Иисус и Веды. Не будьте животными

Бомбей - 17 февраля 1974
О Прахладе Махарадже. Дело Гопаладжи. Шанта-бхакты. Об отношениях с учениками. Звук и любовь. От шанта-расы к дасья-расе. Забота о детях из бедных семей. Все должны быть счастливы. О жизни Иисуса Христа в Индии. Христианство, мусульманство и вайшнавизм. Учение Христа и Веды. Что такое хорошо и что такое плохо. Разделение животных и людей. Бхакты не агьяни. Про бенгальцев. Бог понимает все языки. Кто в действительности здоров. Никто не будет жить вечно. Увеличение населения и животных. Человеческое тело как возможность постичь Бога. Контроль рождаемости. Сексуальные отношения в браке. Закон предназначен для человека. Притча про бедную женщину и гостей. Исполнять свой долг как человек. Про индийские храмы. Сатьям парам дхимахи.
запись беседы для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:44:27 | качество: mp3 128kB/s 41 Mb | прослушано: 58 | скачано: 46 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Беседа на утренней прогулке с Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, 17 февраля 1974 года, во Бомбее.

О Прахладе Махарадже

00:00:10 (ученик) … и он сказал всем, что видел Кришну. (общий смех) Верно, Прабхупада?

– Его отец не мог.
(ученик) Мой отец не мог знать его?

00:00:24 Хираньякашипу. Отец Прахлады. Он не мог видеть. Но Прахлада видел. Я думаю, что величайший бхакта – это Прахлад. Я читал это.
(ученик) Не важно: является ли человек младенцем или взрослым. Это просто шутка.
– [ахайтуки апратихата]. Всемогущий Бог может быть всем, кем угодно. Бог может принять любую форму, Бог может оставаться бесформенным.

(обрыв записи)

Дело Гопаладжи

00:00:59 (ученик) … сам Валлабхачарья

– Это зарегистрировано в суде. Было судебное разбирательство и было выяснено, что Гопаладжи принадлежит гаудия вайшнавам.
(ученик) А кто был истцом?
– Это происходило между ними.
(ученик) Они пытались понять: кто должен получить право поклонения?

00:01:30 В Дели есть один адвокат и он рассказал мне об этом.
– Было бы замечательно, если бы [Сомати Бен] решила поддерживать наш храм. Потому что вся община в Гуджарате, в Бомбее слушаются её.
(ученик) Они действительно прислушиваются к её мнению, особенно в этих вопросах и её считают председателем.

(обрыв записи)

Шанта-бхакты

00:02:01 – … три шанта-бхакты (обращается к Пателю). Есть шанта, дасья, сакхья, васталья и мадхурья.

(доктор Патель) Мадхурья-бхакта это самый лучший. Как гопи, но это очень трудно.
– Нет. Понятие «лучше» это только в наших представлениях. На самом деле, все – самые лучшие. Но шанта-бхакты не воспринимают Кришну как очень близкого к ним.

00:02:31 (доктор Патель) Ну, это удар ниже пояса.
– Да. Шанта-бхакта - это бхакта, который ценит величие Всевышнего, но он не воспринимает Кришну как очень близкого к себе. Это шанта-бхакта.

(доктор Патель) Но как можно воспринимать Бога очень близко?

Об отношениях с учениками

00:02:53 Нет. Что значит близко? Например, вы меня очень уважаете, но у вас не такие близкие отношения как у моих учеников. Это возможно. Я думаю, что этот пример подходящий. Они пожертвовали своей жизнью ради меня. Это верно. Вы уважаете меня, но вы не можете отдать мне свою жизнь.

(доктор Патель) Вы пытаетесь искушать меня, сэр, но я не думаю, что у вас это получится. Меня не обратить: у меня есть долг по отношению к моей семье.

00:03:42 Нет, это состоянии шанты-бхакты. Я вам просто объясняю кто такой шанта-бхакта.
(доктор Патель) Я вас понимаю.
– Нет. Это соответствует Шастре. Шанта. Есть разные расы, разнообразие рас. Шанта, дасья, сакхья. Я не призываю вас стать своим учеником. Я этого не говорю.

00:04:04 (доктор Патель) Я ваш ученик во всех отношениях. Я не должен одевать эту одежду?
– Нет. Это не входит в наши планы. Мы никого не просим менять свою одежду. Никогда. Я никогда их не просил переодеваться или менять положение.

00:04:22 (доктор Патель) Это философия Чайтанья Махапрабху, верно? Мы всегда считаем гуру в образе Бога. Бог приходит к вам в форме гуру.
– Мы это тоже признаём.

(доктор Патель) Я люблю вас, я отношусь к вам и поклоняюсь вам. Если вы думаете о какой-то другой форме – я не возражаю. Как бы вы не называли её.

Звук и любовь

00:04:49 Нет, я говорю, основываясь на принципе Шастры. Шанта-бхакта, дасья-бхакта, сакхья-бахкта, ватсалья-бхакта, мадхурья-бхакта. Не думайте, что мадхурья-бхакта выше дасьи-бхакты.

Приводится такой пример. Звук возникает из эфира, из неба. Вы ученые, вы поймёте. Но этот звук существует во всех других четырех элементах.
(доктор Патель) Верно.

00:05:28 Звук присутствует не только в эфире, но также и в воздухе. Звук присутствует в огне, также в воде и в земле. Итак, шанта раса – это общий принцип, основа. Во всех расах он присутствует. Но в соответствии с положением раса более развита.
В земле звук тоже присутствует. Например, возьмите любой предмет из земли. Например, метал. Звук очень хорошо распространяется в металле. Разве нет?

00:06:08 (ученик) Да.
– Или в воде – тоже звук распространяется. Но этот звук – в воде и металле – другой. Звук есть, но звук воды и звук металла. В металле звук сильнее распространяется, чем в воде. Но он там есть: и там и там.
Точно также, любовь есть, но есть более близкая любовь, более развитая. В шанта расе человек ценит, признаёт величие Абсолюта. Не более того. Это шанта раса.

00:06:49 (доктор Патель) Некогда все ученые мира посчитали религию, веру в Бога – чепухой. Сейчас ученые начали задумываться и они верно понимают: нет ничего кроме Бога. Как вы сказали – это самое великое, что они сейчас делают.

– Да, я как раз об этом и говорю. Звук есть. Сознание Бога есть в нас, но в разных стадиях развития. В этом принцип. У всех есть сознание Бога, в этом нет сомнений.

От шанта-расы к дасья-расе

00:07:24 (доктор Патель) Мы приходим к Вам, господин, чтобы служить Вашим ученикам насколько это в наших силах.

– Служить ученику – значит служить Богу. Это означает, что у вас развивается ваша шанта раса, превращаясь в дасья расу.
(доктор Патель) Но иногда ученикам не нравится наше служение.

00:07:41 Они дети. Они из разных западных стран. У них своё воспитание, могут быть какие-то недостатки, но это научный прогресс. Когда из шанта расы человек развивается в дасья расу он желает оказывать какое-то служение и происходит дальнейшее развитие.
И дальше он не просто служит, но он служит как близкий друг. И далее он служит как родитель, далее – как возлюбленный. Это разные проявления развития, но принцип везде один и тот же – шанта раса. Но это проявляется на разных стадиях развития.

00:08:24 (доктор Патель) То есть семя вырастает …
– Да. Когда оно произрастает, проклёвывается – начинается активное служение. Это – дасья раса.
(доктор Патель) Об этом проповедовали все наши вайшнавские семьи. Все саньяси, все садху. Они заслуживают большого уважения.

00:08:46 Саньяси и садху находятся в шанта расе как вы. Да, шанта раса. Они признают величие Высшей Абсолютной Истины – это шанта раса. [брахман параматма] проявление Брахмана Господа. Вездесущее проявление [сарвам кхалвидам брахма] вот что они ценят. Это шанта раса.
Параматма – это тоже шанта раса. Это сознание Абсолютной Истины называется шанта расой. Но когда оно развивается ещё больше – начинается дасья раса.

00:09:28 (доктор Патель) Эти юноши должны подружиться со мной. Я иногда шучу с ними, а они меня всерьез воспринимают.

– Нет. Не нужно относиться к нему всерьез. Относитесь к нему как к своему отцу или к деду. Он наш большой благожелатель и он преданный в шанта расе.

Забота о детях из бедных семей

00:09:50 Я попрошу вас об одном. Во время аратрики к нам приходит сотни детей. Я даю им немного прасада. Вы видели?

(доктор Патель) Да.
– Им очень хочется танцевать. Я хочу, чтобы их хорошо кормили и одевали.

00:10:13 (доктор Патель) Да, одежда. Я тоже об этом думал. Некоторые из них очень бедные.
– А если они приходят, мы их приглашаем, просим искупаться, помыться, нанести тилаку, одеться хорошо. И также мы их кормим.
(доктор Патель) Каждый день они могут красиво одеваться перед божеством.
– Да. Потому что их родители не знают: как о них позаботиться. Но они приходят к нам и мы должны о них позаботиться.

00:10:44 (доктор Патель) Это как в миссиях христианских.
– Я думаю, что вы должны это делать и тогда мы сможем проповедовать. Не ради этой цели. Вот бедные дети, они приходят просто потанцевать. Мы должны о них позаботиться.
(доктор Патель) Да, я тоже давно об этом думал. Мы должны собрать какие-то фонды и купить им готовую одежду.

00:11:10 Итак, с шанта расы мы можем начать дасья расу. Пожалуйста, позаботьтесь об этих бедных детях.
(доктор Патель) Да, моя жена заботилась более чем о сотни детей в школах. Давала им письменные принадлежности, одежду. Немного больше. Она это делала, но я же не она: она – дочь мультимиллионера, а я – бедный человек.
– Вы не бедный человек.

00:11:37 (доктор Патель) Её отец был миллиардером, а я – очень бедный человек.
– Но вы муж дочери миллионера.
(доктор Патель) Но она сейчас умерла. Она ещё при жизни меня контролировала. А сейчас я в её отсутствие – просто нищий бродяга.
– Нет. Это не вопрос вас или её. Я просто указываю вам на проблему.

00:12:05 (доктор Патель) Нет. Я постараюсь. Я принял Ваше указание в сердце. Я постараюсь собрать фонды и купить одежду.
– Можно с них снять мерки, пригласить портного и сшить готовую одежду. Вечером они должны приходить, омываться и одевать чистую новую одежду. На следующий день, когда они приходят, пусть снова переодеваются. Пусть привыкают.

00:12:33 Они приходят добровольно, чтобы танцевать, чтобы принимать прасад. Почему бы нам о них не позаботиться? Вот о чём я хочу сказать. Мы не проводим различий: откуда они из христианских или из индуиских семей …

(доктор Патель) Нет, нет. Человек есть человек. Христиане думают, что мы индусы, а они – христиане. Мы так не думаем: в индуизме все религии равны.

Все должны быть счастливы

00:13:00 Наша мантра [сарве сукхинах бхаванту]. Верно. «Все должны быть счастливы». Это Движение Сознания Кришны: мы хотим, чтобы все были счастливы.

(доктор Патель) Это естественно. Если я вижу: великий Иисус Христос, великий бхакта Бога, но у христиан …
– Нет. Может быть они не очень высокого стандарта, может быть они уступают нам в стандарте, но если у нас более высокий стандарт – мы должны действовать соответствующим образом.

00:13:37 (доктор Патель) Это верно. Ваша религия очень либеральна.
– В нашем либеральном Сознании Кришны, Кришна говорит [сарва йонишу] [санскрит]. «Я – отец дающий семя каждой форме жизни».
(доктор Патель) Это верно.
– Как же хорошо, что они приходят, чтобы принимать немного прасада. Сколько любви они выражают по отношению ко мне: они кланяются, они касаются моих стоп. Поэтому я даю им какой-то прасад: фрукт, немножко чего-то. Они очень хорошо относятся.
Они не знают, что такое «индус», «индуизм», «христианство». Поэтому мы должны позаботиться о них. Они – невинны.
(ученик) Некоторые из этих детей – христиане.
– Христиане, ну и что? Христиане, индусы или мусульмане. Если мы предлагаем им хорошую пищу, одежду – никто не откажется.
(доктор Патель) Индусы стали христианами потому, что христианские миссионеры предлагали им хорошую пищу и одежду.
– Но наша задача не в том, чтобы прозелитировать их, чтобы обращать их в индуизм. Нет. Пусть принимают прасад, пусть берут одежду, повторяют «Харе Кришна», танцуют. Вот и всё.

00:14:56 Я никогда не говорил всем этим европейским и американским ученикам: «Станьте индусам!». Я никогда такого не говорил. Я никогда не просил их об этом. Никогда.
(ученик) Мы бы и не согласились.

– А чего ради я должен был их просить? Я попросил их: «Просто станьте любящими Бога». Вот и всё. Если вы сможете любить Бога посредствам своей религии – хорошо, делайте это. Я сказал это. Я никогда не говорил: «Станьте индусами». Тогда бы у меня ничего бы не получилось.

О жизни Иисуса Христа в Индии

00:15:27 (доктор Патель) Я думаю, что они понимают, что индуизм – это образ жизни, это не религия. Религия – это ведическая религия. Она присуще христианству.

Я бы сказал, что Иисус учил Средний Восток ведической религии и этих язычников. Он был распят потому, что эти язычники не смогли его правильно понять. Я твёрдо убеждён в том, что Иисус проповедовал индуизм, то есть ведическую религию.
– Он получил духовное образование в Индии. Двенадцать лет он находился здесь. И он жил в храме Джаганатхи.

00:16:01 (доктор Патель) Вчера я нашёл очень хорошую статью, я Вам покажу – я забыл её взять. Вечером я принесу. Это статья из журнала, где говорится о том, как он жил в Индии, в Гималаях.
Было исследование: русский учёный, он сорок лет изучал. И в разных местах он побывал и он обнаружил в разных библиотеках древние записи. Есть один отчет одного историка. После распятия, он не умер – он находился в самадхи.

00:16:32 Он пришел потом в Индию и он жил где-то в Кашмире. Это то, что я прочел в статье. Он жил долгое время после распятия. Он вошел в глубокое самадхи. Но потом он вышел через три дня после распятия. Это воскресение. И потом его ученики привели его в Индию.
– Это вполне возможно.

(доктор Патель) Есть такая большая община иссанов. Они живут между Тигром и Добом. Знаете, Тигр и Евфрат, эти реки. Оттуда он переместился в Палестину и проповедовал всем этим людям философию, которую постиг в Индии. Так говорит этот человек. Я считаю, что христианство – это часть индуизма.

Христианство, мусульманство и вайшнавизм

00:17:22 Конечно, христианство – это вайшнавизм.

(доктор Патель) Да, это абсолютный вайшнавизм.
– Даже мусульманство – это вайшнавизм.
(доктор Патель) Ислам – это не вайшнавизм.

00:17:31 Нет. Чайтанья Махапрабху разговаривал с патанами и он доказал, что ваша религия – это вайшнавизм.
(доктор Патель) Христианство – это вайшнавизм на 100%.

– Поэтому в «Чайтанья Чаритамрите» есть об этом. Я уже объяснял это.

Учение Христа и Веды

00:17:47 (доктор Патель) И христианство – это 100% вайшнавизм. Я изучал христианство очень хорошо.

– Не на 100%, но в большей или меньшей степени.
(доктор Патель) Я изучил всю Библию, Ветхий Завет, Бытие. Я досконально изучил их как Упанишады и я осознал, что Иисус учил ведической религии. И Иисус, он просто святой древней ведической религии. Таково моё убеждение.

00:18:14 Его заповеди доказали это. Он сказал: «Не убий».
(доктор Патель) «Не убий». Да. Это - ахимса. Первый принцип.
– Да.
(доктор Патель) Первый – это абхай, абхая-дана. Если вы совершаете абхая-дану, это величайшая дана. Это первый принцип всех религий. И этому учил Христос там, на Ближнем Востоке. У жителей Ближнего Востока, у европейцев нет того, что мы называем «самскарами». Эти люди были отсталыми.

00:18:55 Из первых заповедей явствует, что они не были очень образованными, просвещенными. Иначе почему он говорит: «Не убий». Это означает, что они были убийцами. В противном случае, он не сказал бы «Не убий».
Почему есть такая первая заповедь? Они сражались и убивали друг друга. Они не были очень продвинутой нацией. И он был в ужасе, когда он увидел, что иудеи убивают животных в храме.

00:19:34 (доктор Патель) Мало того, они торговали там, брали взятки.
– Ну, это профессионально, это не так уж страшно. Все берут взятки, все заинтересованы в деньгах. Это не большой порок. Когда вы находитесь в материальном мире, вам необходимы деньги – это факт.

(доктор Патель) Но они не могли понять, что он пытается построить другой храм. Поэтому иудеи были против него. Моё предположение.

Что такое хорошо и что такое плохо

00:20:07 Против или за – всё это бессмысленно. Против или за. Это как детские драки: иногда они за тебя, иногда – против тебя. В этом нет смысла. До тех пор, пока человек не поднимется на уровень духовного сознания, эти понятия так называемого «хорошего» или «плохого» просто не имеют смысла.

«Чайтанья Чаритамрита» говорит, что в материальном мире понятия «хорошее» и «плохое» - это одно и тоже. Это просто разные проявления воображения. Вот и всё.

00:20:47 (доктор Патель) Если нет ничего кроме Бога, тогда «плохое» - это тоже Бог и «хорошее» - это тоже Бог.
– Настоящее «хорошее» - это осознание Бога. А эти понятия - «хорошо», «плохо» - это относительный мир.

00:21:02 (доктор Патель) Везде мы можем увидеть, что есть что-то хорошее и что-то плохое. [Ниродха йога]. Бак не может быть пустым – он должен быть наполнен Богом. Правильно? Это бхакти?
– Да.
(доктор Патель) Я хочу, чтобы меня поправляли.
– Я уже сказал вам, что вы – шанта-раса бхакта.

00:21:29 Изначально, как вечные души, все – вайшнавы.
(доктор Патель) Нет, но по самскарам, по происхождению, наши самскары, вайшнава самскары всего нашего сообщества.

– Почему вы тогда выходите из этого сообщества?

Разделение животных и людей

00:21:49 (доктор Патель) Почему? Нет, не выхожу. Есть только одно сообщество состоящее из многих людей. Все мы – одно общество. И даже животные относятся к этому.

– Но есть и другое сообщество. Если вы только думаете о людях, то вы - только в одном сообществе. Почему вы пренебрегаете животными?
(доктор Патель) Верно.

00:22:09 Это тоже сообщество. Двадцать четыре аватары описывается в Бхагаватам, начиная с рыбы и кончая высшими формами.
(доктор Патель) [пандита сама даршана] Пандит, он не разделяет между животными и людьми.
– Да, это пандит. Как только вы видите это: это животные, а это люди, то вы не пандит.
(доктор Патель) Нам по прежнему необходимо учиться.

00:22:38 [брахма-бхутах прасаннатма на шочати на канкшатисамах сарвешу бхутешу мад-бхактим лабхате парам] Это истинное видение.
(доктор Патель) Он соглашается начать школу для Вас по санскриту и хинди.
(ученик) Да, мы тоже согласны.

00:23:02 (доктор Патель) Найдите людей, пока махарадж Сахеб здесь. Сегодня один человек придет. Пусть начинают. Я буду учиться вместе с ним, я хочу обновить, освежить свое знание санскрита.
– Нет, того знания санскрита, что у тебя уже есть тебе уже достаточно. Не обязательно быть санскритским ученым.
(ученик) Я не хочу быть ученым, я просто хочу изучить все древние писания.

(доктор Патель) Бхакта не хочет даже учиться, но я немного темпераментный. Практически весь день я провожу за чтением книг.

Бхакты не агьяни

00:23:38 Бхакти – это [гйана-кармади-анавритам]. Когда вы перестанете пытаться стать гьяни, тогда вы подниметесь на уровень бхакти.

(доктор Патель) Я не прочь, я не хочу оставаться агьяни.
– Нет. Бхакты не агьяни.
(доктор Патель) Я не говорю о других, я говорю о себе.

00:23:57 Нет. Это к вам тоже относится. Бхакты – не агьяни. Тот, кто говорит, что бхакты это агьяни, он негодяй. Потому что Кришна говорит: [санскрит]. [нашаяни]. Если Кришна помогает ему стать гьяни, то как он может стать агьяни?
Тот, кто говорит, что бхакты –не гьяни, это невежды. Без гьяны не может быть и речи о бхакти. [гьяна вайрагья юктая]. Бхакта – это тот, кто уже наделен гьяной и вайрагьей. Это бхакта. [санскрит]. Это ошибочная идея, что бхакты – не очень знающие люди. Они обладают настоящим знанием. У них истинное знание. [санскрит]. Когда они предаются Кришне, они настоящие гьяни.

00:24:58 (доктор Патель) Некоторые люди совершенно невежественные становятся великими учеными, но они даже не ходили в школу.
– Например, Джива Госвами. Ему нет равных в учености во всём мире. Он такой гьяни. Даже великие пандиты признали это: не будет больше в мире такого ученого каким был Джива Госвами и не было такого никогда.

00:25:32 (доктор Патель) Мы также ссылаемся на Дживу Госвами.

– Итак, в нашей сампрадае Гаудия-вайшнавов есть очень много великих ученых как мой гуру махарадж.

Про бенгальцев

00:25:46 (доктор Патель) Я вам скажу: бенгальцы – великие ученые повсюду во всех отношениях.

– Да.
(доктор Патель) И мы Ваши последователи в Гуджарате. На самом деле в Индии бенгальцы по учености на втором месте после жителей Махараштры, а потом идут гуджарати.

00:26:01 Ваш Гокул сказал, что то, о чём бенгальцы думают сегодня, другие будут думать об этом завтра.
(доктор Патель) На самом деле движение независимости началось с Бенгалии. Оно началось с разделения Бенгалии. Сурендранатх Банерджи, как признался Ганди, является отцом нации. И позднее в действительности независимость пришла благодаря Бенгалии, благодаря Субхас Чандра Босу.
Даже в философии Гурупад, это внук Шанкарапада. Говиндапад это Шанкарачарья. Позднее мы увидим, что величайший наследник Шанкары был бенгальцем.

00:26:52 Сейчас мы слишком погрузились в политику. Ауробиндо был политиком.
(доктор Патель) Да, но он был также гуманистом.

– Да, но он ушел. Он сказал, что это – не хорошо и занялся практикой йоги.

Бог понимает все языки

00:27:07 (доктор Патель) Больше не будет таких людей как Ауробиндо. Он великий человек: политик, святой. Он великий руши. Я считаю его руши.

– Кого? Ауробиндо?
(доктор Патель) Руши.
– Что значит «руши»? Риши?

00:27:24 (доктор Патель) А, понятно. Вы говорите «риши», а мы говорим «руши». Разница в произношении.
– В [неразборчиво] говорят «Крушна». Они не могут сказать «Кришна», они говорят «Крушна».
(доктор Патель) Мы говорим «Кришна», вы говорите «Крышна», они говорят «Крушна» - это разные произношения. Мы говорим «руши», но [Бхаваграхи Джанардан Кришна] может понять кто его призывает. Он понимает все языки.

00:27:54 Все языки возникают из «Ом». Ом – это Бог. Все языки – это Бог. Посмотрите на мои аргументы. Я прав или нет?
– Ну почему вы не правы? Кришна говорит: [Омкара сарва-ведешу]. «Я – омкара сарва-ведешу».

(обрыв записи)

Кто в действительности здоров

00:28:13 Каждый, кто воплощен в материальном теле – не здоров в действительности. Даже если он крепок и силен телом. Он не здоров потому что есть смерть. Поэтому здоровы вы или нет – вам придётся встретиться со смертью.

(доктор Патель) Что значит смерть? Если вы говорите, что вы встретитесь со смертью, значит я – майявади?

00:28:37 Нет. Я отвечаю на ваше утверждение: здоров или не здоров. Вот и всё. Если есть смерть, то какой смысл говорить: здоров или не здоров? Вот о чём я хочу сказать.
Если вы можете избежать смерть, болезни, старость – тогда вы здоровы. Но вы не можете избежать всего этого. Вам придётся состариться, вам придётся умереть, вам придется болеть. Какой смысл тогда в этом понятии «доброе здравие»? Это просто вымысел ума.

00:29:13 Где счастье? Где благополучие? Они этого не знают. Они не знают. Например, человек лежит на смертном одре и приходят друзья и спрашивают: «Ну как ты?». «Да, сегодня у меня всё хорошо».
Что значит «хорошо»? Вы лежите, вы при смерти в больнице и вы говорите: «Я в порядке». Харе Кришна. Джая. Ничего не в порядке пока вы подвержены рождению, смерти, старости, болезням нет и речи о нормальном состоянии. Если вы сможете избежать этого, тогда вы в порядке.

(обрыв записи)

Никто не будет жить вечно

00:30:00 (доктор Патель) … но наша независимость, это что? Нет риса. Что это за независимость?

– Безбожная цивилизация. (говорит на хинди). Примите прибежище у Кришны, всё остальное – ложно. Вы не сможете избежать – смерть придёт. Итак, в конце Кришна всё отнимет. Кришна в облике смерти. [санскрит].

Все, особенно карми, думают, что будут жить вечно. И это самое удивительное потому, что все умирают, но тот человек, который еще не умер, считает, что будет жить вечно. Это самое удивительное явление в этом мире. [санскрит] Он не задумывается о том, что ему придется умереть. «Что же я делаю?»

Увеличение населения и животных

00:31:14 (ученик) Свамиджи, могу я спросить? Вот население мира сейчас увеличивается в соответствии с теорией индусов мы говорим, что человеческая жизнь очень трудна и вы получаете человеческое рождение только если совершали добрые дела.

Но население растёт и мы пытаемся это сдерживать, а численность животных, диких животных уменьшается практически. И затем мы видим, что численность таких животных как, например, курицы и свиньи увеличивается. То есть численность людей увеличивается благодаря тому, что эти дикие животные совершали добрые дела и они рождаются людьми?

00:31:59 Прежде всего я спрошу у вас: почему вас так беспокоит увеличение населения? Вот то, о чем я хочу вас спросить. Животные этим не беспокоятся. Вы такой прогрессивный человек, почему вас это беспокоит? Ответьте.
Животные, у них меньше разума – они не беспокоятся тем, что население возрастает. А вы такое прогрессивное цивилизованное животное, почему вас это так беспокоит. Это значит, что вы уступаете животным в разуме. Это мой аргумент.

00:32:31 Они ниже вас. Они зачинают за один раз дюжину детей. Их это не беспокоит. Почему вас это беспокоит? Это означает, что вы менее развиты чем животное потому что у вас столько беспокойств. Почему численность возрастает? Из это не беспокоит. Поэтому вы ниже их. Вот вам мой ответ. Почему вас беспокоит рост населения? Почему вас это беспокоит?
(ученик) Потому что они думают, что ресурсов не хватит.
– Хорошо, есть какая-то причина. Но их это не беспокоит поэтому они выше вас. Они лишены этих беспокойств.

00:33:10 (ученик) Правильно, Свамиджи. Но мой вопрос …
– Прежде всего, ответьте на этот. Вас беспокоит возрастание населения, но животных это не беспокоит. Поэтому они вас превзошли: они знают, что нет причин для беспокойства. В Ведах говорится: [санскрит].
В Африке живут миллионы слонов – кто их кормит? Они целую гору съедают за один раз. Где берётся пища для них? Почему вас это беспокоит? Вы съедаете горстку пищи. Это означает, что вы безбожник: вы не знаете: кто даёт вам пищу. Вы ниже животного. Вот мой ответ.

00:33:57 (ученик) Но Свамиджи, я хотел о другом спросить …
– Я вам ответил: вы беспокоитесь.

(говорят на хинди)

Человеческое тело как возможность постичь Бога

00:34:29 Человек – это возможность данная вам. Вы рождаетесь человеком чтобы постичь Бога. Если вы не играете роль человека – вы вынуждены страдать. Если вы не ведёте себя должным образом – вы деградируете. Поэтому вы становитесь животным.

Это законы природы. Так или иначе, путём эволюции вы рождаетесь человеком, но если вы остаетесь животным – вы снова рождаетесь животным.

00:35:06 (слушатель) То есть вы говорите о животных? (говорит на хинди). Но если население вырастет …
– Тот же пример. Допустим вы занимаете очень хороший пост, но если вы не ведете себя должным образом, вы понижаетесь в своей должности.
(слушатель) Я согласен с Вами.
(говорят на хинди)

00:35:42 Почему вы не понимаете?
(говорят на хинди)

(обрыв записи)

Контроль рождаемости

00:35:52 …человеческая форма жизни. Если вы не знаете – вы остаетесь животным. [санскрит]. Еда, сон, секс, защита – это присуще и животным. Но если вы остаетесь лишь в этой сфере – еда, сон, секс, защита – вы животное. Вы не более чем животное. Почему вы думаете, что вы выше чем животное? Вы – животные. Так говорит Шастра.

Вы не лучше животного потому что всё что вы только и делаете, что едите, спите, занимаетесь сексом, защищаетесь. Весь мир только это и делает.

00:36:33 (слушатель) Но, Свамиджи, но контроль рождаемости, это означает что вы идете против воли Бога?
– Да. Потому что Бог хочет привести их в человеческое рождение. Это возможность. Предположим, кто-то хочет получить эту возможность. Если вы убиваете, это величайший грех. Вы не имеете права так поступать. Вы препятствуете естественному ходу вещей.

00:37:01 Что значит «контроль рождаемости»? В европейских странах считают, что у тела нет души, это просто груда материи. Как только вы забываете о долге человеческой жизни, вы ничто иное как животное. Таков вердикт индуисткой дхармы.

Если вы должным образом не ведете себя как человек, вы не лучше животного. То есть, человеку, который ведет себя не должным образом, дается животное тело. Так работает природа. Но он так не поступает.

Сексуальные отношения в браке

00:37:58 (слушатель) Но, Свамиджи, разве сексуальные отношения в браке противоречат законам Ману?

– Нет, есть такой закон. Вы не можете заниматься сексом с женой когда вам хочется. Это тоже незаконный секс. Когда заканчиваются месячные у женщины через пять дней вы можете вступать с ней в связь. Как только она беременеет – всё, больше никаких сексуальных отношений.

Это человеческая жизнь, не как у животных. Животные тоже следуют определенным ограничениям. Львы, например, вступают в сексуальную связь один раз в жизни. Раз в жизни. Они – брахмачари.

Закон предназначен для человека

00:38:45 Как только вы нарушаете закон – вы животное. Потому что закон предназначен для человека. Двигаться по правой стороне, а не по левой – это предназначено для человека, а не для собак. Если собака идет по правой или по левой – для неё это не закон. Если же вы едете по левой стороне, а не по правой – вы нарушаете закон, вы преступник. Итак. В какую сторону мы пойдём?

Человеческая жизнь начинается тогда, когда существо понимает: что такое «дхарма». Это человеческая жизнь. Это начало человеческой жизни. (говорит на хинди). Религия должна быть, но когда вы оставляете религию, то это уже не человеческая жизнь. Это жизнь животного. Харе Кришна.

00:39:54 (ученик) У теософской колонии есть эмблема.

(обрыв записи)

Притча про бедную женщину и гостей

00:40:05 … одна пожилая женщина. Вы знаете, в деревнях есть ярмарки или рынки. Утром она увидела, как собираются сотни людей. И эта женщина деревенская подумала: «Они все пришли ко мне в гости». Она заплакала и спросила своего сына: «Как я смогу разместить столько людей? Как я смогу их принять как гостей?». И сын сказал: «Дорогая мама, не беспокойся, приходи вечером». Вечером, когда она пришла – никого не было. Потому что это рынок.

Итак, это беспокойство можно сравнить с беспокойством этой женщины. Она увидела столько людей и забеспокоилась. А вечером никого не было. Поэтому необходимо просто разумом обладать. Они приходят и уходят: зачем мне беспокоиться? Я должен исполнять свой долг как человек. Вот что необходимо.

(обрыв записи)

Исполнять свой долг как человек

00:41:10 … неисчислимые живые существа, [ананта]. [Ананта] означает, что вы не можете счесть их. В вашем теле, в ваших экскрементах живут миллионы живых существ и они обеспечены всем необходимым. Они питаются вашими экскрементами, мочой. Так почему вы беспокоитесь? Даже если ваши экскременты могут обеспечить питанием стольких существ, почему вы беспокоитесь о себе? Исполняйте свой долг как человек. Не становитесь животным. Вот что необходимо.

(обрыв записи)

00:42:04 … суть знания, у людей столько отклонений. В Бхагавад гите описан долг человека: будьте преданными Богу – это ваш долг. Тогда всё автоматически придёт. Всё придёт. Без знания, как мы можем обо всём позаботиться? Это невозможно.
(ученик) Прабхупада, мы опаздываем на встречу.

– Сейчас никто не обращает на это внимания.

Про индийские храмы

00:42:38 (слушатель) Все эти движения. Однажды движение [неразборчиво] было очень сильно, сейчас другое.

– Они приходят и уходят, но движение Кришны всегда сильно. В Индии миллионы храмов Кришны и [неразборчиво] пытаются помешать людям посещать храм. Но они ушли, а храмы до сих пор существуют. И миллионы людей до сих пор ходят в храм в храме Джаганатхи.

(доктор Патель) Во Вриндаване тысячи людей до сих пор приходят туда. Все эти южноиндийские храмы, Тирупати. Двадцать пять тысяч человек в день. Двадцать пять тысяч человек в день приходят. Они собирают более лакха в день пожертвований.

Сатьям парам дхимахи

00:43:43 Таков наш девиз: «[сатьям парам дхимахи]». Мы объясняем эту истину. Истина – это то, из чего всё исходит. [санскрит]. Так кто она: личность или нечто безличное? Нет [абигья сварат]. [тене брахма хридая ади кавае].

(ученик) Кришна говорит: «Нет истины выше Меня».
– Да. [санскрит]. Истина существует, но они не знают об этом. Они – полуобразованы.

00:44:27 (доктор Патель) Истина, это очень хорошо.
– Но они не знают: что такое истина.
(ученик) Этот вопрос остаётся висеть в воздухе. Никто, как говорят они, не может знать: что это на самом деле такое.

транскрибирование: Владимир Щербаков | Иваново | Россия | 03 марта 2020