Аскетизм и простота женщины

vedaradio.fm - 25 сентября 2020
Божественная женственность - вполне конкретные качества. Качества божественных и демонических натур по “Бхагавад-Гите”. Аскетизм в контексте женщины. Закон энтропии в материальном мире. Простота - антидот гордости. Ответы на вопросы: простота хуже воровства? Как постигать простоту женщинам-интеллектуалам? А если я не замечаю своих плохих качеств и сказать мне некому? Как строить отношения с демонической женщиной? Как правильно выстраивать внутреннюю дистанцию? В чём сила женщины? Плохие качества - плохая карма? Нужно женщине в современном мире покрывать голову? Как сделать хорошие качества своей силой?
запись эфира для начинающих из раздела «Семейные отношения» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:05:13 | качество: mp3 48kB/s 22 Mb | прослушано: 87 | скачано: 29 | избрано: 2
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:04 [Ведущая] Доброго вечера, дорогие слушатели Веда-радио! Приветствую вас этим пятничным вечером! Меня зовут Анна. И вновь, под руководством нашего дорогого лектора Гуна Манджари, мы обращаемся к мудрости древних Священных Писаний затем, чтобы понять качества божественных и демонических натур и кто же такая настоящая ведическая женщина. С радостью ждём ваши вопросы, которые вы, как и всегда, можете оставить на сайте vedaradio.fm или прислать нам в WhatsApp и Viber по номеру телефона +79002390963. А сейчас я приветствую нашу гостью и передаю ей слово. Здравствуйте, Гуна Манджари!

00:00:43 [Гуна Манджари] Здравствуйте, дорогая Анна! Здравствуйте, дорогие радиослушатели!

00:00:47 [Ведущая] Прошлый эфир был очень ценным, уникальным. Мы говорили о женском достоинстве, о сути женской природы, о целомудрии. Было очень интересно. И хочется узнать о чём сегодня пойдёт наша речь.

00:01:00 [Гуна Манджари] Да, сегодня мы тоже будем продолжать начатую тему, потому что есть большой запрос на то, чтобы понять, что такое женская энергия, кто такая настоящая женщина. Особенно большой акцент делается на божественной женской природе, на статусе богини, желании соответствовать какой-то высшей природе. И сегодня мы будем рассматривать что это значит. Мы продолжим рассматривать качества, которые присущи высшей природе. Потому что единственное, что нас отличает и определённым образом проводит какой-то водораздел между природами, это качества. Поэтому мы, как всегда, учимся смотреть, как говорится, в корень.

Божественная женственность - вполне конкретные качества

00:02:02 И что атрибуты божественности и божественной женственности не обязательно в каких-то внешних проявлениях заключаются. То есть внешние проявления это уже как следствия внутренних каких-то качественных составляющих. И поэтому, так как есть к этому большой интерес и большая потребность к тому, чтобы такой быть и соответствовать, или как-то развивать в себе, то очень важно иметь понимание в чём же это заключается. Потому что это не просто разговор, ещё одна беседа, ещё поговорим об этом. В этом есть определённый смысл. Потому что когда разум настроен правильно, все понятия объяснены, нам понятно, у нас есть более или менее чёткая картина, то, знаете, когда цель ясна — она достижима.

00:03:12 Тогда мы можем рассчитывать на то, что мы можем каким-то образом эти качества в себе культивировать, понимать, разбираться в этом. То, о чём я хочу сказать, что женственность и божественная её составляющая это не просто какое-то аморфное понятие, такое завеянное на облаках, непонятно о чём идёт речь и просто такое в каких-то междометиях и в каких-то понятиях общих, непонятных. Это вполне конкретные вещи, вполне конкретные качества. Это на самом деле очень важно быть конкретными в том, что мы хотим. Потому что это даёт прицел для разума. И тогда мы можем достичь то, чего мы хотим.

00:04:06 Потому что существует такая пословица, что если вы выстрелили в никуда, то вы в никуда и попадёте. Поэтому очень важно именно на уровне ясного понимания для себя уяснить, что такое божественность, что такое божественная женственность. И мы продолжим рассмотрение этих качеств. И у нас осталось ещё два вопроса с прошлого эфира. Как мы лучше поступим? Мы их рассмотрим сейчас или мы рассмотрим их после? Как Вы думаете, Анна?

00:04:53 [Ведущая] Может быть мы тогда оставим вопросы, когда Вы завершите какую-то свою мысль. Либо в середине, либо ближе к концу, чтобы сейчас погрузиться в эту тему божественной женственности, потому что вы уже начали о ней рассказывать.

00:05:07 [Гуна Манджари] Спасибо! Спасибо за наводку! Тогда я ещё раз прочту этот текст из «Бхагавад-Гиты», который освещает нам характеристики божественных и демонических натур. Ещё раз напомню, что «Бхагавад-Гита» является заключением всех Вед. Веды — это знание, которые были всегда, даются. Они никогда не исчезали, они проявляются как письменность в каких-то источниках, которые мы можем увидеть, прочитать. Но до этого они давались из устной традиции. И Веды вместе с творением этого мира возникли. Это как инструкция к этому мирозданию.

Качества божественных натур по “Бхагавад-Гите”

00:06:08 Поэтому всегда, особенно в таком обилии информации, которая у нас сейчас есть на сегодняшний момент, как мы говорили на прошлом эфире, что на самом деле сейчас не сложно получить информацию по любому поводу. Сейчас основная сложность разобраться в этой информации. То есть отделить, как говорится, зёрна от плевел. И поэтому сейчас как никогда особенно важно обращаться к оригиналам, к первоисточникам. То, что мы сейчас и делаем. И поэтому «Бхагавад-Гита» является таким источником, который объясняет нам различные явления, которые мы можем встретить в этом мире.

00:07:01 Итак, мы почитаем ещё раз о божественных и демонических натурах, характеристики которые даются в «Бхагавад-Гите». И они следующие. «Верховный Господь сказал: бесстрашие, очищение своего бытия, совершенствование в духовном знании, благотворительность, владение чувствами, совершение жертвоприношений, изучение Вед, аскетизм, простота, отказ от насилия, правдивость, не гневливость, отрешённость от всего мирского, спокойствие, отсутствие стремления злословить, сострадание ко всем живым существам, отсутствие алчности, мягкость, скромность, решимость, целеустремлённость, способность прощать, стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремления к почестям. Таковы, о потомок Бхараты, трансцендентные качества праведных людей, наделённых божественной природой».

Качества демонических натур по “Бхагавад-Гите”

00:08:02 Это качества божественных натур. Поэтому всё очень просто. То есть, чем больше в человеке этих качеств, чем больше в ком-то этих качеств, тем ближе он к божественной природе. И для сравнения я прочту также качества демонических натур. Потому что в контрасте лучше понимается. Их меньше чем божественных. Всё-таки, наверное, потому что демонической натурой проще быть. Тут меньше качеств. Их проще в себе культивировать, скажем так. «Гордость, высокомерие, тщеславие, гневливость, грубость и невежество. Таковы качества людей, обладающих демонической природой».

00:09:02 То есть не так много. Но деградировать всегда проще. И от божественных натур больше ожидается. И на прошлых эфирах, мы уже не один и не два эфира посвятили этой теме, и поэтому те, кто нас только начал слушать или только начал слушать сегодняшний эфир, может прослушать предыдущие. Там мы разбирали качества, о которых мы уже упомянули. И сегодня мы продолжим разбор этих качеств. И мы остановились на аскетизме. Мы говорили о том, что такое аскетизм в контексте женщины. И мы пойдём дальше. Если хотите, мы можем немножко напомнить по поводу аскетизма. Как Вы думаете, Анна? Нужно ли нам напомнить?

Аскетизм в контексте женщины

00:10:10 [Ведущая] Может быть немножко напомнить. Потому что я сама сейчас пытаюсь сформулировать и хочется от Вас услышать какую-то короткую фразу, чтобы понять, как у нас это проявляется.

00:10:20 [Гуна Манджари] Да, потому что женственность и аскетизм кажется какие-то качества совершенно не совместимые.

00:10:28 [Ведущая] Противоположны.

00:10:29 [Гуна Манджари] Да. Но тем не менее, аскеза, как говорится, богатство брахмана. И на самом деле аскеза это такая вселенская валюта. Всё, что мы получаем в этом мире приходит к нам благодаря нашим аскезам. Либо это были аскезы в этой жизни, либо в прошлой. Потому что мы все знаем, что люди рождаются с разными исходными данными. Кто-то в благоприятной атмосфере, кто-то нет. И казалось бы, что успел сделать маленький ребёнок, и почему он родился в каких-то сложных условиях. Или наоборот, в хороших условиях. Вроде кажется несправедливо. И так и выглядит, если мы не понимаем и не применяем теорию реинкарнации, кармы. Они взаимосвязаны между собой.

00:11:31 То есть никто не начинает, как говорится, жизнь с белого листа. У всех есть его прошлое и его будущие. И поэтому наши различные всякие блага, которые мы имеем, я имею в виду и материальные, и духовные, всё, что мы имеем — это результат наших каких-то аскез. Или ещё это связано также с жертвоприношениями. Эта та же аскеза. То есть когда мы жертвуем ради чего-то чем-то. Конечно, это всё должно происходить в знании. Потому что аскезы, как и всё в этом мире, есть в трёх гунах материальной природы: в благости, страсти и невежестве. И понятно, что аскезы в невежестве будут вести к одним результатам, в страсти — к другим результатам, а в благости — к третьим результатам.

00:12:34 И так как мы говорим о божественных натурах, мы будем говорить об аскезах в гуне благости. И всё, что в гуне благости, подразумевает знание и то, что мы разумно к этому подходим. То есть разумом мы принимаем, понимаем для чего мы это делаем. И мы понимаем результаты. Это одна из составляющих. И аскетизм в контексте женщины связан с тем, что есть много её этики поведения, и в том, что женщина следует за мужем, за мужчиной. Опять же, тут тоже применяется определённый разум.

00:13:29 Но, в принципе, её поведение таково, что она выбирает для себя роль следования. То есть она не ведёт себя как ведущий лидер. Даже если она знает как, даже если она лучше понимает какие-то вещи, чем мужчина. И сейчас это, конечно, тоже распространённая вещь. Но тем не менее, она не идёт напролом. Тем не менее она более гибка в своём подходе. Она не просто гнёт свою линию во что бы то ни стало. Как говорится, упирается рогами. Она действует более мягко, более гибко. То есть таким образом, что у мужчины его главенствующая роль остаётся. Но тем не менее, как говорится, мужчина — голова, женщина — шея.

00:14:34 То есть тем не менее она остаётся этой шеей. И куда шея согнётся, туда и голова повернётся. Но опять же, всё в разумных пределах. Не поймите это превратно в том плане, что речь идёт о манипуляциях. Это не совсем так. Речь идёт об экологичных вещах, что женщина учится доносить свои мысли, учится какие-то идеи и свои желания доносить до мужчины таким образом, что это происходит в экологичной форме, этично. То есть не просто «она его ломает». Не просто «она идёт напролом».

00:15:31 И на самом деле это не так просто для женщины. Вообще не так просто. Это её аскеза. Потому что может быть было бы проще когда ты один, и когда ты вообще не в обществе, не в социуме. То есть эта линия поведения — аскеза для женщины. Она не зависит от того, замужем она или нет. Это вообще её этика поведения. Она должна присутствовать независимо от того, в каком статусе она находится. И, как мы уже говорили, это более мягкий подход, более ненасильственный, не то, что опять же, гнуть свою линию во что бы то ни стало. Так же проявление скромности, целомудрия — это тоже аскеза, в которой женщина должна, скажем так, держать себя в этой аскезе.

00:16:35 Потому что современное общество нам диктует условия, что будь проще, все комплексы с себя нужно снять. И вообще оголись. И иногда может быть так действительно проще. Но тем не менее есть определённая аскеза в этом плане. Женская аскеза, которой нужно следовать. Это как мы уже говорили целомудрие, это мягкость, не озлобиться, не огрубеть. Это тоже женская аскеза. Не стать такой гром-бабой, как говорится. Потому что сейчас ситуация очень сильно к этому подталкивает. И на самом деле иногда проще идти по этому пути: наступая на головы других людей идти к цели.

00:17:35 И это проще, чем считаться с людьми. Быть скромной, быть более деликатной, то есть воздерживаться от грубости – это всё аскеза. И сохранять спокойствие — это тоже аскеза. И конечно же, духовный путь, духовная составляющая — это самое главное для любого живого существа, в частности для человека, потому что животные не могут практиковать духовную жизнь. И поэтому аскеза есть как для всех людей, так и в частности для разных полов.

00:18:24 И аскеза для женщины это не толкать себя вперёд, а быть всё-таки замужем, при этом не потеряв себя, не расплескав себя, свою индивидуальность. И это всё определённого рода аскеза. Потому что, опять же, иногда проще идти на поводу у обстоятельств. Иногда проще в ком-то раствориться. Женщине проще это сделать. Но тем не менее, аскеза в том, что мы не всегда делаем то, что проще. А делаем то, что нужно и что благоприятно. Это так, в общем. Конечно, я понимаю, что это очень глубокая тема. И чтобы её раскрыть, конечно, нужно больше времени и больше углубления в эту тему. Но тем не менее в общем, пунктиром так её обозначить.

Аскеза для женщины - быть женщиной

00:19:37 [Ведущая] Интересно, что главная аскеза для женщины — быть женщиной.

00:19:42 [Гуна Манджари] Бесспорно. Бесспорно. И согласитесь, что это не так просто. А в наше время это ещё сложнее. В любом случае, всё, что касается гуны благости — это определённая аскеза. Потому что аскеза это встать, это пойти помыться, это убрать, это соблюдать чистоту. Это всегда аскеза. И как говорится в «Бхагавад-Гите», гуна благости характеризуется определённым вкусом. И там говорится, что то, что вначале подобно яду, потом подобно нектару. То есть определённым образом, что для того, чтобы поддерживать гуну благости нужно преодоление, какая-то аскеза. И поэтому каждый выполняет свои аскезы. Для женщины, для того, чтобы поддерживать себя и ситуацию в гуне благости требуется её аскеза. И женщина в гуне благости это, конечно, качества: мягкость, женственность и определённая деликатность. И мы говорили, у нас много эфиров посвящено женским качествам. И согласитесь, это очень не просто бывает в себе поддерживать.

Закон энтропии в материальном мире

00:21:09 [Ведущая] Как Вы сегодня сказали, хорошее всегда сложно достигается. Даже по нашему опыту чистоту поддерживать сложнее, чем просто всё запустить и оно само всё. Как говорится, само приходит всё только в упадок.

00:21:22 [Гуна Манджари] Да. Это физические законы, которые здесь действуют. Законы энтропии. Всё приходит к упадку. И поэтому для того, чтобы что-то поддерживать нужна гуна благости. И это справедливо во всём. Это справедливо и в отношениях между людьми. Потому что иногда проще завязывать новые отношения или с кем-то расстаться, кого-то вычеркнуть из своей жизни если что-то пошло не так, чем поддерживать отношения. Это всегда сложнее. И люди привлекаются какими-то начинаниями. Как это называется: стартапы. Или ещё чем-то новеньким. Но всегда сложнее, если вы что-то начали, этого придерживаться. Это аскеза в гуне благости. Поэтому да, поддержание — это намного сложнее, чем начинание или заканчивание чего-то. Поэтому не надо искать каких-то дополнительных аскез. Они у нас есть в жизни достаточно много для того, чтобы пребывать в гуне благости. Вот вам и уже готовая аскеза.

Простота - антидот гордости

00:22:41 [Ведущая] Спасибо большое, что напомнили эту тему! Действительно, очень важно. И какое же следующее качество мы хотели разобрать?

00:22:48 [Гуна Манджари] Да. Следующее качество — это простота. И так же можно понять, что божественные натуры это не что-то такое нахлобученное, очень недосягаемое. Да, в какой-то степени, недосягаемое. Знаете, есть такое выражение «божественная простота». Но там нет какого-то высокомерия, гордости и тщеславия. Это как раз качества противоположные. Это качества противоположной, демонической натуры. И поэтому это очень важное, ценное качество. Опять же, будем говорить в отношении женщины, как это проявляется. То есть женщина следит за собой, она женственна, она обладает знанием, так как мы говорим, что изучение Вед, то есть она стремиться, культивирует это всё в себе. И вместе с качествами и развитием какое качество, что приходит? Как Вы думаете?

00:24:17 [Ведущая] Даже не знаю. С простотой. Может быть какая-то лёгкость?

00:24:23 [Гуна Манджари] Нет-нет. Я как раз хочу негативный аспект осветить. Какие недостатки могут случится с человеком, который имеет какие-то качества в себе, развивается?

00:24:36 [Ведущая] Мне кажется, он как-то укореняется. Кажется, что все ему должны, что он такой замечательный. Мы как-то недавно обсуждали, что суть наших проблем — это как раз эгоизм. То есть непонимания своего положения. И тебе кажется, что ты великий такой, а все вокруг тебе должны и поэтому всё у тебя разрушается.

00:24:54 [Гуна Манджари] Да. Всё правильно. То есть приходит гордость. И тут как раз противоядие, антидот — это простота. Поэтому тут очень важно вместе со всеми божественными качествами сохранить в себе эту простоту. И это непросто, да? Хотя это простота, но это совсем не так легко. Не загордиться, не почувствовать себя выше, чище окружающих, более тоньше, чем окружающие, более продвинутей. И всегда существует такое искушение. То есть ты естественно это видишь, что ты лучше, ты в чём-то действительно превосходишь окружающих. И поэтому тут очень важно сохранить в себе эту простоту.

00:25:54 Потому что есть такое выражение: гордость приходит перед падением. Как только ты загордился, как только в тебе это начинает шевелиться, нужно быть очень и очень осторожными. Поэтому, допустим, ведические мудрецы, отшельники сторонились каких-то богатых людей, они сторонились богатства, они сторонились какого-то положения, потому что это в тебе рождает такое искушение. И поэтому, чем сильнее человек, тем больше он может в себе аккумулировать каких-то вещей, какие-то качества. И естественно, когда в тебе есть эти качества божественные, к тебе есть определённое уважение, и даже какие-то почтение. И очень сложно не загордиться. И поэтому это большой вызов — сохранить эту простоту. Это такая внутренняя работа, чтобы не присвоить это всё себе и оставаться простым.

Простота хуже воровства?

00:27:12 [Ведущая] Какая важная вещь, да, действительно. На основе чего это держится эта простота? Потому что, как иногда говорят: «Простота хуже воровства». О какой простоте в этом случае говорится и о какой говорим мы?

00:27:26 [Гуна Манджари] Вы знаете, всё очень просто, если применять знание о гунах материальной природы, о качествах материальной природы. Любое качество может быть в этих трёх гунах. И есть, конечно, та, которая хуже воровства — это простота в невежестве. Когда человек просто простой в таком самом примитивном понимании этого слова. То есть он просто примитивен. Вот об этом говорится. И есть, допустим, простота в благости, она не от того, что человек простой, примитивный, он не понимает и не знает ничего. Потому что в невежестве это такая простота в незнании. Я не знаю, в страсти можно поразмышлять тоже на эту тему, что когда человек просто не особо задумывается над своей жизнью, просто идёт как “Бог на душу положил”, и не особо взвешивает какие-то вещи, идёт за своими страстями, наверное это такая простота в страсти.

00:28:40 А простота в благости это когда человек сознательно, он всё понимает, что есть, может быть, чем гордиться, и даже он может испытывать какие-то импульсы, на чувственном уровне он и испытывает какую-то гордость, но тем не менее, осознанно человек это видит и понимает и осознанно не даёт этому ход. Он не питает свою гордость, своё тщеславие. Он осознанно избегает каких-то ситуаций, где это может его провоцировать. И как мне приводили пример одной достаточно возвышенной женщины, она наставница и многие люди стремятся получить её советы, и её возносят. И она даёт лекции, наставления. И она говорила, что «Как только я чувствую, что я начинаю испытывать, что меня куда-то заносит, говорит, я иду мыть посуду. За всеми. За всеми я иду мыть посуду».

00:29:59 Поэтому именно очень важно осознавать тот момент, когда ты чувствуешь приливы какой-то гордости. И очень важно это осознанно контролировать в себе. Как говорится, чем на дереве больше плодов, тем ниже его ветки гнутся. И поэтому важно себя так балансировать внутренне. Чем больше ты чувствуешь в себе каких-то качеств и возвеличиваний, тем нужно себя чем-то, что называется, заземлить. И это связано с таким качеством как простота.

Как постигать простоту женщинам-интеллектуалам?

00:30:50 [Ведущая] Хотела ещё спросить. Вот есть люди, которые в принципе сложно устроены. Знаете, такие интеллектуалы, им нужно всё понять, всё постичь, до каждой детали, нюанса. Как им быть, если женщины такие в принципе? Женщины такие есть? И как им культивировать это качество простоты? Что это за внутреннее ощущение? Есть ли способы как к нему прийти?

00:31:16 [Гуна Манджари] Как всё в нашей жизни, оно приходит через разум. И на самом деле это действительно так. Потому что говорится, что гордость — это определённый порок, который может быть присущ брахманам. И действительно сейчас, когда произошла эта деградация, Кали-юга, то брахманы многие стали гордиться своими качествами, своими знаниями. И это привело к падению определённой брахманической прослойки общества. И тем более есть это так же у людей, которые обладают каким-то интеллектуальным потенциалом, или какие-то женщины разумные, они испытывают высокомерие некое. Нужно всегда помнить, что это проявление демонических влияний.

00:32:20 И поэтому, когда у нас есть знания, и знания, как мы говорили это то, что разрушает карму, то оно помогает нам видеть в себе проявление этой гордости. И когда мы видим, что это наша гордость, что мы гордимся, то она перестаёт на нас влиять. Оно влияет на нас только тогда, когда мы не осознаём эти вещи. Как только мы осознаём, то это перестаёт на нас такое тотальное влияние оказывать. И когда мы понимаем и осознаём, конечно, мы становимся проще по отношению к себе. И очень важно отслеживать в себе этот момент. Во-первых, это важно увидеть в себе. Особенно важно людям, которые обладают качествами.

00:33:19 Особенно в контексте нашего времени, когда женщины сейчас развиваются очень сильно, и очень энтузиастично тянуться к развитию, очень важно это качество простоты в себе культивировать. То есть не заносится, не чувствовать себя выше остальных. Потому что я приведу такой пример. У меня есть один знакомый. Он живёт в южной Индии, у него есть клиника аюрведическая. И он рассказывал, у него там есть садик, клумбы, какие-то растения. Но в этом садике он держит птиц. У него там живут петухи, курицы, индюки. И в принципе их там никто не ест. Это его как питомцы. Они там просто живут во дворе.

00:34:33 И он рассказывал про индюков. Есть такое выражение, что ты “надулся как индюк”. У них есть такая особенность. Они либо когда хотят произвести впечатление на самку, либо когда хотят кого-то испугать, они становятся такими большими, они надуваются. У них есть такая возможность увеличить размеры тела. И он рассказывал, он просто сидит иногда у себя в садике и наблюдает за этими птицами как они себя ведут. Просто интересно наблюдать за ними. И он говорит у него там есть индюки. Один индюк надулся, он такой очень важный, гордый, ходит таким индюком. И перед ним появляется другой индюк - более главный, наверное, более авторитетный индюк. И он проявляется перед этим индюком. И тот, который надулся, моментально сдувается и становится таким маленьким, худеньким. И так смешно смотреть, наблюдать за такой реакцией.

00:35:47 Также я видела в интернете. Там сову демонстрировали. И у них видно тоже есть такая особенность. Она там надулась, кого-то пыталась впечатлить. И перед ней поставили другую сову, или это филин был. И она тут же стала такая маленькая, узенькая. И это просто на глазах всё поменялось. И это природа гордости. Когда мы чувствуем, что мы что-то знаем, что-то умеем, где-то мы в чём-то лучше, мы должны понять, что мы идём по примеру этого индюка. То есть в нас работают эти рычаги животного мира, которые когда животные чувствуют, что оно где-то сильнее, чем-то обладает, оно так раздувается. Но со стороны это смотрится смешно.

00:36:54 И поэтому очень важен для этого взгляд со стороны. То есть такой анализ, о котором я уже говорила. И при этом взгляд со стороны, когда мы начинаем понимать, что мы выглядим просто как раздутый индюк. Потому что все эти качества, о которых мы говорим, то есть божественные качества и любые другие качества гуны благости — это на самом деле не наши качества. Мы просто подключаемся к какому-то источнику этих качеств и они начинают в нас проявляться. То есть мы все трансляторы чего-то. И когда мы правильно настроены, когда мы подключены, как ещё у эзотериков это называется «эгрегор» определённый, то мы начинаем это всё транслировать. Но мы не являемся источником этих качеств.

00:37:54 И поэтому когда мы начинаем это понимать, это понимание говорит о том, что мы разумны в реальном определении разума. Не просто мы умные, и мы хвастаемся тем, что нам не принадлежит, качествами, которые нам даются за что-то. А когда мы понимаем, что не мы источник этого всего, и мы понимаем насколько мы смешные, когда мы начинаем пыжится чем-то, что нам не принадлежит, то есть из истинного знания приходит простота.

А если я не замечаю своих плохих качеств и сказать мне некому?

00:38:42 [Ведущая] Такие интересные, конечно, аналогии с совой, с индюком. Очень наглядно видно, как это качество гордости работает. К нам пришёл вопрос. Хочу его зачитать, потому что, мне кажется, он очень интересный. Как раз в эту тему. «А если, может быть, я и не замечаю плохих своих качеств, и сказать мне не кому что со мной что-то не так, то как быть?».

00:39:06 [Гуна Манджари] Сказать всегда есть кому. То есть на самом деле, если мы способны услышать, если мы готовы услышать, то нам будут говорить. И мы не живём же на необитаемом острове. У нас есть люди, которые нас окружают, у нас есть друзья, есть люди, с которыми мы соприкасаемся. И обычно люди нас зеркалят. Особенно близкие люди. Очень хорошо иметь близкие отношения с кем-то, потому что тут все качества как раз и проявляются. Чем ближе человек, тем больше он нас может отзеркалить. И поэтому очень важно иметь такие отношения.

00:39:56 То есть если мы не в семье, нет супругов, то важно иметь близкие отношения с друзьями, кого-то нужно рядом с собой иметь, взаимоотношения важно культивировать. И вот, пожалуйста, тут уже есть о чём подумать. Если не кому сказать, можно понять какие качества важно культивировать. То есть умение строить отношения, умение быть искренней. Потому что когда мы искренни по своей натуре, то обычно у нас искренние отношения, и мы получаем какие-то индикации того, над чем работать. Поэтому тут уже задача обозначается в том плане, что нужно учиться строить отношения с людьми, учится строить глубокие отношения. Или может быть вначале хотя бы начинать строить отношения с людьми, понимать людей.

00:41:18 Это качество простоты важно для того, чтобы строить отношения, подпускать к себе людей, завязывать с ними отношения какие-то, взаимодействовать с людьми. Поэтому тут есть определённое поле, куда расти. И как говорится, любой длинный путь начинается с первого шага. Поэтому, если задуматься хотя бы над этим и делать какие-то шаги в этом направлении, то дальше раскроется весь диапазон того, как в этом направлении развиваться.

Как строить отношения с демонической женщиной?

00:42:07 [Ведущая] Спасибо большое за ответ! Вы сейчас упомянули, что в близких отношениях люди зеркалят какие-то наши качества, они нам что-то показывают. Но вот здесь есть ещё один вопрос от Элеоноры. Тоже про близкие отношения. «Скажите, пожалуйста, как строить отношения с демонической женщиной, если Господь таковую прислал в семью? И будет ли отдаление на дистанцию от неё сбеганием от уроков Бога? И о чём сам факт, что она попала в нашу семью, говорит нам?».

00:42:37 [Гуна Манджари] Смотрите, есть рекомендации, что с людьми, которые находятся в других гунах или демонические натуры, здесь нужно быть на дистанции. Нужно взять такую уважительную дистанцию и это и есть рекомендация, которая даётся в «Бхагавад-Гите», что не нужно тесно пересекаться, не нужно строить, во всяком случае, такие очень близкие отношения. То есть не нужно открывать свой ум, не нужно как-то так эмоционально открываться перед таким человеком, контакты завязывать. Потому что божественные и демонические натуры всегда будут в антагонизме.

00:43:33 И поэтому, если этот человек близкий вам в плане вашей семьи, то нужно уважать семейные законы. То есть не демонстрировать свой антагонизм, но насколько возможно внутренне не приближаться. Внешне да, можно какие-то обязанности исполнять, в чём мы должны исполнить по отношению к этим людям, но внутренне обязательно важно быть на дистанции. И иногда какие-то люди к нам приходят для того, чтобы мы научились быть на дистанции с этими людьми, чтобы мы научились такому качеству как различие.

00:44:42 И это одно из характеристик разума. На санскрите это называется вивека-шакти — умение различать вещи. Не просто всё видеть каким-то одним таким, делить всё на плохое и хорошее, и как бы всё в одном котле, что называется. А вот видение тонкого различия между вещами, умение дифференцировать вещи — это показатель разума. Потому что категоричность — это как раз показатель человека, который не очень тонко развит. А человек более продвинутый умеет видеть какие-то тонкие нюансы, различия и умеет действовать в соответствии с этим.

00:45:39 Поэтому да, может быть к нам приходят такие люди для того чтобы мы умели различать, для того чтобы мы видели, с чем нужно соприкасаться, с чем не нужно соприкасаться. Знаете, как ток. Бьёт током, если мы подходим близко, и для того, чтобы мы не подходили слишком близко. И также нам важно понять, что не нужно в себе культивировать. То есть если мы видим, что этот человек как-то особенно нас не привлекает, мы должны понять, какие качества не нужно в себе культивировать. Если с нами кто-то так обошёлся не очень хорошо, нужно выучить урок, понять, что я так ни с кем не буду обходится. То есть какие-то такие уроки нужно принять в соответствии самого себя, руководствуясь разумом.

Как правильно выстраивать внутреннюю дистанцию?

00:46:44 [Ведущая] А как правильно выстраивать эту дистанцию? Потому что часто, во-первых, здесь, например, это одна семья и ты же не будешь как-то не разговаривать с человеком. Как это правильно понять эту внутреннюю дистанцию? На что она похожа и с какого чувства её нужно делать? Потому что иногда, по своему опыту я знаю, мы думаем, что я такая “божественная натура”, не буду с этим “демоном” общаться. То есть какое это чувство должно быть? Забота это или любовь, или дистанционное принятие человека? Чтобы это было во благо и чтобы это не вызвало ещё больший конфликт.

00:47:23 [Гуна Манджари] Во-первых, это всё очень глубинная тема, которую Вы подняли. Тут, конечно, важны отношения с самим собой, чувство собственной целостности, когда мы не стремимся получать от других людей подтверждение. Когда у нас низкая самооценка, мы в комплексах, нам очень важно, чтобы обязательно получать одобрение. И тогда мы начинаем нарушать границы, мы начинаем выслуживаться перед ними. И это всегда ведёт к конфликтам, к сложным ситуациям.

00:48:17 И для того, чтобы более наглядно дать понять, я просто приведу такой пример. Очень часто, от девушек в большей степени получаю такие вопросы: «Вот моя мама меня не понимает. Я не могу ей ничего сказать. Она меня высмеивает. Она мои все увлечения, занятия саморазвитием это всё опускает. Как мне жить в таких условиях?». И тут мне приходит простой вопрос: «А не говорить ей об этом не приходила мысль?». То есть не нужно, если вы видите, что человек не соответствует вашим внутренним, не отвечает вашим запросам, не нужно с ним вести вот эти все разговоры, открывать сердце, открывать ум.

00:49:25 То есть тут просто нужна именно уважительная дистанция, ни к чему не обязывающие разговоры: как дела, как настроение, как самочувствие. Это вопрос разума. Если мы уважаем человека, если мы уважаем прежде всего самих себя, то обычно эти люди чувствуют. Любой человек чувствует другого человека, насколько он не пытается вызывать одобрение других людей, насколько он не созависим от другого человека. Если нас есть эта целостность и такая внутренняя независимость от этого человека, то он не будет нами манипулировать, пытаться каким-то образом повлиять.

00:50:27 Поэтому тут важна эта внутренняя целостность, состояние внутренней целостности. Разум, конечно. И дистанция, насколько это возможно. Дистанция внутренняя и внешняя тоже. Опять же, в каждой индивидуальной ситуации будут какие-то индивидуальные условия. И тут уже человек сам должен для себя определить, как он будет действовать. Это общий алгоритм.

00:50:58 [Ведущая] Спасибо большое. У нас осталось буквально девять минуточек. Может быть мы тогда озвучим прошлые вопросы, которые были на прошлом эфире? Потому что я помню, там был один тоже очень такой важный, о том, в чём же сила женщины.

00:51:12 [Гуна Манджари] Хорошо, давайте поговорим об этом.

В чём сила женщины?

00:51:17 [Ведущая] Сейчас я постараюсь его найти. Я зачитаю тогда: «А в чём сила женщины? Хочется понять тот инструмент, на который нужно делать упор в жизни, который поможет менять реальность вокруг?».

00:51:31 [Гуна Манджари] Опять же, тут общий ответ на вопрос. Сила не только женщины, но и любого другого человека, во внутренней самодостаточности. И если говорить, в частности, о женщине, если женщина внутренне удовлетворена, ей хорошо самой с собой, то скорее всего, что она будет привлекательной, и скорее всего, что она будет сильна. И естественно, если речь идёт о женщине, то это подразумевает взаимоотношения с противоположным полом, то есть мы говорим об отношениях с мужчиной, то тут будет так же ещё и понимание другой природы, противоположной природы. То есть если есть понимание, контакт с собой, если женщина в хорошем смысле самодостаточна внутренне и понимает, и принимает другую природу, то, бесспорно, она будет очень сильна как женщина, как личность.

00:53:00 [Ведущая] Очень важная тема. Спасибо большое, что дополнили про личность! Я уже говорила об этом, очень нравится то, что мы обсуждаем женщину именно как личность. Не как внешнее проявление, не как какую-то женщина в юбочках, в рюшечках. Это именно личность. Это личность, у которой есть отношения с Богом, есть отношения с самой собой. И это очень ценно. Спасибо Вам большое, дорогая Гуна Манджари!

00:53:28 [Гуна Манджари] Да, спасибо Вам, что Вы тоже поднимаете такие в общем-то глубинные вопросы! У нас остался ещё один вопрос с прошлого эфира. У меня как раз он передо мной. Я могу его зачитать.

Плохие качества - плохая карма?

00:53:46 [Ведущая] А можно, простите, сегодня какой-то такой день, когда сложно услышать друг друга. Простите, что перебиваю. Вот тут пришли ещё два вопроса как раз о плохих и хороших качествах. «Если есть плохие качества, это значит что плохая карма?».

00:54:06 [Гуна Манджари] Сложно сказать. Если есть плохие качества, да, в какой-то степени это есть что-то такое в нас. Наш характер — это наша карма, с определённого ракурса если посмотреть. Но с другой стороны в любом минусе есть свой плюс в том плане, что любая сила даётся, когда мы преодолеваем. То есть за каждым минусом стоит, как я уже говорила, свой плюс. И если мы возьмём наши негативные качества, то работая над этим, преодолевая какую-то инерцию в этом плане, мы открываем очень большой потенциал. То есть за каждым негативным качеством стоит определённая сила.

00:55:02 И когда мы работаем, когда мы преодолеваем его, то мы получаем силу, мы получаем дары таким образом. Потому что в абсолютном плане нет негативного, в абсолютном его таком понимании. То есть всё зависит от того, как мы этим распорядимся. И если мы возьмём все древние сказки, это своего рода Пураны, истории, тоже ведическая мудрость, которая таким образом отражалась, то все сокровища какие-то, дары всегда стерегли какие-то драконы, которых нужно преодолеть. И за каждым негативным преодолённым качеством открывается определённый дар.

00:56:06 То есть можно понимать, что эти негативные качества характера, которые у нас есть — это своего рода драконы, которые стерегут какие-то богатства, которые у нас так же есть. И поэтому к ним можно относится как к ресурсам. К этим негативным качествам, которые в нас существуют, их можно рассматривать как ресурсы. И это не будет просто какой-то взгляд через розовое стекло. Это реальные вещи. То есть реально оно так существует.

Нужно женщине в современном мире покрывать голову?

00:56:52 [Ведущая] Спасибо большое за ответ. И вот даже три вопроса у нас есть. Точнее один мы зачитали, ещё два осталось, но мне кажется они очень важные. И вот нам прислали по поводу женской аскезы. «Во многих писаниях говорится о том, что женщине нужно покрывать голову. В наше время данное предписание почти не соблюдается. Как вы считаете, важно ли его соблюдать? Спасибо».

00:57:16 [Гуна Манджари] Я думаю, что это индивидуально. Есть какие-то моменты, которые могут быть принципиальны. Есть вещи принципиальные, есть непринципиальные. На мой взгляд, это относится к вопросу не принципиальных вещей. Я не знаю, может быть, как-то шире ответить на этот вопрос. Но это относительно. Не считаю это чем-то таким основополагающим.

00:57:53 [Ведущая] В принципе я понимаю Вашу мысль, потому что Вы в прошлом эфире говорили о сути целомудрия, и что целомудрие не во внешних вещах, во внутренних. И если у тебя изнутри идёт посыл накрыть голову, что тебе так комфортнее, ты чувствуешь себя так более защищённо, то это нормально, и это должно быть естественно. Если ты просто покрываешь голову, а внутри у тебя, как говорится, черти сидят, то это не целомудрие. Можно ли это так понять?

00:58:21 [Гуна Манджари] Да, это так. И в наше время любые вещи, если концентрироваться на этих деталях, то можно, что называется, спекулировать с этими вопросами. Я приведу просто такой пример. Часто приходится видеть девушек, которые следуют мусульманской традиции здесь, и они покрывают голову. Они покрывают голову, потому что этого требует мусульманская традиция. Но в то же время, вместе с этим, они одевают обтягивающие штаны, такие леггинсы, и у них, я извиняюсь, пятая точка полностью обтянутая. Но голова покрыта.

00:59:21 И поэтому, мне кажется, что ко всему нужно применять разум и здравый смысл. Если женщине присуще это качество целомудрия, то она будет себя так представлять, одеваться таким образом, что это не будет вызывать каких-то низменных чувств. Даже независимо от того, что она одела. Это какой-то внутренний барометр, это врождённое чувство. Если этот барьер не сломлен обществом, общественными какими-то предрассудками, то ты будешь это чувствовать интуитивно, как ты чувствуешь себя защищёно, как ты себя не чувствуешь защищено. И тут не то, что нужно давать конкретные, пословные руководства. Просто если у тебя развито это чувство, то ты будешь интуитивно правильно одеваться, подбирать какие-то вещи. Если нет, то хоть покрой голову, всё равно что-то другое у тебя будет не соответствовать.

01:00:46 [Ведущая] И потом где-нибудь, да вылезет. В поведении или в какой-то другой одежде.

01:00:51 [Гуна Манджари] Да. То есть тут идея не в каких-то ритуалах, а во внутреннем такой понимании и состоянии. Если оно присуще в тебе, то оно отразится каким-то образом. Опять же, в соответствии с ситуацией, с временем, местом и обстоятельствами.

Как сделать хорошие качества своей силой?

01:01:11 [Ведущая] Спасибо большое, за Ваш ответ, за этот посыл, что всё должно идти изнутри. Все хорошие качества и лучшие проявления должны идти именно изнутри. Последний вопрос не сегодня хочу зачитать, который к нам пришёл: «Я стараюсь проявлять доброту и простоту к людям. Но мне тяжело, потому что сложно встретить то же самое в ответ. Не то, чтобы я жду, но тяжело жить в довольно жестоком мире с такими проявлениями. Может быть я делаю что-то не так? Как сделать эти качества своей силой?».

01:01:41 [Гуна Манджари] Тут очень важно проявлять ещё разум. Потому что без разума сложно жить. И самые хорошие качества применённые не в соответствии с ситуацией, не будут приносить желаемый результат. Поэтому одна из характеристик качеств гуны благости — это чувство меры. На самом деле это очень важное качество. Я где-то прочла такое высказывание, что чувство меры иногда более эффективно для человека, чем прирождённые таланты и способности, и ещё какие-то благоприятные качества. Поэтому благость как раз характеризуется знанием, и она характеризуется этим балансом, когда мы можем быть адекватным ситуации, и применять те качества, которые у нас есть адекватно этой ситуации.

01:02:59 А для этого очень важно развитие разума, очищение разума, ума, духовная практика, прежде всего. Это как бы аксиома. Во главе всего. Это позволит нам видеть вещи и быть более точными в нашем взаимодействии с людьми, с этим миром. Потому что когда у нас нет духовного навигатора, контакта с Верховной Личностью Бога, когда мы не находимся в этой связи, то мы теряем свой прицел, видение, через которое мы проявляем себя. И мы можем быть не совсем точными в том, как мы применяем даже самые лучшие качества, которые у нас есть. Поэтому недостаточно ещё иметь эти качества. Важно ещё уметь ими пользоваться.

01:04:12 [Ведущая] Спасибо большое! На самом деле, я считаю, что вот эти наши эфиры — это такая школа разума. Потому что ты учишься понимать как не впадать в крайность, ни в одну, ни в другую. Как искать золотую середину и баланс. И самое главное, всегда помнить о том, что суть твоей жизни — это твои божественные и вечные отношения с Господом, несмотря на то, с какими ты качествами родилась, какая у тебя природа, какие у тебя отношения, и что вообще вокруг тебя происходит. Спасибо Вам большое за этот глубокий и очень ценный посыл. И очень интересно будет продолжать разбираться в том, какие же качества присущи демоническим и божественным натурам. Поэтому до встречи через неделю!

01:04:54 [Гуна Манджари] Спасибо Вам, дорогая Анна за такое правильное важно резюме, которым Вы подвели наши передачу. И желаю всем нам развития божественных качеств. И до следующей встречи! До свидания!

01:05:10 [Ведущая] Пусть будет так! До свидания!

транскрибирование: Ольга Рымарь | 22 ноября 2020