Природа хороших качеств

Веда Радио - 16 December 2022
Определение своей духовной сути. Достижение истинного счастья души. Истина - абсолютна и одна для всех, или относительна и у каждого своя? Сила и роль веры в нашей жизни. Сила Шастр и их отличие от учений, созданных человеком. Несовершенство чувств и их влияние на наше восприятие реальности. Выход из плена иллюзии. Следование принципам дхармы как главное отличие божественных натур от демонических. Ответы на вопросы: откуда берётся вера и как её подкреплять? Что означает осознание себя? У неверующих в Бога нет хороших качеств? Как вести себя, когда сталкиваешься с неблагодарностью? Что делать, если часто и подолгу обижается близкий?
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:04:14 | качество: mp3 48kB/s 20 Mb | прослушано: 16 | скачано: 64 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:07 Ведущая: Доброго вечера пятницы всем, кто проводит его вместе с нами. Меня зовут Анна, и сегодня у нас вновь есть возможность обучиться мудрости священных писаний и стать лучше, ведь в ближайший час мы продолжаем разбираться в божественных и демонических натурах под руководством нашей, на протяжении многих лет, дорогой гостьи - психолога Гуны Манджари. Мы ждем ваши вопросы, которые вы можете оставлять на сайте vedaradio.fm или присылать нам в Вотсаппе и Вайбере по номеру телефона +7 900 239 0963. Ну, а я приветствую нашу гостью: Здравствуйте, Гуна Манджари.

00:00:41 Гуна Манджари: Здравствуйте, дорогая Анна. Здравствуйте, дорогие радиослушатели.

00:00:44 Ведущая: Добрый вечер. Очень радостно вас слышать и продолжать… зависания, да, какие-то, или что происходит?

00:00:50 Гуна Манджари: Да-да-да, немножко зависания…

00:00:52 Ведущая: Странно, вроде, у меня вроде бы все хорошо с интернетом, но, так или иначе, надеюсь, он нам позволит сегодня хорошо обсудить тему, потому что она очень важная. Уже несколько месяцев мы углубляемся в неё, поэтому хочется передать вам слово и узнать, о чём мы поговорим.

00:01:08 Гуна Манджари: В прошлый раз мы подходили к завершению нашей темы, которую мы рассматриваем на протяжении уже достаточно долгого времени, которая посвящена божественным и демоническим натурам. И сегодня тоже, скорее всего, будет у нас такой завершающий,резюмирующий эфир. Мы будем подходить к каким-то уже выводам, подводящим итоги того, о чём мы говорили на протяжении достаточно долгого времени, и также постараемся больше времени уделить вопросам, которые у нас остались с прошлых эфиров и, возможно, ещё появятся в этом.

Определение своей духовной сути

00:02:09 И текст, на который хочу, чтобы мы опирались, это также из Бхагават Гиты, из главы “Божественные и Демонические натуры”, и это - последний текст в этой главе, который, на мой взгляд, тоже подводит итог понимания того, кого можно отнести к божественным или демоническим натурам. И мы рассмотрим его, немножко также кое-что из комментария Шрилы Прабхупады посмотрим к этому тексту и постараемся, как обычно мы это делаем, разобрать и посмотреть с разных сторон на то, о чём мы узнаем из этого текста и комментария.

00:03:10 Итак, это - последний текст в шестнадцатой главе Бхагавад Гиты - главе, которая посвящена божественным и демоническим натурам. И как мы говорили на предыдущих наших встречах, что о божественных натурах там только два текста, и все остальные, двадцать два, они посвящены описанию демонических качеств. И как мы можем понять, это связано с тем, что в основном духовная практика и вопросы самоосознания связаны с очищением, потому что, когда мы отсекаем то, что не является нашей природой, то то, кем мы являемся - оно проявляется перед нами.

00:04:09 То есть, тут вопрос не в чём-то привнесённом, а вопрос в том, что нужно убрать всё лишнее, чтобы докопаться до своей истинной природы, то есть, то, что нам присуще, вот. А нам присуща божественная природа в силу нашей конституции. А всё, что выглядит, как демонические качества - это всё как покрытие и загрязнение на том, кем мы являемся на самом деле. Поэтому, здесь вопрос в том, чтобы отделить истинное от ложного, отделить суть от того, что не является сутью.

Достижение истинного счастья души

00:05:12 И этот двадцать четвёртый стих нам говорит о том, что для этого нужно, как мы можем определить, что в нас относится, подходит к истине, и что ею не является. Итак, я читаю перевод: “Поэтому, на основе священных писаний, определись, что следует делать, а чего делать не следует. Изучив содержащиеся в них указания и правила, действуй так, чтобы постепенно достичь духовных высот”. - И это говорит Верховная Личность Бога, это - Его прямая речь.

00:05:56 И Он рекомендует своему другу, а позже - ученику Арджуне, на основе священных писаний и законов о дхарме определить, что следует делать, а чего - не следует. И, изучив содержащиеся в них указания, правила, “действуй так, чтобы постепенно достичь духовных высот”. То есть, чтобы таким образом отделить то, чем мы не являемся, от того, кто мы есть на самом деле, и таким образом поняв, разбудив свою духовную природу, достичь высшего уровня духовной обители, где душа может находиться в состоянии вечности, знания и блаженства - то, к чему стремится любое живое существо.

00:06:59 И поэтому, здесь объясняется смысл следования и, во-первых, понимания этих вечных законов, а, во-вторых, - следования. То есть, мы стремимся к тому, чтобы быть хорошими людьми. Что делать то, что нужно делать и не делать того, чего не нужно - не просто для того, чтобы нас кто-то похвалил или, как говорится, - быть в сценарном поведении “хороших девочек” - “хороших мальчиков”. А идея в том, что мы все хотим быть счастливыми - это естественное стремление любого живого существа - стремление к счастью.

00:07:43 И здесь объясняется, что следование этим знаниям и предписаниям является вот этим путём, этой дорогой, которая поможет нам обрести это вечное, непреходящее счастье, которое в нас уже заложено. И в комментариях мы можем также узнать и раскрыть эту тему - здесь говорится о том, что “следовать указаниям шастр, священных писаний - значит, не пытаться оспаривать их. Шастры свободны от четырёх недостатков, присущих обусловленным душам, которые обладают несовершенными чувствами, склонны к обману, неизбежно совершают ошибки и находятся во власти иллюзии”.

У каждого своя истина?

00:08:43 Итак, тут тоже очень такой важный момент, потому что мы часто можем услышать такое выражение, что “у каждого своя правда”. Вот, когда один человек находится с одной точки зрения, другой человек - с другой точки зрения, и как бы, и то, и то имеет место для существования, и это - законы относительности. Действительно, в этом мире, в котором мы живём, находимся, есть, - всё достаточно относительно. И это законы материи. Материя относительна, но есть такое понимание, как абсолютная истина, где нет относительности, где всё находится в абсолютных категориях.

00:09:39 И поэтому, для того, чтобы найти, всё-таки, суть, найти истину - а человеческое сознание склонно докопаться до сути, найти истину, потому что истина - это не просто философское понимание. Это - объективная реальность, от которой и с которой мы можем находиться в реальных отношениях, и от которой мы получаем определённую энергию, чтобы жить, двигаться и энергию для того, чтобы существовать.

Роль веры в нашей жизни

00:10:29 Потому что, мы как-то говорили, что вера - это самая главная составляющая в психике и в сознании человека. И вера - это не обязательно то, что имеет какой-то религиозный аспект. Вера - это то, что нас сопровождает буквально каждую минуту. Потому что, допустим, мы верим, что земля твёрдая, что мы сделаем шаг - и мы не провалимся куда-то. Каждое наше действие сопровождается верой. Мы верим, что, там, наши руки - ноги слушаются нас, и так далее...

00:11:31 И иногда возникают физиологические проблемы в этом плане, которые влияют на то, что мы верим в ту или иную реальность. У человека, допустим, развивается слабоумие, или болезнь Альцгеймера, - у него нет вот этой веры, что сделай то или иное простое движение, - произойдут те или иные реакции. Да, это может быть обусловлено какими-то физиологическими причинами. Некая связь в функции головного мозга нарушается, нарушаются нейронные связи, выражаясь научным языком.

00:12:28 Но в любом случае, это показывает то, насколько важна в жизни человека вера. Потому что если нарушается этот принцип, то человек просто может стать совершенно беспомощным. И есть много-много ситуаций, которые это иллюстрируют.

00:13:01 Допустим, такой достаточно часто приводимый пример (тем, кто практикует ведический подход к жизни), как один из учителей рассказывал о том, что была такая ситуация, когда человек пришёл ремонтировать холодильную установку. Это огромный-огромный холодильник, рефриджератор, который где-то на овощебазах используется для того, чтобы держать в холоде продукты. И он поломался, вызвали механика, и он пришёл его ремонтировать, и это уже был конец рабочего дня.

00:13:56 И он задержался больше, и там уже все уходили, выключили свет, всё, и его закрыли. То есть, они не заметили, что там человек, который ремонтирует что-то. В общем, его закрыли там на всю ночь, и когда он осознал, что остался в холодильной установке, и он будет там всю ночь. А там была сверх-сверх температура. И человек это осознал. И когда утром его открыли, он был мёртв: он замёрз. Но как раз парадокс был в том, что эта холодильная установка была отключена. Её отключили также. Но человек, ожидая этого холода и будучи полностью уверенным в том, что работает эта установка, он просто заморозил себя при помощи своего ума, при помощи, скажем так, своей веры.

00:15:00 И поэтому, здесь говорится о том, насколько важно правильным образом настроить или связаться в своей вере, в своём понимании с Истинным Источником - то есть, с тем, что вне двойственности. Вне какого-то такого релятивизма, или относительности, этого мира. Это даёт очень такую прочную и устойчивую базу и для нашей психики и для того, что мы делаем в этом мире.

00:15:46 Потому что, будучи конституционально теми, кто постоянно нуждается в опоре, в том, чтобы на что-то опереться, для души очень важно найти то, что никогда изменит - то, что всегда постоянно и позитивно в своей природе. Это и есть - Абсолютная Истина.

Сила Шастр и их отличие от учений, созданных человеком

00:16:19 И здесь говорится о том, что шастры (это знание), которые описаны в ведических писаниях, это ведическое знание находится во всех духовных, истинно-духовных направлениях, учениях. Это как вселенский закон, не является чем-то узко-направленным.

00:17:10 Ещё раз приведу этот пример - это как законы физики: они действуют на всех, они универсальны. И когда мы говорим о Ведах, о шастрах, это так же - речь идёт об универсальном законе. Это нечто универсальное, которое находит отражение во всём знании и мудрости, исходящей свыше, которая есть здесь, у человечества, и, наверное, в других мирах также.

Несовершенство чувств и их влияние на наше восприятие реальности

00:17:46 И здесь говорится о том, что вот это знание свободно от четырёх недостатков, которые присущи всем обусловленным живым существам. То есть, всем, кто находится в материальном теле, присущи эти недостатки. Это как данность такая. И эти недостатки обусловлены тем, что мы постигаем этот мир через чувства, а чувства несовершенны. То есть, я считаю так, другой считает по-другому, и то есть это всё очень относительно потомучто чувства обманчивы.

00:18:37 Действительно, когда мы расстроены, или у нас плохое настроение, или что-то ещё негативное, мы видим мир определённым образом. Когда мы в позитиве, то видим мир совершенно по-другому. И поэтому вот такой достаточно универсальный совет, который можно дать людям - когда вы чем-то расстроены, или вы в стрессе, не нужно принимать решений. Нужно просто подождать, пока состояние стабилизируется, и тогда мы сможем принять правильное решение.

00:19:25 Потому что когда мы находимся в несбалансированных состояниях, то это искажает нам картину мира, и мы можем принять какие-то решения или что-то сделать, о чём мы потом пожалеем. Это также в полной мере относится и когда мы находимся и в экзальтированном состоянии, состоянии особой радости, то тоже нужно стабилизироваться и потом принять решение или проанализировать ситуацию, в которой мы находимся. Потому что наши чувства, они обманчивы, и через призму наших чувств мы смотрим на ситуацию, и не сможем её увидеть так, адекватно, если мы находимся в неадекватном состоянии.

00:20:27 Поэтому, то, что исходит от людей, что люди дают своё понимание, знание, иногда претендуя на абсолютную истину, то здесь очень важно понимать вот этот аспект преломления через чувства людей. И поэтому, если говорить в реалиях современности, то сейчас очень много информации мы получаем, и поэтому очень важно не просто слушать, что говорят оттуда - отсюда. А очень важно эту информацию проверить по фактам - насколько позволяют возможности, всё нужно проверять. Особенно - что касается вопросов, которые мы получаем в сфере общественных вещей.

00:21:41 И поэтому, так как, в основном, общество не опирается на законы дхармы, то очень много искажений человеческого фактора. И в какой-то степени, законы дхармы отражены (пока отражены) в уголовном кодексе. Что нельзя там причинять вред другому человеку, то есть, ещё общество придерживается. Но очень много нюансов. В основном общество ориентировано на материальный прогресс, что, в принципе, противоречит эволюции и развитию души. Поэтому нужно учитывать все вот эти аспекты и проверять какие-то вещи и быть осознанным.

00:22:55 Итак, мы говорили о том, что наши чувства несовершенны, и поэтому мы склонны к обману. Так как мы обманываемся сами, принимаем одно за другое, делаем какие-то выводы, естественно, таким же образом мы склонны обманывать других, так как сами обманываемся. И также неизбежно совершаем ошибки.

Выход из плена иллюзии

00:23:27 И следующий момент тех недостатков, которые нам присущи - это то, что мы находимся в иллюзии. Она влияет полностью в материальном мире, и мы склонны принимать за постоянное то, что не является постоянным, - склонны обманываться. И когда царя Юдхиштхиру спросили - какая самая удивительная и странная вещь в этом мире, то он ответил, что, хотя все вокруг стопроцентно смертны, тем не менее, нам кажется, мы живём таким образом, как будто это никогда не наступит.

00:24:29 Это - влияние иллюзии. Мы находимся под этими влияниями. Нам кажется, что нам здесь всё принадлежит, что мы что-то решаем в этом мире, очень эгоцентрично. Конечно, у нас есть какое-то наше поле деятельности. Это не так, что мы вообще ничто, никак ни на что не влияем - у нас это есть. Но под влиянием ложного эго мы начинаем ощущать себя центром всего мироздания, становимся очень чувствительны, хотим контролировать сверх меры то, что мы не можем контролировать. Это тоже - влияние иллюзии, или майи.

00:25:17 Вот, и поэтому, будучи погруженным во всё это, назовем это - “рассол”, скажем так: наши чувства несовершенны, мы обманываемся и обманываем других вследствие этого, и нас так же, таким же образом, вводят в заблуждение, и мы ещё находимся под влиянием иллюзорной энергии, и поэтому нам очень сложно разобраться, что есть что, по большому счёту. И поэтому даются шастры, или писания, в которых отражён этот вселенский закон - вне действия иллюзии, Абсолютная Истина, и поэтому очень важно опираться на это.

Следование принципам дхармы как главное отличие божественных натур от демонических

00:26:10 Демонические натуры от божественных отличает то, что одни опираются на этот вселенский закон, а другие - нет. То есть, в этом тексте, резюмируя, здесь объясняется, в чём же, как бы, такое коренное различие между божественной и демонической натурой.

00:26:40 И этот вселенский закон, или знание, которое даётся в шастрах, это не просто какие-то прописные догмы. Это действует на нас как физические законы. Закон дхармы таким же образом действует на нас, как действуют и физические законы. И поэтому, нарушая эти законы, мы получаем реакцию. Если говорить глобально, мы получаем колесо сансары - то есть, закон причинно-следственной связи, кармы, перерождение, проблемы, то есть, поэтому здесь говорится о том, насколько важно осознать этот закон и действовать соответственно.

00:27:40 И понятно, что бывает достаточно сложно в каких-то обстоятельствах в полной мере соответствовать тому, как предписывают писания, шастры. Но идея в том, что - и здесь говорится, что постепенно мы достигаем духовного прогресса. То есть, идея в том, что постепенно мы соответствуем этому вселенскому закону. То есть, человек слаб, и иногда ему бывает сложно всё учесть и действовать соответственно, действовать совершенным образом.

00:28:32 Но идея и то, что есть отличия божественных и демонических натур, что человек, даже будучи слабым [за слабость нет очень сильной реакции, потому что человек погружён в четыре вида недостатков]. Понятно, что нас будут чувства затягивать, и наше нахождение в иллюзии. Но что отличает человека, вставшего на божественный путь, не на путь демонический - то именно то, что он не отвергает писания, не отвергает вселенский закон. Он понимает, что да, это - он слаб, но не то знание, которое даётся свыше.

00:29:35 Тогда как демоническая природа отвергает этот вселенский закон. Она возводит в абсолют собственные чувства, собственный эгоизм. И тот, и тот может действовать по слабости, я имею в виду. И, находясь на уровне божественной платформы, и на уровне демонической платформы, возможны какие-то слабости и там, и там. Но разница именно будет в том, на какую философию опирается человек, или, как мы уже говорили о том, какой верой он руководствуется. С чем он связан внутри себя, потому что вера - это объективная реальность, это - тот план реальности, с которым мы связаны и от которого мы получаем энергию жить.

00:30:31 И поэтому, хотя внешне иногда могут быть те или иные действия похожи людей, находящихся в божественной или демонической концепции, но уровень их веры, он может отличаться просто диаметрально противоположным и будет иметь совершенно другой результат. Вот, но это если резюмировать то, о чём говорится в разделе “Божественные и демонические натуры”, именно резюмируя, можно сказать, что основной момент различия - именно различие в том, что - в принятии высшего вселенского закона, закона дхармы, который даётся в шастрах, или в отвержении. В этом будет разница и различие этих природ, или натур - божественных или демонических.

00:31:45 Может, есть какие-то вопросы или какие-то идеи, мысли в продолжение темы? То есть, может быть, Анна, что-то есть, о чём мы можем ещё поговорить, раскрыть?

Откуда берётся вера и как ей укреплять?

00:32:00 Ведущая: Спасибо вам большое, дорогая Гуна Манджари. Вот, шаг за шагом мы шли вглубь к этому осознанию, что в центре всего стоит именно Бог, а не какие-то качества. И сегодня много говорили о вере, и я хотела бы узнать, как укреплять веру и вообще - откуда берётся эта вера, о которой вы сегодня говорили?

00:32:21 Гуна Манджари: Вера связана с двумя аспектами: первый аспект, с которым она связана, - это разум, то, что мы осознали, что мы поняли - даёт нам веру. И как есть такое очень известное выражение, по-моему, это Шрила Прабхупада говорил от этом, что “знание без осознания, без какого-то собственного опыта, это просто умствование. Сухие спекуляции ума. А просто эмоции, без понимания, без такого разумного подхода, - это просто сентиментальность”.

00:33:36 Поэтому, вера соединяет в себе два вот этих аспекта: это разумный подход, что должно быть осознанно, а не просто основано на каких-то эмоциях или чувствах. Очень важно разумно осознать, развивая свой разум, интеллект.

00:34:04 Поэтому, в этой связи говорится, что “нет глупых вопросов, есть глупые ответы” - то есть, человек должен задавать вопросы, он должен развиваться. И в Ведах есть также такое высказывание, что “сомнения - признак разума”. То есть, человек разумный сомневается, он не просто слепо берёт на веру какие-то утверждения. То есть, он пытается ответить - осознать, понять на уровне разума, какие-то вещи.

00:34:44 И здесь важен практический опыт. Разум - это не просто, мы сидим и размышляем, рассуждаем бесконечно о чём-то о том или о другом. Таким образом, мы не поймём суть вещей, пока мы практически не начнём что-то делать. Если мы узнали какую-то истину, важно начать применять её на практике. Вот, и тогда это даст нам вторую, что ли, опору, или рельсу - там, поезд, который едет по двум рельсам. Первая - это мы получили какое-то знание, информацию, продумали, проанализировали, и следующая - мы должны начать применять это на практике.

00:35:34 И применение на практике нам даст - на санскрите это называется “Пратьякша”, или, говоря нашим языком, - чувственный опыт, чувственное восприятие, - тогда мы почувствуем, что да, это работает. Это не просто у нас в голове что-то, а мы действительно начинаем ощущать, что действуя таким образом, как описано, мы начинаем ощущать то, о чём здесь написано.

00:36:07 Нам говорится: вот, следуя такой-то и такой-то практике, вам станет жить гораздо легче, то есnь, вы начнёте избавляться от страхов прибавится энергия, вы начнёте ощущать (если мы говорим о духовной практике присутствие божественного в вашей жизни. И действительно, когда мы, руководствуясь разумом, понимая, зачем мы это делаем, осознавая то, что мы делаем, мы начинаем действовать практически.

00:36:46 То из практического опыта, который мы начинаем ощущать своими чувствами [аспект пратьякши проявляется] и из состояния разума возникает такой аспект, как вера. Она укрепляется. Вера - это не что-то такое статичное: вот у нас появилась вера, и всё. Либо не появилась.

00:37:26 Всё начинается с маленькой веры. Вот, и она растёт. И мы её подкрепляем. То есть, мы всегда подкрепляем веру - ту или иную, мы какую-то веру кормим. И дея - в том, чтобы “приставить лестницу к правильной стенке”. Поэтому, при помощи развития разума, осознанности и при помощи практики, мы её культивируем.

00:37:55 И есть масса рекомендаций в этом ключе. Мы все знаем эти рекомендации - что общаться с теми, чей разум настроен правильным образом, “с кем поведёшься, от того и наберешься”, как говорится. И всякие другие рекомендации, которые есть в этом плане - культивация гуны благости и прочие, что нам помогает в этом пути.

Что значит “осознать себя”?

00:38:36 Ведущая: Спасибо вам большое за ответ. Действительно, да, я чувствую, что духовное знание, оно очень практично, и если не хочешь применять на практике, то оно и не станет частью твоего сердца. И вот очень такой интересный вопрос следующий к нам пришёл, тоже сегодня об этом говорили: “Что значит - осознать себя? Связано ли это с теми качествами и натурой, которая есть в этом воплощении с нами как личностью?”.

00:39:05 Гуна Манджари: Это - комплексный вопрос. Осознать себя - это очистить то, кем ты являешься от того, кем ты не являешься. И конечно, здесь нужна духовная практика, потому что нужно очиститься от иллюзии. Понять, кто ты по сути, а мы являемся “Сат Чит Анандой” - то есть, Вечностью, Знанием и Блаженством, то есть, это то, к чему мы все стремимся. Вот, и когда мы начинаем ощущать истинное счастье, истинное бесстрашие, это близко к тому, что мы где-то себя осознаём.

00:39:55 Вот, но я понимаю, как задан этот вопрос, то есть, понять свою природу, то есть, кем мы являемся в данном воплощении и так далее, но здесь хочется привести такой пример: само знание, осознание само-очевидное. То есть, это как пример, когда восходит солнце, и это есть - осознание. Когда восходит солнце, оно сравнимо с самоосознанием, это подобно тому, что, во-первых, мы видим солнце, когда оно взошло, и в этом свете мы видим всё остальное: то есть, мы видим себя, мы видим окружающих, мы видим обстановку, в которой мы находимся.

00:40:45 Поэтому, момент самоосознания самоочевиден: он подобен солнцу. Мы начинаем видеть и свою изначальную природу, мы также начинаем видеть и ту природу, ту обусловленность вашего тела, нашей психики на это воплощение. То есть, мы начинаем хорошо видеть и понимать окружающих нас. Это подобно восходу солнца, в котором мы видим все нюансы. Не так, что солнце нам высвечивает какой-то один уголочек, а в другом мы ничего не видим. То есть, мы видим всё в этом свете.

00:41:34 Поэтому, когда мы осознаём себя, это комплексный процесс. То есть, мы видим всё, и своё духовное существо, и мы видим и иллюзию, как она на нас действует . Это как бы такой “all inclusive”, то есть, туда включается всё - разные виды понимания и осознания.

У неверующих в Бога нет хороших качеств?

00:42:15 Ведущая: Благодарю вас, очень глубокий ответ и обширный, конечно. Тема такая важная - осознание себя, и вот следующий вопрос тоже связан с разными натурами, мы что-то похожее обсуждали, но вот мне кажется, очень важно его ещё раз проговорить: “Что значит фраза, что у неверующих в Бога нет хороших качеств? Просто есть много добрых и хороших людей, которые называют себя атеистами. А среди верующих нередко тоже бывают конфликты. Как это воспринимать?”.

00:42:44 Гуна Манджари: Да. То, что я начала говорить - о том, что вера, или быть там духовным человеком - это не номинальные вещи. Это не то, о чём ты говорим, или рассказываем. То есть, это хорошо, что мы знаем, мы говорим - но это не означает, что то, о чём мы говорим - уже автоматически нам присуще. Это не номинальные какие-то вещи. То есть, это - вопрос качеств.

00:43:13 И когда мы говорим о дхарме, это подобно законам физики, дхарма - она встроена в нашу психику, в какие-то события, которые происходят в нашей жизни. То есть, это не просто из категории догм. Это действует всё гораздо более тонко, и иногда люди [мы все ощущаем дхарму, тем или иным образом], бессознательно следуют этой дхарме, вот, понимая. Таким образом, у них есть вот эта связь с дхармой, и это такое её бессознательное присутствие.

00:44:08 Господь, в форме Параматмы, или дхарма всегда с нами присутствуют, но некоторые люди их лучше осознают, а некоторые - хуже осознают. И вот эта тонкая связь, она может быть неосознанная, то есть, и поэтому человек, даже не осознавая, что есть высшие авторитеты, высшие законы, действует в связи с этой дхармой. В связи с дхармой, потому что вот эта связь есть. А есть люди, которые могут говорить об этом много, но это знание ими не реализовано. Оно остаётся таким номинальным, как просто информация.

00:45:03 Вот, и поэтому может возникнуть путаница: вот как бы духовный человек, много об этом знает, много об этом говорит, а качеств особых нету. Вот, то есть, это означает, что эта связь не реализована на уровне практики - связь с дхармой. Но дхарма, как мы говорили, она может быть осознана, может быть бессознательная связь с Высшим законом, с Верховной Личностью Бога. Поэтому, говорится, что у атеиста, атеист - не только в плане таком теоретическом, но и в плане жизни - то есть, человек и своими поступками доказывает, что он атеист, и нет хороших качеств. Поэтому, здесь речь идёт об этом.

00:46:00 Но вообще, тема очень глубокая, мы её, может быть, на каком-то из эфиров разберём поподробнее. И также хочется в связи с этим сказать, что в Бхагавад Гите есть пример. Я в общих свловах, где Верховная Личность Бога говорит, что там - знание, там - отказ от насилия и там - двадцать с чем-то качеств - Он говорит, - “всё это Я провозглашаю как Знание. Всё, что помимо этого, является невежеством”.

00:46:49 То есть, знание не просто на уровне информации. Объясняется, что знание - это качества /unions/560 И сам Верховная Личность Бога, Он и объясняет, что есть знание. И он объясняет, что знанием являются качества. Это близко к тому, что является божественным качеством, то есть, то, о чём мы говорим, или о чём нас спрашивают, что - хорошие люди могут быть иногда приближены к божественным качествам, чем люди, которые называют себя духовными и много об этом говорят, но качеств не имеют.

00:47:51 И мы говорили об этом и в начале, я помню, когда мы обсуждали тему демонических качеств, я помню, мы говорили о том, что люди иногда бывают с демоническими качествами, они очень любят духовными категориями манипулировать. Они любят аспекты из религиозного культа тоже использовать. Поэтому, здесь очень важно по сути смотреть и очень важно понимать - что есть истинное знание и в чём оно заключается.

00:48:45 И как бы корень наших демонических качеств - это наш материализм, или зависть к Верховной Личности Бога, или ощущением себя в центре всего - вот этот наш эгоцентризм. И поэтому, когда мы признаём, что мы являемся Его вечными слугами, находящимися с Ним в любовных отношениях, не просто номинально, а также это и в наших качествах отражается, то как раз это о том, что мы не являемся атеистами. Корень демонизма - это и есть атеизм.

00:49:35 И в плане, в осознанном состоянии, и в плане неосознанном, это - бессознательный уровень, в плане наших каких-то действий, поступков.

Как реагировать не неблагодарность?

00:49:55 Ведущая: Да, спасибо вам. Действительно, иногда стоит глубже, да, смотреть - кто есть атеист, кто - нет. Кто совершает добрые дела, наверняка, в глубине сердца всё-таки верит во Вселенский закон, а это и есть сам Бог. И вы сегодня много говорили о том, что нужно постичь на практике эти хорошие качества, и вот очень практичный вопрос нам задаёт слушательница:

00:50:18Добрый вечер, дорогая Гуна Манджари. Сейчас столкнулась с неблагодарностью. Как реагировать на это? Я служу, я отдаю последнее, а мне в ответ - оскорбления”.

00:50:31 Гуна Манджари: Да, это, кстати, к сожалению, часто задаваемый вопрос, то здесь нужно понять несколько моментов. Во-первых, есть такое понятие, как “конгруэнтность”, что мы соответствуем или не соответствуем ситуации. Его можно назвать “адекватность”. Иногда мы слишком много вкладываем, это не соответствует тому, куда и кому мы хотим сделать наш вклад.

00:51:19 То есть, если мы видим, что люди не в состоянии оценить это, или они это не понимают, не принимают или как-то ещё, нам нужно быть адекватными ситуации и не “метать бисер”, как говорится. Нас этому учит ситуация. То есть, такой момент может быть - то есть быть, что говорится, конгруэнтными ситуации.

00:51:48 И другой момент, чему нас может научить эта ситуация - что у нас есть некий мотив, мы привязан, сценарий “хорошей девочки”. Чтобы заслужить каким-то образом любовь от этих людей, мы слишком их абсолютизируем, или абсолютизируем эти отношения. И мы чрезмерно к ним привязаны, вкладываемся больше, чем ожидаем, больше чем мы можем получить.

00:52:23 Но в любом случае, любая чрезмерная привязанность таким образом и оборачивается: мы получаем боль от этого, и тут выход - либо меньше нужно туда вкладываться, либо - меньше нужно к этому привязываться. А что это за ситуация конкретно, тут уже человек должен сам для себя определить.

00:52:55 То есть, если объективно неблагодарные люди, может быть, нужно быть адекватной ситуации и, как я уже упоминала - не “бисер метать”. Либо, если может быть, мы чрезмерно привязаны и совершаем сверхусилия для того, чтобы “заслужить любовь” - это тоже всегда проигрышная ситуация. Мы заслуживаем только негатив, и следует поменять мотивы и не быть столь привязанными. И в этом контексте следует, на мой взгляд, рассматривать ситуацию.

Что делать, если часто и подолгу обижается близкий?

00:53:43 Ведущая: Благодарю вас за разумный ответ. И вот следующий вопрос, он в чём-то похож и одновременно связан с обратной ситуацией: “Здравствуйте, дорогая Анна и Гуна Манджари. У меня вопрос, наверное, не по теме, но - как себя вести, когда близкий человек долго и сильно на тебя обижается, и слова “прости меня”, “пожалуйста” не работают?”.

00:54:05 Гуна Манджари: Вообще, когда нас пытаются погрузить в чувство вины (а чувство вины – это первый инструмент манипулятора), можно просто перестать желать заслужить это прощение. То есть, если мы видим, что человек злоупотребляет этим чувством обиды и в том, чтобы сделать нас виноватым, то мы можем смело говорить о манипуляциях. Как действовать с манипулятором – есть много всяких рекомендаций на этот счёт, но если в двух словах, то это - не вестись на эти вещи.

00:54:49 Нас хотят сделать виноватыми, а мы не чувствуем себя виноватыми, и поэтому тут нужно перестать чувствовать себя виноватым уже и начать жить свою жизнь и особо не концентрироваться на тех чувствах, которые в нас пытаются вызвать. И манипулятор перестаёт манипулировать, если он видит, что это не работает. То есть, если может человек не манипулятор, может, у него есть такая склонность. Мы все имеем какие-то такие склонности, немножко больше чем это нужно - манипулировать другими людьми.

00:55:41 И если вы перестанете чувствовать себя виноватым, если перестанете уже пытаться заслужить это прощение и просто перестанете реагировать на всё это - на эти обиды, и то человек увидит, что это всё не работает - желание вызвать у вас чувство вины, - и он как-то сменит тактику. То есть, перестанет чрезмерно использовать эти обиды, потому что, повторюсь, что желание такого человека, который чрезмерно обижается - это вызвать в окружающих чувство вины. Если он увидит, что это не работает - что вы себя хорошо чувствуете и не чувствуете себя особо виноватыми, то, может, и обиды прекратятся.

00:56:37 Ведущая: Спасибо, очень важный ответ. Действительно, иногда мы сами можем прибегать к этим методам манипуляции, и в себе тоже следует это отслеживать. Сегодня так много разных аспектов обсудили, но самый главный, насколько я вынесла для себя урок - что фундамент наших хороших качеств, это - наша духовная практика, наши отношения с Богом. Поэтому, это самое главное и самое основное, во что нам нужно вкладываться. Спасибо вам большое за это вдохновение, которым вы сегодня с нами поделились.

00:57:09 Гуна Манджари: Спасибо вам, Анна, и нашим слушателям, которые помогли развить и раскрыть эту тему, сделать её более практичной. До следующих встреч, и желаю нам всем разума и веры в то, что являются Абсолютом.

00:57:31 Ведущая: Благодарим вас. На такой высокой ноте завершаем наш эфир. Всегда спасибо вам отдельное за благословения, это тоже наша большая ценность, и до новых встреч через, получается, две недельки, вновь на волнах Веда-Радио. До свидания!

00:57:46 Гуна Манджари: Спасибо, до свидания.

транскрибирование: Лала Шарма | Москва | Россия | 14 February 2023