Одиночество в духовной жизни

Алматы - 01 January 1999
«Так много вокруг преданных, но никто не может мне помочь». Суть открытия Бойзена. Саморазрушение, необратимые изменения. Умиротворение. Всегда ли достаточно рассказать о своей проблеме. Не оставить в одиночестве… Решит ли проблему «департамент заботы о преданных»? Самоуважение и ложный престиж. Ложное смирение. Три категории преданных. Как уменьшить материальные страдания. Гуру недоволен – это хорошо. Научиться распознавать уловки ума. Проверка на искренность. Преданные и демоны. «Повтори хоть раз Святое Имя». Деградация религий. Есть ли истина в других религиях? Карма, гьяна и бхакти. «Найдите чистую бхакти в своей религии». Фундаментальная истина всех религий. История жизни Энтона Бойзена. Болезнь как конфликт с Богом.
семинар для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 7
длительность: 01:32:30 | качество: mp3 64kB/s 42 Mb | прослушано: 2391 | скачано: 1867 | избрано: 73
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

«Так много вокруг преданных, но никто не может мне помочь»

00:00:00 – [Вопрос, неразборчиво.]
– То есть, можно это обозначить двумя словами: то есть, я хочу это делать, верно?
– [Можно и так. Есть платформа, где это желание я могу...]
– То есть, я могу это сделать. У меня есть знания, и я могу это сделать. И, поскольку человеку нужна моя помощь, то я и хочу это сделать. Итак, прежде всего, я могу, у меня есть знание, и второй момент – человек нуждается в этом, сам спрашивает, сам интересуется. Это побуждает меня, моё желание. То есть, у меня есть возможности и есть желание.

00:01:11 Почему же в случае с преданными иногда не возникает желания?
– [Реплика, неразборчиво.]
– Вот, верно. Прежде всего, может быть, у нас недостаточно знаний, чтобы проповедовать преданным, это сложнее. Преданные все уже знают философию. Он может сказать: «Чего ты меня учишь, я всё это знаю». И другой момент. Мы можем не хотеть этого делать, поскольку преданный может и не обращаться к нам за помощью, такого рода помощью. Чтобы мы ему проповедовали.

00:01:44 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Например, когда человек приходит, новый, как правило, он не скрывает перед преданными себя. Он говорит, что «я жил так, я делал то, я делал это, и теперь я признаю, как всё это плохо». Как бы он открытый, честный человек. Верно? Раскрыт. Преданный, когда совершает что-то дурное, он нарушает, значит, какие-то вещи, правильно? Он закрывается сразу же, он боится, испытывает страх. Это большая проблема. Вот эта скрытность и является проблемой. Тогда, если человек, чем больше человек скрыт, тем труднее помочь ему.

00:02:29 Тут будет описываться психология, что же будет происходить в этом случае с человеком? Если он будет сохранять скрытность. Так, есть разные причины.
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Никто не может помочь. Не испытывает доверия. Вот об этом этот семинар и будет. То есть, что является, как бы, залогом развития этого доверия, как развить эти доверительные отношения правильные. Мы говорим, формула такова этикета, что преданные общаются друг с другом на платформе любви и доверия, правильно?

00:03:09 И вот вопрос: мы часто не чувствуем доверия и любви друг к другу. Поэтому у нас возникает чувство, что мы не можем помочь друг другу. Мы можем помочь друг другу. В атмосфере любви и доверия. Если нет любви и доверия, то нам кажется, что так много вокруг преданных, но никто не может мне помочь.

Суть открытия Бойзена

00:03:36 – [Неразборчиво. И вот это давление внутри – неразборчиво – наставления мы, вот, например не исполняем, и, так или иначе, происходит борьба внутри – неразборчиво].
– Этот Энтон Бойзен. Он сошел с ума, в какой-то момент. Ну, его посчитали таковым. С этого и началась его научная работа. Он пытался понять, что с ним произошло. Себя он не считал сумасшедшим. Если вы поговорите с сумасшедшими, вы убедитесь, что они думают то же самое. Практически никто из них не признает своё сумасшествие. Для них это совершенно реальные вещи, которые они испытывают в себе. Реально, какое сумасшествие? «Просто вы не понимаете меня». Но для обычного человека это болезнь.

00:04:41 И вот этот Энтон Бойзен, он исследовал больных, и религиозных, и нерелигиозных, в различных клиниках. В своей духовной практике. И он выяснил, что все эти вещи – это не проявление болезни. Это конфликт со Сверхдушой. Во всех случаях. Мы должны научиться понимать это именно таким образом.
– [Неразборчиво.]
– Когда человек сошел с ума?

00:05:20 В этом открытие Бойзена. То есть, сейчас, современные ученые, они пришли к тому же самому выводу, который он сделал ещё в 30-х годах. Это тоже новое, одно из новых открытий психологов современных, и психиатров. То, о чем говорил Бойзен в те времена. Что процесс лечения, восстановления человека из таких трудностей не зависит главным образом от метода. От метода лечения. Мало зависит. Можно разные методы применять. Все они будут правильными в принципе. Зависит, главным образом, от одной вещи. От контакта больного с врачом.

00:06:04 В нашем случае то же самое. У нас должны быть такие наставники, квалифицированные, которые могут лечить эти духовные болезни. Это единственное средство. И самое лучшее. Об этом будет речь, чтобы у нас появились такие квалифицированные преданные, появлялись, развивались, учились этому. И чтобы мы, каждый из нас, могли кому-то доверять в своей духовной жизни. Понимаете. Это очень важный момент. Нельзя скрывать все свои проблемы. Через десять лет, через двадцать лет, в какой-то момент мы не сможем больше это делать. Это будет объясняться здесь.

Саморазрушение, необратимые изменения

00:06:47 – [Можно спросить?]
– Да.
– [Вопрос, неразборчиво. Это нормальное состояние? То есть, это духовная болезнь?]
– Нет, не всегда. Это не абсолютное правило, потому что есть моменты саморазрушающие. И необратимые. Тогда уже нельзя помочь. Тогда нужно сменить тело. Ждать перевоплощения.

00:07:21 Есть вещи, которые необратимы. Например, наркомания. До какой-то степени вы можете человека остановить и вернуть, с какого-то определённого уровня. Но есть такая черта критическая, когда вы не сможете помочь ему уже больше. Ничем.

Умиротворение

00:07:45 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Пока не очень понял вопрос. Итак, есть состояние освобождения. Это состояние освобождения, вы уверены?
– [Реплики с места. Неразборчиво.]
– Что это такое? Что вы имеете в виду?
– [Реплики с места, неразборчиво.]
– Это может быть безразличие просто. Или умиротворение. Умиротворение? Итак, это все-таки умиротворение, не освобождение. И что еще?
– [Реплика с места, неразборчиво.]
– Возбужденное состояние.
– [Реплика с места, неразборчиво.]
– То есть, почему так происходит? Почему меняются эти состояние? Из-за влияния гун.

00:09:10 Умиротворение – это две причины: либо саттва-гуна, либо тама-гуна. [Смех.] Либо их смесь, также может быть. Либо смесь их также. И разочарование – это продукт уже раджаса. Продукт раджаса, когда мы что-то делали, и мы не удовлетворены остались. Итак, есть саттва, раджас, тамас, и они вращаются. Поэтому мы чувствуем перемены умонастроения, по этой причине.

Всегда ли достаточно просто рассказать о своей проблеме?

00:09:42 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Если человек рассказывает свою проблему, всегда ли решается проблема? Нет, не всегда. Смотря как он рассказывает и как это воспринимается. Есть психология. Есть психология этих вещей. Равиндра Сварупа Прабху, он рассказывал свой пример, однажды у него была проблема. Это похоже с моим случаем, у меня тоже была однажды проблема, серьезная, в Сознании Кришны. Он ходил с этой проблемой долгое время, а потом подумал: «А почему бы мне не подойти к старшим преданным и не посоветоваться?» Он подошел к одному из старших преданных, который мантру повторял в храме, и рассказал о своей проблеме. И преданный очень возмутился и сказал: «Да ты просто демон, что ты здесь вообще делаешь? Тебе не место в Сознании Кришны с такими проблемами, с такими привычками».

00:10:45 Он говорит: «Это меня шокировало, это меня испугало, и прочее. Это разрушило мою уверенность, были большие проблемы». Некоторые люди по этой причине вообще уходят надолго. А когда возвращаются, их спрашивают: «Ну как, ты был в майе, как, понравилось тебе?» И они снова уходят, ещё на год. [Смех.]

00:11:13 И так же было у меня – я посоветовался с одним старшим преданным, и сказал: «У меня были такие проблемы, такие, такие, такие». Он посмотрел на меня и сказал: «Ну, я надеюсь, ты не уйдешь из Сознания Кришны?» Я об этом даже не думал, чтобы уходить из Сознания Кришны, но он подумал – наверное, я скоро уйду из Сознания Кришны, раз такие проблемы. И мне это очень не помогло в то время, я сделал вывод, что лучше не подходить к старшим преданным. К старшим преданным подходить опасно, я подумал. Лучше не подходить.

00:11:44 Итак, мы остаемся одинокими. А это очень трудно. Это очень невыгодная ситуация в духовной жизни. Самая невыгодная.

00:11:58 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Как быть с выбором авторитета? Прежде всего, мы, преданные, все, мы должны научиться, научиться вести себя с другими преданными. Мы должны приобрести такую квалификацию. Только тогда доверие вырастет друг к другу.

00:12:27 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Да, тогда доверие уйдет. Поэтому, да, мы должны быть квалифицированными. Речь идет о том, что мы должны стать такими людьми, стать такими наставниками для кого-то, и быть… И также у нас должны быть свои наставники. И мы должны научиться быть такими людьми. Вот об этом речь идет как раз. То есть, вы говорите – сейчас нет таких. Вам кажется, что нет таких. Но мы должны стать такими. Все преданные должны стать такими людьми. В большей или меньшей степени.

Не оставить в одиночестве…

00:13:04 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Это не самое… Это, на самом деле, не так уж и важно, решает это нашу проблему, или не решает проблему. Когда мы подходим с кем-то советоваться с какой-то проблемой, и кто-то, скажем, не может дать рецепта от этой проблемы, ничего плохого в этом нет. Это не так уж и важно. Мы можем подойти к другому, который даст рецепт, но мы не можем воспользоваться, например. Воспринять, значит воспользоваться, то же самое.

00:13:53 В этом случае, и в том и в другом случае, результата не будет. И это не является главной вещью. Иногда преданные думают: «Я пойду к тому преданному, и он мне даст совет хороший. Вот он должен, он знает». Они приходят, и он не дает совета, он его не знает точно. Тогда они идут к другому. Просто они хотят найти какую-то панацею, формулу. Но, когда им дают такую формулу, когда до них доходит, что это за формула, они не могут применить ее. Вот эту формулу очень трудно применить.

00:14:27 тринад апи суничена тарор апи сахишнуна – это формула, но применить её ужасно трудно. И в этом случае, что же для нас является авторитетом, какова функция авторитета, а, скажите? Функция наставника? Либо он не знает чего-то, либо он знает, но мы не можем воспользоваться. Тогда какой смысл во всём этом? Смысл в том, чтобы мы не были изолированы от общества. Не были одинокими. Проблемы решает Кришна, все. Только Кришна решает все противоречия в сердце, правда? Вы читали это в Бхагаватам? противоречия решает только Сверхдуша, в сердце.

00:15:08 Наша задача – просто идти этим путем, продолжать идти этим путем, не уходить. Не развивать кайтава дхармы. Не развивать другие отклонения. Нужно просто идти. Для этого нужно быть частью этого движения. Вот, что самое важное. Быть принятым, быть признанным, и мы должны научиться, как это делать друг с другом.

Решит ли проблему «департамент заботы о преданных»?

00:15:34 – Мы очень заботимся о привлечении в Сознание Кришны. Очень заботимся. Все силы бросаем. Но, я понял, Вы ещё вчера сказали, что, вот, сколько лет я проповедую, и каждый раз вижу новые и новые лица. Просто у нас очень много уходит из общества Сознания Кришны. Вот, у нас много департаментов, разных департаментов. И вот, Ваша вот эта лекция натолкнула на мысль. Как вы считаете, должен у нас быть департамент заботы о преданных. Чтобы, вот, он не ушел. То есть, иногда, мы, преданные, как-то чувствуем себя изолированно. Иногда, в некоторых моментах.

00:16:15 – Понимаете, если мы создадим такой департамент заботы, то все будут думать: это их работа, заботиться обо всех. Но, на самом деле, каждый преданный должен проявлять заботу о других преданных. Каждый, все мы должны быть связаны такими отношениями. Все до единого. Департамент не поможет. У карми есть служба – как это называется? – вы звоните туда и все говорите, да, по телефону. Есть такая?
– Да.
– В церквях тоже есть. Но проблемы остаются, потому что человек в том же окружении. Мы должны получать поддержку из нашего окружения.

00:16:57 – [Вопрос, неразборчиво. Ну, человек не ходит некоторое время в храм. Преданного служения у него нет никакого. Может, подойти к нему, расспросить, вдохновить. Может, дать ему служение – например, он сам не может попросить...]
– Ну, есть разные причины этого, поэтому придется по-разному действовать. Иногда полезно для человека жесткое обращение бывает. Бывает такое тоже. Не всегда все решается так мягко.

00:17:30 – [Тогда он может вообще уйти.]
– Иногда это тоже необходимо. Иногда это тоже необходимо.
– [А он вообще уйдет тогда. Может такое быть?]
Кришна в сердце остается, вот в чем дело. Он не может уйти совсем. Есть преданные, которые ушли, скажем, из Движения, из организации, да? Но в сердце хранят наставления духовного учителя, наставления Бхагавад-Гиты. Они остаются преданными при этом. У них просто конфликт вышел с какими-то личностями здесь. Какие-то личные отношения не сложились. Так бывает. Поэтому они должны как бы, в новом качестве вернуться сюда. Поэтому они отходят. Чтобы в новом качестве вернуться в Движение.

Самоуважение и ложный престиж

00:18:23 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Это может зависеть от его деятельности, да. От его успехов также. Платформа самоуважения. И, если у вас есть какое-то преданное служение, и вы успешно с ним справляетесь, это хорошая платформа самоуважения. Да. Это здоровая платформа. Поэтому очень хорошо, когда преданные ответственны и хорошо выполняют своё служение. То есть они будут духовно здоровы также.

00:19:02 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Это, конечно же синонимы, правда? Ложный престиж означает ложное отождествление. Ложное отождествление это также означает материальная природа. Мы себя отождествляем с материальной природой. Я кшатрий. Я брахман. Я мужчина или женщина. Но что это означает? Если я себя отождествляю с телом и с качествами этого тела, я должен следовать этой природе. Понимаете, да? Кшатрий должен быть кшатрием. Брахман должен быть брахманом, и так далее. Мы должны следовать этой природе. Кришна в Гите говорит, что мы должны следовать своей природе. Согласно своей природе. Это и есть платформа самоуважения.

00:19:46 Но мы это делаем для удовлетворения Кришны. Поэтому это уже не ложный престиж. Нельзя сказать, что это только ложный престиж, только из-за ложного престижа мы делаем это. Ложный престиж – когда мы это делаем не для Кришны, когда мы для себя всё это делаем. Это уже платформа ложного престижа. Но самоуважение в этом смысле слова – это просто наша природа, которую мы используем в служении Кришне.

Ложное смирение

00:20:13 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Ложное смирение? Ложное смирение – это обман. Я проявляю внешнее смирение. Но внутри я не являюсь таким человеком. Это ложное смирение. Его очень легко распознать: только внешнее; только внешнее. Один человек приходил на программу, приходил очень долгое время. Ел прасад очень много. Но ничего не делал. Слушал, на киртане танцевал очень экстатично, ел прасад – и ничего не делал. И так каждый день, каждый день. И очень смиренно себя вел. Очень смиренно.

00:20:52 Все подумали: какой смиренный, удивительный преданный: в экстазе танцует, прасад ест очень много. Только ничего не делает, надо занять его. И [неразборчиво] подошел, Прабху: «Почему бы вам не пойти туда и не сделать это?» Он взорвался. Он взорвался, он не мог вынести это. Тут проявилось его истинное положение. Он стал кричать, и говорить: «Как вы тут ко мне обращаетесь? Меня хотите эксплуатировать, использовать». Не мог принять это.

00:21:26 Внешнее смирение – обычно человек просто молчит сидит. И все думают: «Вот, смиренный человек». Потому что он просто молчит. Но что у него в уме делается, посмотрите. То, что он молчит, кстати, это признак не самый, может быть, и лучший. Лучший признак – когда он говорит хорошие вещи. И делает хорошие вещи. Но, если он только молчит, но он не говорит ничего хорошего и не делает ничего хорошего – знайте: в его уме происходит что-то плохое. Это явный признак. В тихом болоте водятся эти вещи.

00:22:00 Поэтому здесь, в этом случае, молчание – не самый лучший фактор. Если он делает хорошие вещи и говорит хорошие вещи, вот, когда он молчит, его молчание – золото. Он духовно прогрессирует, когда молчит, такой человек. Но, если он не делает ничего хорошего и не говорит ничего хорошего, и молчит при этом… Явно что-то задумал, правда? [Смех.]

00:22:31 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Нет-нет-нет-нет.
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Вы должны бояться тех машин, которые едут на вас, а не которые где-то едут по трассе. Не так, что где-то машина на трассе выезжает, и вы вздрагиваете. Это что-то не то. Нет, нужно остерегать тех машин, которые едут на вас. Те желания, которые непосредственно к вам имеют отношение какое-то, они опасны. Но те желания, которые мелькают повсюду, не так важны. Это просто ум неконтролируемый.
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Те желания, которые очень близки к нашему сердцу, вот за ними нужно следить. Факт.

Три категории преданных

00:24:00 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Уходит что?
– [Вопрос, неразборчиво.]
– А свои преданные уходят. Да, нужно сделать так, чтобы не уходили. Чтобы меньше уходили. Всегда будут уходить. Есть разные категории преданных. Первая категория: уходят при первых же трудностях, сразу же. Все хорошо до первой трудности только. При первой трудности – сразу уходят, тут же.

00:24:40 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Трудно сказать. Может, они верят в Кришну, может быть. Но не настолько, чтобы пожертвовать материальными желаниями, не настолько, нет. Очень поверхностно. Другая категория: терпят какие-то трудности, до поры, до времени. То есть, у каждого есть предел предания, верно? У каждого в сердце есть такой предел, предохранитель, дальше которого мы не хотим предаваться. Не не можем, а не хотим. Кришна знает этот предел. Если бы Он сразу потребовал над этим пределом, мы бы сказали: «Нет, нет, нет, нет!» Но Он знает.

00:25:19 Но, тем не менее, этот предел, он мешает, ведь так? Поэтому Он доводит до этого предела, и напряжение мы такое чувствуем: жжжж… Напрягаемся, у нас все плохо, все странно. Все было хорошо – и вдруг так все превращается. Потом снова спускается все. Снова опять хорошо. Не надо предаваться, опять. До этого предела не доходит – и все хорошо кажется. Мы преданные. Но Кришна снова этот предел раздвигает, Он хочет раздвинуть этот предел. И, вот, есть преданные, которые доходят до этого предела, и не могут преодолеть это. «Нет, это мой предел», – они говорят, – «дальше я не могу идти, нет, это слишком для меня, чересчур». (Вот, видите. [Смех.] Это другая категория.)

00:26:07 И третья категория – которые могут терпеть вот эти вещи и продвигаться. Вот это вайшнавы. Они преследуют только одну цель и не отклоняются никуда. И могут терпеть всё, что угодно. Даже вот этот предел. На пределе могут идти.

00:26:32 Поэтому есть три категории. Всегда кто-то будет уходить куда-то. Но, даже когда он уходит, он должен знать такую вещь – что преданные не отвергли его. Понимаете, да? Он не должен уходить с таким чувством, это наш долг. Тогда этот человек благоприятно расположенным к Движению остается, понимаете, в чем дело? Он по сути – преданный. Это наш человек. Просто у него проблемы. Вот в таком духе все должно быть. Таким образом мы можем сделать преданными всех. Практически всех.

00:27:19 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Помощь извне нужна всегда. Всегда, ежедневно помощь нужна. Кто-то должен нам напомнить – или мы кому-то должны напомнить – о душе, о Кришне, о нашей санатана-дхарме, о нашем извечном долге, и чтобы у нас были силы служить Кришне продолжать каждый день. Каждый день нам нужна какая-то помощь и поддержка. Шраванам, киртанам – это общение с преданными. Каждый день мы получаем такую поддержку.

00:27:56 Но даже этого бывает недостаточно, так? Нужна ещё личная поддержка. Мы хотим, чтобы к нам ещё лично кто-то подошел и поддержал нас. Каждый человек испытывает такие потребности.

Как уменьшить материальные страдания

00:28:13 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Просто человек высыпается. [Смех.] Это правда. Мы очень зависимы от этих вещей. Он просто высыпается, и ему лучше становится, и все. Мы говорили об этом как-то, да? Что, если мы отрегулируем сон и еду, у нас страданий будет гораздо меньше, чем мы имеем сейчас.

00:29:11 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Иногда, если не поешь, то ходишь раздражительный. И когда человек переедает, тоже раздражительный становится. Если регулярно переедает, тоже раздражительный. Поэтому нужно отрегулировать питание, сон.

00:29:28 – [Занимаясь йогой.]
– Да, занимаясь йогой. Уменьшаются страдания таким образом. Раздражение – это результат какого-то вожделения. Раздражение – значит, мы либо голодны, хотим есть, или постоянно переедаем. Результат будет одинаковый – раздражение будет, неудовлетворение. До депрессии может дойти. Или прасад каждый день невкусный, не то, что я хочу. Тоже можно до депрессии довести новичков таким образом. До полной депрессии. Да и не только новичков. [Смех.] Я думаю, старые ещё быстрее в депрессию войдут. Новички наоборот, они едят все подряд, в экстазе полном.

00:30:14 – [Вопрос, неразборчиво, о занятиях йогой.]
– Нет, они уменьшатся до какой-то степени, но они не будут уменьшаться дальше.
– [Неразборчиво. Мне вот говорили старшие преданные, что после инициации, когда вот выпирает это ложное эго, это называется … неразборчиво]
– Нет. Здесь также, в этом семинаре будет это объясняться. Почему эти проблемы берутся, откуда они берутся. Из-за Кали-юги – это одна причина, есть ещё одна причина. Мы будем говорить об этом.

Гуру недоволен – это хорошо

00:31:03 Итак…
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Не получается служение?
– [Вопрос, неразборчиво.]
– То есть, вы делаете, но не получается что-то? Но вы искренне хотите это сделать? Нужно просто применить усилия. Все получится. Что-то получится. Это нормально, то, что вы чувствуете. Если вы искренне хотите удовлетворить гуру и Кришну, вы что-то сделаете хорошее. Да, здесь дело в том, что вы должны просто научиться это делать. Сейчас вы идете таким, трудным путем учения. Вы должны научиться делать хорошие вещи. Не всегда то, что вы захотите, сразу получится.

00:32:09 Это тоже неправильное положение: «Я хочу, поэтому у меня должно получиться». Правильно? Мы должны зависеть от Кришны, а не от своих желаний. Возможно, этому также Кришна учит нас. Если вы хотели удовлетворить Кришну, то кто вам в этом поможет, кроме Кришны? А иначе что получится? «Я удовлетворяю Кришну, значит, я – источник Его удовлетворения». [Смех.] Понимаете, ловушка, ещё одна, кругом ловушки и капканы, и волчьи ямы. И всё равно мы должны смиренными слугами Кришны оставаться.

00:32:41 – [Почему тогда гуру недоволен?]
Если гуру недоволен, это хорошо. Когда доволен – ещё лучше. [Смех.] Но когда он безразличен, вот это самое плохое. Поэтому, если он недоволен – это замечательно. Это создает стимул что-то все-таки сделать. Когда он доволен, тоже хорошо. Но, когда он доволен, мы можем гордиться. А когда недоволен, мы наоборот, становимся смиренными. Что лучше? И то, и другое хорошо, правильно? Это идет, чередуется обычно. Но, если гуру теряет вообще интерес к ученику, знайте: это самое худшее, что может быть.

00:33:23 Шри Чайтанья побил Шриваса Тхакура, палкой. Очень больно причем. И преданные подумали: какая милость! [Гнев Господа Чайтаньи Шривас Тхакур испытал на себе.] И Адвайта Ачарья стал завидовать. «Меня он почитает, кланяется мне, почему Он так со мной Себя ведет?» Он всегда не хотел этого. Господь Чайтанья кланялся ему как ачарье, почитал его. Потому что он по званию старше него. Он его как гуру принимал. Адвайта Ачарья не мог этого переносить. И он завидовал ему: «Вот, если бы он меня бы так побил», о Шривасе Тхакуре. Я был бы полностью счастлив, полностью удовлетворен.

00:34:00 И Адвайта Ачарья придумал. Придумал одну вещь, которая разгневала бы Господа Чайтанью наверняка. Он стал проповедовать философию майавады. Адвайта Ачарья, представьте себе! Не какой-то неофит – Адвайта Ачарья проповедовал. И, представьте, у нас есть духовный учитель, вот, он садится и начинает проповедовать философию майавады. Господь Чайтанья сразу обеспокоился: «Адвайта Ачарья, что-то с ним случилось? Что с ним случилось?» Он проповедовал философию майавады. Он не верил ушам своим, господь Чайтанья. «Я хочу убедиться». Они пошли с Нитьянандой туда.

00:34:39 Они сели перед ним, наедине, и сказали: «Адвайта Ачарья, ты что хочешь сказать? Что мы все Боги?» Адвайта сказал: «Конечно!» [Общий смех.] Так он проповедовал майаваду. Но Господь Чайтанья подумал: «Конечно, это правда. [Общий смех.] Но, если и другие последуют его примеру, такой же проповеди, это нехорошо! Нужно научить Адвайту, чтобы он никогда не говорил такие вещи». И Он стал бить Адвайту Ачарью. Господь Чайтанья, очень сильно, Он даже поднял его и ударил об землю, представьте себе. И Адвайта Ачарья улыбался при этом. Он добился того, чего он хотел. [Общий смех.]

00:35:35 Вы никогда не должны впадать в депрессию по таким вещам. Это хорошие, это нормальные отношения с духовным учителем. И почему, собственно, он должен быть всегда доволен? Если бы мы были уже чистые преданные, может быть, да, было бы лучше. Но мы ещё идем этим путем. Нормально, он доволен, бывает недоволен – так мы видим, хорошо мы делаем или плохо делаем. Лучше надо делать или хуже надо делать? Так мы ориентируемся.

00:36:02 – [Вопрос, неразборчиво.]
– В вашем случае, я думаю, не бывает. Но вообще бывает такое, бывает. Не то, чтобы он полностью безразличен, но он ведет себя отстраненно. Отстраненно. Я вам не рассказывал пример, один преданный мне рассказал целую историю, как признал его духовный учитель, наконец. Он сначала был очень отстраненный, всегда очень вежливо к нему обращался. Если он проходил мимо, духовный учитель, и задевал его случайно, он останавливался и говорил: «Извини меня, пожалуйста». И проходил дальше. Это духовный учитель так себя вел с учеником.

00:36:58 А с другими преданными, с учениками, он вел себя как с друзьями. Этот преданный близко служил и не мог понять: «Почему он так ко мне относится? Извиняется, и прочие вещи». А с другими он, там, истории всякие рассказывает по-дружески, и так, запросто общается. И он не пошел сразу к духовному учителю, он пошел к слуге. К опытному. И тот сказал: «А ты приди сам к нему и поговори, спроси, попроси, чтобы он тебя учил, там, как-то больше внимания тебе уделил. Сам, пойди, поговори».

00:37:31 И он остановился, однажды, сказал: «Гуру Махарадж, Вы вот так вот ко мне относитесь, очень почтительно, вежливо, а я не могу это переносить. Вот, лучше бы Вы ругали. И я, вот, хочу Вас попросить, чтобы Вы меня учили тоже. Я тоже хочу быть таким вот Вашим учеником близким». Он попросил его, чтобы гуру ругал его. Давал ему наставления, учил его хорошо. Гуру посмотрел на него внимательно и сказал: «Хорошо, я подумаю».

00:37:59 Ученик ушел и подумал: «Ну, гуру будет думать». Но уже через пять минут гуру позвал его и отчитал, тут же. Он долго не думал. И началась очень трудная полоса в жизни. Очень трудная. На каждом шагу одни недостатки духовный учитель видел в нем. На каждом шагу буквально. Даже как он стакан воды принес, как он посмотрел, как он ходит, вообще. Что он голову чешет и тут же стакан берет, и, там, разные вещи, знаете, если человек делает, и он неопытный.

00:38:28 Началась школа. Он говорил, я хотел убежать от него куда-нибудь. Только не быть под его контролем. Но потом он это все быстро усвоил. Не так это сложно, все это. Что-то надо принести, унести, и, наконец, он всё это запомнил, все его привычки уже изучил и стал действовать безупречно практически. И, когда я стал действовать безупречно, гуру похвалил меня. А потом стал ругать меня за то, что я мог бы сделать плохого. «Вот, ты сделал так. А вдруг получилось бы так?» – говорил духовный учитель. «Да, могло быть. Но это же не получилось, – я думал, – почему он меня ругает? Это же не причина, чтобы ругать меня». Но я терпел. И гуру ругал его, за то, что я ещё мог сделать.

00:39:15 Тогда я изловчился, исхитрился. Стал действовать так, что даже и нельзя было меня уличить в том, что могло бы что-то быть. Гуру оценил, сказал: «Здорово получается у тебя». Но тогда он стал его ругать за то, что он и не делал никогда и не собирался делать. [Смех.] В общем, ни за что просто ругал его. Каждый день за что-то. Но тут уже ученик не мог выдержать. Он думал: «Ну, это уже слишком. Это чересчур. Что это за гуру, а? Что он делает со мной?». Все в нём бунтовало, гуру довел его до этого состояния, когда в нём бунтовала каждая клетка в теле.

00:39:57 И он хотел громко закричать: «Вы же знаете, что это не так! Почему вы так говорите?» Но он молчал. Ему хватило разума молчать. И что он сказал вместо этого? Он просто сдался и сказал: «Гуру Махарадж, это правильно. Я просто глупец и негодяй». И после этого у них установились дружеские отношения.

00:40:20 Гуру испытывает ученика, так же, как ученик испытывает гуру. Мы всегда испытываем гуру, не так ли? Всегда, когда вы слушаете гуру. Вы думаете: «Правильно он говорит или неправильно?» Не так ли? Всегда ученик испытывает гуру. Вы думаете, гуру не может испытывать ученика? Он его ещё больше испытывает.

00:40:43 [Неразборчиво] Махарадж недавно меня испытал. Он позвал меня и сказал: «Чайтанья Чандра, как ты думаешь, преданные устали от марафона уже?» Это было за неделю до окончания марафона. Я говорю: «Ну, наверное, да, они же распространяют книги каждый день». Он говорит: «Ну, может быть, остановить марафон, провести фестиваль, как ты считаешь?» [И на меня смотрел]. Я сказал: «Нет-нет-нет! Надо продолжать! [Смех.] Ни в коем случае!» Ему понравилось это. Так что это имейте в виду. [Смех.]

00:41:36 Когда он спрашивает, это означает, что мы не должны думать только о своих желаниях. Мы должны учитывать также его желания, когда отвечаем. Поэтому гуру советуется со своими учениками. А с другими он вообще не обязан советоваться. Потому что его ученики, они заботятся о его желаниях, знают о его желаниях. Так же как преданные, почему они проповедуют неверующим, атеистам даже проповедают? Потому что понимают желания Кришны, это Прабхупада говорит. Поэтому они проповедуют. Так же и мы когда выражаем своё мнение, мы должны всегда опираться на мнение авторитетов, на их желания.

00:42:15 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Если гуру что-то не уловил, какой-то момент, Сверхдуша знает. Гуру – это же не компьютер. Это не так, что на каждого ученика у него индивидуальный объектив направлен. Это человек с двумя глазами, с двумя ушами, с обычным человеческим телом. Это не компьютер, не какая-то машина. Но через Сверхдушу он знает все необходимое. Все необходимое. Не так, что он должен все знать до тонкостей, это не нужно. Но необходимые вещи, конечно, он знает, достаточно.

00:43:45 Большое спасибо.

Научиться распознавать уловки ума

00:43:48 Семинар. Семинар, конечно, будет посвящен исключительно одним проблемам, духовным. В общем-то, он не предназначен для людей новых или неопытных. Но, кажется, он пробуждает интерес у всех людей, которые имеют какой-то интерес к духовной жизни. Похоже на то. Со временем, если не сразу. И очень много полезного и важного, поскольку речь идет о контроле ума. О том, чтобы избежать ловушек майи. Мы должны научиться избегать ловушек майи. Научиться распознавать ловушки ума. Как распознавать майю в собственном сердце. Как достичь того духовного уровня, который мы желаем, в течение этой жизни, в нашем духовном процессе. Это непросто.

00:44:33 Чем больше мы пытаемся совершать усилия в этом направлении, тем более убеждаемся, что это непросто. Это буквально война с майей, настоящая война, где могут быть раненые и погибшие. И этот семинар – мы просто зачитываем семинар, который был прочитан на фестивале Сухарево, два года назад, Равиндрой Сварупой Прабху. Это духовный учитель ИСККОН, ученик Шрилы Прабхупады. Он также ученый-историк. И мы видим, что он очень хорошо владеет логикой, способностью анализировать, у него такой, научный, ум. Он как бы совмещает эти вещи – духовную практику, и может хорошо это объяснить, систематизировать.

00:45:20 И также он рассматривает книгу христианского священника, который занимался научной деятельностью, исследовал духовные трудности. Сегодня мы как раз об этом будем говорить, что это был за поиск, этого христианского священника, Энтона Бойзена. По мотивам этой книги этот семинар написан Равиндрой Сварупой Прабху, который применил всё, что написано в той книге, к нашему движению ИСККОН. Полностью, в точности применимо, во всех отношениях.

00:45:55 Поэтому эта тема, она очень полезная, именно по этой причине. Не потому, что мы отдаем предпочтение христианству, или чему-то еще. Мы просто берем полезные вещи, которым можно следовать, которые нам могут помочь.

00:46:13 Итак, сегодня мы будем читать вторую лекцию. Принцип будет точно такой же. Мы будем читать абзац за абзацем. Если необходимо остановиться, кто-то может поднять руку, задать вопрос или прояснить какой-то момент, можно в любое время. Это не будет в форме лекции, потом вопросов и ответов, можно будет попутно обсуждать все эти темы.

00:46:35 На чем мы остановились в прошлый раз, кто помнит? Мы проводили семинар. Кажется, никто не помнит… Я тоже не помню.
– На чем мы остановились?
– Да.
– Вы говорили о самообмане, то есть, о платформе самоуважения.
– Нет, мы остановились на другой теме.

00:47:10 – Вы прочитали последний абзац [неразборчиво].
– Мы говорили о природе ума. Помните, да? В конце было. К каким уловкам и трюкам прибегает ум. Это была концовка. В этом семинаре будет подробно это рассматриваться. Как действует ум. Можно спросить, например, почему мы не видим эти трюки ума? В чем проблема? Почему ум может обмануть нас? Почему нужно какое-то знание получить, чтобы просто распознать, как ум действует? Почему я не могу распознать эти уловки?

00:47:54 Обусловленная душа, она обладает недостатками, четырьмя недостатками. Свойство обманывать других. Склонность обманывать есть у каждого. Склонность ошибаться: чувства несовершенны. [Неразборчиво] находятся в иллюзии. Что такое иллюзия? Как мы это понимаем, что такое иллюзия? Иллюзия – источник всех этих недостатков. Но иллюзия, говоря одним словом – это самообман. То есть, мы можем находиться в майе, благодаря нашему желанию наслаждаться. Из-за желания наслаждаться мы хотим в майю. Это и есть самообман.

00:48:39 Каждый хочет иметь какую-то иллюзию своего счастья. Иллюзию своего понимания совершенства и так далее. Каждый хранит какое-то своё понимание, своё отношение, свои ценности. То есть, для того, чтобы обманывать других, необходимо сначала обмануть самого себя. Поэтому, когда мы находимся в иллюзии, мы обманываем других. Это один из моментов, очень важных. Здесь будет рассматриваться, сначала, почему преданные падают жертвами майи. Мы почитаем.

00:49:31 Поскольку я подчеркнул необходимость борьбы, битвы с майей для преданных, Прабхупада сказал, что Сознание Кришны – это война против майи. Именно это написано на моей футболке, вот на этой футболке: «война с майей» написано, «война против майи». Война с майей. Итак, Прабхупада обсуждал этот момент достаточно часто. Я хотел бы прочитать вам один комментарий из Бхагавад-Гиты. Шестая глава, 37-й текст.

Проверка на искренность

00:50:01 В этом комментарии Прабхупады говорит, что у майи есть определённая обязанность. Что это за обязанность? Проверять преданных на искренность. Мы говорим о преданных сейчас. Не о простых людях, о преданных. Почему майя влияет на преданных? Тут есть ответ. Она проверяет на искренность преданных. И Прабхупада называет эту обязанность майи иногда «неблагодарной работой», или «черной работой». В другом месте Прабхупада говорит, что майя обязана держать в материальном мире негодяев.

00:50:38 Другими словами, Духовное царство – это хорошее место, поскольку все негодяи здесь, в материальном мире, а не там. Например, все преступники находятся в тюрьме – ну, теоретически – чтобы все остальные могли жить спокойно, не беспокоясь ни о чем. На самом деле, это комментарий к 37-му стиху, тексту. Арджуна спрашивает в этом стихе: «Что ждет трансценденталиста, который начинает путь самосознания, но снова падает». И Прабхупада говорит в комментарии, что человек может искренне стать на путь самосознания. Но процесс развития знания и практика йоги очень сложны, поэтому, несмотря на постоянные усилия в этом направлении, человек может падать.

00:51:32 По разным причинам. В первую очередь, человек может не обладать достаточной серьезностью. Не относиться достаточно серьезно к следованию процессу. Это один момент. Чтобы продолжать идти по трансцендентному пути. Сам факт того, что мы встали на этот путь, означает, что мы объявляем войну иллюзорной энергии. Соответственно, поэтому, когда бы человек ни пытался вырваться из тисков иллюзорной энергии, она пытается нанести ему поражение, соблазняя его разными способами, даже несмотря на совершение трансцендентного процесса преданного служения.

00:52:15 Другими словами, чтобы подытожить, можно сказать, что майя проверяет искренность преданных. Мы ведем войну с майей, и, когда бы ни начиналась война, всегда будут жертвы этой войны. Конечно, мы должны свести к минимуму жертвы, потери. Этот, первый момент, понятен? Почему преданные могут падать. Мы всегда задаем такой вопрос, когда с кем-то происходит падение. Всегда преданные будут спрашивать: «Почему это произошло?» Это один из моментов.

00:52:49 Преданный может быть недостаточно серьезен к соблюдению обетов, принципов, которые необходимо соблюдать в духовной жизни. Это один момент, очень важный момент. И другой момент, второй момент, который необходимо понять, заключается в том, что повелитель этого века Кали пытается остановить движение санкиртаны. Он также является одним из агентов майи, приспешников майи. И он особенно приходит в беспокойство, когда мы развиваем движение Господа Чайтаньи Махапрабху.

00:53:29 Поскольку на нас влияет век Кали, человек может быть преданным, в действительности, или, точнее говоря, может являться частью общины преданных, но в действительности, он может быть, по словам Бхактивинода Тхакура, Кали-челой. Чела означает ученик. Человек может казаться преданным, но в действительности, он может быть учеником Кали. Бхактивинод Тхакур обсуждает это в одной из песен, которые он написал. И Шрила Прабхупада обсуждал этот момент на одной из утренних прогулок в 1976 году, в Нью-Дели.

00:54:09 Прабхупада сказал: «Стать преданным – это не так-то просто. Это не какая-то дешевка. Не думайте, что просто нарисовав тилаку на лбу, вы стали преданными. Почему вы так думаете?» Затем он цитирует Бхактивинода Тхакура, приводит стих на бенгали, о Кали-чела. «Вот, это последователь Кали. У него тилака, у него кантимала на шее, но в действительности он является учеником Кали. И, поклоняясь Кришне, он занимается сексом с чьей-то чужой женой».

00:54:45 Так что Прабхупада называет такого человека слугой Кали. Он просто поменял одежду. Переоделся просто. Нарисовал тилаку, нацепил малу, или кантималы. Если вы с тилакой и в кантималах совершаете греховные поступки, то вы никакой не преданный. Вы Кали-чела. Чтобы стать преданным, надо потрудиться. Это не так просто. Как говорил Прабхупада, преданный значит совершенный. Прабхупада говорит, что это значит, что он поднялся над влиянием гун материальной природы, материальных законов. И это – преданный. Он находится на уровне брахмана.

00:55:29 Если вы относитесь к этому дешево, легковесно, это означает сахаджия. Просто потому что нарисовал тилаку, надел малу, я вправе называть себя преданным. Это обман, и он нам не поможет. В этой беседе один из учеников говорит Прабхупаде: «Но в этот век Кали обман – распространенное явление. Обман распространен повсюду». Пробхупада отвечает: «Нет, на самом деле все, кто находится в материальном мире, имеют эту склонность к обману. Новое это явление или старое – неважно. Существует четыре недостатка у обусловленных живых существ. И одно из них – это склонность к обману. Так что склонность к обману есть везде, повсюду. Мы должны постараться понять, что Кали не дремлет».

Демоны и преданные

00:56:20 На самом деле, говорится, что в Кали-югу демоны рождаются в семьях брахманов. В одной из лекций Шрила Прабхупада говорит, что демоны приходят в наше Движение, чтобы разрушить его, разрушить это Движение. Они прикидываются преданными, чтобы причинить вред Движению. Так разными способами Кали пытается разрушить нас изнутри.

00:56:45 Даже если мы не являемся демонами сами, Кали иногда может влиять на нас, чтобы мы стали действовать как демоны. Итак, Кали разрушает, точит человека изнутри. Он действует так, чтобы захватить те пути, которые приводят нас к спасению, хочет наложить свою лапу на них, превращая эти инструменты пути спасения в инструменты пути порабощения». Очень интересная мысль.

00:57:15 – А нельзя будет аналогию провести, вот, Кали-чела и, когда демоны проникают, каким образом они изнутри вредят? Чтобы было понятно последнее, чем закончили...
– Здесь вопрос в том, как это проиллюстрировать, как это увидеть. Как демоны внедряются и как они вредят движению. Нужно понять, что демоны и преданные – это не какая-то политическая организация. Эти названия из шастр. Шастры описывают просто природу. Эти названия даются в соответствии с качествами людей. То есть, демоны – те, кто обладают демоническими качествами, а преданные – те, кто обладает божественными свойствами. Так определяются демоны и преданные.

00:58:07 Это не просто какие-то политические партии, где обозначено: вот, это партия демонов, это партия преданных. Они там зафиксированы, зарегистрированы, и им промывают мозги, чтобы поддерживать там дух преданности, а там – дух демонизма. Нет, это природа человека. Куда бы ни попал демон, он будет действовать как демон. Можете промывать ему мозги сколько угодно. Он всё равно останется демоном, пока он обладает качествами демона.

00:58:33 Но, если он меняет качества на качества преданного, он действует как преданный, куда бы он ни попал. Он может попасть к демонам, но будет действовать как преданный. Прахлада Махарадж этому пример, понимаете, да? То есть, это качества; эти качества поддерживаются изнутри Сверхдушой, в соответствии с желаниями человека служить или не служить Кришне.

00:58:54 То есть, мы воспитываемся как преданные, но мы должны достичь Сверхдуши, мы должны стать преданными вот на том уровне, на уровне Сверхдуши. Не на уровне ума, не на уровне одежды и тела, не на уровне даже разума, материальной выгоды какой-то большой. А на уровне Сверхдуши. Такой преданный никогда не падает, никогда не отклоняется с этого пути. И, для того чтобы увидеть, как это происходит, мы должны понять одну вещь. Мы сможем это увидеть, когда избавимся от демонических качеств. Понимаете, в чем ответ, да?

00:59:36 Все мы имеем демоническое воспитание, вот в чем проблема. Практически все. Здесь никто не упал с Вайкунтхи случайно. В эти районы падают из других мест. Мы должны видеть вещи, какими они есть на самом деле. Поэтому в каждом из нас есть преданный и в каждом из нас есть демон. Поэтому речь идет практически о каждом из нас. Поэтому первое, что мы должны заметить – не как демоны проникают сюда, а как насчет меня самого? Каждый из нас должен на себя посмотреть. И когда мы избавимся от этих качеств, мы сможем увидеть, как это происходит. Тогда мы сможем помочь другим людям.

«Повтори хоть раз Святое Имя»

01:00:17 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Господь Чайтанья, да, Он говорил такие вещи. Господь Чайтанья, Он дарил эту милость. Человек мог просто повторить как попугай, но получал всю милость от воспевания Святого Имени в присутствии Господа Чайтаньи. Он говорил: «Повтори хоть раз Святое Имя». Что это значит? «Хоть раз чисто, искренне повтори».

01:00:50 В ведической культуре люди часто повторяют имена Бога. Поскольку даже имена людей, они связаны с этим. Как в нашем Движении, то же самое. Например, моё имя Чайтанья Чандра Дас. Это имя Господа Чайтаньи. Когда кто-то меня зовет: Чайтанья Чандра, он называет имя Господа Чайтаньи. Но Господь Чайтанья не это имел в виду. Он имел в виду: «Повтори хотя бы раз искренне это». То есть обратись через это Святое Имя к Богу. Попытайся осознать, что это Сам Бог, другими словами. Хотя бы раз такую попытку сделай. И, если кто-то искренне хотя бы раз это сделает, это уже преданный, понимаете? Такого человека нельзя считать уже демоном. Полностью [неразборчиво]

01:01:33 Итак, вы заметили, к чему здесь сводится, да, тема? То есть, итак, смотрите, как это происходит. Как Кали действует. То средство, которое должно нас избавить от ложного эго – духовная практика – то же самое средство увеличивает ложное эго. Это знакомая вещь? То есть, духовная практика – это воспевание 16-ти кругов, соблюдение регулирующих принципов, практическое преданное служение, занятость. Эти вещи предназначены, чтобы разрушить ложное эго человека.

01:02:09 Но посмотрите, что происходит в век Кали. Эти же самые вещи являются причиной увеличения ложного эго. Это влияние Кали. И это самая сильная нападка майи, считается. Когда майя действует через духовную практику. Самый сильный выпад.

Деградация религий

01:02:37 И в истории есть немало примеров того, как религии становились инструментом в усилении материальных привязанностей людей, а не в уменьшении или ослаблении этих привязанностей. Мы должны знать, что в нашем Движении тоже существуют подобные опасности. И мы должны знать, какие это опасности. Должны научиться распознавать их.

01:03:01 Кто может вспомнить какой-нибудь пример из истории? Негативный пример. Из истории лучше. Из истории мира. Крестовые походы, да. Крестовые походы, раз. Инквизиция, помните, да, это время? Исламский фундаментализм называется еще. Вот, видите. Есть негативные явления еще? Откуда они берутся? Вот, тут описывается, что происходит. То есть, когда у людей усиливается ложное эго, религиозный процесс становится полностью материалистичным. Инструментом политики, инструментом борьбы за власть, за богатство и так далее. Хотя это все относится к религии. Смотрите.

01:03:48 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Ни одного божественного качества?
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Очень сложно. Очень сложно, если у человека нет ни одного Божественного качества, ходить на все службы. Если он ходит на все службы, то что-то с ним не то, насчет ... Он плохой демон. Неквалифицированный демон. Возможно, он ещё не развил свои качества полностью как преданного, но это уже не демон, нет. Нельзя считать такого человека демоном, ни в коем случае.

01:04:34 Прабхупада сказал, что ничто не может разрушить наше Движение извне. Это Движение можно разрушить только изнутри. Если мы станем слабыми, ослабеем в духовном смысле, мы легко поддадимся влиянию внешних сил.

Есть ли истина в других религиях?

01:04:49 Другой момент, который необходимо обсудить, это вопрос, который задали. Зачем мы обращаемся к исследованиям, работам христиан? И как мы можем узнать что-то новое, ценное для нас, от людей, которые не принадлежат к нашей традиции, к нашей парампаре? Он ставит этот вопрос другим образом. Он переводит этот вопрос в другой, в другую терминологию. Если сказать ясно, к чему он относится: есть ли истина в других религиях? Вопрос к этому относится, правда?

01:05:26 Мы можем не верить, что такое может быть вообще. Что истина может быть в других религиях. Мы знаем, что Господь распространяет духовное знание насколько возможно широко. Дает эту возможность всем и каждому, насколько это возможно. Как утверждает Прабхупада, в Бхагавад-Гите: не следует считать, что аватары появляются только в Индии, только на индийской земле. Господь появляется в бесчисленном количестве мест, в разные времена. И Он говорит, говорит ровно столько о духовных истинах, сколько люди могут понять в этом конкретном месте, в конкретное время.

01:06:08 Таким образом, мы не должны походить на сектантов, которые думают: «Только у нас есть монополия на Истину, только у нас». В этом смысле Сознание Кришны – это всеобъемлющая культура, всеобъемлющее движение. И мы видим на примере Господа Чайтаньи, что Господь Чайтанья встречался с самыми разными людьми, к примеру, с мусульманами, патанами. Он превращал их в преданных Кришны, обсуждая с ними Коран. Таким образом, Сознание Кришны присутствует каким-то образом и в Коране. Мы просто должны знать, как найти его там.

Карма, гьяна и бхакти

01:06:50 Прабхупада учит нас, что веды преподают нам духовное знание, религию на трех различных уровнях. Вот, эти вещи есть только в ведах. Только в ведах это знание классифицировано, систематизировано. Какие это три вещи, какие это три уровня? Карма канда, гьяна канда и бхакти. Карма канда, то есть деятельность, относящаяся к ритуалам ради достижения материального процветания. Гьяна. Гьяна значит отвержение материального мира ради достижения единства с Богом. Они пытаются достичь единства, слияния с Богом, прибегая к умственным измышлениям.

01:07:38 И также есть знание о бхакти, то есть преданное служение Богу. Эти три градации духовного понимания можно обнаружить в различных сочетаниях во всех религиозных традициях. В ведах есть все три: упасана канда, гьяна канда и карма канда. Утверждается, что Господь Чайтанья и Его последователи были в состоянии изучить веды и экстрагировать, извлечь из вед чистую бхакти, отделив её от шелухи гьяны и кармы, поскольку цель вед – чистая бхакти.

01:08:16 Вспомните беседы Господа Чайтаньи и Санатаны Госвами, как он наставлял Рупу Госвами, как он говорил о встрече Рамананды Рая и Господа Чайтаньи. То есть, Господь Чайтанья, Он из всего ведического знания мог выбрать чистую бхакти, найти чистую бхакти. Затем Санатана Госвами, Рупа Госвами описали чистую бхакти. Только чистая бхакти, опираясь не ведические знания. Настолько это было удивительно, настолько это было непостижимо для того времени, что иногда их обвиняли в том, что их писания не соответствуют ведам.

01:08:55 Особенно смарта-брахманы. Смарта-брахманы, они не понимали. Поскольку в ведах есть много ритуалов, много правил, но, с точки зрения бхакти йоги, эти правила и ритуалы не имеют большого значения тогда, когда человек находится в преданном служении Господу. В этом случае не имеют значения все эти правила и предписания, поскольку предназначение всех правил и предписаний – служить Богу, придти к преданному служению. Поэтому, когда человек уже приходит к преданному служению, все эти правила и предписания не играют уже большой роли.

01:09:27 В этом смысле все эти писания, которые оставили последователи Господа Чайтаньи, они были очень революционны по тем временам. Многим было это непонятно. Что это за такая наука, бхакти, чистая бхакти. Не связанная ни с гьяной, ни с кармой, ни с какой мистической йогой. Ни с каким процессом вообще, с материальным. Господь Чайтанья это сделал. И в других религиях говорится в соответствии с местом, временем, обстоятельствами.

01:09:52 Чистая бхакти означает гьяна карма анавритам. Анавритам. То есть полностью свободна от примесей, от следов гьяны и кармы. Так что Господу Чайтанье и Рупе Госвами потребовалось сделать этот момент очень ясным. Что чистая бхакти находится в ведах. Но существуют такие смеси как гьяна-мишра-бхакти, карма-мишра-бхакти, то есть бхакти, смешанная с различными компонентами, с гьяной и кармой.

01:10:26 Когда мне пришла в голову мысль посмотреть на нашу духовную жизнь с этой точки зрения, я уже на протяжении многих лет изучал ведические, различные религиозные традиции, так что мне удалось рассматривать христианство, иудаизм, ислам, буддизм с этой точки зрения. И я мог понять, что во всех этих религиях эти три компонента существуют. Присутствуют гьяна, карма и бхакти. Но в различных сочетаниях, в разных пропорциях, в различной степени. В любом случае они смешаны там.

01:11:04 Вы можете понять, что они присутствуют фактически в каждой религии. В каждой религиозной системе. К примеру, в буддизме особенно выделяется, выражена гьяна, а бхакти не так уж много, не так заметно. В христианской традиции можно проследить отчетливую тенденцию к бхакти, гьяне и карме, ко всем трем. Они почти противоборствуют друг с другом в этой традиции. К примеру, христиане поклоняются Богу, находясь при этом в умонастроении бхакти. Затем он пытается думать о Боге. И при этом сразу скатывается до уровня гьяны. И тогда, поклоняясь Богу, о чем бы он ни думал, он становится имперсоналистом.

01:11:50 – [А вот тут был момент, как раз когда он начинает думать. Это означает, что он не опирается на священные писания, а он сам пытается постигать Бога. Или как?]
– Мы не находим точного описания Бога в других религиозных традициях. Там говорится о бхакти, например. Да? Чтобы человек молился Богу, обращался к Нему. Элементы бхакти есть. И человек делает это. Он тоже приходит в храм, он смотрит на изображения Иисуса Христа, например. Возносит молитвы какие-то, обращается к Нему. Но затем он начинает думать, а какой, кто этот Бог? Что это такое – Бог? И, когда он начинает об этом думать, он становится имперсоналистом. Поскольку вынужден идти путем гьяны здесь. Нет точного знания об этом.

01:12:37 С нами часто происходят подобные вещи. Мы можем обращаться к Кришне, воспевать Харе Кришна. Но у нас потом возникает вопрос: «А слышит ли Кришна это? Как Он к этому относится?» Я не знаю, тут я перехожу на уровень уже размышлений, видите? Тот же самый момент. Поэтому у нас также есть гьяна, законченная гьяна. Она необходима, чтобы чистую бхакти совершать, законченная гьяна. Законченная гьяна приводит к Богу непосредственно. Она дает полное описание Бога, законченная гьяна. В других священных писаниях нет законченной гьяны. Незаконченное знание, говорится, это. Это совершенное знание, но незаконченное просто.

01:13:15 Итак, он становится имперсоналистом, когда он начинает думать, размышлять. Господь остается для него безличным. Это полностью препятствует развитию бхакти в нем. Такое представление о Господе препятствует развитию бхакти. По крайней мере, таков диагноз, который я поставил. Итак, все эти моменты – истинны.

01:13:40 Часть истины можно найти в различных религиозных традициях. Но Шримад Бхагаватам, как говорит Прабхупада, – это аспирантура духовной жизни. Учение Шримад Бхагаватам включает в себя всё, что может содержаться в других учениях, писаниях, и, более того, даже превосходит их все, во всех отношениях.

«Найдите чистую бхакти в своей религии»

01:14:03 Итак, я считаю, что, общаясь с теологами, учеными, философами, то есть с такого рода людьми, я должен пытаться убедить их, не должен пытаться убедить их забыть все и просто стать членами ИСККОН. Их не так-то просто убедить в этом. Но, с другой стороны, я пытаюсь просто научить их, объяснить им разницу между кармой, гьяной и бхакти. И затем пытаюсь побудить их вернуться к собственной религиозной традиции и найти чистое бхакти в своей собственной религиозной традиции, отбросив карму и гьяну. Понимаете, да? То есть, во всех писаниях это есть. Нужно просто найти.

01:14:46 Если они смогут сделать это, они будут подходить все ближе и ближе к нам, с течением времени, конечно. И, таким образом, люди станут более сознающими Кришну. Но мы не сектанты. Когда в лесу Наимишарани собрались мудрецы, они спросили у Суты Госвами: «Что является лучшей религией для всех людей? Есть много религиозных писаний, они отличаются друг от друга, и как же понять, что лучше?». Он ответил, дав описание высшей религии. Он не сказал: индуизм, или буддизм, или христианство. Он не сказал так. Он сказал: «Та религия наилучшая, с помощью которой человек достигает уровня чистого преданного служения».

01:15:31 Затем он дал описание чистого преданного служения, определил его. Он сказал, что это служение Богу, которое свободно от любых мотиваций. Оно бескорыстно и непрерывно. Другими словами, «я служу Богу, не прося ничего взамен. Я просто служу Ему, и это служение само по себе является единственным вознаграждением, которое я получаю. Непрерывное означает, что нет разницы между моей религией и моей жизнью, это одно и то же. Непрерывное служение».

01:16:14 И где бы вы ни обнаружили эти два признака, это бхакти, несомненно: непрерывное и бескорыстное. Я не могу сказать, не могу утверждать, что нам принадлежит монополия на бхакти. Конечно, нигде я не видел этого больше, кроме как в нашем движении. Но я не всё видел на своем веку. Так что возможно, что я чего-то не заметил, и что где-то эта бхакти есть. Так что мы не присваиваем себе исключительное право на истину, говоря, что все остальные просто заблуждаются, а истина только у нас.

01:16:49 Когда я прочитал книгу Энтона Бойзена, я понял, что этот человек был ближе к нам, и ближе к Христу, чем большинство христиан. Если бы христиане следовали по стопам этого человека, они стали бы лучшими христианами. И они стали бы также более сознающими Кришну. И тогда они смогли бы понять то, что говорим им мы. Итак, это некоторые из причин, которые заставили меня обратиться к этим книгам, не принадлежащим нашей традиции.

01:17:31 Какие-то вопросы появились?
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Объяснение? Что такое непрерывное преданное служение? То есть нет разницы, нет различия между моей религией и моей жизнью, да? То есть это, в нашей терминологии, принцип ачары. Мы следуем тому, чему учим, да? Наше учение – это наша жизнь, наша практика. Не так, что учение, мы говорим одно, а делаем другое.

01:18:06 – [Вопрос, неразборчиво.]
– А?
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Еще раз вопрос.
– [Вот, вы говорите о незаконченности религии.]
– Нет, не религия является причиной того, что люди находятся на определённом уровне. Религия дается в соответствии с уровнем людей, наоборот. Почему человек ходит, скажем, в четвертый класс? А кто-то ходит в восьмой класс. В чем причина? Причина не в том, что это из-за четвертого класса он находится там. А причина – его уровень знаний, определяет его класс, куда он должен идти, какое образование должен получать. Религия дается в соответствии с уровнем сознания людей. В соответствии с местом, временем и обстоятельствами.

01:19:05 – [Вопрос, неразборчиво.]
Законченное знание бхакти – оно противоречит всем материальным потребностям человека. Противоречит. Мы знаем это. Полностью противоречит. Основа материального существования – это сексуальная жизнь. Полностью противоположная вещь, духовной жизни, абсолютно в другом направлении. И Шримад Бхагаватам, она разрушает эту концепцию сексуальной жизни. До самого основания. Ни в какой религии вы этого не увидите, до такой степени чтобы это было. Непримиримо ни к каким материальным проявлениям, никаким недостаткам. Отвергает все религии, преследующие материальные цели, говорится, кайтава дхарму.

01:19:47 сарва дхарма паритьяджа, оставь все религии, говорит Кришна. Все. Сарва – все, вообще все. мам экам шаранам враджа – предайся Мне одному. Очень категоричное заявление. Готовы люди к такому знанию? Большинство – нет. Даже большинство преданных ещё не готово к этому, посмотрите. Мы ещё только готовимся к этому преданию. Большинство из нас преследует страх предания. И здесь просто будет описываться, почему, с чем это связано.

Фундаментальная истина всех религий

01:20:19 Итак, в своих исследованиях он понял, что фундаментальная истина, которую описывают данные человечеству религии, является истиной, которая присуща самому глубинному уровню человеческой психологии; которая лежит в основе человеческой психологии. Итак, это соответствует нашему пониманию также. Мы говорим, что преданное служение – естественная склонность живого существа. Знаем мы об этом или нет, мы все – преданные.

01:20:54 И наши жизни даже на неосознанном уровне представляют собой своего рода спектакль, в котором разворачивается это представление. Мы поворачиваемся к Богу или отворачиваемся от Него. Вот это происходит в глубине жизни каждого человека. Некоторые знают об этом, некоторые – нет. Понимаете смысл, в чем дело? Все живые существа, все до единого, они – души, принадлежащие Кришне, то есть Богу, скажет любая религия об этом. И религии описывают самую суть этой души. Самую глубинную психологию живого существа.

01:21:33 И Прабхупада говорит то же самое. Что Сознание Кришны – это изначальное сознание, естественное сознание, дремлет в сердце, в самой его глубине, в самой глубине сердца. И, знает человек об этом или не знает, но, когда он действует как частичка Бога, он становится частичкой Бога. Даже если он в невежестве. И когда он действует, в своей деятельности иногда он поворачивается к Богу, осознанно или нет. А иногда отворачивается от Него, осознанно или нет. Понимаете, что происходит в жизни? В жизни он так много всего делает, но по сути – только две вещи он делает: либо он поворачивается к Богу, либо отворачивается от Него. К тому Богу, который находится в сердце каждого живого существа. Он же, этот Бог, является свидетелем всех его поступков. Некоторые знают об этом, некоторые – нет.

История жизни Энтона Бойзена

01:22:26 Итак, Бойзен обнаружил, что он может доказать это на практике, экспериментом. Его книга «Исследования внутреннего мира» была опубликована в 1936 году. Бойзен был воспитан в очень консервативной христианской общине. Какие-то пресвитерианские протестанты, тут написано. Я не знаю, кто это. Его отец, дед, все были священниками в этой традиции. Что-то вроде брахманической семьи. Так что у него было очень строгое воспитание, и он полностью принимал это воспитание.

01:22:59 Но, в то же время, он был образованным человеком, он получил современное образование. Поэтому он попал под влияние научных идей, научного образа мыслей. Но в своей собственной жизни у него была такая неразрешенная проблема, конфликт. Что с ним произошло? В 1920 году или в 1921 году он посещал школу, где подготавливают священников. И ожидалось, что ему дадут какое-то положение в церкви. Но он попал не в церковь, а в психиатрическую лечебницу.

01:23:37 Вот с этого все началось у него. Ему поставили диагноз: шизофрения. У него были видения, он слышал голоса, видел внутренние миры, видел конфликты Бога и Сатаны. И всё это описывал. Поэтому его поместили в психиатрическую лечебницу. Через несколько недель все эти видения, голоса ушли прочь. И он обнаружил, что он вполне нормальный, в обычном смысле. Но ему было сложно убедить в этом других. Размышляя над происшедшим, он понял, что на самом деле это был духовный кризис, который достиг такого апогея, что привел к серьезным отклонениям в поведении, таким как голоса, трудности восприятия окружающей действительности, размышления о вечной борьбе между добром и злом. Он понял, что это был процесс духовного исцеления.

01:24:30 Интересный человек, смотрите. Кстати, вы встречали такие психические расстройства у животных? Нет? Нет! Интересный момент. Есть серьезное отличие человеческой жизни и животной жизни. То есть, он понял, что это было духовное исцеление. Его беспокоили сильные половые желания, которые он не мог даже понять или объяснить. Это были, с его точки зрения, совершенно неприемлемые желания. И, тем не менее, эти желания были по-прежнему в его сердце. В конце концов у него произошел кризис.

01:25:08 Когда он вышел из этого кризиса, он почувствовал, что его личность была как бы разобрана на части и затем собрана в другом порядке, на более высоком уровне. Так что нервный кризис, который с ним произошел, на самом деле дал ему благо. Пока он находился в психиатрической лечебнице, он вел наблюдения за пациентами, которые находились рядом с ним. И увидел, что и они, по всей видимости, проходят через тот же процесс, через те же испытания. Но их фундаментальные проблемы были также духовного характера, хотя их определяли как безумных, сумасшедших.

01:25:52 У него появилась новая идея. Мы почитаем несколько предложений из его книги, из введения к его книге. Цитата: «Особенной чертой этой книги является её попытка изучить опыт внутренней борьбы, внутреннего поражения, внутренней победы в свете друг друга. Эта книга берет своё начало в предположении, что существует важная неоспоримая связь между острыми ментальными расстройствами функционального типа и теми неожиданными преобразованиями характера, которые так видны, так заметны в истории христианской церкви со времен Савла».

01:26:39 Понимаете что-нибудь? Ничего? Другая просто терминология, видите? Он просто пользуется своей терминологией. Мы бы сказали немножко по-другому. То есть он изучает в этой книге, что есть ментальные расстройства, смотрите, да? Отклонения. Психические заболевания, мы скажем так. Да? И есть религиозные переживания. Духовный рост. Или духовный спад, деградация. Понимаете, да? То есть, мы скажем так, что есть люди, которые духовно прогрессируют, есть люди, которые топчутся на месте, и есть люди, которые деградируют духовно.

Болезнь как конфликт с Богом

01:27:23 Так, мы видим? Мы видим. Хотя они об этом могут не знать. Ведь это так? Но мы видим, что причина в этом. Духовная деградация – причина их проблем. И вот эти психические расстройства связаны с этими явлениями, вот и все. То есть он рассматривает психические отклонения не как болезнь, понимаете, в чем дело? Суть этих вещей: существует конфликт между личностью и голосом совести. Вот его идея, вот его открытие в чем. Это относится практически к любому сумасшедшему человеку. К любому человеку, у которого есть какой-то конфликт внутри.

01:28:05 Это конфликт с кем? С Богом, правильно. Знает он об этом или не знает. Вот это его открытие. Большое открытие, правда? Для научного мира это потрясающее открытие просто. Библейский герой, который был сначала противником христианства, а затем стал одним из апостолов. Апостолом Павлом. Вначале он преследовал христиан, а затем внезапно сам стал христианином. Он говорит, что религиозный опыт и умственные расстройства могут подразумевать очень серьезные внутренние перевороты, эмоциональные перевороты и потому – умственные расстройства. Как и религиозные переживания могут представлять собой силы природы, которые вмешиваются, чтобы излечить нас.

01:28:57 Какая ересь, смотрите! Это только начало его исследований. Он приходит к выводу, что определённые типы умственных расстройств и определённые типы религиозных переживаний являются очень похожими попытками внутренней перестройки. Разница между ними – в результатах, к которым они приводят. То есть, суть одна и та же.

01:29:22 Немножко такая, слишком научная здесь тема идет. Но она скоро кончится.
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Громче, громче.
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Вот, как раз мы к этому моменту пришли, что это может кончиться прогрессом. А в другом случае мы можем пасть жертвой майи. И то, и другое возможно. С Бойзеном произошло так, что он получил религиозное откровение, и все было в порядке. Личность его перестроилась на более высоком уровне. Но иногда эти кризисы приводят к тому, что личность разрушается. Так что возможны и такие тоже случаи. Поэтому здесь всё это описывается.

01:30:09 Если бы это приводило только к духовному прогрессу, не нужно было бы вообще всё это описывать. Понимаете, да? Тогда всё, что ни делается – все к лучшему, и нет никаких проблем.
– То есть, получается, что конечный результат, он зависит от правильности поведения?
– Верно.
– Во время этого кризиса.
– Да, мы потом подробно приступим к изучению этой таблицы, где как раз всё это будет объясняться. Различные уровни поведения и результаты.

01:30:39 – [Вопрос, неразборчиво.]
Почему топчется на месте? Из-за материальных привязанностей. Он делает попытки, но попытки, они довольно иллюзорны, потому что он не выдергивает якоря. То есть, он двигает веслами, видно, что он что-то делает. Но в духовной жизни топчется на месте. Как бы, нет прогресса ощутимого. Он сам это чувствует, и другие это могут видеть, что у него какие-то есть трудности свои. Он может придти, вдохновиться и сказать: «О, здорово! Сознание Кришны – это лучшее в мире Движение!» Через два дня увидите, он опять в майе. Да, он такой, нестабильный человек. То есть, есть какие-то причины. Обычно это материальные привязанности.

01:31:26 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Да, материальные желания – это и есть якоря. Это как раз те самые якоря.

01:31:34 Когда эта попытка успешна, и в каком-то смысле приводит к победе, её называют религиозным переживанием. Когда же попытка неудачна, неуспешна, и неопределена, неясна, её называют обычно сумасшествием. Попытка прогрессировать, попытка что-то совершить. Такова его гипотеза, в двух словах. И он начал размышлять над тем, что же ведет к успеху в крайних случаях. Что же ведет к успеху в одном крайнем случае и что ведет к поражению в другом крайнем случае.

01:32:12 В конце концов его родственникам удалось добиться, чтобы его признали нормальным. И он отправился в своё учебное заведение, Гарвардский университет. Он изучал психологию религии и был под большим влиянием идей Уильяма Джеймса. Тут также он описывает его образование, под каким влиянием он находился в то время. То есть, как это повлияло на, вот, те открытия, того времени, современные открытия. Это тоже момент, приведет к интересному заключению, я должен прочитать. Великий американский философ Джеймс написал известную книгу «Психология религиозного опыта».

транскрибирование: Надия Деви Даси | Москва | Россия | 12 December 2013
обработка текста: Бхувана Сундари | Чиангмай | Таиланд | 01 March 2014