Шримати Радхарани и Нитьянанда Прабху

21 мая 2002
Вера - это сияние Шримати Радхарани. Положение Ситы Деви – очень возвышенное и верховное. Рама-лила. Медитации, дзен-буддизм, сахаджа-йога принесут ли пользу преданному? Божественное находится за пределами восприятия ума и интеллекта. Является ли религия препятствием на духовном пути познания Абсолютной Истины? Природа Гададхар Пандита. Для чего нужны описания генеалогического древа династий в Шримад Бхагаватам? Краткое содержание Шримад Бхагаватам. Путь к Гауранге и Радха-Кришне идет через Нитьянанду. Навадвип Дхам - место, где прощаются все грехи.
лекция для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 7
длительность: 01:28:51 | качество: mp3 64kB/s 40 Mb | прослушано: 932 | скачано: 264 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Вера - это сияние Шримати Радхарани

00:02:21 [Госвами Махарадж] Спасибо за то, что позволили быть у вас дома, проводить программу здесь. Мы вам признательны очень за это. Друзья, есть ли у кого-то какие-то вопросы, пожалуйста…
[Вопрос] Сегодня день явления Ситы Деви…[пожалуйста, расскажите что-то о Сите Деви и о Джахнави Деви]

00:03:02 [Госвами Махарадж] Да, сегодня день явления Ситы Деви и Джахнави Деви. И, в целом, нам говорят, что Господь является посредством, или благодаря Своей потенции, Своей силе, Шакти. Природа Кришны описывается, как природа Непостижимого. «Непостижимый» означает здесь, что Его трудно увидеть, трудно понять и трудно воспринимать Его. Настолько трудно, что можно сказать, Он невидим, недоступен для восприятия. Каким же образом мы можем познать Его и понять Его? Посредством Его потенции. В одном месте Шрила Шридхар Махарадж описывает веру, как сияние, свет Шримати Радхарани.

00:04:34 Некий образ может прийти к нам благодаря этому. Образ того, что Она Своим сиянием являет или дает нам увидеть Кришну. Но что это означает в действительности? Какой является суть существа Шримати Радхарани? Самопожертвование. Самоотдание. Она сияет этим светом. И благодаря Ее жертвенности, Ее отданию Себя…свет этого дает увидеть или открывает Кришну.

Положение Ситы Деви – очень возвышенное и верховное

00:05:45 В играх Рамачандры положение Ситы Деви – очень возвышенное и верховное положение. И самой сутью Рамаяны является откровение о славе и величии Ситы Деви. Даже в большей степени, чем Рамачандры. Однозначно, Рамачандра…Его возвышенная природа описана там. Само название этого писания говорит об этом: «Рамаяна».

00:07:19 Когда Шри Чайтанья Махапрабху странствовал по Южной Индии, Он встретил одного брахмана, который был преданным Рамы, рама-бхактой. И этот преданный Господа Рамачандры, медитируя на Него, плакал и выражал свою скорбь о том, что Сита Деви, супруга Господа была похищена этим злодеем и демоном Раваной. Махапрабху встретил его. Этот человек плакал и постился. И он говорил Ему: «Мое сердце разбито. И разбито оно потому, что своей рукой, состоящей из плоти и крови, этот демон Равана коснулся божественного тела Ситы».

00:08:49 Махапрабху отправился в некий храм, где, как было принято в ту пору, хранились манускрипты множества древних писаний. И в их числе было священное писание, называемое Курма Пураной. И в этой Курма Пуране Махапрабху нашел упоминание о том. Там было сказано, что мать Сита никогда не была даже увидена Раваной. Что же говорить о том, чтобы Равана мог прикоснуться, дотронуться до Нее? Некая майическая, иллюзорная, ложная форма Ситы была сотворена, и Равана мог взять эту иллюзорную форму Ситы и похитить ее.

00:10:14 Тогда Махапрабху взял эту страницу изначальной рукописи и сделал копию. По Его просьбе была сделана копия, которую Он поместил на место этой страницы. А тот оригинальный текст Курма Пураны Он отнес этому брахману, для того, чтобы освободить, спасти его от смятения и печали, в которых тот пребывал.

00:10:56 Истина здесь такова, что «апракрита» - имеющее нематериальную, духовную, божественную природу тело Матери Ситы не может быть увидено демоном Раваной, не говоря уж о том, чтобы он мог похитить Ее. Ее Божественный образ, Ее Божественная форма – есть проявление Ее преданности, отдания Себя и жертвенности. И в силу этого, Она была непостижимо, удивительно прекрасна.

Рама-лила

00:11:50 Что требуется от того, кто стремится принимать участие в этой лиле или иметь некую близость к этим играм в мире этой сознательной субстанции? Говорится, что когда Равана похитил Ситу для того, чтобы отвезти Ее на Ланку, в столицу своего царства…по дороге на этот остров, когда Равана пролетал над землей, Сита Деви роняла то нупур (ножной браслет с колокольчиками), то серьгу, то перстень. Чтобы отметить те места, над которыми они пролетали и для того, чтобы Рамачандра в своих поисках мог по этим знакам найти путь.

00:13:35 И некие обезьяны, жившие в лесу, нашли эти драгоценности. И приметили то направление, в котором Она летела. Позже, когда Рамачандра встретил этих обезьян и заключил с ними, так сказать, «союз», они показали Ему свои находки, Ее драгоценности.

00:14:37 И, охваченный переполнявшими Его чувствами, Рамачандра показал эти драгоценности своему младшему брату Лакшману, сказав: «Лакшман, посмотри, что это? Это драгоценности Ситы Деви!» Но Лакшман не мог признать все эти украшения. Единственной драгоценностью, которую Он признал, был Ее браслет. И Рамачандра был удивлен этим. Но причина, по которой Лакшман признал только браслет, была такой: Он никогда не обращал внимания, не опускал Свой взор ниже Ее рук…

00:15:41 [Поправка переводчика] То есть, он видел ножной браслет. Браслет на Ее стопах. Но то, что находилось, скажем, на руках… браслеты на руках, какие-то другие украшения… Он никогда не поднимал Свой взор до этого уровня.
[Госвами Махарадж] Поэтому ножные браслеты он признал. Какого рода качества требуются для того, чтобы находиться в обществе самой прекрасной женщины во вселенной и никогда не поднять взор выше её стоп? Лакшман обладает этими качествами. Тот Лакшман, который позже пришел на Землю, как Нитьянанда. Как супруг Джахнави Деви.

00:17:05 Рассказывается, что этот Нитьянанда Прабху иногда приходил в дом Шриваса Тхакура в своем безумии авадхута. Иногда Он был полностью обнажен. И для того, чтобы утихомирить умы людей, не понимавших этого, Махапрабху взял каупину (набедренную повязку) Нитьянанды и, порвав её на мелкие кусочки, сказал людям: «Если вы будете носить на себе частицы Его одежды, это даст вам полный, абсолютный контроль над чувствами».

00:18:07 Поэтому мы призываем Его благословения на нас. В играх Рамачандры Он является Лакшманом. После смерти Раваны, когда мы ожидаем, естественным образом, радостного воссоединения Рамачандры и Ситы, мы изумлены, мы шокированы тем, что происходит. Поскольку Рамачандра говорит: «Нет. Я не могу приять Ее. Поскольку Она соприкоснулась с Раваной».

00:19:17 Посредством огня Сита пыталась испытать Свою чистоту. И, конечно же, Она прошла это испытание с честью. И затем Она воссоединилась с Рамачандрой. Но позже Она была изгнана, лишена общества того же самого Рамачандры из-за тех замечаний, из-за тех вещей, которые говорили о Ней жители Его царства.

00:20:05 Это игры сладостные и прекрасные. И игры, в которых много боли. Шрила Шридхар Махарадж цитировал строки английского поэта Вордсворта, который говорил: «Самые сладостные и прекрасные песни этого мира поют о самом печальном». Когда Сита Деви, которая была исполнена этой любви… Когда Сита Деви была беременна, и в Ее чреве были два близнеца Лав и Куш, в это время Она была изгнана в лес.

00:21:28 Когда я читал это, я был смущен. Я думал: «Как Рамачандра мог совершить подобное?» И Шрила Гуру Махарадж отвечает на это. Он говорит следующим образом: «Рамачандра был готов пожертвовать Своим счастьем и наслаждением ради блага других». Когда я сказал об этом одному из своих духовных братьев, он согласился со мной, относительно «пожертвовать своим счастьем ради блага других». Но, качая головой, он сказал: «Да, но не Ситой!». В это время я подумал: «Что я могу сказать?»

00:22:38 Но позже ко мне пришел ответ. Именно поэтому Сита Деви занимает более славное положение, чем Рамачандра, Верховная Личность Бога. В Шримад Бхагаватам есть одна мистическая, загадочная шлока. Она таинственна потому, что в равной степени применима как к Махапрабху, к Гоура-лиле, так и к Рамачандре, к Рама-лиле. В этом контексте мы рассматриваем её, как говорящую о Рама-лиле. Рамачандра оставил Свой трон, Свое положение императора, оставил Свое царство и отправился в лес, понуждаемый к этому проклятием брахмана. Для того, чтобы показать принципы истинной религии.

00:25:00 На следующее утро должна была состояться коронация Рамачандры в качестве царя Айодхьи. Махарадж Дашаратха, Его отец, уже устроил Его женитьбу на Сите Деви, а также брак Лакшмана, Шатругны. И все жители этого царства ликовали и радовались, потому что завтра Рама должен был быть коронован. Но одна из цариц, жен Махараджа Дашаратхи, была вне себя от ярости. Мать Бхараты, её звали Кайкея. Махарадж Дашаратха пообещал этой женщине когда-то, что в будущем…он поклялся исполнить любое её желание.

00:26:39 И вечером, накануне коронации Рамачандры она сказала своему супругу, Махараджу Дашаратхе: «Я хочу исполнения твоих обетов сейчас». Каковы они были? Она сказала: «Я хочу, чтобы мой сын Бхарата был коронован на царство. А Рамачандра был изгнан в лес». Махарадж Дашаратха был потрясен. И, тем не менее, пораженный горем словно мертвец, он должен был согласиться с этим. На следующее утро Рамачандра был изгнан в лес.

00:27:57 Когда известия о Его изгнании и лишении царства дошли до Него, были Ему переданы, Он принял их незамедлительно и счастливо. Он был готов тотчас же отправиться в лес. Один. Но Сита и Лакшман были не в силах перенести разлуку с Ним. Они отправились за Ним в лес. И там в лесу они втроем прожили в уединении много лет. И Майя в форме оленя очаровала, заворожила Ситу, и случилось так, что Она была похищена Раваной. Это был необычный олень, некий волшебный, колдовской олень. Благодаря которому была похищена Сита.

00:29:49 И конечно же, Сита сохраняла Свою верность и целомудрие, когда Она была в руках Раваны и его демонического окружения. До тех пор, пока Она не была освобождена Рамачандрой и армией обезьян, возглавляемой Хануманом и Сугривой. Что касается Джахнави Деви, супруги Господа Нитьянанды, то какое-то время она стояла во главе сампрадаи и имела множество учеников. Она является самой известной женщиной-гуру в этой сампрадае.

00:31:11 Сегодня Их день явления, и мы призываем Их благословения на наши головы. В Рамананда-самваде открывается эта истина. Там сказано: «Кто знает науку о Кришне, тот является Гуру. Каково их формальное, материальное, внешнее положение – не имеет значения». Это вопрос Божественной сути, Божественной субстанции, присутствующих в их личности. То, что зовется Кришна-таттвой. Какова истина о Кришне? Эта истина такова: Кришна может быть постигнут и познан только благодаря Его потенции. Поэтому кто знает воистину природу Кришны, те служат Его преданному и поклоняются Его преданному. Другие вопросы? Пожалуйста…Лалита, у тебя есть вопросы?

Медитации, дзен-буддизм, сахаджа-йога принесут ли пользу преданному?

00:33:38 [Вопрос] По поводу различных медитаций, дзен-буддизм, сахаджа-йога…Какую-то полезность можно извлечь из этих лекций? Стоит посещать вайшнавам подобные лекции?
[Госвами Махарадж] Нет. Потому что для йогина или буддиста, обратиться в сторону преданности – значит возвыситься, пройти вперед. Но для преданного обратиться в сторону буддизма или йоги – значит опуститься на позицию ниже.

00:34:48 Об этом говорит Шримад Бхагаватам. Эта истина такова: йога, или буддизм, или любой другой «изм» недостаточен для того, чтобы разрешить самый корень тех проблем, с которыми человек сталкивается в этом мире. Буддистский путь, в лучшем случае, может привести человека к некоему нейтральному состоянию, состоянию равновесия. Он может дать свободу от реалий этого мира, но он не способен открыть человеку доступ в мир позитивной Реальности.

00:35:47 Шри Чайтанья Махапрабху пришел в мир, чтобы принести то, что зовется юга-дхармой, религией этого века. В том же стихе, который был процитирован выше, говорится: «Эти души, пребывающие в майе, в иллюзии, в заблуждениях о себе и о реальности – Махапрабху гнался за ними». И этот Махапрабху провозглашает и утверждает юга-дхарму. То, что рекомендовано для этой эпохи. Три раза повторяется это утверждение: «Только Хари Нам, только Хари Нам, только Хари Нам является путем этого века». И глубинный смысл этих слов «насти эва насти эва насти эва» таков, что ни йога, ни гьяна, ни буддизм, ни любой другой «изм» не являются этим путем.

00:37:48 Это мнение Шри Чайтаньядева, который является юга-аватарой и тем, кто приносит юга-дхарму, религию этой эпохи. И нет времени, которое можно было бы тратить на что-то другое. Слушая тех, этих, других, слушая всевозможные теории и концепции, которые являются изобретением людей, смесью материального и духовного.

00:38:37 Что такое сахаджа-йога? Такой йоги не существует. Но люди, которые слушают о сахаджа-йоге, они просто не знают об этом. Поэтому кто-то может изобрести все, что угодно. Дзен-буддизм. Будда ничего не знал о дзене. Все это – недавних дней изобретения, которые не имеют ни основания, ни некого фундамента в Ведах.

00:39:58 [Вопрос] Махарадж, не могли бы вы обьяснить, что такое дхарма-дваджи?
[Госвами Махарадж] А где это?.. Нужно указать контекст. Есть ли другие вопросы?

Божественное находится за пределами восприятия ума и интеллекта

00:41:48 [Вопрос] [неразборчиво] тот, кто знает таттву Кришны, тот может стать гуру. Кто отвечает за таттву Кришны и как можно стать гуру?
[Госвами Махарадж] Нам говорят, что существуют такие разделы знания, как самбандха-гьяна, абхидхея и прайоджана. Самбандха – это некое фундаментальное основание духовной реализации, постижения духовного. Это означает восприятие истинного положения вещей, восприятие реальности в истинном свете. Прайоджана-таттва означает конечное стремление, цель, плод. То, к чему мы стремимся.

00:43:15 И мы должны понять наше нынешнее положение, где мы находимся сейчас по отношению к тому, куда мы стремимся, к цели. Абхидхея-таттва означает средство, ведущее к достижению этой конечной цели. И на эти три категории духовное знание, в целом, подразделяется. Что касается именно Кришны, то нам говорят о существовании знания (или, как это называется на санскрите – таттвы), истины о Кришне: кришна-таттва, бхакти-таттва, раса-таттва, лила-таттва, према-таттва.

00:44:34 Но, как мы говорили выше, говоря о Сите Деви…эти строки писания означают, что все в духовной реальности обладает природой «чинмой», природой живой сознательной субстанции. Эта субстанция не является физической, она также не является чем-то ментальным. И это не интеллектуальная субстанция. Но духовная субстанция. Это означает, что природа этой реальности, этой субстанции духа находится за пределами того, что доступно восприятию ума и интеллекта.

00:45:30 Это не так, что для нас возможно читать некие книги и затем узнать природу этого. Мы говорим о богооткровенном знании. О знании, явленном в откровении. Знание, истина, явленная в откровении, богооткровенное знание в высшей степени отлично от знания этого мира. Вы можете прочитать некую книгу и обрести некое академическое или интеллектуальное понимание тех или иных вещей. Но, как говорил Шрила Сарасвати Тхакур о таких попытках академического или интеллектуального познания Бога: он говорил, что это подобно тому, как пчела сидит на банке с медом и банка эта закрыта. Пчела может сколь угодно долго лизать банку с наружной стороны, но вкуса меда, который внутри, она никогда не попробует.

00:46:53 Она знает, что мед есть, он внутри. Эта пчела может видеть его и пытаться попробовать его на вкус. Но существует невидимый барьер – стекло. И в этом случае, в контексте того, о чем мы говорим, этим невидимым барьером является ум и интеллект. Они мешают нам испытать вкус подлинной субстанции. И познание вкуса этой духовной сути, того, о чем идет речь, является прерогативой Божественного откровения.

00:47:54 Наши местные, наши частные, наши собственные средства и пути познания этого не могут помочь нам никоим образом. Примером может быть человек, который всю жизнь прожил в пещере. Нет окон. Единственный свет, который он видел в своей жизни – это свет свечки. И он заключен в эту пещеру. Кто-нибудь из внешнего мира может прийти к нему в эту пещеру и сказать: «Слушай, я покажу тебе Солнце!» И человек, проживший всю жизнь в пещере, говорит: «Хорошо, пойдем посмотрим. Но дай мне свечу, чтобы я светил себе».

00:48:50 Его товарищ говорит: «Нет, ты не понимаешь! Свеча не нужна для того, чтобы увидеть Солнце». И человек говорит: «Ты что, сумасшедший? Что можно увидеть без помощи света свечки?» «Нет, ты не понимаешь» - он говорит – «Солнце светит своим собственным светом. И для того, чтобы Солнце увидеть, свечка не нужна».

00:49:31 Когда речь заходит о Боге, о Божественном, мы думаем: «Что может быть познано в этой сфере без помощи ума и интеллекта? О чем вы говорите?» И нам говорят: «Нет, Божественное находится за пределами восприятия ума и интеллекта. Божественное, Бог обладает самосветящейся природой. Он лучезарен Своим собственным светом. Истина – Кришна-таттва.

00:50:22 Это означает откровение о природе Бога, передаваемое по цепи ученической преемственности. Эта ученическая преемственность подобна тому, как в телескопе есть ряд линз, которые позволяют нам увидеть самые отдаленные объекты. Обретая связь с этой преемственностью, мы можем увидеть или обрести некое восприятие и видение реальности. И те, кто способны должным образом представлять эту концепцию другим, доносить её до других – «сеи гуру хои», они являются гуру. Только Кришна, исключительно Кришна являет или открывает Себя кому бы то ни было. Гуру является Его посредником.

Является ли религия препятствием на духовном пути познания Абсолютной Истины?

00:51:42 [Вопрос] Является ли религия препятствием на духовном пути познания Абсолютной Истины?
[Госвами Махарадж] В известной степени – да. Религия также может быть препятствием. В каком-то моменте, с одной точки зрения - это откровение о природе Божественного. Но, точно так же, религия может быть препятствием на пути к этому откровению. Потому что зачастую люди думают, что те представления о Боге, которые присутствуют в рамках той или иной религиозной концепции, являются пределом знания о Нем. Что ничего большего и другого о природе Бога быть не может.

00:53:22 И в этом случае религия является тормозом. Но для того, кто не имеет никаких представлений о Божественном вовсе, никаких религиозных идей, та или иная религиозная концепция может быть полезна. Поэтому все зависит от уровня или степени развития человека. Но само по себе слово «религия» - это западный термин. Санскритское слово – « дхарма». И, хотя слово «дхарма» зачастую переводят, как «религия», но слово «религия» не является полным переводом этого понятия.

00:54:19 К примеру: дхарма сахара – его сладость, сладкий вкус. Дхарма означает «некая врожденная природа». Дхарма воды – её жидкое состояние. На какое-то время вода может быть заморожена, стать льдом. Это означает, что её дхарма на какое-то время видоизменилась. Но, когда лед растает, вода вернется в своё изначальное состояние. И наша дхарма, наша природа, наше естество…поистине, этим естеством и природой является служение Кришне.

00:55:26 Но в настоящее время эта дхарма, эта природа видоизменена или искажена. И мы питаем ложные представления о самих себе. Но благодаря изменению ложных представлений, превращению их в истинное представление о реальности, о природе вещей, изначальная дхарма(природа, естество) может быть возрождена.

00:56:20 В конечном счете, в Бхагавад-Гите Кришна говорит: «Оставь все дхармы, все виды религии, все концепции, все «измы», предайся Мне, имей дело с реальностью, отбрось религию, как таковую». Эти так называемые религии этого мира зависят от обстоятельств, от реалий этого мира. В конечном счете, Кришна говорит: «Источником религий этого мира являюсь Я. Поэтому лучшее, что ты можешь сделать – это предаться Мне прямо. Непосредственно Мне». Что значит «непосредственно» и «прямо»?

00:57:12 Кришна приходит в этот мир через определённое посредничество. Он приходит в мир, чтобы встретить нас, как Гуру. Это удивительное, чудесное, мистическое, таинственное устройство Кришны». Божественная потенция нисходит в этот мир посредством Его преданных.

Природа Гададхар Пандита

00:58:25 [Вопрос] Шрила Шридхар Махарадж, он рассказывает о Гададхаре Пандите…он говорит о нем, как о том, что осталось от личности Шримати Радхарани после того, как Махапрабху взял Ее сияние. Но с другой стороны, я слышал такое мнение, что Божественное не может быть остатком. Как говорит Шридхар Махарадж: ноль плюс ноль это ноль и так далее…Как это может быть? Немножко непонятно…

00:59:48 [Госвами Махарадж] Это очень сокровенный, очень возвышенный предмет. И природу этих реалий не следует понимать в ложном свете, но скорее с тщанием и осторожно они должны быть поняты. Шрила Шридхар Махарадж говорит об особом настроении или духе Шримати Радхарани, известном как бхама-бхава. Он говорит, что Кришна присвоил Себе это настроение, потому что Он хочет видеть глубину и природу этого чувства, этого переживания в Ней.

01:01:06 Шрила Кавирадж Госвами в Чайтанья-Чаритамрите говорит, что Гададхар Пандит…его положение подобно положению Рукмини. Что означает, что это определённое настроение, бхава, чувство сдержанно и подавленно в его личности. Это все очень возвышенные реалии, поэтому они должны восприниматься нами или обсуждаться крайне осторожно, целомудренно, с большим тщанием и глубокомысленно.

01:02:03 Нам говорят, что энергии Господа разнообразны. Это означает, что Его потенция проявляет себя в различных ипостасях. Она проявляет себя, или принимает образ самых разных личностей. В этом красота Сознания Кришны. Лакшми Вайкунтхи, Сита Айодхьи, Радхарани Вриндавана. Это проявления Его потенции. И в этом красота Сознания Кришны.

01:03:10 Если бы мы попытались убрать из картины Их различную природу (имеется в виду природа проявления этой женской ипостаси, женского начала Бога), мы бы остались с концепцией брахма-вады, некоего Единства. Вишванатх Чакраварти Тхакур в своих комментариях говоря о шестнадцати тысячах цариц Двараки, говорит: «Кришна обладает шестнадцатью тысячами различных энергий, потенций». И каждая из этих энергий, потенций обладает особой, отдельной и неповторимой природой. С человеческими существами обстоит не так.

01:04:22 Мы можем на основании нашего опыта этого мира пытаться понять, как такое возможно. Но это возможно, поскольку это Верховная Реальность, которая исполнена многообразия в самой Ее природе. Более того, эта Реальность является личностной на каждом шагу, в каждом мгновении. В каждом отношении, в каждом аспекте духовного эмоционального спектра, спектра духовных эмоций.

Для чего нужны описания генеалогического древа династий в Шримад Бхагаватам?

01:05:44 [Вопрос] В Шримад Бхагаватам дается очень много имен Махараджей, их детей, имен очень много…я понимаю, что это - преданные, читать про преданных благоприятно…но, зачем их так много? Или это так же непостижимо для нас, как и природа Господа, и просто надо со смирением это читать?

01:06:52 [Госвами Махарадж] Эта вещь важна для понимания. Шрила Шридхар Махарадж указывал на то, что в Шримад Бхагаватам есть определённые разделы, которые мы можем считать не столь важными и не столь существенными. Они даны для того, чтобы установить некий исторический контекст повествования. То есть, они являются контекстуальными и служат основанием для основной сюжетной линии. Поэтому описание династий, генеалогического древа и прочее перечисление имен не столь важно, как описание Бхагаватам относительно цариц Двараки, о которых мы говорили только что.

01:08:14 В одном месте во время наших путешествий мы спросили одну женщину, какова её утренняя садхана. И она сказала: «Каждое утро я повторяю Нараяна-кавачу». Я сказал: «Правда? А откуда к вам пришла такая идея – повторять ее?» Она сказала: «Я прочитала это в Шримад Бхагаватам. Я прочитала в Бхагаватам о том, что кто повторяет имена Нараяны, тот получит такое благо, другое благо…Поэтому я делаю это каждое утро».

01:09:05 И эти вещи…действительно, о них упоминает Бхагаватам. Но это не является существенным. И это также не рекомендовано. Нашим самым главным и существенным писанием является Чайтанья-Чаритамрита. И через свет Чайтанья-Чаритамриты, благодаря свету этого писания более важные положения и разделы Бхагаватам будут явлены нам.

01:09:57 Более того, мы будем обращать внимание на то, что избрано для нас и на что обращают внимание наши ачарьи. Главным образом, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, Гуру всех и каждого. Мы увидим, что есть определённые разделы Шримад Бхагаватам, с которыми знакомы все его ученики, питающие в него веру.

Краткое содержание Шримад Бхагаватам

01:10:42 Поэтому мы понимаем, что повествование Бхагаватам развивается. Первая песнь - вступление. В нескольких первых главах дано преддверие, вступление к Бхагаватам. И также Бхактивинод Тхакур рассказывает, что в видении ему предстал Сварупа Дамодар и объяснил смысл первых трех шлок в понятиях самбандхи, абхидхеи и прайоджаны.

01:11:25 В пятой главе Первой песни Нарада дает наставления Вьясе. И это считается началом Шримад Бхагаватам, основанием Бхагаватам. Вьяса будет медитировать на это, и позднее он расскажет об этих истинах Шукадеве. Шрила Прабхупада говорил замечательно о молитвах Царицы Кунти. Многие замечательные, чудесные стихи и молитвы содержатся там. Молитвы Кунти, затем - Парикшит Махарадж, повествование о нем начинается. И там также приводятся многие замечательные, прекрасные стихи.

01:13:01 В третьей песне – наставления Капиладева, обращенные к Девахути. Те самые истины, которые Шрила Рупа Госвами цитирует в своей Бхакти-Расамрита-Синдху, в начале трактата. Для того, чтобы дать определение природы преданности. Затем, в Четвертой песни есть также многие положения, многие стихи, на которые обращают наше первостепенное внимание ачарьи.

01:13:51 В Пятой песни – учение Ришабхадева, обращенное к его сыновьям. В Шестой песни – история Аджамилы, явление Вайкунтха-нама. Затем история Читракету, чистая преданность. Седьмая песнь – Прахлада Махарадж, Нрисимха-лила. И Его наставления, которые приводятся там. И также множество прекрасных стихов о преданности Гуру и о необходимости следовать Его наставлениям.

01:15:14 Там сказано: «Ты нуждаешься в абхишеке – в омовении себя пылью лотосных стоп вайшнава». Что означает также полное очищение себя от старых представлений, от старой личности и принятие новой природы. Восьмая песнь – лила Ваманадева, Гаджендры. Девятая песнь – Амбариша Махарадж. А в Десятой песне описывается Кришна-лила. Мы говорили об этом сегодня.

01:16:15 Бхактивинод Тхакур обращает наше внимание прежде всего на детские игры Кришны. Не пытаясь рвануться напролом к личностям гопи. Затем, в Одиннадцатой песни – Уддхава-Гита. Двенадцатая песнь – это предсказание наступления Кали-юги, некий синопсис, то есть весь Бхагаватам в кратком виде. И завершение Бхагаватам, заключение.

01:16:55 И этим заключением является не Нараяна-кавача. Эта последняя шлока, последний стих Бхагаватам говорит, на что мы должны обратить первостепенное внимание, что должно быть нашим фокусом, на чем мы должны сосредоточиться: Нама-санкиртана. Это то, что совершают гопи. Все это исходит от них. Вы никогда не увидите, чтобы гопи повторяли Нараяна-кавачу. Может быть, они повторяют, если хотят защитить Кришну. Но не ради своего возвышения. И мы следуем им. И слугам слуг слуг их слуг.

Путь к Гауранге и Радха-Кришне идет через Нитьянанду

01:18:16 [Вопрос] Бхактиведанта Свами Прабхупада постоянно подчеркивал определённое настроение, что путь к Гауранге и Радха-Кришне идет через Нитьянанду…И Шрила Шридхар Махарадж, у него очень много здесь определённых откровений, связанных с Господом Нитьянандой. И есть такое изречение, где он говорит, что Бхактиведанта Свами - это шактьявеша- аватара Господа Нитьянанды. И когда Шрила Шридхар Махарадж уходил из этого мира, он повторял имя Господа Нитьянанды. Можно ли сказать, что этих двух вайшнавов объединяет именно отношение преданности Господу Нитьянанде?

01:20:01 [Госвами Махарадж] Да, так можно сказать. И это особое отношение к Господу Нитьянанде, это справедливо, это всегда можно сказать о подлинных преданных Махапрабху. Если такого рода принятие Нитьянанды отсутствует в ком-то, то здесь есть повод для подозрений.

01:21:16 Как говорит об этой истине Нароттама Дас Тхакур в своей песне: «Без милости Нитьянанды обрести сознание Радхи-Кришны во Врадже невозможно». Гуру Махарадж говорит: «Не знать, кто такой Нитьянанда, не знать величие и славу Нитьянанды Прабху – это всё равно что не знать, кто твоя мать». Кто такой Нароттам Дас Тхакур? Он является автором этой песни, «Шри Рупа Манджари Пада». И он говорит об абсолютной необходимости, об абсолютной потребности в милости Нитьянанды Прабху.

01:22:21 Как Шрила Говинда Махарадж говорит: «Все знают, что Шрила Шридхар Махарадж – это человек Рупы Госвами. И тем не менее, Шрила Шридхар Махарадж…всю свою жизнь мы слышали из его уст: «Доял Нитай! Доял Нитай!» Он всегда говорит о мадхурья-расе. И он завершает это, призывая, опять же, имена Нитьянанды. Говоря: «О, может быть обсуждая эти возвышенные вещи, мы совершили некие оскорбления. Поэтому мы будем призывать имена Нитьянанды Прабху, чтобы восстановить наше уважительное отношение к этим реалиям.

Навадвип Дхам - место, где прощаются все грехи

01:23:28 Когда Гуру Махарадж выбирал место для того, чтобы провести там остаток своих дней, он избрал Навадвип Дхам. Чувствуя себя непригодным, недостойным того, чтобы жить во Вриндаване. Это признак того, кто обладает подлинным признанием и принятием. Тот, кто не считает себя достойным, пригодным. Думать, что Вриндаван является уделом самых возвышенных, освобожденных душ, которые только есть в Бытии. Он является уделом немногих избранных.

01:24:24 Это не так, что все и каждый могут обрести доступ туда. И имеются в виду не просто освобожденные души, но высочайшая секция, высочайшая часть освобожденных душ может войти туда. Гуру Махарадж говорит: «Навадвип рекомендуется для тех, кто несвободен, для неосвобожденных душ». Поэтому мы можем обратиться туда, пойти в ту сторону. И это говорит человек Рупы Госвами.

01:25:03 Кто является Дхамешварой, то есть владыкой обители Навадвипы? Нитьянанда Прабху. Гуру Махарадж не считал поэтому, что: «О! Тогда я поеду в Навадвип!» Нет, он думал: «Я должен отправиться в Экачакру, место явления Нитьянанды Прабху для того, чтобы просить Его благословений, позволения оставаться в Навадвип Дхаме».

01:25:48 Он отправился туда и он молился Нитьянанде, говоря: «Нитьянанда Прабху, Ты милостив, Ты милосерден к самым падшим душам. Поэтому пожалуйста, яви Свою милость мне». И он обрел вдохновение свыше. Потому что вплоть до этого самого момента, он отказывался инициировать кого бы то ни было. И смыслом и сутью этого откровения свыше, этого вдохновения, пришедшего к нему было следующее: Нитьянанда Прабху, как бы сказал ему: «Ты просишь у Меня милости, ты говоришь, что Я спаситель самых падших. Но ты не милостив, ты не хочешь давать свою милость этим падшим. Ты будешь милостив к ним, тогда Я дарую Свою милость им».

01:27:04 Поэтому он основал тогда Шри Чайтанья Сарасват Матх. И он смиренно стал давать посвящение людям. И даже в самой Навадвипе, где он основал Шри Чайтанья Сарасват Матх, в месте, которое зовется Апарадха-бхандженера-пад. То есть место, где все оскорбители могут быть прощены, где они прощаются. Мы видим, что это – подход вайшнава. Того, кто понимает природу Кришна-таттвы. Не может быть движений, основанных на неких прихотях и капризах. Но каждый шаг предпринимается в духе молитвенном, с крайним тщанием и осторожностью. На каждом шагу и в каждом моменте чувствуя себя неквалифицированным и лишенным качеств. Таков путь великих преданных.

транскрибирование: Анастасия Тимонина | Москва | Россия | 20 апреля 2012