Мы зависимы

Гавайи - 18 January 1974
Доброе утро. Облака души. Откуда вода в кокосе. Пить ногами или руками. Высший Наблюдатель. Всем повелевает Кришна. Покориться либо любви либо силе. Иллюзия. Подчиняться непосредственно Кришне. Смена тел – дар природы. Крыса, комар и президент. Уступка майи. Удача мудх. Бхагьяван. Жертва преданных. Качества вайшнава.
запись беседы для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:26:20 | качество: mp3 128kB/s 24 Mb | прослушано: 29 | скачано: 157 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Беседа на утренней прогулке с Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, 18 января 1974 года, Гавайи.

Доброе утро

00:00:07 «Доброе утро» - что это значит?
(ученик) Это выражение приветствия. Буквально это означает «я рад тебя видеть», «я счастлив встретиться с тобой», «доброе утро».
– Кто-то ещё?

00:00:30 (ученик) По английски, когда мы говорим «goodbye», «до свидания» это означает «Да прибудет с тобой Бог». То есть сознание Бога.
– Это как одна свинья хрюкает на другую: «Good morning, miss» (парадирует звук животного). «Доброе утро» означает, поскольку это английское слово, а в Англии каждое утро – плохое из-за облачности. И когда они видят, что однажды небо ясное, они говорят: «Хорошее утро», «доброе утро».

Облака души

00:01:13 Точно также, «хорошая», «добрая душа» – это та душа, которая свободна от майи.
(ученик) Или облаков.
– Да. Майя – это облака. И что такое облака?

00:01:34 (ученик) Забвение Кришны.
– Облака это желания души стать господином. Вот что значит облака. [санскрит]. Как только душа желает быть наслаждающимся, майя тотчас же пленяет её.
(обрыв записи)

00:02:25 (ученик) Вы видите ту землю? Вы можете пройти туда. Я вчера видел её. Я думаю, что она находится в противоположном направлении от храма.
– Как образуется вода? Вы знаете?

Откуда вода в кокосе

00:02:44 (ученик) Научное объяснение воды: H2O. Две молекулы водорода и одна молекула кислорода.
– То есть эта формула применима ко всем случаям, где есть вода?
(ученик) Да.
– То есть вода есть и в кокосе?
(ученик) Да.

00:03:07 А кто химические вещества туда поставил?
(ученик) В кокос?
– Да.
(ученик) Химик. Высший химик.
– Это наша позиция, теологическая. А как они объясняют?

00:03:23 (ученик) Они говорят, что вода корнями забирается из почвы и поступает в кокос.
– Я это понимаю. Но химические вещества тоже благодаря корню поступают?
(ученик) Да. Когда нет воды, они говорят, что дерево умрёт. Если дождей нет – растение не может жить. Поэтому они говорят, что корень вытягивает из почвы воду, чтобы питать растение.

00:04:01 Если вода поступает, то возникает вопрос: каким образом?
(ученик) У каждого дерева есть система, состоящая из капилляров, через которые вода вытягивается к верху.
– Если мы говорим о системе, это означает, что должен быть тот, кто создал систему.

Пить ногами или руками

00:04:26 (ученик) Они говорят: «Природа, мать-природа».
– Тогда почему мать-природа вам не позволяет вытягивать воду из земли?
(ученик) Значит у матери-природы есть разум.
– Она разве не позволяет?

00:04:44 (ученик) Да, мы не можем. Но мы можем из колодца её достать.
– Нет. Мы пьем ртом. Мы не как деревья это делаем. Деревья называются [пада-па] «тот, кто пьёт ногами». Но почему мы не можем пить ногами? Почему вы пьете воду при помощи руки?
(ученик) Так природа устроила.
– Значит у природы есть разум.

00:05:12 (ученик) Они говорят, что природа обладает желанием, чтобы виды размножались.
– Так или иначе, если вы видите, что природа так устроила, постарайтесь понять. Дерево создано таким образом, чтобы пить ногами. Но вы не способны, вы должны рукой пользоваться. Почему существует такое различие? Если существует такое разделение - это указывает на присутствие разума.
То есть я хочу сказать, что этот порядок в природе: ты пьешь с помощью руки, а дерево будет пить ногами. Если существует такое различие и организация для каждого отдельная: почему мне приходится пить при помощи руки, а дерево может ногой пить?

00:06:15 (ученик) Они говорят, что это эволюция.
– Чем бы это не было. Есть разделение. Как только мы говорим об эволюции, то это предполагает какую-то организацию также: ты будешь действовать так-то, а он будет действовать так-то.

00:06:37 (ученик) Некоторые люди уже верят. У нас столько воды в нас. Например, когда мы потеем, вода выходит из нас.
– Почему вы извлекаете воду из другого источника, если у вас есть вода. Если бы у вас была вода… Хорошо. Но этого достаточно? Нет. Тогда «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе».

Высший Наблюдатель

00:07:08 (ученик) Их представление о мироустройстве таково, что всё предназначено для человека, для его эксплуатации и наслаждения. Всё предназначено для человека, он – главное живое существо. Таково их понимание миропорядка. Деревьям приходится так воду пить, но мы можем пить по-другому.
(ученик) Человек пользуется своим разумом.

00:07:30 Это означает, что есть некий Высший Наблюдатель, который постановляет: «Ты должен так действовать, ты – должен действовать так». Вы называете её природой. Мы признаём это.
Мы также говорим, вернее Бхагаван, Кришна говорит: [санскрит]. Всё совершается под управлением [пракрити] «природы». Итак, природа выше вас. Вы должны это признать поскольку природа управляет вами.

00:08:21 (ученик) Они надеются превзойти природу.
– Негодяи. Они негодяи. Это глупость. [санскрит]. Природа управляет этим негодяем, но он думает: «Я - Господь».
(ученик) Он хочет быть лучшим.

00:08:49 [Вимудха] «невежество». Из-за ложной гордости он думает: «Я способен на это» или «Я смогу это сделать без чьей-нибудь помощи». Это глупость, беспринципность.
(Прабхупада здоровается с прохожим)

00:09:15 (ученик) Сейчас ученые могут привести свидетельства, что они обрели большую власть над природой.
– Большую власть над природой … но не полную власть. «Большую власть» означает «никакой власти».
(обрыв записи)

Всем повелевает Кришна

00:09:38 Природа управляет нами. Это следует признать. Вы не можете отрицать этого. Это глупость. Возникает вопрос: как действует природа? На это также отвечает Бхагавад гита: [санскрит]. Так действует материальная природа.
К примеру, мы тоже пользуемся возможностями материальной природы. Вот земля. Мы можем брать эту землю, делать из неё кирпичи, строить небоскрёб. Но земля сама по себе не станет небоскрёбом. Я живое существо, я пользуюсь её.

00:10:39 Итак, природа, эти восемь элементов, живое существо манипулирует этими элементами. Также как самолёт представляет собой комбинацию материальных элементов, но его создаёт производитель, управляет пилот. Поэтому пилот самолёта или производитель самолёта выше своего создания. И Кришна выше материальной природы. Таков вывод.
Но наше положение таково, что материальная природа повелевает нами, а материальной природой повелевает Кришна. И разумен тот, кто понимает: в конце концов всем повелевает Кришна. Так почему бы непосредственно не подчиняться Кришне? Вот что такое Сознание Кришны.
Зачем делать это посредством материальной природы? Я в любом случае подчиняюсь: материальная природа повелевает мной, а материальной природой повелевает Кришна. Так почему бы непосредственно не подчиняться Кришне? Это разум.

00:12:27 (ученик) Кришна великодушен, а материальная природа нет.
– Нет. Это так же как если вам наплевать на правительство: тогда вами займётся тюремное ведомство. Вы будет подчиняться, вы не можете быть свободными. Если вы отрицаете напрямую власть правительства, то вами займётся полиция и вы вынуждены будете ей подчиняться. Таково наше положение.

Покориться либо любви либо силе

00:12:58 (ученик) То есть нам придётся покориться либо любви либо силе? У нас есть выбор: покориться либо любви либо силе?
– Там, где есть сила – там нет любви.
(ученик) Нет, я имею ввиду Кришну.
– Да. Это – любовь. Например, вы подчиняетесь мне. Я же вас не принуждаю: вы добровольно делаете это из любви. Я вам не плачу и, тем не менее, если я вам говорю что-то, то вы сразу же это делаете. Почему? Потому, что есть любовь. Вот и всё.

00:13:27 (ученик) Если человек действительно понимает эту разницу, разве может он всё равно пожелать подчиняться материальной природе?
– Да. Он уже выбрал. Но он глуп, он не знает. Он думает: «Сейчас я независим от Верховного Господа». Но поскольку он глуп, он не может понять, что вы не независимы: вами управляет другой, представитель Бога. Но поскольку, хотя он находится во власти, он думает, что он свободен. Поэтому он пребывает в иллюзии.

Иллюзия

00:14:09 Это называется «иллюзия». Иллюзия – это нечто несуществующее, нечто нереальное. Это иллюзия. Поэтому этот материалист, этот так называемый ученый думает: «Бога нет. Мы независимы». У негодяев множество таких глупых идей. Это ребячество, это иллюзия.
Поэтому используется именно это слово [вимудх-атма] «одураченный негодяй». На самом деле материальная энергия властвует над ним. Как же избавиться от этой власти материальной природы? Объясняется: как только этот негодяй предаётся Мне, он сразу же выходит из под её власти. Как эти негодяи, ученые, политики могут отрицать это мироустройство? Разве это возможно?

00:15:24 (ученик) Да, они отрицают.
– Они отрицают. Это означает, что они невежды и негодяи. Они в действительности не понимают реальности. Как они могут отрицать это? На каждом шагу они находятся во власти материальной природы. На каждом шагу.

00:15:41 (ученик) Они не осознают это, они в иллюзии.
– Поэтому мы говорим, что они – негодяи. Они не осознают факта поэтому они негодяи. Это означает, что они не понимают истинных фактов.

00:15:57 (ученик) Они говорят, что мы тоже во власти природы. Они не считают, что мы, преданные, свободны от материальной природы. Они говорят, что мы тоже вынуждены умирать, стареть.
– Да, но мы признаём это, но вы не признаёте: поэтому вы глупы. Мы признаём: «Да, мы подчиняемся». В этом разница между вами и мной. Но вы не признаёте, поэтому вы – глупы.

Подчиняться непосредственно Кришне

00:16:26 (ученик) Обычно они признают, что смерть неизбежна. Но дело в том, что они говорят: «Вы не сможете ничего с этим ничего поделать».
– Это означает, что вы находитесь во власти. Вы не независимы.

00:16:40 (ученик) Но мы говорим: «Предайтесь Кришне и вы сможете освободиться». Они говорят: «Нет. Я этого не понимаю».
– Поэтому я говорю, что здравомыслящий человек понимает: «Я нахожусь во власти. Некий другой представитель Кришны повелевает мной». Так почему бы не подчиняться непосредственно Кришне? Это – разум: «Я не могу быть независимым».

Смена тел – дар природы

00:17:08 К примеру, правительство. Если кто-то говорит: «Я не согласен подчиняться вам». Тогда правительство призовёт полицию или военную силу. Таково наше положение: нас по рукам и ногам связывает представитель правительства – материальная природа.
Мы желаем стать контролирующим, наслаждающимся и нам предлагают разные возможности, разные формы тел. Нам приходится рождаться и умирать.
Но поскольку у них нет разума, они соглашаются идти этим путем. И природа принуждает их: «О, ты хотел наслаждаться? Ты желал этого? Хорошо. Тогда рождайся в этом теле». «Ты хотел есть без разбора? Хорошо. Вот тебе тело свиньи: ешь экскременты».

00:18:06 Это дар природы. Поэтому он меняет тела. [санскрит]. Он продолжает менять эту одежду на другую, эту – на другую. Но он не осознаёт: как же мне остановить эти перемены? Этого он не знает.
Сейчас у вас у американцев столько замечательных возможностей. Вы не можете ими наслаждаться: природа принуждает вас - вам приходится менять. Что вы можете сделать?

Крыса, комар и президент

00:18:46 Сегодня вы живёте на 24 этаже небоскрёба, завтра вы можете родиться крысой в этой же комнате. Как вы можете это изменить? Это не в вашей власти.
Крыса тоже находится в той же комнате в какой и вы. Кто это устроил? Насекомое тоже там, комар там тоже живёт. И лидер государства там живёт – столько тел в одной комнате, но наслаждения их разные. Наслаждение ящерицы не такое же как у того, кто занимает эту комнату.

00:19:30 (ученик) Они говорят: «Поскольку жизнь временна, тогда давайте прожигать её».
– Это очередная глупость. «Вы бьёте меня своими башмаками. Ну, хорошо. Это же временно. Продолжайте бить – я пострадаю». Это – глупость. Он не задумывается: «А зачем я позволяю бить себя башмаком, оскорблять себя? Ну, хорошо, я не против. Всё равно это временно». Это - глупость.

Уступка майи

00:20:03 (ученик) Они думают что вместо того, чтобы принимать это как побои, воспринимайте это как наслаждение.
– Это другое проявление иллюзии – майи. Если бы он не считал, что это приносит наслаждение, как бы он мог терпеть это? Например, свинья питается испражнениями и все кривятся от отвращения, но если бы она не считала, что это наслаждение – как бы она стала это есть?
Это просто уступка майи. [пракшепатмика], [аваранатмика] она покрыта иллюзией. Она есть нечто совершенно отвратительное, но она считает, что она наслаждается. Это называется майей.

00:20:43 (ученик) Иногда мы говорим, что жизнь полна страданий. Они говорят: «Что вы имеете ввиду?».
– Это их глупость. Они не знают, они не различают между страданием и счастьем. У них этого чувства, нет мозгов. И это их глупость.
(ученик) То есть мы можем убедить их …
– Их невозможно убедить потому что они настолько невежественны и глупы, что у них нет мозгов, чтобы понять разницу. У них нет мозгов, они как кошки и собаки. Таково их падшее положение.

Удача мудх

00:21:19 (ученик) Они верят, что страдания – хорошо.
– Я уже объяснил это. Если бы они в это не верили, если бы они не считали, что это хорошо – то как бы они могли терпеть это страдание? Некоторые воры: они попадают в тюрьму и думают: «О, тут хорошо. Нам не нужно работать – нас и здесь неплохо кормят. Бесплатно. Очень хорошее место. Это дом моего тестя».
Если бы они в это не верили – как бы они могли терпеть эти мытарства? Червь в испражнениях верит, что это – наслаждение. Достаньте его из экскрементов, положите сюда – нет, он опять поползёт туда. Он думает, что это приятное место. Таково их положение.

00:22:12 Поэтому их называют [мудхами] [санскрит]. Но когда они поверят, что в этом нет ничего хорошего, то это их удача. Тогда их можно называть «удачливыми».
Это объяснил Шри Чайтанья Махапрабху: [санскрит]. Когда эта удача придёт к ним, то это очень хорошее положение.

Бхагьяван

00:22:42 (ученик) Как человек становится «бхагьяваном»?
– Бхагьяван. Если вы зарабатываете деньги – вы становитесь «бхагьяваном». Что значит «бхагьяван»? Это слово образуется от «Бхагаван». «Бхага» означает «богатство» или «достояние». Шесть видов достояний, богатств. [санскрит]
Тот, кто обладает этим – не стоит делать вывод что он – Бхагаван, но отчасти, в зависимости от его положения, его называют «бхагьяваном».

Жертва преданных

00:23:25 (ученик) В этом стихе, который вы процитировали, говорится: как человек поднимается на этот уровень.
– Мы делаем их «бхагьяваном», мы даём им служение, позволяющее им стать бхагьяваном. Мы проливаем галлоны, литры нашей крови, чтобы они стали бхагьяваном. Это жертва преданных.
Например, вы – бедны. Приходит богатый человек и говорит: «Хорошо. Возьми миллион долларов у меня». Вы сразу становитесь богатым. Поэтому это жертва преданных: благодаря преданным они становятся таковыми.

Качества вайшнава

00:24:05 К примеру, Васудева Датта попросил Чайтанья Махапрабху: «Господь, ты пришёл. Забери всех этих несчастных людей, забери их домой к Богу. Если ты считаешь, что они не достойны и их нельзя забрать, то отдай мне все их грехи – я буду страдать за них, а ты – забери их».
Это – вайшнав. Ради этих несчастных негодяев они жертвуют всем. Поэтому они становятся очень-очень дороги Кришне. Кришна говорит: [«на ча тасмад манушье-шу»]. Те, кто жертвует всем ради того, чтобы осчастливить этих негодяев, сразу же становятся очень-очень дорогими Кришне.

00:25:01 Это как если богатый человек отдаёт свои деньги на благотворительность, его сразу признаёт правительство. Ему присваивают какой-нибудь титул. Почему? Потому что он отдал свою собственность на благо народа.
Аналогично преданные жертвуют своей собственностью этим несчастным людям. Поэтому они сразу обретают признание. Но преданный не желает никакого признания. Он лишь знает: «Мой Господь желает, чтобы этот негодяй вернулся домой к Богу. Поэтому я должен приложить максимум усилий». Он знает мысли своего господина.

00:26:02 В противном случае, почему Господин приходит и проповедует: [«сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа»]? Господу здесь нечего делать, но Он желает, он видит: эти негодяи страдают здесь, в этом материальном мире. «Они мои неотъемлемые части, мои сыновья. Я должен попытаться».
И преданный понимает: «Мой Господь желает этого. Я должен это сделать от Его имени». Поэтому преданный так дорог.

транскрибирование: Владимир Щербаков | Иваново | Россия | 30 January 2020