Прогресс невежества

Лос-Анджелес - 07 декабря 1973
Связь логики и веры. Использование чувств в служении Богу. Непреданные – большие животные. Глаза, способные увидеть Бога. Можно ли доказать существование Бога атеистам. Хотите быть обманутым – получите гуру обманщика. Греховная деятельность – причина невежества. История о Калидасе. Жевать пережёванное. Я приехал, когда вы стали готовы. Эволюция означает прийти к Сознанию Кришны. Высшая природа духа. Имитация творения Бога. Новые «старые» изобретения. 4 несовершенства обусловленной души. Содержание ведической литературы важнее датировки. Сила науки – подражание лаю собак. История о свадьбе Луи Пастера. Общество взаимной похвалы. Остановите смерть. Вечный плод. Конец пути в Сознании Кришны. Всё есть Кришна. Придуманный Бог. Эталон доброты и добродетели. Шесть достояний Бхагавана.
запись беседы для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:55:20 | качество: mp3 128kB/s 51 Mb | прослушано: 2 | скачано: 13 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Беседа на утренней прогулке с Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, 7 декабря 1973 года, Лос-Анджелес.

Связь логики и веры

00:00:16 (ученик) За последние 150 лет одна из основных проблем западных теологов заключалась во взаимоотношениях: связи между дедукцией, между логическими доводами и верой. Они пытались понять веру путём логики и доводов, но они не смогли найти связи и в этом был пробел. Это была преграда, фактически доходящая до степени отвержения.
- Нет. Например, мы идём по этой улице. Есть связь, взаимоотношения: этот путь, эта дорожка сделана для того, чтобы я ходил по ней. Такова связь между этой дорожкой и мной.

00:01:01 (ученик) Она не сделана, для животных она тоже предназначена.
- Но, по крайней мере, мы можем сказать, что она сделана для человека, для того, чтобы человек мог гулять по этой дороге. Таковы мои отношения с ней. Таким образом, вы можете всё исследовать и вы найдёте некую связь. Разве нет? Попытайтесь понять это сначала.
Возьмите что угодно - например, микрофон. Он связан со мной: я говорю и мой голос записывается. Разве трудно найти связь со всем?

00:01:50 (ученик) Они видят связь, Шрила Прабхупада. Теологи воспринимают, когда они видят …
- Это доводы, это логика. Всё, что мы используем – это связано с нами. Как можно это отрицать? Если я состою в отношениях, если я состою в связи со всем, то у меня есть также отношения с Богом. Попытайтесь понять этот факт.
У вас есть отношения с Богом или нет? Если у нас есть отношения со всем в творении Бога, то почему не с Богом? Ответьте кто-нибудь из вас. Почему вы молчите?

00:02:37 (ученик) Потому, что вы правы, Прабхупада.
- У нас непременно должны быть какие-то отношения с Богом.
(ученик) Их довод в том, что они могут только верить в Бога, но их логика говорит, что Бога нет.
- Это не вопрос веры: вера может быть ложной, но отношения неизбежно должны быть потому, что мы связаны со всем. Поэтому, в конечном итоге, всё сотворено Богом.

00:03:06 (ученик) Это требует веры.
- Нет, это не вера, это – факт. Вера может быть ошибочной: может быть верной или неверной, но факт есть факт.
(ученик) Да, они говорят: «Факт». Они имеют ввиду то, что они воспринимают своими грубыми чувствами.

Использование чувств в служении Богу

00:03:20 Да, чувствами. Наше Движение Сознания Кришны означает, что у нас есть отношения с Богом и с чувствами, с нашими чувствами. [хришикена хришикеша-севанам бхактир-учйате]
Когда мы посвящаем эти чувства Всевышнему, когда мы используем их в отношениях с Ним – это называется бхакти. Это вопрос чувств, это не нечто туманное, абстрактное.

00:03:52 Мы применяем всё, мы действуем с помощью наших чувств. Например, ноги ведут нас в храм, язык мы используем для прославления, для того, чтобы есть прасад. Все чувства. Это – бхакти. Мы не то, чтобы потакаем нашим чувствам – мы используем их в служении владельцу чувств.
(ученик) Они говорят, что это - вера.
- Это не вера, это – факт.

00:04:19 (ученик) Они говорят, что когда мы предлагаем прасад, мы просто верим, что Бог принимает его потому, что вы же не можете его видеть. Вы не можете видеть: как Бог видит.
- Нет. Вы не можете видеть, но я – могу видеть. Я не такой дурак как вы. Я могу видеть это и поэтому я предлагаю. Но вы не видите. Я должен открыть ваши глаза – идите ко мне. Такова наша проповедь.

00:04:41 Вы слепы, вы страдаете от катаракты: я сделаю операцию и вы прозреете. Если вы не видите это, это не означает, что я не вижу. Почему вы должны так это принимать. Вы может быть глупец и невежда.
(ученик) Они хотят, чтобы их ученые увидели это.
- Ученые – это просто негодяи, большие негодяи. Вы – негодяи, а ваш большой ученый – просто большой негодяй.

Непреданные – большие животные

00:05:11 [самстутах пурушах пашух]. Это объясняется в Шримад Бхагаватам. [шва-вид-варахостра-кхарайх самстутах пурушах пашух]. Ты знаешь этот стих? Объясни.
(ученик) Люди, подобные свиньям, собакам, ослам и верблюдам прославляют непреданных.
- Да. Любой непреданный является большим верблюдом или большой собакой или большой свиньей. Эти люди, прославляющие их, тоже – кошки и собаки и свиньи. Их лидер – просто большая свинья. Вот и всё.

00:05:48 В этом разница. Так называемые ученые, философы – это большие животные, но они – животные.
(ученик) Они называют нас просто мечтателями.
- Мечтателями?

00:06:02 (ученик) Мы придумали просто какие-то фантазии о Боге и рае …
- Почему фантазии? Разве у вас нет мозгов чтобы понять, что …
(ученик) Это их представление, общее представление об объективности. Это то, что они могут воспринимать своими чувствами.

00:06:14 Да, вы можете воспринимать чувствами. Вы воспринимаете чувствами песок, но кто его создал? Не вы же. Почему вы такой глупый: вы не понимаете этого. Этот песок – вы непосредственно его воспринимаете. Эта вода, огромный океан воды, вы непосредственно его воспринимаете. Но кто его создал?
(ученик) Они говорят: «Если он сделан Богом, мы должны были смочь увидеть Его также, как мы видим песок».

Глаза, способные увидеть Бога

00:06:41 Да, но для этого у вас должны быть глаза. Вот что я говорю. Вы слепы, у вас катаракта, я должен провести операцию для того, чтобы вы прозрели. Вы должны прийти на лечение. Поэтому Шастра говорит: «Идите к гуру и лечитесь и пытайтесь понять». Как вы можете увидеть своими слепыми пораженными катарактой глазами?
(ученик) Но они говорят, что это нечто сверхестественное. Они же говорят только о естественном зрении.

00:07:10 Да, сверхестественное. Откуда вы знаете, что там, в небе, ничего нет? Сейчас вы говорите, что оно – пустое. Ваши глаза несовершенны: оно не пустое, там бесчисленные планеты, но вы их не видите сейчас. Вы – слепы.
Поэтому, поскольку это не в вашей власти увидеть это, вы должны слушать меня. Да, есть миллионы звёзд там и вы должны это признать. Да, вы не можете этого видеть, но поскольку вы этого не видите, это не означает, что там пусто. Это просто несовершенство ваших чувств.

00:07:43 (ученик) Что же, может они признают, но они скажут: «Тем не менее, мы можем не знать каких-то вещей, но мы не можем это признать потому, что мы этого не видим».
- Если вы невежественны, вы должны признать.
(ученик) Они думают, что то, что нам говорят, это может быть ошибочным.

00:07:57 Это ваша неудача. Но процесс таков, что о том, что неспособны воспринять ваши чувства, вы должны слушать от высшего источника, от авторитета. Таков метод, таков путь. Но если вы обращаетесь к обманщику, а не к авторитету – то это ваша беда.
Но система такова: чтобы понять то, что неподвластно вашим чувствам, вы должны обращаться к высшему авторитету.

00:08:27 (ученик) Но они хотят экспериментального знания.
- Это экспериментальное знание.
(ученик) Но этого нельзя доказать.
- Нет. Почему нельзя доказать? Например, я привел вам пример воды и песка. Это практический пример: кто-то же сделал его.

Можно ли доказать существование Бога атеистам

00:08:40 (ученик) Но проблема в том, что в группе атеистов вы не сможете доказать Бога. Что-бы вы не говорили.
- Нет. Атеистам нужно просто ударить башмаком по лицу. Если человек обладает разумом, если он видит, что кто-то же это сделал: этот песок сделан кем-то, вода кем-то сделана, небо. Нужно отыскать этого создателя. Это – знание.
(ученик) Они не хотят выходить за свои рамки.

00:09:07 Это не вопрос выхода за рамки. Это практический пример. Эту палку кто-то сделал, эту ткань кто-то сделал.
(учение) Они скажут: «Ну покажите мне этого создателя, чтобы я мог видеть его».
- Я представлю, но у вас должны быть глаза, чтобы его увидеть. Но если вы отказываетесь от лечения, если вы не идете к врачу, то как? Вы же слепые, у вас катаракта, вы должны пройти хирургическую операцию. Таково предписание.

Хотите быть обманутым – получите гуру обманщика

00:09:44 (ученик) Но этот шаг требует веры.
- Не веры, это – практично. Если вы хотите научиться чему-либо, вы должны обращаться к специалисту. Это не вопрос веры, это вопрос факта. Вы не можете научиться ничему сами – это невозможно.
(ученик) Если кто-то на самом деле искренний, может ли он быть обманут или он всегда получит истинного гуру?

00:10:09 Если он – искренен, он получит истинного учителя. [гуру-кришна-крипайа бхакти-лата-биджа]. Гуру и Кришна всегда в вас. Как только он увидит, что вы искренны, он направит вас нужного человека.
(ученик) Если вы не полностью искренны, вы получите «гуру махараджИ».
- Потому что вы хотите быть обманутыми - вы получите обманщика, вы пойдете к обманщику. Кришна очень разумен, он супер разумен. Если вы – обманщик, то он вас обманет. Он лучший обманщик, Кришна. Но если вы действительно искренны, то он даст вам то, что вам нужно.

00:10:51 Об этом сказано: [санскрит] «Всё выходит из меня: смрити, памятование и забвение». Если вы обманщик, Кришна даст вам такой разум, что вы навсегда забудете о Кришне.
(ученик) Это птицы одного пера селятся вместе и обманщики тоже селятся вместе.
- Да, птицы одного пера живут одной стаей.

00:11:20 (ученик) Наша философия приемлема и разумна, но они доминируют, они контролируют.
- Кто?
(ученик) Атеисты.
- Атеисты? Один пинок майи и им конец. Один пинок и всему этому влиянию придет конец за одну секунду.

00:11:39 (ученик) Никакого влияния, это – майя.
- Они находятся под влиянием, во власти, но они думают, что они свободные. Это называется майя. Они находятся в полной власти, но они считают себя свободными – это майя.
[санскрит]. Поскольку они сбиты с толку, все их надежды потерпят фиаско, [могаша]. Поскольку они негодяи, асуры, атеисты всех их надежды обречены на неудачу. Об этом сказано. Так это и происходит: они строят большие планы, но они терпят фиаско.

Греховная деятельность – причина невежества

00:12:28 (ученик) Тем не менее, они не хотят приходить в чувства.
- Поэтому они – негодяи. Как бы вы не пинали его по лицу, он всё равно будет упрямо делать своё дело. Это – негодяй. Он никогда не научится хорошему уроку. Это негодяй. А разумный человек учится хорошему уроку.

00:12:51 [санскрит] И почему они остаются негодяями? Потому что они – [душкритинам] очень грешны, очень греховны. Разве вы этого не видите? Они содержат эти скотобойни, бордели, они разрушают жизнь каждого этим чувственным наслаждением – это всё греховная деятельность. Поэтому они остаются навсегда негодяями.

00:13:19 Они не могут совершенствоваться, улучшаться потому, что они настолько греховны. Им приходится страдать, отправляться в темнейшие области. Они должны будут стать червями в испражнениях – это их участь. Но они не знают: как это всё происходит. Они думают: «Мы в безопасности сейчас». Это – глупость, невежество.
- У тебя сейчас всё в порядке со здоровьем?
(ученик) Спасибо вам большое. Харе Кришна.

История о Калидасе

00:13:50 Негодяи. Вы знаете историю. Калидас, великий поэт, он был великим негодяем. Это длинная история. Он сидел на ветке дерева и отрубал её. Один человек подошел и спросил: «Зачем ты рубишь ветку, ты же упадешь?» «Нет, не упаду». Но когда он упал, он подошел к этому человеку и спросил: «Откуда вы узнали, сэр, что я упаду?» Они поняли, что это просто последний глупец.
Они не знают, что они катятся в ад. Это невежество, глупость. При помощи их так называемого научного прогресса, философии, образования они катятся в ад. Они этого не знают и поэтому они - негодяи. Это определение негодяя: «тот, кто не знает куда он идет».

00:15:13 (ученик) Если кто-то идет так прямо и вы говорите ему: «Не ходи туда»
- «Нет. Почему я не должен ходить?» Это – негодяй. А другой негодяй говорит ему: «Можешь идти, хорошо. [санскрит] Все пути хороши. Иди этим путем». Этот – тоже негодяй. Вот что происходит.
(ученик) Как же нам их образумить?

Жевать пережёванное

00:15:47 Это Сознание Кришны. Будьте в Сознании Кришны и всё разрешится. Почему мы говорим об этом? Потому, что мы приняли прибежище у Кришны. Вот и всё.
[санскрит] Как только вы предаётесь Кришне, вся эта майя, все эти ложные представления уйдут. Вы станете настоящим знающим человеком. Это – Сознание Кришны. Вы станете совершенным человеком.

00:16:19 Потому, что есть руководство, есть совершенное руководство и человек становится совершенным.
Об этом говорится в Бхагаватам: [санскрит] Поскольку они не умеют управлять своими чувствами, они движутся к темнейшим уголкам ада и беспрестанно жуют пережёванное. Они строят один план – он терпит неудачу, они строят другой план - снова неудача, снова план. Но они никогда н согласятся признать, что все эти планы бесполезны.

00:17:12 Снова и снова они жуют жёванное: та же женщина, тот же секс. И в этом их наслаждение: дома, на улице, в ночном клубе, в театре – один и тот же секс.
(ученик) Но они скажут, что это – смелость. Что они делают смелые попытки вновь и вновь.
- В этом их мошенничество, невежество. Человек смело ныряет в Тихий океан и погибает, катится в ад. Вот в чем их смелость. Они смело движутся в ад. Вот и всё.

00:17:52 Есть такая история. Один человек бежит за другим. Тот, кто бежит за другим, говорит: «Почему убегаешь?». А тот отвечает: «Разве я тебя боюсь? Почему я должен убегать?». Он убегает от страха, но тем не менее, он говорит: «Разве я тебя боюсь?»
«Почему я должен останавливаться? Я – смелый. Я смело бегу в ад. Почему я должен останавливаться?» Вот что происходит. Это - безумие.
Когда человек сходит с ума, когда он одержим призраками, он несёт всякую ерунду. Точно также, каждый, кто находится под влиянием этой материальной энергии – безумец. Он безумен и он несёт всякую чушь.

00:19:03 Бхактивинод Тхакур говорит: «Почему вы позволяете волнам майи уносить вас. Вы тонете. Иногда вас поднимает к верху, иногда опускает вниз. Почему вы тратите впустую свою жизнь на это? Если вы просто примите Кришну своим поводырём, майя больше не будет». Но они не примут.
[санскрит] Поэтому тот, кто признаёт, тот кто предаётся Кришне спустя многие многие рождения в борьбе за существование, становится очень мудрым. Он по настоящему мудр.

Я приехал, когда вы стали готовы

00:19:58 (ученик) Шрила Прабхупада, почему столько времени потребовалось чтобы чистый преданный приехал на Запад? Неужели Запад так грешен и до Вашей Божественной Милости не было чистых преданных - никто не приезжал сюда?
- Не переживайте. Тогда вы были такими грешными, что вы бы просто не смогли принять чистого преданного.

00:20:22 (ученик) Одна женщина на лекции спросила вас: «Почему вы не приехали раньше?» Вы сказали: «Вы просто не были готовы, чтобы принять меня».
- Да, я так сказал: «Вы не были готовы». Сейчас эти юноши с Запада, потомки западного народа удачливы, поэтому они принимают Кришну. [кона бхагйаван джива] Таково желание Кришны: «Эти люди так сильно страдают, пусть какие-то преданные приедут сюда». Вы все – преданные. Вы пришли, чтобы соединиться вместе.

Эволюция означает прийти к Сознанию Кришны

00:21:16 (ученик) Шрила Прабхупада, в процессе эволюции … Допустим, если индивидуальная душа падает с уровня человека и рождается животным. Но в процессе эволюции на определенном уровне она снова ступает на путь Сознании Кришны …
- Да. Именно так это и происходит. Эволюция означает прийти к этой цели, прийти к Сознанию Кришны. Это – настоящая эволюция. Если мы упускаем эту возможность, то мы снова падаем. Но таков естественный прогресс. Но в конечном итоге, он придет к Сознанию Кришны. В конечном итоге, все придут к Кришне. Не к Сознанию Кришны, но к Кришне. В конце этого мира, в момент разрушения этого мира они остаются там.

00:22:11 (ученик) Но это не очень хорошая перспектива для преданного.
- Но у них нет разума.
У этих птиц так вытянуто тело. Очень красивое. Посмотрите, какие они опытные: они не боятся океана, хотя они очень маленькие. Они знают, как его спасти. Кришна находится в сердце. Он говорит им: «Взлетайте!» и они сразу взлетают.

00:23:25 (ученик) Это Вишну в их сердце?
- Да. Магнит притягивает железные опилки. Но кто дал силу этому магниту? Они говорят: «Это от природы, природа так устроила». Таков ответ. Но природа управляется Богом.
(ученик) Они предпочитают говорить, что природа не поддается описанию.
- Почему? Это означает, что ваши знания недостаточны. Вы не хотите её описывать потому, что тогда все обнаружат вашу глупость.

00:24:29 (ученик) Они скажут: «Это делает природа». Например, в случае с магнитом, я буру кусок железа и, если я намагничу его электричеством, он начинает действовать как магнит.
- Но железо же вы не сделали. И магнит тоже не вы делаете – это продукт природы. Вы пользуетесь им, но это не ваше изначальное творение. В чём ваша заслуга? Вы можете трансформировать, видоизменять - это подвластно вам.

Высшая природа духа

00:25:07 Есть два понятия: материя и дух. Низшая энергия и высшая энергия. [джива-бхутам маха-бахо] Живые существа – это высшая энергия. Почему высшая? Потому что они могут брать материалы и оперировать ими. В этом их высшая природа.
Вы можете брать материю и сочетать её, комбинировать или делать чего-то ещё. Таков мир. Материя и дух. Вы создали собственное тело своими желаниями. Вы можете это сделать, но сами материалы, тело вы не сможете создать. Это не в вашей власти.

00:25:52 (ученик) Они пытаются это сделать.
- Опять «пытаются». Если тело уже существует, к чему эти ваши попытки? Тоже самое. Собака уже лает, но какой-то человек пытается ей подражать. И люди идут и смотрят, покупают билеты на эти представления имитатора собак. Но настоящих собак никто не обращает внимания. Это называется «новое открытие».
Какое новое открытие? Собаки уже лают, что тут нового? Вы просто подражаете лаю собак. Собаки уже лают. В чём открытие?

Имитация творения Бога

00:26:32 (ученик) Но это имитация новая.
- Нет, имитация – это просто лесть. Имитация – это лучшая форма лести.
(ученик) На самом деле они подтверждают наш довод. Потому что как личности, они могут подражать Высшей Личности. Но Он сделал всё изначально. Если бы они не были личностями, живыми существами, то они не смогли бы подражать, имитировать творение Бога.

00:27:03 В своей лаборатории, смешивая водород и кислород, если сможете получить унцию воды – в чём ваша заслуга? Вон сколько воды, огромный океан уже есть.
(ученик) Они скажут: «Но этого не было сделано раньше в лаборатории»
- Но ведь это уже сделано. Иначе откуда бы вода взялась? Вы просто не знаете: кто это сделал. Это ваше невежество.

00:27:28 (ученик) Они просто завидуют.
- Это просто глупость. Зависть означает, что кто-то способен что-то сделать, а они не могут.
(ученик) Они создали искусственные драгоценные камни.

00:27:42 Например, вы – могущественный человек, я тоже могущественный человек. Я становлюсь вашим завистником. Это позволяется. Но если я не обладаю никаким могуществом и просто пытаюсь вам подражать – это просто глупость.
(ученик) Они говорят: «Бог не дал мне всего знания».
- Например, как сделать эту воду потому что он хотел, чтобы вы оставались глупцом. Он хотел, потому что вы – атеист. Он хотел, чтобы вы оставались глупцом вечно. Таков план Бога.

00:28:19 Атеисты всегда остаются глупцами. Кришна дает ему рождение в такой семье, в такой стране, чтобы он всегда оставался глупцом. Об этом сказано в Бхагавад-Гите.
(ученик) Прабхупада, это как цирюльник, который дает своё мнение о медицине. Потому что материалисты говорят, что они очень хорошо владеют материальной наукой и, тем не менее, они претендуют на знание духовных тем, духовной науки.

00:28:59 Нет, они вовсе не являются экспертами в материальной науке. Они эксперты в том, как обманывать других, жонглируя словами.
(ученик) Они говорят, что этого раньше не было. Например, телефоны, самолёты – это новые изобретения.

Новые «старые» изобретения

00:29:18 Нет, раньше были лучше телефоны. Вы этого просто не знаете. Например, Санджая сидит вместе со своим господином Дхритараштрой и он рассказывает ему обо всех событиях на поле сражения.
Он спросил: [ким акурвата санджайа] «Что они сделали?» А он сидел при этом в комнате. Что тут ваш телефон – это было телевидение в его сердце и он рассказывал Бхагавад-Гиту.

00:29:49 Дхритараштра спросил его: «После того, как мои сыновья и племянники встретились, что они делают?» И тот рассказывает: «Сейчас Дурьодхана идет к Дроначарье. Дроначарья говорит так-то и так-то. Бхишмадева говорит». Как он мог это сказать находясь в комнате? Вы владеете этой наукой?
(ученик) Но они скажут, что это было …
- Они могут говорить, но мы представляем факты. Они могут говорить всякую чушь, мы этого не собираемся признавать.

00:30:23 (ученик) Некоторые скажут: «Мы улучшили природу, изобретя, например, пластмассу, лекарства. Мы улучшили природу».
- Очень хорошо улучшили. Люди ели раньше на золотой и серебряной посуде, а сейчас вы едите с пластмассовых тарелок. Это очарует только какого-то другого негодяя, но нас не очарует.

00:30:49 (ученик) Пластик – это большая проблема потому, что они не могут теперь от него избавиться. Большая проблема, некуда его утилизировать. Он накапливается и накапливается – они не могут от него избавиться. В будущем они будут делать дома из пластика.
(ученик) Да, прозрачные: можно видеть всё.
- И что в этом хорошего?

00:31:11 (ученик) Они говорят, что это – улучшение.
(ученик) Но пластик от нефти.
- Это их глупость. Они катятся в ад и думают: «Мы улучшаем всё». Это их глупость. Глупость именно это и значит: человек катится в ад и думает при этом: «Я улучшаю».

00:31:30 (ученик) Шрила Прабхупада, наверное было бы более искренним со стороны этих людей, ученых сказать: «Мы просто не хотим избавляться от этой иллюзии. С помощью наших чувств и приборов мы сможем это сделать». Они просто не хотят избавляться от этого сна.
- Но это их глупость. Они не хотят признавать этого даже. Почему? Они должны это признать. Как я привел вам пример. Вы не можете видеть сколько звёзд там есть, но они есть. Если вы говорите: «Я их не вижу – я не верю в них». Это – глупость ваша.

4 несовершенства обусловленной души

00:32:06 Вы должны признать, что ваши чувства ограниченны, они несовершенны. Это 4 несовершенства обусловленной души: она ошибается, она впадает в иллюзию, она обманывает и её чувства несовершенны.
(ученик) Но они говорят, что они снова и снова пытаются.
- Пытаются. Как они пытаются? Вы – больной человек. Допустим, вы болеете катарактой. Вы можете пытаться, пытаться и пытаться, но излечитесь ли вы? Вы никогда не излечитесь. Вы должны идти к врачу, он сделает хирургическую операцию и тогда у вас будет шанс прозреть. Вы не можете бесконечно пытаться. Продолжайте пытаться – вы никогда не излечитесь.

00:32:50 (ученик) Они просто не хотят признавать.
- Да, это их глупость. Они не прислушиваются к хорошему совету. Что такое глупость? [мурхка], негодяй. Если вы даете негодяю хороший совет, он разозлится только.
Как змея. Если вы принесете змею и скажете ей: «Дорогая змея, живи со мной. Я буду тебя каждый день кормить тебя хорошо, молоко тебе буду давать с бананами. Тебе очень понравится». В результате у неё ещё больше будет накапливаться яда и, однажды, она зашипит. Эти негодяи такие.

00:33:40 (ученик) Но они не оставляют своих надежд.
- Это глупо. Их надежды каждую секунду рушатся, но они всё равно надеются. Это глупо.

Содержание ведической литературы важнее датировки

00:33:52 (ученик) Шрила Прабхупада, однажды я распространял некоторые из ваших книг в библиотеке и библиотекарь сказал: «Если этим книгам 5000 лет, где доказательства тому?» У нас есть копии изначальных манускриптов?

00:34:08 Есть доказательства. Вот оно, посмотрите. Но если вы закрываете свои глаза. Например, если кто-то говорит: «Восход солнца есть». А если человек находится во тьме постоянно, он скажет: «Где доказательства тому, что есть свет?». «Пожалуйста, выйди и посмотри сам». Читайте – и будут вам доказательства.
(ученик) Даже если вы не признаете, что этой книге 5000 лет …
- Просто прочтите это. Это никак не уменьшает ценность этих книг. Просто читайте. Вопрос не в том: сколько её 5000 или 10000 лет, древняя она или новая. Посмотрите: сколько здесь знания.

00:34:52 [санскрит] Эта литература предназначена для них потому, что они глупцы. [санскрит].
- Признайте Бхагаватам и тогда теории Дарвина придёт конец.
(ученик) Если они признают, что есть душа, тогда, конечно, теории Дарвина будет конец. Но они не хотят признавать существование души.

00:35:43 (ученик) Теологи говорят, что если мы говорим, что человек - душа, а не тело, мы не признаём человека в целостности.
- Человек в целости – это душа и тело вместе. Тело, ум и душа. Грубая материя, тонкая материя и душа.

00:36:05 (ученик) Это человек в целости?
- Да. Всё творение. Почему только человек? Это относится ко всему. Природа не находится в его власти, он подчиняется природе.
(ученик) Шрила Прабхупада, они настолько глупы, что всё равно пытаются.
- Да.

00:36:38 (ученик) Они собираются строить сейчас дома на Луне. На поверхности Луны они будут через несколько лет строить дома.
(ученик) И какая от этого польза? Столько места на Земле, зачем лететь на Луну?
(ученик) Потому что раньше этого никто не делал. Они хотят показать людям силу науки.

Сила науки – подражание лаю собак

00:37:00 Сила науки – это подражание лаю собак. Вот и всё. Собака уже гавкает, но они подражают и становятся учеными. Вот и всё. Такова их сила – как подражать. Вот и всё.
(ученик) Но они скажут, что они более продвинуты потому, что они могут подражать.
- Ну хорошо. Но мы не такие дураки, чтобы тратить впустую наше время на эти имитации. У нас уже есть реальная вещь. Зачем нам идти и смотреть на имитацию?

00:37:33 (ученик) Их имитации – дешёвки. Например, спутник. Как это можно сравнить с планетой?
- Это не дешёвка. На эти имитации они тратят миллионы и миллионы долларов. Очень дорого. Прежде всего это имитация и эта имитация очень-очень дорого обходится. В этим их глупость: они довольствуются имитацией, которая при этом очень дорогая.

История о свадьбе Луи Пастера

00:38:00 (ученик) Шрила Прабхупада, есть очень хороший пример. Во Франции есть один ученый, Пастер. Когда он собирался жениться, в этот день он забыл о своей свадьбе потому, что он работал в лаборатории над своими экспериментами. Один из его друзей напомнил ему: «Пастер, у тебя же сегодня свадьба, ты должен уходить из лаборатории и идти туда». И он пошел и женился.

00:38:35 Есть такая бенгальская поговорка. Человек забыл о своей свадьбе и соседи – они не спят – этот же человек должен жениться. Они говорят: «Но он сам забыл».
(ученик) И люди говорят: «Посмотрите как искренне он трудится». Они берут его пример.
- Да. А кто не искренне трудится? Он работает за деньги, вот и всё. Все работают за деньги. В чём разница? Если бы ему не платили, он бы не стал работать.

00:39:20 Например, собака трудится на хозяина, он её кормит за это. Он тоже трудится. Он трудится не для себя, не для других – он работает ради денег или ради удовлетворения амбиций.
(ученик) Да, престиж.
(обрыв записи)

Общество взаимной похвалы

00:40:09 (ученик) Шрила Прабхупада, этот бестселлер называется сегодня «Я – окей, ты - окей». И в комментарии к этой книге говорится, что если мы просто хлопаем друг друга по спинке и говорим друг другу, что всё хорошо – то всё будет замечательно.
(ученик) Да, это общество взаимной похвалы, взаимного признания.

00:40:31 (ученик) Шрила Прабхупада, в 20 годах в Швейцарии был такой врач, который пользовался одним своим методом: «Я – хороший и я лучше каждый день». Тысячи людей к нему приходили, а через 10 лет о нем никто уже не слышал пока он не умер.
- Лучше, лучше, лучше, очень скоро я очень хорошо умру.

Остановите смерть

00:40:58 Поэтому Кришна показал: почему вы думаете об этих улучшениях? Смерть перед вами стоит [Джанма—мритью джара вьядхи] Это настоящее знание.
Настоящее знание – это вопрос: как это я лучше? Смерть передо мною стоит. Вот что значит лучшее знание: я умру, я не могу этому воспрепятствовать. Вот что такое настоящее знание.
А если кто-то думает, что я – лучше, хотя я скоро умру, то он – глупец. Вы станете лучше, если остановите свою смерть – вот что значит стать лучше.

00:41:40 Они глупцы, они не могут решить это. Они – негодяи. Они довольствуются просто каким-то временным успехом. Вот и всё. Но они не достигают высшего успеха. Поэтому профессор Эйнштейн, он великий ученый, но он не смог решить проблему своей смерти – ему пришлось умереть. Он не смог решить эту проблему. И он – великий ученый.
Истинная проблема остаётся нерешенной. Это не слепота, это – невежество. Они мошенники, они не видят истинной проблемы и они не могут её решить. Они просто довольствуются как дети. Ребёнок хочет весь день играть беззаботно.

00:42:49 Человеческая жизнь предназначена для совершенного решения всех проблем. Но они этому не придают значения, они довольствуются временными благами и известны как ученые.
(ученик) Они говорят: «Этого идеала невозможно достичь».
- Но если возможно? Вы же не знаете. Вы говорите, что этого невозможно достичь, а я говорю, что это возможно. Так говорит Шастра, так говорит Кришна.

Вечный плод

00:43:25 Если вы просто пойдете в храм, увидите Кришну, вы убедитесь в этом. Не нужно ничего делать, не нужно ни о чем говорить – просто увидите Кришну.
Это так легко: просто смотрите на Кришну, принимайте прасад Кришны, живите удобно и в следующей жизни вы вернётесь домой к Богу. Очень простой метод.
[Суcукхам картум авйайам] Очень хорошо. Ещё одна возможность. Даже если вы не достигли конца своего пути в Сознании Кришны, вы ничего не теряете: вы следующей жизни начнёте с того, где вы остановились в этой жизни. [Авйайам] «вечный плод», «вечная заслуга».

Конец пути в Сознании Кришны

00:44:23 (ученик) Что значит «конец пути в Сознании Кришны»? Что значит конец?
- Это значит полностью, то есть это когда вы больше ни о чём не думаете кроме как о Кришне. Это – чистый преданный. Как Чайтанья Махапрабху: он не думал ни о ком, кроме Кришны. Это – идеал. Это – совершенство.

00:44:43 [шунйаитам джагат сарвам говинда вирахена ме] «Мир кажется для меня пустым без Кришны». Эта решимость придёт сама когда вы достигните высокого уровня в духовной жизни.
(ученик) Как замечательно слушать как вы говорите о Кришне.
- Кришна удивителен кто-бы о нём не говорил: вы или я. Как сладость: она всегда сладка - ты её даешь или я – она сладкая.

Всё есть Кришна

00:45:18 Попытайтесь понять. Кришна дал нам метод, Кришна дал нам разум, Кришна дал нам небо. Всё. Думайте так и это будет Сознанием Кришны.
На самом деле это – факт. Если не было бы неба: где бы вы летали при помощи ваших научных средств? Если бы у вас не было разума: как бы вы смогли это сделать? Всё это даёт Кришна, а вы отрицаете Его существование. Насколько же вы глупы.

00:45:57 Это Сознание Кришны – просто признать, что всё дал Кришна и мы пользуемся этим. Это - Сознание Кришны.
(ученик) И когда Кришна у них это отнимет, они повернутся к нему.
- Кришна хочет только этого. Чтобы вы признали, что все возможности даю Я. Только это.
(ученик) [Ишавасьям идам сарвам]

00:46:32 Да. Это факт. Но это происходит [бахунам джанманам анте] Негодяи, им придётся это сделать, им придётся с этим согласиться, но не сразу – через много рождений. Они будут страдать, им придётся пройти через множество ступеней жизни и однажды они придут к этому пониманию: [васудевах сарвам ити]. Всё есть Кришна. Такой махатма очень редок.
(ученик) Одна индийская семья пришла ко мне. Я сказал им, что махатма – это не просто выдуманное понятие. Вот Кришна говорит: кто такой махатма – тот, кто принимает Сознание Кришны – это махатма. Тот, кто не сознает Кришну, каким-бы великим он не был, он не является махатмой.

00:47:27 Да, он - [душкритина].
(ученик) Демон.
- Да. [майапахрита-гьянах]. Итак, какова ваша теория? Вы думаете, что Бог подчиняется какой-то теории?
(ученик) Они придумывают Бога.

Придуманный Бог

00:47:55 Если вы придумываете Бога, разве это – Бог? Если Бог подвержен вашей фантазии, что это за Бог такой?
(ученик) В большинстве своём, они осознали это и они даже не хотят обсуждать это. Они используют теологию просто для того, чтобы описывать ситуацию в мире.
Теологи современные, они даже не обсуждают это. Иногда они говорят, что Бог явил себя в моём сердце – зачем мне нужно читать какие-то книги? У меня есть особая связь с Богом.

00:48:35 Но ваше откровение и моё откровение отличаются. Почему?
(ученик) Они говорят потому, что Бог в разных аспектах проявляется и в разных аспектах предстаёт перед каждым. Таков их довод.
- А каков эталон этого аспекта? Например, в материальном мире мы видим: кто-то богаче других. Это тоже аспект материального положения. Если один миллионер лучше – он лучше того, у кого несколько центов. Точно также ваше сознание Бога и моё осознание Бога отличаются. Возможно я лучше осознал, чем вы. Что вы скажите, теолог?

00:49:39 (ученик) Но сегодня большинство книг пишется на тему смерти Бога или затмения Бога. В основном люди в светском обществе на самом деле даже не обсуждают Бога.
- Это означает: когда после своих обсуждений не смогли отыскать кто есть Бог, они отказались от это идеи вообще, они сдались.
(ученик) Они думают, что мы вот сейчас созрели поэтому о Боге нам надо было раньше говорить, когда мы были юные.

00:50:11 Если вы созрели, то каково ваше представление о Боге? Если вы зрелый человек, вы должны дать истинный стандарт. Но если никто из вас не может сказать о истинном стандарте – как вы можете называть себя зрелыми? Что вы думаете?
Зрелые, как в научной теории например. Все ученые приходят к выводу, что да, это – так.

Эталон доброты и добродетели

00:50:46 (ученик) Это просто оправдание, потому, что они не знают. Вот и всё.
- Они стали зрелыми атеистами.
(ученик) Максимум, что они говорят, что Бог- это некая благость, некая добродетель. Они даже не знают: что такое добродетель.

00:51:07 У них нет знания: что есть эталон доброты. Кто-то перерезает глотку – он тоже хороший, а кто-то здравомыслящий человек – тоже хороший. Но каков же эталон хорошести, эталон добродетели? Они как раз об этом и спорят.
(ученик) В основном они говорят о честности, о доброте.
- Что такое честность и доброта? Они должны дать определение.

00:51:46 (ученик) Вы очень хорошо это обобщили, Шрила Прабхупада. Вы назвали их «словестными жонглёрами».
- Да. Очень научно. Каков же их образец добродетели согласно их научной точки зрения?

00:52:05 (ученик) Они говорят: «Если кто-то делает всё что хочет, но при этом не причиняет вреда другим, то это – хорошо, это - добродетель».
(ученик) «Если я просто делаю всё, что хочу но никому не врежу», - часто они так говорят.

Шесть достояний Бхагавана

00:52:23 Но факт остаётся фактом – у них нет эталона, нет образца, но у нас есть определение Бога. В этом разница. Каково наше определение?
(ученик) Бог – это высший правитель, тот, кто преисполнен шести достояний.
- Да, совершенно верно. Бхагаван.

00:53:01 (ученик) Они скажут, что это – воображение.
- Почему? Это – не воображение. Например, я человек. У меня 100 долларов, у вас – 1000 долларов, у него – 4000 долларов. Таким образом, вы можете продолжать этот сравнительный анализ, но почему не должен существовать тот, кто богаче всех? Мы видим на практике, как это можно отрицать? И это – Бог.
Власть, сила. Вы – сильнее меня, он сильнее вас, а тот – сильнее его и так далее. Но если вы найдёте того, сильнее кого нет никого, то это – Бог. Образование, знание, красота, все шесть достояний в сравнительном отношении. Должен быть некто идеальный, выше которого нет более мудрого, более богатого, более образованного, более красивого. Это – Бог. Мы с точки зрения сравнительного практического анализа видим.

00:54:16 (ученик) Они говорят, что это понятие, концепция Бога – это просто воображение.
- Это их теория. Почему воображение? Это – определение Бога. В этих шести достояниях: богатство, красота, мудрость, сила, влияние. Мы видим практически в этом мире есть степени проявления этих качеств. И когда мы находим того, в ком качества эти выражаются в высшей степени – это Бог.

00:54:59 (ученик) В научном мире есть такой принцип, который называется «научная честность». В общих чертах он означает, что они не могут принять ничего, чего не воспринимают их грубые чувства за реальность.
- Но это же может признать каждый человек, даже ребёнок.

00:55:13 (ученик) Они говорят, что если был бы Бог, он мог бы быть воспринимаем всеми независимо от того, верят они или нет в Него.
Но это общий принцип. Мы видим эти шесть достояний в сравнении. Когда мы видим их в ком-то в высшем проявлении, то это – Бог.

транскрибирование: Владимир Щербаков | Иваново | Россия | 29 ноября 2019