Качество простоты

Веда Радио - 02 October 2020
Полубоги, демоны и манушья. Качества божественных и демонических натур по “Бхагавад-Гите”. Качество простоты. Ответы на вопросы: что делать с силой гордости? Как принимать подарки Бога и не опьяняться этим счастьем? Благодарность - это рабочий инструмент, чтобы не приписывать себе излишнего? Как сочетать смирение и здоровую самооценку? Как научиться принимать людей такими, какие они есть? Как женщине вернуть контакт с собой? В чём причина прислуживать, а не служить?
запись эфира для практикующих из раздела «Семейные отношения» со сложностью восприятия: 4
длительность: 01:01:08 | качество: mp3 48kB/s 21 Mb | прослушано: 260 | скачано: 244 | избрано: 21
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:03 [Ведущая] Доброго вечера, дорогие слушатели Веда-радио! Меня зовут Анна. И несмотря на то, что в мире стало так много информации, найти истину всё сложнее. Поэтому мы в наших прямых эфирах с психологом и нашей дорогой гостьей Гуной Манджари продолжаем разбираться в том, кто же такая настоящая ведическая женщина и какие качества ей свойственны. Все интересующие вас вопросы вы можете оставлять на сайте vedaradio.fm или присылать их нам в WhatsApp и Viber по номеру телефона +79002390963. С радостью ждём ваши вопросы. А сейчас я передаю слово нашей гостье. Здравствуйте, Гуна Манджари!

00:00:43 [Гуна Манджари] Здравствуйте, дорогая Анна! Здравствуйте, дорогие радиослушатели!

00:00:46 [Ведущая] Очень ценно, что мы можем разбираться в этих качествах, продолжать углублять своё понимание ведической женщины, в принципе культуры Вед целиком. Интересно узнать о каком качестве или о чём сегодня пойдёт наша речь.

Полубоги, демоны и манушья

00:01:01 [Гуна Манджари] Да, это очень важно понимать природу такой, какая она есть, то, как мы были устроены, как мы были задуманы. И это всё научный процесс, это не просто что-то относительное. Кому-то кажется, что это качество хорошо и правильно, кому-то кажется, что другое качество правильно и важно. И поэтому для того, чтобы разобраться в этом вопросе, мы обращаемся к Абсолютному знанию, к Ведическим Писаниям. Как мы уже говорили на предыдущих эфирах, что Ведические Писания являются инструкцией к этому мирозданию, и вообще инструкцией ко всему бытию и ко всему, что существует.

00:02:08 И они не являются каким-то религиозным учением, каким-то узко конфессиональным. Это научное знание обо всём, что может быть. И также о духовном аспекте. И поэтому исходя из этого утверждения, мы рассматриваем и качества, которыми наделены живые существа. И в Ведических Писаниях говорится, что живые существа могут относится либо к божественным, либо к демоническим проявлениям. Но так же есть и ещё и человеческая форма жизни. И те, кто занимается, увлекается астрологией знают, что в ведической астрологии есть такое деление на дэвов (полубогов), демонов и манушья, то есть на человеческую форму жизни.

00:03:23 Это всё в общем-то в нашем случае относительно. Но тем не менее суть в этом определённая есть. И живое существо может обладать божественными, демоническими и человеческими качествами. То есть человеческое существо это та форма жизни, к которой мы относимся, люди, и тут присутствуют как и божественные, так и демонические качества. И человеческая форма жизни — это такой полигон между божественной и демонической природой.

00:04:06 И именно здесь, в человеческой форме жизни, на планетах уровня Земли, нарабатывается карма по принципу того, какая природа победит, какая природа будет преобладать. И если божественная, то человек может возвысится до райских планет. Либо, если это будет чистая божественная природа — может уйти в духовный мир. Если демоническая, то живое существо отправляется на адские планеты, в адские миры. И чем выше уровень сознания, тем выше уровень природы, тем живое существо получает больше возможностей быть свободным.

00:05:04 Можно привести аналогию с тюремным заключением. Чем правильнее, чем больше законов и правильнее следование этим законам, тем меньше на нас влияют какие-то правила и ограничения. И чем меньше мы следуем, скажем так, вселенскому закону, тем больше нас ограничивают, тем больше мы попадаем в условия тюрьмы. Вот об этом идёт речь. И то, на каком уровне мы находимся, об этом будут свидетельствовать наши качества. И поэтому мы продолжаем рассматривать качества божественных и демонических натур, которые даются в шестнадцатой главе «Бхагавад-Гиты», где Господь сам описывает эти качества Своему ученику и другу Арджуне.

00:06:05 И мы продолжим сегодня их рассматривать. И эти качества, конечно, в одинаковой степени должны быть присущи или присущи и мужчине, и женщине. Но в нашем контексте, мы, может быть, немножко больше рассматриваем их в ключе женской формы жизни. Хотя это тоже может быть достаточно относительным. Но тем не менее, мы продолжим рассматривать. И будем это адаптировать нашей теме, нашему разговору. Итак, я зачитаю полный текст характеристики божественных натур.

Качества божественных и демонических натур по “Бхагавад-гите”

00:06:58 Это текст с первого по третий шестнадцатой главы «Бхагавад-Гиты», где «Верховный Господь сказал: Бесстрашие, очищение своего бытия, совершенствование в духовном знании, благотворительность, владение чувствами, совершение жертвоприношений, изучение Вед, аскетизм, простота, отказ от насилия, правдивость, не гневливость, отрешённость от всего мирского, спокойствие, отсутствие стремления злословить, сострадание ко всем живым существам, отсутствие алчности, мягкость, скромность, решимость, целеустремленность, способность прощать, стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремления к почестям — таковы, о потомок Бхараты, трансцендентные качества праведных людей, наделенных божественной природой».

00:07:57 И может быть для контраста, я всё-таки зачитаю, ещё раз напомню качества демонических натур. Их тут намного меньше. Потому что, как мы уже говорили, демонической натурой, наверное, быть проще, чем божественной. Итак, качества эти таковы: «Гордость, высокомерие, тщеславие, гневливость, грубость и невежество — таковы качества людей, обладающих демонической природой, о сын Притхи». Вот такой расклад божественных и демонических натур. И мы продолжим разбирать качества божественных натур, чтобы понять куда нам стремиться и где мы находимся. И понимать, что эти качества из себя представляют.

Качество простоты

00:08:56 И на прошлом эфире мы остановились на таком качестве как простота. На самом деле это очень важное качество. Хочется ещё несколько слов об этом сказать. И это качество важно и очень, скажем так, привлекательно в контексте женщины. Потому что простота больше присуща женщинам, и такое больше женское качество в каком-то своём проявлении. И опять же, тут очень важно понимать, и мы так же об этом упоминали на нашем прошлом эфире, что простота так же бывает в разных гунах, в разных качествах материальной природы.

00:09:47 И что простота божественная как раз связана с тем, что женщина обладает всеми ценными качествами и высоким уровнем развития, но вместе с тем она сохраняет такое качество как простота. Мы также говорили о том, что как только мы начинаем обладать чем-то, то первое, что приходит — это гордость и такая заносчивость. И очень часто можно видеть, что женщина может быть очень привлекательная, с хорошими качествами, скажем так, с какими-то качествами, но как-то в её жизни всё не получается. И это очень часто связано с тем, что хорошему ценному человеку не хватает такого важного качества как простота.

00:10:58 Потому что как только мы начинаем чем-то обладать, как мы уже упоминали, первое, что приходит — это гордость. И это как всегда такое проявление, нас так внутренне искушают эти все ценные моменты, которые к нам могут приходить в жизнь. И для того, чтобы не попадать под влияние, чтобы не опьяняться этими качествами ценными, очень важно обладать этой внутренней силой, которая и есть эта простота. Поэтому простота это не совсем такое простое качество, скажем так, а именно простота – показатель внутренней силы человека. Потому что слабый человек, как только с ним что-то происходит, что-то приходит в его жизнь, это полностью его из равновесия выводит.

00:12:01 Есть такой пример, который приводит Вадим Тунеев, Бхакти Вигьяна Махарадж, духовный учитель. Он приводит такой пример, что ум человека, который не очень развит, не очень работает над собой, подобен луже небольшой. И любой камень, который попадает в эту лужу, что-либо, что попадает в эту лужу, вызывает очень большую реакцию [на поверхности]. Тогда как океан, который сравнивается с умом мудреца, (и здесь, в «Бхагавад-Гите» тоже есть подобное сравнение), то есть ум мудреца или ум такого развитого, возвышенного человека, подобен океану. И в океан может впадать множество рек, много чего может быть в океане. Там могут жить разные рыбы и всякая жизнь, но океан спокоен и невозмутим.

00:13:17 Тогда как маленькая лужа приходит в беспокойство от любого незначительного события, которое происходит в её существовании. И поэтому для того чтобы развиваться и быть успешным во взаимоотношениях и в своей собственной жизни очень важно развивать свой ум, углублять его, делать его сильным именно в позитивном ключе. Говорится, чем благостнее и сильнее ум, тем более он невозмутим.

00:14:09 И такая простота — одно из качеств, которое характеризует такой сильный ум, что у человека, возьмём женщину, что у неё могут быть разные хорошие качества, достоинство, но тем не менее это не опьяняет её, это не заставляет её голову кружиться и она забывает всё на свете, и она просто возносится в своей гордости очень далеко. И как говорится, что гордость приходит перед падением. И обязательно что-то произойдёт в жизни такого человека, что опустит его на землю. И чем выше мы занесёмся, чем выше нас занесёт наша гордость, тем сложнее и больнее будет падать.

00:15:05 Поэтому простота это тоже очень важное качество. И очень оно женщине притягательно. И это большая сила, когда женщина обладая различными качествами и достоинствами, при этом сохраняет такую божественную мудрую простоту. Не просто, как мы уже говорили, в низших качествах, в низших гунах, а божественную. Но для этого нужно, конечно, развиваться. Это всё определённая сфера, где есть куда расти. Это что касается простоты. Если есть что добавить по этому поводу и что-то прояснить, пожалуйста, можно это сделать.

Что делать с силой гордости?

00:16:08 [Ведущая] Спасибо большое, дорогая Гуна Манджари! Да, хотела спросить. Знаете, есть такой критерий, что когда обретаешь какую-то внутреннюю силу, есть последнее препятствие — это как раз эта гордыня, как испытание гуны благости. Тоже иногда оно проявляется именно как гордыня. И что делать с этой силой гордости? Как её преодолеть?

00:16:32 [Гуна Манджари] Во-первых, очень важно увидеть свою гордость. Потому что самые такие негативные моменты происходят когда мы не отслеживаем, не осознаём какие-то вещи. И простота очень важна в том плане, что это позволяет нам сохранять трезвость. Потому что когда к нам приходят какие-то вещи ценные, чтобы то ни было, даже те же хорошие качества или какие-то плоды нашей благочестивой кармы, то это всё имеет свойство нас опьянять.

00:17:25 То есть всё, что связано с чем-то хорошим, скажем красота, богатство, власть, определённые знания, какие-то качества, когда нас уважают и мы получаем признание, потому что качества — это определённого рода ценности и на это всегда будет какой-то отклик. То есть любые ценности, которые приходят в нашей жизни, обладают именно этим свойством опьянять. И мы получаем очень приятное чувство. И на самом деле физиологи даже это объясняют. Есть такая наука, нейроны мозга и его деятельность изучается учёными. Вырабатываются определённые гормоны. То есть это даже на уровне физики происходит.

00:18:45 Когда мы как-то поступаем и мы получаем какое-то признание, мы получаем плоды своих хороших качеств, хороших поступков, или мы чувствуем своё какое-то превосходство интеллектуально или в развитии, то вырабатываются определённые гормоны: эндорфины, серотонин вырабатывается, - то есть различные гормоны удовольствий. И выработка этих гормонов подобна тому, когда человек употребляет интоксикацию: алкоголь, наркотики. То есть происходит тоже самое. Вырабатываются эти гормоны счастья, гормоны удовольствия.

00:19:40 Но так как это не заслуженно, то потом возникают какие-то ломки, потом приходят реакции. То есть нас природа наказывает за то, что мы незаслуженно получали эту радость, это удовольствие. Но когда мы действуем правильно и у нас есть какие-то качества ценные, то к нам естественным образом приходит это поощрение в виде выработки этого гормона радости, счастья. То же самое происходит как при опьянении. То есть мы становимся несколько опьянены этим, как приняв какую-то интоксикацию. И что происходит в этот момент? Когда человек опьянён, он теряет состояние осознанности и трезвости. То есть он перестаёт видеть вещи адекватно. Он теряет адекватность.

00:20:45 И поэтому простота — это такое качество, которое помогает нам сохранять адекватность. Но Вы спросили как сохранять эту простоту. Это означает, что можно действовать от противоположного., то есть сохранять адекватность. И это такая внутренняя работа, которая должна быть проделана нами осознанно. Когда мы осознанны, мы понимаем, что с нами происходит. У нас есть знание определённое. И поэтому при помощи разума мы можем возвращать себя в адекватное состояние, не заноситься. Если нас очень сильно отрывает от земли, мы можем себя при помощи внутренней осознанности возвращать на землю.

00:21:36 И тут есть также моменты, которые нам могут в этом помогать, как, допустим, общение с людьми, которые более продвинуты, более возвышены. Служение им и занимание более смиренного положения по отношению к ним. Потому что если мы находимся только среди тех, кто младше нас по развитию, мы будем чувствовать себя очень и очень возвышенно. И они будут смотреть на нас с замиранием сердца и ловить каждое наше слово, то мы можем реально посчитать, что мы такие очень особые, и в это поверить. И это есть большое искушение в этом.

00:22:40 Поэтому очень важно общаться с людьми, которые выше нас или хотя бы равные, равного с нами уровня. Потому что друзья, с которыми у нас есть такие равные отношения по горизонтали, то есть не то, что мы выше их, а равные, то они нам как раз будут, что называется, зеркалить, отражать нас. Когда нас немножко занесёт, они нас обязательно дадут об этом знать. То есть мы будем сверяться по ним. И так же, конечно, наши близкие, в семье. Близкие люди очень хороши в этом. Они обязательно показывают, если тебя куда-то занесло, то тебе будут напоминать, чтобы ты очень высоко не улетал.

00:23:39 И поэтому очень важно в этих отношениях со своими родственниками, с близкими, с друзьями как-то ориентироваться на то, как они себя ведут, как они к нам относятся в этом плане. Потому что человеку, если он совсем один очень сложно понять, что с ним происходит. Потому что близкие — это всегда зеркало, в которое мы можем себя увидеть. И они всегда индуцируют. То есть всегда есть индикация от них. Если мы сами по себе, сами со свои умом, это бывает проще, но в этом есть большая опасность того, что мы не будем видеть как нас куда-то заносит.

Как принимать подарки Бога и не опьяняться этим счастьем?

00:24:33 [Ведущая] Спасибо большое! Очень глубокая тема — раскрытие ценностей близких отношений людей вокруг нас рядом, спрашивать их мнение, замечать их какие-то советы в нашу сторону. Спасибо, что поднимаете это. Хотела ещё спросить, как раз вытекает из этого вопроса: как правильно принимать счастье, которое приходит к нам за какие-то хорошие вещи? Ведь насколько я понимаю, всё равно это подарок Бога. Но как этот подарок принимать, чтобы он не стал для нас таким опьяняющим напитком, как Вы сказали?

00:25:05 [Гуна Манджари] Для этого есть, как мы уже говорим очень часто, и лекарство от всего. Есть духовная практика, есть какие-то молитвы, медитации, мантры. “Ман” — это ум, а “атра” — это очищение. То есть очищать свой ум. Потому что ум постоянно загрязняется. И ум загрязняется нашими эмоциями, особенно эмоции в крайностях, такого характера. То есть очень сильный какой-то негатив, негативные эмоции загрязняют наш ум. Они его покрывают, и мы перестаём видеть реальность из-за тонкой грязи негативных чувств.

00:26:14 Кстати говоря, очень сильная радость, какая-то экзальтация тоже считается тонким проявлением гуны страсти. И она тоже покрывает ум. И поэтому очень важна духовная практика очищения зеркала ума. И я могу привести такой пример. Может быть это будет как подтверждение этих слов, что даже люди, которые занимаются эзотерикой, тонкими практиками различными, есть такое понятие как пробиваемость тонкого тела. То есть когда человек очень долго находится в депрессии, в каком-то негативе, то его иммунитет, у нас есть ещё иммунитет нашего тонкого тела. На ряду с нашим физическим иммунитетом, от которого зависит наше здоровье, есть ещё тонкий иммунитет.

00:27:24 То есть наше психическое тело, тело нашего ума. И у нас есть определённый иммунитет, насколько мы будем внутренне здоровы. И когда человек находится в состоянии печали очень долго, каких-то деструктивных чувств, если он очень сильно погружается в это, то его психический иммунитет страдает. Его могут пробивать тонкие сущности. И в соответствии с аюрведой, большинство психических заболеваний происходят от того, что в тонкое тело человека проникают тонкие сущности ментального, астрального характера.

00:28:15 И так же говорится, что если человек пребывает в сильной радости, его тонкое тело может быть пробито. То есть он теряет свой психический иммунитет. Поэтому это очень важно во всяком случае на уровне разума понимать, осознавать и стремиться, практикуя духовную жизнь, практикую очищение своего сознания. Медитация — это когда мы уравновешиваем свой ум. Именно стремиться к такому равновесию — это здоровое состояние ума. Чтобы не раскачивало его в разные стороны подобно маятнику.

00:29:09 И так же есть в психологии, в психиатрии такие биполярные расстройства, когда человека бросает то в экзальтацию радости, то потом обязательно идёт обратный маятник. То есть человека бросает в скорбь. Это такая амплитуда ума очень нездоровая, когда в такие крайности бросает человека. Поэтому очень важно понимать, что нужно стремиться к равновесию. Да, к нам приходят негатив или радость. Мы переживаем какое-то время. Маятник качнулся туда-сюда. Но важно потом всё-таки приходить к какому-то равновесию.

Благодарность - это рабочий инструмент, чтобы не приписывать себе излишнего?

00:30:04 [Ведущая] Действительно, вспоминается из Священных Писаний такое упоминание, что мудрец сильно не скорбит и сильно не радуется. Его такое состояние какое-то всегда устойчивое в сознании Бога. И хотела спросить: может ли на нашем уровне помочь выражение благодарности за счастье? Может ли это нас обезопасить от какой-то излишнего приписывания этого счастья себе? Чтобы мы понимали источник этого счастья. То есть это к нам пришло счастье — мы благодарим за него Бога. Это рабочий инструмент?

00:30:41 [Гуна Манджари] Да. Это универсальный инструмент. И говорится, что мы должны со всем к Нему обращаться и быть в контакте с Ним. И бхакти-йога так раз об этом. То есть это связь с Верховной Личностью Бога. “Йога” переводится как связь, а “бхакти” — это любовь и близкие отношения. И как раз да, это нас уравновесит в любом случае. И в плане скорби, если мы обращаемся к Нему и связаны с Ним в этот момент. Так же в плане радости, какой-то экзальтации. Такая связь всегда будет давать нам самое лучшее из того, что мы можем получить в этом мире: и в плане нашей радости, и в плане нашего негативного настроя. В любом случае, если мы будем связаны таким образом, то мы вынесем всегда всё самое лучшее из этой связи.

Как сочетать смирение и здоровую самооценку?

00:31:57 [Ведущая] Спасибо большое за ответ! И тоже к нам пришёл вопрос. Я в принципе думала об этом спросить про какой-то баланс между гордостью и самоценностью. И вот сейчас зачитаю то, что к нам пришло от Элеоноры. «Дорогая Гуна Манджари! С одной стороны в Ведах говорится, что нужно быть ниже травинки на земле. С другой — женщина должна иметь здоровую самооценку, достоинство, женскую гордость. Как это сочетать вместе и как удержаться на грани, и не сваливаться ни в гордыню, ни в самоуничижение?» .

00:32:28 [Гуна Манджари] Да. Это такая тонкая грань. И тут очень важно понимание иметь именно на уровне разума. Это достаточно высокий уровень развития разума. И на самом деле, если речь идёт о смирении когда говорится, что нужно быть смиреннее травинки, то смирение и уничижение это не одно и то же. И смирение — это проявление высшего уровня и понимания достоинства живого существа, когда оно больше не связано с этим материальным миром и оно не реагирует на различные его провокации, скажем так. Смирение — это сила. Это большая сила. И оно приходит из того, что возвышенный человек, мудрец связан с Верховной Личностью Бога и он больше не зависит от каких-то волн этого материального мира. То есть они его больше не затрагивают.

00:33:39 И в этом источник смирения. То есть источник смирения — это не какая-то там забитость, страх и комплексы, - то есть это проявление унижения и это всё проявление как раз гуны невежества, качества невежества — самого низшего проявления материальной природы. Тогда как духовно развитые люди, когда речь идёт о смирении, важнейшем качестве духовного развития, то здесь как раз имеется в виду, что источник этого смирения — это связь с Верховной Личностью Бога, где человек ощущает полное внутреннее наполнение, изобилие. И он больше не зависит от этого материального мира. Ему не нужно никому ничего доказывать.

00:34:38 И поэтому его смирение, истинное смирение имеет этот источник, этот ресурс. Потому что любое качество — это проявление силы, я имею в виду качество возвышенное. И как проявление силы, то есть человек должен обладать этой силой, чтобы её проявлять и быть связанным с источником этой силы. И то же самое относится к смирению. Относительно женщины был задан этот вопрос, то есть это внутренне такое качество как принятие. Внутренне мы принимаем любую ситуацию. А принять можно только в том случае, если человек не зависит от ситуации, так как наш источник где-то выше, чем эта ситуация. И поэтому мы можем её принимать. И это и есть наше проявление смирения.

00:35:36 А внешне человек должен себя вести в соответствии с ситуацией. То есть внутренне нужно всегда сохранять эту позицию. Но внешне нужно вести себя так, как требует этого данная ситуация. И я приведу пример, который даётся так же в Ведических Писаниях. Есть такой мудрец, его зовут Нарада-Муни. Он путешествует по всей вселенной. И может быть, вы видели, его часто показывают в сериалах индийских. Он приходит и устраивает какие-то ситуации, у него такая миссия определённая. И этот мудрец является духовным учителем различных живых существ.

00:36:34 И один раз, история рассказывает о том, что ученицей этого мудреца стала кобра. Так как этот мудрец трансцендентный и он понимает языки, и может взаимодействовать со всеми живыми существами, то он нашёл общий язык с коброй, она прониклась, и стала его ученицей. И она приняла все принципы ахимсы — ненасилия. Так мы читаем здесь качества божественных натур, тут есть одно из качеств - это избегать насилия, ненасилие. В общем, змея прониклась и она приняла эти качества. Эта история ведическая. И все узнали в деревне, что змея стала ученицей Нарада-Муни, и деревенские мальчишки её не боялись, и они её дразнили. И они её палками задевали, камни в неё кидали. То есть они перестали её бояться.

00:37:46 И змея приползла к своему духовному учителю, к Нарада-Муни и сказала: «С тех пор, как я стала твоей ученицей, я очень сильно страдаю. В деревне ко мне потеряли всякий страх и относятся непонятно как». Тогда Нарада-Муни ей сказал: «А ты раздувай свой капюшон и шипи на них, пугай их. Но не жаль». Здесь даётся рекомендация — применяй разум и действуй в соответствии с местом, временем и обстоятельствами. То есть смиренный это не означает, что человек просто совершенно без разбору ведёт себя одинаково со всеми. Нет. Смиренный человек внутри. Но внешне это не снимает с человека то, что он должен пользоваться своим разумом и использовать это в соответствии с различными ситуациями.

00:38:52 Поэтому женщина должна очень хорошо понимать свою природу, природу мужчины, природу взаимоотношений. Она должна действовать соответственно, охраняя свои границы, будучи целомудренной. И быть строгой так же, кстати говоря. Доброта и смирение вовсе не исключают такое качество как строгость. Иногда проявление смирения будет означать необходимость проявить какую-то строгость, иногда даже жёсткость и принципиальность. Это тоже будет проявлением смирения. Тогда как малодушием будет то, что человек просто идёт на поводу того, что противоречит его принципам.

00:39:42 И на самом деле для того, чтобы разобраться с качеством смирения, я приведу такой пример, который тоже даётся в Ведических Писаниях. Он даётся одним из духовных учителей. Его зовут Бхактисиддханта Сарасвати. Он приводил определение смирения. Смирение — это значит преданность Абсолютной Истине. Принятие Абсолютной Истины. Вот это означает смирение. То, что Ей соответствует, этому мы и преданы. То, что не соответствует — мы это не принимаем. И поэтому такое понятие как строгость, какие-то границы, какие-то рамки как раз не противоречат смирению, а могут наоборот даже. Это и будет таким проявлением этого смирения, когда человек где-то строг.

00:40:55 Допустим, в ситуации с Арджуной, которому была поведана «Бхагавад-Гита», то в его ситуации проявления смирения — это было взять лук и стрелы и убивать противников. Поэтому смирение — это очень такой вопрос, проявляющийся в разных ситуациях по-разному. То есть это не однозначно всё с проявлением смирения.

Как научиться принимать людей такими, какие они есть?

00:41:26 [Ведущая] Очень здорово, что мы можем разбираться в таких глубоких темах. Потому что, действительно, о смирении много говорится, очень много разных вещей. И хочется для себя лично понять как это правильно проявляется и гармонично, в том числе и для нашей личности тоже. Как Вы правильно сказали, смирение — это не какое-то там расстилание, не слабое качество. Это сила. И вот нам пишут: «Дорогая Гуна Манджари! Скажите, пожалуйста, как научится принимать людей такими, какие они есть? Как вырабатывать смирение? Может быть есть какие-то техники?»

00:42:00 [Гуна Манджари] Как мы говорим здесь достаточно часто, вся техника, конечно, — это наш разум, когда мы понимаем и принимаем какие-то вещи. Как есть такое слово: понять и принять. Это два взаимосвязанных понятия. Когда мы начинаем понимать природу вещей — мы начинаем её принимать. Есть такой пример, что когда вам в транспорте очень сильно наступили на ногу, и первый импульс у вас — это раздражение, какой-то негатив, негодование: «Как так?!». Но когда вы поворачиваете голову и видите, что этот человек слеп, у вас тут же всё это негодование исчезает. Оно улетучивается, потому что у вас появилось знание ситуации. Вы поняли ситуацию. И тут же после того, как вы её поняли, у вас появилось принятие этой ситуации.

00:43:10 И поэтому большинство непринятия рождается из непонимания ситуации. Поэтому, конечно, здесь важно развивать разум, который расширит наше видение. Потому что пока наш разум узок, нам очень сложно что-то принять. Туда ничего не вмещается. То есть это подобно той луже. Но когда мы его расширяем, углубляем наш ум, то у нас и вместительность увеличивается. Это такой один из моментов, очень рабочий, скажем так. Но другой момент, на который так же хочется обратить внимание, что часто корень такого непринятия — это из непринятия себя. То есть нам не хватает терпения к самим себе.

Отказ от самоедства

00:44:10 То есть когда мы говорим о качествах терпения, смирения и так далее, отказ от насилия тут тоже есть, это к нам тоже применяется. Поэтому если нам сложно, если мы не принимаем себя, если у нас есть какие-то стереотипы и мы хотим чему-то там соответствовать, но у нас нет достаточного смирения, чтобы принять себя таким какой я есть и разобраться с этим, то это так же является корнем того, что мы не можем принимать других людей. И поэтому с этим важно разобраться. Тут важен кто-то, кто поможет. То есть тут должен быть наставник, старшая личность, через которую мы будем получать также его принятие.

00:45:08 Нам очень важно этот опыт пережить, когда нас принимают. И поэтому очень важно попасть в такую среду, где тебя будут принимать. И обычно старшие люди или человек, который развит духовно, он обладает этим качеством. Недостатки других он может принимать и как-то их адаптировать правильным образом. Поэтому тут важно такое общение. Я не думаю, что человек может сам себя “вытащить за волосы”, либо только если он общается с какими-то Священными Писаниями, и опять же, духовная практика — это общение с Богом. Но очень часто человеку очень сложно самому вытащить себя за волосы, как барон Мюнхгаузен рекомендовал.

00:46:10 Поэтому важно общение с людьми более высокого уровня и общество людей, которые тебя принимают. То есть строить с ними отношения, какое-то иметь с ними взаимодействие. Это момент отношений. Поэтому очень важно эти два рельса. С одной стороны, ты должен развиваться, понимать, расширять своё сознание, своё какое-то видение. И с другой стороны, очень важно иметь такой опыт, когда ты ощущаешь, что тебя принимают, несмотря на то, что ты такой, как ты себе кажешься, несовершенный. И поэтому этот опыт и развитие разума могут расширить сферу нашего восприятия.

Атмосфера принятия

00:47:20 И да, как мы уже говорили, что разум культивируется в атмосфере любви, в атмосфере принятия. И поэтому очень важно искать эту атмосферу. И она существует в общении с духовными людьми. Существуют разные фестивали, ретриты и прочие, прочие возможности, где мы можем контакты наладить. И мы должны, прежде всего понять, что нам важны эти контакты. Нам нужны эти контакты. Тогда мы будем их искать, мы будем развивать эти отношения. Потому что разум культивируется только в атмосфере любви. И кстати говоря, тут ещё можно сделать такую сноску. Это очень важно родителям и так же важно всем остальным людям, у которых есть взаимоотношения.

00:48:19 Если вы хотите кого-то чему-то научить, то обязательно важно принятие, важна атмосфера доброты, скажем так, когда человека не просто за его недостатки или за его какие-то несовершенства жёстко отчитывают или учат как он должен жить. Прежде всего должно быть такое принятие человека, когда мы его принимаем таким какой он есть. И после этого, только в этой атмосфере, может развиваться разум. И я так же могу привести пример из Вед для того, чтобы проиллюстрировать это утверждение.

00:49:13 Тот же Нарада-Муни путешествовал во вселенной. Он считается духовным учителем этого мироздания. И приводится такая история с ним и с охотником Мрикаре. Есть такая история в Ведах, она описывается. И вот этот охотник был очень жестокий по своей природе. Он охотился на животных, он везде расставлял свои ловушки. Он занимался тем, что он убивал животных, охотился на них. Но он был крайне жестоким. Он не убивал животных полностью, он их как-то так оставлял мучиться. То есть животные умирали в муках. Ему доставляло удовольствие смотреть как мучается животное. Он не просто его убивал, он его ещё оставлял мучится.

00:50:12 То есть это как показатель очень крайней жестокости. Такой человек был. И тем не менее, Нарада-Муни как-то сжалился над этим охотником. И он ему сказал, что «Ты когда охотишься на животных, ты их не оставляй мучиться. Ты их убивай и всё. Если ты охотник, это твой стиль жизни, то хотя бы убивай их». Он дал ему своё такое общение, он с ним пообщался. Но он испытывал к нему сострадание. Он испытывал к нему какое-то принятие и понимание. Он не просто его отчитал, и не просто, так сказать, изничтожил аргументами. Он его принял такого, какой он есть. Но он ему посоветовал всё-таки, как уменьшить его реакции за греховное поведение.

00:51:27 И сам этот момент тронул сердце Мригари, этого жестокого охотника, его жестокое сердце. И это стало поворотной точкой изменения его сознания. То есть именно вот эта атмосфера принятия. И он, конечно, очень сильно изменился. И потом он даже боялся наступить на муравья. Вот такая история. Но идея в том, что именно атмосфера любви, атмосфера принятия и в то же время мудрость, мудрое руководство — это то, что меняет наше сердце, то, что расширяет наше сознание, наш разум и помогает нам сделать его более широким, более принимающим.

00:52:16 [Ведущая] Конечно, это уникальный опыт — ощущение такого принятия. Мне очень понравилось, что Вы в начале ответа на этот вопрос сказали, что мы тоже можем и даже обязаны сами себе в какой-то степени обеспечить его, проявляя качества терпимости и понимания, принятие к самому себе.

Как женщине вернуть контакт с собой?

00:52:32 [Ведущая] И вот к нам тоже пришёл вопрос: «Что делать женщине, много лет практиковавшей противоположные качества, и которая сама с собой потеряла контакт? Возможно ли его вернуть?» .

00:52:44 [Гуна Манджари] Всегда возможно. Мы должны понимать такой момент, что в человеческой форме жизни всё всегда возможно. И поэтому, если мы возьмём ведическую культуру, то брахманы — это было самая высшая прослойка общества, и они были самыми уважаемыми. Если вы будете читать Веды, то там очень много всего говорится о брахманах. И им, так сказать, очень почётное место и всего-всего самое лучшее — это для них. И почему так? Потому что брахманы — это учителя общества, учителя человечества. И самое важное для человеческой формы жизни — это обучение. И поэтому нас не наказывают. Нас учат. И как только мы понимаем что-то, то всё может кардинально измениться.

00:53:48 Поэтому, знаете, как Homo sapiens, человек разумный мы называемся. То есть все ключи изменения в нашем разуме. Как только мы меняемся, как только мы начинаем осознавать какие-то вещи, то мы можем кардинально измениться. И буквально говорится в тех же Ведах, что доля секунды общения с возвышенными преданными Бога, с возвышенными мудрецами, кардинально меняют полностью жизнь человека. То есть минута и буквально какие-то секунды просветления. Поэтому мы должны понять насколько это важно, насколько это сильно, что даже какие-то доли секунды могут кардинально всё изменить.

00:54:46 Поэтому никогда ничего не поздно. У нас всегда есть какие-то доли секунды в жизни. И это доли секунды могут быть совершенно кардинальными в нашей судьбе. Может всё повернуться совершенно, как я ещё раз скажу, кардинальным образом. И очень важно сохранять в себе эту надежду, это понимание того, что никогда не поздно, если даже, как говорится, доли секунды могут всё изменить. Поэтому это очень хорошо, что мы пришли к такому пониманию, и как я говорила на прошлых эфирах, что знание разрушает карму, и этот весь негатив.

00:55:37 На самом деле то, что наша слушательница осознала, что она жила совершенно не так как надо, то это понимание ей даёт очень большой ресурс к изменениям, очень большой диапазон изменений. Поэтому она должна понимать, что у неё есть сейчас много топлива для изменений. То есть у неё есть большой-большой ресурс к изменениям. И она может быть очень успешна в своих изменениях. Поэтому это вот так. То есть это очень хорошо и это никогда не поздно. Это всегда вовремя. И это всегда, скажем так, очень ресурсно. Особенно, если мы что-то осознали, то это очень-очень мощно может быть в нашей жизни.

В чём причина прислуживать, а не служить?

00:56:44 [Ведущая] Спасибо большое за вдохновение. Это так ценно! Действительно, эта позиция, осознавая себя замечательным ребёнком Бога, замечательным слугой Бога — это так вдохновляет, это так ресурсно, как Вы сказали. И хочется тоже напоследок задать такой важный вопрос, прочитать точнее. «В чём причина прислуживать, а не служить? Это недостаточно знаний и веры?»

00:57:08 [Гуна Манджари] Да. Это недостаточно знаний и веры. Человек сам ответил на свои вопросы. Потому что это так. Потому что пока у нас недостаточно знаний и веры мы зависим от других людей, для того чтобы получать от них признание и, скажем так, какую-то любовь. Мы считаем, что удовлетворяя всех, нравясь всем, мы будем получать ресурс определённый для жизни. Потому что любому живому существу нужен ресурс. И когда у нас нет знаний и веры, а вера это не просто теоретическая составляющая, вера — это контакт с тем, во что мы верим. То есть это реальный контакт, через который мы получаем энергию, и через который мы получаем любовь, признание, то, что мы ищем в других людях.

00:58:13 И когда у нас есть этот контакт, реальный контакт, мы не нуждаемся в том, чтобы быть такими прислужниками других людей. И есть такой пример, что человек, который не находится в отношениях с высшим, подобен сироте. Он как ребёнок без родителей. И это такое жалкое состояние. То есть ты очень зависим. Ты зависим от милости других людей, кто тебя пригреет, кто тебя накормит, что-то тебе даст. Но когда человек находится в связи с высшими силами, то он подобен сыну богатого человека.

00:59:17 И чем с более высшими силами он связан, с тем более высшим, скажем так, сословием он в контакте. И если человек связан с Богом, то он подобен сыну царя. И какие проблемы, какой дефицит может быть у царского сына? И поэтому всё зависит от того, с кем мы связаны. Если мы связаны с материей, то мы подобны такому бедному сироте, который полностью зависит от милости других людей. Если мы связаны с Богом, то мы подобны сыну царя, который полностью независим от милости окружающих. В таком контексте.

01:00:06 [Ведущая] Такая красивая аналогия! Исходя из эфира я как раз поняла, что простота это как раз и есть такое незапутанное, объективное понимание кто я есть, когда в уме, в сердце и разуме порядок. И это и есть простота, которая может быть основана только на знании. На знании, на изучении, на углублении той веры, о который Вы говорите. Спасибо большое за сегодняшнюю беседу, и как раз за эти знания, которые Вы нам даёте. Потому что это основы простоты и чистоты, и разума. И это очень ценно.

01:00:38 [Гуна Манджари] Спасибо вам большое за такие глубокие вопросы, за то, что мы так развили эту тему. И я очень благодарна. То есть мне тоже это очень полезно ещё раз глубоко понять и прочувствовать. И желаю всем нам такой вот божественной простоты и связи с высшими источниками.

01:01:01 [Ведущая] Благодарю Вас! Да, пусть будет так. И тогда до встречи на следующих эфирах! До свидания!

01:01:07 [Гуна Манджари] До свидания!

транскрибирование: Ольга Рымарь | 17 December 2020