Развитие божественных качеств
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:06 [Ведущая] Доброго вечера и расслабляющего завершения рабочей недели! Приветствую вас, дорогие слушатели Веда-радио! Меня зовут Анна, и под руководством нашего замечательного лектора Гуны Манджари мы продолжаем изучать тему «Ведическая женщина, божественные и демонические натуры». Все интересующие вас вопросы оставляйте, пожалуйста, у нас на сайте vedaradio.fm или присылайте в WhatsApp и Viber по номеру телефона +79002390963. А сейчас я приветствую нашу гостью и передаю ей слово. Здравствуйте, Гуна Манджари!
00:00:41 [Гуна Манджари] Здравствуйте, дорогая Анна! Здравствуйте, дорогие радиослушатели!
00:00:45 [Ведущая] Очень интересно изучать эту тему. Мы уже не первый эфир ей посвящаем, потому что хочется понять какой был золотой стандарт вед, в том числе в теме ведической женщины, какого-то её поведения, чтобы понять, как мы можем применить это в нашей жизни. Потому что всё-таки женщины тогда были счастливы, они были под защитой, были гармоничны, раскрыты, наполнены. И немножечко нам этого сейчас не хватает. Поэтому интересно услышать, что же Вы нам расскажете.
00:01:14 [Гуна Манджари] Да. Спасибо за такое вступление. Действительно, так оно и было. И сейчас тема ведической женщины очень сильно акцентирована. Действительно, есть большой дефицит в таком понимании, в таком образе жизни, в раскрытии этой темы, в конце концов, в том, чтобы быть гармоничной и счастливой. И поэтому для того, чтобы понять кто такая ведическая женщина, так как очень много есть определений различных, как позитивных, так и не совсем, мы обращаемся к ведам. К чему ещё нам нужно обращаться для того, чтобы понять кто же такая ведическая женщина?
Проблема перегруженности информацией в современном мире
00:02:10 И мы обращаемся к «Бхагавад-Гите», как мы это уже анонсировали несколько эфиров назад, в которой и содержаться эти знания о том, что такое ведическая и что такое божественная, что такое демоническая для того, чтобы разобраться в этом вопросе. Потому что, как мы говорили на прошлых эфирах, что сейчас проблема не в том, что нет информации. Сейчас как раз другая проблема, что информации слишком много. Мы погружены, погребены иногда под напором информации, которая сейчас на нас изливается. И поэтому проблема как раз не в том, чтобы разобраться и понять, и услышать о ведической философии, культуре и качествах. Потому что, пожалуйста, Google – и всё на блюдечке с голубой каёмочкой, как говорится.
00:03:24 А проблема в том, чтобы действительно отфильтровать, что же в этом истина, и что же в этом домыслы или какая-то популяризация. Такое слово есть профанация. Поэтому мы обращаемся к источнику, обращаемся к ведам, чтобы действительно понять, раскрыть эти качества, чтобы не просто это было очередное: «А там сказали то, а там сказали это. А что же, как же с этим со всем быть?». С такими разнообразными мнениями, видением. Поэтому нужно подходить к источнику. Там даётся именно суть, там даётся само знание.
00:04:26 Поэтому как мы говорили, один из советов, который помогает нам разобраться, что же истинно, что же ложно, и что же относительно, именно обращение к такому ведическому источнику. А речь идёт о ведической женщине. И мы обращаемся к главе «Бхагавад-Гиты», которая называется «Божественные и демонические натуры» для того, чтобы разобраться в этом вопросе и понять какие веяния мы на себе испытываем, и чтобы уметь дифференцировать эти различные веяния. Так как опять же мы пришли к такому заключению, что в наш век в одном человеке, во всех нас сочетаются и те, и другие качества.
Ведическая кастовая система - варнашрама
00:05:18 И это индейская притча про то, что в человеке сражаются две собаки: одна добрая, а другая злая. И в одном человеке они сражаются. И на вопрос кто победит, ответ — та, которую он кормит. Поэтому, действительно, в нас существует и то, и другое. И часто люди задают вопрос: «А что же делать, как нам развивать божественные качества?». На самом деле это не так просто. В какой-то из лекций Олег Геннадьевич говорил, что качества, с которыми мы приходим — это своего рода благословение или проклятие. То есть мы уже приходим с этими качествами и мы не можем на счёт раз, два, три от этого избавиться.
00:06:18 То есть в какой-то степени это определённая данность. Во всяком случае в наш век. Потому что раньше, в предыдущие эпохи люди рождались уже будучи от рождения наделены божественными качествами или демоническими качествами. То есть такой смеси не было как сейчас есть. И поэтому эта существующая кастовая система, которая сейчас, конечно, извращена полностью. Потому что люди делились на касты по их качествам, а не по рождению. Действительно, к людям с определёнными качествами приходили дети так же наделённые этими качествами. Но так как сейчас всё очень сильно перемешалось, в наше время не существует той чистой ведической системы, божественной ведической системы, которая называлась варнашрама или дайви-варнашрама. То есть ведическая система.
00:07:25 Не просто извращённая кастовая система, которая передаётся как некая коррупция, где просто по факту рождения человек либо благословлён, либо он проклят по факту своего рождения в низкой касте. И вся эта система направлена была на то, что высшие слои угнетали низшие слои. Совершенно стала демонической в своём проявлении. Но изначально эта система имела задачу, именно форму божественную. И там рождались люди, уже приходили непосредственно с определёнными качествами, не смешанными качествами и не смешанной природой.
Осознание - видеть в себе божественные и демонические проявления
00:08:26 Поэтому нам важно знать о том, как эти качества проявляются в чистом своём проявлении. И так же мы должны понимать, как это всё в соответствии с местом, временем и обстоятельствами, как это знание мы можем применять на практике, для чего нам это надо. И поэтому, так как я уже говорила о том, что в наше время в человеке существуют обе природы, и божественная, и демоническая, эту притчу приводила в пример. Поэтому нам очень важно разбираться в этих природах, в обоих, которые нам присущи, и кормить ту, которая божественная.
00:09:23 Что значит кормить? Это значит, что давать этому ход, поощрять это в себе. И нашу демоническую природу, то есть когда мы понимаем, когда мы видим как она проявляется, мы просто это контролируем. Даже когда мы это видим — мы осознаём. Как говорил Карл Густав Юнг, один из родоначальников психологии, он говорил, что то, что мы не осознаём, становится нашим роком, своего рода судьбой. То есть то, что нас программирует. И поэтому очень важно осознавать, видеть в себе различные проявления.
00:10:25 И когда мы видим, когда мы это всё осознаём в себе, то мы выходим из под тотальной программы, которая нас может обусловить или подчинить себе, какие-то негативные демонические качества. И так же хочется ещё подчеркнуть, зачем нам это всё нужно знать. То есть если, как мы уже говорили, в нас и так сочетаются эти две природы, так или иначе это будет, мы живём в такое смешанное время, в Кали-югу, и мы уже пришли с набором различных качеств. Зачем нам об этом знать?
При помощи разума человек может контролировать в себе разные проявления
00:11:19 Но как уже упомянули, что понимание, знание, разум, мы являемся Homo sapiens, человеками разумными должны быть. Разум обладает такой огромной силой. При помощи разума мы можем контролировать те или иные проявления. То есть когда мы осознаём, когда мы включаем разум, то они теряют над нами свою полную власть. Суть вот в этом. Для чего важно нам это знать и понимать. Это один такой момент важный, значительный.
00:12:03 И другой момент, что в разделе «Божественные и демонические натуры», которые мы рассматриваем, одно из качеств божественной натуры — это совершенствование в духовном знании. Потому что знание оно как свет, оно разрушает темноту, невежество. То есть там, где есть свет — там нет тьмы. Поэтому важно нам тоже это всё понимать, разбираться в этих вопросах, а не просто слепо применять слово «ведическая», не особо понимая, о чём говорят Веды. И всё, что в длинных юбках с цветами или глаза вниз опущенные - это всё относится к ведической культуре. Это профанация на самом деле.
Веды - научное знание о всех аспектах жизни
00:13:03 Потому что Веды — это научное знание в общем-то обо всех аспектах жизни. И в том числе о духовном понимании, о духовной культуре, о природе, в том числе женской и мужской, высшей, низшей. Это всё очень и очень многогранно. Поэтому божественная и ведическая женственность — это та женщина, которая разбирается в этих вопросах и совершенствуется в духовном знании. Для этого очень важно, опять же, дифференцировать, разделять что такое дух, что такое материя. А не просто всё называть ведическим, не разбираясь в каких-то постулатах, в деталях. Потому что ведическое знание — это научное знание.
00:14:06 И поэтому есть какие-то достаточно чёткие формулировки для всего здесь. И «Бхагавад-Гита» является такой эссенцией, сутью Вед, которая помогает нам делать такой водораздел между духовными ведическими, материальными знаниями, которые тоже существуют в Ведах. Поэтому мы прибегаем к «Бхагавад-Гите». Потому что «Бхагавад-Гита» резюмирует собой всё ведическое знание. И ещё раз обращаясь к знаниям о божественных и демонических натурах.
00:14:54 Ещё одна польза, почему мы должны культивировать в себе божественную природу и это знание в себе развивать, потому что там же, в «Бхагавад-Гите» говорится, что «Божественные качества ведут человека к освобождению. А демонические обрекают на рабство. Тебе, о сын Панду, не стоит беспокоиться, ибо ты от рождения наделён божественными качествами». И здесь это как раз текст из «Бхагавад-Гиты», в котором Кришна обращается к Арджуне. Это личности, которые были рождены, то есть я имею в виду Кришна нерождённый, а Арджуна принял рождение. И здесь его называют о, сын Панду. Он был Пандовам. Родился в династии Панду. Он от рождения был наделён божественными качествами.
Знание «Бхагавад-Гиты» даётся для всех
00:16:04 То есть это были личности, которые были рождены в другую эпоху, то, о чём мы говорили, то есть когда люди приходили уже наделённые определённой природой, либо божественной, либо демонической. То есть не так как сейчас, когда у нас есть такой микс, когда мы смешанной природы. Но тем не менее, это знание «Бхагавад-Гиты» даётся для всех. И любой человек, даже наделённый демоническими качествами, при помощи разума, при помощи божественного знания может себя полностью трансформировать. В этом есть и благословение нашего времени. Хотя оно неудачно для духовного развития. Но тем не менее, как говорится, что в каждом тёмном есть что-то светлое, и в каждом светлом есть что-то тёмное. Это принцип Инь-Ян.
00:17:07 Тем не менее благословение нашего времени в том, что даже будучи демонической природы, мы можем трансформировать эту природу посредством того, что даётся это знание, и даются все возможности для развития, для самосовершенствования. И это, что мы делаем, о чём мы пытаемся говорить на этих передачах Веда-радио. Это то, для чего служит само Веда-радио. То есть помогая всем людям, независимо от того, с какими качествами они рождены, помогая им развиваться. В этом действительно благословение нашего времени. Потому что раньше всё было сложнее в этом плане.
00:18:04 И опять же, возвращаясь к той теме, о которой мы говорим, то есть о том, чем определяется ведическая женщина, божественная, богиня. Сейчас это очень распространённый такой термин. «Я-богиня!». То есть женщина богиня. Но не всякую женщину можно называть богиней. И есть демонические женщины тоже. Поэтому для того, чтобы причислять себя к этим качествам, мы должны очень хорошо в этом разбираться и понимать, какие же качества являются божественными. И мы начали этот разговор об этих качествах, и сейчас мы продолжим его.
Качества божественных и демонических натур по “Бхагавад-Гите”
00:18:58 И качества, которые даются как божественные в «Бхагавад-Гите» такие как «Бесстрашие, очищение своего бытия, совершенствование в духовном знании, благотворительность, владение чувствами, совершение жертвоприношений, изучение Вед, аскетизм, простота, отказ от насилия, правдивость, не гневливость, отрешённость от всего мирского, спокойствие, отсутствие стремления злословить, сострадание ко всем живым существам, отсутствие алчности, мягкость, скромность, решимость, целеустремлённость, способность прощать, стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремления к почестям. Таковы, о потомок Бхараты, трансцендентные качества правильных людей, наделённых божественной природой».
00:19:52 И на самом деле это очень важная информация, важное понимание. Потому что, как мы уже говорили, в соответствии и ведической космологией существует четырнадцать планетных систем во вселенной. И половина из них высшей природы, половина из них — низшей природы. Земля — это система срединного уровня человеческой природы. Тот, кто занимается астрологией знает, что там есть термин девас, асура и манушья. То есть существует божественная (дева) природа. Существует асурическая — демоническая. И манушья — это человеческая. И человеческая форма жизни — это такой полигон, где встречаются и те, и другие природы. И они в силу своей разности сражаются. Как аналогия с этими собаками в притче.
00:21:09 И на самом деле мы знаем, сейчас об этом говорят достаточно широко, что в основе всего лежат вибрации. И качества божественные тоже вибрируют. Те качества, которые мы перечислили вибрируют на более высших частотах. И наша душа, наше сознание может быть связано либо с высшими частотами. То есть с высшим уровнем бытия, с райскими планетами, или с духовным миром. Либо они могут быть, если мы вибрируем на низких частотах, я таким эзотерическим языком уже говорю, для того чтобы это как-то проиллюстрировать, то есть либо мы находимся под влиянием низших качеств, демонических качеств.
00:22:16 И я их прочту. Это такие качества как «Гордость, высокомерие, тщеславие, гневливость, грубость и невежество. Таковы качества людей обладающей демонической природой» - говорится в «Бхагавад-Гите». То есть либо мы можем вибрировать на вибрациях этих качеств, тогда мы связаны с низшим планом. Демоническим или адским планом бытия. И чем мы связаны с более низшими качествами, тем более мы обрекаем себя на рабство. То есть как говорится здесь, что демонические качества обрекают человека на рабство. И о чём это?
00:23:09 То есть это о том, что мы становимся не свободными, мы становимся рабами своих чувств. И это значит, что раб по определению не может быть счастливым. То есть он просто становится как марионетка. Человек, находящийся под влиянием этих чувств. Недаром демонические планеты называются адскими. То есть естественно, страдания, которые мы можем испытать внутреннего плана. Не обязательно, что там кто-то будет поджаривать нас на сковороде в кипящем масле. Но дело в том, что не обязательно какие-то черти должны быть в жизни. Достаточно наших необузданных чувств, чтобы мы испытывали эмоции внутреннего дискомфорта, эмоции беспокойства.
00:24:14 То есть наш собственный ум может создать нам такой совершенный ад. И это есть связь с негативными качествами, есть связь с этими влияниями демоническими, которые повергают ум, сознание человека в такое состояние беспокойства, скорби, страха. Это и есть внутренний ад, к которому ведут эти негативные качества, демонические качества. И поэтому очень важно развивать в себе божественные качества, становиться божественной женщиной.
00:25:05 И поэтому очень важно изучать эти качества. Не просто быть хорошей девочкой и так выглядеть в своих или в глазах других людей белым и пушистым. Нет. Это прежде всего для самого себя, чтобы внутренне избавиться от страданий, на которые обречены люди, обладающие этим низшим влиянием, которые находятся под этим низшим влиянием. И поэтому важно изучать то, что является высшим, и культивировать это в себе. И как мы говорили, что одним из качеств культивации в себе - это понимание и знание. То есть развитие разума.
1. Бесстрашее
00:26:10 И как мы уже говорили на наших эфирах предыдущих, посвящённых этой теме, что в качестве божественных определений божественной природы бесстрашие названо первым. И мы не будем сейчас на этом останавливаться, потому что мы очень много говорили об этом. То есть бесстрашие в женском эквиваленте — это доверие к высшим силам.
2. Очищение своего бытия
00:26:38 Также следующее — это очищение своего бытия. И поэтому так важно влияние гуны благости вносить в свою жизнь. То есть это всё почему я должен следовать или должна следовать каким-то правилам, каким-то ограничением? Это всё связано с тем, что нам важно очищать своё бытиё, потому что так или иначе мы все люди среды.
00:27:07 И что бы мы правильно не говорили, каких бы слов мы не говорили правильных и нужных, тем не менее мы будем теми, среди которых мы находимся. В какой среде мы находимся, эта среда нас и будет обуславливать, и будет нас формировать, и влиять на наше сознание. И поэтому так важно следовать принципам очищения своей жизни, правилам благости. И туда же причисляется и вегетарианство, и режим дня, и общение с людьми, которые очищают своё существование, то есть с людьми развитыми, развивающимися, с теми людьми, которые стремятся к развитию. То есть наше общение, скажем так.
00:28:07 И принципы чистоты, и принципы омовения, приготовления благостной пищи, освящение пищи. То есть все эти принципы, которым следуют люди, которые идут по пути развития, по духовному пути так же важны. Потому что есть тоже масса спекуляций на эту тему. Не важно как человек живёт, главное, чтобы он был хорошим. И не важно, как говорится, что в рот попадает, главное, что оттуда исходит. То есть много таких вещей, которые просто вырваны из контекста. И каждый в меру своей испорченности их трактует.
00:28:51 Но тем не менее, существует такое абсолютное знание, видение этого момента, что если мы хотим к божественности, то это очень важно очищать своё существование, опять же, по мере наших возможностей, наших ситуаций, в которой мы находимся. Место, время, обстоятельства. Но тем не менее этот принцип должен быть важным. И мы должны понимать этот принцип и стремиться к этому. А не просто что-то в свою пользу в этом плане переиначивать, трактовать на свой лад.
3. Совершенствование в духовном знании
00:29:49 Следующее — это совершенствование в духовном знании. И поэтому, действительно, божественность это не просто что-то такое аморфное, сидящее на облаке в каких-то летящих одеждах, окружённое цветами. И что-то такое эфемерное. Нет. Здесь говорится: духовное знание. То есть определённого рода наука, знание присутствует. Поэтому это тоже важно. Не просто что-то такое, свет, который невозможно описать или ещё что-то. Бесспорно, это всё существует в духовных сферах. Но тем не менее в основе всего лежит знание, понимание. И поэтому, как говорится, присутствие разума, здравого смысла духовность не отменяет.
00:31:02 И поэтому очень важно такое качество как совершенствование в духовном знании так же. Потому что тоже очень часто люди вырывают из контекста и говорят: «Мне не важно, что ты знаешь, что ты понимаешь. Мне важно какой ты человек». И так далее. То есть да, это тоже важно, но всё даётся в комплексе. Нельзя вырывать из контекста какие-то вещи и трактовать их как самоценные и само по себе существующие как истина. Потому что обращаясь к истинному знанию, к источнику, здесь говорится, что совершенствование в духовном знании важно. И не просто оправдывать свою духовную лень, что мне так сказали, я так пошла и ещё что-то такое. Мне сказали, я просто следовала, просто делала. Нет. То есть божественность значит, что ты так же обладаешь разумом, ты совершенствуешься в духовном знании и понимании, а не просто слепо следуешь.
4. Благотворительность
00:32:16 Следующее качество — это благотворительность. Тоже очень важное качество, которое важно понимать и культивировать. Всем важно, но так как большинство людей это люди семейные, мы тоже говорили об этом, что есть такая склонность, особенно у семейных людей, да и других так же. Но в семье это всё увеличивается к такому семейному эгоизму, что “я всё в норку, я всё для дома, всё для своих”. И всё к себе, даже правильное всё в узких рамках. Опять же, не имеется в виду, что глобально мы должны тут облагодетельствовать всю вселенную. Это другая крайность. Но тем не менее, по возможности, насколько мы можем выходить из узких рамок своего «я, мне, моё», помогать и давать что-то другим людям, с которыми мы не связаны своим семейным эгоизмом.
00:33:35 Опять же, это не означает, что не надо помогать своим близким. Это наша прямая обязанность. Это не повод, есть другая крайность, когда я спасаю весь мир, а у меня в семье, рядом со мной, люди совершенно оставлены без внимания. Это другая крайность. Поэтому есть такая пословица: «Бог проявляется в мелочах, а дьявол в крайностях». Это к тому, что знание принимать полностью в комплексе и понимать, и использовать, применять. И поэтому очень важно так же делиться с окружающими по мере возможностей, не замыкаться на своём узком семейном эгоизме.
5. Владение своими чувствами в контексте женщины
00:34:33 Следующее качество — это владение своими чувствами. Опять же, в контексте женщины. «Я женщина, я просто иду за своими чувствами, и я как угодно могу их проявлять. И любые истерики я могу закатывать. Мне всё простительно». Это другая крайность. И как мы видим, владение чувствами относится к божественной природе. Женщина не должна, мы говорили на прошлом эфире, что есть большая разница между подавлением своих чувств и владением своими чувствами. Это может казаться чем-то похожим, но на самом деле это колоссальная разница.
00:35:30 Потому что подавление своих чувств может быть связано с таким демоническим подходом. Во всяком случае с невежественным подходом. Тогда как владение своими чувствами исходит из знания. То есть когда мы умеем грамотно дать выход своим чувствам, понять их, принять их, быть в контакте со своими чувствами, не просто пренебрегать ими. Это одна из форм невежества. А когда мы принимаем, мы в контакте, но этот контакт нам помогает владеть своими чувствами. Не просто нас где-то разнесёт и мы там всё будем крушить, - такое невежественное проявление. Когда мы заботимся о своих чувствах, когда мы даём им выход, когда мы, во-первых, их понимаем, принимаем, умеем с ними взаимодействовать. Такое слово есть - окультуриваем свои чувства. И это есть показания божественной природы.
00:36:48 Тогда как демоническая природа даёт нам более такую стихийность в чувствах. То есть где-то разораться, где-то выйти из себя совершенно спонтанно, стихийно. Это проявление демонической природы. Опять же, я не говорю, что мы некое такое усреднённое существо. Понятно, что мы несём в себе влияние обеих природ: и божественной, и демонической. Тем не менее иногда это может быть сильнее нас. Действительно, во многом природа сильнее нас и у нас может быть склонность к такому проявлению чувств. Тем не менее мы должны понимать, что это и как это, давать этому правильное определение и быть в курсе. И это уже будет нас делать такими более божественными. И нашу природу делать более высокого плана, когда мы понимаем свои проявления.
00:37:58 Это и есть владение чувствами. Не просто они нами владеют и мы совершенно невменяемы в таком состоянии находимся. А когда мы понимаем, что происходит, когда мы можем как-то с этим взаимодействовать. И это относится к божественной природе. Я не знаю, Анна, может Вы хотите что-то спросить? Как-то что-то прокомментировать? Или мне просто продолжать? Как Вы чувствуете?
Как перестать применять двойственность природы по отношению к другим ?
00:38:31 [Ведущая] На самом деле интересно. Иногда так получается, когда узнаёшь какие-то знания про божественную и демоническую природу, вот так сознание устроено, что тебе прямо автоматически хочется весь мир поделить на плохое и хорошее, на белых и чёрных. И сразу смотришь на своих близких или, не знаю, окружающих тебя людей, и думаешь: «А! Вот ты демон! А ты вот молодец! Уже как-то близишься к благостным людям». Как перестать эту двойственность применять по отношению к другим. Есть может быть, какие-то секреты, чтобы других принимать, а на себя направить этот взгляд?
00:39:07 [Гуна Манджари] Это комплексный вопрос. Это именно то, о чём мы говорим. Как говорится, разум в помощь. Это можно только при помощи разума. Потому что то, что Вы говорите, когда наш ум начинает тут же всех делить — это влияние ума. Потому что ум сильнее сейчас в наше время у всех у нас, чем разум. А ум как действует? Ум, на самом деле такой механизм, несколько упрощённый. Он своего рода как компьютер определённый, которому проще, то есть для ума проще всё поделить на полочки. Без ума мы тоже не можем жить. Он нам нужен для того, чтобы в этом мире существовать, нам нужно это всё сортировать.
00:40:08 Но это несколько такая, скажем, примитивная задача ума, которая нам необходима для жизни. Для того, чтобы не поддаваться его такому влиянию, мы должны учиться распознавать его действия. И ум обычно действует стереотипно, то есть расклеивая ярлыки. Вот это - белое, это - чёрное. Это чисто работа ума. Так он действует. И поэтому мы должны ум ставить под контроль разума. Это бесспорно. Это механика. Это действует помимо нас. Он сразу начнёт сортировать. Всех туда, этих — туда. То есть божественные натуры направо, демонические — налево. Всё-всё быстро разобрался со всем.
00:41:08 И так он действует. И поэтому мы должны, когда мы видим в себе эти тенденции сразу всех быстренько разделить на белое и чёрное, мы должны не просто поддаваться влиянию ума, а сказать ему: «Эй! Постой-постой. Давай разберёмся с этим». И поэтому, если мы будем не просто слепо вестись на влияние, и понимать, что это влияние ума — всем приклеить быстренько ярлыки, всех быстренько расфасовать, влияние ума как такой категоризм юношеский. Если мы будем брать какую-то определённую паузу и не спешить с выводами, и заключениями, а изучать и целостно подходить к этому вопросу, то мы научимся не быть такими категоричными, не быть таким скорыми в своих суждениях, а быть более такого философского взгляда.
00:42:17 То есть как в психологии есть люди реактивные и люди проактивные. Реактивность - это как собака Павлова. Сразу: импульс пошёл — действую. То Лампочка зажглась — слюна потекла. То есть увидел то, это демоны, а эти божественные. И в основном среди божественных как бы я оказываюсь, невзначай. Обычно такой категоризм — это претензия на то, что я здесь верховная личность бога и я сейчас всех определю. То есть я обладатель высшей божественной истины. А проактивность - это когда, да, во мне возник этот импульс. Да, во мне возникла стереотипность. Я всем ярлыков расклеил(а), но я не спешу за этим. Я не действую. То есть я не реактивный. Я проактивный.
00:43:22 Я размышляю над этим. Я не спешу с выводами. Я изучаю знания. Есть такое выражение: «У меня есть мнение, но я с ним не согласен». Это проявление разума. Опять же, это можно тоже до абсурда довести, когда человек просто плавает в своих размышлениях, рассуждениях. Такой философ неприкаянный, что ли. Поэтому здесь важно руководствоваться источниками знания - Священными Писаниями, в частности, мы рассматриваем «Бхагавад-Гиту». Общение так же важно с духовным учителем, с наставниками, которые помогут нам разобраться со всеми этими выводами, которые мы делаем.
Важность общения
00:44:22 [Ведущая] Спасибо большое за ответ! Вообще, очень сильно подчёркивается важность общения, наставничества, такого вдохновляющего взаимодействия. И действительно, это настолько важно, насколько ценно, настолько помогающе, что у кого ещё нет такой возможности, хочется только и пожелать, чтобы она появилась. Потому что это очень сильно влияет, очень много благословений, позитивной энергии в жизнь приносит.
00:44:50 [Гуна Манджари] Да-да. Это действительно так. Потому что недаром в ведические времена брахманы, которые были духовными учителями общества, это была самая высшая прослойка общества, им давали всяческие блага и всяческие почтение от общества. Они вели, скажем так, не управляли, а вели общество. И сам Верховный Господь говорит, что Я питаю к ним слабость, к брахманам. Поэтому да, самое важное в жизни человека — это получить правильное руководство. Да, об этом речь.
00:45:37 [Ведущая] Спасибо большое за такой настрой! У нас есть ещё несколько вопросов. Как сейчас поступим? Вы, наверное, ещё хотели что-то дорассказать немного? Или перейдём уже к вопросам?
00:45:49 [Гуна Манджари] Давайте, так как всё-таки у нас диалог, и если поступили вопросы, то мы наверное, на них ответим. И что не успеем, мы будем дальше рассматривать.
Как божественные и демонические качества проявляются у мужчин и женщин?
00:46:02 [Ведущая] Хорошо. Давайте тогда поступим так. И первый вопрос: «А есть ли среди этих качеств те, которые больше присущи женщинам, а какие - мужчинам? Или это какое-то общее описание? Или они у разных полов проявляются по-разному? И можно ли где-то прочитать, как они раскрываются у мужчин?».
00:46:22 [Гуна Манджари] Смотрите, тут же как, все божественные и демонические личности все парные. Есть божественные и демонические мужчины, и божественные и демонические женщины. Понятно, что каждому нужна пара соответственно его природе. И опять же, где-то в Ведах написано, что юноша наделённый божественной природой должен женится на девушке, наделённой подобной же природой. То есть об этом и речь. Об этом и было всё в обществе ведическом. Когда были чисто проявлены природы, для этого и существовала варнашрама, или деление людей по их качествам, чтобы люди с похожими качествами могли взаимодействовать и строить семьи и развиваться с подобными людьми.
00:47:30 Бесспорно, мы парные существа. Есть божественные и демонические и те, и другие, мужчины и женщины. И здесь говорится об общих качествах. Священные Писания дают нам общие качества для всех. И для мужчин, и для женщин. Просто одно и тоже качество будет несколько по-разному может раскрываться в женской или мужской природе. И вот мы пытаемся это сделать — раскрыть эти качества, которые в какой-то степени универсальны. Но они по-разному раскрываются в разной природе, то есть место, времени, обстоятельства, которые предусматривают применение ведического знания.
00:48:34 И как они раскрываются можно почитать в «Шримад Бхагаватам», где описываются разные примеры личностей. Там описываются разные истории, там можно увидеть, как ведут себя те или иные персонажи. Та же «Махабхарата», тоже мы можем видеть, как ведут себя личности, наделённые божественной природой. Та же Драупади, я имею в виду женщины. Драупади, Кунти. Как ведёт себя Сита. Это всё божественные качества, которые именно в действии, как они раскрываются. Опять же, в нашей жизни мы можем просто общаться с людьми, которые идут по духовному пути и это всё видеть, как оно раскрывается в жизни.
00:49:39 Потому что никто не даст вам какую-то инструкцию к пользованию жизнью. Нигде вы не найдёте список один и список другой. Всё оно должно применяться на практике, и оно применяется в общении, и оно раскрывается через это общение, через нашу практику. Потому что если мы не практикуем очищение своего бытия и совершенствование в духовном знании, как мы уже тут читали, то мы можем просто не заметить, как это проявляется в других людях. И не увидеть, даже если нам дадут этот список того, как это проявляется, мы можем не понять. Внутренне это всё может встретить в нас определённые противоречия.
00:50:35 Потому что духовное знание и «Бхагавад-Гита», и другие Священные Писания предназначены не для, как это было и сказано, не для кабинетных учёных. Есть такое определение гьяна — это знание. А вигьяна — это реализация этого знания. Оно применяется именно на практике, когда мы сами что-то делаем, какое-то действие совершаем, общаемся с людьми, которые очищают своё существование, то есть находимся под нужным влиянием высших каких-то качеств. Опять же, очищаем своё существование, применяем все эти качества на практике, и поэтому более для нас наглядно это проявит сама жизнь, когда мы будем идти по высшему пути и находится в нужном общении.
Мой муж - демон, что делать?
00:51:45 [Ведущая] Спасибо большое за ответ! Вы сейчас упомянули, что по идее должны формироваться пары божественные натуры с божественной натурой, и демоническая с демонической. И наверное самый частый вопрос, который приходит, когда, например, один из членов семьи начинает развиваться, идти по духовному пути, а другой не хочет. И вот есть такой вопрос: «Мой муж - демон. Хотя я всё равно люблю его, но как есть». С юмором к нам пришёл. «То ли жизнь его замучила, то ли природа такая, но ни религия, ни в принципе какие-то более цивилизованные радости жизни ему чужды. Наверное, всегда так было, но сейчас особенно я стала это чувствовать. И как быть? Я сама ещё не устойчива в своём новом и чистом мире, а он продолжает переодически меня сбивать. Что делать в таком случае?».
00:52:34 [Гуна Манджари] Можно утешить человека, женщину, которая задала этот вопрос, потому что так как нет сейчас таких чистых божественных натур, тоже самое большинство не является такими демонами классическими, которые были где-то в «Махабхарате» или в «Рамаяне». В основном мы все достаточно смешаны. Есть и те и другие качества. Поэтому такой классический демонизм вряд ли мы встретим. И поэтому я предлагаю дальше изучать все эти качества, потому что может оказаться, что в Вашем “демоническом муже” могут оказаться достаточное количество и божественных качеств в своём проявлении.
00:53:36 Допустим как здесь есть терпение, потом какая-то правдивость тоже относится к божественным качествам. Мягкость, решимость, целеустремлённость тоже относится к божественным качествам. Стойкость, способность прощать, отсутствие зависти, стремления к почестям. Поэтому как мы давали такое предисловие по поводу ума, на тот вопрос, который Вы, Анна, задали, тут важно очень хорошо проинспектировать себя, проинспектировать своё чисто ментальное проявление ярлыки развешивать. То что мы стремимся к развитию — это очень хорошо. Но это ещё не делает нас такой божественной личностью в полном проявлении этого слова.
00:54:46 Да, это одно из качеств. Но у нас так же есть и другие качества, которые могут быть и не совсем божественной природы. Допустим, демонические. Первое качество — гордость. Высокомерие, тщеславие, гневливость. То есть это всё во многом сопровождает нашу, так сказать, божественную природу. Потому что как только мы начинаем развиваться, первое, что мы начинаем испытывать — это такое чувство как гордость. И какой-то тут демонический муж, а я тут развиваюсь. Это приходит первое. И качество названо первым не божественным качеством. Это гордость. И поэтому это всё процесс. И когда мы развиваемся когда мы начинаем понимать, что такое божественность, то рядом с нами мы начинаем принимать этого человека, мы начинаем видеть в нём хорошие качества.
00:55:52 А как нам написала наша слушательница, что она любит этого человека, это уже говорит о том, что она видит в нём определённую божественность. Поэтому постепенно, по мере нашего развития. Как говорится, божественная сила намного сильнее демонической. Потому что если мы возьмём такой пример как комнату тьмы. Мы заходим в тёмную комнату и одна маленькая свеча эту тьму прогоняет. Свет сильнее. Когда мы начинаем развивать свои божественные качества, то есть качества света, то все, кто с нами взаимодействуют, очищаются. Их природа начинает улучшаться.
00:56:53 Поэтому выход здесь — это развивать свою божественную природу. Не просто тянуться к какой-то информации правильной. Тоже важно, но это путь. Важно развивать себя в этом ключе. То есть очищать свой внутренний свет. И человек рядом с нами, просто в силу того, что мы находимся рядом, в силу того, что мы готовим пищу этому человеку, мы культивируем свои божественные качества рядом с ним, он будет тоже очищаться, облагораживаться. То есть в силу нашего с ним пребывания он будет меняться.
00:57:45 Но единственное, что мы действительно должны будем обладать этими качествами, культивировать. По мере того, как в нас будет пребывать этот свет, образно выражаясь, и в прямом смысле этого слова так же, он будет очищать вокруг всё пространство, освещать. И человек рядом с нами будет также меняться качественно. То есть он так же будет проникаться этим светом. Поэтому в нас много всяких ключей к переменам. Очищение нашего пространства, в котором мы живём. Опять же, культивация наших качеств каких-то, принятие — это тоже одно из божественных качеств. Это всё будет менять ситуацию.
00:58:33 Единственное, что мы, находясь под влиянием различных сил материальной природы или гун, таких как страсть, которая не является божественным, мы хотим чтобы всё было быстро и сейчас. И поэтому нам сложно бывает, нашей божественности бывает сложно. И развивая качества благости, которая является божественная, благость - это постепенно, и качество терпения, культивируя эти качества, наше пространство и те, кто находится в общении с нами, мы будем меняться. Мы будем их менять. То есть оно будет трансформироваться. Потому что в пространстве нашей трансформации, там, где мы трансформируемся, если это реальная трансформация, то в этом пространстве трансформируются и окружающее нас всё. По принципу зеркала: всё, что мы видим — это отражение того, чем мы внутренне являемся.
Развитие божественных качест - путь к умиротворению
00:59:53 [Ведущая] Наверное параллельно с развитием наших божественных качеств, развиваются и наше божественное видение этого мира. Это такой механизм?
01:00:02 [Гуна Манджари] Это тоже. И это, я Вам могу сказать, что это происходит даже на уровне вибрационном каком-то. То есть люди меняются находясь в ауре людей с более возвышенными качествами. И, наверное, вы сами замечали неоднократно, что когда появляется какая-то духовно возвышенная личность, то от неё идёт такое влияние, что ты просто умиротворяешься. Допустим, идёшь к наставнику или учителю с какими-то проблемами, и у тебя много задач в уме. И как только ты приходишь к нему, попадаешь в его ауру, в его пространство, оно всё как-то так умиротворяется. И ты понимаешь, никаких проблем у тебя нет. Даже не говоря об этом. Просто находясь в ауре такого человека, решаются твои проблемы.
01:01:09 То же самое, просто находясь в ауре трансформации, в которой находится человек, культивирующий божественную природу, окружающие меняются реально. Если, конечно, они не такие уж классические демоны, о которых мы слышим из «Махабхараты» или «Рамаяны», которые хотят просто всех пожирать кругом и танцевать на чьих-то костях. Такие злодеи классические. Злодеи-бармалеи какие-нибудь. А обычные статистические люди, которые имеют и то, и другое. Мы не говорим о каких-то патологических личностях или, как они называются, такие очень токсичные люди, то да. Тут нужно просто дистанцироваться. Просто как-то изолироваться, насколько можно от этих людей.
01:02:27 Но если обычный такой человек, а я так подозреваю, что речь идёт об обычном человеке, то да, он просто находясь в этом влиянии, он будет меняться. И пространство меняется чисто. Даже объективно меняется пространство. Не просто по моим ощущениям. Оно реально меняется.
Как ослабить свои тёмные стороны?
01:03:00 [Ведущая] Какие интересные тонкие механизмы. И вот хочу зачитать напоследок завершения эфира ещё один вопрос о том, как быть всё-таки с самим собой. «Когда видишь своего тёмного пса, то есть осознаёшь свою демоническую сторону, то нужно и можно ли его ослаблять какими-то ещё способами, кроме как не кормить его? Или достаточно знать его, видеть вблизи и после не трогать?».
01:03:24 [Гуна Манджари] Наверное, так. Просто, знаете как. Тут идея в том, чтобы не сражаться особо со своими слабыми, тёмными сторонами. А культивировать свои светлые стороны. Культивировать свои светлые стороны и свет пересилит тьму в силу своей более сильной природы. То есть свет всегда сильнее тьмы. Поэтому достаточно просто контролировать своего тёмного пса, видеть его, замечать. Контролировать, осознавать его. И культивировать свою хорошую собачку, образно выражаясь. Просто её культивировать. Идти там, где есть возможность развивать свои сильные стороны.
01:04:29 А тёмные сами собой схлопнутся, станут меньше. Потому что, я заметила, у людей бывает такая крайность, особенно у людей, которые развиваются, они увлекаются самобичеванием. «Ох, падшая я, падшая! Ох, грешная я, грешная! И во мне ещё есть это и это!». И просто они уходят полностью в своё не божественное сознание, а сознание своих собственных грехов. И они просто уходят в эту свою тёмную природу. А то, на что мы медитируем, то, о чём мы думаем постоянно, то и развивается. Поэтому достаточно просто держать своего тёмного пса на контроле. «Да, я тебя вижу, я тебя знаю. Ты есть. Да, я в курсе того, что это есть».
01:05:32 Достаточно просто его осознавать. Не кормить его особо. То есть понимать, что если во мне очень сильно гордость или ещё какие-то качества, то как-то избегать ситуаций, где это может быть подстёгнуто особо сильно. И развивать свои сильные стороны. Идти туда, где они могут развиться. И на самом деле это произойдёт в какой-то степени даже чисто автоматически. Мы не заметим как наш злой парень станет всё меньше и меньше, и меньше.
01:06:18 [Ведущая] Как есть такая цитата святого Радханатха Свами, современного святого человека: «Надо не думать о себе хуже. Надо думать о себе меньше». И, я думаю, благодарить Господа за всё то светлое и хорошее, что Он нам дал. Так?
01:06:34 [Гуна Манджари] Да. Где-то так. То есть не сильно впадать в какую-то экзальтацию по поводу того, какой я грешный, падший и так далее. Как здесь сказано — владеть своими чувствами, контролировать свой ум. И развивать какие-то позитивные вещи. Идти в конструктивное какое-то развитие.
01:07:01 [Ведущая] Спасибо большое Вам, дорогая Гуна Манджари за этот диалог, за описание этих качеств! Очень важно узнавать о них, медитировать на них. Потому что тем самым включается какой-то процесс. Мы уже можем замечать, что что-то в нас уже сейчас можно попробовать проявлять. И это очень ценно и важно для человека в любом теле. Для женщины, для мужчины. И спасибо, что у нас есть такая возможность прикоснуться к знаниям Вед и применить их в своей жизни, сделать нашу жизнь гармоничной и счастливой!
01:07:31 [Гуна Манджари] Спасибо и вам большое за ваши вопросы, за то, что слушаете! Я тоже очень благодарна этой возможности, что мы можем поговорить об этом, развить эту тему. Немножечко божественности впустить в этот мир для всех для нас. Это очень полезно. И я желаю всем нам развития этих высших качеств, их проявлений и женских, и мужских, кто в каком теле находится, для того, чтобы мы двигались всё выше и выше.
01:08:10 [Ведущая] Спасибо большое за такое ценное пожелание! И до новой встречи! До свидания!
01:08:15 [Гуна Манджари] До встречи!