Активная духовная жизнь

Чиангмай - 02 January 2012
Какие слабости есть у Бога? Лилы Господа Кришны на поле Курукшетры. В сознании Кришны все противоречия приходят в согласие. Очарование Кришны. Как развить вкус к духовной практике? Накопительный эффект слушания Ведических Писаний. О моменте озарения. Кришна непостижимо прекрасен.
лекция для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:46:24 | качество: mp3 128kB/s 42 Mb | прослушано: 122 | скачано: 232 | избрано: 11
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Госвами Махарадж: Итак, есть ли у кого-нибудь вопросы?
Вопрос: Спасибо! У меня такой вопрос, все мы люди имеем свои недостатки и слабости, а Кришна источник всего. В нем всё красиво и идеально, но мы несовершенны и иногда....
Госвами Махарадж: это делает нас несчастными…

00:00:57Это очень хороший вопрос.
И существенно важным здесь является осознать положение Абсолютного и относительного начал, Верховного Бога, бесконечного и конечного. Мы слышали, что в « Бхагавад Гите» говорится, что этот мир лишь искажённое отражение духовной Реальности. И точно как с отражением, изначальный объект выглядит перевёрнутым. Пример тому даётся в «Гите» ӯрдхва-мӯлам адхах-ш́а̄кхам («Бхагавад Гита», 15.1), дерево с перевёрнутыми корнями. Как если вы смотрите на отражение дерева в воде на берегу реки - это будет перевернуто...

Какие слабости есть у Бога?

00:02:23 И в этом случае у нас есть недостатки, и мы мы подумаем, это значит, что недостатки есть и у Абсолюта. Иначе, как они были бы у нас? Или своего рода слабости. То есть в общем, мы так не подумали бы о Боге, но когда дело доходит до Сознания Кришны, мы сталкиваемся даже с таким явлением. Но Сознание Кришны всё приводит в гармонию. Даже это. Всемогущий и Всесильный имеет слабость. Что же это за слабость?

00:03:02 Так что, с точки зрения преданности, Кришна известен как бхаката-ватсала – Его слабость – это любовь и привязанность к своим преданным. И это более удивительно, чем Его всемогущество. Например, мы славим Игру Дамодара, когда кришна связан своей матерью. Прежде всего, только лишь факт, что Он может принять мать и быть зависимым от неё. Мы видим здесь природу преданности. Тот, Кто известен как независимый. В начале « Шримад Бхагаватам» говорится, джанмадй асйа йато ’нвайа̄д итараташ́ ча̄ртхе св абхиджн̃ах свара̄т («Шримад Бхагаватам, 1.1.1). Сварат значит «независимый». И в данном случае – абсолютно независимый. Абсолют не может быть ограничен, зависим от кого бы то ни было. Тогда Он сам занимал бы подчинённое, второстепенное положение. Это общеепринятое утверждение.

00:04:41 Позже в «Бхагаватам» Кришна раскрывает тайну: ахам бхакта-пара̄дхӣно, хй асватантра ива двиджа («Шримад Бхагаватам», 9.4.63), перед лицом преданности, даже Я сам, Кто известен, как абсолютно независимый, теряю независимость и отдаю Себя во власть преданного Мне. В этом красота и сила преданности, Бесконечный Господь, Всесильный, подчиняется воле ограниченного начала. Как вообще это возможно? Только благодаря любви и нежности. В этом смысл преданности.

00:05:33 Когда мы издали первую книгу для Гуру Махараджа, в первой главе был раздел – он назывался «Красота – верховный контролирующий принцип». Красота, любовь, очарование и сладость. Не сила или великолепие. Это более низкие идеи. Классический пример мы приводим с Королём. Король – человек, который занимает предельно могущественное положение. Но Короля может подчинить любовь и нежность Королевы. Или до того, как она стала Королевой, он был пленён её юной красотой. Он Король. Все обязаны подчиняться его приказу, но сам он подчиняется красоте девушки. Так, этот принцип, Гуру Махарадж, проводит параллель с концепцией Кришны. Обычно мы наделяем Бога стандартными атрибутами: могущество, всезнание, всесилие и так далее в беспредельной степени. Но в Кришна концепции сатйам, шивам и сундарам, сундарам значит красота, именно он является наивысшим аспектом, красота и в целом, очарование, любовь и нежность.

00:07:03 Само имя Кришна – крши бху-вачака-шабда. Когда мы произносим слово «Кришна», его значение таково – Он притягивает к себе всё мироздание своими красотой, очарованием, сладостью, в ответ на любовь и преданность. Также я припоминаю, описание, которое однажды дал Гуру Махарадж Сарасвати Тхакуру, оно выражает схожую идею. Мы воспринимем Его, как в этой строке из песни: «джати-раджа-ганаих парисевйа-падам» (Прабхупада-падма Ставаках, 10). «джати-раджа», король саннйаси. Когда бы вы не увидели Шрилу Сарасвати Тхакура, он всегда выглядел по-королевски достойно, величественно, могущественно, вызывая благоговейное восхищение и вдохновение. Но Гуру Махарадж написал в своих стихах «Бхактивинод-вираха-дашакам», стихах в разлуке с Бхактивинодом Тхакуром: «Я видел что мой Гуру Махарадж имеет одну слабость, и эта слабость – его любовь и привязанность к Бхактивиноду Тхакуру». Если возмножно назвать это слабостью, он также назвал это: «Его ахиллесова пята». Этим уязвимым местом была его нежность и любовь к Бхактивиноду Тхакуру. Такова была божественная стратегия преданности Гуру Махараджа: «Если я прославлю Бхактивинода Тхакура, это пленит сердце Сарасвати Тхакура».

Лилы Господа Кришны на поле Курукшетры

00:09:12 Такой образ он использовал, назвав привязанность Сарасвати Тхакура к Бхактивиноду Тхакуру, его ахиллесовой пятой. Так, коль мы используем это выражение, оно применимо и к центральной идее бесконечного, апракрита-лиле Кришны. Оно проявляется снова и снова, как прекрасное качество во многих случаях, и на поле Курукшетра, в битве, где Кришна дал слово не вмешиваться в бой, так он стал партха-саратхи, колесничим Арджуны. Когда стало ясно, что Арджуну вот-вот убъёт Бхишмадев, Кришна нарушил обет и вступил в поединок, потому что до этого случая, ночью в лагере Дурьодхана упрекнул Бхишмадева: «Не думаю, что ты бьёшся в полную силу из-за своей привязанности к Арджуне и Пандавам. Ты не отдаёшься бою на сто процентов». Он, все они были кшатриями, а это был самый верный способ задеть кшатрия за живое, словами: «Ты не отдаёшься бою на сто процентов, Бхишмадев. Поэтому, я сам завтра убью Арджуну. Завтра к закату он будет уже мёртв». Тогда Бхишмадев приготовил пять стрел для каждого из братьев Пандавов. Вот в этот момент Кришна вмешивается в ход событий, т.е. Он тоже прибегает к хитрым трюкам, и они прекрасны.

00:11:10 Узнав об этом Юдхиштхира пришёл к противникам с просьбой. Дурйодхана, помня о долге, спросил Юдхиштхиру: «Если ты пришёл с просьбой, сейчас самое время её озвучить. Чего ты хочешь? Мы можем просто сказать: «Ты победил», и нам даже не нужо будет сражаться. Мы просто признаем твою победу, ты получишь царство, всё. Это то, чего ты хочешь?». Но зная природу кшатрия, они также знали, что Юдхиштхира никогда на это не согласится. «Если хочешь, мы признаем твою победу и отдадим всё тебе, и всё будет кончено».

00:11:40 Он отказался от этого предложения: «Нет, моя просьба не в этом» «Тогда чего же ты хочешь?» «Я хочу пять стрел Бхишмадева». Дурйодхана тут же отдал их ему. Тогда же Бхишмадев сказал: «Завтра Арджуна будет убит. Я гарантирую». И вот, в тот смый миг, когда Арджуна попал в переделку, его колесница сломалась, Бхишмадев был уже готов сразить его насмерть. Тогда Криша...обычно его оружие – чакра, так? Вы видели её? Она представляет собой колесо. Оружие в форме колеса называется чакра.

00:12:45 Так, Кришна, дал слово не брать в руки оружие в этой битве, но он оторвал колесо от колесницы, хотя обычно Он пользуется сударшана-чакрой, божественным оружием, но здесь он берёт колесо от колесницы. Когда мы бываем в Экачакре Нитьянанды Прабху, одна из легенд рассказывает о том, как это место получило своё название – то самое место, где приземлилось это колесо. Итак, Кришна поднял колесо и, напомню, Он обычно использует своё божественное оружие – сударшана-чакру, но в этой истории Он взял простое колесо и двинулся на Бхишмадева. Бхишмадев выпускал стрелы в Кришну, они ранили Его, из ран шла кровь, но в одном описании гворится, что для Кришны эти стрелы были подобны цветам, из которых его преданный собирал гирлянду, чтобы предложить её Ему, эти раны от стрел были «следами поцелуев». Кришна атаковал Бхишму в такой ярости, что даже не заметил, как его дхоти сорвалось с тела. Позднее на смертном одре Бхишмадев возносил молитвы этому образу Кришны, который он узрел перед смертью: «Кришна был прекрасен в гневе, он гнался за мной, готовый убить... Он был так прекрасен! Я хочу чтобы этот образ навечно оставался перед моим взором!».

В сознании Кришны все противоречия приходят в согласие

00:14:32 Так, все противоречия приходят в согласие в Сознании Кришны, все противоположности: стрелы становятся цветами, а гнев пленяет взор. Курма-аватар, является в виде черепахи, и помните... Всемогущий значит, владеющий всеми силами, Он может делать всё, что пожелает, но в этой Игре с океаном, океан молока, который пахтали полубоги и демоны, чтобы обрести нектар бессмертия, амриту, у них возникло затруднение. И тут явился Курма, черепаха, и Он не мог сам почесать себе спину. Знаете, иногда, когда чешется спина, вы не можете достать сами, и вам нужна чья-то помощь?

00:15:54 Здесь Всесильный оказывается не в силах почесать себе спину. Он показывает свою слабость. Он явился, как черепаха, и как же Он может почесать спину? Мы подумаем: «Нет, ну Он же Сам Господь, Он лишь играет роль черепахи. Конечно, Он в состоянии почесать спину...». Но такие ситуации всегда открывают возможность для севы, служения. Итак, они взяли гору, ведь это была гиганская черепаха, взгромоздили гору на Его спину, опутали огромным змеем и...в аэропорте Суварнабхуми, сразу после паспортного контроля, есть инсталляция, где девы, полубоги, и асуры, демоны стоят друг против друга. Так вот, они использовали змея вместо верёвки, чтобы перемещать гору, чесать ей спину и взбивать океан молока. В итоге они выпахтали множество прекрасных вещей: Лакшми-деви, Луну, и многое другое.

00:17:13 Но тем временем, прямо как обычный человек, когда почешет спину, с облегчением выдыхает: «Ооох!», Курма издал точно такой же звук. С одной разницей, что из его звука «Ооох!» изошли Веды. Итак, Его выдох произвёл Истину откровения. О чём самом малом нам это говорит? Нам необходимо пересмотреть решительно всё. Ведь мы не можем примерять рамки своего ограниченного опыта на божественную, бесконечную Реальность. И в особенности пытаться разобраться в нём, найти недостатки, ошибки, слабости. О, также нужно отметить, что особая красота Кришны заключена в том, что все остальные аватары ограничены до той или иной степени теми обстоятельствами, в которых они являют свои Деяния.

Очарование Кришны

00:18:29 Иногда, как Рамачандра, Царь, он обязан следовать радж-нити, своду правил подобающего Королю поведения. Но Кришна не знает никаких ограничений. Он может нарушить любое из них. Однажды, гопи попросили маленького Кришну что-то принести. Иногда, Он мог сделать это, в другой раз делал вид что Ему тяжело. Так, иногда Он лишь прикасается к предмету, либо хвастает: «О, я такой сильный!», как делают маленькие дети. Таково очарование Кришна-лилы – Он скрывает своё могущество и проявляет кажущуюся слабость. В пятилетнем возрасте Он легко поднял холм Говардхан мизинцем левой руки.

00:19:58 Но что в этот миг подумала Его мама? «Он лишь маленький мальчик, разве Он продержит долго такую тяжесть? Ну, может, совсем недолго, но точно не целый день, не говоря уже о пяти, шести, семи днях». Когда прошло несколько дней, мы слышали, что Рохини и Яшода кормили Кришну маслом, чтобы придать Ему сил. Ведь они искренне полагали, что Он может ослабеть и уронить холм. Раньше мы упоминали Дамодара, когда Яшода наказывает Кришну за Его постоянные проделки, она думает: «Я свяжу его для его же блага».

00:21:03 Бывает в аэропорте встречаются дети в специальных поводках, и выглядит это в точности, как если бы их родители выгуливали собаку. В Дубае я видел таких с двумя детьми. И она [Яшода] думает так: «Я привяжу его, чтобы от него не было столько проблем». Она берёт верёвку, начинает связывать его, но, как мы знаем, она всегда оказывается короче на длину двух пальцев. Она думает: «Так. Хорошо», и берёт другую верёвку, вторую, третью, и они все на два пальца короче, чем нужно.

00:21:58 Но тогда, пока она бьётся, Кришна наблюдает за ней: как цветы, что в её волосах, падают на землю, пот льётся по лбу. И Он думает: «Как много в её сердце любви и нежности ко мне!» И тогда он соглашается быть связанным. Как нам известно, хотя якобы он связан верёвками, на самом деле верёвки любви и нежности держат его.

00:22:34 Итак, бхаката-ватсала, Он игрушка в руках преданных Ему. Всё, что мы находим в Абсолюте, или что бы мы ни находили в этом мире, мы можем проследить связь с центральной концепцией Абсолюта, Кришна-концепцией, апракрита-лила Кришны, и увидим, что это прекрасно, волшебно, лишено изъянов и недостатков.

00:23:12 Затруднение вызывает лишь столкновение с идеей Его величия. Он независим, мы также независимы, но наша независимость ничтожна. И мы склонны неправильно использовать свою свободу. Быть охваченным иллюзией, делать неверный выбор, не понимая в чём заключается наш настоящий интерес. Иногда дживы-души сравниваются с лучами солнца Кришны. Они более или менее качественно схожи, но есть большая разница в размерах, ограниченное и безграничное. Есть ли ещё вопросы?

Как развить вкус к духовной практике?

00:24:30 Вопрос: Люди ценят что-то, лишь когда этого мало и трудно достичь, но в храмах есть ежедневная практика, здесь мы получаем ваш даршан и слушаем ваши лекции, каждый день проводим арати и всё остальное. У нас есть склонность привыкнуть к этому. И вопрос в том, как нам помнить всегда о ценности этого, чтобы это не стало рутиной и самодовольством.

00:26:17 Госвами Махарадж: Название «Сознание Кришны» содержит слово «сознание», что как бы намекает на некоторую осознанность, некую сознательную попытку. У нас есть выбор действовать бездумно или помня о своей цели. И, как вы говорите, мы предпочитаем не становиться самодовольными. Но нам нужно учесть это и принять, что у нас есть предрасположенность к самоудовлетворённости. Точно как мы только что упомянули о бесконечном величии и бесконечной ничтожности. Итак, мы расположены к деградации, так? Требуются годы, а иногда и жизни, чтобы возвыситься, стать святым, но деградировать можно легко всего за пятнадцать минут. Это происходит очень быстро. Это наша предрасположенность, потому что как раньше мы говорили, мы легко попадаем под плохое влияние. Нам поможет лишь хорошее общество. Часто мы видим, что это означает голод. А иногда говорится, что голод – это признак хорошего здоровья. Если ты не голоден, даже если перед тобой поставить лучшие блюда, они тебя не впечатлят. Это говорит о том, что ты нездоров, ты болен.

00:28:12 Мы всё это переживали, когда вы больны, вам ничего не хочется, и один из признаков выздоровления – появление аппетита. Вы скажете: «Я чувствую реальный голод сейчас, поэтому заключаю, что болезнь проходит». Часто с нами происходит нечто подобное. Этот голод, желание копнуть глубже, не оставаться на мелководье со своими поверхностными переживаниями, но нырнуть глубже. Именно это чувство поднимет нас на более высокий уровень.

00:28:50 Знаменитая шлока в «Рамананда-самваде», повторяет слова, возможно, Рупы Госвами:
кр̣ш̣н̣а-бхакти-раса-бха̄вита̄ матих
крӣйата̄м̇ йади куто ’пи лабхйате
татра лаулйам апи мӯлйам экалам̇
джанма-кот̣и-сукр̣таир на лабхйате

(«Чаитанйа-чартамрта», Мадхйа 8.70)

00:29:08 В ней говорится: «Ты не достигнешь этого, подлинной сути Сознания Кришны просто за счёт правильного поведения на протяжении миллионов жизней. Но эта деятельность пробудит в тебе голод, сильное желание достичь её». Один преданный спросил как-то Гуру Махараджа: «Как же тогда обрести этот голод?» И Гуру Махарадж ответил: «Общайся с голодными». Снова скажу, что он был замечателен своим искусным использованием аналогий. Может какое-то блюдо не вызывает у вас аппетита, но если вы оказались в обществе, где постоянно описывают его замечательный вкус...Точно как Шрила Гурудев был такого рода личностью...бывало он начинал говорить о прасаде так, что у нас после плотного обеда снова начинали течь слюнки. Хотя мы только что поели. Но он обладал такой уникальной способностью гениально прославлять прасадам, в том числе и с духовной стороны.

Накопительный эффект слушания Ведических Писаний

00:30:33 Всё это...каждый день у нас был пат и киртан. Это значит программа и киртан, но если точнее, это значит повторение. Мы перечитывали определённые вещи снова и снова. И иногда может быть мы делали это машинально, не осознавая ценности, но Гуру Махарадж вспоминал утвержедение своего детства, в Писаниях, авртир сарва-шастранам бодхавати гарихаси. «Важнее продолжать слушать, чем понимать услышанное».

00:31:16 Обычно, сейчас я замечу, что обычно мы не ждали услышать такое от Гуру Махараджа. Обычно мы слышали от него противоположное: «Подлинный процесс – это улавливать смысл, а не автоматически продолжать слушать». У него был афоризм, снова его оригинальный: «Упражнение чувств не становится опытом». Я повторю: «Упражнение чувств не становится опытом». То есть повторяя снова и снова одно и то же, но с другой стороны этот Ведический афоризм гласит авртир сарва-шастранам бодхавати гарихаси, «продолжай регулярное слушание, и сработает накопительный эффект». Гуру Махарадж говорил, что понял это ещё в Гаудиа Матхе, о наличии накопительного эффекта.

00:32:29 Это может пройзойти в далёком будущем, мы переживали подобное, я слышал некоторые идеи в 1971 году и сейчас в 2011 я воскликнул: «Ага, вот что это значит!». И счастлив от этого. Что после сорока лет у меня был этот «ага!» момент. Сам Шрила Гурудев иногда признавался, что был очень счастлив, переполнен такими чувствами: «Для чего мне открывается это сейчас?»

00:33:21 В то время ему было уже около восьмидесяти, но он думал таким образом: «Так много нового открылось мне из этих шлок и Хари-катхи, Кришна-нама», он был просто поражён. Бывало Шрила Гуру Махарадж также приводил такой пример: «Книга, шастры в форме книг, представляются как пассивные носители, хотя на деле, это духовные сущности, которые проявлены в форме книг, старых или новых». И, по его словам, в Ведической культуре перед началом чтения, Священному Писанию предлагается гирлянда. Чтец в свою очередь предлагает себя, как инструмент для передачи откровения. Потому что, как замечал Гуру Махарадж: «Эти Писания хотят открыть себя».

00:34:51 В восемьдесят седьмой главе десятой песни «Шримад Бхагаватам», Веда-стути возносят... Прабхупада называл это: «Молитвы олицетворённых Вед». То есть Веды это также личности. Все Упанишады, сто восемь Упанишад, они живые личности. Поэтому там и говорится: «Один раздел Упанишад начал говорить, затем другой и так далее...», Вишванатх Чакраварти говорит: «Некоторые из более глубоких разделов Упанишад беспокоились, так будто им нетерпелось высказать что-то важное, темы, которые не были подробно раскрыты. Потому что обычно они задают направление, шрутибхир вимргйам, но в этих секретных Упанишадах содержатся особо тайные разделы, они говорят: «Я бы хотел добавить, пожалуйста». Как бы поменять курс, задать новое направление.

00:35:54 Итак, мы постоянно должны напоминать себе об этом. И это часть процесса. Так, мы думаем о Туласи-деви, Гирирадж Говардхане, песнях арати. Мы многое не понимаем, и для нас благоприятно повторять божественные строки поэзии Бхактивинода Тхакура, Нароттама Тхакура, Шрилы Гуру Махараджа, но иногда особая удача может снизойти на нас, нам приоткроется нечто, проблеск. Бхактивинод Тхакура сравнивает это с молнией, вспышкой озарения, как если бы в кромешной темноте, особенно при полном лунном затмении, шьяма-луне. Небольшая заметка. Название этого места происходит от слова Шьяма. То же слово, что и Шьям, только они произносят его по-другому. Итак, они говорят «шьяма», что значит тёмный и чёрный. Говорят иногда, что тайцы произошли из определённой области Китая, Хуанг Ши, что-то в таком роде, простите, моё произношение, разумеется, далеко от совершенного. Да, как вы произносите это? Йунан...но другие говорят Хуанг. Как звучит буква «икс»? Куанг Ши. Вот как. Некоторые говорят, что они из Йунана, некоторые, что из...знаете, это легенда. Но у них была более тёмная кожа, итак, шйама, цвет их лица был тёмным. Это любобытный момент. Итак, почему я завёл об этом речь? [голос из аудитории]: Молния.
Госвами Махарадж: Да! О чём я говорил? Упанишады? О песнях.

О моменте озарения

00:38:02 Ах, точно! Молния. Итак в тёмном небе иногда вспыхивает молния. Бхактивинод Тхакур. И на мгновение...знаете, в этот миг, когда всё вдруг освещается и становится видимым, ваше сердце замирает: «Ах!». И в тот же миг проходит, но впечатление этого крошечного мига, когда вы всё увидели, остаётся. Подобно этому. И такие мгновения, как в истории о чатаке. Рупа Госвами рассказал о птице чатаке. Птице, которая пьёт лишь дождевую воду. Это загадочная птица. Вода кругом доступна, но она пьёт лишь дождевую, и иногда в грозу и молнию, которая может обовать жизнь этой птицы, она всё равно ждёт лишь капли дождя. Рупа Госвами говорит, что преданные подобны этой птице, они не будут бесцельно бродить и принимать дураса, ложное прибежище где угодно. Они останутся сосредоточенными, примут свою судьбу, дурдаивам идршам ихаджани нанурагах («Шикшаштакам» 2). Такова моя судьба, моё положение. Кришна очень добр. Бывало, Гурудев говорил: «Мы знаем только две вещи: мы очень падшие, а Кришна очень милостив к падшим». И как эта птица чатака, мы ждём того мига, когда нечто низойдёт, проблестнёт вспышка...блестящее озарение. Это оно! И этого достаточно, чтобы вдохновить сердце оставаться верным выбранному пути и быть искренним, уверенным и настойчивым.

00:39:53 Но также нужно держаться общества голодных. Гуру Махарадж говорит: «Мы будем постоянно стремиться к обществу тех, кто обладает настоящим желанием, ибо их общество пробудит подобное желание в нас самих».

00:40:12 Но снова, когда мы читаем утверждения преданных в Писаниях, «Прапанна-дживанамрте», «Бхагаватам», «Чаринамрите», мы видим, что их слова также пробуждают что-то глубокое в нас, немного увеличивают нашу признательность. Даже тусклый отблеск их настроения озарит наше сердце, поддержит нас и вдохновит продолжать. Но насколько велико наше желание? Если мы признаемся честно, то скажем, что оно очень маленькое во мне. Когда я общаюсь с ними, оно немного увеличивается, потом ещё немного, постепенно. Мы молим нашу гуру-варгу, у которых есть огромное неподдельное, настоящее желание, голод. Как сказал однажды Гуру Махарадж: «Слон даже не заметит той крошки, которая полностью насытит муравья». Как в моей комнате я заметил муравья, им ведь нужно совсем немного. Они могут закатить пир из одного зёрнышка и крупинки сахара. Так, он сказал: «Слон даже не заметит той крошки, которая насытит муравья». Прабодхананда Сарасвати говорит об так:

00:41:49 ван̃чито ’сми ван̃чито ’сми
ван̃чито ’сми на сам̇ш́айах̣
виш́вам гаура-расе магнам̇
спарш́о ’пи мама на̄бхават

(Ш́рӣ-Прабодха̄нандапа̄да̄на̄м̇)

00:41:58 «Я был обманут, я был обманут, я был жестоко обманут. Нет сомнений в том, что Махапрабху затопил весь мир Кришна-премой, а мне не досталось ни капли». Вот что он говорил, но Гуру Махарадж прокомментировал это так: «О, это говорит нам лишь о силе аппетита Прабодхананды. То, что было пиром для других, для него было лишь жалкими крошками».

00:42:21На према-гандхо ’сти дара̄пи ме харау («Чаитанйа-чаритамрта», Мадхйа 2.45), Радхарани, Махапрабху выражают то же чувство. Мы догадываемся об их положении, каким величайшим голодом они обладали, сильнейшей потребностью.

00:42:36 «Раса-ра̄джа», «маха̄бха̄ва» - дуи эка рӯпа («Чаитанйа-чаритамрита», Мадхйа 8), Кришна сочетает все расы и только Радхарани может извлечь из него махабхаву, Она извлекает нектар Кришны и раздаёт его тем, кто помогает Ей в служении. Радха-дасйам, наша цель под руководством Гуру и Вайшнавов. Гуру-варга, линия Рупануги, необходимость быть подключенными к тому божественному плану служения.

00:43:17 Наш ум склонен отвлекать нас от нашего же блага. Нам нужно поразмыслить над этим. Мы признаём, что наше желание, устремление фактически очень слабое. К тому же мы крайне ограничены во времени на такого рода медитацию. И поэтому большую часть времени мы стараемся занять себя разного рода ответственным служением, что будет для нас очень кстати.

00:44:15 Результатом такой севы станет бо́льшая наполненность ума, бо́льшая способность слышать, говорить и помнить. Такими будут плоды самопредания. Но все подобные устремления в нас пробуждаются, бхактйа̄ сан̃джа̄тайа̄ бхактйа̄ («Шримад Бхагаватам» 11.3.31) в ходе общения с теми, у кого они есть. Их общество дарит нам похожее вдохновение.

Кришна непостижимо прекрасен

00:44:51 Другими словами для возвышенных преданных, для нитйам̇ нава-нава̄йа-ма̄нам, Игры Кришны, всегда ещё более новые и свежие. Кришна непостижимо прекрасен, но в следующий раз Он ещё прекраснее, чем раньше, чем был в прошлый раз.

00:45:23 И мы слышали, Кришна – это Красота собственной персоной и когда Браджа-гопи смотрят на Кришну, Он так красив, что они сами становятся ещё прекраснее. Отчего Он, глядя на них, на их улыбающиеся лица, глаза, подобные лотосам и т.д., от этого Его Красота увеличивается, а это в свою очередь делает их ещё более прекрасными и так до бесконечности. Это соревнование Красоты, очарования и сладости. Это прямо противоположно этому миру, где всё, достигнув своего пика, неизменно начинает угасать. «Увянет краса, словно пышный цветок/ Под сетью морщин в свой назначенный срок/ И свет угасает в потёмках ночных/ И смерть похищает принцесс молодых...». Это лишь поэтический образ пятисотлетней давности, но, я думаю, мысль вы уловили.