Что такое грех?

Чиангмай - 09 February 2012
Что такое грех? Корень кармы в уме. Самоутверждение — это самый разрушительный враг преданного. Какова рода преданность допускает грех? Искренность непобедима. Когда врать не грех? Сила преданности в сердце Шримати Радхарани. Просто не иметь грехов или освободиться от греха — еще не квалификация преданного. Исключительное положение Шримати Радхарани. Почему колеса колесницы Юдхиштхиры коснулись земли? Почему преданные сомневаются в своих чувствах к Кришне? Чувства Гопи к Кришне.
лекция для глубокого изучения из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 7
длительность: 01:01:47 | качество: mp3 64kB/s 28 Mb | прослушано: 197 | скачано: 250 | избрано: 12
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Что такое грех? Корень кармы в уме

00:00:43 Вопрос. Авадхут Махарадж часто в лекциях описывает грех как то, что отделяет нас от божественного. Это очень интересная концепция, но не могли бы рассказать более подробно о вайшнавском понимании греха?
Шрила Госвами Махарадж: В этом ключе эту идею можно поддержать. Идеей Шрилы Гуру Махараджа по этому поводу было то, что греховным поступок делает умысел, греховное намерение. В нем корень кармы. Мы будем говорить о карме, потому что она связана с тем, что называется грехом. «Грех» — лишь специальное слово, на санскрите это называется «паб». Но при различных обстоятельствах, Гуру Махарадж подчеркивал снова и снова: корень кармы в уме.
Приведу пример, который я обычно использую. Когда кто-то совершает преступление, необходимо, чтобы судья установил действительно ли это было преступление или нет. Можно рассматривать совершенное буквально, но этого не достаточно. Необходимо открыть сердце поступка — это умысел совершившего его. Что было в его сердце и уме, когда было совершено это определённое действие. И в данном случае используют это слово — «умысел» или, как иногда говорят, «преступный умысел». И это тонкий момент.

Самоутверждение — это самый разрушительный враг преданного

00:03:09 Рупа Госвами, определяя, что есть преданность, сказал:
«анйабхилашита шунйам гйана-кармадйанавритам /
анукулйена кришнанушиланам бхактир уттама
»
(«Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.9)
Анйабхилаша шунйам означает «нет скрытого мотива». Мы недавно говорили о канак-камини-пратиштхе, о трех врагах преданного: богатство, женщины (в смысле сексуальной привязанности) и слава. И нам говорят, что из этих трех самый разрушительный и в то же время самый скрытый — это пратиштха. Канак очевиден, камини очевиден, но пратиштха... И что имеется ввиду под пратиштхой в данном случае? Самоутверждение! Что движет мной, каков мой мотив, для чего я совершаю поступки? Самоутверждение — это самый разрушительный враг. И при этом Гуру Махарадж говорит, что его так же сложнее всего распознать. Почему кто-то делает то, что он делает? — Для самовозвеличивания, самопродвижения или это попытка прославить Гуру?

00:04:50 Об этих трех нам говорят: канак или золото, в более широком смысле — богатство, деньги — Лакшми — для Нарайаны, камини, как иногда говорил Гуру Махарадж, любовь женщин — для Кришны; пратиштха — для Гурудева. Канак — для Нарайаны, камини — для Кришны, пратиштха — для Гуру.
В своей знаменитой песне «Вайшнава ке?» Сарасвати Тхакур использует очень жесткие выражения, обличая пратиштху: «канака-камини, пратиштха-багхини». Что значит «багхини»? — Пожирающий тигр. «Ваишнави пратиштха, тате коро ништха». И это не так просто понять. Общая идея понятна, но нюансы, тонкости — это нечто другое, более сложное.

00:06:27 Мы слышали от Шрилы Гуру Махараджа историю о том, как Бхактивинод Тхакур отправился на прогулку в небе. Он повторял Святое имя и отправился в тонкий мир. И так случилось, что он проходил мимо группы махаджан, обсуждающих шлоку «апи чет су-дарачаро» из « Бхагавад-гиты» (9.30). Они говорили о том, кто же такой ананья-бхак — чистый, беспримесный преданный?
«апи чет су-дурачаро бхаджате мам ананйа-бхак
садхур эва са мантавйах самйаг вйавасито хи сах
»
(«Бхагавад-гита», 9.30)
Су-дарачар означает нечто очень плохое, отвратительное, предельно неприемлемое. И здесь в этой шлоке говорится, что ананья-бхак не оскверняется, не подвержен влиянию этого. Я хочу обратить внимание, что, по сути, это собрание было классом по «Бхагавад-гите» для махаджан, таких, как Брахма, Нарада, Шамбху, Капила, Ману и так далее. И эти махаджаны также обсуждали тонкости, нюансы того, что же это значит, что есть грех, что не есть грех.

Какова рода преданность допускает грех?

00:08:34 Итак, Гуру Махарадж сказал, что ключ к пониманию в идущей следом шлоке. Сначала говорится, что необходима ананья-бхакти, исключительная преданность. Но что такое ананья-бхак? И, обсуждая это, махаджаны сказали: «Вот как раз ананья-бхакта — Бхактивинод Тхакур. Давайте его и попросим объяснить нам». И Гуру Махарадж указал на следующую шлоку, в которой Бхактивинод Тхакур говорит:
«кшипрам бхавати дхарматма шашвач-чхантим нигаччхати
каунтейа пратиджанихи на ме бхактах пранашйати
»
(«Бхагавад-гита», 9.31)
Это очень в стиле Гуру Махараджа, классический пример стиля его интерпретации, его онтологического метода. Кшипрам бхавати дхарматма. Он говорит: «Если садхур эва са мантавйах — если преданный делает что-то предосудительное, неправильное, но вы можете сохранять свою веру и видеть его, как cадху,садхур эва са мантавйах, помня: что бы вы не увидели, это не отменяет его положения, тогда кшипрам бхавати дхарматма — вы будете прогрессировать на плане дхармы». Гуру Махарадж подчеркивает это, основываясь на объяснениях Бхактивинода Тхакура.

00:10:14 Два момента: ананья-бхак — благодаря чему можно получить такую квалификацию и что такое дхарматма? Итак, если ананья-бхакти значит сарва-дхарман паритйаджйа, мам экам шаранам враджа — тот, кто уже отказался от всех концепций дхармы и принял исключительное прибежище у лотосных стоп Кришны, сарва-дхарман. Как можно про такую личность сказать, что она снова станет дхармичной? По природе его чистой преданности он уже сарва-дхарман паритйаджйа — тот, кто отказался от всех концепций дхармы и принял полное прибежище у Кришны. И поэтому он говорит, что это не может относиться к этому преданному, но скорее это относится к тому, кто наблюдает и кто видит нечто. И ему говорится: «Если, несмотря на то, что ты видишь объективно, ты сможешь видеть субъективный аспект, преданность преданного, тогда ты сам станешь дхарматмой, ты получишь благо, твоё положение возрастет».

00:11:30 Интересно, что одни из последних слов Шрилы Гурудева были о том, что у всех есть какие-то недостатки. И это очень в стиле Гурудева. Он говорил об этом, уже сказав нам очень многое. Но сказав это, он с большой нежностью смотрит на всех своих учеников, последователей и друзей, со всем своим огромным опытом, и говорит: «У всех есть недостатки, какие-то: огромные или маленькие, большие или маленькие. Не в этом вопрос. Есть ли настроение преданности? Вот в чем вопрос. И если в ком-то есть дух преданности, тогда их стоит почитать как преданных независимо от их недостатков, больших или маленьких».

00:12:45 И Гуру Махарадж любил доводить этот принцип до предела, цитируя «Бхагавад-гиту», где говорится: «хатвапи са иман локан на ханти на нибадхйат» («Бхагавад-гита», 18.17) (Это, кстати, единственное место, где в написании слова на буквой «Л» стоит знак «чандрабинду», я больше нигде не встречал. Ты можешь проверить). Гуру Махарадж доводил этот принцип до предела, он говорил: «Даже убийство не будет убийством», говоря о грехе. «Ахам твам сарва-папебхйо, мокшайишйами ма шучах» («Бхагавад-гита», 18.66).
В своё время Гаудия Матх был раздираем серьезными ссорами. И когда это достигло лихорадочного апогея, был убит человек, возможно даже не один. Тогда один человек пришел к Гуру Махардажу со словами: «О Махарадж, как это возможно — подобная драка вайшнавов?» Он был очень опечален. Как это возможно? Как это соотносится с принципом «садхур эва са мантавйах»? На это Гуру Махарадж спросил:
— Вы покланяетесь Шиве?
— Да.
— Убийца!
— Вы покланяетесь Рамачандре?
— Да.
— Убийца — убил очень многих.
— Вы покланяетесь Кришне?
— Да.
— Он убил о-очень многих. Так что же убийство, а что не убийство? «На ханти на нибадхйате».

00:14:32 Мы вспоминали недавно на день явления Нитьянанды Прабху слова Рупы Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» о том, как Баладев пьет варуни, и «навеселе», в безумии опьянения говорит: «Сейчас я могу уничтожить все вселенные, и Кришна не разгневается на меня». И даже больше — это даже можно будет отпраздновать, потому что все получат освобождение, даже больше чем освобождение, если «тйактва дехам пунар джанма наити мам эти со ‘рджуна» («Бхагавад-гита», 4.9). Ведь на руках у Баладева ты навсегда оставишь телесные представления.

00:15:38 Итак, ким карма ким акармети? Что такое «хорошо» и что такое «плохо». Говорится, что даже эксперты не всегда могут правильно понять это. Когда Кришна и Арджуна обсуждают карму, первое, что говорит Кришна: «Это сложно, это очень сложный предмет». Ключом к пониманию будет мотив, умысел, не буквальное понимание совершенного, но то, что стояло за совершенным поступком.
Кажется, я упоминал ранее, как во времена розни в Гаудия Матхе Тиртха Махарадж был уличен во лжи. Его спросили в зале суда: «Итак, вы солгали, будучи лидером, менеджером Гаудия Матха?» Он ответил: «Да». И, как рассказывал Гурудев, помощник Ананта Васудева повернулся к нему и сказал: «Готов. Мы прижали его. Он только что признал, что солгал». На это Ананта Васудев сказал: «Нет, он сказал, что солгал в служении Прабхупаде. Мы покланяемся этому. Я не буду использовать это против него. Это именно то, что является объектом нашего поклонения». Это были возвышенные личности.

00:17:00 По этому вопросу, говоря об этой шлоке из «Бхагавад-гиты», однажды я сказал Гуру Махараджу: «Вы как-то сказали, что один из ваших братьев в Боге протестовал против распространения вашей трактовки этой «апи чет су-дурачаро»-шлоки. На это он сказал: «Кто этот брат в Боге?!» Я сказал: «Я не знаю, я не знаю». Он засмеялся и сказал: «Джаджавар Махарадж». Он думал, что люди злоупотребят этой трактовкой. Он процитировал другого бенгальца, который, не знаю, то ли в шутку, то ли серьезно, говорил: «Тогда критерием возвышенности вайшнава станет величина отклонения или степень греховности». Например, Парашурам и его мать Ренука. Не будем углубляться в эту историю. [00:18:10 санскрит]

00:18:26 Арджуна хотел оставить свой долг на поле битвы Курукшетры. Он представил это как очень благородное решение. Но если бы он сделал это, то это было бы преступно, достойно порицания. Как ты сказал, грех это то, что отделяет нас от Кришны?
Преданный: От божественного.
Шрила Госвами Махарадж: Ну, это и есть Кришна. Так что это хороший способ измерения. Но это не означает, что мы будем выдавать себе сертификат вседозволенности, как обычно хотят делать новенькие преданные, особенно в начале движения Cознания Кришны, когда по всему миру все оправдывалось словами «потому что мы делаем это для Кришны», «я делаю это для Гуру». Действительно ли это так или нет? Мы возвращаемся к вопросу: какова цель, умысел?

Искренность непобедима

00:20:10 И это зависит от вашей искренности. В «Бхагавад-гите» также есть шлока о предосудительном поведении (где-то рядом с «йад йад ачарити шрештха»-шлокой). Предосудительное поведение дает плохой пример тем, кто находится в более низком положении, вводит их в заблуждение. И это преступно. Мы говорим об этом аналитически. Но это понятно уже просто с точки зрения здравого смысла. В « Шримад Бхагаватам» говорится о 4-х знаменитых регулирующих принципах, нарушение которых разжигает огонь Кали-йуги: незаконный секс, интоксикации, мясоедение, азартные игры и так далее. Многое из этого очевидно.

00:21:45 Но даже по этим моментам Гуру Махарадж приводил пример. Он говорил, когда люди спрашивали его об интоксикациях (и опять же, я говорю это не для дальнейшего злоупотребления идеей, а для того чтобы подчеркнуть мысль): «Предположим есть человек, который следует всем регулирующим принципам, но у него нет связи с Гуру-Гауранга-Радха-Говиндой. Но есть также другой человек, у которого есть дурные привычки к интоксикации, но у него есть некая связь с лотосными стопами Гуру-Гауранга-Радха-Говинды. Кто в лучшем положении?»
И если мы возьмем наших индийских закручивающих ум друзей, они обычно говорят: «Кто-то сидит на классе “Бхагавад-гиты”, но думает о проститутке, а кто-то с проституткой, но думает о “Гите”. Сами понимаете, кто побеждает». О том же, что может быть третий вариант человека, который ходит на класс по «Бхагавад-гите» и слушает внимательно, об этом все забывают. Поэтому мы слышим такие слова как «злоупотребление».

00:23:23 Поэтому мы слышим такие слова как «злоупотребление». Гуру Махарадж всегда сводил это к выражению: «на хи калйана-крит кашчид, дургатим тата гаччхати» («Бхагавад-гита» 6.40) — искренность непобедима. Если вы не искренни, никто не спасет вас, ничто не сможет помочь вам. Но если, конечно, Вриндаван Дас Тхакур не выбьет вам зубы. Серьезно. Если мы не искренни. И прямо наоборот: если вы искренни, тогда, как говорил Гурудев, у всех есть недостатки, большие или маленькие, вопрос не в этом. Можно называть это «недостатки», можно «грехи», «грешки» — любой синоним на ваш вкус.
В главе 11 «Бхагаватам», в прощальных наставлениях Уддхаве, Кришна говорит знаменитую шлоку:
«джата-шраддхо мат-катхасу
нирвиннах сарва-кармасу
веда-духкхатмакан каман
паритйаге 'пй анишварах
»
(«Шримад-Бхагаватам», 11.20.27)
Кришна говорит: «Мой преданный любит слушать обо Мне, ему нравится Cознание Кришны, у него есть недостатки, большие или маленькие, вопрос не в этом. Но у него есть дух преданности». Он говорит «гархайан», это значит «он немного отвратителен сам в себе». Он думает: «Я получил связь с сознанием Кришны, но почему эти нежелательные тенденции снова и снова приходят ко мне? Почему я снова и снова совращен тем, что отдаляет меня от божественного?» Если говорить словами Авадхута Махардажа, это вызывает в нём отвращение, он раскаивается. Он не ищет лазеек.

Когда врать не грех?

00:25:57 Есть знаменитая история о WC Филдзе, комедианте давних времен. Он был заклятым атеистом, если можно клястьcя в том, чтобы быть атеистом. Но в свои последние дни его замечали читающим Библию, и все его друзья были очень удивлены: «Бил, почему ты читаешь Библию?» Он ответил: «Ищу лазейки». Он искал уловки. Но это бесполезно, это не поможет. Бхактивинод Тхакур приводил историю о брахманах из деревни Ула, в которой поклонялись Чанди. Это было одно из мест, где он жил какое-то время. Эти брахманы знали, где и в какое время будет шакта-прасад ( мясо).

00:27:16 [Однажды Гуру Махарадж принимал прасад, и Гурудев хотел сказать о его вкусе очень деликатно. Он сказал Гуру Махараджу: «По вкусу немного напоминает шакта-прасад», что было эффемизмом для мяса. Но Гурудев не собирался сказать «по вкусу, как мясо, правда?». Он сказал: «По вкусу немного, как шакта-пасад». Вот, что такое шакта-прасад — мясо.]
Итак, Бхактивинод Тхакур говорил о брахманах. Помните, брахманы знают все лазейки. Они знают, как все развернуть. Как, например, Шукрачарья: когда перед Бали Махараджем предстал Ваманадев, Шукрачарья понял, что это Вишну, и вместо того, чтобы провести небольшой киртан, небольшой праздник, он пришел к выводу: «Мы в опасности». Он решил: «Я читал в ведах, там говорится, его зовут Тривикрам — в 3 шага он может захватить весь мир». И будучи брамином, Шукрачарья знал, что есть случаи, когда врать не грешно, это не запрещено.

00:28:55 [Например, когда вы шутите, множество шуток основывается на обмане. Я не буду сейчас рассказывать вам разные шутки. Я думаю, вы поняли идею. Или, например, жизнь вашей семьи в опасности, тогда также врать не грешно. Или врать, чтобы контролировать женщину, это также не грех. Это будет очень популярно в интернете. Так учат веды. И я мог мы привести примеры тому, но что-то подсказывает мне, что это будет неуместно. Я бы хотел вспомнить хоть один уместный пример.]
Итак, существует множество случаев, когда врать не грех. И Шукрачарья сказал Бали Махараджу: «Он заберет все твоё богатство, и для защиты своего богатства ты можешь соврать». Это история о Шукрачарье.

00:30:42 Вернемся к истории Бхактивинода Тхакура о браминах в его деревне, которые знали об особом времени в месяце, когда Чанди приносили в жертву овечку и потом раздавали шакта-прасад. Другими словами эти брамины не говорили, что они едят мясо, они говорили: «Мы почитаем прасад».
[Как-то я летел на самолете рядом с одним человеком, и он сказал мне: «О! Вы едите вегетарианскую пищу! Я тоже ем вегетарианскую пищу!» Я сказал: «Очень хорошо!» А он продолжил: «Я также ем и невегетарианскую пищу».] И те брамины знали: если они заранее придут в определённое место, они смогут принять прасад, шакта-прасад.

00:31:49 Итак, мотив, умысел. Каков был мотив, движущий извне? Кришнанушиланам. Иногда мы думаем «кришнанушиланам» означает делать вещи, которые нам нравится делать для Кришны. Но браджа-гопи, воплощение деятельности для удовлетворения Кришны, даже в начале «Чайтанья-чаритамриты» [на которой нам бы следовало сфокусироваться, так как мы приближаемся к Гаура Пурниме и дню явления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Мы уже провели дни явления Адвайты Ачарьи, Нитьянанды Прабху, Мадхавендры Пури, Нароттама Даса Тхакура недавно. Череда этих праздников ведет к Гаура Пурниме]…

Сила преданности в сердце Шримати Радхарани

00:33:34 Итак, Кришна говорит: «Все, что гопи делают, они делают для Меня».
«атмендрийа-прити-ванчха — таре бали `кама'
кришнендрийа-прити-иччха дхаре ‘према нама
»
(«Чайтанья-чаритамрита», Ади, 4.165)
В этом стихе он проводит различие между камой и премой. Он говорит: «Они все делают для Меня. Всё, что они делают, они делают для того, чтобы принести радость Мне». И он подводит нас к определённому видению. И непостижимо для нас, но от Гуру Махараджа мы знаем, что Санатан Госвами писал о том, что Баларам совершает раса-лилу с браджа-гопи. Он обладает способностью дать Кришну гопи. Он — Баладев. Подобно тому, как Нитьянанда может дать Махапрабху, Баларам может явить Кришну, и гопи в глубокой разлуке танцевали с Баларамой, и Сам Кришна явился. И в заключении «Шикшаштакам» говорится: «ашлишйа ва пада-ратам пинашту мам адаршанан мармма-хатам кароту ва» — «Даже если Ты пожелаешь скрыть себя...». В тот момент, когда все столь сильно хотят увидеть Кришну, что чувствует Шримати Радхарани, каково Ее видение? Она думает: «Что ж, если по какой-то причине Ты не желаешь явить себя (адаршан), и это я с радостью принимаю. Даже если то, что делает меня несчастной, принесет радость Ему, тогда это в радость и для меня».

00:35:54 Я прямо слышу слова Гурудева: «Это Ее собственность». Мы не можем претендовать на то, что у нас есть такие же качества. Но мы можем говорить о них. Бхактивинод Тхакур говорил: «Если в своем служении, выполняя свои обязанности, я сталкиваюсь с трудностями, неудобствами, проблемами, они в радость для меня». Есть знаменитое выражение «Труд любви». И высочайшей кульминацией идеи «труда любви» будет сева - служение Кришне. Другими словами, в заключительной шлоке «Шикшатакам» говорится: «Если разбив мне сердце, Кришна будет счастлив, пусть Он сделает это». Таковы слова изначального лидера движения Cознания Кришны. Олицетворенное Cознание Кришны — махабхава-сварупини шри-радха-тхакурани («Чайтанья-чаритамрита», 4.69). Та, преданность которая столь экстраординарна и непостижима, что даже Кришна не может постичь её пределы. И это вызывает в Нем интерес лично увидеть то, что Она видит, испытать то, что Она испытывает, вкусить то, что Она вкушает.

00:38:21 «Шри радхайах пранайа-махима кидришо ванайаива» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 1.6) Какова же Ее любовь к Нему? Ни у кого более нет такой любви к Нему. «Свадйо-йенадбхута-мадхурима кидршо ва мадийах» — то, что вкушает только Она, — это махабхава.
«саукхйам часйа мад-анубхаватах кидршам вети лобхат,
тад-бхавадхйах самаджани шачи-гарбха-синдхау хариндух
»
(«Чайтанья-чаритамрита», Ади, 1.6)
Ее любовь столь сильна, что даже главного наслаждающегося, Ади-Пурушу, Кришну, Она превращает в преданного. Такова сила преданности в сердце Шримати Радхарани.

00:39:38 «апарам касйапи пранайи-джана-врндасйа кутуки,
раса-стомам хртва мадхурам упабхоктум кам апи йах
ручам свам ававре дйутим иха тадийам пракатайан,
са девас чаитанйакритир атитарам нах крпайату
»
(«Чайтанья Чаритамрита», Ади 4.52; «Двитийа Шри Чайтанйа-аштака», 3 из книги
«Става-мала» Рупы Госвами).
Кришнадас Кавирадж Госвами говорит: «То, что я говорю в начале «Чайтанья Чаритамриты», в 5 и 6 шлоке, подтверждает эта шлока Рупы Госвами. Если вы не можете принять это от меня, примите это от Рупы Госвами. Здесь то, что я сказал о причине прихода Шри Чайтаньи Махапрабху в двух шлоках, Рупа Госвами подтверджает одной шлокой.

Просто не иметь грехов или освободиться от греха — ещё не квалификация преданного

00:40:50 Манас Кришна Прабху говорит: В «Бхагавад-гите» Шрила Гуру Махарадж дает революционную концепцию греха. Гуру Махардаж говорит, что видение чего-либо принадлежащим кому-либо, кроме Кришны, можно считать грехом. Думаю это о «ахам сарвасйа прабхаво»-шлоке, («Бхагават-гита», 10.8). И от этого Гуру Махарадж делает переход к мадхура-расе. Шрила Госвами Махарадж: И он так же говорит: «ахам сарвасйа прабхаво» — «способ поклонения Мне так же исходит от Меня». Он говорит это, указывая на Чайтанья-аватару. «Сва-бхактебхйах шуддхам ниджа-бхаджана-мудрам упадишан», («Чайтаньяштака», 1). Он приходит Сам со Своим окружением, чтобы раздать преданность Ему же Самому.

00:42:24 Я думаю, нам не стоит подробно останавливаться на внешней концепции греха. Она вполне очевидна во всех смыслах. Но то, о чем ты заговорил сейчас, — более тонкие концепции. И в них есть тонкости, на которых спотыкаются. Нам говорят о повторении Святого имени. Достаточно лишь один раз повторить Святое имя, чтобы очиститься от всех грехов, какие только можно совершить. Но это не означает, что вы обретете преданность, не означает, что вы вступите на землю служения. Просто не иметь грехов или освободиться от греха — ещё не квалификация.
«кришна-варнам твишакришнам сангопангастра-паршадам
йаджнаих санкиртана-прайаир йаджанти хи сумедхасах
»
(«Шримад Бхагаватам», 11.5.32)
«киртанийх эва кришнасйа мукта санга парам враджет» («Шримад Бхагаватам», 12.3.51) — важная шлока для проповеди.

00:44:11 «Нама-санкиртанам йасйа сарва-папа пранашанам
пранамо духкха-шаманас там намами харим парам
»
(«Шримад Бхагаватам», 12.13.23)
Эта шлока очень нравилась Кришнадасу Бабаджи Махараджу.
«калер доша-нидхе раджанн
асти хй эко манан гунах
киртанайад ева кршнасйа
мукта-бандханах парам враджет
»
(«Чайтанья-чаритамрита», 20.344)
Вы получите освобождение от негативного плана, но это не все. Вам также позволят войти на позитивный план, парам враджет.

Исключительное положение Шримати Радхарани

00:45:14 Помните, как Кришна хотел выделить преданность Шримати Радхарани? Он превратился больным, и это очень взволновало и расстроило маму Яшоду, Кришна же принял облик врача, который как бы случайно оказался по соседству и, отозвавшись на зов Яшоды, пришел смотреть мальчика. Он сказал: «Он очень болен, но я знаю, как это лечится». — «Как, как?» — «Необходимо взять сосуд с пробоинами и попросить благочестивую девушку принести в нём воду из Ямуны. Эта вода исцелит его». Так, Яшода стала искать благочестивую девушку, которая сможет принести воду в дырявом горшке из Ямуны. И никто не соглашался. Все думали: «Если я возьмусь, и вода вытечет, то все решат, что я неблагочестива». Так Яшода просила разных девушек, но все отказывали, думая, как это возможно — отправиться на Ямуну с дырявым горшком, набрать в него воду, и если мы действительно благочестивы, вода не прольется, и эта вода исцелит Кришну? Никто не соглашался. И как сказал Гуру Махарадж, мама Яшода сказала: «Что, во всём Вриндаване нет ни одной благочестивой девушки?»

00:47:03 И тогда кто-то, наверное, Кришна, предложил: «Спросите Радхарани». «А ведь Она, — отметил Гуру Махарадж, — знаменита совсем в другом свете — паракия-расой». Иногда Гуру Махарадж приводил слова Радхарани: «Все думают, я отдала всю себя, все сердце и душу Тебе. Но горькая правда в том, что я так и не смогла полностью отдать себя. И я сожалею об этом». И если есть кто-то, кто по глупости думает, что это постыдно — отдать себя Кришне, Радхарани говорит: «Мой настоящий грех в том, что я так и не смогла пожертвовать собой полностью».
Итак, Кришна предложил спросить Радхарани, и Радхарани без колебаний взяла сосуд с пробоинами, с множеством дыр, пошла к Ямуне, зачерпнула воды, и ни капли не упало, и она отнесла воду Кришне. Так что же такое благочестие, а что нет? Кришна хотел выделить высшее положение Ее преданности.

Почему колеса колесницы Юдхиштхиры коснулись земли?

00:48:36 «Хатвапи са иман локан на ханти на нибадхйате» («Бхагавад-гита», 18.17). Помните, Юдхиштхира Махарадж был честен настолько, что даже слишком. И чтобы сломить дух противника, Кришна попросил его соврать, сказать «Ашваттхама мертв». Все знали, что Юдхиштхира Махарадж никогда не врет. И если бы он сказал это, даже враги бы поверили, и их дух был бы сломлен. И говорят, что до того момента колеса колесницы Юдхиштхиры Махараджа не касались земли. Они как бы немного висели в воздухе. И когда он услышал эту просьбу Кришны, он заколебался, и в тот момент его колесница опустилась. Для Юдхиштхиры же было найдено решение: невдалеке был убит слон Ашваттхама. И Юдхиштхире посоветовали сказать: «Ашваттхама мертв», имея в виду слона.

00:50:20 Манас Кришна Прабху: Обычно говорят, что колесница Юдхиштхиры коснулась земли потому, что он соврал.
Шрила Госвами Махарадж: Да, но это другая интерпретация. Она коснулась земли потому, что Юдхиштхира поколебался исполнить желание Кришны. «Арйа-патхам ча хитва». В чем слава гопи?
«асам ахо чарана-рену джушам ахам сйам
вриндаване ким апи гулма-латаушадхинам
йа дустйаджам сва-джанам арйа-патхам ча хитва
»
(«Шримад Бхагаватам», 10.47.61)
«Арйа-патхам» означает «законы ариев, законы вед, основы морали». Они пресекли все это, они оставили все это, чтобы прийти к Кришне, несмотря ни на какие грозившие последствия.

Почему преданные сомневаются в своих чувствах к Кришне?

00:51:20 Но это должно быть подлинным. Из комментария Вишванантх Чакраварти Тхакура к 10 песне « Бхагаватам» мы знаем, когда Кришна играет на флейте под покровом ночи в лесу Вриндавана, к Нему приходят браджа-гопи. И первое, что Он делает, отсылает их назад домой, говоря: «Это неподобающе молодым девушкам в лесу ночью, в такую темень. Что скажут люди?» И множеством способов Он уговаривает их вернуться домой. И это можно рассматривать с разных точек зрения. Но гопи чувствовали, что Кришна отвергает их. И в знаменитой шлоке об этом говорится, что гопи поникли головой и слезы потекли из их глаз. И о чем они думали? Вишванатх Чакраварти Тхакур говорит: «Они знали, что Кришна подвластен преме. И если они были отвергнуты, они поняли, что у них нет премы. “На према-гандхо 'сти дарапи ме харау” — они пришли к выводу, что у них нет ни капли любви к Кришне, потому что и капли Кришна-премы достаточно для того, чтобы контролировать Кришну».

00:52:56 Так они пришли к выводу, что у них нет и капли любви к Кришне. И они задумались: «Зачем же мы тогда оставили все — мораль, указания вед? Мы пренебрегли волей родителей, мужей, семей, и так далее. Если у нас нет любви к Кришне, значит, мы были движимы скрытыми мотивами, всё это было чем-то материальным».
Они — высочайшие преданные, и такие мысли приходили им в голову. Высочайшие преданные всегда сомневаются в своих мотивах. Они подвергают себя глубочайшему анализу. Они не думают: «Все, что мы делаем, мы делаем для Кришны. Всё, что мы делаем, мы делаем для гуру». Нет. Они — высочайшие преданные. И все же они сомневаются в своей искренности, сомневаются в чистоте своих мотивов.

00:53:51 Вот печему они «кама — андха-тамах, према — нирмала бхаскара» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 4.171). Кришна-према в их сердцах сияет подобно Солнцу. Кришна же проверяет их и подталкивает. Он хочет, чтобы они обратились глубже в свои сердца, туда, где таится Кришна-према высочайшего качества, чтобы они вкусили ее. Поэтому Он ведет себя с ними таким, казалось бы, жестоким образом. И даже в жизни практикующих служение есть нечто подобное. То, что нам может показаться чем-то плохим, какие-то обстоятельства, события, что-то, что мы слышим — что угодно. Но целью этого не является уничтожить нас, а напротив, подтолкнуть сердце к более глубокому видению, к большой глубине любви и нежности.

00:55:06 Гуру Махарадж говорил: «Если вы думаете, что вы обладаете сознанием Кришны, хоть каким-то, тогда вам конец». Он не сказал: «Это не совсем хорошо, не следует так думать», нет. Он сказал: «Тогда вам конец». Но также он сказал: «Если же вы думаете: “Я не достиг ничего, ни капли той божественной субстанции из того, что я слышал от садху, Гуру, вайшнавов и шастр, я не достиг ничего, я вообще движусь не в том направлении”. Но при этом вы думаете, что вы не можете остановиться, бросить эту безнадежную погоню. Тогда, вы, возможно, преданный. У вас нет другого прибежища, вам некуда больше идти, нет других представлений».

Чувства Гопи к Кришне

00:56:10 И стоя пред Кришной, они думали так: «Мы лишены преданности Кришне, у нас нет и капли божественной нежности к Нему». И они заплакали. Но о чем они думали? Они думали: «Нам некуда больше идти. Мы уже отдали Тебе все». «Гоптритве варанам» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 22.100). Гуру Махарадж говорил: «Из 6 составляющих шаранагати Джива Госвами выделял именно это, как самую важную составляющую преданности — принятие полного прибежища и покровительства Господа. После этого все другое становится бессмысленным».
Комментируя приезд Уддхавы к гопи с посланием от Кришны, призванным облегчить боль разлуки в их сердцах, Вишванатх Чакраварти Тхакур дает новое значение слова «адхокшаджа». «Акшаджа» также означает «глаза». Когда Уддахава говорит «адха акшаджа» — «закройте глаза», все браджа-гопи закрыли глаза и явился Кришна. Они танцевали танец Раса. И как вы понимаете, гопи были в величайшем восторге. Так, в данном случае «адхокшаджа» означает «закройте глаза». И это не простая медитация. Это необычайный дар Кришны Его преданным, умирающим от разлуки с Ним.

00:57:58 «Дадами буддхи-йогам там йена мам упайанти те / гйана-дипена бхасвата» («Бхагавад-гита», 10.10-11). Гуру Махарадж говорил: «Кришна не дает према-бхактам гйану — знание. Нет. На пике разлуки Он дает им Себя». «Тушйанти ча раманти ча» («Бхагавад-гита», 10.9). И тогда разговор преданных о Кришне подобен наслаждению прекрасным нектарным пиром. Как когда мы наслаждаемся вкуснейшими кушаньями — вот что такое для них беседы о Кришне. Наслаждение Хари-катхой — тушйанти ча. А раманти ча идет ещё дальше. Блаженство, которое они испытывают, говоря о Кришне: «мач-читта мад-гата-прана / бодхайантах параспарам / катхайанташ ча мам нитйам» — необычайное блаженство.

00:59:23 Не удивительно, что у них нет интереса ни к чему более. Ничто не способно дать нечто подобное. И Сам Кришна видит этот обмен, Он видит как бхава дарпана — зеркало. Он отражается в сердце Радхарани, видит глубину Ее экстатических эмоций. И видя это, Он говорит: «По моим подсчетам то, что испытывают Радхарани и браджа-гопи, в десять миллионов раз больше чем то, что испытываю Я, раса-радж Кришна».

01:00:06 И это « Чайтанья-чаритамрита». Она не говорит о чем-то известном до этого или понятом ранее. Нет. Это шокирующее революционное откровение. Поэтому Гуру Махарадж говорил: «Это величайшая книга из всех когда-либо явленных, величайшая книга всех времен, миров и творений». Откровение самого Кришны о том, что то, что испытывают гопи, в десять миллионов раз превосходит то, что испытывает Сам Кришна. И Сам Кришна стремится вкусить это.
И также говорится, что когда гопи предстали перед Кришной, они уже были совершенны, но они были в таком восторге и столь счастливы увидеть Кришну, что это делало их ещё более прекрасными. И тогда Кришна, видя преображающуюся красоту Радхарани и гопи, становится ещё более прекрасным. Они видят, что Кришна стал ещё более прекрасным, и это ещё больше увеличивает их счастье, и их красота возрастает. Подобное вечное соревнование всевозрастающей красоты, любви, очарования, сладости, восторга присутствует там.
Харе Кришна.