Умение прощать

Веда Радио - 03 December 2021
Какой Я на самом деле. Божественные качества по Бхагавад Гите. Кшама - умение прощать. Качества человека, наделённого брахманичной природой. Связь гнева с астропсихологией. Ложное самоотождествление и умение прощать. Функция материального мира. Как всепрощение реализовать в нашей жизни. Прощение по отношению к себе. Качество прощения в христианстве. Ответы на вопросы: что делать, чтобы обида ушла из сердца? Почему слова близких глубоко ранят? Стоит ли улучшать не только себя, но и родных? Сколько шансов давать мужчине, который нарушает своё слово?
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:08:07 | качество: mp3 48kB/s 23 Mb | прослушано: 89 | скачано: 157 | избрано: 10
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Звучит музыка.

00:00:11 Ведущая: Добрый вечер, дорогие слушатели Веда - радио. Вновь приветствую Вас на наших интернет волнах. Что может быть лучшим завершением рабочей недели как не начало особенно внимательной работы над своими качествами на основе текстов Священного писания? Именно поэтому мы на протяжении уже нескольких месяцев встречаемся здесь с Вами под руководством нашего дорогого лектора Гуны Манджари и изучаем качества божественных и демонических натур. Мы всегда ждём Ваши вопросы, которые Вы можете оставлять на сайте vedaradio.fm или присылать нам в Whats App и Viber по номеру телефона +7 900 239 09 63.

00:00:47 Ведущая: Ну а сейчас я приветствую нашу гостью. Здравствуйте, Гуна Манджари!

00:00:52 Гуна Манджари: Здравствуйте, дорогая Анна! Здравствуйте, дорогие радиослушатели!

00:00:56 Ведущая: Мне кажется, что каждый раз наши эфиры по-особенному актуальны. Сейчас, в период перед затмением, наружу вырываются все наши разные качества. И очень хочется услышать о качествах божественных, хороших, чтобы на них настроиться и проявлять их более осознанно.

00:01:15 Гуна Манджари: Да, это очень важно быть в курсе того, что является божественной природой и чем является демоническая природа. Прежде всего для того, чтобы различать это в самом себе. Говорится, что то, насколько человек может победить своих внутренних демонов, настолько он сможет обуздать какие-то внешние препятствия, влияющие на него обстоятельства. Всё начинается с победы в самом себе.

00:01:57 Ведущая: Благодарю Вас. Интересно узнать, о каком же качестве мы сегодня поговорим? Или же продолжим наш разговор о том, что они как разные грани одного бриллианта и все взаимосвязаны? Интересно узнать, о чём же сегодня пойдёт речь?

Какой Я на самом деле

00:02:13 Гуна Манджари: Да, бесспорно, они все взаимосвязаны между собой и, действительно, это - грани одной и той же целостной личности. Они отражают нашу истинную природу, природу нашей души. Эти качества, которые мы рассматриваем, божественные качества, они все нам присущи, нашему изначальному существу. То есть это я - кто я есть на самом деле.

00:02:47 Люди сейчас очень любят эту фразу: «Давайте быть самими собой». То есть: «Ну вот я такой, и вот я такая, и вот мы такие». Но мало кто задаётся вопросом: какой я на самом деле? Что меня характеризует? Являюсь ли я истинным, когда проявляю что - то внешнее, наносное или то, что мне кажется что это я?

00:03:25 Обращаясь к Священным писаниям, изначальным, скажем так, документам, которые описывают как всё задумано, изначальную природу всего, мы находим описание того, кем мы являемся на самом деле, кто есть мы, и что есть не мы. Поэтому очень важно опираться именно на первоисточники. Это важно всегда. На эти источники не влияет время, они не стареют.

00:04:06 Не то чтобы это сейчас не актуально, это говорилось когда-то давно, а сейчас мы живём в другое время. Это не про это. Это как научные законы физики. Они всегда актуальны. Много раз приводим этот пример. Отношения с Истиной, которые изложены в Священных писаниях, в изначальных оригинальных источниках, всегда важны, актуальны и свежи. На них не действует время, они не стареют. Поэтому они вне времени и пространства.

00:04:53 Они всегда актуальны и особенно сейчас, когда так много всего, что не является правдой, когда много всякой сфальсифицированной информации. Очень много наружу выходит того, что, в принципе, всегда было. Но оно было не столь явным. Сейчас для того, чтобы происходили какие-то очистительные процессы всё становится более явным. Человеку для того, чтобы разобраться, что есть что, и в чём истина, очень важно соприкасаться с Источником.

Божественные качества по Бхагавад Гите

00:05:44 Итак, мы сегодня продолжаем чтение Бхагавад Гиты как она есть. Мы читаем 16 главу. Текст с первого по третий.

00:06:01 Верховный Господь сказал: «Бесстрашие и очищение своего бытия, совершенствование в духовном знании, благотворительность, владение чувствами, совершение жертвоприношений, изучение Вед, аскетизм, простота, отказ от насилия, правдивость, негневливость, отрешённость от всего мирского, спокойствие, отсутствие стремления злословить, сострадание ко всем живым существам, отсутствие алчности, мягкость, скромность, решимость, целеустремлённость, способность прощать, стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремления к почестям - таковы, о потомок Бхараты, трансцендентные качества праведных людей, наделённых божественной природой».

00:06:58 Мы опираемся на этот текст для того, чтобы понять ведическую психологию, которая описывает нам, что такое - хорошо, и что такое - плохо, что есть божественные качества и что есть качества, которые находятся в оппозиции, то есть демонические. И опять же, если говорить о ведической психологии, она сводится к тому, что всё, что происходит в человеческом сознании - это битва между божественным и демоническим началом. И всё зависит от того, какие силы будут побеждать. Это зависит от нашего выбора, от того как мы распорядимся этой свободой.

00:08:07 На прошлом эфире мы рассматривали такое качество как целеустремлённость. Мы говорили достаточно много об этом. Говорили о том, как важно определиться с целями. Что человеческая жизнь крутится вокруг самой важной цели, как все планеты вращаются вокруг Солнца. То есть цел ь- это центр. Как Солнце является центром вселенной и даёт тепло, энергию всем планетам во вселенной, то есть самая главная планета, так же и цель является центром жизни человека. Вокруг неё вращается всё его существование. Правильная цель даёт вот это тепло, согревает, даёт радость. То есть она питает всю жизнь человека. От праведной цели мы и получаем подпитку нашему существованию, энергию. Поэтому так важно определиться с целью. Правильная цель для человека - это основная задача.

Кшама - умение прощать

00:09:36 Мы остановились на этом на нашем прошлом эфире. И следующее качество, которое мы будем рассматривать сегодня - это качество “кшама” (на санскрите). Переводится как умение прощать.

00:10:00 Я просто смотрю в Источнике и хочу зачитать кое-что из Вед, Шримад-Бхагаватам, посвящённое этому качеству. В девятой песне, в пятнадцатой главе, в сороковом тексте говорится:
क्षमया रोचते लक्ष्मीर्ब्राह्मी सौरी यथा प्रभा ।
क्षमिणामाशु भगवांस्तुष्यते हरिरीश्वर: ॥ ४० ॥
kṣamayā rocate lakṣmīr
brāhmī saurī yathā prabhā
kṣamiṇām āśu bhagavāṁs
tuṣyate harir īśvaraḥ

«Обязанность брахмана - воспитывать в себе всепрощение, добродетель, сияющую подобно солнцу. Хари, Верховная Личность Бога, доволен теми, кто прощает других».

00:10:52 Тут в комментарии немножко говорится об этом тоже. «Разные люди привлекательны разными качествами. Чанакья Пандит говорит, что, хотя кукушка чёрная, её украшает сладкозвучный голос. Женщину украшает целомудрие и преданность мужу, а безобразный человек становится привлекательным, если хорошо знает писания. Аналогично этому, брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр украшают присущие им качества. Брахманов красит всепрощение». И тут об этом упоминается, я могу зачитать, что красит каждое из сословий для полноты картины: «Кшатриев - героизм и отвага в бою, вайшьев - способность вести сельское хозяйство и заботиться о коровах, а шудр украшает то, что они верой и правдой служат своим господам. Так каждого украшают его особые качества. Отличительное качество брахманов, о котором говорится в данном стихе, всепрощение».

00:12:13 И поэтому мы можем видеть, что умение прощать - это отличительное качество праведных людей. То есть основное качество святого человека - это умение прощать. Оно возводится в высшую категорию. Брахманы отличаются вот этим качеством. Брахман - это тот, кто постиг Брахман. Брахман переводится как «духовная природа», то есть «дух».

00:13:00 Для человека, который постиг духовную природу всего сущего (что всё пронизано энергией Верховной Личности Бога, и что травинка не шелохнётся без Его дозволения, и что Он присутствует везде), для такой личности присутствие Верховной Личности Бога всегда проявлено. В то время как другие люди видят в жизни какие-то случайности, странные вещи и не могут всё связать с проявлением Высшего Духа.

Качества человека, наделённого брахманичной природой

00:13:45 Для человека, наделённого браманичной природой всё взаимосвязано. Он видит, как Господь и Его энергией присутствует во всём сущем. Вот это именно и отличает брахмана от всех других живых существ. Брахман обладает таким уровнем сознания, который позволяет ему видеть присутствие Брахмана (Духа) во всём. Отсюда и наименование группы людей, которые относятся к высшей природе, к высшему сословию общества. Согласно ведическому определению - это люди, которые обладают высшим пониманием истины. Они находятся во главе развития человеческого общества. Это вершина эволюции человека и они обладают пониманием, духовной силой.

00:15:05 Для того, чтобы понять как действовать, для того, чтобы увидеть, чтобы получать советы (брахманы как раз служили этой миссии, они были учителями людей), люди обращались к брахманам. Это всё не просто так.

00:15:35 В некоторых индийских фильмах показывают гордых, зазнавшихся брахманов, которые таковыми являются по рождению, потому что они родились в такой семье. Это совершенно неверное определение того, кто является брахманом. Потому что человек является тем или иным (отвечает тем или иным характеристикам) не по рождению, а по качествам. Качества человека и определяют его природу, к которой он относится. Мы говорим, что брахман - это человек, который видит всё не просто оторванным от Высшего источника как обычный человек. Тут что-то случилось, там что-то случилось. Само по себе и случилось. Как то: Вселенная (жизнь) произошла из взрыва. А как произошла? Ну, вот так - сама по себе. Это такой взгляд не браманичный.

00:17:06 Личности, которые видят всё как связанное с Высшим источником , с Высшим Брахманом, с Высшим Духом, обладают основным их качеством- всепрощением. И почему это так? Потому что они понимают, что ничего не происходит случайно. Если кто-то как-то что-то сделал не то или не так, то это тоже не случайно. Как говорится, и травинка не шелохнётся сама по себе. В этом есть какой-то высший разум, высший смысл.

00:17:50 Контакт с Высшим смыслом, с Высшим пониманием всего, с Высшим Духом (во-первых, это само общение) делает человека очень глубоким. То есть с кем мы общаемся, от того мы набираемся. Брахманы обладают такой глубокой природой, обширное, широкое такое сознание у них. Качества милосердия, мудрости, доброты присутствуют у них в таком высшем понимании. То есть не в сентиментальном ключе. Потому что доброта может соприкасаться и со строгостью и с суровостью тоже. Такая, знаете, не сентиментальная (сейчас есть слово “мимимишная”) доброта. Иногда бывает очень строгая.

00:19:00 Это к тому, что брахмана определяет всепрощение. Потому что он, во-первых, общается с Брахманом, который обладает высшими качествами, о которых мы говорили и, во-вторых, он обладает мудростью, которая помогает ему постичь, что всё в этом мире происходит не случайно,. В психологии есть такое выражение - быть реактивным. Это когда что-то произошло и следует моментальная реакция на это. Так как брахманы относятся к наиболее разумным представителям человеческого общества, то они прежде всего не дают ход гневу или чувствам. Прежде всего их разумное начало проявляется в том, что они пытаются понять что это, к чему это. То есть контролируют свои эмоции, гнев и какие-то обиды, прочий негатив.

00:20:09 Сильный разум позволяет им, прежде чем обидеться или как-то реагировать, задаться вопросами. Что это? К чему это? И потом уже человек, после того как впустил такое разумное начало в какую-то ситуацию, уже сам решает как на это реагировать. В психологии это называется проактивность.

00:20:56 Противоположное качество - реактивность. Это когда чисто такое инстинктивное поведение как у собаки Павлова. Давно мы изучали биологию. Не знаю, сейчас изучают или нет, вот там эти все эксперименты с инстинктами у собаки. Когда включалась лампочка, и давали сладкое или что-то вообще ей давали покушать, то текла слюна. Потом когда не давали и включали лампочку, то тоже текла слюна. Это вот такое инстинктивное поведение. Нам что-то сделали или к нам как-то отнеслись, и тут же мы инстинктивно отвечаем. Это такое природное поведение.

00:21:53 Чем ниже уровень развития, тем больше в человеке такого инстинктивного начала. Хотя это есть в любом человеке. Все могут почувствовать эмоциональную боль или какую-то реакцию. Но люди, находящиеся на более неразвитом положении, сразу же реагируют. Вот такая реактивность им присуща. Тогда как чем более разумен человек, тем больше он включает в себе проактивность, то есть элемент разума. Он пытается осознать, понять что это, и с чем это связано. Тогда включается разум. Чем больше мы включаем разум, тем менее в нас вот этого гневливого начала. Чем более разумен человек, тем менее он гневлив.

Связь гнева с астропсихологией

00:23:03 Кстати говоря, мы проводили с астрологией (астропсихологией) параллельные линии в связи с этим. Я могу провести такую параллель с астрологией. За разум отвечает в астрологии Меркурий, а за гнев, естественно, Марс (планета войны, он такой воин). В астрологии есть планеты, которые дружат между собой, есть - которые не дружат, нейтральные и есть враждебные. И вот Марс и Меркурий - враждебные планеты друг другу. Потому что разум и гнев очень плохо сочетаются. И поэтому очень часто бывают такие запросы: как обуздать гнев и как обуздать гневливую природу? Очень часто ответ в том, что нужно развивать проактивность, то есть присутствие разума в твоей жизни. Можно сказать астрологическим языком - влияние Меркурия.

00:24:27 В жизни это будет проявляться так: (Марс он такой импульсивный, вспыльчивый, горячей природы огня) как только хочется что-то сказать, как только импульсы Марса начинают одолевать человека, важно не сразу идти на поводу этого, а взять небольшую паузу и чуть-чуть отсрочить проявление горячей природы и чуть-чуть подумать, услышать голос разума. И тогда ослабнут вот эти желания рубить сплеча, сгоряча. Вот это природа разума. Природа браманичная.

00:25:33 Ну, и может это не совсем по теме. Но справедливости ради, тоже можно отметить, что если человек слишком заторможен и ему не хватает решительности и природы действия в своей жизни, то ему наоборот нужно практиковать какую-то активность, деятельность. Если он о чём-то подумал, ему важно это как можно быстрее осуществить. Потому что тут может быть другая крайность: человек может в своих мыслях просто растворяться и никогда не начать ничего делать. Потому что, опять же, природа Марса и Меркурия антагонистичны по своей сущности.

00:26:31 Но это так, такое небольшое отступление. То, о чём мы хотели поговорить сегодня и уже говорим - это способность прощать. Способность прощать говорит о величии человека, о его масштабности. То есть насколько человек действительно способен прощать, насколько он не застревает в своих обидах, насколько он не мыслит себя в категории центра мироздания.

Ложное самоотождествление и умение прощать

00:27:11 Наша невозможность простить и такое какое-то непримиримое состояние связано с нашим ложным самоотождествлением, связано с нашим ложным эго, которое окутывает наше истинное эго (нашу истинную природу). Мы вечная частица Верховной Личности Бога. Мы связаны вечно с ним. И мы его частицы. И даже слово счастье в русском языке указывает на это. Счастье - то есть быть с частью, с частью целого. Сам по себе никто не может быть счастлив (если он не связан с кем-то, с чем-то великим).

00:28:10 Изначально это связано с нашей вечной связью с Верховной личностью Бога. Чем больше, чем сильнее эта связь, тем сильнее наше счастье и наша изначальная природа проявлена. Но, а когда эта связь нарушена, то наша изначальная природа (то есть природа нашей души) окутана ложным эго. Наше истинное эго покрывается оболочкой ложного эго. И тогда у нас наше видение изначальное трансформируется (искажается). Мы начинаем всё видеть как в кривом зеркале. То есть в такое королевство кривых зеркал этот материальный мир превращается. Мы начинаем видеть всё в искажённом свете, и мы начинаем видеть себя как центр мироздания. Осознанно или бессознательно это происходит.

00:29:18 У людей, которые практикуют духовную жизнь, духовную практику (они больше работают над этим) оболочка ложного эго истончается. Это в большей степени может происходить бессознательно, но иногда мы продолжаем себя вести как центр мироздания, хотя уже другую философию изучаем, исповедуем. Так или иначе - это всё очень тонкие вещи, и это- целый путь, чтобы освободиться от нашего ложного самоотождествления.

00:30:04 Качество непримиримости с окружающими непосредственно связано с нашим ложным самоотождествлением. Это когда мы видим себя в центре всего, мы видим себя как такую верховную личность. Хотя мы, может быть, так открыто и не считаем. То есть понятно, что мы не сумасшедшие, чтобы считать себя Богом( во всяком случае, открыто об этом заявлять). Есть такие люди, которые так о себе открыто заявляют, но у людей адекватных конечно это всё вызывает подозрение. И правильно, потому что это очень подозрительно.)

00:30:56 Но бессознательно это всё продолжает проявляться. Мы так же продолжаем (имеем такую тенденцию) видеть себя центром мироздания, центром всего, что происходит. И тогда мы становимся очень чувствительны к тому, как взаимодействуют с нами другие. То есть мы становимся очень ранимыми. И нам сложно прощать. Мы становимся такими непримиримыми.

00:31:27 Прощение- это такое качество, которое не просто, как бы это сказать, «мы простили и всё». Это качество перманентное. То есть предполагается постоянно находиться в этом состоянии. Это не просто когда нас кто-то обидел и мы великодушно простили. Это качество проверяется тем, что постоянно в нашей жизни какие-то ситуации возникают, постоянно кто-то или что-то наступает нам на «мозоль». Ну, потому что материальный мир устроен так, что тут, в его природе не заложено то, что всё будет по-нашему. Он обладает противоречивой природой.

Функция материального мира

00:32:19 Функция материального мира в том, чтобы живое существо, попавшее сюда, было унижено в своих тенденциях быть главенствующим, повелевающим материальной природой. Чем больше живое существо стремится повелевать материальной природой, тем больше оно (живое существо) получает тумаков различных от этой природы. Потому что материальный мир не предназначен для того, чтобы всё было по-нашему. И поэтому постоянно мы будем получать вот эти затрещины.

00:33:09 И вот, если есть вот это качество - умение прощать, то мы будем достаточно спокойно к этому относиться. Да, будем испытывать какую-то боль, неприятные чувства. Это, бесспорно, эмоциональная боль. Она присутствует так же как и физическая боль. И если нам делают больно, если мы сели на кнопку, то мы, конечно, её почувствуем. То же самое и тут. Это всё будет болезненно для ложного эго. Но, тем не менее, человек, обладающий способностью прощать, не будет на этом зацикливаться. Он будет такой незлопамятный, что ли. И по жизни будет уметь легко отпускать ситуацию.

00:34:01 Не в том плане, что он будет легковесный, легкомысленный, неглубокий, вот просто как дурачок. Это не об этом. Это о том, что у него не будет такой болезненной зацикленности на себе. На том, что что-то не по его произошло, и кто-то как-то не по его возник в его жизни и что-то сделал. То есть, обладая такой высшей мудростью, прощением, человек будет склонен прощать людям их несовершенство.

00:34:41 То, что мы не можем простить кому-то его несовершенство, конечно, является основным триггером всех наших конфликтов с близкими. Не всех, конечно, но большинства конфликтов, львиной доли всех наших шероховатостей. Мы не можем им простить то, что они не такие, как мы считаем или мы ожидаем.

00:35:24 Это вот такой момент, который связан с прощением. Но оно не обязательно должно выражаться в том, что мы как бы льём елей на окружающих, говорим сладким голосом, говорим всем какие-то нежные и приятные слова. Иногда надо. И особенно в женском теле это важно - говорить приятным образом . Но опять же, каков признак того, что мы обладаем вот этим качеством - всепрощение? Не обязательно оно в какой-то внешней сладости выражается. А часто наоборот.

00:36:09 В Махабхарате есть определение, что сердце брахмана мягко, но речь его может быть жёсткой. Тогда как сердце кшатрия (воин) может быть жёстким. Ему надо быть воином, убивать, наказывать, проявлять насилие. Но его речь может быть мягкой. Кшатрии-воины и правители, цари (высокая прослойка кшатриев). Они должны обладать дипломатией. Поэтому они могут пользоваться этими мягкими, льстивыми речами. Но имеют достаточно жёсткие намерения. Тогда как брахман может говорить жёстко, может говорить вещи так как они есть. И люди (очень, может быть, сентиментальные) могут обижаться. Но сердце брахмана мягко. Его сердце никогда не бывает оковано такой жёсткостью.

Как всепрощение реализовать в нашей жизни

00:37:29 И поэтому умение прощать (способность прощать) – это не про такие какие-то сладкие речи, улыбки бесконечные и проявление, как говорят в современном жаргоне, «няшности». Как же в наше время или вообще в нашей жизни реализовывать это качество-всепрощение? Должны ли мы постоянно всем всё прощать, и как вообще сочетаются качество всепрощение с наказанием? Всё сочетается. То есть качество всепрощение не находится в антагонизме с тем, чтобы применять строгость или наказание, если нужно. Наоборот, если человек обладает вот этим мягким сердцем, способным прощать, то он понимает и обладает ещё и мудростью. Он понимает, что, как говорил Чанакья Пандит: «Пожалеешь палку - испортишь ребёнка». Это не совсем в прямом понимании смысла этого выражения. Не совсем в прямом приложении. А в приложении строгости в воспитании, которую важно использовать.

00:39:24 Брахманы были учителями общества, они должны были воспитывать. Где-то кшатриям тоже они были советниками (когда те проявляли силу наказаний). И так же в нашей жизни. Доброта и прощение сочетаются со строгостью. Когда мы понимаем, что мы не должны просто испортить человека своей постоянной снисходительностью (когда всё сходит с рук). И поэтому важно проявлять какую-то строгость, иногда наказывать людей. Чисто для их блага. И нам тоже иногда нужно достаточно чётко свои границы очерчивать для того, чтобы мы тоже могли как-то существовать рядом с кем-то или с чем-то. Поэтому это не вопрос такой бесхребетности и невозможности дать отпор или не защититься, не защитить окружающих. Это никак не связано со слабостью. Очень часто путают эти понятия.

00:40:56 Когда задают такой вопрос: «Нужно ли прощать такого-то человека (вот он сделал это, сделал то, сделал пятое-десятое)?»- то ответ всегда однозначный. Прощать нужно всегда. Это априори. Но прощение-это не означает, что человек не понесёт какое-то наказание. И это не означает, что мы не предпримем каких-то действий, которые будут связаны с определённой долей строгости. Да, мы прощаем, мы всегда прощаем, но это не отменяет того, что мы применяем какие-то меры. То есть мы не просто портим человека постоянным таким прощением (это скорее всего слабодушие, малодушие). Поэтому прощение - это не вот эта слабость.

00:42:02 Да, мы должны прощать, мы должны всегда следить за тем, чтобы наше сердце оставалось мягким. Потому что обида очень сильно заковывает сердце в такую броню, и мы теряем контакт самими собой, теряем контакт с Высшим Источником. И в конце концов - это обида на Бога. Как же так в Его творении что-то произошло несправедливым образом, и как-то Он не проконтролировал это. Получается, что Он уже не Бог. Потому что Господь - это высший контролирующий всего, что происходит. Оно происходит по Его абсолютной воле.

00:42:48 Поэтому да, мы принимаем эту мудрость Высшего проявления. Но это не означает, что мы (есть такое выражение) - терпилы, и что мы позволяем другим просто быть объектами какого-то беззакония, насилия. То есть мы не подкрепляем других в неправильных действиях, поэтому мы принимаем меры. Мы предпринимаем всё, что должен предпринять разумный человек. При этом это всё многопланово. То есть сохраняя внутреннюю мягкость, внешне нам важно проявлять какую-то твёрдость, строгость, решительность. То есть видите, как это всё очень важно все вот эти качества, о которых мы говорим, применять в комплексе и применять их с разумом в определённой правильной дозировке.

Прощение по отношению к себе

00:44:09 Вот это о качестве прощения. Это качество, которое мы культивируем постоянно, каждый раз, всё время. И также это качество мы культивируем и по отношению к себе. Иногда у нас есть к себе какая-то планка, и мы хотим какого-то совершенства (в общем-то, придуманного в своих же глазах) и начинаем себя стегать безжалостно, и очень жёсткого критика внутреннего к себе приставляем. Это всё обратная сторона гордости. И когда мы относимся с мудростью, когда мы культивируем качество прощение, то мы понимаем, что наше ложное эго уже не стремится к тому, чтобы быть, как говорится, впереди планеты всей. Мы позволяем себе быть теми, кем мы являемся. Мы принимаем своё несовершенство.

00:45:27 Это делает нас более смиренными, но не униженными, а наоборот, ещё более зависимыми от Верховного Источника (ещё более в связи с этим Источником). Это делает нас более сильными по большому счёту.

Качество прощения в христианстве

00:45:57 Это вот о качестве прощения. Ещё раз напомню, что это качество связано со святостью. Основное качество святого человека - это умение, способность прощать. И это качество даже было возведено в ранг религии. Если мы говорим о христианстве, то там это основное качество, за которое поклоняются Иисусу Христу. Помимо того, что он принёс Божественную мудрость, Божественное знание, также Он продемонстрировал (Он не просто ходил и говорил какие-то истины) качество садху, качество святой личности в высочайшем его проявлении. Поэтому всё, что Он говорил и вот эта Божественная мудрость, которую Он принёс, было подкреплено его качествами. И это всё имело и имеет такую огромную силу.

00:47:10 Это то, о чём мы хотели поговорить накануне затмения и вообще, в целом, в частности. Очень важно это всё в себе культивировать, понимать, осознавать. Мы можем культивировать в себе только то, что мы осознаём. Поэтому очень важно об этом говорить, об этом думать, глубоко размышлять, медитировать об этих вопросах. Ну и, если есть ещё какие-то комментарии, вопросы, размышления о том, о чём мы сегодня говорили, мы можем сейчас об этом подискутировать, развить эту тему.

Что делать, чтобы обида ушла из сердца?

00:48:01 [Ведущая] Спасибо Вам большое! Такое удивительное конечно качество. Очень много размышлений возникает в связи с ним. И наверно, первое, что хочется спросить, это - при помощи чего вообще можно работать с обидой? Сейчас много разных инструментов. Это и проговорить обидчику или вообще как-то внутренне настраиваться на принятие, сказать это всё воде. Что можно делать, чтобы эта обида ушла из сердца?

00:48:30 [Гуна Манджари] На этих эфирах мы больше говорим о таком разумном подходе, именно о подходе, связанным с осознанием (чтобы осознать какие-то вещи). Я не знаю, может есть какие-то вспомогательные меры. У кого что работает. Человек уже может сам это применять. Но если это просто применять как ритуал, без осознанности, то я не знаю, насколько это принесёт такую кардинальную пользу, кардинальные изменения. Может быть, полегчает на какое-то время. Но само качество с корнем, наверно, не вырвать, если мы не осознаём этих моментов.

00:49:23 Если говорить глобально, то конечно, наша обидчивость, ранимость непосредственно связана с нашим ложным эго. Где мы представляем себя центром всего мироздания. Это очень сложно - быть центром мироздания, которым ты на самом деле не являешься. И тебе постоянно будут об этом напоминать. Постоянно тебя будут задевать, указывая на то, что ты не центр. Чем больше ты будешь стремиться этим центром быть, тем больше ты будешь раним и больше тебя будут задевать за твою эту больную мозоль.

00:50:05 Поэтому тут очень важно разобраться, скажем так, на уровне осознания - Кто же центр и связаться с этим центром, почувствовать себя частью, получить любовь от этого центра мироздания. И тогда нам станет хорошо и спокойно. И мы не захотим им быть, потому что нам будет очень хорошо быть Его частицей, быть частью с Ним. Опять же речь идёт о духовной практике, о духовной философии прежде всего. Мы должны понять, разобраться с этим глубоко. Ответить себе на эти вопросы, объяснить. То есть у нас должна быть правильная картина мира. Потому что сколько ни говори халва, сладко не станет. Поэтому мы должны разобраться с картиной мира и начать практиковать нашу связь с центром.

00:51:06 Эмоциональный аспект обиды в том, что нам не хватает любви от окружающих. И это наш такой дефицит. Поэтому вместе с тем как мы разбираемся с нашей основной системной ошибкой в нашем мировоззрении (видя себя как центр осознанно или бессознательно), также мы можем поработать с нашей психологической, эмоциональной составляющей. Если у нас тонкое тело очень сенситивное, чувствительное и, может быть, ещё какие-то тяжёлые у нас впечатления из детства, где нам чего-то не давали, не давали внимания (это базово, мало кто получил там должное количество внимания в современном мире), то мы должны эмоционально восполняться. Где-то дать себе это внимание, получить общение с людьми, которые нам это внимание дадут.

00:52:32 Обычно это люди старшие по отношению к нам. Это может быть по возрасту и по уровню развития, по умению прощать, то есть по широте сердца. Важно общение с такими людьми, служение таким людям. То есть не просто мы приходим как потребители – «полюбите меня такого несчастного». Они могут. Если человек такого широкого сердца, то может это произойти. Но обычно это работает экологично, когда есть какое-то служение с нашей стороны. И наше сердце согревается в этих отношениях, и мы наполняемся. То есть внутренний дефицит лечится. Звучит банально, но тем не менее вот эта атмосфера любви, которая непосредственно связана с Высшим Источником, с картиной нашего мира, то есть всё вместе оно исцеляет нас от этого дефицита, обиды. Там не получили, тут не додали. А всё вместе как-то вот так оно работает.

Почему слова близких глубоко ранят?

00:53:54 [Ведущая] Очень интересно. Спасибо Вам большое. Вот ещё такой момент интересует слушателей. Почему чьи-то слова не ранят нас, но если что-то болезненное говорят близкие, то это часто проникает очень глубоко?

00:54:06 [Гуна Манджари] Да, об этом говорится в Шримад Бхагаватам. Это вся история, когда Сати, жена Господа Шивы, сожгла себя (обряд Сати (самосожжения) до сих пор так и называется в честь неё) после того как её отец оскорбил её мужа. Отец Сати Дакша - личность выдающаяся, но при этом очень высокомерная. И он с пренебрежением относился к супругу своей дочери, к Шиве, потому что Он не вмещался в его картину мира. Шива был отречённый. Это никак Дакша не мог понять и с презрением к нему относился.

00:55:06 В общем он проводил какое-то жертвоприношение, куда Шива не был приглашён. Но Сати очень хотела туда поехать. Шива предупреждал её, что не надо («Тебе там не будет хорошо»). Но тем не менее женщины бывают такими: «вот как захотелось, так вот и осуществлю». В общем она пошла туда. Шива дал ей охрану, чтобы всё было хорошо. Но тем не менее эта трагедия произошла. Она была ранена словами своего отца, который пренебрежительно отзывался о её супруге. Сати - это воплощение материальной природы. Это Богиня. Это совсем не наш, не человеческий уровень. Тем не менее она была жестоко ранена в самое сердце.

00:56:06 И там говорится, что да, у близких людей есть такая сила нас ранить. Потому что они очень близко к нам находятся. У нас нет защиты от них эмоциональной. Поэтому да, в близких отношениях в этом плане риска больше. И да, такая данность существует. Шива сказал Сати, он её предупреждал: «Не ходи туда. Не приближайся». Мы должны понять: то, что нас может защитить - это дистанция. Либо физическая, либо эмоциональная дистанция, либо всё вместе. Просто важно дистанцироваться. Если так происходит в наших отношениях, если есть травматизм эмоциональный с их стороны, то это индикация того, что мы должны дистанцироваться (и внутренне и внешне).

00:57:21 И если есть возможность, то конечно важно проговаривать эти вещи, сигнализировать своим близким о том, что они заходят за границы личности и уже не надо там топтаться, это уже больно. Нужно сигнализировать, потому что люди имеют такую тенденцию- не чувствовать других людей. Поэтому надо индицировать. Если это работает слабо или не работает - то дистанция. Это именно то, чему мы учимся в близких отношениях.

Cтоит ли улучшать не только себя, но и родных?

00:58:11 [Ведущая] Благодарю Вас за ответы. Вот как раз по теме близких отношений (не совсем по сегодняшней, но, наверно, даже больше по прошлой нашей теме) пришёл вопрос: «Добрый вечер. Спасибо за Ваш эфир. Скажите, пожалуйста, стоит ли на пути к цели пытаться изменить к лучшему не только себя, но и родных? Или же стоит концентрироваться только на себе? Например, я веду здоровый образ жизни, но моя мама не считает это важным для неё и просит не учить её жизни. Я переживаю за её здоровье и не знаю как мне поступить».

00:58:40 [Гуна Манджари] Это тонкий момент. Вообще сама формулировка, постановка этой задачи: изменить кого-то - провальна. Бесспорно, да, мы хотим изменить людей и это важно. Они действительно меняются. Но это происходит как бы более косвенно, не директным пробиванием. Не так, что мы идём на таран и пробиваем лбом стену. Это так, знаете, по-бараньи. И естественно, обычно у людей, когда их пытаются пробить тараном, срабатывает защитная реакция. Поэтому, если мы не хотим отвержения, которое может возникнуть при таком желании насильственно причинить добро, то мы не должны действовать вот так слишком «прошибая лбом».

00:59:46 Нужен более тонкий подход. Нужно как бы встать с человеком на одну волну. В психологии это называется пристройка. То есть пристроиться, понять где он находится, что он переживает, побыть в его мокасинах. Есть такая индейская пословица: «Чтобы понять человека, нужно походить в его мокасинах». То есть понять, через что человек проходит, его уровень. Понять, что он может сейчас, что не может. И тогда наш какой-то напор, такой юношеский энтузиазм станет немножко потише проявляться. Просто встать с человеком на его позицию и поговорить с ним по-дружески. Не сверху, со своей колокольни, что называется, а находясь с ним в дружеских отношениях, исходя из его позиции, просто спокойно, ненавязчиво поговорить. Опять же, не сверху: «я знаю как», «я умная», «я прошёл» и «я сейчас тебя научу, подожди». Это не работает, особенно по отношению к старшим, к родителям.

01:01:04 Они помнят, как они нас мыли, кормили. Мы были совершенно беспомощными в их руках. И тут мы такие умные выросли и им сейчас всё объясним. Конечно, они не воспримут. И поэтому нужно с человеком по-дружески соприкоснуться. С близкими нам бывает даже сложнее, чем с другими людьми, быть в дружеских отношениях. И уже с позиции достаточно смиренного внутреннего состояния (не просто сложить ручки и сделать смиренное лицо) говорить. Если у нас есть вот это состояние смирения, то люди открываются и принимают. И мы тоже в этой позиции не будем «на лихом коне махать шашкой».

01:01:56 Мы увидим, что вот мы дали им немножко, они приняли. И мы им очень благодарны за это. Испытываем позитивные чувства, чувство благодарности. И они ответят нам тем же. Потому что на принятие всегда идёт принятие. Это закон бумеранга. Если мы не принимаем человека, его позицию, его уровень возможностей что-то воспринять, то он нам отвечает тем же. Он не принимает нас с нашими благими намерениями.

01:02:27 Намерения действительно благие и мы действительно должны помогать своим близким, действительно должны их просвещать. Это важно. Но мы должны умело это делать, не с позиции сверху, не с позиции превосходства.

Сколько давать шансов мужчине, который нарушает своё слово?

01:02:48 [Ведущая] Спасибо большое. Вот, наверно, последний на сегодня вопрос. Я думаю, в жизни с ним иногда встречаются наши слушательницы. «Здравствуйте. У меня вопрос к Гуна Манджари. Сколько можно давать шансов мужчине, если он уже не первый раз нарушает своё слово и каждый раз после моего дистанцирования извиняется и обещает больше так не делать?»

01:03:09 [Гуна Манджари] Это вопрос конкретный. Есть, знаете, такие коучи, которые конкретно разбираются с вашей ситуацией и говорят, что вам делать. «Вот сюда ходи, сюда не ходи, вот это вот так, а это вот так». И понятно, что нам в формате радиопередачи, где мы говорим о каких-то алгоритмах, мы не сможем ответить вам конкретно на вопрос: «Сколько?» Пять попыток, три попытки. Это конечно так не работает. Мы говорим о самих идеях. Идея в том, что в сердце нужно сохранять прощение. Но при этом, чтобы понять как вы будете действовать, чтобы быть эффективной, Вам нужно поговорить уже с теми, кто может посоветовать. С людьми, которые знают Вашу ситуацию, которые знают Вас, Вашего мужа, знают множество конкретных деталей.

01:04:22 Мне один раз сказали такую фразу и я её запомнила. Она действительно важна: профессионала отличает конкретика. И поэтому, чтобы помочь действительно профессиональным образом, нужно обладать какими-то конкретными деталями. Поэтому тут не может речи идти о реальной помощи, потому что мы не обладаем этими деталями. Идея в том, что нужно прощать, но при этом нужно наказывать. Как? Каким образом? Это нужно уже исходить из Вашей ситуации, конкретной, ещё раз повторю. Это слово здесь ключевое.

01:05:15 То есть понять, если вот этот формат не действует, может нужно его изменить. Выбрать другой формат. Может как-то по-другому отдалиться. Может быть перекрыть какой-то краник, который существует в Вашей семье. Где-то более стать самодостаточной. Я могу только гадать на кофейной гуще, какие-то варианты предлагая навскидку. Но что делать, как делать , тут нужно что-то пересмотреть в своей реальной конкретной тактике, линии поведения, стратегии. В тактике в Вашей ситуации что-то не срабатывает. Именно в том, как Вы избрали это делать - воспитывать мужа, что-то там не срабатывает. Значит что-то нужно изменить в этих мерах воспитания.

01:06:27 [Ведущая] Спасибо Вам большое. Несмотря на то, что духовные учителя дают часто нам конкретные советы, основная их деятельность направлена на развитие нашего разума. Чтобы мы сами тоже учились в конкретных ситуациях принимать самые лучшие конкретные действия. Поэтому, спасибо большое, что тоже помогаете нам развивать разум. Это самый главный навык, который может помочь нам стать божественной натурой.

01:06:55 [Гуна Манджари] Бесспорно, потому что без разума можно испортить любое, даже самое хорошее, дело и самый хороший совет. Если у человека нет разума, развитого такого состояния, то всё можно испортить. Также при помощи разума даже самые проигрышные ситуации можно сделать ступенями для своего восхождения, для выигрыша. То есть в этом ключ ко всему. Поэтому я желаю всем нам божественного, проявления Бога в нас, разума просветлённого, просвещённого и конечно же умения прощать и, чтобы нас прощали.

01:07:49 [Ведущая] Спасибо Вам за такое ценное пожелание. Это действительно очень важно. И мне кажется, мы, может быть, продолжим эту тему, потому что у нас есть несколько вопросов, которые остались сегодня. Благодарим Вас за сегодняшнее общение и до встречи вновь.

01:08:04 [Гуна Манджари] До свидания, до следующих встреч.

транскрибирование: Екатерина Курзенко | 03 July 2022