого это чувство собственного достоинства есть. Истинного.

00:47:02 И ещё хочу такую сделать наводку, что всё то, о чём мы говорим — это категория разума. Что разум развивается в атмосфере любви. Как бы это не звучало. Разум и любовь, кажется, что это такие два антипода. Иногда в комментариях приходится читать: «Девочки, вы слишком такие разумные. А надо просто любить. Вот люби. Что ж вы всё там измеряете, взвешиваете на таком разумном подходе. Вы же совсем засохнете». В общем, «Вы же молодые»… и всякое такое. Что-то такое приходится слышать. То есть люди не разобрались с понятиями, что такое разум. Считают, что разум это такое сухое, бухгалтерское чувство, где мы всё просто дебет с кредитом сводим. Но это не о разуме на самом деле.

00:48:08 Разум, на самом деле, очень близок с интуицией. И он развивается в атмосфере любви. И очень много этому есть примеров. Допустим, дети, которые вырастают в семьях, где их любили, не просто баловали, а любили, обычно это более разумные люди. Когда родители в них вкладывали любовь, верили в них, то из них вырастают более успешные разумные люди. И обычно менее разумные люди там, где родители не особо им уделяли внимание. То есть бывает, что детей много, родителям некогда ими заниматься. Или родители какие-то деградированные.

00:49:09 Обычно, из таких семей мало происходит людей разумных, учёных, профессоров. То есть людей, у которых всё-таки разум есть. Обычно не очень развитые дети получаются. Потому что не было атмосферы любви, в которой разум культивируется. И поэтому очень важно искать себе среду, в которой вы можете почувствовать это принятие, эту любовь. И в среде духовных, истинно духовных, она есть. Те, кто общался, общается с людьми, которые не номинально занимают какое-то положение в каких-то духовных религиозных структурах. А реально они практикуют, и реально какой-то уровень есть, то там оно очень сильно чувствуется. И на разных уровнях если себя в эту атмосферу принятия, атмосферу любви поместить, то это очень хорошая среда для культивации разума.

00:50:41 [Ведущая] Спасибо большое за ответ. Да, это такая важная наша ответственность найти такую атмосферу. Благодарю Вас. И я думаю у нас есть время, чтобы разобрать ещё один вопрос, который у нас с прошлых эфиров остался.

Какие вещи нельзя прощать?

00:50:54 [Гуна Манджари] Ох, время быстро прошло. Видите, у нас тут вопросы на вопросы получилась беседа. Значит так надо было. Так, значит, «Бывают ли вещи, которые нельзя прощать?» Смотрите, тут опять же не совсем ясность в каких-то понятиях. То есть прощать — это не кто-то такой добренький и всех прощает. Это не попустительство. То есть прощение — это не попустительство. Поэтому у человека и возникает такой вопрос. Простить это значит попустительствовать? Нет. Прощать нужно всегда. Это априори.

00:51:48 Но вместе с тем, это не означает, что человек не должен быть наказан. То есть прощение и наказание — это не оппоненты. И поэтому тут очень важно разобраться с этими понятиями, со значением этих понятий. Одно не исключает другое. И момент прощения, хочу выделить потому что, наверное, это важная тема, второй эфир мы говорим об этом. Прощение нужно прежде всего нам. Потому что если мы не прощаем, это подобно тому, как мы пьём яд, в надежде на то, что кто-то отравится.

00:52:55 То есть мы кого-то хотим наказать, но мы сами себя наказываем. Мы заковываем своё сердце в такую броню. Это нас очень сильно замораживает изнутри, если мы не прощаем. Это такой внутренний момент. Мы как будто заходим в какой-то ледяной дом. И нам там самим холодно будет. Поэтому это важно для самого себя прежде всего.

00:53:34 И, кроме того, есть ещё и кармическое объяснение этих всех процессов. Потому что есть мы не простили, то эта, скажем так, ненависть, как и любовь, она связывает нас с объектом, к которому мы это всё испытываем. Это означает, что мы кармически связаны с тем, кого мы не простили, или с тем, что мы не простили. И задайте себе вопрос: «Хочется вам это носить с собой? То есть вам это нужно?» И как бы так. Здесь можно поставить точку. Дальше каждый сам пусть ответит для себя.

Что делать, если другой человек не готов нас простить?

00:54:30 [Ведущая] Спасибо большое! А что делать, если мы кого-то обидели и человек не готов нас прощать? Тоже вот, мне кажется, есть такое ощущение, что на нас эта вина. Мы её носим-носим. Но вот человек не готов нас пока прощать. Что делать в таком случае?

00:54:46 [Гуна Манджари] Тут важна какая-то конкретика. Но если говорить в общем, то если на нас кто-то обиделся, то как-то нужно… Если речь идёт об адекватных каких-то моментах. Потому что если человек неадекватен и он испытывает зависть, во-первых, лучше не вызывать зависть окружающих, но так или иначе, они могут испытывать её и без наших особых каких-то провокаций. То есть могут завидовать, что человек молодой, красивый: мы не виноваты тут. В зависимости от чего на нас обиделись.

00:55:34 Если действительно есть что-то такое с нашей стороны, где может нас неправильно поняли или мы, может быть, как-то не совсем неуклюже себя как-то повели, или осознанно, или бессознательно мы сделали человеку больно и мы это понимаем, то нужно проявить себя с этой стороны, умиротворить человека. Если всё нормально, если он получил это, и человек пошёл нам навстречу, что всё. Но есть люди, которым бывает всегда мало. Им нужно, чтобы мы перед ними вечно танцевали, и чувствовали себя виноватыми. Потому что чувство вины — это первое средство манипулятора. То есть ему важно, чтобы вы всегда чувствовали себя виноватым, потому что таким образом происходят все манипуляции. То есть «я виновата/виноват. Что я должен сделать?» В общем, дальше вся эта игра раскручивается.

00:56:43 Поэтому тут нужно отличить манипуляцию или чисто личную неудовлетворённость человека, который имеет склонность это срывать на окружающих. То есть тут нужно понять, что здесь моё, а что здесь его личное. И то, что не моё брать не надо. То есть если это личная его претензия или ещё что-то такое, то это можно оставить человеку. Пусть он с этим сам живёт. То есть мы не обязаны ничего делать по этому поводу.

Какое качество является парным к чувству вины?

00:57:24 [Ведущая] Да, тоже важный момент. Спасибо Вам большое! Вот как это, да, не впадать в чувство спасителя. Вот интересный вопрос ещё пришёл. Наверное, последний по времени, как я смотрю. «Здравствуйте! Простите, может быть я прослушала. Вот есть чувство вины, которое негативное. Какое качество является позитивным парным?»

00:57:44 [Гуна Манджари] К чувству вины?

00:57:45 [Ведущая] Вот видимо…

00:57:46 [Гуна Манджари] А, к чувству вины, да-да. Наверное, совесть, я так думаю. Совесть. Потому что есть люди, которые в другой крайности. Они вообще всегда правы, что называется без страха и упрёка. То есть они как бы олицетворение мировой справедливости. Поэтому да, чувство вины тоже важное качество. Не так, что это нужно вырезать из себя вместе с гландами. Как раньше говорили, что гланды не нужны. Всё нужно, все качества, которые должны быть у человека. Мы должны быть чуткими, мы должны ощущать других людей. И мы должны не быть такими слонами.

00:58:38 И поэтому, да, у нас есть чувство вины. То есть это в плане того, что у нас есть совесть, у нас есть какая-то эмпатия. У нас есть чуткость. Это наверное, можно связать в единую целую структуру. Но знаете, как раньше говорили, Бог проявляется в мелочах, дьявол в крайностях. То есть всё, что в крайности уходит, то начинает быть уже нездоровым проявлением.

00:59:23 [Ведущая] Благодарю Вас. И я чувствую, что мы на этих прямых эфирах учимся создавать такую полную, целостную, гармоничную картину себя, понимая качества в нас уже есть, какие нужно ещё поддержать. И вот Татьяна нам написала: «От всего сердца благодарю дорогую Гуна Манджари и ведущую Анну за глубочайшие темы, подаваемые в такой чудесной беде-размышлении! Благодарю за дружелюбный взгляд на своих слушателей, душевную простоту подачи таких трудных вопросов и за уделённое нам время!»

00:59:54 [Гуна Манджари] Спасибо большое, дорогая Татьяна! Я тоже Вас благодарю за то, что Вы присутствовали при нашей беседе, и внимательно слушали. Это так же важно. Как внимательное слушание важно, так же как и умение что-то сказать. И так же спасибо всем слушателям, и всем, кто участвовал в этой беседе, потому что без вас нет беседы. И важно тем, кто слушал, и говорил так же, в первую очередь тоже важно всё это понимать и размышлять на эти темы.

01:00:36 [Ведущая] Спасибо Вам большое! Как я в начале эфира сказала, эти наши беседы — это такая важная пища для размышлений. Я думаю, мы наполнились темами на выходные, которые не дадут нашему разуму скучать, и которые нужно будет обдумать. Спасибо Вам большое, что приходите к нам, и соприкасаете нас с ведическими знаниями, с "Бхагавад-Гитой". Это очень ценно и это каждый раз такой замечательный подарок.

01:01:04 [Гуна Манджари] Спасибо Вам, кто нас слушает! Спасибо Вам, Анна, за то, что помогаете это всё раскрывать и распаковывать! Моя взаимная благодарность. Без вас нет нас, как говорится. И до следующих встреч! Всем желаю, и себе, в том числе, развитие разума, развитие качества прощения в позитивном его проявлении. И до свидания! До следующих встреч!

01:01:38 [Ведущая] Прекрасное пожелание. Спасибо Вам! До встречи!

транскрибирование: Ольга Рымарь | 30 декабря 2021