Качества ненасилия и правдивости
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 [Гуна Манджари] Здравствуйте, дорогая Анна! Здравствуйте, дорогие радиослушатели.
00:04:00 [Ведущая] К нам пришёл отзыв сейчас на начало эфира, точнее сообщение, что очень по Вам соскучились. Действительно не было наших эфиров две недели, или даже больше. Три получается. И очень рады слышать Вас в прямом эфире и разбираться, кто же такие божественные натуры, какими хорошими качествами они обладают и как эти качества обрести.
00:00:26 [Гуна Манджари] Спасибо большое за отзыв. Я тоже очень соскучилась по нашим передачам, по нашим слушателям и вопросам. И мы продолжаем наш разбор этой темы, потому что много мы слышим о ведических женщинах, о божественных женщинах, о том, что женская природа божественна и вообще о такой божественности. И как-то всем хочется быть к этому сопричастным, и у женщины есть такая склонность - чувствовать себя на вершине, на высоте, быть такой вот богиней. Я понимаю, что это такая естественная склонность, она существует в каждой.
00:01:18 И поэтому я думаю, что самое время разобраться с тем, что же такое, эта божественность, что же такое каноны, скажем так, ведической женщины. Потому что ведическая цивилизация была более под влиянием гуны благости, которая относится к божественному уровню. Вот поэтому так важно всё-таки не просто к каким-то внешним атрибутам это всё сводить. А к именно качественному пониманию этой природы. Потому что, когда у нас есть понимание, мы это все осознаем на уровне разума. Как есть такое выражение: «Когда цель ясна, она достижима».
00:02:18 Потому что пока у нас нет чёткого понимания, представления о том, что же это такое, то очень вряд ли мы можем как-то к этому приблизиться. Поэтому мы разбираем эту тему. И достаточно много у нас было эфиров, и я думаю будет ещё какое-то количество. И для того, чтобы говорить об этой теме и действительно понять, кто же такие божественные и соответственно демонические натуры, мы обращаемся к Источнику, который поведал нам о том, что существует такая природа вообще, то есть к источнику всего знания. Мы обращаемся к Бхагавад-Гите.
00:03:16 Это как бы «essence» или суть всей ведической мудрости. Еще раз напомню, что веды - это знание, которое не принадлежит к какой-то религиозной или какой-то ещё в телесных определениях сфере. Это знание, которое существует всегда. Это как законы научные и законы науки, законы физики. Они не принадлежат никому. Они вне всех определений. И поэтому мы обращаемся к Ведам, потому что они универсальны. И в частности, мы читаем из Бхагавад-Гиты.
00:04:09 Мы получаем информацию о том, по каким же качествам мы можем определить, дифференцировать ту или иную природу: божественную или демоническую. Итак, я зачитаю вот этот текст из Бхагавад-Гиты. Это 16 глава. Глава так и называется «Божественные и демонические натуры». И текст с первого по третий, который перечисляет нам качества божественных натур. Итак. Бхагавад-Гита – это песнь Бога.
Качества божественных натур по Бхагавад-Гите
00:04:47 Соответственно Верховный Господь сказал: “Бесстрашие, очищение своего бытия, совершенствование в духовном знании, благотворительность, владение чувств, совершение жертвоприношений, изучение вед, аскетизм, простота, отказ от насилия, правдивость, не гневливость, отрешённость от всего мирского, спокойствие, отсутствие стремления злословить, сострадание ко всем живым существам, отсутствие алчности, мягкость, скромность, решимость, целеустремлённость, способность прощать, стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремления к почестям - таковы, о потомок Бхараты, трансцендентные качества праведных людей, наделенных божественной природой”.
00:05:41 Вот такой текст, который повествует нам о том, какие же качества присущи божественной природе. То есть, как вы видите, никаких тут внешних определений нет, как она должна выглядеть, как человек должен выглядеть. Только всё говорится о внутреннем таком состоянии. И на прошлом эфире мы остановились на таком качестве как простота. Правильно я говорю, да?
00:06:29 [Ведущая] Да. Было про простоту.
Простота
00:06:31 [Гуна Манджари] И те, кто слушают нас, только начали слушать нас сейчас, могут прослушать запись прошлых эфиров. Вы можете прослушать о том, о чём мы говорили. Мы подробно разбирали качества и подробно отвечали там на вопросы, в связи с этим. И остановились на таком качестве как простота. Я хочу ещё раз отметить, что это очень, как ни странно, это очень привлекательное качество. Особенно привлекательно это качество в женщине. И Олег Геннадьевич Торсунов в каких-то из своих лекций делил качества на мужские и женские. Кстати говоря, простота, она относится к женским качествам. И она крайне привлекательна в женщине.
00:07:29 И ещё раз хочу напомнить, отметить о том, что тем кто хочет быть привлекательным, привлечь в свою жизнь, так сказать, партнёра правильного, или тем, кто уже в браке строят свои отношения, очень важно помнить о таком качестве, важном женском качестве как простота. И особенно это важно для тех, кто идёт по пути развития, кто наделён какими-то достоинствами. Обычно женщина, если она, допустим, даже внешне красива, то обычно что сопровождается? Что сопровождает эту красоту? Обычно сопровождает такая гордость.
00:08:28 Это такая может быть какая-то замороженность, такое тщеславие. Такие качества НЕпростоты. Мы говорили, я не буду на этом подробно останавливаться. На прошлом эфире мы говорили о том, что простота бывает в разных гунах, в разных качествах материальной природы. И есть такая простота, которая простецкая такая, которая, как говорится, хуже воровства. То есть это как раз о невежестве. Здесь имеется в виду простота в качестве благости, которая не в ущерб собственному достоинству, не в ущерб границам и всем, что с этим связано. То есть это такая божественная простота. Я бы даже сказала, - королевская.
00:09:28 Когда, обладая всеми достоинствами, человек остаётся при этом простым. Вот это уже действительно говорит о высокой природе. Потому что чем мельче человек, тем больше у него есть склонность куда-то заноситься. Вот что-то произойдёт, хоть чуть-чуть хорошее у его произойдёт, или какие-то у него есть небольшие качества, заслуги, то вот люди такого неглубокого плана, - их моментально заносит куда-то. Они сразу начинают гордиться, они сразу начинают чувствовать свою какую-то такую… Ну, что они так поднялись, вознеслись над толпой.
00:10:25 Вот это как раз говорит о достаточно таком уровне не очень высоком человека. Поэтому я понимаю, что гордость – это, то качество, которое испытывает нас всех. Мы все можем ощущать такие волны, какие-то приливы, так сказать, приятного чувства погордиться. Это природа, это приходит. Но другой момент, что мы контролируем это в себе, не «ведёмся». И поэтому очень важно, вот это качество, оно как раз определяет ценность и уровень человека, насколько он может оставаться простым, при том, что у него могут быть какие-то ценные качества, достоинства и т.д. Это уже тогда действительно говорит о том, что человек он достоин того, что к нему приходит.
00:11:26 Если он моментально заносится и ведётся на поводу всех вот таких импульсов, то это говорит о том, что к нему это пришло, и что это к нему приходит, но скорее всего человек он не очень-то этого достоин. Он не в состоянии усвоить, совладать со всеми дарами, которые к нему приходят или будут приходить. Тогда ему, конечно, даётся меньше, потому что его сразу это выводит из равновесия и сразу куда-то начинает его заносить.
00:12:15 Поэтому соответственно и может быть, мы замечали в своей жизни, что стоит нам где-то «задрать нос», то что-то происходит, что мы получаем по этому носу. Вот как-то так ситуация складывается - жизнь нас учит не гордиться сильно. Как говорил Порфирий Иванов, по-моему, такой русский йог, который спал в снегу, ходил в одних трусах. Он был реальным йогом и в общем-то познал законы мудрости. Он говорил о том, что “природа не любит хвалюков”. Вот это было его такое выражение.
00:13:10 То есть именно такое вот состояние, когда мы испытываем гордость, мы теряем такую простоту. Это говорит о том, что мы получим по носу. Поэтому нужно понимать эти моменты, контролировать их себе. А что касается в семейных отношениях, то это тоже очень такая злободневная тема. Потому что мы видим, что женщины сейчас очень склонны к саморазвитию, они много всего изучают, работают над собой. И действительно есть у неё успехи, какое-то продвижение.
00:14:05 И вот, конечно, первое чувство, которое приходит, это ты испытываешь такую гордость рядом с мужем, который может быть не развивается или развивается не так как-то. И женщина становится такая вся сложная и такая вся накрученная. И конечно это очень сильно влияет на отношения. Естественно, никаких улучшений в семье это не принесет. Поэтому очень важно при всём при том, что у тебя есть, соблюдая свои какие-то границы, которые тебе нужны для развития и так далее, то есть какие-то условия; при всём при этом оставаться простой в отношениях с мужем, в отношениях с другими менее развитыми, скажем так, не развитыми, как мы можем это полагать, членами нашей семьи.
00:15:03 То есть если мы реально хотим, чтобы возникли хорошие перемены или, во всяком случае, чтобы мы как-то в этих отношениях были успешны, очень важно сохранять такое качество как простота. Ещё раз я, так сказать, хотела на этом остановиться и подчеркнуть. Также в отношениях сейчас есть такая проблема. Ко мне часто обращаются незамужние девушки: “Как привлечь эти отношения, чтобы они развивались. Я уже прошла тот семинар, этот семинар. Я уже то делаю, это делаю. Вот что-то не складывается”.
00:16:02 И очень часто, конечно, не всегда, но очень часто, причина бывает в том, что девушка, она уже настолько занеслась со своим вот этим уровнем, что с ней очень сложно иметь какой-то контакт. Поэтому это будет действительно таким бриллиантом, если несмотря на весь такой высокий уровень развития и на такое стремление к развитию и культивированию различных качеств, девушка умеет оставаться простой в отношениях. Это ей большой плюс, это очень привлекательно. Это всем, как говорится, на заметку.
00:16:54 Так как у нас эфиры в большинстве своём предназначены для женской аудитории, то вот хотелось ещё раз выделить это качество, насколько оно важно для женщины. Особенно для женщин, опять же, которые слушают наши лекции. Т.е. тех женщин, которые стремятся к развитию. И если с этим более или менее всё понятно, мы перейдем к разбору следующих качеств.
Откуда берётся гордость, желание поучать других?
00:17:30 [Ведущая] Вы знаете, я хотела бы спросить, откуда вообще берётся вот эта гордость, желание поучать других? Потому что на самом деле это какая-то частая проблема, частое явление, которое, например, я в себе тоже замечаю. Вот это ощущение, что я так много знаю и сейчас я всех научу. И иногда действительно хочется чем-то поделиться, но можно это делать из сострадания, а можно вот из такой гордыни. И откуда берётся это гордыня? И как переключать это желание поделиться, рассказать о чём-то на сострадание? Достаточно просто понимания, что гордость (демоническая природа) – это данность этого времени, века Кали-Юги, нашей кармы.
00:18:04 [Гуна Манджари] Вот ответ на ваш вопрос, Анна, он как раз в следующем тексте. Когда здесь говорится, в следующем тексте говорится: “Гордость, высокомерие, тщеславие, гневливость, грубость, невежество - таковы качества обладающих демонической природой, о сын Притхи”. Гордость здесь стоит на самом первом месте. То есть это влияние демонической природы. И так как мы уже говорили много раз, что, живя в век Кали, в Кали-Югу - Железный Век, когда в одном человеке, во всех нас, могут сочетаться и божественная и демоническая природа одновременно. То есть таково влияние времени, в которое мы живём. И поэтому от гордости мы никуда не денемся. То есть сейчас в этот век, в который мы живем демонические влияния очень сильны.
00:19:07 Ну вот это природа, скажем так. Это не то, что там демоны с копытами как-то нас искушают и так далее. То есть я не к такому, не о таком примитивизме говорю. Я думаю те, кто нас слушают, они знают, о чём речь. Есть разные - разные влияния материи на разных уровнях. Вот сейчас, когда мы живем в такое время, когда всё как бы идёт к деградации и сама природа проявляется вот в таких более низших модусах. То есть все этим проникнуто. То есть такого таково влияние времени на нас. Но всё конечно не случайно. Мы тоже не случайно попали вот во все эти ситуации.
00:20:06 То есть это всё влияние нашей кармы, нашего выбора. В общем это глубокий такой философский момент, но так или иначе, гордость – это влияние вот этой природы. И это то, что мы всегда будем ощущать, вот сейчас живя. И что с этим делать? Просто, понимая эти вещи, как говорится, что знание разрушает карму. То есть, да. То, что мы испытываем гордость - это наша карма. Но когда мы это понимаем, мы можем, даже испытывая эту гордость, растождествляться с этим. То есть не идти на поводу у этого, не принимать это всерьёз. Это как жара и холод, -это на нас влияет. Да, но мы просто принимаем определённые меры - мы не злимся, мы не выходим из равновесия. Почему это происходит? Когда это перестанет происходить?
00:21:05 Это просто данность, и просто мы предпринимаем меры. Да, вот мы почувствовали гордость. И когда у нас есть знания, мы понимаем, что да, таково влияние времени, влияние на нас нашей кармы, допустим. Все это взаимосвязано. И мы просто не ведёмся на поводу этого. Мы, как я уже сказала, растождествляемся с этим, ничего особо не делаем по этому поводу. То есть мы и дальше не принимаем это так всерьёз, мы не начинаем всем доказывать, что я тут самая крутая, что я сейчас вас тут всех поведу к свету и так далее. То есть мы не становимся в такую позицию, мы просто это констатируем и всё. И вот этого понимания достаточно, чтобы бы ничего не происходило, чтобы мы не гордились.
00:22:09 Хотя гордость может приходить. Это нормально. И в той же Бхагавад-Гите говорится, что к глубокому такому муни, мудрецу, осознавшему себя, осознавшей себя личностью, могут приходить такие же чувства как гнев, гордость, вожделение. Это всё может испытывать, потому что это качество материальной природы, в которой мы живём. Но он ничего не делает по этому поводу, то есть он не ведётся на поводу этих импульсов. И там приводится такой же пример, в Бхагавад-Гите, что это подобно тому, как в глубокий океан, в огромный океан может впадать множество рек. Но это его никак не беспокоит. Он также остается таким же невозмутимым.
00:23:09 Тоже самое вот то, к чему мы стремимся, чтобы мы были настолько развиты, натренированы, чтобы вот все вот эти импульсы не выводили нас из равновесия.
00:23:26 [Ведущая] Спасибо большое за ответ. Сегодня мне рассказали такой удивительный пример, тоже на эту тему, что вот эти негативные качества, они действительно не наши. Они как музыка, которая звучит, например, в торговом центре или в машине. Мы не можем на неё повлиять. Эта музыка этого мира, она просто звучит. Но если мы как-то примем, что она вот есть, и не будем сильно обращать на неё внимания, то она не будет нас так сильно беспокоить. Это вот как раз то, о чём вы говорили, что эти качества - они в нас есть, они к нам приходят. Это какая-то наша такая вот обусловленность, в виду того, что мы в этом мире живём. Но если мы просто не обращаем внимания на них, то со временем как-то вот всё приходит на свои места, всё успокаивается, и можно жить дальше спокойно.
00:24:13 [Гуна Манджари] Да. Спасибо за такой пример. Он действительно иллюстрирует то, о чём мы говорили. То есть это всё, все вот эти проявления - это некий такой фон, который сейчас присутствует. Нам нужно научиться с этим взаимодействовать и, в первую очередь, понимать эти вещи, отслеживать, и тогда мы можем действовать независимо от этого всего.
00:24:42 [Ведущая] Спасибо большое. Может быть мы тогда разберёмся следующие качества, которые вы хотели сегодня раскрыть?
Отказ от насилия и вегетарианство
00:24:51 [Гуна Манджари] Да, мы будем по мере продвижения идти дальше по тексту. И дальше, это такое качество, как отказ от насилия. И я, наверное, не буду очень долго останавливаться на этом качестве, потому что у нас есть специальный эфир, может быть их даже несколько, я уже не помню, который посвящен вот этому проявлению тонкого насилия в отношениях. Можно его прослушать, потому что иногда есть такое представление о том, что насилие – это вот что-то такое жесткое, физическое. Когда кто-то нападает там с дубинами, с оружием, причиняет нам такую боль. Да, бесспорно, от этого насилия нужно отказаться. Это грубое насилие. Его не должно быть.
00:25:52 Кстати, здесь также упомяну то, что йоги, те, кто идут по духовному пути, они следуют принципу ахимсы. Принцип ахимсы - это ненасилие. И туда также относится вегетарианство, потому что вегетарианство - это прежде всего отказ от насилия. Это не просто здоровый образ жизни. Да, болезни - это всё такие кармические вещи, и тут уже как следствие. Но основная идея вегетарианства это то, что я минимизирую насилие в моей жизни, потому что причиняя насилие другим живым существам, мы не можем развиваться. То есть нас это будет тормозить. Но это более-менее понятно.
00:26:50 Это, кстати говоря, есть какой-то намек в различных религиях, так называемые посты. Они учат человека тому, что всё-таки нужно учиться контролировать себя и отказываться от насилия, - в этом идея. Не просто какой-то ритуал, а идея в том, чтобы минимизировать насилие и учиться от него отходить, как можно меньше его применять в жизни. То есть с этим более или менее понятно. Но также есть тонкого рода насилие, которому мы подробно посвятили наш эфир. И эта склонность к этому насилию, она есть и у женщин, и у мужчин. Очень часто вот такое - склонность к манипуляциям. Это склонность к тому, чтобы как-то продавливать свои идеи, или есть такое слово «причинять добро».
00:28:03 То есть это вот такой показатель насилия. Есть очень много показателей такого тонкого проявления насилия, и мы об этом говорим более подробно. Вы можете прослушать. Это важная тема, потому что очень часто в отношениях - они не складываются, они не строятся. И это семейные отношения, ну вообще в отношениях с людьми. Туда и семейные отношения также относятся, любые отношения. То есть они не складываются из-за тенденции живого существа проявлять вот такое тонкое насилие в этих отношениях, когда мы начинаем там довлеть, когда мы начинаем прокачивать свои какие-то идеи.
Особенность жертв – тенденция к тонкому насилию
00:28:59 То есть так, обходя другого человека на тонком плане, опять же, манипулируя, то есть воздействуя на него разными путями: либо обижаясь, либо как-то ещё. Потому что мы хотим, чтобы всё было по-нашему. То есть это одна из характеристик вот этого насилия. И люди очень склонны к этому в отношениях. Особенно у женщин есть такая склонность. Они не могут, так сказать, волевыми усилиями или жёстко свои идеи проталкивать. То вырабатывается вот такая склонность к тонкому проявлению насилия.
00:29:55 Особенно это есть такая склонность у жертв. Вот тех, кто находится в сценарии жертв. И вот эти жертвы, на самом деле которые как бы самые пострадавшие, вот тоже они обладают большой склонностью к насилию. Поэтому рядом с ними очень сложно находиться. Вообще, если людям с вами сложно находиться, то, пожалуйста, проверьте себя на вот эту тенденцию к тонкому насилию.
00:30:32 Вот говорится, что божественная природа, то есть божественные натуры - они отказываются от насилия, отказываются от всяких таких манипулятивных техник. Они отказываются от того, чтобы давить на другого человека, как-то его волю подавлять. В общем-то, какими-то путями идти, обходя его личное, добровольное участие в отношениях.
00:31:13 Поэтому очень важно, очень важно это отследить. Особенно во взаимоотношениях. И так как ко мне в большей степени обращаются женщины, очень важно это в себе отследить, понять вот эту свою склонность к насилию. Когда она говорит: «Ну я же там хорошего хотела, я же там всё делала. То, сё». Вот таким образом пытаясь обязать человека, пытаясь как-то против его воли, против его желания что-то прокрутить. Поэтому тут важно это прослеживать, отслеживать. И если с этим более-менее понятно, мы пойдем дальше.
Как понять, что ты сейчас причиняешь добро?
00:31:58 [Ведущая] Вот у нас как раз пришёл вопрос. То, о чем вы говорили про насилие, про добрую услугу, вот эту медвежье услугу. Как раз вопрос: «А как понять, что ты сейчас причиняешь добро. Ведь иногда искренне видишь, что человек сам не поймёт и не справится и хочешь помочь ему?».
00:32:19 [Гуна Манджари] Сам не пойдёт и не справится. Ну смотрите. Нужно уметь помогать. Чтобы помогать человеку нужно иметь определенную квалификацию. То есть если это ребенок, который от вас зависит, то, да, я - взрослый человек. То тут помощь может быть будет в том, чтобы пробудить его разум. Чтобы то, что он должен делать, то, с чем он должен справляться, чтобы он сам с этим справлялся. Как говорится, есть такая японская пословица, что, если хотите помочь человеку, не давайте ему рыбу. А научить его её ловить. То есть поэтому тут помощь, которую мы можем ему оказать в данный момент то, это как-то способствовать пробуждению его разума.
00:33:18 При этом мы должны сами иметь таковую пробуждённость. Это один момент. Другой момент, что тут тоже есть несколько нюансов. Насколько действительно то, чего мы хотим, то, что мы считаем, мы должны помочь в этом человеку. Ему нужно, или это нужно нам? То есть тут масса таких уточняющих вопросов. Вот идея в общем-то и ответ такой может быть.
Пробуждённый разум способен помочь другим своим примером
00:33:51 [Ведущая] Идея: пробудить разум сначала в себе, а потом уже пытаться его в ком-то другом пробуждать. Верно?
00:33:58 [Гуна Манджари] Да, это так. Но обычно я могу сказать, что если разум пробуждается в ком-то, то он, этот пробуждённый разум, он будет как бы… Мы говорили об этом тоже неоднократно в наших эфирах, но, наверное, надо напоминать, что когда мы хотим кого-то чему-то научить, то первое: «Слова - это самое последнее, когда мы говорим.» Первое, что мы делаем – это мы учим собственным примером. И поэтому если в наш разум пробужден, то другой человеку будет взаимодействовать. То есть каким-то образом это будет ему передаваться. Поэтому, если мы находимся в поле пробужденного разума, то те, кто находятся в этом поле, они тоже будут взаимодействовать. Тогда то, что мы будем как-то общаться с другими людьми и помогать им тем или иным образом, это будет не сопряжено с насилием.
Как остановить психическое насилие по отношению ко мне?
00:35:11 [Ведущая] Спасибо большое за ответ. И ещё такой важный вопрос, мне кажется, пришёл. “Часто в моей жизни сталкиваюсь с проблемой: как остановить психическое насилие и попытки манипуляции по отношению ко мне людей вокруг? Это обычное дело в моих отношениях с начальником. Раньше у меня просто проявлялась ответная агрессия. Сейчас научилась дистанцироваться. Но я всё равно чувствую, что есть какой-то следующий этап”.
00:35:41 [Гуна Манджари] Это очень большая тема. Основная из тем взаимоотношений - это манипуляция, насилие такое тонкое, тонкого плана, - что есть манипуляции. Тут важно понимать, что всегда, это всегда пара. Есть манипулятор и манипулируемый. Без манипулируемого нет манипулятора. Тоже самое, как без жертвы нет агрессора. То есть это всё в психологии, и очень много всего на эту тему можно почитать, можно посмотреть, изучить эту тему. И поэтому нужно понять, что во мне вот эти триггеры включает триггеры к манипуляции. Потому что есть люди, с которыми понятно, что не особо-то проманипулируешь.
00:36:41 То есть желания особо манипулировать ими нет. Они не вызывают таких желаний. Поэтому нужно понять, что во мне вызывает такие желания. Я могу только тут играть в такую гадалку, отгадывать. Поэтому, конечно, лучше с кем-то поговорить конкретно.
Как стать неинтересным для манипулятора?
00:37:04 Если есть тот, с кем можно поговорить на эту тему. Но я могу только предполагать, что, допустим, если я завишу от мнения окружающих, я завишу от их одобрения, я завишу от того, чтобы я была хорошей девочкой в глаза всех-всех людей, то естественно это считывается. Естественно, за эти рычаги будут дёргать. И будет своего рода манипуляция.
00:37:33 А если внутренне я спокойна, если у меня есть мой источник получения любви, более высокий, и я зафиксирована на более высших сферах, и я не завишу от этого всего. Вот чем меньше мы зависим, тем меньше манипулятору есть, за что нас дёрнуть, за какую веревочку. Тем более мы, скажем так, неинтересные для манипулятора. Поэтому тут с какой-то зависимостью можно познакомиться, разобраться.
00:38:17 [Ведущая] Очень интересный момент, как стать неинтересным для манипулятора. Конечно, разобраться в себе. Спасибо, что возвращаетесь эту ответственность на нас самих, что мы сами в каком-то смысле магнит того, что к нам притягивается, магнит хороших людей, хороших событий или вот таких манипуляций или негативных аспектов. Это очень важно - напоминать себе. Спасибо большое. И, может быть, тогда перейдем к следующему качеству?
00:38:38 [Гуна Манджари] Да. И я, кстати, ещё хочу дополнить вот к этому ответу, к выводу, который вы сделали, Анна. Хочу ещё сделать такое дополнение, что, и мы об этом говорили, очень важно не впадать в какую-то такую паранойю. Что вот что-то со мной не так, что вот я не то, что делаю я не так. Я не так вибрирую, я не так как-то думаю, и вот со мной это происходит. Тут тоже важно снять с себя какую-то ответственность за все это. Тоже с какой-то стороны. Как бы относиться к этому в здоровом состоянии, без перегибов. Потому что, как мы уже обсуждали этот момент, что это - природа вот этого мира материального и времени, особенно времени, в которое мы живём.
00:39:40 То есть поэтому мы периодически будем сталкиваться вот с этими проявлениями в нашу сторону. И просто к этому нужно относиться как к данности какой-то. Необязательно в себе пытаться найти, а что вот я тут не так подумала. То есть я просто хотела предостеречь от своего рода такой паранойи психологической, которая может начаться. То есть не входить в какое-то нездоровое состояние.
00:40:13 [Ведущая] Очень важная вещь. Спасибо большое. Действительно часто мы слышим где-то, что всё, что нас окружает – это наше отражение. И каждого мы начинаем видеть именно как зеркало. И в королевство зеркал действительно не сложно сойти с ума. Поэтому спасибо за это предостережение, потому что действительно есть люди, есть личности, есть их личные мотивы, какие-то проявления. Спасибо большое, что об этом тоже упомянули. Чтобы мы, как всегда, нашли эту золотую середину и ответственности и не самокопания вечного, какого-то самобичевания.
00:40:44 [Гуна Манджари] Да, особенно это касается в контексте женщин. Они обожают, то есть мы наверно все обожаем в какие-то крайности впадать. Когда, если нам сказали, что вот это всё наше сознание отражает, все-все ситуации. Начинается: «Вот я тут, а тут мне такая мысль промелькнула, и вот тут я получила какой-то удар, кто-то мне наступил на ногу. Это, потому что вот так…» Это уже начинается такая нездоровая тема и поэтому нужно себя контролировать от такого крайнего состояния.
Что делать с гневом?
00:41:34 [Ведущая] Мы можем перейти к качеству. Хотела просто зачитать один вопрос. Он не в контексте именно этого качества, но тоже, мне кажется, схож про насилие. Потому что насилие и гнев - они где-то рядышком. «А что делать с гневом? Я эмоциональная по природе и не могу справиться с ним, зажигаюсь быстро как спичка».
00:41:54 [Гуна Манджари] Ну, работать с этим. Во-первых, очень важно то, что вы это уже увидели, и что вы не пытаетесь обвинить всех окружающих, что они такие бестолковые, они вас бесконечно раздражают и не понимают, как с вами вести себя. Потому что такое тоже случается у людей гневливых. Во-вторых, когда вы понимаете свои эти тенденции. То, это важно принять в себе, что-то вот я такая, у меня такая психофизика, что ли. И поэтому нужно действовать соответственно. Обычно гневливым людям нужно где-то как-то свой гнев отстрелять, что называется.
00:42:51 То есть у каждого по-разному. Кому-то, я не знаю, нужно спортом заняться, хорошо пробегать. Потому что это энергия. Гнев - это энергия мощная. И поэтому её нужно где-то выпускать. Может быть танцы хорошо для женщины. Вот этот Бхаратнатьям известный. Что когда вот в этих индийских танцах они стучат ногами об пол. И у них эти бубенчики на ногах. Они в ритмы этими бубенчиками так попадают в танцах. То есть вот это само стучание об пол, об землю - это как релиз. То есть оно избавляет от гнева, помогает гневу как-то заземлиться. Как такой громоотвод, который молнию пускает в землю. Поэтому где-то надо заземляться. То есть это энергия огня мощная в нашей психике присутствует.
00:44:00 Поэтому для того, чтобы её гасить нам нужно энергии земли побольше. Учиться заземляться, учиться какие-то свои индивидуальные понимать особенности, индивидуальные методы, которые мы можем для себя определить, как мы будем вот этот излишний гнев реализовывать, контролировать. И опять же это целая тема, это большая тема на самом деле. Почему в нас много гнева. Это может быть весь наш образ жизни, это может наше питание быть, если мы допустим не соблюдаем принцип ахимсы, то есть пища мясного характера - она дает очень много гнева.
00:44:58 Я помню вот очень резко, когда я ощутила этот переход на вегетарианство, когда я отказалась от этих убойных продуктов. Первая мысль, когда это произошло со мной, первая мысль, которая ко мне пришла, она была такая: «Всё, я больше не хищник». И я ощутила себя, реально ощутила, что я больше не хищник. Поэтому, да, это важно - образ жизни проследить какой. Если я до ночи смотрю боевики или какие-то, я не знаю, страсти, то это тоже будет меня наполнять. Поэтому важно умиротворяться, заниматься духовной практикой.
Гнев происходит от чрезмерной привязанности
00:45:52 Все вот эти общие рекомендации по гуне благости, они тут будут уместны. Если опять же мы возьмём шастры - ведические писания Бхагавад-Гиты. То там описывается природа гнева, почему он происходит. То есть почему происходит эта гневливость. Гнев происходит от чрезмерной привязанности. Когда мы сильно привязываемся к чему-то, и мы это не получаем, то, как ответ на это разочарование, приходит гнев. И поэтому тут тоже очень важно разобраться, к чему же я такая очень сильно привязчивая. Может быть я очень категоричная, привязана к тому, чтобы всё было по-моему. И когда это не происходит… Тут нужно разобраться со своими привязанностями. И, как мы говорили, что знание - оно разрушает карму.
00:46:53 Поэтому вот такая глубокая-глубокая интроспекция, самоанализ, вот это внутренняя работа и целый комплекс мер, он может освободить нас вот этих тисков гнева, в которых мы, в общем-то, вынуждены быть как рабы этого качества.
Как подтолкнуть мужа к физическим упражнениям, чтобы он легче справлялся с гневом?
00:47:20 [Ведущая] Очень такой комплексный, глубокий ответ. Спасибо вам большое. Как Олег Геннадьевич часто называет трудности в нашей жизни объёмом работы. Просто вот у нас есть такой объём работы с этим качеством, с этими проявлениями. Вы объяснили сегодня, с чем это может быть связано. И просто нужно начать что-то с этим делать. И к нам пришёл вопрос, тоже о контроле гнева. Женщина спрашивает для своего супруга: «Как подтолкнуть мужа заняться физическими упражнениями, чтобы он легче справлялся с преувеличенным гневом? Он понимает, что пробежки или интенсивные занятия будут полезны, но не переходит к действию».
00:47:55 [Гуна Манджари] Вот у Олега Геннадьевича Торсунова очень много есть по этому поводу таких подсказок. Я воспользуюсь одной из них. Вам нужно просить его, чтобы вы вместе, может быть, выходили вот на пробежку, на какие-то спортивные мероприятия. И тут важно во всех вот этих моментах перед человеком не ставить сразу такой глобальной задачи, что ты должен заниматься спортом регулярно, потеть. И тогда «типо» будет вот эта энергия, агрессии, гнева - она будет как-то уходить и реализовываться таким образом. Это звучит для человека, который особо не связан с этим, как что-то нереальное. То есть никогда не ставьте ни перед собой, ни перед близкими каких-то сверхзадач.
00:49:05 Ум этого сразу пугается. Поэтому нужно сказать, что давай немножечко чуть-чуть пройдёмся, пробежимся. Знаете, как паровоз завести - по чуть-чуть, по чуть-чуть. И потом уже вот это вся инерция, она накопится. Это всё с мёртвой точки столкнется. Критическая масса наберётся, и потихонечку вот так нужно заводить своих близких и себя тоже. Потихоньку. «Давай ещё пробежимся» - на следующий день понемногу. Опять же, ещё раз подчеркну, не надо ставить сверхзадач перед человеком. Понемногу. И вот так человек будет набирать какую-то силу, решимость. Будет видеть, что это реально, что от него не требуется что-то совершенно для него немыслимое, к чему он сейчас не готов и не понимает, как он это может сделать в своей жизни.
00:50:10 То есть показать, что это задача, она совершенно простая, пустяковая. То есть наоборот нужно упрощать задачу, не усложнять, а упрощать. Потихоньку это внедрять. И потихонечку оно всё столкнется с мёртвой точки. Опять же, как уже говорили, критическая масса будет накапливаться, и оно может увеличиваться таким образом.
00:50:38 [Ведущая] Очень практичный совет. Спасибо большое. Чувствуется, что девушка, которая к нам обратилась, так как она разумна, так как она уже обращается за советом, за помощью, всё у него получится. Вы дали такие ценные указания. У нас в принципе ещё есть время, чтобы разобрать одно качество, мне кажется.
Качество божественных натур – правдивость
00:50:55 [Гуна Манджари] Хорошо. Тогда мы обратимся к следующему качеству, которое звучит как правдивость. Тоже очень такое важное качество в нашей жизни. И правдивость, как мы уже говорили, что всё бывает в разных качествах материальной природы, в разных гунах, как они называются в ведах, природы. Конечно, правдивость, она может быть также в разных модусах. Если в невежестве, как есть такое слово, мы просто бестактны. Мы просто говорим правду-матку. Также есть это всё в страсти, когда мы такие манипулятивные. То есть, когда нам надо, мы используем какие-то факты, мы говорим то, что есть. Мы говорим полуправду. У нас есть манипуляции с этим аспектом.
00:52:08 И, конечно, благость – это, когда мы правдивы. И говорится, что качество брахмана, одно из определяющих его качеств - это правдивость. Это очень важное качество, оно связано с а таким внутренним ощущением, я бы даже сказала, это ощущение как искренность. Что мы избегаем того, чтобы быть в масках, быть в ролях. У женщин тоже есть к этому большая склонность. Потому что женщины - такие актрисы по природе. И действительно, иногда это нужно. Женская природа такая непрямая, она такая извилистая, как такой ход змеи.
00:53:05 Женщине это нужно иногда в семейных отношениях. Это важно иногда быть более гибкой. И некоторым женщинам я бы посоветовала даже такой гибкости. Может быть где-то сыграть какую-то роль. Женская природа имеет к этому склонность. Поэтому актриса, актёр - это больше женская такая ипостась. Это связано больше с женской природой, с её силой такой. И поэтому в плане правдивости нам очень важно себя от своих ролей растождествлять.
00:54:06 Потому что это другая крайность, которая бывает у женщин. Она настолько в ролях начинает жить, она постоянно что-то играет. Вот тут она играет, что она обиделась, что она - жертва. Тут она играет другую роль. Просто иногда наблюдаешь за женщинами, думаешь, боже мой, просто смотришь действительно сыгранную пьесу. На пятёрку всё сыграла. И как актриса, действительно не подкопаться. Но дело в том, что это всё хорошо до определённого момента, до определённого уровня. Потому что, когда мы живём в этих ролях, мы, во-первых, пропускаем саму жизнь. А жизнь намного мудрее, намного выше, чем какие-то роли, которые мы придумываем.
00:55:11 Мы как в скафандре находимся. У нас нет контакта с жизнью, нет контакта с другими людьми, и, самое главное, у нас нет контакта с собой, когда мы заигрываемся. Это всё относится к качеству правдивости, к качеству искренности. Когда мы просто можем снять с себя все маски, все роли и быть самой собой, быть искренней, не бояться показаться без грима такого внутреннего. Это бывает очень больно иногда принять реальность, такой какая она есть. И это очень важное качество - учиться принимать реальность такой, какая она есть. Потому что мы пытаемся как-то раскрасить, расцветить что-то: ситуации, отношения. Но очень важно учиться сталкиваться с ситуацией вот такой, какая она есть.
00:56:21 Очень часто на консультациях мне приходится снимать одну маску за другой с человека для того, чтобы он столкнулся с реальностью. Потому что он боится это сделать сам с собою. И когда он сталкивается, ему приходит некое отрезвление, и он начинает понимать и видеть – как, что и как он должен действовать. Потому что пока мы в масках, все остальные с нами в масках и реальность также в какой-то маске с нами. И поэтому, когда мы снимаем, и когда мы следуем такому качеству как правдивость, то, как следствие этого, у нас развивается интуиция. Мы начинаем видеть, мы можем видеть вещи такими, какие они есть.
Бык дхармы в Кали-Югу
00:57:23 То есть мы не обманываем, и нас не обманывают. Это очень-очень такое важное, такое основополагающее качество – правдивость. И говорится, что в Кали-Югу бык религии, бык дхармы стоит на одной ноге. Обычно бык, это так образно выражаясь, он опирается на четыре ноги. Есть четыре ноги религии - это милосердие, аскетизм, чистота и правдивость. Говорится, что в Сатья-Югу бык дхармы стоит на четырёх ногах. А в Трета-Югу он стоит на трёх ногах, то есть одной ноги не хватает. В Двапара-Югу он стоит на двух ногах. И вот в Кали-Югу, наш век, он стоит только на одной ноге, и это нога называется правдивость.
00:58:23 Поэтому искренность - это самое важное, что у нас есть. Очень важно оставаться таким, не заигрывается с масками, с ролями, а быть искренним. Потому что если мы искренни, если мы честны внутренне, то нам будут даваться искренние и реальные вещи. То есть мы можем понять, и нам будет открываться Абсолютная Истина, Абсолютная Правда. Если мы неискренни, то нас будут обманывать. Потому что говорится, если ученик – обманщик, то к нему приходит учитель, который его обманет. Поэтому, если мы встречаемся с чем-то, что нас обмануло, - это значит, что мы где-то на что-то купились, где-то мы не были искренними. Я думаю, на сегодня всё, что можно сказать по этому поводу. И если есть ещё что-то?
В чем разница между игривостью женской и обманом?
00:59:38 [Ведущая] Такое важное качество. Хочется понять в чём разница между вот этой игривостью какой-то, иногда допустимой, как я понимаю, и обманом? Потому что действительно есть искусство женщины, которым даже иногда мамы своих дочек обучают - как правильно преподнести мужу какой-то факт, чтобы он был приятный, или как правильно разнообразить отношения при помощи каких-то интересных вещей. И это тоже неправильно, это тоже не должно быть, или это может быть? И чем тогда это отличается от обмана, от отсутствия правдивости?
01:00:17 [Гуна Манджари] И как я уже упоминала, это должно быть у женщины, это качество, которое ей дано от природы. Вот это, что она может хорошо перевоплощаться, играть. Это обязательно должно быть в отношениях. Это не так просто ей дано. Когда женщина совсем такая «прямая, как артиллерийский ствол». Это в отношениях тяжёлый случай, скажем так. Это не женский подход, это как два мужика. Поэтому женщине действительно нужно уметь применять эти роли. Иногда ей нужно где-то подыграть, иногда сыграть такую роль. Даже с тем же ребёнком. Иногда ребёнку страшно, иногда маме страшно. Но всё равно нужно сыграть какую-то роль. Что всё хорошо, всё нормально. Как-то его развлечь, завлечь. Ну это всё же – роли.
01:01:23 Тоже самое с мужем бывает. Тоже нужно играть какую-то роль иногда. Не может быть такое - совсем такая, какая ты есть всегда. Но как говорится: «Играй, да не заигрывайся». Нужно внутри себя очень хорошо понимать, когда ты играешь роли и что это - роли, а когда тебе нужно снять все маски. Что касается нашей духовной практики, когда мы молимся, медитируем, и у нас разговор с Богом происходит, то в этот момент должны снимать все наши маски. Когда мы общаемся с духовным учителем, наставником в таком плане, то мы снимаем все наши маски. Даже не иногда, а достаточно часто, в разговорах с нашими близкими мы тоже снимаем периодически маски, мы учимся такой искренней, откровенной беседе взаимодействия. Потому что без искренности также нет семейных отношений.
01:02:34 Это не так, что вы постоянно такие актёры «погорелого театра», что называется. Нет. Мы сами с собой тоже должны быть. Поэтому это вот такое «бездействие в действии и действие в бездействии», как говорится в Бхагавад-Гите. Поэтому нужен обязательно разум. Без разума вообще очень сложно жить. Чтобы понять, когда мы применяем те или иные свои такие ипостаси. Поэтому как обычно это такой комплексный вопрос. Но ответ в том, что да, и то и другое мы применяем в нашей жизни. Но вот тут ещё, конечно, важно учиться взаимодействовать со всем этим.
На что опираться, чтобы развивать в себе качество правдивость, если меня ранит открытость?
01:03:36 [Ведущая] Очень интересные темы. Последний по времени вопрос, но очень важный. Хочу зачитать. «Благодарю за сегодняшний эфир. Очень отзывается всё, о чём вы говорите. Я чувствую, что мне страшно быть правдивой. Для меня это такая открытая и ранимая позиция. Может быть Вы подскажите, на что опереться, чтобы развить в себе это качество без страха?».
01:03:57 [Гуна Манджари] Первое, на что можно опереться, вы можете практиковать правдивость в каком-то безопасном для вас пространстве, то есть учиться быть правдивой в безопасном для вас пространстве. Вы можете быть правдивы перед самой собой. Это может быть безопасно, если вы опять же умеете, обладаете достаточным разумом. Во-первых, такое важное составляющее, как умение принять себя. То есть очень важно для того, чтобы быть правдивой это принятие, такое качество как принятие. Вы принимаете себя, вы принимаете, что вы - ученик на этом пути, и что вы несовершенны, это нормально. Первое, чему важно научиться - это вот такому принятию, то есть вы учитесь принятию.
01:05:00 И вы сами для себя создаете вот эту безопасную среду, потому что, я вначале сказала, что важно для себя быть правдивой. Важно найти безопасную среду и там практиковать правдивость. Это важно делать с собой. И потом я подумала, что многие люди сами для себя - очень небезопасная среда. Поэтому для того, чтобы быть для себя безопасной средой, нужно учиться вот эту принятию. Когда мы контролируем свою гордость и что нам необязательно быть номером один и соответствовать каким-то своим внешним стандартам, какие мы себе нарисовали, какие-то роли, маски. То есть мы от этого отказываемся, мы принимаем, мы учимся принимать реальность такой, какая она есть, учимся принимать себя.
01:06:01 Это тоже целая тема. Мы учимся быть безопасной средой для самого себя. И в отношениях с другими людьми также мы учимся быть открытым, опять же, в безопасной среде. То есть с теми людьми, которые мудрее, которые нас принимают, которые нас не ранят. И когда у нас есть такой опыт, мы набираемся такого опыта, что быть правдивым - это не всегда больно. Вот тогда это в нас начинает проявляться. И последний такой универсальный совет в этом плане, что когда мы в молитве, когда мы в разговоре с Богом, и мы правдивы - то мы всегда получаем, если мы действительно искренни и правдивы, если происходит вот такой диалог, то мы обязательно получим какое-то внутреннее состояние.
01:07:05 Это будет, есть в психологии такой термин, психологическое поглаживание. Мы получим внутреннее состояние, такое поглаживание в форме такого очень позитивного, внутреннего ответа. Если мы правдивы с Богом, то мы всегда получим большой-большой от Него отклик форме такого позитива. Это может быть какое-то озарение или внутренне такое состояние. И это нас стимулирует к тому, чтобы быть правдивым с Ним, чтобы учиться вот этой внутренней правдивости, как таковой.
01:07:47 [Ведущая] Невероятно вдохновляющий совет - вот этого пути, с чего начинается правдивость, с чего начинается ненасилие, простота. Спасибо вам большое, что так глубоко раскрываете эти вещи в наших отношениях с Богом, с самим собой. Действительно, это ведь как взросление ребёнка. Он сначала в таком маленьком обществе учится доверять, принимает. Только потом он выходит в школу, в мир. Вот это постепенность взросления. Спасибо, что рассказали об этом. Постепенность культивирования в себе этих качеств, это очень ценно. Просто слушая об этих качествах, уже как-то запускаются механизмы того, что ты хочешь их в себе развить. Поэтому благодарю за сегодняшнюю беседу. Будем с радостью ждать следующих эфиров. Спасибо вам большое.
01:08:37 [Гуна Манджари] Спасибо вам большое за эту беседу, спасибо вам за ваши вопросы. Потому что действительно ваши вопросы, они рождают вот такие глубинные понимания, о которых вы, Анна, сказали. Потому что действительно, не поговорив на эту тему, сам для себя не раскроешь этого тоже. Поэтому бесспорно в этом и ваша роль, в ваших искренних таких вопросах, потому что, я думаю, мы все получаем ответы - не только тот, кто говорит - он знает. Он сам получает ответы, думая, погружаясь в эти вопросы, в эти темы. Поэтому благо получаем мы все. И в общем-то я надеюсь будет развивать дальше такие качества.
01:09:28 [Ведущая] Спасибо большое. Действительно такая благая для всех: для слушающих, для говорящих, для задающих вопросы, беседа. Спасибо. И тогда до новой встречи через неделю.
01:09:38 [Гуна Манджари] Спасибо всем. До свидания и до следующих встреч.
01:09:42 [Ведущая] До свидания.