Культура и сознание Ариев

Веда Радио - 22 April 2022
Осознанность – это свет, устраняющий тьму. Четыре ноги быка Дхармы. Культура Ариев. Сознание Ария. Характеристика цивилизованного общества. Качества брахмана. Ответы на вопросы: как следовать законам и традициям, если они кажутся устаревшими и даже варварскими? Формула Вед. Почему в разных религиях разных запреты и дозволения? Кто прав? Нормально ли сильное очищение жизни?
запись эфира для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 4
длительность: 01:01:23 | качество: mp3 48kB/s 21 Mb | прослушано: 21 | скачано: 75 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Ведущая] Здравствуйте, дорогие слушатели веда-радио. Меня зовут Анна и вновь по нашей доброй традиции мы встречаемся с вами вечером пятницы, чтобы обсудить божественные и демонические качества, которые есть в каждом из нас и которые описывает священное писание Бхагавад-Гита. И помогает нам разобраться в этой теме психолог, наша дорогая гостья Гуна Манджари, которой вы можете задавать свои вопросы, оставляя их на сайте vedaradio.fm или присылая нам в ватсапе и Вайбере по номеру телефона +7 900 239 0963. Мы продолжаем разбираться в демонических качествах или демонических натурах. Я приветствую нашу гостью. Здравствуйте, Гуна Манджари.

00:00:50 [Гуна Манджари] Здравствуйте, дорогая Анна. Здравствуйте, дорогие радиослушатели.

00:00:54 [Ведущая] Благодарю за ещё одну встречу. Мы уже так долго с вами разбираемся в этой теме, поэтому каждый раз, каждый эфир открывает для нас новые и новые грани этих качества. Спасибо Вам большое за это. Интересно узнать, о чём сегодня пойдёт наша речь.

00:01:11 [Гуна Манджари] Да, спасибо вам за то, что участвуете в этой беседе. Она на благо всех. И тем, кто говорит и тем, кто слушает. Сегодня мы также будем разбирать то, что мы начали разбирать на наших прошлых эфирах . Так как у нас было очень много времени, посвящённому разбору божественной природы, то сейчас, чтобы всё было справедливо, чтобы демоническое природа не была на нас в обиде, мы также хотим посвятить внимание и демонический натурам. Мы вернёмся к нашей теме.

00:02:07 Мы на прошлом эфире говорили, рассматривали демоническую природу. И это тоже очень важно знать, потому что, как говорится, в той же Бхагавад-Гите, что тот, кто понимает причины невежества и как оно влияет на нас, то есть непосредственно он может наблюдать это и во вне, и в себе также. То такой человек освобождается от влияния невежества. Это очень важный момент. Такой момент, как осознанность. Потому что когда мы осознанны, когда мы видим, то это означает, что на нас не будет влиять нечто такое бессознательное, как невежество.

Осознанность – это свет, устраняющий тьму

00:03:05 Потому что осознанность, она сравнивается со светом. И там, где есть свет, там нет тьмы. Поэтому, когда мы что-то осознаём - это как свет, который включается и устраняет тьму. И как мы уже говорили, невежество или демонические качества, они связаны с тьмой. Невежество - это отсутствие знаний, отсутствие света, такая тьма. Поэтому очень важно наряду с божественной природой изучать её другую часть, другой полюс. Потому что это поможет нам осветить то, что нам мешает соприкоснуться с этой божественной природой.

00:04:07 Потому что в конце концов свет и тень, они существуют. Но они существуют здесь, в материальном мире. Мы тоже пока находимся здесь. И поэтому важно проливать свет туда, где есть тень. И поэтому мы уделяем внимание такой противоположной стороне божественного проявления. И сегодня мы продолжим читать из Бхагавад-Гиты - такой квинтэссенции, сути всех ведических писаний. Это произведение, где сам Господь, Верховная Личность Бога, даёт знания, основные такие вехи понимания для живого существа. Он даёт их своему другу, а в последствии ученику Арджуне.

00:05:16 Эта беседа была записана на поле битвы Курукшетра. Есть до сих пор документальные записи и сведения, сохранившиеся об этой беседе. Поэтому читая, погружаясь в этот диалог, мы очищаемся и проливаем свет на уголки своего сознания, в котором может царить тьма. И многие вещи становятся для нас очевидными. Итак, я почитаю сегодня из главы 16 «Божественные и демонические натуры» она называется. Я прочту текст седьмой, который посвящён демоническим натурам.

Демонические качества по Бхагавад Гите

00:06:11 Здесь говорится: «Люди демонической природы не знают, что можно делать, а чего нельзя. Им не свойственны ни чистота, ни благонравие, ни правдивость». Тут комментарий духовного учителя Бхактиведанты Шрилы Прабхупады идёт. КОММЕНТAРИЙ: “В каждом цивилизованном человеческом обществе изначально существует свод религиозных правил и предписаний. В обществе ариев, последователей Вед, представителей самой развитой цивилизации, правила так строги, что демонами считаются все, кто пренебрегает заповедями религии. Поэтому в данном стихе говорится, что демоны не знают предписаний шастр и не имеют ни малейшего желания следовать им. Большинству из них неизвестны заповеди писаний, но даже те, кто знает о них, не склонны их выполнять. У них нет ни веры, ни желания действовать в соответствии с предписаниями Вед. Как внутренняя, так и внешняя чистота тоже не свойственна демонам. Тело нужно всегда поддерживать в чистоте: каждый день совершать омовение, чистить зубы, бриться, менять одежду и т.д”.

00:07:32 Также здесь говорится о том, что важно поддерживать внутреннюю чистоту. И для этого очень важно следовать духовной практике. Чистота должна быть внутренняя и внешняя. И дальше говорится, “что касается поведения человека, то его тоже регламентирует множество правил и предписаний. Они изложены в таких книгах как Ману-Самхита, представляющая собой свод законов для человечества”. Это часть комментария, раскрывающего текст, который даётся в Бхагавад-Гите. Здесь мы видим, что в любом цивилизованном обществе существует свод религиозных правил и предписаний. И очень часто религиозным считается какая-то конфессия или что-то очень определённое, связанное с ритуалами, относящееся к определённой группе людей.

00:08:54 Но в данном контексте, в ведах, религиозные или дхармичные правила - это одно и то же. То есть тут имеется ввиду Дхарма – вселенский закон, универсальный для всего человечества. И здесь также в комментарии упоминаются Ману-Самхита. Ману - это человек. Английское слово man происходит от санскритского слова Ману, Манушья, человек. И в соответствии с законами, в соответствии со всем есть законы. Человечество также имеет определённые законы. То есть даются определённые законы. И это объективная реальность, это не что такое субъективное - что один человек считает правильно это, а другой человек считает правильно то. Отсюда происходит высказывание «У каждого своя правда». Это говорится о субъективных вещах, о каких-то мнениях.

00:10:09 Но когда речь идёт о законах, о дхарме, о законах для человечества - это объективная реальность. То есть это то, что мы называем законы судьбы. Или то, что мы смотрим в астрологической карте человека, где видна его благочестивая деятельность и греховная по расположению планет и какие-то уроки, которые ему предписаны на эту жизнь. Таким образом эти законы субъективны, и они определяют нашу дальнейшую судьбу. Как мы соблюдали или не соблюдали эти законы.

00:11:11 Это не зависит от того, где человек родился, какая у него религия, на каком он языке говорил. Это такая субъективная реальность. Поэтому очень-очень важно понимать во-первых, что такие законы существуют. Это называется дхарма. И также есть такой эквивалент как религия. Но это не совсем в таком узко религиозном контексте воспринимается. Религия или дхарма - это неотъемлемая часть, это как природа. Поэтому она имеет некое универсальное значение, влияние.

Четыре ноги быка Дхармы

00:12:11 Дхарма отражена во всех религиях. Есть некие какие-то универсальные законы, которые объединяют все религии. Допустим, «не убей, не укради, не прелюбодействуй». То есть это законы ненасилия, нравственности или, как мы говорили на прошлых эфирах, что религия определяется четырьмя характеристиками или четырьмя ногами, на которых стоит бык Дхармы или бык религии. Это чистота, правдивость, милосердие и аскетизм.

00:13:06 Поэтому независимо от того, как выглядит религия, на каком языке она была поведана, на какие нюансы, какие культурные аспекты, ритуалы и прочее. По сути, она должна отвечать этим четырём аспектам, составляющим. Есть определённые также критерии, которым она должна соответствовать - учить любви к Богу, это основной момент, и должна быть дана самим Богом через его представителей или непосредственно. Это такие основные критерии.

00:14:05 Это относится к тому, о чём я говорила, о чём говорилось в комментарии. Мы затрагивали, что в характеристиках цивилизованного общества, человеческого общества есть этот свод законов дхармы или законы Ману. И общество следует этим законом. А если общество не следует - оно не считается цивилизованным, как бы там ни были развиты технологии какие-то материальные. Инструментарий, какой бы он сильный не был, но если нарушаются законы, вселенские законы - общество не считается дхармичным.

Культура Ариев

00:15:08 Здесь говорится, что это связано с культурой Ариев. Слово, конечно во многом набившее оскомину. Кто только не пытается претендовать на такую роль. В продолжение темы, что касается ариев, кто только не претендовал на это определение. Хотя в самом источнике, который принёс это познание об ариях, само это определение. И как мы уже говорили, что всегда лучше обращаться к самим источникам, потому что интерпретации могут быть самые различные, совершенно противоположные от источника.

00:16:08 Здесь говорится, что арии - это последователи вед, представители самой развитой цивилизации. Правила там так строги, что демонами считаются все, кто пренебрегает заповедями религии, заповедями дхармы. Поэтому ариями считаются не те, кто как-то себя определил и даёт свои собственные интерпретации. Они как раз считаются демонами. Арии - это как раз те, кто строго следуют ведическому объяснению, ведическому коду того, кого можно считать цивилизованными людьми.

00:17:06 Конечно, основой такого утверждения считается то, что арии – люди, которые во главе всего ставят духовное развитие. То есть понимание того, что они не являются этим телом. Это и есть определение ариев, что они являются вечной душой, которая ничего общего с телесной концепцией не имеет. Вот все эти объяснения, что те являются ариями или другие являются ариями по национальным, этническим, территориально и каким-то ещё материальным признакам -это в общем-то противоположность того, кого можно считать арием.

00:18:13 Это в ведах обозначается как “кожная болезнь”. То есть, когда человек привязан к своей коже, то есть к своему, так сказать материальному телесному обозначению. Это противоположность арийской культуры. Арии - это те, кто основываются на том, что прежде всего они не являются этим телом. Они являются вечной душой, которая может воплощаться в любом теле, и она может транс мигрировать из одного тела в другое независимо от какого-то определения этого тела. То есть они свободны от телесных определений. Таким образом определяется арий.

00:19:06 Любой из нас может им стать. Это по уровню сознания. Эта возможность есть для любого человека. Любой человек может развить в себе высокий уровень сознания. Это уровень развития сознания, когда оно отрывается от телесной, материально-телесной концепции. Чем больше человек погрязает в телесно-материальных концепциях, тем ближе он к животному уровню существования. И чем ближе он к животному уровню существования, тем дальше он от арийского определения. То есть определение ария, как человека развитого, понимающего свою духовную природу и также понимающего духовную природу всех живых существ.

00:20:09 То есть он смотрит на всех живых существ как на равных себе, качественно равных. Они могут отличаться уровнем сознания. Конечно, человек должен взаимодействовать с живыми существами относительно их уровня сознания. Допустим, он может видеть, в тигре находится такая же живая частица как искра, душа как и у просветленного человека. Тем не менее он не лезет обниматься с тигром или близко его подпускать. Есть определённая дистанция, он учитывает разницу в сознании, в развитости сознания. Но тем не менее, есть такое равное видение.

00:21:06 И это всё начинается с понимания того, что я не есть это тело. А это понимание начинается с того, что я есть вечная частица - душа. И я нахожусь в вечных отношениях с Верховной Личностью Бога, в любовных отношениях. Это отражено во всех религиях. Тех, которые являются истинными. Мы знаем, что есть заповедь «Возлюби». Первая заповедь - это возлюби Бога своего. И на основе этой заповеди уже есть следующая заповедь «Возлюби ближнего своего как самого себя». Но это вторая заповедь, она основывается на первой, на понимании того, что я есть вечная духовная душа, которая находится в вечных отношениях. Она является частицей Верховной Вечной Души, Верховной Личности Бога.

Сознание Ария

00:22:15 И почему я так ушла в этот анализ, в это объяснение? Потому что для того, чтобы объяснить, чем является арийская цивилизация, чем является сознание именно ария. И Кришна Арджуне часто упоминает о том, что достойно ария, что недостойно. Это всё непосредственно связано с осознанием себя вечной душой, которая ничего общего не имеет с этим материальным телом. И как вечная душа, которая пребывает в вечности, знании и блаженстве, она ничего общего не имеет с материей, которой свойственно находиться в иллюзии, в скорби, в невежестве.

00:23:15 Об этом немножко хотелось поговорить, обратить ваше внимание. С этим связан свод Ману, свод правил или, как это можно объяснить, как законы для человеческого общества. Также как человеческое общество имеет законы, уголовный кодекс, по которым живёт общество. Без них невозможно цивилизованное общество. Иначе это просто племя дикарей, где выживает сильнейший. «Кто смел, тот того и съел», как говорится.

Характеристика цивилизованного общества

00:24:10 Но цивилизованное общество характеризуется тем, что там есть законы, там есть кодекс, который нужно уважать. Также, как говорится, есть микро- и макрокосмос, вот также есть и макро-законы. Есть вселенский закон, который нужно уважать, который нельзя нарушать. Он отражён в цивилизованном обществе. То есть законы цивилизованного государства должны отражать вселенские законы. Мы можем это наблюдать. Частичное это есть в уголовном кодексе. То есть мы не можем посягать на жизнь другого человека, на его права. Это всё существует частично, скажем так. Но это отражение высшего вселенского закона.

00:25:20 Также здесь говорится, что общество считается цивилизованным, когда есть проявление этого высшего закона в самом этом обществе. Оно было подробно описано в законах Ману-самхите. В какой-то степени его отражают, этот всеобщий закон, все религии. И очень часто можно заметить это наблюдение, что религии разные, но они все практически говорят об одном том же. Потому что этот вселенский закон, он общий для всех людей. И он нашёл своё отражение в соответствии с местом, временем и обстоятельствами, при которых он был привнесён разным людям, на их языке, в соответствии с их временем и обстоятельствами и какими-то своими индивидуальными моментами.

00:26:30 Но суть, она одна. Это и есть этот вселенский закон. И поэтому общества считается цивилизованным, когда оно следует. Неследование этим законом считается проявлением демонизма. У нас был такой разговор, мы говорили о том, что духовные люди должны говорить о духовном. Должны ли они как-то влиять на всё общество, и насколько это правильно или неправильно. Опять же, задача духовных людей, также как и задача допустим адвокатов, юристов, законодателей, которые знают закон для того, чтобы проводить этот закон в общество.

00:27:24 Тоже самое задача духовных людей - это как бы такие вселенские юристы, законодатели, которые помогают людям осуществлять и располагаться в канонах этого закона. Поэтому, бесспорно, это задача и духовных людей также. Потому что в законах Ману говорится о духовных вещах, и там говорится об устройстве общества также. Обо всех аспектах человеческой жизни там также объясняется. Брахманы, или как вы тут их охарактеризовали, законодатели общества, которые проводят духовный закон. То есть они как раз и являлись теми, кто следил, чтобы всё осуществлялось по законам, по высшим вселенским законам, по законам Дхармы.

00:28:31 Сейчас много разговоров о том, что должны ли духовные люди участвовать в каких-то политических вопросах или не должны? Бесспорно, они не должны участвовать в политике. Но духовные люди должны просвещать человечество, правителей и других людей в том, что является правилами для человеческого общества. И в принципе, когда была ведическая цивилизация, или как ещё называют арийская цивилизация, она была устроена таким образом, что кшатрии или правители, они были классом правящим. Но над ними всегда существовали брахманы, которые помогали и которые направляли их должным образом, чтобы законы, вселенские законы не нарушались.

00:29:41 Это то, как устроено человеческое общество. Брахманы были советниками кшатриев. Мы видим некую такую систему в наше время. Или раньше даже, начиная со средних веков, когда духовенство активно вмешивалось в политику. Так называемые крестовые походы организовывает. То есть они являлись такими советниками и таким действенным рычагом. Оно соблюдалось это правило. Но дело в том, что сами брахманы, они не соответствовали качеством брахмана.

Качества брахмана

00:30:35 Я думаю, что в каких-то из наших эфиров мы будем рассматривать качество этого вида людей. Потому что очень важно понимать, какими качествами должен обладать человек, находящийся на высшей ступени развития - учитель для человечества, голова общества. Одно из важных качества человека брахмана, недаром он называется брахман. Брахман переводится как дух. Такой человек должен быть, его сознание должно располагаться в духовной сфере. То есть он не должен быть привязан к материальным обозначениям.

00:31:37 Он должен быть чистым. Его какие-то мотивы должны быть чисты и расположены в духовной сфере. Он должен говорить о духовном, должен вести к духовному. Но также он является учителем человечества в том плане, что помогает и в других вопросах. В вопросах устройства общества разных. Управление этим обществом. То есть он решает и, скажем так, житейские вопросы тоже. Не так, что он где-то «витает в облаках» и всё, и ничего кроме как о священных писаниях, он ни о чём другом не говорит.

00:32:35 Абсолютно не так. Он говорит о священных писаниях, но он также говорит о них в преломлении к той реальности, в которой он находится. Он может оперировать, применять священные писания, таким образом объясняя, целесообразно то или иное действие также, и в политических каких-то моментах, и в моментах отношений между людьми. Во всех сферах человеческой жизни он квалифицирован давать советы и направлять. Не так, что кроме как о цитированиях священных писаний, он ничего не знает. Естественно, он знает, но может применять их в житейских делах, в различных общественных проявлениях и взаимодействиях.

00:33:55 Брахман – это тот, кто очень хорошо знает священное писание. Он очень хорошо подкован в философии. Он не плавает в философии. Он очень хорошо её знает. Как законодатель или юрист очень хорошо знает законодательство, очень хорошо знает уголовный кодекс. Он может сказать: «Вот статья такая-то, параграф такой-то». То есть это определяет его квалификацию. Также и духовный человек. Он очень хорошо знает философию, духовную философию, философию писаний.

00:34:45 Другое его качество - он очень хорошо умеет применять это знание. Не просто фанатически выкрикивать какие-то лозунги или рубить всех направо и налево: «В ад пойдете!» и так далее. В любой религии есть свой какой-то лексикон подобный. Этого недостаточно. Он может применять знания именно в вопросах каждодневных взаимодействий между людьми. Допустим, в ведические времена брахманы, они, как мы говорили, были советниками царей. Они были советниками кшатриев, воинов. Они помогали им быть в рамках Дхармы, то есть действовать по законам Ману по законам, дающимся для человечества.

00:35:55 И когда были войны, а они были, они всегда были, сама природа материального мира конфликтна. То есть тут неизбежен конфликт. И кшатрии стояли на защите Дхармы, на защите вот этих вселенских законов. И над ними всегда были брахманы, которые направляли их действия, чтобы они не нарушали Дхарму. Поэтому войны велись совершенно по-другому. Мы говорили об этом, что сама эта битва на Курукшетре, когда была поведана Бхагавад-Гита, и она была поведана воину.

00:36:42 Эта битва проводилась на поле. Большое поле, там не было никаких пунктов населённых. Местные жители, то есть те, кто не являлись воинами, никак не были задействованы в этом процессе. Много всего. Воины сражались от восхода до заката, они не сражались после наступления сумерек. Потому что считается неблагоприятным покинуть тело, быть убитым после захода солнца. Они сражались по звуку раковины: когда трубила раковина, возвещая бой, они выходили на поле битвы. И когда трубила раковина, заканчивая, возвещая о конце сражения, они расходились. И вечером они могли свободно ходить между лагерями, посещая друг друга.

00:37:45 Закон чести не позволял им поднять оружие на беззащитных воинов, не вооружённых. Много всего было. Конечно, сейчас нам сложно это представить и сложно вести какие-то военные действия в рамках ведических, это невозможно. Но рассказ об этом существует для того, чтобы было понятно, что есть какие-то определённые критерии, объясняющие, помогающие нам найти ответы на наши вопросы даже сейчас. Опять же очень важно понимать, что те, кто были советниками брахманов, они не были в телесной концепции. Они были выше понимания какого-то телесного обозначения.

00:38:45 Тем не менее там было определение. На основе этого закона, кто является правым, кто не правым в этом сражении. Не просто: «Все мы – души, какая-то это наша карма и мы должны просто как-то отнестись». Понятно, что брахманы, они давали конкретные рекомендации, как поступать, как воевать, как с противником взаимодействовать. Это всё было очень конкретно. Но давали их люди, которые не привязаны к телесной концепции. Поэтому мы видим, что да, нужно всегда помнить о самом главном, нужно всегда помнить и понимать, что мы есть это тело. Мы - вечная душа.

00:39:40 Но вместе с тем использовать это знание в наших конкретных злободневных делах. Это то, что можно немного углубиться в эту тему, такой небольшой обзор, который можно сделать. Конечно, всё гораздо глубже. У нас остались вопросы с прошлого эфира, и у нас, если есть вопросы в этом эфире, мы можем также ответить, поговорить об этом.

Как следовать законам и традициям, если они кажутся устаревшими и даже варварскими?

00:40:25 [Ведущая] Благодарю Вас за рассказ, дорогая Гуна Манджари. Сейчас посмотрю. Да, есть у нас вопросы. Есть один, который пришёл до начала. Но я его попозже зачитаю, а сейчас зачитаю вот такой очень интересный вопрос. «Как понять важность следовать законам, если сейчас часть из них, особенно какие-то ритуалы и традиции, уже неактуальны, кажутся устаревшим и даже варварскими, как обряд Сати, к примеру. То есть уже должна быть какая-то избирательность, чему следовать?».

00:40:56 [Гуна Манджари] Дело в том, что любой закон, он не сам по себе, там есть всегда законодатель. И если мы возьмём ведические писания, то смотрите - тут есть сам текст, который был дан может быть с испокон человечества. Всегда даётся, и последний раз он был дан 5000 лет назад. Но тем не менее есть к нему комментарий. То есть сама ведическая традиция - это очень важно. Я знаю, что сейчас многие люди бросились Веды изучать. Но само правило Вед гласит о том, что Веды не рассматриваются без комментария. К ним обязательно должен быть комментарий Ачарьев. Без комментария вот так, сам сами по себе Веды не рассматриваются. Это не ведически. Обязательно должен быть комментарий. Ещё раз повторю.

Формула Вед

00:41:55 Об этом кстати говорят и учёные, современные санскритологи, которые связаны с Ведами. То есть они даже не являются последователями Вед, но они просто знают хорошо информацию, которая даётся в Ведах. Сами Веды дают вот эту формулу: 1) Шастры (сама ведическая информация), 2) Гуру и 3) Садху. То есть обязательно Гуру, Ачарий. Вот допустим мы тут комментарии Шрилы Прабхупады рассматривали в соответствии с текстом, который даётся в Ведах, ведический текст, данный Верховной Личностью Бога. Но обязательно он должен был быть прокомментирован духовным учителем, Ачарием. Вот как мы видим. И обязательно ещё есть Садху – люди, которые практикуют либо наставники. Но это не что-то такое формальное. Это люди, которые действительно более продвинутее нас на духовном пути, знают больше, с которыми у нас есть контакт, с которыми у нас есть отношения. И они нас слышат, понимают, и мы это ощущаем.

00:43:17 Поэтому любое знание ведическое, а в принципе все религиозные источники содержат в себе отражение ведического знания. Потому что знание – оно одно. Оно должно быть объяснено. Знание должно быть ещё, так сказать, переварено для нашего уровня. Это есть кстати отражение и христианстве. Иисус Христос говорил: «Я – дверь. Откройте. Через меня войдёте в Царство Божие». Что-то подобное Он говорил. Но Он говорил о роли духовного учителя или наставника. О том, что есть некто, кто будет адаптировать это знание для нас.

00:44:12 Поэтому мы нигде не найдём в рекомендациях, допустим в тех же ведических. Или вот Шрила Прабхупада, который принёс это знание для нас. Нигде о том, что нужно совершать обряд Сати или что-то подобное. У нас есть четыре принципа, которым нужно следовать. Это и есть ведическая практика, вайшнавская для нашего времени - Маха-мантра. И нигде не говорится о Сати или о каких-то прочих обрядах. Поэтому да, к вечному знанию всегда есть тот, кто будет его адаптировать соответственно с местом, временем и обстоятельствами. И будет ещё тот, кто будет его адаптировать непосредственно для нас.

00:45:02 Также как механический пример - электрический ток, он идёт по проводам, которые являются цепью предыдущих Ачарьев, духовных учителей. Там также есть адаптеры, чтобы мы могли воспользоваться непосредственно в своей жизни. Не просто мы от электростанции подходим и подключаемся. Нет. Электрический ток непосредственно подводится в наш дом. И там уже у нас есть разные адаптеры, как мы в нашей жизни применяем. А не просто бежим к электрической станции, пытаясь для себя электричество добыть. Тоже самое существует в любом направлении, которое идёт от Верховной Личности Бога, который законы Дхармы нам транслирует. Та же система работает и там.

Почему в разных религиях разных запреты и дозволения? Кто прав?

00:46:12 [Ведущая] Спасибо Вам большое. Очень интересная аналогия с адаптером. Действительно без него же электричество и ударить током может. Мы ещё я обидимся на генератор. Оказывается, мы просто неправильно использовали. И вот как раз в следующий вопрос связан с разными адаптерами или разными учителями, религиями. “Добрый вечер! Не в качестве спора, просто действительно хочется разобраться. Если верховные законы общие для всех, почему тогда в разных религиях разных запреты и дозволения? К примеру, мясо и алкоголь в Христианстве разрешены, а Веды порицают это? Почему так и кто прав?

00:46:52 [Гуна Манджари] Дело в том, что тут задан конкретный вопрос. Дело в том, что адаптеры иногда бывают, как сказать, не совсем рабочие. Потому что знание должно передаваться чистым. Как электрический ток, он должен передаваться по цепи, и там не должно быть никаких замыканий. Мы часто наблюдаем, как происходит замыкание в этой электрической цепи. На самом деле такова природа материального мира, что знание, чистое знание, приходящее из духовных источников, из «основной электростанции» (в силу того, что она находится в таких условиях, в материи) оно искажается. Это всегда происходит. На санскрите они называются Апа-сампрадая, то есть ложные сампрадаи, ложные ответвления. Они всегда есть. Это всегда происходит.

00:48:07 Поэтому периодически приходят посланники, Мессии для того, чтобы напомнить людям об изначальном послании Бога. Для того, чтобы люди могли настроить свои адаптеры правильным образом. Потому что часто очень много искажения, особенно в Кали- Югу – время, в которое мы живём. То есть оно говорит вроде бы всё об одном и том же, а вот там закрались некие искажения. Поэтому очень важно, чтобы был рабочий адаптер. Иначе очень много будет разных искажений, чем изобилует то время, в которое мы живём. Конечно, нам сложно сейчас услышать речь самого Иисуса Христа непосредственно.

00:49:01 Но мы должны понимать, что, во-первых, очень много было искажений, нерабочих адаптеров с переводом его слов. Там, где “еда” переводилось как “мясо”. Допустим сок виноградный - как вино. Ритуальный виноградный сок, который существовал в ветхозаветные времена. Много-много разных моментов, которые с переводом и с интерпретацией есть определённые погрешности. Допустим, ведические писания, дословно цитируют непосредственно речь на санскрите и дословный перевод. Тогда как то, что дошло от Иисуса Христа - там нет гарантии, что не было искажений в переводе.

00:50:04 И если мы возьмём строгих последователей - Его первые последователи были вегетарианцами. И их испытывали подобным образом, предлагая им какую-то пищу, либо смерть. То есть пищу, связанную с убийствами. И если мы возьмём строгих последователей, которые практикуют в монастырях, приближённых к источнику, то в большинстве своём они – вегетарианцы. Во всяком случае достаточно строги в отношении потребления мясной пищи.

00:51:04 Поэтому мы можем делать свои выводы. Поэтому очень важно изучать источники, очень важно самостоятельно производить исследования. Есть много христианских святых, которые были вегетарианцами. Серафим Саровский. Многие схимники, отшельники, они это практиковали. Почему они это практиковали, если это такой момент, скажем так, неважный? То есть в этом что-то есть. Поэтому есть принципиальные вещи.

00:52:00 И опять же этот принцип «Не убий». Где просто «не убей», там не говорится: «Не убить человека». Просто «Не убий». И поэтому мы можем сделать вывод, что сама заповедь, отражающая вселенский закон, она направлена на снижение насилия. На принцип Ахимсы, на принцип ненасилия. И понятно, что мы должны себя поддерживать. И тут в материальном мире одно живое существо поддерживает себя другим живым существом. И понятно, что это существует. Но мы не можем избежать полностью насилия. Но в любом случае религиозные или Дхармические какие-то законы минимизируют это насилие. Если можно не убивать - лучше не убивать.

00:53:06 Если можно обойтись какой-то пищей, которая не связана с таким населением, то лучше обойтись этим. Мы не живём в голодные времена, когда нет никакой пищи. Да, говорится, что жизнь человека важнее жизни животных. Потому что сознание выше. И когда нет выбора, то приходится. Но когда есть выбор, то лучше избегать насилия. Кстати говоря, одна из причин войны - это именно вот это насилие. Слишком много насилия над живыми существами, к которым относятся животные тоже. Там, где его можно избежать.

00:53:56 Поэтому вот такой момент. И отвечая на этот вопрос, (это важный вопрос, поэтому так подробно) идея в том, что мы должны сами культивировать разум, и не просто на какие-то слепые ритуалы опираться: «Вот так вот в нашей церкви принято» – так сказать, ритуализм обусловленный, а понять суть послания, а не какие-то внешние вещи. Потому что внешние вещи, они могут быть привнесёнными, совершенно не связанными с духовным посланием. А просто принесённые в силу какую-то слабости людей, ничего общего с духовным посланием не имеющие. И мы не обязательно должны им следовать, и они необязательно являются частью религии. Это просто социальный аспект, чисто от людей идущий. Поэтому очень важно разбираться в сути вещей.

Нормально ли сильное очищение жизни?

00:54:57 [Ведущая] Такой глубокий ответ. Благодарю Вас за него. Действительно как важно понимать, идти всегда в суть, развивать разум - как Вы всегда нас настраиваете на эфирах. Зачитаю последний, наверное, на сегодня вопрос, который ещё до начала прислали. «Добрый вечер, уважаемая Гуна Манджари. Хотелось бы спросить совет об ответственности за духовный путь. 4 года назад стала интересоваться Богом, поняла, что нужно взять ответственность за свою жизнь на себя. Написала самой себе расписку, что обязуюсь прийти к Богу в этом воплощении. После этого начали происходить события, после которых из моей жизни уходят родственники, друзья, знакомые, материальные ресурсы. При этом моё состояние улучшается. Я становлюсь спокойнее, меньше желаний, меньше мысли и больше инсайтов. Нормально ли такое сильное очищение жизни? Заранее благодарю».

00:55:52 [Гуна Манджари] Спасибо большое за такой глубинный экзистенциальный вопрос, говоря психологическим языком. И за такую решимость. Это очень важно и очень важно чтобы человек имел такую решимость. Потому что в конце концов мы будем там, куда приведёт нас наша решимость. Да, это важно. Это, наверное, правильно. Но опять же я не могу полностью ответить на этот вопрос, как-то однозначно. В общем - да, всё правильно. Но, как сказать, мне сложно комментировать какие-то вещи, о которых я не знаю. Я не знаю каким образом, что исключено из жизни, что включено. Насколько человек рассчитал свои силы, насколько он сможет так продолжать всю жизнь. То есть масса-масса нюансов, которые скрытые и без которых сложно сказать, что это однозначно так и вы всё делаете правильно.

00:57:07 Да, как это сказать, по стратегии всё правильно. Но вот тактика. Тут сложно комментировать. Если в контексте нашего сегодняшнего разговора, то видите, как тут важно иметь адаптеры, чтобы ту решимость, которая у вас есть, и то, к чему вы пришли, чтобы она ещё была адаптирована к вашей реальной жизни. Чтобы были люди или хотя бы человек, который поможет вам эту решимость адаптировать к обстоятельствам вашей жизни этой. Чтобы, во-первых, не сгорела проводка с одной стороны. А с другой стороны -чтобы ток постоянно поступал.

00:58:05 То есть, переводя на такой обычный язык, чтобы человек не перегорел в своей решимости с одной стороны. А с другой стороны чтобы эта решимость присутствовала постоянно в жизни. Есть очень много нюансов. Знаете, как вот эти «если, если» очень много. Такой есть пример лаконичности, когда спартанцам от одного царя, который хотел завоевать Спарту, он прислал им письмо, такое вызов-письмо, где он писал, что вот мы вас завоюем! И если мы вас завоюем, то там то и то!

00:59:05 И спартанцы или локанийцы, вот откуда это слово «лаконичность» пришло, ответили ему одним словом: «Если». Поэтому вот это слово «если» очень важно. Поэтому тут очень хорошо и я не хочу нивелировать вашу решимость. Она очень важна, она необходима человеку для того, чтобы действительно за одну жизнь вернуться к Богу. Она бесспорно важна. Но для того, чтобы быть последовательным в этом, нужны адаптеры, о которых мы сегодня говорили.

00:59:47 [Ведущая] Спасибо Вам большой. Мне кажется такой красной нитью эта тема адаптеров, электричества, безопасности и разума прошла через сегодняшний эфир. Это очень важная аналогия, очень важная тема. Спасибо большое, что раскрывается для нас. Каждый эфир - это определённый жемчужина, определённые размышления в нас вызывает. Поэтому будем с радостью ждать новой встречи с Вами, дорогая Гуна Манджари, чтобы вновь изучить эти качества и вновь увидеть их в себе.

01:00:18 [Гуна Манджари] Спасибо Вам, дорогая Анна, что поддерживали наш диалог, несмотря на помехи внешние. Тем не менее ваша поддержка очень ценна, очень ощутима. И спасибо нашим дорогим радиослушателям за такой глубокий разговор. На самом деле мы все открываем для себя жемчужины этого вечного знания. И удачи нам всем в этом. До свидания, до следующих встреч.

транскрибирование: Надежда Милютина | Омск | Россия | 04 August 2022