Скромность

Веда Радио - 08 October 2021
Ведическое знание универсально. Качества божественных натур по Бхагавад-Гите. Качество скромности в Кали-югу непопулярно. Бесстыдство - это потеря границ личности. Денежная энергия как помеха для трансценденталиста. Природа материального мира. Наваратри. Дурга. Ответы на вопросы: чем отличается скромность от заниженной самооценки? Как вести себя, когда тебя хвалят? Стеснительность тоже самое, что скромность? Как проявляется ложная скромность?
запись эфира для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 4
длительность: 01:02:11 | качество: mp3 48kB/s 21 Mb | прослушано: 54 | скачано: 161 | избрано: 11
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:17 Ведущая Добрый вечер, дорогие радиослушатели Веда-радио! Меня зовут Анна. И мы вновь собрались на интернет волнах, чтобы познакомиться с самим собой, с тем божественным и демоническим, что есть в каждом из нас. И об этом продолжит рассказывать психолог, автор книг для женщин, знаток ведических знаний, наша дорогая гостья Гуна Манджари. А я напоминаю, что все интересующие вас вопросы вы можете оставлять на сайте vedaradio.fm или прислать нам в WhatsApp и Viber по номеру телефона +79002390963. А сейчас я приветствую нашу гостью. Добрый вечер, Гуна Манджари!

00:00:52 Гуна Манджари Здравствуйте, дорогая Анна! Здравствуйте, дорогие радиослушатели!

00:00:57 Ведущая Это стало уже прекрасной традицией, что мы завершаем неделю вместе с Вами, обсуждая стих из "Бхагавад-Гиты" . И на прошлом эфире мы говорили о мягкости . Интересно узнать, о чём же сегодня пойдёт наша речь.

00:01:11 Гуна Манджари Ещё раз хочу обратить ваше внимание на то, как долго мы рассматриваем, раскрываем один стих из "Бхагавад-Гиты" 16.1-3. И насколько глубока и безгранична эта книга, насколько духовное знание неисчерпаемо. Даже, скажем так, наши такие несовершенные попытки, всё равно мы никак не можем достичь «дна» в наших размышлениях и раскрытии темы. И сегодня мы продолжим черпать мудрость и рассматривать вместе, разворачивать качества, которые даются в "Бхагавад-Гите" в разделе «Божественные и демонические натуры».

Ведическое знание универсально

00:02:25 И мы говорим как раз о психологии в высшем понимании этого смысла. Потому что ведическое знание, ещё раз напомню, универсально, как законы физики, как другие научные познания, научный подход. И Веды были даны как инструкция к жизни в этом мире. Они как инструкция от производителя, инструкция для применения. И поэтому ещё раз хочу подчеркнуть такую уникальность этого знания, его эксклюзивность. То есть то, чем оно отличается от других эмпирических подходов.

00:03:46 Потому что, как мы говорим уже на ряде передач, что сейчас много даётся разной информации, различных методов и философий, и психологий. Но разница между ведическим подходом в том, что знание, которое сейчас широко даётся везде, носит эмпирический характер. То есть люди дают свою субъективную точку зрения. И поэтому это может быть так, это может быть по-другому. Это может быть правдой до какой-то степени. И поэтому это всё имеет такой достаточно относительный характер.

00:04:46 Тогда как Веды обладают объективной точкой зрения. И опять же, они даются от “изготовителя, от производителя” того, чем мы пользуемся, с чем мы встречаемся в этом мире и в других так же. И поэтому в этом уникальный подход Вед. Итак, я перехожу к стиху, который мы уже по традиции рассматриваем в сфере понимания божественных и демонических натур. Это "Бхагавад-Гита", глава 16, текст 1-3.

Качества божественных натур по Бхагавад-Гите

00:05:44 «Верховный Господь сказал: Бесстрашие, очищение своего бытия, совершенствование в духовном знании, благотворительность, владение чувствами, совершение жертвоприношений, изучение Вед, аскетизм, простота, отказ от насилия, правдивость, негневливость, отрешённость от всего мирского, спокойствие, отсутствие стремления злословить, сострадание ко всем живым существам, отсутствие алчности, мягкость, скромность, решимость, целеустремлённость, способность прощать, стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремления к почестям — таковы, о потомок Бхараты, трансцендентные качества людей, наделённых божественной природой».

00:06:44 Итак, мы прочитали список качеств, которые являются позитивными, божественными. Как мы говорили неоднократно на наших эфирах, что вся ведическая психология сводится к тому, что в человеческой форме жизни, в человеке происходит противостояние божественных и демонических натур. То есть эти две антагонистические силы, которые действуют во всём материальном творении, во вселенной изначально, в силу противоречивости материального мира, взаимодействуют в человеческом существе. Это такое поле битвы этих двух природ.

00:07:46 Потому что есть разные формы жизни. Есть божественные и демонические, где проявлено больше божественная или демоническая природа. Но человеческая форма жизни, в которой они могут быть на равных и там происходит вечное противостояние этих сил. И от самого человека зависит, какая из этих сил победит. Как в известной индейской притче про двух собак или волков, которые один хороший, один — плохой. Они вечно борются между собой. И побеждает тот, кого кормят. Это к тому, чтобы в двух словах к какому-то принципу свести всю ведическую психологию. Она связана именно в противостоянии этих двух сил.

Качество скромности в Кали-югу непопулярно

00:08:53 И поэтому очень важно понимать, обладать списком качеств, чтобы определить, что есть божественное и что есть демоническое. И поэтому мы так пристально и развёрнуто изучаем эти качества. И качество, к которому мы подошли сегодня — это качество скромности. Опять же, я хочу предварить рассмотрение этого качества тем, что вы можете задавать нам вопросы по предыдущему обзору. У нас они так же есть. И если мы успеем, мы будем их рассматривать, тоже отвечать на них.

00:09:46 А сегодня мы рассмотрим качество скромности. И ещё раз хочу тоже заметить, что все эти качества, божественная природа рассматривается в совокупности, в комплексе различных качеств. Потому что, чтобы понять, что из себя представляет натура, наделённая божественной природой, нужно, конечно, ряд, комплекс определённых характеристик. И поговорим о скромности. Итак, скромность такое очень непопулярное качество сегодня.

00:10:43 Потому что, как мы говорили неоднократно, и Веды об этом прежде всего говорят, что мы живём в век Кали, в эпоху Кали-юги, железный век. И понятно, что это век, когда более проявлены демонические влияния и наиболее непопулярны божественные проявления. И поэтому скромность это не то качество, которое сейчас подчёркивается и культивируется. Само влияние века Кали противостоит тому, чтобы скромность культивировалась и подчёркивалась.

00:11:43 И мы можем это видеть везде. Если мы посмотрим на современный мир, на то, что происходит, то это всё можно определить такой фразой как «ярмарка тщеславия». Или есть такой маркетинговый подход: «Реклама — двигатель торговли». То есть всё построено на каких-то внешних впечатлениях. Понятно, что законы вселенной здесь действуют, и конечно, божественные силы всегда выигрывают. И вселенная построена по божественным законам. И поэтому человек, обладающий истинной скромностью, так или иначе, никогда не проиграет. И он всегда будет вознаграждён за какие-то истинные добродетели.

00:13:01 Но, тем не менее, мы говорили, что само общество не находится в гармоничном его проявлении, оно не находится в резонансе с высшими законами в данный момент. И поэтому оно достаточно не конструктивное в этом плане, достаточно разрушительно влияет. И поэтому мы можем видеть как это всё внешнее заполонило пространство, как оно диктует людям стиль поведения, манеру. И даже людям, которые идут по пути развития и пытаются развивать в себе духовные ценности.

00:14:08 Тем не менее влияние социума настолько сильно, что также диктует свои какие-то условия в плане того, что внешнее становится очень значительным. И это всё очень сильно влияет на нас. То есть как люди себя подают, насколько они бросаются в глаза. Сейчас общество продвигает, и обращает внимание на эпатаж. Неважно, что за человек, какие у него качества, сколько он, скажем так, «стоит» в реальном понимании этого слова. То есть какой он человек, и насколько он качественен.

00:15:17 Но если он может эпатировать, если он может внешне обратить на себя внимание, то это внимание ему будет обеспечено. И люди будут тратить свой ресурс внимания, будут отдавать ему или ей, неважно. Будут все взгляды привлечены. И, допустим, человек более скромный, но обладающий качествами, реально тот, который может принести пользу, там не так много будет у него внимания. Так сказать, общество не будет давать свой ресурс внимания. То есть обращается больше на что-то такое броское, конфликтное, что никак не сочетается с качеством скромности.

00:16:37 И поэтому люди пытаются обратить на себя внимание так или иначе. И это становится модным. Это везде пропагандируется. И даже мы можем это увидеть в психологических рекомендациях, советах — позволь себе, ты такая, отпусти себя. В общем-то такие качества как скромность, сдержанность не столь популярны. Даже среди людей, которые идут по пути развития. Они тоже могут клевать на эту удочку. И это, к сожалению, очень и очень распространено. И это, конечно, влияние века Кали: стань яркой, броской, ни в чём себе не отказывай, дай волю всему в себе!

00:17:57 Конечно, время, в которое мы живём, сама Кали-юга, характеризуется крайностями. Крайние проявления. Либо какой-то жёсткий религиозный фундаментализм, когда всё живое и всякое проявление обезжизневается. Люди просто следуют сухой букве закона и не дают естественным процессам быть. Либо другая сторона маятника, когда идёт такая вседозволенность, полное попустительство, непонимание того, что есть внутренние рамки, границы, что такое хорошо, что такое плохо. Идёт полное размывание понятий.

Бесстыдство - это потеря границ личности

00:18:59 И, кстати говоря, даже современные психиатры, не ведические, не аюрведические, а чисто такие клинические психиатры замечают одно из психических расстройств — это бесстыдство. То есть потеря стыда также связано с тем, что у человека психическое расстройство. То есть как характеристика психических расстройств — это потеря стыда: человек теряет границы личности собственной и начинает действовать себе во вред.

00:19:47 И поэтому такой эпатаж, или какое-то чрезмерное попустительство своей материальной природе, отсутствие сдержанности чрезмерное, скажем так, когда мы себя транслируем физически. Это касается женщин в первую очередь. Оголяемся, не чувствуем границ, нам комфортно с минимальным количеством одежды. То это может свидетельствовать о психологическом и иногда даже о психическом расстройстве.

00:20:41 Поэтому это тоже важно понимать, что влияние века Кали будет пытаться прорваться в разные сферы. Поэтому это важно в себе отслеживать. Потому что сейчас очень много различных течений, рекомендаций. Позволь себе это, позволь себе то. Бесконечное потакание своим желаниям, которые бесконечны. Потакания своим желаниям бесконечно. Оно просто истощает силы души и делает человека полностью неудовлетворённым.

00:21:47 Это как такая бездонная пропасть. Или как огонь всепожирающий. То есть чем больше туда даёшь, тем больше он требует. Поэтому тут очень важно не играть в эти игры, понять, что есть какие-то потребности, есть необходимость и это себе нужно дать. Но в какой-то момент нужно уметь говорить себе «стоп!» И это состояние сдержанности и скромности всегда сослужит хорошую службу. Это чувство меры действительно золотое качество, именно относится к благости. Потому что благость — это всегда мера.

Денежная энергия как помеха для трансценденталиста

00:22:47 Потому что пороки — это всегда какие-то позитивные качества, но возведённые в чрезмерность. И недаром есть история о падшем ангеле. То есть он был ангел, но так как у него не было чувства меры, он упал. И поэтому очень важно себе это понимать, уяснить для себя. Потому что, опять же, Кали-юга и чисто астрологически, если мы подойдём к этому, я знаю, что наши слушатели очень многие в курсе астрологических пониманий, то Кали — это чрезмерное влияние Раху.

00:23:50 Раху — это планета расширения, совершенно бесконечного расширения. То есть это вечная жажда всего. То есть он никогда не удовлетворён. И сейчас именно это всё социум транслирует, эту бесконечную жажду всего. «Ты этого достойна/достоин! Ты можешь! Ты должен! Ты должен расширить свои возможности!» Но скромность как раз о том, что, да, у человека есть его потребности, то, что ему нужно для его развития, прежде всего для его эволюции души, это нужно. Но всё, что чрезмерно — это будет ему вредить.

00:24:53 Недавно слушала лекцию. И там говорилось о том, что для трансценденталиста, то есть для того, кто идёт именно по пути эволюции, развитии своего сознания, для него большое количество денег считается помехой. Как бы это ни звучало, но это действительно так. Потому что когда есть много денег - это материальная энергия, и как любая энергия, она требует к себе внимания. На это уходят силы, скажем так, души и внимания. Это нужно поддерживать, об этом нужно заботиться, это нужно как-то вкладывать.

00:25:50 Поэтому трансценденталисты, те, кто идут по пути духовной эволюции, они, конечно, ресурсы внимания не растрачивают по сторонам. Они концентрируются точечно на чём-то. Опять же, место, время, обстоятельства. Это не вопрос к тому, что деньги — зло. Это не так. Это энергия, как любая энергия. Всё зависит от того, как это применяется. Но само по себе этот ресурс нужно быть очень и очень внимательным, осознанным, что человеку нужно. Если он хочет находиться в этом мире как можно дольше, если он хочет здесь пустить глубокие корни, то да, тогда он может развивать, расширять свою материальную сферу.

00:27:05 Но, я думаю, что слушатели Веда-радио — те, кто развивают более глубинный взгляд на вещи и понимание того, что является истинным благом. На самом деле, это лишь вопрос разума, разумного подхода. Те понимают, что нет смысла как-то укрепляться в материальном мире. Потому что материальный мир, как мы уже неоднократно говорили об этом, рассматривали — это тюрьма, в которой находятся духовные живые существа для того, чтобы исправить своё сознание. Так же, как тюрьма является исправительным учреждением.

Природа материального мира

00:28:01 Да, понятно, что человек должен жить гармоничную, здоровую жизнь. Потому что, если слишком тяжело, ему будет сложно развиваться так же. Но в то же время, если он слишком увлечётся пребыванием здесь, то может здесь застрять. А природа материального мира очень жестка. И вечное живое существо, которое ищет сат-чит-ананду, то есть вечное блаженство, знание и своё вечное состояние, здесь, в материальном мире, будет испытывать постоянный антагонизм к своей истинной природе, и будет обречено на страдание. Не одно — так другое. Это природа этого материального мира.

00:29:04 Может быть я звучу не очень оптимистично, но в конечном итоге, когда человек это понимает, то он избавляется от многих страданий. Как говорится, лучше горькая правда, чем сладкий обман. Потому что, всё равно, это лекарство горькое, но в конечном итоге приносит благо, излечение и счастье. Чем обманывать себя, и подвергать себя череде страданий, которые в этом мире являются его неотъемлемой частью. И в подтверждении этому, я приведу такой пример недавнего своего разговора.

00:30:03 Был задан вопрос психологического характера: «Как улучшить то или иное положение в семье?» Потому что там идут семейные какие-то программы. Что-то такое негативное идёт. Но так как человек, задавший этот вопрос, идёт по духовному пути, то ответ ему был дан с духовной точки зрения. Опять же, хочу предварить этот ответ тем, что да, мы должны улаживать свои семейные отношения, важны эти знания об иерархии в семье, о том, как строить отношения. Я не хочу это обесценить. Это очень важно, потому это помогает нам находиться в гармонии.

00:31:05 Это помогает нам не тратить силы свои внутренние на то, чтобы как-то выживать. Это нужные знания. И в конце концов, человек цивилизованный должен понимать эти вещи. Так же, как и находясь на дороге нужны правила дорожного движения. Иначе просто будет какое-то разрушение тотальное. Поэтому нужно понимать базовые законы взаимоотношений, семейной системы. Это важно. Но вместе с тем, понимая все эти вещи, нужно понимать и природу этого мира. Потому что природа материального мира такова, что она обеспечивает нам беспокойства. То есть мы поправляем в одной сфере, что-то в другой сфере начинает нас беспокоить.

00:32:08 И не потому что, мы что-то делаем не так. Или что-то мы не учли. Потому что это природа этого мира. Это её задача - доставлять нам беспокойства. И смысл этой задачи в том, чтобы мы поняли, что не в том месте находимся, чтобы обрести вечное счастье. Она доставляет нам беспокойства для того, чтобы мы в конце концов поняли, что это не то место, где мы можем так прочно осесть и чтобы на всех фронтах было всё схвачено. У нас просто не получится. Это не зависит от того как правильно мы поступаем. Это просто таково место, в котором мы находимся. Это задача этого места, чтобы живому существу было здесь неспокойно.

00:33:16 Так же как и тюрьма. Задача тюрьмы в том, чтобы, в принципе, там не особо и нравилось. Чтобы оттуда хотеть выйти. В этом тоже есть функция. Это наказание тюремных заведений, чтобы туда не хотелось. Чтобы, во всяком случае, люди контролировались страхом туда попасть. То же самое, как мы уже говорили, что материальный мир — это своего рода тюрьма для душ, которые хотят получить определённый опыт. И поэтому её задача в том, чтобы всё-таки душа пробудилась и поняла, что не может она здесь быть счастлива настолько, насколько она хочет или насколько она может.

00:34:14 Поэтому это всё, в общем-то, о скромности. Потому что скромность — это качество, которое непосредственно связано с таким нашим внутренним пониманием, с разумом, которое контролирует нас от того, чтобы мы как-то начали слишком заигрывать с этим материальным миром. Оно не получится. Потому что чем больше с ним заигрываешь, тем больше получаешь от него оплеух. И поэтому материальный мир учит нас скромности. И сейчас идёт такое время астрологическое, называется Наваратри. Это девять дней почитают богинь. То есть это женская божественная энергия.

Наваратри. Дурга

00:35:20 Потому что Господь — Он Абсолют. Он — источник всех проявлений. У Него есть и мужская. Изначально мужская природа. Но так же Он является Источником и женской энергии. И вот Его женская ипостась — это три богини. И богиня Дурга отвечает за материальную природу. Она — олицетворение материальной природы. Это всё личности. Они такого глобального масштаба, что нам сложно, конечно, понять нашими ограниченными возможностями. Так вот Дурга как раз отвечает за воспитание всех живых существ здесь, в материальном мире. И она Мать. Природа-мать. И поэтому она следит за тем, чтобы живое существо воспитывалось правильным образом. Она воспитатель.

00:36:25 И когда живое существо теряет скромность, то как строгая мать, Дурга бьёт по рукам. Потому что она отвечает за чистоту, за целомудрие, за трезвость внутреннюю. И поэтому с этим связано качество скромности. И Друга такая очень строгая в этом отношении, и развивает эти качества в живых существах. Как в женщинах, так и в мужчинах. Или как в мужчинах, так и в женщинах. Поэтому много сейчас говорится о том, как удовлетворить высшие божества. Цветы какие, какие цвета, какие мантры. Но также важно понимать и их настроение, их желание.

00:37:29 И это прежде всего в рамках психологии. То есть это её психология. И как мать, которая несёт определённые качества и следит за нашим воспитанием, она удовлетворена, когда мы принимаем её руководство, её какие-то уроки. И как раз они в том, чтобы соответствовать той линии, которую она проводит. Это как раз очень непосредственно связано с качеством скромности, чувством меры, целомудрием, трезвостью. Это всё, чему нас учит Дурга. И поэтому она будет удовлетворена в большей степени, если мы будем эти качества в себе развивать. То есть этим она будет удовлетворена больше, чем какими-то внешними вещами. Одно, конечно, другому не противоречит. Но всё-таки суть, содержание важнее чем какое-то внешнее проявление. О скромности можно ещё поговорить. Но может есть какие-то вопросы, какие-то комментарии, дополнения, что-то ещё?

Чем отличается скромность от заниженной самооценки?

00:39:11 Ведущая Спасибо Вам большое, дорогая Гуна Манджари, за рассказ об этом, как Вы в начале эфира сказали, непопулярном в нашем современном мире качестве. И у меня возник такой вопрос. Откуда оно берётся? Из какого самоощущения? Потому что часто мы же любим крайности. Мы любим немножко неправильно воспринимать хорошие качества. И это может быть похоже на какую-то забитость или заниженную самооценку. Или ощущение, что я, например, недостоин чего-то хорошего, поэтому я лучше промолчу. Я недостоин похвалы, не достоин “хорошего места в первом ряду”, поэтому я проявлю скромность и уйду куда-то назад. То есть как отличить истинную скромность от проявления такой заниженной самооценки?

00:40:02 Гуна Манджари Да, спасибо за Ваш вопрос. Я хотела немножко тоже раскрыть эту тему, откуда природа скромности, с чем она связана. И тут есть несколько аспектов, на которые хочу обратить внимание. Во-первых, в начале о том, о чём Вы спросили. Как мы уже упоминали, в начале передачи, что божественные качества, божественная природа — это комплекс, состоящий из разных составляющих. И мы говорили о том, что это внутренняя сила. То есть скромность — это проявление внутренней силы, ни слабости, ни забитости. Это уже другое качество.

00:41:04 Поэтому скромность, серость — это не одно и то же. Поэтому очень важно смотреть в комплексе. И как мы видим здесь даётся целый ряд качеств. И первое качество, которое здесь даётся — это бесстрашие. И дальше там идёт решимость. Много-много качеств, которые свидетельствуют о силе. Непривязанность, целеустремлённость, стойкость — качества сильного человека. Поэтому скромность, прежде всего, та реальная скромность, о которой мы говорим, она исходит из силы.

00:42:01 Вообще реальная сила, настоящая сила обычно невидимая. То есть она не видна. Если кто-то кого-то хочет напугать, произвести впечатление, демонстрируют силу — это уже не совсем сильная позиция. То есть сильный человек, реально сильный человек, не будет демонстрировать силу. Он в этом не нуждается. Потому что всё, что касается демонстрации — это уже о слабости свидетельствует так или иначе. Поэтому прежде всего скромный человек — это сильный человек. Он не демонстрирует чего-то не потому что он боится, а потому что ему не надо. То есть реальная скромность исходит из такого качества как самодостаточность.

00:42:56 Почему люди так требуют внимания и хотят обратить на себя это внимание? Потому что это детский такой крик: «Обратите на меня внимание!» Что делает ребёнок, чтобы привлечь к себе это же внимание? Он кричит, он как-то вызывающе себя ведёт. Или взрослый ребёнок, подросток. Это такие провокации. Это всё сохраняется и во взрослом возрасте. Поэтому это прежде всего такая внутренняя самодостаточность. Скромность имеет свои корни определённые. И опять же, эти корни связаны с вечным духовным источником. Человек получает оттуда всё признание, всю подпитку, любовь и ресурс. Поэтому он не требует этого извне.

00:44:03 И я понимаю, что это, конечно, не сымитируешь. Если тебе надо — тебе надо и ты будешь получать это от друзей, от близких людей. Тебе нужно, как в психологии это называется, поглаживание, обмен. Это нормально. Среди людей, друзей и близких это существует. Мы все нуждаемся в какой-то степени. Но когда человек вовне слишком себя проявляет, такой у него внутренний дефицит. Как раз он проявляется в таком, как мы уже говорили крайность — это эпатаж и разные его степени.

00:45:00 Это в таком проявлении себя, как обратить внимание, вызывающе или нескромно, или чрезмерно открытая, чрезмерная жажда чего-то здесь получить. То есть это внутренняя неудовлетворённость. Поэтому, конечно, это внутренняя работа. Это внутренний контакт с источником. Это духовная практика, медитация, понимание, философия . Потому что мы все движимы какой-то философией жизненной. Это только верхушка айсберга, когда человек себя проявляет так или иначе. Само основание айсберга, конечно, в глубине, во внутренних процессах, в такой картине мира человека, в его связях с чем, и с кем он связан на внутреннем тонком плане. С какими сферами он связан. Могут быть божественные и демонические. Разные сферы могут быть.

Как вести себя, когда тебя хвалят?

00:46:38 Ведущая Спасибо большое Вам за ответ! И мне очень нравится этот подход комплексный, что каждое качество рассматривается, в том числе в связке с другими, и что это всё про силу. И ещё такой интересный вопрос пришёл: «Как на практике проявляется скромность? Например, как вести себя, когда тебя хвалят?»

00:46:59 Гуна Манджари Как сказать, на практике проявляется. Сложно ответить, потому что само понимание скромности идёт из глубинного, от твоего внутреннего состояния. И это очень сложно изобразить, чтобы не была «ложная скромность», есть такое выражение. Поэтому это состояние глубины, когда вы не просто в телячий восторг входите. А когда вы понимаете, что тот ресурс, которым вы обладаете, он чей-то.

00:47:57 Мы все, как говорится, такие трансформаторы. Мы можем трансформировать. Трансформаторы и транзисторы. И ту или иную энергию транслировать. Мы трансляторы и трансформаторы. Поэтому всё, что у нас есть, оно нам даётся. Поэтому, когда мы понимаем, что мы просто что-то проводим через себя, мы это не присваиваем себе. Поэтому мы себя ведём спокойно. Без какой-то экзальтации. Поэтому состояние скромности связано с таким мудрым подходом к жизни. Когда мы это понимаем, то мы естественно проявляем какие-то вещи. То есть у нас не сворачивает крышу, мы не входим в какую-то гордыню, что это всё моё.

00:48:58 И мы не входим в ложную скромность, что я такой ничтожный, я ничего не стою, я такой падший. Другая крайность гордости, кстати говоря. Мы спокойно, нормально к этому относимся, с чувством собственного достоинства. Без превознесения, без уничижения, как обычно, любят люди. Особенно постсоветское пространство. Там сложно со здоровой самооценкой. Либо “униженный и оскорблённый”, либо “кто виноват и что делать”. Это, в конце концов, задача для каждого человека, независимо от того где он родился. Такой ему вызов, что ты должен внутренней своей силой уравновесить эти разные потоки, которые нас будут беспокоить.

00:50:11 Скромность, как мы говорили, — это вопрос внутренней силы, в конце концов. С развитием разума это всё проявляется. Поэтому скромность считается качеством аристократическим. Это так же как бриллиант. Настоящий бриллиант отличается от подделки, бижутерии. Бижутерия же ярко светит, она такая большая, её много может быть. И, пожалуйста, разных цветов. Такая очень проявлена внешне. Но бриллиант ценный, дорогой, он так скромненько может где-то там посверкивать. И можно его и не заметить. Поэтому как-то так.

Стеснительность тоже самое, что скромность?

00:51:01 Ведущая Благодарю! Тоже очень интересно, конечно. Действительно, как мы все разные, от того и проявления наших качество тоже будет у все по-разному. Главное найти свой вариант проявления скромности. Благодарю! И вот раз у нас такой женский диалог, такой вопрос пришёл: «Стеснительность это то же самое, что скромность? И в какой мере стеснительность может проявляться в девушке? Просто мне кажется, что у меня её больше чем нужно для этого мира».

00:51:31 Гуна Манджари Для этого мира, да, действительно, стеснительность не нужна. Этот мир её отбрасывает. Потому что зачем этому миру ваша стеснительность? Если вы сильно стеснительны, вас не проэксплуатировать. Чтобы проэксплуатировать, нужно выбросить эту стеснительность. И действительно, стеснительность даётся девушке как дар. Вместе с женской природой к ней прилагается обязательно стеснительность. Это на самом деле защитная реакция. И совершенно: инстинкт выживания или инстинкт самосохранения. Поэтому стеснительность это необходимый дар. Его нужно в себе поддерживать. Не давать этому миру вас обмануть. Купить за дёшево.

00:52:33 «Отбрось всё! Просто отпусти себя!» Тогда очень просто женщину обокрасть в энергетическом плане. Поэтому не надо вестись на эти лозунги. И в Ведах ведическая культура одним из важнейших принципов была защита женщины. Потому что женщина по своей природе очень наивное живое существо. И она склонна вестись на всякие социальные вещи. То есть на то, что транслирует социум. А социум транслирует сейчас совершенно неэкологичные для её природы вещи. Об этом много говорят. Наверное, даже нет смысла на этом задерживаться.

00:53:34 Но если в общих чертах, то не нужно проявлять такую наивность и позволить себя одурачить окружающему миру, переступив через свою стеснительность. Нужно понять, что это дар природы. Это твоя защита тебя как личности, тебя как ценности. Потому что женщина без стеснительности просто теряет свою ценность. Да, на неё обратят внимание, ей многие захотят воспользоваться. Но знаете как, мужчина внутренне перестанет видеть её как ценность. Он перестанет её уважать. В этом такая двойственность мужской природы. Такое двойное послание.

00:54:32 С одной стороны, тебя хотят обесценить. А с другой стороны, когда ты обесценена, ты уже не представляешь ничего для этого мужчины. И женщина получает очень тяжёлый удар, когда она сталкивается с этой реальностью, что её не ценят. То, что обесценено, — оно дешёвое. Просто ощущаешь себя чем-то таким дешёвым. Это очень болезненно. Поэтому да, мы получаем много посланий, которые нас обманывают, нас пытаются обворовать. Поэтому нужно проявлять мудрость, развитие, развиваться и развивать мудрость.

00:55:34 И есть много эфиров, много материалов, посвящённых этой теме . И кстати, себя тоже упомяну, без ложной скромности. Есть книга, которая посвящена этому: «Я бы на ней женился!» И там специально уделено внимание тому, как сохранить себя, сохранить свои природные достоинства, то, что нам дано от природы. И в то же время строить гармоничные отношения на этапе знакомств. Где не войти в крайность. Иногда бывает, что это уже не скромность, это просто какие-то комплексы, когда у девушки страхи, у неё негативизм по отношению всех мужчин.

00:56:40 Она видит их как потенциальных агрессоров. Она теряет своё такое благожелательное расположение к мужской природе, в таком негативизме находится. Это уже, конечно, чрезмерность. Поэтому здесь важен баланс. Потому что как мы упоминали, что Кали-юга, это как раз то, что связано с крайностями. Поэтому здесь нужно себя проследить. Это целый большой пласт знания, развития разума. Поэтому нужно развиваться в этом ключе.

Как проявляется ложная скромность?

00:57:24 Ведущая Спасибо большое! Такая сильная позиция — не дать обществу сломить хорошие качества в себе. Это тоже наша ответственность, наша безопасность. Благодарю! И вот Вы упомянули фразу о ложной скромности. И чтобы до конца разобраться, как она может проявляться? И тоже как мы себя чувствуем, когда наша скромность ложная?

00:57:46 Гуна Манджари Ложная скромность сродни гордости. Когда я что-то себе надумываю, когда я усложняю всё, когда я накручиваю себя, когда всё может быть гораздо проще. Я могу сказать что-то, я могу быть более прямая и менее закрученная. Знаете, при желании любую хорошую вещи можно довести до абсурда. И люди, живущие в наше время, мы сами большие специалисты в этом. Особенно женщины. Они такие мастерицы этих всех крайностей. Они начинают себе надумывать, они начинают быть сильно сложными. «А как я про это скажу? А как я заявлю? Нет, я лучше промолчу! Пусть они лучше все догадаются! Нет, я лишний раз никак не проявлюсь».

00:58:50 То есть это начинает уже быть похоже на болезненность, абсурд, закомплексованность и загнанность. То есть когда мы слишком ментальны и слишком сконцентрированы на себе, и слишком сконцентрированы о том, кто что подумает. То есть когда мы слишком, опять же, подчеркну, сконцентрированы на себе — это всё может быть уже чрезмерно. Мы начинаем быть закомплексованными, неестественными. Мы начинаем любую мысль доводить до абсурда. И тогда мы становимся такими несвободными, зажатыми. Это уже про то, о чём Вы спросили - ложная скромность. Мы становимся просто безжизненными, слишком погружёнными в ментал. Это называется быть ментальным, утяжелённым.

00:59:50 И опять же, ещё раз подчеркну — это равно слишком сконцентрированными на себе любимом. Своего рода ещё одно проявление гордости. «Что там обо мне подумают? Что там скажут? Я думаю, что ты думаешь, что я думаю» Видите, как всё сложно. И упомянем Кали-югу, что люди имеют тенденцию всё доводить до абсурда. И скромность тоже, доведённая до абсурда, становится такой закомплексованностью, такой усложнённостью. Человек просто движется, как к нему привязаны такие железные гири. И ему тяжело, и с ним тяжело. И всё тяжело вокруг него. Слишком много внимания на себя направлено.

01:00:57 Ведущая Удивительно Вы точно описали. И здорово, что мы на наших эфирах, и в принципе на волнах Веда-радио, эти знания, которые дают нам лекторы, помогают нам быть не умным, а разумным. И это очень ценно. Потому что как раз избыток ума зачастую не к очень хорошим вещам приводит. Спасибо большое Вам за сегодняшний эфир, за ещё одно разобранное качество. Очень интересно по крупицам узнавать к чему стремиться, что в себе развивать. И поэтому будем с радостью ждать вновь встречи с вами.

01:01:31 Гуна Манджари Спасибо за Ваш разумный диалог, за разумные вопросы. И да, скромность — это качество комплексное. И такое очень важное. Я думаю, что мы ещё будем рассматривать её. И можете присылать свои вопросы или какие-то видения. И до следующих встреч! До свидания! Желаю всем нам здоровой скромности, такого важного королевского качества. До свидания!

01:02:07 Ведущая Спасибо большое за пожелание! И до новых встреч!

транскрибирование: Ольга Рымарь | 22 October 2021