Скромность и решимость

vedaradio.fm - 22 октября 2021
Божественные качества по Бхагавад-Гите. Ответы на вопросы: совет психологов “проявляться” не противоречит скромности? Скромность связана с целомудрием и верностью своему мужу? Стеснительность - это защитный механизм женщины. Можно ли делиться с людьми своими достижениями и успехами? Решимость в разных гунах. Дорогу осилит идущий. Пример решимости из вед - Воробьиха и Океан. Решимость непосредственно связана с состоянием разума. Ответы на вопросы: как превратить сомнения в решимость? Как можно тренировать решимость? Как быть решительным, но не превратиться в “духовный танк”? Как не поставить убеждения выше людей рядом? Решимость должна именно в духовных вещах проявляться?
запись эфира для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 4
длительность: 01:00:40 | качество: mp3 64kB/s 20 Mb | прослушано: 40 | скачано: 68 | избрано: 8
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Ведущая] Добрый вечер, дорогие слушатели Ведарадио. Мы продолжаем открывать сокровищницу прекрасных качеств и медитировать на текст священной книги Бхагавад-Гиты. Весь ближайший час с нами на связи психолог, автор книг для женщин, знаток ведической культуры и наша дорогая гостья Гуна Манджари. И мы говорим о божественных и демонических натурах. Пожалуйста, присылайте свои вопросы нам в ватсапе и Вайбере по номеру телефона + 7 900 239 0963, или оставляйте их на сайте vedaradio.fm. А я приветствую нашу гостью. Здравствуйте, Гуна Манджари.

00:00:38 [Гуна Манджари] Здравствуйте, дорогая Анна. Здравствуйте, дорогие радиослушатели.

00:00:43 [Ведущая] Сейчас начался, буквально недавно, по ведическому календарю замечательный месяц Картика, в котором все блага, которые мы получаем за духовную практику, они умножаются во сто крат. Сегодняшний наш эфир - это непосредственно духовная практика. Потому что мы с вами изучаем священное писание. Поэтому с особой радостью ждём услышать, что же Вы нам сегодня расскажите.

00:01:07 [Гуна Манджари] Да, спасибо за такое выступление. Действительно месяц Картика по ведическому календарю, он связан с тем, чтобы увеличить свою привязанность, привлечение к Верховной Личности Бога, вступить с Ним в какие-то личные взаимоотношения. И это время очень благоприятно для развития нашей вечной связи с Ним. С этим очень много всего связано. Да, мы продолжаем. Я бы даже не назвала это изучением Бхагавад-Гиты. Скажем так: прикосновением к Бхагавад-Гите. Так как тема у нас связана с психологией, то мы изучаем ведическую психологию. Что есть в нас? Позитивные качества или божественная природа. Что есть демонические качества.

00:02:15 По закону физики, метафизики противоположности всегда сражаются между собой. И в ведах говорится, что испокон веков идёт, ведётся эта борьба, война между божественными и демоническими натурами. Также это борьба ведётся на всех уровнях. И в частности, она ведётся в каждом из нас. Поэтому говорится, что тот, кто предупреждён, тот вооружён. И поэтому важно знать в лицо наших друзей и врагов, которые находятся внутри нас. Следовательно, очень важно изучать эти качества, уметь их распознать, увидеть и понять, что есть что. И это даёт тогда нам силу и понимание действовать в правильном направлении. Итак, мы уже скажем так по традиции изучаем божественные и демонические натуры. О них нам ведает Бхагавад-Гита в главе 16 текст с 1 по 3.

Божественные качества по Бхагавад-Гите

00:03:40 Итак, ещё раз напомню себе и нашим слушателям, что есть божественные качества. Они здесь перечисляются в этих текстах. Верховный Господь сказал: «Бесстрашие, очищение своего бытия, совершенствование в духовном знании, благотворительность, владение чувствами, совершение жертвоприношений, изучение вед, аскетизм, простота, отказ от насилия, правдивость, негневливость, отрешённость от всего мирского, спокойствие, отсутствие стремления злословить, сострадание ко всем живым существам, отсутствии алчности, мягкость, скромность, решимость, целеустремлённость, способность прощать, стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремления к почестям - таковы, о потомок Бхараты, трансцендентные качества праведных людей, наделённых божественной природой».

00:04:49 И на нашем прошлом эфире мы разбирали такое качество как скромность. Мы пытались его рассмотреть более глубинным образом. Мы говорили о том, что скромность - это не то, что очень популярно в наше время. Не очень-то она прививается и, так сказать, востребована. Но тем не менее как золото или какие-то драгоценные камни, они всегда цены независимо от того, в какие времена они имеются. Поэтому скромность это качество такое достаточно комплексное. И оно связано с тем, что человек обладает внутренней такой наполненностью. То есть ему не надо ничего никому доказывать, он находится в контакте с Высшим Источником.

00:06:03 И поэтому такая внутренняя удовлетворённость является корнями скромности. Не просто, что я стою, так застенчива и как-то мало себя проявляю. В общем-то, в наше время, в то время, в которое мы живём, люди очень часто профанируют очень многие понятия. То есть в силу своего непонимания и даже дилетантства, они пытаются какие-то духовные, глубинные качества, проявления трактовать через своё неглубокое, неосведомлённое понимание об этих вещах на каких-то чисто внешних отражениях, проявлениях. Поэтому скромность имеет глубинные корни.

Совет психологов «проявляться» - не противоречит скромности?

00:07:15 И я всё-таки хотела ответить на вопросы, которые пришли к нам с прошлого эфира относительно этого качества, чтобы уже резюмировать наше рассмотрение качества скромность и пойти дальше. Итак, вопрос, который к нам пришёл на прошлом эфире от нашей слушательницы. «Нередко слышала и читала, что девушка должна быть скромная. Но хорошо выходят замуж и долго не задерживаются «в девушках» именно те, кто могут себя красиво и ярко проявить. И даже больше. Современные психологи приравнивают скромность к ограничивающим убеждениям и наоборот советуют проявляться. Или это не противоречит скромности?».

Скромность – это королевское качество

00:08:20 Вот такой вопрос. И в принципе, да. Есть такое понимание, что скромность - это просто такая непроявленность. На самом деле, как мы уже объясняли, и тут следует понимать, что скромность - это комплексное понятие. Оно связано с тем, что в общем-то тебе ничего никому не надо доказывать. И это всегда характеризует человека такого, столь самоценного, то есть наполненного ценностью. То есть скромность ничего общего не имеет с серостью или с такой забитостью, что часто неправильно трактуется современными психологами или вообще людьми. Скромность – это когда тебе ничего никому не надо доказывать. Это по сути дела, такое королевское качество.

00:09:20 И в принципе, это качество связано с внутренней такой уверенностью. Очень много об этом говорят сейчас. О том чтобы поднять самооценку, уверенность в себе. Женщина уверенная и так далее. Очень много об этом сейчас вещают. Но на самом деле, если мы будем смотреть глубинно, то вот и есть вот эта скромность. Когда ты уверена в себе, когда у тебя есть связь с Высшими Источниками, с Верховной личностью Бога, с духовным своим, скажем так, корнем твоей личности. И ты получаешь оттуда питание как растение, которое соединено с корнем.

00:10:20 В общем-то, ты не нуждаешься в том, чтобы как-то впечатлять окружающих и как-то пытаться привлечь к себе внимание. Вот как психологи сейчас говорят, такое состояние - дефицитное. Состояние, когда человек всячески пытается получить извне признание того, что он/она существует. Вот поэтому такое королевское качество. И люди, которые им наделены, в частности, женщины, они очень заметные. Это ничего не имеет общего с какой-то там серостью, забитостью. Женщина, которая реально обладает скромностью, она также может себя вполне нормально по-человечески проявлять.

00:11:14 Но там нет такого болезненного-болезненного дефицита, когда ты во что бы то ни стало хочешь привлечь к себе внимание, получить это внимание, какую-то любовь, признание из состояния того, что у тебя этого нет внутри и ты нуждаешься, чтобы окружающие тебе это выдали. И поэтому скромность - это внутреннее чувство, такое внутреннее состояние. У меня есть одна знакомая. Она очень такая, я бы сказала, интровертная. Ей присуще в какой-то степени это качество. То есть она не пытается привлечь к себе внимание. И она недавно мне сказала, что её муж ей сказал, что по его наблюдениям, когда она где-то появляется в обществе, то на неё сразу же обращают внимание. Хотя это не является её целью.

00:12:26 То есть она вполне удовлетворена в той позиции, в которой она находится. Люди сразу чувствуют и ощущают целостного человека и сразу обращают на него внимание. Поэтому то, что скромность является серостью или незаметностью - абсолютно не так. Скорее, наоборот. Это в наше время такое, я бы сказала, эксклюзивное качество. Когда женщина спокойна, уверена в себе, может проявить себя как она ощущает. И это исходит из её внутреннего такого изобилия, наполненности. Вот это можно считать скромностью.

Скромность связана с целомудрием и верностью своему мужчине?

00:13:20 И тут также есть второй вопрос относительно скромности. «Слышала, что у женщины скромность обычно связывают именно с целомудрием, верностью своему мужчине. Или это не совсем так?». Да. Это так тоже. Потому что, если мы исходим из той позиции, что скромный человек - это человек в состоянии изобилия, которому ничего никому не надо доказывать. То также целомудренная женщина, скромная или целомудренная - это всё грани одного и того же качества - вот этой целостности. Так как она находится в состоянии вот этого изобилия, она удовлетворена тем, что у неё есть, тем, кто у неё есть, кого она получила, как свою долю, как говорится в ведических писаниях. То есть понимая общую картину всего. Что и как всё устроено.

00:14:35 То есть это всё происходит из внутренней такой мудрости, из понимания природы вещей и такого состояния удовлетворения, глубинного удовлетворения, которое мы получаем из духовных источников и связи с самим собой, то есть со своей душой, связи с Высшей Душой. И из понимания собственной природы и того, как всё устроено. Понятно, что она не будет искать ещё “приключений” и рыскать по всем по всем трём мирам в поисках какой-то небывалой любви.

00:15:29 В общем всё целомудрие, как мы разбирали это неоднократно, и это есть также понимание в книге «Я бы на ней женился!» , посвящённой качествам женственности также. И целомудрие состоит из двух слов. Это целостность и мудрость. То есть такая женщина, она целостна и связана с самой собой. Есть этот контакт, connection. И она обладает мудростью. То есть это да, одна из граней этого качества, глубинного качества – скромность. Это также является и целомудрие. Вот, что хотелось сказать по этому поводу.

00:16:25 Кстати, также хочется заметить, что целомудрие - это качество, которое не только связано с женщинами. Оно также может быть присуще мужчинам. И оно также важно в контексте мужчин. Потому что знаете, «мужчины лёгкого поведения» - такая может фраза, не очень применяемая к мужчинам, но тем не менее, такое тоже есть. То есть как личности тоже не прибавляет ценности мужчине, который пытается извне как-то наполнить себя, тоже свидетельствует о каком-то внутреннем дефиците. Поэтому такое качество, как целомудрие, оно ценно для всех. И это то, что касается скромности. Если есть какие-то ещё вопросы, уточнения, если о чём-то ещё вы хотите поговорить, Анна, мы можем сейчас эту тему ещё как-то рассмотреть. Если нет, то мы пойдём дальше.

00:17:48 [Ведущая] Спасибо большое за то, что зачитали вопросы и ещё глубже раскрыли эту тему. Я недавно читала тоже у одной из наших лекторов - Юлии Мишариной. Она тоже разбирала похожее качество – стеснительность. Мне кажется, для женщины целомудрие, скромность, стеснительность - это примерно грани одного качества. И она понимает это качество, как сдержанность. И это как раз про достойную женщину, которая как царица. Она в полном осознании своего достоинства, ведёт себя очень благородно и сдержанно. Просто понимаешь свою ценность. Мне понравилось вот это определение, такое вот женской скромности. Просто из чувства какого-то внутреннего богатства, внутренней наполненности, о которой Вы говорили.

Стеснительность – это защитный механизм в психике женщины

00:18:30 [Гуна Манджари] Да, Анна. Спасибо за дополнение. И ещё относительно качества стеснительности. Это немножко, но это тоже связано со скромностью. Но оно также связано с определёнными защитными механизмами в психике. Особенно это важно для женщины. И важно не переходить вот эти барьеры. Это как вот в теле есть гланды. Они считаются такими защитными воротами для того, чтобы инфекция не проходила в организм. Тоже самое стеснительность - это определённая защита психики женщины, и поэтому современная культура всячески пытается сломать эти границы, потому что тогда проще эксплуатировать женскую энергию.

00:19:28 И поэтому здесь очень нужно быть внимательной для того, чтобы быть осознанной в этом плане и не нарушать вот эти границы собственной стеснительности, понимая, что это защитные механизмы психики и их не надо ломать. Потому что когда они сломлены, то всё достаточно сложнее становится, и могут быть всякие деструктивные тенденции в психике, в тонком теле. Поэтому это важное качество, хотелось заметить ещё.

Можно ли делиться с людьми своими достижениями и успехами?

00:20:11 [Ведущая] Спасибо большое. Действительно как паровозик, один за одним раскрывается. И вот такой вопрос про скромность тоже пришёл. Зачитаю. «Можно ли делиться с людьми какими-то своими достижениями и успехами, чтобы вдохновить людей на развитие или это нескромно?».

00:20:27 [Гуна Манджари] Как вам сказать. Тут есть много-много нюансов, которые важно отметить в этом плане. Говорится в ведах, что свои обеты и какие-то другие моменты, духовные достижения - их лучше держать в тайне. И есть история в Махабхарате про то, как Арджуна поклялся убить себя, если он там не исполнит какого-то действия, я уже не помню. И все враги на противоположной стороне очень ожидали, что вот Арджуна в общем-то произведёт этот акт, такое харакири.

00:21:32 И в общем-то, ему надо было это сделать. Он пришёл к своему другу Кришне, который был Верховной Личностью Бога. И есть. И он спросил: «Как мне поступить в это плане?». В общем Кришна ему посоветовал: «А ты иди и начни, во-первых, ругать своего старшего брата Юдхитштхиру, проклинать его. И потом ты начни хвастаться. И тогда ты себя на тонком плане уничтожишь таким образом». Что Арджуна и сделал. И конечно, какое-то бахвальство, хвастовство - это вещи достаточно деструктивные.

00:22:22 Действительно, если мы что-то сделали, и мы начинаем как-то так хвастаться, рассказывать. Во-первых, мы подпитываем свою гордость. В том плане, что особо, чем мы можем гордиться. Потому что мы не можем особо гордиться. Всё, что у нас есть, мы получаем откуда-то, из каких источников. Они нам только позволяют чего-то достичь. Во-вторых, мы получаем уже определённые плоды. То есть, когда вот нам скажут: «Ух ты, здорово, какой ты молодец!». И вот нас начинают так усиленно хвалить. То, как бы плоды этого действия мы уже получили. И поэтому мы можем гораздо медленнее двигаться по тому же духовному пути или по каким-то достижениям, которые мы хотим получить в результате наших усилий. Потому что вот всё, мы ж получили какое-то признание, поглаживания и прочие-прочие вещи.

00:23:30 То есть, всё зависит от мотива. Насколько мы действительно разумны. Насколько мы действительно понимаем наше, как сказать то, что нами движет. Если мы просто хотим как-то самоутвердиться, как-то над кем-то проплыть там сверху и себе что-то доказать - какой (какая) я молодец. То да, это в общем-то мы просто даром теряем энергию, это какой-то холостой выстрел и в общем-то бессмысленные вещи.

00:24:10 Но если это связано, если мы действительно искренни в том, что мы делаем. И если мы это делаем для того, чтобы кому-то принести благо, и мы это реально видим и понимаем. То есть если мы в разумной позиции, очень в разумной позиции, то мы можем приводить доводы, касающиеся нашего собственного опыта. Как вот у нас, что в жизни изменилось. То есть видите, ко всему важно применять разум. Поэтому здесь нет такого однозначного ответа: «Да или нет». Это зависит в какой ситуации, в каком умонастроение мы находимся, насколько глубоко мы понимаем то, что мы говорим и то, где мы находимся.

00:25:04 [Ведущая] Спасибо большое. Это тоже очень важная вещь. Конечно много можно размышлять над этими качествами, как они проявляются в нашей жизни. Мне кажется, хорошим было бы таким домашним заданием - медитировать до следующего эфира на наше качество. И может быть мы тогда перейдём к следующему, чтобы тоже ещё глубже его понять?

Решимость в разных гунах

00:25:26 [Гуна Манджари] Да. И следующее качество, которое здесь приводится - это качество решимость. И как мы можем видеть, что божественная личность, то есть божественные качества или качества, которыми обладает божественная личность - это как бы синтез качеств. Это не просто «вот он скромный и никак себя не проявляет, нигде не хочет засветиться. Просто так скромно, потупив очи, где-то находится». Нет. Тут, как мы много раз замечали, тут есть целый синтез всех качеств. И также к божественным качествам относится и решимость. Когда человек не просто такой вот пассивный, никак себя не проявляющий, но вместе с тем у него есть волевое начало.

00:26:32 Решимость характеризуется присутствием воли и волевым аспектом в нас. И решимость, как и ряд качеств, также она может быть в разных-разных модусах материальной природы. Есть люди такие решительные, они исполнены решимости. Но их решимость, что называется, с «сорванной крышей». То есть они решимы делать что-то, рискуют всячески. Как говорится: «Дураки идут туда, куда ангелы посмотреть бояться». Есть такое выражение.

00:27:27 То есть люди могут быть очень решительные в плане деструктивных тенденций. Для саморазрушения тоже может быть такая решимость, совершенно нездоровая. Поэтому тут важно, что решимость, о которой идёт речь в данном контексте, она связана с решимостью в гуне благости. В той же Бхагавад-Гите мы находим ответ о том, что же такое решимость в гуне благости. Это в 18-ой главе текст 33.

00:28:09 धृत्या यया धारयते मन:प्राणेन्द्रियक्रिया: ।
योगेनाव्यभिचारिण्या धृति: सा पार्थ सात्त्विकी ॥ ३३ ॥

dhṛtyā yayā dhārayate
manaḥ-prāṇendriya-kriyāḥ
yogenāvyabhicāriṇyā
dhṛtiḥ sā pārtha sāttvikī

«О сын Притхи. Твёрдая, непоколебимая решимость, поддерживаемая практикой йоги и позволяющая человеку овладеть своим умом, потоками жизненного воздуха и чувствами называется решимостью в гуне благости».

00:28:25 То есть решимость, непоколебимая решимость, поддерживаемая практикой йоги. Решимость именно в практике йоги является решимостью в гуне благости. И это та решимость, о которой идёт речь в разделе «Божественные натуры». Описывает Божественные натуры. То есть это решимость, непосредственно связанная с действиями. Потому что очень часто мы можем видеть людей, которые очень хорошо философски и вообще как-то так информационно оснащены. Сейчас же много информации, люди любят рассуждать на темы, на разные темы. И как мы уже начали говорить в начале передачи, мы говорили о том, что люди много сейчас судят обо всём. О той же духовности.

00:29:31 Но это вопросы, которые просто связаны с теорией, теоретические. С информацией, с какими-то такими умозрительными заключениями. Решимость, о которой идет здесь речь - это действенное качество. Это когда мы не просто рассуждаем и парим где-то в облаках всяких понятий, теорий и прочих ментальных построений. А когда мы действуем. Решимость, которая заставляет нас действовать. И действовать несмотря ни на что. И понятно, что духовный путь, идти по духовному пути, по пути саморазвития - это путь, это научные процессы. Это путь, который предлагает нам множество-множество испытаний.

00:30:34 Множество будет, скажем так, разочарований. В том плане, что будут всякие-всякие наши идеи. Идеи нежизнеспособные, то есть неправильные наши убеждения - они будут разрушаться на этом пути. Мы можем встречаться с разными ситуациями на этом пути. Иногда мы будем ощущать подъём, иногда спад. Иногда будет что-то сложное. То есть духовный путь - это не путь, который усеян лепестками роз. Он усеян розами. Там бывают шипы. Для того, чтобы мы шли, для того чтобы мы развивались и именно продвигались по этому пути. Это всё имеет смысл определённый.

Дорогу осилит идущий

00:31:38 Когда мы разочаровываемся или когда мы чего-то не понимаем. Когда у нас бывает, всё идёт волнами - то вверх, то вниз. Тогда у нас какие-то такие падения возникают. То человек, обладающий решимостью, он просто продолжает, несмотря ни на что. Вот как есть такой принцип духовный, я о нём слышала давным-давно. «Если можешь - беги по направлению к духовным целям. Если не можешь бежать – иди. Если не можешь идти – ползи. Если не можешь ползти - то хотя бы ляг и лежи по направлению к цели».

00:32:33 Во всяком случае, тут идея в том, что это связано с решимостью. Важно просто продолжать то, что мы делаем из того потенциала, который у нас есть в наличии. Но не отпускать. Потому что это старая фраза «Дорогу осилит идущий», она действительно работает. И очень часто в ведических писаниях приводится этот пример о том, что действительно материю и то, что мы проходим, - её очень сложно преодолеть. Потому что мы находимся под влиянием дайви-пракрити. Это Божественная природа. Материальная природа - это Божественная природа.

00:33:30 И качества, которые, скажем так, связаны с нашей демонической природой - это вот такое «зависание в материи». И когда мы развиваемся, идём вверх, мы вот эту материальную стагнацию в себе преодолеваем. И материальная природа - это также божественная природа. Она наделена Божественным могуществом. И конечно, мы по сравнению с ней, ничто, скажем так. То есть нашими силами преодолеть это невозможно. Но единственное, что от нас зависит - это вот наша решимость.

Пример решимости из вед – Воробьиха и Океан

00:34:16 И то, о чём я начала говорить, что в ведах приводится пример такой решимости - это пример Воробьихи. Однажды Воробьиха снесла на берегу океана яйца. И Океан просто их смыл. И Воробьиха (это ведическая история, и там воробьи могли разговаривать и общаться с океаном), она закричала океану: «Отдай-отдай! Ты украл моё потомство!». Ну, океану что? Крик Воробьихи и Океан - это вещи такие несоизмеримые. Он просто шумел как обычно и ничего не производил, никаких действий, которые она ожидала. Тогда она ему пригрозила: «Если так, то я выпью тебя и извлеку, верну себе яйца».

00:35:19 И значит “напугала” Океан, что называется. Воробьиха выкопала такую лунку и начала носить в своём клювике по каплям. По каплям она начала носить воды океана. То есть не воды, а какие-то капельки из океана. И она бегала туда-сюда. И своей решимостью она привлекла к себе царя птиц, божественную личность Гаруду, который носит на себе Верховную Личность Бога - Вишну. Это такой Его преданный, это божественное живое существо в форме птицы, очень могущественное. И он увидел, её решимость привлекла его внимание к себе. Он заинтересовался, что это его маленькая сестричка делает. И когда он понял, чем она занимается, он оценил её решимость.

00:36:20 И он пригрозил океану: «Ну-ка, верни ей её яйца. Иначе я займусь тем же, и тебе несдобровать!». Конечно, Океан послушал. Он сразу же вернул Воробьихе её потомство. То есть дело в том, что своей решимостью, тем что мы занимаемся практикой и пытаемся преодолеть то, что мы не можем преодолеть нашими силами, мы привлекаем к себе Высшие силы, Божественные Силы. И тогда ситуация начинает складываться. Они начинают помогать нам, они начинают разруливать всё, что должно быть разрулено. То есть силы судьбы. Это всё Высшие Божественные Силы. Они начинают нам помогать, если мы совершаем усилия в правильном направлении, если мы полны вот этой решимостью. Видите, как тут приходится пример такой ведический «Воробьиха и Океан».

00:37:32 Если у нас есть вот такая решимость несмотря на то, что перед нами океан и это совершенно невозможно. Если мы таким обычным, человеческим, здравым разумом пытаемся оценить. Но для Бога, для Него нет ничего невозможного. Все энергии находятся в Его подчинении. Поэтому, когда мы совершаем правильные усилия и мы демонстрируем нашу решимость, таким образом мы привлекаем вот эту Высшую помощь. И поэтому тут очень важно понимать, как это сказать, алгоритм вот этих действий. Как оно всё происходит, и что такое решимость, и что даёт решимость человеку. Поэтому это вот такой важный момент - именно разобраться в том, что есть наша деятельность, что есть действие и как его правильно совершать.

00:39:00 [Ведущая] Очень интересное это качество решимости. Хочется узнать, откуда она тоже берётся. Мы в принципе все эти качества разбираем. То есть насколько я поняла, очень важно при качестве решимость именно знание. Если у тебя нет знания и понимания чёткого, что ты сейчас собираешься сделать - это абсолютное благо, то решимость лучше не применять?

Решимость непосредственно связана с состоянием разума

00:39:25 [Гуна Манджари] Да, мы говорим о решимости, которая находится в качестве благости, так как мы говорим о божественных проявлениях. Поэтому это априори. Мы говорим о решимости в гуне благости. И конечно, решимость берётся из разума. Люди думают, что человек разумный - это тот человек, который сидит и вот много размышляет и он такой «весь из себя», что называется «семь пядей во лбу». Но на самом деле человек разумный - это человек, который действует. Человек действия. Когда мы не просто сидим и умозрительно рассуждаем о том, о сём. Решимость непосредственно связана с состоянием разума. И недаром в соответствии с ведическим знанием разум находится под влиянием гуны страсти. А ум под влиянием гуны благости - должен, в здоровом состоянии.

00:40:40 И гуна страсти активна по своей природе. И поэтому важно, чтобы разум был активен. Ум может быть пассивен, так как гуна благости пассивна, она в знании находится. Поэтому ум должен быть спокоен, медитативен. Но важно, чтобы разум был действенен. Поэтому важна именно практика. Когда мы получаем какое-то правильное, нужное знание, нужную информацию - очень важно начать действовать. Иначе мы будем много сидеть и размышлять, как говорится, пытаться попробовать облизывать банку с мёдом снаружи и судить о том, работает это или не работает. Но чтобы понять, что работает - нужно попробовать. О вкусе мёда можно судить только попробовав его.

00:41:37 Поэтому решимость - это именно такая практическая составляющая. Когда мы действуем в соответствии с тем знанием, которое мы получаем, переводя его из теоретической плоскости в практическую. Также (так как задали этот вопрос по поводу - от чего зависит это качество решимости) также это зависит от того, что мы себя окружаем и правильным общением. Если мы находимся рядом с людьми, общаемся, которые действуют в правильном ключе, мы тоже начинаем. Мы перенимаем их решимость.

00:42:33 Потому что, если мы окружаем себя людьми, которые не в состоянии действовать, или они разочарованы. То есть они не находятся в решимости, в решимом состоянии, то это тоже будет влиять и на нас, на нашу решимость. Поэтому тут важно общение, важна практика, развитие разума тоже - комплексное такое состояние.

Как превратить сомнения в решимость?

00:43:08 [Ведущая] Спасибо большое за объяснение. Действительно, это очень важно - и гуна благости, и гуна знаний, которые мы здесь пытаемся развивать, благодаря проекту, благодаря общению с Вами. Это тоже очень наполняет. И вот к нам пришёл такой вопрос: «Что делать с сомнениями? В том числе в духовной практике. Я только начала изучать веды. Как превратить их в решимость?»

00:43:30 [Гуна Манджари] Просто нужно, как на примере Воробьихи. То есть мы видим океан сомнений и просто нужно практиковать, действовать. И тогда сомнения будут, по мере нашей практики, разрешаться. Вообще, сомнения характеризуют также человека разумного. Но сомнение, как и всё, оно должно быть в меру. То есть сомнение - это да, это качество ума или разума. Тоже к этому может относиться. Но дело в том, что нельзя идти очень сильно на поводу сомнений. Сомнения надо разрешать, надо общаться, спрашивать, прояснить для себя какие-то вопросы.

00:44:36 Но нельзя очень сильно как бы вестись за сомнениями. Потому что сомнения - это то, что разрушает веру. Вот есть такая притча небольшая про одного охотника, который охотился на территории леса, на которой была запрещена охота. И он подстрелил лисицу. И как раз в это время царь обходил свои владения, вот эти владения. И он слышал, что едет царская свита. А он уже выстрелил. И эту лисицу он не убил, он её ранил. Он её быстренько схватил и спрятал за пазуху. И тут подъехал царь, обратился к нему, поздоровался: «Как дела у тебя, как твоя жизнь?». В общем он начал отвечать на вопросы. И когда царь отъехал, этот охотник упал замертво. Эта лисица проела ему все внутренности и, в общем, погубила его. Эта лисица характеризуется сомнениями.

00:46:01 То есть если мы позволим сомнениям очень глубоко проникнуть в нас (это производное нашего ума), то мы никогда ничего не сделаем. Они съедят всю нашу веру, всё, что у нас есть. Поэтому сомнения нужны в каких-то разумных пределах. Но дальше нужно просто действовать. Опять же, если у вас закрались какие-то очень сильные серьёзные сомнения - нужно их вывести наружу и разрешать эти сомнения. Но часть процесса в том, что мы действуем. Когда мы действуем, то у нас возникает сила и понимание. Многие сомнения разрешаются сами собой просто в процессе.

Как можно тренировать в решимость?

00:47:05 [Ведущая] Да, это тоже очень ценно. Спасибо Вам большое. Тоже похожий вопрос. «Как можно тренировать решимость?»

00:47:12 [Гуна Манджари] Тренировать решимость, как и всё, можно и нужно. Всё начинается с маленьких шагов. Это искусство маленьких шагов. Допустим, если вы что-то решили сделать, вы это делаете. Вы не позволяете сомнениям вами овладевать больше, чем это необходимо. Я могу свой пример привести, как вот я с этим работаю. Я знаю, что я принимаю какое-то решение. Конечно, нужно обдумать, нужно как-то всё почувствовать: «Да, это вот оно. Да. Вот это». И тогда нужно действовать. И я знаю, что если я не начну делать то, что я решила, если я начну думать опять, ещё лишний раз я начну об этом думать - я никогда этого не сделаю.

00:48:18 Поэтому в какой-то момент нужно сказать себе: «Стоп. Дальше делаем». И просто научиться действовать несмотря на то, что в уме будет много всякого там. Там будет крутиться, как это называют, бетономешалка. Ум будет работать и говорить: «А, нет. А подожди. А если вот так, то так. А, нет. Подожди. Может быть не надо?». То есть ум - это его работа. Такой необузданный ум. Его работа в том, что он бесконечно будет поставлять нам темы для того, чтобы мы пребывали в нерешительности. Просто в какой-то момент нужно действовать несмотря на то, что ум пребывает в этом состоянии. Он всё взвешивает, «переливает из пустого в порожнее». Если мы позволим себе прислушаться к этому лишний раз, мы никогда не сможем сделать то, что мы решили. Поэтому нужно практиковать.

00:49:23 Вот я решил /решила. Я взвесила всё, поняла всё. Это важно. Всё. Следующее - я действую. Я не позволяю себе переходить на слишком такою ментальную платформу и зависать там, в этом ментале. Именно постепенно приучать себя к тому, что я действую. Что-то решила – делаю. Решила – делаю. И не позволять себе зависать в такой ментальной, как называется, прокрастинации. Вот в таком ментальном состоянии больше, чем это необходимо.

Как быть решительным, но не превратиться в «духовной танк»?

00:50:10 [Ведущая] Благодарю. Да, тоже очень важные практичные вещи. Всегда у нас есть качество, которое мы обсуждаем и крайность, в которую они могут уйти. Вот такой вопрос пришёл. «Как быть решительным, но не превратиться в духовной танк? Часто люди решительно начинают именно в жизни близких или других людей вмешиваться».

00:50:32 [Гуна Манджари] Тут как везде - разум вам в помощь. Разум всем нам в помощь. И разум, гуна благости, кстати говоря, она непосредственно связана с чувством меры. Есть такое универсальное выражение: «Лекарство от яда отделяет мера». Поэтому да, нужно действовать в знании. Это целая тема. Я не знаю, если мы сегодня, скорее всего мы не успеем рассмотреть это более детально, то мы продолжим на следующем эфире. Как? В каком настроении правильно действовать? Потому что если мы превращаемся в «духовный танк», то это не говорит о том, что мы находимся под влиянием гуны благости, которая предполагает меру, понимание и знание ситуации.

00:51:31 Это близкая нам, в общем-то, нашему обусловленному состоянию, гуна страсти, которая хочет всё быстро, немедленно. И видит только, человек видит только себя. Он не замечает окружающих. И скорее всего там мотивы, которыми руководствуется гуна страсти. Скорее всего это то, что вот «Я тут деятель. От меня всё зависит и сейчас я тут быстренько всё разрулю и всем всё объясню, покажу, всё устрою». Это связано с тем, что мы не понимаем, как всё устроено, как действуют все механизмы. Кто является действующим, с помощью чего Он действует. В общем, это наука, которая связана с деятельностью. И скорее всего мы более детально рассмотрим это на наших следующих эфирах.

Как не поставить убеждение выше людей рядом?

00:52:42 [Ведущая] Спасибо большое. Вот ещё тоже похожий вопрос. Чтобы может быть анонсировать его на следующий эфир. Или сейчас частично ответить. «Мой муж из решительных. И он действительно действует, несмотря ни на что. Иногда ни на кого. И вот как не поставить убеждение выше людей рядом? Или это нормально?».

00:53:03 [Гуна Манджари] Не поставить убеждение выше людей? Ну это хорошо. То есть решимость - это хорошо. Это как любая энергия. И когда есть энергия, то это уже движение. Просто тут важно эту энергию направить в мирное русло. Поэтому да, скорее всего, там решимость из гуны благости и страсти. То есть смешанное такое влияние. Поэтому немножко больше благости как-то прибавлять. Так как вопрос задан не от человека, который находится в такого рода решимости, а от его жены. Поэтому посоветовать немножко сложно.

00:54:04 Но в любом случае нужно. Тут действие связано не с тем, что просто его застопорить и не давать ему действовать. А всё хвалить, давать ему действовать. Ну может быть, немножечко облагораживать вот эту решимость. Именно самой являть из себя это такой пример, что проявлять такую заботу, быть более такой личностной в плане того, как человек себя проявляет. Потому что мы не можем никого ничему научить, не проявляя это сами.

00:54:51 Поэтому, если мы хотим, чтобы вот муж, допустим, в этой ситуации, он был более внимательный к людям, более такой личностный в своей решимости, то это означает, что нам нужно быть внимательным к нему, принять его природу. Отметить его позитивное такое, вот эту интенцию (intention). И приняв человека таким, какой он есть, и увидев его сильные стороны, мы можем после того, как произошло принятие, мы можем говорить о таких моментах более осознанных. Но тоже очень важно, чтобы произошёл у нас вот этот внутренний контакт. Тогда человек нас слышит, обращает внимание и может перейти на более осознанную позицию. Мы сами должны её демонстрировать. Не просто говорить об этом.

Решимость должна именно в духовных вещах проявляться?

00:56:02 [Ведущая] Спасибо большое. Да, тоже очень важный момент. И последний вопрос на сегодня озвучим. “Решимость должна именно в духовных вещах проявляться? Или это, например, и о защите своих границ или о каких-то просто хороших действиях?

00:56:20 [Гуна Манджари] Дело в том, что духовность - это не просто, что я в каких-то сферах и говорю высокопарные фразы. То есть по сути дела этот мир, он весь находится под контролем Верховной Личности Бога. Идея в том, что, если мы направляем наши хорошие качества или наши границы какие-то. Для чего мы их защищаем? Для того чтобы нам просто было хорошо, чтобы нас не трогали. Или чтобы мы тут жили и спокойно “жевали пучок своей травы”. То тогда эта решимость - она не имеет особого смысла. Как бы да, для того чтобы мы как-то здесь просуществовали.

00:57:20 Но если мы рассматриваем то, что нам нужно как-то здесь быть и быть в адекватном состоянии, сохранять свою психику, здоровье, нам нужна здоровая гармоничная жизнь. Для чего? Для того, чтобы прогрессировать. В общем-то, тут уже вопрос здравого смысла. Куда мы едем? Если мы находимся в каком-то транспортном средстве, и мы его просто поддерживаем, чтобы машина была заправлена бензином, проходила техосмотр и все механизмы работали нормально - это хорошо. Мы должны это делать. Но второй вопрос: «Куда мы едем на этой машине?». Если мы просто находимся в зоне боевых действий, там, где всё рушится. И у нас хорошая такая машина. И мы тут. То смысла особого нет.

00:58:20 Но если мы эту машину держим в хорошем состоянии, но мы её используем для того, чтобы спастись из зоны бедствий, то тогда это имеет смысл. Всё имеет смысл. И поэтому для того, чтобы, скажем так образно выражаясь, что в духовном развитии имеет значение и то, куда мы едем и то, на чём мы передвигаемся. Поэтому это не то, что мы разделяем. Вот тут у нас, так сказать, духовно, а тут у нас не духовно. Поэтому это вопрос смысла. И поэтому здесь важно и одно, и другое. Нам нужна машина, нам нужны условия, в которых мы идём, в которых мы прогрессируем. И они должны быть адекватными. Они должны быть, скажем так, где мы можем нормально в спокойном состоянии ума двигаться. Но в то же время, важно нам и движение. Куда мы двигаемся. Это комплексный такой вопрос. И оно всё в комплексе. Нужно и одно и другое.

00:59:53 [Ведущая] Спасибо большое. Мне очень нравятся наш эфиры. Что они именно помогают создать этот комплекс хороших качеств, к которому нужно стремиться. И они действительно взаимосвязаны, действительно одно без другого приведёт к дисбалансу. Поэтому очень здорово, что мы учимся здесь именно этой гармонии, балансу благости и духовности. Спасибо Вам, дорогая Гуна Манджари, что помогаете нам в этом развиваться.

01:00:17 [Гуна Манджари] Спасибо, вам дорогая Анна. И нашим радиослушателям за то, что помогают эту тему раскрывать всё глубже и глубже. И желаю всем нам такой здоровой решимости. И до следующих встреч. До свидания.

01:00:34 [Ведущая] Благодарим Вас и до встречи.

транскрибирование: Надежда Милютина | Омск | Россия | 21 ноября 2021