О Кришна Дасе Бабаджи Махарадже

Чианг Май - 10 апреля 2012
Почему Кришна Дас Бабаджи Махарадж почитал Шридхара Махараджа как Гуру? Поэзия Шридхара Махараджа и Рупы Госвами отражает золотое сияние Махапрабху. Гуру—уполномоченный представитель Шримати Радхарани. Подражание—это самоубийство. Игра в преданность. «Вы не запретили мне вернуться». Первое знакомство со Шрилой Шридхаром Махараджем. Что случилось с сердцем Бабаджи Махараджа? Откуда в ИСККОН началась традиция петь «Джая Прабхупада» после киртана? Нет другого пути.
лекция для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:52:38 | качество: mp3 128kB/s 48 Mb | прослушано: 19 | скачано: 36 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Госвами Махарадж: Есть ли вопросы?

00:00:14 Вопрос: Завтра день ухода Кришна Даса Бабаджи Махараджа. Расскажите, пожалу йста, о нём.

00:00:55 Госвами Махарадж: Я должен подумать, может, не совсем уместно говорить об этом сейчас. Но вот, что я скажу. Во время прибывания в Пури, Махапрабху усомнился, стоит ли принимать служение от своих духовных братьев. В частности, от Говинды и некоторых других. Иначе говоря, от учеников Ишвара Пури. Махапрабху считал это недопустимым. Заем, мы слышали, было предложено пересмотреть указание Гуру. Во время обусждения вопросов гуру-варги, шишйа-варги, т.е. категорий Учителя и Ученика, они уточнили некоторые моменты. Итак, одна из таких проправок говорит о том, что духовные братья нашего Гуру почитаются на одном уровне с учителями нашей Гуру-варги.

Почему Кришна Дас Бабаджи Махарадж почитал Шридхара Махараджа как Гуру?

00:02:52 Мы знаем пример Шрилы Кришна Даса Бабаджи Махараджа. Он был учеником Шрилы Сарасвати Тхакура, т.е. духовным братом Шрилы Гуру Махараджа. Но он с особым уважением относился к Шриле Гуру Махараджу, потому что, как и многие духовные братья, видел, что Шрила Гуру Махарадж авторитетно, точно, исчерпывающе, представлял идеи Шрилы Сарасвати Тхакура. Иначе говоря, слова Шрилы Шридхара Махараджа они принимали, как если бы они принадлежали Сарасвати Тхакуру. Это уникальное положение, почитать своего духовного брата, как Гуру. Такое положение также достижимо в процессе естественного роста веры, шраддхи. Иногда Бабаджи Махарадж отвечал на вопрос о том, почему он любит петь песни Шрилы Гуру Махараджа, распространяя их в других Матхах, говоря, что ставит его позию на один уровень с произведениями Шрилы Рупы Госвами. И это не просто случайное замечание, должен быть способ доказать это, проверить. Я по-своему пытался провести некую параллель, в частности между «Чайтаньяштакам» Шрилы Рупы Госвами и «Према-дхама-дева-стотрам» Шрилы Гуру Махараджа.

00:05:03 Так в одном случае:

00:05:19 расодда̄ма̄ ка̄ма̄рбуда-мадхура-дха̄моджджвала-танур
йатӣна̄м уттам̇сас таран̣и-кара-видйоти-васанах̣
хиран̣йа̄на̄м̇ лакш̣мӣ-бхарам абхибхаванн а̄н̇гика-руча̄
са чаитанйах̣ ким̇ ме пунар апи др̣ш́ор йа̄сйати падам

(Ш́рӣ Чаитанйа̄ш̣т̣акам, 4)

Поэзия Шридхара Махараджа и Рупы Госвами отражает золотое сияние Махапрабху

00:05:44 Это строки из «Чайтаньяштаки» Шрилы Рупы Госвами, которые говорят расоддама, о божественной форме Махапрабху он говорит расодда̄ма̄ ка̄ма̄рбуда, если бы десять миллионов Купидонов в полном рацвете своей красоты выражали бы всю полноту расы до наивысшей степени расодда̄ма̄ ка̄ма̄рбуда-мадхура-дха̄моджджвала. Лучезарная сладость божественной формы Махапрабху, может быть выражена, воспринята и понята так. Это уникальное утверждение Рупы Госвами. И в следующей строке он говорит йатӣна̄м уттам̇сас таран̣и-кара-видйоти-васанах̣. Божественная форма Махапрабху настолько ослепительна, что даже его одежда санньяси светится золотом.

00:07:15 Мы знаем, сейчас в современном, цифровом мире, в «Фотошопе» можно легко создать эффект свечения. Но это не просто эффект ореола, или в таких терминах, это сияние, ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇, сияние сердца Радхарани, которое поглощает сердце Кришны. Всё это очень высокие, глубокие, прекрасные и невероятные темы. Именно это выражает Рупа Госвами в своей шлоке. И поэтому когда Бабаджи Махараджа спросили, почему он поет «Према-дхама- дева-стотрам», песню, которую написал его духовный брат? Он сказал: "Я ставлю эти песни на один уровень с поэзией Рупы Госвами». Это не какое-то легкомысленное необдуманное замечание, лишённое сути. Итак, я даю пример Рупы Госвами и возвращаюсь к «Према-дхама-стотре»:

00:08:30сварн̣а-кот̣и-дарпан̣а̄бха-деха-варн̣а-гауравам̇
падма-па̄риджа̄та-гандха-вандита̄н̇га-саурабхам
кот̣и-ка̄ма-мӯрчита̄н̇гхри-рӯпа-ра̄са-ран̇гарам̇
према-дха̄ма-девам эва науми гаура-сундарам

(«Ш́рӣ Ш́рӣ Премадха̄ма-дева-стотрам», 2)

00:08:54 Какого рода это золотое сияние, которым обладает божественная форма Махапрабху? Сварн̣а-кот̣и-дарпан̣а̄бха – десять миллионов светящихся золотых зеркал. Только представьте как могло бы сиять зеркало, сделанное из чистого золота. В начале «Чайтанья Чаритамриты», Кришна Дас Кавирадж Госвами, харих̣ рат̣а-сундара-дйути-кадамба-сандӣпӣтах̣ («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.4). Вообще-то это цитаты Рупы Госвами, Сварупа Дамодара и других. Шрила Прабхупада передал это образом расплавленного золота. Само по себе золото уже блестит, но когда вы плавите его оно сияет намного ярче. Так Гуру Махарадж описывает кот̣и-ка̄ма-мӯрчита̄н̇гхри-рӯпа-ра̄са-ран̇гарам̇. Рупа Госвами сказал: «Как десять миллионов Купидонов в полном цвету». Гуру Махарадж продолжил: «Десять миллионов Купидонов лишатся сознания, увидев красоту Махапрабху». Это невозможно вообразить, но это показывает величие красоты, сладости, очарования, сияния божественной формы Шри Чайтаньи Махапрабху. Это сияние отражают шлоки Гуру Махараджа и Рупы Госвами.

Гуру—уполномоченный представитель Шримати Радхарани

00:11:02 Итак, Кришна Дас Бабаджи Махарадж очень ценил Шрила Гуру Махараджа. И также, когда Шридхар Махарадж вернулся в Хапанию, после долгих лет в место своего рождения. С ним были Джаджавар Махарадж, Кришна Дас Бабаджи Махараджем, Ачьютананда Прабху был там же в это время. Гуру Махарадж не был там около тридцать или сорок лет. Ему был оказан хороший приём. Но Бабаджи Махарадж и Джаджавар Махараджем через призму безграничного почтения и веры в Гуру Махараджа сравнивали Хапанию с Варшаной, местом рождения Шримати Радхарани.

00:12:01 Так они ясно показывают нам, если внимательно прислушаться к утверждениям учителей Гуру Варги. Шрила Сарасвати Тхакур говорит в заключительных словах «Чайтанья Чаритамриты»: «Если я глубоко всматриваюсь в моего Гуру Махараджа, как в Гуру-таттву. Если вглядываюсь в саму суть Гуру Махараджа, то вижу, что она уходит корнями к центральной концепции Бесконечного, к самой Шримати Радхарани». Заключительными словами было: «Я вижу Гаура Кишора Даса Бабаджи, как Сварупа Дамодара, а Бхактивинода Тхакура, как Гададхара Пандита. В Кришна-лиле предстают как Лалита Сакхи и Шримати Радхарани».

00:13:10 Это полностью соответствует идее Шрилы Нароттама Даса Тхакура, что в конце концов Гуру проявляется, как посланник Радхарани. Итак, Кришна Дас Бабаджи Махарадж и Джаджавар Махарадж предерживаясь такого взгляда относительно Шрилы Гуру Махараджа, видели Хапанию, место его рождения, как Варшану. И Шрила Гуру Махарадж упоминал о Бабаджи Махарадже, что каждый Экадаши он не спит всю ночь, воспевая имя Кришны, поет песни, постится весь день. Мы сами видели, как он беспрестанно воспевал имя Кришны, порой двадцать четыре часа в сутки, на чётках или без них, имя Кришны не сходило с его уст.

Подражание—это самоубийство

00:14:22 Но в тоже время, мы должны сказать, в качестве сноски, как комментарий, чтобы преданные не впадали в заблуждение, особенно неофиты. Гуру Махарадж четко указал, что начинающие преданные не должны подражать его поведению и практике, так как их, честно говоря, не одобрял и сам Сарасвати Тхакуром. Шрила Гуру Махарадж замечал это и Кришна Дас Бабажди Махарадж соглашался с ним.

00:15:00 К примеру, даже во времена Сарасвати Тхакура, Бабаджи Махарадж однажды уединился, чтобы воспевать имя Кришны, повторяя лакх Имён каждый день, это шестьдесят четыре круга, в месте под названием Балихати. В то время Шрила Гуру Махарадж был ответственным за Матх в Дели, он написал письмо Сарасвати Тхакуру, в котором говорил, что хотел бы пригласить Кришна Дас Бабаджи Махараджа в Дели и занять его служением. Уточнив также, что в данный момент тот находится в лесу Балихати, воспевая имена Кришны ежедневно по шестьдесят четыре круга. На что Шрила Сарасвати Тхакур ответил: «Если ты пригласишь Бабажджи Махараджа в Матх в Дели и займешь его служением, ты поступишь как настоящий друг и принсёшь ему этим истинную пользу. Потому что я не считаю жизнь в уединении, за перебиранием чёток, – он не сказал за воспеванием Имён Кришны, он сказал за перебиранием четок, – Я не считаю такое занятие Кришна-анушиланам, благоприятным для культуры преданности».«Если ты пригласишь его в Матх Дели и займёшь практическим служением, ты станешь ему настоящим другом». Так это было.

00:16:29 Также Гуру Махарадж откровенно рассказывал некоторые истории. Он говорил, что Бабаджи Махараджа привлекали сахаджия-киртаны, которые не одобряются. Гуру Махарадж объяснял, хоть Бабаджи Махарадж иногда посещал сахаджия-киртаны, он всё равно никогда не изменял лотосным стопам Сарасвати Тхакура, попадая под их влияние. Это было, так сказать, его пагубным пристрастием. В общем, это не одобряется. У сахаджиев существуют ежегодные встречи, когда они собираются и поют киртаны, и Бабаджи Махарадж ходил их послушать. Это сильно тревожило Шрилу Гуру Махараджа, и однажды он выгнал его из храма. За то что Бабаджи Махарадж, живя в Чайтанья Сарасват Матхе, опять пошёл на сахаджия киртан. Он сказал: «Убирайся, уходи прочь! Я не могу это терпеть, особенно когда Прабхупад Сарасвати Тхакур не одобряет такого поведения, это не разрешено и не поддерживается, поэтому ты не можешь более оставаться в Матхе. Я выгоняю тебя из моего ашрама».

00:17:57 В итоге Бабаджи Махарадж переселился в Маяпур, на противоположном берегу реки. Там его заметили некоторые известные личности из Гаудия Матха и стали распрашивать. Так один человек поинтересовался: «О, Бабаджи Махарадж, я думал вы живёте в Матхе Шридхара Махараджа, как вы здесь очутились?» Он сказал: «Шридхар Махарадж выгнал меня из своего Матха». Тот человек удивился: «Как?» Он был потрясен. «Как можно было прогнать такого возвышенного и достойного последователя Сарасвати Тхакура?» «Ну, он не одобряет моё участие в сахаджия киртанах». Когда тот мужчина услышал это, он сказал: «Шридхар Махарадж поступил правильно, он должен был вышвырнуть вас за такое».

00:18:40 Именно так это критикуется в сознании Кришны. Сахаджизм приравнивается к имитации. Иногда Сарасвати Тхакур говорил, что это худший враг преданых. Порой он говорил о пратишхе [гордыне], а иногда про подражание, имитацию. Выражаясь словами Эмерсона: «Имитация это суицид». Имитация является самоубийством. Что бы это могло значить? Да то что, когда вы подражаете кому-либо вы перестаете быть собой. Вы просто убиваете себя. Вот о чём здесь речь. Имитация это уже не вы, это уже не правда.

Игра в преданность

00:19:40 Иногда я ссылаюсь на актерскую игру и на знаменитого русского преподавателя актерского мастерства Станиславского. Эта система для актёров стала, так называемым «методом». Когда вы вживаетесь в образ, который надо изобразить, одеваетесь как персонаж, двигаетесь также, говорите, полностью копируете его. И в какой-то момент, дойдя до определённой точки, вы вдруг становитесь этим персонажем. Таков был его способ преподавания, позже он стал известен в Америке как «метод Станиславского». Особый метод используемый актёрами, они просто назвали это «методом», методом игры. «А, он актёр метода».

00:20:48 Актёр подражает всему, что связано с персонажем, углубляясь так сильно, что бывает не выходит из образа, даже когда выключается камера. Разговаривая как персонаж, двигаясь как он, если тот прихрамывает, то и актёр прихрамывает, все что угодно.Тем самым сводя с ума окружающих, но это их актёрское дело.

00:21:10 Это суть метод пракрита-сахаджиев, подражание возвышенным преданным. Облачиться в те же одежды, говорить как они, двигаться как они, стараться также думать, полностью подражать им, даже мимически, и в какой-то момент вы почувствуете, что стали таким же. Но дело в том, что вы не становитесь от этого преданным, вы просто играете ещё одну роль. Шрила Рупа Госвами предупреждает в «Бхакти-расамрита-синдху» о двух вещах. Те, кто сентиментальны по природе. Вы, может быть, слышали, достигая кульминационной точки в сердце, Сознание Кришны проливается потоками слёз из глаз. Как в случае с Махапрабху и других великих преданных, они плакали слезами экстаза. Но Рупа Госвами говорит, есть просто сентиментальные люди, им ничего не стоит прослезиться. Вы наверняка знаете таких.

00:22:12 Среди наших друзей преданных есть такие, кто говорит: «В моей семье есть плаксы, мы легко можем расплакаться». И мы видим в современном мире, когда какие-то тридцать секунд очень качественного рекламного ролика, пусть даже это реклама пива, могут расстрогать вас до слёз. Они знают, как это делается.

00:22:49 Поэтому Рупа Госвами говорит, что человек, плачущий от рекламы пива, может также расплакаться, узнав о сознании Кришны. И это вовсе не значит, что он продвинулся в преданности. Он просто сентиментален по природе.Такие могут расплакаться от всего, что угодно, и в том числе от Cознания Кришны. Это одна грань. Есть и другая сторона, о которой он предупреждает, опасность актёрства. Иногда режиссёр может сказать актёру или актрисе: «В этой сцене произошло нечто ужасное и вы должны заплакать». Затем идет команда: «Мотор! Начали», и они говорят о чём-то, и в какой-то момент у них из глаз льют слезы. Потом им говорят: «Стоп, снято, ещё один дубль». И они снова могут расплакаться, просто по сигналу.

00:23:55 Интересно, что Рупа Госвами предупреждал нас ещё пятьсот лет назад, о том, что сентиментальность в сознании Кришны вовсе не указывает на преданность. Он говорит о тех, кто играет, кто разыгрывает шоу, чтобы показать преданность. Тем не менее сам Махапрабху говорит, на према-гандхо ’сти дара̄пи ме харау кранда̄ми саубха̄гйа-бхарам̇ прака̄ш́итум («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.45). «Я не чую и запаха Кришна-премы, что уж говорить о капле божественной Любви». Но мы знаем слова Священные Писаний о том, что Ты иногда плачешь так, будто Ганга струится из Твоих глаз, Твои волосы становятся дыбом, Ты теряешь сознание. Но Махапрабху говорит: «Всё это шоу, я устраиваю представление, чтобы люди думали, что я обладаю преданностью Кришне. Но мое сердце словно камень, оправленый в сталь, оно даже не шелохнется. Я просто разыгрываю шоу».

«Вы не запретили мне вернуться»

00:25:15 Итак, Шрила Гуру Махарадж, следуя линии Сарасвати Тхакура в то время выгнал Бабаджи Махараджа из Матха. Тот встретил другого преданного в Маяпуре, который сказал ему, что Шридхар Махарадж принял правильное решение, и он должен нести наказание за такое поведение. Но всё же любовь Кришна Дас Бабаджи Махараджа к Шриле Гуру Махараджу была очень сильна и, как я говорил, он постоянно воспевал Святое Имя, вы могли бы услышать это, находясь в ста метрах от него: «Харе Кришна, Харе Кришна».Так что все слышали, когда он приближался к Матху, все знали что идет Кришна Дас Бабаджи Махарадж.Тогда кто-то побежал наверх, возможно Гурудев, он доложил что Бабаджи Махарадж идет. Гуру Махарадж ждал, вскоре он услышал: «Харе Кришна, Харе Кришна». Он все воспевал и воспевал, поднимаясь по лестнице, проходя мимо Божеств, приближаясь к Гуру Махараджу. И Гуру Махарадж сказал: «Зачем ты явился? Я же выгнал тебя из матха, за твой поход на сахаджия киртан. Разве это не так?» Бабаджи Махарадж все повторял: «Харе Кришна,Харе Кришна, да, Харе Кришна». «Так зачем ты пришел?» И тогда Бабаджи Махарадж сказал, очень ласково и нежно: «Вы же не запретили мне вернуться». И Гуру Махарадж согласился: «Это верно».

00:27:00 Ведь это был его дорогой друг. Так с любовью и нежностью обращаются со своими друзьями, но порой приходится говорить что-то жесткое. Мы слышали, что вайшнавы мощные как удар молнии и нежные как роза, два таких качества. Сильный как удар молнии и мягкий словно роза. Гуру Махарадж выгоняя его был жесткий как молния: «Убирайся прочь!» Но он пришел сказав: «Вы не запрещали вернуться», тогда он стал мягким как роза и принял его обратно.

00:27:41 Так что мы не в праве осуждать такие души, но я рискнул рассказать об этом, только потому что цитирую Шрилу Гуру Махараджа и Шрилу Гурудева. И они знали, что я чувствовал, не буду называть это любовью, я скажу увлечённость личностью Кришна Дас Бабаджи Махараджа, также как и некоторые мои друзья. Мы не будем легкомысленно разбрасываться такими словами как любовь и привязанность. Поэтому я сказал бы, что мы были очарованы Бабаджи Махараджем и к его киртанами.

00:28:25 Однажды мой друг, позже известный как Бхакти Абая Нараяна Махарадж, был родом из Венгрии, он перевел на русский язык книгу «Легкое путешествие на другие планеты». Так что первое русское издание этой книги в списке его заслуг, так как он знал русский ещё со средней школы. Тогда в школах Восточной Европы русский входил в число обязательных предметов. Так что у нас и по сей день есть преданные, выросшие в Восточной Европе, как например, Дева Прия, помните ее? Она из Югославии, но когда она была в России, она свободно говорила на русском. Мой духовный брат также владел русским.

Первое знакомство со Шрилой Шридхаром Махараджем

00:29:35 Он и я, в то время были очарованы Бабаджи Махараджем. Однажды в Гаура Пурниму, думаю, 1979 года, очень рано утром, во время Мангал арати, мы покинули Маяпур, переплыли реку и отправились в Навадвип искать Бабаджи Махараджа. Мы слышали, что он был в Шри Чайтанья Сарасват Матхе. Хотя, честно говоря, тогда мы хотели встретиться со Шрилой Гуру Махараджем, но не особо надеялись, что нам позволят его увидеть. Но мы слышали что Бабаджи Махарадж в Матхе. Итак, мы пришли туда и обнаружили его внизу, поклонились в почтении, и я поделился с ним нашими опасениями, что надлежащее исполнение песен Бхактивинода Тхакура и Нароттама постепенно исчезнет. Так много последователей Сарасвати Тхакура покидает это мир. Но вы пребываете здесь, и если мы услышим это от вас, запишем все, то это будет полезно для будущих поколений.

00:31:11 Сказав это, я достал диктофон, потому что знал, что поведение Бабаджи Махараджа непредсказуемо. Будет ли он розой или молнией мы не могли знать. Когда я придвинул к нему диктофон, он сказал: «Важно, чтобы вы сами повторяли Харе Кришна! Харе Кришна!» Я убрал прочь диктофон, затем мы достали наши малы и начали повторять: «Харе Кришна, Харе Кришна». Поначалу он немного обеспокоился, но спустя два-три круга он постепенно смягчился. Может пять, шесть кругов он прислушивался, потом вскочил с места, он был очень бодрый и быстрый в движениях, и крикнул: «Пойдемте! Пойдемте!» Он начал быстро уходить, тогда я сказал озадаченному Бхакти Абая Нараяна Махараджу: «Куда бы он ни пошел, мы пойдем за ним. Мы не знаем, куда он собирается, но куда бы он не отправился мы хотим следовать за ним».

00:32:35 Тогда мы пошли за ним, поднялись по лестнице и увидели Гуру Махараджа, сидящего утром в своем кресле с длинными подлокотниками, укутанного в несколько слоев одежды. Было холодно. Мы были в состоянии шока, мы не смели надеяться, что получим даршан. Мы тут же упали в полный дандават на большом расстоянии и буквально подползли к нему. Когда мы наконец приблизились к нему, Бабаджи Махарадж представил нас лотосным стопам Гуру Махараджа, мы снова поклонились. Тогда Бабаджи Махарадж встал позади него и сказал нам: «Слушайте!» Это все что он сказал: «Слушайте!». Другими словами, он показал, что сам не проповедует, ведь он Бабаджи. Но он знает, что Гуру Махарадж является лучшим проповедником на планете. Так что он четко знал: «Моя задача привести этих ребят к нему, потому что они должны услышать кое-что о сознании Кришны». Итак, он сказал: «Слушайте». Потом он сел и Гуру Махарадж поведал нам много замечательных вещей.

00:34:05 В том числе и о России, потому что он спросил меня, какой охват моей проповеди? Я ответил: «Обычно это Восточная Европа, но недавно я побывал в России». Он сказал, что долгое время облако атеизма висело над Советским Союзом, но когда Свами Прабхупад приехал туда. Он был в России несколько дней, помните его знаменитую фотографию на Красной площади. Одним своим присутствием, мы знаем из «Чайтанья Бхагаваты» и других писаний, что Махабхагавата, великая душа, очищает на 8000 йоджан пространство вокруг себя. 8000 йоджан, это примерно 80 000 миль или 140 000 километров, были очищены, благодаря появлению Прабхупады, облако атеизма растворилось. И теперь вы можете спокойно ехать туда и успешно прововедовать. Мы были удивлены и в тоже время вдохновлены услышанным, потому что это было наше поле деятельности.

00:35:30 Гуру Махарадж рассказал тогда о многом. И о Бабаджи Махарадже он сказал, с присущим ему чувством юмора: «Вы участники движения Харе Кришна, а этот джентельмен, – Бабаджи Махарадж в тот момент стоял за его плечом и повторял: «Харе Кришна, Харе Кришна, – он в шутливой манере заметил, – этот джентельмен обладает неким влечением к Кришна-наму» Он повторял Святое Имя 24 часа в сутки, его привлекает Кришна-нам. «Так как вы участники движения Харе Кришны, а он так любит повторять Харе Кришна, то естественно, вы подружитесь». А Бабаджи Махарадж продолжал: «Харе Кришна, Харе Кришна».

Что случилось с сердцем Бабаджи Махараджа?

00:36:37 Кое-что о нем я узнавал случайно, без каких-либо усилий. Как-то я проповедовал на окраинах Дели, перифирийных городках. Нас пригласили остановиться и проповедовать в доме у одного грихастхи из Гаудия Матха, его звали доктор Гуха. Он изначально родом из Бенгалии, но жил там. Когда я говорю грихастха Гаудия Матха, я имею в виду, что у него в доме была храмовая комната, но это был полноценный храм, включая Божества, арати, Мангал-арати, вечерние-арати, одеяния, украшения, предложение прасада. Все пакка, в лучшем виде. И хозяин дома был очень здравый, серьезный, важный человек, я бы так его описал, серьезный до крайности.

00:37:52 Я проповедовал там каждый день, он приходил и слушал лекции, но никогда ничего не говорил. И поэтому я не мог понять одобряет он мои слова или нет. Он слушал как минимум по часу или больше, каждый вечер в течение трех, четырех, пяти дней. О нас очень хорошо заботились, кормили прасадом три раза в день. Мы проповедовали по всей округе, распространяли книги, собирали пожертвования, и всегда давали лекции в его доме. Однажды, в конце одной из вечерних программ, он сказал мне: «Вы знакомы с Бабаджи Махараджем?» Поначалу я обрадовался: «О, Бабаджи Махарадж», но подумал, что рано полагать, что речь идёт о Кришна Дас Бабаджи Махарадже. Я сказал, что есть много Бабаджи с таким именем, кого именно вы имеете ввиду? Он сказал: «Кришна Дас Бабаджи». Я подумал, что у большинства Бабаджи в имени есть Кришна Дас или Рам Дас,также приставка с названием города откуда они родом, многое. И всех их зовут Кришна Дас, либо Рам Дас, большинство из них.

00:39:32 В конце концов он уточнил: «Кришна Дас Бабаджи Махарадж из Гаудия Матха!», уже немного раздраженно, и тут я радостно воскликунл: «Да! Я знаю его, имел счастье общаться с ним. Да». Тем самым дав понять, что я поклонник Бабаджи Махараджа и очень ценю его. Тогда он сказал мне: «Вы знаете, что он проводит по полгода в Навадвипе, полгода во Вриндаване, иногда недолго в Пури. Некоторые живут подобным образом. Они остаются в Навадвипе до Гаура Пурнимы до определённого времени, затем идут в Пури, затем во Вриндаван, останавливаясь таким образом». Он продолжил, сказав, что Бабаджи Махарадж обычно не останавливается в доме у грихастхи, он всегда селится в Матхе. Но иногда он остаётся здесь и у меня есть комната для него наверху, вы хотели бы взглянуть? Я подумал, конечно. Для нас это было как место паломничества. Мы поднялись наверх и увидели комнату в которой не было ничего кроме деревянной кровати и висевшей на стене мриданге в чехле. Мы сняли мридангу, подержав немного в руках, повесили обратно.

00:41:04 Он поведал нам о том же, что каждый экадаши Бабаджи Махарадж не спит всю ночь, воспевая святое имя, просыпаясь утром, ложась спать, проснувшись снова мы постоянно слышали его киртан, как он повторяет Имя Кришны. Он продолжал, сказав, что прошлой зимой Бабаджи Махарадж был очень болен, он останавливался здесь в моем доме, его самочувствие было очень плохим. Я упоминал, что этот человек был доктором. Он сказал, «В какой-то момент я решил обследовать его, я достал свой статоскоп и приложил его к сердцу больного, но не услышал никакого сердцебиения. Я услышал только кхол, удары мриданги, каратал, Святое Имя, санкиртан». Я просто передаю вам его слова. Он так и сказал, что приложил статоскоп и не обнаружил сердцебиения, но услышал лишь Харинам. [смех] И он был предельно серьезен.

Откуда в ИСККОН началась традиция петь «Джая Прабхупада» после киртана?

00:42:32 Мы вечно склоняемся к лотосным стопам Шрилы Кришна Дас Бабаджи Махараджа и благодарим его за то, что он привел нас к лотосным стопам Гуру Махараджа, также за другие его божественные игры, в частности за песни Гуру Махараджа, пранамами сада прабхупада падам. Когда Шрила Свами Махарадж Прабхупада велел идти своим ученикам в Чайтанья Сарасват Матх, это было в 1974 году, я полагаю, во время первого большого фестиваля в Маяпуре, который праздновался на международном уровне. Они впервые прилетели на 747 боинге из Атланты в аэропорт Калькутты. Представьте, весь самолёт был заполнен преданными, они были на каждом сидении. И более того 747 никогда до этого не приземлялся в том аэропорту, это был первый раз, поэтому представители государства были повсюду. Это было важное событие. Так или иначе, в тот год Шрила Прабхупад отправил всех в Чайтанья Сарасват Матх. Гуру Махарадж проповедовал, другие духовные братья тоже. Бабаджи Махарадж вел киртан, он пел: «Пранамами сада прабхупада падам», и закончил её словами: «Джая Прабхупада, Джая Прабхупада», сейчас это странно слышать, но это правда, до того момента никто в ИСККОН не пел «Джая Прабхупада».

00:44:13 Преданные не знали тогда, но мы можем видеть, как все происходит по божественной воле, они не знали, что песня, которую пел Бабаджи Махарадж, прославляет Шрила Сарасвати Тхакура. Они просто слушали песню с признательностью, но когда он начал петь Джая Прабхупада, то все они подумали, что это о Шриле Бхактисиддханте Свами Прабхупаде, он тоже был Прабхупад, кажется это было в день ухода Сарасвати Тхакура. В общем, они были рады услышать имя Прабхупады с приставкой "Джай", это привело их в полный восторг, они были в экстазе. Просто представьте, это был первый раз когда в ИСККОНе пели Джая Прабхупада, и это произошло в Чайтанья Сарасват Матхе. Затем они вернулись в Маяпур и это стало частью каждого киртана. Иногда и Бабаджи Махарадж бывал там, вы даже можете услышать это на одной из записей, где он ведет киртан с группой разных преданных, под этим я подразумеваю, что кто-то из них ценил его, некоторых предостерегали от общения с ним и другими духовными братьями, кто-то мог думать, что он притворщик, разные сочетания групп.

Нет другого пути

00:45:47 Когда он начал петь и вести киртан, поначалу отклик был небольшой, но в течение киртана ответная реакция нарастала сильнее, потому что больше и больше преданных проникались его пением и признавали его. Где-то к середине все недобрые мысли в умах и в сердцах начали исчезать, и тогда они просто отдались этому киртану. А под конец киртана на записи слышны радостные крики людей, голоса полные счастья. В какой-то момент это уже даже не пение, а просто возгласы счастья. Бабаджи Махарадж пленил всех, когда киртан завершился, все светились и были в экстазе, переполненные Кришна-нама. Один преданный прославляя его сказал: «Вот так Прабхупад распространяет Cознание Кришны во всем мире». А так как Бабаджи Махарадж признавал все, что содержит слова: «Харе Кришна», он воскликнул: «Движение Харе Кришна!» И все подхватили: «Да, это движение Харе Кришна распространяется по всему миру!».

00:47:21харер на̄ма харер на̄ма
харер на̄маива кевалам
калау на̄стй эва на̄стй эва
на̄стй эва гатир анйатха̄

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади, 7.76)

00:47:31 А затем Бабаджи Махарадж процитировал этот свой любимый стих. И он просто растворился в счастливом смехе. Он повторял харер нама, харер нама, харер нама эва, принять Святое Имя - это единственный путь. Это единственный верный способ. Ни кармой, ни йогой, ни гьяной, только харер нама эва калау настй эва настй эва настй эва. В Кали Югу это единственный путь, он любил повторять эту шлоку.

00:47:54 И последняя шлока «Шримад Бхагаватам» гласит:

00:47:58 на̄ма-са̄н̇кӣртанам̇ йасйа
сарва-па̄па пран̣а̄ш́ана̄м
пран̣а̄мо дух̣кха-ш́аманас
там̇ на̄ма̄ми харим̇ парам

(«Шримад Бхагаватам», 12.13.23)

00:48:10 Весь Шримад Бхагаватам, только представьте, начиная с джанмадьяса шлоки, до игр Кришны в десятой песне «Уддхава Гиты», одиннадцатой, двенадцатой, сводится к последней шлоке, которая заключает на̄ма-са̄н̇кӣртанам̇ йасйая сарва-па̄па пран̣а̄ш́ана̄м, если вы примете Святое Имя Кришны, то вся греховная неблагоприятная деятельность будет уничтожена, все горести и радости покинут вас. Это высшая духовная деятельность в Кали Югу, она даст вам все. Все заключено в имени Кришны.

Что такое успешная жизнь?

00:49:04 Так его жизнь жизнь стала эксклюзивным посвящением нама-санкиртане. И более того, в сборнике песен Гуру Махараджа, несколько лет назад, Шрила Гурудев, если вы откроете эту книгу, то увидите, что она посвящена Бабаджи Махараджу с его, это было особое издание. Он был неординарной личностью и Гуру Махарадж говорил также, что песни сакхья-расы пробуждали в нём особые чувства, и поэтому он особенно любил их. Также и другие вещи, которые мы не квалифицированы обсуждать. Но мы вечно склоняемся к его стопам, к пыли на его стопах. Его нама-санкиртана эхом звучит в наших сердцах. Можно с уверенностью сказать, что где бы ни был Шрила Гуру Махарадж, Кришна Дас Бабаджи Махарадж всегда будет поблизости. Харе Кришна.

00:50:36 А вот и пчела. Брамар. Выглядит как пчела, шмель.

00:50:48 йат кин̃чит-тр̣н̣а-гулма-кӣкат̣а-мукхам̇ гош̣т̣хе самастам̇ хи тат
сарвва̄ндамайам̇ мукунда-дайитам̇ лӣла̄нукӯлам̇ парам

(«Враджа-виласа-става», 102)

00:50:58 Рагунатх Дас Госвами говорил: «Уважайте все атрибуты дхамы, включая даже шмелей». На любой вопрос, который бы ни задавали Кришна Дас Бабаджи Махараджу, ответом всегда и неизменно было: «Харе Кришна!» Это решение всех проблем, принять Святое Имя, кӣрттанӣах̣ сада̄ харих̣. Он любил вставлять эту шлоку везде:

00:51:52тр̣н̣а̄д апи сунӣчена
тарор ива сахиш̣н̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄надена
кӣрттанӣах̣ сада̄ харих̣

(Ш́рӣ Ш́икш̣а̄ш̣т̣акам, 3)

00:51:58 Всегда воспевай имя Кришны. Когда вы оставите этот мир, ваша репутация, можно спросить: «А каким мы знали этого человека, какой отличительной чертой или характеристикой он обладал?» Можно будет сказать: «Его знали, как непрестанно повторяющего имя Кришны, постоянно воспевающего Харе Кришна Махамантру». Это и есть успешная жизнь. Харе Кришна.

транскрибирование: Налина Алиткина | 10 апреля 2013
тегирование: Налина Алиткина | 04 февраля 2013