Духовный путь и внутренние конфликты

Алматы - 01 января 1999
Чем необычен этот семинар. Трудности в духовной жизни преданных и наше отношение к ним. Об авторе семинара Равиндра Сварупа Прабху. Цели и идеалы общества ИСККОН. Дхарма и адхарма. Высокие стандарты и внутренний конфликт. Не бойтесь поражений в войне с Майей, бойтесь самообмана. Деградация религии. Ищем запасные пути… Как быть, когда опускаются руки. Трудности – это трамплин. Энтон Бойзен. Не топчите платформу самоуважения. «Мудрый подберет золото даже в нечистом месте». Кайтава дхарма. Уловки ума. Угрызения совести. О трансцендентной гордости.
семинар для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 7
длительность: 01:30:05 | качество: mp3 64kB/s 41 Mb | прослушано: 2359 | скачано: 1216 | избрано: 29
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Чем необычен этот семинар

00:00:00 Сегодня мы начинаем не совсем обычный семинар. И я сомневался в том, чтобы проводить этот семинар для всех преданных. Но, кажется, эти сомнения ещё больше заинтриговали всех: «Что это за семинар такой?». Пробудилось ещё больше интереса. Но я не знаю, насколько будет понятен этот семинар для каждого. Хотя, в сущности, я убежден, что каждый что-то получит из него, безусловно. Но этот семинар очень глубоко психологичен. Он требует определённого уже духовного опыта. Поэтому, возможно, кому-то будет это непонятно или даже возникнут вопросы – зачем такие вопросы обсуждать?

00:00:51 Тем не менее, этот семинар был дан Равиндрой Сварупой Прабху, два года назад, примерно, в Москве, в Сухарево, на фестивале. И прошел с большим интересом. Очень необычный. Дело в том, что этот семинар он провел по книге одного христианского священника. Уже это вызвало у преданных недоумение. Много вопросов было только на эту тему к нему. После первой же лекции преданные стали спрашивать об этом: «Почему так? Может быть, нам недостаточно книг Шрилы Прабхупады?» То есть почему, почему он обращается к книгам христиан? Что мы можем взять у них?

00:01:32 Несомненно, он отвечает на эти вопросы этого семинара. Но это лишь какая-то внешняя вещь: христианский священник и его книга. По мере развития мы увидим, что все, что описывается там, совершенно не отличается от нашего опыта и от того, что Прабхупада дает в книгах. Совершенно не отличается. Но просто проводится аналогия.

Трудности в духовной жизни преданных и наше отношение к ним

00:01:55 То есть, очень часто мы критикуем другие религии. И мы говорим, что Сознание Кришны – это истинная религия. Мы знаем: поскольку Прабхупада дал нам это учение, он объяснил его хорошо, доступным сделал: Бога, религию, процесс преданного служения – Прабхупада сделал доступным. Поскольку мы получаем в таком чистом, ясном виде от Прабхупады это все, сначала нам кажется, что мы уже обладаем знанием об этой истине. Это приводит к тому, что мы воспринимаем окружающий мир очень критически. Не так ли? Это наш первый опыт. Очень критически. То есть, люди кажутся все просто карми. Они нечисты. И даже смотреть на них мы оскверняемся. И по сути это правильно. Да.

00:02:48 Но есть интересная вещь. Что через некоторое время опыта, духовного опыта, человек, идущий этим путем – далеко не простым – начинает понимать, что все эти проблемы, которые он видит в окружающем мире, есть в его сердце. И вот это очень интересный момент. Вот с этого уровня, с этого момента, человек сталкивается с настоящими трудностями в духовной жизни. До этого он как бы созерцает просто внешний мир еще, он ещё не видит самого собственно себя. Он не знает, кто он. Он не знает, почему он здесь. Как он попал в материальный мир. Он ещё точно не знает, как из него выбраться. Но ему кажется, что это не так далеко от него. Это начало.

00:03:35 И, когда человек сталкивается с трудностями, есть такая общая тенденция между начинающими преданными – презирать таких преданных. «О! У него проблемы, посмотрите! Это означает, что он совершает что-то неправильно, он… Это закон кармы – он сам совершает какие-то ошибки, он много совершает неправильных вещей. И мы даже видим, какие он совершает неправильные вещи. Поэтому это совершенно справедливо, что он испытывает эти трудности». То есть, есть такой дух.

00:04:08 И те преданные, которые испытывают неудачи, они чувствуют себя очень дискомфортно часто в окружении преданных. Даже когда смотрят в их сторону, они начинают думать: «Почему они смотрят на меня? Наверное, они все об этом думают. Наверное, они вспоминают какие-то мои ошибки». То есть, такой взгляд на вещи. Почему так происходит?

00:04:29 И это одна из проблем, одна из серьезных проблем, которые мы видим в ИСККОНе. Что в конечном итоге, каждый преданный понимает, что стать преданным Кришны не так-то просто. Это не так-то просто. То есть, по мере нашего развития, мы увидим, что между нами и Богом – пропасть. Уттама-адхикари видят это. И, несомненно, мы тоже будем постепенно замечать такие вещи. Что это не так просто, как казалось. Мы сталкиваемся с трудностями.

00:05:06 Итак, когда человек приходит в Cознание Кришны, мы прежде всего, окутываем его своим вниманием. Пришел новый человек. И мы не обращаем внимания на все его недостатки, не так ли? Ведь он пришел с таким количеством недостатков. Но нам совершенно это не интересно. И мы не осуждаем его за это, самое интересное. И он чувствует, что его принимают здесь. Со всеми его недостатками. Просто потому, что он принимает Кришну. Преданные все очень счастливы будут узнать, что кто-то принимает Кришну из новых людей и приходит в храм. И с радостью будут проповедовать, угощать его прасадом, заботиться о нем, приглашать, и так далее. Посмотрите, вот это связывает человека с обществом преданных.

00:05:53 Однако, когда такие трудности приходят уже к преданному, то очень часто он остается в одиночестве. Заметьте. Без поддержки. То есть, здесь, этот семинар, он посвящен тому, как научиться заботиться друг о друге. Помогать продвигаться в духовной жизни, преодолевать внутренние проблемы. Это непросто. То есть мы знаем, что сделать это самому очень трудно. Самому избавиться от собственной проблемы очень трудно, нужна поддержка и помощь. Это великая битва.

00:06:29 И давайте построим семинар таким образом. Я буду зачитывать какие-то моменты, хорошо? И, по мере того, как мы будем читать, мы будем останавливаться и обсуждать какие-то моменты. То есть можно будет даже в процессе чтения поднять руку и спросить что-то, хорошо? Семинар настолько логичен, настолько связан, настолько сжат, что я не могу его укорачивать. Мне кажется, что это не нужно будет делать. Поэтому я хочу зачитывать часть за частью. Мы должны слушать и пытаться обсуждать каждый момент. Я думаю, что каждый момент будет нам понятен, и поэтому постепенно вся картина будет вырисовываться, смысл этого семинара.

Об авторе семинара Равиндра Сварупа Прабху

00:07:19 Сразу есть вопросы? Да, пожалуйста. Подвиньтесь ближе сюда. Итак, этот семинар Равиндры Сварупы Прабху. Это один из духовных учителей ИСККОН. Он также имеет ученую степень, по-моему, историка, насколько я помню. Что-то такое типа доктор исторических наук. (Имеет учёную степень бакалавра по философии от Пенсильванского университета и степени магистра и доктора наук по религиоведению от Темпльского университета). У него много интересных научных статей. То есть, он ученый. И Прабхупада, он дал ему такую санкцию читать разные книги также ученых. Интересоваться этим. Поскольку это касалось служения его, деятельности. То есть, он очень возвышенный преданный и он плюс ко всему ещё вот такой ученый. Очень хороший аналитик и психолог. И мы увидим это, как он все это описывает.

00:08:18 То есть, в этом семинаре будут раскрываться все хитрости ума, которые только возможны в духовной жизни. И постепенно мы будем узнавать это. Узнавать в себе, будем находить какие-то примеры, которые везде есть, несомненно, во всех городах, по всему миру в ИСККОН. Итак, смысл в том, что мы должны научиться заботиться о людях, и даже тогда, когда они уже становятся преданными. К сожалению, мы ещё не достигли таких же успехов в заботе о преданных, каких мы достигли в распространении книг.

Цели и идеалы общества ИСККОН

00:09:00 Сначала я хотел бы поговорить о природе самого ИСККОН. ИСККОН – это общество, нацеленное на самоосознание. Это правда. Так мы понимаем это. ИСККОН – это общество, нацеленное на самоосознание. Цель нашей жизни очень высока. Очень возвышенна. И поэтому она труднодостижима. По этой причине: очень высокая цель, самая высокая цель. Мы хотим выйти из-под влияния гун материальной природы. Мы стали преданными и пришли в ИСККОН, потому что убедились в двух вещах. Как вы думаете, в каких вещах? Что же нас убедило, почему мы пришли сюда?
– Что Кришна – Бог, и в материальном мире нет счастья [неразборчиво].

00:10:03 – Первый пункт в том, что трансцендентность или духовность является высочайшим уровнем жизни. Это раз. Так, можно говорить, что это трансцендентный уровень, о котором речь идет, это высочайший уровень жизни. Это высочайшая платформа, которой вообще можно достичь. Что выше этого ничего не существует. Поэтому мы говорим: вот, это самое лучшее, самое высшее, Cознание Кришны. Так, правильно? Это первый момент. Мы видим, что это самое лучшее; из чего можно выбирать – это самое лучшее.

00:10:36 И второй момент в том, что достичь этого уровня вполне возможно. Вот поэтому мы здесь. Если бы мы были не убеждены, что это вообще возможно, мы бы, может быть, здесь и не остались. Да, уровень существует, но он недостижим. Но он достижим. Прабхупада сделал его достижимым.

00:11:00 Итак, большинство из нас думало, что святые люди – это люди давно минувших дней, правда? Которые жили, возможно, в глубокой древности. А сейчас, в современной жизни мы их почему-то не видим. Но что сделал Прабхупада? Он убедил многие поколения людей в том, что святость – уровень вполне достижимый. Некоторые из нас хотели быть докторами, философами, профессорами. И наше общество предоставляет им такие возможности. Имеется в виду, наше общество – материальное общество, не ИСККОН. То есть, это возможно в таком обществе.

00:11:35 Но Прабхупада дает нам путь, с помощью которого можно стать святыми. И именно это в самом начале привлекло к Прабхупаде в самом начале так много людей. То есть, были религии, правда? До Прабхупады. Были различные духовные лидеры. Но святых людей люди не видели, они не имели такого опыта. Даже среди религиозных деятелей трудно найти святого человека. Мы помним это время. Даже люди говорили, что не бывает такого, святых людей не бывает. Это идиллия, преувеличение сильное. Что в каждом человеке естественно есть положительные стороны и отрицательные стороны. Не может быть идеальных полностью людей. Это противоестественно.

00:12:25 Об этом даже говорили христиане, разве не так? «Мы все грешные, наша природа грешная. И мы не можем быть безгрешными, безгрешен только Бог. Поэтому это даже будет оскорблением, если вы считаете, что вы можете быть безгрешны, такой же как Бог». Я лично встречался с человеком, который такую философию проповедовал.

00:12:51 И здесь описывается пример из жизни Прабхупады. В 71-м году, в 1971-м году Прабхупада приехал в Лондон и посетил клуб, очень какой-то престижный клуб, общество [MINS] называется. И чтобы стать членом этого клуба, очень престижного, нужно быть выше среднего уровня интеллекта. Выше среднего уровня. И там есть тестирование. И по баллам, по определённым очкам проверяют вот этот интеллектуальный уровень людей и отбирают наиболее, наиболее интеллектуальных, самых интеллектуальных. Других не принимают просто. Средних обычных людей и ниже не принимают.

00:13:30 И Прабхупада посетил этот клуб. Конечно, им там заинтересовались с точки зрения этих очков. Но Прабхупада встретился с секретарем этого клуба и разгромил его полностью. Полностью. То есть, секретарь, который проводил эти тесты, понимаете, он был, как бы, эталоном, эталоном этого уровня интеллекта. Прабхупада разбил его в пух и прах. И преданные при этом присутствовали. И они радовались, знаете, сдерживали такой энтузиазм, и смех. И все записывалось на магнитофон. В то время все записывали, что Прабхупада говорит, все-все, подряд.

00:14:10 И потом он должен был ехать в Африку. И уже, прежде чем он туда приехал, они уже отправили запись туда, чтобы преданные узнали об этой встрече очень интересной, как он там разгромил этот клуб. И Прабхупада приехал в Африку, и преданные уже слышали об этой беседе. И он заговорил об этой беседе сам. И он смеялся, он говорил: «Я как царь, никто не может победить меня». Потом он подумал и сказал: «Я всего лишь один». Посмотрите. «Я всего лишь один, но смотрите, что я сделал». То есть, Прабхупада, как бы, смотрите, хвастает.

00:14:51 Но мы видим, что среди друзей Кришны есть такие отношения. Они бросают вызов Кришне, они хвастают своей силой. Они даже с Баларамой могут сражаться. Такие, бесстрашные совершенно. По-моему, Судама это сказал: «По мне, хоть сто Баларам передо мной, все равно. Посмотрите на мои руки, они как засовы на воротах. Что он мне может сделать?» Но это не платформа ложного эго, конечно же. Когда речь идет о Прабхупаде, это совсем не та платформа.

00:15:20 Что он имел в виду? Посмотрите, что он имел в виду? «Никто не может победить меня. Посмотрите, что я сделал». Это был 71-й год, то есть прошло всего четыре или пять лет с тех пор, как Прабхупада приехал в Америку. То есть движению было всего четыре-пять лет. К тому времени у него было около пятисот инициированных учеников. И представьте, столько было ещё последователей неинициированных. «Я всего лишь один. Но посмотрите, чего я добился. Вас уже пятьсот», – сказал Прабхупада. Так он указывал, что он умеет какие-то вещи такие делать.

00:15:56 «Теперь каждый, – он сказал, – из вас должен стать таким же, как я. И, – он сказал, – вы должны стать такими же, как я. И представьте теперь себе, чего мы добьемся, если каждый из нас будет таким же, как я», – сказал Прабхупада.

00:16:23 И, конечно, преданные, они были шокированы, никто не мог подумать, что они могут быть такими, как Прабхупада. Никому даже в голову такое не приходило. Они всегда видели, что это недосягаемый уровень, Прабхупада. Прабхупада не живет в этом мире. Он говорит о Кришне, он думает о Кришне. Все связано с Кришной. Он любит Кришну, он привязан всей жизнью к Кришне. Он ничего другого не знает. Но молодые люди, которые привлекались Прабхупадой, философией Cознания Кришны, у них было так много всяких желаний. И они видели эту разницу, они чувствовали ее. И они думали: «Ну, это Прабхупада, он святой. Это понятно для него. Но мы другие люди».

00:17:06 Но Прабхупада разгромил. Он не хотел этого умонастроения. Он сказал: «Каждый из вас теперь должен стать таким же, как я». И это его приказ, его наставление. Духовный учитель никогда не дает нам невозможных, невыполнимых наставлений. Потому что, когда он дает наставление, с ними вместе он дает нам и милость выполнения их. Если только мы принимаем эти наставления со всей серьезностью.

00:17:41 Итак, в нас вложили этот высокий идеал, к которому мы должны стремиться. Каждый из нас должен стать чистым преданным Кришны. Так, это наша задача. Это то, что от нас требует духовный учитель, правда? Именно этого. Вот именно вот этой вещи. Это цель. И нам не разрешается думать. Отметьте, как нельзя думать, запрещается думать. Если мы говорим о контроле ума, то это означает, что мы должны что-то запретить, а что-то позволить ему.

00:18:13 Если ум начинает думать вот таким вот образом, смотрите: «Прабхупада был чистым преданным Кришны. Поэтому только святые могут быть чистыми преданными. Может быть, вот этот или тот мог стать таким чистым преданным. Но не я. Это не относится ко мне. Насчет чистого преданного – это ко мне не относится. И не большинство из нас, конечно же. Все мы должны знать истину. Что все мы, почти все, никогда не станем чистыми преданными. Это для единиц, это исключительное. Это по милости Кришны исключительно происходит. Это все невозможно на самом деле. В этой жизни. Вот это запрещено думать»

00:18:57 Вы слышали такие проповеди? Правда? Не слушайте такие проповеди. Это и не проповедь. Это не называется проповедью. Это, может быть, похоже на исповедь, но не проповедь. И Прабхупада запрещал думать таким образом. Он говорил: это наша цель. Цель нашего движения – достичь самоосознания. И такая цель должна стоять перед каждым из нас. Перед каждым и перед всеми вместе. Если мы поставим эту цель перед каждым из нас, каждый может её поставить, это будет нашей общей целью.

00:19:41 Появляются какие-то вопросы?
– Вопрос, неразборчиво.
– Я хотел сказать (значит, я неправильно выразился), я хотел сказать, чтобы каждый поставил эту цель перед собой. Мы не можем навязать цель жизни кому-то. Каждый, придя в это движение, должен знать, что цель этого движения – самоосознание. Если он ставит вот именно вот эту цель перед собой, то это движение для него. В этом смысле. И как это проявится? Это проявится в трудностях. Через трудности, через испытания человек пройдет, и выяснится, какую же он цель ставит на самом деле?

00:20:30 – Да.
– Молодой человек ставит перед собой цель, [Вопрос, неразборчиво.]
– Мы об этом как раз и говорим. Но так проповедовать нельзя никому. Это, на самом деле, можно считать оскорблением, потому что Прабхупада, он показал, как мы должны думать. Мы должны следовать за Прабхупадой. Мы не должны спорить с Прабхупадой и противоречить ему. Прабхупада сказал: «Возможно». А мы говорим: «Невозможно, Прабхупада». Прабхупада говорит: «Возможно это», а мы говорим: «Нет, Прабхупада, невозможно. Это только для вас возможно. А для нас невозможно. И вы меня в этом, не убедите, Прабхупада. А я ещё других буду убеждать в этом. Поэтому я – истинный проповедник. Вы со своего уровня просто не понимаете ничего. Вы так высоко и далеко от нас, что вы не понимаете наших проблем. Но я-то знаю лучше наши проблемы».

00:22:13 То есть проповедует ложное эго, поймите. Это оскорбление на самом деле, вот это. Нужно избегать слушать такие проповеди и говорить такие вещи. Мы должны вдохновлять друг друга так же, как это делал Шрила Прабхупада. Точно так же, как это делал он. Нельзя сомневаться в том, что он говорил.

00:22:38 И следующий момент. Мы повторяем 16 кругов Харе Кришна Мантры, соблюдаем принципы, мы даем эти обеты. Для чего, скажите? Или это просто самоцель? Для чего? Чтобы развить духовные качества и вернуться к Кришне. Есть цель, в этом предназначение этой практики. Конечно, Святое Имя – это и средство, и цель одновременно. Но мы должны помнить, что просто воспевание формальное 16-ти кругов недостаточно. Необходимы ещё усилия в развитии качеств.

00:23:19 Так, мы пойдем дальше. Итак, Прабхупада убеждал нас, что это достижимая цель. Конечно же, самоосознание, как мы это понимаем, является неотъемлемой и естественной склонностью живого существа. Самоосознание, стремление к трансцендентности, вмонтировано, вживлено в саму нашу сущность. И на телесном, и на психологическом плане. В истории человечества большинство человеческих сообществ в той или иной мере ставило своей целью достижение самореализации через посредство религиозных традиций.

Дхарма и адхарма

00:24:03 Большинство обществ, социальных объединений каких-то человеческих, они религиозны. Большинство. Всегда так было. К сожалению, современное общество, отклоняется с этого пути. Современное общество нацелено на удовлетворение чувств. И большинство из нас было воспитано в таких условиях. С пеленок нам прививали стремление к удовлетворению чувств. Поэтому современное общество является адхармой.

00:24:34 Санскритское слово дхарма означает «религия», а также «суть». Слово дхарма происходит от санскритского корня дхри. Это означает «поддерживать». Поддерживать существование чего-либо. Дхарма означает «то, что делает вещь такой, какой мы её воспринимаем». Такой, какая она есть. Дхармой сахара, как говорил Прабхупада, является сладкий вкус. Дхарма огня – тепло. А дхарма человека – видеть Бога и служить Ему.

00:25:06 Итак, мы знаем эту истину, это просто напоминание, что самоосознание является естественной нашей сущностью, сутью, дхармой. Если вы не делаете этого сознательно – служение Богу – то вы отклоняетесь с этого пути. Вот теперь заметьте вот этот момент: где дхарма, где адхарма. Дхарма – это сознательное служение Кришне. «Сознательное» означает, что я этого хочу. Это соответствует моим желаниям. Это дхарма. Мы возрождаем свою природу тогда, когда возрождаются духовные желания.

00:25:53 В этом случае дхарма (когда мы отклоняемся) всё равно присутствует. Но проявляется в искаженном виде. Дхарма не может исчезнуть, она неотъемлема от нашего существования. Итак, современное общество отклоняется от этого принципа. И Прабхупада пришел для того, чтобы вернуть нас снова на естественный путь развития человеческой жизни.

00:26:21 Сегодня у нас будет два часа семинар. Но с завтрашнего дня расписание изменяется в храме. Правильно? И лекции будут проходить с семи до восьми, так я слышал. В течение всего одного часа. Может быть, это не очень будет эффективно, но этот семинар мы тогда будем проводить в течение многих дней.
– Вопрос, неразборчиво.
– Дело в том, что расписание храма меняется, целиком. Нельзя. Не знаю, что делать. Нам придется пользоваться этим расписанием: с семи до восьми, больше невозможно.

00:27:04 – Вопрос, неразборчиво.
– До восьми тридцати, как? До восьми пятнадцати. Максимум до восьми пятнадцати можно.
– Вопрос, неразборчиво.
– С без пятнадцати семь?
– Реплики из зала.
– До восьми пятнадцати.
– Реплики из зала.
– Сейчас кто-то предложит: «Почему не с без двадцати семь?» [Смех.] Посмотрим. Завтра я могу подойти к без пятнадцати семь, если все преданные соберутся, мы начнем. Если все будут только заканчивать принимать прасад… Посмотрим.

00:27:50 – Вопрос, неразборчиво.
– Арати. В 18:30 арати начинается. И в семь заканчивается. Поэтому раньше мы не можем начать. Если только мы можем сделать чуть короче киртан, только в этом случае.

00:28:13 Прабхупада был очень честным и правдивым. Он никогда не обманывал никого. Он всегда изъяснялся очень ясно. Он говорил, что самоосознание и удовлетворение чувств несовместимы друг с другом. Это правда. Много можно услышать различных проповедей. Того, как можно совместить чувственное удовлетворение с духовной жизнью. И все это ложь. Чистая ложь.

00:28:41 Вы помните, как в своё время критиковали Радиниши за то, что он проповедовал духовную культуру и имел отношения с женщинами одновременно с этим. Проповедовал этот культ. Это известно было всему миру. И люди принимали это как дхарму. Как нечто возвышенное, духовное, религиозное.

00:29:04 Прабхупада никогда этого не делал. Он сказал ученикам, что «у меня были бы миллионы последователей уже; миллионы, по всему миру, если бы не эти четыре принципа, если бы не эти требования». Прабхупада не шел на компромисс. То есть он сохранял самые высокие стандарты духовной жизни. Самые высокие, максимально. И, конечно, он, безусловно, сам следовал этим стандартам.

00:29:34 Итак, они противоположны и находятся в обратно пропорциональной зависимости – удовлетворение чувств и самоосознание. Пример весов, т.е. прямо пропорциональная зависимость. Если на чашке удовлетворения чувств вес, скажем, поднимается, то уменьшается вес самоосознания. Если увеличивается вес самоосознания, уменьшается вес удовлетворения чувств. Невозможно две вещи одновременно поднять. Пример весов. Это понятно образно.

00:30:13 Итак, от чего-то нужно отказаться: либо от самоосознания, либо от удовлетворения чувств. Эти две вещи несовместимы. И Прабхупада говорил об этом очень ясно, недвусмысленно. И жизнь, каких бы великих религиозных проповедников мы ни изучали, мы везде найдем тот же религиозный принцип. Тот же самый. Иисус, Будда – все говорили об этом. И любая религия в своей высшей форме, в своем высшем выражении учит именно этому.

00:30:49 Но большинству людей сложно принять и понять эти принципы, поскольку как только перед нами встаёт перспектива самоосознания, мы обнаруживаем, что вступили во внутреннюю борьбу, так? Вот мы сейчас подступаем к теме уже семинара. Это то, что мы обнаружим. Если мы примем именно высокие, самые высокие стандарты, вот тут мы обнаружим проблему в нас. Чем ниже стандарты, тем меньше проблем, внутренних. И на каком-то уровне проблем вообще никаких нет, «No problem, - они говорят, – делай все, что хочешь». Никаких стандартов. Т.е. любые твои желания являются твоими стандартами жизни. Это, конечно же, адхарма. Это никакой не религиозный процесс. И в соответствии с этим от животного уровня до самого высокого есть много разных уровней. Шрила Прабхупада дал высший уровень.

Высокие стандарты и внутренний конфликт

00:31:47 Итак, мы сразу обнаружим, что вступили во внутреннюю борьбу, в конфликт, который разгорается в нашем сердце. Мы хотим быть чистыми и свободными от материальных желаний, но наше сердце полно материальных желаний. «Я думаю, я должен стать чистым преданным, а в своем сердце вижу столько всякой грязи». Так мы раздваиваемся, испытываем некое раздвоение личности. Это правда? Кто имеет этот опыт, поднимите руки? Не все... Или все? Почти все. Большинство во всяком случае. Поэтому подтверждено, большинством голосов. Те, кто не имеют такой опыт, конечно, они получат такой опыт, безусловно. Я вам гарантирую это.

00:32:42 Итак, раздвоение личности – первое, с чем мы сталкиваемся, когда становимся преданными Кришны. Мы перестаем чувствовать себя комфортно. Мы вступаем в конфликт с самим собой. Нам кажется, что кто-то смотрит за нами, правда? Верно? Все чувствуют это? А кто это такой? Мы позволили смотреть на себя Кришне. Вот в чем дело. Мы позволили, мы приняли Его в свою жизнь, поэтому Он смотрит. И мы чувствуем это теперь, поэтому мы раздваиваемся. Раньше нас, может быть, совесть не мучила, правда, так? Раньше, может быть, мы даже жили припеваючи некоторые, правда? Не было проблем.

00:33:32 Иногда кто-то из преданных говорит: «Почему вот раньше у меня не было никаких проблем и недостатков, я был порядочный человек. А теперь в Сознании Кришны со мной такое происходит, такие желания просыпаются! Почему так происходит?»

00:33:47 Итак, это раздвоение личности. Кто-то не просто смотрит, но он как бы высвечивает все эти вещи, на которые смотрит. Голос совести. Итак, мы стали чувствовать голос совести. Совесть – это судья, правда? Требует, указывает на неправильные вещи. Какое-то давление мы чувствуем с этой стороны, комплекс неполноценности начинаем ощущать. «У меня нет качеств, – мы говорим, – я самый падший». Иногда мы даже гордимся этим. «Я самый падший». Если другой говорит «я самый падший», вы говорите «Нет, я! Только я самый падший!»

00:34:30 И люди, кстати, это замечают в самом начале и говорят «Раньше ты был другим, ты был более свободным, с тобой можно было о чем-то поговорить, покурить, но сейчас ты такой закомплексованный. То нельзя, это нельзя, туда смотреть даже нельзя, думать нельзя о чем-то. Что с тобой произошло?» Это Сознание Кришны.

00:34:49 И люди, поскольку воспитывались в условиях кайтава дхармы, в условиях удовлетворения чувств, они думают, что Сознание Кришны и это вот раздвоение – плохо.

00:35:00 Иногда мы даже можем думать, что это плохо, то что с нами происходит. Но это не так. Все религиозные деятели прошлого, они знали, что это ждет каждого человека на этом пути. Это вполне естественный и нормальный процесс. Это хорошо. Разделить в себе хорошее и дурное начало, увидеть эту разницу – это необходимо просто. С этого начинается самореализация – отличие материи и духа. Потом нужно идти глубже будет, что гораздо сложнее, конечно же.

00:35:34 Итак, на самом деле это очень хорошо, что мы так раздваиваемся, испытываем раздвоение. И ачарьи говорили об этой двойственности, двойственной природе, которую испытывают преданные. И одна из песен начинается такими словами: «О, ум, какой же ты Вайшнав?!» Мы хотим быть вайшнавами, хотим быть преданными. Но наш ум это почему-то не привлекает. Как если бы мы жили в одной комнате с каким-нибудь скандальным соседом. Этот скандальный сосед – это наш ум. И переубедить, перевоспитать его не так-то легко. Для этого требуется время. И так наша жизнь превращается в пытку. В войну, если мы начинаем вести духовную жизнь. Я не хочу напугать никого этим. Вот поэтому я не хотел проводить семинар для новых людей.

00:36:34 Я вспомнил одну лекцию, очень старую лекцию, где я слышал, духовный учитель говорил, что если бы мы заранее знали, что нас ожидает в духовной жизни в будущем, мы бы не согласились встать на этот путь. Но я думаю, что когда мы так говорим, новых людей это вдохновляет, да? Нет? Потому что я это услышал, будучи новым ещё человеком. И я подумал, что же это за движение такое? Нет, надо посмотреть, надо разобраться, что же там такое? Что-то очень сложное, очень большое, видимо, очень важное. Меня это убеждало в весомости всего этого. Но, тем не менее, это ещё означало также, что это было просто любопытство. Я тогда себе действительно не отдавал отчета. Это факт.

Не бойтесь поражений в войне с Майей, бойтесь самообмана

00:37:24 Итак, это война с Майей. Это не преувеличение. И Майя находится – где? В нашем собственном сердце. Это великая героическая битва с Майей. Все остальные битвы ничто по сравнению с этой. Ничто. Таким образом, этот семинар будет посвящен описанию этой борьбы. И особенно подробно мы будем рассматривать именно те моменты, когда мы проигрываем в этой схватке. Как вы думаете, такое может быть? На каждом шагу это происходит на самом деле. Ведь это же Майя, вы думаете, можно победить её вообще? Кто-то может сказать, что я могу победить Майю завтра? «Сегодня уже достаточно потренироваться, завтра точно!»

00:38:23 Поэтому мы часто будем чувствовать какую-то неудачу. Этот проигрыш в том, что мы скрываем как от себя, так и от других, то поражение, которое терпим в Майе. Вот в чем проигрыш. Такая линия поведения очень непродуктивна в проигрыше. На самом деле, поведение такого вида, источник кайтава дхармы – скрытность. Или обманные религии. Обман и скрытность – это одно и то же. Это и есть суть кайтава дхармы. То есть, когда человек делает вид духовного прогресса, но внутри он терпит одну неудачу за другой при этом. Но внешне пытается показать свой успех. На самом деле все это делают материалисты – внешне они хотят показать свой успех, но внутри у каждого из них огромное количество трудностей и проблем.

00:39:23 А затем мы даже будем рассматривать таблицу. Это очень интересная таблица будет. Я покажу потом, как ей пользоваться, и мы нарисуем, каждый, на листочке, кто ведет записи, запишете. Сегодня мы пока не будем касаться этой таблицы. С завтрашнего дня, мы, видимо… Можно сделать копию. Да, по-моему, возможно. Тут можно узнать все наши состояния психологические, почему, с чем это связано, какой выход. Это по книге Бойзена, этого священника.

Деградация религии

00:40:02 Обманная религия. Когда Кришна говорит «сарва-дхарман паритйаджйа, мам экам шаранам враджа» («Оставь все другие религии и вручи себя Мне»), он имеет в виду именно эти кайтава дхармы, обманные, лживые, т.е. те, которые направлены на материальные цели. Материальные, идущие на компромиссы системы религии. И Бхагаватам начинается такими словами: это писание предназначено для тех людей, которые отбросили эти лживые, обманные религии.

00:40:36 Итак, если мы обратим свой взор к истории религии, мы обнаружим, что в историческом смысле это происходит следующим образом. Приходит аватара или чистая душа, Господь Будда или Иисус Христос. Они устанавливают дхарму, религиозные принципы. И затем, с течением времени религиозные принципы теряют свою чистоту. И Кришна сам говорит об этом в 4 главе Бхагавад-Гиты:

00:41:10 йада йада хи дхармасйа гланир бхавати бхарата – помните, да, этот стих? Он говорит, что приходит снова и снова в этот материальный мир, поскольку происходит «дхарма гланих», или упадок религиозных принципов. Когда приходит Кришна, он устанавливает религиозные принципы, но с течением времени эти религиозные принципы приходят в упадок.

00:41:36 Мы можем подумать, какое это имеет отношение к психологии человека? Вот этот момент, вот этот стих. Но самое интересное то, что это относится и к коллективному явлению, и к индивидуальному также. Мы также можем установить какие-то религиозные принципы, обеты взять на себя, высшие стандарты, но с течением времени они имеют тенденцию приходить в упадок. Вот это называется майя, иллюзия, природа материального мира. С каждым из нас это происходит. Майя в сердце каждого, говорится. Поэтому эту тенденцию упадка религиозных принципов каждый из нас будет ощущать время от времени. Нам приходится снова и снова поднимать те же самые стандарты, которые почему-то постоянно опускаются.

00:42:25 Даже хотя Кришна сам устанавливает религиозные принципы, сама природа материального мира разрушает их, приводит в упадок. Ему приходится снова приходить, снова и снова, чтобы устанавливать эти религиозные принципы. Это происходит везде, во всех случаях, во всех местах. К примеру, в христианстве. Шрила Прабхупада неоднократно говорил и критиковал христиан. Он не критиковал Иисуса Христа или его учение, но он подвергал критике то, что произошло с религиозными принципами его учения с течением времени, то есть те компромиссы, на которые идут теперь его последователи, последователи Иисуса Христа. И Прабхупада критиковал таких христиан.

00:43:15 Я хочу прочитать вам сейчас небольшой отрывок из книги христианского священника, который тоже критиковал таких последователей Иисуса Христа, как делал это Прабхупада. Это очень интересная цитата. Христианский священник, смотрите, что пишет: «Требование совершенного предания себя вплоть до уровня самопожертвования мы можем проследить в христианской доктрине распятия». Т.е. вот есть пример, пример того, как кто-то полностью себя пожертвовал. Предание полное. Самопожертвование.

00:43:55 «И эта чистая доктрина распятия Христа превратилась в то, что мы просто позволяем Ему умереть за наши грехи, но сами при этом не изменяемся, не хотим меняться. В соответствии с этой доктриной, с новым представлением о ней, как её сейчас часто толкуют, Христос пожертвовал свою жизнь ради спасения всех праведных людей, и поэтому заплатил цену, которая даст возможность всем тем, кто уверовал в Него, обрести жизнь вечную. Этот вызов, который бросил нам Христос, в нашем сознании превратился просто в какой-то спасательный круг». Что же говорит этот человек здесь? Иисус Христос сказал: «Возьми свой крест, взвали на себя и следуй за Мной. Это значит то, что Я делаю, Мои поступки должны стать примером для подражания вас всех. Вы должны пожертвовать всем, что имеете, ради служения Богу, и не привязываться ни к чему другому».

00:44:59 Но обычно большинство христиан думают: «Поскольку Иисус Христос уже сделал это, мне этого делать не нужно. Он сделал это за меня». Под этим они понимают спасательный круг, спасительный выход.

00:45:14 Прабхупада клеймил такое сознание, прямо бросая им в лицо слова: «Христос умер за меня – теперь я могу грешить?» Вот что происходит с течением времени. Это один из примеров того, как учение подвергается искажениям. Мы хотим избежать того, что от нас требуется, а требуется от нас стать трансцендентными, осознавшими себя. Нам приятно думать о себе как о трансцендентных, как о самоосознавших себя душах. Но когда речь заходит о наших непосредственных обязанностях, мы почему-то ищем запасной выход, хотим избежать этого. Это источник большинства проблем, с которыми мы сталкиваемся на протяжении истории. И каждый из нас индивидуально. Здесь описывается этот момент скрытности, о которой говорилось. Помните, да? Проблема в том, что мы скрываем. Как скрываем? Здесь описывается, как это происходит.

Ищем запасные пути…

00:46:26 Кстати, какие-то вопросы появляются?
– [Вопрос, неразборчиво].
– Мы занижаем стандарты духовные, поскольку себя отождествляем с телом. Сначала мы думаем о себе, что я трансцендентен. Поэтому мой стандарт тоже трансцендентен, безусловно. Но как только мы увидим недостатки «я не трансцендентен», у меня есть склонность принимать нетрансцендентный стандарт. От самоотождествления. Сначала ложное эго помогает мне, ложное эго мне говорит: «Ты высший преданный, практически уже уттама адхикари практически уже. Ты уже практически трансцендентная личность. Только посмотри на себя в зеркало. Одна шикха осталась. Никаких привязанностей».

00:47:43 Но мы знаем все эти шутки ума. Поэтому мы вдохновлены этой идеей о себе, вдохновлены самим собой на самом деле. И в этом состоянии вдохновения мы принимаем эти высокие стандарты, верно? Замечаем, да, такое вдохновение. Есть такое, когда кажется, трудностей нет. Но постепенно, поскольку мы заняты самоосознанием, мы увидим, что есть недостатки. Это же самоосознание. И тогда мы скажем, не нужно быть фанатиком. Философия немножко будет меняться. Она так начинается: «Не нужно быть фанатиком – сейчас Кали-юга. Никто не может быть трансцендентным. Невозможно». И мы начнем искать какие-то запасные выходы, чтобы просто оправдать свою нечистоту. Вот эта психология будет тут рассматриваться, какие это имеет формы различные.

00:48:37 То есть, нельзя идти на компромисс. Прабхупада говорил, что человек будет прогрессировать, даже если совершает грех. Знаете, когда он будет прогрессировать? Когда он не противопоставляет себя принципам религиозным. Он совершает грех и говорит: «Да, я грешный человек!». Понимаете, он принимает этот момент. Он не противопоставляет себя, свой грех регулирующим принципам. Он не думает, «если я не могу соблюдать регулирующие принципы, значит, они неправильные, эти принципы». Вот это уже отклонение. Об этом здесь речь идет. То есть то, что у нас есть проблема, это не является чем-то необычным, иначе бы мы не родились в материальном мире. Конечно, у каждого есть проблема, это вполне естественно. Это не является чем-то необычным, странным. Отклонение начинается тогда, смотря как, мы решаем эти свои проблемы, в решениях. Продолжать, или будет вопрос?

00:49:46 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Так бывает, со всеми? Так или иначе, бывают такие моменты. Я знаю тоже, и каждый может сказать, что такие бывают моменты. Даже когда я общаюсь с возвышенными преданными, я вижу, что у них тоже бывает что-то подобное. Это нормально, это опять же нормально. Другое дело, как мы решаем эту проблему, когда у нас опускаются руки. Что мы делаем?

Как быть, когда опускаются руки?

00:50:25 – [Реплики из зала.]
– Вот об этом в этом семинаре мы и будем говорить. Суть-то именно в этом, что же делать в этом самом трудном случае. Это, я думаю, это ещё не самый трудный случай, когда руки опускаются. Но вы ещё все-таки стоите на ногах при этом. [Смех.] Самый трудный случай, когда вы уже не знаете где небо, где земля, где руки, где ноги. Когда уже себя ни с чем не можете отождествлять, вообще не можете точки опоры найти – это самый трудный случай будет. Вот тут нужно будет найти Кришну! И как раз об этом семинар. Но не будем забегать вперед.

00:51:08 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Мы увидим, что не только во всех духовных практиках, но даже все люди сталкиваются с этими проблемами. Даже нерелигиозные люди. Это самое удивительное, что можно открыть из этого семинара. Одна из самых удивительных вещей. КАЖДЫЙ человек идет этим путем. Кришна говорит: каждый во всем следует Моим путем. Даже если он идет путем кайтава дхармы. Очень интересно, правда? Сверхдуша находится в сердце каждого человека. Поэтому каждый имеет проблемы со Сверхдушой. Каждый человек. Мы прочитали до этого, что самоосознание как бы вмонтировано в нашу сущность человеческой природы. Неважно, мы кришнаиты, или христиане, или карми. Человеческая форма жизни – она требует этого. Поэтому без исключения у всех людей есть такие проблемы. У всех до единого. Это то, что Бойзен открыл.

00:52:15 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Интересно, что да, иногда возникает желание раствориться, но мы нерастворимы почему-то. Мы никак не можем это сделать, правда? У вас получалось, нет? Не получается. Это не наша природа быть в растворимом состоянии. Мы не растворимы. Это просто желание.

Трудности – это трамплин

00:52:58 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Мы не просим избежать трудностей, мы просим избежать препятствий на пути преданного служения. Трудности – это не препятствия. Это как трамплин. Трамплин для человека, который никогда не прыгал с трамплина, большая трудность. Представьте, он едет на лыжах и вдруг перед ним трамплин. Большая проблема. Настоящая трудность. Он никогда не просил, не заказывал таких вещей. Но для кого-то нет таких трудностей – он прямо смело спускается и выпрыгивает очень далеко.

00:53:50 То есть трудности могут помочь нам. Мы не просим Кришну, чтобы он устранил какие-то трудности. Он должен устранить препятствия в сердце. Царица Кунти наоборот говорит, пусть эти трудности приходят снова и снова. Она молит Кришну об этом совершенно искренне. Пусть трудности приходят снова и снова. Почему? Поскольку эти трудности помогают нам думать о Тебе. Поэтому преданный не молит, чтобы у него всегда были деньги, всегда была уютная квартира, всегда не было никаких материальных трудностей. Нет, он не думает об этом. Он выбирает то, что больше ему помогает в духовной жизни. Это разум. То, что благоприятно для предания, он выбирает.

00:54:35 Если трудности эти благоприятны для предания, он выбирает их. Он идет путем трудностей. Все, что мы делаем в Сознании Кришны, регулируемо трудно. Выходить каждый день на санкиртану трудно, правда? Но мы же делаем это. И мы хотим это делать, хотя это трудно. Мы выбираем сами эти трудности. Почему? Поскольку это нам помогает предаться Кришне. Опытные преданные знают, что раз приходят трудности – хорошая примета, хороший признак. Появляется шанс прогрессировать быстро. Кришна дает шанс, Кришна протягивает руку, оказывается. Это не трудность, это Кришна просто протягивает руку, он узнает Кришну в этом.

00:55:19 Неопытный преданный может не узнать Кришну в этом. Он думает, Кришна – это только приятное все, а когда неприятное – это нет, это не Кришна. Это кто-то другой. Наверно, это майя. Нет, майя в уме, майя в сердце. Майи больше нет нигде, майя в нашем сознании, она захватила наше сознание, но она не может захватить Кришну.

00:55:55 Естественно, что в обществе, которое не руководствуется высокими духовными принципами, мы вообще не увидим этих проблем. Мы говорили об этом. Но если у вас есть высокие стандарты, высокие идеалы, как здесь, в Сознании Кришны, тогда всегда возникает такая тенденция, склонность к обману. Это до какой-то степени естественно. Склонность к обману возникает тогда, когда повышаются стандарты. Мы живем в условиях высоких стандартов – появляется склонность к обману.

Энтон Бойзен

00:56:32 Человек, которого я цитирую, был христианским священником. Его имя Энтон Бойзен. Он был американцем, родился в 1876 г. и умер в 1965 г. Бойзен исследовал феномен духовной битвы, схватки, происходящей в сердцах. Он подошел к изучению этого вопроса по-научному. Он был не просто христианским священником, он полностью принимал наставления Христа, вплоть до высочайших. Он был также психологом и социологом религии. Поэтому он исследовал эту схватку научным образом.

00:57:11 Я слышал об этом человеке прежде, я услышал о нем в 1989 г. Конечно же, сразу же заинтересовался. После долгих поисков мне удалось, наконец, отыскать экземпляр его книги. Прочитав эту книгу, я понял, что она проливает свет на многие проблемы, которые я наблюдаю в ИСККОН. Сам Бойзен верил в то, что он открыл закон развития духовной жизни или, другими словами, научный закон развития духовной жизни. Интересно заметить, что все его исследования применимы в ИСККОН. И не только к ИСККОНу – к каждому человеку.

Не топчите платформу самоуважения

00:57:56 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Рассмотреть, что такое самообман? Постепенно мы придем к этому. Сейчас идут общие какие-то вещи. Потом постепенно каждый термин будет объясняться в соответствии с его терминологией. Мы будем также пользоваться его терминологией, объясним эту терминологию, которой он пользуется, научную.
Самообман – это скрытность, я так вкратце сразу забегу вперед. Самообман – мы скрываем от себя проблему. Почему скрывает? Из-за того, что это его платформа самоуважения, на которой он действует. Вы можете видеть, что люди имеют какую-то уверенность, когда действуют. Почему? Мы видим, что это ложная платформа. Они не достигнут результата хорошего, но они уверены. Почему это происходит? Это платформа самоуважения называется. Они хотят быть успешными в чем-то, люди. То, что у них что-то получается, в чем-то у них успех, это и есть платформа самоуважения, на которой они действуют. Вот так этот термин описывается.

00:59:13 Да, эту платформу самоуважения развивают у детей, замечают какие-то хорошие вещи в них. Вот эти хорошие вещи, которые родители замечают в них, становятся их платформой, на которой они действуют, дают им уверенность продолжать дальше развивать это. И так у человека возникает уверенность, он начинает активно действовать. Эта платформа называется самоуважение. И вот то, что подрывает платформу самоуважения, разрушает её, для человека очень болезненно, плохо. Иначе он не сможет действовать, он потеряет всякую веру в себя, в то дело, которое он делает.

00:59:47 Представьте себе, если мы просто разгромим каждого ложное эго, мы руки опустим, не захотим ничего делать. Если мы ничего взамен платформы не дадим, то нам будет трудно. И вот те вещи, те недостатки в нас, которые подрывают нашу платформу самоуважения, мы скрываем их, чтобы платформа оставалась под нами прочной, понимаете? Лишь бы только быть успевающими, это наша платформа самоуважения, на которой действует любой человек. Это платформа ложного эго, конечно же. Понимаете психологию, да? Отсюда самообман. Я скрываю от себя, этот недостаток, который может подорвать.

01:00:31 Если я признаю все свои грехи, например, то я могу добровольно посадить себя в тюрьму или, как это делают отшельники, уйти в лес, в пещеру, вот так добровольно, аскезы принимать, покаяние. Да, он принимает это все, то есть его платформа полностью разрушается самоуважения, он больше не может действовать в материальном мире – он уходит. Всё. Либо, если они не становятся монахами, то они жизнь самоубийством заканчивают, обычные люди-материалисты, оскверненные умом.

01:00:59 Суть в том, что их платформа самоуважения разрушена, на которой они вообще могут действовать. У каждого из нас есть такая платформа. И то, что угрожает этой платформе, это очень опасным для нас кажется. И когда мы делаем такие вещи, мы скрываем их. Лишь бы сохранить нашу платформу самоуважения. Далее это будет объясняться. Сначала для себя, потом для других. Сначала для себя это человек делает, потом он это делает также для других.

01:01:29 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Да, этот вопрос, который также будет обсуждаться, как быть в таких случаях. То есть у каждого человека должна быть какая-то платформа, на которой он действует. Если вы видите, что кто-то разбит в депрессии, разочарован, и платформа ушла из-под его ног, и он не может больше действовать, вы должны помочь ему и подложить эту платформу, вдохновить его, сказать что-то хорошее. Вот в этом заключается помощь.

01:02:09 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Для этого нужно хорошо знать философию Сознания Кришны и с помощью этой философии можно контролировать ум. Если нашей платформой будет знание, то вы никогда не будете находиться долго в депрессии. Минуту, может быть, две-три и все. И вы уже сможете понять, что делать дальше. Поэтому мы и развиваем знания, видите, изучаем, действуем.

01:02:44 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Если уходит что?
– [Неразборчиво.]
– Платформа самоуважения, она всегда какая-то остается. Мы говорим, что самоуважение – это какое-то отождествление себя с чем-то, это ложное эго. И мы сейчас можем действовать на этой платформе. Мы ещё учимся, готовимся перейти на чистую платформу, не опирающуюся на материю, понимаете, да? Опирающуюся на служение Богу, на Кришну, то, чего в материальном мире как бы нет. Мы учимся этому. И если у нас будет хоть какая-то платформа, то остается более глубокая платформа, всегда что-то останется. Если же вы говорите о том, что вся платформа разрушена, это означает, что вы должны немедленно полностью предаться Кришне полностью. Но мы к этому должны ещё прийти.

01:03:49 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Для того, чтобы он мог совершать преданное служение, только для этого.
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Смысл в том, что я хочу чувствовать себя успевающим, успешным. Но когда я получаю какие-то успехи, я себя отождествляю с этими успехами. Это правильно, бывает такое? Практически всегда бывает. Мы себя отождествляем с плодами своей деятельности. Это становится моей платформой, ложной платформой самоуважения. Т.е. я слишком много самоуважения чувствую к себе. Чем больше этих успехов. Вот эту платформу Кришна разрушает. Остается платформа, которая необходима для того, чтобы продолжать преданное служение.

01:04:49 И преданный думает: «Да, разрушена моя платформа самоуважения, но я должен продолжать совершать преданное служение для того, чтобы очиститься». Преданный будет продолжать это делать. Речь не идет о том, что мы должны до конца разрушить человеческое ложное эго и оставить его в небытии где-то, в нирване после этого, растоптать его ногами. Ни в коем случае нельзя это делать. То есть топтать платформу самоуважения – нельзя это делать.

01:05:34 То есть мы должны действовать, это платформа нашей деятельности. Если не будет этой платформы, мы не сможем вообще ничего делать, служить Кришне не сможем, останемся в майе. Поэтому, когда мы вообще общаемся друг с другом, мы должны быть очень тактичными, что касается вот этой платформы самоуважения. Не подрывать в человеке, в друг друге вот эту платформу самоуважения.

«Мудрый подберет золото даже в нечистом месте»

01:05:54 Продолжим. Итак, все эти вещи, они применимы в ИСККОН. К этому факту мы вернемся позже. Кто-то исследует явления, происходящие в общине христиан, и затем приходит к выводам, которые истинны и справедливы также и для общин вайшнавов. Несомненно, есть определённые законы, общие для всех. И ему удалось открыть некоторые из этих законов. Что же он сделал? Я уже неоднократно сталкивался с различными проблемами, как на общественном, так и на личном уровне в ИСККОН. И все они становятся гораздо более ясными в свете того, к чему пришел этот человек в своих исследованиях.

01:06:43 Возможно, некоторых преданных обеспокоит тот факт, что эти материалы исходят от христиан, от людей, которые не являлись чистыми преданными. Однажды на одной из таких лекций у меня спросили: «А он ел мясо?». А я понятия не имел о его диете. Тем не менее, согласно изречению Чанакьи Пандита, «Мудрый человек подберет золото даже в нечистом месте и возьмет в жены достойную девушку даже из семьи низшей касты», так что ценные наставления следует принимать, невзирая на то, от кого они исходят.

01:07:19 Так что если мы просто попытаемся понять результаты исследований Бойзена и попытаемся применить их в ИСККОНе, мы получим большое благо от этого. И вы поймете, что он пришел к выводам, которые содержатся в наших писаниях, но на которые мы, возможно, не обращали особого внимания. Так что мы не вносим ничего нового извне в нашу философию. Просто в нашем учении мы открываем для себя те моменты, которые прежде как-то ускользали от нашего внимания.

Кайтава дхарма

01:29:34 Итак, этот семинар должен помочь нам признать и понять, а также обращаться, излечивать кайтава дхарму в наших сердцах на индивидуальном и на общественном уровне. Можно было бы назвать этот курс, если бы мы говорили только об общественных проблемах, «социология анартх». К чему приводит кайтава дхарма? «Социология анартх» – подходит такое название кстати.

01:08:26 Кайтава дхарма – это побочный продукт тех высоких идеалов, к которым мы стремимся. Очень хорошо иметь высокие стандарты, высокие идеалы. Но побочный продукт – это то, что у каждого будет очень ясное, отчетливое чувство личных неудач на этом пути. Мы всегда осознаем цель – вот цель: стать чистым преданным Кришны. Это очень высоко, а я здесь внизу, такой маленький, крошечный. Я карабкаюсь наверх. Но там – это то, где я должен быть, а здесь это то, где я нахожусь сейчас.

01:09:00 Вы должны заметить, что даже продвинутые возвышенные преданные чувствуют эту зияющую пропасть между своим положением и идеалом, к которому они стремятся. Потому что, как явствует из описания признаков маха-бхагаваты, маха-бхагавата думает, все являются преданными Кришны, кроме меня. Несмотря на то, что такой маха-бхагавата думает так, тем не менее, между ним и Кришной существует очень глубокая нерушимая связь, поскольку он является великим преданным Кришны и, тем не менее, несмотря на то, что он духовно связан с Кришной, он думает: «Вы все преданные, а я нет». И тот факт, что существует эта пропасть, этот промежуток между целью, к которой мы стремимся, и нашей позицией, сам факт существования этой пропасти, этого промежутка не является проблемой. Вопрос лишь в том, как мы действуем, чтобы преодолеть эту проблему, пропасть.

01:10:00 Что мы делаем для этого? Есть честный и правильный путь – пересечение этой пропасти. Чтобы мы таким образом могли духовно прогрессировать и, кроме того, есть другой способ, как можно обходиться с этой проблемой, как можно пытаться выйти из нее. Либо мы продолжаем наш духовный прогресс, либо мы прекращаем его и, таким образом, скатываемся вниз. В определённом смысле на этот курс можно смотреть как на обсуждение 30-го стиха 9-й главы Бхагавад-Гиты. Что это за стих?

01:10:35 апи чет су-дурачаро бхаджате мам ананйа-бхак
садхур эва са мантавйах самйаг вйавасито хи сах

Даже если человек совершает самые дурные поступки, но занят чистым преданным служением, следует считать его праведником, ибо он на верном пути, ибо его решимость направлена на верный путь.

01:11:00 Какие-то вопросы появляются?
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Вот это весь семинар – это будет объяснение этого стиха.
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Тогда мы закончим абзац, дочитаем. Таким образом, человеку, возможно, случится совершить какие-то дурные поступки. Он мог отходить от идеалов, стандартов. И эти отклонения могут быть грубыми или тонкими, но все же, как говорит Кришна, «садхур эва» – он садху. Почему? Потому что его решимость направлена на верную цель. Он на верном пути, что мы и пытаемся сейчас объяснить. Что это значит: быть на верном пути? Видите, это все нужно разъяснить. Что это за верный путь? Он является садху, потому что он на верном пути. Он совершает дурные поступки, представьте себе, но он на верном пути. Что это означает?

01:12:11 Конечно, речь идет о мотивах человека, что это за верный путь, то есть о его отношении к этим вещам, которые он делает. И он может совершать плохие и хорошие вещи, но важно наше отношение. Обычные люди тоже совершают плохие и хорошие вещи, и мы тоже совершаем плохие и хорошие вещи, так тоже бывает. Но между обычными людьми и преданными есть разница. В чем? В их отношении к этим плохим и хорошим вещам.

01:12:37 Когда преданный совершает плохую вещь, что происходит с ним? Да, преданный, искренний преданный будет раскаиваться. Это и есть верный путь. И если он чувствует раскаяние и стремится больше никогда не повторять дурные такие вещи, которые он сделал, это и есть верный путь. Вот это отношение к этим вещам. И Кришна поможет ему. И вот это его раскаяние сжигает последствия кармы внутри его сердца. Ему не требуется другого наказания, поскольку он наказывает себя сам, этот человек. Понимаете в чем дело? Садху никогда не наказывают по этой причине. Любую вещь, которую он делает неправильно, садху, он наказывает себя сам за эти вещи. Это и есть верный путь. Итак, решимость направлена на верную цель.

01:13:46 Мы должны понять нашу миссию, нашу цель и наши обязанности в этой связи. Весь мир полон компромиссов, полон обманной, лживой религии, и как же мы можем помешать ИСККОНу, превратиться в ещё одну такую религию. Это может произойти и с нами, ведь правда? Об этом и идет речь.

01:14:09 Прабхупада пришел не для того, чтобы дать человечеству ещё одну так называемую религию, которая бы обманывала людей. Каждую неделю муллы, священники, равви и прочие духовные наставники предстают перед своей паствой. Они проповедуют предание себя Богу, любовь к Нему, любовь ко всем падшим, страдающим, и после всех этих проповедей мир продолжает, как ни в чем не бывало, катиться в том же направлении. Так много проповедей, и так мало результатов. Почему же? Мы должны научиться, как обращаться с этой проблемой, как справляться с ней.

Уловки ума

01:14:46 Я хочу прочитать несколько цитат, несколько предложений из этой книги Бойзена. Он говорит, что «люди прибегают к таким разнообразным приемам и уловкам, великолепным по своей изощренности, чтобы избежать осуждения своим внутренним судом, известным как совесть». То есть, чтобы избежать угрызений совести. И для этого люди прибегают к огромному числу уловок и ухищрений, достойных восхищения. И мы будем обсуждать эти уловки и трюки, к которым прибегает ум. И на моем жизненном опыте я уже повидал очень много таких уловок, которые проявлялись непосредственно в жизни ИСККОН.

01:15:33 И Бойзен делает следующее замечание. Он говорит, что даже в церкви, даже священнослужители, призванные представлять то, что вечно и незыблемо для человеческого общества, стремятся ввести какие-то уловки, какие-то обманные, «защитные» методы для того, чтобы поддержать самоуважение у своих недостойных последователей. Это первая лекция закончилась. Давайте обсудим. Это как бы только вступление, то, о чем все-таки будет семинар. Он как бы ещё не начался как таковой, но тема будет такая обсуждаться.

01:16:17 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Опять же речь идет о том, как мы относимся к этому явлению или факту. Например, мы видим… Был такой случай, очень давно в России. Был один преданный. Был, потому что он ушел из Движения. У него очень красивое имя. Он был дважды инициированным преданным. В те времена больше не было никого со второй инициацией. Он лично видел духовного учителя и т.д. Он знал почти всю Бхагавад-Гиту наизусть. Уникальный был человек. Он даже объяснял на санскрите слова. В те времена, я уверяю вас, это просто было чудо. Он давал удивительные лекции, вдохновлял всех в Сознании Кришны. У него появилось множество последователей, что естественно, поскольку он обладал знаниями. Мне рассказывали очень много об этом преданном те, старые преданные из Санкт-Петербурга.

01:17:56 И в какой-то момент вдруг он ушел в христианство. Примерно половина его последователей, и даже больше, ушла из Сознания Кришны за ним, другая часть осталась в Сознании Кришны, хотя все бурно обсуждали, как такое могло произойти. Этот человек давал нам Кришну фактически, инициированный, дважды инициированный, получил столько милости. В чем же проблема? Написали письмо духовному учителю: «Почему такое происходит?» То есть они не были слепыми последователями, видите. Они видели за ним ещё духовного учителя. Они ещё видели причину его успеха, не его отдельно как такового. То есть те, которые видели его отдельно от духовного учителя и Кришны, ушли вместе с ним. Но те, кто видел, что он связан со своим духовным учителем, и вообще, есть Кришна, верили в Кришну, они стали анализировать, пытались понять эту психологию.

01:19:02 И Гуру тогда написал, что некоторые преданные, они могут выглядеть, как чистые преданные, но на самом деле они просто отражают чистых преданных. В этот момент нужно вспомнить: да, он же единственный, кто видел духовного учителя. Поэтому так здорово он говорил, просто потому что просто повторял его. Что они отражают чистых преданных, но сами они ещё не являются чистыми преданными. Он указал на другие причины также, почему это происходит. Он сказал, что вайшнав не уйдет. Вайшнав не уйдет...

01:19:36 Вайшнав не уйдет. Так проверяется вайшнав или не вайшнав... Вайшнав не уйдет. Какие бы трудности ни пришли, вайшнав останется, он не уйдет. Это вайшнав. Поэтому когда случаются такие вещи, то важно наше отношение к этому, наше правильное видение, как мы видим этот момент, что вдохновляет нас. Кто-то уходит, но Кришна остается. Кришна никогда не уходит. Кришна никогда не падает. Он Ачьюта. Он не падает никогда. Кришна всегда остается на том же самом месте. Прабхупада тоже остается на том же самом месте. Прабхупада не падает. Он чистый преданный Кришны.

01:20:15 Итак, остается общество преданных, остаются книги Прабхупады. Так много чего остается при этом. Всегда неприятно, когда кто-то уходит. Иногда бывает слишком неприятно. Иногда бывает даже слишком больно от этого всего, поскольку преданные так связаны друг с другом. Любой человек, если уйдет, нам будет всегда неприятно. И чем выше этот уровень, тем более будет неприятно нам это осознавать. И тем не менее, мы должны найти силы в знании, и вера в Кришну позволит нам продолжать этот путь, идти этим путем.

01:20:58Неправильные пути, неправильные поступки. Есть очень широкий диапазон неправильных поступков. Как-нибудь можно его разграничить?
– Правильные и неправильные поступки, да? Найти границу между ними?
Ну, например, у меня такое понимание, что такой-то я совершил неправильный поступок. А может быть, это считается не то что неправильный, а вообще, невозможный, и вообще нельзя такой поступок совершать. То есть, на основе писаний, можно это как-то пояснить?

01:21:30 – Да, поэтому в писаниях описывается, что правильно, что неправильно, даются примеры правильных вещей, неправильных вещей. В целом, Прабхупада сформулировал это в четырех регулирующих принципах. Можно также это увидеть в вайшнавском этикете, что правильно, что неправильно. Также это можно увидеть в качествах преданного, которые описываются в Бхагавад-Гите, например, что правильно, что хорошо, что плохо, что неправильно. То есть критериев очень много. Мы должны изучать внимательно все эти критерии, чтобы научиться понимать, правильно мы действуем или неправильно, в каком качестве это делать.

01:29:34Нарушение регулирующих принципов – тоже неправильный поступок?
– Это неправильный поступок, безусловно.
И, если нарушаешь, значит, ты с правильного пути свернул?
– Если нарушает человек регулирующие принципы? Нет, имеются в виду только случайные падения. Вот этот стих имеет в виду только случайные падения. То есть, мы не планировали такое падение, оно не было запланировано. Это какая-то дурная привычка, давление гун, внезапность какая-то, что-то с человеком произошло. Он попал под влияние старых привычек и нарушил, скажем, принцип какой-то. Безусловно, это падение. Но оно не запланировано, он не хотел этого делать. Из-за своей слабости и т.д. по многим другим вещам он это сделал. В этом случае это случайное падение. Но если он «случайно» нарушает принципы в понедельник - вторник - среда - пятница, то это уже не случайно. Тут, конечно, можно увидеть, что если это становится регулярной тенденцией, это не случайность. Это уже мошенничество.

01:23:13 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Это случайное падение.
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Седьмое оскорбление, он говорит, что это самое-самое тяжелое оскорбление. Седьмое. Совершать греховные действия, надеясь на очистительную силу воспевания. Этого нужно избегать всеми способами, всеми силами.

Угрызения совести

01:23:45 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Интересно, как это сейчас представлено. Мы совершаем ошибки, а Кришна пилит нас изнутри. Такова его роль, функция. Он как бы грызёт. Это называется угрызения совести. Я кстати не знаю, почему мы так говорим «угрызения», что это означает. Откуда это? От слова «грызть», безусловно. «Совесть грызёт», так и говорят. Но что подразумевают под этим, не знаю. Кришна никого не грызёт, по-моему.

01:24:46 Совесть означает, что есть противоречие, в сравнении. Есть идеал. Идеал хранится где? В нашей совести именно. Это и есть наша совесть. Поэтому совесть может быть как бы разных стандартов. Идеалы могут быть разные. Любой идеал мы можем поместить в наше сердце, правда? Это и будет нашей совестью. Кришна так и будет отвечать. В соответствии с этим именно.

01:25:17 Поэтому параматма по-разному будет проявлять себя, в соответствии с тем, какой идеал мы туда помещаем. Когда идеал помещён, всё, буквально всё, что мы делаем, сравнивается с ним. Это и есть совесть. Всё отражается через него. Потом мы когда что-то делаем несоответствующее нашему идеалу, возникает несоответствие. Это называется угрызения совести. То есть мы чувствуем, что мы недостойны этого идеала. Это сравнение просто. Возникает противоречие, что я не тот, что я в себе хочу получить. Те принципы, те идеалы, которые я в себе заключаю, я не соответствую им. Вот это и будет здесь разбираться, вот это проблема основная. Как мы её решаем? В трех вариантах можно её решить. Но это таблица будет показывать уже.

01:26:18 – [Вопрос, неразборчиво.]
-- Еще раз вопрос.
– [Вопрос, неразборчиво.]
-- Да.
-- Это безнадежное состояние уже (смех). Если он не будет надеяться на искупление, то он не будет воспевать уже больше. Этим все кончится. Это уже самоизоляция. Это деградация уже. Так он ещё хоть надеется на искупление, он продолжает процесс. Он оскорбитель, но он все-таки продолжает процесс. Но если он будет продолжать снова и снова, произойдет такая вещь: когда он уже не будет надеяться на искупление. Это состояние ада внутреннего. И он уже больше не сможет оставаться в этом процессе. Он должен будет сменить свои стандарты, снизить их в жизни. Он уйдет из Движения, где высокие стандарты и найдет общество с другими стандартами. Он снизит свои стандарты, чтобы чувствовать себя успевающим в чем-то. Он не сможет быть неудачником в Сознании Кришны всю жизнь. Ложное эго не простит ему в конце жизни этого. [Смех.]

О трансцендентной гордости

01:27:45Значит, есть, например, трансцендентное сознание, есть трансцендентная гордость. Т.е. вообще понятие гордости, есть такая потребность ...?
– Когда появляется трансцендентная гордость? Или когда исчезает материальная гордость? В чем вопрос?
Я хочу понять, на каком этапе она сможет уйти или трансформируется? Есть же понятие трансцендентной зависти и т.д.

01:28:35 – Пока наше внимание концентрируется на самом себе, это просто гордость. По мере того, как наше внимание будет концентрироваться на Кришне больше и больше, это будет трансцендентная гордость. Когда вы чувствуете в себе восхищение, что вы восхищаетесь Кришной, Его качествами, Его играми, когда вы приходите в удивление, восхищение, в радость от этих вещей, от этих игр – это трансцендентная гордость. Когда вы думаете «О, Кришна такой удивительный, такой красивый, такой сильный, такой умный» – и вы гордитесь этим, в таком духе рассуждаете, это придает вам гордость.

01:29:13 Но это истинная гордость. Это так и есть на самом деле. Кришна именно такой, действительно. И в чистом сознании мы гордимся Кришной просто. Каждый гордится Кришной, и каждый гордится также, что он слуга Его, Кришны. Но в этом уже есть некоторое ограничение. Даже близкие слуги Кришны они боятся гордиться слишком. Даже гопи, боятся слишком гордиться. Но пока мы сконцентрированы на себе – это ложная гордость. И Кришна есть, но я вижу через призму столько своих желаний. Это призма ложной гордости.

01:29:56 [Сбой записи.] Альтруистично можно помогать им. И менее альтруистично помогаем старым преданным. Как вы думаете, почему такое происходит? Речь идет не только о старых преданных – о равных преданных, вообще о преданных. Мы начали семинар с того, что преданные иногда остаются в одиночестве в своих проблемах. Но новые люди окружены заботой чаще всего. Если с ними все в порядке. И вопрос: почему?

транскрибирование: Надия Деви Даси | Москва | Россия | 30 ноября 2013
обработка текста: Бхувана Сундари | Чиангмай | Тайланд | 26 февраля 2014