Ведическая женщина, кто она?
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:04 [Ведущая] Рада приветствовать вас, дорогие слушательницы и слушатели Веда-радио! Меня зовут Анна. И добро пожаловать в территорию благостной женственности и гармоничных отношений. Мы начинаем наш прямой эфир с психологом-консультантом, автором книг и нашим дорогим лектором Гуной Манджари. И сегодня будем разбираться в понятии «ведическая женщина» и какая она. Все интересующие вас вопросы вы как и всегда можете оставить на сайте vedaradio.fm или прислать нам в WhatsApp и Viber по номеру телефона +79002390963. А сейчас я приветствую нашу гостью и передаю ей слово. Здравствуйте, Гуна Манджари!
00:00:45 [Гуна Манджари] Здравствуйте, дорогая Анна! Здравствуйте, дорогие радиослушатели.
00:00:49 [Ведущая] Замечательно снова слышать Вас. У нас был небольшой перерыв. И действительно, сейчас веды всё более популярны становятся и очень много блогеров даже в интернете стараются как-то пропагандировать те ценности ведической женщины, ведических отношений. И хочется понять, какая же она действительно, чтобы применить это в наше время и применить это гармонично для нашей жизни.
Веды - изначальное Знание и относятся к категории науки
00:01:18 [Гуна Манджари] Да, действительно есть такое явление, что веды очень становятся популярными. И это очень хорошо. Это говорит о том, что есть вкрапление золотого века, прогрессивное течение. Потому что веды — это изначальные знания. Они не имеют никакой принадлежности. Они не принадлежат никакому народу. Да, они сохранились на территории Индии. Причём сейчас Индия как осколок ведической цивилизации. Но тем не менее влияние времени, в котором мы живём, Кали-юги, отразилось и там. Поэтому она не представляет собой чистую ведическую цивилизацию, как это было. И эта цивилизация была на территории всего земного шара.
00:02:19 То есть веды не имеют какой-то либо окраски, какой-то народности или, как мы называем, обусловленности. То есть они относятся к категории науки. Это как физика, математика не может быть индийской, русской и так далее. Да, действительно, была ведическая цивилизация на территории всего земного шара и так же и России. Действительно, сохранились какие-то её обрывки и в названии рек, и в других моментах, которые называют «русские веды». Так или иначе это всё отголоски ведической цивилизации, которая была на территории всего земного шара.
00:03:11 И опять же, веды не находятся в каких-то материальных обозначениях. То есть они универсальны. И так как сейчас, как мы уже говорили, вкрапление, веяние Золотого Века, и то, что было распространено в Золотой Век на земле, также сейчас отголоски слышатся. Но тем не менее, сейчас такое очень интересное время, когда пересекаются два влияния. То есть влияние Золотого Века, когда такой рассвет, развитие. Много всего становится открытым, явным. Очень много возможностей для духовного развития. Но тем не менее это всё происходит на фоне Кали-юги, то есть того времени, самого неблагополучного времени для развития. Поэтому то время, в которое мы живём несколько парадоксальное.
00:04:17 Наряду с расцветом в тоже время происходит и такая очень серьёзная деградация, которую мы можем видеть. То есть два таких параллельных течения, два таких параллельных движения. Они совсем не параллельны, но они в разную сторону направлены. Два разных, противоположных, скажем так, течения. И это всё, конечно, есть определённая взаимопроникаемость друг в друга. Так как Золотой Век проникает в Кали-югу, в Железный Век, так же и Железный Век проникает в эти все веяния и течения, которые существуют, отражающие Золотой Век, ведические знания.
Основная проблема сегодняшнего времени - разобраться с информацией
00:05:17 Поэтому очень много всего есть идущего под маркой ведического знания, но таковым не является. И очень много информации, просто обилие, океан информации. И сейчас основная проблема не в том, чтобы получить информацию. Её масса-масса-масса. А основная проблема сегодняшнего времени в том, чтобы разобраться в этой информации. Вот в этом большая проблема, основная как бы идея. И сейчас даже, если взять развитие бизнеса, технологии и так далее, как раз эти информационные структуры они и имеют самое большое развитие. И самое большое развитие получают те отрасли, которые помогают разобраться в информации. То есть её отсеять, как-то систематизировать и фильтровать.
00:06:36 Поэтому проблема не в том, чтобы получить информацию. Проблема в том, чтобы в ней разобраться. И сегодняшний эфир как раз будет посвящён тому, как разобраться в обилии всего ведического, ведической женственности и всё, что с этим связано, и всё, что этим называется. И я понимаю, что, возможно, это не привлечёт очень много последователей и поклонников. Потому что речь будет идти не о такой цветочной женственности, скажем так. Хотя, опять же, это не противоречит этому. И существует также в ведическом описании того, кем является женщина или её какие-то божественные проявления.
00:07:42 Там также есть и аспект творчества и шестьдесят четыре искусства, в которых женщина может быть искусна, может развиваться. Там это всё есть: красота, цветы и всё, что с этим связано, умение себя преподнести, умение обустроить своё пространство и всё, что относится к изящным искусствам — пение, танцы, живопись, рукоделие. Это всё-всё туда обязательно включено. То есть это всё, что называется культура, творчество. И без этого, бесспорно, нет самой ведической цивилизации, женщины. То есть это всё такой непреложный атрибут. Это всё важно. Это всё необходимо для гармонизации пространства.
Три ипостаси Женственности
00:08:41 Но тем не менее, есть такое но. Это не всё, что определяет ведическую женственность. И сейчас очень много есть такого, я сама об этом тоже говорила, что женственность состоит из трёх ипостасей, которые собой представляют божественные энергии или божественные личности — Дурга, Лакшми, Сарасвати. Очень много тоже об этом говорится. Говорится о том, что женственность божественна, что женщина — богиня. И очень много разговоров на эту тему. И в принципе это тоже хорошо. Это тоже какое-то влияние гуны благости. То есть хорошо, что люди об этом говорят. И даже если они размышляют об этом, какое-то приобщение к ведическому знанию уже облагораживает, уже влияние благости, влияние чего-то такого вечного, это уже помогает жить, помогает возвышать своё сознание.
00:10:06 То есть это такие вещи важные и благоприятные. Но тем не менее но всё равно существует. Потому что очень важно разобраться в том, что такое божественность. Что же это такое? Что представляет из себя богиня? Кого мы можем причислить к этому? Кто обладает такими божественными качествами? И для того, чтобы разобраться с этим вопросом, я обратилась к «Бхагавад-Гите». «Бхагавад-Гита» — это основное ведическое писание, это такой свод законов, который определяет вещи, который определяет понятие. То есть всё, что связано с наукой.
00:11:02 То есть наука представляет собой ряд чётких определений, терминов. Потому что один человек считает один смысл это слово имеет, другой человек считает, что это слово имеет другой смысл. И это не научно. Научно это то, что представляет собой чёткое определение или закон. Есть определённые статьи закона, которые этот закон и определяют. И там нет интерпретаций. Потому что опять же, если нет чёткого представления, если нет чёткой базы, то есть большое место для различных субъективных вещей. То есть кто-то считает это-это, а я считаю это-это. И каждый из нас что-то себе представляет.
00:12:03 Тогда как веды, как мы говорили — это научное знание. Там есть чёткие определения что есть что. И для того чтобы понять, что такое божественность, что такое, как мы говорим, женственность, если она обладает божественным проявлением, то есть она является божественным проявлением, то тогда нужно определиться с определениями. И в «Бхагавад-Гите» есть глава «Божественные и демонические натуры». И вот как раз первый текст описывает божественные натуры.
«Бхагавад-Гита», глава «Божественные и демонические натуры»
00:12:51 И здесь говорится, что Верховный Господь сказал: «Бесстрашие, очищение своего бытия, совершенствование в духовном знании, благотворительность, владение чувствами, совершение жертвоприношений, изучение вед, аскетизм, простота, отказ от насилия, правдивость, не гневливость, отрешённость от всего мирского, спокойствие, отсутствие стремления злословить, сострадание ко всем живым существам, отсутствие алчности, мягкость, скромность, решимость, целеустремлённость, способность прощать, стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремление к почестям. Таковы, о потомок Бхараты, трансцендентные качества праведных людей, наделённых божественной природой».
00:13:52 И надо сказать, что это слова Верховной Личности Бога. То есть эти все слова являются абсолютной истиной. То есть это не относительное что-то, что можно оспорить. И поэтому здесь говорится, что личность, наделённая божественной природой, как раз занимается изучением вед и совершенствованием в духовном знании. То есть не любая женщина может претендовать на роль божественной или богини. И эти богини, на которых женщины ориентируются — Дурга, Сарасвати, Лакшми и различные ипостаси их, они в совершенстве обладают ведическим знанием. То есть прежде всего там есть эта основа.
00:14:54 Там не просто Лакшми про красоту, Дурга — это про защиту. Или Сарасвати — про мудрость непосредственно. Они все являются божественными личностями и они все обладают этими качествами. И там есть структура, суть личности, она такова. Но при этом там присущи и все остальные. Это скажем так, уже следствие, как проявление красоты, проявление силы Дурги, очарования Лакшми. Они все, конечно, наделены этими качествами.
00:15:44 Но прежде всего, ведические женщины, я имею в виду те, которые относятся к таким божественным категориям, они обладали этими знаниями и реализации атмы, реализации души. То есть это не были просто такие разряженные куклы красивые, которые пели и танцевали где-то там в цветах. Прежде всего они обладали этими качествами. И поэтому тут очень важно определиться с этой составляющей. И на прошлом эфире мы поднимали эту тему, мы её затрагивали. И мы приводили в пример этих личностей, которые представляют собой эталон ведической женщины, ведической женственности.
Драупади - эталон женщины
00:16:39 То есть та же Драупади, которая вообще была олицетворением красоты. И она была неземной красоты. Она возникла из огня. То есть она не пришла даже как обычные люди приходят в этот мир. И её приводят в пример как взаимодействовать с мужьями. У неё было пять мужей, пять Пандавов, самых сильных мужей человечества. То есть они были все сверх людьми, выражаясь таким современным языком. Они обладали огромным могуществом, огромной силой. То есть это были пять самых лучших мужчин того времени, можно так сказать. И они все были её мужьями, что в ведические времена не было очень распространено. В основном мужчины могли иметь определённое количество жён. Женщины не так часто.
00:17:46 Но тем не менее, она является эталоном женщины. То, как она взаимодействовала со своими мужьями, то, как они о ней заботились, как они ей служили, то есть благодаря тому, что она обладали этим искусством. Но тем не менее там вопрос не только в психологии. Там вопрос в её качествах, в её реализации духовного знания. Как раз о том, о чём мы говорили, перечисляя эти качества божественные. Что определяло её как божественную? Именно присутствие этих качеств. Потому что самое красивое здание, самое роскошное здание нуждается в фундаменте. В хорошем фундаменте. И этот фундамент, который может быть не виден, обычно он не виден, но тем не менее он является сутью этого здания. Он является его стрежнем.
00:18:47 И то, что является стрежнем этой ведической женственности божественной, мы как раз сегодня и обсуждаем. И Драупади это продемонстрировала, когда она предалась полностью Верховной Личности Бога. И она олицетворяет собой этот принцип атма-ниведана, когда душа полностью зависит от милости Всевышнего. Когда на собрании ей грозил позор, когда её пытались раздеть, она полностью перестала держаться за все материальные защиты. То есть она перестала зависеть в этот момент ни от чего мирского. Ни от мужей, ни от каких-то авторитетов, ни от старших. Ни от чего. То есть все опоры в этот момент просто перестали для неё существовать. Она полностью отдала себя в руки Верховной Личности Бога. И в этом проявляется её сила и духовная реализация.
Пример Ситы и Дурги
00:20:08 Они все обладали этим. Если вы посмотрите: Сита. Равана пытался всячески её соблазнить своим могуществом, страхом её искушал и прочими-прочими испытаниями, которые она проходила. Тем не менее она был предана Раме. Она была предана Верховной Личности Бога, Высшей Истине. Дурга тоже сражалась с демонами различными. Она их побеждала. Демоны олицетворяют собой пороки, они олицетворяют собой различные слабости. И в конце концов, они олицетворяют собой материальный ум, если говорить нашим языком.
00:20:56 Это не просто какие-то мифические истории из «Махабхараты», какие-то индийские фильмы с песнями и плясками. Это всё имеет в себе очень глубинный смысл, который имеет непосредственное отношение к нам. То есть это не что-то, что было тогда, на заре творения где-то в садах Индии. Какие-то индийские царевны пели сладкими голосами. Какие-то демоны, тоже индийские, где-то бушевали. Или мужчины-рыцари тоже очень странные для нас, но тем не менее, женщины на всём земном шаре смотрят эти фильмы и у них глаза на мокром месте. Смотрят как мелодраму во многом.
Глубинный смысл “Махабхараты”
00:21:44 Но идея на самом деле не в этом. Идея в том, что то, что происходило и то, что показано в «Махабхарате» — это то, что всегда происходит со всеми нами, независимо от того, где мы живём, что нам окружает. Окружают ли нас небоскрёбы и вся инфраструктура и эти все компьютерные технологии. И мы уже совсем не в цветах, и не в садах, и не поём мы песни таким образом. Тем не менее эти все истории разыгрываются постоянно, когда душа выбирает под каким влиянием она будет находится — под демоническим или божественным. То есть да, «Махабхарата» таким образом, в форме мелодрамы раскрывает философскую истину, философские вещи.
00:22:54 Потому что если просто изложить сухую философию, что такое хорошо, что такое плохо, свод законов, какой-то домострой — это не будет особо впечатлять. Но когда есть история, когда есть какой-то экшен, то это сразу захватывает. Есть впечатления. Но на самом деле наша жизнь вся такова. То есть все эти игры, всё это противостояние, этот выбор, который мы делаем постоянно — это всё с нами происходит каждый день всегда. Просто когда мы начинаем понимать, у нас есть знания, то наша жизнь и то, что происходит перед нами нам очень интересно. И нам даже не обязательно смотреть фильм, для того, чтобы как-то нам стало что-то интересно и что-то развернулось перед нашими глазами.
00:23:59 То есть если мы идём по пути божественного развития, понимания, то мы видим очень много интересного в нашей обыденной жизни. Вся эта мелодрама начинает раскрываться и мы вообще перестаём скучать. То есть такое состояние как скука нас покидает полностью. И разбирая эти качества, о которых говориться здесь, мы можем попытаться их применить в нашей жизни, в жизни женщины. Допустим, мы говорим о божественности ведической.
Первое божественное качество - бесстрашие
00:25:01 Интересно, что первое качество божественное именно определяется как бесстрашие. И что это такое в нашем понимании? То есть что такое бесстрашная женщина? Это женщина, у которой «крышу снесло», её несёт в разные приключения? Она просто бросается в разные авантюры? Нет. На самом деле бесстрашие это не есть такая безбашенность или бесшабашность. Бесстрашие и безрассудство это не одно и тоже. То есть когда речь идёт о божественном бесстрашии, здесь говорится о том, что бесстрашный человек, идущий по божественному пути — это человек, который понимает, что весь этот мир контролируем. Что весь этот мир пронизан божественным присутствием.
00:26:20 И у него есть такое важное качество, которое важно для человека духовного и для женщины я бы сказала вдвойне — это такое доверие к миру. Мы много об этом говорим в наших эфирах, что очень важно развивать это доверие к миру. Но это доверие основано на знании. Это не просто такая глупая наивность. Наивность и доверие — это не одно и то же. То есть наивность как бы производное такого невежества. Человек просто не знает и поэтому он вляпывается в различные ситуации. Есть такое выражение, что безумцев тянет туда, куда ангелы и посмотреть бояться. Это про такую глупую наивность.
00:27:20 Но доверие — это когда есть знание. Мы понимаем, как устроен этот мир, мы знаем его законы так же как законы дорожного движения. То есть что не надо переходить на красный свет. Мы знаем и уважаем законы. А не просто, что я слепо доверяю миру. А потом, когда со мной что-то случается я очень удивляюсь. Как же, я же доверяла? Нет. Доверие именно в отличие от наивности, основано на знании. И оно является этим первым качеством божественности. То есть это такое бесстрашие, когда мы понимаем, что всё в руках Бога. Мы Ему доверяем. Мы учимся от Него зависеть.
Демоническое влияние — это всегда влияние страха
00:28:18 Потому что на самом деле демоническое состояние, как мы уже говорили, что есть божественные и демонические натуры, демоническое влияние — это всегда влияние страха. И на самом деле очень просто определиться с тем, какое влияние мы на себе ощущаем. Иногда, когда ко мне приходят на консультацию и говорят: «У меня было озарение, я почувствовал то-то, то-то… то есть у меня было такое видение. Такое ощущение...» И обычно я спрашиваю: «Что ты при этом чувствовал?» Если человек говорит, что он чувствовал страх, видение его очень сильно в какое-то беспокойство повергло, то это определённо откуда-то из низших миров.
00:29:21 То есть это не божественное видение. Потому что когда у нас есть ощущение, что-то нам подсказывает, интуиция или какие-то видения у нас возникают, озарения, то это всегда есть такое состояние радости, покоя, если это идёт из высшей сферы, то это всегда сопровождается этими чувствами. Как только мы начинаем ощущать страх в связи с чем-то — это влияние низших сил, это влияние демонических сил. И кстати говоря, они тоже могут давать какие-то откровения. Они тоже могут давать какие-то предсказания. В какой-то степени они тоже могут видеть тонкий план. Допустим, гадалки бывают, которые информацию берут не из высших планов. И если вы приходите в такие места, вы чувствуете страх, вы чувствуете какое-то смятение, смущение, окрашенное в энергию страха.
00:30:42 Иногда я слышала, что у людей, который ощущают демонические планы, у них может быть паника, также панические атаки. Это всё этот план. Потому что божественный план - это первое, что здесь Верховной Господь сказал, — это бесстрашие. И это не просто бравада, когда я такой сорвиголова обезбашенный. Я просто не задумываюсь, я без разума. А это спокойное такое бесстрашие, когда мы чётко понимаем в чьих всё руках. И мы чётко ощущаем на себе высшую защиту. То есть это означает, что у нас есть контакт с божественной природой. У нас есть Его защита. И мы чётко ощущаем это бесстрашие. И это то, что определяет божественный план. И это важно. Это важно для того, чтобы когда мы говорим о женственности, то женщина в этом плане пугливее, чем мужчина. И бесстрашие это не её сильная сторона. Анна, Вы хотите что-то спросить? Или прояснить может быть?
00:32:23 [Ведущая] Я пока Вас слушаю. Пока созревают какие-то мысли.
Мужское и женское бесстрашие
00:32:27 [Гуна Манджари] Просто я к тому, что если я слишком много долго говорю, Вы можете меня прерывать и спрашивать. То есть бесстрашие, да, очень часто говорят, что это не женское качество. И тем не менее, есть бесстрашие и мужское, и женское, и общее, скажем так. И вот именно когда женщину характеризуют, что она такая вся беспокойная, всё время чего-то боится, страхов много — это такая слабая женщина. И бесстрашие женщины не в том, что она в тёмное время суток идёт вперёд и ещё может и защитить своего мужа. Нет, это как раз чести ей не делает.
00:33:24 Да, женщина должна быть осторожной. В плане культуры она должна придерживаться такого женского поведения. Но внутренне её бесстрашие проявляется в том, что она доверяет высшим силам, что она не просто пытается обеспечить все свои страхи какими-то мирскими методами, отгородиться от всех своих страхов. Вот тут мы соорудим такую защиту, тут у нас такая защита. Тут у нас ещё другая защита, тут у нас то, сё. То есть женщина действительно может быть очень сильно погружена в материю и очень сильно зациклена на каких-то материальных вещах в силу своего страха.
00:34:25 В силу того, что она боится. Она боится остаться без этого, без всего, без того, без пятого-десятого. Но это как раз говорит о влиянии демоническом. То есть божественное влияние, женщины же тоже бывают под разными влияниями, и мы говорим о божественной женщине. То есть божественная женщина ощущает бесстрашие божественного характера. И она умеет доверять этому миру, она умеет доверять высшей природе. Именно того, что этот мир находится под защитой, она умеет к этой защите прибегать. И это не материальные средства. Это не то, что она хочет себя окружить каким-то совершенно очень надёжным материальным комфортом и застраховаться от всего и вся, потому что она боится, она полностью в страхе и недоверии этому миру.
00:35:37 Как раз речь идёт о том, что она умеет доверять. И у такой женщины меньше таких стяжательских наклонностей. Меньше материалистичных наклонностей. Потому что природа стяжательства и материализма как раз именно в страхе. В страхе мы пытаемся себя обезопасить различными материальными вещами. Это как раз говорит о том, что не божественная природа в нас проявляется. То есть это такое из первых, и очень важное качество, на мой взгляд. И этих качеств здесь перечисленно достаточно много. Я могу ещё поговорить о других, которые здесь есть, если пока нет вопросов, пока нет каких-то уточнений, то мы можем ещё поговорить. Как Вы скажете, Анна?
00:36:50 [Ведущая] Я думаю хочется выслушать все качества, а потом уже мы перейдём тогда к вопросам, чтобы была более такая цельная картина.
00:36:59 [Гуна Манджари] Хорошо. Единственное, что могу сказать, что мы не успеем все качества разобрать на этом эфире. Потому что мы только об одном поговорили, а тут их достаточно много.
Какую эмоцию проявлять, если ты не соответствуешь ни Драупади, ни Лакшми?
00:37:10 [Ведущая] Тогда я хотела спросить. Просто такая мысль возникла. Часто нам говорят, что не нужно каких-то себе идеалов представлять, чтобы не следовать за шаблоном. И в принципе как правильно, что лучше чувствовать, как лучше, какую эмоцию проявлять, когда ты понимаешь, что ты сейчас пока не соответствуешь ни Драупади, ни Лакшми, ни каким-то таким другим возвышенным женщинам? Как лучше себя чувствовать и как трансформировать это, чтобы это шло в благоприятное положительное русло?
00:37:44 [Гуна Манджари] Спасибо, Анна, за вопрос! Очень хороший вопрос. И на самом деле он очень важный в том плане, потому что, как говорится, мы можем подняться только с того места, где мы упали. То есть если мы себе представляем, что мы практически равны Драупади или Друге, или Сарасвати, где-то там мы среди них летаем, то мы очень далеко от истины. То есть мы просто находимся в какой-то своей иллюзии. Может быть она такая благостная, приятная, но тем не менее это не то, чем мы можем на самом деле воспользоваться. То есть мы просто где-то находимся в сфере своего ума и не больше.
00:38:39 И поэтому для того, чтобы действительно соприкасаться с этими божественными личностями или как-то культивировать в себе эти качества, очень важно находиться в реальности. Очень важно находится в реальном времени и не находиться в иллюзии. Потому что иллюзия это не божественное состояние. Это как раз состояние нашей обусловленности. И поэтому это очень хорошо, когда мы понимаем, что мы не соответствуем. Это значит, что когда мы находимся в реальности, то мы чётко видим сферу нашего роста, мы понимаем куда нам расти, на что нам медитировать, о чём нам просить.
00:39:30 И более того, даже больше можно сказать по этому поводу, что божественные качества, то же бесстрашие, те качества, о которых мы говорим, владение своими чувствами, простота, отказ от насилия, отрешённость от всего мирского, спокойствие, отсутствие стремления злословить, сострадание всем живым существам, то есть это некоторые качества, которые я перечислила здесь, которые здесь даются, эти качества это не продукт какой-то нашей работы над собой. Я так в себе эти качества развила и так далее. То есть это божественная природа, это качества нашей души, которые нам присущи, которые в нас уже есть. Это качества, которые проявятся в нас по мере очищения. Это один момент.
00:40:40 Другой момент — это всё, эти качества даются также и свыше. То есть по мере того, как мы погружаемся в божественную энергию, приходим в контакт с божественным, то эти качества начинают в нас отражаться как в зеркале. Всё, что я хочу сказать, что это всё приходит свыше к нам. Поэтому когда мы об этом просим, когда мы находимся в правильном внутреннем состоянии, то мы начинаем приобщаться к этим качествам. То есть да, они есть в нас, в нашем очищенном, в нашем изначальном состоянии. В то же время они есть и в пространстве, в высшем пространстве.
00:41:39 И всё, что мы можем сделать — это как-то к ним приобщиться или получить их как определённую милость. Как говорится, что любовь нельзя купить. То есть мы не можем заплатить за неё или что-то ещё. Мы можем только её получить как милость, как взгляд на нас именно свыше. Поэтому мы можем только это привлечь к себе, скажем так. Поэтому где-то в этой области находится практика привлечения этих качеств.
Где можно почитать как божественные женщины вели себя?
00:42:26 [Ведущая] Спасибо большое за ответ. Есть такой вопрос, хочется видимо слушательницам побольше соприкоснуться с таким описанием божественных качеств: «Спасибо за эфир! А где можно подробнее почитать об этих личностях, как они вели себя, как разговаривали с мужьями?»
00:42:46 [Гуна Манджари] В «Шримад Бхагаватам» очень много есть таких примеров. «Махабхарата» тоже описывает Драупади, она описывает цариц Двараки. То есть эта культура описана. Это раз. И да, это есть, как я уже говорила в «Шримад Бхагаватам», там тоже есть много примеров. Девахути и Кардама Муни. Такая царица была, которую выдали замуж, то есть она сама хотела выйти замуж за ведического мудреца. Там приводится этот пример. Есть так же в «Шримад Бхагаватам» разговоры между Шивой и Парвати. Тоже там есть эти взаимоотношения. Можно почитать об этом.
00:43:47 И вообще сам язык «Шримад Бхагаватам», сам слог как раз и говорит, он как раз в таком стиле наполнен уважением ко всем живым существам: к мужчинам, женщинам, и то как женщина себя проявляет, и то, как о ней надо заботиться тоже говорится. Поэтому это момент изучения. Об этом можно почитать. Но так же очень важно, я много об этом тоже говорю, делаю какой-то упор, что важна какая-то внутренняя и собственная духовная практика. И общение с людьми, которые очищаются, практикуют духовную жизнь, для того чтобы увидеть как это проявляется в нашей повседневной жизни, в реальности. Это всё начинает открываться, оживать. И вот сам «Шримад Бхагаватам», «Махабхарата» они открываются, оживают когда у нас есть внутренняя практика. То есть наша духовная практика начинает открываться и оживать из сердца. Не просто какая-то история о ком-то. То есть мы начинаем видеть изнутри всё это.
Важность общения с людьми, которые вдохновляют
00:45:15 [Ведущая] Я помню, Вы часто говорили о важности общения с женщинами, которые вас вдохновляют. Например, чтобы научиться каким-то качествам нужно видеть их перед собой как они проявляются, чтобы это было более живо, более ярко, и чтобы ты мог почувствовать, что такое есть в нашем мире.
00:45:33 [Гуна Манджари] Да. Очень важно общение с такими людьми. Во всяком случае видеть таких людей. И это не только женщины. Это мужчины. И очень важно самому быть достаточно развитым, чтобы увидеть таких людей. Потому что, как говорится, чтобы слушать хорошую музыку нужно самому быть не то, чтобы хорошим музыкантом. Хотя, конечно, в первую очередь, хорошие музыканты оценивают хорошую музыку. Но нужно быть грамотным в этом плане. И нужно быть достаточно такого уровня. Как говорится, гуны должны соответствовать, чтобы мы это увидели и поняли. И здесь две стороны должны быть достаточно квалифицированы. Поэтому очень важно развивать свой разум, развивать свои какие-то качества для того, чтобы этот, как называется в ведах даршан, это видение, оно произошло. Поэтому это всё очень взаимосвязано с тем, кто смотрит.
Где женщине искать защиту сейчас?
00:46:54 [Ведущая] Спасибо большое Вам за ценные такие мысли. И хочется зачитать вопросы. Вот один из них звучит так: «В ведической культуре женщина всегда была под защитой. Поэтому она могла спокойно проявлять все свои лучшие качества. Сейчас же с этим сложнее. И где искать такую защиту в обществе, пока нет мужа? Да и по опыту, иногда и в семье не всегда бывает чувство защищённости».
00:47:20 [Гуна Манджари] Во-первых, хочется сказать, что тут не только в женщинах дело. Очень часто сталкиваюсь с таким вопросом. На самом деле в ведической культуре все были под защитой. То есть и мужчины были под защитой, дети. Все были под защитой. Правители были под защитой. Они были под защитой брахманов. То есть всё общество было устроено таким образом, что человек, который приходил в это общество, рождался, он изначально был под защитой. О чём это говорит? Это говорит о том, что всё общество способствовало тому, чтобы этот человек прогрессировал как личность и духовно. То есть общество было очень защищённое в этом плане. То есть целью общества был духовной прогресс, эволюция, и выход, так сказать, из материальной обусловленности, из состояния раба.
00:48:28 Сейчас общество совершенно имеет другие задачи. То есть оно ориентирует на потребительство. Общество ориентирует человека на то, чтобы он становился таким ослом: меньше думал, больше потреблял. И это то, кого общество сейчас воспроизводит. Во всяком случае стремится. Во многом это происходит просто слепо. То есть люди просто действуют под влиянием своих чувств, неконтролируемого ума. Разум спит, а чувства всегда стремятся как можно больше потреблять.
00:49:26 То есть они обладают животной природой и им нужно, как говорится, всё только больше кушать всего, что называется, грубо и тонко, то есть на разных уровнях. Чувства они бездумные. Как огонь, в который всё больше бросаешь дров, он ещё больше разгорается. То есть вот куда ведёт человека общество. Поэтому в наше время такого, чтобы вам кто-то дал такую полную защиту, чтобы женщина была под полной защитой мужчины, мужа и так далее это большая редкость. Практически такое в плане исключения бывает. Люди, которые идут по духовному пути, это более у них распространено. Но тоже не так часто, скажем так.
00:50:29 Поэтому в наше время любой человек, будь то женщина или мужчина, должен быть под защитой собственного разума. Поэтому даётся так много информации для того, чтобы мы развивали свой разум. Потому что в ведические времена тебе не обязательно было особо даже думать. Само общество тебя встраивало правильным образом, что ты развивался таким путём. Общество заботилось об этом. Сейчас этого нет. И даже наоборот: тенденция к деградации. Поэтому сейчас очень важно такое качество как личная ответственность. Я много об этом говорю. И оно также важно для женщин. Не менее важно, чем для мужчин такая личная ответственность за своё духовное развитие.
00:51:23 И поэтому вам нужно, всем тем, кто не находится под защитой мужа, защитой семьи, очень важно самой при помощи своего разума такую защиту для себя выстраивать. Опять же, духовная практика, общение с людьми, которые являются вашими единомышленниками. Очень много возможностей сейчас. Это не так, что женщина никуда не может пойти без сопровождения, что её никуда не выпустят из семьи, что только она может рядом с мужчиной что-то. Нет. Сейчас совсем другое время. И здесь есть много минусов, но и, бесспорно, много плюсов, что возможности для развития даются совершенно одинаковые, для духовного развития.
00:52:22 И даже более того я могу сказать, что ответственность за духовное развитие у женщины сохраняется и в браке, когда есть муж. Тем не менее, она не может предъявлять претензии, что он не может быть для меня духовным учителем и поэтому мне нужен кто-то другой, потому что он не соответствует каким-то стандартам ведического духовного мужа. Нет. Это тоже в наше время не катит. В наше время каждый должен нести ответственность за своё духовное развитие.
Что делать, если мне дискомфортно рядом с мужем?
00:53:09 [Ведущая] Благодарю Вас за ответ. И к нам периодически приходят такие довольно проблемные вопросы, чтобы понять, в каком мире мы живём, и как правильно себя в нём вести. Вот хочу зачитать сейчас такой вопрос: «Мне так не комфортно со своим мужем. Я восемь лет в браке и восемь лет мучения. Нет радости. Что делать? Вдали от мужа мне хорошо, рядом — плохо и дискомфортно. Подскажите, пожалуйста, что делать? Спасибо».
00:53:37 [Гуна Манджари] Смотрите, это мне что-то болит и скажите мне как мне вылечится. Тут же нужно знать все детали, чтобы провести диагностику почему болит, отчего так произошло. Поэтому тут невозможно дать общую рекомендацию на конкретную ситуацию. Тут нужно разобраться с причиной, почему Вам тяжело со своим мужем? Я могу только гадать-предполагать, что нет определённого диалога между двумя, что Вы не проговариваете себя, не говорите, не решаете конкретно, что Вас беспокоит. То есть нет взаимодействия.
00:54:39 Вас что-то беспокоит, Вам что-то причиняет боль, что-то дискомфорт причиняет каким-то образом. Но так как нет навыка работать в паре, работать с мужем, то это просто заметается. Вы просто стараетесь перекантоваться в этих отношениях и хорошо себя чувствуете только, когда Вы где-то на расстоянии с мужем. То есть когда причина Ваших беспокойств на расстоянии. Но тут важно понять, в чём Ваша задача в этой ситуации. Сморите, если Вы устраните из своей жизни этого мужчину. Одной жить, конечно, это сложно. В чём-то сложно. Будут другие проблемы, другие беспокойства, причиняемые в этом мире другими живыми существами. Потому что муж для защиты предназначен для женщины.
00:55:53 То есть что-то другое будет беспокоить всё равно. И всё равно, в большинстве своём, у женщины есть желания создать отношения, быть с кем-то. И всё равно придёт кто-то другой. Возьмём, так сказать, хороший сценарий, что появится кто-то другой. Он придёт со своим характером. И поэтому, на мой взгляд здесь задача для женщины в том, чтобы доносить до мужчины свои потребности. И прежде всего очень важно для женщин современных, это я заметила и по себе также, очень важно научиться понимать свои потребности. Потому что очень часто женщина сама не понимает своих потребностей. И поэтому она не может их донести окружающим.
00:56:45 То есть первая работа, назовём это так, которую нужно проделать, внутренняя работа, — это понятие, понимание своих потребностей. Это означает, что себя нужно принять не просто видя себя идеализированной, какой я должна быть, и если я какая-то другая, я себя не принимаю. То есть разобраться со своими потребностями в первую очередь. Если Вам сложно это сделать самой, то важно пойти к психологу, к другу, к наставнику, который поможет Вам это сделать. То есть это первый шаг.
00:57:26 Второй шаг — это умение донести свои потребности. Потому это очень важно разобраться со своими потребностями. Но этого не достаточно. То есть, наряду с этим, важно умение донести другому свои потребности. Потому что у женщин очень часто, скажем так, женщин, которые где-то не совсем развиты как женщины, больше они в такой ипостаси девочек, у них есть такая идея, что другой, особенно если это мужчина, он же мужчина, он же главный, он должен как-то понимать, автоматически разберётся с тем, что мне нужно, с тем, что мне необходимо. Но ничего не происходит автоматически. Тем более мы живём в такое время, которое очень деструктивно в плане отношений. То есть все эти традиции семьи не сохранены. Время сейчас очень деструктивно, время, общество деструктивно к семье. И люди не знают, не понимают как взаимодействовать.
00:58:38 И поэтому нужно учиться самой, во-первых, понимать свои потребности и доносить другому. То есть это не так, что на автомате кто-то другой разберётся. Поэтому нужно овладеть искусством диалога, объяснения, что мне надо, как со мной надо, что мне необходимо, как я могу функционировать, как я не могу функционировать. То есть начать такой разговор, такую работу. Просто ситуация об этом говорит. Чтобы взаимоотношения с мужем стали комфортны нужно поработать над таким комфортом в этих отношениях.
Как ведёт себя ведическая девушка до брака?
00:59:37 [Ведущая] Спасибо Вам большое за ответ. Мне кажется, он вскрывает какие-то внутренние нарывы для проработки. И очень много ценного я и для себя в том числе услышала. Благодарю за эту глубину ответа. Еще хочется зачитать пару вопросов тоже из похожего контекста, из похожей темы про защиту женщин в этом мире. «В основном ведические женщины — это замужние женщины. Но я пока не в этом статусе. И всё зависит от Бога, буду ли вообще. Поэтому может быть есть какие-то примеры, как ведёт себя ведическая женщина, которая не замужем, чтобы никого не беспокоить своей божественной природой?»
01:00:18 [Гуна Манджари] Во-первых, хочу сказать, что божественная природа никогда никого не беспокоит. Если беспокоит что-то, то это уже не божественная природа. Божественная природа очень органична. Это когда человеку просто хорошо рядом с таким человеком. И когда хорошо это никого не беспокоит. Я не знаю, может быть я действительно, не совсем поняла, что автор вопроса какой смысл вкладывал в «беспокоить божественной природой». Может быть просто такая игра слов.
01:00:59 [Ведущая] Да, мне тоже показалось, что такая шутка, что всё-таки девушки, когда обладают хорошими качествами привлекательны и это может беспокоить окружающих.
01:01:09 [Гуна Манджари] Да, я согласна. С этим я согласна. Примеры незамужних женщин. Если взять вообще ведическую систему, то женщина всегда имела очень много общения с женщинами. Она была окружена целым хороводом подружек и родственниц. То есть там было очень много родственников, были как кланы семейные. То есть она никогда не была одна. Она никогда не была такой одинокий силуэт. Она всегда была в семье, скажем так. Мы не можем взять, допустим, чисто ведическую систему в нашу жизнь привнести, потому что если говорить о семьях, то они такие достаточно малочисленные. Семьи совершенно с расшатанными устоями или с какими-то очень странными идеями.
01:02:11 Поэтому очень не часто человек может принять прибежище в собственной семье. Поэтому нужно общение. То есть семья это вообще расширенное понятие. Это не обязательно кровные наши родственники. Близкие по духу люди тоже наша семья, и может быть, даже более близкая семья. Поэтому женщина, если она не замужем, должна иметь такое общение, она должна иметь такую семью. То есть априори женщина в семье. Замужняя, незамужняя, не важно. Семья — это люди близкие по духу. В общем, если мы говорим о женщине, то скорее всего это будут женщины рядом. Либо это может быть какая-то семья, с которой есть дружба с женщиной из этой семьи.
01:03:12 И сейчас тоже очень много таких вариантов, в которых может быть помещена женщина незамужняя. И в ведической системе на самом деле были женщины и незамужние тоже. И были даже такие как мудрецы, они жили в ашрамах. Это всё было. Не обязательно, что сто процентов ведическая система это замужняя женщина, окружённая огромным количеством детей. То есть ведическая система предполагает разные сценарии, разные природы. И поэтому необязательно, что это должен быть муж и дети. То есть это могут быть, опять же, близкие по духу люди. Как-то так, я не знаю, насколько это отвечает.
Что делать, если люди не выполняют своих обещаний?
01:04:08 [Ведущая] Мне кажется, очень радостная перспектива и картина мира создаётся. Спасибо Вам большое. И последний вопрос тоже хочется разобраться как эти качества проявлять в нашем мире. «Часто сталкиваюсь с тем, что люди не выполняют своих обещаний. И хотя я учусь не ставить на них крест, я продолжаю пытаться и дальше доверять, но в итоге люди опять подводят и я укореняюсь в идее, что лучший способ что-то сделать — сделать самой и доверять лучше только себе. Поэтому очень сложно проявлять как-то по умолчанию ко всем хорошие качества. Самой же боком потом выйдет. Как тогда быть?»
01:04:46 [Гуна Манджари] Тут общий вопрос. На самом деле, опять же, всё в терминах тоже заключается «как это проявлять ко всем хорошие качества». Хорошие качества априори они важны, нужно иметь. Но хорошие качества это разум так же. И разум обладает такой функцией как умение различать. И ко всем нужно проявлять хорошие качества, но по-разному. То есть к кому-то хорошие качества это строгость проявить. Или какая-то сдержанность. Или общение на расстоянии. Всё зависит от наших отношений. Или кому-то может быть сказать какую-то правду. Это тоже хорошие качества.
01:05:38 То есть всё по-разному. Я не знаю что имеется под хорошими качествами. Быть добренькой? Добренькой тоже не всегда связано с хорошими качествами. Это один момент. Другой момент, что иногда человек бывает категоричен по свой природе. Вот он считает, что если не по-моему это будет, то значит никак. Если человек не выполняет то, как я это вижу, значит он бесполезен. Поэтому здесь очень важно разобраться с тем, что человек категоричный, я знаю, что он всё делает сам обычно. Потому что никто не может ему угодить. И это один момент.
01:06:29 Другой момент — он не видит природу людей и их возможности. И лидер, а лидер это тот, который умеет, одно из качеств лидера — он умеет делегировать какие-то обязанности. Он также очень хорошо видит природу людей, у кого какая природа. И он понимает, что вот этот человек может сделать то-то и то-то. И сделать это так и так. И поэтому он ему поручает то, что этот человек может сделать и при этом он хорошо понимает возможности другого человека. И он ему поручает задание или что-то ему поручает, которое не выходит за пределы его возможностей, того как он это может сделать.
01:07:26 Другой человек может сделать другое хорошо. И поэтому обычно хороший лидер в большинстве своём не обманывается, так как у него есть вот это видение. Оно, кстати говоря, у кшатриев, которые относятся к лидерам, хорошо развито. Они проницательны. Они хорошо могут видеть качества людей, их природу. И они могут их занимать в соответствии с их природой. И поэтому здесь может быть вопрос в том, что мы не совсем хорошо разбираемся в природе людей. Если мы не совсем хорошо разбираемся, то нам важно советоваться с теми, кто хорошо видит и разбирается в этой природе. Либо самим развивать эту проницательность. Я не знаю, насколько это может развиваться, насколько это культивируется. Возможно.
01:08:19 Но так или иначе если мы ошибаемся в людях, то здесь что-то есть и с нами, с нашим прицелом, который не совсем попадает в цель. То есть в нашем видении вещей есть некая неточность. И поэтому нам важно понять в себе это, прежде всего, что да, у меня есть такая склонность, я ошибаюсь в людях, я не понимаю их возможностей и так далее. И поэтому либо в себе развивать это, либо обращаться к тем людям, которые обладают этой проницательностью. И они хорошо могут видеть, что от кого можно ожидать, а кто просто говорит, сам не понимая своих возможностей. То есть они умеют хорошо фильтровать эти вещи.
01:09:19 [Ведущая] Спасибо Вам большое за ответ. Очень ценно всегда слушать от Вас, что Вы всегда обе стороны рассматриваете. Нет кого-то абсолютно виноватого или кого-то абсолютно правого. И всегда и тебе есть над чем работать, и этот мир не совершенен. Такое понимание очень помогает справляться с трудностями и идти дальше, понимая, где мы находимся, но что мы идём куда-то в более светлое будущее, в более лучшее. Поэтому спасибо большое за сегодняшний эфир. Очень ценно было понять кто же такая ведическая женщина. И ещё ценнее будет раскрывать её качества для себя дальше. Поэтому благодарю Вас. И до новой встречи!
01:09:56 [Гуна Манджари] Спасибо вам большое за ваши такие глубокие вопросы, и за Вашу помощь, Анна, в эфире! И за то, что Вы помогаете раскрывать эту важную тему. И я надеюсь, что мы будем пахтать её дальше для того, чтобы разобраться с этим предметом. И желаю всем нам быть такими ведическими женщинами.
01:10:20 [Ведущая] Это было очень интересно. Благодарю Вас за пожелание. И тогда до встречи через неделю!
01:10:25 [Гуна Манджари] До свидания! До следующих встреч!
01:10:27 [Ведущая] До свидания!