Отсутствие зависти и стремления к почестям

vedaradio.fm - 11 февраля 2022
Качества божественных натур по Бхагавад-Гите. Признак Кали-Юги. Зависть - базовое чувство. Разотождествление со своей завистью даёт чувство радости. Ответы на вопросы: как можно очиститься женщине от предыдущих отношений? Есть ли в Ведах понятие о чёрной и белой зависти? Что делать, если чувствуешь зависть к определённоё личности и образу жизни? Характеризует ли меня то, что сильно задевает в другом человеке? Почести и успех в деятельности - это одно и то же? Чувство, что мой духовный путь самый лучший - это негативное качество?
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:01:41 | качество: mp3 48kB/s 21 Mb | прослушано: 50 | скачано: 50 | избрано: 5
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

00:00:00 [Ведущая] Добрый вечер, дорогие слушатели веда-радио. Добро пожаловать на наши прямые эфиры, которые уже стали нашей пятничной традицией. Ведь раз в 2 недели мы встречаемся с нашей, уже на протяжении многих лет, дорогой гостьей, психологом и знатоком ведических писаний Гуной Манджари. Разбираем качества божественных и демонических натур. Пожалуйста, подключайтесь к нашей беседе, присылайте свои вопросы, которые вы можете оставлять на сайте vedaradio.fm или присылать нам в ватсапе и Вайбере по номеру телефона +7 900 239 0963. Я приветствую нашу гостью. Здравствуйте, Гуна Манджари.

00:00:47 [Гуна Манджари] Здравствуйте, дорогая Анна. Здравствуйте, дорогие радиослушатели.

00:00:51 [Ведущая] Очень радостно вновь Вас слышать и продолжать нашу тему. Я помню, что в прошлом эфире мы разбирали такое важное качество как стойкость. О чём же пойдёт наша речь сегодня?

00:01:03 [Гуна Манджари] Да, спасибо большое, что думаете о том, о чём мы говорили. Размышляете об этой теме. В прошлый раз мы говорили о таком качестве как чистота, насколько я помню. Стойкость у нас было перед чистотой. Но, в принципе, это неважно, потому что эти все качества важны, они переплетаются между собой. И сегодня мы поговорим о следующих качествах, которые у нас идут по списку, перечисленные как божественные качества. Мы близимся к завершению этой темы. Поэтому это очень важные такие моменты, обычно они в конце спрятаны.

Качества божественных натур по Бхагавад-Гите

00:02:12 Наверное, как всегда, по традиции наших эфиров, посвящённых этой теме, я прочту текст из Бхагавад-Гиты, на который мы опираемся в нашем таком понимании, анализе ведической психологии. Я зачитаю текст Бхагавад-Гиты. Мы читаем 16 главу тексты, с первого по третий.

00:02:55 Верховный Господь сказал: «Бесстрашие, очищение своего бытия, совершенствование в духовном знании, благотворительность, владение чувствами, совершение жертвоприношений, изучение вед, аскетизм, простота, отказ от насилия, правдивость, негневливость, отрешённость от всего мирского, спокойствие, отсутствие стремления злословить, сострадание ко всем живым существам, отсутствие алчности, мягкость, скромность, решимость, целеустремлённость, способность прощать, стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремления к почестям - таковы, о потомок Бхараты, трансцендентные качества праведных людей, наделённых божественной природой».

00:03:50 Тут хочется напомнить, что вся ведическая психология заключена в каком-то смысле в этом тексте. Здесь описывается, какие качества присущи людям, обладающим божественной природой. То есть психологически здоровым людям, скажем так. И исходя от противного, от противоположного, можно сказать, что другие люди, которые обладают противоположными качествами в психологическом плане, не совсем здоровы. И также хочу напомнить, что мы говорили на прошлых эфирах, что в наше время, в Кали-Югу, нет таких ярко проявленных, чистых таких типов божественной или демонической натуры.

Признак Кали-Юги – присутствие божественных и демонических качеств в человеке одновременно

00:04:52 В принципе, в большинстве своём мы все смешаны. В человеке присутствуют как божественные, так и демонические натуры, могут присутствовать одновременно. Совершенно странные, взаимоисключающие качества могут быть. Это, кстати, признак Кали-Юги, в которой мы сейчас живём: чистота природы отсутствует. Образно выражаясь, вот как дворняжки. Там разные природы намешаны, и это говорит о более низкой природе в природном таком смысле этого слова. То есть о душе это никак не говорит. Это говорит о какой-то обусловленности. Есть обусловленность более высокого уровня, более низкого уровня.

00:05:52 И вот эта смешанность природ, она говорит о не очень высоком уровне обусловленности. Поэтому: «Что есть - то есть». Как говорится: «Из песни слов не выкинешь». То есть это те условия, в которых мы живём сейчас. И в этих условиях мы можем тоже прогрессировать. В принципе, не столь важен ваш исходный уровень, насколько важно то, куда вы движетесь. Поэтому не стоит расстраиваться очень сильно, что мы обладаем такой странной природой. Из всего можно вынести пользу, если подойти с разумом, если подойти с пониманием. Поэтому вопрос только о том, чтобы культивировать разум. Всё имеет свои также и плюсы. Мы много раз говорили об этом.

00:07:00 Так как мы живём в самые сложные, тяжёлые времена для развития, то и практика, и возможности, и милость Свыше даётся наиболее сильно сейчас. Поэтому нет смысла расстраиваться по этому поводу. Мы в прошлый раз остановились и рассматривали качество чистоты. Это было достаточно давно, практически месяц назад. Поэтому из памяти это, конечно, стирается со временем. Я не буду опять рассказывать про это качество. Есть запись эфира, можно прослушать.

Как можно очиститься женщине от предыдущих отношений?

00:07:52 У нас пришёл вопрос на эту тему. Здесь наша слушательница спрашивает: «Как можно очиститься женщине от предыдущих отношений?». Это такой очень-очень распространённый вопрос. Задают его женщины в основном. В принципе, сколько слышала, в основном я его слышала от женщин. Это говорит о том, что женская природа по своей сути, она чиста. Женщина в таком здоровом состоянии психологическом, она стремиться к чистоте. Это ей свойственно. От мужчин я не слышала вопросы по поводу: «Как я могу очиститься от прошлых своих отношений?». То есть как-то им с этим проще. А для женщин это важно и говорит о том, что чистота ей присуща по природе. Такое природное качество женской, скажем так, обусловленности. Поэтому можем отметить этот момент.

00:09:12 Что касается чистоты и того, как очиститься от предыдущих отношений. Конечно, есть много разных практик, которые сейчас дают. Они эзотерические, психологические. Я, конечно, не буду пополнять ещё какой-то практикой. В принципе, в какой-то степени в этом есть смысл, потому что это помогает осознать эти вещи, помогает проанализировать. То, что мы осознаём, нам становится проще с этим взаимодействовать, проще с этим как-то работать. Поэтому в этом смысле есть в этом прок.

Знание сжигает карму

00:10:08 Также хочется заметить, опираясь на ведические писания, знания. Там даётся понимание того, что если резюмировать, то можно в такой фразе: «Знание сжигает карму». Так как это достаточно сложная карма для женщины. Кстати говоря, для любого человека все эти связи - это очень сильно утяжеляет карму, утяжеляет телесную материальную концепцию живого существа. Поэтому такое пристальное внимание к этой теме во всех религиозных путях и тех, кто практикует серьёзно, к этому относятся серьёзно - к этой сексуальной энергии.

00:11:17 Если взять закон того, что в этом мире не существует наказания как такового, а существует обучение. То есть мы чему-то учимся. Потому что если бы мы несли наказание за все наши поступки, если всё было бы взаимосвязано вот так, напрямую с тем, что мы сделали, мы бы всё несли, все наши кармические реакции. То у нас не было бы шанса выйти из этой взаимосвязи, из этого замкнутого круга. Потому мы никогда бы не поднялись под грузом всех кармических реакций, которые бы к нам приходили.

00:12:19 Но существует закон милости. Вселенная милостива к нам. И в этом выражается милость Верховной Личности Бога, который хочет нам счастья. В этом мире мы проходим своё обучение. Как только живое существо поняло свой урок, как только человек понял свой урок - нет смысла его дальше наказывать. То есть дальше кармические реакции смягчаются, становятся более лёгкими. И человек идёт дальше. То есть знание сжигает карму. Единственный момент, что он не должен опять утяжелять свою карму греховными поступками. Потому что опять включится эта связь - действий и последствий наших действий. Поэтому такой момент существует.

00:13:39 Далее мы будем рассматривать следующие качества. Я думаю, что в этом контексте ответ на этот вопрос: «Как очиститься от предыдущих связей?» тоже будет проявлен. Те, кто нас слушают и те, у кого есть этот вопрос. Я думаю, что мы еще глубже ответим на этот вопрос, мы его рассмотрим под разными углами, под разными точками зрения. Итак, два последних качества, которые нам здесь даются как качества, которыми наделены божественные личности - это отсутствие зависти и стремления к почестям. Мы их рассмотрим также вместе. Они связаны в какой-то степени.

Зависть – базовое чувство

00:14:48 Отсутствие зависти. Зависть - это, скажем так, базовое такое чувство. Как в психологии есть базовые чувства, такие основные, вокруг которых или из которых выходят все остальные. Допустим, страх - это базовое чувство. Если мы будем рассматривать ведическую психологию, ведическую философию, то зависть является вот таким базовым чувством, из которого развиваются все остальные. В общем-то из которого развивается весь материальный мир.

00:15:42 Мы можем увидеть в ведических писаниях, в Шримад-Бхагаватам, в частности в 11.5.15, есть на это ссылка. Об этом говорится (в комментарии Шрилы Прабхупады). «Материалисты выражают свою зависть к животным, жестоко убивая их. Эти обусловленные души также завидуют другим людям и Самому Господу, который пребывает в сердце каждого существа. Зависть по отношению к Господу выражается в атеизме и ложных теориях, высмеивающих тот факт, что всякий является вечным слугой Бога. А зависть к остальным людям проявляется в виде войн, терроризма, жестокого правления или нечестного бизнеса. Грешное тело таких завистливых людей подобно трупу. Но тем не менее они холят и лелеют этот мёртвой комок плоти, ровно, как и тела своих детей, внуков».

00:16:50 В ведах очень много описаний подобного плана, очень много говорится о зависти. Если кому-то интересно, можете сами почитать, что говорится о зависти. Но основной посыл в том, что природа зависти именно заключается в том, что живое существо завидует Верховной Личности Бога. Это корень зависти. Это произошло в тот момент, когда, будучи его неотъемлемой частицей, получая всё от него, мы тем не менее, обладая полной свободой, захотели тоже себя почувствовать Верховной такой Божественной Личностью. Когда ещё мы находились рядом с Ним, в отношениях с Ним. Имели всё.

00:17:50 Так как в духовном мире мы настолько могущественны, что сбываются все наши желания. То для того, чтобы осуществить вот это желание (так как его невозможно осуществить в духовном мире), был создан материальный мир, где каждый, который попадает сюда, каждое живое существо, покрыто ложным эго. Не истинным, а ложным эго, которое делает его эгоцентричным, сконцентрированным на самом себе. Есть такая психологическая кривизна, что мы ощущаем себя центром вселенной, мы ощущаем себя Верховной Личностью.

00:18:46 Хотя, конечно, нормальный человек никогда так не скажет. Если скажет, он окажется в лечебном комплексе, где занимаются психическими проблемами. Это уже такая степень безумия, явно выраженная. Но, в так называемом “нормальном состоянии” это очень тонко встроено. Вот эта концепция очень тонко встроена в нашу психологию. И только люди, идущие по духовному пути, по пути саморазвития могут обнаружить это в себе - насколько мы сконцентрированы на себе, насколько мы видим себя в центре всего, и насколько у нас есть такое конкурентное чувство по отношению к Богу, насколько мы испытываем какое-то даже отвращение.

Разотождествление со своей завистью даёт чувство радости

00:20:00 Даже если мы и можем что-то практиковать и теоретически можем признать Его присутствие. Но тем не менее это не теоретический процесс, это процесс духовной практики, который позволяет нам в начале - мы сможем увидеть эту зависть. Потому что в своём, скажем так, обусловленном состоянии, неразвитом состоянии мы даже и не видим этой зависти. Как люди говорят: «Да я же никому не завидую. Я же ничего плохого никому не делаю». Но эта зависть, мы настолько ей пропитаны, что мы полностью себя отождествляем с этим. Как рыба, которая живёт в воде, она не знает, что такое вода. Потому что она в ней живёт.

00:20:55 Тоже самое мы полностью пропитаны, и мы не видим её. Для того чтобы её увидеть, нужна духовная практика, нужно служение Верховной Личности Бога. И тогда, по мере очищения, по мере нашего растождествления с нашим ложным эго, мы можем увидеть вот это покрытие зависти, в котором мы находимся. На самом деле, когда мы уже находимся вот в этом состоянии, в этом пути, то нас это не будет огорчать, нас это не будет расстраивать. Наоборот, мы будем радоваться, когда мы будем видеть её в себе, понимая, что мы к этому не имеем никакого отношения.

00:21:53 То есть это будет похоже на то, что вот как змея сбрасывает свою шкуру, свою оболочку. Она её может увидеть только когда её сбрасывает со стороны. Тоже самое, когда мы начнём разотождествиться со своей завистью, мы сможем её увидеть. Тогда это не будет приносить нам каких-то неприятных чувств. Наоборот. Это будет приносить нам радость. Потому что мы будем понимать, что вот, оказывается, что во мне есть! И это не я, собственно говоря. Это та шкура как на змее, это что-то наносное на мне. Поэтому это не будет нас огорчать. Я просто к тому, чтобы мы не расстраивались от того знания, что мы покрыты этой оболочкой зависти.

00:22:55 Когда говорят о том, что нужно относиться к другим людям хорошо, что нужно уважать их. Все вот эти хорошие вещи в принципе, это правильно, это культура. Даже если мы покрыты завистью, и мы пропитаны. Тем не менее мы должны вести себя цивилизованным образом. Но для того, чтобы избавиться от этого чувства, очень важно понимать его корень, очень важно вырвать корень. Потому что если мы на каких-то внешних вещах фокусируемся, то это подобно тому, как сухая трава. Летом можно видеть, как трава полностью высыхает. Или некоторые люди сжигают траву. И чистая земля, ничего нет. Но потом с приходом весны, следующего сезона, она опять вырастает. Потому что корни, зёрна, семена, они остаются.

00:24:10 И поэтому какие-то внешние вещи, пусть даже самые хорошие, они не уничтожают вот эти корни, эти зёрна зависти. Дело в том, что корень зависти в нашей изначальной неприязни и опять же зависти к Верховной Божественной Личности. Это уже выражается в зависти ко всем окружающим нас людям. В принципе, как мы говорили, что зависть - это такое базовое чувство. И в принципе из него исходит всё остальное и много всего.

00:24:54 Если понаблюдать, то любые наши психологические проблемы в отношениях с другими людьми можно свести к этому базовому чувству - к чувству зависти. Какие-то комплексы, страхи и всё остальное. Это связано с тем, что мы не верим в Высшую защиту, так как у нас нет связи с Верховной Божественной Личностью. Мы не верим в то, что Он всё контролирует. Что если мы к Нему обратимся, мы обязательно получим защиту. Как говорится: «По вере воздастся». Так как веры нет, действительно мы не можем верить в того и полагаться на того, к кому у нас есть какие-то негативные чувства, глубоко спрятанное недоверие. Поэтому так как нет веры, то и нет стопроцентной защиты.

00:26:01 Но это определённый путь, об этом важно знать, понимать. Но нужно понимать, что существует закон инерции. Мы здесь достаточно долго в этом мире, и мы очень прочно находимся во всех этих программах нашей зависти. Поэтому требуется какое-то время. Практика, время и милость для того, чтобы эти все программы растождествились и вышли из-под влияния этих программ, в которых мы находимся, наверное, миллионы жизней. То есть всё очень прочно у нас здесь.

00:26:49 Также зависть. Для того, чтобы более предметно проиллюстрировать: она проявляется во многом. Кстати говоря, и стремление к почестям тоже где-то в этом ключе. То, что мы сравниваем себя с другими людьми, в том, что мы хотим как-то лучше выглядеть, самоутвердиться. Если посмотреть современные социальные сети, где все пытаются произвести впечатление на других людей. Ярмарка тщеславия. Вот это и есть это проявление, в частности.

00:27:51 Мы всё время что-то пытаемся доказать окружающим. Это очень глубинно встроено в нашу психику – это также проявление зависти. Понятно, что какая-то природа будет оставаться, пока мы здесь находимся. Если мы не святой человек или не находимся очень высоко, то всё равно, у нас будут какие-то амбиции, нам надо себя реализовать, как-то самоутвердиться. В определённых рамках - это нормально. И мы будем говорить об этом более подробно на наших следующих эфирах, когда мы будем обсуждать природу живых существ в соответствии с ведической философией, психологией.

00:29:00 Там действительно есть какое-то проявление себя. Люди, относящиеся к определённой природе, они как-то себя проявляют. Извиняюсь за свой такой трескучий голос. Тоже переболела недавно, в ногу со временем, как говорится. Относительно проявления себя, стремление к почестям. В частности, в этом тексте и комментарии к этому тексту, говорится о том, что Atimānitā (अतिमानिता - высокомерие, тщеславие, самомнение) - это качество называется «Отсутствие стремления к почестям»:

00:29:58 “Качество, которыми должны обладать шудры, рабочие, представителей низшего класса в ведической социальной системе. Они не должны стремиться занять более высокое положение и добиваться почёта. Им следует довольствоваться своим местом в обществе”. Мы будем это рассматривать более подробно на наших следующих эфирах. Как и что, в чём это проявляется? И кто такие шудры? В чём это проявляется. В принципе это относится ко всем живым существам, ко всем людям. Потому что чрезмерное стремление к почестям - это также проявление нашей конкуренции с другими живыми существами, проявление этой же самой зависти.

00:31:01 Хотя есть природные вещи в соответствии с качествами нашей обусловленности. Есть допустим кшатрий, воин. Это люди, которым важна честь, какая-то доблесть. И там есть кураж. Но это в более таком здоровом состоянии ума, в здоровом состоянии сознания. Мы эту тему более подробно посмотрим. Мы будем рассматривать в наших следующих эфирах, я надеюсь. Но когда человек хвастается своим внешним видом и тем, что он кушает и так далее. Это немножко про другое.

00:31:54 Кшатрии свои какие-то благородные качества: доблесть, смелость, благородство, решительность как-то так демонстрируют. Это считается здоровой вещью. Как говорится: «Смотря, что человек выставляет». В общем я сейчас не буду затрагивать эту тему, потому что тема очень глубокая и такая основательная. Есть такое качество как тщеславие. И есть доблесть. Между ними есть определённая разница. И опять же относительно зависти. Ещё раз упомяну о том, что это базовое чувство.

00:32:57 Кстати говоря, даже чрезмерная неуверенность в себе, сомнения тоже связаны с этим качеством. То есть мы хотим определённым образом произвести впечатление на других людей. Мы так зациклены на себе, мы так сконцентрированы и становимся настолько тяжёлыми, что это как бы “увешивает” нас какими-то комплексами, сложностями. Это такое очень многогранное состояние зависти. Когда мы рисуем какую-то картину, пытаемся соревноваться, конкурировать с другими людьми и так самоутверждаться.

00:33:58 Это очень такое сложное состояние, в которое попадает живое существо. Материальный мир полон этих всех проявлений. И поэтому очень сложно жить. Это качество зависти относится к такому раджестическому состоянию. То есть человек как бы изнутри находится в таком огне. Его это жжёт. И он очень неспокойно, очень не умиротворённо себя ощущает. Что-то его постоянно колет. Какие-то чувства его жгут. Недаром говорится, что адские состояния сравниваются с такими горящими кострами. Это всё вот эти чувства, которые поджаривают сознание живого существа.

00:35:04 Поэтому свобода от таких проявлений даёт очень сильное такое состояние освобождения, состояние такого умиротворения и состояния счастья. Поэтому корень находится в нашем негативном расположении к Верховной Божественной Личности, в нашем таком конкурентном состоянии по отношению к Нему, желанию быть богом. Пусть даже мы можем внешне быть верующими людьми, говорить много фраз на эту тему. Но здесь всё выражается в наших поступках, в нашем внутреннем состоянии.

00:36:05 Есть люди, допустим верующие. Но они могут быть очень гордыми, считая себя выше всех остальных (вот та же старая зависть), обладать жёстким сердцем. Хотя у человека, может быть, есть какое-то теоретическое знание и понимание, но тем не менее есть ещё очень долгий путь для реализации этого понимания. Относительно зависти, есть, конечно, много чего сказать. Можно продолжить эту тему. Но, может быть, есть ещё вопросы или какие-то комментарии в этой связи, чтобы у нас был диалог.

Есть ли в Ведах понятие о чёрной и белой зависти?

00:37:03 [Ведущая] Спасибо Вам большое, дорогая Гуна Манджари. Вы знаете, я вспоминаю, что у нас как-то исторически есть такое деление на чёрную зависть, которая да, объективно плохая. И вот есть белая зависть, которая вроде как помогает нам развиваться. Мне интересно узнать, есть ли что-то похожее в Ведах, какое-то такое понимание о белой хорошей зависти, которая нас подталкивает к развитию?

00:37:30 [Гуна Манджари] Тут мы можем прийти к этому, размышляя философски. Дело в том, что есть понимание гун материальной природы. Есть такое понимание тамас - это невежество. Когда человек полностью пассивен, то есть он вообще ничего не хочет, он хочет вот просто деградировать и разлагаться внутренне. То есть это такая стагнация. Есть благость, когда человек внутренне активен в плане развития, в плане каких-то трансформаций. Это такое здоровое, бодрое состояние души. Человек находится в таком пробуждённом. Или во всяком случае, он действует для того, чтобы пробудиться. Он действует в правильном направлении.

00:38:36 Между двумя этими качествами есть качество страсти. Этот раджас как раз служит для того, чтобы подняться из невежества в благость. Потому что человек, находящийся в невежестве, конечно, он не может перейти в благость. Вот так он лежал-лежал, деградировал. И какой-то момент он вдруг поднялся и побежал. Обычно нужна какая-то переходная ступень, обычно это вот этот раджас. Что такое раджас или страсть. Когда человек замотивирован. Он смотрит на других людей, он видит, как они развиваются, что они счастливы, что они здоровы, они бодры, у них всё складывается замечательно. И, естественно, он испытывает зависть. Что ещё можно испытывать внутренне.

00:39:40 Но тем не менее эта зависть может его мобилизовать на то, чтобы он сам развивался. И в этом смысле мы можем видеть какие-то позитивные проявления зависти. Когда мы видим кого-то, чьё-то развитие, чей-то уровень, то естественно, находясь на своём уровне, мы можем испытывать зависть. Но тем не менее эта зависть может нас сподвигнуть к каким-то хорошим вещам. Обычно, как говорится, что самая лучшая проповедь это внутреннее состояние счастья. Когда человек видит другого, который находится на этом уровне, культивирует духовную жизнь, которая даёт вот это устойчивое состояние счастья. Любой человек это ощущает.

00:40:36 То, естественно, он почувствует определённого вида зависть: «Я тоже это хочу!». Это нормально, это будет его подталкивать. И уже дальше, очищаясь и развиваясь, естественно, это будет как ступени, когда ракета поднимается. Там нужно какие-то ступени, чтобы она поднялась выше. И потом она их отбрасывает, когда уже поднимается выше атмосферы определённой. Поэтому да, это всё нужно, это всё может служить для каких-то позитивных вещей. Мы не сразу избавляемся от зависти или от каких-то ещё качеств. Некоторые качества мы используем в нашем, скажем возвышении и одухотворении.

Что делать, если чувствуешь зависть к определённой личности и образу жизни?

00:41:42 [Ведущая] Спасибо. Да, это очень важный момент. Очень ценно понимать на каком уровне мы находимся, и что будет способствовать нашему продвижению. И вот такой интересный вопрос к нам пришёл. «А что делать, если чувствуешь зависть к определённой личности и образу жизни. Значит ли это, что мне стоит приложить усилия, чтобы жить также. Или нужно разобраться с глубиной причиной этой зависти?».

00:42:10 [Гуна Манджари] Мы говорили о глубинной причине зависти. Это зависть к Верховной Личности Бога. Тут ничего не будет работать, кроме того, как начать духовную практику, начинать служить. Потому что служение - это то, что разрушает зависть. Корень нашей зависти в том, что мы сами хотим быть Богом. Это корень. И отвечая конкретно на этот вопрос, тут может быть несколько ещё таких подсказок. С завистью мы работаем отдельно, как таким чувством глобального понимания. Но вместе с этим также у нас может быть много подсказок.

Зависть - это подсказка

00:43:10 Мы говорили о том, что вот зависть имеет какие-то свои позитивные стороны в том, что она нас стимулирует развиваться в каком-то направлении. Зависть также является своего рода подсказкой в том плане, что мы никогда не будем завидовать тому, что не является нашей природой, что не является нам близко по нашему уровню обусловленности. И это важно идти по пути своей природы. В Бхагавад-Гите говорится, что лучше действовать несовершенно, но идти своим путём, по своей природе, чем совершенно, но следуя природе других людей.

00:44:06 Поэтому там, где мы испытываем зависть нам может как бы сигнализировать о том, что является нашей природой. И поэтому да, это определённый маяк того, что нам нужно развивать и в каком ключе двигаться. При этом, конечно, нам нужно работать над тем, чтобы наша зависть не переходила в такой явный негативизм, враждебность. Понимать этот момент: что да, это естественно в материальном мире, все люди поражены этой болезнью, не надо идеализировать или сильно в ступор впадать по этому поводу.

00:45:03 А можно это задействовать позитивным образом. То есть, видя возможности для развития - есть куда расти и какой-то путь для развития. И также культивируя позитивные чувства к этому человеку, как-то оказывая ему служение. Действуя вопреки своей зависти. При этом ещё культивируя лечение от нашей основной причины состояния зависти. Вот как-то в таком комплексе можно взаимодействовать, на мой взгляд.

Характеризует ли меня то, что сильно задевает в другом человеке?

00:45:54 [Ведущая] Очень интересно. Благодарю вас. Вот есть вопрос, который, мне кажется, тоже в каком-то смысле связан с этой темой. «Нередко сейчас встречаешь, что если на что-то задевает в другом человеке «триггерит», как сейчас говорят, то это значит, что это качество просто в нас проявлено. Действительно ли это так? Меня к примеру обычно задевают именно какие-то некрасивые проявления. То есть это всё равно меня характеризует?»

00:46:22 [Гуна Манджари] Да, конечно, в какой-то степени, да. У нас много всего возникает: «Почему человек может так себя проявлять, а я не могу?». И да, нас много всего задевает. Особенно в отношениях с другими людьми это конечно очень болезненная тема. Потому что, когда мы сидим сами с собой, то нам кажется, что всё у меня в порядке, я такой не завистливый, и я такой весь положительный, позитивный, умный. И всё, и Бога люблю. То есть всё будет казаться вот так, как нам кажется. Но другие люди, отношения с другими людьми - это всегда зеркало. Так, как мы не можем увидеть себя без зеркала, также мы не можем увидеть себя без взаимодействия с другими людьми.

00:47:22 И тут мы можем увидеть, что это очень болезненная сфера. Потому что нам очень больно, потому что мы можем видеть много всего, именно в отношениях. Но тут тоже много всяких моментов. Это не так, что если мы избавимся от зависти, мы будем такими как бы благостными, что называется «божьими одуванчиками», и мы ничего не будем видеть. Это совершенно не так. Мы и наше видение, оно будет ещё более острое, ещё более глубинное. Мы будем видеть много чего, но мы будем видеть в комплексе более целостную картину. Когда мы будем замечать какие-то недостатки, шероховатости человека, но также мы будем видеть вместе с тем его светлые стороны. И его негатив не будет причинять нам боль или какое-то сильное беспокойство.

00:48:31 Конечно, если этот человек не является таким явно выраженным демоном. Говорится, что не нужно тогда находиться в обществе таких людей. Или очень сильно завистливые, негативные люди тоже. Просто в силу разности природы нам будет сложно рядом с ними находиться. Также мы будем об этом ещё говорить в наших последующих эфирах, когда мы будем рассматривать разные природы людей. Это всё тоже имеет место быть. Но тем не менее, резюмируя эту тему, хочется сказать, что если мы будем вырывать этот корень зависти в наших отношениях, в нашем, как я уже говорила, служении Верховной Личности Бога, то это перестанет быть для нас болезненным или травматичным проявлением.

00:49:43 То есть, когда мы будем находиться в такой ситуации, когда вот этот принцип зеркала будет работать, и мы будем очень болезненно и жестко реагировать в присутствии других людей, которые являются зеркалом. И эти все наши внутренние колючки начинают проявляться в присутствии окружающих. Не будет болезненности. Так я бы сказала. Хотя всё видеть мы будем, мы не станем такими слепыми, ничего не видя. Такими, что называется блаженными без понимания. Нет. Разум еще более отточится. Опять же ещё раз подчеркну, что болезненности не будет.

Почести и успех в деятельности - это одно и то же?

00:50:40 [Ведущая] Очень важная рекомендация. Спасибо вам. Важно понимать свой уровень и как правильно поступать в соответствии с нашим уровнем сознания, чтобы тоже не переусердствовать в своём пока ещё недостаточно проявленном смирении. Вот интересный вопрос к нам пришёл, чтобы разобраться что такое желание почестей. «А почести и успех в деятельности - это одно и то же? Для меня просто важно добиваться успеха, иначе как будто сам себя предаю, как будто иначе бессмысленно делать что-то».

00:51:15 [Гуна Манджари] Бесспорно, что человек должен быть успешен в том, что он делает. Отсутствие зависти или работа над своей завистью - это не означает, что человек становится бездеятельным и таким индифферентным, непроявленным. Конечно, деятельность и успех в ней - это обязательные вещи. Потому что иначе нас ожидает состояние тамаса, невежества. Живое существо, то есть душа, она деятельна по своей природе. Это природа души – быть деятельной. Она живая. Только мёртвое, оно как бы застывшее, никуда не стремящееся. Поэтому да, это важно быть успешным в том, что мы делаем. Может быть более подробно это будет рассмотрено, когда мы будем касаться природы людей.

Деятельность важна в правильном умонастроении

00:52:20 Каждый действует соответственно своей природе. И это очень важно - занять свою природу правильным образом. Это будет помогать нам прогрессировать на духовном пути. Поэтому человек успешный в той деятельности, которой он занимается, это даст ему дополнительный ресурс на то, чтобы развиваться. С этим нет никаких проблем. Другой момент, что это также объясняется в Бхагавад-Гите, когда человек сильно привязывается к результату, считая себя тем, от кого этот результат зависит. Когда есть сильное такое проявление гуны страсти, когда человек очень привязывается. Когда он как бы горит в этих своих привязанностях. Это да. Это уже неправильное действие. Это уже очень сильные такие кармические цепи.

00:53:34 Поэтому тут важно действовать, быть успешным. Но действовать в правильном умонастроении, понимая, Кому всё принадлежит, понимая истинную природу вещей. Тут именно разница в уровне сознания. Хотя внешне деятельность и действие, оно может быть похожим. У человека привязанного и у человека, находящегося на более высокой ступени развития, внешне могут действия совершенно одинаково. Но само действие приносит совершенно разные плоды.

00:54:21 Это всё в зависимости от того уровня сознания, в котором находится человек. Это целая наука. Она также объясняется в Бхагавад-Гите. Это бездействие в действии и действие в бездействии. Вот как бы звучит немножко парадоксально, но тем не менее это речь идёт о том, что есть действия внешние, есть внутренние. От внутреннего состояния зависит то, насколько мы будем обусловлены этим действием. То есть насколько мы будем внутренне связаны с законами кармы или наоборот, насколько мы будем освобождены от каких-то жёстких реакций. Всё зависит от нашего внутреннего состояния. Это целая философия, практика, уровень, разум, осознание.

Чувство, что мой духовный путь самый лучший - это негативное качество?

00:55:27 [Ведущая] Очень интересно раскрывается это качество. Спасибо вам. И вот такой важный вопрос пришёл, как раз я думаю, он будет последним на сегодня. Остальные оставим на следующий эфир. Вот такой вопрос: «А вот это чувство, что мой духовный путь самый лучший - это тоже какое-то негативное качество или это имеет место быть?».

00:55:49 [Гуна Манджари] В какой-то степени это имеет место быть, потому что понятно, что каждый человек выбирает для себя то, что для него лучше. Есть хорошая гордость также. То есть, когда мы понимаем, что всё что к нам приходит - это то, что для нас самое лучшее. И это даёт такое глубинное умиротворение. Поэтому тут не надо играть в такую демократию, что всё для всех хорошо и что это какая-то гордость. Это нормально. Это нормально любить и ценить то, что приходит к тебе, то, что ты выбрал, то, что ты нашёл. Это здоровое состояние.

Фанатизм проявляется, когда ещё неочищенное сознание

00:56:43 Другой момент, что всё, конечно, при желании можно довести до абсурда. Когда примешивается вот это негативное проявление зависти, тогда мы начинаем возносится над другими людьми и начинаем с ними конкурировать, гордиться, считая, что: «Я тут самый-самый разумный, самый такой успешный». Или ещё что-то такое. Но это сплошь и рядом видно. Достаточно посмотреть путь различных религий. В любой религии можно найти таких людей, которые горды и которые считают, что они - истина в последней инстанции. Такое называется неофитизм. То есть неофит - такой незрелый человек в своём пути. Это нормально. Все с чего-то начинают.

00:57:52 Вот какой-то фанатизм проявляется, когда ещё неочищенное сознание. И ты получаешь какое-то высшее понимание истины. Это всё в приложении, в комплексе может давать нетерпимость, гордость, заносчивость. В общем все вот эти негативные вещи, за что люди не любят религиозных людей или всех этих начинающих неофитов в других каких-то духовных практиках. Потому что они бывают просто невыносимыми в своём нетерпении. Но, как говорится, человек с чего-то должен начать. Поэтому он проходит какой-то путь. На санскрите это называется каништха.

00:58:43 Если смотреть природу этого слова то “канья” - это ребёнок. То есть это такое детское состояние, незрелое. Когда ребёнок в первом классе, он чувствует себя выше, чем те, которые в детском саду находятся. Как такой ребёнок: я читала детские высказывания. Первоклассник идёт в первый класс и видит, детсадовцы играют. Ещё его тянет туда. Он подходит к этому забору детского сада и говорит: «Эх, поиграл бы я сейчас с вами, но образование не позволяет!». В общем-то взрослые люди смотрят, им это смешно, это даже умилительно. Ребёнок так действует. Вот также со стороны зрелого человека в духовном плане могут казаться все вот эти детские потуги - одних возвыситься над другими, показать свой какой-то крутой уровень и объяснить другим, что они такие отсталые слои населения.

01:00:18 [Ведущая] Очень интересно. Мне радостно, что мы продолжим разбирать разные уровни людей, разные природы в следующем эфире. Потому что действительно это всё индивидуально. И очень ценно понимать, кто мы есть. Спасибо Вам большое, что помогаете нам разбираться со всеми качествами, чтобы мы могли их применять в нашей жизни и постепенно приближаться к этой божественности, которую описывает Бхагавад-Гита, чтобы самое лучшее в себе поддерживать.

01:00:48 [Гуна Манджари] Спасибо Вам большое за то, что развиваете эту тему, за ваши вопросы такие достаточно глубокие. Очень важно осознавать это, потому что осознанность - это как свет, который нам светит, подсвечивает на нашем пути. И важно видеть, куда мы идём, идти с открытыми глазами. Я желаю всем нам успеха на этом пути и возвышения сознания. Спасибо большое и до следующих встреч.

01:01:27 [Ведущая] Благодарю Вас за пожелание, которую вы нам дарите. До свидания, до следующей встречи.

01:01:33 [Гуна Манджари] До свидания.

транскрибирование: Надежда Милютина | Омск | Россия | 15 марта 2022