Отречение от всего мирского
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 [Ведущая] Добрый вечер, дорогие слушатели Веда Радио. Меня зовут Анна. И я рада открывать вместе с вами новые знания и углубляться в мудрости Вед. И всё ближе и ближе мы подходим к завершению старого года и переходу в новый. Какие мы будем в следующем году, какие новые качества хотим приобрести, какую природу в себе раскрыть можно начинать думать уже сейчас. И очень нам помогут в этом прямые эфиры с психологом и знатоком вед, а также нашей дорогой гостьей Гуной Манджари, на которых мы разбираем качества божественных и демонических натур. Пожалуйста присылайте все интересующие вас вопросы в Ватсапе и Вайбере по номеру телефона +7 900 239 0963, а также оставляйте на сайте Vedaradio.fm. Я приветствую нашу гостью. Здравствуйте, Гуна Манджари.
00:00:55 [Гуна Манджари] Здравствуйте, дорогая Анна. Здравствуйте, дорогие радиослушатели.
00:01:00 [Ведущая] Очень интересно мы на прошлом эфире разобрали качество бесстрашие. Это было так важно, ценно. Потому что страхи – это, наверное, самая главная та суть, которая ограничивает нас, заставляет как-то сковываться, всё хорошее и светлое в нас. И очень было ценно с вами поговорить об этом. Интересно узнать, что сегодня мы обсудим.
00:01:21 [Гуна Манджари] Сегодня мы поговорим также о качествах, которые нам мешают быть теми, кто мы есть на самом деле и быть счастливыми постоянно, вечно. Потому что это наша природа. И мы опять же, как мы это делаем в ряде наших передач, обратимся к главе 16 из Бхагавад-Гиты «Божественные и демонические натуры». И мы продолжим рассматривать качества, которые присущи божественным натурам. И будем инспектировать себя на присутствие этих качеств, на то, как нам их развивать. Тем более с тем, что вы сказали, мы подходим к новому году. Время ставит какие-то новые задачи перед нами.
00:02:22 И я думаю, что то качество, которое мы сегодня будем рассматривать также имеет определенную связь с тем, что от нас сейчас ожидается. Если говорить в общем, то эти качества, которые мы рассматриваем, актуальны всегда. То есть это вне времени, вне тенденций. И поэтому мы продолжим читать эту главу, этот стих, рассматривать качества. И если у нас останется ещё время мы постараемся ответить на вопросы, которые к нам пришли с прошлых эфиров и, если ещё придут, будем их рассматривать.
00:03:28 И также тем, кто к нам присылает вопросы (обычно я вдохновляю на то, чтобы их присылали). И получается, что не всегда мы можем ответить на всё, что приходило. И поэтому если вопрос, который вы прислали, не прозвучал, ответ на него и это для вас важный вопрос, вы можете дублировать, прислать повторно. Потому что, как говорится: «Стучитесь, и будет вам открыто». Поэтому продолжайте спрашивать, если вы не нашли ответы на какие-то свои вопросы, то не стесняйтесь дублировать.
Божественные качества присущи каждой душе
00:04:21 Я продолжу читать этот стих из главы «Божественные и демонические натуры» о божественных натурах. Мы по традиции уже перечислим качества, которые присущи Божественным натурам.
Верховный Господь сказал: «Бесстрашие, очищение своего бытия, совершенствование в духовном знании, благотворительность, владение чувствами, совершение жертвоприношений, изучение вед, аскетизм, простота, отказ от насилия, правдивость, негневливость, отрешённость от всего мирского, спокойствие, отсутствие стремления злословить, сострадание ко всем живым существам, отсутствии алчности, мягкость, скромность, решимость, целеустремленность, способность прощать, стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремления к почестям - таковы, о потомок Бхараты, трансцендентные качества праведных людей, наделённых божественной природой».
00:05:38 Вот такие качества, присущие, можно сказать, нам всем. Потому что это изначально качества души. И это не просто какие-то божественные живые существа, они живут на недосягаемых сферах. И это всё очень далеко от нас. На самом деле идея в том, что это те качества, которые изначально нам присущи. И то, что нас от них отделяет - это наше покрытие материальной энергией. И по мере очищения эти качества проявлены, потому что они свойственны душе. Поэтому всё, что здесь перечислено, присуще душе.
00:06:37 И Божественные личности, Божественная природа - это уровень именно очищения, когда вот эти изначальные качества души проявляются в большей степени. То есть, это не что-то такое абстрактное и про кого-то там ещё. Это про каждого из нас. И то, что нас отделяет от этих проявлений - это уровень покрытия материей или какое-то загрязнение. Если нас очистить, помыть, как говорится, в таком духовном плане, то мы все будем обладать подобными проявлениями. Поэтому это также важно понимать, что это не что-то абстрактное, то есть Бхагавад-Гита, Веды - это не что-то такое абстрактное, это знание о нас самих. И это, пожалуй, уникальная литература, которая описывает нам нас самих.
00:07:48 Потому что обычно мы читаем в книгах, обычно мы читаем в каких-то источниках о ком-то ещё, о других вещах, событиях, которые к нам имеют мало отношения. Но уникальность Бхагавад-Гиты - что это как раз непосредственно книга про каждого, кто её читает. И она имеет такую тенденцию разговаривать с каждым, кто её читает. Потому что это духовное знание, оно не находится под влиянием материи, оно абсолютно. Тогда как материя - она относительна, и во многом такая считается как бы мёртвая. Материю оживляет дух. Тогда как духовное знание живое, оно может реагировать, оно может отвечать. С ним можно строить взаимоотношения так или иначе. Это конечно тоже требует определённого уровня развития.
00:08:56 И возвращаясь к нашему тексту, на прошлых передачах, эфирах мы остановились на качестве, мы говорили о негневливости, Тема страха возникла опять, потому что на самом деле бесстрашие - это основное качество Божественной природы. И оно тут перечисляется как первое качество. И тем не менее это одно из важнейших качеств. И поэтому приходили вопросы, связанные со страхом и бесстрашием. Мы отвечали на эти вопросы, остались ещё у нас. Так или иначе мы будем стараться отвечать по мере нашего продвижения. И мы остановились на таком качестве, как отрешённость от всего мирского. Мы это качество сегодня постараемся раскрыть, посмотреть на него под разными углами, ракурсами. И как раз это, я думаю, будет связано с задачей, которая стоит для нас в этом году, стояла для нас и будет стоять какое-то время.
Ведическая космология: Юпитер, Сатурн
00:10:20 Я немножко сделаю такой астрологический обзор, экскурс. Потому что сейчас, как мы знаем, большинство тех, кто интересуется астрологией, положением планет, в курсе того, что Юпитер – планета, в общем-то которая отвечает за благоденствие. Она считается таким полюсом положительным, ну что ли таким умиротворяющим, приносящим стабильность. Сейчас Юпитер, он в падении. Он находится вместе с Сатурном. Сатурн находится в своём знаке, он очень силён. То есть это говорит о том, что сатурнианская энергия очень сильна сейчас. Астрология связана с энергией планет и планеты - это всё живые существа, это всё полубоги, о которых идёт речь в Бхагавад-Гите, о которых вообще даёт знания ведическая философия.
00:11:37 Это всё могущественные живые существа, которые наделены сверхчеловеческими способностями, возможностями, которые контролируют все события, происходящие во вселенной. И каждый из них наделён какими-то своими полномочиями. Каждый из них представляет свой характер. И если такое есть выражение, часто встречающееся, что жизнь - это школа или школа жизни, то планеты представляют собой учителей или предметы, которые мы проходим в этой школе. Поэтому нет плохих планет или плохих предметов. Они все имеют место быть для определённых целей, для определённых функций.
00:12:37 И Сатурн - это такой наиболее строгий учитель, который как раз преподаёт нам такие предметы, как непривязанность. И поэтому говорится, что всё может быть разрушено, кроме того, что не подвержено разрушению. И поэтому всё, что разрушается, не является такой вечной ценностью. И Сатурн как раз даёт такие свои строгие уроки, расшатывая какие-то привычные для нас опоры, привязанности, определённым образом требуя от нас такой строгости. Жизнь становится более строга к нам.
00:13:30 И, на самом деле, идея этого не в том, что вот он просто такой злой, такой нечеловеколюбивый, хмурый. У Сатурна есть много эпитетов. Идея в том, что задача Сатурна такова, чтобы расшатать всё временное, всё несущественное, показать несостоятельность вот этих вещей. Для того, чтобы душа, для того чтобы человек - он искал каких-то вечных прибежищ, которые не подвержены влиянию времени. Сатурн очень часто олицетворяет собой время. Допустим, в греческой мифологии, астрологии его называли Хронос, - что переводится как время.
00:14:33 И поэтому Сатурн проверяет всё на прочность, как бы обнажая для нас какие-то моменты, которые не являются вечными, не являются настоящим. Поэтому такая благодатная задача Сатурна в том, что он обличает всё, что не является истинным, всё, что не является настоящим. То есть он срывает все маски, все ложные прибежища проявляет. Мы можем это видеть, что такие структуры как Государство, защита, медицина – всё, к чему мы были привязаны, внутренне считали это незыблемым - сейчас это всё очень сильно расшатано.
00:15:33 Люди испытывают страх, неуверенность, потому что то, что всегда казалось прям чем-то таким несдвигаемым, такой опорой - сейчас это всё показывает свою несостоятельность и такую зыбкость. Мир сейчас выглядит очень зыбким. И это все ощущают. Как бы люди себе не внушали, тем не менее, это сейчас очень хорошо видно. И это задача Сатурна - показать то, что не обладает такой вечной, настоящей природой, показать «невечность» и, как мы уже говорили, все-все нестабильные опоры. Он как раз расшатывает и показывает нам всю нестабильность.
00:16:32 И это влияние будет ещё продолжаться. Конечно, дальше продвигаясь ближе к весне, немножко будет полегче, если опираться на астрологию. Тем на менее, Сатурн будет влиять. Почему станет полегче? Потому что Юпитер выйдет из своего падения, станет немножко легче ситуация, - во всяком случае по прогнозам астрологов. В любом случае, как говорится, может быть всё что угодно. То есть наше существование - это своего рода чаша весов. И поэтому как таковое будущее, его очень сложно прогнозировать. Потому что во многом всё зависит от того, что происходит в настоящем – то, что произойдет в будущем. Но тем не менее астрология может видеть какие-то предпосылки.
00:17:35 Поэтому да, Юпитер выйдет из своего падения, что говорит о том, что может быть будет более благоприятная среда. Но тем не менее, Сатурн будет продолжать находиться в своём очень сильном положении достаточно долго, и он будет во многом определять погоду такую астрологическую. А погода будет в том, что он всё-таки будет предъявлять свои требования, он будет строг, и он будет проверять нас на «настоящесть», на то, насколько мы действительно привязаны и опираемся на какие-то вечные вещи, вечные ценности. Такое немножко заезженное слова. Но тем не менее суть от этого не меняется.
Отрешённость от всего мирского и естественная привязанность
00:18:35 И поэтому отрешённость от всего мирского, как говорится, нам в помощь. И эта отрешённость от всего мирского, она всегда помогает. То есть человек, находящийся на этой стадии, он никогда ничего не потеряет. Потому что наша жизнь устроена таким образом, что так или иначе… Хотя говорят, что у каждого своя правда. Всё относительно. Но есть определённые общие такие законы, и они достаточно абсолютные. И одно из таких абсолютных правил, о котором тоже хочется упомянуть с этой темой, это то, что то, к чему мы привязываемся, становится причиной наших будущих страданий.
00:19:38 То есть это работает, это закон, это работает в любом случае. И все чрезмерные привязанности ведут к страданиям. Это аксиома. Но здесь говорится «отрешённость от всего мирского». Так или иначе привязанность - это свойство нашей души, для нас естественно быть привязанным. Мы не можем быть непривязаны. Мы не можем просто парить в пространстве, не имея центра притяжения. И поэтому привязанность – естественна для души. И наша естественная привязанность это к духовным вещам, к Верховной Личности Бога. Так как мы являемся его неотъемлемыми частицами.
00:20:40 То есть для нас естественны эти отношения с Ним. И это то, что мы всегда ищем здесь. Но здесь всё очень относительно. Поэтому мы расстраиваемся, разочаровываемся. Когда, допустим, мы вкладываем безусловную привязанность в человека, и он отвечает нам негативом или как-то – нас это всё разочаровывает. Потому что наша, вот такая всепоглощающая привязанность, к которой мы имеем склонность, она связана непосредственно с нашей такой природой изначальной - это привязанность к Верховной Личности Бога, к отношениям с ним, потому что мы его частицы. То есть это для нас такое целое.
00:21:34 Но будучи здесь, в материальном мире, природа, она неуничтожима, она всегда будет проявляться. Она может быть извращена, она может быть проявлена, скажем так, искажёнными какими-то методами. Но она неуничтожима, она будет. Она будет всегда с нами. И поэтому здесь, в материальном мире, она появляется в форме привязанности к тому, что не является совершенным. И все наши проблемы, которые мы здесь испытываем, - это от неправильных привязанностей. Достаточно просто мы можем себя проинспектировать - от чего мы получаем страдание, что нас мучает, что приносит какие-то беспокойства в нашу жизнь.
Чрезмерная привязанность рождает наши страдания
00:22:36 Если мы пойдём вглубь вот этого анализа, то мы увидим, что это привязанности. Это привязанности к кому-то или к чему-то, к какому-то положению или к какой-то личности. Наша чрезмерная привязанность рождает вот эти страдания, когда нам сигнализируют, что она чрезмерна. Наши привязанности нам сигнализируют через страдание, через проблемы, беспокойство. И поэтому, когда мы испытываем подобного рода негатив, мы должны искать: «К чему я привязан больше, чем необходимо». И другой момент. Я понимаю, что могут быть вопросы: «А как вот жить? Как просто ни к чему не привязываться?».
00:23:33 Я знаю, что у тех, кто знакомится с Бхагавад-Гитой, очень вызывает вопросов определённый стих, который говорит о том, что мудрый не испытывает ни счастья, ни страдания. И обычно у людей это ассоциируется с таким состоянием камня. Что вот ему как бы всё равно, нечто такое обезличенное. Но это, как говорится, через наше не совсем совершенное восприятие, непонимание того, что есть высшие привязанности, и как это всё проявляется в нашей жизни. Поэтому да, пока мы не достигли такого высокого уровня просветления, мы не соединились с нашим Источником, то, как мы уже говорили, что природа - она неуничтожима. То вот это наша природа будет проявлена в теме и в тех обстоятельствах, которых мы находимся.
00:24:38 И привязанность будет, и она естественна, в той или иной мере для нашего состояния. Потому что, опять же, это наша природа. И поэтому идея здесь в том, что когда наша привязанность начинает быть чрезмерной, то нам сигнализируют об этом страданиями и беспокойствами, которые мы получаем. И поэтому важно разобраться со своими привязанностями. То есть, какой-то градус привязанности допустим. И это нормально. Также как и какое-то количество страха – оно присуще в нашей жизни. И это естественно. Но речь идёт о некоем таком чрезмерном. Когда мы превышаем “допустимую дозу радиации”, скажем так.
00:25:39 И поэтому мы можем себя опять же проверить, проинспектировать на то, насколько мы привязаны к той или иной ситуации. Потому что это – абсолютный закон, это аксиома. Если мы к чему-то привязаны больше, чем допустимо, мы будем получать, как говорится, по рукам, если мы за что-то держимся больше, чем нужно. Это очень важно. Особенно это будет проявлено под влиянием сильного Сатурна, который мы сейчас испытываем и времени, в котором мы сейчас живём. Поэтому это такой важный момент. И, опять же, душе - ей важно быть к чему-то привязанным. Даже у слова «счастье», если это слово рассмотреть, то счастье - это когда мы с частью чего-то находимся, и когда мы являемся частью чего-то.
00:26:51 И поэтому наша непривязанность, она не связана с каким-то таким состоянием камня, когда мы просто равнодушны ко всему, и мы такие внутренне холодные - как камень такой олицетворяем собой. Это совершенно не с этим связано. Наша непривязанность связана с нашей привязанностью к чему-то более истинному, к чему-то более настоящему. И поэтому мы не можем наши привязанности разорвать. Это невозможно. Ещё раз повторю, как мы уже говорили, что природа души, природа - она вообще неуничтожима. Наша природа - это быть привязанным. И поэтому единственное, что мы можем сделать, это культивировать более высокие привязанности и сменить одни на другие.
00:27:52 Поэтому да. Это то, что мы можем сделать - поменять приложение наших привязанностей. И поэтому очень важно культивировать в себе более высокие привязанности. Это на самом деле определённый труд, это не так просто, потому что тот мир, в котором мы живём – мы живём в мире материи. Здесь гораздо проще идти по пути материальному. У нас уже существует очень сильная привязанность к материи, в силу нашего такого неестественного пребывания здесь. Поэтому какие-то материальные аспекты нас влекут. Это у нас такая спонтанная привязанность, нам не надо её развивать в себе. Она уже есть у нас. То есть привязанность к грубой материи проявленной и к тонкой также.
В материальном мире без усилий даётся только гуна невежества
00:29:00 И поэтому, чтобы культивировать в себе более высокие привязанности, нам нужно, конечно, прилагать какие-то усилия. Потому что это естественно - мы привязаны к материальным какими-то появлениям. А чтобы более высокие привязанности культивировать, нужно прилагать усилия. И это равнозначно тому, как плыть против течения. И та же гуна благости (см лекцию), к которой тоже благоприятно развивать наши привязанности, она требует усилий в материальном мире. То есть в материальном мире без усилий даётся только Гуна разрушения, невежества. То есть, если мы ничего не делаем, то мы погружаемся в это невежество. И это легко, само приходит к нам. Но для того, чтобы как-то здесь развиваться, как-то совершать какой-то прогресс, мы должны прилагать усилия. Чего нет в духовном мире. Там все естественно и спонтанно.
00:30:05 А в материальном мире всё требует наших усилий. Это я хочу сказать именно в контексте к духовным привязанностям, к духовной жизни, даже к той же гуне благости, проявлениям чистоты, знания - всё, что представляет из себя гуна благости. То это тоже требует усилий здесь, это не упадёт к нам на голову само собой. Поэтому очень часто, когда приходят вопросы подобного плана, что я встал(а) на духовный путь, что-то читала, произносила мантры, молитвы, встречалась с людьми. Но в моей жизни всё как бы особо я не почувствовала. Или что-то почувствовал(а). Но как-то всё не так и всё не то.
00:31:11 Тут просто очень важно понимать, что духовная жизнь или благость, развитие - это не автоматические вещи, они все требуют достаточно большого количества наших собственных усилий. Поэтому это действительно помогает, это действительно может совершать чудеса в нашей жизни, переводить нас на совершенно другой уровень, пласт развития жизни, существования бытия. И все вот эти чудеса, которые обещаны, когда мы читаем какую-то духовную литературу, это не преувеличение. Тогда как, ведическая литература, есть там склонность к преувеличению. Когда мы читаем, допустим, какие-то вещи, связанные с астрологической или с камой - там есть преувеличения.
Почему люди не всегда успешны на духовном пути
00:32:12 Что касается духовных вещей, то это Абсолютная Истина. И там нет преувеличений, там нет ничего относительного. То есть это всё правда. Но нас от этого очень часто отделяет то, что нам не хватает наших внутренних усилий. Поэтому в этом секрет или ответ на вопрос, почему люди, которые становятся на духовный путь, бывают (очень достаточно часто встречается) не так успешны на этом пути. Это связано вот с этими усилиями, которые нужны для того, чтобы культивировать в себе правильные, ценные и нужные привязанности. Именно правильные привязанности делают нас отрешенными от всего мирского. Потому что душа не может парить вот так - нигде.
00:33:18 Есть определённая концепция буддийской Нирваны, что просто отречься от всего и быть вот в такой звенящей пустоте, как они это называют. Но, тем не менее, в соответствии с Ведическими писаниями говорится, что Будда приходил для определённых целей. И душа, следующая по такому пути (это имперсональный путь), она какое-то время может находить свободу, сияние Брахмана, сияние Брахмаджьоти. Но, тем не менее, желание действовать и привязанности, которые ей присущи, они опять же приведут её к тому, к её исходному положению. То есть опять приведут её в состояние действия и опять захочется каких-то личных отношений, обмена эмоциями и всего остального, что нам присуще.
00:34:22 Поэтому очень важно культивировать в себе более высокие привязанности. Опять же важно разобраться с тем вообще, где наша зона привязанности и хотя бы увидеть это. Это такой важный момент, что хотелось бы подчеркнуть. Может быть, это звучит так философски, несколько абстрактно, без каких-то примеров. Может, если мы продолжим эту тему, то примеры тоже проявятся. Опять же, что хочется сказать, особенно это важно для всех живущих здесь, в материальном мире. Потому что все, кто здесь живут, имеют определённого рода привязанности. И привязанности, как это сказать, к не истинным вещам.
00:35:27 И поэтому мы все здесь. Поэтому мы проходим всё, что мы здесь проходим. Но когда этот накал привязанности зашкаливает, то начинает вообще происходить - в нашей жизни начинается какое-то разрушение. Это можно увидеть на простых примерах. Те же аддикции, вредные привычки, к каким-то веществам привязанности – вот это всё разрушает жизнь. Потому что это привязанность, которая вне дозволенного. Неправильно привязанное живое существо привязывает ещё больше. Поэтому это также важно понять эти вещи, важно разобраться.
Современные перекосы в понятии женственности
00:36:25 Так как наш эфир в большей степени предназначен для женской аудитории, то есть тут тоже очень важно разобраться. Потому что божественная женщина – это, как мы говорим часто об этом, это также и о качествах. Это та, которая также понимает и разбирается со своими привязанностями. И очень часто я вижу, что это тема женственности очень актуальна. И это правильно, это нужно, потому что много времени об этом вообще ничего не было, и в этом есть большая потребность. Но, тем не менее, есть определённого рода перекосы, когда женственность позиционируют как какое-то накопительство, даже есть такой термин «консьюмеризм». То есть желание иметь много всего, быть таким потребителем. И просто свои слабости и несовершенства лелеять и поддерживать. Каким-то образом их за истину выдавать, что вот чего хочет женщина, того хочет Бог. Ну вот делать это центром своей вселенной и вселенной окружающих.
00:37:55 Это, конечно, одна из привязанностей, одна из верёвок, которые не являются божественным проявлением, а наоборот, проявлением материализма и наших неправильных привязанностей (не тех, которые будут нам давать что-то реальное), наших иллюзорных привязанностей. Поэтому здесь тоже важно разобраться со всем этим, потому что сегодняшний мир нам предлагает огромное количество искушений этого плана, огромное количество возможностей быть потребителем и как-то нас поощряет в этом. Поэтому очень важно с этим разобраться, потому что, как мы уже говорили, что привязанность равно страданию. То есть чрезмерные привязанности влекут за собой большие страдания.
00:38:57 Поэтому очень важно опять же в этом разобраться. И в плане женщины, что говорится, что женщины, они (разные цифры приводятся) во много-много раз более привязываются к материи, чем мужчины. Это так. И поэтому с какой-то стороны эту природу тоже нужно уважать. В том плане, что может быть женщине нужно больше комфорта, больше такого - более мягкие условия жизни и условия её пути. Но, тем не менее, не нужно раздувать это всё и делать из этого что-то чрезмерное, в общем-то обрекая себя на будущие страдания.
00:39:58 Поэтому важно это понимать также. Как мы много раз говорили и говорим, что в наш век, в нашу эпоху всем даются одинаковые возможности для развития. И поэтому женщине тоже важно развивать свой разум, понимать «Что? Зачем и куда? Какие последствия имеет?». И я могу ещё продолжить эту тему. Но, может быть, есть какие-то вопросы, какие-то уточнения или какие-то реализации на этот счёт? Может быть у вас, Анна, есть что сказать, и мы можем сейчас поговорить?
Как направить в благополучное русло женскую энергию?
00:40:45 [Ведущая] Спасибо вам большое, дорогая Гуна Манджари. Очень такая интересная тема. И на самом деле она сейчас остановится популярна. И это очень радостно, потому что я смотрю, что даже в каком-то смысле далёкие от ведической культуры люди, они начинают задумываться над осознанным потреблением, над тем, чтобы как-то беречь свой дом, как-то всё лишнее - освобождаться от него и не покупать новое. Это тоже в каком-то смысле такая борьба с потребительством, с привязанностью. Это очень хорошая, такая здоровая тенденция. Я бы хотела узнать, вот как раз про нас, про женщин. Вы сказали, что у нас больше к этому склонности, к привязанности, к расширению. Даже на санскрите вот женская энергия «шри», она является такой расширяющейся энергией. И интересно понять, почему нам такая природа дана? Для чего? И как её правильно применить, вот эту энергию расширения? В чём её лучше задействовать, чтобы она не переходила в какое-то материальное вот это потребление, привязанности, а как-то в благополучное русло её направить?
00:41:53 [Гуна Манджари ] Это большая конечно тема. И я знаю Олег Геннадьевич Торсунов очень подробно отвечает на этот вопрос. Да, женщина на санскрите называется «стри», переводится как расширение. Да, и мы все получаем определённую форму тела вследствие того, что душа желает каким-то образом вот так себя проявлять здесь, в этом мире вот. Когда душа хочет быть более эмоциональная, получать больше эмоций, больше такого чувственного проявления, то она получает женскую форму тела.
00:42:47 Конечно, если брать ведический подход, именно в плане того, как это сказать в идеале, то мужская форма тела более считается высокой в эволюционном плане. Потому что она больше направлена вверх, то есть по вертикали. Женщина по горизонтали. То есть получается такой крест, вот такой эзотерический символ женского и мужского. Или шестиконечная звезда, мандала называется. Треугольник вверх, треугольник вниз пересекаются. Это мужское и женское начало. То есть как бы мужское начало связано с тем, что оно символизирует собой высшее развитие, то есть направленность вверх.
00:43:48 Поэтому считалось благоприятнее иметь мужскую форму тела, потому что меньше зацикленности за горизонтальные вещи, за материю. Потому что материальная энергия, она представляет собой женскую природу, или природу шакти. Любое проявление имеет и женское, и мужское её представителей. Есть высшая духовная женская ипостась - энергия Шакти, Радхарани. Есть и материальная. В общем если говорить, то мужское считается более направлено на духовное её такое развитие.
00:44:47 Но так как мы живём в Кали-Югу, когда эти принципы здесь деградируют. Поэтому в наше время говорится, что особой разницы нет, потому что мужчинам склонны женские черты, женщинам – мужские. Поэтому всем даётся одинаково вот это духовное знание и возможности для развития. Это я к тому, чтобы женщины не расстраивались, что они в женском теле. Сейчас это особо не имеет большой такой разницы, потому что раньше, может быть в ведические времена, мужчины, женщины сильно отличались. То есть мужчины были действительно такого уровня. Сейчас мы живём в такое время, когда более-менее такое равноправие существует. Особенно в плане духовном.
00:45:49 И поэтому всё более или менее однородно в этом плане – мужская, женская природа. Тем не менее, всё равно, как мы говорили, природа - она неуничтожима. Она может быть искажённой в той или иной степени, но всё равно она там есть. Поэтому женская природа больше связана с тем, что женщины более чувствительны. Вот эти все сенсорные органы, чувства у них более развитые. Поэтому женщина может задействовать вот эту свою природу в плане духовного развития, в плане того, чтобы развивать свои эмоции, свои отношения именно в сторону гуны благости и сторону своего духовного пути.
00:46:55 Если говорить это на примерах, то вот эти личностные отношения с Богом, с Верховной Истиной или Бхакти, то это вот такой, скажем так, женский путь. Потому что даже вот не так давно в Индии считалось, что Бхакти, культ Бхакти - он больше предназначен для женщины, для сентименталистов. Потому что это задействование своих чувств в отношениях с Верховной Личностью Бога, с Высшими силами. То есть ты с ними развиваешь дружеские, эмоциональные отношения, отношения привязанности. И отношения, когда ты просишь их защиты. Для женщин это более свойственно. Вот поэтому сейчас в какой-то степени для женщин достаточно много «зелёного света», как говорится. Для её чувств, эмоции. Она может это всё очень хорошо применять в духовной практике, в саморазвитии. И очень мощно прогрессировать.
00:48:12 Поэтому много всего, именно к чему можно приложить вот женскую природу. Развитие красоты, гармония - это всё можно прилагать и в духовном плане, и в применении гуны благости: уют, комфорт. Это всё может очень хорошо сочетаться с духовной практикой, с духовным развитием. Более того в наше время женщины даже обладают большей силой, так как Кали-Юга. Люди становятся более чувственными, более всё как бы на этом восприятии основывается. Женщины обладают большей силой. Ещё раз я это подчеркну.
00:49:05 Потому что, допустим, в прошлые века, когда не было такого вот влияние Кали-Юги, люди не были так чувственно привязаны, то наоборот, философские вещи их привлекали, и популярными были сильные философы и люди, устраивались такие философские турниры, и, выражаясь сегодняшним языком, такой «поп звездой» становился философ, который победил на вот этих турнирах. Вот такое было направление больше к таким разумным, интеллектуальным вещам. То есть такой более мужской путь. Но сейчас становится популярны те, кто умеет что-то красиво преподнести, именно то, где задействованы чувства.
00:50:02 Вот это наиболее для людей становятся такими моделями. Поэтому популярные поп-звёзды, всякие актрисы, актёры - вот такого рода, - всё, что направлено на такое шоу. Это всё пользуется популярностью, потому что если вы выйдете и просто будете говорить какие-то правильные вещи, но это не будет сопровождаться чем-то, что связано с чувствами - вас не поймут, вы не будете популярны. Но что-то такое, что хватает чувства и люди моментально на это отзываются, откликаются, это всё имеет вот такой отклик. Поэтому женская природа сейчас очень-очень востребована кстати. И поэтому женщины должны знать о своей такой силе. Это природа, это энергия. Она не плохая и не хорошая. Это всё зависит от того, как её использовать.
00:51:17 Поэтому вот сейчас эта сила, она может очень хорошо быть использована в духовных целях. И, опять же, приведу ещё такой пример, что женщины обладают сейчас бОльшей силой. Допустим в семейной паре, если жена идёт по духовному развитию, то для мужчины это благоприятно, это очень хорошо. И больше шансов, что он тоже пойдет по духовному развитию, чем если его жена просто материалистка, то тогда семья испытывает бОльший риск. То есть от жены сейчас больше зависит всего, чем это было раньше. Потому что женская энергия сейчас очень могущественна, и всё зависит от того, как это использовать.
Как в современном мире жене быть привязанной к мужу?
00:52:17 [Ведущая] Спасибо большое за такой важный и очень вдохновляющий ответ. На самом деле, действительно, так вот послушаешь это - возможности, которые даёт нам для наших душ в этих телах, в женских, нынешний век. Становится очень радостно и хочется поблагодарить Господа за то, что ты родилась сейчас. И вот ещё один такой вопрос, связанный с ведами. «Читала в ведах, что женщина должна быть привязанной к мужу. Расскажите пожалуйста, как применить это в современном мире, когда мы не супер-идеальные?».
00:52:49 [Гуна Манджари] Это надо применять. Да, это нужно применять в современном мире, используя разум. Если в ведические времена женщина могла быть абсолютно привязана к своему мужу, даже до такой степени, что она шла на костёр за ним, и она рождалась, она синхронизировала свою жизнь относительно его жизни, во-первых. Во-вторых, она полностью не видела себя вне жизни с ним. И мужчины были более такого ведического образца. То есть действительно он являлся её духовным учителем, он вёл её туда, куда нужно было вести. Она полностью от него зависела в этом плане, и эволюционировала, развивалась, шла вверх подобным путём.
00:53:50 То сейчас, как мы говорили, что природы более или менее смешаны. Что нет уже вот такой чисто мужской природы, чисто женской природы и чисто выкристаллизованных качеств. И ситуация полностью изменилась. Нельзя рассматривать женщину вне контекста от того общества, вне контекста тех реалий, в которых она живёт, как и любого другого человека. Поэтому мы используем разум. Он обладает такой потенцией, как умением различать. И что-то мы берём, что-то мы применяем, что-то мы не применяем. То есть мы привязаны к мужу в том плане, что «да, вот этого человека Господь нам определил, как того, кто является нашим защитником, нашим другом ближайшим». Во всяком случае такова функция мужа. То есть он является ближайшим другом жены, её защитником.
00:54:57 И да, мы как бы привязаны к этому, мы не ищем каких-то ещё защитников, от которых мы будем получать защиту, от которых мы будем зависеть. Это такая здоровая зависимость. Но вместе с тем мы понимаем реалии сегодняшнего времени, мы понимаем, что мы несовершенны и люди, которые с нами, они тоже несовершенны. В чём-то мы зависим от мужа, в чём-то мы сами развиваемся. Опять же это в большей степени связано с нашим духовным развитием. Мы можем развиваться вполне, независимо от того, когда он разовьётся. Мы можем сами развиваться и брать на себя ответственность за наше духовное развитие - в этом мы можем быть независимы.
00:55:58 И в каких-то тоже моментах, это уже нужно смотреть по ситуации. Если мы в не можем в идеале получать какое-то полное прибежище в своих эмоциях от своего мужа, если он недостаточно силён, чтобы полностью адаптировать наши эмоции, то мы где-то сами берём на себя ответственность за свои эмоции. И таким образом, потихоньку его развивая, делая его более сильным. Потому что за каждым великим мужчиной стоит великая женщина. То есть это всё надо применять. Очень важно: мы используем разум в нашей зависимости от мужа.
00:56:52 То есть да, зависимость должна быть определённого рода. Потому что это считается признаком цивилизованной женщины. Потому что женщина так или иначе будет зависеть. Вместо того, чтобы зависеть от многих мужчин, от многих ситуаций и обстоятельств своей жизни, она выбирает одного. Потому что, когда женщина может возразить: «Ну, почему? Я независима, я иду себе на работу». Но там она зависит от начальников, она зависит от различных ситуаций, от других каких-то возможностей. Потому что мужчина представляет собой принцип силы: погрузить, разгрузить, что-то устранить. То есть масса возникает сложностей в этом мире. Потому что материальная жизнь довольно грубая бывает такая реальность.
00:57:57 И поэтому более естественно - это зависеть от одного мужчины, который занимается всеми этими вопросами. Вот это и есть зависимость такая здоровая. Но тут не надо идеализировать, не надо абсолютизировать. Потому что мы живём в такое время, в которое мы живём, - несовершенное. И мы должны понимать, что любому человеку присущи недостатки, в чём-то он может быть сильным, в чём-то может брать полную ответственность, в чём-то частично. Поэтому вот с этими данными мы должны уметь варьировать. Конечно, без разума тут никак.
Как правильно понимать здоровую привязанность?
00:58:45 [Ведущая] Очень важный баланс, о котором вы всё время говорите. Вот этот разумный подход - применяя знания Вед, очень глубокие ценные знания, в наших современных реальностях, это действительно даёт замечательный результат. Потому что вот в вашем сейчас ответе вы сказали об этих ценностях, которые были присущи Ведической культуре, но применили их в наше время. Это очень удивительно. И следующий вопрос, он тоже вытекает из предыдущего, говорит о здоровой привязанности. “Слышала от нескольких лекторов, духовных лидеров вайшнавской традиции, что без здоровой привязанности не получится сделать ничего хорошо. Например, хорошо воспитать детей, если быть отрешённым по отношению к ним, или свою работу, если нам всё равно на результат. Не получалось им задать вопрос и очень хочется у вас узнать, как правильно понимать эту здоровую привязанность?”
00:59:36 [Гуна Манджари] Для этого очень важно разобраться с тем, что является привязанностью. И очень часто такая непривязанность, когда люди говорят, что я не привязан. И само по себе вот это значение непривязанность, оно, как мы уже говорили, оно как бы знак равно - это холодность, или это состояние камня. Но непривязанность, то, о чём здесь идёт речь, это не одно и то же. Что это холодность и равнодушие. Или как на английском есть слово такое to neglect – пренебрежение. То есть пренебрежение, равнодушие, холодность - вот такого рода непривязанность. Это всё производные чего? Это всё производные гуны невежества. И поэтому очень часто непривязанность путают с таким с проявлением невежества, то есть, когда мы пренебрегаем чем-то.
01:00:38 Но это не есть здоровая привязанность. Это нездоровая непривязанность. Это непривязанность в гуне невежества – это пренебрежение. Пренебрежения - это низшее качество. И когда мы говорим о непривязанности, о здоровой непривязанности - это имеет отношение к любви также. Потому что любовь и непривязанность - это синонимы. Я имею в виду непривязанность в высшем понимании этого слова. Поэтому непривязанность - это не означает что там нет любви. То есть любовь очень хорошо сочетается с непривязанностью. Любовь даёт свободу. Тогда как привязанность привязывает. О чём здесь речь? О том, что привязанность, то есть непривязанность не исключает тёплые чувства, она не исключает вот этой теплоты и вот этого человеческого отношения и вот этой эмоции.
01:01:44 Поэтому тут очень важно определиться с определениями, что мы считаем здоровой непривязанностью. Здоровая непривязанность включает в себя любовь, она включает в себя вот эту эмоцию. Там всё это есть. Но там нет вот этого - когда мы пытаемся человека для себя как-то иметь. Вот это есть привязанность, нездоровая привязанность. И поэтому да, мы должны испытывать тёплые чувства, мы должны быть доброжелательные и мы должны испытывать интерес вовлечения в жизнь своих детей, мы должны участвовать. И непривязанность также включает в себя и внимание: мы должны быть внимательны к ним, должны быть чутки и так далее. Все эти качества присутствуют в непривязанности.
01:02:39 Но в тоже время, что такое непривязанность? Это когда наша любовь к ним ещё сочетается с мудростью. Когда мы понимаем, что это живое существо, это не наша собственность, у него свой путь, у него свои отношения, своя жизнь, свои отношения с Богом. И поэтому мы делаем всё возможное, чтобы он это развил. Мы уважаем его свободу, мы понимаем, что наши возможности ограниченны. И мы не пытаемся, мы не играем для другого живого существа роль Бога, роль того, что от нас всё зависит и мы знаем, как ему жить. Мы не перегружаем его своей, так называемой, любовью.
01:03:38 Вот об этом идет речь, когда говорят о непривязанности по отношению к близким. Когда мы даём им свободу быть теми, кто они есть, развиваться так, как они могут развиваться. Видим их путь. То есть у нас есть чуткость, у нас есть мудрость, у нас есть к ним тёплое отношение, желание помогать, желание поддерживать. То есть это всё там присутствует. Но там нет вот этого нездорового нагнетания, когда мы считаем, что вот эта личность - наша. И это может проявляться. То есть это проявляется в нашем поведении.
01:04:27 Иногда люди могут хорошо понимать философию, они могут хорошо рассуждать, размышлять. Но в их поведенческом каком-то формате совсем другая философия содержится. И поэтому вот на уровне поведения наша непривязанность проявляется в том, что мы не душим, мы не давим живое существо. И наше отношение к нему мудрое, такое деликатное. В то же время мы внимательны, мы даём ему своё отношение, присутствие. Любовь – она мудра. Не просто кого-то задушить своими чувствами. Это умение видеть другого рядом с собой, а не просто себя в своей любви к этому человеку. Прежде всего - умение увидеть другого рядом с собой.
Как правильно работать с привязанностями?
01:05:27 [Ведущая] Да, это важный навык, очень важная точнее даже способность сердца. Спасибо, что рассказали об этом. Правильно ли я понимаю, что вот качество отрешенность, и в принципе все другие основные качества, если они проявляются в благости, то они основаны на знании. Вот есть следующий вопрос: «Как правильно работать с привязанностями? Может ли в этом случае помочь просто развитие разума, развитие знаний о том, кто мы, кто наши люди, кто является близким, которые нас окружают, кем они являются, что они не наша собственность. Может ли вот это развитие знаний помочь правильной и благостной отрешённости?»
01:06:05 [Гуна Манджари] Обязательно. Прежде всего знание - оно и помогает этому. Потому что благость, она и характеризуется знаниями. То есть благость - это не просто мы с такими блаженными улыбочками, и мы говорим друг другу приятные слова, как это часто изображают, людей благостных. Благостный человек вот весь такой светится, улыбается, всем конфеты раздаёт. Прежде всего благость как раз и характеризуется знанием. И об этом пишется в Бхагавад-Гите. Говорится, что когда все врата тела, освещены знанием - это есть проявление благости. И поэтому да, благость подобна свету. Когда мы зажигаем свет, то мы начинаем всё видеть. То есть тьма рассеивается.
01:07:01 Тоже самое, когда мы привносим знания в нашу жизнь, как был такой слоган «Знания – свет», ещё в Советском Союзе. Знание обладает такой природой - освещать. То всё вот это невежество рассеивается. И мы начинаем видеть, где мы привязаны, где тут наши собственные амбиции, интересы, эгоизм. Да, знание, именно истинное знание, духовное знание, изошедшее из Источника, обладает вот такой самосветящейся природой. Истина, как есть такое выражение у ведических мудрецов: «Истина - она самосветящаяся, она самоочевидна». Поэтому она сама себя и освещает. Когда мы к ней приобщаемся, то вот это и есть то, что переводит нас на уровень, на другой уровень.
01:08:07 Или, как говорил ещё Иисус Христос: «Обрети истину, она сделает тебя свободным». То есть она избавит тебя от привязанности. Поэтому да, это очень важно культивировать. И, как мы говорили и говорим об этом, что знания, культивация знаний - это не только «где-то сесть послушать или прочитать». Это важно, это тоже важно делать. Но вместе с тем это ещё имеет практическую свою ипостась. Очень важно это прилагать уметь, то есть прилагать знание на практике. Не просто слушать что-то и продолжать делать и жить как-то по-своему, а применять это на практике. Тогда знание начинает быть такой реальной силой в нашей жизни.
Есть какие-то рекомендации, как умилостивить Сатурн?
01:09:01 [Ведущая] Спасибо большое, что привносите знания в нашу жизнь. Благодаря этим прямым эфирам мы соприкасаемся ещё раз с мудростью Вед. И хочу зачитать последний по времени вопрос, очень практичный. Вы сегодня рассказывали об астрологическом влиянии Сатурна, и вот пришёл такой вопрос: «Есть какие-то техники, рекомендации, как умилостивить Сатурн в этот период?».
01:09:23 [Гуна Манджари] Да, спасибо за вопрос. И я думаю, что мы продолжим может быть эту тему ещё немножко дальше. На самом деле, как мы уже говорили, что каждая планета обладает своим каким-то характером, и она преподносит свой урок. И, как мы уже говорили, что планета - это личность. И, как любая личность, у неё есть её предпочтения: что ей нравится, кто ей нравится, кто не нравится. И Сатурн также, будучи такой личностью, очень характерной, у него есть свои предпочтения. И умилостивить Сатурн, понравиться ему можно, именно культивируя те качества, которые приятны Сатурну, и те уроки, которые Сатурн нам преподаёт. То есть как учителя. Когда учитель видит, что вы преуспеваете в его предмете, он становится к вам очень расположен. Тоже самое Сатурн становится расположен к тем, кто его уроки в своей жизни претворяет. Уроки, которые несёт Сатурн, основной его урок - это смирение и довольствование тем, что есть.
01:10:48 Когда человек такой кроткий и смиренный, и он умеет довольствоваться тем, что есть. Я уже говорила. Но сейчас я приведу такой пример, он в сказке есть, этот пример. Из сказки «Морозко». Вот там очень такой сатурнианский пример. Потому что мороз, он связан с Сатурном. Там Дед Мороз. Там она встретила старость. Это тоже всё сатурнианские такие характеристики. И вот этот Дед Мороз её испытывал. Насылал на неё холод и спрашивал: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красавица?». Она говорила: «Тепло, дедушка». Она не просто терпела, «скрипя зубами». Такое терпение в гуне невежества. Она ещё радовалась ему, она его благодарила.
01:11:49 И вот это как раз то, что любит Сатурн, он любит людей, которые умеют благодарить за то, что они имеют. И умеют радоваться какими-то незначительным вещами. И вот такая кротость, нежелание какое-то занимать особое положение, свобода от амбиций? - вот этот всё, что любит Сатурн. Вот эти качества, если мы будем культивировать, то есть быть довольными, довольствоваться тем, что у нас есть. Опять же, не просто терпеть: «Куда деться? Вот жизнь такая суровая, вот так мне не повезло, надо это терпеть, куда деваться» с таким хмурым, унылым лицом.
01:12:40 А когда мы можем принимать, благодарно принимать, когда есть у нас благодарность - вот это то, что очень любит Сатурн. Очень благоволит к таким кротким и благодарным людям. Поэтому сейчас задача на это. И видеть какие-то истинные вещи. Потому что, как мы говорили, что Сатурн вычленяет то, что не истина. И когда мы привязываемся, когда мы как-то соотносим себя к каким-то истинным вещам и можем из этого извлекать радость, принимать прибежище в каких-то истинных вещах - это то, что очень любит Сатурн. Это то, что его очень сильно прорабатывает.
01:13:34 И если говорить ещё чисто астрологически, то есть я как-то больше астропсихологически к этому подошла, чисто астрологически - это помощь, забота о пожилых людях, о людях, которым повезло меньше, чем нам, о больных людях, тех, кто находится в таком бедственном состоянии, в такой неблагополучной социальной прослойке. Кормление бездомных, помощь им, тёплая одежда. Причём такая помощь душевная, без какого-то такого «вот я помогаю, я в роли такого благодетеля».
01:14:30 В общем помощь всем тем, кому повезло меньше, всем, кто находится под ведением Сатурна – то есть это все убогие, выражаясь таким языком, нищие, калеки. Вот это те, в ком проявлен Сатурн очень сильно. Пожилые люди. Особенно нужно быть внимательными, сострадательными к этим категориям людей. Это всё, что нравится Сатурну.
01:15:10 [Ведущая] Спасибо большое, что рассказали. Это такая задача на самом деле поставлена. Потому что это очень ценное знание, когда ты чувствуешь, что тебе тяжело, иногда хочется, точнее всегда хочется, чтобы были какие-то инструменты, какие-то намётки, куда двигаться, чтобы стало легче. Здорово, что сейчас получается проходит такой период - период обучения от Сатурна. И всегда после уроков, после образования ты выходишь более полным, чем пришёл, со знаниями. Поэтому благодарю Вас за то, что сегодня рассказали, что мы сегодня обсуждали такое важное качество. Спасибо в принципе за эти встречи, потому что они помогают нам прийти в глубь себя, увидеть то, что в нас есть и хорошее, и не самое хорошее, и проработать это, отслеживать в себе. И становиться действительно Божественной личностью, культивировать в себе эти божественные качества.
01:16:05 [Гуна Манджари] Спасибо вам за эти встречи и спасибо нашим слушателям, кто нас слушает, задаёт вопросы и помогает всем нам развивать в себе знания, которые помогают нам идти по пути развития и открывать нашу божественную природу, к которой мы все имеем отношение. И всем нам желаю благоприятного прохождения уроков Сатурна и всего самого наилучшего.
01:16:35 [Ведущая] Спасибо большое. Да, пусть пройдём благоприятно, выйдем новыми, радостными, с ценными, глубинными знаниями. Спасибо вам, дорогая Гуна Манджари. И тогда до встречи на следующем прямом эфире.
01:16:49 [Гуна Манджари] Спасибо Вам. Да будет так. И до встречи на следующем эфире. До свидания.
01:16:53 [Ведущая] До свидания.