Поиск с помощью голоса совести

Фестиваль "Этнолайф" - 10 August 2006
О балансе сердца и разума в поиске истины. Как соблюдение принципов влияет на сознание? Два вида существ: движущиеся и неподвижные. Каким образом душа присутствует в этом мире? Из чего складывается наш индивидуальный мир? Как люди меняются, благодаря общению? Каков механизм общения в служении? Что даёт общение с гуру? Гуру учит нас, как ребёнка учат родители. Что такое общение с материалистом? Как отделить служение от корысти? Для чего мы учимся исполнять должное? Что такое материя в прямом смысле слова? Сознание как энергия. Можно ли воспринимать объекты не с точки зрения формы?
запись беседы для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:37:15 | качество: mp3 64kB/s 44 Mb | прослушано: 627 | скачано: 580 | избрано: 22
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

О балансе сердца и разума в поиске истины

00:00:00 [Из зала]: Махарадж, чувства не могут быть проводником истины или могут?
[Драгилев А.К.]: Чувства, то есть некие ощущения или органы чувств?
[Из зала]: Да.
[Драгилев А.К.]: Что?
[Из зала]: Ну, вот чувства – это нечто внутреннее...
[Драгилев А.К.]: Ну, это какие-то ощущения.

00:00:17 [Из зала]: Ощущения просто...
[Драгилев А.К.]: Нет, на них надо полагаться, это ещё называется внутренним голосом. Мы можем. Говорится, что есть два рельса по которым, чтобы поезд ехал устойчиво нужно два рельса. Вот, один рельс – это наши сомнения. А другой рельс – это наши ощущения или чувства. И вот мы опираться можем и должны на оба эти рельса.

00:01:02 То есть для чего нужны сомнения? Сомнения нужны для того, чтобы отвергать неприемлемое. Говорится, что есть два рельса по которым, чтобы поезд ехал устойчиво нужно два рельса, вот один рельс – это наши сомнения, а другой рельс – это наши ощущения или чувства. И вот мы опираться можем и должны на оба эти рельса. То есть для чего нужны сомнения?

00:01:39 Сомнения нужны для того, чтобы отвергать неприемлемое, отвергать ложное, а чувства они нас направляют к чему-то истинному. То есть один рельс – это сомнения, другими словами - здравый смысл, логика, а другой рельс – это наше сердце. Вот, потому что, если мы будем опираться только на сомнения, то мы дальше своей логики не уйдём, мы не уйдём в область веры, мы будем сомневаться вообще во всём.

00:02:34 Сомнения, они... то Мы имеем право на сомнения, кроме одного, кроме какой-то истины, которую мы ещё не знаем. Вот во всём мы можем сомневаться. То есть мы должны знать, что можно сомневаться во всём кроме чего-то одного. Вот этого одного мы ещё пока не знаем, но нельзя сомневаться во всём, потому что если мы сомневаемся во всём это значит, мы утверждаем, что нет истины.

00:03:09 Если ты заранее говоришь, что всё ложно, значит, нет истины. То есть ты будешь сомневаться во всём. А зачем тебе тогда это нужно? Сомнения нужны для того, чтобы освободиться от ложного чего-то. А если всё ложное, то зачем сомневаться? И куда ты будешь идти, если ты заранее знаешь? Если, если ты заранее знаешь, что всё ложное, то куда ты будешь идти? Что ты будешь искать?

00:03:53 Как современная наука говорит, что всё относительно, то есть нет истины. Относительно абсолютно всё, что же тогда вы будете познавать? При этом они говорят: «Нужно познавать мир». А что вы будете познавать, если всё ложно, всё относительно? Так вот, сомнения или здравый смысл нужны для того, чтобы отсечь относительное, а сердце нужно для того, чтобы принять абсолютное.

00:04:25 С другой стороны, если вы всё принимаете, если вы всё, говорите, что всё истина, тогда куда вы будете идти? Если вы говорите, что всё истина, тем самым вы утверждаете, что вы видите истину и вам не нужны сомнения, вы во всём видите истину. А если вы во всём видите истину, это значит, что вы считаете, что вы не можете заблуждаться.

00:05:00 Здесь два вида: маявади и материалисты. Материалисты говорят: «Истины нет, всё относительно». А маявади говорят: «Всё истина, нет лжи - всё истина». Вот они занимают неустойчивое положение, одни движутся сомнениями, но куда? Если, но куда бы они не пришли всё ложь, а другие - они предполагают что всё истина, они говорят: «Брахман или Абсолютная Истина - это всё и ты тоже».

00:05:37 Таким образом, они считают, что они никогда не заблуждаются. То есть они говорят что они Бог, но только Бог не заблуждается, только Бог безгрешен. Поэтому, когда вы говорите «опираться на свои чувства», то при этом нужно не только опираться на свои чувства, на какой-то внутренний голос, но ещё опираться, с другой стороны, на рассудок, который будет отсекать неприемлемое и давать почву для сердца принимать приемлемое.

00:06:25 Существует три состояния сознания или их ещё называют три гуны природы. Такое вот кришнаитское слово «гуны природы» означает, по сути, это просто какое-то состояние сознания. Или три гуны материи. Поскольку материя или образ материальный это лишь креатив сознания, то соответственно эти три гуны это и есть три состоянии сознания. Вот есть невежество, состояние сознания как невежество, состояние сомнения и состояние созерцательности, то есть видения вещей, как они есть, благости это ещё называют.

00:07:13 Вот чем они отличаются? В невежестве и благости нет сомнений, отсутствуют всякие сомнения. Тот, кто прибывает в невежестве он не сомневается, что он прав, при этом у него неправильная картина мира. То есть он находится в иллюзии, в полном заблуждении, но у него нет сомнений в том, что он прав. Вот это есть состояние невежества или гуна невежества.

00:07:52 Есть также страсть – это состояние сомнения. Гуна страсти – это состояние сомневания постоянного. То есть у тебя есть какая-то картина мира, но ты не знаешь прав ты или нет, ты сомневаешься в этом. Это и есть состояние страсти. И над этим стоит состояние, это кришнаиты называют «гуна благости» или состояние тоже отсутствия сомнений, но при этом ты правильно воспринимаешь мир.

00:08:20 То есть и невежество и благость они чем похожи? Тем, что там нет сомнений. Но в невежестве ты неправильно воспринимаешь мир, но не сомневаешься в том что прав. А в благости ты правильно воспринимаешь мир и тоже не сомневаешься, что ты прав. Ну, а посерединке сомнения. Вот те, кто находятся в постоянном сомнении, это вот состояние страсти. Чем это хорошо?

00:08:53 Тем, что ты сомневаешься в собственной правоте, то есть ты как бы считаешь, что можешь ошибаться, потому что в невежестве мы даже не считаем, что мы ошибаемся. То есть сомнения, они хороши, но когда ты созерцаешь что-то самоочевидное и при этом сомневаешься, то это прискорбно. Ну, какие-то может вопросы? У нас никак лекция не начнётся, может Гиту почитать? Если может вопросы? Ага, давайте. Можно Гиту.

Как соблюдение принципов влияет на сознание?

00:09:27 [Из зала]: В книгах Шридхара Махараджа встречается такой метод достижения самоуважения, что нужно чувства, ум, разум подчинить. Это как какой-то способ размышления, медитация, это связано с нашей практикой, садхана-бхакти, то есть как это практиковать?
[Драгилев А.К.]: Это связано с садхана-бхакти, в каком смысле? Что вот эти принципы или нормы поведения, которые мы получаем от гуру они имеют одну общую черту.

00:10:24 Соблюдая их, мы начинаем больше проникать как бы во внутреннюю реальность. То есть вот просто соблюдая эти нормы поведения, мы волей-неволей, как бы отсекаем своё сознание от внешней реальности и больше углубляемся во внутреннюю реальность. Какой бы принцип мы не взяли, он позволяет нам как бы стать большим интровертом, то есть вглубь себя смотреть.

00:10:57 Например, отказ от одурманивающих веществ. То есть когда ты находишься не в дурмане, то ты больше можешь думать о собственной природе. И так далее, и другие, все принципы они способствуют тому, что человек внутрь себя начинает больше заглядывать.
[Из зала]: [неразборчиво]

00:11:24 [Драгилев А.К.]: Как, например, если вас запереть в какой-то комнате, то вы будете больше внимания обращать на обстановку этой комнаты, а не думать о том, что происходит. Садхана-бхакти - это обуздание себя или, как у христиан это называется, усмирение плоти, ума и чувств. Вот такой вот метод, он свойственен всем духовным практикам. Некое отстранение чувств от их объекта.

00:12:05 Это помогает заглянуть вглубь себя, ощутить собственную природу. Учит большей созерцательности что называется. В квантовой физике есть такое понятие - принцип неопределённости. Вот его Гейзенберг сформулировал, принцип неопределённости, это то, что наблюдатель он влияет на то, что он наблюдает. Поэтому нельзя на квантовом уровне, то есть в материи, нельзя вычислить, как поведёт себя материя.

00:12:56 То есть стык или задача, которую никак не могут решить, большая задача для современных физиков, как совместить законы чувственного мира или законы Ньютона и законы квантового мира? Вот как они между собой? Они же противоречат друг другу, вот нечто общее как найти? Потому что объекты, которые мы с вами наблюдаем с помощью чувств, они подчиняются определённым законам, если я сталкиваю...

00:13:33 Если мне известна масса и скорость какого-то предмета, я его сталкиваю с другим предметом, я могу вычислить как поведёт себя, на какое расстояние они отлетят и сопротивление посчитать. То есть я могу предсказать поведение. В нашем, чувственном мире действует принцип определённости. Зная определённые аргументы, то есть зная определённые данные, я могу вычислить, как себя поведёт материя.

00:14:07 А вот на, на фундаментальном уровне этого нельзя сделать, то есть они могут себя вести как угодно. Принцип неопределённости. И материя в своём основании зависит от того, в каком настроении я наблюдаю за материей. Никак они не могут как это выяснить, ведь материя законам подчиняется, при чём тут я? То есть, при чём тут наблюдатель? Во когда мы, до того, как мы появились, материя что, себя по-другому вела что ли?

00:14:45 Там были совсем другие законы? Вот как только появился наблюдатель, она стала по-другому себя вести? Вот так. Они ломают голову над этим. И, если мы следуем определённой практике, если мы воспитываем своё сознание определённым образом, мы понимаем, что материя просто существует в нашем сознании. Поэтому нет ничего удивительного, что поведение атомов зависит от того, как я за ними наблюдаю.

00:15:27 Потому что они существуют в моём сознании, но для этого нужно... что для этого нужно? Вот эта практика, про которую вы спрашиваете. То есть оградить себя или стараться оградить себя, своё сознание от внешнего мира. Если мы будем наблюдать только за внешним миром с вами, то мы придём к выводу, что мы часть этого мира, потому что мы будем думать, что предметы существуют независимо от меня.

00:16:15 Вот, мы смотрим, у меня складывается впечатление, что вот эта вещь существует независимо от того смотрю я на неё или нет. У нас такое впечатление складывается, это ошибочное впечатление, это есть материализм или полное невежество. Так вот, если мы научимся с помощью садхана-бхакти, то есть каких-то практик, практики служения, заглядывать вглубь себя, то есть осознать свою природу, мы поймём, что вот эти все вещи, они существуют не независимо от меня, а их порождаю в своём сознании.

00:16:58 А как я приду к этому выводу? Просто дисциплинируя себя, изменяя свой контакт с этим миром, я начинаю больше на себя внимание обращать, понимаю свою природу и тогда понимаю природу этого мира, что он просто существует в голове наблюдателя.
[Из зала]: То есть процессы [неразборчиво]
[Драгилев А.К.]: Они помогают, конечно, цель-то не самосознание.

00:17:33 [Из зала]: А как тогда так?
[Драгилев А.К.]: Как побочный эффект, конечно. Вот, часто мы слышим такую формулу, что «ты занимайся преданным служением и придёт самореализация». А от чего вдруг? Допустим, вот ты занимаешься преданным служением, приходит самореализация, как она приходит? Отвечают, конечно, что Кришна, Он раскрывается в твоём сердце. Но каков механизм?

00:18:06 Механизм в том, что все процессы преданного служения позволяют обуздать органы чувств, или как Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил: «Мы под свободой понимаем не свободу для чувств, а свободу от чувств». То есть не зависеть от органов чувств, только потому что нос захотел что-то понюхать, я не должен туда идти. Понимаете? Или только потому, что захотелось алкоголя попробовать, я не должен принимать, потому что печень уже развалилась.

00:18:57 То есть казалось бы ты лишаешь себя свободы. Свобода - делай чего хочу. Но когда разум сильнее чувств, он лишает чувств свободы, при этом ты становишься свободным, ты над чувствами, а не чувства над тобой. Чувства, я имею в виду не ощущения, а органы чувств. Потому что пока мы находимся в рабстве органов чувств. Органы чувств контролируют нас, а не мы их.

00:19:39 B жизнь в регулируемой жизни или садхана-бхакти, она позволяет нам выйти из под влияния органов чувств и обратить свой взор внутрь. Естественно, если ты перестал контактировать, то есть перестал зависеть от внешнего мира, от чувственного мира, от ньютоновского мира. Тогда ты естественно обращаешь себя в этот мир квантовый, если хотите, образно если назвать.

Два вида существ: движущиеся и неподвижные

00:20:20 Вот в Гите Кришна говорит, что есть два вида существ: Кшара и Акшара. Одни движутся, а другие неподвижные, как правило, там в Гитах в разных это трактуют как движущиеся – это ходячие, а неподвижные – это деревья и растения. Но, Шридхар Махарадж он объясняет здесь, что движущиеся и неподвижные это два вида существ. Одни двигаются, в смысле они вращаются вокруг этого мира, они движутся.

00:21:05 А другие неподвижные, то есть они поняли, что они есть душа, наблюдатель. Поэтому мир сразу же вокруг них стал вращаться, неподвижные. То есть одни себя считают наблюдателями, то есть неподвижными. А другие считают себя какими-то деятелями, активными существами. Вот два вида существ: Кшара и Акшара.

00:21:31 Те, кто осознали, что они просто наблюдатели в этом мире, они ничего здесь не делают, они просто смотрят за тем как материя между собой играет, как материя меняет свои три состояния, переходя из разных состояний одна в другую, а я просто наблюдаю за этим. А другие считают, что это я меняю всё, это материя меняет состояние, потому что я ей велю.

00:22:05 Ну как тот самый петух в курятнике, он говорит: «Я царь природы». А курицы говорят: «Почему?» - «А вот сейчас я скажу чтоб солнце встало, закукарекаю и солнце встанет». Он: «Ку-ка-ре-ку», и раз - солнце встало. Они говорят: «Да, действительно». Вот те, кто видят, то есть те, кто наблюдают - Кшара - или видящие, созерцающие и те, кто думают, что материя подчиняется им.

00:22:39 Раз, сделал и она пошла, солнце встало. Одни видят истину, а другие думают, что они находятся вот в этом всём водовороте. То есть они себя отождествляют с предметом наблюдения. Как я смотрю на собственную тень и говорю: «Это я». А почему? Потому что я рукой двигаю и тень тоже двигает рукой, следовательно, это я. Только потому, что она мне подчиняется эта тень, я делаю вывод, что это я.

00:23:23 Вот это есть заблуждение. Потому что это просто моя проекция. Точно так же наше с вами тело или мысли, только потому что я могу двигать вот этой рукой, не означает, что это я. Это просто моя проекция. Вот такая разница между Кшарой и Акшарой. Кришна говорит: «Я над ними всеми стою».

Каким образом душа присутствует в этом мире?

00:23:50 [Из зала]: Если душа в этот мир не попадает? То есть она отдельно от материального мира, то на что же эти оболочки надевают.
[Драгилев А.К.]: Как это она не попадает?
[Из зала]: Или она здесь? Где вообще душа находится?
[Драгилев А.К.]: Географически нельзя это место определить.

00:24:05 [Из зала]: Нет, ну, в материальном мире она не находится или находится?
[Драгилев А.К.]: Сама она не находится здесь, но она бросает свой взгляд на материальный мир. Своим вниманием она здесь находится, как мы смотрим на что-то и мы там находимся на ипподроме, например. Мы смотрим на лошадей и нам кажется, что мы там.

00:24:36 Или мы по телевизору смотрим что-то и нам кажется, что мы там. И мы как бы поглощены той реальностью, мы уже не замечаем, что вокруг нас. Мы смотрим в телевизор и мы полностью поглощены той реальностью. Поэтому можно сказать, что мы там, потому что там наше сознание.

00:25:56 [Реклама]: Все, кто хочет подкрепиться, квасу свежего напиться, съесть пельмени и грибов - ресторан принять готов. Приходите, приходите и друзей своих зовите. Всех накормим пирогами и вкуснейшими блинами, будем ждать вас у избы, у подножия горы. Наш ресторан находится около ярмарки в деревенской избе. Вам предложат блюда русской кухни от искусных шеф-поваров. Приятного аппетита.

00:25:22 [Драгилев А.К.]: Понимаете, вот мы сейчас слышим вот это объявление и мы уже все у избы. [смех в зале] Хотя мы здесь находимся, но звучат какие-то звуки, доносятся какие-то звуки и мы в них видим смысл. [Бла-ла-ла], например, вот Садху Прия (австралиец) он даже не понял о чём речь. И он не в этой реальности, то, о чём он думал, он в той реальности находится, например, здесь.

00:25:58 А мы с вами... Что меняется? Звуки те же самые, но что поменялось? Мы уловили смысл в этой звуковой вибрации. Мы уловили смысл и мы уже там, у какой-то избы с пирогами. То есть примерно так, где душа находится? Душа находится: с одной стороны, она там, куда увлечено её сознание, а с другой стороны - она не там. Оболочки находятся в нашем сознании, они в нашем воображении находятся.

00:26:29 [Из зала]: И всё вот это многообразие мира оно из сознания происходит? В какую-то отдельную ячейку или всё-таки существует независимо?
[Драгилев А.К.]: Нет, независимо ничего не существует. Это всё многообразие существует в нашем с вами, у каждого в своём, сознании. Вот в нашем с вами сознании уже существует некая изба, где можно поесть пироги, да?

00:26:52 А в сознании Садху Прии этой избы не существует. То есть у него другой мир. Точно так же как в его сознании существует какая-то там страна, например, Австралия, а в нашем сознании она вообще не существует. То есть у нас с вами разный мир, почему? Потому что к каждого свой опыт. Соответственно, у каждого свой мир.

00:27:17 [Из зала]: Я просто не могу себе представить, как это может так быть, что из моего сознания происходят такие вещи как музыка Баха, например, не смотря на то, что я вообще не знаю его. Или какие-то произведения или наука, то есть то, в чём я вообще не могу разобраться, всё тоже происходит…

Из чего складывается наш индивидуальный мир?

00:27:36 [Драгилев А.К.]: Музыка Баха существует в вашем сознании потому что, в вашем сознании существует такое понятие как музыка, например, для летучей мыши не существует музыка Баха, она просто не воспринимает это. Для неё, я уж... То есть у неё своё сознание, оно формирует соответствующий вокруг себя мир. Вы эти звуки, которые доносятся, воспринимаете как какую-то гармонию, называете это музыкой Баха, а кто-то не воспринимает эти звуки.

00:28:15 То есть в его мире нет этих звуков. Звуки есть только в вашем мире и ещё в мире кого-то. Например, вы можете слышать семь или 27 нот, а кто-то может слышать тысячу нот. Тысячу нот, он музыку Баха или Моцарта совершенно по-другому слушает. Вот то, что он слышит существует только в его сознании, а не в вашем.

00:28:41 [Из зала]: Просто очень трудно понять, как из моего сознания может происходить то, что я даже не понимаю. Например, такие вещи как наука или ещё что-то. Ну какие-то вещи, которые мне совершенно не понятны. Как они могут происходить?
[Драгилев А.К.]: Какие например?

00:28:57 [Из зала]: Ну, там законы физики те же самые.
[Драгилев А.К.]: Какие? Ну, какие?
[Из зала]: Ну, как, то есть... Хорошо, если взять музыку, как пример. Как он её сделал эту музыку, написал?
[Драгилев А.К.]: А откуда вы знаете, что это музыка? С чего вы взяли, что это музыка? Вопрос вам.

00:29:18 Мне тогда трудно ответить на ваш вопрос, если вы отвечаете: «Не знаю». Вы говорите: «Это музыка», а почему вы считаете, что это музыка? Потому что вы так слышите. Вы её воспринимаете как музыка?
[Из зала]: Да.
[Драгилев А.К.]: Ну, вот она и существует в вашем сознании.

00:29:34 То, что вы воспринимаете, существует в вашем сознании. Правильно? Просто то, что вы слышите, вы называете музыкой, она и есть в вашем сознании. Что здесь непонятного? И Бах существует в вашем сознании. То есть некий образ, какие-то звуки, это же всё у вас звучит. Что такое звук? Звук – это дребезжание вашей барабанной перепонки. Правильно?

00:30:03 Что такое звук? Когда это дребезжание складывается в определённую, давайте называть, гармонию, то есть в определённый строй складывается это дребезжание, вы это называете музыкой. Так это всё равно ваша барабанная перепонка. Всё равно это ваша барабанная перепонка дребезжит.

00:30:28 [Из зала]: Получается, что когда мы рассказываем другому человеку о том, что он не знает, мы изменяем его мир, то есть мы вносим какие-то объекты в его мир?
[Драгилев А.К.]: Ну, да. Мы расширяем его мир. Вы что-то рассказываете, вы вибрируете, у него начинает дребезжать барабанная перепонка и в этом он начинает улавливать какой-то смысл.

00:31:05 Если вам что-то на зулусском начнут говорить, вы же ничего не поймёте, хотя тот, кто будет говорить, он будет вкладывать определённый смысл. А вы ничего не будете понимать. Для этого вам нужно сделать так, чтобы в этих звуках вы увидели какой-то смысл. Так этот смысл, будет вашим смыслом. То есть вы сами будете... Этот мир, он будет существовать в вашем сознании.

00:31:33 Как, я просто вспомнил кино, помните, «Особенности национальной охоты», там этот, который жил в лесу, дядька в плаще.
[Из зала]: Кузьмич.
[Драгилев А.К.]: Кузьмич. И финн, они спокойно общались друг с другом. Помните? Финн с ним по-фински разговаривал, а Кузьмич по-русски. И они прекрасно друг друга понимали. При этом каждый вкладывал свой смысл в вибрацию.

00:32:06 И при этом, скажем, Кузьмич, ему что-то говорил, а тот это воспринимал по-своему и у него, конечно мир расширялся. Ну, как вы говорите. Или он Кузьмичу что-то отвечал и у Кузьмича тоже какое-то понятие возникало. То есть вот смысл мы вкладываем самостоятельно во всё это. Конечно, мы влияем общаясь, взаимодействуя, мы влияем друг на друга. Но мир существует в нашем сознании.

00:32:41 В каком смысле? Если я перестану существовать, то и мир престанет существовать. Как, как ещё говорят, каждый человек – это мир. Помните, да? В каком смысле? У каждого свой мир. Но если все элементы сознания перестанут существовать, то и мира не будет. Если перестанет существовать наблюдатель, то и не будет объекта наблюдения.

00:33:06 А что такое мир? Это объект наблюдения. Не просто объект наблюдения, а в данном случае, некий образ, в который я вкладываю смысл. Например, я смотрю и говорю: «Это стул». А кто-то не понимает, что это стул, слон, он не понимает, что это стул. Он видит что-то и в его сознании это даже уже по-другому выглядит.

00:33:30 Или как, например, тот, кто знает что за этой ширмой, он смотрит на эту ширму и видит то, что там, в его сознании уже там картина. А тот, кто не знает, он не понимает, что это такое. Если вы знаете, что что-то есть за ширмой, вы считаете, что это ширма, а если я не знаю что что-то есть за ширмой, то я думаю что это стенка. И я по-другому это даже воспринимаю.

Как люди меняются, благодаря общению?

00:33:54 [Из зала]: При общении, значит, люди меняются?
[Драгилев А.К.]: Да, вот это правильно, это хороший вопрос. Они же тоже создают какую-то вибрацию, они тоже слова произносят. И в чём наша задача? Это в эти слова, в эту вибрацию, они вкладывают какой-то смысл. Наша с вами задача уловить в этих словах тот же самый смысл, который они вкладывают. Иначе, получится как диалог Кузьмича с этим финном.

00:34:27 Они же общались друг с другом, но каждый не воспринимал то, что ему говорят. То есть наши учителя они приходят и говорят такую вещь, например, как: самопожертвование, любовь или красота. А мы эту вибрацию воспринимаем по-своему, мы вот те самые Кузьмичи, мы под словом любовь и красота воспринимаем совсем что-то другое, не то, что они нам говорят.

00:34:59 Они нам говорят что любовь и красота это не чувственные понятия, а это философские понятия. Что красота это некая абсолютная величина, бесконечная величина. А мы под красотой понимаем какой-то элемент этого мира. То есть мы слышим эти слова, а вкладываем в них собственный смысл. И общение с гуру, общение с представителями Господа, в чём заключается?

00:35:39 Научиться вкладывать тот же самый смысл, что и они. Но это и есть общение, то есть благодаря общению, благодаря служению им, мы учимся понимать под этими вибрациями то же самое, что они понимают. Вот, в этом как бы одна из задач садхана-бхакти. Садхана-бхакти позволяет или практика позволяет общаться с вайшнавами.

00:36:12 В каком смысле общаться? Следовать их наставлениям - это и есть общение. Подлинное общение, это когда общающиеся влияют друг на друга. Вот это и есть общение. Поэтому когда мы говорим о садху-санга, то есть об общении с гуру, общении с садху, это означает служение. Потому что, что больше может повлиять на вас, чем служение ему?

00:36:45 Иначе, это будет общение финна с Кузьмичом. Как такового общения не происходило, потому что у каждого из них был свой мир и речь оппонента, речь собеседника никак не влияла. То есть у тебя уже что-то было в голове, он что-то произносил, а это никак на тебя не влияло.

00:37:10 [Драгилев А.К.]: Так вот если бы Кузьмич стал служить финну, ну или наоборот, тогда это было бы лучшее общение. Потому что тем самым ты он влиял бы на тебя. А так Кузьмич говорит: «Пойдём на дальнюю просеку». А финн ему отвечает: «А у нас в Финляндии таких девушек видимо-невидимо».

00:37:33 Никакого общения нет. Вот если бы каким-то образом они вместе бы пошли на дальнюю просеку, то общаясь, то есть служа один другому, они бы начали понимать смысл. И этот процесс взаимный, то есть он понимает смысл сказанного и начинает следовать тому, что ему говорят. Следуя тому, что ему говорят, он ещё больше понимает смысл сказанного. И вот это и есть самое, то самое садху-санга.

00:38:05 [Из зала]: Он понимает его точно также как видит тот, кто ему говорит или же всё-таки по-своему?
[Драгилев А.К.]: Это происходит сближение, пока не произойдёт полного взаимопонимания. Пока ученик или садхака не будет воспринимать мир точно так же как его духовный воспитатель, как его поводырь. Это постепенно происходит, разница всё уменьшается и уменьшается, покуда они не будет воспринимать реальность одинаково.

00:38:46 Как, например, у каждого в детстве был какой-то круг друзей и там, помимо вот общего языка, скажем, русского, вот бытовали в кругу друзей, 5-10 человек, какие-то свои ужимки, какие-то свои словечки, которые были понятны только нам. Вот этому кругу. И как бы самые близкие друзья это те, которых мы понимаем, даже если они бормочут что-то.

00:39:20 Которые непонятно что-то говорят, но мы их понимаем, потому что под этим бормотанием, они обозначают какую-то реалию. И под этим бормотанием мы видим ту же самую реалию, которую они нам обозначают. Происходит полное взаимопонимание, круг друзей. Вот точно так же у Кришны есть много кланов служений, возглавляемые определёнными спутниками Его. И там, как в клане друзей, бытуют какие-то свои понятия.

Каков механизм общения в служении?

00:39:57 И когда ученик или воспитанник полностью начинает понимать этот язык, который бытует в том узком клане, он как бы приглашается в этот клан. И тогда уже не важно правильное произношение, правильно это слово произнести, хватает даже маленького намёка и ты уже понимаешь, о чём идёт речь.

00:40:25 Как если я, например, что-то сейчас говорю по-русски, то человек, который не понимает русского языка, он как будто бы слышит то же самое, что и ты слышишь. Но на самом деле он и ты, даже по-другому слышат всё. Вот если его попросить, нашего гостя, если попросить пересказать, скажем, одну фразу, он произнесёт [бла-бла-бла-бла] что-нибудь такое, да?

00:40:53 Почему? Потому что он, он вслушивается в форму, а если кого-то русскоязычного попросить пересказать последнюю фразу, он её перескажет, потому что он не форму слышит, а мы уже общаемся понятиями, а не звуками. Так вот, когда приходит представитель Всевышнего, Шри Гуру, то мы его слушаем формой. Мы пытаемся формально уловить, что он говорит, а не по сути.

00:41:26 Так же как иностранец будет формально пытаться услышать, что мы с вами говорим. И как бы он ни старался, он не сможет воспроизвести, тем более понять. Он даже воспроизвести не сможет, а мы с вами сможем воспроизвести фразу друг друга, даже если один шепелявит, другой половину букв не проговаривает.

00:41:53 Если попросить вас повторить за шепелявящим человеком, вы повторите, но без шепелявения, но вы повторите эту самую фразу, то есть вы понятие воспроизведёте. И когда мы встречаемся с представителем Господа, с Шри Гуру, то мы тоже формально его поначалу слушаем. Поначалу это не значит там первые два дня. Поначалу, имеется в виду, если в солнечных годах исчислять, это очень много.

00:42:26 Здесь речь идёт о начале как не временное начало. То есть мы поначалу пытаемся форму его услышать, но это необходимо. Потому что не научась воспроизводить форму, мы не сможем даже в смысл потом проникнуть. Вот садхана-бхакти или практика служения заключается в том, что мы учимся воспроизводить звуки, формы и в общении, мы начинаем понимать о чём речь идёт.

00:43:07 Потому что можно же заучивать какую-то фразу. Например, если взять иностранца и попросить воспроизвести, что мы сейчас сказали, он не воспроизведёт. Но если ему запись поставить или как мантру мы повторяем и повторяем, фактически это запись Святого имени или звуковой образ святого имени. Вот если его воспроизводить-воспроизводить, то мы сможем чётко повторить, как иностранец.

00:43:37 Он чётко со временем, через несколько дней воспроизведёт, что мы с тобой сказали. Но он никогда не поймёт, о чём идёт речь. Он будет чётко как птица-пересмешник воспроизводить, но он не поймёт. Но если он начнёт общаться, а общаться означает служить в том числе, главным образом, то он научится и воспроизводить, и смысл в этом увидит.

00:44:08 И тогда, как бы ему слова ни произнесли быстро или медленно, с шепелявеньем или проглатывая согласные или гласные, он сможет это воспроизвести, тогда ему форма уже не нужна будет. Вот в этом сила служения. Поэтому Гурудев говорит: «Повторение мантры в духе служения вайшнавам». Если не будет духа служения вайшнавам...

00:44:37 При инициации, как Гурудев говорит: «Если не будет духа служения вайшнавам, то это будет стрельба холостыми патронами», - то есть это будет воспроизведение каких-то звуков. Этот звук не будет наполнен смыслом, не будет содержания. Это будет холостой патрон, то есть звук, но никакого действия.

00:45:03 А вот если присутствует дух служения, тогда это не просто будет воспроизведение, магнитофонное воспроизведение звука, а это будет осмысленное, это будет наполненное, настоящая пуля, которая способна лететь куда-то.
[Из зала]: А вот если знание. но знание искажённое. Не цитирование санскрита, а вот искажённое знание?
[Драгилев А.К.]: Да даже и не цитирование английского.

00:45:32 [Из зала]: Форму, если оно содержит, получается…
[Драгилев А.К.]: Нет, что Шридхар Махарадж говорил, он говорил, что наш Матх это не клуб любителей санскрита, то есть это не значит, что мы не должны какие-то стихи заучить для проповеди. Но нужно понимать, что просто изучение или заучивание мантр, каких-то санскритских стихов без духа служения не даст ничего, кроме гордыни. Гордыни и самомнения о том, что я великий знаток.

00:46:10 [Из зала]: То есть передачу информации...
[Драгилев А.К.]: Да, просто звуковая передача информации это не даст ничего. Если я что-то скажу по-русски англичанину, в этих звуках не будет никакого смысла, это ему ничего ровным счётом не даст. Единственное, что это ему даст, он будет знать, что я не глухонемой.

00:46:35 [Из зала]: А вот когда иностранец пытается что-то сказать, но языка не знаешь, значит ты хотя бы допускаешь, чтобы ты говорил [неразборчиво] почти можно понять...
[Драгилев А.К.]: А, в этом смысле.
[Из зала]: Да.
[Драгилев А.К.]: Ну, да, то есть это уже служение какое-то, конечно.

00:46:54 [Из зала]: Служение?
[Драгилев А.К.]: Ну, да. Ну, не преданное служение имеется в виду, а служение, общение это уже, это уже не формально. Не просто перебрасывание звуков, как у Кузьмича и финна, они же не общались, по сути. Они просто знали о существовании друг друга. Они знали, что они не глухонемые и всё, они не общались. Потому что в звуках они не видели смысла, они не служили друг другу.

00:47:31 Вот гуру способен донести смысл или способен передать звучание Прекрасной Реальности нашим с вами языком. Потому что он как бы спускается до нашего уровня и на нашем языке пытается объяснить, пытается соединить нас с той реальностью, откуда он приходит.
[Из зала]: Реальность…
[Драгилев А.К.]: Он не заставляет нас санскрит учить. Иначе, он бы сказал: «Так, выучите санскрит, тогда будем с вами общаться». Он начинает на нашем языке с нами общаться.

Что даёт общение с гуру?

00:48:15 [Из зала]: И мы начинаем на одном уровне как бы с ним общаться?
[Драгилев А.К.]: Да нет, не на одном уровне, а нужно находиться на одной орбите с ним. Вы в каком смысле уровне? То есть в одном, одном кругу с ним. Не на равных позициях, не на равных правах, а в одном кругу. Что это значит? Это значит, что наша жизнь находится под влиянием гуру, вот что значит быть в его кругу.

00:48:52 То есть он живёт, он занимается служением своему гуру, он занимается служением гуру парампаре. Занимается служением тех, с кем он из одного клана. И общаясь с ним, то есть служа ему, мы тоже входим в этот круг. Не на равных, естественно. В круг - значит наша жизнь находится под их влиянием. Как, например, когда люди знакомятся, становятся близкими, то они влияют друг на друга.

00:49:43 Жизнь каждого меняется под воздействием того, с кем он встретился. А что значит меняется? Он ему значит служит. Когда они служат друг другу, это значит их жизнь поменялась. До этого вы занимались чем-то и существование вот этого человека никак не влияло на вашу жизнь.
[Реклама]: Уважаемые, [на заднем плане].

00:50:07 [Драгилев А.К.]: Потом вы встретились и эта встреча поменяла ваше существование. Вы уже занимаетесь не чем-то, чем раньше, а его существование внесло такие изменения, что без него ваша жизнь уже не мыслится. Вот это называется быть, как вы говорите, «на одном уровне». Но не на одном уровне, а на одной орбите. Ну, да, быть на одной орбите. Как планеты.

00:50:35 Например, какая-нибудь комета, она летит из дальнего космоса и вот она попадает в поле гравитации какой-то звезды. И дальше она уже не улетает там куда-то. Представим себе, она начинает крутиться, то есть у нас тоже была какая-то траектория жизни, каждый занимался эксплуатацией других. Каждый пытался заработать баллы в этой виртуальной игре.

00:51:08 И вдруг, от знакомства с Шри Гуру, наша жизнь изменилась, то есть мы вошли как бы в его орбиту. Мы уже меньше пытаемся эксплуатировать окружающий мир. И вот это есть то самое ученичество или воспитаничество, мы находимся под его воспитанием и мы всё меньше и меньше хотим эксплуатировать, хотим больше и больше служить. Пока мы...

00:51:40 Иногда у нас получается на другие орбиты улететь, но потом возвращаемся, пока, наконец, не войдём в систему. Поначалу мы думаем, что свобода это и есть награда, вот летать в пространстве независимо это сама награда. Но, когда мы свободны, одна проблема – мы не находимся под опекой милосердного хранителя, а всё остальное замечательно. То есть мы сами о себе заботимся, а о нас никто не заботится.

00:52:22 А так, свобода хорошая вещь, но единственное мы себя лишаем опеки хранителя. И когда мы, наконец, попадаем под опеку хранителя, под опеку Прекрасной Реальности, то свобода для нас воспринимается как некое проклятие, «Да ну её свободу, что мне там делать?» Быть рабом самого свободного – это высшая свобода. Что значит рабом? Любовь она порабощает пуще других сил.

00:52:58 Любовь – это добровольное рабство, но если ты добровольный раб самого свободного, то это и есть высшая свобода. Потому что твой хозяин, он свободнее всех. Да, такое у него есть: быть свободным или быть рабом самого свободного? Ты же не можешь быть самым свободным. Если б ты был самым свободным, то ты был бы Богом. Поэтому ты можешь быть свободным, но не самым свободным.

00:53:29 А что значит быть не самым свободным? Это значит не быть свободным. Он не самый свободный, то есть есть такое, что он хочет сделать, но он не может, это значит не самый свободный, но в принципе, свободный. Как ты свободен в своей тюремной камере, в своей палате, ты свободен, то есть ты можешь биться головой о любую стенку, в этом смысле свободный.

00:54:01 Само по себе понятие «не самый свободный» абсурдно. Поэтому у нас два выбора: либо быть свободным, но не самым свободным, либо быть рабом самого свободного. Быть рабом самого свободного означает бхакти. Пока мы воспринимаем слова наших хранителей формально, мы пока слова воспринимаем, то мы и передаём их тоже формально.

00:54:33 Но Шри Гуру он понимает же смысл, суть, он может Шримад Бхагаватам даже не то что на матерном, даже на английском языке передать. То есть если ты знаешь о чём речь, то ты в любой форме сможешь это передать. Госвами Махарадж, он рассказывал, что в 70-е годы, он поехал проповедовать в Венгрию. А венгры, они не знают английского и он говорит: «Как мы проповедовали? Мы говорили Кришна – good, майа - bad». Кришна – хорошо, майа – плохо.

00:55:11 И люди принимали Cознание Кришны, в два слова. Они же не понимают ничего, но это и не значит, что они становились чистыми преданными при этом, просто они принимали это. Даже на таком уровне: это хорошо, это плохо. Конечно, гуру или проповедник берёт на себя труд донести языком слушателя, а не сидеть на санскрите проповедовать или на английском. Типа, пусть они сами выучат, тогда будут понимать. В этом и заключается милость, гуру на нашем уровне нам объясняет.

Гуру учит нас, как ребёнка учат родители

00:56:01 Но какое лучшее средство для понимания? Как ребёнок начинает понимать родителей? Если ребёнок просто будет сидеть и слушать, он никогда не поймёт о чём родители говорят. Хоть до старости, поэтому начинает делать, то что родители говорят. То есть родители ему говорят: «ложка,» - и показывают. Говорят: «ты,» - и показывают, «я» - и показывают. Ребёнок он вовлекается в общение, в служение.

00:56:37 Например, родители говорят: «Этого не надо делать». А что не надо делать, пока ребёнок не наткнулся на что-то плохое, он не знает, что не надо делать. Например, «не ешь ножом, можешь порезаться». Ребёнок не понимает что это такое. Он тогда берёт ножик, режется и родители ему говорят: «Вот это означает нож – порезаться, не надо».

00:57:04 Когда в следующий раз они говорят на что-то другое «не надо», он понимает, что на это не надо. Вот это есть общение, служение. Если просто сидеть, слушать, то не будет общения, мы не проникнем в понятия. Так же проповедник или гуру, он тоже несёт высшее послание, послание Прекрасной Реальности, он несёт, но если мы не вовлечены в служение, мы не поймём о чём идёт речь.

00:57:39 Как есть история, когда Господь Вишну пытался объяснить Нараде муни что такое майа, что такое иллюзия. А как объяснишь что такое иллюзия? Нужно... как бы мы не пытались... Например, я говорю: вот это иллюзия, но как же это иллюзия, если я это вижу. Иллюзия – это некое состояние. Как объяснить, что это состояние?

00:58:07 И вот тогда он говорит: «Ну, хорошо, если ты хочешь понять, что такое иллюзия иди, воды мне принеси». Он пошёл за водой и встретил там девушку, забыл за чем он пришёл и женился, естественно. Они построили дом, у них дети появились. Вот, жили они себе жили, хорошо, причём жили. И вдруг, значит наводнение и, а он куда-то отлучился в это время, произошло наводнение и весь его дом с детьми и женой смыло.

00:58:41 Он приходит, на берегу ничего нет, как будто и не было. И тогда он вспомнил, зачем он пришёл, много воды зачерпнул, принёс Вишну, Вишну говорит: «Теперь ты понимаешь что такое майа?» Вот если бы он ему стал объяснять «майа – это когда ты женился, тогда...», а он ему на примере объяснил. Вот это очень важный фактор - служение.

00:59:14 То есть Нарада муни, он выполнил какое-то служение. Он пошёл служить, за водой пошёл. И благодаря этому служению, он понял, в данном случае, он понял, что такое иллюзия. Поэтому очень важно быть в духе служения. В духе служения мы понимаем и что такое иллюзия, и что такое не иллюзия. Что такое душа, сознание, что такое майа, только в духе служения.

00:59:45 Иначе, мы будем как финн с Кузьмичом, нам будут говорить майа – иллюзия и мы будем к этому слову, к этой вибрации, подставлять что-то, существующее из нашего уже опыта. Нам, например, говорят красота, если мы не вовлечены в служение, то мы в эту форму, красота, мы будем другое наполнение вносить. Какое? Например, если телевизор включить, там показывают красивых и мы: вот красота. Или.

01:00:27 [Драгилев А.К.]: В чистом поле васильки и дальняя дорога. Красота. А на горе стоит ольха, а под горою вишня. Этот элемент служения, он меняет всё. Благодаря ему мы начинаем в понятиях, которые нам несут вайшнавы, видеть то, что они подразумевают, а не своё. Если мы просто сидим слова учим, то в эти слова мы вносим своё что-то. Если не в духе служения, тогда мы собственный смысл начинаем в этом видеть.

Что такое общение с материалистом?

01:01:07 Поэтому Бхактиведанта Свами говорит, что существует более шестисот переводов Гиты в частности, но поскольку они не в духе служения, то каждый комментатор толкует из своего опыта. А какой у нас с вами опыт? У нас только один опыт, опыт стяжательства и эксплуатации. И вот все эти... Бхактиведанта Свами говорит, что все эти переводы на тот или на другой манер, это либо в духе эксплуатации, либо в духе отречения.

01:01:44 То есть либо карми, либо маявади. Потому что, какой у нас опыт? Только эксплуатация и отречение. Соответственно и писание мы так видим. Вайшнав читает те же самые буквы и отречённый или эксплуататор, те же самые буквы, но смысл видит в этом другой. Как с финном и Кузьмичом. Если бы финн слушал финна, он бы понимал смысл, а Кузьмич не понимает смысл. Был ещё фильм, тоже там играет этот военный, тоже этот финн играет и там и тот же Кузьмич.

01:02:33 [Из зала]: А, «Кукушка».
[Драгилев А.К.]: «Кукушка.» там вообще трое. Три человека и все на разном языке говорят. А нас представляете сколько. У тебя будет свой мир, как был так и есть. Ты пытался эксплуатировать этот мир, если ты общаешься ещё с каким-то эксплуататором, то у тебя желание эксплуатировать. То есть он тебе свой опыт ещё добавляет. Это общение с материалистами, как Бхактиведанта Свами говорит.

01:03:11 Общаясь с материалистами, мы ещё больше хотим эксплуатировать этот мир, потому что у них опыт эксплуатации. И у тебя опыт эксплуатации, у них немножечко другой, естественно, и они тебе его добавляют. Например, какой-нибудь глянцевый журнал и там кто-то с такими пышными формами, с помощью этих пышных форм, она эксплуатирует какого-то принца наследного, пользуясь своими формами.

01:03:39 И ты смотришь: «Ух ты! И я так же хочу». Потому что до этого ты эксплуатировала водопроводчика какого-то. А если б у меня ещё такие были формы... То есть свой эксплуататорский опыт, эта картинка с глянцевого журнала передаёт тебе. И у тебя только желание эксплуатировать только увеличивается. Ну, или там красное Феррари или ещё что-нибудь такое.

01:04:09 Потому что этот весь мир – это просто демонстрация своих способностей использовать друг друга. Стартовая черта, все бегут забег. А выигрывает в этом забеге тот, у кого больше баллов, то есть он больше поэксплуатировал этот мир. Поэтому они, например, говорят: «Нужно как можно больше путешествовать». То есть путешествовать это значит сделать предметом эксплуатации какие-то ещё виды, страны, чтобы под конец жизни...

01:04:53 Для чего путешествовать? Чтобы познать больше, чтобы испытать больше, чтобы под конец жизни можно было вспомнить. То есть баллы заработать. Я больше поэксплуатировал, вот ты сядешь с другим эксплуататором и скажешь: «А я был на водопаде Виктория». А другой не был. То есть у тебя баллов больше и, соответственно, он немножечко позавидует или захочет тоже на водопад Виктория съездить.

01:05:24 И у него желание эксплуатировать, оп-па, засело. Если в этот момент он умрёт, он обязательно родится где-нибудь, чтобы водопад Виктория увидеть. А кто там живёт? Орангутанги и гориллы. У меня просто знакомый есть, вот он ездил на водопад Виктория. И он так красочно это рассказывал. Я говорю: «А что там такого?» - «Там столько воды».

01:05:55 Я говорю: «Ну, воды вот... можно, например, ванну наполнить и, если вот так вот лечь, то будет ещё больше воды». Много, это же зависит просто от нашего видения, от восприятия. Что значит много? Если, например, в космос улететь, то это будет не много воды. То есть много воды это наш опыт, такой же опыт можно в ванной получить или в блюдце. Он говорит: «Ну, не, там шум такой».

01:06:24 Подумаешь шум, шум можно воспроизвести. Вот так с силой ударить и будет очень большой шум. И в блюдце... Он говорит: «Ну не, ну всё-таки». Ну что в этом? Ну, шум, потом, ты знаешь, сколько с тебя пота сойдёт, пока ты залезешь туда, они же там на джипах ехали. Пять тысяч километров, они там исколесили всё. «У нас», - говорит – «полетела какая-то штука, мы отрезали, значит, покрышку, этой покрышкой стянули тягу какую-то и ехали, ещё проехали».

01:07:08 Ну это же не обязательно ехать куда-то там, можно же здесь взять покрышку, разрезать, затянуть. И в конце концов, мы пришли к тому, что «я вернулся, я теперь соседям могу сказать о том, где я был и вызвать у них удивление». Говорит: «Вот я же тебе сейчас рассказываю, ты же удивляешься, восхищаешься этим». Я говорю: «Вот я не восхищаюсь».

01:07:36 То есть мы это эксплуатируем для того, чтобы вызвать в других какую-то зависть что ли или уважение. А это значит ещё раз их поэксплуатировать. То есть он рассказал соседу, как он ездил на водопад Виктория и сосед уже предался ему. Считает его значимым человеком. Но это иллюстрация, конечно, таких случаев много. Но этот мир, это просто демонстрация друг перед другом, на сколько мы много можем эксплуатировать.

01:08:21 И этот опыт передаётся, когда мы сталкиваемся с какой-то не от мира сего реальностью, со Священными Писаниями или с учением наших учителей. Наш опыт, он вкладывается в то, что мы слышим и, соответственно, мы это так и воспринимаем поначалу. Но если мы служим, то есть общаемся, то из нас уходит дух эксплуатации и мы начинаем оценивать красоту того, что приходит не из мира эксплуатации.

Как отделить служение от корысти?

01:09:03 А это значит, что если ты сама занимаешься служением, то тебе нужны деньги для поддержания собственного тела, например, в том числе. То есть не использовать деньги или какие-то другие ресурсы для демонстрации собственной фертильности, то есть для демонстрации жизнеспособности в этом мире, увеличения собственного престижа, для увеличения уважения к себе, для увеличения власти и для потирания чего-то о своё тело.

01:09:45 Вот не использовать ради этого деньги или ресурсы. Есть какой-то ресурс, ты его не используешь для того, чтобы снискать к себе уважение, не для себя. Ты понимаешь, что это не моё, почему я должен на себя тратить. Например, ты понимаешь, что твоё тело принадлежит тому, кому ты продался, продался за бусинки деревянные и за индийское имя ты продался, понимаешь?

01:10:18 До конца с потрохами, соответственно, и органы чувств твои уже не тебе принадлежат. Почему ты должен чужими глазами ходить и смотреть на произведения искусства? Почему ты используешь вот эти глаза, чужие глаза, для того, чтобы смотреть произведения искусства какое-то. Есть разные вещи, есть такая вещь, например, есть такая вещь как мать, а есть такая вещь как материнский долг, это разные вещи.

01:10:57 Нельзя путать, быть матерью и исполнять материнский долг. Или быть гражданином государства и исполнять долг перед государством. То есть иметь гражданский долг и быть гражданином - это разные вещи. Вот вайшнав, он чётко разграничивает, вайшнав исполняет гражданский долг, но он себя не считает гражданином. Или мать, она исполняет материнский долг, но она не считает себя матерью этого существа.

01:11:29 Но материнский долг она исполняет, вот если мы это понимаем, то мы сможем отделить своё, то есть корысть, от бескорыстия, от преданного служения. Если ты себя не считаешь матерью, то ты и не считаешь вот это своим ребёнком, или если ты себя не считаешь гражданином, ты не считаешь это своей родиной.

01:11:59 При этом ты можешь исполнять материнский долг. В этом случае это будет бескорыстно. Ты просто исполняешь долг, потому что ты понимаешь, что в любом случае тебе нужно будет исполнять долг. Лучше исполнять долг в тех условиях, которые сложились вокруг тебя, чем какие-то новые искать. Просто ты исполняешь долг, почему?

01:12:19 Потому что ты некогда связал себя узами долга и поэтому ты должен исполнить свой долг, при этом понимая, что ты исполняешь материнский долг, а при этом ты слуга Кришны. Слуга Кришны, который исполняет долг. При этом ты следуешь законам государства, но ты не гражданин.

Для чего мы учимся исполнять должное?

01:12:39 Это разные вещи, исполнять долг и считать себя кем-то. Ты можешь исполнять семейный долг, но ты не семьянин. И если ты исполняешь долг, то есть если ты учишься исполнять долг, при этом не считая себя... Скажем, ты исполняешь семейный долг, но не считаешь себя семьянином, то в тебе начинает рождаться натура следования долгу. Это хорошо, то есть ты следуешь своему долгу и тогда...

01:13:18 То есть вообще ты как бы прилежный человек становишься. И тогда, если ты готов исполнять свой долг, то Господь в какой-то момент показывает, кто ты такой и в чём твой долг. И научившись исполнять долг, ты начинаешь исполнять долг перед Господом. То есть наша задача научиться исполнять долг и, когда Господь тебе откроет, кто ты на самом деле, то ты, естественно, начнёшь исполнять этот долг.

01:13:53 Когда Господь откроет некую реальность новую, то ты научишься, ты увидишь, ты будешь исполнять долг в отношениях этой реальности. Иначе, если мы не умеем исполнять долг... Иногда преданные говорят: «Ну, когда Кришна явится ко мне, тогда я буду». Они ждут, когда Кришна к ним явится: «Пусть Он нам покажет Вриндаван и тогда мы будем играть»...

01:14:21 Но если мы не научились исполнять долг, в том числе долг перед своим сердцем, то даже если тебе откроют Вриндаван ты не будешь следовать отношениям. То есть Вриндаван, Навадвипа или Шри Чайтанья Сарасват Матх, или вообще сообщества преданных, это не какое-то место, это не какие-то кирпичи, а это система отношений.

01:14:52 Система отношений и называется Вриндаван, в данном случае, Вриндаван - это система бескорыстных отношений, девизом которых - умереть, чтобы жить. То есть самопожертвование или самозабвение. Вот это есть Вриндаван, это не какой-то песочек, правда. Точно так же, если явится, как вот некоторые думают, явится Кришна во Вриндаване, вот явится Вриндаван и тогда я окунусь и буду служить...

01:15:30 Но мы говорим, что Вриндаван это система отношений. Если он явится, а отношений твоих нет никаких, то ты и не сможешь вписаться в эти отношения, потому что там единственные отношения, там каждый, даже земля - это твой гуру, то есть тот, кому ты поклоняешься. И как Шридхар Махарадж говорил: «Это земля по которой нужно головой ходить, потому что там все гуру».

01:15:57 И если отношения не созданы, то и бессмысленно, чтобы Кришна появился, вот Он явится с дудочкой, с пером в голове и сразу мы поймём: «А, так я же там такой-то и такой-то». Нет, это же отношения. Поэтому дух служения создаётся в сообществе преданных. На мифологическом или формальном языке это звучит как: Вриндаван там, где Шримати Радхарани, - так вот.

01:16:41 И если у нас с вами, как мы говорили, опыт эксплуатации, то под этой фразой - Вриндаван там где прошла Шримати Радхарани - мы сразу думаем так: «Вриндаван там, где прошла красивая женщина». Но, если мы понимаем что под этой вибрацией означает, что вайшнавы вкладывают в этот смысл. Что значит - Вриндаван там где Шримати Радхарани? Что такое Шримати Радхарани?

01:17:08 Кто такая Шримати Радхарани? Это бесконечное самопожертвование, то есть это самопожертвование собственной персоной, это самый кристалл самопожертвования, в котором нет ничего, кроме любви и самоотдачи. То есть Вриндаван там где бесконечное самопожертвование, а не там, где прошла девушка нарисованная, девушка с обложки. Как это? Cover girl, Девушка с обложки.

01:17:47 То есть, как мы говорили, что у нас с вами опыт эксплуатации и когда нам вайшнавы говорят о чём-то, то мы свой опыт проецируем на то, что они нам говорят, на эти понятия. Они говорят: «Высшая Реальность - это Радха-Кришна». И мы сразу представляем, какой у нас опыт? Это мальчик и девочка, мальчик с обложки и девушка с обложки.

01:18:19 Это Высшая Реальность и мы, соответственно, покупаем плакат или едем во Вриндаван, покупаем фигурки, ставим, и говорим: «Вот это высшая реальность». Почему? Потому что в нас есть опыт эксплуатации. Но если мы опыт эксплуатации вымещаем, убиваем опытом служения, то мы начинаем понимать, что же они говорят. Что значит Радха-Кришна?

01:18:43 Это значит, Абсолютный Эгоизм, то есть Красота, которая всё пожирает и Абсолютное Самопожертвование, которое всё отдаёт этому. - Вот что высшая реальность. Реальность – это Красота и Любовь. А если мы не находимся в атмосфере или в отношениях служения, тогда мы будем мифологически понимать, что нам говорят. Мы будем картинку вешать на стене и говорить: «Вот Радха-Кришна».

Что такое материя в прямом смысле слова?

01:19:13 Как, например, в физике рисуют протон и вокруг него крутятся электроны. Ядро и вокруг него электроны крутятся. И если мы не понимаем, о чём идёт речь, мы подумаем, что так оно и выглядит.
[Из зала]: Не так?
[Драгилев А.К.]: Конечно не так. Электрон – это просто отрицательный заряд.

01:19:36 [Из зала]: Не какой-то шарик маленький.
[Драгилев А.К.]: Нет, нет, это так рисуют. То есть это некое математическое выражение, но поскольку, если нам нарисовать альфа-бета-мезон равняется квадрат, масса, значит, заряд, пи, там всякие, ню, мю... Мы не поймём. Поэтому как нам, детям, это рисуют? Нам эту самую формулу, вместо закорючек: рисуют шарик, а вокруг неё вращается другой шарик.

01:20:11 [Из зала]: Меньшего размера.
[Драгилев А.К.]: Это просто математика, которую нам нарисовали. А как мы ещё поймём, если нам чёрточки нарисуют? Нам так вот рисуют, то есть есть энергия положительно заряженная, её так просто называют, потому что она ни положительная, ни отрицательная, она просто другая, чем вокруг нас.

01:20:32 Вот положительно заряженная энергия, а её обслуживает вокруг неё постоянно в какой-то точке, как бы точке, точка это условно, вокруг неё постоянно находится отрицательный заряд, иначе, это распадётся. То есть положительный заряд и вокруг него обязательно... это называется ещё электронным полем, и поэтому... А как нарисовать? Просто берут рисуют на компьютере шарик такой, можно было и вот так вот нарисовать, но кто бы это понял?

01:21:10 А мы что, мы смотрим учебник физики для шестого класса и думаем: «А вот если взять большой микроскоп, мы там увидим шарики». Да, так думали?
[Из зала]: Да. Да. Так и думали.
[Драгилев А.К.]: Что шарики вокруг вас. В основе всего, в основе материи - число. Положительный заряд, чего положительный заряд?

01:21:31 Какой-то энергии, то есть это просто энергия, чистая энергия, одна движется, как бы в одну сторону, это называется положительная, положительная не в смысле хорошая. А другая в другую. И вот они уравновешивают. Это просто импульс, который уравновешен другим импульсом, поэтому материя находится в спокойном состоянии.

01:22:01 Вот если выбить один импульс, то начинается, называется ядерная реакция или цепная реакция, ядерный распад, ядро начинает распадаться. Если отрицательный импульс убрать, ядро начинает распадаться и части вот этого положительного вступают с соседним отрицательным... и там тоже остаётся без отрицательных. И он начинает. И вот так происходит цепная реакция, цепная ядерная реакция.

01:22:33 Но, если мы посмотрим в материю, там не будет ничего, никаких шариков, ничего не будет летать, почему? Потому что в основе материи лежит чистая энергия, которую нельзя никак потрогать. Представьте, что такое материя? Это просто однородный океан некой энергии. Просто назовём её энергией, не будем обозначать, что это сознание, просто некая энергия.

01:23:03 И происходит некий импульс, который приводит эту энергию в состояние возбуждения, какие-то сюда движутся, какие-то сюда и получается предметы. Или какие-то предметы ощущения, толчки какие-то, вот так вот всё это дребезжит. И мы говорим это материя, вот смотрите твёрдая, жидкая. Это просто энергия, которая как-то там колеблется по-своему, а это опять же всё едино.

01:23:32 Эта же самая энергия присутствует в воздухе. И здесь, плотность та же самая. Всё то же самое. Она монотонная, она однородная, она просто начинает... Вот как вода, представим себе воду, она имеет одинаковую плотность, но при этом мы чувствуем какие-то в ней вибрации, потоки. Почему? Плотность та же самая.

01:24:01 Происходят эти вот, как бы некий импульс передаёт толчок, вот мы руку ставим и мы чувствуем толчок внутри воды, поток какой-то толкает. Не молекулы воды нас толкают, а они все находится вместе, один сосед другого толкает и мы чувствуем что-то. Вода сама никуда не движется. Так же эта энергия, она никуда не передвигается, по ней просто гуляют импульсы и вот мы чувствуем сиденье, мы чувствуем потолок, ветер, а это просто импульсы гуляют.

01:24:35 Вот точно так же мы разговариваем по телефону, и электроны от сотового оператора никуда не летят, просто везде есть вот эта самая энергия и она толкает друг друга импульсами. И мы какой-то толчок уловили сюда и мы, и мы в этом слышим смысл. Просто электрон, они дребезжат, материя, она дребезжит, а мы смысл: «Лёха, приезжай сюда». Раз, мы едем.

Сознание как энергия

01:25:03 [Из зала]: Скажите, а вот сознание это тоже ведь энергия?
[Драгилев А.К.]: А вот сознание и толкает эту материю.
[Из зала]: Но это отдельное всё-таки?
[Драгилев А.К.]: Конечно. Конечно, сознание, оно толкает эту материю и начинает в ней видеть, в этих перемещениях импульсов, оно начинает видеть смысл. Я, например, вижу смысл - это стул. Почему я в этом такой смысл вижу?

01:25:27 Потому что я хочу это эксплуатировать. Материя гуляет вот так вот, переходит из одного импульса, переходит. Они никуда не летают, они просто состояние меняют.
[Из зала]: И все наблюдатели видят стул таким, какой он есть?
[Драгилев А.К.]: Нет.
[Из зала]: Нет?
[Драгилев А.К.]: Нет. Как же?

01:25:49 [Из зала]: Вот я сейчас вижу вас, это только я вижу вас?
[Драгилев А.К.]: Нет, и он видит так же, и она видит так же. А крот не видит так же, он не понимает, что это стул. А муравей тоже, у него усики просто, у него нет глаз, допустим, он... И вот сознание оно изначально находится в спящем состоянии.

01:26:11 И вдруг оно начинает видеть импульсы, материя начинает дребезжать, и оно (сознание) в этом находит какой-то смысл. Находит только когда начинается движение, вот если что-то застыло, мы не сможем это увидеть. Застывшее мы не способны видеть. Вот сознание находится в состоянии, когда ничего не движется, поэтому оно как бы в спячке.

01:26:37 [Из зала]: Это что, благость? Или нет?
[Драгилев А.К.]: Нет, благость потом появляется, мы говорим изначально.
[Из зала]: Вот здесь наше сознание не в спячке находится?
[Драгилев А.К.]: Здесь наше сознание с одной стороны в спячке, а с другой стороны - нет. Мы видим сон и в этом смысле мы не спим, то есть мы не в отключении, но этот сон - иллюзия, в этом смысле мы спим. Двояко можно рассмотреть.

01:27:02 И вот когда всё вот это начинает дребезжать, мы в этом находим смысл. Какой смысл? - Возможность эксплуатировать, то есть я вижу какой-то образ материальный и, поскольку у меня есть желание эксплуатировать, я этот образ называю женой. Потому что для комара она не жена, она просто огромный мешок с кровью. Огромный мешок с деликатесами. Он даже не понимает, что это красивая женщина. Понимаете?

01:27:36 И вот с чего мы начали? И у нас начинают возникать связи, корыстные связи, мы начинаем их строить. Мы начинаем видеть в разных образах предметы эксплуатации и у нас возникают с ними эксплуататорские связи. И когда приходят вайшнавы из другого мира, где связи построены не на принципе сжатия, оттянуть себе, а на принципе отдавания, такие же связи, очень прочные.

01:28:07 То есть там как бы антигравитация, здесь мы всё себе тянем, а там всё отдаём и из-за этого мир более устойчивый. Вот вайшнавы приходят сюда и начинают эти связи в нас разрушать, то есть они рушат этот мир. Или как Иисус Христос говорил, он пришёл в этот мир с мечом. Или Кришна говорит Арджуне: «Надо разрубить мечом знания этот мир». Мир корысти, что значит?

01:28:34 Если мы не понимаем, мы конечно возьмём меч, пойдём рубить деревья, да? Или родственников. А мечом это... Этот мир, он держится на том, что каждый тянет к себе, создаётся такая многогравитационная конструкция, каждый себе тянет, поэтому нам кажется он устойчивый. Или вот Иисус Христос, или Кришна Арджуне говорит: надо взять меч и разрубить.

01:29:05 То есть вот эти связи начать рубить, гравитационные связи и постепенно выстраивать связи служения, отдавания, и тогда, когда ты будешь обрубать связи корыстные, всё что я вижу оно моё, у тебя будут отрастать связи отдавания. То этот мир, он тебя вытолкнет, потому что ты станешь для него чуждым, вместо тебя кто-то другой появится, то есть ты ушёл, а она кого-то ещё нашла сразу.

01:29:39 Незаменимых людей нет, как они говорят. Сразу кто-то... Как регенерация, сразу, оп, связи восполнились. А ты уже чуждый элемент, тебя этот мир начинает выталкивать, потому что ты в него не вписываешься, ты отдаёшь. А для прочности, ты должен брать. И тебя этот мир выталкивает, поскольку ты служишь, то есть ты отдаёшь, живёшь самопожертвованием, ты попадаешь в другую реальность, где тоже они отдают, где они служат.

01:30:12 И эта реальность, она более прочная. То есть тот мир, он не разрушается. Мир, в основе которого лежит самопожертвование, он прочный, он не разрушается. А мир, в основе которого лежит стяжательство, он через какое-то время рушится.
[Из зала]: Находясь в мире служения, если начинаешь пытаться использовать объекты, то он точно так же тебя выталкивает?

01:30:35 [Драгилев А.К.]: Тот мир выталкивает и ты здесь уже начинаешь строить связи. Вот садхана или практика, она заключается в том, чтоб постепенно обрубать у себя связи вот этого мира. Конечно, в конце Гиты Кришна говорит: «Забудь про всё вообще, просто всё обруби и иди ко мне,» - а не получается, тогда постепенно давай.

01:31:03 Но, если мы обрубаем эти связи, но не строим связи самопожертвования, тогда мы попадаем вот в этот самый брахмаджьоти или, мы вышли из этого мира, а с тем миром у нас нет, с миром служения, миром Вайкунтхи, Вриндавана, у нас нет никаких отношений, а этот мир нас вытолкнул.

01:31:25 Поэтому Шридхар Махарадж говорит: есть три мира - эксплуатации, то есть мир, который связывается стяжательством, служения, мир который связывается отдаванием, и отречения, там нет никаких связей, ты просто болтаешься в безвоздушном пространстве.
[Из зала]: Такие пороки как зависть, гордость...
[Драгилев А.К.]: Это нельзя использовать в служении.

01:31:48 [Из зала]: Невозможно никаким образом трансформировать?
[Драгилев А.К.]: Можно такие пороки как, например, воровать в супермаркетах, такие можно использовать, убивать, или избивать маленьких детей, такие пороки можно использовать, а вот зависть, но без зависти, конечно, избивать.

Можно ли воспринимать объекты не с точки зрения формы?

01:32:18 [Из зала]: А мир служения это когда я сама пытаюсь стать стулом?
[Драгилев А.К.]: Ну, можно так сказать.
[Из зала]: Ну, если схематично.
[Драгилев А.К.]: Схематично, конечно, можно так сказать. То есть ты просто видишь, что это стул, на котором может посидеть гуру, кто-то может посидеть.

01:32:36 Но это не значит, что мы сейчас должны смотреть... То есть мы видим этот стул, мы его можем использовать. Вот задача маявади или отреченцев - это порвать всякие связи, то есть не видеть образов этих. То есть они приходят к выводу, что материя - это про энергия, вот не даром есть вот эта формула E=MC^2, то есть когда масса стремится к нулю, то вот этот предмет превращается в чистую энергию.

01:33:08 А что значит масса стремится к нулю? Когда масса вот этого телефона будет нулём? И что такое масса? Масса – это возможность воздействия или мера инертности на другое. Вот если этот телефон будет двигаться со скоростью света, у него масса будет нулевая. То есть он превратится в чистую энергию. А что значит двигаться со скоростью света? Относительно чего?

01:33:37 Он уже движется со скоростью света, то есть это другими словами, это уже есть чистая энергия, просто мы её воспринимаем как объект эксплуатации, как какой-то телефон. И так мы всё воспринимаем. Да, мы сами попали в область затенения, затемнения, поэтому всё остальное мы воспринимаем... Мы сами с вами как.. Душа чиста, что значит? Это мы сами с вами движемся со скоростью света, условно говоря. Если можно так сказать.

01:34:11 Мы сами движемся со скоростью света, но наше сознание обращено в мир, где скорости очень маленькие, мир теней. Если тени двигаются, если тень разогнать до скорости света, она станет светом. А что значит со скоростью света? Нет же такого, относительно чего, свет же он не относительно чего-то перемещается, он существует везде. Свет, он не двигается, он существует везде, то есть он стоит, неподвижный.

01:34:41 Он везде. Что значит свет везде? Значит, он везде стоит, он не относительно ничего бегает. Вот это душа, она вне всего, она вне времени. Как вот мы говорим, вот если его разогнать до скорости света, то он превратится в чистую энергию и время там растягивается до бесконечности, то есть то, что перемешается со скоростью света, оно вне времени.

01:35:04 Вот мы с вами душа, мы вне времени, вне пространства, у нас нет ни скорости, мы не во времени, но мы сон видим, мы попали в мир теней. Почему? Потому что в этих тенях мы видим какую-то удобную для себя вещь.
[Из зала]: Но здесь тоже есть сознание?

01:35:22 [Драгилев А.К.]: Моё сознание, конечно, я же воспринимаю это. Чёрный цвет... Но вы видите другой телефон. Почему? Потому что от меня до этого телефона такое расстояние, у него потенциальная энергия ко мне другая, чем к вам. Вещь это не просто образ, а это потенциал, то есть сила воздействия на вас. Вот на вас он будет по-другому воздействовать. Если я его себе кину и вам, то будет разная степень воздействия, то есть это разные телефоны.

01:36:02 Но мы смотрим на всё с точки зрения формы, поэтому нам кажется, что мы видим одну и ту же вещь. Но потенциалы у них, тот телефон, который вы видите, у него другой потенциал, который я вижу. Но у нас возникает иллюзия, потому что мы на всё смотрим с точки зрения формы, мы не видим потенциала вещи.

01:36:24 Но когда вы играете в сетевую игру компьютерную, вы перед собой видите танк, вы едете и перед собой видите врага. Кто-то, он тоже видит это. Но это не значит, что это один и тот же враг, просто есть враг в вашем мониторе и в его мониторе, это совершенно разные персонажи. У него один враг, а у вас другой. И здесь то же самое, мы видим совершенно разные вещи.

01:36:51 Например, вы на свою маму смотрите как на маму, а ваш отец смотрит на неё как на жену, и видите вы по-разному. То есть вы видите разные объекты эксплуатации. От чего зависит ваше отношение, скажем, ваши и вашего отца отношение к этому объекту. Он её эксплуатирует в одном смысле, вы в другом смысле. Поэтому вы по-разному её воспринимаете.

транскрибирование: Анастасия Климчук | Карелия | Россия | 22 November 2011
обработка текста: Дарья Коннова | Екатеринбург | Россия | 18 January 2016