«Мано ратхена» - выдумки ума

Лос-Анджелес - 09 January 1974
Маноратхена – колесница ума. Что такое хорошо и что такое плохо. Для одного пища, для другого яд. Сойти с мано ратхена. Много нулей никогда не станут единицей. Не сокрушайся о несуществующем. Мир – это сон. Майа-сукхайа. Сон животных и людей. Пробудиться для осознания Бога. Тьма и свет. Совершенный метод. Есть ли жизнь у камня. Признак сокрытого сознания. Мёртвая живая материя. Я – вкус воды. Развивайте Сознание Кришны.
запись беседы для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:29:36 | качество: mp3 128kB/s 26 Mb | прослушано: 72 | скачано: 179 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Беседа на утренней прогулке с Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, 9 января 1974 года, Лос-Анджелес.

Маноратхена – колесница ума

00:00:07 Источник всего живого и неживого.
(ученик) Ваша лекция сегодня утром, Шрила Прабхупада, была просто блестящей. Ваша логика может одолеть любого. Однако негодяи теологи не признают никакого авторитета, кроме своего ума.

00:00:27 Это называется на санскрите [мано-дхарми] «мудрствующие философы».
(ученик) В сущности - это болезнь.
– Поэтому такие мудрствующие теоретики осуждаются. [маноратхенасати дхавато бахих]. Поскольку они несутся на колеснице собственного ума [маноратхена]. [маноратхенасати].

00:01:06 [маноратха]. Когда вы едете на колеснице ума у вас не может быть какой-то четкой идеи потому, что ум у вас непостоянен. [Санкалпа-викалпа]. Ум мечется: он принимает это, потом снова отвергает. Этим занимаются все эти философы. Кто-то выдвигает какую-нибудь теорию. И спустя несколько лет он сам же будет отвергать её или кто-то другой.

00:01:44 Поэтому [маноратхена]. При помощи умозрительных рассуждений вы будете оставаться на материальном уровне. Вы не сможете получить никаких духовных представлений. [санскрит].
Поэтому каждый, кто не находится на духовном уровне, а это значит быть преданным Господа… Поскольку майавади не являются преданными Господа, они не находятся на духовном уровне, они на материальном уровне.

Что такое хорошо и что такое плохо

00:02:18 Они рассуждают: дух - это нечто противоположное материи. Вот и всё. Это просто фантазии их ума. Это - плохо. Значит хорошо – это отрицание плохого. Они так рассуждают. Они не знают, что в этом материальном мире и плохое и хорошее – это тоже самое, потому что это материя.
Они об этом не знают. Они думают: «Это – плохо. Это - хорошо». Но они не знают, что если говорить о чем-то материальном, о чем угодно – хорошем или плохом – это одно и тоже. Они этого не знают. [санскрит] [Двайта] означает «внешняя энергия Кришны». Здесь всё заражено.

00:03:25 (ученик) Почему плохое и хорошее это одно и тоже, Прабхупада?
– Например, мы идём по этой улице. Иногда мы говорим: «О, это очень хорошо». А иногда: «Очень плохо». Но улица одна и та же: почему же это хорошо или плохо? Это просто фантазия нашего ума, это наши домыслы.
Когда на улице сухо, но иногда сухость также кажется нам чем-то плохим – «О, очень сухо». Но в другое время мы скажем: «О, сегодня так хорошо, сегодня сухо». Это просто наши домыслы.

00:04:06 (ученик) Это как влажные экскременты и сухие экскременты – это всё равно экскременты.
– Да, именно этот пример подходящий. «Навоз, который подсох», - они говорят. «Вот это вот хороший навоз». Вы забываете, что в конце концов, это просто навоз, сухой или влажный.
Например, они пытаются продвигать науку. Но смерть остаётся – какой прок от вашего прогресса? Тот, кто не преуспел в науке, он тоже умирает. И вы умираете, ученый великий. В чём же благо, что же в этом хорошего? Вы не можете защитить себя от смерти. Тогда какой смысл в этом понятии «хорошее»? Это - прогресс, это – не прогресс.

Для одного пища, для другого яд

00:05:03 (ученик) Но различия между хорошим и плохим…
– Это ваши различия, вы делаете эти различия.
(ученик) Я думаю, что это зависит от сознания индивидуума.

00:05:13 Это относительность, закон относительности. То, что для одного является пищей – смерть для другого. Одно и тоже. Как же мы можем сказать, что пища это хорошее или плохое? Разве не так? То, что для одного пища, для другого – яд. Как же мы можем различить: пища это или яд?
Один человек: «Нет, это - пища». Другой скажет: «Нет, это - яд». Как же вы разделяете? Поэтому эти понятия «хорошее» или «плохое» - это просто домыслы нашего ума. Потому что на материальном уровне нет ничего хорошего – всё плохо.

00:06:02 В противном случае, почему Кришна говорит: [«сарва-дхарман паритйаджйа»]. Под именем дхармы столько всякого невежества делается. Поэтому Кришна говорит: [«сарва-дхарман паритйаджйа»]. Это не дхарма.
И Бхагаватам говорит: [«дхармах проджджхита-каитаво тра»]. Эти религиозные системы основаны на обмане, выброшены из Шримад Бхагаватам. Все так называемые религии – они просто обманывают.

00:06:35 Обманывают. [санскрит]. [Кайтава] значит «обман». Всё это – обман. Они говорят: «Мы развиваемся». Что значит «развиваетесь»? Проблема рождения и смерти остаётся. В чем тогда смысл вашего прогресса? [санскрит].
(ученик) Получается, что это единственный выход сойти с мано ратхена?

Сойти с мано ратхена

00:07:03 Да. Мано ратхена. Это означает, что если вы остаётесь на этом уровне, вам снова придётся отвергать. Именно это они и делают, так называемые ученые, философы. Они выдвигают какую-то теорию, через некоторое время отвергают её.
Если вы остаётесь на уровне ума, то эта функция «принятия» и «отвержения» будет продолжать действовать. Вы никогда так и не придёте к окончательному заключению. Поэтому необходимо подняться на духовный уровень. [санскрит]. Это есть вечное всегда существующее.
(ученик) То есть не теория.
– Да.

Много нулей никогда не станут единицей

00:08:01 (ученик) Они просто постоянно рассуждают о материальной природе, они фантазируют по этому поводу и поэтому они никогда не смогут достичь духовного уровня. Всегда на материальном.
– [санскрит] Много нулей никогда не станут единицей. Они останутся нолём. Сложите друг с другом тысячи нолей – получится в сумме ноль, а не единица.

00:08:34 (ученик) Есть теория, даже не теория, а факт, Шрила Прабхупада, что если какую-то цифру возвести в нулевую степень она становится единицей.
– Хорошо. Но я говорю о чём: если вы сложите миллионы нулей – они никогда не станут единицей. Вот о чём я говорю. Ноль есть ноль. Ноль плюс ноль равно нулю. Ноль минус ноль равно нулю. Ноль помноженный на ноль равен нулю. Ноль разделенный на ноль равно нулю.

00:09:11 Но если вы рядом с нулём поставите единицу [эко брахма], ноль сразу станет десятью. Добавьте ещё один ноль – будет сто, в десять раз больше. Но единица должна быть. Один Бог. И тогда значение нолей увеличивается.
Аналогично, этот материальный мир представляет собой ноль. Но если вы добавляет единицу - Сознание Кришны – тогда этот мир обретает ценность.

Не сокрушайся о несуществующем

00:09:50 (ученик) То есть, мано ратхена «колесница ума», она никогда не будет ценной?
– Нет, она не имеет ценности. [маноратхенаасати дхавато бахих]. Продолжая заниматься умозрительными рассуждениями вы будете оставаться на уровне [асати]. [Асат] это нечто несуществующее. То, что рано или поздно перестанет существовать.
Ничто в материальном мире не может существовать вечно. Вы строите небоскрёб, но все знают, что он перестанет существовать. Однажды он рухнет. Все знают. Он не может существовать всегда.

00:10:39 И Кришна объясняет это в Бхагавад гите. Если ты думаешь, что жизнь возникла в результате соединения материи, это означает, что до соединения жизни не существовало. Но соединение распадётся и жизнь снова прекратиться. Почему же ты так сокрушаешься об этих трех периодах?
Ведь согласно этой теории, жизнь возникает из соединения материи. Таким образом, до соединения жизни не было и её не будет после распада соединения. Итак, в начале жизни не было и её не будет в конце – так зачем же переживать в промежутке между этими состояниями? Очень хорошая логика.

00:11:32 Поэтому Прахлада Махарадж говорит: [«майа-сукхайа бхарам удвахато вимудхан»]. [майа-сукхайа] это иллюзорное счастье. [майа-сукхайа]. И ради этого они строят сложную огромную организацию: работают денно и нощно. Но в результате всё станет ничем: это началось с нуля и окончится нулём, а в середине - они копошатся, чем-то заняты. Поэтому и говорится [вимудхан].

Мир – это сон

00:12:11 (ученик) В своих книгах вы говорите, что мир подобен сну.
– Да, это сон.
(ученик) Каким образом это сон?
– Например, вчера ночью тебе приснился какой-нибудь сон, но он не имеет никакой ценности – он прошёл. И сегодня ночью ты засыпаешь, ты забываешь обо всём, что ты видел днем. Ночью ты не помнишь: что у тебя было днём, что у тебя есть дом, у тебя есть жена – ты всё забываешь. Это – сон.

00:12:51 (ученик) Но это реальность или не реальность?
– Почему реальность? Ты забываешь ночью. Ты помнишь когда ты засыпаешь, что у тебя есть жена и ты спишь на кровати. Ты оказался где-то за три тысячи миль и ты видишь что-то другое. Ты помнишь, что у тебя есть дом?
(ученик) Нет.
– То есть это – сон. Ночью нынешняя реальность становится для тебя сном, а в бодрствующем состоянии - то, что ты видел ночью становится для тебя сном. И то и другое – сон. Ты – просто визитёр. Вот и всё. Ты - реальный, но то, что ты видишь – это сон.

00:13:29 (ученик) Но у меня есть впечатление, что это – реальность, а мой сон – не реальность.
– Нет. Всё это есть не реальность. Как это может быть реальностью? Если бы это была реальность, то почему ты забываешь об этом ночью? Почему ты забываешь об этом, если это реальность? Ты помнишь ночью что было?
(ученик) Нет, не помню.
– Как же это может быть реальностью? Если ты не помнишь сны которые ты видел прошлой ночью. Поэтому мы говорим, что это сон. Точно также, поскольку ночью ты забываешь об этой реальности, в бодрствующем состоянии мы говорим, что это тоже сон. Это дневной сон, а это ночной сон. Вот и всё.

Майа-сукхайа

00:14:09 (ученик) Когда ночью нам снится сон, мы воспринимаем это за реальность.
– Да. Вы кричите во сне: «Тигр! Тигр! Тигр!». Где тигр? Но вам кажется, что это реальность: этот тигр реален и он реально на вас нападает. Но где он?
Во сне вы обнимаете какую-нибудь красивую девушку. Где эта красивая девушка? Но это происходит на самом деле. Разве на самом деле? Это происходит на самом деле потому, что у вас семя выходит ночью. Но где эта девушка?

00:14:56 Точно также, то что мы видим сейчас – это тоже сон. Нам кажется, что это реально, но это – сон. Поэтому это называется [майа-сукхайа]. Ночью вам снится, что вы обнимаете красивую девушку, но этого на самом деле не существует. Точно также днём, всё что вы делаете – это тоже подобно этому сну.
[Майа-сукхайа]. Нам снится, что этот процесс сделает нас счастливым. «Это сделает меня счастливым». Но всё это лишь сон. Но вам кажется этот сон реальностью, потому что он длится долго. Ночные сны длятся по полчаса, а этот длится двенадцать часов или больше, этот сон. В этом разница.

00:16:09 Этот сон 12 часов длится, а ночью – полчаса. Но и то и другое – сон. И поскольку этот сон 12 часов длится, вам он представляется реальным. Это называется иллюзией.
Мы различаем, мы видим разницу между животными и нами. Но мы забываем, что животное тоже умрёт и я умру. Так в чём я преуспел в отличии от него? Разве вы останетесь? Вы тоже умрёте. Чем же вы превзошли животных?

Сон животных и людей

00:16:53 Об этом сказано в Шастре: [санскрит]. Мы занимаемся тем же самым: мы едим, спим, занимаемся сексом, защищаемся. Этим же занимаются животные. Вы заняты той же деятельностью. Чем же вы отличаетесь от животного? Вы умрёте и животное умрёт.
Если вы говорите: «Я умру через 100 лет, а этот муравей умрёт через час». Это не означает, что между вами есть разница: это лишь вопрос времени. Например, эта гигантская Вселенная тоже будет уничтожена. И ваше тело будет уничтожено. Так устроено природой: всё распадается. Поэтому это – сон. Это долгий сон. Вот и всё. Ничего другого.

Пробудиться для осознания Бога

00:17:58 Но ваше преимущество в том, что даже во время этого сна вы можете осознать реальность – Бога. Если вы не воспользуетесь этим преимуществом этого сна, то вы упускаете своё предназначение, свою цель.
(ученик) Я наполовину сплю.

00:18:22 Поэтому Веды говорят: [«Уттиштхата»] «Поднимайся, поднимайся!». [«Джаграта»]. «Пробудись!» [прапта-варан нибодхата]. «Теперь у тебя есть возможность – используй её». Так наставляют Веды. [уттиштхата джаграта прапта-варан нибодхата].Это из Вед.
[Тамаси ма джйотир гама]. Это предписание Вед. И мы проповедуем тоже самое. Вот реальность – Кришна – не оставайтесь во тьме. Придите к этому сознанию. Такова наша проповедь [тамаси ма джйотир гама].
(обрыв записи)

Тьма и свет

00:19:16 У нас есть опыт солнечного света, яркого дня, ясного дня и пасмурного. Когда вы во тьме, вы должны признать, что свет есть. Свет существует потому, что тьма – это отсутствие света. Поскольку мы находимся во тьме материального мира – мы должны признать, что должен существовать свет жизни и это - духовный мир. Это реальность.
(обрыв записи)

00:19:53 [ахам брахмасми]. Я не принадлежу этой тьме, этому темному миру. Я принадлежу светлому миру. Это – просветление. [ахам брахмасми].
[санскрит]. Это уровень [брахма-бхуты]. Например, эта чакра. Я иду по этому колесу, но я думаю, что я прогрессирую. Что это за прогресс? Например, они продвигают свою науку, но они остаются на одном месте: они пытаются уже много лет отправится на Луну, но никаких результатов. Всё одно и тоже: мы летим на Луну. Но они возвращаются опять. Вот и всё.

00:20:51 [самсара-чакра]. Например, пёс. Иногда он лает. «Гав-га-гав». Хозяин говорит: «Ну ка, иди сюда». И он сразу приходит. Он думает: «У меня есть свобода: я могу прыгать».
Мы рассуждаем точно также: мы находимся во власти майи. Майя говорит: «Ко мне!». [санскрит]. Мы запряжены [пракрити], мы не можем никуда отправится.
(обрыв записи)

Совершенный метод

00:21:36 (ученик) …одновременно во сне и не во сне. Это реальность.
– Когда вы повторяете «Харе Кришна» - это реальность.
(ученик) Но я же вижу всё это.

00:21:45 Это уже другой вопрос. Но ты встал на путь достижения реальности. Да, таков метод. Если метод совершенен, то ты придешь к реальности, но для этого существует определенный метод – [чето-дарпана-марджанам].
Мы не можем сейчас отличить реальность от не реальности потому, что наше сердце нечисто. Поэтому мы должны очистить его и тогда мы придем к реальности.

Есть ли жизнь у камня

00:22:27 (ученик) В этом смысле, Шрила Прабхупада, когда человек уже поднимается на этот уровень, он уже не видит разницы между живым и неживым. Это правда?
– На высочайшем уровне, на высшем уровне он видит всё живым.

00:22:41 (ученик) Даже у камня есть душа? Он видит?
– Да. Например, вот это дерево. Вы срубаете его, но оно не протестует – у него неразвитое сознание. Но у дерева есть жизнь. Вы ученые, вы что, не верите, что у камня тоже есть жизнь?

00:23:04 (ученик) Нет. Они говорят, что это просто материя. Они говорят, что там нет жизни.
– Нет. Жизнь есть.
(ученик) У каждого камня есть жизнь?

00:23:12 Да. Нет у мертвого камня нет жизни, но есть много гор, которые растут. Вы знаете, в Бенаресе есть такой камень [тила-бандхешвара].
(ученик) Я не знаю.
– Да, она растёт. Даже сегодня. Вы можете сегодня посмотреть, а потом через 10 дней приехать и вы увидите размеры: она увеличилась.

00:23:37 (ученик) Они говорят, что это из-за отложения пыли размер увеличивается.
– Нет. Это голая скала, ей поклоняются, этому камню. Его называют [тила-бандхешвара]. Его объем растёт до сих пор. Есть храм [тила-бандхешвара] люди туда ходят.

Признак сокрытого сознания

00:24:06 (ученик) Но сознание сокрыто?
– Да, сознание сокрыто. Нечувствительность это признак сокрытого сознания. Если вы поместите ребёнка на открытый воздух, он не почувствует сильного холода. В этом можно практически убедиться. Он не почувствует потому, что его сознание ещё не развито. Как животные, например, они не чувствуют сильного холода, но мы чувствуем.

Мёртвая живая материя

00:24:39 (ученик) Но, Прабхупада, а есть такие вещи как мёртвая материя? Допустим этот башмак который я ношу.
– Сейчас это мёртвая материя. Но когда ты поднимешься на высокий уровень понимания, то ты поймёшь, что это комбинация атомов. Мы узнаём в ведической шастре, что даже в атоме есть жизнь. [санскрит]. Жизнь есть там. Даже если в атоме есть жизнь, то что говорить обо всём остальном.

00:25:32 (ученик) Это [дживатма]?
– Нет. Там Говинда, Кришна. Но если там Говинда, Кришна, то Кришна присутствует со всем остальным. Кришна не может быть одним.
(ученик) Это настоящая наука, Шрила Прабхупада.
– Да. [вигьяна]. [санскрит]. Разве нет? [Гьяна меа] Моё знание очень сокровенно и оно очень научно. [санскрит]. В Бхагавад гите говорится: если ты постигнешь это знание [санскрит]. Так говорится в Ведах [санскрит]. Постарайтесь постичь Кришну и вам всё откроется.
(обрыв записи)

00:26:49 Бхагавад гита, [раджа-видья] это «царь-знание».
(обрыв записи)
(ученик) Без вашей милости у нас нет возможности выбраться из сна материальной жизни.
– Это милость Кришны.

Я – вкус воды

00:27:14 (ученик) Вода безвкусна, но Кришна говорит: «Я – вкус в воде». Но наука говорит, что вода не имеет вкуса.
– Наука говорит так. Но ты пробовал эту «безвкусную» воду?

00:27:29 (ученик) Если она такая безвкусная, тогда почему она так утоляет твою жажду?
(ученик) Если кто-то даст тебе стакан воды и ты выпьешь его, то ты сразу поймешь: что это значит.

00:27:38 (ученик) Они говорят, что вкус – это то, что зависит от химических веществ, которые содержатся в воде.
– Хорошо, но это – Кришна. Вкус воды – это Кришна. Не вода сама по себе.

00:27:54 (ученик) У людей такое туманное представление о том, кто такой Бог, Шрила Прабхупада, но когда вы объясняете, то всё становится очень реальным.
(ученик) Недавно, Прабхупада, Вы сказали, что еда, секс вызывают учащенное дыхание, но когда мы совершаем киртан, мы тоже начинаем часто дышать. В чём разница?
– Разница в том …
(обрыв записи)

Развивайте Сознание Кришны

00:28:19 Почему твой ребёнок менее сознающий, чем ты?
(ученик) Потому, что он не развит.
– Он тоже сознающее существо. Почему он глуп, а ты разумен? В чём ответ?

00:28:36 (ученик) Потому что у меня сознание более развито.
– Да. Так развивай своё сознание и тогда ты познаешь Кришну.
(ученик) Тогда я должен быть более удачливым, чем другие живые существа в моём теле.

00:28:48 Да. Поэтому говорится, что человеческая жизнь очень ценна. Вы не кошки и собаки, у вас есть возможность постичь Бога – Кришну.
(ученик) Только по Вашей милости, Шрила Прабхупада.

транскрибирование: Владимир Щербаков | Иваново | Россия | 07 January 2020