Все страдают

Лос-Анджелес - 15 декабря 1973
Бог пришел разделить страдания человека. Мы не хотим страдать. Атеистичный теист. Бог это не идея. Про Ленина. Абсурд экзистенциализма. Камю. Смерть разрешит. Раскаяние и искупление. Примите позитивную философию. Все страдают от последствий своих грехов. Как обучить безумцев. Долг врача. Слепой ведёт слепого.
запись беседы для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:26:08 | качество: mp3 128kB/s 24 Mb | прослушано: 58 | скачано: 95 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Беседа на утренней прогулке с Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, 15 декабря 1973 года, Лос-Анджелес.

Бог пришел разделить страдания человека

00:00:16 (ученик) Шрила Прабхупада, могу я задать вопрос?
- Да.
(ученик) Вчера я познакомился с одним теологом, профессором из Монреальского университета. Он сказал, что представления о христианстве у римско-католической церкви таково, что Бог пришёл, чтобы разделить страдания людей.

00:00:41 Это очередное невежество. Чего ради Богу разделять страдания человека?
(ученик) Я спросил у него и он сказал, чтобы человек больше понимал реальность через страдания.
- Он очень хороший теолог. Негодяй. Вы пытаетесь стать счастливыми, а его теория такова, что человек должен принять страдания. Само по себе это предложение – невежественно.

Мы не хотим страдать

00:01:14 Все пытаются обрести счастье. [Атьянтика]. На санскрите это называется [«Атьянтика-дукха-нивритти»]. В мире существуют страдания и наша борьба за существование означает уменьшение этих страданий, сведение их к минимуму, до нуля. Ради этого мы боремся.
Мы не хотим страдать. Тогда какой смысл в этой цивилизации? Что такое человеческая цивилизация – «мы не хотим страдать». Таково наше положение. Почему этот негодяй говорит, что мы должны страдать?
Посмотрите, этот теолог – негодяй. Поэтому мы и говорим, что все – негодяи.

Атеистичный теист

00:02:00 (ученик) Этот же теолог, Прабхупада, называет себя атеистом-теистом.
- Что?
(ученик) Он сказал, что он – атеистичный теист.
- Атеистичный теист? Просто негодяй. Очередной негодяй.
(ученик) Я спросил его: «Как теолог может быть атеистом?»

00:02:24 Дело в том, что весь мир наполнен мошенниками и негодяями. Они несут всякую чепуху бессмысленную. Только мы отмечаем, мы указываем: «Ты негодяй несёшь всякую чушь». Хорошо, возьмём это слово «атеист». Что он под этим подразумевает?
(ученик) Лишённый теизма?
- Нет, это не объяснение. «Атеист» значит «тот, кто не верит в Бога». Да, так и скажите. Говорите позитивно, что это означает «атеист».

00:03:08 (ученик) Он говорит, что Бога нет.
- Бога нет. Что вы имеете ввиду под Богом – следующий вопрос возникает. Следующий вопрос будет: «Что вы подразумеваете под Богом?»
(ученик) Он скажет, что это понятие представлено разными религиями.
- А каково ваше понятие? Почему вы ссылаетесь на разные религии? Вы говорите со мной, вы скажите сами: что вы подразумеваете под Богом? Это будет следующий вопрос, не нужно переходить на другие.

00:03:43 Не нужно улетать, уходить от темы. Вы атеист. Вы выставляете себя атеистом. Атеист – это тот, кто не верит в Бога.
Хорошо. Что вы имеете ввиду под Богом? Прежде всего, нужно рассмотреть этот объект, установить его, а затем уже рассматривать: верите вы или не верите.
Например, вот личность. Он говорит: «Я верю в него». Я говорю: «А я не верю в него». Но личность то есть.

Бог это не идея

00:04:08 (ученик) Но он скажет: «Бог – это просто идея».
- Идея?
(ученик) Но идея не всегда представляет факты.

00:04:19 Но идея существует. Вы говорите, что это не факт, это не реальность. Но другие говорят, что это – реальность. Как же это разрешить?
Термин «Бог» существует. Вы говорите, что это – идея. Цветок в небе – это идея, но это не реально. Нет, давайте говорить о Боге. Я говорю, что это не идея, это – реальность, факт.

00:04:53 (ученик) Они говорят, что при помощи эмпирического объективного анализа это нужно исследовать научным путем.
- Ну так исследуйте, проанализируйте. Давайте проанализируем. Мы говорим, что Бог значит Всевышний, Верховное существо. Как вы можете говорить, что Верховное существо – это идея? Как вы можете так говорить? Признайте Верховное существо. Как вы можете говорить, что это идея? Это – факт.

00:05:25 (ученик) Они скажут, что нет необходимости в этом Верховном существе.
- Нет, она есть. Если вы этого не понимаете – вас нужно побить башмаком. Потому что как только мы говорим о свете, мы должны признать Верховное существо.
(ученик) Но они скажут, что этот авторитет мы сами себе навязали.
- Да. Потому что есть необходимость, поэтому вы это и сделали. Есть потребность.

00:05:48 (ученик) Некоторые из них говорят, что поскольку люди в основном невежественны, поэтому нам необходима эта идея о Боге.
- Но вы ещё ниже этих невежественных людей. Вы ещё ниже негодяев. Если вас назвать негодяем, это означает признать вас до какой-то степени.

Про Ленина

00:06:03 (ученик) Ленин сказал, что Бог – это просто опиум для народа. Чтобы держать людей опьянёнными.
- Нет. Это означает, что Ленин сам хотел стать Богом. Вот и всё. Но идея о Боге существует. Но он не может быть Богом потому, что он во власти законов Бога – он умер. Он умер, он не смог спасти себя от смерти. Поэтому он не Верховный авторитет.
Он признал Высший авторитет, но он сам хотел стать Высшим авторитетом. Теперь, когда он умер, он уже не Верховный авторитет, ему пришлось умереть. Значит есть другой Верховный авторитет.

00:06:52 (ученик) Но они говорят, что в конце концов смерть бессмысленна.
- Почему бессмысленна? Тогда почему вы так боитесь смерти когда я приду убить вас?
(ученик) Бессмысленность означает, что она не имеет для меня смысла в какой-то определенный момент времени.
- Но почему бессмысленна? Зачем вы боритесь, зачем сражаетесь, почему вы сражались за русскую революцию?

00:07:13 (ученик) Например, цифры. Цифры полезны только для какой-то цели, а на самом деле, в них нет смысла в самих по себе.
- Тогда цель бессмысленна. «В конечном итоге, всё бессмысленно», - говорят они. Тогда вы –негодяй: зачем вы трудитесь ради бессмысленных вещей? Вы просто негодяй. Это моя версия. Вы – последний негодяй.

00:07:36 (ученик) Они говорят, что каждый может вкладывать своё значение какое хочет.
- Тогда почему вы пытаетесь набрать много последователей? Пусть они занимаются своим делом.
(ученик) Чтобы увеличить вашу значимость.
- Нет. У вас своё значение – довольствуетесь им, у меня – своё значение. Зачем вы меня беспокоите?

00:07:55 (ученик) Но моё значение – это может быть беспокоить вас.
- Это может быть мой смысл. А мой смысл – побить вас башмаком.
(ученик) Ну, например, Ленина никто никогда не бил. Он бил всех остальных.

00:08:11 Нет, его тоже били. Смертью. Он тоже умер. Это означает, что даже если его бьют, он не признаёт – он такой негодяй. Он не признаёт этого. Его бьют каждый момент, он стареет, он болеет, он умирает. И тем не менее, он говорит: «Нет, меня не бьют».
На самом деле он думает, что он бьёт смерть потому, что его тело поместили в усыпальницу в мавзолей. Его бьют каждую секунду, каждое мгновение и тем не менее он говорит: «Меня не бьют». Это последний негодяй.
Один признаёт: «Да, меня бьют». Это здравомыслящий человек. Тот, кто говорит, что меня не бьют, он при этом стареет и каждый момент времени его бьют и, тем не менее, он говорит: «Меня не бьют».

Абсурд экзистенциализма

00:08:58 (ученик) Есть такая философия, которая называется «экзистенциализм». До тех пор, пока что-то существует, мы можем ценить это как-то, но как только оно перестаёт существовать, мы не скорбим об этом, потому, что не о чем скорбеть.
- Не о чем скорбеть? Тогда почему вы боретесь за жизнь, за существование.

00:09:13 (ученик) Они говорят, что если у вас есть деньги на руках, до тех пор, пока они у вас есть, вы можете ими воспользоваться. Но если вы потеряете их – не переживайте: не о чем скорбеть.
- Но они переживают, они плачут.

00:09:24 (ученик) Но они просто не следуют их философии. Эта философия – это идеал.
- Нет, это не аргумент. Ни один здравомыслящий человек не признает это.
(ученик) Очень многие люди на Западе разочарованы, они принимают эту философию всем сердцем.
- Это разочарование. Но это не реальная жизнь. Это уже другой вопрос.

00:09:48 (ученик) Но как вы говорите в Бхагавад-Гите, они так рассержены всеми этими спекулятивными теориями, что разочаровываются и испытывают отвращение.
- Да, но разочарование это не жизнь. Разочарование это разочарование, это не жизнь.
(ученик) Они говорят, что это разочарование является единственной реальностью.
- Нет.
(ученик) Абсурд. Абсурдная философия.

00:10:17 (ученик) Это означает, что они не знают ценность жизни.
- Да, именно так. Это значит, что они – негодяи.

Камю

00:10:25 (ученик) Один из их главных философов Камю после того, как он проповедовал эту свою философию, написал много книг. Однажды ночью он ехал на своей машине и решил: «Нет никакого смысла. Почему бы мне не съехать прямо с обрыва». И он просто сорвался с обрыва и покончил с собой.
- Безумец, сумасшедший.
(ученик) Но его книги в колледже, миллионы студентов признают его книги практически как Евангелие.
- А о чём его книги?

00:11:05 (ученик) О том, что жизнь в конечном итоге абсурдна, в ней нет смысла. Мы сами придаём ей смысл.
- Но почему вы тогда пытаетесь объяснить это?
(ученик) Да, он пытается вынести какой-то смысл из абсурдности.
- То есть его логика – это доказать абсурд?

00:11:30 (ученик) В конечном итоге он осознал, что всё – абсурд. Нет смысла говорить, писать и даже жить.
- Но суть в том, что вы говорите: «Это абсурд». Я говорю: «Это не абсурд». Как мы это решим? Если вы проповедуете свою философию, я проповедую свою. Но кто разрешит между нами кто прав: я или вы?
(ученик) Смерть разрешит.

Смерть разрешит

00:12:00 Именно. [мритйух сарва-хараш чахам]. Смерть одинаково принимаем и вы и я. И это тоже факт: вы не хотите умирать и я не хочу умирать. Это означает, что есть высшая власть.
(ученик) Но в его случае ему было всё равно: он умер добровольно.
- Нет, не всё равно. Никогда не всё равно. Это факт.
(ученик) Но говорится, что он добровольно покончил с собой. Он хотел умереть.
(ученик) Возможно он притворялся. Он погиб, но, возможно, он думал, что он не погибнет.

00:12:50 Да, он не хотел погибнуть. Но ради своей славы он мог погибнуть. Вот и всё.
(ученик) Я думал, что он хотел умереть.
- Если вы хотите умереть, то дайте мне вас убить сразу и вы будете счастливы.

00:13:09 (ученик) Он написал еще одну книгу, которая называлась «Тошнота». Жизнь доводила его до тошноты в желудке.
- Это означает, что он – сумасшедший. Иногда сумасшедшие кончают с собой. Он просто безумец. Вот и всё.

00:13:22 (ученик) Практически, за последние 200-300 лет все знаменитые писатели, ученые, интеллектуалы были сумасшедшими.
- Да, должно быть это так, потому что они не знают того, что нужно знать. Их знание несовершенно. Ницше, Фрейд они все умерли в безумии. Когда человек разочаровывается, он сходит с ума. Вот и всё.
(ученик) Но люди поклоняются им. Они думают, что их жизнь была великой. Они читают их книги, принимают их авторитет.

00:13:53 Есть две категории людей. Мы не говорим, что их жизнь была великим примером. Поэтому я говорю: «Кто разрешит это: я прав или вы правы?» Вы всегда увидите, что сумасшедший будет говорить: «Я прав». Другой человек скажет: «Я прав». Кто разрешит? В этом смысл.
Вы всегда найдёте эти две категории людей. Вы говорите, что вы правы, я говорю, что я прав.

00:14:22 (ученик) Но совершив самоубийство, разве он не признал, что смерть является единственным, что не является абсурдным?
- Да, для них смерть – единственное решение.
(ученик) Негодяям нравятся такие книги, Прабхупада, потому что с их стороны не нужно ничего делать. Никаких обязательств. Они читают таких людей и думают: «О, как здорово. Я могу почитать и положить книгу». То есть им не нужно верить в Бога, ничего не делать для мира.

00:15:01 Книги пишутся ради автора. Если вы хотите узнать о нас больше, то вот книга. Потому что из книг мы, как правило, получаем знания. В противном случае, в книге нет необходимости.
- Очень яркий свет.
(ученик) Это самолёт.
- А если свет станет более ярким, это означает конец. Если тот же свет станет немного более ярким, это означает конец, падение самолёта. Это большой самолёт?

Раскаяние и искупление

00:16:05 (ученик) Несколько лет назад вы дали серию лекций в Нью-Йорке о искуплении. И они очень знамениты, эти лекции, преданным очень нравятся [прашчита]. И есть также в теологии христианства также еще другая концепция, сожаление за наши грехи, раскаяние.
(ученик) Это не совсем раскаяние, это называется… По классическим представлениям человек уходит и живёт в состоянии раскаяния. Он живёт в уединении и раскаивается, думая о том, насколько он грешен, насколько он падший. Он ведёт жизнь сурового подвижничества. Он уходит живёт в монастыре, совершает суровую аскезу и всегда думает насколько он грешен, насколько он падший, как мы должны страдать.

00:17:17 Все страдают. Но разумен тот, кто понимает, что он страдает. Все страдают. И если вы не страдаете: почему вы надеваете одежду? Потому что вы страдаете. Разве нет? Почему вы голышом не ходите – потому что мы страдаем. Поэтому мы одеваемся. Это факт.
(ученик) А если кто-то говорит: «Нет, мы не страдаем».
- Это просто безумец. Все страдают. Разумный тот, кто знает об этом.
Примите позитивную философию

00:18:10 (ученик) У них нет позитивной философии, они ставят акцент на вине, на чувстве вины.
- Но затем возникает следующий вопрос: если есть позитивная философия, устраняющая страдания, почему бы вам её не принять? Например, когда тело страдает, я говорю: «Возьмите одеяло, закройтесь. Оденьтесь». А он говорит: «Нет, я не собираюсь его брать». Разве он разумный человек, здравомыслящий?
(ученик) Тогда вам придётся продолжать страдать.
Все страдают от последствий своих грехов

00:18:50 Да. Наша позиция такова, что все страдают. Все борются, пытаются положить конец этим страданиям. Таков материальный мир – все страдают. И эту борьбу называют прогрессом.
Мы тоже со своей стороны что-то предлагаем: «Вот, возьмите и тогда вы уменьшите свои страдания». Но никто не может сказать: «Нет, мы не страдаем». Это безумие. Это неразумно – все страдают.

00:19:24 (ученик) Эти страдания приходят от наших грехов?
- Да. Поэтому Кришна говорит: [санскрит] «Я защищу тебя от последствий грехов твоей жизни. Потому, что ты страдаешь из-за своих грехов» Страдания означает, что если вы нарушаете законы государства, вы страдаете – это грех. Поскольку вы нарушили законы государства – вы страдаете.
(ученик) Если человеку очень трудно стать Сознающим Кришну, это - страдание?
- А что прежде всего тут такого трудного?

00:20:08 (ученик) Однажды вы сказали, что если кого-то не привлекает пение Святого Имени, то нужно понимать, что он терпит наказание от Ямараджа.
- Да. Если повторяя мантру Харе Кришна вы можете спасти себя от страданий – что тут такого трудного? Почему не принять это? Все страдают в этом материальном мире и все пытаются освободиться от страданий. Это так же факт.

Как обучить безумцев

00:20:44 (ученик) Они пытаются избавиться от страданий, совершая больше грехов.
- Да. Потому что они не знают: как избавиться от страданий.
(ученик) То есть мы должны говорить людям, которым кажется, что они не страдают – что они страдают?
- Это означает, что трудно обучить безумцев. Поэтому самое лучшее, это не учить, а просто приглашать: «Приходите сюда, повторяйте мантру Харе Кришна и возвращайтесь домой». И тогда они излечатся от своего безумия. Тогда с человеком всё будет хорошо.

00:21:23 Мы не читаем в начале проповеди, мы просим: «Хорошо. Вы очень разумный человек. Нет разумнее вас. Да, пожалуйста приходите сюда, пойте танцуйте. Это очень хорошо. Принимайте немного прасада и идите домой». Такова наша программа. И после этого мы учим. Когда он приходит, когда он возвращается к здравому рассудку – тогда он излечивается.
(ученик) Шрила Прабхупада, теологи называют это раскаянием, то есть когда мы на самом деле начинаем думать, насколько мы грешные, медитировать на наше греховное состояние.
- Ну просто медитировать на грехи это тоже хорошо, но как этому противодействовать? Мы должны это знать. Например, человек страдает от болезни. Он знает: «Я заразился этой болезнью». Но если он просто думает: «О, я заразился этой болезнью». Это нехорошо. Вы должны идти к врачу, чтобы излечиться. Это разум.

00:22:38 (ученик) Это как преступник, если человек совершает преступление: хорошо, если он раскаивается, но он не может просто раскаиваться – он должен начать позитивную деятельность.
- Да. Он должен прийти к правительству и сказать: «Пожалуйста, убейте меня». И тогда правительство решит. Он говорит: «Я совершил убийство и поэтому по закону я должен отдать свою жизнь. Я готов». И тогда его сразу простят.
(ученик) Один преданный пришёл к Прабхупаде и сказал, что он совершил какой-то проступок и он очень очень сожалел, он плакал. И вы сказали: «Хорошо. Хорошо, но теперь сделай что-то, займи себя в служении Кришне».

Долг врача

00:23:26 Это долг врача. Если больной приходит к нему: «Господин, я так страдаю». «Хорошо, не сожалей, не расстраивайся. Садись, я дам тебе лекарство».
(ученик) Что эти негодяи психологи, философы, ученые делают: они говорят о грехах, о которых Кришна и Библия и все Писания говорят, что это – грехи. Они говорят: «Всё нормально. Вы можете всем этим заниматься». Они не только отрицают существование Бога, но они говорят, что все эти грехи – это на самом деле хорошо. Вы можете пьянствовать, вы можете заниматься незаконным сексом и так далее.

Слепой ведёт слепого

00:24:13 Ни один нормальный человек так не скажет. В этом разница между хорошим человеком и плохим человеком. Опять же я уже давал пример. Слепой человек идёт в эту сторону (в сторону океана – прим. редактора), а другой человек говорит: «Да, да. Ты правильно идёшь». Вот что происходит. Либо он просто не знает, этот негодяй, который говорит: «Да, ты можешь идти туда». И тот идёт и падает в океан и погибает.
Они оба не знают. Один слепой [санскрит]. Один слепой указывает направление другому слепому. Вот что происходит.

00:24:56 Поэтому Веды предписывают: обратитесь за руководством к гуру. [санскрит]. [гурум эва] вы обязаны. Тогда он получит правильное направление, иначе, он собьется с пути.
(ученик) Тогда должно быть очень много гуру? А было тогда много гуру?

00:25:32 Прежде всего, попытайтесь понять: что значит гуру. Гуру значит «тяжелый», тот, кто знает больше вас, тот, кто знает в совершенстве – это гуру. Если вы знаете что-то в совершенстве, то вы – гуру. Но если вы не знаете чего-либо совершенно, то вы не гуру, вы – негодяй.
Гуру это тот, кто знает в совершенстве. Если вы найдете того, кто обладает совершенным знанием – это гуру.

транскрибирование: Владимир Щербаков | Иваново | Россия | 11 декабря 2019