Порог совести и снижение стандартов духовной жизни

Алматы - 01 January 1999
Желание самосознания. Сегментный уровень контроля желаний. Степень осознанности. Постарайся помочь. Покорность и смирение. Скрытность. Научиться пользоваться духовными средствами. Приспособление. Бунт. К чему ведет снижение стандартов. Не хватает времени на духовную жизнь? Психология духовной жизни. Объединяющий фактор. Молитва царицы Кунти. Внезапное развитие. Рост, ограниченная стабильность, разрушение. Умонастроение роста. О гунах на примере томатного супа. Без откровенности нет роста. Наставничество. Роль тамаса и раджаса. Социализация на уровне «обычного человека». Почему меня не слышат? Честный выход. Грихастха-ашрам. Развиваться со своего уровня. Порог совести и окружение. Вера или самоуверенность? Последствия легкомысленности. Ритвики.
семинар для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 7
длительность: 01:29:56 | качество: mp3 64kB/s 41 Mb | прослушано: 1721 | скачано: 1522 | избрано: 54
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Желание самоосознания

00:00:00 И оно проявляется в желании самоосознания. Вот, это высшее проявление. Что можно с этим поделать? И мы как раз это используем таким образом, стараемся, да? Если у кого-то есть ощущение этой личной неудачи, то всегда кто-то скажет ему: «Продолжай духовную практику, стремись предаваться Кришне больше и больше». Вот как бы будем подталкивать друг друга именно к этому уровню, к высшему уровню.

00:00:26 Самореализация. В наших условиях мы просто думаем о самоосознании так, как мы это понимаем. Итак, этот термин для нас лучше всего подходит.

Сегментный уровень контроля желаний

00:00:42 Далее, сегментный уровень. Посмотрите, он внизу, самый низший в контроле желаний. Относится к желаниям, продиктованным инстинктами, неодолимыми низменными страстями в человеке. Слово «сегментный» происходит, берет своё начало в теориях 20-х годов, которые объясняли животные наклонности в человеке, связывая их происхождение с низшими сегментами спинного мозга. Отсюда этот термин: сегментный. Но как бы мы сказали? Низшие чакры мы бы сказали. Низшие чакры. Итак, эти сегменты, низшие желания, препятствует нашему самоосознанию.

00:01:27 Мы все в Сознании Кришны признаем неоспоримый факт, что нас одновременно тянет в две разные стороны, разрывая на две части, да? Нас тянут: према наверху и кама внизу. А посередине что, посмотрите? Конфликт. Между ними двумя, между премой и камой – конфликт. Это место, где все смутно, неясно. Где происходят постоянные изменения и борьба.

Степень осознанности

00:02:01 Затем, связанные этими тремя уровнями следующие колонки. «Степень осознанности» колонка, да? Смотрите дальше, следующее: «Степень осознанности». «Ясная» вверху. Под ясной осознанностью имеется в виду, что мы отдаем себе отчет в том какова наша проблема. То есть мы понимаем.
– Можно как бы сразу в свете трех гун [неразборчиво]
– Ну, безусловно, вы догадались, что это и есть описание трех гун природы. Вверху «ясная» – это гуна добродетели; внизу «забвение цели» – это тама-гуна; и «смутная» – это раджа-гуна, это закон природы, поэтому он был открыт также и Бойзеном. Другим человеком, в другой терминологии, но это просто гуны природы.

00:02:54 Итак, это то, что мы хотим достичь, да? Мы хотим достичь понимания, ясного понимания своей проблемы. То есть, как говорят духовные учителя, у нас у всех есть своя болезнь. Имеется в виду, своя причина, почему мы здесь, в материальном мире. Все мы больны своей болезнью. И мы хотим найти эту причину: почему я здесь, в этом мире; почему я, конкретно.

00:03:20 Не просто философски, что душа упала, поскольку подняла бунт. Мне нужно понять, точно, конкретно: что это такое было, почему я здесь? И почему именно в таком положении нахожусь? Чтобы восстановить свои личные взаимоотношения с Богом, я должен лично себя: самоосознание через понимание Бога. Итак, это гуна добродетели, где есть ясное понимание, ясная осознанность.

00:03:47 Бойзен говорит, что мы не только признаем её в самих себе, но мы также готовы признать эту проблему перед теми, чьей любви мы хотим добиться, чья любовь многое значит для нас. Другими словами, мы не скрываем её, эту проблему от себя и от тех людей, которые играют в нашей жизни важную роль. Именно такой смысл Бойзен вкладывает в термин «ясная осознанность».

00:04:15 А внизу – забвение. Забвение означает забывать идеал, к которому мы должны стремиться. То есть потеря идеала. Забвение означает, что мы не знаем о том, что у нас есть проблема. Мы признаем некоторые трудности, но самое главное, мы забываем – цель. Мы предаемся, подчиняемся нашим материальным желаниям. Вот это забвение цели, когда мы поддаемся своим материальным желаниям. Значит, это уже забвение цели у человека. Вот это означает забвение цели, высших идеалов, к которым мы должны стремиться.

00:04:53 И посередине между ними «смутная степень осознанности», или «изменчивая». Иногда так, иногда по-другому. Или всё это вместе перемешано. Неясная, или смутная. Также мы будем исследовать различные области смутного, смутной осознанности наших проблем. То есть мы имеем дело, как правило, вот с этими двумя вещами в Сознании Кришны: смутная и ясная осознанность. Иногда у нас смутная осознанность, иногда ясная осознанность. Смутная – ясная. Это в самом лучшем случае так происходит. Это нормальное положение, самое лучшее, скажем так.

00:05:32 Конечно, самое лучшее, когда мы всегда в ясном сознании, в гуне добродетели. Но, пока мы не утвердились, то это неплохо: смутное – ясное, смутное – ясное. Смутное означает, что мы спрашиваем, вопросы мы задаем, мы интересуемся, мы хотим понять, как прогрессировать, то есть она порождает любопытство, энергию любопытства, любознательности, энергию поиска.

00:05:56 Но, если речь идет о забвении цели, этот человек уже не интересуется ничем. Он уже стал холодным, все. У него уже нет вопросов. Просто подчиняется всем материальным желаниям, которые приходят к нему. То есть, он уже не стремится к цели, он уже забыл об этом. Всё, что мы ему скажем, он скажет: «Я знаю, я это читал, я был преданным тоже, я всё это знаю».

Постарайся помочь

00:06:27 Итак, конечно, это три гуны материальной природы. Но наше время истекает. Давайте мы поговорим немного. Вопросы есть какие-то?
– Можно?
– Да.
В общем, возникла ситуация, она, вот, периодически возникает, и я хотела узнать, что мы все, преданные получим за своё неправильное поведение в конкретном случае. Один преданный, он, это, сравнительно недавно у нас находится в Алма-атинском храме, наверное, год он практикует, и сейчас у него не очень хорошее положение. На самом деле он сирота, у него нет родителей, и год он выполнял служение в храме как брахмачари. А сейчас, он не сказал причины, в храме он делает очень мало. Но, так или иначе, этот преданный, он в храме [неразборчиво], и сейчас он живёт тоже в храме, но на чердаке.

00:07:53 И вначале, когда он сюда пришел, у него были какие-то деньги. Допустим, где-то 400 долларов. Путем какого-то, я считаю, обмана, или какой-то проповеди, эти деньги у него забрали. И сказали: мы тебя отправим. Потому что у него… Сейчас прошла Вьяса пуджа, где-то 2-3 дня назад, и ни этот преданный не помог, который у него деньги взял, ни президент храма, который тоже обещал. Так или иначе, он в очень плохом положении, и он считает, что с ним, естественно, неправильно поступили, вот. И таких случаев бывает очень много. Я хотела бы знать лично каждый человек, который знает об этом, что он получит за это, за такое холодное...

00:08:45 – Такой, очень конкретный вопрос для коллективного обсуждения.
– Потому что это касается, на самом деле, каждого человека. У нас такие вещи, в общем-то, происходят. Например, приходят майавади, они проповедуют тем преданным, которые только-только пришли, уводят их, и сейчас таких много случаев. И на это многие закрывают, например, глаза. И такие вещи происходят.

00:09:11 – Это нужно решать в каких-то других обстоятельствах, если мы хотим решить этот вопрос.
– Я хотела внутренне понять.
– Если просто внутренне понять, то все происходит по законам кармы. Какую карму мы создаем, получаем такие же результаты. То есть могут происходить какие-то несправедливые вещи, и в обществе Сознания Кришны это также не редкость. Мы не должны это отвергать. Если воспринимать эту историю именно таким образом. Я не знаю, вообще, что там было точно, но, если воспринимать именно таким образом, что поступили с кем-то несправедливо и обманули его, то это существует, да. Иногда мы не можем даже восстановить как бы эту справедливость. Иногда трудно, поскольку у каждого есть свои какие-то мотивы, почему он так действовал. И кажется, что понять нужно каждого человека.

00:10:00 Поэтому я не могу сейчас судить очень точно и безошибочно в этой ситуации. Но я знаю одну вещь, что все ошибки, которые совершены, по закону кармы, они вернутся к тому источнику, откуда они изошли, можете в этом не сомневаться. Если даже мы запутались, не знаем, где же тут правильно, что правильно, что неправильно, то Кришна знает хорошо это. И есть другой момент. Если вы видите, что кто-то конкретно, какая-то личность попала в трудность, по той или иной причине, нужно помочь. Ну просто помочь человеку, постараться, кто может. Пожалуйста. То, что нужно сделать.

00:10:42 [Вопрос, неразборчиво, о карме.]
– Я об этом и говорю, что всё это карма. Если кто-то вмешивается, занимается какой-то черной магией, это его карма, его плохая карма.
– [Вопрос, неразборчиво.]
– Да, это все законы кармы. Мы же и говорим об этом. Законы кармы – что посеешь, то пожнешь. Пусть они делают, что хотят. Эти люди так и действуют: делают то, что хотят. Но они также получают реакцию за все свои поступки, поскольку, это просто карма. То есть, мы должны понимать так, что любой поступок должен быть связан со служением Богу. Любой поступок. Он должен совершаться как преданное служение. И, если он не совершается как преданное служение, это поступок в невежестве, и он повлечет за собой карму; какими бы справедливыми мотивами человек ни руководствовался, он получит карму.

Покорность и смирение

00:11:48 Здесь имеется в виду, что человек покоряется вот этим низменным желаниям, сегментным желаниям низшего уровня, инстинктам, животным наклонностям. Покорность вот этим желаниям. К нему приходят желания, он уже перестает бороться с этими желаниями, он уже не борется, он покоряется им, подчиняется им. Он начинает вести образ жизни животного. Это покорность. Смирение – это другое. Смирение – когда мы принимаем наставления свыше, сверху. Не снизу, а сверху. Это подлинное смирение.

00:12:24 – [Вопрос, неразборчиво.]
– О чем вы спрашиваете? Покажите ещё раз.
– [Неразборчиво.]
– Со своей проблемой? Мы не скрываем ее.

Скрытность

00:12:38 Посередине посмотрите: «скрытность», видите. В гуне страсти, означает. В нашем понимании это гуна страсти, конфликтный уровень контроля желаний, от смутности до неосознанности. Это скрытность. То есть откровенность означает, что мы такие, какие мы есть. У нас есть проблема, и мы не скрываем ее: у нас есть проблема. Это в гуне благости. Это не означает, что мы продолжаем действовать каким-то неправильным образом, показывая всем, что у нас есть проблема. Нет, это низшие гуны тоже. Это означает, что мы откровенны в том, что мы признаем себя не чистыми преданными. Мы принимаем это.

00:13:18 Здесь скрытность. Скрытность означает, что мы делаем какой-то вид чистоты, вид успеха. Это то, что присуще успевающим материалистам этого мира. Они успевающие лишь внешне. Внешнее: внешность красивая, деньги, положение, связи, образование – это всё, что у них есть. Это просто внешние факторы. То есть, внутренняя их жизнь, она, конечно, не является идеальной совершенно. Лишь внешние признаки говорят об этом. Это скрытность.

00:13:51 Эти вещи имеют развитие. Мы просто сейчас объясняем, как это проявляется – ощущение личной неудачи. Но дальше они будут иметь развитие. И в конце даже есть результат, видите: социализация, какая социализация, разные типы бывают. Какая будет самоизоляция. И разрушение. Это три разных пути, три направления, по которым можно пойти. И выбор это наш. Выбор – это контроль желаний: что мы хотим. Все проходит через наши желания.

Научиться пользоваться духовными средствами

00:14:25 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Нет. Нет. Вопрос не в давлении, а в решении проблемы. Прабхупада учил решать эти проблемы духовным способом, духовными средствами. То есть, у нас есть метод, который дал Шрила Прабхупада, мы должны научиться просто им пользоваться. То есть со своей проблемой, да, вы говорите, когда начинает слишком нервное напряжение накапливаться, что нужно делать? Нужно пользоваться духовными средствами научиться просто. У нас есть лекарство, да? Мы просто учимся использовать, применять его.

00:15:06 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Посмотрите последнюю колонку: «Результат». Загляните туда. То, о чем вы говорите, здесь написано. Значит, есть первое: развитие единения на основе того, что считается неизменным и универсальным – подлинный религиозный тип. Вы говорите, что человек не может это сделать, так? Посмотрите, что дальше будет происходить: приспособление путем временных и локальных мер – обычный человек.

00:15:33 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Нет, это какие-то материальные уже способы, приспособление. Просто приспосабливается. Например, я не могу преуспевать в воспевании Харе Кришна мантры, добиться успехов. Или в проповеди. Или в знании философии. Это моя неудача. Я не могу. Почему? Может быть, у меня нет вкуса, может быть, нет такого желания, может быть, я не совершаю таких усилий. Нет интереса – я засыпаю, когда читаю книги. У меня проблема.

Приспособление

00:16:05 Как я выхожу из этой проблемы? Посмотрите, вот, если второй пункт взять? Я остаюсь в социализации, но что я делаю? Я пытаюсь покрыть этот недостаток успехом в чем-то другом. Например, я могу стать хорошим водителем. Или хорошим просто руководителем. Понимаете? Я просто приспособлюсь к ситуации. И я стану каким-то хорошим, нужным человеком в глазах окружающих, но, с точки зрения духовной жизни, я не буду так уж сильно прогрессировать. Это я создам какую-то иллюзию, понимаете? Я приспособлюсь к этой ситуации.

Бунт

00:16:42 И далее, если вы говорите о том, что есть уже раздражение, психоз, как вы сказали, это третий пункт, посмотрите: бунт. Это бунт, внутренний бунт. Это то, почему мы вообще ушли когда-то из Духовного мира. Это свойственно, характерно каждому человеку. Если к каждому из нас применить сейчас какие-то серьезные стандарты духовной жизни, мы что будем делать? Будем бунтовать. Скажем: «Ну где же человеколюбие, вообще? У вас есть какое-то сострадание?» Будем взывать к этим, состраданию и другим вещам. Это будет бунт.

00:17:16 И, если развивать это чувство бунта, смотрите: «создание злокачественных общественных формаций, преступные объединения». Ну, в нашем случае это не так, конечно. Никто здесь преступником не станет. Но иногда мы можем видеть, что есть такая группа преданных, которая поднимает такой бунт против авторитетов. И они уходят от стандартов высших этого общества, высших, и создают свою группу какую-то, правда? Какой-то другой, альтернативный коллектив, на основании этого бунта.

00:17:49 Поэтому, что мы должны сделать? С уровня бунта и приспособления путем каких-то мер подняться на развитие единения. Вот это необходимо сделать. С помощью Святого Имени. Это возможно сделать, для каждого из нас. Это не какое-то требование неосуществимое, понимаете? Это вполне осуществимое для нас требование. Просто давайте попытаемся всё это делать внимательно. Стараться это делать. Мы все поднимемся на высший уровень социализации.

00:18:23 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Да, вот это самое важное, другого выхода нет. Мы не можем сейчас просто коллективно поставить цель и успокоиться. Нет. Нужно ещё довести до понимания каждого преданного, чтобы каждый попытался индивидуально, именно индивидуально принять эту цель как цель своей жизни. Святое имя – это самое дорогое, то, что мы имеем в Кали-югу. Сам Кришна.

00:18:50 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Да, правильно общаться, изучать, воспевать киртаны, и вот этот метод решит наши проблемы. Другого метода нет.

К чему ведет понижение стандартов

00:19:04 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Я согласен с этим, верно: у каждого человека есть своя скорость продвижения. Это сравнивается с разными типами машин. У нас могут быть разные заслуги с прошлой жизни, разные силы и желания, и требуется постепенный ход развития. Это верно. И, то есть, иногда мы не можем совершить какой-то быстрый прогресс. Тогда мы должны делать это постепенно. Да, в этом случае человек может даже снизить стандарты для себя. Поступить таким образом. Если он согласен развиваться более медленно. Он может даже понизить свои стандарты. Но в этом случае у него может быть другая проблема. Знаете, какая? Ему придется найти какой-то другой коллектив, с более низкими стандартами.

Не хватает времени на духовную жизнь?

00:20:03 Я не знаю, что конкретно имеется в виду в этом случае. Может быть, вы имеете в виду внешнюю деятельность. Слишком много внешней деятельности, да? Тогда это не та проблема, о которой мы сейчас говорим. Тогда просто нужно отрегулировать внешнюю деятельность с духовной жизнью и все. Если, скажем, человек работает с утра до вечера, и ему некогда читать книги и внимательно воспевать мантру, это неправильный образ жизни. Это неправильный образ жизни. Тогда нужно более точно, тщательно отрегулировать это все.

00:20:42 Очень часто мы говорим с преданными по поводу вот этих вещей: как отрегулировать свою духовную жизнь. Большинство преданных жалуется, в разных местах, что нет времени читать книги, мантра остается, мало духовных программ, может быть, что-то еще, да? Но, когда мы начинаем расписание дня составлять, любого человека, оказывается, что много времени теряется впустую. Огромное количество времени.

00:21:07 Можно специально каждому, вот, каждому просто взять, составить список, да, вот, свой распорядок дня, и вы увидите. На самом деле, если мы правильно пользуемся тем, что у нас есть, у нас будет очень много духовной силы. Попытайтесь один круг мантры, просто один круг мантры, повторить внимательно, слушайте каждый звук. Один круг мантры. Будете целый день летать на крыльях. А если повторите 16 кругов мантры таким образом?

00:21:36 А вспомните вот этот вкус прасада, когда мы чувствовали? Это было, может быть, ну, одну секунду, чувство. Всего лишь одну секунду, и времени-то даже не нужно на это. Но это чувство поддерживает нас до сих пор в Сознании Кришны, мы вспоминаем это, да? Какие-то мгновения – и, смотрите, такой ценностью и такой глубиной обладают! Может быть, нам не хватает вот этого наслаждения духовного? А почему? А часто, можно сказать, преданные едят прасад, например. Они едят, а глаза их где-то далеко. Не знаю, о чем они думают. Они даже, может быть, не чувствуют вкус прасада, когда едят. Они механически принимают пищу, но Прабхупада говорил: «Наслаждайтесь, когда едите прасад. А, когда поете киртаны, тоже наслаждайтесь». Хотя бы одно мгновенье мы должны получить какого-то глубокого наслаждения. Каждый день мы должны получать. У нас этой пищи много – каждый день мы получаем ее. Но о чем мы думаем, посмотрите внимательно, где наш ум? А потом мы говорим: «У нас нет времени». Нет наслаждения, нет экстаза. Мы просто не можем взять. Часто это, распространенная проблема, что мы не можем ещё взять все эти вещи.

00:22:43 Помню, что в самом начале для меня, когда я почувствовал запах благовоний впервые, предложенных благовоний, мы знаем это чувство, да? Я ходил по городу и везде чувствовал этот запах. Даже когда автобус газовал мне в нос, я чувствовал запах благовоний. Все для меня было просто пронизано Сознанием Кришны – везде был просто сплошной экстаз.

00:23:03 И, хотя я тогда работал физически гораздо больше, чем сейчас, гораздо больше, очень много работал – физически я работал на работе, поддерживал семью – мне много приходилось выполнять тяжелой работы, я был совершенно счастлив. Если бы сейчас на меня такие обязанности возложить в Сознании Кришны – вот такие вот, тяжелые – я поднял бы бунт просто, наверное. Сказал бы, это бесчеловечно просто. Но тогда я был счастлив, что просто есть преданные, есть Харе Кришна мантра, есть благовония, есть прасад, есть книги Прабхупады, есть киртаны.

00:23:36 То есть, мы утрачиваем эти ценности, видите, мы… дхармасйа гланир. Религия приходит в упадок постепенно, мы привыкаем к этому, мы обуславливаемся этим. Теперь мы должны снова набрать силы, для того, чтобы снова обратиться к духовной жизни. Хотя, мы продолжаем этот процесс, мы должны снова и снова поворачиваться лицом к Богу. Не повторять Святое Имя, отвернувшись от Кришны. Не принимать прасад, думая о чем-то другом. То есть, сейчас мы должны следить, где наш ум находится? Кришна показывает нам, что, может быть, мы ещё не живем духовной жизнью, хотя мы внешне заняты этим всем.

00:24:12 Теперь мы должны применять свободу выбора: ум, сердце должно быть также занято. Кришна об этом говорит: разум, ум, все, желания, должны все полностью погрузиться, весь ум должен полностью погрузиться в Сознание Кришны. Смаранам. И Прабхупада работал очень много, на самом деле, очень много. Но, если наши нагрузки снизить и сказать: давайте, читайте книги, давайте повторяйте мантру, больше кругов, может быть; может быть, так вы будете счастливы…

00:24:40 Однажды в Санкт-Петербурге, в Ижорах преданные подняли бунт, и сказали: «Нам некогда читать книги. Все. Выделяйте время, место, мы не можем так читать просто в ашраме, везде все бегают туда-сюда, невозможно сосредоточиться, нужно отдельную комнату». И там была комната, где принимали санньяси, духовных учителей, которые приезжали. И, поскольку это было время, когда никто не приезжал, им сказали: «Хорошо, вот, эта комната будет нашей библиотекой. Тот, кто хочет читать, пожалуйста, приходите туда, вот тут есть ключи, там будет замок, там будут книги – приходите, там будет коврик, там будет обогреватель, вы будете сидеть, читать книги, пожалуйста».

00:25:16 Все брали ключ и уходили туда на час или на два. Сначала все думали, что там читают книги. И однажды я искал какую-то песню Бхагаватам и сказал: «Есть такая?», мне сказали: «Да, в библиотеке есть, там кто-то сидит, читает, можно пойти посмотреть». Я пришел в эту библиотеку, открыл дверь, я удивился: штабелем просто лежали, укрывшись этими же книгами. Дружно, без зазрения совести, все до единого просто спят. И мы снова закрыли эту библиотеку и выгнали всех на санкиртану. Всех, до единого.

00:25:52 Молодые люди, молодые ленивцы, говорится. Столько сил у них! Для чувственных наслаждений столько сил – круглые сутки могут наслаждаться, посмотрите. Днем и ночью. Это наша проблема, так обусловлено молодое тело. Я не знаю, что в вашем конкретном случае, я боюсь как бы применить всё это к вам, конкретно, матаджи. Не думайте так. Я просто как бы развиваю тему. Я просто хочу, чтобы мы больше прониклись духовными идеалами. Но может быть, может быть, есть какая-то проблема. Может быть. Но это нужно конкретно её обсудить тогда.

00:26:22 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Иногда приходится делать такие вещи. Разумный, опытный преданный, он знает, как регулировать себя в духовной жизни, как поддерживать себя в духовной жизни. Поэтому в этом случае вам нужно конкретно поговорить с преданными, которые помогут вам в этой регуляции, хорошо?

Психология духовной жизни

00:26:48 – Харе Кришна.
– Харе Кришна.
– Так, продолжаем семинар. Мы не забыли то, о чем мы говорили в прошлые дни, в прошлые занятия? Сегодня у нас четвертая лекция. У всех есть таблицы? ( загрузить таблицу) Да? У всех есть таблицы? Если у кого-то нет, садитесь вместе, пользоваться, смотреть на таблицу сегодня придется. Будем работать по таблице в основном. Это семинар… Я не знаю, где сейчас эти таблицы. Есть ли у кого-то лишние таблицы? Не знаю, где они. Все раздали преданным. Вам придется сесть с кем-то рядом.

00:27:51 Итак, сегодня четвертое занятие, и мы немного, вкратце, повторим то, о чем мы говорили в прошлый раз. Этот семинар посвящен психологии духовной жизни. В этом отношении он очень интересен, поскольку для тех, кто практикует Сознание Кришны, не секрет, что происходят перемены, внутренние перемены, и возникают, очень часто возникают неожиданности. Какие-то трудности могут застать нас врасплох. И для тех, кто не ведет духовную жизнь, как-то давно или не имеет такого опыта, может быть, ему не очень понятен будет этот семинар. Но для преданных, которые культивируют, практикуют, хотя бы какое-то небольшое время, несомненно, он уже будет иметь какой-то интерес. В основном, мы видим, это интересно для старых преданных, которые прошли через настоящие трудности, либо проходят через какие-то трудности.

00:29:00 Но, в целом, мы видим, что из этого семинара, если у преданных хватит терпения дослушать его до конца, каждый может извлечь очень большую пользу. Очень важный семинар. Он посвящен тому, как поступать именно с проблемами, которые приходят к нам. И мы знаем, что, с точки зрения психологии, нас никто этому не учит. Хотя в принципе, то, что здесь будет описываться, есть в книгах Шрилы Прабхупады. Несомненно, есть. В книгах Шрилы Прабхупады нечто даже большее. Это, также будем говорить об этом. Но здесь просто делаются некоторые акценты на тех вещах, которые мы могли не заметить, не обратить на них внимание.

00:29:43 То есть, книги Прабхупады, они также в очень сжатой форме дают понимание Кришны. Если мы обратимся к ведическим писаниям, то вряд ли там слишком много посвящается теме психологических проблем преданных. Каждое утро мы воспеваем Самсара даванала лидха лока транайа карунйа-гханагханатвам… То есть, в первой строчке мы только находим проблему. И все остальные восемь стансов, куплетов – нет никаких проблем. Просто описание статических вещей. Так построены шастры – они описывают Кришну. Описывают Кришну, Кришну как наслаждающегося, как Верховного, как Абсолютную Истину.

00:30:24 Если человек понимает, понимает вот это положение Кришны, он наслаждается этими описаниями. Он наслаждается духовной энергией. Он начинает понимать, что такое душа, что такое материя, что такое это творение, кто такой Верховный. Как Он, как Он творит эту вселенную, как Он присутствует. То есть, много вещей, которые исходят из этого понимания.

00:30:46 Но, если человек не понимает, читая книги Шрилы Прабхупады, либо повторяя мантру, либо совершая практическое служение, он не всегда столкнется с экстатическими эмоциями. Он чаще будет сталкиваться с трудностями. То есть, речь идет об очищении человека. На это требуется время какое-то. И здесь будут описываться, в этом семинаре, описываются, те трудности, которые человек может испытывать, и как он их может преодолеть. И как он их не преодолеет никогда.

00:31:17 То есть, это мы видим, что некоторые преданные, встретившись с трудностями, не могут их преодолеть. Другие преодолевают. То есть, есть как бы несколько вариантов, что можно сделать [неразборчиво].

00:31:29 И сегодня мы более подробно будем говорить об этой таблице, которая наглядно это показывает. Мы уже немного обсуждали эту таблицу, да? Мы обсуждали последнюю колонку и первые две колонки, кажется. Или три, от силы. Но сегодня мы рассмотрим по горизонтали. Вот этот объединяющий фактор, да? Контроль желаний, посмотрите. Объединяющие желания признания и взаимности, да? Где степень осознанности, она очень ясная и вид ответной реакции – это откровенность. Вот, вот этот момент мы обсудим.

Объединяющий фактор

00:32:12 Из ощущения личной неудачи, вот это лучшее, что можно сделать, самое лучшее – если у человека есть желание, объединяющий фактор: желание признания и взаимности. То есть, с этой проблемой он обращается к кому-то, кто может понять его. Признание взаимности – он ищет от кого-то признания и взаимных отношений. То есть, имея проблему, он не скрывает ее. Наоборот, он использует её, чтобы развить вот этот объединяющий фактор.

00:32:48 То есть, когда мы приходим в Сознание Кришны, мы признаем, что мы жили неправильной жизнью, не так ли? И вот это признание, оно послужило таким решающим, сильным фактором того, что мы объединились в этом обществе с преданными. Ведь так, правда? То есть, у нас была проблема, или она есть, проблема. И объединяющий фактор означает, что мы ясно понимаем свою проблему, и мы откровенно, мы не скрываем от самих себя эту проблему. У нас нет тенденции скрыть эту проблему от других людей также. И, если у нас нет таких … таких скрытых мотивов, то вот эта проблема, она становится причиной нашего развития.

00:33:35 То есть разочарование в материальной жизни – это проблема, это личная неудача, так можно сказать. Первая колонка – ощущение личной неудачи. Это определённый вид разочарования. То есть либо это ощущение личной неудачи поможет человеку развиваться духовно, либо он может деградировать из-за этого ощущения личной неудачи. И то, и другое возможно. И как он поступает с проблемой в этом случае? В этом случае он поступает правильным образом. Да, вверху? Он ясно понимает свою проблему, он откровенен – это приводит к развитию.

Молитва царицы Кунти

00:34:08 Видите, да? Следующая колонка «Развитие» разделена на две части, так? Постепенное и внезапное развитие. У каждого на таблице это есть. Узнаете, так? Итак, она приводит к естественному росту. Смотрите, как интересно: проблемы приводят к естественному росту в этом случае. То, о чем говорит царица Кунти: «Пусть эти проблемы приходят снова и снова, эти трудности». Пандавы, они преследовались. Буквально, даже Бхишмадева, говорится, это брахмачари, устойчивый такой человек, контролирующий чувства, он, когда вспоминал о том, сколько Пандавам пришлось терпеть проблем, неудач, страданий, он не мог удержаться от слез. Даже Бхишмадева, говорится. Настолько трудно приходилось Пандавам.

00:34:56 Тринадцать лет они были в лесах, эти цари, в изгнании. До этого они жили, и на их жизнь постоянно покушался Дурьодхана. То есть, очень трудно. Если мы почитаем Махабхарату, то мы увидим очень трудный пример жизни. И, тем не менее, они всегда были преданными, они всегда были счастливы видеть Кришну, думать о Нем. И царица Кунти вспоминает все это, когда битва на Курукшетре заканчивается, и Пандавы, Юдхиштхира получает царство, и все – Кришна, Он передает царство Юдхиштхире и уезжает в Двараку. Он оставляет их. И царица Кунти говорит: «Как же так? Когда были трудности и проблемы, Ты всегда был с нами. А сейчас, когда у нас все хорошо, есть царство и все остальное, Ты от нас уходишь! Так зачем нам это царство? Лучше пусть эти трудности приходят, я молю Тебя – пусть приходят трудности, если они помогают нам быть с Тобой».

00:35:55 И в гуне добродетели, несомненно (этот фактор объединяющий – это гуна добродетели, вы узнали, да?) все решается вот таким образом. На самом деле, трудностей, проблем, недостатков нет. Любые вещи, они помогают человеку естественно прогрессировать в духовной жизни, любые вещи. И, когда приходят проблемы, то человек встречает их буквально с радостью, открыто, с желанием преодолеть эту проблему. Вот это гуна добродетели. В том случае, если он откровенен с собой и с другими, это приводит к естественному росту.

Внезапное развитие

00:36:31 И здесь также есть колонка «Внезапное развитие». Здесь очень много написано, вся колонка исписана, видите, да? То есть, это пример неожиданных вещей, внезапных, резких изменений. То, что здесь можно прочитать, это похоже на болезнь. Осознание опасности или неполноценности. То есть, человек чувствует свою неполноценность, например. Свою незащищенность. Неустойчивость. Он чувствует неуверенность. Это ощущение личной проблемы. Возбуждение глубоких уровней психики на этой почве. То есть, человек вручает свою жизнь Богу, представьте себе, искренне. Искренне, с желанием.

00:37:15 Но, в то же время, он видит, что у него ужасные желания в сердце просыпаются. Такие как сексуальные желания, например. Какие-то низменные факторы. Что приводит его к такому дискомфорту, ужасному дискомфорту. Это может выразиться в таком, внезапном развитии; вот так оно проявляется. Глубокие уровни психики затрагиваются, приводящие к переживаниям, воспринимаемым как проявления Сверхличностного, то есть в религиозных трансформациях. Возбуждение психики и норм оценки реальности. Это сопровождается: отчаянием и самоуничтожением, например. Депрессия, оцепенение. Самовозвеличиванием. Импульсивными изменениями в поведении и убеждениях, и так далее.

00:37:57 Мы не будем подробно разбирать это. Это напоминает болезненные симптомы, и встречается крайне редко. Но, если в жизни вы встретите, что с человеком произошло что-то подобное, знайте – это внезапный рост. Это означает, что человек больше не может жить с подобными низменными убеждениями. Не может. Он вошел в серьезный конфликт со своей совестью. И, если он решает это также в гуне добродетели, то это приведет к тому же самому результату, что и естественный рост.

00:38:33 Как у Бойзена, это как раз тот самый пример. Автор этой таблицы – это Бойзен. Энтон Бойзен, это христианский священник который исследовал все эти психические перемены с людьми: внезапные постепенные и другие; отклонения и трудности и [Джая …] и с ним была подобная вещь. Было вот это вот внезапное развитие, как он здесь называет. Он вошел в сильный конфликт со своей совестью, но затем это все ушло, и личность его полностью перестроилась. Поскольку похоже, что вот эта вот внезапная перемена его, она связала его больше с Богом. Она помогла ему укрепиться в его духовном сознании.

00:39:12 Дело в том, что врачи и психологи, они советовали ему не следовать так строго вот этим вот регулирующим принципам. Он так же строго следовал вот этим сексуальным ограничениям, как и мы в нашем Движении. И врач, который осмотрел его, он сказал, что не стоит так строго, это нарушит психику, это вызовет какие-то болезни, отклонения. Но он не смог это сделать. Он не последовал этому совету. Смотрите, он был такой человек… Таких людей было не так уж много, которые могли бы вот так, без поддержки, представьте, общества, да? У нас есть коллектив, например, который нас поддерживает соблюдать регулирующие принципы, несмотря на то, что люди нас не поддерживают. И они могут быть даже против. Но мы черпаем силы в коллективе своем. Но Бойзен, он не был так связан с каким-то коллективом с подобными убеждениями. Скорее, он был, так, редкостью в этом отношении. Он не последовал. И затем он пережил вот этот прогресс, внезапный прогресс, достиг какого-то особого уровня.

Рост, ограниченная стабильность и разрушение

00:40:13 И здесь решение. Значит, есть изначальная проблема. Затем она сталкивается с желаниями с нашими. Затем это также связано с нашей степенью осознанности этой проблемы. И есть вот эта ответная реакция. Откровенность, мы говорим, она приводит к естественному росту. Но ниже по этой колонке – скрытность. Все эти подпункты мы позже объясним, что это означает. Это не сегодня мы будем обсуждать. Сегодня мы будем только обсуждать верхнее развитие, в гуне добродетели.

00:40:47 Скрытность, когда человек скрывает проблему. То есть, здесь, вверху он откровенен. Внизу, ниже, он скрывает. Результат будет совершенно иной. И в самом низу – отход, покорность. То есть, здесь он скрывает, скажем, какую-то проблему. Он хочет следовать каким-то идеалам, но у него есть проблема. Он скрывает ее. И следует внешне хотя бы этим идеалам. То ниже решение – отходит от идеалов человек, оставляет все эти высшие идеалы, когда к нему приходят проблемы и покоряется низменным желаниям, материальным желаниям. Он уходит, оставляет духовную жизнь.

00:41:28 И, если в колонке «Развитие», постепенное развитие, естественный рост, вверху, то середина – ограниченная стабильность, основанная на неполноценном фундаменте. И внизу – прогрессирующее разрушение, смотрите. В колонке «Развитие» вверху – естественный рост, а внизу – прогрессирующее разрушение. То есть так проблема может выразиться. В одном случае это будет естественный рост, а в другом случае это будет разрушение.

00:42:00 Например, в обществе преданных что мы видим, когда приходят проблемы? Естественный рост, правда? В целом, мы говорим, что преданные именно так и растут. Сталкиваясь с трудностями, терпя, преодолевая, развивая качества в этих трудностях – это приводит в естественному росту. А в случае с материальным существованием, с материальным миром, мы это видим, что происходит? Такие же трудности они испытывают, посмотрите: финансовые трудности, психологические трудности, трудности, связанные с достижением цели, посмотрите – те же самые трудности фактически. Но к чему это приводит? Прогрессирующее разрушение, в основном. И также ограниченная стабильность. Ограниченная стабильность, основанная на неполноценном фундаменте. Вся цивилизация основана на этих вещах. Понимаете да?

00:42:44 То есть мы можем наблюдать естественный рост в Сознании Кришны, например, и, что касается материального мира – две вот эти колонки можем наблюдать. Но также бывает, что и преданные также могут попасть под влияние вот этих двух низших энергий, своих желаний, имеется в виду. Прежде всего, ощущение проблемы сталкивается с нашими желаниями, вот, в чем дело. Поэтому мы должны обратить внимание именно на желания: с каким желанием сталкивается моя проблема?

00:43:14 Итак, в колонке «Решение»… А, вопросы, пожалуйста.
– То есть, если все-таки среди общества преданных кто-то под прогрессирующее попадает разрушение, то получается, у него такие как бы желания. Или как вот? Он может же также в благости… Тем более, зрелый если, допустим, преданный.
– На самом деле, вот это место, колонка «Развитие» и внизу «прогрессирующее разрушение» – это очень редко касается преданных. То есть для примера мы взяли окружающий мир, он подходит. А у преданных это очень редко встречается, чтобы преданный опускался вот до такого уровня, скажем. Это редко встречается очень. Это просто пример, чтобы нам понять, что такое может быть, такое бывает.

00:44:04 Чтобы преданный дошел до уровня прогрессирующего разрушения, очень редко можно видеть. Практически не встречается. Поскольку он отказывается от высших идеалов на этом уровне, уровне скрытности, он начнет действовать независимо. Таким образом, он ограничен какими-то своими представлениями, безусловно, такой человек. И ищет стабильности на материальной платформе. Потому что верхняя колонка – он ищет прибежища в каких-то высших идеалах, в духовных принципах. Нижняя колонка – он уже ищет основу для поддержания своих желаний, своих проблем, оправдывая свою проблему. Это мы сейчас будем также объяснять.

00:44:49 И «Решение»; колонка «Решение» делится на три части. Прежде всего, это «Эмоциональное состояние», второе «Средства» и «Результат» уже как таковой. О результате мы говорили в прошлое занятие, да? Есть социализация, есть самоизоляция и есть разрушение. Видите, да? Последняя колонка.

00:45:10 Что такое социализация мы объясняли, переводили как бы в наши термины. Это терминология социальной психологии. Но, если перенести в наши термины, это желание объединиться, войти в окружение Кришны, в окружение преданных. Войти в общество духовного учителя, так скажем, да? Приблизиться, сблизиться с такими личностями. Это называется социализация. Стать частью этого социума. Такой термин. Это социализация, это то, к чему мы стремимся в духовной жизни. На самом высшем уровне мы хотим единения на Голоке Вриндавана, говорится. Мы хотим к Кришне. Хотим войти в это окружение Кришны. Это тоже можно назвать социализацией, вот, с помощью такого термина.

Умонастроение роста

00:45:53 Поэтому здесь мы должны рассмотреть вот эту горизонтальную колонку. От объединяющего фактора контроля желаний и до результата. Это просто развитие человека. От самого начала, от камы до премы. Это просто развитие до уровня любви к Богу. Посмотрите, результат – социализация. Первое: «развитие единения на основе того, что считается неизменным и универсальным, подлинный религиозный тип». Это и есть Сознание Кришны, переведя в нашу терминологию. Это есть сознание Бога, когда человек достигает этого высшего уровня сознания, Cознания Кришны. Вот он результат.

00:46:35 Каким образом? Желание должно быть единения, должно быть ясное понимание проблемы, должна быть откровенность в своих проблемах перед собой и другими, затем должен быть естественный рост. Затем, наконец, решение. Наконец будет к результату все. Решение, эмоциональное состояние означает умонастроение, скажем так. То есть, с каким умонастроением мы должны столкнуться, чтобы прийти к правильному результату.

00:47:05 И здесь есть три вещи, вверху, смотрите. Три слова, смотрите: «Стремление», «Благоговение», «Вера». Если моя проблема вот таким вот образом, пройдя через вот эти предыдущие колонки, столкнулась с моим эмоциональным состоянием «Стремление», «Благоговение», «Вера», я могу получить хороший результат уже. Если у меня нет веры, нет стремления, нет благоговения – ну, это, не нужно даже объяснять это слово, благоговение, да? Это особое ощущение, особое ощущение, особая свежесть, особое желание, скажем так, да, оно выражается в такой форме: благоговение. То есть, мы бы сказали, что необходим энтузиазм. Необходима вера, необходим какой-то вкус, так? Примерно так бы мы сказали об этом, в нашем понимании.

00:47:53 То есть нам необходим вкус в Сознании Кришны, необходима решимость продолжать день за днем преданное служение, необходимо также поддерживать веру, что Кришна окажет защиту и поддержку и даст желаемый результат. Если наша проблема сталкивается вот с этим эмоциональным умонастроением, вот с таким умонастроением, то, с помощью средства – посмотрите, да, в середине колонки – «Решение» и «Средства», колонка, с помощью верности высшим идеалам, сохраняя верность... (попытайтесь понять, что это описывается, нашим языком) и связанным с ними нормам, нормам… Верность высшим идеалам и связанным с ними нормам – что это такое? Это решимость в гуне добродетели. Это решимость в гуне добродетели, так скажем нашим языком. Это уже средство.

00:48:46 То есть у нас есть энтузиазм, есть вкус, есть какая-то вера, и затем нужна решимость в гуне добродетели. И затем наступает результат: социализация. Первое: развитие единения на основе того, что считается неизменным и универсальным, подлинный религиозный тип. Результат достигается. То есть, это вкратце. По-моему, это соответствует нашим книгам полностью. [Джая …]

00:49:10 То есть, я хотел сказать ещё одну вещь, что иногда мы можем встретить людей, которым мы проповедуем, которые говорят немножко другим языком, используют другую терминологию. Новые поколения рождаются, они тоже могут использовать немножко другие какие-то термины, да? Мы должны учиться их понимать. Хотя мы изучаем книги Шрилы Прабхупады, и мы не читаем каких-то других книг, но должны научиться понимать людей правильным образом. Всё, что бы они ни говорили, можно переложить на ведический язык, любые вещи.

00:49:38 В данном случае мы так и поступаем. Это книга Энтона Бойзена. Она оказалась очень применима и для нашего Движения. Очень применима. На сто процентов применима. Мы просто сейчас перекладываем эту терминологию в нашу. Чтобы просто узнать, о чем здесь идет речь.

00:49:54 Итак, вот, то, что мы здесь прочитали, верхняя колонка, вот эта, горизонтальная, на самом верху, это соответствует тому, что просто Прабхупада пишет в книгах, то, что написано в Бхагавад-Гите, правда? Очень много общего. Если мы развернем, это просто суть священных писаний будет. Вот, вы начинаете с ощущения личной неудачи, а кончаете тем, что приходите к Богу. Это нормально. Это соответствует законам духовной жизни.

00:50:20 Но здесь, посмотрите, эта колонка, она толстая. Вот там, где уже начинается «Эмоциональное состояние», в «Решении» смотрите, Средства» и «Результат», там много пунктов. Видите? Это также подчеркнуто линией, да? Вы видите, у вас есть такая линия, которая отделяет? Вот, у меня оранжевая линия, которая отделяет это все в одну гуну. Верхнее состояние, да?
– Нет.
– Нет? То есть всё это относится к социализации, посмотрите. Вот этот результат, там четыре пункта, он относится к социализации. Это все относится к откровенности. Понимаете, «Вид ответной реакции» это все относится к откровенности и к ясному пониманию проблемы. Вплоть до растворения «я», «Поклонник, лиана» будем сегодня объяснять все эти вещи.

00:51:06 То есть, понимаете, можете провести линию, вот, четвертый результат. Под средством тоже. Самое низшее будет «стремление находиться в лучах славы обожаемого кумира». Отделите здесь это линией. И «Эмоциональное состояние»: зависимость и обожание. Это все относится к объединяющему желанию. К объединяющему желанию. Хотя, несомненно, тут уже речь пойдет о недостатках, о проблемах.

00:51:33 Итак, о хороших вещах мы закончили говорить уже сегодня. Сейчас начнем говорить только о плохих вещах. То есть, хорошие вещи на самом верху, как в сансаре. Одна строчка, все. Сейчас начнутся сплошные проблемы. И чем ниже мы будем разбирать, тем больше мы будем узнавать истинную реальность, и иногда будем погружаться в полную депрессию. Но решение есть, не беспокойтесь. Решение и выход есть у нас.

00:51:56 – Вы не могли бы [неразборчиво].
– Стремление, благоговение. Мы должны стремиться достичь цели. Что это? Это энтузиазм, правда? Благоговение – это особое состояние, как бы соприкосновение с чем-то высоким. Я бы сказал, что это чувство вкуса. Помните, когда мы впервые услышали Харе Кришна мантру, когда мы почувствовали этот вкус, вот это состояние можно назвать благоговением. То есть мы испытали какой-то вкус, переданный чистым преданным. И вера – это не нужно объяснять. Вера – этот термин все понимают так или иначе.

О гунах на примере томатного супа

00:52:47 – Можно вопрос?
– Да.
Вопрос, неразборчиво. Невозможно же, что, то есть, чтобы она вся проходила в благости, там. То есть, день в благости, день – можно опуститься до невежества, и потом до страсти. И потом в конце непонятно, чем это кончится все.
Мы должны принадлежать преимущественно какой-то одной гуне. Я думаю, гуне добродетели. Все остальные гуны, они должны просто помогать нам утвердиться в гуне добродетели. Мы приводили как-то пример супа, томатного, да? Хороший пример, вкусный суп потому что. Все нравится, потому что вкус очень хороший у этого супа. И пример поэтому тоже хороший. Вкус супа томатного принадлежит помидору, правда? Это гуна добродетели, так ведь? Но, когда мы готовим томатный суп, мы добавляем какие-то ещё специи туда. Например, нужно добавить перец чили. Это раджа-гуна, так? Но он как-то украшает вкус помидора. Затем можно положить обжаренной черной горчицы, ореховый вкус добавить такой можно. Это тамас и раджас, черная горчица. Никто же не будет есть черную горчицу просто так. И соль – это просто тамас, но посолить нужно. Но ровно столько, сколько необходимо. И чему принадлежит основной вкус?
– Помидору.
– Вот так нужно, да, вот так нужно делать.

00:54:21 Если вы каждое утро посещаете утренние программы, то весь ваш день будет преимущественно находиться в гуне благости. Несмотря на то, что вы будете соприкасаться с низшими гунами также. Будут приходить какие-то мысли или состояния, тем не менее, основной вкус будет в благости. Более того, эти трудности на протяжении дня, они только вам помогут лучше это делать на следующее утро, ещё лучше, и ещё лучше. Так одно помогает другому.

00:54:47 Итак, я немножко прочитаю.
– Можно ещё вопрос?
– Да.
– Все эти пункты относятся к гуне благости?
– Да.
– Вот здесь, например, есть такое, что «бунт и создание злокачественных объединений»
– Мы объясним позже, как это относится к этой группе, да, и чем отличается. Безусловно, чем ниже мы будем спускаться по этим колонкам вертикальным, тем больше будут влиять низшие гуны. Вверху гуна благости, а в самом низу – тама-гуна. Когда уже наступает разрушение, это тама-гуна, да? И есть градации между этим, понимаете, да? И тут написано все вот в таком порядке градации. То, что мы зачитали, «Социализация», первый пункт вверху – это наш идеал, наша цель.

00:55:35 Чем ниже мы будем спускаться, тем больше мы будем находить недостатков. Но есть предел гуны благости. И вот предел мы обозначили – до четвертого пункта, растворение «я», поклонник, «лиана». Почему – мы сегодня уже будем обсуждать. Это предел. Вот то есть всё это ещё будет социализацией, представьте себе. Человек ещё будет находиться в социуме. Но уже ниже этого наступает самоизоляция. И там, представьте себе, человеконенавистничество, например. Эти вещи недопустимы в духовной жизни вообще. Это уже будет очень сильно отличаться от каких-то человеческих идеалов. И ещё ниже идет, градации потом, дальше.

Без откровенности нет роста

00:56:14 – [Вопрос, неразборчиво.]
– То есть, если мы чувствуем смутно, что есть проблема, но не знаем, какая проблема? Это не является трудностью, это нормально. Имеется в виду, что мы ясно осознаем, что у нас есть проблема. Это ясно, это понятно. Значит, это уже ясное осознание. Мы не скрываем, мы не говорим: нет проблемы. От себя не скрываем, от других не скрываем. Это означает, вот это означает, что должен быть человек, обязательно, у каждого из нас, как бы это суть семинара в этом. Должен быть какой-то человек, наставник, к которому я приду и спрошу: «Что это за проблема у меня?» У меня проблема, я признаюсь в этом. Я могу выслушать этого человека, и он меня может выслушать. И он квалифицирован определить эти вещи, понимаете, да? Это очень важный момент, иначе не будет никакого единения и естественного роста.

00:57:03 То есть, смотрите, «естественный рост» за «откровенностью» стоит. Сначала проблема сталкивается с желанием. Даже если желание объединяющее, если у нас степень осознанности неясная, мы не сможем применить ничего. Степень осознанности ясная: мы знаем, что есть проблема, затем – откровенность. Например, какие-то проблемы сейчас мы просто не знаем в себе. Неясно понимаем, просто не знаем, просто не видим их. Тогда нет речи об откровенности. Но какие-то проблемы мы уже видим в себе, не так ли? Значит, речь идет об откровенности. Если вы не делаете этого шага: откровенность, то как же будет естественный рост? Тогда не будет естественного роста. Тогда мы не достигаем результата.

00:57:49 Вот об этом-то речь и пойдет. Что на этом пути, вот на этой горизонтальной линии, есть препятствия определённые. Я могу ясно осознавать или неясно осознавать. Затем, я могу откровенным быть, а могу быть и не откровенным. Это все повлияет на мой естественный рост. Это повлияет на моё эмоциональное состояние. Это повлияет, наконец, на моё средство, на мою практику, которую я выполняю. Почему иногда преданные совершают практику строго, а потом перестают следовать строго практике Сознания Кришны? То есть, на этом пути было какое-то препятствие, не было естественного роста. Естественный рост был заторможен. Поэтому результат не получают в Сознании Кришны.

00:58:27 В Иша Упанишаде написано, что, когда человек культивирует невежество, и когда он культивирует знание, результат будет разный. Поэтому нужно спросить себя: «Почему я культивирую уже пять, восемь, шесть или три года уже Сознание Кришны, и не достиг результата?» Каков ответ? В соответствии с Ишопанишад? Значит, я культивировал невежество. Я, конечно же, культивировал и знание, безусловно, но вместе с тем я культивировал и невежество, поэтому результат не приходит. Поэтому на этом пути необходимо избавиться, отбросить невежество.

Наставничество

00:59:03 Это означает, что мы должны научиться правильно общаться, помогать друг другу в духовной жизни. Невежество – это самоизоляция. Если мы самоизолированы, и мы не говорим ничего о своих проблемах, и не выслушиваем ничьи проблемы, никому не помогаем, то это не объединяющий фактор. Мы вместе лишь внешне. Но внутренне мы каждый сам по себе. Понимаете? Это не приводит к естественному росту. Наоборот, это приводит даже к проблемам в обществе. Понимаете, в чем суть, да? То есть, необходимо общение.

00:59:38 Как, скажем, христианские священники, они помогают людям. Люди грешат каждый день. Они приходят в церковь и говорят: «Я грешен». И перечисляют свои грехи, священник слушает просто. И человек знает, что он выслушает все грехи его, вполне нормально, и простит. Он уверен в этом. И им уже легче становится от этого, смотрите. Гораздо легче.

01:00:02 Почему же в нашем случае, мы не совершаем таких греховных действий – почему же нам так трудно? Если даже обычному христианину, он придет, поплачет в церковь, ему легче станет на целую неделю. И через неделю он снова пойдет, поплачет, снова ему будет легче, и так он продолжает грешить, и вполне нормально живет. Потому что Христос прощает его, он убежден в этом. Церковь его принимает, он полноправный член церкви, несмотря на его греховную деятельность, с ног до головы, он себя считает социализированным. С Иисусом Христом, с Богом, смотрите.

01:00:34 Но в нашем случае это не происходит потому, что у нас нет этого наставничества, не развито это наставничество. Где мы могли бы слушать, помогать, объяснять, где бы человек мог найти признание через свою откровенность. То есть, мы боимся это делать, потому что нас может общество осудить. Наклеить ярлык: « демон», например, или что-то ещё такое. То есть, преданные, в основном у них проблема в том, что они боятся раскрывать свой ум. Может быть, ещё потому что они не знают кому раскрыть свой ум. Потому что они уже пытались кому-то раскрыть ум – не получилось. Им дали по голове хорошо. Что-то такое произошло. Такое возможно. То есть, мы сталкиваемся с фанатизмом. Здесь также будет это все описываться.

Роль тамаса и раджаса

01:01:17 Теперь мне нужно почитать хорошо?
– Еще вопрос можно?
– Да.
– [Вы говорили о добавлении раджаса и тамаса. Для чего они нужны?]
– Для чего нужен раджас и тамас?
– [Неразборчиво.]
Раджас необходим для деятельности. Тамас нужен для отдыха, можно так это все… Положительно можно так применить. Хотя, лучше всего обойтись без тамаса. Но, если мы говорим о гунах, они всегда три. Они всегда три присутствуют, везде. Мы не можем полностью отказаться от всех гун материальной природы.

01:01:51 Мы находимся в гунах, мы погружены в них. Мы освободим сознание, но тело будет функционировать в гунах все равно. Поэтому мы чувствуем давление низших гун, средних гун, высших гун. Они действуют, они работают, они двигаются, перемешаны. Зачем? Тама-гуна необходима, чтобы держать в иллюзии живое существо, из-за его желаний. Раджа-гуна активизирует его из-за его желаний. Благость просветляет его из-за его желаний. Поэтому, когда мы говорим, зачем, для чего нужны гуны, они существуют, присутствуют тогда, когда у нас есть материальные желания. Они для таких душ, которые наполнены материальными желаниями, материальные гуны приходят.

Социализация на уровне «обычного человека»

01:02:40 Итак, посмотрите: колонка «Решение» – «Результат». Теперь мы обсудим второй тип социализации. Второй пункт: «Приспособление путем временных и локальных мер, обычный человек». То есть, вот этот первый пункт, который мы обсуждали, это необычный человек. Это высший религиозный тип, да? Это Сознание Кришны. То есть, здесь речь идет (второй пункт) – обычный человек. Нельзя сказать, что это очень греховный человек – обычный человек.

01:03:16 Это не подлинный религиозный тип личности. Это что-то ниже. И что это означает? Каждый человек нуждается в чувстве безопасности. И нуждается в том, чтобы принадлежать какому-то сообществу. Правильно? Но, так или иначе, самая высшая цель нашего Общества – это нечто, что мы не принимаем. Не полностью разделяем. Понимаете, да? Мы пришли, скажем, в Сознание Кришны, но не все принципы можем разделять этого общества. В целом, мы пришли. Мы находимся. Но мы не можем разделять все принципы. Вот это второй пункт.

01:04:02 Мы думаем, что эта цель, о которой твердят святые – это стандарт. Он не для всех. Мы думаем, может быть, в преклонном возрасте, когда-нибудь я достигну этого уровня. Но не сейчас. Сейчас – нет. Это неприложимо для большинства людей, мы думаем. Итак, я думаю, что другие люди, которые соглашаются с моей точкой зрения, их достаточно много, может быть много таких людей.

01:04:35 Так, понимаете психологию, да? То есть я прихожу, слышу о высших идеалах, применяю к себе – неприменимо, полностью. Я думаю: «Сейчас я не смогу. Может быть, когда-нибудь в будущем, может быть. Сейчас – нет». Но также я могу видеть, что и другие люди есть, такие же, как и я, которые не применяют полностью к себе эти принципы. Что происходит? Они соглашаются с моей точкой зрения. Мы общаемся с теми, кто разделяет эту нашу, скептическую точку зрения на достижимость этих высоких стандартов. И мы создаем своё собственное общество, кружок.

01:05:14 Ну, не какое-то, скажем, конечно же, там, отдельное общество, движение, ну – кружок какой-то, коллектив имеется в виду. Не второе какое-то общество Сознания Кришны мирового масштаба, нет. Какой-то кружок, который помещается в моей квартире, может быть, или ещё где-то. Вот это – защитная мера. Это тоже своего рода откровенность, поскольку я не стремлюсь скрыть ни от себя, ни от других, что у меня есть какие-то желания, которые на высшем уровне считаются неприемлемыми. Я с готовностью соглашаюсь с этим, признаю это открыто, но в чем же тогда проблема? Если я откровенен, у меня есть откровенность? В чем же тогда проблема?

01:06:01 Проблема в том, что я нуждаюсь в том, чтобы найти единомышленников, социум. Мне нужен социум, окружение, обязательно. Поддержка нужна. Поддержка своих идеалов. Если не будет поддержки, я буду себя плохо чувствовать. Представьте: ну, все люди следуют принципам регулирующим, все повторяют мантру, я один не повторяю. Большая проблема. И вдруг находится ещё один, который также не повторяет много, как и я, не следует всем принципам. И нам уже легче вдвоем, правда? [Смех в зале.]

01:06:33 То есть я стремлюсь найти таких людей, которые разделяют эту точку зрения вот в этом. И тогда я себя лучше чувствую; когда я нахожу таких людей. И мы видим, что такое происходит в ИСККОН и вокруг ИСККОН. В большинстве наших храмов или в крупных сообществах, общин всегда есть какая-то группа людей, которые разделяют такую точку зрения. Они верят в реинкарнацию, придерживаются вегетарианства, они верят в то, что Кришна – Бог. Но, в то же самое время, они думают: «Прабхупада был милостив к нам». Послушайте, что они говорят: «Прабхупада был милостив к нам, он понимал, насколько нам трудно. Поэтому, если мы будем придерживаться каких-то других, более низких стандартов, он поймет это, и не будет проблем».

01:07:23 На что это похоже, концепция?
– Христианство.
– Христианство, снижение стандартов. Они могут сказать такие вещи, что «я следую двум принципам регулирующим, и все, больше не буду ничего». И у этих людей тоже есть склонность собираться в общества. И Бойзен называет этот тип поведения снижением моральных норм, порога; снижение морального порога, снижение порога совести. Мы понижаем немного наши стандарты. Мы понижаем наши стандарты, касающиеся того, что хорошо и что плохо.

01:08:11 Но, если у нас есть общественная поддержка в этом, мы чувствуем себя лучше. «Есть другие, обычные, нормальные люди, – мы говорим, – которые так же поступают, как и я». Итак, это понятно, да? Можно в это не вдаваться больше. Итак, он начинает общаться с такими же, у кого занижен вот этот порог совести, внутренние самооценки. И в мыслях он думает, что он не хуже других.

Почему меня не слышат?

01:08:56 – Можно вопрос?
– Да, ваш вопрос?
А, вот, если вот эта картина, то есть как определённая группа, допустим, преданных, они, вроде ты им проповедуешь то, что нужно, да? А они как бы не слышат тебя. То есть, ты вроде бы говоришь то, что истина, да? Необходимый, этот, высокий порог. А они не слышат. И получается вот то, о чем мы сейчас говорим, да?
– То есть, вопрос в том, что мы проповедуем людям какие-то истинные вещи, какие-то высшие стандарты, например, но люди не слышат нас, не понимают.
– Да.

01:09:35 – То есть, почему так происходит? По двум причинам это может быть. Либо они не хотят конкретно меня слушать, это одна причина. Либо они не хотят принимать эти стандарты. Две вещи могут быть. Также зависит от личности – кто говорит; и что говорит, также имеет значение, да? Поэтому либо один фактор, либо другой фактор, два вместе работают. Так можно определить это.

Честный выход

01:09:58 Итак, когда этот порог совести снижается, то тут есть два вида решения. Посмотрите, что может произойти в обществе. Мы видим иногда, что преданный следует стандартам всем, самым высоким, но затем с ним что-то происходит, приходит трудность, и он снижает свои стандарты. И вот тут два решения могут быть: либо он находит такую же группу людей с низкими стандартами, это один вариант, который мы уже обсуждали; и второй вариант – он пытается занизить стандарты своего окружения, в котором он находится. Такое тоже возможно. Он начинает проповедовать, влиять на других так, чтобы они также строго не относились фанатично к этим вещам. Что лучше?

01:10:47 – [Ответ с места, не слышно.]
– Кружок найти? [Смех в зале.] Трудный вопрос, правда? Это вопрос дхармы. Это трудный вопрос, что лучше в этом случае.
– [Реплика, неразборчиво.]
– Лучше честный выход. Честный выход лучше. Нет, мы не должны оставлять общество Сознания Кришны. Это нечестно, это неправильно. Не думайте, что честные люди могут оставить Сознание Кришны. Нет-нет, в высшем смысле никогда.

Грихастха-ашрам

01:11:26 Это приспособление путем временных и локальных мер, к которому прибегает обычный человек. Вопрос какой был?
– Скажите, а существует такое вот общество преданных, несколько семей общаются, и вот они общаются по второму принципу, да? Не все могут принять. И они уверены в том, что они правы, что они, вот, расслабляются, и расслабляться у них можно всегда; не то что, там, иногда… И получается, что они всегда в расслабленном состоянии. То есть, они поэтому не стараются подняться выше чуть-чуть. А могут они (вот, Вы сказали – только два решения, да?), а есть такая возможность для них, что они ещё ниже опустятся? Казалось бы, они искренни, там, все, но вот…

01:12:26 – Это обычно касается грихастха-ашрама, вопрос.
– Ну, семья, несколько семей.
– Да, семейный ашрам, грихастха-ашрам, брахмачари-ашрам, храм и дом. Разные стандарты, правда? Мы видим, что как раз грихастхи занижают стандарты. Ну, в том смысле, что это не храмовые стандарты. Но не думайте, что они занижают порог совести. Они занижают порог совести тогда, когда нарушают регулирующие принципы. Не следуют садхана-бхакти у себя дома. Не поддерживают ритм ашрама, жизнь ашрама в своем доме. Не используют этот дом для духовного прогресса. Это занижение. Но у них есть просто свои стандарты. Свои стандарты, приемлемые для них, это не означает, что они занижают порог совести.

01:13:06 В каком-то смысле можно так сказать, что грихастха-ашрам, он ниже по стандартам, чем храм; безусловно, это так. Но, чтобы не занижать это до каких-то неприемлемых пределов, грихастхи должны иметь объединяющий какой-то фактор с Движением, с храмом. Прабхупада так устроил. Например, авторитеты хотят, чтобы грихастхи жили недалеко от храма, так ведь? Приходили на утренние службы. Также помогали храму как-то.

01:13:34 – Вот тут такие тонкие моменты, что они ходят тогда, когда как бы мы все почти сознающими Кришну станем. То есть, те, кто часто в храм ходят, и непосредственно те, кто живут здесь, то есть чтобы они немножко уровнем выше станут, и тогда они могут как бы получить оттуда духовное, вот так они считают.
– Это важно, храм – это очень важное место. Приходить, смотреть на божества, петь киртаны, принимать прасадам, слушать лекции, это крайне важно для всех преданных. Для грихастх также.

Развиваться со своего уровня

01:14:06 Но Кришна говорит в Бхагавад-Гите, что человек, который контролирует свои органы чувств, но думает в уме об объектах чувств, он обманщик. Он обманщик. Имеется в виду, в комментариях Вишванатха Чакраварти Тхакура, что имеется в виду, тот, кто принимает санньясу, и думает об объектах чувств, вот он обманывает себя и других. Этот человек обманщик. В этом случае лучше быть честным грихастхой, говорится. Понимаете, да? Что человек должен оставаться честным, откровенным (мы говорим об этом). Тогда, когда есть откровенность, наступает естественный рост. Неважно, грихастха он или санньяси, он развивается.

01:14:45 То есть наш смысл в том, чтобы развиваться с любого уровня. Иногда человек ходит-ходит, а потом говорит: «О, я не попадаю под эти стандарты, мой уровень совершенно не… не поможет мне, Сознание Кришны». И уходит. Это тоже нечистота ума. Каждый должен со своего уровня развиваться. Быть честным, занять своё место и развиваться со своего уровня вверх. Смысл в развитии, в росте. Смысл не в том, чтобы быть грихастхой, санньяси или кем-то еще. А смысл в том, чтобы расти и продвигаться.

01:15:16 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Кто сказал, что брахмачари или брахмачарини должны быть более квалифицированными, чем грихастхи?
– [Реплика с места.]
– Потому что они живут в храме? Может быть и так, это никто не против. Может быть, и так. Но это не правило. Это не правило, нет. Грихастхи тоже могут быть продвинутыми. Почему нет?

01:15:43 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Не хотят давать общения брахмачари и брахмачарини?
– В храм не хотят ходить часто. Говорят, что незачем.
– Ну, значит, они не хотят давать своего общения.

Порог совести и окружение

01:16:02 – [Вопрос, неразборчиво.]
– Порог совести означает, что у меня есть предписанные обязанности, и я занижаю, сам занижаю эти стандарты. Вот это порог совести. Порог совести – это то, что я не могу занижать на самом деле. То есть, тот порог, который я не должен переступать, порог совести. Но я занижаю, и тогда мне найти другой какой-то коллектив, другое общение. Вот, сейчас я пример прочитаю из Бойзена.

01:16:27 Пример. Молодой человек, который пережил внезапное развитие кризиса, у него был внутренний конфликт. Его отец был очень консервативным священником. И его мать тоже была очень ревностной поклонницей церкви и посвящала всю свою деятельность церкви. Этот человек был воспитан в очень строгих условиях и с очень высокими идеалами. Но когда он достиг половой зрелости, он обнаружил, что у него есть сексуальные желания, с которыми он не может справиться и выражения которым он не может найти в контексте культуры, в которой он был воспитан.

01:17:13 Итак, в шестнадцать лет он пошел в армию. Таковым было его решение этой проблемы. И он не только одел форму, но и вместе с этой формой он принял и более легкие стандарты, более развязное сексуальное поведение. Понимаете, да? Почему он пошел в армию. Он просто так решил свою проблему. Ощущение личное неудачи.

01:17:42 И что же произошло, посмотрите. И здесь сравнивается, что ИСККОН также пополнил ряды армии по этой причине. Интересно, что полицейские или военнослужащие, несмотря на своё поведение, являются олицетворением высших идеалов, заметьте. Вот оно что. В обществе. Они призваны насаждать в обществе высшие идеалы, блюстители порядка. И они по-прежнему могут рассматривать себя борцами за справедливость, борцами со злом. Но на другом уровне, на другом уровне. Видите, какое решение? Вот это решение.

01:18:28 В этом случае, если я прихожу там, где выше стандарт, у меня будут проблемы. Но, когда я меняю общество, занижаю порог совести, там нет проблем, поскольку коллектив точно такой же. Я не чувствую остроты этой проблемы. Она, безусловно, есть. Но я не вижу ее. То есть, это что? Это иллюзия просто. Поэтому как бы люди в иллюзии находятся. Они не видят своих проблем. Почему? Они находят просто соответствующее окружение, вот и все. Игра майи.

01:18:59 Например, если мы в какой-то рабочей одежде, мы работали только что, и мы все в грязи. И нам нужно зайти в медпункт, где, знаете, такие белые простыни, там, белые халаты. Как мы себя чувствуем? Мы не можем ни к чему прикоснуться, мы хотим в воздухе висеть просто или немедленно уйти оттуда. То есть это не то окружение. Не соответствующее нам окружение.

01:19:26 И он вспоминает здесь о своих духовных братьях в Америке, которым было сложно контролировать половые желания. В конце концов они ушли из ИСККОН, и ушли в христианство. Не куда-нибудь. В ИСККОН они считали себя недостойными. Но, придя в христианство, они вдруг обнаружили себя на высоте. И всё, что в ИСККОН было для них проблемой, в христианстве превратилось в обычные, нормальные, распространенные явления. Итак, это понятно, да? Так же, второй момент: приспособление путем временных и локальных мер. Это обычный человек.

01:20:02 Посмотрите, колонка «Средства», напротив этого пункта. Да. «Поиск адекватного самовыражения в общественной, профессиональной и половой жизни» тут написано. Это обычный человек, отошедший уже от высших идеалов духовных. Он ищет самовыражения в половой жизни также. В соответствии со стандартами общества. Если мы посмотрим на высший цвет американцев богатых, это их стандарты: они имеют жен, имеют любовниц, жены имеют любовников. Это нормально, все знают об этом.

01:20:37 Во Франции ещё ниже стандарты, говорят. Не знаю, я не был там. Но, так или иначе, это примеры, просто примеры. И для обычного человека это кажется вполне приемлемо и нормально. То есть речь идет здесь об обычном человеке. Он просто находит себя в общественной жизни, или с помощью профессии выглядит преуспевающим, или с помощью какого-то полового самовыражения, здесь говорится. Так или иначе, успех какой-то ему нужен. Либо в половой жизни, либо в профессиональной, либо в общественной жизни. Почему? Поскольку он полностью терпит неудачу в высших идеалах. Он заменяет это низшими вещами.

Вера или самоуверенность?

01:21:15 И «Эмоциональное состояние», что там написано? Напротив этих проблем. «Уверенность, самоуверенность», да. Если вверху мы видим «вера», то здесь написано «уверенность» и «самоуверенность». Он отходит от религиозной веры, веры в Бога, да? Вот в такой успех. Во что он верит? В себя. Самоуверенность. Это гуна страсти примешивается сюда. Поскольку, здесь он себя отождествляет с желаниями тела, примешивается гуна страсти здесь.

Последствия легкомысленности

01:21:59 Посмотрите на «Эмоциональное состояние» ниже: «легкомысленность». Нашли? «Небрежность, легковесность в общении». Мы почитаем об этом немного. Итак, под легкомысленностью понимается легкомысленное отношение к существующим нормам. То есть легкомыслие. Если в первом случае, в предыдущем случае, человек занижал чуть-чуть эти номы как бы, то здесь он вообще легкомысленно к этому относится. Это уже ниже.

01:22:33 Например, в Америке я знал одного представителя такой неформальной группы в ИСККОН. Они подшучивали над теми преданными, которые стремились к высшим идеалам, стандартам, пренебрежительно называя это поведение «синдромом чистого преданного». Такие шутники, они подходят: «Что ты из себя строишь чистого преданного? Поспи еще». Да, что-то такое, легковесное вот такое, пренебрежительное отношение. Знаете, это уже признак не очень хороший. То есть, не пытайтесь даже в шутку такие вещи делать. Лучше всего. Это то, что действует не очень хорошо. Даже не шутите подобным образом. Это вырабатывает пренебрежение к стандартам. Мы должны очень-очень серьезно относиться, это религиозные стандарты, данные Богом.

01:23:20 Итак, «синдром чистого преданного». Я знал такую группу преданных в одном городе. Довольно большая группа была. Они все имели вот это умонастроение от одного человека. От одного человека ушли из Движения несколько десятков потом, вот по этой самой причине.

01:23:39 Такие шутники, которые высмеивают стремление к высшим идеалам. Знаете, когда человек только начинает, он смешно ещё выглядит, над ним легко посмеяться. Они становятся очень небрежными в поведении, начинают очень легко относиться ко всем этим вещам. И даже иногда бывают антагонистичными в некотором смысле, противопоставляющими себя стандартам ИСККОН.

01:24:06 Я знал одного человека, который говорил, что «что такое означает четвертый принцип?» Он проповедовал в одном городе. Он устраивал программы, проповедовал преданным. Он имел брахманическую инициацию. Что четвертый принцип означает, что в браке можно не соблюдать никакого этого принципа. Если вы женаты, для вас нет такого закона, как четвертый принцип. Он такие вещи проповедовал. Это уже как бы он, антагонизм, противопоставление идет, вот этот уровень.

01:24:35 То есть человек, если он имеет какие-то проблемы, он должен быть честным, да? Мы договорились: откровенным; иначе он не решит свою проблему. Бойзен расценивает это средство как отвержение, отказ от первостепенных обязательств и поиск общественной поддержки в антиобщественных группах.

01:24:56 Посмотрите, в «Результате», да? Третье: «Бунт и создание злокачественных общественных формаций». Даже до преступных объединений. В обыденной жизни это происходит следующим образом. Человек уходит из нормальной жизни и становится членом преступной группировки, гангстером, например. Очень сложно быть вором в одиночку. Но, если у вас есть воровской коллектив, это занятие просто становится вашей профессией. [Бойни], представьте себе, это тоже профессия, это стало профессией.

01:25:35 Итак, это типичное явление, происходящее в материальном мире: преступные группировки. Мальчишки-бунтари, которые сколачиваются в банды. Антисоциальные, злокачественные общественные формации, как говорится в этой колонке. Из чего это исходит, посмотрите. Из легкомысленности, небрежности, легковесности в общении. То есть, это люди, которые, ну, не имеют ничего как бы святого такого, знаете. Это нечто похожее на цинизм, хотя цинизм – это гораздо ниже еще. Это нечто, напоминающее циников. Это бунт против существующих норм. То есть, это может быть либо потому, что человек просто находится в невежестве и не понимает, да, значения духовной жизни. Может быть поэтому. Но также говорится, это может перейти в антагонизм, вот в такой вот бунт, сознательная вещь. Сознательная вещь. Бойзен говорит, что вор должен принадлежать к какой-то группировке, которая разделяет его взгляды, иначе он просто сойдет с ума.

Ритвики

01:26:49 И здесь пример с ИСККОНом, связь с ИСККОНом. Как существуют группы, которые так или иначе поддерживают свою связь с ИСККОН, они не существуют без ИСККОН вообще. Но которые превращаются в противников ИСККОН, тем не менее продолжая оставаться связанными с ним. И они стремятся ниспровергнуть эти стандарты, низвергнуть. И это имеет отношение к созданию групп ритвиков. Слышали об этом? Все знают, что такое ритвики? Нет. Почитаем.

01:27:31 Итак, так называемое отклонение ритвиков в ИСККОН. Это группа ритвиков возникла в Америке. И возглавил её один из учеников Прабхупады. И что они утверждают? Они утверждают, что Прабхупада не хотел, чтобы кто-либо из его учеников становился духовным учителем. По крайней мере, таким же по положению, каким был Прабхупада. Они заявляют, что, даже после своего ухода, Прабхупада остается по-прежнему дикша-гуру, то есть гуру, дающим посвящение. И каждый, кто сейчас дает посвящение ученикам, в действительности просто действует от имени Прабхупады, он не дает посвящение сам. И те преданные, которых они инициируют, являются не их учениками, а учениками Прабхупады. Понимаете? Да? Вот, такова их теория, философия.

01:28:24 Вся история развития этого заблуждения может занять много времени. Но, просто, в чем суть? Просто было, по крайней мере, два человека, которые хотели быть духовными лидерами, но у которых был долгий период времени, когда им не удавалось следовать регулирующим принципам. Видите, в чем проблема? Было два человека, довольно сильных. Сильных по природе лидеров. Они хотели быть также лидерами в ИСККОНе. Но всем было известно, и им также было известно, что у них были проблемы с принципами. И они хотели, тем не менее, быть духовными учителями.

01:29:09 И вот какой они нашли выход, смотрите. Они создали собственную группировку с пониженными стандартами. Человек может даже стать духовным учителем, раздавать четки, давать духовные имена, но говорить при этом: «Ты ученик Прабхупады, не мой. И, если я упаду случайно, что ж? Я просто священник, ритвик». Никакой ответственности. То есть гуру тем и отличается от обычного преданного, что он берет полную ответственность за ученика, дикша-гуру; до конца его дней. В их случае – никакой ответственности. Поскольку они нарушают принципы, они не могут брать ответственность полную перед Богом. И говорит: «Ничего, я просто ритвик, я священник. Инициацию им дает Прабхупада».

01:29:58 Ритвик это означает священник, который действует от имени кого-то. Таким образом, они просто приняли более низкие стандарты. Одно из высказываний этой группы, один из лозунгов этой группы. Если вы услышите, знайте: вот это ритвики. «Мы не можем быть такими же, как Прабхупада». С чем это опять перекликается?
– Христиане.

транскрибирование: Надия Деви Даси | Москва | Россия | 22 January 2014
обработка текста: Бхувана Сундари | Чиангмай | Таиланд | 03 March 2014