Что значит махамантра?

Чиангмай - 02 мая 2012
Две стороны Сознания Кришны. Шьямасундар и Гаура. Прямой и косвенный смысл слов. Смысл духовного имени. Значение Маха-мантры. Два понимания Гаятри-мантры. Бхагаватам от начала до конца посвящен прославлению Шримати Радхарани. Высшее превосходство мадхура-расы. На высоком уровне духовного развития преданного привлекает определенное настроение преданности. Важно понимать свое настоящее положение в духовной жизни. Нижайшее положение в духовном мире в миллион раз выше материальных достижений, даже увеличенных в миллиарды раз.
лекция для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:45:35 | качество: mp3 128kB/s 41 Mb | прослушано: 167 | скачано: 111 | избрано: 9
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Две стороны Сознания Кришны. Шьямасундар и Гаура

00:00:25– Махарадж, в нашей книге, которая дается во время посвящения, объясняется слава Харе Кришна мантры, приводятся две фразы, смысл которых я до конца не могу понять. С одной стороны говорится, что наше понимание мантры – от него зависит духовное продвижение, и тут же говорится, что даже правильное понимание положения вайшнава приведет нас к духовному совершенству. Не могли бы Вы объяснить, что важнее?

00:01:28 В сознании Кришны существует две стороны: внутренняя и внешняя – это относится ко всему, в том числе и к Харе Кришна махамантре. Здесь поклоняясь Гирираджу Гавардхану мы вспоминаем шлоку Шрилы Дживы Госвами. [шлока] Антах Кришна, это как Махапрабху – внутренне он Кришна, а внешне – Гаура. Кришна Шьямасундара – темный, а внешне он Гаура, золотой. Не нужно думать, что внутренний аспект важнее чем внешний – в Господе все абсолютно. Это просто способ описывать Его, прославить Его.

00:02:49 Итак, внешне Он золотой, цвета расплавленного золота, Радха Бхава, сияние сердца Шримати Радхарани, цвета расплавленного золота и Гауранга облачается в это сияние. Даже в деяниях Радхи и Кришны во Вриндаване, когда они вступают в свои шутливые перебранки, то часто играют словами, используют их в разных значениях. Скажем, с одной стороны, слово Кришна означает Кришну, но так же оно имеет другое значение – такое как темный или черный. Поэтому они спорят, кто царь и царица Вриндавана – спрашивают они. Кришна и его друзья Мадхумангал говорят:
– В писания написано Кришна, это лес Кришны, он принадлежит ему – он царь.
Но Шримати Радхарани и её группа, подружки девушки пастушки говорят:
– Нет нет, Кришна, здесь слово Кришна означает не Кришна, а темный, потому что в этом лесу столько много деревьев – он глубокий, непроходимый. Она царица этого глубокого непроходимого леса, этих джунглей Вриндаванешвари.

Прямой и косвенный смысл слов. Смысл духовного имени

00:04:47 Идея состоит в том, что есть прямой и косвенный, или переносный смысл слов. В санскритском словаре Нирукти часто говорится о косвенных или фигуральных значениях слов. Обычно мы ожидаем от словаря, что он даст нам ясное и не двусмысленное толкование слов. Однако в этом словаре Нирукти часто упоминается о неоднозначном толковании и часто есть комментарии, что существует и другое понимание. Поэтому в этом вопросе большая неопределенность. Как, например, мы знаем, что преданные во время инициации любят спрашивать о значении их имен – им очень интересно, что же они означают?

00:05:59 Это произошло даже тогда, когда Гуру Махарадж получал посвящение от Сарасвати Тхакура. Он дал ему имя Рамендра Сундар. Гуру Махарадж спросил о смысле имени Рамедра, и Сарасвати Тхакур объяснил:
– В этом имени, Рама, Харе Рама, это имя не Рамачандры, не Баларамы – это имя Радха Раманы, Раман Радха. Возлюбленной Шримати Радхарани, приносящей ей счастье и наслаждение в божественных деяниях. Гуру Махарадж сказал: вот истинный смысл у этого имени.

00:06:50 Даже Гуру Махарадж спросил, но Шрила Гуру Дев не очень любил, когда преданные спрашивают его об этом. Иногда он говорил, его спрашивали: а что мое имя означает? Гуру Дев отвечал: «А вы помните, что означает ваше христианское имя?» Один парень из Австралии, очень искусный плотник, он делал столы для нашего теистического медиацентра, Мадхура Надх – его зовут. Однажды он спросил: – Шрила Говинда Махарадж, можно мне задать вопрос? Гуру Дев: – Да
– Что означает мое имя? Что такое Харе Кришна? Что означают слова Харе Кришна в Харе Кришна махамантре?
И Гуру Дев опустил газету и спросил:
– Как тебя звали до инициации?
– Мэтью (Matthaios)
Он спросил: – Что означает это имя?
– Посланник Бога
Гуру Дев оценил этот ответ, сложил газету. Обычно те, кто спрашивают, даже не знают, что означает их имя. Но здесь.... Посланник Бога! Гуру Дев был впечатлен. Он сказал: – Ок. И начал объяснять смысл махамантры.

Значение Маха-мантры

00:08:44 Что я хочу сказать? В каком-то смысле нам запрещено давать подробное объяснение возвышенных тем, пытаться анализировать их при помощи своего ума, поэтому следует ограничиться только общим ответом. Иногда Шрила Гуру Махарадж, а также Свами Махарадж объясняли, что, по словам Гуру Махараджа не нужно повторять для чего-то. Иногда у нас есть идея, что мы повторяем мантру для чего-то, что бы что-то получить взамен.

00:09:51 Гуру Махарадж объяснил: Не нужно просьб, не нужно ничего просить – нужно просто звать Шримати Радхарани и Кришну. Но Шрила Прабхупада Свами Махарадж дал какое-то внешнее объяснение, какое-то общее объяснение. Он сказал это молитва о служении, о том, чтобы обрести служение. И все это служение, Сева Даси, Кришна даси, Радха Даси имеет как своё общее понимание, так и более глубокое. Как говорил Шрила Гуру Махарадж: Согласно внутреннему пониманию преданного, согласно его вдохновению – подлинный смысл мантры и всего остального будет раскрываться все глубже и глубже.

00:11:01 Например, когда Санатана Госвами пришел к Махапрабху он спросил: «Кто я? Почему я страдаю от трех видов материальных страданий? Я не знаю этого. Откуда я знаю что благо для меня, что зло?» Махапрабху дал общий ответ: «Ты вечный слуга Кришны – это твоя сущность. Но сейчас ты забыл об этом – вот почему ты страдаешь в этом мире». Адхьятмика, адхидайвика, адхибхаутика. Страдания от тела и ума, страдания от действия других и от сил природы. Так называемые природные катастрофы: цунами, землетрясения, торнадо. И он сказал: «Ты вечный слуга Кришны – вот твоё подлинное положение.»

00:12:34 Но что такое служение? Что такое быть вечным слугой Кришны? Есть Вайдхи бхакти и Рага бхакти. Вайдхи бхакти, например арчана – поклонение божествам. Шрила Гуру Махарадж сказал: это как учение, как тренировочная битва. Иногда в армии учат воевать и устраиваются показные мероприятия. Он показывает битвы, божество – это сам Кришна, но наша возможность оценить это, воспринять это очень ограниченна. Тем не менее, нам рекомендуется поклоняться божествам в определённом стиле, с определёнными мантрами и все это имеет большое значение. Но согласно того, по мере того, как мы развиваемся в духовной жизни – значение будет возрастать. И глубина понимания нашей духовной практики будет возрастать.

Два понимания Гаятри-мантры

00:14:00 Например, когда преданных посвящают в Брахма Гаятри – они повторяют её как мантру. Я помню где-то в 1972 году преданные были очень обеспокоены тем, что означает Брахма Гаятри мантра? И они спросилы у Шрилы Прабхупады, однако он не дал определённого ответа. Он попросил своего ученика санскритолога Прадьюмну опубликовать перевод. Итак, он опубликовал перевод. Мы очень уважали Прадьюмну Прабху, тем не менее мы были разочарованы. Я не думал об этом последние, может быть… Где-то 10 лет спустя, у лотосоподобных стоп Шрилы Гуру Махараджа я услышал его объяснение Брахма Гаятри.

00:15:26 Шрила Гурудев в то время мягко спросил:
– Махарадж, почему Вы делаете это, это настолько высоко, настолько возвышенно, настолько далеко от общего числа живущих в этом мире, зачем Вы делаете это? Может быть следует скрыть, может быть не следует говорить об этом?
Я захотел опубликовать это, эту запись я опубликовал в Guardian of Devotion и затем она стала главой из книги «Субъективное сознание». Шрила Гуру Махарадж спросил: если я не объясню, то кто объяснит?

00:16:23 Итак, нам очень повезло, что мы услышали его комментарии. И о чем он сказал в этом комментарии?
С внешней точки зрения гаятри мантра говорит о 14 мирах, о трех уровнях планетных систем, как ходит солнце и так далее. Но когда вы читаете то, как Гуру Махарадж объяснил бхур бхувах сваха – мир опыта, затем савитур – солнце, что это? Он объяснил, что это атма, атма душа, атма и параматма. Мир параматмы – Вареньям, он выше нас, это высший предмет нашего поклонения. А также Бхарго, слово бхарго упоминается в этом стихе, прекрасный стих, прекрасное объяснение. Поэтому мантра имеет своё внешнее объяснение. О том, что солнце освещает весь мир о его свете, но имеет и свой изотерический сокровенный смысл, Шримати Радхарани, мир севы. И Шрила Прабхупада правильно сказал: Харе Кришна махамантре мы молим о энергии Господа, зови меня в служении, Хладини шакти, мы молимся ей.

00:18:26 Радха Дасья, все самые серьезные, глубокие уровни понимания относятся к Радха дасья, к служению лотосоподобным стопам Шримати Радхарани. Поэтому, чем она занимается? Она лучше всех удовлетворяет Кришну. У нее самые лучшие мысли о том, как удовлетворить Кришну, она лучше всех умеет это сделать. И Шрила Гуру Махарадж дал такое объяснение.

00:19:41 Мы только что говорили о Гададхара пранаме, перед этим. Как Шримад Бхагаватом содержит столько историй на определённом уровне понимания, иногда преданные читает и это просто сбивает их с толку, такие вещи тоже бывают. Как иногда говорят об Асура Моха, то что сбивает с толку асуров, они просто говорят: дха, дха, когда происходит что-то невероятное, непостижимое. Настолько очевидное, непредставимое, чудесное что-то происходит, то во что никто не может поверить.

00:21:01 Ведь Кришна так прекрасен, так милостив, что даже атеист и низшие формы жизни они тоже должны иметь своё место. Но, скоро мы празднуем день явления Нрисимхадева, будем говорить о седьмой песне Шримад Бхагаватам, в его отношениях с Прахладой Махараджем, о Шутха бхакте. Мы можем сказать во второй песне Шукадев отвечает Парикшиту Махараджу, в третьей песне Капила дает наставления Девахути. В четвертой песне Кумары, Пуранджана. Они просто ощутили аромат листьев Туласи с гирлянды Господа и это полностью преобразило их. Пятая песня Ришабха, шестая песня Аджамил, Читракету. Седьмая песня Прахлад. В восьмой песне Мохини Мурти и взбивание океана нектара, Ваманадев. Девятая песнь – это Амбариша Махарадж, десятая песнь описывает деяния Кришны. Одиннадцатая песня это Удхава Гита, двенадцатая песня это итог всего.

Высшее превосходство мадхура-расы.

00:22:54 Но Гуру Махарадж сказал [шлока], Гуру Махарадж объяснил: всякая шлока, каждая история, все что дано здесь – это моя идея, любая мысль приводит только к одному заключению, указывает нам только одно направление – это служение лотосоподобным стопам Шримати Радхарани. И опять мы говорим: Кришна Шьяма лила – это означает мадура раса, то как мы выражаем мадхура расу.

00:23:49 Однажды Шрила Гурудев пришел к божествам Гандхарвы, Шри Гуру Гауранга Гандхарва в Навадвипе, и стоя перед ними он посмотрел, потом повернулся ко мне, а я стоял рядом, он сказал Heavy madhura rasa: – Настоящая мадхура раса, подлинная мадхура раса.Итак, он увидел, почувствовал что-то и сказал: настоящая мадхура раса, подлинная. Черный – это цвет Кришны, шьяма сундара, Кришна.

00:24:41 Радхарани и её сакхи говорят: она царица, Кришна вара. Вся шьяма лила зависит от неё, поэтому она царица! В Брахма самхите говорится, этот стих описывает природу Кришны, у него есть проявления и воплощения. Также и у Радхарани есть проявления и воплощения, она двойник Кришны. Мы говорим Кришна – это благо, абсолютное благо, но у этого блага есть напарник, двойник. Это непостижимо, абсолютное благо, неповторимое, единственное в своем роде, у него тоже есть двойник. Логика и рациональные процедуры не помогут нам. Только по милости Шри Гуру.

00:26:11 Кто раса ачарья? Кто изначальный гуру? Шримати Радхарани и её милость! Повелевающее божество и служащее божество – Кришна и Радхарани, кто из них главнее? Мы говорим Асамаурдхава – Кришна, нет никого более великого чем Он, таково Его положение. У него нет конкурентов, но мы говорим о Радхарани, что она выше Него. Сам Кришна хотел, чтобы все знали это. Он написал это своей собственной рукой: я касаюсь лотосоподобных стоп Шримати Радхарани и прошу прощения за все свои оскорбления!

00:27:50 В чем вопрос, напомните пожалуйста.
– Как наше понимание Харе Кришна махамантры и понимание подлинной природы вайшнавов ведет нас к духовному совершенству?
Да, также в Чайтанье Чаритамрите говорится, на определённом уровне духовного развития, на очень духовном уровне духовного развития преданного привлекает конкретное настроение служения, великой души, оно неотразимо для него.

00:29:07 Так Ашрая-виграха приходит чтобы дать прибежище высшим слугам, но наше положение наше настоящее положение... Гурудев в Петербурге сказал: «сначала поймите, что вы черви в испражнении, начнем с этого, это начало». Но именно с этого следует начать в самом начале. Но Гуру Махарадж сказал: царь в этом мире или червь в сосуде нектара в том мире, что вы выберете? Махабрабху сказал [шлока из шишаштакам] я твой слуга, но я оказался в майе, я забыл о своем положении слуги. Как бы то ни было, сейчас я в майе. По твоей милости ты можешь спасти меня и сделать пылинкой у твоих лотосоподобных стоп. Такова молитва.

00:30:58 Дас Госвами молится: я хочу быть Дасом Рупа Госвами Махапрабху, то же настроение. Но это не для начинающих. Уддхава также говорит, у него подобное настроение в молитве. Он также молится Шримати Радхарани. Мы всегда принимаем, что самое высшее, о чем мы можем выпросить – положение у стоп. Но Рупа Госвами говорит, что самое смиренное часть у стоп – это положение у ногтей. А ногти на лотосоподобных стопах Кришны бесконечно выше чем моя собственная жизнь, даже если она увеличится в миллионы раз.

00:33:04 Такое поклонение, такое умонастроение поклонение у возвышенных преданных в сознании Кришны. Махапрабху имел свою бхаву, своё настроение. В настроении Радхарани он оценивает Cознание Кришны, самый нежайший аспект духовного мира в миллиард раз возвышеннее, чем моя собственная жизнь, увеличенная в миллионы раз. Харе Кришна!

00:33:54 Все, что Она знает, все что Она знает. Таково понимание для преданного, было бы глупо искать какого-то иного пути, какого-то иного сознания. Это было бы глупостью. Сарасвати Тхакур иногда описывает качества Шримати Радхарани, Его и Ее поэзия. Гуру Махарадж говорил: Махапрабху любил слушать поэзию Сур даса, потому что она вся о Кришне. Конечно Махапрабху счастлив, и чувствуя разлуку. Но в этой книге Шри Радха Раса Судханидхи три сотни шлок о Радхарани, поэтому это один из самых верных, самых радикальных сторонников Радхарани.

00:35:47 Когда ветерок доносит до Кришны, легкий аромат Шримати Радхарани, он думает: «Я обрел высшее совершенство! Я сорвал джек пот!». И это тот самый Кришна, на которого йоги медитируют в течении миллионов жизней, пытаясь достичь его лотосоподобных стоп, на которого медитируют гьяни, все они стараются. А вот этот Кришна, вот этот самый Кришна, которого не могут достичь йоги гьяни, он, ощутив легкий аромат, который принес ветерок. А ветерок донес до него аромат платья Шримати Радхарани, и он считает, что он обрел высшую удачу! Такое счастье Он испытывает, такое удовлетворение испытывает от этого!

00:36:59 Итак, вот шлока прославляющая Её: Если так чувствует Кришна, если в таком настроении Кришна, то что могу сказать я? Это дочь Вришабхану Махараджа. Для меня высший обет поклонения это само направление в котором она идет, само направление, в котором появляется. Это для меня высшее, я поклоняюсь этой реальности. Поэтому лучший способ поймать Кришну, умилостивить Кришну – это прославлять Шримати Радхарани.

00:38:08 Как сказал Шрила Гуру Махарадж, шлоки посвященные в Шри Чайтанье Сарасват Матху, поклонение настроения Шри Рупы, в традиции Шри Рупы. [Неразборчиво Дас Госвами], он хотел броситься вниз с холма Гавардхана и слезы рыданий текли из его глаз, когда он взывал к Шримати Радхарани. Такова молитва о Радхарани, он в ней говорит: мое вдохновение сложить к твоим лотосоподобным стопам, таково служение. Вот для чего я живу, поддерживаю жизнь в своем теле, с таким намерением, без него моя жизнь бессмысленна. Даже Враджа [неразборчиво]гораздо более без тебя теряет всякое значение. И более того, сам Кришна без тебя мне не интересен.

00:39:54 Этот ужасный демон Бака, а Бакари это Кришна, который убил ужасного демона. Этот Бакапри мне не интересен без тебя. Внутреннее устремление, внутренняя цель – это мой идеал, в этой традиции. Радханатх Госвами говорит: мне не интересно занять высшее положение, я хочу оставаться на расстоянии, я хочу быть внизу. [Неразборчиво] тоже говорит: я хочу быть внизу, в самом низу.

00:40:50 Гуру Махарадж сравнил это: если мы хотим углубиться в какие-то сокровенные детали, сокровенные подробности… Допустим, кто-то хочет приехать в Америку, и у вас есть вопросник и специальный опросник. Но прежде чем получить грин карту, сначала получите визу, начните с вызы. А слишком большое любопытство о сокровенных глубоких истинах – это подозрительно, вам нужно получить приглашение, вас должны пригласить.

00:41:51 Иногда Шрила Гуру Махарадж говорил: паспорт и виза, одного только паспорта недостаточно – нужна ещё и виза, что означает, что страна заинтересована в вас. Понятно, что нам интересна эта страна, но интересны ли мы этой стране.

00:42:26 Итак, нужно быть уверенным в самой конечной точке нашего [неразборчиво]. Гуру Махарадж говорил: найди точку [неразборчиво], найди ключ к Кришна лиле. Гуру Махарадж сказал санкиртана, увеличение числа последователей.
Когда мы говорим об открытии Маяпур Чандродая мандира, я думаю, Гурудев произнес эту шлоку [неразборчиво]. Прабхупада пригласил Гуру Махараджа, он спросил: что сделать на открытии? Махарадж спустился вниз, что мы должны сделать? Мы должны пригласить Шридхара Махараджа, вот что мы должны сделать, чтобы церемония была успешна мы должны пригласить Шридхара Махараджа.

00:44:20 Итак Прабхупада посадил Гуру Махараджа на ту же самую [неразборчиво]и мы видим это изображение Святой Троицы. Гурудев говорит эту шлоку в микрофон, Прабхупада Шридхара Махарадж. Я ношу это фото. В Бхактиведанта Бук Траст один мой друг нашел это фото, он дал её мне, сделал копию, дал её мне.
Как бы то ни было, чтобы подвести итог сегодняшней беседе, однажды Гуру Махарадж сказал мне, что просто потрясающе. Он сказал: повторяй Харе Кришна мантру, в один прекрасный день вы обнаружите себя в гареме у Кришны.
Харе Кришна!

транскрибирование: Наталья Шумнова | Иркутск | Россия | 16 января 2015
тегирование: Динашрая Прабху | 24 октября 2014