Качество негневливости

Веда Радио - 20 November 2020
Вечные ценности не зависят от возраста. Ценность души. Качества божественных натур по Бхагавад-Гите. Ведическая космология. Влияние планет. Негневливость. В чём опасность состояния обиды и гнева. Гневливый человек никогда не бывает удовлетворён. Техники безопасности, когда накатывает гнев. Если испытывают гнев по отношению к нам. Ответы на вопросы: праведный гнев существует? Темперамент влияет на силу гнева? Гнев в благости. Как работать с обидой. Гнев - гуна невежества? Что делать с гневом темпераментного мужа? Взрослый сын против моих отношений с мужчиной.
запись эфира для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 4
длительность: 01:03:12 | качество: mp3 48kB/s 21 Mb | прослушано: 251 | скачано: 204 | избрано: 16
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:06 [Ведущая] Добрый вечер, дорогие слушатели Веда-радио! Приветствую вас на наших интернет волнах! И философы и мудрецы как древности, так и современности утверждали, что победа из побед — это победа над собой. Эту мысль подтверждают и Веды, рассказывают о божественных и демонических натурах, которые есть в нас, и о вечной борьбе между ними. Продолжаем нашу беседу с психологом и нашим дорогим лектором Гуной Манджари, и раскрываем качества добродетели в ближайший час. Все интересующие вас вопросы, пожалуйста, присылайте нам в WhatsApp и Viber по номеру телефона +79002390963, или оставляйте на сайте vedaradio.fm. А я передаю слово нашей гостье. Здравствуйте, Гуна Манджари!

00:00:50 [Гуна Манджари] Здравствуйте, дорогая Анна! Здравствуйте, дорогие радиослушатели!

00:00:54 [Ведущая] В прошлый эфир снова разобрали очень интересные моменты и внутреннего отношения к себе, и в принципе, жизни, наших отношений с Господом. Интересно узнать, о чём же мы поговорим сегодня, каком ещё одном вечном принципе мы узнаем?

00:01:12 [Гуна Манджари] Да. Меня слышно?

00:01:13 [Ведущая] Да. Слышим Вас хорошо.

Вечные ценности не зависят от возраста. Ценности души

00:01:16 [Гуна Манджари] Сегодня мы продолжим разбирать качества божественных натур. И, как мы обычно предваряем этот разговор таким вступлением, что есть стремление к тому, чтобы быть божественной у женщины. И женственность называют божественной. И желание к вечной красоте и такому состоянию присуще всем, наверное, живым существам. И женщинам более присуще состояние красоты внешней и внутренней. Поэтому мы и разбираем эти качества из Источника, из Источника Знаний, из Источника творений всех различных проявлений в этом мире. И мы узнаём, что же такое есть истинная божественность, истинная красота, могущество.

00:02:23 И как мы уже говорим на протяжении ряда эфиров, что речь идёт о качествах. И если говорить о каких-то внешних вещах, внешней красоте и ещё разных моментах, то это всё имеет тенденцию быть временным. И это очень печально, когда это всё начинает уходить. И мы знаем, что есть много таких кризисных точек, возрастных точек. Особенно для женщины это очень неприятное состояние, когда она начинает видеть, как увядает её красота. Но есть, как говорится, хорошее послание, хороший месседж такой в том, что есть вечные ценности, которые не зависят от возраста, не зависят от каких-то внешних условий.

00:03:27 И это всегда то, что остаётся с нами. Это всегда остаётся ценностью души, ценностью человека. И именно на этих вещах и строятся отношения, на этих вещах строятся долгосрочные проекты и всё остальное. Потому что много раз, наверное, все сталкивались с такими ситуациями, что женщина может быть внешне красивой, и всё быть внешне у неё на месте, всё хорошо. Но “не родись красивой”, да? А бывает наоборот, что внешне ничего особого, а есть какой-то шарм, такое притяжение, что сложно устоять перед этим. И это всё сопровождает на протяжении всей жизни.

00:04:30 И наоборот, оно может даже увеличиваться. Такое сравнение, как хорошее вино настаивается с годами и становится лучше. Поэтому очень важно понимать и знать именно качества. Не какие-то внешние моменты, а именно глубинные основные, как фундамент. Хотя, нет ничего плохого в каких-то внешних вещах. Гармония на внешнем уровне тоже важна, влияет на настроение. Но это всё вторично. Одно не исключает другого. Но очень важно понимать, что же является первичным, что является основным.

00:05:26 И поэтому мы говорим о таких вечных вещах, вечных составляющих как качество. И это как раз и определяет нашу природу, нашу личность. То есть то, какими качествами мы обладаем. Не то, как мы себя внешне преподносим, не то, как мы можем произвести впечатление. Может быть хорошая подделка золота, но это не золото, и поэтому ценности тут мало. И как раз то, о чём мы говорим, о чём мы пытаемся говорить на этих эфирах, как раз именно о том, что является истинной ценностью. Золото, мы знаем, что оно сохраняется, не теряет свою ценность. Это является таким истинным капиталом, фигурально выражаясь.

Качества божественных натур по Бхагавад-Гите

00:06:29 Поэтому да, мы говорим о том, что является истинным капиталом души, истинным капиталом живого существа. И мы, в связи с этим, рассматриваем божественные, и соответственно демонические натуры, описание этих качеств, которые даны в «Бхагавад-Гите», в Источнике Знаний, в Ведах. И «Бхагавад-Гита» — это заключение всех Вед. И здесь как раз рассматриваются эти качества. И мы говорили об этих качествах подробно на этих эфирах. И мы читаем 16 главу «Бхагавад-Гиты», текст с первого по третий. Я зачитаю о божественных качествах.

00:07:27 «Верховный Господь сказал: Бесстрашие, очищение своего бытия, совершенствование в духовном знании, благотворительность, владение чувствами, совершение жертвоприношений, изучение Вед, аскетизм, простота, отказ от насилия, правдивость, негневливость, отрешённость от всего мирского, спокойствие, отсутствие стремления злословить, сострадание ко всем живым существам, отсутствие алчности, мягкость, скромность, решимость, целеустремленность, способность прощать, стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремления к почестям — таковы, о потомок Бхараты, трансцендентные качества праведных людей, наделенных божественной природой».

Ведическая космология. Влияние планет

00:08:23 И вот из этого описания мы можем понять, что есть божественная природа. То есть божественная природа — это качество. И мы говорили на прошлых эфирах, что в соответствии с ведической космологией, существуют четырнадцать планетных систем, и все они делятся на три уровня — это божественные, земные и демонические. И все эти планетные системы, даже если мы не можем на них побывать, мы не можем переместиться дальше, чем уровень планеты Земля, тем не менее, мы все находимся в непосредственном влиянии всех этих планетных систем. Мы все находимся в так называемом компоте, где эти влияния и вкусы, всё это перемешано.

00:09:23 И мы все можем находится под тем или иным влиянием. И будучи на планетной системе уровня Земли, мы можем выбирать то влияние, под которым мы будем находиться. То есть это будет божественное или демоническое. Земной уровень — это полигон сражения божественных и демонических сил. Они все сражаются за то, чтобы человеческое существо принадлежало тому или иному влиянию, уровню. Дело в том, что это так, что мы в этом не участвуем. От нас зависит выбор, в какую сторону мы склоняемся. Но они нас, как говорится, завлекают. Представляют тот или иной для нас выбор, который мы сами должны сделать.

00:10:31 И поэтому так важно знать, изучать такие составляющие, от чего зависит наш выбор, что нам даёт то или иное влияние и какими качествами эти влияния обладают. И в прошлый раз мы остановились на таком качестве, как правдивость (см. лекцию) . И это очень важная составляющая. Мы говорили об этом очень подробно. И говорили не один эфир. Поэтому можно прослушать эти эфиры. Они все есть в записи. И это, действительно, очень-очень важное, краеугольное качество. И мы говорили об этом подробно.

Негневливость

00:11:23 И следующая составляющая божественных качеств, о которой мы поговорим сегодня — это негневливость. Что это за качество такое? И что такое гнев и почему так нехорошо гневаться? Вроде бы это такая естественная реакция организма, в смысле психики. И что такого? Человек выпускает пары. И что в этом такого негативного? Почему к божественным качествам относится такая составляющая, как отсутствие гнева? Конечно, чем меньше человек подвержен влиянию гнева, тем ближе он к божественной природе. И во многом это может быть уже то, с чем он пришёл. То есть его какая-то проработка с прошлой жизни.

00:12:36 И по этому качеству так же можно определить насколько человек ближе к божественной природе, то, насколько он негневлив. И конечно, тут нужно избегать какого-то поверхностного взгляда на вещи, что если человек такой спокойный, он не бегает, не орёт, не сотрясает воздух и лицо у него не краснеет, глаза не вываливаются из орбит — значит он такой человек спокойный и негневливый. Гнев может выражаться по-разному. Мы знаем, те, кто слушают лекции Олега Геннадиевича, там очень много у него объяснений и описаний того, как гнев может проявляться. Я не буду повторять. Может быть, в общих чертах.

Виды гнева в разных качествах

Обида

00:13:32 Отмечу, что гнев может быть, как по Марсу, очень ярко проявленный и агрессивно. Такой классический гнев, агрессивно окрашенный. Но так же бывает гнев в разных качествах. Бывает гнев не по Марсу, а более пассивный, или как Олег Геннадиевич классифицирует, в женском его проявлении. То есть это обида. Это тот же гнев, но он в пассивной форме, когда для человека не свойственно, или он боится, или подавляет в себе гнев. И ему не свойственно выражать его так импульсивно, то это выражается пассивно.

00:14:41 И опять же, женщины более склонны к этому. Хотя в наше время всё перемешано. Но так или иначе, это больше женское проявление гнева, когда он выражается в форме обиды. То есть вроде я никого не трогаю, никому ничего плохого не говорила, но я просто сижу и так думаю, с такой интенсивностью, что это подобно разложению ядерного реактора и отравляю всё пространство вокруг себя таким, казалось бы, спокойствием, но таким затаённым гневом и обидой. И опять же, у нас есть серия эфиров, которые мы подробно посвятили обиде (записи). Это действительно очень такое значительное качество, которому стоит посвятить эфир, его нужно рассматривать. Потому что обида — это, во многом, базовое качество, которое рождает много-много других составляющих.

00:15:54 То есть базовое качество в том плане, что обида очень плодовита в своём негативе. Обида такая самовоспроизводящаяся. Она может сама себя подкармливать, она может модулировать ситуации будущего. То есть она просто сама себя, как я уже упомянула, подкармливает. Может просто человек сидеть и размышлять. Он обиделся на кого-то и этим всё не заканчивается. Если кормить свою обиду, размышлять на эту тему, то дальше начинается такая проекция, что «Сейчас человек со мной так поступил, он, наверное, так и в будущем. И так он обо мне думает. Он про меня замышляет. Он всех подговорил». И начинается такая виртуальная игра.

В чём опасность состояния обиды и гнева

00:16:55 Человек уже, что называется, играет своё собственное кино, смотрит своё собственное кино, чего не существует в реальности. Обида и само состояние гнева, в чём его опасность? В том, что оно искажает картину мира. То есть человек в гневе теряет адекватное состояние, адекватное видение. И действительно, в «Бхагавад-Гите» говорится о том, что гнев приходит в результате того, что наша кама (вожделение или желание наслаждаться), или наше какое-то желание не удовлетворены. Вследствие этого приходит гнев. Вследствие того, что кама не удовлетворена приходит гнев. И ладно, если бы на этом дело всё закончилось, то, возможно, было бы не так всё печально.

00:17:57 Но дело в том, что дальше гнев приводит к разрушению и вызывает иллюзию. То есть само состояние гнева повергает человека в иллюзию. И гнев, действительно, если все качества можно относить к влиянию гун материальной природы, влиянию различных влияний материальной природы. Мы знаем, кто слушает Веда-радио, их три — благость, страсть и невежество. И невежество самое низшее влияние. То гнев относится к невежеству, к тама-гуне. И всё, что в невежестве, обладает разрушительной природой. И гнев обладает разрушительной природой.

00:18:58 И вот человек может очень долго строить отношение с кем-то, он может очень долго культивировать доверие. Это строится иногда долго, годами. Но потом что-то происходит, вспышка гнева, и это всё может быть разрушено. То есть всё может быть разрушено буквально в какие-то доли секунды. И очень много преступлений, домашнего насилия, сейчас очень много об этом говорится, именно происходит под влиянием вспышки гнева. То есть картина полностью-полностью разрушается. Вся картина мира, картина отношений полностью разрушена, она полностью в иллюзии. И что происходит? Почему так опасен гнев?

00:19:50 Потому что гнев, как мы уже говорили — это модус невежества, разрушения. И человек погружается в иллюзию. И в чём тут опасность, опять же? Гнев полностью похищает нашу память. Он разрушает нашу память и адекватное видение человека. То есть в момент гнева что происходит? Мы полностью забываем, что этот человек для нас сделал, всё, что было до этого, мы полностью теряем память в этот момент. Мы ничего не видим. Мы перестаём что-то ценить. Мы перестаём адекватно взвешивать, мыслить. То есть в этот момент мы полностью находимся под влиянием этой разрушительной энергии, эмоции. И мы ничего не видим, кроме того, что этот человек наш враг. И мы просто разрушаем.

00:20:51 Таково влияние гнева. И он подобен огню. Недаром, если мы возьмём астрологию, астрологические влияния, то за гнев отвечает Марс. А Марс — это огненная планета, это планета войны. Как огонь, он может разрушить всё, что угодно. И влияние гнева — это такие огненные чувства, которые сжигают всё, что угодно: отношения, они сжигают нашу память. Человек может очень сильно себе, как мы говорили, повредить ситуацию, которую он строил много-много времени, вкладывал. Как огонь. Это подобно влиянию огня. Здание может строиться годами, веками поддерживаться, но какой-то пожар — и всё сгорело, превратилось в пепел.

Гневливый человек никогда не бывает удовлетворён

00:22:00 То же самое происходит под влиянием гнева, под влиянием этой огненной стихии эмоций, неконтролируемой может любые отношения, самые хорошие, всё, что угодно может превратить просто в пепел, в такое пепелище. Поэтому очень важно контролировать гнев, потому что гневливый человек никогда не будет удовлетворён. Он никогда не будет иметь такие отношения, которые будут его устраивать. Потому что гнев похищает память и человек просто ослеплён. Недаром есть такое выражение: «Быть ослеплённым гневом». Это действительно так: человек просто теряет видение в этот момент.

00:22:55 И поэтому я могу предвидеть вопросы «Что же делать, если гнев приходит?» Да, он приходит и мы какое-то время можем быть под влиянием. Любой из нас может попасть под это влияние, потому что эти влияния сильнее нас. И в той же «Бхагавад-Гите» говорится, что материальная природа — это дайва. А дайва переводится как божественная. И материальная природа все импульсы провоцирует в нас, и эти все влияния несёт нам. Она сильнее нас, сильнее живого существа. Но тем не менее, если мы обладаем разумом, если мы понимаем, что сейчас движется что-то, что сильнее меня, мы можем предпринять определённые меры. И тут уже, конечно, такие практические моменты.

Техники безопасности, когда накатывает гнев

00:23:52 Опять же, Олег Геннадьевич говорит об этом тоже в своих лекциях, что когда мы чувствуем, что на нас накатывает гнев, или мы испытываем гнев, то в этот момент самое лучшее — не принимать никаких решений. Как говорится, желательно как-то изолироваться, по возможности. И изолировать окружающих. Если мы чувствуем, что мы испытываем гнев, мы можем что-то там выдать, но желательно не входить, что называется, в клинч, не подпитывать его. Да, иногда нужно немножечко выдать какого-то пороха. И да, в семье возможны конфликты, и мы говорили, что это даже может иметь какой-то свой позитивный аспект тоже. Но сейчас не буду я вдаваться, это тоже целая тема.

00:24:55 Но в любом случае, если мы понимаем, что мы находимся под этой энергией, мы можем её как-то выдавать небольшими дозами, но обезопасить окружающих от этого проявления. То есть мы можем куда-то выйти на природу, пройтись, пробежаться. Кому-то надо где-то проораться в поле. То есть дать этому выход. Но по возможности, чтобы меньше было пострадавших от этого. И только когда мы успокоимся, полностью пройдёт этот гнев, даже если он справедливый, даже если он, как говорится, праведный, мы можем принять какое-то решение, мы можем сказать другому человеку, что мы думаем, какие у нас есть идеи по этому поводу.

00:25:53 Это не значит, что если мы испытываем гнев, если что-то нас раздражает или у нас есть обида по какому-то поводу, мы просто должны это спрятать и замести под ковёр и идти дальше. Иногда, действительно, может быть ситуация, которая это провоцирует, не такая уж нейтральная. Действительно есть повод. И вопрос не в том, чтобы просто это куда-то спрятать и пройти мимо, игнорируя ситуацию. Вопрос в том, что ситуацию мы должны решать и можем её решать. Но только тогда, когда мы не будем под непосредственным влиянием гнева. Потому что это влияние гнева делает нас слепым, безумным и разрушительным. И мы можем сделать много всего, о чём мы потом пожалеем.

00:26:51 Я думаю, что каждому из нас приходилось сталкиваться с такой ситуацией, когда вы что-то ляпнули или как-то проявили себя, и потом мы ходили и жалели, и думали: «А зачем я это всё сделал/сделала?». Поэтому с гневом нужно быть очень и очень осторожным, так же как с огнём. “Не играйте с огнём”, - есть такое выражение у пожарников. Поэтому то же самое это чувство, огненное чувство гнева разрушительное. И поэтому человек, который не умеет контролировать гнев, не знает как с ним взаимодействовать, сеет вокруг себя только пепел и разрушение, образно выражаясь.

Если испытывают гнев по отношению к нам

00:27:42 И что касается гнева, ещё хочется сказать в таком практическом аспекте, мы рассмотрели этот момент, что если мы испытываем гнев, как действовать. Так же с другой стороны, если кто-то испытывает гнев по отношению к нам, то лучше всего покинуть это место. Опять же, ссылаюсь на Олега Геннадиевича, то, что он рекомендовал в этой связи. И это действительно имеет такой здравый смысл. Лучше всего ничего не выяснять с человеком, который находится в приступе гнева. Не говорить с ним на таких тонах. Просто сказать, что «Нет. В таком тоне мы не будем прояснять отношения. Давай потом, попозже».

00:28:40 Если нет никакой возможности, я не знаю, муж или кто-то из родителей, если мы не можем моментально покинуть это место, то рекомендации, которые нам даются в лекциях — это спрятаться там, где это возможно, где есть замок. То есть ванна, туалет. «Подожди секунду. Мне надо срочно туда». И пробыть там где-то максимум минут десять. Потому что обычно такие яростные вспышки гнева не длятся больше десяти минут. То есть такой очень мощный гнев непродолжителен. Обычно потом человек стихает как огонь. Он вспыхнул, потом он начинает утихать. И уже это всё не столь разрушительно.

00:29:40 И как только яростная вспышка гнева прошла, включается разум. Человек начинает думать. И в какой-то момент он даже может испытать некое такое раскаяние. И чуть-чуть успокоившись, он может увидеть, что всё не так страшно, всё не так драматично, как ему показалось в этот момент. Поэтому тут очень тоже важно знать, понимать эту тенденцию и тогда нам будет жить намного-намного проще. Потому что когда мы считаем, что человек в гневе, всё, что он проецирует, всё, что он несёт, мы это начинаем принимать за чистую монету. Что да, так всё он на самом деле видит, и так всё на самом деле есть. То, конечно, это очень сложно взаимодействовать, жить с таким ощущением.

00:30:41 Но когда мы понимаем, что это просто влияние гнева, что человек просто находится под этим влиянием. И скорее всего, когда пройдёт эта вспышка, он сам с этим не согласиться. Он сам может где-то и раскается в этом видении. Он сам всё поймёт. То есть когда мы это понимаем сами, то мы просто учимся обходить эти вещи, как-то взаимодействовать с этим правильным образом. И поэтому негневливость или умение взаимодействовать с гневом — это относиться к божественным натурам, потому что тут нужно обладать определённой силой разума, чтобы взаимодействовать с огненной природой гнева.

00:31:39 [Ведущая] Это получается такая магия — работа с огнём. Она доступна только развитому человеку.

00:31:47 [Гуна Манджари] Да, это действительно так. Это работа со стихиями, работа с огнём. Это из таких мощных, разрушительных стихий. Есть заклинатели змей, есть, наверное, глотатели огня. Такое магическое действие.

Праведный гнев существует?

00:32:10 [Ведущая] Слышала такую фразу ещё, что есть «праведный гнев». Бывает ли он такой? Веды упоминают что-то о нём, когда гнев обоснован и когда, знаете, нужно действительно что-то разрушить, что бы что-то новое хорошее построить?

00:32:25 [Гуна Манджари] Да, есть такое понятие, как «праведный гнев». Это тоже существует. То есть когда есть какая-то агрессия по отношению к беззащитным живым существам, когда нарушаются законы дхармы, то это нормально проявлять гнев. И в ведическом обществе существовал класс кшатриев — класс воинов, которые и должны были проявлять этот гнев. То есть как раз эти кшатрии, воины были наделены от рождения мощным таким влиянием огненной стихии. Они были такие горячие, жаркие люди. И в них было много огня, у них и в психике было много огня. И это имело место быть.

00:33:25 Это было для определённых целей. Эти люди были защитниками, воинами. Они этот гнев использовали для того, чтобы защищать других от насилия. И поэтому да, гнев может быть праведным. И он может и должен быть направлен на то, что разрушает, на то, что противоречит законам дхармы. Поэтому да, это праведный гнев. И праведный гнев направлен только на защиту.

Темперамент влияет на силу гнева?

00:34:07 [Ведущая] Очень важный момент. Есть такой вопрос: «Почему есть те, кто больше подвержен гневу в силу темперамента? О чём это говорит? И в чём может быть причина, чтобы с этим работать?»

00:34:19 [Гуна Манджари] Там может быть несколько причин. То есть это влияние Марса. Мы все рождаемся уже не с чистого листа. Каждый приходит со своей кармой, со своей обусловленностью или со своим гороскопом. И у всех эта астрологическая карта разная будет. У кого-то влияние Марса будет сильнее, у кого-то слабее. У кого-то будет это влияние благоприятное сильное, у кого-то благоприятное слабое, неблагоприятное сильное. Там очень много нюансов. Вы видите, что люди все неоднородные. Они все очень разные. И гнев одного будет отличаться от гнева другого. Полно различных нюансов.

00:35:13 И да, мы приходим с какой-то уже психофизической природой. Именно то, что мы прокультивировали в наших прошлых жизнях. Рождение не означает начало. Мы все несём с собой предыдущую карму, предыдущие какие-то свои наработки. И поэтому, да, очень важно понимать, какая у нас природа, как Марс на нас влияет. И мы все разные, и когда мы знаем, понимаем это, то нам проще контролировать гнев, и понимать, что с этим делать. Потому что, как мы уже говорили, гнев похищает память, похищает разум. И наоборот, разум может контролировать гнев.

00:36:09 И поэтому да, в силу нашей природы мы можем обладать разным влиянием Марса. Но очень часто бывает, что люди очень марсианской природы, такие кшатрии-воины по своей карте астрологической, по своему направлению, поэтому для них очень благоприятны всякие подобные занятия, что связаны с этой прослойкой кшатриев. Это физические какие-то занятия. Потому что кшатрии обычно были очень сильными, могущественными. Поэтому занятие спортом, физические нагрузки. Если это женщина, то это могут быть танцы, гимнастика.

00:37:12 Обычно кшатрии очень сильны. Огонь также даёт хорошие физические данные. Они бывают очень красивые, яркая такая внешность может быть, харизма, впечатлять могу очень окружающих. Это раджа-гуна очень сильно в них проявлена. Раджа — это гуна страсти, огня. И раджас переводится как царственность, царское такое проявление. Поэтому, да, надо использовать, задействовать эту составляющую энергию огня. Её надо как-то так в мирных целях пускать, что называется, этот огонь.

00:38:08 [Ведущая] Очень верный такой от Вас настрой — не бояться этого, понимать, что есть такая природа, есть такая стихия, какая-то данность и не подавлять. И действительно направлять это в хорошее полезное русло, как Вы сказали, защищать слабых, там тоже нужен огонь, обогревать других. И это очень ценно. Потому что часто мы слышим либо о подавлении, либо просто таком неконтролируемом высвобождении этого гнева внутри себя наружу. А Вы говорите о таком ведическом подходе и самом здоровом, самом зрелом подходе, который может быть.

Гнев в благости

00:38:44 [Гуна Манджари] Да. Кроме того, что огненная стихия, огонь может быть в благости, там она может быть очень и очень продуктивной, полезной. То есть это как ядерная энергия. Она может быть разрушительная, а может быть очень созидательная. То есть можно поддерживать города, всё электричество, и обогревать, и всё, что угодно можно делать при помощи огня. Это мощная стихия. И обычно этой мощной огненной природой наделены лидеры. Это лидерское такое качество. И поэтому это тоже необходимо для того, чтобы вести за собой людей, брать за них ответственность. Это всё огненная природа — оказывать покровительство другим людям, защищать слабых.

00:39:47 То есть быть таким лидером — это всё и есть вот эта огненная составляющая, которая направлена в мирных созидательных целях. И она очень сильно может продвинуть, возвысить. И служите всем, и носителю этих качеств. Поэтому огонь главное направить в созидательное русло.

Как работать с обидой?

00:40:15 [Ведущая] Спасибо. Вы сказали, что у женщин это проявляется как обида. И появился такой вопрос. «А как работать с обидой, особенно, если она уже далеко засела? Можно ли её достать наружу через гнев и потом отпустить?».

00:40:30 [Гуна Манджари] Можно. С обидой обязательно нужно работать. Это такая аксиома. Как, это индивидуально. Да, иногда нужно, в общем-то, её через гнев выпустить. И в конфликтологии существуют такие моменты, что есть разные виды конфликтов. Как мы уже говорили, гнев, обида — вся эта энергия рождает конфликт. То есть огонь — это такая конфликтная энергия. И конфликты могут быть разные. Есть проявленные конфликты, которые, в общем-то, можно решить. А есть непроявленный конфликт. Вот с непроявленным конфликтом всё гораздо сложнее. Потому что если есть проявленный конфликт, ты понимаешь, что не так. Всё наружи и с ним как-то понятно, можно разобраться с ним, ясно.

00:41:32 Но есть непроявленный конфликт — это обида, когда оно всё затаённо, подпольно, непонятно. То обычно с этим очень сложно, потому что окружающим непонятно. И вам самим может быть непонятно, в чём проблема. То есть как бы что-то не так, что-то не то. Все ощущают, все понимают, но ничего с этим сделать не могут, потому что оно непонятно. Непонятно с чем мы работаем, с чем налаживать отношения. Поэтому в искусстве конфликтологии говорится о том, что непроявленный конфликт нужно перевести в проявленный, потому что непроявленный конфликт не решается никак. И это важно понимать, что если человек хочет жить в состоянии конфликта и разрушения постоянно, то как раз «обида ему в помощь».

00:42:37 Но если человек хочет решить ситуацию, то это нужно всё прояснять, проявлять. В начале, конечно, для самого себя нужно понять, что со мной происходит. Понять саму природу обиды. И, опять же, я адресую всех, кого это интересует к нашим эфирам. Они есть в архиве, можно прослушать. То есть мы посвящали обиде даже несколько эфиров. Можно прослушать по поводу обиды, как она проявляется, её симптомы. Можно это всё в себе проследить, увидеть, и распознать, диагностировать. И когда это происходит, как мы говорили и говорим об этом достаточно часто, осознанность обладает большой исцеляющей силой. И как только мы осознаём, увидим и осознаем в себе обиду, то мы уже на пути, как говорится, к выздоровлению.

00:43:46 Потому что, опять же, обидчивость — это крайне разрушительное качество. И мы разрушаем отношения очень сильно, отношения с окружающими. И отравляем себе жизнь совершенно беспочвенно очень часто, находясь во власти этого качества. Поэтому его нужно изучать, как оно действует, как оно проявляется, чтобы не наказывать прежде всего самого себя этой обидой. Потому что обидой мы наказываем прежде всего себя самого. Есть такое выражение, достаточно меткое, что когда мы на кого-то обижаемся, это всё равно, что пить яд, в надежде на то, что тот, на кого мы обижаемся, отравится. Поэтому да, с этим надо работать.

00:44:45 Конечно, какие-то чувства мы можем испытывать в той или иной мере. Это естественно. Мы находимся в материальной энергии. Мы не находимся на райских планетах или в духовном мире. То есть мы здесь, в этом земном теле можем испытывать гамму этих всех чувств. Не так, что мы вообще не должны ничего испытывать, мы должны просто, как это сказать, светиться и сиять, и быть всегда в безоблачно-радостном настроении. Но это невозможно. И это будет неискренностью и нарушением принципа правдивости, о котором мы говорили несколько эфиров подряд (см. здесь). Поэтому да, мы можем что-то испытывать, мы можем испытывать обиду, гнев, ещё гамму каких-то эмоций. Это происходит. Это данность какая-то. Но идея в том, чтобы не превращать это в хронические состояния. Не зависать в этом. Не делать это сценарием своей жизни.

00:45:49 Потому что очень часто, к сожалению, можно наблюдать, что люди просто упиваются этими чувствами. Они просто в них живут, они в них существуют. И они в них, в какой-то своей, совершенно ничего не имеющего общего с объективной реальностью живут какой-то своей жизнью. Совершенно иллюзорной.

Гнев - гуна невежества?

00:46:18 [Ведущая] Действительно, это такая частая вещь, частая проблема, что мы копим-копим какое-то недовольство, какую-то обиду на людей, на этот мир. И потом просто приходит это разочарование, апатия. Правильно ли я понимаю, что гнев — это такая гуна страсти, и обида — это уже более низкий этап? Это уже гуна невежества, гуна такой грязи, так сказать?

00:46:42 [Гуна Манджари] Да. Сам по себе гнев относится к гуне невежества. То есть тамас — это разрушение. Но огонь, проявление огня, огненной природы, к которой относится гнев, может быть и в страсти, и в благости. То есть сама огненная природа может быть в разных проявлениях. Человек может быть огненным таким, решительным, целеустремленным. Это всё огненная природа, но это не тамас, это не невежество. Само невежество проявляется именно в гневе, в проявлении гнева. И это действительно разрушительная природа, и человек в гневе разрушает очень многое. И достаточно это понять, чтобы увидеть почему люди сидят в тюрьмах. То есть будучи под влиянием гнев, они разрушают жизни других людей и свою жизнь так же.

00:47:46 И обида — это тоже разрушительная эмоция. Но, как мы уже говорили, это уже более женского такого определения. То есть гнев более мужской, Марсианский. Обида — в женском проявлении. Не знаю, как это можно смодулировать. Гнев в женском проявлении — это будет обида, и она тоже очень разрушительная. И пожалуйста, если мы возьмём психосоматику, то сейчас очень распространённое проявление, как онкология. Это спрятанная обида. Вот это оно проявляется в теле. То есть оно не выходит наружу.

00:48:42 Может быть нет таких разрушений видимых, но оно разрушает человека. Потому что это мощная энергия. Это энергия разрушения. И спрятанная вовнутрь эта энергия разрушения не перестаёт быть энергией разрушения. Она разрушает тело, потому что закон сохранения энергии существует. То есть энергия никогда не разрушается, она сохраняется. Но она может переходить из одной в другую. Поэтому энергию обязательно из низших каких-то её проявлений, очень важно переводить в более высокие проявления. Во всяком случае эту скрытую обиду, эту энергию гнева можно перевести в проявленное качество, а потом это можно перевести в более высокое его проявление. То есть это работа с энергиями, тантра называется.

Что делать с гневом темпераментного мужа?

00:49:50 [Ведущая] Очень интересно, очень глубокая, конечно, эта вещь. И что она так проявляется в одном из самых частых вообще заболеваний сейчас, самых таких тяжёлых. Ещё несколько вопросов хочу зачитать. Вот такой вопрос: «Мой муж темпераментный и горячие крови, и наследственность. Конечно, до серьёзных вещей не доходит, но повышенный тон у нас нормальное явление, потому что я тоже завожусь на это. Мы быстро миримся, но всё равно это само по себе не очень хорошо. И я задумалась, насколько вообще можно что-то сделать с этим гневом мужа, и чем мне, как жене, ему помочь? Просто не реагировать не могу пока».

00:50:32 [Гуна Манджари] Чем тушится огонь? Огонь тушится водой. Землёй тоже иногда. Поэтому очень важно учиться заземляться, успокаиваться. То есть культивировать в себе больше энергии спокойствия, энергии умиротворения. И, знаете, когда здание уже охвачено огнём, уже мало что можно сделать. И да, его тушат из брандспойтов и так далее. Но если не достаточно этой силы ещё, то лучше культивировать в себе хорошие качества, не в смысле хорошие или плохие, я имею в виду качества, которые антиподы что ли, которые будут тушить. Их можно культивировать, когда всё спокойно, нет ещё конфликта, то можно дополнительно какую-то энергию спокойствия в семье культивировать.

00:51:36 Мантра, медитация, умиротворение. Много есть разных методов, которые умиротворяют атмосферу в семье. Всё зависит от Вашего уровня развития. Есть ли у вас дома алтарь, звучит ли у вас дома духовная умиротворяющая музыка, предлагаете ли вы пищу на алтаре, то есть какую пищу вы готовите, едите. То есть если это пища лишена элементов насилия — мясо, рыба, яйца — это всё элементы насилия, которые гнев как раз и подпитывают так же. Опять же, это всё вопросы нюансов. Какой у вас вообще образ жизни.

00:52:32 С этим тоже нужно понять, чем наполнена атмосфера вашей семьи. Потому что это тоже составляющая, нужно проследить и понять. Потому что все энергии, которые есть в нашем доме, питают наши отношения так же. Это может быть дополнительный источник гнева. И поэтому насколько то, что мы готовим из ненасильственных продуктов, насколько мы освящаем эту пищу. Потому что освящение пищи, когда мы предлагаем её на алтаре Богу, так как мы пользуемся продуктами, мы срываем растения, мы пользуемся зерном и прочими вещами, которые берём — это всё имеет свою какую-то карму. И некая энергия разрушения там присутствует.

00:53:37 Поэтому если мы это всё очищаем, освящаем, то естественно, это всё, наоборот, умиротворяет наши отношения. Оно питает атмосферу нашего дома божественными всеми проявлениями и вибрациями. И даже если мы всё это соблюдаем, так же мы должны смотреть какие специи мы используем. Если у нас очень много перчённой пищи с ярко проявленными вкусами, это тоже может этот огонь в нас заводить. И поэтому может быть нам больше нужно молочных продуктов использовать, потому что это энергия Луны.

00:54:28 Может быть нам нужно больше у воды проводить время, ванны и душ принимать. То есть с какой-то стихией воды и земли соприкасаться. Земля — это выходить на природу, посидеть на земле. Но сейчас не очень посидишь, если вы не в южных районах. Прогуляться. То есть больше с такими стихиями взаимодействовать. Со стихиями, которые противоположны энергии гнева. И ещё такой момент, который можно посоветовать — разум, как мы говорили, гнев его затемняет или заслоняет собой. Гнев забирает разум. И так же справедливо и обратное, что разум может контролировать гнев.

00:55:40 И поэтому очень важно быть осознанными в том плане, в семье, если есть такая тенденция к конфликтам, то очень важно проговаривать это заранее. То есть не когда вы гневаетесь, не когда вы уже, что называется, орёте друг на друга. Ещё до этого можно, когда вы в спокойном, хорошем настроении, можно проговаривать, как у нас это всё происходит, давай посмотрим. Это должно быть легко, ненавязчиво. И очень хорошо, если у вас есть чувство юмора, над этим посмеиваться. Тут очень хорошо чувство юмора работает. И когда у вас будет в следующий раз такой импульс покричать и почувствовать этот взвод, уже вы почувствуете, что вы уже на взводе, то когда вы вспоминаете ваши все эти разговоры, и особенно если вы умеете над этим посмеяться, то это тоже работает. Вы начинаете видеть, что это всё не серьёзно. Это всё не стоит того. И тогда ваш разум начинает как-то преобладать над импульсивностью. Работать с этим в семье можно по-разному, с разных сторон.

Взрослый сын против моих отношений с мужчиной

00:57:12 [Ведущая] Столько интересных методов Вы дали. И внешние такие — общение со стихией, работа с разумом. И внутренние какие-то процессы. Очень интересно. И к нам часто приходят вопросы, люди обращаются за советом к Вам. И вот ещё один тоже вопрос пришёл. «Добрый вечер! Мне очень нужен Ваш совет. У меня есть отношения с мужчиной. Но мой сын категорически против этого. Как мне поступить? Я между двух огней. Сыну уже 18. Мне 46 лет. Я разведена и живу одна с сыном 17 лет. Воспитывала сына одна, мой брак был венчанный».

00:57:48 [Гуна Манджари] Если говорить об отношениях, отношение сына к Вашим отношениям, тут нужно понять, почему он против, чего он боится. То есть он боится, что Вы перестанете давать ему внимание, свою любовь и что-то ещё? Нужно понять причину его страхов. Что его в этом пугает. И с этим работать. Если он боится, что вы перестанете ему уделять внимание, то его нужно заверить, как-то дать индикацию, как-то дать понять, что всё остаётся прежним, что Вы остаётесь его мамой, что его место всегда будет его местом, никто его место не займёт. В какой-то степени нужно его успокоить, если есть этот страх.

00:58:47 То есть тут нужно понять, в чём причина его страха, и с этим уже работать. Должна быть какая-то причина, почему он против. И с этой причиной разобраться. Если ему не нравится этот мужчина, нужно понять, с ним проговорить, что ему не нравится в том мужчине. Понимаете, страхи во многом исчезают, когда они осознаны, когда туда проникает свет осознанности. Потому что страхи, как и обида, самоувеличивающиеся. То есть культивируют сами себя. Они имеют фантомную природу. То есть это не то, что есть на самом деле. Человек не понимает, но он чего-то боится, и это всё в его осознании, в его воображении разрастается и разрастается.

00:59:51 И оно может ничего общего не иметь с реальностью. Поэтому очень важно проговаривать это всё, выводить это на уровень осознанности. И когда это выводится на уровень осознанности, то ты понимаешь, что в реальности бояться-то и нечего. В реальности нечего опасаться. Не так страшен чёрт, как его малюют. Наше бессознательное его малюет. Поэтому здесь нужен разговор. И ещё такой момент, это не звучало в вопросе, но это можно так навскидку, как предположение. Это рекомендуют многие психологи тоже, что отношение этого мужчины с Вашим сыном не должно быть чем-то таким обязательным, что это типа папы или это старший мужчина, который в семье. Это так же может пугать.

01:01:07 То есть он просто должен оставаться на уровне друга с этим сыном, с ребёнком, назовём его так. Он не должен ни на какие роли воспитательные или старшие роли. То есть если всё будет правильно, никто не будет пересекаться в каких-то амбициях и желаниях быть старшим и диктовать какие-то свои условия, если всё будет корректно и тактично, то можно избежать многих-многих проблем. Поэтому здесь просто нужно расставить какие-то моменты в отношениях, и это всё может вполне быть безопасно для всех сторон. И это увидеть самой важно, проговорить и расставить все эти приоритеты в отношениях.

01:02:07 [Ведущая] Благодарю Вас за ответ! Действительно, такой свет осознанности в наших эфирах, потому что ты идёшь в глубину себя, раскрываешь какие-то качества, которые в нас есть. И плохую, и хорошую природу, демоническую, божественную. И видя, как Вы сегодня сказали, заметя в себе какие-то негативные качества — это уже первый шажочек к очищению от них. Поэтому благодарю за то, о чём Вы рассказываете. То, чем делитесь — это очень важно. И за те инструменты, при помощи которых, мы можем меняться в лучшую сторону, а точнее к самому себе. Спасибо большое! И тогда до встречи через неделю!

01:02:45 [Гуна Манджари] Спасибо большое за ваши опять глубокие вопросы, за то, что так глубоко мы погружаемся в тему. Отвечаем для всех нас, такие полезные моменты в жизни. И я желаю всем нам свободы от гнева, и всего самого наилучшего! До свидания! До следующих встреч!

01:03:07 [Ведущая] Благодарю Вас за это ценное пожелание! До свидания!

транскрибирование: Ольга Рымарь | 25 March 2021