Привязанность в гуне благости

vedaradio.fm - 25 декабря 2020
Гита Джаянти. Соприкосновение с духовной энергией очищает разум. Бхагавад-Гита научна и внеконфессиональна. В Бхагавад-Гите говорит Сам Господь. Аналогия сравнения тела с колесницей. Мы не можем избежать вызовов, которые дарует нам жизнь (почему страдают хорошие люди?). Непостоянство и ненадёжность материального мира. Мы должны культивировать привязанность в гуне благости. Ответы на вопросы: почему то, к чему я привязан, приносит мне боль? Функция Сатурна. Как действует человек из ощущения непривязанности? Духовная жизнь - стать частицей истинного. Зачем Абсолют отделил нас от Себя? Как разрубить нашу привязанность быть богом?
запись эфира для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:58:06 | качество: mp3 48kB/s 20 Mb | прослушано: 40 | скачано: 51 | избрано: 2
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:07 [Ведущая] Здравствуйте, дорогие слушатели Веда-радио! Меня зовут Анна. И вновь мы встречаемся вечером пятницы, благоприятный день Экадаши и соприкасаемся с мудростью «Бхагавад-Гиты», и ведической культуры под руководством нашего дорогого лектора Гуна Манджари. Мы продолжаем наш разговор о божественных и демонических натурах, как отличить одни от других, и что может помочь добру победить мы продолжаем открывать для себя в ближайший час. Пожалуйста, присылайте все интересующие вас вопросы в WhatsApp и Viber по номеру телефона +79002390963 или оставляйте на сайте vedaradio.fm. Я с радостью их озвучу в нашем прямом эфире. А сейчас я приветствую нашу гостью. Здравствуйте, Гуна Манджари!

00:00:50 [Гуна Манджари] Здравствуйте, дорогая Анна! Здравствуйте, дорогие радиослушатели!

Праздник Гита Джаянти - День Явления «Бхагавад Гиты»

00:00:54 [Ведущая] Сегодня особенный день. И сегодня день Гита Джаянти он называется. Ведь именно в этот день считается была поведана «Бхагавад-Гита» на поле боя Курукшетра. Мне кажется, я думаю Вы хотели поподробнее рассказать наверняка об этом празднике, чтобы мы настроились, так как все наши эфиры построены на стихе из «Бхагавад-Гиты».

00:01:16 [Гуна Манджари] Да. Спасибо за этот посыл. Действительно, сегодня сам день располагает к тому, чтобы как-то углубиться в это понимание, ещё раз для себя его оживить в памяти. Потому что многие слушатели знают о «Бхагавад-Гите», многие знают при каких обстоятельствах она была поведана. Но тем не менее это очень благоприятно вспоминать, напоминать себе ещё раз, особенно в такой день, когда это и произошло по лунному календарю. И так или иначе я хочу ещё раз подчеркнуть ценность подобного рода знаний. Потому что обычную книгу или обычную информацию мы получаем, мы это получили, всё это прошло и в общем-то наш ум и наше сознание хочет что-то следующее. Получать следующую дозу информации. И как-то так это происходит.

00:02:31 То есть нам опять надо насыщаться, как с пищей. Мы поели, и то, что, как говорится, мы поели вчера, уже сегодня нас не насыщает. Но что касается духовного знания, непосредственно самой «Бхагавад-Гиты», то такого нет, что сегодня я получила эту информацию, и всё, это уже пройденный этап, это уже как бы съедено. На самом деле духовное знание обладает всеми качествами духовной энергии. И поэтому там нет такого как истощение или исчерпание себя. Это присуще материи эти качества. В физике это называется качество энтропии. И всё в материальном мире стремиться к энтропии, к разрушению. Это законы этого мира, физические законы.

00:03:39 То, что относится к духовной энергии, вне материальных законов. И поэтому там нет такого признака как исчерпание себя. То есть оно не подвержено конечности. То есть там всё бесконечно. Потому что это свойство духовной энергии. И поэтому, что касается «Бхагавад-Гиты», то это та книга, которую можно читать постоянно, каждый день. И она будет всегда живой, всегда будет открываться. Всегда будет бесконечна. И можно с ней взаимодействовать, потому что всё что касается духа, духовной энергии, всё обладает качествами жизни, одушевлённое. Что касается материи, материя мертва, если в неё не привнесён дух. И дух это есть вечная живая жизненная сила.

00:04:47 Что касается духовных знаний, духовной, скажем так, материи, хотя это не материя в том понимании, в котором мы её знаем, тем не менее, оно живое всегда. И с этим можно взаимодействовать, с этим можно общаться, можно проводить определённые ритуалы. Всё, что угодно. Можно зажигать свечи. Как я уже упоминала, с этим можно взаимодействовать. И поэтому «Бхагавад-Гита» — это такое живое знание, с которым можно каждый день иметь контакт, иметь отношения.

00:05:44 Каждый день важно себе от этом напоминать, потому что будучи в материи, живя в материи, у нас есть такая тенденция, что мы постоянно забываем. И поэтому постоянно нужно напоминать. Нам всем может казаться я это уже читал, я это уже знаю. И так же как мантры, молитвы. То есть обычно это приблизительно одно и то же. И это может нашему уму показаться, что это скучно, это одно и то же. И я это знаю, я это слышал. Но такова природа материального мира, что мы постоянно забываем каждый день. И каждый день нужно себе напоминать. Поэтому это такой процесс.

00:06:36 Это подобно тому, как недостаточно один раз убрать в своей квартире. Даже если мы не сорим, то оно через какое-то время покрывается какой-то нечистотой. И поэтому убирать нужно регулярно. То же самое с нашим сознанием, с нашим разумом. Это очень важно. Я просто хотела подчеркнуть важность «Бхагавад-Гиты», насколько важно соприкасаться с этим источником знания и понимания, и с источником очищения нашего разума. Потому что если мы просто ничего не делаем, если мы не очищаем наш разум, то он будет автоматически загрязняться. Просто ничего не делая мы будем глупеть.

Соприкосновение с духовной энергией очищает разум

00:07:38 Но иногда бывает просто достаточно соприкоснуться с источником разума, получить контакт с духовной энергией, и тогда наш разум очистится и мы поймём, как нам жить, что нам делать и куда идти дальше. И увидим, как говорится, свет в конце тоннеля. Потому что, будучи связанной с какой-то консультационной деятельностью, очень часто приходится видеть такой феномен, что человек просто ходит с какой-то своей проблемой и ему даётся решение этой проблемы, ему даётся многократно из разных источников. И многие люди, которые его консультируют, дублируют друг друга, говорят ему одно и то же. И человек уже понимает, что да, это правильно. Но тем не менее он ходит дальше, пытаясь услышать ещё что-то такое, что решит его проблему.

00:08:42 И его проблема на самом деле в том, что разум просто замутнён. И просто соприкосновение с духовной энергией очистит его разум и он поймёт, и он увидит как, увидит пространство для его деятельности куда двигаться. Он увидит, как говорится, куда поставить свою ногу, чтобы совершать правильные шаги. И уже есть подкрепление извне, уже есть информация правильная, которую человек получил. Но тем не менее, если разум замутнён, даже получив самую верную информацию, самое верное руководство к действию, человеку всё равно будет сложно действовать.

00:09:35 И вот источники к такой силе разума — это духовные писания, это духовная информация. И «Бхагавад-Гита» является одним таким уникальным источником знания, потому что «Бхагавад-Гита» — это непосредственные слова Бога. И это знание, это беседа между Кришной, Верховной Личностью Бога и Арджуной, произошла на поле битвы Курукшетры. Как Вы сказали, это часть «Махабхараты», переводится как «Великое сказание». Бхарата — так называлась Земля в своё время. То есть это знание и события, которые происходили тогда, имели такое глобальное, общеземное значение, потому что «Бхагавад-Гита» была поведана во время этих событий.

Бхагавад-Гита научна и внеконфессиональна

00:10:38 И она не является чем-то узко религиозным или чем-то имеющим какие-то определённые рамки для определённой группы людей. «Бхагавад-Гита» — это знание, поведанное там. Оно научно, как законы физики. Они не могут быть индийскими или русскими, или ещё какими-то. То есть это общие законы. То же самое «Бхагавад-Гита», она содержит в себе чистое знание. И говорится в источниках ведических, и даже не ведические источники содержат в себе знания о том, что на Земле жил единый народ. Земля была отдельно суша и отдельно вода. То есть она не была разделена на материки. Была единая цивилизация, которая говорила на одном языке. Это был санскрит.

00:11:48 И во всяком случае, в предыдущие эпохи, в Золотой Век и Серебряный, я думаю, что даже и в Бронзовый, то есть до нас, это эпоха, которая существовала, не было религий на Земле. То есть не было такого понятия как религия. То есть было общее такое знание духовное. Люди практиковали йогу, аштанга-йогу, мистическую йогу. И только когда произошло деление на материки, когда на Земле произошло такое разобщение, разделение, очень сильно начали проявляться религии. И религии как раз несли в себе вечное знание, в соответствии с тем, как та или иная общность людей могла это воспринять.

00:12:47 Но как мы можем видеть, информация, которая находится во всех религиях, во всех каких-то моральных кодексах, в общем-то, похожа. Это одно и то же знание, но дающееся во разных объёмах. И поэтому «Бхагавад-Гита» является таким чистым знанием, которое относится ко всем людям, и которое может изучать любой человек независимо от того пути, который он выбрал. И наоборот, «Бхагавад-Гита» поможет ему понять, раскрыть для себя путь, по которому он идёт. И очень часто мне приходилось соприкасаться с людьми разных религий, которые при помощи «Бхагавад-Гиты» открывали для себя свой путь.

00:13:43 Я была хорошо знакома с игуменьей одного женского монастыря, которая регулярно читала «Бхагавад-Гиту» и просила меня приносить все новые книги, которые были изданы, Шримад Бхагаватам, ведической традиции. Поэтому в этом уникальность и ценность «Бхагавад-Гиты», что она универсальна. Она как раз, наоборот, помогает человеку освободится от всех отождествлений и приобщиться к сути. Во всяком случае, меня лично очень сильно привлекла «Бхагавад-Гита» своим таким чистым, нематериальным посланием, где говорится о том, что ты не есть это тело, не есть эти все различные принадлежности. Ты есть вечный дух, который ничего с этим общего не имеет. Это и есть то, что характеризует духовное знание.

В Бхагавад Гите говорит Сам Господь

00:14:49 И поэтому «Бхагавад-Гита» очень ценна. Само название переводится как Песня Бога. Бхагавад — это Бог, Гита — это песня. И это непосредственно слова Верховной Личности Бога. В этом уникальность этой книги, этого произведения, что это непосредственно то, что говорил сам Господь. И Он поведал это знание своему другу и воину, и позже ученику Арджуне. Поведано это знание на поле битвы в Курукшетре. Его друг попал в сложное положение. Действительно сложное, гораздо сложнее, чем мы все переживаем. Потому что, так или иначе, ситуация сложилась таким образом, что Арджуне надо было убивать своих родственников, своих самых близких людей.

00:15:59 Представьте, какого рода вызов пришлось перенести Арджуне. И это был человек ведической культуры, ведической цивилизации, где очень сильны были эти узы семейные, и уважение, почтение к старшим, а там были его учителя, его дед, который заменил ему отца. То есть там были очень близкие и любовные узы. Это даже не современные люди, которые такие очень половинчатые, им на всё не хватает время. Это были очень целостные люди в то время. И очень сильные отношения, сильные эмоции были.

00:16:54 Но тем не менее, такова была ситуация, и это не было просто каким-то капризом Арджуны. Это была высшая воля, воля судьбы, воля Верховной Личности Бога. Так надо было для общего блага. И Арджуна попал в очень сложную ситуацию. Это была действительно наиболее сложная ситуация, которая может произойти. Там были, кстати говоря, и сыновья Арджуны тоже от других его жён. Была ситуация наиболее сложная. И тогда Арджуна был в таком отчаянии, и он плакал. Это был великий воин. Это был маха-ратха. То есть он мог сражаться с огромным количеством воинов и с воинами сверхчеловеческого могущества.

00:18:04 То есть какой-нибудь боевик, который мы смотрим, не передаёт и доли того могущества, которым обладал Арджуна. Я имею в виду, какой-нибудь супер-герой в этом боевике не отражает и части того, какой силой и возможностями обладал Арджуна. Тем не менее он был полностью сбит с толку. Он плакал как ребёнок, не зная, что ему делать. И тогда Кришна, Верховная Личность Бога, который перестал быть просто для него другом, и открыл Своё величие и Божественное могущество, Он разрешил все его сомнения. Он объяснил ему всё, что необходимо знать любому живому существу.

00:19:05 То есть своего рода такая аналогия, потому что мы все, живя здесь, имеем свою Курукшетру, свою битву. То есть она, конечно, не такая глобальная и не такая значительная, какая была у Арджуны, но и Арджуна был не обычным человеком. Он был сверхчеловеком, скажем так. Но тем не менее, для каждого из нас его какая-то маленькая битва так же глобальна, как для Арджуны его. И поэтому для того, чтобы победить в этой битве нам нужно знание, которое даётся из Высшего Абсолютного Источника. Потому что жизнь любого человека — это определённый вызов, это определённая битва.

Аналогия сравнения тела с колесницей

00:20:00 И поэтому для того, чтобы быть успешным, для того, чтобы выиграть в этой битве, нам нужно руководство свыше, нам нужно руководство Верховной Личности Бога. И, конечно, об этом можно говорить очень долго. И Кришна играл роль колесничего у Арджуны. И колесница тоже имеет такое символичное значение. В «Бхагавад-Гите» есть иллюстрация, что такое колесница. И есть сравнение нашего тела с этой колесницей. И тело то, где находится душа — это такая колесница. Пять наших органов чувств, которые есть у нашего тела сравниваются с пятью конями. Наш ум — это вожжи, которые могут сдерживать этих коней, и направлять их куда-то, куда нам надо.

00:21:09 Иначе, если вожжи опущены, расслаблены, кони несут, куда им заблагорассудится. И мы попадаем в разные неприятности. То есть это как транспорт без управления, без тормозов, без руля,- это величайшая проблема. И колесничий в этой повозке — это наш разум. И колесничий у Арджуны был Кришна, то есть Верховная Личность Бога. И поэтому эта аналогия как раз нам говорит о том, что наш разум должен быть в контакте с Верховной Личностью. Тогда мы проедем на этой колеснице нашего тела, нашей жизни самым благоприятным для нас образом.

00:22:05 И в этом смысл «Бхагавад-Гиты», в том, что она даёт нам этого колесничего, этот разум, который проведёт нас по жизни и мы сможем быть победителем, выиграть это сражение. И ставка, на самом деле, очень велика. Мы говорим об этом на наших эфирах о том, что такое наша жизнь, для чего мы живём, для чего нам те или иные качества. И конечная ставка — это наше счастье, которое обладая природой ананды — вечного блаженства, именно даст реально, что мы ищем, что нужно нашей душе. И поэтому «Бхагавад-Гита» является таким поводырём по жизни.

Мы не можем избежать вызовов, которые дарует нам жизнь

00:23:03 И сама история была поведана среди сражений. И как мы говорили, что наша жизнь представляет собой такую битву. Так или иначе Арджуна был совершенным человеком, он жил совершенную жизнь. Всё было совершенно в его пути. Но тем не менее, он проходил через эту ужасную битву. И идея в том, что какими бы мы не были совершенными и правильными, мы не можем избежать различных вызовов, которые дарует нам, даёт нам жизнь. Потому что это природа материального мира.

00:23:52 И очень часто люди, есть такая тенденция, особенно сейчас, слишком много полагаются на психологию, на решение различных психологических проблем психологическими методами. И вроде всё делают правильно, и уже всех простили, и всё уже расставили. Всё, уже полностью белые и пушистые. Но тем не менее жизнь вдруг - раз, и повернулась каким-то совершенно неожиданным своим поворотом. И вопрос, что я сделал/сделала не так? Куда, почему это произошло со мной? За что и почему? То есть почему страдают хорошие люди? Такой вопрос.

00:24:53 Так как я с этим достаточно часто сталкиваюсь, начинается такая своеобразная паранойя, когда «Как, наверное какие-то мои мысли, что? Почему это произошло со мной?». То есть человек начинает просто зависать во всём этом. Особенно у женщин есть такая тенденция бесконечно зависать в какой-то рефлексии, вместо того, чтобы понять, что ты не можешь всё сделать совершенно в этом несовершенном мире. Он так или иначе каким-то образом, каким-то боком вылезет, потому что он не совершенен, он не приспособлен для того, чтобы здесь всё было стабильно постоянно хорошо.

00:25:48 Как в своё время есть у группы «Машина времени»: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнётся под нас». В какой-то степени, да, есть доля правды в этих словах, потому что когда мы пытаемся как-то и то предусмотреть, и это предусмотреть, мы забываем и упускаем из поля зрения саму природу этого мира. То есть он может быть всё время хорошим, даже если тут быть хорошим. Поэтому нужно понять его природу и действовать соответственно. Конечно, очень важна психология, очень важна эмоциональная грамотность. Её очень сильно не хватает людям нашего времени. Потому что раньше все эти законы были в обществе, и всё было намного здоровее и правильнее. И люди страдали гораздо меньше.

Непостоянство и ненадежность материального мира

00:26:52 Поэтому это всё нужно, это нужно изучать, это нужно знать. Особенно в отношениях с людьми обязательно нужно обладать такой психологической грамотностью. Но опять же, нельзя абсолютизировать эти вещи, потому что есть ещё природа, природа вещей. И материальные мир, его природа — это быть таким непостоянным, и быть ненадёжным. В какой-то момент всё может быть очень ненадёжным, всё может, как говорится, взорваться. И как раз это связано с тем, о чём мы говорили на нашем прошлом эфире. Это связано с таким качеством, как отрешённость от всего мирского https://audioveda.ru/audios/7540 , то есть непривязанность как раз об этом, что в этом мире ни к чему нельзя быть привязанным. Потому что оно может в любой момент, как говорится, тебе изменить.

00:27:57 То есть этот мир подобен неверной жене. Ты можешь вкладываться, можешь обеспечивать, всё делать правильно, но в какой-то момент, непонятно как и почему эта измена может произойти. Поэтому нужно хорошо понимать природу материального мира для того, чтобы быть победителем в этой битве. И поэтому важно не привязываться к материальным вещам. И есть такое сравнение, я слышала его у одного духовного учителя, он говорил о том, что привязываться здесь, в материальном мире, подобно тому как влюбляться в перелётных птиц. То есть ты к ним привязался, а они полетели дальше. То есть это природа этого мира. Мы уже говорили об этом неоднократно.

Мы должны культивировать привязанность в гуне благости

00:29:01 И на самом деле мы не можем жить без привязанности. То есть может возникнуть вопрос: «А как же так жить без этого всего? Это же не естественно для нас. Мы должны быть к чему-то привязаны». И это факт. Мы должны быть привязаны, это наша природа. Но привязаны мы должны быть к тому, что истинно. Мы должны быть привязаны к каким-то вечным вещам. И понятно, что находясь в материальном состоянии нам сложно привязаться к чему-то вечному. Но во всяком случае мы должны это в себе культивировать и стремиться привязываться к вещам в гуне благости. Это будет нас делать более свободными.

00:30:00 Потому что привязанность, казалось бы, что плохого в том, чтобы любить всё, что вокруг меня, быть привязанным? Любить это одно, а вот быть привязанным к тому, что рядом со мной. Потому что люди часто путают привязанность и любовь. Кардинальная разница. Но там, где есть привязанность всегда есть боль, как мы говорили об этом уже ранее. То есть вся наша боль, все страдания, которые мы испытываем происходят только из-за привязанности. И поэтому, как мы говорили на прошлых эфирах, что если что-то нам причиняет беспокойство, то мы должны себя проинспектировать, к чему я привязан так сильно.

00:30:55 И истинные привязанности, то есть такие экологичные, никогда не будут причинять боль живому существу. Поэтому очень важно привязаться к тому, что истинно или культивировать в себе эти привязанности. Во всяком случае для своего разума это прояснять. И поэтому это очень важный момент, поработать, понять свои привязанности, и привязаться к чему-то, что есть вечно, что есть истинно. И ещё раз резюмирую такой посыл. Хотела сказать, что люди часто задаются таким вопрос, и он правомерный этот вопрос.

Почему то, к чему я привязан, приносят мне боль? Функция Сатурна

00:31:55 Почему те вещи, к которым я стремлюсь, приносят мне боль? Почему это так болезненно? И вроде бы туда тянет, как наркотик. Привязанности обладают такой притягательной силой. То есть привязываемся к тому, что нам нравится. Мы же не привязываемся к тому, что нам не приятно. И почему? Что за несправедливость, что за закон подлости в этом мире? Почему это приносит нам боль? Почему мы получаем такие болезненные удары от этих привязанностей. Потому что жизнь сигнализирует нам, что то, к чему мы привязались — это не истинно, это подвержено разрушению. Таким образом, ограждают нас от каких-то нереальных, не истинных вещей.

00:33:03 И для того, чтобы мы, наконец, поняли, куда нужно направить свою привязанность, к чему есть смысл привязываться. То есть таким образом жизнь, судьба очень мудры, они нам сигнализируют о том, что есть ложное, и ведут нас к тому, что есть истинное. И это такой посыл. И так же в соответствии с веяниями времени, в котором мы сейчас находимся, все сейчас говорят о влиянии Сатурна, и меня спрашивают. Тоже был вопрос по поводу Сатурна, что это за планета, что он несёт? Но вот одна из таких функций Сатурна — он разрушает всё, что не истинно. Все не истинные привязанности, всё, что ложно, все маски, всё, что не является сутью он обнажает.

00:34:08 И его влияние таково. И все планеты являются учителями, но Сатурн очень строг, особенно в плане привязанностей. Он, так сказать, серьёзно учит. Сейчас такое время, от нас требуется, чтобы мы действительно к чему-то такому ценному, к вечным, непреходящим ценностям мы привязывались и находили, строили свой контакт с этим. Потому что то, к чему обычно привыкли люди, человечество, какие-то такие постулаты сейчас очень сильно шатаются. И чтобы избавиться от страха, чтобы избавиться от какой-то неопределённости сегодняшнего дня, да и в принципе эта неопределённость есть всегда у души. Просто в другие времена она более или менее прикрыта. А сейчас она обнажена эта неопределённость.

00:35:14 Чтобы избавиться от этого всего, нужно привязаться к истинным вещам, которые не зависят от времени, не зависят от какой-то прихоти, от погоды. То есть они вечны и они незыблемы, что ли. И «Бхагавад-Гита» представляет собой вечное знание. Когда воин был выведен с поля битвы, его сражение было успешным благодаря тому, что его колесничим был Верховная Личность Бога. И то же самое сейчас, каждый из нас может свой разум одухотворить, соединившись с божественной энергией, божественным руководством. И тогда мы выйдем победителями из любого сражения, из любой ситуации. То есть в этом послание «Бхагавад-Гиты». И на самом деле там масса посланий. Она бесконечна. Но вот одно из таких посланий, о котором сегодня мы поговорили.

Как действует человек из ощущения непривязанности?

00:36:34 [Ведущая] Спасибо Вам большое, дорогая Гуна Манджари, что ещё раз рассказали эту удивительную историю, как произошла эта встреча. И главный урок «Бхагавад-Гиты» не просто в беседе между Арджуной и Кришной, главный именно для нас, чему учит это нас в любые времена, учила пять тысяч лет назад, учит нас сейчас. И это действительно очень важно. И про привязанности тема очень глубокая. Я хотела Вас спросить, как действует человек из этого ощущения непривязанности? Потому что часто мы можем неправильно это понимать. Мы видим наших родственников, как души, и появляется такая холодность. То есть я не привязан к ним, значит мы разрываем отношения. А как это выглядит, что мы не привязаны, но при этом у нас тепло в отношениях? Как это проявляется? И с какого, может быть, умонастроения, мы действуем, если у нас есть это знание?

00:37:30 [Гуна Манджари] На самом деле, непривязанность делает нас свободными. И по большому счёту, действуя из непривязанности на самом деле у нас больше потенциала. У нас больше какой-то энергии, возможности кому-то помочь. И у нас больше проявляется энергия любви и заботы, когда у нас нет такой привязанности на очень сильном чувственном уровне. Потому что действие в гуне благости, а мы должны действовать в гуне благости, подразумевает, что у нас есть обязанности, у нас есть наши какие-то функции, которые мы должны осуществлять.

00:38:29 Потому что, как мы говорили, что есть непривязанность в гуне невежества. И это подобно такому безразличию или что-то такое. Но тем не менее, человек всё равно привязан. Он привязан по-своему. Поэтому мы не можем оборвать привязанности. Мы можем их трансформировать в какие-то более тонкие или более чистые. И поэтому привязанность в гуне благости именно в том, что мы привязаны к тому, чтобы выполнить свой долг. Как мы говорили, что мы не можем без привязанностей. Мы по природе своей на привязи. Но мы можем эти привязанности заменить одни на другие.

00:39:22 Поэтому когда мы привязываемся к своему чувству долга, что у меня есть обязанности, что у меня есть долг перед моими родственниками, перед близкими. А на более высоком уровне развития человек видит всех, как своих близких, потому что по большому счёту это так. В глобальном аспекте мы все взаимосвязаны между собой. Но так или иначе, находясь под влиянием, перенося свои привязанности, очищая их под влиянием гуны благости, мы начинаем понимать, что у нас есть долг. И мы действуем из этого долга. То есть не просто под влиянием чувств, вот мне нравится, хочу-не хочу, люблю-не люблю.

00:40:22 А из понимания того, что, во всяком случае, существует дхарма, чувство долга, и что я, так сказать, зависел/зависела от этих людей, я получала очень много, они дали мне жизнь. Так или иначе, чувство долга, определённая дхарма и это моя обязанность выполнять по отношению к ним свои обязанности. И эта привязанность к дхарме наиболее высшая, чем просто к своим чувствам. И мы все, как говорится, живём на каком-то вкусе. То есть мы все получаем определённый вкус и мы идём за этим вкусом. У нас есть, допустим, привязанность к родственникам или к близким, к друзьям, к детям потому что мы получаем вкус от этих отношений.

00:41:26 То есть они нам сладкие, мы получаем какое-то поощрение, нам приятно заботиться о них, находится с ними в отношениях. Даже когда нам, может быть, не всегда приятно о них заботиться, но тем не менее у нас есть тяга к этим людям, и нас тянет. Узы, что называется. И это определённый вкус. То же самое, когда у человека есть привязанность к выполнению своих обязанностей, то есть это есть привязанность к дхарме, и она даёт тоже вкус. И на самом деле этот вкус намного выше, чем вкус к какому-то своему чувственному восприятию. И человек всегда действует, любое живое существо, действует из вкуса. Мы ничего не будем делать, что нам не вкусно, что не приносит нам какой-то вкус или принесёт нам его.

00:42:25 Поэтому это то, что нас стимулирует к действиям. И когда мы привязываемся к дхарме, то есть к долгу своему, то мы там тоже получаем вкус. И этот вкус, как я уже говорила, гораздо выше того, чем нам могут дать наши чувства. И поэтому да, мы действуем, мы более даже эффективны в своих действиях и в отношениях с близкими, но и в то же время у нас есть чувство глубокого удовлетворения. И это индикация того, как мы действуем без привязанностей. То есть здесь говорится о привязанности к таким грубым материальным вещам, как мои чувства, мои ощущения, что мне нравится-не нравится.

00:43:23 Но когда я действую из привязанности к дхарме — это тоже привязанность, то мы можем быть наиболее эффективны для наших близких, можем принести им наибольшую пользу. И испытываем при этом большее удовлетворение. Это и есть эта высшая непривязанность, если говорить о близких. Это привязанность, но другого качества, другого уровня.

Духовная жизнь - стать частицей истинного

00:43:57 [Ведущая] Спасибо большое за такое важно объяснение! Правильно ли я поняла, что, в принципе, это естественно для души быть к чему-то привязанным? Единственно важно понимать на какой основе — на духовной, на вечной, на прочной основе это, или это именно привязанность наших чувств, наших сентиментов. То есть эту грань отследить это душевная близость и теплота, или это именно чувственная такая дорожка.

00:44:23 [Гуна Манджари] Да. Совершенно верно. Потому что очень часто я знаю, что людей пугает, они представляют себе такого духовного человека, отшельника — это такой аскет, у которого никаких чувств нет. И я помню вначале тоже когда читала «Бхагавад-Гиту», то там было написано, что мудрец не привязан ни к живым, ни к мёртвым. Что счастье или несчастье приходят в должный срок, но они не беспокоят осознавшую себя душу. И обычно у человека со стороны, какого-то поверхностного взгляда,может создаться такое впечатление, что это просто нужно стать таким как камень, каким-то не живым. И что духовная жизнь лишена какой-то жизни, она лишена чувств.

00:45:28 То ли дело наша жизнь. Там такая романтика. Там эмоции кипят, страсти накаляются. Вот это интересно, вот это жизнь. А что духовное? Просто так ты себе замер и сидишь такой бесчувственный. Обычно у стороннего наблюдателя или обывателя возникает такое впечатление. Но на самом деле, это не правда. Потому что душа является по природе своей частицей чего-то. Она не может быть сама по себе. Это не её природа. И поэтому духовная жизнь — это когда мы становимся частицами чего-то истинного и оттуда у нас идёт наша подпитка, наши отношения и всё остальное. Мы перестаём цепляться за, скажем так, пролетающих птиц, чем являются наши чувства. То есть мы перестаём связывать себя с временной приходящей природой, когда мы становимся очень зависимыми. И поэтому это даруют духовные привязанности. Они даруют высшее благо, высшее счастье, высшие эмоции. Но человеку, который находится в таких мирских страстях это не совсем понятно, это не совсем видно. И возникает такой диссонанс.

Зачем Абсолют отделил нас от Себя?

00:46:59 [Ведущая] Спасибо большое! Это действительно очень важная тема, глубокая. И благодарю, что Вы её поднимаете. Нам ещё пришёл такой один очень глубокий важный вопрос: «Дорогая Анна и Гуна Манджари, добрый вечер! Я хотела задать вопрос по поводу божественного замысла. Зачем нужна эта игра нахождения обратного пути к Абсолюту? С какой целью Он отделил нас от Него? Спасибо».

00:47:23 [Гуна Манджари] Спасибо за вопрос. Дело в том, что там нет ничего насильственного, ничего такого жёсткого. То есть Бог есть любовь. И во всех Его проявлениях, и всё, что с нами происходит — это тоже проявление этого, потому что любовь подразумевает добровольное служение, добровольное принятие. Потому что такой пример классический из Вед, что если нам приставят пистолет к виску и скажут «люби!» это невозможно. Любовь — это высшее проявление доброволия. И тоже самое, всё действует по этим же принципам, по принципам любви.

00:48:13 И душа, будучи полностью свободна в своей любви, находясь в духовном мире, в своей обители, так же проявляет свою свободу. Когда она захотела получить опыт того, как быть богом, когда эта мысль к ней пришла, а в духовном мире исполняются все желания. То есть таково было наше желание - попробовать быть богом. И для этого нам даётся этот материальный мир, то есть эта “площадка для игр”, где свои желания попробовать быть богом мы можем здесь осуществить. И материальный мир совершенно устроен таким образом, что мы здесь можем эту тенденцию реализовать быть богом. Нам для этого даётся ложное эго.

00:49:18 То есть для того, чтобы мы себя возомнили кем-то другим. Потому что изначально мы не можем быть богом. Мы только Его частица. Но для того, чтобы осуществить и это наше желание, нам создают такие условия, где мы можем попробовать, что значит быть богом. Потому что здесь Он нигде не проявлен. Нам кажется, что у нас тут нет конкурента в Его лице. И каждый здесь, в материальном мире, эгоцентричен. Благодаря нашему ложному эго нам кажется, что весь мир вращается вокруг меня и я тут самый главный. И мы можем эту тенденцию здесь реализовать, получить ещё один опыт, что значит быть богом, получить определённые такие удары этой позиции, потому что она не истинна.

00:50:19 И вернуться обратно после того, как мы реализовали это знание. И более душа получает полный опыт. Для этого и существует материальный мир, для того чтобы мы могли реализовывать свои желания, желания здесь быть богом. То есть это наше желание. И поэтому есть этот материальный мир. И всё, что происходит — это тоже наше желание. И законы кармы — это тоже наши желания. И может возникнуть такой вопрос: «Почему же? Никто же не хочет страдать. Это наше желание — не страдать. Почему мы здесь страдаем?». Потому что наши неправильные желания приводят нас к тому, что мы получаем реакцию за то, что мы их здесь реализовываем.

00:51:20 То есть это как магазин. Мы можем всё здесь купить, но всё имеет свою цену. И наши неправильные желания имеют также свою цену. Допустим, если мы хотим причинять какую-то боль, насилие по отношению к другим живым существам — это неправильное желание. Но мы можем его здесь осуществить, бесспорно. Но у этого есть цена такова, что мы сами должны будем ощутить это всё на себе. Идея в том, что таким образом мы осуществляем все наши желания, и везде есть свобода. А любовь основана на свободе. Поэтому всё, что мы видим — это именно возможность живому существу осуществлять его желания. И какие желания, такая и реальность. Поэтому на таком механизме всё строится.

Как разрубить нашу самую сильную привязанность - быть богом?

00:52:18 [Ведущая] Да. Этот интересный механизм понять, в принципе, понимая его, мы понимаем вообще природу своих желаний, природу всего, что происходит у нас. Вот это желание быть богом, оно же у нас настолько сильное, раз мы оказались здесь. И что с ним можно делать, если оно в принципе руководит нашей деятельностью? Если оно пропитывает всё в этом мире, в том числе и нашу жизнь? Это же наша самая сильная привязанность. И благодаря чему можно развязать этот узел, самый главный узел в нашей жизни?

00:52:49 [Гуна Манджари] Да. Это так. Совершенно верно. Зерно всех наших проблем здесь, почему мы здесь, — это зависть. И мы здесь потому что мы почувствовали зависть к тому, что Он Верховный, а я нет. Я тоже хочу. Вот это есть она самая зависть. И есть такая практика или методика, когда мы завидуем кому-то как нам избавиться от зависти, как Вы думаете, Анна? Что помогает нам развязаться от зависти, избавиться от неё?

00:53:33 [Ведущая] Я знаю такой инструмент — нужно прославлять или делать что-то хорошее этому человеку, то есть служить.

00:53:39 [Гуна Манджари] Да, совершенно верно. Потому что мы не можем служить и завидовать одновременно. В принципе, если мы не прислуживаем, а служим, то тогда мы не можем. То есть это взаимоисключающие качества. И понимаю, что, конечно, вначале наше служение будет смешанным, мы будем испытывать зависть периодически. Но тем не менее, по мере того, как мы прогрессируем в этом ключе, мы будем освобождаться от зависти. Это этот рецепт, если мы кому-то завидуем — нужно служить этому человеку. И мы можем это видеть даже, люди больше всего к кому привязываются? Люди больше всего привязаны к своим детям. В силу чего? В силу того, что самое большое служение человек оказывает ребёнку.

00:54:39 Потому что ребёнок полностью беспомощен. И самое большое количество служений как раз он и ожидает. И вследствие этого самая большая привязанность и самое большое доброжелание обычно к детям. Это такой механизм. И в силу того, как мы начинаем служить, мы начинаем привязываться. Это как ревёрс, то есть обратное действие, когда мы пытаемся здесь быть богом, и у нас есть вот эта зависть к Нему. Понятно, нам очень сложно бывает какую-то духовную литературу читать, и мы хотим отдохнуть, расслабиться, что-нибудь другое почитать, потому что у нас есть наша изначальная, сидит в нас. Но эта практика, по мере того, как мы практикуем что-то другое, мы практикуем, несмотря на эту зависть внутреннюю, конкуренцию с Ним, мы тем не менее практикуем духовную жизнь, то постепенно эта практика набирает силу, и истинное состояние нашей души реанимируется таким образом.

00:56:09 [Ведущая] Это очень вдохновляюще звучит. И это очень ценно, когда у нас есть инструмент, когда у нас есть понимание, что мы можем всё изменить. Прежде всего мы можем соприкоснуться с самим собой, с тем истинным, с душой. Не с нашей душой, а именно с самим собой, который есть душа. И это очень важно и очень вдохновляет. Как раз время нашего эфира подходит к концу. И я благодарна Вам за то, что сегодня провели такой эфир поклонения, я бы сказала, этому Священному Писанию, «Бхагавад-Гите». Потому что это важно: напоминать себе, важно очищать пространство своего ума памятованием о том, о чём хотел сказать нам Господь. Потому что на самом деле, как говорится, эта Песнь Бога не для Арджуны была, она для нас. Арджуна просто играл эту роль, чтобы мы смогли это читать потом и смогли обучаться. Поэтому благодарю Вас за сегодняшнюю встречу. Это было очень ценно. Это было очень, я чувствую, очищающе.

00:57:12 [Гуна Манджари] Спасибо Вам тоже за сегодняшнюю встречу. Потому что всегда и тот, кто спрашивает, и тот, кто говорит — это помогает всем. И желаю всем нам этого высшего духовного руководства по жизни, и чтобы наша жизнь увенчалась успехом. И в общем всего самого благоприятного сегодняшнего дня хочу пожелать всем нам и нашим слушателям. И Вам, Анна. И до свидания! До следующих встреч!

00:57:52 [Ведущая] Спасибо большое. Хочется пожелать победы всё-таки этих божественных качеств, божественной натуры в нас. Спасибо большое! И до встречи уже в следующем новом году!

00:58:04 [Гуна Манджари] До встречи! До свидания!

транскрибирование: Ольга Рымарь | 06 апреля 2021