Есть потребность в Боге
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Беседа на утренней прогулке с Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, 16 декабря 1973 года, Лос-Анджелес.
Необходимость в Боге
00:00:17 Необходимость в Боге. Есть ли необходимость в Боге?
(ученик) Ученые горят, что нет, Шрила Прабхупада. Это невежество. Они говорят: «Ни нужды ни пользы».
– Негодяи. Каково твоё мнение, ученый? В Боге нет нужды?
00:00:44 (ученик) Они могут говорить, что нет необходимости. Но факт в том, что она должна быть. В противном случае …
– Мы не можем постичь, как действуют многие вещи. Например, в наше время правительство упразднило монархию, но, тем не менее, почему они избирают президента? Почему? Должен быть лидер. В этом суть.
Если вы упразднили монархию, тогда зачем вы избираете ещё одного негодяя в монархи? Каков ответ? Зачем вам это нужно?
00:01:40 (ученик) Потому что им нужен закон и порядок.
– Да, это нужно. В нашей организации, например: в каждом храме мы избираем президента, затем у нас есть Джи-Би-Си, затем над всеми я. Это не факультативно, это необходимо. Поэтому надо всем должен быть Бог. Если эти люди говорят, что в Боге нет нужды, нет пользы, значит все они – негодяи.
00:02:25 (ученик) Они сами хотят быть Богом.
– Это не важно – станьте Богом. Но наш момент в том, что есть необходимость в Боге.
(ученик) На основе этой логики они скажут: «Да, есть необходимость. Но тем не менее, мы можем заполнить эту нужду».
- Если заполните – хорошо. Но если вы не можете, в этом вопрос.
Бог поддерживает всех
00:02:52 Наше определение Бога таково, что Он поддерживает всех. А вы можете поддержать? Всех.
(ученик) Они думают, что поддерживают.
– Опять «думают». Каково ваше нынешнее положение? Вас поддерживают. Вы не можете поддерживать, вас поддерживает ваш начальник: он платит вам зарплату и вы наполняете свой живот. Но вы негодяй, вы хотите быть поддержателем. Вы не можете содержать даже семью из пяти ртов.
00:03:31 Поэтому мы говорим: «Все они – сборище негодяев». [санскрит] Так заключают наши Шастры: «Всякий, кто является непреданным, неверующим является последним негодяем». Точка. Не имеет значения какое-бы положение он не занимал. Он не может обладать никакими хорошими качествами. Бог нужен.
(ученик) Кто будет поддерживать?
- Например, дети. Им необходимы родители, которые будут заботиться о них. Людям необходимо, чтобы о них заботился глава исполнительной власти. Это важно. Вы не можете обойтись без Бога.
Природа это инструмент
00:04:37 Кто поддерживает этот порядок? Луна восходит именно в нужное время. Всё очень точно. Вовремя она садится. Только Бог.
(ученик) Они говорят, что всё это природа делает.
– Что имеете ввиду под «природой»? Это очередное невежество. Почему это дерево не движется? По природе. До тех пор, пока кто-нибудь не придёт и не сдвинет его.
00:05:09 (ученик) Они говорят: «Так уж всё устроилось. Так уж всё возникло».
– Но ваше тело движется. Но когда оно перестаёт функционировать, вы не можете вернуть всё назад.
(ученик) Они также говорят, что это тоже работа природы.
00:05:28 Что значит природы? Природа – это инструмент. А если есть инструмент, значит есть и игрок. Есть тот, кто им владеет. Например, вот это инструмент, он сам по себе не записывает. Только когда вы нажимаете на кнопку – он работает. Вы не можете сказать, что он от природы работает.
(ученик) Они могут сказать, что под «природой» они понимают естественность.
– Что значит «естественность»? Ваш отец вас зачал, поэтому вы говорите. Естественно вы бы не появились на свет. Если ваш отец не зачал бы вас во чреве вашей матери, как бы вы появились на свет? Естественно бы ваша мать не забеременела. Что происходит естественно?
00:06:20 (ученик) Но когда отец оплодотворяет мать – это естественно.
- Почему естественно? Если отец этого не сделает. Сейчас так много бесплодных отцов. Ничего не происходит естественно. Природа – это инструмент.
Всё создано
00:06:43 (ученик) Они говорят, что на самом ничего не было в действительности создано.
– Всё создано. Это – негодяи. Они говорят, но при этом сами были созданы отцом.
(ученик) Но в сущности они говорят, что они не созданы.
– Почему не созданы? Я вижу, что ваша мама забеременела и вы появились на свет. Ваша мать не забеременела сама по себе. Всё создано. Этот столь создан, вы не можете сказать, что он сам возник.
00:07:23 (ученик) Форма может быть создана или она может существовать в определенном состоянии времени, но энергия никогда не создаётся.
– Но это и мы признаём. Это другой вопрос. Поэтому есть две сферы: духовный мир и материальный мир. В материальном мире всё создаётся, в духовном мире - не создаётся: оно существует всегда. И всё, что создаётся – уничтожается.
00:07:58 (ученик) Энергия не уничтожается.
– Нет, мы это тоже признаём. Но это энергия принадлежит кому?
(ученик) Они говорят: «Поскольку она не была создана, она не должна создаваться».
- Нет. Этот материальный мир создан. Вы не можете сказать, что он не создан. Всё что мы видим перед нами – всё это создано.
Духовная и материальная энергия
00:08:27 (ученик) Но они говорят, что ничего не создано.
– Нет. Создано в том смысле, что это проявлено. В этом смысле. Но тем не менее, это не творение самой энергии. Что есть энергия? Это – духовная энергия. Поэтому мы разделяем между материальной энергией и духовной энергией.
В материальной энергии всё проявляется и входит в непроявленное состояние, а в духовной энергии всё существует всегда. [Санатана]. [санскрит]. [Санатана] означает «вечно существующий». Есть иная природа. Но она не эта природа. Это мы признаём.
00:09:23 (ученик) Но если эта энергия никогда не создавалась, тогда какая нужда в Творце?
– Нет. Мы признаём, что энергия не создавалась, но энергия исходит из источника энергии. Энергия. Например, вы можете рассердиться. Этот гнев, энергия гнева находится в вас. Но она не была проявлена раньше.
То есть определённые энергии, которые иногда проявляются, иногда не проявляются. Эта энергия, материальная энергия, изошла из Бога. Эта энергия иногда проявляется, иногда не проявляется. Но есть иная энергия, вечная – это духовный мир. Это научное знание.
Наука тоже следует за лидером
00:10:23 (ученик) Они скажут, что эти речи могут быть приемлемыми в религиозной сфере, но они не приемлемы в конечном итоге в отношении науки.
– Всё приемлемо, потому что в научном мире вы также следуете за лидером. Сэр Исаак Ньютон, профессор Эйнштейн. Почему вы следуете за ними? Потому, что должен быть лидер.
(ученик) Но они пользуются ими как трамплинами, они не признают их как абсолютных авторитетов.
– Может быть, как трамплинами, но вы должны обращаться к ним за помощью. Поскольку это трамплин, вы не можете этим пренебрегать. Что вы думаете? Вы должны получать у них поддержку.
00:11:18 (ученик) Они чувствуют, что достигли очень многого, когда они могут опровергнуть то, что эти лидеры предлагают.
– Нет. Если лидер – негодяй, тогда это приемлемо. Но факт остаётся фактом: лидер нужен. Но если вы избираете не того лидера, вы идёте в ложном направлении. Но лидер нужен. Например, чтобы родиться, необходим отец.
00:11:51 (ученик) Лидер это тот, чьи слова можно признать. Лидер или ученый, неважно.
– Да, лидер – это авторитет. Его наставлениям следуют и это действительно происходит. Это – лидер.
(ученик) В научном сообществе всё очень часто меняется.
– Потому, что они не являются совершенными лидерами. Они становятся лидерами с несовершенным знанием. Поэтому наш путь – это принимать совершенного лидера. Таков наш путь.
Другие глупцы идут за несовершенными лидерами. Но и мы и они должны принимать лидера. Разница лишь в том, что мы принимаем совершенного лидера, а они – несовершенного лидера. Поэтому они обмануты.
Идеальный разумный человек
00:12:55 (ученик) Они не признают концепции совершенства. Они скажут, что они не признают этот термин «совершенство».
– Потому что они глупцы, поэтому они одурачены. Если не существует понятие совершенство: зачем вы меняет лидера, зачем вы устраиваете революцию?
(ученик) Они выбирают лучшее из двух зол. Они признают концепцию, но не признают её реальность.
00:13:21 Нет, они не знают реальности, они идут всегда на поводу у негодяев. Поэтому они не могут представить себе, что существует совершенство. Это называется скептицизмом.
Поскольку все исполнены недостатков – поэтому знания нет. Это – скептицизм. Но настоящее знание заключается в том, что я вижу: этот человек разумен, этот человек разумен. Поэтому есть где-то идеальный разумный человек, которого мы ещё не нашли и это – Бог. [сарва-карана-каранам].
00:13:58 (ученик) Например, когда они идут и раскапывают какой-то город под землёй, древний город, они видят: столько всего было построено этими людьми – эти люди такие разумные. Хотя они никогда не видели их.
– Да, по признакам они могут это понять.
(ученик) Они говорят, что они не видят Бога.
Безличное правительство и Высшая личность
00:14:18 Да, но ведь они не видят и тех людей, которые жили раньше. Вы не видите правительство, но всё так замечательно организовано. Вы должны признать, что существует правительство. Когда всё так идеально отрегулировано: солнце регулярно поднимается, луна поднимается вовремя, времена года меняются, волны поднимаются в океане. Вы должны признать, что существует правительство за всем этим. Также как у нас есть опыт материального мира.
Правительство безлично, но на вершине находится президент. Точно также, совершенное правительство, оно в начале может казаться чем-то безличным, но в конечном итоге, мы увидим, что это – личность, Высшая Личность, [Бхагаван].
00:15:20 Да, Параматма является представителем Бога. Также, как у президента очень много представителей, точно также Параматма – это локализованный представитель Бога. Бог - Личность, а правительство имеет безличностную форму. Такова концепция.
Когда мы говорим правительство, нельзя локализировать: кто эта личность – правительство? Он имеет безличностую форму. Но когда вы встретите губернатора, когда вы встретите конкретных людей … Но над всеми этими людьми есть президент – высшая личность. Это практический пример.
Иерархия
00:16:14 Точно также природа действует безлично, но есть чиновники, представители. Их называют «полубогами». Над ними – Верховный Господь, Бхагаван.
Откуда взялась эта идея: президент, губернаторы, правительство? [санскрит] – она пришла оттуда. Потому что источник, изначальный источник, в нём есть тоже самое.
Они – негодяи. Они могут говорить всё что угодно, но это – факт. Когда сумасшедший говорит – он несёт всякую чушь. Но мы не сумасшедшие. Мы не можем признать их точку зрения. Что они скажут?
00:17:04 (ученик) Даже в группе куриц есть главная курица. Среди обезьян – тоже. Это называется «порядок клевания». Один первым клюёт, другой последним. И все по очереди выстраиваются – иерархия. Точно также, они говорят, что у нас есть правительство потому, что таков естественный порядок клевания. Как среди куриц.
– Да. Почему возник этот естественный порядок? Он нужен.
(ученик) Они говорят: «Случайно».
- Нет случайностей. Это невежество.
Наслаждайтесь и возвращайтесь
00:17:44 (ученик) Согласно их теории эволюции, это - естественный отбор. То, что развивается, развивается из потребности, а не из порядка, не из устройства.
– Нет, порядок есть, проект есть. Они просто об этом не знают. [санскрит] Об этом сказано в Бхагавад-Гите [санскрит] «под Моим наблюдением». Это означает, что существует некий план. Каков план этого материального мира?
План материального мира таков, что некоторые негодники, живые существа хотят наслаждаться. И Бог дал этот план: «Хорошо, наслаждайтесь». Таков план. И не только наслаждайтесь, но наслаждайтесь и снова возвращайтесь. Таков план.
00:18:38 [Правритти, невритти]. Прежде всего, Он даёт: «Хорошо. Пользуйтесь этими возможностями наслаждения». Поэтому Веды говорят: «Наслаждайтесь так-то и так-то. И после того, как вы удовлетворите свои желания - возвращайтесь». Такова милость Бога.
(ученик) Это полигон для души. Это платформа для испытаний, где мы можем получить опыт того, чего мы хотели и после этого …
– Мы хотели наслаждаться и Бог дал нам все возможности, полную свободу наслаждаться. Но это наслаждение – несовершенно. Поэтому Бог приходит сюда и говорит: «Сейчас ты наслаждался, но ты не наслаждался – ты просто страдал. Поэтому, пожалуйста, возвращайся снова».
00:19:37 (ученик) Если мы не получили опыта, мы можем даже не знать, что мы страдаем.
– Да. Потому что у нас есть некоторая свобода – нам предоставляют её. И из-за этой свободы мы становимся иногда Господом Брахмой, иногда – червём в испражнениях. Вот что происходит.
В противном случае: почему тогда существует столько много форм жизни? Но свобода действует повинуясь трём гунам (сатва-гуне, раджа-гуне и тама-гуне). И когда они перемножаются: 3 х 3 = 9; 9 х 9 = 81 … получается 8 400 000 форм жизни.
Имперсонализм и философия пустоты
00:20:20 Это эволюция: они поднимаются, снова падают, снова поднимаются и снова падают. [санскрит]. Когда они устанут, выдохнутся: «Хватит, больше не хочу». Они желают слиться со Всевышним.
Но когда они устали, после этого они становятся карми, затем гьяни. Они начинают понимать: «Это нехорошо. Давайте отыщем истинную цель жизни. Но поскольку они пытаются всё исследовать своими маленькими мозгами, они приходят к выводу, к философии пустоты, к имперсонализму.
Они всё хотят превратить в ноль, их всё беспокоит. Это тоже несовершенная позиция. Когда же они приходят к Бхагавану и посвящают себя служению Ему – это совершенство, это изначальное положение.
00:21:11 (ученик) Они хотят экспериментального знания. И когда они терпят поражение, они говорят, что это ничто просто.
– Да, это – философия пустоты. Прежде всего они пытаются наслаждаться и когда им это не удаётся … Это как шакал в саду: прежде всего он пытается сорвать виноград. Он прыгает, прыгает, прыгает и когда же он не смог, он говорит: «Да, он кислый. Он мне не нужен».
00:21:36Они скажут: [брахма сатьям джаган митья] «всё это – ложно, давайте уйдём в Брахман». Такова их философия. Прежде всего они пытаются действовать как карми.
Вы бешено гоняете на машине жизнь за жизнью. После того, как вы обнаруживаете, что в этом ничего нет, вы начинаете говорить: «Всё это иллюзорно». «Виноград кислый». Шакал прыгал, прыгал.
В Боге есть нужда
00:22:04 В Боге есть нужда. Вы можете написать статью. Бог нужен. Есть абсолютная необходимость. Необходимость доверять Богу. Именно так. Ребёнок нуждается в родителях и он абсолютно предаётся родителям – это естественно.
(ученик) Ему нужны родители чтобы вообще родиться и чтобы положиться на них.
00:22:40 Да. Чтобы он мог расти. Как жена и сын Упендры. Этот ребёнок такой непоседливый, он не может удержаться даже на секунду. Мама должна заботиться о нём: «Не ходи туда. Не делай этого». Он нуждается в матери, она должна заботиться о нём.
(ученик) Родители естественным образом заботиться о ребёнке.
– Да, но он не знает, не понимает, он несмышленый. Точно также Бог всецело заботиться о нас: Он даёт нам пищу, времена года, свет, всё что нам нужно. Но мы такие невежды, такие негодяи: мы отрицаем Его существование.
00:23:25 (ученик) Они говорят, что какое-то это несовершенное обеспечение: люди голодают, умирают от голода, замерзают.
– Нет, это не является несовершенной заботой. Когда ребенок болеет, мать запрещает ему есть, держит его в голоде. Если он думает, что это пренебрежение, то это – глупо.
(ученик) Например, большой торнадо убил тысячу людей.
- Да. Это из-за грехов, из-за их грехов. Они просто не знают этого. Почему правительство приговаривает кого-то к повешенью? Это что, беспринципность правительства, когда правительство говорит: «Этого человека нужно повесить?» Разве это пренебрежение?
В Индии не умирают от голода
00:24:12 (ученик) Это справедливость. Как один индийский химик, Сварупа Дамодар говорил о нём, он сказал, что эта философия просто убивает Индию. Люди просто сидят и смотрят как другие умирают и не пытаются помочь им.
– Нет. Он негодяй: никто в Индии не умирает. Я каждый год по 3-4 раза в Индию езжу: кто там умирает? Все умирают естественной смертью. Всё это просто пропаганда, чтобы укрепить своё положение. Я никогда не видел, чтобы кто-то умирал от голода там. Я много раз говорил об этом.
00:24:51 50 лет назад была категория людей, бродяг, которые валялись на дорогах. Сейчас, когда пища в 50 раз дороже, они по прежнему живут там.
Но ему приходится жить в этих условиях. Хотя его доход явно должен был увеличиться, иначе как бы он мог покупать пищу, которая в 50 раз подорожала? Но несмотря на то, что его доход увеличился, он всё равно вынужден так жить.
Да почему только Индия? В вашей стране, в Европе столько хиппи валяются на дорогах. Почему?
Про хиппи
00:25:31 (ученик) У них нет нужды какой-то. Не так много.
– Вы не видели. Я видел в Амстердаме целый большой парк: сотни-тысячи хиппи валяются на земле. Ты был в Амстердаме? Я сам это видел.
(ученик) Но не как в Индии, где миллионы людей …
00:25:50 Нет. В Индии вы не найдёте там сотни-тысячи людей.
(ученик) Но там они лежат в сточных канавах …
– Так или иначе, наша позиция такова, что всегда существуют эти бездомные, которые валяются на улицах.