Алчность

vedaradio.fm - 20 августа 2021
Время разрушает всё неистинное. Божественные качества по Бхагавад-Гите. Высший аспект сострадания. Вопрос бессмысленности существования неизбежно встаёт перед человеком. Истина подаётся с состраданием. Ответы на вопросы: нет качеств - нельзя нести Знания? Что я могу делать для блага мужа-атеиста? Кормление бездомных животных является состраданием? Закон алчности. Потребности женщины в материальном мире и духовность. Личная ответственность каждого за выбранный путь. Ответы на вопросы: почему сейчас у людей не хватает решимости на борьбу со своими желаниями? Что делать, чтобы не покупаться на рекламу “счастливой жизни”? Женщину пугает демонизм в партнёре, как быть? Что делать со страхом рассказывать людям о Боге?
Неизвестно для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 4
длительность: 01:09:21 | качество: mp3 48kB/s 23 Mb | прослушано: 29 | скачано: 25 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:08 [Ведущая] Доброго вечера пятницы желаю вам, дорогие слушатели Веда-радио! Меня зовут Анна. И мы завершаем нашу неделю разговором о божественных и демонических натурах и о том как добро и зло проявляется в нас самих. И так же о том, что может питать и растить нашу возвышенную природу. И вновь с нами на связи наша дорогая гостья, психолог и наш проводник в мир ведической мудрости Гуна Манджари. И конечно же, как и всегда, мы ждём ваши вопросы, которые вы можете оставлять на сайте vedaradio.fm или присылать нам в WhatsApp и Viber по номеру телефона +79002390963. А я приветствую нашу гостью. Здравствуйте, Гуна Манджари!

00:00:48 [Гуна Манджари] Здравствуйте, дорогая Анна! Здравствуйте, дорогие радиослушатели!

00:00:52 [Ведущая] И вновь мы продолжаем нашу важную тему, взятую из "Бхагавад-Гиты" о божественных и демонических натурах, о качествах, которые описываются там, качествах хороших и качествах не очень хороших или даже плохих. И на прошлом эфире мы с вами говорили о таком качестве, как сострадание. Очень интересно раскрылось. Но о чём поговорим мы сегодня? Мы продолжим эту тему или возьмём какое-то другое качество?

Время разрушает всё неистинное

00:01:19 [Гуна Манджари] Во-первых, сейчас мы напомним себе этот текст, на который опираемся в нашем разборе. И ещё раз хотелось бы напомнить о том, что важно опираться на какие-то абсолютные источники, которые дошли до нас. Так же как и законы государства, допустим, они где-то записаны, прописаны, то есть, их нельзя выдумать, их нельзя сфабриковать. Есть определённый закон и его надо знать, и придерживаться. Мы берём алгоритм, конечно. Законы бывают разные. Но так или иначе, сам алгоритм таков. То же самое существуют законы этого мира, мироздания, вселенной. И эти законы прописаны в вечных книгах.

00:02:19 И поэтому очень важно придерживаться в том, как мы определяем, что такое хорошо, что такое плохо, опираясь на эти вечные законы, которые отражены в тех древних, проверенных методах постижения Абсолютной Истины, которые до нас дошли. Потому что время проверяет всё. И то, что не истинно время будет разрушать. И поэтому то, что до нас дошло, то, что мы ещё можем проверить на практике как это работает, то очень важно придерживаться. Это всегда важно, и особенно сейчас, когда мы живём в такое время очень сильно проявленных относительных истин. И говорится, что мы живём в Кали-югу, время лжи и лицемерия. То есть очень много того, что звучит как истина, истиной не является. Очень похоже, какие-то полуправды.

00:03:28 И очень сложно в этом сориентироваться, в этом разобраться. Поэтому очень важно опираться на источники, на авторитетный камертон, по которому мы можем проверять истинность или относительность тех или иных утверждений, которыми сейчас заполнено и переполнено пространство. И понятно, что мы слушаем, нам нужно какие-то иногда вещи относительные. Мы в это погружены. Но дело в том, что очень важно уметь фильтровать. Поэтому это такой фильтр, который мы учимся в себе инсталлировать и помочь другим.

00:04:27 Итак, я читаю: глава шестнадцатая из "Бхагавад-Гиты" текст с первого по третий. И эта глава называется «Божественные и демонические натуры». Это такая высшая вселенская психология, где мы можем разобраться в качествах, к какой категории относится то или иное качество. И это уже не будет таким относительным понимаем на тему «у каждого своя правда», а это говорит Верховная Божественная Личность, то есть Абсолютная Истина. И поэтому мы можем к этому приобщиться и ответить для себя на важный вопрос, что такое хорошо, что такое плохо. И я читаю этот текст.

Божественные качества по Бхагавад-Гите

00:05:28 «Верховный Господь сказал: Бесстрашие, очищение своего бытия, совершенствование в духовном знании, благотворительность, владение чувствами, совершение жертвоприношений, изучение Вед, аскетизм, простота, отказ от насилия, правдивость, негневливость, отрешённость от всего мирского, спокойствие, отсутствие стремления злословить, сострадание ко всем живым существам, отсутствие алчности, мягкость, скромность, решимость, целеустремленность, способность прощать, стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремления к почестям — таковы, о потомок Бхараты, трансцендентные качества праведных людей, наделенных божественной природой».

00:06:19 Итак, мы видим такой перечень качеств, которые характеризуют божественную природу. Есть определённые характеристики, которые отражают то или иное явление, то или иное утверждение. И поэтому просто “хороший человек”, мы должны понять, какие качества туда входят. И поэтому мы на наших эфирах разбираем, может быть, более подробно рассматриваем те или иные качества, как они отражаются, что есть что. И на прошлом эфире мы разбирали качество сострадание ко всем живым существам. Это действительно очень важное качество, которое определяет человека, наделённого высшей природой.

Высший аспект сострадания

00:07:21 И то, что мы могли рассмотреть в рамках эфира, мы уже сделали. Хотелось упомянуть ещё один аспект этого качества. Оно где-то связано с таким качеством как ахимса — ненасилие, мы до этого его рассматривали . Но так же ещё проявлением сострадания или проявлением ненасилия по отношению к другим живым существам. Так же оно проявляется в форме того, что мы даём им знание о том, кто они такие. То есть об их вечной природе, о духовной природе живого существа. Потому что когда мы не даём этого знания, понимая это сами, то это так же рассматривается, что мы недостаточно милосердны к другим живым существам, которые обделены этим знанием.

00:08:34 И мы можем видеть, мы можем понимать по себе, насколько нам стало намного легче жить, когда мы поняли какие-то вещи, когда нам они открылись. И я смотрела старый советский фильм, по-моему он назывался «Берегись автомобиля». В детстве я смотрела, но фраза мне эта запомнилась. И потом я действительно поняла, что это так. Там был такой эпизод: один человек угонял автомобили у богатых людей и продавал их другим людям, и деньги отправлял в детдомы. По-моему так, на какую-то благотворительность.

00:09:32 И он встречается с каким-то ксёндзем и он ему передаёт деньги. И тот его спрашивает: «Вы верите в Бога?» Он говорит: «Нет. Я атеист». И он ему говорит: «Вы очень смелый человек». То есть так жить, не понимая, что это за мир, к кому можно обратиться, где искать прибежище, и так же с пониманием того, что в конце нас ожидает смерть и небытие. То есть это сразу делает бессмысленным всё наше существование. Присутствие смерти в нашей жизни зачёркивает всё, что мы делаем. То есть всё сразу же теряет смысл в отношении смерти (см. лекцию «Что делать со страхом смерти»).

00:10:30 И поэтому, люди, которые не имеют духовного знания, не понимают духовной сути вещей и того, что они являются вечной душой, они действительно очень несчастные люди. И они пытаются заглушить этот страх смерти всяческими способами, которые возможны, которые предлагает нам материальный мир. Особенно сейчас различные виды виртуальной реальности, всякие интоксикации, средства для того, чтобы не думать, для того, чтобы не оставаться с собой наедине, не задавать себе этот вопрос: «А что же дальше? А к чему это всё, что в моей жизни? А что дальше со всем этим?»

Вопрос бессмысленности существования неизбежно встаёт перед человеком

00:11:25 На самом деле, этот вопрос такой экзистенциальный в смысле моего существования может свети с ума. Потому что современная культура и наука, и общество не дают ответа на этот вопрос. И у людей, по-моему, количество депрессий сейчас занимает одно из ведущих мест по количеству заболеваний. Потому что всё тот же вопрос бессмысленности существования неизбежно встаёт перед человеком, не имеющим это знание. И человек всячески пытается заглушить этот вопрос, не думать об этом. Очень часто такой ответ можно услышать: «А ты не думай об этом. А вот зачем тебе об этом думать? Ты молодой/молодая». В общем всё, что угодно, лишь бы эта тема не вставала, не была такой неизбежностью в жизни. Как-то забыться.

00:12:37 Есть такое в Ведах сравнение подобно страусу. Когда страус преследуемый каким-то хищником видит, что не может от него убежать, он просто зарывает голову в песок, чтобы его не видеть. Я не вижу — значит и опасности нет. И понятно, что для его преследователя это только облегчает задачу. Поэтому это такой важный момент, когда мы получаем знание, когда мы сами получаем, скажем так, внутреннее облегчение и мы видим смысл, и мы видим логику во всём, что происходит. Конечно, высшее проявление милости сострадания заключается в том, чтобы помочь живым существам это увидеть.

00:13:44 И это самая большая милость. И есть также ещё в Ведах такой пример, что когда мы помогаем людям вернуться к Богу через понимание, через знание, это подобно тому, как у царя, допустим, потерялся его маленький ребёнок. У богатого человека пропал его маленький ребёнок и добрые люди могут ему помогать, они могут его кормить, они могут давать ему пристанище на какое-то время, как-то скрашивать его бедственное положение. Но самый главный благотворитель в этой ситуации просто возьмёт этого мальчика и приведёт его домой к отцу.

00:14:44 Вот это и есть самая большая польза, большое благо, которое можно принести живому существу. Потому что можно временно решать его проблемы, чтобы он перекантовался до следующей проблемы, до следующей неурядицы. А можно просто отвести домой и там всё будет хорошо. Это такая аналогия. И поэтому очень важно понимать, что высшим проявлением сострадания является знание, которое освобождает нас от скорби, от страха, в конце концов от смерти. И об этом ещё говорил Иисус Христос: «Обрети истину, и она сделает тебя свободным».

00:15:44 Об этом говорится во всех Священных Писаниях, потому что знание одно. И поэтому это очень-очень важный момент. Это высший аспект сострадания. И поэтому в Ведах так ценится роль учителя, роль духовного учителя, наставника, роль брахманов. Именно высшее сословие людей в плане их обучения и образования. Потому что это самая важная задача человеческой жизни. И человек наделён для этого разумом, для того чтобы понять эти вещи. Это то, что хотелось добавить про сострадание. И, конечно, предвидя вопросы, я могу ответить заранее.

Истина подаётся с состраданием

00:16:36 И вообще, это важно тоже заметить, что давать духовное знание и помогать людям соединиться с Истиной, это тоже не такой момент однозначный в том плане, что нужны какие-то качества, нужно не просто бить всех наотмашь истиной, а нужно подавать её именно с состраданием. То есть понимая то положение, в котором находятся живые существа, и понимая то, насколько они могут это воспринять, не входя в позицию учителя. Знаете, есть такое выражение «Грех учительства». Не входя в позицию гордости, там где-то сверху.

00:17:43 А просто находясь на уровне этого живого существа, не вещать что-то сверху, а как-то находя к нему подход давать ему это знание. И это очень важный момент. И действительно, много раз приходилось видеть, как у людей жизнь намного облегчалась, как они выходили из тупика, когда они хотя бы немного соприкасались с пониманием о Вечной Абсолютной Истине. То есть даже небольшое продвижение по этому пути может спасти от многих и многих проблем и бед. Так говорится в ведических писаниях о том, когда человек обретает духовную истину.

00:18:46 И более того, то знание, которое он получает, если оно духовного уровня, оно навсегда остаётся с ним, в то время как, все наши навыки, которые мы здесь получаем в материальном мире, уничтожаются вместе со смертью нашего тела. И каждую новую жизнь мы учимся заново. Мы начинаем всё заново, потому что материя конечна по своей природе. Тогда как духовная энергия вечна. Поэтому это знание неуничтожимо, которое мы получаем. Оно накапливается в нас и мы развиваемся таким образом. Так бы я хотела завершить описание качества проявления милости ко всем живым существам.

Нет качеств - нельзя нести Знания?

00:19:54 [Ведущая] Очень глубокая тема. И спасибо большое за завершение такое, потому что иногда важно снова поставить точку и вспомнить то, о чём мы говорили в прошлый раз. И конечно, Вы уже предупредили некоторые вопросы, которые к нам пришли, но всё равно хочется задать. Такой вопрос пришёл: «Где-то читала про качество, которым должен обладать человек, который может рассказывать другим о Боге. Не помню этот список, но помню, что это был достаточно высокий уровень. Получается тем, кто не развил эти качества, не стоит этим заниматься?»

00:20:29 [Гуна Манджари] Во-первых, важно понять то, что рассказывать о Боге могут все. Одно дело, что, может быть, не каждый человек может быть таким харизматичным проповедником, который может на большие массы людей выступать и иметь эффект, как-то затрагивать их струны, доходить до глубины, до сердца. Конечно, нужны качества, нужна уполномоченность свыше на подобного рода моменты. Но мы все общаемся со своими близкими. Каждый в своей семье является какой-то значимой фигурой. Поэтому любой человек, я думаю, может это делать.

00:21:27 Мы говорим столько глупостей часто и столько всего негативного и всего мы говорим, и не стесняемся. А сказать какие-то абсолютные вещи мы можем иногда тушеваться. Либо наоборот, нас пробирает ощущение того, что я понял, а вы тут все такие ничтожные, мизерные. Поэтому, если мы сможем, нужно без гордости и без ложной скромности, достаточно просто это сделать. Мы в своей жизни делаем вещи гораздо более сложные, и может в чём-то неестественные для нас. Поэтому на простом языке, понятным нашим близким, мы вполне можем им говорить какие-то вещи, которые мы сами поняли для себя, осознали.

00:22:34 Это не будет для них шокирующе звучать, если мы сможем подать на их уровне. Достаточно просто можно доносить какие-то истины. И особенно, если мы в правильном умонастроении, если мы не заносимся, если мы не пытаемся “учительствовать”. Просто им даём, принимая их уровень, принимая их возможности понять. Знаете, закон бумеранга. Что пошлёшь — то и получишь. Если мы их принимаем, если мы не возносимся и относимся к ним как к равным себе, они ответят нам тем же.

Что я могу делать для блага мужа-атеиста?

00:23:27 [Ведущая] Да, спасибо большое за такой важный ответ. И мне кажется, это сострадание может проявляться не только в разговоре о Боге, а в каких-то ещё других вещах. И такой вопрос: «Легко разговаривать на духовные темы со всеми, кроме моего мужа. Он совсем не принимает ничего и называет себя атеистом. Что я могу делать для его блага? Сердце за него болит...».

00:23:50 [Гуна Манджари] Во-первых, для мужа много всего можно делать. Можно кормить его освящённой пищей, можно молиться за него. Жена, на самом деле, самый могущественный аспект в жизни мужа. Поэтому разные-разные методики, которые существуют. И причём женщина, действительно, очень могущественна. И сколько я знаю случаев, когда жена практиковала, муж — нет, то скорее всего муж потихонечку начнёт что-то делать. Тогда, когда ситуация обратная, то есть муж практикует, жена — нет, то бывает, что жена тоже начинает практиковать, но часто бывает, что жена утаскивает мужа за собой в свою какую-то слишком материалистичную тему.

00:25:02 Поэтому потихонечку. Главное, знаете, тут важен такой подход, чтобы муж не видел в Вас оппонента. Если он видит, что Вы так яростно пытаетесь его сделать кем-то, кем он считает, что не хочет быть, то он будет так же яростно противодействовать этому. Когда Вы просто спокойно, без каких-либо ожиданий,спокойно говорите ему какие-то вещи, то постепенно, как мы уже говорили, работает закон бумеранга. То есть Вы его принимаете, Вы принимаете его убеждения, и, во всяком случае, его позицию, и постепенно он начнёт Вам отвечать тем же.

00:25:57 Особенно у мужчин есть такая особенность. Мужчина не может принять женщину как своего учителя или как своего наставника – это естественно. Поэтому, если он не будет в Вас видеть такую фигуру, которая НАД ним, то он меньше будет сопротивляться. То есть, если он будет видеть, что Вы ничего не пытаетесь ему доказать, ни во что не пытаетесь его трансформировать, он будет более спокойно и более доверительно к Вам относиться. И потом это занимает время какое-то. Что-то будет оставаться. Для мужчины, чтобы он что-то понял, нужно очень много времени.

00:26:54 Допустим, женщина больше склонна впитывать и она принимает. У неё больше есть склонности принимать сразу. Она чувствует, что это правильно, она всё приняла, и она вошла в это. Но есть и обратная сторона этого всего. Женщина так же быстро может и принять что-то другое, то есть выйти из этого состояния. Как быстро входит, так быстро и может выйти. У мужчин немножко другая динамика. Он не будет показывать, что он с чем-то согласился. Там больше работает принцип «капля камень точит». Где-то что-то будет у него откладываться. Он будет смотреть на Вас, насколько вы Вы стали лучше, спокойнее, самодостаточнее, счастливее. Это тоже будет у него откладываться. Он будет судить по Вашей духовной практике и по Вам. И поэтому тут всё мягко, постепенно. Никакой директивной атаки, ни внутренней, ни внешней не должно проявляться. Очень, скажем так, косвенным образом.

Кормление бездомных животных является состраданием?

00:28:25 [Ведущая] Как важно знать тоже о природе другого человека, чтобы это всё было не в качестве насилия, а в качестве блага и пользы. Спасибо большое! И тоже вопрос про сострадание. Мы говорили о том, что можно кормить, а тут вопрос про кормление животных. «Если кормить бездомных животных неосвещённой, простой, невегетарианской пищей, является ли это состраданием?»

00:28:48 [Гуна Манджари] Мы говорили, что сострадание может быть на разных уровнях. Возьмём тот пример: ребёнок потерялся. И добрые люди его покормили в какой-то момент его жизни. Да, они проявили к нему сострадание, они проявили к нему какое-то сочувствие, но они не решили его проблем. И сострадание высшего уровня — это привести ребёнка домой, к его родителям. Поэтому, да, на каком-то этапе это тоже относится к состраданию, но такого временного характера.

00:29:41 И тут ещё можно упомянуть о принципе ахимсы, о проявлении сострадания к животным, то так же туда входит то, что мы их и не едим тоже. Потому что сейчас много общество предлагает такие моменты воспитания милости в человеке. Где-то там можно с животными пообщаться, какие-то рестораны, кафе. Я знаю, в Европе, где приносят ещё и животное, вы можете пообщаться, погладить. Но эти заведения невегетарианского характера. Поэтому это некий двойной стандарт, двойная мораль.

00:30:41 Поэтому в отношении животных важно помнить такие моменты. Животные и природа могут воспринимать, когда мы молитвы произносим, или мантры благоприятные. То живые существа в этом пространстве, их душа получает благо. Они получают пользу.

00:31:22 [Ведущая] Спасибо большое, что рассказали об этом. Действительно, важно об этом помнить. И пока вопросы по качеству сострадания закончились, может быть мы начнём разбирать другое качество? Я уверена, что ближе к концу эфира у нас ещё несколько вопросов появится.

00:31:37 [Гуна Манджари] Да. Мы перейдём к другому качеству. И так же хочу напомнить, что у нас остались ещё вопросы с прошлых эфиров, и при возможности мы тоже попробуем их рассматривать, то есть будем рассчитывать их рассматривать. Поэтому, если ваши вопросы так или иначе не прозвучали, значит слушайте нас дальше. Мы будем об этом говорить в каких-то будущих эфирах, если мы не успеем сейчас. И следующее важное очень качество, о котором хочется поговорить — это отсутствие алчности. И действительно, об этом можно много-много говорить. Тема всегда актуальная. Человек склонен к такому состоянию, которая гуна страсти контролирует, когда нам кажется, что “маловато будет”.

Закон алчности

00:32:46 И на алчность, на жадность нас ловит судьба. И это всегда имеет какие-то последствия негативные. Не говоря о том уже, что это тормозит наше развитие. И особенно сейчас об этом стоит поговорить, когда мы живём в эпоху раздутых искусственных потребностей. Как мы говорили в начале передачи, что если у человека нет духовного знания, понимания сути и смысла жизни, то природа не терпит пустоты. Если чего-то нет, то вакуум чем-то заменяется. Этот дефицит обязательно чем-то нужно заполнить.

00:33:48 Эта экзистенциальность, если не отвечен вопрос зачем и какой смысл этого всего, то этот вакуум будет заполнятся. И сейчас мы видим люди всё больше и больше теряют смысл жизни. Я говорю в общем о человечестве. Я не говорю об отдельных личностях. Некоторые находят. И достаточно много людей сейчас тоже обретают какой-то смысл жизни, видят свет в конце тоннеля. Но я говорю о человечестве. И поэтому этот вакуум заполняется всё большим и большим количеством каких-то искусственных вещей, без которых мы можем существовать.

00:34:43 Есть такое выражение, что Бог когда-то занимал место в нашей душе, в нашем сознании, но когда мы Его вырвали оттуда, то там образовалась пустота. И так как мы знаем, природа не терпит пустоты, её надо чем-то заполнить, она требует заполнения, то её пытаются заполнить всем. И так как Он безграничен, Он бесконечен, то эта пустота тоже бесконечная. И поэтому такой закон алчности – чем больше мы пытаемся удовлетворить свои возросшие потребности, тем больше и больше они возрастают. Это подобно тому, как тушить огонь, заливая его маслом, или подкладывая в него дрова.

00:35:47 Поэтому алчность — это такое сосущее чувство, которое чем больше мы пытаемся его удовлетворить, чем больше мы пытаемся что-то сделать для этого, тем больше оно начинает разгораться. Такая аналогия с зудом. Чем больше чешешь, тем больше хочется чесаться. Поэтому очень важно понимать о том, что такое алчность и к чему это ведёт. И очень важно противостоять тенденциям сегодняшнего времени, когда очень много всего навязывается, очень много всего ненужного нам пропагандируется. И мы, будучи пограничной энергией, становимся частью той среды, в которой мы находимся. То есть мы заражаемся этими идеями.

00:36:48 И нам хочется всё больше и больше. Кругом лозунги: «Ты этого достойна!» и «Тебе это надо!» Всё кругом пестрит тем, кто, как, что имеет и как можно ещё больше, а там ещё что-то. А за забором трава зеленее. И здравствуй, жадность! Так она разгорается. То есть она имеет природу огня. И существует некая иллюзия, что я куплю себе это, я достигну этого, у меня будет это и я успокоюсь, и я буду счастливым, и всё будет у меня хорошо. Но когда покупается это, пятое, десятое, то это ещё больше распаляет, разжигает.

00:37:50 И ум становится ещё более беспокойным (смю лекцию «Я и мой Ум»). И жизнь перестаёт быть более целостной. Потому что эта разросшаяся материя требует поддержания, требует энергии нашей души. Поэтому, допустим, аскеты, святые, те люди, которые очень решительно и серьёзно посвятили себя духовной жизни, духовной практике, они очень сильно остерегались материи. Они очень сильно опасались иметь больше, чем необходимо, потому что на поддержание этого всего, на то, чтобы это всё было в твоей жизни, уходит очень много энергии нашего сознания. Это всё не так просто. То есть материя требует нашего присутствия. Наше сознание погружается в это.

00:38:53 И чем больше мы туда погружаемся, тем меньше у нас сил и решимости на что-то другое. Потому что наши ресурсы очень ограничены. То есть сила нашего сознания тоже очень ограничена. Это миф, на самом деле, про Цезаря, который мог одновременно говорить, писать, слушать или ещё что-то. Может быть, иногда разносторонние люди встречаются, за редким исключением, но обычно там очень часто теряется глубина. Чтобы что-то делать хорошо, нужно в это очень хорошо погрузится и сконцентрироваться. Везде нужна наша концентрация.

Потребности женщины в материальном мире и духовность

00:39:48 И так как избыточные потребности и материя требует нашей концентрации, то у нас не хватает просто внутренней силы на важные для нас экзистенциальные вопросы, на решение таких глобальных для себя вопросов. Именно решение моего бедственного состояния в этом материальном мире и в плане деградации. И чтобы уравновесить сказанное ещё хочу добавить, потому что скажут: «Как же мы можем жить в этом мире без материи? И женщина тем более не может жить! Так что же, нам от всего отречься? И как же нам просто жить в пещерах или в горах? И что из этого выйдет?»

00:40:46 Конечно же, нет. И я очень часто об этом говорю в своих посланиях к женщинам. Очень часто говорю об этом, что есть природа, женское тело особенно нуждается в каком-то комфорте определённом, и что если мы действуем вопреки своей природе, если мы искусственно отрекаемся от того, от чего мы ещё не готовы отречься, это тоже может приносить нам беспокойство и тормозить нас в нашем духовном пути, на пути эволюции нашего сознания. И поэтому не надо никого имитировать. Это знание, понимание и примеры святых, отшельников или людей, идущих по духовному пути очень целеустремлённо, даются для того, чтобы мы видели какой-то эталон, для того, чтобы мы понимали как оно работает.

00:41:55 Но это не означает, что мы должны просто слепо это копировать. Мы должны это внедрять в соответствии с местом, временем, обстоятельствами, используя свой разум. Поэтому у нас есть какие-то потребности, которые необходимы, которые нам нужно удовлетворять для того, чтобы мы были достаточно сбалансированы внутренне, чтобы мы были здоровы, чтобы наша психофизическая природа была зафиксирована для нас органичным образом.

00:42:45 Поэтому ни в коем случае не нужно никого копировать, не нужно размахиваться на то, что сейчас я одним махом преодолею влияние материи на себя, на свою обусловленность. Нужно быть трезвым относительно этого. Дать себе то, что вам нужно для того, чтобы нормально функционировать в этом мире, не сходить с этим с ума. Но в то же время сохранять трезвость и фильтр, видя, что общество навязывает нам очень много того, что нам не нужно, без чего мы можем жить, и что будет приносить нам лишние проблемы. Тут нет каких-то готовых рецептов. Тут каждый для себя определяет эту квоту, эту долю, которая его.

00:43:51 И тогда жизнь его/её может быть намного более умиротворённой, намного более спокойной, и намного более успешной именно в том, чтобы достичь более глобальной цели своего существования. А не решать каждый раз какие-то временные задачи и потом с новым рождением опять решать всё одно и то же, и вовлекаться в эту борьбу за существование, в эти крысиные бега, кто победит, кто выйдет на старт, кто ухватит немножко больше материи. То есть идея в том, чтобы дать то, что необходимо для спокойной и здоровой жизни.

00:44:53 И об этом говорится в шастрах, об этом говорят святые, духовные учителя, что человек должен стремиться к здоровой и уравновешенной жизни, а не развивать какие-то искусственные потребности, то, без чего он вполне может жить. И так же я приведу такую цитату известную, которую говорил святой нашего времени Шрила Прабхупада. Он говорил о том, что человеческая жизнь предназначена для простой жизни и высокого мышления. А сейчас все живут очень сложно и мыслят очень примитивно. Поэтому как-то так, если в общих чертах.

Личная ответственность каждого за выбор пути

00:45:50 И плюс ещё такой момент последний, наверное, что могу сказать для баланса, для равновесия. Если вы посмотрите, как жили люди в ведической цивилизации, то есть женщины одевались очень красиво, они носили драгоценностей очень много. Они были в красивых одеждах. Никто не говорит, что нужно в какую-то серость себя погрузить. Но были разные классы людей. То есть, всё-таки общество понимало важность духовного совершенствования и всё служило этому для того, чтобы люди постепенно прогрессировали. Сейчас общество потеряло этот ориентир и просто как потерявший здравый смысл родитель, пытается задобрить своего ребёнка, балуя его бесконечно.

00:46:55 Позволяя ему все сладости на свете, потакая всем его капризам, лишь бы только этот ребёнок его как-то признавал. То же самое сейчас происходит с обществом. Оно будет давать вам всё, что угодно, любой каприз за ваши деньги, лишь бы были такие потребители адекватные, как считает общество. Лишь бы люди потребляли как можно больше. Общество немножко сейчас без головы. Нужно это понимать. Потому что нет брахманов. Брахманы сравниваются с головой общества. И раньше общество было построено таким образом, что брахманы руководили обществом, они были над царями.

00:47:53 Цари прислушивались к брахманам. И брахманы принимали решение как, куда вести. Но сейчас такого нет. Общество без головы и поэтому нам предлагают всё, что угодно, всё, что будет служить нашей деградации. Пожалуйста, в большом количестве, в большом выборе. И поэтому эту голову нужно самим себе прокультивировать, понимая, что мы не можем просто плыть по течению. Потому что мы приплывём не туда. Мы приплывём в тупик. За это никто не несёт никакой ответственности. И контролировать пагубное влияние на нас социума, окружающей среды. Я имею в виду социальной среды, и самим уметь фильтровать что мы принимаем, что мы сами знаем, как нам будет лучше.

Почему сейчас у людей не хватает решимости на борьбу со своими желаниями?

00:48:58 [Ведущая] Ещё одно удивительное качество мы разобрали. Спасибо большое! И конечно, у нас есть вопросы. Потому что это такая непростая тема. И, может быть, не каждый даже готов себе признаться в том, из каких мотивов он действует. И есть такой глубокий и философский вопрос. «Почему у людей сейчас не хватает этой решимости на борьбу с алчностью, со своими желаниями? А наоборот, всё громче звучат фразы, что ты должен позволять себе все свои желания. Это влияние Кали-юги или люди просто настрадались и психика хочет просто глупого счастья?»

00:49:31 [Гуна Манджари] Это влияние Кали-юги. Это действительно так. Потому что время — это божественный аспект. То есть Господь в материальном мире проявляется в виде времени. И под влиянием времени всё деградирует. И это влияние Кали-юги. Но мы живём в особую Кали-югу. Тут есть ещё и вкрапления Золотого Века (в эту Кали-югу). То есть с приходом святых, сейчас много знания открывается. Поэтому на фоне того, что время склоняет людей к деградации, у нас есть возможность. Это ещё не та Кали-юга, которая вообще не даёт никакого выбора. Об этом говорится, что ещё десять тысяч лет будет длится это влияние Золотого Века, а потом тьма будет сгущаться. То есть уже выбора не будет. Всё будет просто поглощено деградацией.

00:50:40 Поэтому сейчас мы видим как бы два параллельных течения. Очень сильно всё поляризуется. Мы видим разные полюса: одних людей, которые стремятся к духовному развитию, они развиваются, расширяют своё сознание. И другие люди, которые всё более и более усиленно деградируют такими семимильными шагами. Мы можем видеть как всё происходит, какие законы принимаются в обществе и так далее. Это действительно так. И общество сейчас без головы. Раньше общество было совсем другим. Во главе общества стояли просветлённые мудрецы и цари, которые принимали их авторитет.

00:51:44 Сейчас общество возглавляется людьми, очень далёкими от духовного знания. А люди всегда идут за кем-то. Обществу всегда нужен тот, кто его возглавит. Всегда нужен царь, сильная личность, которая будет управлять, которая будет давать дирекцию. Потому что общество вообще - ведомая структура. И в Ведах говорится: «Что бы ни делал великий человек, все следуют его примеру». Если великий человек не очень-то велик по рамкам тех качеств, которые мы сейчас читаем и обсуждаем, это может быть великий демон или просто материалист, то общество будет идти за ним. Такова природа вещей.

Что делать, чтобы не покупаться на рекламу “счастливой жизни”?

00:52:46 [Ведущая] Спасибо большое, что объясняете! Потому что, действительно, сейчас очень много информации, как Вы сказали. Со всех мест, со всех щелей, экранов смартфонов, компьютеров на нас идёт эта, не знаю, пропаганда или нет. Но так или иначе, огонь желания в нас разгорается и разгорается. И такой естественный вопрос к нам пришёл: «Что делать, чтобы не покупаться на эту рекламу счастливой жизни, которая везде транслируется? Иногда, действительно, может показаться, что тебе чего-то не хватает».

00:53:16 [Гуна Манджари] Это сто процентов, нам покажется, что нам чего-то не хватает. Если мы будем долго на это смотреть, то мы ощутим, что да, мне это надо, мне это не хватает. Я просто какой-то «нищеброд», презрительно брошенное. И это так оно и есть. Потому что мы все - люди среды. В какой среде мы находимся, такими мы и будем. Поэтому мы должны очень хорошо понимать об этой своей склонности, об этой своей тенденции, и не слишком быть самоуверенными в том, что я знаю, я противостою этому всему. Нет. Один в поле не воин. Поэтому мы должны сознательно искать общество людей с другими ценностями и больше находится в таком обществе.

00:54:16 Если мы вынуждены, в силу нашей какой-то социальной активности, общаться с людьми, находящимися под влиянием всей этой пропаганды, этого материализма, алчности и потребления, то, во всяком случае, если мы работаем на стройке и загрязняемся, мы должны приходить и принимать душ. Поэтому очень важно себе хорошо отдавать отчёт где мы находимся, что происходит. То есть никогда не позволять замыливаться своему видению. И даже если оно замылилось и мы уже начинаем как-то так примерять это всё на себя, все эти стандарты и вкусы, которые нам прививают другие люди, то мы должны вести себя просто к тем людям, которые ещё, скажем так, не сошли с ума.

00:55:23 И сами что-то практиковать, очищать своё состояние, очищать своё сознание. И практиковать духовную жизнь самостоятельно, духовную практику и общаться с теми, кто её практикует. Потому что если у нас нет такого общения и мы пытаемся практиковать сами, то в какой-то момент нам могут приходить мысли: «Я какой-то сумасшедший! Что я себе тут придумал? Наверное, люди живут проще. Они знают. Наверное то, что я делаю, такое не очень нормальное». И поэтому мы не сможем долго. И для этого важно общество других людей. Так как на нас влияет одно общество, нам важно общество других людей или общение с другими людьми. И пусть даже это будет несколько человек, но тут без единомышленников очень сложно.

Женщину пугает демонизм в партнёре, как быть?

00:56:25 [Ведущая] Спасибо большое! Это очень важно. И кажется так просто, что для того, чтобы развиваться, вернее для того, чтобы противостоять негативным качествам, демоническим, нужно просто вкладываться в свои божественные качества. Особенно посредством такого общения с людьми, которые этими качествами уже обладают. И у нас часто приходят такие непростые вопросы про жизненные ситуации. Я зачитаю один из них, потому что он связан с темой божественных и демонических натур.

00:56:52 Итак: «Добрый вечер! Вопрос для уважаемой Гуны Манджари. Сестра встретила мужчину. Начали потихоньку общаться. По человеческим качествам, доброте, заботе, поступкам — личность божественная. Но много ошибок с ранней молодости, полигамность в отношениях, неверность в браке, вспыльчив, много лет в депрессивном настроении из-за потери работы по физическим ограничениям. Пьёт и курит ганжу, чтобы снять боли. Неверующий, не в конфессии какой-то. Есть все признаки демонической личности, но они кажутся приобретёнными. Человека не хочется оставлять и уходить из общения. Как посоветуете выстроить с ним общение? Человек важен для женщины, чувства есть с обеих сторон. Но женщину пугает этот демонизм. Спасибо за ответ».

00:57:39 [Гуна Манджари] Спасибо за вопрос. И за доверие. Конечно, сложно заочно, не зная ни ситуации, ни человека. Это же конкретная жизнь, конкретные люди, конкретные вопросы. Насколько он одержимый вредными привычками? Насколько это всё так? Потому что то, что мы транслируем, несколько субъективно. И я получаю субъективную информацию о том, как это. И бывает сложно через субъективную информацию понять, что же там на самом деле. Поэтому я не могу очень достоверно отвечать на вопросы и давать чёткий ответ. Потому что у меня нет объективной информации.

00:58:47 Я могу в общем отвечать на вопросы подобного рода. Повторюсь, что в данном конкретном случае я не могу с полной ответственностью Вам посоветовать, да, примите этого человека, или не надо с ним связываться. Потому что я не знаю человека. Я не знаю, у меня нет понимания насколько информация объективна. Это просто природа человека, что мы передаём субъективную информацию через своё восприятие. Может быть, другой посмотрит, и по-другому это увидит. Поэтому, пожалуйста, учитывайте этот момент, что я не могу Вам определённо сказать общаться с этим человеком или нет. Вот с этим конкретным. Потому что не знаю.

00:59:47 А если говорить о тенденции того, о чём было описано, что было описано, да, действительно, в наше время мы не можем найти ведического мужчину или женщину, или божественного. Демонического, да, бывает. Но таких чистых демонов тоже сложно обнаружить. Все, более или менее, в каких-то качествах “перемазаны”. Поэтому важно понять такой момент, что мы не найдём чистый образ, “гений чистой красоты”, или как это писалось. Вряд ли мы это встретим. Это что касается идеалистов, у которых принцип «не соглашайся на малое. Либо всё, либо ничего». Как говорится, удачи!

01:00:51 Поэтому тут нужно смотреть насколько есть потенциал у данного человека. В какой-то степени, это лотерея. Я не знаю насколько есть там его addiction (зависимость, склонность, пагубная привычка) к нечистой жизни, насколько у него есть потенциал к тому, чтобы меняться. Поэтому тут именно нужно посмотреть по ситуации, какой у Вас уровень взаимодействия с этим человеком, насколько в нём развит волевой аспект, то есть насколько он может быть организован. Если человек сильно погружён в тама-гуну, склонен по инерции погружению в тамас, безвольный человек, просто он ни к чему не стремится, просто погрязает где-то, как сравнение свиньи в луже. С этим да, точно не надо связываться. Даже если он добрый, хороший, но безвольный.

01:02:25 Если нет потенциала, то это сложно - тянуть из болота бегемота. Если человек склонен заболачиваться, погружаться туда очень сильно, то с этим, пожалуй, не стоит иметь дело. Но если человек, в принципе, у него есть воля, он не погряз в тама-гуне, в невежестве, он может себя организовать, он что-то делает и там есть сила определённая. То, что важно иметь для мужчины — это именно аспект силы. Если в нём есть этот аспект силы, то можно рассматривать. Ещё раз подчеркну. Если в этом мужчине нет силы, если нет воли, то, пожалуй, нет.

Что делать со страхом рассказывать людям о Боге?

01:03:26 [Ведущая] Спасибо большое! Это, мне кажется, был очень важный ответ. Потому что мы так или иначе встречаемся с людьми, в которых есть и то и другое, как Вы сказали. Эти божественные и демонические качества проявлены в нас так или иначе. И очень важна эта тенденция, как Вы сегодня сказали, есть ли какое-то стремление к свету, к развитию, к улучшению, к благости. И это очень важный критерий, мне кажется, в общении с любыми людьми. Особенно в выборе спутника жизни будущего. Спасибо больше, что раскрыли эту тему! И вот последний вопрос хочу задать. «Страшно говорить и рассказывать людям о Боге. Кажется, что будешь непонятой и не сможешь сказать ничего путного, так как недостаточно знаний. Получается это грех? Но что делать с этим страхом?».

01:04:12 [Гуна Манджари] Я бы не сказала, что это грех. Это слишком такое понятие жёсткое — грех. Я бы назвала это больше как слабость сердца. Грех — это когда мы делаем что-то очень явно разрушительное. Поэтому это более такая наша слабость. И ещё недостаток веры. Это нормально. Потому что мы все на пути, мы развиваемся. Так бы я сказала. Это не что-то такое так или иначе. То есть это то, что в динамике. Это всё надо в себе развивать. Это можно говорить потихонечку, смотреть, как это всё. И это навык, который развивается.

01:05:10 И я как-то наблюдала и заметила, очень интересная тенденция существует в обществе, в котором мы живём, которое подчёркивает то, о чём мы говорили, что мы являемся продуктами среды, в которой мы находимся. Если вы посмотрите, о чём сейчас люди говорят. Сейчас, конечно, стало всё открыто и много блогеров, и много людей вещающих в соцсетях на большие пространства. Я иногда просто смотрю для того, чтобы понять, что происходит. Говорят о чём угодно. Если раньше человек должен кем-то стать, чтобы его послушали, чтобы он вышел на большую аудиторию, на большую арену. И ценз был, что-то не позволялось говорить. Допустим, нельзя было использовать нецензурную речь или что-то такое, явные субъективизмы нельзя было использовать.

01:06:18 То сейчас вообще полная свобода. Все говорят, что хотят. В общем, такой абсурд можно услышать, просто редкостный. Так почему мы боимся сказать несколько правильных важных слов? Я просто сама себе задаю этот вопрос, когда я чувствую, что мне сложно говорить о каких-то духовных вещах прямым текстом. Я себе задаю вопрос: «А почему? Почему те, кто несут всякий бред, им не стыдно? Они нормально себя чувствуют и у них так много последователей, и такой отклик. А почему я боюсь сказать что-то важное и нужное?». И как бы это не звучало странно, но эти люди меня вдохновляют на то, чтобы не бояться и не стесняться говорить то, что реально важно и нужно.

01:07:21 Поэтому, во-первых, отвечая на этот вопрос, это то, что мы продукты среды, в которой мы живём. А мы живём, во многом, в сумасшедшем мире. И поэтому нормальный человек в сумасшедшем мире кажется ненормальным. И поэтому очень важно отдавать себе в этом отчёт. И другой момент — это то, что это надо просто потихонечку практиковать. И это приходит с практикой.

01:07:52 [Ведущая] Столько вдохновения Вы подарили этим ответом! Спасибо большое, что поделились и в том числе своим опытом! Это действительно важно. Это такой голос разума. Как действительно настраивать себя, как можно увидеть свои страхи и понять откуда ноги растут и как, самое главное, с ними работать. Поэтому спасибо большое за ответ! И время нашего эфира подошло к концу. Сегодня целый два качества обсудили очень важных. И сделали ещё один шаг на пути к божественным качествам, к проявлению божественной натуры, которая так естественна для нас. Поэтому спасибо большое, что вновь и вновь поднимаете эту тему и помогаете нам становится лучше!

01:08:33 [Гуна Манджари] Спасибо Вам, Анна, за помощь! И спасибо нашим слушателям за глубокие вопросы, за то, что эту тему мы можем вместе раскрывать для себя, узнавать. И я желаю всем нам проявлять сострадание ко всем живым существам и быть объектами этого сострадания, и иметь эту внутреннюю трезвость. Не позволять алчности нас разносить по частям. И спасибо ещё раз за этот разговор! Всем нам это полезно: говорить об этом и слушать. И до следующих встреч! До свидания!

01:09:14 [Ведущая] Прекрасно пожелали, как и всегда. Спасибо Вам! И до новых встреч!

транскрибирование: Ольга Рымарь | 09 сентября 2021