Поиск счастья

Москва - 17 марта 2007
Что есть сознание? Ответственность как форма долга. Гуру в каждом? Как научиться уважать идеалы других. Как избавиться от кармы? Почему мы оправдываемся? «Я» и его прилагательные. Поиск счастья равнозначен служению Всевышнему.
запись беседы для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:11:29 | качество: mp3 64kB/s 32 Mb | прослушано: 1105 | скачано: 534 | избрано: 13
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Драгилев А.К.]: Каждое существо обладает сознанием, то есть сознание – это, в русском языке есть понятие «самость» или самомнение. Само по себе самомнение или самость не окрашено в цвета хорошо и плохо. То есть некое представление о себе, некое понимание себя. Во внешнем, материальном мире наше самомнение окрашено в некое господство над остальным.

00:00:45 То есть мы себя считаем значимой частью окружающего мира и этот мир предназначен для того, чтобы быть у нас в подчинении, чтобы удовлетворял наши потребности. Поэтому такое сознание или такое самомнение называется материальным сознанием или материализмом.

00:01:10 В противовес этому существует Cознание Кришны. Это когда сознание мнит себя слугой некой высшей реальности. Неотъемлемой частью высшей реальности, которая призвана быть в согласии или в гармонии с высшим. Такое сознание называется сознанием Кришны. Это если вкратце. Какие-то вопросы?

Как говорил Шридхар Махарадж о Боге

00:01:51 [Из зала]: Махарадж, то что вы говорите, утверждают буддисты шанкариты даосисты, какова специфика их восприятия Сознания Кришны?
[Драгилев А.К.]: Буддисты и все, кого вы перечислили, на сколько я знаю, не стремятся быть в согласии с этим высшим, они хотят слиться с этим высшим, чтобы стать, или заместить собой это высшее, слиться, соединиться, раствориться в нём.

00:02:24 Сознание Кришны говорит о том, чтобы стать малой частью этого, жить, быть с этим в гармонии. Вот в этом отличие. Есть ещё специфика под Кришной вообще понимают - Бог, нечто целое, такой вершитель судеб, великое высшее существо, но в нашей традиции, мы под Кришной понимаем очарование собственной персоной.

00:02:57 Как Шридхар Махарадж говорил, основатель нашего матха, «прекрасная реальность». В нашей традиции под Богом мы понимаем прекрасную реальность. То есть быть в гармонии с абсолютной красотой. В других традициях, которые призывают к служению Высшему, там под высшей реальностью понимают некое существо, которое дарует спасение, который милосерден, прощает грехи или судит, такое вот отличие тоже существует.

Проявляется ли ответственность в духовном мире?

00:03:43 [Из зала]: Махарадж, а что такое ответственность и как она проявляется в сознании Кришны и духовном мире? Есть ли вообще ответственность?
[Драгилев А.К.]: Ответственность как форма долга. Да? Ответственность, она всегда угнетает душу, мы не хотим быть ответственными. И, как ни странно, для того чтобы исполнить своё заветное желание – жить безответственно, то есть не отвечать за последствия своих поступков, безответственно жить - нам нужно оттолкнуться от ответственности.

00:04:27 То есть нам нужно узнать, что же такое эта ответственность и тогда уже знать, от чего оттолкнуться. Для этого нужно, нужно быть ответственным, то есть соблюдать какой-то долг, наложить на себя долженствование. Как в Бхагавад Гите... Бхагавад Гита она построена по принципу «правила даны для того, чтобы их отвергнуть» или «правила даны для того, чтобы их обходить». Но для того чтобы обходить правила, нужно их знать.

00:05:07 Вот Кришна, он на протяжение всех восемнадцати глав говорит Арджуне, какие существуют правила и что тебе нужно делать, и только потом, когда Арджуна понимает все эти правила, Кришна ему говорит: «А теперь ты должен отказаться от всех правил». То есть отказаться от всякого долга. Очень часто недобросовестные последователи Бхагавад Гиты и вообще Священных Писаний, они перепрыгивают через этот шаг, через эту ступень.

00:05:46 Они думают, что можно сразу отказаться от всякого долга, от ответственности, но это неправильно, потому что мы не можем отказаться от действий как таковых; ответственность – это соблюдение определённых правил, неких условностей, поскольку, сама по себе ответственность противоестественна для души, душа не хочет быть ответственной. Но, дело в том, что когда мы желаем результата своего труда, мы вынуждены быть ответственными.

00:06:31 Так вот, чтобы исполнить, как я говорю, своё заветное желание быть безответственными, нужно отказаться от стремления получить результат своего труда. Вот это самое сложное. То есть мы хотим быть безответственными, но при этом мы привязаны к плодам работы, а это невозможно, эти две вещи несовместимы.

00:06:54 То есть мы хотим всё, при этом ни за что не отвечать. Но когда у нас что-то есть, мы вынуждены отвечать за это, потому что мы будем отбиваться от тех, кто хочет у нас это забрать. Но вообще, душа ищет игры, она хочет... Внутренний позыв души это действовать, при этом не отвечать за последствия своих поступков. Это действительно самое заветное наше желание, но такое действие, оно уже называется собственно не действие, не работа, а игра.

00:07:32 Каждая душа ищет игры, но играть возможно с тем, кто совершенно свободен. С теми, кто также подчиняется какому-то долгу, то есть с теми, кто тоже ответственен невозможно играть. Играть можно только с тем, кто совершенно безответственен и за это не несёт никакой расплаты. И по нашим повериям это тот, кто действует и не отвечает за свои поступки, это сам Господь Бог. Мы так в это верим, потому что только Господь может быть совершенно свободен.

00:08:19 Потому что над ним не стоит никто, кто мог бы принудить его к ответственности, потому что он над всеми. Соответственно, всё, чем он занимается это играет, и если мы хотим тоже играть, а душа наша ищет этой игры, то мы должны вступить в отношения с абсолютом, с абсолютной красотой, не ожидая от Него ни взаимности, ни вознаграждения. Это есть путь бхакти или тоже Cознание Кришны, ещё называется.

00:08:59 Этот путь отказа от долга, который, если мы слушаем своё сердце, мы обязательно должны будем пройти... Как Кришна в Бхагавад Гите говорит: «Откажись от любого долга, от любого понятия нравственности, ответственности – это высшая цель; но для того, чтобы пройти, дойти до этой ступени нужно пройти очень много очень сложных ступеней, очень болезненных ступеней».

00:09:30 То есть нужно, прежде всего соблюдать правила, которые даны в священных книжках, нужно стараться не причинять зла другим живым существам. То, что кришнаиты говорят: «Не есть мясо», - это маленькая часть того, что называется не причинить зла другим или уважать других, потому что Господь в своих наставлениях говорит, что: «Я прибываю внутри каждого живого существа и, если ты не почитаешь других, ты,соответственно, не почитаешь меня».

00:10:18 Не почитать других это значит, в том числе съесть его, убить и съесть – это тоже форма непочтения.
[Из зала]: [неразборчиво].
[Драгилев А.К.]: Что?
[Из зала]: [неразборчиво].
[Драгилев А.К.]: Ну вот, понимаете, у кришнаитов такое мнение, что если убить и съесть, то это, в общем, непочтение.

00:10:37 Вот это, так сказать, сложная лестница этапов соблюдения определённых обрядов, почему? Обряд – это некая условность, но мы обязаны, мы вынуждены, в любом случае, соблюдать какие-то условности. Например, чистить зубы или мыться каждый день. Вот вроде бы условности ненужные, но если мы не будем этого делать, тогда для нас условностью станет: не мыться, не чистить зубы.

00:11:12 То есть некая работа над собой требуется. А затем, это уважение к другим, обязательно. Для чего это нужно? То есть соблюдать некие правила, ходить в храм или в церковь ходить нам нужно для того, чтобы понять, что Господь, которому ты кланяешься на алтаре, ещё живёт и в других. И как Господь Капила в Шримад Бхагаватам говорит: «Если кто-то ходит в храм, то есть соблюдает обряды, но при этом непочтителен к другим, то он кланяется мне спиною».

00:11:53 То есть ты, как бы, кланяешься ему у алтаря, но если ты непочтителен к другим живым существам, не обязательно к людям, вообще, то ты, поскольку он живёт в их сердцах, ты кланяешься ему, но спиной. Когда живое существо понимает, что Господь присутствует во всех, не только на алтаре, а во всех и в том числе внутри него, тогда он начинает видеть Всевышнего во всём, в каждом атоме мироздания.

00:12:27 И вот на этом этапе уже можно отказаться от этой ответственности. Только с этого момента, когда ты не просто понял умозрительно, а когда ты ощутил, что Всевышний везде, вот тогда условности внешнего мира, такие как: поклонение, чистить зубы, непричинение вреда другим - отпадают, потому что ты понимаешь, что и вред другим это условность, потому что ты никому вред не приносишь.

00:13:03 Но если у тебя это умозрительное понимание, то ты по-прежнему находишься в иллюзии, то есть в двойственности - хорошо и плохо. А когда ты поднялся над понятиями хорошо и плохо, только тогда ты можешь отказаться от ответственности.
[Из зала]: И всё равно, наверное, это какой-то определённый образ жизни, потому что это же не так что, когда была ответственность - не ел мясо, а теперь поднялся...

00:13:30 [Драгилев А.К.]: Конечно нет, сказать-то конечно легко. То есть не то, что ждать момента просветлений для того, чтоб поесть мясо.
[Из зала]: [неразборчиво].
[Драгилев А.К.]: Тогда ты ещё не постиг, не прикоснулся к Всевышнему, ты не узрел Его в каждой частице мироздания и внутри себя.

00:13:59 [Из зала]: А от вреда ведь невозможно отказаься?
[Драгилев А.К.]: От вреда невозможно отказаться, но, постигнув высшее начало, как в Бхагаватам говорится, что высшее начало во всём и везде, ты отказываешься не от вреда, ты отказываешься от понятия того, что существует вред, просто перестаёшь понимать что значит вред. Какие-то может сомнения возникли?

Уважайте тех, кто ищет счастье

00:14:23 [Из зала]: У меня вопрос, а правда ли, такое утверждение, что каждый человек твой учитель в жизни, и лучший учитель - это твой враг?
[Драгилев А.К.]: Ну, не то, что учитель, а в любых обстоятельствах ты можешь почерпнуть какую-то мудрость. В этом смысл наверно учитель, да. Если ты во враге увидел друга, то тогда он твой учитель, конечно, а нет - тогда он твой враг, ты же не увидел в нём друга.

00:15:04 [Из зала]: А, если, скажем, они не... есть такие люди, которые не достойны уважения, у них какие-то свои кумиры, свои цели, свои задачи, которые мы не поддерживаем. Как…

00:15:20 [Драгилев А.К.]: Так уважайте их за это, у них же есть свои кумиры. Кумиров не надо уважать, а вот тех, у кого есть кумиры, их надо уважать. Какие кумиры? Кумиры это: власть, деньги и слава. Вот это не надо уважать, а тех, кто преклоняется перед этими кумирами, они достойны уважения.

00:15:45 [Из зала]: Значит президент недостоин уважения?
[Драгилев А.К.]: Под президентом вы что имеете в виду?
[Из зала]: У него же тоже есть власть...
[Драгилев А.К.]: Власть недостойна. Президент, который думает, что у него есть власть, достоин уважения.

00:16:01 Мы говорим о власти, как о понятии, а не о личности. Личность одновременно вмещает в себя власть и остаётся при этом личностью. То есть если кто-то потеряет власть, он остаётся той же личностью, но без власти. Так вот, власть не нужно уважать, а саму личность нужно.
[Из зала]: А вот, например, террорист, совершенно ничего духовного, ест мясо, к тебе относится, к твоим идеалам, как к формам бреда, неужели его тоже? [неразборчиво].

00:16:41 [Драгилев А.К.]: Конечно, его надо уважать за это, потому что он же ищет счастье. Говоря тебе, говоря о твоих идеалах как о полном бреде, тем самым он утверждает свои идеалы, правда? У него, оказывается, есть другие идеалы, которые выше твоих. А у каждого идеал, не смотря на то, что люди стремятся к власти, к счастью, к деньгам, тем не менее, у всех идеал – это счастье, обрести счастье.

00:17:16 Если кто-то тебе причиняет боль, то не потому что ты плохой такой, а потому что они думают, что, причинив боль, они будут счастливы. Вот это надо уважать, потому что они ищут счастья, убивая других, они думают что будут счастливы. Вот это надо уважать. Это не значит что ненужно этому сопротивляться, это просто надо уважать.

00:17:46 [Из зала]: Само уважение - оно не инструмент, оно появляется, рождается, можно сказать, в самом себе. То есть я не могу заставить себя уважать человека. А если его убеждения не совпадают с моими, то это само по себе оно не появится. Я уважаю вас за ваши понятия, за ваш идеал, за ваши заслуги, они совпадают с моими. У меня [неразборчиво] как вы сказали, правильными путями, где-то как-то [неразборчиво]и вот я вас за это уважаю, за достижения эти, которые совпадают с моими. Но когда человек идёт совершенно другими путями, я не могу заставить себя их уважать.

00:18:46 [Драгилев А.К.]: Ну, вот это как раз поле для работы - научиться, заставить, научиться или заставить это одно и то же - себя уважать других. Конечно, если б это так легко было, уважать идеалы других, даже если они расходятся с вашими. То есть я немножечко пояснил, что не смотря на то, что он материалист, у него взгляды на мир другие, чем у вас, тем не менее, смыслом всей его деятельности, каким бы злобным он ни был, является поиск какой-то гармонии.

00:19:43 Причиняя другим боль, он думает, что он обретёт гармонию, но он не называет это так, конечно, он не хочет боль другим причинить, он просто думает, что если я съем салат «оливье», то я буду счастлив, или, если мне повысят зарплату, я буду счастлив. Ему не зарплата сама по себе нужна, а счастье. Вспомните, когда рекламируют какой-то продукт, они на самом деле не продукт рекламируют, а рекламируют счастье. Например, какой-нибудь моющее средство.

00:20:19 За этой бутылочкой на самом деле стоят два счастливых члена семьи, то есть она там поливает что-то и, казалось бы, они рекламируют чистые тарелки, на самом деле, благодаря чистым тарелкам будет гармония в семье. Вот за каждой рекламой стоит призыв к гармонии. Так вот, они эксплуатируют счастье, продавая нам какие-то товары.

00:20:49 Но это, так сказать, частный пример, но это говорит о том, что каждый внутренне, за всеми этими приобретениями, властью, деньгами, богатствами, ищет ту далёкую гармонию, и его надо вот за это уважать, что он ищет ту гармонию, а не за то, что он сиюминутно делает. Попробуйте его за это уважать. Понимаете?

00:21:23 [Из зала]: Если он увидит, что я его уважаю, то…
[Драгилев А.К.]: А пусть он этого не видит, вы внутри уважайте, зачем вам показушно его уважать?
[Из зала]: [неразборчиво].
[Драгилев А.К.]: Ну какая разница, что он подумает. Мысли это химия в голове, у него там перемыкает, какая разница.
[Из зала]: [неразборчиво].

00:21:45 [Драгилев А.К.]: Ну, видите ли, по опыту, если кто-то вам говорит что он вас уважает, значит, он вас не уважает. Если кто-то говорит, что он ваш друг, значит, жди удара со спины. Поэтому не надо говорить что-то, просто уважайте, зачем говорить что-то? Если вы будете ему говорить, что вы его уважаете, значит, вам нужно от него уважение.

00:22:15 Вы ищете безопасности, чтоб не ударили. Просто уважайте. Уважайте его за то, что он ищет гармонии. А это факт, все ищут гармонии внутренней, вот за это надо уважать и, при этом, не искать уважения к себе. Какой-то вопрос?
[Из зала]: Вы только что на него ответили. Хотел спросить, всех уважать, а себя уважать надо? Если всех, то я как единица вхожу в это?

00:22:56 [Драгилев А.К.]: Ну, к себе нужно более критически относиться, более критично. Потому что...
[Из зала]: [неразборчиво] сам себе.
[Драгилев А.К.]: Не искать уважение к себе. Тут, в общем, взаимосвязь существует: чем больше мы начинаем видеть в других проявления Всевышнего, другими словами, чем больше мы уважаем других, тем меньше уважения мы к себе испытываем.

Почему говорят, что мы видим в других себя?

00:23:35 Это происходит совершенно естественно, потому что себя-то мы знаем, себя-то не обманешь. Какие-то, может, ещё сомнения возникли?
[Из зала]: Говорят, что те качества какие-то, которые проявляются в других по отношению к тебе, эти качества есть в самом тебе, вот это как понять?
[Драгилев А.К.]: Это значит, что мы просто знаем об их существовании. Это значит, что у нас есть понятия, что такие качества есть, либо они у нас сейчас есть, либо мы когда-то пережили эти качества, они у нас были.

00:24:11 Но у нас остаётся понятие, если кто-то своровал, то либо ты сам когда-то своровал, либо у тебя есть опыт того, что существует воровство. Если ты видишь, что у тебя что-то своровали это значит, как минимум, у тебя есть чувство собственности. Потому что если у тебя нет чувства собственности, то ты это не назовёшь воровством, это просто перемещение предмета, вот что значит.

00:24:42 Но, если говорить о преданных, то преданный, у него есть понятие воровство, потому что преданный, он себя считает собственностью Господина своего, Всевышнего, Бога. И воровство в его понятии - это когда у его хозяина воруют. Может, у вновь пришедших есть какие-то вопросы?
[Из зала]: Есть такое понятие, что есть дела и их последствия, которые нвзываются кармой. Если, например, человек сделал что-то плохое, но он осознал это, нужна ли мне работа с этой кармой?[неразборчиво].

Когда человек несет ответственность за свои поступки?

00:25:49 [Драгилев А.К.]: То есть если вы совершили какой-то проступок, то вы думаете, что поняв это вы освобождаетесь от ответственности? От ответственности или от кармы, как вы говорите, душа избавляется только когда понимает, что она не совершает никаких поступков. Покуда в вашем сознании вообще есть понятие поступок, то вы будете нести ответственность за этот поступок - либо плохую реакцию, либо хорошую реакцию.

00:26:26 Когда душа или сознание понимает, что она лишь наблюдатель, а поступки совершает только материя... То есть все вот эти движения, которые вокруг нас: звуки, перемещения образов, ощущения, обоняние, мир как бы движется - всё это лишь уплотнение и разжижение жижи которая называется материей.

00:27:02 Вот ветер, например, дует, что это значит? Это значит, что где-то плотнее, а где-то разряженнее, это мы называем ветром. На самом деле, это просто воздух. Так вот, все поступки или все движения это всего-навсего перемещения или изменение состояний такой штуки, которая называется материей.

00:27:23 И, покуда у вас есть ощущение, что вы причина того, что в материи происходят какие-то движения, что вот это моё движение, я дую ветер, покуда у вас есть это понятие, вы будете нести за это ответственность, но эта ответственность, она всё равно будет в вашей голове. Как только сознание понимает что оно лишь наблюдатель, всё остальное происходит само по себе.

00:27:51 Как человек в кинозале, он смотрит, но он не принимает участия в этом фильме и он не увлечён, то есть там просто игра света и тени, он даже не понимает о том, что происходит. Но как только он своё сознание заостряет, начинает следить за сюжетом, то тогда он начинает беспокоиться, что там убьют кого-то, поймают, там они поженились или наоборот разругались.

00:28:20 Вот тогда он как бы принимает в этом участие, он переживает за то, что происходит. Но, когда зритель понимает, что это всё игра света и тени, ведь когда вы смотрите телевизор, можно сказать что вы наблюдаете как пиксели загораются, а можно сказать, что конь скачет, правда? Всадник скачет за негодяем, а можно сказать: «Нет, просто пиксели зелёный, красный, зелёный, красный», да?

00:28:53 И так, и так вы будете правы. Но в одном случае вы сторонний наблюдатель, а в другом случае - вы ищете. Вот эти лампочки загораются маленькие, пиксели или зерном называют, они загораются, а вы в этом видите какой-то смысл, вам почему-то кажется, что кто-то там скачет. Вот, а это просто электронно-лучевая трубка импульсы пускает, а вам кажется что негодяй сейчас убьёт несчастную, беззащитную женщину. А это просто лампочки загораются.

00:29:23 Вот когда вы думаете, что негодяй убьёт несчастную женщину, тогда вы будете переживать. Переживать это значит и есть нести ответственность, переживать карму, как вы сказали, - это есть терпеть последствия своих поступков. Когда вы поймёте, что всё это просто игра лампочек, тогда вы не будете нести за это ответственность, вы обретаете некую свободу.

Как «избавиться» от кармы?

00:29:49 В индуизме это называется мокша или мукти – освобождение, вот тогда нет ответственности. Покуда вы видите смысл в происходящем, вы будете переживать это, а когда вы поймёте, что смысла в этом нет никакого, вы и переживать не будете. Только тогда карма перестаёт существовать.

00:30:12 [Из зала]: [неразборчиво], мы наслаждаемся и отдыхаем.
[Драгилев А.К.]: Я просто на вопрос отвечаю. Я не говорю, что это то, к чему призывают вайшнавы: стать сторонним наблюдателем. Просто это вопрос: «Как избавиться от кармы?» Есть другой путь, который вайшнавы предлагают, они говорят, что: если ты всю свою жизнь подчинил служению Всевышнему, тогда ты тоже не несёшь ответственности за происходящее, потому что ты становишься рабом или действующей силой абсолюта и Он, как бы, отвечает за это.

00:30:54 Но, поскольку, Он неподвластен никому, Он за это не отвечает тоже. Это называется бхакти. То есть бхакти включает в себя и свободу, и действия. Для того чтобы перестать страдать, нужно перестать действовать, то есть не то, что действовать, а в твоём сознании должна исчезнуть концепция действия, тогда ты перестанешь страдать - это идея буддистов, брахмавади и так далее.

00:31:41 Они говорят: все твои страдания из-за того, что ты действуешь. Ты должен перестать действовать и физически, и ум тоже твой должен перестать действовать, тогда ты, ты перестанешь страдать. Но, вайшнавы говорят что: можно действовать, при этом быть свободным от страданий. Для этого нужно действовать не ради себя, а ради Всевышнего, то есть в бхакти включено и мукти и букти.

00:32:18 То есть ты, как бы, действуешь, но при этом ты свободен. Тогда как мукти (зависнуть, обрести свободу) и карма (действия) - взаимоисключающие понятия, и только бхакти является синтезом этого. Как Шридхар Махарадж говорил диалектика: тезис-антитезис-синтез. Бездействие есть противоположность действию, но игра включает в себя и бездействие и действие.

00:33:01 Как мы вчера говорили, в двенадцати стульях есть персонаж – Виктор Петрович Полесов, там Ильф и Петров его описывают: «это был кипучий лентяй». Понимаете, то есть он как бы действовал, но при этом он был... в нём всё кипело, но при этом он был бездельником. Кто смотрел, там Крамаров: «Ну, кто так строит? Ну-ка иди отсюда». Он что-нибудь делает, а там раз - всё падает. «Кипучий бездельник», - вот бхакти примерно так, в каком-то смысле. Преданный, он действует, но при этом он не несёт ответственности, не связан плодами деятельности.

00:33:48 [Из зала]: То есть он (вайшнав - прим.) плоды свои посвящает, отдаёт...
[Драгилев А.К.]: Ну, да.
[Из зала]: Можно вопрос?
[Драгилев А.К.]: Ага.

Иллюзия ли тот мир, который мы наблюдаем?

00:34:09 [Из зала]: [неразборчиво]говорил что мир, который я наблюдаю, в первую очередь, это лишь мой субъективный мир - производная реальность моего ума. Шримад Бхагаватам говорит что: материальный мир – это, так скажем, производная ума Брахмы. Что когда живое существо погружается, в этот материальный мир, который сотворил Брахма, и в нём начинает воображать собственный мир, что в первую очередь наблюдает живое существо? - свою собственную иллюзию или Брахмы?

00:34:57 [Драгилев А.К.]: Ну, прежде всего, чтобы понять, что окружающий мир существует лишь в нашем сознании, что он не существует независимо от меня как наблюдателя, нужно задаться вопросом: а что на самом деле я вижу? Или: Что я ощущаю, извините за каламбур, ощущения или сам предмет? Что более реально ощущение предмета или гипотетически сам предмет. То есть что ближе?

00:35:39 И ответ: на самом деле, я не вижу предметов, я не слышу звуков, я как бы нахожусь в коконе каких-то ощущений: я вижу цветовые пятна и называю это домами, машинами, на самом деле, это просто какие-то цветовые пятна. Я им придаю смысл, я это называю: поехал в машине, построил дом, идёт человек.

00:36:08 Но, что я ощущаю? Я, ощущаю лишь просто игру цвета или я слышу какие-то звуки. Действительно ли что-то звучит или я просто ощущаю что-то? Когда мы ответим на этот вопрос: что более реально, мои ощущения или нечто, что я не ощущаю, - тогда мы поймём, что мир оказывается это просто кокон вокруг нас и в нём есть звуки, образы, обоняние, запахи, и я пытаюсь в этом найти какой-то смысл, даю этому какие-то обозначения.

00:36:51 В этом смысле мир, он не существует вне этого кокона, весь мир, который вокруг нас, это наша оболочка, со звуками, запахами, образами. Теперь, чьи это образы? Понятно, что не я их породил, это лишь отражение каких-то сверхобразов, потому что я сам не мог породить, не я источник этих образов, они существуют во мне, так же как наблюдающий за фокусами, в его голове существуют эти фокусы, но фокусы производит не он сам.

00:37:30 Если бы я произвёл этот мир, тогда бы я мог управлять им как хочу. Я этот мир ощущаю, но не я есть источник этого мира. Вот когда вы говорите Брахма, да, Брахма он создал эту вселенную, модель, а вот как я её ощущаю, это уже мой собственный мир.
[Из зала]: Нам невозможно, преодолев своё ощущение, непосредственно воспринять то, что конкретно вот Брахма создал?

00:38:03 [Драгилев А.К.]: А мы это и воспринимаем. Или ты хочешь глазами Брахмы это воспринять?
[Из зала]: Нет. Своими.
[Драгилев А.К.]: А, своими ты и воспринимаешь. То есть мы находимся в некой иллюзии.
[Из зала]: То есть все же это иллюзия Брахмы?

00:38:18 [Драгилев А.К.]: Эту иллюзию создаёт Он, а мы её воспринимаем. И есть такой анекдот, который немножечко иллюстрирует это. Дяденька пришёл в баню, в парилку. Смотрит, там на верхней полке двое травку покуривают. Он говорит: «Интересная у вас травка, можно попробовать?» - «Ну, на». Он покурил, говорит: «Нет, какая-то дурацкая у вас, не вставляет». Ну не надо - ладно. Значит попарился, выходит, смотрит эти двое его вещи собирают и в дверь.

00:38:56 Он за ними голый, они в машину - и уезжают. Он ловит такси: «Давай за этими». Таксист ему говорит: «Ты же голый, чем ты расплатишься?» «Ничего», - говорит – «у меня там деньги, вещи, мы их поймаем и тогда я с тобой расплачусь». Два часа ездят, ездят так и не поймали. Таксист его выкидывает на мороз, он стоит, холодно, дрожит. А?

00:39:25 [Из зала]: [неразборчиво].
[Драгилев А.К.]: Нет, нет, он же стоит, холод собачий, без вещей, вот и ещё в туалет хочется. Он, присел, чувствует его кто-то по плечу хлопает и голос: «Ну, мы всё понимаем, что трава плохая, но зачем гадить в парилке?» [смех в зале]

00:39:51 Понимаете, то есть кто-то нас обобрал, уехал с вещами, нам кажется, что всё это реально. Такая вот иллюзия, она как бы наслаивается и нам кажется это реально, он же реально всё переживал, правда? Таксист какой-то, мороз в парилке, причём в парилке же находится.

Для чего люди оправдывают дурные действия благими целями?

00:40:12 [Из зала]: Такой вопрос, как бы, есть сеть людей псевдодуховных, они там торговали наркотиками [неразборчиво]. Они продадут героин, у них будет много денег, они построят на них храм, как к этому отнестись? Ну, они говорят что: всё равно всё [неразборчиво], какая разница [неразборчиво].

00:40:45 [Драгилев А.К.]: Тут вот, есть такая вещь, как только человек оправдывает свои действия благими целями - он врёт, это признак. Если кто-то вам говорит, что он честный, это значит - он лжец. Если кто-то что ему нужны деньги, чтобы построить храм, при этом он прибегает к преступному заработку, то он врёт - это просто признак такой.

00:41:23 Если б они действительно пользовались этими средствами для благих целей, так называемых благих целей, то вы бы никогда об этом не узнали. В этом случае они действуют напоказ, им нужно ещё чтобы вы их зауважали. Мало того, что они храм строят, им нужно ещё от вас уважение. Таким образом они строят не храм, а они строят уважение к себе.

00:42:01 То есть тут такая подоплёка, что им мало того, что они храм строят, им ещё нужно чтобы их уважали. Соответственно им не храм нужен, а уважение окружающих. ... Он никогда не говорил об этом, мы знаем о том, что он построил храм, но он никогда не оправдывал свои действия. Кроме того, есть разные вещи: проповедовать и делать что-то для Всевышнего без проповеди.

00:42:33 Вот когда ты проповедуешь, ты должен быть честным, ты должен соблюдать некие правила общественной нравственности. А когда ты втихомолку, когда ты бабаджи, когда ты что-то делаешь и у тебя со Всевышним свои собственные отношения, тогда поступай как хочешь. Но как только ты заявляешь об этом, тогда тебе уже не Всевышний нужен, а тебе нужно уважение окружающих. Ты уже строишь собственную религию, собственных поклонников.

00:43:07 Когда ты говоришь другим, что ты делаешь это ради Бога, то ты строишь новую религию, тебе нужны поклонники - уважающие тебя. Ты уже не ради Бога делаешь, а ради возникновения собственной религии.
[Из зала]: А если тебя спрашивают?
[Драгилев А.К.]: А откуда они знают?
[Из зала]: [неразборчиво].

00:43:29 [Драгилев А.К.]: Ну…
[Из зала]: Для чего тогда ходить в храм?
[Драгилев А.К.]: Так это совсем другое.
[Из зала]: Если я сам для себя уверен, что я делаю не для себя?

00:43:40 [Драгилев А.К.]: Смысл хождения в храм, смысл преклонения…
[Из зала]: [неразборчиво].
[Драгилев А.К.]: Да, тогда в чём вопрос?
[Из зала]: Вопрос в том, что не отвечать им правдиво? Если я отвечу правду...
[Драгилев А.К.]: Правду о чём? Есть разные же вопросы, если тебя спросят сколько сейчас времени, так что, не отвечать им?

00:44:04 [Из зала]: Я про мотивы своих поступков. Вопрос об искренности, если я сам для себя, по крайней мере, думаю, что я искренне это делаю, [неразборчиво]. И меня спросили, и я отвечу ему на этот вопрос, значит я не искренен.
[Драгилев А.К.]: Ну, сначала ответьте себя для чего вы ходите в храм, потом…
[Из зала]: Я ответил [неразборчиво].

00:44:28 [Драгилев А.К.]: Ну, так и скажите другим.
[Из зала]: Но вы говорите, как только я скажу другим об этом, сразу я…
[Драгилев А.К.]: Смотря, о чём вы скажете...
[Из зала]: Что я хожу в храм чтобы служить Господу...

00:44:41 [Драгилев А.К.]: Если вы ходите в храм чтобы служить Господу, то это правда. Но если вы скажите, что я ворую для того, чтобы служить Господу, то сам факт того, что вы это говорите другим, значит, что вы воруете не для того, чтобы служить Господу, а для того, чтобы другие узнали, что вы делаете всё ради Господа.

Как воспитать в себе искренность?

00:45:05 Разные, разные вопросы, разные ответы.
[Из зала]: Можно вопрос?
[Драгилев А.К.]: Мм.
[Из зала]: Я в последнее время в себе замечаю что, на эту тему выговорили, многие вещи я не для себя делаю, а для того, чтобы выставить это напоказ. А что нужно сделать, чтобы действительно делать искренне?

00:45:28 [Драгилев А.К.]: Это один из самых сложных вопросов: как играть в искренность? Сам факт того, что вы заметили, что, оказывается, вы очень часто делаете что-то напоказ, чтобы другие увидели, говорит о том, что просыпается какая-то искренность, сам этот факт. Потому что признать свою лживость - это очень честный поступок. Но если это превратится в ритуал, если вы всем будете говорить об этом, то это будет уже игра в искренность.

00:46:16 Но, независимо от того действительно вы это чувствуете или нет, если кто-то когда-то понимает, что большей частью он действует напоказ, то это признак искренности. ... Так вы же уже искренним становитесь, что же дальше делать-то?
[Из зала]: Как развить в себе эту искренность?

00:46:42 [Драгилев А.К.]: Стараться не делать напоказ. Когда у вас возникает позыв сделать что-то напоказ, постарайтесь подавить этот позыв. Это очень сложная работа, это то, что в христианстве называется духовный труд, это менять свою нажитую природу. То есть мы приобрели вот эту лживую природу – действовать напоказ, жить ради мнения других, чтоб как у людей.

00:47:20 Мы приобрели эту природу, и вот избавиться от неё и есть тот самый духовный труд, о котором говорят все религии. Слушать своё сердце, а не мнение бесов, которые говорят: «Сделай как у других», «Чем больше, тем лучше».
[Из зала]: Вот ещё один вопрос, [неразборчиво]. Первое что, [неразборчиво] изменять себя посредством того, что раньше [неразборчиво] стараться принять. Второй момент [неразборчиво]. Я не совсем понимаю, расходитсяэто, по-моему, чуть-чуть...

Как «избавиться» от ложного эго?

00:48:21 [Драгилев А.К.]: Поэтому я и сказал, у нас есть приобретённая натура и... В вайшнавской, вообще в кришнаитской литературе это называется ложное эго, это ложное самомнение. Вот её надо менять, вот эту приобретённую натуру. Есть истинная натура или подлинное эго, вот к этой истиной натуре нужно возвращаться. То есть, что такое ложное эго или ложное самомнение?

00:49:00 Это когда мы представляем себя частью внешнего мира. Когда мы обвешиваем себя всевозможными обозначениями, это: старый, мужчина, женщина, молодой, русский, не русский, рабочий, инженер, богатый, бедный... Вот эти обозначения мы навешиваем на себя. Мы существо или имя существительное, обвешанное прилагательными всевозможными, а духовный труд заключается в том, чтобы эти прилагательные выбросить все.

00:49:57 Если мы зададим себе вопрос: Кто я такой? И будем очень детально описывать себя, то за всем этим ворохом прилагательных, мы не увидим существительное. То есть самого себя, между тем: я – есть существительное, я не прилагательное, я существительное, я не старый, не больной, не русский, не индус, не американец, не богатый, не бедный – это всё прилагательные или обозначения, или ложное эго.

00:50:31 Но, они сами по себе не могут жить если нету стерженька, вот этот стерженёк и есть Я. Выкинуть их и остаться самим собой, то есть существительным – это духовная задача, не изменить это подлинное я, а вернуться к нему. Мы действительно живём в прилагательном мире, кругом одни прилагательные.

00:51:00 Мы даже с вами не можем составить ни одного предложения где нет прилагательных. Как бы мы ни пытались, мы не сможем, за исключением одного предложения: «Я Бог». [смех в зале] Но, так сказать, это будет слишком смело и очень неправдоподобно. Всё остальное... мы, конечно, хотим сказать: Я Бог, - но чтобы это не выглядело слишком вызывающе, мы обвешиваем себя понятиями или прилагательными.

00:51:36 Смысл всё равно остаётся: Я Бог. Но мы это значение, этот смысл прячем за: я сильный, я мудрый, я молодой, я красивый, я богатый, я такой, я... Или наоборот: я бедный, чтоб жалость вызвать к себе и получить богатство. Это всё прилагательные, которые скрывают: «Я Бог». Вот если нам удастся разрушить это предложение: «Я Бог», тогда все прилагательные сами по себе отпадут. Мы останемся «Я».

00:52:22 И тогда, если нам посчастливится и у нас есть духовный учитель, он нам подскажет, что: Я слуга Бога. Тогда нам повезёт, а так мы пока живём в ворохе этих прилагательных. Попробуйте какое-нибудь предложение составить, чтоб не было прилагательных. Например: плывёт корабль. Но корабль – это не существительное, потому что вам обязательно нужно будет давать объяснение что такое корабль...

00:52:54 Это плавающее что-то, и вот опять будут прилагательные, прилагательные, прилагательные, в конце концов не будет существительных. Единственное существительное, которые есть – это я. Всё остальное - прилагательные, вот их выбросить и тогда останется в сухом остатке - я. Этот мир, он вокруг меня крутится, мир прилагательных и глаголов. Но если разобрать что такое глагол – это тоже прилагательное. Даже непонятно.

00:53:29 [Из зала]: [неразборчиво].
[Драгилев А.К.]: Что?
[Из зала]: [неразборчиво].
[Драгилев А.К.]: Да я не добрый, не злой, я – всё. Имя существительное. Как только получается - добрый, злой - это уже пошли прилагательные.

00:53:54 [Из зала]: [неразборчиво].
[Драгилев А.К.]: Да, это вот то самое избавление, в христианстве это называется избавление от самости. В сознании Кришны это называется избавление от ложного эго. Это избавление от прилагательных. Но, дело в том, что мы можем избавиться от этих прилагательных с помощью поводыря, духовного воспитателя.

00:54:29 И если, я повторяюсь, если нам повезло и наш духовный воспитатель не от мира сего, он этому Я привесит новое прилагательное, но подлинное. Ты слуга Бога. А если не повезло, то ты просто все прилагательные скинешь себя и останешься в одиночестве, один наедине с собой, будешь свободен, обретёшь освобождение.

00:55:09 [Из зала]: Освобождение – это промежуточная стадия. Я, которое имеет прилагательные материального мира и того я, которое имеет прилагательные духовного мира. То есть Я без ничего, это некое промежуточное…

00:55:23 [Драгилев А.К.]: Промежуточное, но во многих религиях это цель, это конечная цель, таких как буддизм и прочие, для них главное - избавиться от всех прилагательных, просто стать Я, и, поскольку, в этом состоянии ты не будешь вступать ни с кем в отношения, то у тебя возникнет ощущение, что ты бог. Потому что ты один, то есть нет ничего вокруг, ты бог. Тебе покажется, что ты всё. Это как раз цель буддистов.

00:55:58 [Из зала]: Тогда зачем это?
[Драгилев А.К.]: Чтобы остаться в одиночестве. Одиночество я имею в виду не в человеческом смысле, а в неком высшем смысле одиночества, когда нету ничего, что тебя связывает.
[Из зала]: [неразборчиво].

00:56:16 [Драгилев А.К.]: Конечно, но оно уже при этом не ощущает, что это его тело. Одиночество как состояние, это не человеческое одиночество, одиночество с большой буквы как некое состояние, пласт бытия.
[Из зала]: И как только я вступаю в какие-то отношения оно обретает качество?
[Драгилев А.К.]: Конечно.

Что обретает существо, находясь в отношениях с божественным?

00:56:36 [Из зала]: Отношение с материей, оно обретает качество там животного, человека... А если в отношения вступаем в божественные, то оно обретает…
[Драгилев А.К.]: Тоже качество животного, человека.
[Из зала]: Но эти качества более реальны, чем…

00:56:50 [Драгилев А.К.]: Ну, эти качества, поскольку ты вступаешь…
[Из зала]: Чем они лучше?
[Драгилев А.К.]: Чем они лучше? Опять: лучше, хуже. Там ты вступаешь в отношения с истиной, поэтому это истинное твоё я, то есть твоё я в отражении с истиной.

00:57:09 Здесь ты вступаешь в отношения с иллюзией, поэтому это и называется иллюзорное или ложное я. А лучше или хуже это я не берусь судить. Почему это называется духовное я? - потому что это я в отношениях с кем-то. Поскольку, это в отношениях с истиной, то это истинное или духовное я, ты тоже можешь быть животным, человеком.

00:57:38 Как Хануман – он животное, но он имеет отношения и истиной. Или пчела, птица в духовном мире, травинки, песчинки, они как бы нелюди, но их отношения связаны с истиной. Ты песчинка или ты травинка в глазах Всевышнего. А здесь ты царь природы в глазах жены.
[Из зала]: А положение в духовном мире осознаётся?

00:58:22 [Драгилев А.К.]: Там всё в полном осознании, да, она знает что она травинка. ... Ну, да, здесь же травинки тоже общаются. Они же друг другу говорят: «Ребята, едет косилка». [смеётся с залом]. Они и с тобой тоже вступают в отношения, ты же видишь что это зелёное, то есть вы уже относитесь друг к другу как-то. «Мы», - говорит – «думали, что сделали фруктовый салат», а на самом деле мы просто их порезали. Для нас это, так сказать, завтрак полный витаминов. [смех в зале]

00:59:12 У нас с ними такие отношения как к витаминам. А для них же это просто, так сказать, резня, [смех в зале] кровавая бойня. То есть если им дать почитать нашу книгу о вкусной и здоровой пище, то это просто будет книга ужасов. «Возьмите, проверните через мясорубку, залейте соусом», и там эта бедная соя, думает: «Из меня же соус будут делать».

00:59:48 Вот такие вот отношения, но в духовном мире совсем всё по-другому. Эта соя, если Кришна, конечно, злоупотребляет соевым соусом, она счастлива от того, что может послужить. Там отношения построены на слуга и господин, он может из меня соус сделать, но может меня обнять, может растоптать, может игнорировать, поэтому он может быть моим господином.

01:00:23 То же самое, тоже у них: завтрак полный витаминов, но витамины счастливы эти. По форме то же самое, а по сути другое. В этом красота мира любви. Как, например, если мы видим, что мать наказывает ребёнка, то не зная их отношений, мы подумаем, что это жестокое издевательство, допустим, она его лупит, но на самом деле она делает это из любви. Она не испытывает к нему ненависти, она его любит.

01:01:01 Точно так же если мы понимаем природу этих отношений, тогда мы видим в этом гармонию. Также в духовном мире, их отношения, отношения любящих Господа и его слуг, построены на гармонии, на самопожертвовании. И нам кажется, что когда он причиняет, как бы, кому-то вред, зло, что они от этого страдают. Они при этом купаются в нектаре восторга и ликования.
[Из зала]: Потому что их съест Кришна...

01:01:43 [Драгилев А.К.]: Ага.
[Из зала]: Но он же их съест!
[Драгилев А.К.]: Да.
[Из зала]: И их не будет.
[Драгилев А.К.]: Так они при этом купаются в нектаре блаженства.

01:01:55 Вот мы не понимаем этой природы, поэтому нам кажется, что это жутко. Как Шридхар Махарадж, он приводит пример, что в духовном мире тигр может загрызть лань. При этом будут счастливы и тот и другой. Читали может быть...
[Из зала]: Можно ещё тогда уточнить, о богослужении. Если я [неразборчиво]. В моём понимании это одно, и я могу думать, что я служу Кришне, и я не знаю, но это может быть только в воображении…

Как в служении не находиться в иллюзии?

01:02:39 [Драгилев А.К.]: Так оно и есть.
[Из зала]: [неразборчиво].
[Драгилев А.К.]: Да, в этом-то и беда. Духовный путь заключается в том, чтобы это было не воображением, а реальностью. Поэтому вайшнавы рекомендуют не заниматься воображаемым служением Кришне, а то, что для тебя сейчас кажется реальным, вот этот вот мир с его отношениями, в этом мире старайся ему служить.

01:03:14 Что бы тебе не казалось реальным, старайся служить в этой реальности Всевышнему. То есть сейчас вам кажутся реальными вот эти вот каменные изваяния, и действительно, их можно пощупать, потрогать, они реальны для нас. Так вот и служить не какому-то воображаемому в уме Кришне, прочитав сказки про него, закрыв глаза и себя представляя, а служить тому, что тебе кажется сейчас реальным. Более реальным.

01:03:51 Это храм, изображение Его, Его изваяние мраморное, быть в обществе тех, кто тоже служит такому же изваянию, служить другим преданным, другим слугам, служить слугам - в какой бы реальности ты ни находился, ложная она или не ложная, там и служи Ему. Поэтому мы в начале сегодняшней беседы говорили, что форма Всевышнего внешняя или материальная или облик Его, изваяние, мы ему служим для того, чтобы когда-то понять, что он присутствует везде.

01:04:49 Покуда Его присутствие везде не станет для нас реальностью, в каждом живом существе, в каждом атоме, ты не увидишь его присутствия, не то, что в каждом атоме под микроскопом ты видишь мальчика с дудочкой, а ты увидишь его присутствие во всём. Если ты задался целью служить истине, ты должен служить ей, этой истине, а в этот внешний мир истина по своей милости нисходит в облике храмового божества. Поэтому начинать надо с этого.

01:05:36 [Из зала]: [неразборчиво], для освобождения [неразборчиво].
[Драгилев А.К.]: Освобождение от чего?
[Из зала]: [неразборчиво].
[Драгилев А.К.]: Служение для освобождения?
[Из зала]: Нет, как вы сказали, что все в этом мире ищут счастье, так как понять «ищут счастье»?

01:06:00 [Драгилев А.К.]: Да, он же не ради убийства делает это.
[Из зала]: Нет, это понятно.
[Драгилев А.К.]: Он думает, что он лучше жить станет от этого.
[Из зала]: Я к тому что [неразборчиво]. Служения будет достаточно для того чтобы обрести счастье или нужно что-то ещё?

Как найти счастье?

01:06:17 [Драгилев А.К.]: Если ты служишь счастью, если ты с самого начала понимаешь, что надо искать само счастье, а не средства покупки счастья, тогда ты обязательно придёшь. Конечно это путь к нему. Все ищут счастья, то есть все идут к счастью, и все его ищут, потому что это заложено в природе сознания, в природе души искать гармонию, гармонию или счастье, некое созвучие. Но одни делают это одними способами, а другие - другими.

01:07:00 В общем-то неважно, какими способами, а главное какова твоя предпосылка изначальная. Если ты думаешь, что приобретя что-то, это будет залогом твоего дальнейшего счастья, тогда ты ошибаешься в корне. То есть, если ты думаешь, что счастье можно купить на что-то или обменять на что-то, тогда ты в корне ошибаешься. Второй вариант: это просто искать счастье.

01:07:33 И, если тебе по пути будет что-то попадаться, то есть ты будешь по пути приобретать это, не думай, что это разменная монета. Кто-то думает, что если у меня будет больше недвижимости, то я буду счастлив. Другими словами, он думает, что если у меня будет больше недвижимости, тогда до счастья рукой подать. Он хочет за недвижимость купить то самое счастье или какую-то гармонию

01:08:01 Кто-то думает, если я буду известен или если я стану хорошим музыкантом, или если я найду эликсир жизни, я смогу жить тысячу лет. Если я буду здоров, если я буду вести активный образ жизни до шестидесяти лет или до восьмидесяти, то я буду счастлив, то есть он думает, что за здоровье он обретёт гармонию - вот это в корне неправильно. То есть это может прийти как побочный продукт, который в общем-то надо выкидывать, это всё не нужно.

01:08:38 Но это может прийти как побочный продукт твоего поиска, но если ты вдруг думаешь, что будучи молодым, здоровым, богатым и Дэвидом Бэкхемом ты будешь счастлив, то это неправильно. Потому что счастье оно не зависит от тебя, он приходит откуда ни возьмись и верный путь найти гармонию или Всевышнего, Бога – это служить ему. А свобода сама по себе приложится.

01:09:08 Если ты своим идеалом поставил служение счастью или поиск счастья. Бхакти или Cознание Кришны, поиск счастья - это служение Богу, синоним. Служение Богу это то же самое что мы называем поиском счастья. Если твой идеал — это поиск счастья, то свобода придёт сама по себе, потому что ты уже свободен.

01:09:41 Как только ты отказался от идеи что Всевышнего можно купить за что-то, за праведность, за знаменитость, за уважение, за других. Если ты обрёл уважение всех к себе, даже создал новую религию, тебя все считают святым, и ты думаешь, что теперь Господь в твоих руках, даже если ты стал Папой Римским, думаешь, что Господь теперь в твоих руках, в этом корень, в этом ошибка.

01:10:13 Ты его ни за что не купишь, даже если весь мир у твоих ног, как Иисус Христос говорил: «Что толку, если ты приобрёл весь мир, а потерял свою собственную душу». То есть если весь мир у твоих ног, то это не значит, что Господь будет у твоих ног, что он придёт к тебе. Но, если ты служишь Ему, то свобода, от условностей в том числе, придёт сама по себе. Ты же Его ищешь, ты свободен, свободен в смысле тебе нужен он, и где бы ты ни услышал сигнал или Его имя, где бы Он ни проявился, ты будешь готов развернуться на 180 градусов и пойти за Ним.

01:11:01 Ты ищешь счастье, где бы оно тебе не посветило. И даже, если ты идёшь проторённой дорожкой, но счастье вдруг мелькнуло где-то там, в другой стороне, ты сойдёшь с этой дороги и пойдёшь туда, в этом подлинная свобода. Не свобода как мы думаем, делай что хочешь, а свобода в поиске истины, свобода в поиске Всевышнего.

транскрибирование: Анастасия Климчук | Карелия | Россия | 10 октября 2011
обработка текста: Дарья Коннова | Екатеринбург | Россия | 16 декабря 2015