Демонические качества и гуна невежества

Веда Радио - 06 May 2022
Там где есть свет, нет тьмы. Качества демонических натур по Бхагавад Гите и почему важно их изучать. Связь демонической природы с гуной невежества. Дурга - контролирующая материальной природы. Функция кшатриев в ведическом обществе. Ответы на вопросы: для чего нужно невежество и можно ли от него отказаться? Гнев и злость - это невежество? Зачем создано столько религий и противоречий на духовном пути? Что делать, если люди конфликтуют? Почему взаимодействие с неверующими людьми зачастую комфортнее? Что делать, чтобы не осуждать? Как женщине органично транслировать свои мысли мужчине, если она не довольна им?
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:07:03 | качество: mp3 48kB/s 23 Mb | прослушано: 58 | скачано: 96 | избрано: 6
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:10 [Ведущая] Добрый вечер, дорогие слушатели веда  радио! Меня зовут Анна и ещё один прекрасный вечер пятницы мы проведём с вами в изучении текста Бхагавад-гиты, описывающего Божественные и демонические натуры, и под руководством нашей дорогой гости и психолога Гуны Манджари, продолжим наш разбор демонических (или негативных) качеств и, конечно же, мы предлагаем вам присоединиться к нашей беседе. Вы можете оставлять все интересующие вас вопросы в ватсапе и вайбере по номеру телефону:+79002390963 или на нашем сайте vedaradio.fm А я приветствую нашу гостью. Здравствуйте, Гуна Манджари!

00:00:45 [Гуна Манджари]: Здравствуйте дорогая Анна, здравствуйте дорогие радиослушатели.

00:00:50 [Ведущая]: Спасибо большое, что ещё одну пятницу мы разбираем этот удивительный текст, мы уже несколько месяцев углубленно идём в него, изучая различные качества и сейчас продолжаем изучать негативные качества, чтобы лучше их в себе отслеживать. И хочется узнать, о чем же сегодня пойдёт наша речь.

Там где есть Свет, там нет тьмы

00:01:08 [Гуна Манджари]: Да,спасибо большое за интерес к такой беседе, за то, что участвуете в ней достаточно активно. Сегодня мы будем изучать проявление качеств невежества, проявление демонических качеств, что в принципе имеет знак равенства. И это важная такая тема и в любом духовном религиозном направлении обязательно этому уделяется внимание, и в Бхагавад-гите говорится (в разделе о гунах материальной природы и о качествах материальной природы), о том, что «тот кто поймёт как действует невежество, сможет от него освободиться».

00:02:03 И поэтому это важно. Это важная такая  тема, потому что без знания, без понимания этих вещей, мы не сможем это увидеть в себе, а значит и освободиться от этих негативных качеств. И на самом деле здесь достаточно такой несложный алгоритм в плане понимания как это происходит. Опять же, если мы обратимся к философии понимания гун (качеств) материальной природы, которых существует три согласно ведам: благость, страсть и невежество. И качество благости оно характеризуется знанием и поэтому, как говорится: «там где есть свет, там нет тьмы». То есть там где есть знания, там нет невежества. И поэтому, когда мы начинаем понимать, осознавать какие-то качества негативного, невежественного порядка, то есть таким образом проведя туда знания или гуну благости, то эти качества трансформируются, есть шанс их трансформировать. Поэтому знания сравниваются со светом, которое рассеивает тьму.

00:03:31 Это такое предварительное вступление для того, чтобы было понятно, почему мы изучаем качества демонических натур, почему эти качества отражены в священных писаниях. Какой смысл? Просто какие-то страшные истории почитать или ещё что то, для того, чтобы ум немножечко привести в напряжение? Или для чего это нужно? И ответ на этот вопрос в том, что если мы начнём понимать, распознавать эти качества, эти вещи, то они не в состоянии будут на нас тотально влиять.

00:04:26 Как в своё время ещё говорил Карл Густав Юнг, что всё, что мы не осознаем в нашей жизни, оно действует на нас как рок, как судьба, как такой фатум неотвратимый. Тут имеется в виду именно как злой рок. Поэтому так важен этот аспект знания, понимания, осознания истины, то есть в этом цель человеческой жизни, в этом её смысл, для этого человек обладает разумом, потому что знания делают его свободным, счастливым и помогает достичь такой оптимальной цели человеческой жизни.

00:05:19 Продолжая тему демонических натур, мы опять же обращаемся к Бхагавад-гите, которая является квинтэссенцией вед, то есть содержит там всё основное знание, была непосредственно поведана Верховной Личностью Бога на поле битвы Курукшетра. Вся наша жизнь - это поле битвы, иногда это как бы менее проявлено, иногда это более проявлено на внешнем плане, но это всегда есть. Всегда в нас проявляются Божественные и демонические качества, которые сражаются внутри нас, и так же мы это можем видеть и во внешнем пространстве, то есть эта битва, она между демонами и полубогами, которая описывается на страницах вед, это не что-то такое эпическая, относящееся к каким-то сказаниям эпосом древней Индии.

Качества демонических натур по Бхагавад Гите

00:06:26 Это как законы науки, законы физики и это то, что реально происходит постоянно в материальном мире всегда идёт борьба противоположностей. И Бхагавад-гита нам описывает как же проявляется демоническая натура, как вообще люди, обладающие этими качествами, будут себя вести, как будут проявлять. Это глава 16 и текст 9 и на эту тему, я просто шла по тому, что мы уже прошли, по пройденному нами материалу. И этот текст следующий, перевод текста таков:

00:07:33 «Придерживаясь таких взглядов, демонические люди лишенные разума и потерянные для себя самих, поглощены пагубной греховной деятельностью, ведущей к разрушению Мира». И для того, чтобы было более понятно, о чем идёт речь, мы обратимся к предыдущему стиху, где говорится о том, какой картины мира придерживаются эти люди. Мы уже говорили на прошлых эфирах, но чтобы  напомнить себе, иметь связку по этой теме. И в тексте 8 говорится: «Они говорят что этот мир нереален, что у него нету основы, что нет Бога, который им управляет. Они заявляют, что мир возник из полового влечения и что у него нету иной причины кроме вожделения».

00:08:30 В Бхагавад-гите это признаётся как демонический взгляд на мир, либо можем назвать в современных, скажем так, научных эквивалентах, что это материалистичный взгляд на мир, что нет никакой высшей причины, что это просто какое-то нагромождение случайностей то, что происходит, что нет высшей силы, высшего разума, высшего закона, что вот основополагателями всех законов являемся мы сами. Скажем так, релятивное отношение к миру, относительное отношение к миру, что нету Абсолютного Источника. И этим характеризуются демонические люди, то есть  демонический менталитет.

00:09:31 И даже, как мы говорили на наших прошлых эфирах, люди могут очень хорошо освоить какую-то религиозную или духовную риторику, как-то оперировать этими терминами, говорить правильные вещи, говорить о Боге или ещё какие-то душевные духовные вещи, но тем не менее они будут действовать, и их поведение атеистично. Вопрос не в том, чтобы правильные слова говорить, набором фраз оперировать. Вопрос в том что наше сознание определяется нашими действиями, то есть не словами, которые мы говорим.

00:10:30 В какой-то степени тоже это может быть показателем, но в большей степени наши слова определятся нашими действиями, поэтому хотя сейчас много всего понамешено везде и люди, как мы сами говорили, что мы в эту эпоху, в которую мы живём, включаем в себя и Божественные и демонические качества. То есть это может сочетаться в одной личности, и поэтому очень важно правильно уметь, что называется, фильтровать, что в человеке, из какой “коробочки”. И очень важно развивать разум, индивидуальный разум, потому что общество само по себе оно сбито с толку.

00:11:32 То есть ведическая и брахманическая  культура утеряна, общество живёт совершенно по другим законам и поэтому очень важно обладать таким индивидуальным разумом, культивировать его, чтобы уметь различать одни вещи от других, то есть не просто какими-то общими клише или обобщениями судить, это обычно так проявляется ум, то есть ему проще всего как бы пронумеровать и не вдаваться в какие-то нюансы и подробности и все по полочкам так расставить, всему как бы ярлыки приклеить. Тогда не надо, как говорится, думать, так проще по большому счету.

00:12:28 Но человеку даётся разум и его важно использовать, потому что всё то, что мы не используем, атрофируется. Даже функции тела, если мы какие-то мышцы не используем, они атрофируются, то есть если мы что-то не используем в теле, оно тоже атрофируется. Тоже самое с нашим тонким телом, если мы не используем разум он атрофируется, а разум как раз обладает функцией этих тонких различий, как нюансы различные отличать, то есть не просто в контексте чёрно-белое мышление. Разум может помогать отличать нюансы.

00:13:20 И поэтому вернёмся к нашему тексту, здесь говорится о том, что придерживаясь таких взглядов, как, мы уже понял,и взгляды, что «я» являюсь центром всего и всё относительно и зависит от того, как я на это посмотрю. «Демонические люди, лишённые разума и потерянные для самих себя, поглощены пагубной греховной деятельностью, ведущей к разрушению мира». И тут есть небольшой комментарий Шрилы Прабхупады и мы его зачитаем тоже, чтобы раскрыть эту тему больше. «Демонические люди занимаются деятельностью несущей гибель миру, поэтому Господь называет их здесь лишенными разума, не имеющие ни малейшего представления о Боге, материалисты считают себя очень прогрессивными, однако Бхагавад-гита называет их недалекими, лишенного рассудка. Пытаясь выжить из материального мира максимум удовольствий, они постоянно изобретают что-то, что принесёт им наслаждения. Такие изобретения являются для них мерилом прогресса человеческой цивилизации, однако в результате в обществе только утверждается культ насилия и люди становятся всё более бессердечными и жестокими по отношению к животным и к другим людям. Они больше не знают как нужно обращаться с ближними.

00:14:55 В демоническом обществе процветает убийство животных, таких людей называют врагами мира, потому что в конце концов они изобретут или создадут нечто такое, что принесёт гибель всему живому. Данный стих в сущности предсказывает создание ядерного оружия, которым так гордится современный мир.В любую минуту может начаться война и атомное оружие будет сеять разрушение и смерть. Подобное оружие создаётся только для того, чтобы уничтожить мир, как утверждает данный стих, оно появляется только из-за безбожия людей и никогда не принесёт на землю ни мира ни процветания».

Связь демонической природы с гуной невежества

00:15:36 Вот такую информацию несёт для нас Бхагавад-гита, объясняя природу людей, которые относятся к демонической такой составляющей, демонической культуре и психологии. Как мы уже говорили, в соответствии с понимаем о гунах или качествах материальной природы, гуна невежества, к которой относятся люди, обладающие демонической природы, связанная с разрушением. Это такая энтропия, как её называют физики, в природе этого мира, которае ведёт к разрушению. То есть  этот мир идёт к определенному такому хаосу, к разрушению, и поэтому, чтобы здесь был порядок, здесь было созидание, нужно его поддерживать.

00:16:45 Потому что если мы всё просто так оставим, то оно будет разрушаться, а для того, чтобы был какой-то порядок, процветание, что-то работало - нужно прилагать усилия, потому что всё само собой только разрушается. Это и есть проявление гуны невежества. И вот говорится, что люди, которые подвержены демонической природе, они находятся под влиянием гуны разрушения, то есть качество разрушения. И они разрушают всё вокруг себя, прежде всего, они так же разрушают себя и свою жизнь, потому что невозможно оперировать какой-то определённой гуной и не находиться под её влиянием. И допустим, мы можем видеть на примере: есть люди, у которых мистическим образом всё в жизни как-то разрушается:, и там что-то у них не складывается, и те отношения не получились, и эти отношения не получились, и всё, как говорится «валится у них из рук, вот всё не слава богу».

00:18:01 Можно понять, что в жизни этих людей преобладает эта гуна невежества, тама-гуна и поэтому это есть в их сознании, это, бесспорно, будет отражаться на их жизни, на том с чем они прикасаются, то есть таково влияние этого модуса материальной природы. И поэтому люди, обладающие этой безбожной психологией, [это не в плане догм или внешних определений, а внутренней - именно в плане своей психологии, в плане своего сознания], их жизнь обречена на разрушение, и всё, что они будут сеять вокруг себя, - это разрушение.

Дурга - контролирующая материальной природы

00:19:20 Они будут хотеть “как лучше”, а всё будет получаться “как всегда”. Они будут хотеть больше для себя, разрушая всё вокруг себя, но, тем не менее, силы материальной природы не будут им благоприятствовать, будут происходить одни препятствия за другими, потому что этот мир он контролируем. В частности, материальный мир контролируем Дургой, то есть, конечно, всё контролируется Верховной Личностью Бога, но какой начальник всё делает сам? Плохой начальник всё делает сам, обычно у хорошего управляющего, управителя, есть его определенные наместники, которые занимаются различными вопросами в его царстве.

00:20:29 И в царстве материи, материальной природы, управляет Дурга и она обычно изображена очень воинственно, то есть она сидит на тигре или на льве, на каком-то очень таком агрессивном животном и у неё 8 рук, в которых различные виды оружия обычно, потому что Дурга - это личность, которая отвечает за порядок в материальном мире и тут сюда попадают личности с таким менталитетом бунтарей и с тенденцией к демонизму.

00:21:27 И поэтому особенно тех, кто очень сильно идёт на поводу этой демонической тенденции, будет ей наказан и все препятствия будут ставится, стоять на пути такого человека, такой личности, то есть сама природа будет препятствовать. Конечно окружающие, так как мы все находимся в одной лодке, будут определённые испытывать неудобства - это природа материального мира, что здесь не бывает стабильной хорошей погоды, то есть обязательно будут какие-то потрясения. Это одна из характеристик этой материальной природы, это то, почему говорится в ведах, что живые существа не должны здесь задерживаться, потому что даже если здесь бывает хорошо - это временно и поэтому такое мироустройство.

Функция кшатриев в ведическом обществе

00:22:41 Но обычно в обществе существовали классы людей, которые избавляли другие классы общества от волнений этого проявления гуны невежества, от людей с демоническим умонастроением, это были кшатрии. Само слово кшатрий: «кша» это боль,  а «трия» это освобождать, то есть они были те, кто защищали, они были те, кто освобождали от боли, были призваны - такое устройства общества.

00:23:16 Потому что подразумевается, что в обществе будут личности, желающие причинить эту боль, направленную на разрушение. Поэтому общество строилось по определённым принципам и даже это задумано самой природой, потому что люди уже рождаются с определёнными качествами для определённых функций. И мы на следующих эфирах будем рассматривать эти качества, то есть эту систему ашрамов, варн и ашрамов, как это  называется, то есть различие природы живых существ, в различии природы людей, в частности.

00:24:08 Но это уже другой разговор, это уже как здесь с этим  совсем взаимодействовать, это такая тема, о ней можно говорить долго. И сегодняшний эфир я бы ещё хотела посвятить ответу на вопросы, потому что мы все время вас стимулируем задавать вопросы и получается, что не успеваем на них отвечать. И хотелось бы сегодня больше уделить этому внимания и ответить на те вопросы, которые у нас остались с прошлых эфиров, может быть есть уже новые? Если есть ещё что по этой теме, то, пожалуйста, Анна, можете что-то добавить или больше раскрыть эту тему.

Для чего нужно невежество и можно ли от него отказаться?

00:25:05 [Ведущая]: Спасибо вам большое, дорогая Гуна Манджари, за раскрытие сегодняшней темы, за рассказ нам о том, как устроен этот мир, какие энергии в нём превалируют и как мы можем с ними работать. И вот я хочу озвучить вопрос, потому что он схож с тем, о чем я вас хотела спросить: «Получится ли отказаться от невежества или для чего-то оно всё-таки нужно?».

00:25:30 [Гуна Манджари]: Нет, конечно, не получится. Невежество нужно. Мы, находясь в материальном мире, в материальном теле [здесь существуют все три гуны материальной природы] они необходимы. И единственное, что  невежество нужно контролировать в нашем теле и в нашем сознании, допустим, тот же сон. Пока мы не являемся освобождёнными душами из материального мира, пока у нас сознание не становится полностью трансцендентным или духовным, мы вынуждены находить так же прибежище под влиянием гун невежества. Нам она необходима для того, чтобы мы могли погрузиться в сон, отдохнуть, расслабиться… иногда нам нужно вот это расслабление, иногда то, что называется ленью нам тоже необходимо для того, чтобы как то перезагрузиться.

00:26:38 И природа тоже периодически транслирует нам периоды, то есть иногда есть активная фаза, иногда пассивная, иногда есть “зависание”, иногда сложно отличить гуну благости от невежества - они могут быть  даже внешне похожими, и единственное, что благость отличает, осознанность. И поэтому да, мы не можем полностью исключить влияние невежества, гуны невежества, находясь в этом теле, потому что само проявление нашего тела материального, это есть проявление гуны невежества.

00:27:29 Но находясь в нём, мы должны как бы использовать все эти энергии, мы действуем. Тут есть определённые, как говорится, правила игры, поэтому да, мы не можем это полностью исключить, но мы должны это контролировать и задействовать влияние невежества правильным образом для того, чтобы отдохнуть хорошо, расслабиться, для того, чтобы у нас были силы, ресурсы, возможности действовать дальше. Допустим, если брать времена года, то зима сравнивается с проявлением гуны невежества, когда всё затихает, замирает, земля засыпает на какое-то время, чтобы накопить ресурсы для следующего года, следующей весны расцвета и так далее…

Гнев и злость - это невежество?

00:28:40 [Ведущая]: Благодарю вас за ответ, действительно это очень важно понимать и, как вы сказали, понимать как правильно взаимодействовать с этими энергиями. И вот ещё один вопрос сегодня к нам пришёл: «Гнев или злость - это невежество или зависит от мотива?»

00:29:50 [Гуна Манджари]: В Бхагавад-гите говорится, что гнев - это производное гуны невежества, потому что природа гнева разрушительна. И, в принципе, мы можем это проследить даже на самих себе… допустим, когда мы гневаемся, когда мы находимся под влиянием этого чувства, то мы способны разрушить всё вокруг себя, мы способны разрушить отношения, разрушить свою жизнь. И в этот момент, когда мы гневаемся, под влиянием гнева что происходит? Стирается память, то есть, мы забываем всё, что позитивного, хорошего у нас было с тем на кого мы гневаемся. То есть гнев – это очень ослепляющее чувство, которое наше сознание выводит на какой-то уровень бессознательного.

00:30:08 Без сознания в этот момент находимся и это есть неведение, невежество. Да, конечно, гнев можно использовать в правильном русле, говорится, что гнев свойственен кшатрием или воинам, потому что какой-то элемент гнева должен присутствовать, иначе не сможет воевать. Но это контролируемый гнев, когда мы разумом понимаем, что мы делаем, для чего мы делаем. Также контролируемый гнев может быть полезен, когда мы испытываем его в отношении невежества, в отношении собственного невежества, когда нам надоедает, что мы просто как марионетки под влиянием каких-то импульсов движемся.

00:31:28 И мы просто берём себя в руки и начинаем активно что-то делать: мы воюем с каким-то беспорядком в своей жизни или с реальным беспорядком в своём доме, иногда нужно хорошо рассердиться, то есть, этот гнев [опять же, контролируемый гнев] может быть таким генератором, который запустит очень позитивные вещи. И недаром в астрологии планета Марс символизирует (обозначает) воинов, гнев, то есть, Марс олицетворяет собой гнев. Сильный и такой сбалансированный Марс в карте позволяет человеку довести вещи до конца, то есть быть успешным в своих начинаниях - Марс также символизирует такое волевое начало.

00:32:50 Поэтому сама по себе эта энергия гнева может быть очень позитивная, очень конструктивная. Она может выражаться в таком качестве как воля, когда человек просто подгоняем пониманием тем, что он не хочет быть в невежестве, он не хочет быть так как это было раньше с ним. Это заставляет его действовать позитивным образом - своего рода, это вот такой контролируемый гнев или энергия Марса направленная в мирных целях, что называется.

00:33:29 [Гуна Манджари]: Да, спасибо большое, что тоже это объяснили! Действительно, это в чём-то дополняет предыдущий вопрос, что вы сказали правильно, просто нужно взаимодействовать с этими энергиями. И вот по сегодняшней теме пока у нас больше нету вопросов и давайте тогда вернёмся к вопросам, которые были на прошлом эфире .

Зачем создано столько религий и противоречий на духовном пути?

00:33:48 [Гуна Манджари]: Да, это как раз нам даст возможность ответить на вопросы, которые у нас накопились, сейчас я их здесь подниму. И есть такой вопрос: «Зачем создано столько религий и столько противоречий на духовном пути? Это какое-то проклятие как с разными языками, из-за которых люди не понимают друг друга и разъединены?».

00:34:24 На самом деле, как сказать, создано. Создано, потому что есть определённые желания. То есть в материальном мире всё движется кармой людей и, в принципе, он был создан для того, чтобы живое существо, которое захотело жить отдельно от Верховной Личности Бога, почувствовать себя Богом, оно могло почувствовать себя здесь. И поэтому здесь включилась карма и поэтому здесь живые существа реализуют свои желания быть Богом, как-то себя здесь проявить. И в материальном мире всё происходит благодаря желаниям живых существ и всё, что мы имеем здесь, это результат или плод наших же желаний, поэтому так вот Вселенная или Господь они выполняют все желания живых существ.

00:35:41 И поэтому всё то, что мы видим, происходит благодаря желаниям. И конечно желания, как мы видим, не совсем правильные, они деструктивные, как говорится, это как в магазине: можно купить всё, что угодно, но всё имеет свою цену и то, что мы имеем, это цена наших желаний, поэтому так как у людей здесь есть некий эгоцентризм и с течением времени этот эгоцентризм усиливается, то есть как мы говорили об этом много раз, что всё во Вселенной происходит циклично: Золотой век, Серебряный, Бронзовый и вот Кали-юга (железный век), в котором мы находимся.

00:36:31 И чем больше прогрессирует влияние времени в таком деструктивном аспекте, тем больше есть желание как-то отделяться, быть более эгоцентричными, поэтому возникли разные языки, разные общности людей, всё больше и больше разделений происходит. И поэтому существуют разные языки и разные страны, как говорится, что в предыдущей эпохе весь мир был как одна страна, и люди говорили на одном языке, и даже Земля не была разделена материками, была единая культура, общности людей.

00:37:22 Но с течением времени и желания людей тоже меняются, и поэтому все больше и больше есть вот этой обособленности. И так как Господь никогда не забывает живых существ, то есть мы-то Его забываем, Он-то нас нет. То есть как с отцом: дети могут забыть о родителях, родители - нет, но мы говорим о нормальных расстановках этих отношений. И поэтому Он посылает Своих представителей, но дело в том, что, если это всё было как бы одинаково, то просто люди бы не поняли. Допустим, если Он пришлёт своего представителя, который объяснял это когда-то что-то людям Золотого века, у них были свой язык и способности более расширены и всё было по-другому, то люди Железного века не поймут.

00:38:32 И поэтому в соответствии с местом, временем и обстоятельствами посылаются, приходят определенные посланники, миссии из духовного мира для того, чтобы донести это знание, понимание - то, что бы было понятно о чем идёт речь. И так как проходит какое-то время меняются обстоятельства, что-то опять меняется, опять приходит Посланник, чтобы вот это знание как бы адаптировать, как говорили на прошлых эфирах, для определённой общности людей, а то уже, которое тогда приносилось, оно кажется уже немножко другим и каким-то более странным, или на другом языке, но это всё связано именно с нами, именно с желаниями людей здесь, с их кармой, которые меняется. И в соответствии с этим им пытаются адаптировать понимание вечных законов, которые, в общем-то, те же во всех посланиях. Но в соответствии с местом, временем и обстоятельствами, они излагаются по-разному, хотя внешне оно выглядит по-разному, но суть она одна. Вот поэтому оно внешне различается потому, что меняется какой-то такой фон жизни человечества.

Что делать, если люди конфликтуют?

00:40:13 [Ведущая]: Благодарю вас за то, что ответили на этот вопрос, потому что действительно это очень важно понимать. И Ольга пишет в продолжении: «Если люди не могут подружиться и конфликтуют, что делать?»

00:40:27 [Гуна Манджари]: Если люди не могут подружиться, такой общий вопрос, дело в том что, я думаю, что это больше будет связано с нашими последующими эфирами, которые будут посвящены именно тому, что есть различная природа людей и такой момент, что дружба (особенно в таких глобальных масштабах) невозможна без знаний. Как и любое хорошее дело невозможно без знания. Гуна благости подразумевает собой мир и процветание, и её основная характеристика это знания, осознанность.

00:41:15 И поэтому, когда люди находятся в невежестве, невежество это темнота, то есть они не понимают ни законов Высших, ни законов для общества [есть законы для Вселенной, законы глобального плана, есть законы Ману - законы для человечества], без знаний и понимания этих законов, конечно, невозможны никакие позитивные чувства. В основном, все конфликты происходят из-за невежества, поэтому нужно вот такое знание, понимание, именно знание абсолютное, потому что человеческие какие-то относительные истины не будут работать, они предвзяты, они имеют в себе оттенок эгоизма.

00:42:20 Поэтому нужно абсолютное знание, понимание Высшего порядка и абсолютное знание, как я уже говорила, в мироздании глобального плана и знание, понимание, как устроено человеческое общество о том,что есть разные природы людей о том, что есть правила взаимодействия в человеческом обществе. Этим всем занимались брамины,  в ведические более благополучные времена занимались брамины, так как это система брахманическая деградировала, то есть то брахманы они сравниваются с головой в теле.

00:43:18 Сейчас то, что мы имеем, это тело как без головы, это безумное тело и как можно ожидать от безумного человека каких-то конструктивных вещей - дружба или взаимопонимание, любовь? Нужно разум восстановить, и когда восстановится разум, то будет любовь и дружба и процветание. Вот как здесь говорится в последнее предложение в комментарии в тексте, которое мы рассматривали: «Оно появляется только из-за безбожия людей», то есть тут говорится о невежестве и оружии и разных деструктивных вещах - оно появляется только из-за безбожия людей и никогда не принесёт на землю ни мира ни процветания. Невежество обладает деструктивной природой, оно разрушает всё и поэтому для того, чтобы избавиться от невежества, нужно знания, нужна благость, нужно понимание и тогда это знание, осознание отразится  на внешних обстоятельствах в виде дружбы, процветания и прочих позитивных вещей.

00:44:41 [Ведущая]: Да, благодарю вас за ответ, это тоже очень важно понимать особенно во все времена, но сейчас актуально, чтобы настраиваться именно на эти позитивные эмоции, на эти позитивные изменения. И давайте тогда озвучим ещё вопрос, который был на прошлом эфире.

Почему взаимодействие с неверующими людьми зачастую комфортнее?

00:44:58 [Гуна Манджари]: Итак, следующий вопрос: «Почему происходит так, что взаимодействие с вроде как неверующими людьми зачастую комфортнее и более упорядоченно, чем с верующими? Потому что с ними гораздо чаще бывают какие-то авось и надежда на Бога вместо реальных усилий?»

00:45:20 Вот такой вопрос, и он часто возникает у тех, кто практикует, у тех кто пытается идти по духовному пути. И конечно на него можно отвечать с различных ракурсов. Во-первых, много всего, что с этим связано, потому что, когда люди, назовём их верующими - как звучит в этом вопросе, это подобно тому как человек, который встал на путь очищения. И в ведах это сравнивается с тем, как варить масло топленое, как делать масло гхи. Это просто обычное сливочное масло ставится на огонь. На медленном огне оно стоит и поднимаются разные-разные, “вещи”, которые такие грубые и жесткие.

00:46:37 И мы сравниваем это как пена различная поднимается, такое не чистый цвет имеет это масло, потому что оно очищается. И в этой аналогии можно увидеть и сравнить, как человек, который встал на путь очищения, то ситуация будет таким образом создаваться и вообще сама духовная практика, она действует таким образом, она очищает человека. И поэтому вот эта вся эта нечистота, конечно, будет подниматься для того, чтобы человек и сам это мог увидеть в себе. И конечно с этим сталкиваются окружающие, вот такой момент существует. Тогда как в людях, которые не занимаются очищением, очищение не началось, как говорится, внутренние демоны там где-то мирно спят, их никто не тревожит, никто с ними не работает, это всё не проявлено. Оно может проявиться в каких-то определённых условиях, оно проявляется конечно, но так оно все время боле менее приглажено и тихо, поэтому вот это один из моментов.

00:48:02 Поэтому в среде практикующих людей не всегда бывает очень просто и духовная жизнь или люди, которые занимаются духовной жизнью, это не всегда ангелы во плоти, это люди, которые борются со своими внутренними демонами, иногда это бывает очень заметно и окружающим и как то тоже могут пострадать от этого, то есть это один такой момент.  Другой момент, что есть и вещи для нашего очищения, которые создаются в этой среде. И как мы, допустим, будет проходить какое-то обучение или развитие, если мы будем находиться в только комфортных для себя условиях. Допустим, люди ходят в спортзалы, чтобы накачаться и как это происходит?

00:49:07 Это происходит благодаря преодолению сопротивления, то есть происходит развитие мышечной массы и силы тела. То тоже самое внутренняя сила. Она происходит,  она накапливается, когда мы преодолеваем сопротивление окружающей среды и поэтому нам создаются тоже определенные условия, при которых мы можем видеть свои какие-то негативные вещи и с этим поработать. Выход из зоны комфорта, скажем так, поэтому здесь есть и такой смысл, потому что только преодолев вот эту зону препятствий именно в общении с теми, кто тоже развивается, научившись взаимодействовать с этими людьми, мы можем по-настоящему очень сильно развиться, очень сильно спрогрессировать.

00:50:20 Такое тоже мы имеем, не случайно происходит. И ещё момент, который также важен. Духовная жизнь в Бхагавад-гите это называется буддхи йога (будхи это разум, йога это связь или соединение с Высшим Абсолютом). И для того, чтобы это соединение произошло, а в религия в переводе тоже самое что йога - релига - то есть соединиться. Для того чтобы это соединение произошло, для этого нужно развить разум. Так как я жила в советское время, очень такие стереотипы распространённые, что типо “религия это опиум для народа” и “это для тех, кто не использует собственный разум, это просто слепая вера”, но это совершенно антагонистично к тому,  что является духовная жизнь.

00:51:34 Духовная жизнь это как раз развитие разума и только при развитии разума мы можем находиться в йоге с Высшим Абсолютом. Поэтому такие ситуации создаются для того, что бы мы также развивали и оттачивали свой разум, чтобы мы могли определять Истину от не истины и видеть, как это проявляется и в нас, прежде всего, и в тех кто рядом с нами. Научиться видеть их заблуждения, их какие-то этапы развития, которые проходят люди, то есть научиться различать. Как мы говорили в вступлении к этому эфиру, что когда мы учимся дифференцировать невежество, мы избавляемся от него.

00:52:39 Тоже самое, когда мы учимся видеть, разбираться в уровнях человека, и отличать его какие-то моменты, этапы его роста и видеть его позитивные вещи, не обобщать. Видеть какие-то нюансы - это уровень развития и развития нашего разума, без которого невозможна Высшая связь духовная. Поэтому нас таким образом тренируют с разных сторон и поэтому не просто находиться в общении, особенно в близком общении. с тем, кто тоже развивается на духовном пути.

Что делать, чтобы не осуждать?

00:53:37 [Ведущая]: Вы знаете вот слушая это, я думаю о том, как я себя чувствую, очень иногда сложно не осуждать людей, с которыми мы вместе например идём по духовному пути или в принципе людей, от которых ты видишь проявления этого невежества, о котором вы сегодня рассказывали, за какую-то злобу, злость или гордость или ещё что-то. И что делать, чтобы не осуждать, чтобы научиться как-то спокойнее к этому относиться? Что может помочь нам самим быть более терпимым и, как вы сказали, понимать, что мы все по душам, что мы все движемся, не ждать идеальности совершенства сейчас от окружающих?

00:54:19 [Гуна Манджари]: Спасибо большое за такой вопрос. Он раскрывает эту тему и это тоже важно знать, потому что здесь есть две крайности, в которую имеет тенденцию впадать именно такой обусловленный ум, который не проработанный или со слабым разумом. Одна крайность это вот такая идеализация, то есть все кругом такие ангелы и это просто потому, что “посылать любовь” - некое такое удешевление этого понимания, и на всех смотреть - всё как бы в розовых очках находится. Тоже проявление своего рода невежества.

00:55:12 Либо другая крайность: демонизировать окружающих. Обычно вот эти два таких колебания, маятника, они идут друг за другом, то есть в начале я всё принимаю, я всё как бы вижу в таком идеализированном  ключе. И, конечно, следующая картина идеализации - это демонизация, и потом я начинаю копаться, что называется, в ранах и гное и видеть только это. Но это характеристика незрелого ума, вот это крайность, как бы склонность к полярности. И разум как раз умеет нюансы различать. Есть такая пословица:  «дьявол проявляется в крайностях, а Бог в мелочах», то есть, когда мы начинаем видеть вот эти нюансы.

00:56:18 Но так как вы задали вопрос как относиться к проявлению всяких негативных деструктивных вещей в людях, которые практикуют или даже старше нас,  дело в том, что тут важно принять: да это есть. То есть не пытаться, с одной стороны, замазать себе глаза, говорить, что этого, нет это у меня такое видение или я там как-то неправильно смотрю. Это называется на английском ignor, то есть игнорирование и так же гуна невежества на английском называется ignorance, невежество.

00:57:10 Невежество как бы имеет корень с игнорированием (невежество на английском ignorance, а изначально на латинском ignorant - незнание), поэтому это не надо игнорировать, это нужно принять, да, это есть, это существует, но вместе с тем нужно расширить картину своего сознания. То есть у человека есть ещё и такие, такие, такие качества. Ошибочно - это когда мы видим только один полюс человека, но тогда мы находимся в заблуждении, но когда мы видим два его полюса, [мы же все обусловлены в материи], несмотря на то, что человек так достаточно жёстко может быть обусловлен природой материальной, тем не менее, мы смотрим на его intention, то есть на его стремление, куда он стремится.

00:58:10 Может быть, ему тяжелее чем нам, но он стремится к развитию, к какому-то позитивному направлению и научиться видеть вот эти вещи и взаимодействовать с его светлой стороной. При этом мы не обязательно должны близко взаимодействовать с его негативными какими-то проявлениями, поэтому нам не обязательно близко общаться с теми, кто так жёстко обусловлен и ему сложно со своей природой. То есть мы должны уважать всех, видеть их позитивное - куда направлено их душа, ценить их за это, уважать, потому что не так много таких людей в Кали югу и это уникально. Но мы должны использовать разум, видеть эти различные нюансы и взаимодействовать соответственно этому видению.

Как женщине органично транслировать свои мысли мужчине, если она не довольна им?

00:59:24 [Ведущая]: Спасибо вам большое за такой глубокий ответ. Действительно, есть о чем поразмыслить и как это применить в своей жизни. И вот вы сказали о людях, которые духовны, по духовному пути идут. И, в принципе, от некоторых из них можно держаться на почтительном от нас расстоянии, но что сделать с близкими людьми? Вот последний вопрос, который нам сегодня пришёл, я озвучу: «Подскажите, как женщине органично транслировать свои мысли мужчине, если она не довольна какой-то ситуацией связанной с ним? Чаще всего это происходит не конструктивно и на эмоциях, мужчина потом пару дней ещё может не приходить в себя? Спасибо заранее и хороших выходных».

01:00:02 [Гуна Манджари]: Это очень такой системный вопрос, тут много всего есть, что нужно учитывать. Это как бы верхушка айсберга, которая состоит из многих-многих планов. Во-первых, всё зависит от уровня осознанности, мы себя транслируем именно в связи с тем, насколько мы осознанны в этом плане. Если я бы отвечала на этот вопрос, то я ответила на него уже своей книгой «Жена - миссия выполнима». Эту книгу можно приобрести и там написано очень подробно, о том, как себя транслировать и как строить отношения с супругом, и из чего строится вот это понимание и функция, скажем так жены и роли.

01:01:19 Поэтому в общем отвечаю на этот вопрос. Всё начинается с самих себя, поэтому мы должны, во-первых, с собой поработать. Обычно такая импульсивность связана с тем, как я уже говорила, что недостаточно осознанности внутренней, больше на эмоциях. Но если это более подробно рассмотреть, что обычно человек что-то в себе не принимает и вот есть некая такая категоричность и манера взаимодействия с этим миром именно через категоричность и непринятие.

01:02:10 Прежде всего, непринятие себя, чего-то в себе, и за счёт этого идёт, конечно, непринятие в окружающих. И поэтому через то, что мы начинаем быть более осознанными, во-первых, получив знания, осознав его, мы начинаем принимать себя, распознавать и принимать какое-то своё невежество. Но именно принимать в том плане, что мы научимся с ним взаимодействовать. И первое первый шаг на пути к этому, мы его узнаем в себе, распознаем, и тогда мы поймём, что насколько сложно другим людям, которые тоже обладают своими ограничениями.

01:03:09 То есть когда мы становимся более эмпатичны по отношению к другим людям, понимая себя, насколько нам сложно, принимая, что мы не можем против материальной природы, как говорится, не вооружившись высшим знанием мы мало что можем сделать. И поэтому, когда мы начинаем рассматривать все эти вещи, понимать, - это всё вопрос разума. Потому что вопрос ума или вот этих импульсов, - человек действует очень рефлекторно. Как собака Павлова: да, там свет включился рефлексы пошли, слюна потекла, или там пищу показали, она захотела пищу, отобрали, она лает, гневается - это такое животное ещё в нас состояние, вот это такое рефлекторное действие.

01:04:21 Но человека отличает то, что он может использовать разум. И хочется практически ответить на этот вопрос. Тут такое действие может помочь именно практическое, если мы прежде чем как-то среагировать, мы замедлимся,  если мы скажем себе: “вот я отвечу или что-то сделаю или как-то проявлюсь, ну давай я это сделаю через какое-то время”. То есть мы позволим себе подумать какой-то момент, не действовать сразу, не отвечать сразу. И вот когда мы выработаем вот эту привычку не сразу отвечать, а через какое-то время, мы заметим, что наш ответ, будет меняться, то есть он будет более осознанным, более разумным и мы меньше будем жалеть о том, что как мы действуем. Между действием и реакциям на действия нужен какой-то временной промежуток.

01:05:40 [Ведущая]: Очень практичная рекомендация, мне кажется, они многим помогут сохранить отношения, потому что действительно, если мы хотя бы берём паузу, то тогда уже можно, как говорится меньше, дров наломать. и спасибо большое, что мы продолжаем разбирать все качества! Лично мне помогает, хотя бы зная о том, что может внутри у нас быть, их замечать, и может быть, даже проще контролировать. Поэтому спасибо вам большое, дорогая Гуна Манджари, что мы ведём эти беседы и они очень целебны и будем рады слышать вас вновь.

01:06:12 [Гуна Манджари]: Спасибо вам тоже очень большое, Анна, и нашим радиослушателям за то, что мы ведём эти беседы, они полезны для всех, кто говорит и слушает. и надеюсь на продолжение и, пожалуйста, присылайте ваши вопросы, продолжайте, потому что я всё -таки думаю, что на следующем эфире мы продолжим отвечать на вопросы, которые у на ещё остались из прошлых эфиров. И мы будем стараться не оставлять ваши вопросы без внимания. И до следующей встречи, до свидания.

транскрибирование: Татьяна Лапинайте | 12 July 2022