Сложности духовного пути

vedaradio.fm - 17 июня 2022
Качества демонических натур по Бхагавад Гите. Определение демонического умонастроения. “Кто несчастлив - тот негодяй!” Люди демонической природы наказывают сами себя. Ответы на вопросы: как общаться с людьми, не осуждая? Чтобы выйти из невежества нужен раджас, как это правильно делать? Как укреплять свою веру, если святых вокруг всё меньше? Что делать, если старший обижает, ведёт себя некорректно? Как вдохновить мужа на возврат к духовной практике, если сейчас она его не вдохновляет?
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:03:36 | качество: mp3 48kB/s 21 Mb | прослушано: 54 | скачано: 20 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Звучит музыка.

00:00:05 [Ведущая Анна] Добрый вечер, дорогие слушатели Веда-радио. Меня зовут Анна, и, по традиции, вечером в пятницу мы встречаемся с Вами, чтобы обсудить божественные и демонические качества, которые описывает священное писание Бхагавадгита. И с нами вновь на связи наш проводник в мир знаний, одухотворённого разума - Гуна Манджари. Ждём Ваши вопросы, которые Вы можете оставлять на сайте vedaradio.fm или присылать нам в Whatsapp и Viber по номеру телефона +7 900 239 09 63. А я приветствую нашу гостью. Здравствуйте, Гуна Манджари.

00:00:40 [Гуна Манджари] Здравствуйте, дорогая Анна. Здравствуйте, дорогие радиослушатели.

00:00:44 [Ведущая Анна] Насколько мне известно, сегодня у нас эфир будет посвящён сложностям на духовном пути и ответам на вопросы, которые у нас накопились. Поэтому хочется передать Вам слово, чтобы услышать, что же Вы нам сегодня расскажете.

00:00:58 [Гуна Манджари] Да, я хотела сегодня посвятить этому нашу встречу. К тому же есть вопросы, которые, я думаю, очень важно осветить. Также, по традиции, мы что-то прочтём из Бхагавад Гиты, потому что у нас рубрика лекций посвящена демоническим натурам. У нас были темы, посвящённые божественным натурам. Ну, и чтобы сохранить справедливость, мы уделим время и внимание проявлению демонической природы.

00:01:42 К тому же это внимание также уделено в Бхагавад Гите. Божественным натурам посвящено два стиха, а все остальные (там двадцать с чем-то стихов и объяснений) посвящены демоническим натурам. Важно знать как это (демонические качества) проявляется в нас, прежде всего. Потому что божественная природа нам и так свойственна, скажем так, вследствие нашего божественного происхождения, происхождения души. И будучи частицей Верховной Личности Бога, она является божественной. Но, находясь в материальном мире, она покрыта материей. И нам очень важно знать как это проявляется (влияние материального мира), чтобы понимать каким образом нужно очищаться. Очищение происходит вследствие осознания. Поэтому это важный такой момент

Качества демонических натур по Бхагавад Гите

00:02:55 В связи с этим я опять обращусь к главе 16, тексту 16 и прочту стих, который нам повествует о том, как же проявляется демоническое такое осквернение в нас, и также комментарии Шрилы Прабхупады к этому стиху. . Итак: «Охваченные беспокойством от всех этих мыслей и опутанные сетью заблуждений, они чрезмерно привязываются к чувственным удовольствиям и в конце концов попадают в ад». Это говорится о людях с демонической природой. И мысли, которые их обуревают, о том как уничтожить врагов, как больше и больше наслаждаться в этом мире.

00:04:00 Итак, комментарий: «Жажда демонического человека к наживе не знает пределов. Она неутолима. Он думает только о том, сколько у него богатств сейчас и как приумножить их в будущем. Для этого он готов совершить любой грех и, стремясь к запретным наслаждениям, занимается незаконными махинациями. Гордясь тем, что у него уже есть: своей землёй, семьёй, домом, и счётом в банке, - он всё время думает о том, как стать ещё богаче. Он верит только в собственные силы и не знает, что все его богатства пришли к нему в результате его прошлых благочестивых поступков. Он получил возможность обрести эти богатства, но ему ничего не известно о причинах этого, связанных с его прошлым. Он думает, что богатство пришло к нему благодаря его усилиям.

00:05:01 Демон верит только в собственные силы, а не в закон кармы, в соответствии с которым знатное происхождение, богатство, хорошее образование или красота являются результатом наших прошлых благочестивых поступков. Демоны считают, что обязаны этим своей удаче и способностям. Они не чувствуют, что за всем многообразием в общественном положении, внешности и образовании людей стоит промысел Бога. Всякий, кто осмеливается соперничать с такими людьми, тотчас становится их врагом. На свете много демонических людей, и все они враждуют между собой. Эта вражда постоянно расширяется и углубляется, переходя за рамки личных отношений и перекидываясь на семьи, кланы и целые народы. Поэтому повсюду в мире не утихают вражда, соперничество и войны.

00:06:04 Каждый демонический человек считает, что ради себя можно пожертвовать всеми остальными. Как правило, все демоны считают себя Богом. Поэтому, когда демон становится проповедником, он убеждает своих последователей: «Зачем вам нужно искать Бога? Каждый из вас сам Бог! Можете делать всё, что хотите. Не верьте в Бога. Выбросьте Бога. Бог мёртв». Так проповедуют демоны.

00:06:32 Хотя демонам известно о существовании людей столь же богатых и влиятельных, как они, тем не менее каждый из них считает себя самым богатым и самым могущественным человеком на свете. Что касается доступа на райские планеты, то демоны не считают нужным совершать для этого ягьи, жертвоприношения. Они думают, что можно изобрести свою ягью или создать механическое устройство, которое позволит им достичь высших планет вселенной. Лучшим примером тому является Равана. Он объявил своим подданным, что построит лестницу, по которой все смогут подняться на райские планеты, не совершая предписанных Ведами жертвоприношений. Точно так же нынешние демоны пытаются доcтичь высших планетных систем на механических средствах передвижения. Всё это примеры демонических заблуждений. В результате, сами того не ведая, они готовят себе место в аду. В связи с этим особенно важным в данном стихе является слово моха-джала. “Джала” на санскрите означает «сеть»; словно рыбы, пойманные в сеть, они не могут выпутаться из сетей собственных заблуждений».

00:07:50 [Гуна Манджари] Итак, здесь говорится об умонастроении человека, на которого влияет демоническая природа. И в большей степени это беспокойство. То есть чем более беспокойный ум, тем более человек находится под влиянием такой природы низшего характера. И, кстати говоря, брахман определяется по спокойствию ума. Это одно из определений браманического сословия или качества. Способности к медитации, к контролю, успокоению ума - это всё качества, свойственные божественной природе и людям, обладающим этой природой. То есть в большей степени это выражено в браманичной природе.

Определение демонического умонастроения

00:09:02 Мы можем увидеть, что чем больше человек доверяет своим чувствам и иллюзии того, что он является вершителем всего, отвергает Веды и Высшие законы, говорит о том, что он сам хозяин всего («как я захочу, так и будет»), тем более он подвержен влиянию демонической природы.

00:09:47 И по сути демонизм - это не что-то такое с рогами и копытами. Хотя, наверно, такие проявления тоже есть в каких-то сферах, но, тем не менее, это всё олицетворение или характеристика сознания. То есть демонизм проявляется, когда человек конкурирует и соперничает с Богом. И он даже может не признаваться себе (то есть может формально признавать Верховную власть Личности Бога), но тем не менее всё его поведение и образ действий говорит о том, что он с ним конкурирует и себя ставит на место Бога. Это проявляется в чрезмерной такой заносчивости и соперничестве с другими существами, с другими людьми.

00:10:51 В той или иной мере это отражено в сознании любого человека, который находится здесь, в материальном мире. И, конечно, люди, которые встают на путь эволюции сознания, работают с этими качествами. Любая культура будет ограничивать проявление демонических качеств. Но зачастую они находятся ещё и глубоко в подсознании. И конечно грубые такие проявления демонические наказываются в обществе. Мы не можем их проявлять свободно.

00:11:43 Хотя говорится, что в разгар Кали-юги, когда она войдёт полностью в свои права, то будет нормальным, что жизнь людей превратится в жизнь в джунглях, где побеждает сильнейший. И все вот эти чувства, страсти не будут ничем контролируемы. Это будет нормально кого-то схватить и сожрать. Как животные в джунглях живут. Пока это всё у нас находится на уровне подсознания. Человек достаточно культурный, образованный, цивилизованный контролирует свои вот эти побуждения. Они не так проявлены. Но тем не менее это всё есть.

00:12:36 Например, когда мы конкурируем с другими людьми; когда попадая в какое-то общество людей, мы сразу начинаем оценивать кто какой и сразу начинаем как-то самоутверждаться. То есть у нас есть вот это проявление ложного эго «вот я тут самый самый-самый». В обществе людей обычно происходит вот это самоутверждение. Мы говорили на прошлых эфирах, что сейчас всё пространство пропитано этим. Люди соревнуются между собой.

00:13:21 Соцсети, все вот эти «инстаграмы», и прочие какие-то медиа призваны на то, чтобы показать вот какой я успешный, какой я там красивый, удачный и как я хорошо живу. Есть другие люди, которые тоже таким же образом проявляют себя. То есть это такая ярмарка тщеславия: всё та же конкуренция и то же самоутверждение на тонком плане и ощущение себя Богом. Осознанно или в большей степени бессознательно человек пытается прежде всего себе, а потом также и всем остальным, показать насколько он такой классный, насколько он во всех отношениях такой «Ок!». И подсознательно- это такая некая конкуренция.

00:14:36 Хотя, конечно, есть контр вопросы. Должны ли мы ощущать себя как-то очень подавленно и плохо? Нет. Вопрос не в этом. Дело в том, что человек должен чувствовать себя хорошо, нормально, должна быть здоровая такая самооценка. Потому что, когда живое существо начинает себя чувствовать униженно, подавленно и прочие такие состояния со знаком минус испытывать, то это та же гордость, то же ощущение себя Богом. Но неудавшимся Богом. Поэтому нужно чувствовать себя нормально, бодро.

“Кто несчастлив - тот негодяй!”

00:15:28 Духовный учитель вайшнавизма Шрила Прабхупада как-то сказал, что тот, кто несчастлив, тот - негодяй. В том плане, что обладая духовным знанием, знанием того, что он является вечной душой, которая не подвержена смерти, которая по своей природе исполнена счастья и блаженства, и человек при этом ещё страдает, значит, он не понял философию. Хотя, конечно, бывают разные состояния, и мы находимся под влиянием материальной энергии. Но здесь идёт речь о том, что если человек хронически находится в таком неудовлетворённом, подавленном состоянии, то это говорит о том, что он обладает слабым разумом. Не сильно понимает вещи. И это к тому, что нормально чувствовать себя в хорошем тонусе, чувствовать удовлетворение и радоваться тому, что мы делаем. То есть это состояние внутреннего такого ментального, эмоционального здоровья.

00:16:48 Но здесь идёт речь о том, что человеку необходимо проявление вот такого тщеславия, проявляются его какие-то конкурентные тенденции, чтобы ощущать себя вот таким верховным. Вот это желание ощущать себя верховной личностью (конкуренция с Богом) начинает так проявляться. Здесь говорится о том, что это в нас говорит наша низшая демоничная природа, из-за которой мы здесь. Потому что в материальном мире, как говорится, нет людей невинных. Все здесь по определённым причинам. По причинам сознания, именно конкурентного сознания с верховной властью Личности Бога. И так или иначе оно проявляется. Может проявляться очень грубо, как это было проявлено у известных демонов.

00:18:13 Тут приведён пример Раваны, который пытался построить лестницу на небо. Или, я знаю, в Библии тоже есть такие подобные примеры. Есть примеры известных завоевателей, которые решали всё сделать по-своему плану. Не понимая, что всё уже контролируется, что за всем стоит Высшая Сила, они решали всё-таки сделать сами, как они считают нужным. И ими двигала непомерная жажда власти, амбиции, жажда богатств, неудовлетворённые беспокойные чувства. И в конечном итоге это было проявление такой явной конкуренции с Верховной Личностью Бога, которая выражалась вот в таких действиях.

Люди демонической природы наказывают сами себя

00:19:29 И здесь говорится о том, что эти люди сами себя наказывают. То есть нет необходимости на них обрушивать какие-то божественные кары. Или как сказал, по-моему, Ганди. Он сказал в своё время, что как только был создан закон кармы, Господь мог спокойно отдохнуть. Оно так устроено, что есть такие механизмы самореагирующие. То есть люди сами себя вследствие закона кармы и энергии (материальных энергий, высших энергий) ловят в сети, сами себе надевают кандалы, сами себя погружают в адские состояния. Это состояния беспокойства, неудовлетворённости, крайней-крайней уязвимости. Когда ложное эго настолько, как говорится, воспалено, что ты не в состоянии перенести даже какого-то косого взгляда или тебе очень больно, что ты не «владычица морская». Это всё вот эти состояния эмоционального такого ада, которым наказывают себя люди, находящиеся под влиянием демонической природы.

00:21:24 И, как мы говорили, она есть в каждом из нас. Это причина того, почему мы здесь, в материальном мире. И задача человека-это возвышение, очищение от демонической природы. То есть когда мы перестаём быть конкурентом с Верховной Личностью Бога, принимаем Высшие законы, то таким образом происходит очищение нашей истинной натуры. И это всё несёт с собой умиротворение, счастье, расширение сознания и всё, что с этим связано (отсутствие страха, отсутствие беспокойств). Вот так всё устроено совершенным образом. Здесь исполняются все наши желания. Только нам важно определиться с этими желаниями. Потому что, либо эти желания будут вести нас в ад, в адские состояния, либо они будут вести нас к высшим состояниям счастья и освобождения.

00:22:44 Также здесь говорится о том, что даже под видом духовности могут быть вполне себе такие демонические тенденции. Это когда речь идёт о том, что все мы Бог. И вот так всем мы управляем сами на абсолютном понимании нашей такой независимости. То есть говорится о божественном таком проявлении, что кругом божественные энергии и «вот я являюсь Богом». То есть вот такое утончённое, замаскированное тоже демоническое проявление. Очень много подобного мы можем встретить. И оно всегда было в материальном мире. Поэтому очень важно с этим вопросом определиться и разобраться, чтобы не запутаться.

00:24:00 Ну, вот такое отступление, которое, конечно, достаточно заняло времени. Но, думаю, что важно об этом напомнить. Если есть ещё уточнения по тому, что уже было сказано, или какие-то вопросы для раскрытия темы, то мы можем обратить на это внимание. Или мы пойдём дальше.

Как общаться с людьми, не осуждая?

00:24:25 [Ведущая] Спасибо Вам, дорогая Гуна Манджари . Вот, у нас есть несколько вопросов. Пришёл такой вопрос: «Вы говорили о том, что важно безоценочно подходить к людям. В смысле не осуждать и как-то работать со своим эго, с гордыней. Всё равно же должен быть какой-то критический разум, ведь не со всеми стоит общаться. Нужно видеть, кто перед тобой и т.д. Как тогда делать это не осуждая?»

00:24:53 [Гуна Манджари] 100% разум обязательно должен быть. И это отличает человека от животного. Сам вид человека называется Homo Sapiens (человек разумный). И разум как раз является тем механизмом, который помогает нам определять. Но дело в том, что тут очень важно видеть картину в целом. То есть не фрагментарное мышление должно быть. Вот, мы увидели уровень человека. Это важно увидеть. То есть нельзя быть слепым таким. Такая слепота говорит об отсутствии разума. Важно увидеть уровень человека, но тут важно иметь полную картину, понимая, что это не весь человек. Что у него есть много всего помимо того негатива, который мы увидели и помимо какого-то там уровня. Есть много, чего мы не знаем, что нам не дано увидеть.

00:26:07 Разум - это очень тонкий механизм. Если, допустим, ум мыслит стереотипно, то есть в категории чёрно-белого (восприятие: это плохой-хороший, люблю-ненавижу), то разум вносит определённые полутона. И вот это более тонкий механизм. То есть человек может несколько планов сразу понимать. Допустим, он понимает уровень того, с кем находится, но в то же время, он не мыслит стереотипами или клише. Он понимает, что это душа. Она имеет долгий путь, и есть много, чего мы не знаем, не понимаем. Не знаем те условия, в которых находится человек, те вызовы, которые ему приходится преодолевать.

00:27:11 Разум свидетельствует о том, что мы можем увидеть полную картину, не фрагментарную (как мы уже упоминали, в чёрно-белых таких окрасах). Мы ориентируемся в пространстве, но мы не используем категорическую мерку всего. Для этого у нас должна быть правильная картина мира, понимание философии. А не просто действовать импульсивно как капризный ребёнок (нравится- не нравится). Мы должны понимать уровень человека, то есть «не подходить слепо». И в то же время мы должны обладать достаточным пониманием уровня пространства, в котором находится человек, его отношений с Богом, чтобы увидеть потенциал развития этого человека, его путь.

00:28:34 Много чего мы не знаем, не понимаем. Когда мы перестаём слепо доверять своему уму (вот как я увидел, как я понял - это и есть абсолютная истина), тогда мы расширяем своё сознание и видение той картины, которая нам является и понимаем, что есть много всего, чего мы не ведаем, не знаем.

00:29:08 Нужно «вместить» в себя Бога, в нашу картину; осознать, что есть его промысел, судьба и много вот этих категорий и критериев. И тогда мы отойдём от этого категоричного такого подросткового максимализма. Ну, и вместе с тем, нужно сохранять трезвость и трезвую оценку. То есть не надо впадать в «прелесть» и имитировать уровень святого, который уже видит всех в связи с Богом и «не видит» недостатков. На самом деле уровень святости выше уровня разума. Но разум там также присутствует. На самом деле святой всё видит (и недостатки и достоинства), но он «поднялся над этим». Если мы ничего не видим, то мы имитируем то, как будто мы «поднялись». Тут нужно быть очень трезвым, чтобы в имитации не удариться.

00:30:29 [Ведущая] Спасибо. Это очень важный момент. И Вы его озвучили. Я ещё вспоминаю характеристику святых людей. Они осуждают пороки, но они не осуждают личность человека. Можно тоже настраиваться на то, чтобы не примиряться с пороками, но при этом не осуждать человека? Это рабочий инструмент?

00:30:53 [Гуна Манджари] Это рабочий инструмент. Но это требует определённой широты сознания и отточенного разума. Мы не можем имитировать уровень, которым мы не обладаем. Во всяком случае будет искренним принять то, что я чего-то не понимаю и не возводить свою оценку в абсолютный уровень. Вот это было бы, наверно, уместно для людей, которые стремятся к святости и уже оторвались от обывательского такого плана.

Чтобы выйти из невежества нужен раджас, как это правильно делать?

00:31:34 [Ведущая] Спасибо большое. Да, очень важно то, что Вы говорите. И вот Вы ещё сегодня рассказывали в начале о том, что не стоит себя ставить на место Бога. И пришёл интересный вопрос: «Говорят, что чтобы выйти из невежества, нужен раджас. И поэтому иногда полезно почувствовать себя творцом своей жизни, чтобы перестать вечно перекладывать ответственность на судьбу и Бога. Или как это правильно делать?»

00:32:02 [ Гуна Манджари] Это совершенно правильное замечание. Есть две крайности. И как Бог проявляется в мелочах, так дьявол в крайностях. То есть когда мы вообще игнорируем все законы высшие и действуем как грубый материалист («я верю только в то, что я вижу» и «если я сам это не сделаю, то это не произойдёт»), - то это одна крайность. А другая крайность - это так называемый детерминизм. Это когда мы просто как такая дохлая рыба плывём по течению и не используем свой потенциал, свою свободу воли и те энергии, которые нам даются. Арджуна в Бхагавад Гите не хотел сражаться, не хотел действовать, но Кришна его всю Бхагавад Гиту убеждал это делать. Потому что у нас есть определённый потенциал, данный нам Верховной Личностью Бога.

00:33:16 Есть библейская история про таланты. Талант - это мера определённая; монеты, которые были в древности. Отец дал своим сыновьям эти таланты. И в общем, один в землю зарыл, другой ещё как-то неправильно воспользовался, а третий с этим талантом обошёлся самым правильным образом и его приумножил. Очень важно понимать, что тот потенциал, который нам даётся, те силы и те возможности идут от Верховного источника. И если мы считаем, что мы хозяева этого, то мы можем с этим ничего не делать. А когда мы понимаем, что мы не являемся хозяевами, что нам дано это для чего-то, то в этом проявляется наше смирение и покорность Высшей воле действовать определённым образом.

00:34:27 Принятие Высшей воли - это не пассивность. Иногда это бывает достаточно активное действие. И в Бхагавад-гите есть очень чёткое объяснение того, чем является бездействие в действии и действие в бездействии. Есть внутреннее действие (казалось бы – бездействие) и есть внутреннее бездействие (казалось бы - действие). Это связано с нашим уровнем сознания. Поэтому это такой тонкий аспект. Может быть это немножко о другом, но так или иначе, идея в том, что душа деятельна по своей природе, и мы всегда совершаем какую-то деятельность, и есть много энергий, которые нам помогают в этом. Мы пользуемся ими.

00:35:31 Мы всегда находимся под влиянием той или иной энергии. Что-то всегда происходит. Даже если ничего не происходит, это влияние невежества. Мы служим гуне невежества, то есть тамасу. Невежество проявляется таким образом. Поэтому мы всегда служим, мы всегда что-то делаем. Даже когда ничего не делаем. Поэтому, естественно, очень важно чтобы действие, которое мы совершаем, было позитивно.

00:36:13 Духовная жизнь не означает бездействие. И да, у нас есть определённая кшетра (на санскрите) или поле деятельности, которое нам выделено. И мы должны на этом поле быть творцами. Нам даётся творческая энергия - Крийя Шакти. Это также божественная энергия. Важно то, как мы этим распорядимся, то насколько мы будем задействовать её. Она будет являться тем топливом, которое будет служить нашему продвижению. Поэтому да, действие важно. И тут важно определиться и понять, что нам даётся какой-то потенциал, чтобы мы с ним что-то делали. И чем больше в нас творчества, тем более мы в контакте с энергией Крийя Шакти. Но ещё конечно важно правильное сознание. То есть тут есть определённый комплекс составляющих.

00:37:35 [Ведущая] Спасибо Вам за ответы. Конечно очень сильно отличается точка зрения с позиции знания от разных наших домыслов. Поэтому спасибо, что ей делитесь. И давайте тогда перейдём к вопросам, которые Вы хотели сегодня осветить, которые остались с прошлых эфиров.

Как укреплять свою веру, если святых вокруг всё меньше?

00:37:53 [Гуна Манджари] Да, я хотела обратить внимание на несколько вопросов. К сожалению, у нас не получится осветить все вопросы, которые мы получили. Мы, может быть, посвятим этому следующую передачу. Но в этот раз я хотела поговорить о последних вопросах, связанных именно с духовным путём, с духовным развитием. И я их зачитаю: «Здравствуйте. Увы, всё меньше святых сейчас. И я достаточно много сталкиваюсь с людьми, которые давно практикуют, но при этом их качества не сильно изменились. И как тогда укреплять свою веру? Хочется видеть, что процесс работает». Вот такое достаточно распространённое впечатление, которое можно встретить у людей практикующих, практиковавших когда-то, вставших на путь духовной жизни.

00:39:13 Оказывается, когда ты приходишь в какое-то духовное общество, то там не увидишь нимбов над головами. Во многом наши центры очень часто бывают похожи на лечебницы для людей, которые излечивают свой ум, свой ментал, своё сознание. Тут также очень важно не идеализировать. И это конечно связано с развитием разума. Когда человек развивает свой разум, он перестаёт видеть вещи, как мы уже об этом говорили… Это всё связано с теми вопросами, которые мы сегодня озвучивали, отвечали. То есть это связано с тем, что развитый человек перестаёт видеть всё в категориях чёрно-белого.

00:40:24 Это чисто функции ума - либо обожествлять, либо демонизировать. То есть там нет полутонов. Там всё вот в таких крайностях. Это уровень каништхи (на санскрите) - начального преданного. Само слово каништха переводится как ребёнок. На этом уровне такое детское восприятие. Либо все ангелы, либо все демоны. И если не ангелы, то демоны. Человек встречается с тем, что люди такие же, как он сам. Они борятся со своими внутренними демонами и не всегда их побеждают.

00:41:10 Но тем не менее искренность человека определяется не по тому, что вот он как-то вознёсся к святости одномоментно, а по тому, что он упал, но поднялся. Вот этим определяется искренность и, скажем так, правильное intention, то есть правильное направление жизни.

00:41:40 Люди, которые родились в Кали Югу, выросли в условиях совершенно не гармоничных, принеся с собой массу проблем Кали Юги, тем не менее пытаются прогрессировать, как-то развиваться. Здесь (в вопросе слушателя) говорится, что люди не изменились и стоят на месте. Важно понять, что многие не стали хуже, и это говорит о том, что всё-таки они как-то идут. Потому что мы не знаем, что было бы с человеком, если бы он не пришёл к духовному движению, к какому-то развитию.

00:42:45 Мы смотрим и видим, что да, человек не святой, у него масса и масса всего, и наш ум за это цепляется. «Всё - демон, точно!», - выносит вердикт наш ум. А разум, как мы говорили, способен видеть картину более целостно, разум даёт нам более широкий простор видения. Это реальное видение. Достаточно развитый разум даже может давать предвидение. То есть мы можем видеть вещи вперёд. Даже ясновидение может давать также разум. Ум даёт нам очень узкий спектр. Мы как будто в такой маленькой коробочке находимся. Тогда как разум нам даёт простор.

00:43:42 И мы можем увидеть, что с этим человеком, допустим, если бы он не практиковал, то могло бы всё что угодно с ним произойти. То есть он мог бы стать преступником или каким-нибудь жёстким наркоманом, деградантом. Всё что угодно могло бы произойти. А так, конечно, он далеко не святой человек со своими тараканами. Но так или иначе он более или менее пытается жить праведной жизнью. И даже там ещё какие-то делает поступки. Как говорится, что с чем сравнивать.

00:44:29 Если сравнивать его с какими-то возвышенными святыми, то да, он им будет сильно уступать и сильно проигрывать. Но если сравнить его с опустившимися людьми, с БОМЖами или ещё с кем-то, то он будет просто святой на их уровне. Поэтому нужно понимать, что есть определённые обстоятельства (время, место). Разум позволяет нам это увидеть. Это один момент. Другой момент: да, действительно практикой можно совершенно очиститься очень быстро, очень успешно. Но это зависит также от того, какие возможности практиковать есть у людей. Какая- то лень тоже может быть, и они не практикуют как могли бы.

00:45:27 Имея уровень развития, когда у нас есть более просторное сознание, мы можем видеть все эти нюансы. Это не будет нас расстраивать, наоборот мы можем увидеть какие-то позитивные вещи. И мы можем увидеть людей, которые может быть не столь совершенны, но у них есть качества, которых у нас нет. У нас есть чему поучиться у них.

00:46:06 И по поводу святых. Есть практики, которые привнесены святыми, есть пути, которые ими даны. То есть с ними всегда есть связь. В духовной практике может быть духовная связь. Не обязательно их присутствие физическое. Когда у нас более менее широкое видение, то это позволяет нам увидеть как прявляется присутствие святых (их силу, их мощь) в разных людях, которые нас окружают и тоже практикуют. И мы можем увидеть гораздо больше, чем мы, может быть, видим, находясь на достаточно материалистичной оценочной позиции. Но это тоже уровень. И развивая вот эту высшую связь со святыми, с Верховной Личностью Бога, мы можем больше видеть Его проявление в окружающих нас. Это вот вопрос определённого пути развития.

Что делать, если старший обижает, ведёт себя некорректно?

00:47:47 [Ведущая] Я вспоминаю, что общение, в том числе в духовной организации или с другими людьми, это, с одной стороны, самая сложная часть в практике, а с другой стороны, самое большое благословение. Потому что легко практиковать дома, но если ты встречаешься с людьми, то там уже не спрячешь свои какие-то сложности. И мы так трёмся друг о друга. И у нас пришёл такой достаточно болезненный вопрос: «Что делать, если человек, который старше меня во всех смыслах, ведёт себя по отношению ко мне некорректно и даже обижает иногда?»

00:48:24 [Гуна Манджари] Cмотрите, у нас есть формальное старшинство. То есть да, человек старше. Он может быть старше по возрасту, по стажу какой-то духовной практики, по позиции какой-то, положению в обществе или в духовном обществе. И мы это дело уважаем. Мы уважаем, мы оказываем почтение и ведём себя соответственно. Но, как мы говорили, что есть разум, который помогает увидеть не один план. Это ум только вот так как бы достаточно примитивно категориями мыслит. Разум делает мышление более пространным. Там больше пространства, больше планов. И там подразумевается, что помимо внешней ситуации есть ещё внутренняя.

00:49:40 Поэтому нам нужно очень хорошо понимать и знать предмет, который мы осваиваем. Для этого нам нужно хорошо понимать критерии духовного развития, духовного уровня. И здесь говорится о качествах. И важно понимать, какие это качества. Есть внешний уровень развития, что мы уважаем, чему мы оказываем почтение. Потому что у человека это не случайно в жизни произошло. В нашей жизни тоже всё не случайно. Но также мы понимаем, что существует ещё внутренний уровень развития, то есть как бы реальный, где сознание этого человека. И есть определённые критерии, по которым мы можем определить уровень его сознания. То есть насколько он погружён в высшие знания, насколько его качества соответствуют этому.

00:50:53 Это, я бы сказала, уже уровень сердца, когда мы можем чувствовать вот так. И поэтому на этом уровне нам не обязательно, если один план у человека не соответствует с другим. Мы тоже можем быть внешне почтительны, но внутренне мы можем держать определённую дистанцию. Нам не обязательно как бы полностью предаться такому человеку, предать свой ум и своё сознание. Потому что если мы предадимся такому человеку, то будем испытывать очень много болезненного опыта. И поэтому своё сердце нужно беречь. Нужно действовать соответственно. То есть внешне мы оказываем почтение, всё что нужно, но внутренне у нас есть определённая дистанция. У нас есть определённый опыт и если мы ощутили, что нас ранит это общение, то значит нужно определиться с внутренней дистанцией.

00:52:18 Очень важно научиться различать внешнее от внутреннего. (Это очень часто не одно и то же). Нужно понимать, что в процессе обучения важны оба - и учитель и ученик. То есть ученик тоже должен быть квалифицирован. 50 на 50. 50% учитель и 50% ученик. Ученик должен быть квалифицирован, то есть он должен понимать, что есть знания, что есть невежество, что есть истинные качества. Он очень хорошо должен разбираться в той теме, философии, которой он следует, опираясь на оригиналы, опираясь на источники.

00:53:07 Одно следует за другим, и как-то точку не получается поставить. Одно дело духовность и другое дело религиозная организация, в которой духовность практикуют. Это не всегда одно и то же. То есть духовное и религиозное не одно и то же. Всякие организационные вещи в религиозных институтах могут быть не всегда духовными. Вот вещи, которые происходят. Поэтому мы чётко должны разделять между этими моментами. Но это не означает, что религиозные институты не нужны. Они нужны.

00:54:02 Вот как здания когда строятся. Там есть такие леса, чтобы построить здание. Когда оно построено, леса убираются. Но они нужны для того, чтобы придавать форму, для того, чтобы помогать в какой-то культивации. Но тут важно вот эти все нюансы разграничивать. И тогда будет проще. И меньше будет таких разочарований, которые нередко встречают людей в духовных, религиозных каких-то группах.

00:54:44 [Ведущая Анна] Спасибо Вам. Мне кажется, это очень важный ответ. Такой поддерживающий и в том числе взращивающий нас как взрослых уже личностей, ответственных за самих себя в том числе. Я думаю, мы ещё успеем разобрать второй вопрос. Я его нашла. Если хотите, могу его зачитать.

00:55:03 [Гуна Манджари] Да, да, если нет по теме больше вопросов ( или мы можем в следующий раз их рассмотреть), то мы можем ко второму вопросу перейти.

Как вдохновить мужа на возврат к духовной практике, если сейчас она его не вдохновляет?

00:55:15 [Ведущая Анна] Вот пока по той теме нет. Тогда давайте я озвучу второй вопрос: «Здравствуйте. Мой муж привёл меня на духовный путь, но сейчас у него произошёл откат и в каком- то смысле полное отторжение духовной практики. Не уговоришь почти вместе пойти в храм в нашем городе. Говорит, что там ничего не вдохновляет. Что я могу сделать в таком случае? Хочется как раньше быть вместе, но сейчас я чувствую, что нас как будто что-то разъединяет.»

00:55:42 [Гуна Манджари] Да, спасибо за вопрос. Могу сказать, что это достаточно распространённая ситуация, с которой приходится встречаться, сталкиваться. Кто-то кого-то приводит на духовный путь и потом тот, кого привели развивается более активно ( интенсивнее, чем тот, который привёл). И тот кого привели уже озадачивается тем как тащить дальше того, кто привёл. Ситуация распространённая. В то время, в которое мы живём, очень часто женщины более ответственны и проявляют больше разума. Кали Юга в определённом смысле ставит знак равенства между полами. И поэтому, да, это, к сожалению, довольно распространённая такая тенденция. И опять же, что можно здесь сделать?

00:56:48 Во-первых, не нужно отчаиваться. И тут какие-то такие директивные меры могут быть не совсем эффективны. Как то: «ну, давай будем практиковать», «давай пойдём в храм», «давай ещё что-то сделаем в духовной практике». У человека пропал вкус. И, кстати говоря, это чаще бывает у мужчин (достаточно распространено). Это ещё связано с тем, что основной момент поддержания семьи всё-таки ложится на плечи мужа. Ему приходится больше находиться в социуме, больше работать. И он больше находится в этой материальной энергии. Поэтому он больше от неё может пострадать, потерять вкус, потерять силы духовные. Это тоже важно понимать.

00:57:53 И если у вас есть силы, желание, вдохновение для этого, то тут важно самой начать практиковать, самой испытывать от этого вкус. И когда вы начнёте делать всё, что нужно, и как только вам начнёт нравиться самой практиковать, тогда собственным примером вы будете действовать (вдохновлять) намного сильнее, чем просто слова. То есть учить других нужно собственным примером. Это вот он и есть. И когда вы испытываете этот вкус, то это очень заразительно. Другой тоже хочет. Духовный вкус нельзя так вот обрести, им можно заразиться. А заразиться, в общем-то, от кого-то как болезнью. Если вы болеете этим, то становитесь заразным. То же самое в духовной жизни. Нужно самой этим «болеть» и самой вам это должно нравиться. Это развивать в себе.

00:59:03 Тогда, во-первых, ситуация в семье, то есть климат семьи будет более насыщенным. Там будет духовная атмосфера. Даже не обязательно говорить о том, что вы там практикуете, и вам это нравится, и вы испытываете вкус. Это само уже будет насыщать пространство. Ну и так же это будет влиять на человека, который рядом. Он тоже захочет это испытать. Потому что люди обычно хотят счастья, и когда они видят, что кто-то счастлив, кто-то удовлетворён, спокоен, умиротворён, то они тоже хотят этого. И тогда они начинают к этому тянуться и хотеть тоже делать то, что делает этот человек.

00:59:58 Все ключи внутри нас. Нужно оставить ближнего в покое и заняться собой, развивая высший вкус. И, как мы уже говорили, высший вкус, вообще вкус счастья, очень заразительный. Другой обязательно его захочет. Таким образом это происходит. Мы часто говорим, что женщина вдохновляющая сила для мужчины. И поэтому важно самой быть вдохновлённой, жить своей жизнью, делать то, что нужно делать. И мужчина будет улавливать вот эти все вибрации и тоже этого хотеть.

01:00:44 И последний такой штрих. Мне как-то на память пришёл рассказ Марка Твена «Том Сойер». Там тётя или бабушка…Я давно читала, в детстве, наверно. Там есть такой пример. Тётя или бабушка заставила Тома Сойера красить забор. Ему совершенно не хотелось это делать, было лень красить забор. Он хотел убежать куда-то с друзьями на природу. Но необходимость покраски забора над ним нависла. Том был разумным мальчиком и начал с большим энтузиазмом его красить, что-то напевать. Он начал испытывать удовольствие от покраски забора. И там проходили соседские мальчишки, и они там останавливались, им было интересно. Они начали просить у Тома покрасить забор. В общем, он сумел организовать себе помощников. Они все с удовольствием красили забор, и он оставил эту работу, а сам побежал к своим приятелям. За что он получил выговор тёти. Хотя его можно было похвалить за столь успешные менеджерские способности.

01:02:19 Так или иначе, вот таков принцип вдохновения. То есть он никому ничего не объяснял, не просил красить забор, не принуждал. Он сам с удовольствием это делал и привлёк к себе сторонников. Ну, вот так принцип вдохновения действует.

01:02:40 [Ведущая Анна] Удивительный конечно этот принцип вдохновения. Вдохновляет нас самих учиться. И поэтому, спасибо за этот ответ на вопрос. Мне кажется, он очень важен и актуален не только в отношениях между супругами, но и в плане всех, кого мы хотим так или иначе на что-то вдохновить. Сегодня снова эфир был полон важных и очень ценных ответов на вопросы. Спасибо Вам большое, дорогая Гуна Манджари, что были сегодня с нами, и будем ждать встречи вновь через две недели.

01:03:11 [Гуна Манджари] Спасибо Вам, дорогая Анна и нашим радиослушателям, что помогли раскрыть эту тему. Оно действительно всё в общении раскрывается. До следующих встреч и желаю всем нам истинного вдохновения жизни.

01:03:30 [Ведущая Анна] Благодарю Вас. До свидания.

транскрибирование: Екатерина Курзенко | 07 августа 2022