Иллюзия и Реальность

Фестиваль "Этнолайф" - 03 августа 2006
Как испытать счастье в Сознании Кришны? Сознание управляет миром, а Красота - всем. Из чего складывается полное понимание чего-либо? Есть ли у сознания функционал в этом мире? Искать счастье, выйдя из-под контроля чувств. Как душа впадает в иллюзию? О различиях и сходстве ума и рассудка. Осознать иллюзию для того, чтобы выйти из неё. Откуда происходит желание прикоснуться к Абсолюту? Довериться - не значит ничего не делать. Какой тип рекомендаций Вед часто неверно понимают? Что происходит с памятью между рождениями? Как мы можем влиять на своё следующее рождение? Что делать, если душа с рождения говорит об освобождении?
запись беседы для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:17:24 | качество: mp3 64kB/s 35 Mb | прослушано: 299 | скачано: 355 | избрано: 14
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Как испытать счастье в Сознании Кришны?

00:00:00 [Из зала]: Всё время люди говорят о том, что они хотят быть счастливы и что мы хотим испытывать счастье в сознании Кришны. Можете ещё более подробно объяснить, как вы раньше объясняли, что такое счастье в сознании Кришны? Как и что? Счастье принадлежит Кришне и как мы можем испытывать Кришну внутри себя, возможно ли это? На сколько это заблуждение где тут правда?

00:00:25 [Драгилев А.К.]: Мы не можем его сделать предметом собственного опыта. То есть в каком смысле Кришну нельзя испытать или почувствовать? В том смысле, что счастье нельзя испытать, когда нам этого захочется и в том виде, в котором нам этого захочется. То есть оно, как Шридхар Махарадж, он давал Абсолюту такое определение, вторя Гегелю, что Абсолют сам по себе и для Себя.

00:01:08 То есть сам по себе, это значит Он не зависит от обстоятельств вне Его, поскольку вне Его ничего не существует, поэтому Он не зависит от внешних условий - Он сам по себе и для себя. Сам по себе означает, что его нельзя принудить делать что-то или предстать перед нами в каком-то виде. В этом смысле нельзя испытать счастье. Но, у Господа есть ещё такое свойство, что если Он захочет, чтобы ты его испытал, ты никуда не сможешь убежать, ты не отвертишься.

00:01:59 Вот в этом смысле. То есть испытать, почувствовать его присутствие как объект испытания, ты можешь. Не как естествоиспытатель ты можешь почувствовать, ощутить его, а как тот, над кем ставят опыт. В этом смысле можно испытать счастье, но не так, что оно будет у нас как золотая рыбка на посылках и в услужении. Вот в таком.

00:02:41 Когда Нарада муни рассказывал о своём божественном опыте, то есть о том, как он соприкоснулся с Господом, он говорил, что: « Я шёл долгим путём через горы, населённые пункты, города, и однажды я почувствовал жажду и голод. Я искупался, попил воды, сел и просто подумал о Господе и так он ко мне явился». Он говорит, что это было так неожиданно и так легко: «я просто подумал и он предстал передо мной», - он говорит, - «на лотосе моего сердца».

00:03:35 «И как только он предстал передо мной, я понял, что у меня больше нет желаний, то есть мне больше нечего жаждать в этом мире. Всё, чего я искал, искал, туда ходил, сюда ходил, он только явился передо мной и всё, у меня больше не было других желаний, мне больше ничего другого не хотелось». И говорит: «Мне это не представляло никакого труда, я просто созерцал его и не прилагал к этому никаких усилий».

00:04:18 Он говорит: «Очевидно, что Господь сам хотел, чтобы я его видел. То есть я не прилагал усилий, а он сделал так, что я не мог ни о чём больше ни думать, никого больше не созерцать». Вот в каком смысле ощущать. И потом говорит: «Он исчез. И что бы я потом не делал, как бы я не медитировал, в какие бы я позы не садился». Ну, там я домысливаю, «какие бы чакры я не крутил, что бы я там ни делал, какие бы практики не практиковал, он никак нем мог ко мне явится».

00:04:56 И тогда, говорит: «И тогда я испытал страшную тревогу, как тот, кто лишился самого желанного». Вот такие у него слова, у Нарады муни. «И тогда Господь, поскольку Он милосерден, Он снова явился ко мне, но явился ко мне в виде голоса, но этот голос, - говорит - звучал не снаружи, я не ушами этот голос слышал, а где-то внутри, но это был голос».

00:05:37 Вот как мы во сне, порой, слышим что-то, но мы же не ушами слышим, правда? При этом мы говорим: «Ко мне кто-то явился и со мной разговаривал». «Господь со мной», - говорит – «разговаривал, но этот голос, он был, - как его называют - трансцендентный или по-русски не от мира сего», то есть он не доступен органам чувств.

00:06:02 И вот Господь сказал, что: «Можешь не пытаться, в этой жизни ты Меня уже не увидишь никогда, потому что тот, кто имеет хоть маленький позыв к эксплуатации, к корысти, не способен узреть Мой облик. Но поскольку ты был очарован идеей служения, ты был пленён идеей служить Мне, то ты не потеряешь памяти. Я сделаю так, что ты никогда не потеряешь памяти.

00:06:42 Тот, кто хоть раз был очарован идеей служения, кто хоть раз привлёкся такой вещью как служение всевышнему, как самопожертвование, то тот этот опыт будет всегда хранить внутри где-то и вот это есть то самое сукрити или такой духовный опыт, духовное накопление, которое не пропадает». Оно не пропадает это накопление. То есть стремление отдавать, а не брать, хотя это совершенно нерационально, совершенно неразумно, казалось бы, надо же брать.

00:07:22 Этот мир, он замешан на том здесь силы тяготения так устроены. Брать – вот эта та самая сила, которая все элементы этого мира связывает, скрепляет. Брать или корысть, или похоть, или стяжательство, или эксплуатация. Вот это та самая цементирующая сила, которая не даёт вселенной разлететься на куски. Все хотят друг друга иметь, взять что-то друг от друга.

00:07:55 Но Господь говорит, что: «Кто хоть раз соприкоснулся с идеей служения, даже если потом он пустится в все тяжкие и снова будет пытаться эксплуатировать, он не будет чувствовать в этом вкус. И где-то там спинным мозгом, где-то там под темечком у него будет этот опыт, что однажды я был в совершенно естественном для себя состоянии, это жертвовать, отдавать, то есть любить. Когда-то это было, сейчас этого нет».

00:08:30 И вот Господь говорит: «Что это ты никогда не забудешь». Вот Он как бы намекает всем, кто соприкоснулся с идеей служения, Он намекает, что это уже не уйдёт никогда, вот это очарование самопожертвованием, оно уже не уйдёт. О чём Кришна в Гите также говорит: «Тот, кто имеет этот духовный опыт, его не разорвёт как облачко, оторванное от тучи, он просто новую свою попытку начнёт с того места, где он закончил». Вот так вот.

00:09:15 И Нарада, он говорит: «Что сменилась целая эпоха, даже вселенная была уничтожена, я менял свои тела, я менял всё, но вот это вот где-то у меня сидело это сознание или память о пленительности Господа, о том, что Он является центром притяжения. У меня сохранилось даже когда вселенная была вся уничтожена и потом снова возникла, я всё равно помнил все-все свои эти вот...

00:10:01 И я просто», - говорит – «всё, чем я занимался, это я воспевал его славу, прославлял его имя, санкиртаной», - говорит – «занимался всё это время». Вот о таком опыте идёт речь. Что значит испытать счастье? Испытать вот в таком контексте, что ты его испытываешь как объект, а не как субъект, то есть ты чувствуешь, что что-то было.

00:10:32 И сколько бы ты не пытался, ты не можешь это вернуть, потому что оно не твоё, как солнечный свет, мы все испытывали его воздействие, но сколько бы мы не пытались, мы не можем его в корзинку или в коробочку засунуть. Мы знаем опыт света, но этот свет, он нам никогда не принадлежит. Так же и то, что вы говорите, счастье или в вайшнавском языке это называется Абсолют или Прекрасная Реальность, или Бог.

00:11:14 Он может соприкоснуться с нами, но Он не будет предметом нашего опыта никогда. Когда хочет - уйдёт. Урукрама или пути Господня неисповедимы. На санскрите означает Урукрама, то есть Он ходит как хочет и куда хочет, то есть Его пути неисповедимы. Вот так вот.

00:11:36 [Из зала]: Шридхар Махарадж описывает успех и гармонию. Он говорит, что когда гармония успешна, она становится потребностью, получается красота. Когда гармония успешна, она.
[Драгилев А.К.]: Что значит гармония успешна?

00:11:46 [Из зала]: Вот я и хотел это спросить, как?
[Драгилев А.К.]: Я не могу, к сожалению, мне очень трудно комментировать эквилибристику переводчиков, как они управляют словами, мне трудно это комментировать. Это большая работа, на самом деле.

00:12:07 Не просто слышать звуки или читать буквы, а понимать смысл, потому что же это не буквы, это смысл какой-то, это большая работа. Поэтому очень трудно понять, что значит, когда гармония будет успешна, она станет потребностью красоты. Это глыба.
[Из зала]: Как, вот…
[Драгилев А.К.]: Я не знаю, я просто не понимаю о чём речь.

Сознание управляет миром, а Красота - всем

00:12:37 [Из зала]: Тогда вопрос такой: что значит если, Шридхар Махарадж такой термин выдвигает: красота управляет всем, значит всё остальное, что есть в этом мире, что мы видим и испытываем, это всего лишь предшествует красоте, тогда что же такое подлинная красота? Красота этого мира.

00:13:00 [Драгилев А.К.]: Красота управляет всем, имеется в виду, что это самая сильная вещь, самое сильное, что может быть. То есть сознание управляет внешним миром, сознание контролирует эту реальность. Мы своим присутствием видоизменяем окружающий мир или творим даже его. Как мы в прошлый раз, по-моему, говорили о том, что если мы находимся где-то, то своим присутствием мы изменяем окружающий мир.

00:13:45 Даже если мы смотрим на что-то, мы меняем его цвет, форму, просто наблюдая за чем-то, мы изменяем эту реальность. Как если мы, например, вдыхаем что-то, скажем, вдыхаем аромат цветка, то мы что вдыхаем? Мы вдыхаем какие-то молекулы. То есть он нам отдаёт что-то, это означает, что он становится менее пахучим. Потому что какие-то молекулы мы забиваем себе в нос и они теряют свой запах.

00:14:19 Вступая в химическую реакцию с нашим носом, молекулы отдают нам некое ощущение и мы это ощущаем. То есть, а эти молекулы откуда берутся? Они вылетают из цветка, и так же с любым образом, пусть это звуковой образ, если мы слушаем, то мы вольно-невольно своими барабанными перепонками поглощаем звук. Это означает, что он становится тише. Это может быть не ощутите, если очень громкая музыка, но мы говорим об абсолютных вещах.

00:14:57 То есть хоть чуть-чуть, но мы поглощаем, просто своим присутствием. Другими словами, мы изменяем этот мир. И когда мы наблюдаем, мы тоже изменяем форму и цвет предметов. Не касаясь, мы просто наблюдая изменяем форму и цвет. И свет, то есть сознание, оно меняет окружающий мир просто созерцая, просто присутствуя. Другими словами, в этом мире сознание выполняет роль Бога, то есть сознание творит материальный мир. И контролирует его.

00:15:40 Вот такое качество, то есть мы с вами в этом мире, как бы, Боги, цари, но при этом, мы как частица сознания, сами подчинены чему-то, мы живём ради чего-то. Мы живём ради счастья или в вайшнавской традиции счастье и красота это одно и то же слово, то есть синоним, что красота, что счастье, это одно и то же. То есть сознание, оно, хотя в окружающем мире выполняет роль Творца, Бога, управителя, при этом само оно находится в подчинённом положении к красоте.

00:16:21 Вот поэтому красота правит всем, потому что сознание правит миром, а само сознание управляется красотой. Что бы мы не делали, мы ищем красоту и счастье. Мы просто не способны на другое, это смысл нашего существования. Это значит, что мы неспособны убежать от него, мы его ищём, оно нами управляет. Куда бы мы не делись, мы всё равно за ним идём, его ищем. В этом смысле красота управляет всем. То есть она самая сильная сила или она сила, у которой всё остальное в подчинении.

Из чего складывается полное понимание чего-либо?

00:17:02 [Из зала]: Как правильно понимать то, что Шридхар Махарадж сказал такую вещь: «Есть что-то нечто, а это нечто есть феномен плюс его потенциал. И потенциал определяет поведение феномена и его формы...»
[Драгилев А.К.]: Ну да, то есть…
[Из зала]: Для нас…

00:17:21 [Драгилев А.К.]: Из физики известно, что, значит, у каждого предмета есть кинетическая и потенциальная энергия, потенциальная энергия или сила и кинетическая. То есть вот эта книга, она обладает каким-то весом, и она способна воздействовать на пол, если я брошу. То есть я беру её потенциальную энергию, вот на такое вот расстояние и сам её, её вес или массу, вот масса плюс её расстояние от поверхности, и тогда я могу рассчитать воздействие.

00:18:01 Но если я её подниму вот здесь, масса у книги та же самая, то есть это осталась та же самая книга, но потенциальная энергия увеличилась. Так вот, чтобы иметь полное представление о предмете, то есть полное представление, как он может воздействовать, нужно знать не только его массу, но и на каком расстоянии он находится от земли.

00:18:24 Хотя это глазами не видно, но тем не менее, чтобы иметь полное представление, нужно сложить две вещи, это массу предмета и его потенциальную энергию. Это что касается внешних предметов, а что касается сознания, то эту самую формулу можно применить и к сознанию. Человек познаётся по его идеалу.

00:18:55 То есть мы можем видеть человека, но для того, чтобы иметь полное представление о человеке, нужно ещё знать его идеал, во что он верит, перед чем он преклоняется и на что молится. То есть просто сфотографировать, потрогать человека, понюхать, посмотреть, послушать недостаточно. Нужно ещё узнать во что он верит.

00:19:23 То есть сознание или частица сознания, которыми мы являемся с вами, мало того, что мы обладаем какими-то ещё телами в трёхмерном пространстве, мы ещё и имеем какие-то идеалы. Как предмет, чтобы иметь полное о нём представление, нужно знать его массу и кинетическую и потенциальную энергию, так же о нас с вами можно сложить представление если знать, нашу массу, в кавычках, и во что мы верим. Вот это и имеется в виду, что вещь познаётся сама по себе и по её потенциалу.

00:20:05 [Из зала]: А как же кинетическая энергия?
[Драгилев А.К.]: Ну, имеется в виду кинетическая это масса, то есть некая энергия её плюс то, что она может сделать. Вот эта книга и вот эта книга, они совершенно по-разному воздействуют на пол, правда. А они же не меняются. Вот книжка и вот книжка, меняется только расстояние, вот это вот потенциал её. А вот это это есть кинетика, движение.

00:20:36 Нужно просто чётко представлять, что я кардинально отличаюсь от всего, что доступно моему чувственному опыту. Всё, что я видел и кого я видел это всё не я, себя я никогда не видел, вот такой парадокс. Я это тот, о котором я не могу ни подумать, ни почувствовать, ни увидеть, ни потрогать, вот это я. Всё остальное, я могу об этом могу и подумать, потрогать.

00:21:08 [Из зала]: Это можно назвать душой или сознание?
[Драгилев А.К.]: Ну, да, вот в христианской традиции это называется душа, в вайшнавской традиции это называется джива-атма или атом жизни по-русски, или крупица сознания. Это как, если мы берём множество чисел от единицы до бесконечности, мы их все можем поделить на две категории. Это единицы и всё остальное. Чем единица отличается от любого другого числа, каким бы большим оно ни было?

00:21:52 [Из зала]: [неразборчиво]
[Драгилев А.К.]: Да, то есть любое другое число можно поделить на себя и на единицу. Единицу можно поделить только на себя и она же есть единица. Вот примерно так. Но есть ещё и третья категория – это бесконечность. То есть это уже и не число. И из бесконечности можно извлечь сколько угодно других чисел и сколько угодно единиц, вот бесконечность – это Господь.

00:22:25 А единица – это мы с вами. А вот множество, всякие суммы, числа, все, кроме единицы, это вот эти самые образы, которые мы с вами видим. И как Пифагор говорил: «Всё есть число». То есть любой предмет, абсолютно любой предмет, любой звук, любой запах мы можем оцифровать, то есть представить в виде набора каких-то чисел, любой. Кроме себя, потому что мы и есть единичка. Себя нельзя оцифровать.

00:22:57 Вот примерно так мы с вами отличаемся от всего, что мы с вами наблюдаем и от Господа. Потому что в Господе этих единиц сколько хочешь. И единичка никогда не станет бесконечностью. Она может себя обвешать разными цифрами, это значит, можно себя оцифровать как царь, глава семейства, водитель иномарки, мужчина, женщина, старый, молодой, всё можно цифрами, цифрами выразить. Например, царь, сколько у тебя душ? Мёртвых там или живых.

00:23:41 Молодой, сколько, как выразить? Сколько раз палочка вокруг своей оси дёргалась, и так мы мерим свой возраст. Представляете, вот есть какая-то палочка, она крутится вокруг точки и мы говорим: «Мне столько лет». То есть всё, кроме себя можно оцифровать и мы пытаемся завладеть вот этими цифрами, в мире цифр. Такая Алиса в зазеркалье, всегда только оцифровала, оно меняется, потому что непонятно. Границы цифр меняются. Вот этим душа отличается от всего, что мы с вами наблюдаем.

Есть ли у сознания функционал в этом мире?

00:24:24 [Из зала]: Можно вопрос?
[Драгилев А.К.]: Да, пожалуйста.
[Из зала]: Выкладка некая такая интеллектуальная и, исходя из неё, вопрос. Я в своё время такое наблюдение сделал, что в природе, во всём, что меня окружает, есть единственная и неповторимая функциональная нагрузка. В зажигалке единственная нагрузка, её суть существования - зажигать, у открывашки - открывать, у всего. То есть парадокс.

00:24:46 Даже вот мне такой смешной вопрос задали. Вот сказали: член – у него две функции, писать и вторая, но тоже функция-то одна, всё равно жидкость проводить, то есть из получившегося всего функционал только один. Но мы тоже часть этого мира, вот у нас-то функционал какой?
[Драгилев А.К.]: У нас…
[Из зала]: Самая неповторимая функция.

00:25:04 [Драгилев А.К.]: В этом мире у нас нет никакой функции.
[Из зала]: Тогда задача? Не укладывается в голове некая бессмысленность.
[Драгилев А.К.]: Бессмысленные здесь, мы пытаемся здесь использовать цифровые образы.
[Из зала]: Ну, а что это, мы что здесь все, срок мотаем или что?
[Драгилев А.К.]: Сами сюда попали и пытаемся...

00:25:26 [Из зала]: А каким образом?
[Драгилев А.К.]: Иллюзия. Каким, что?
[Из зала]: Вот если мы сюда попали сами, то полагалось, что мы до этого где-то были.
[Драгилев А.К.]: Механизм не нами устроен, нами просто артикулируемы желания: вот я хочу попасть в мир, где я буду потреблять. Механизм уже не так важен, то есть процесс творения, он описан.

00:25:50 [Из зала]: Что могло сподвигнуть-то? То есть предполагалось, что из некого такого, условно, более высокого, более чистого что ли мира, не знаю как сказать, нас что-то дёрнуло сюда.
[Драгилев А.К.]: Свобода, у нас есть свобода.
[Из зала]: То есть воспользовались...
[Драгилев А.К.]: Свобода, нам захотелось это использовать.

00:26:05 [Из зала]: Потом, а потом тратить усилия, чтобы обратно вернуться?
[Драгилев А.К.]: Ну да, даже сейчас у нас же есть выбор, предаться Кришне. Но в нас находится множество интеллектуальных доводов, почему это не надо делать. Поэтому это не что-то такое непонятное и произошедшее единожды, это происходит ежесекундно. Каждый раз есть выбор, просто у нас нет желания. Мы привыкли, лучше править…

00:26:49 [Из зала]: Вот вы говорите, что у нас принцип - стремиться к красоте.
[Драгилев А.К.]: Так мы её ищем, но ищем-то здесь, мы хотим её…
[Из зала]: Правильно, получается, что заранее, даже зачастую, заранее зная, что не там ищешь, всё равно цепляешься за внешний мир.
[Драгилев А.К.]: Нет, это, знаешь не на уровне, как бы...
[Из зала]: Ну, как зов какой-то?

00:27:10 [Драгилев А.К.]: Не спинным мозгом, это чисто умозрительно. Вот как, допустим, все знают, что курить плохо, курильщики, они знают. Они, хотя и некоторые, значит, делают это демонстративно, особенно на рекламных щитах. Неужели у меня нет вкуса? Но, при этом любого спроси, он в тайне мечтает бросить курить. Это я к примеру, я не говорю, что курить плохо, я просто говорю как пример, то есть это некая пагубная привычка, от которой почему-то люди хотят избавиться.

00:27:49 Но избавляются те, кто понял, что если я сейчас вот затянусь, то я умру, вот это последняя моя затяжка. И если я выкурю и меня застрелят, вот тогда он не будет курить. То есть вот вдруг происходит некое осознание, всё, или какая-нибудь другая мотивация. Я выкурю и от меня жена уйдёт. Или наоборот, я выкурю и она ко мне вернётся. Вот поэтому, тут по-разному обстоятельства могут быть.

00:28:19 Вот это называется прочувствование или кришнаиты говорят реализация. Вот мы, чисто умозрительно, знаем, что счастью нужно служить, мы созданы для него, а не оно создано для нас. Мы созданы для него, чтобы быть ему во служении, мы это знаем только умозрительно. Но мы не предпринимаем никаких действий, никаких шагов, потому что это как у того курильщика. Он просто ещё не пришло вот это самое.

Искать счастье, выйдя из-под контроля чувств

00:28:54 [Из зала]: А вот на счёт умозрительно, я может не совсем правильно понял. Для меня может, как я понял, что такое умозрительно, это на самом деле какой-то внутри там звоночек такой, куда-то вечно тянет. То есть есть некая постоянная, ну вот говоря языком этой матрицы, сколько бы этих циферок не напахался, всё равно вот что-то всегда не то, всегда куда-то ещё тянет.

00:29:12 [Драгилев А.К.]: Нет, это не умозрительно, умозрительно, это когда теоретически. Ну, где-то он присутствует. Как вот будильник звонит, да, звоночек, а вставать не хочется. То есть мы просто долгое время были под властью органов чувств. Мы думали, что счастье, оно познаётся через органы чувств. И вот мы попали в такое вот рабство. Мы думаем, что счастье можно понюхать, потрогать, посмотреть на него.

00:29:46 А на самом деле оно в глубине, оно не снаружи, счастье не в этом мире, оно где-то в глубине нас, оно нам не принадлежит, но оно где-то там в глубине. Но мы привыкли в этом мире всё использовать органами чувств. Хорошо – это когда мягко и много, диван какой-нибудь. Плохо – это когда остро и холодно. То есть всё с помощью чувств. И когда мы, как вы говорите, или как я говорил, в БИОСе, то есть мы сердцем всегда ищем гармонию или счастье.

00:30:23 Но мы ищем его, это счастье с помощью органов чувств. То есть чувства, они сильнее нас, чувства и, соответственно, их командир – это ум. Как курильщик, он хочет бросить курить, но ум ему говорит: «Ну, последний раз». Ум даже соглашается: да, это плохо, - но последний раз. Правда? Или ещё что-нибудь, какой-нибудь неблаговидный поступок, который ты знаешь, что плохо, но последний раз.

00:30:55 Это ум нам диктует. То есть мы находимся во власти пяти чувств и их командира, это ума – шестое чувство, вот мы находимся в их власти и ничего с собой не можем делать. Поэтому Кришна говорит: «Если ты хочешь выйти из под власти своих чувств, если задался целью, при одном условии, что задался целью, то подчини свой ум и чувства тому, кто уже подчинил это, - то есть гуру, Кришна говорит - или мне подчини.

00:31:28 Я как Мукунда, - то есть тот, кто владеет чувствами, а не подчиняется чувствам - я могу тебе помочь». То есть ты мне просто чувства, которое тобою правят, эти чувства ты мне передашь в управление, во временное управление. То есть если ты признаешь, что ты банкрот, то ты мне передашь свои чувства во временное управление, я буду контролировать твои чувства.

00:31:52 А как это фактически происходит? Это преданный соблюдает определённые нормы поведения, то есть он воздерживается от того, что неблагоприятно, с точки зрения зависимости от чувств. Если, например, употребление одурманивающих веществ приводит тебя к зависимости от чувств, то значит их не надо употреблять. То есть преданный, он соблюдает некие нормы поведения, которые позволяют ему не зависеть от чувств.

00:32:37 И эти чувства он как бы передаёт Мукунде. Кришна в этом состоянии себя называет Мукунда или Хришикеша, тот, кто контролирует чувства и делает тебя при этом свободным. То есть ты ему передаёшь чувства во временное управление, при этом сам освобождаешься. Мукунда, то есть он твой освободитель или спаситель. Вот так Это технически.

00:33:08 А на внешнем уровне это выглядит как - преданные Кришны соблюдают какие-то нормы поведения. Вот, если мы проанализируем любую заповедь или любую норму поведения преданного, то мы увидим, что каждая норма, при её соблюдении, позволяет нам выйти из под контроля этих вот органов чувств. Вот такая система воспитания, если хотите. Как у Флобера «Воспитание чувств». Какие-то может пояснения?

Как душа впадает в иллюзию?

00:33:50 [Из зала]: Что же такое ум? Что же это за субстанция такая?
[Драгилев А.К.]: Ум перерабатывает чувственные ощущения. Он заставляет чувства, скажем, заставляет кожу тянуться к поверхности, глаза - тянуться к цветам и формам, уши - тянуться к звукам. А вот наполненность этих звуков уже ум определяет. Мы, например, не просто слышим речь, уши они просто слушают, но смысл этой речи ум понимает.

00:34:32 [Из зала]: Интересно, то есть он исполнитель?
[Драгилев А.К.]: Мы все на самом деле, ну конечно.
[Из зала]: А кто приказывает?
[Драгилев А.К.]: Я, душа, берёт в пользование этот ум, нанимает его как приказчик, как душеприказчик. А потом попадает под зависимость этого ума.
[Из зала]: Интересно, если душа стремится к красоте…

00:34:55 [Драгилев А.К.]: Ну, как вы выписали кому-то доверенность на машину, он уехал и всё, вы уже ничего не можете с этим поделать. Просто нечистоплотный... Доверенность, генеральную доверенность так же мы уму выдаём, считая, что с помощью ума мы будем счастливы, с помощью мыслей. Он говорит: «Я тебя сделаю счастливым». – «Ну, хорошо». Потом он говорит: «А мне ещё нужно несколько чувств для этого, помощников».

00:35:25 Это процесс творения. Сначала у нас появляется оболочка рассудка, потом ума, потом чувств. А уже чувства облепляются опытными образами, опытом. То есть этот мир – это опыт, этих вещей нет, это просто наш опыт. Мы не знаем вещей, мы знаем опыт, который мы приобрели от прикосновения к чему-то. Мы самих-то вещей не видим. Мы идеи не видим, мы видим образы их.

00:36:06 Вот примерно так, мы попадаем под власть этого ума и дальше не можем ничего с этим поделать.
[Из зала]: Думание, этот процесс существует?
[Драгилев А.К.]: А это и есть ум.
[Из зала]: Приём…
[Драгилев А.К.]: Ну, мозг к этому не имеет отношения.

00:36:21 [Из зала]: А что тогда думает?
[Драгилев А.К.]: Ум не в мозгу. Ум вокруг тебя.
[Из зала]: Где-то он летает...
[Драгилев А.К.]: Он не в мозгу, мозг не имеет... Также как программа, она не на компакт-диске, а где программа?

00:36:40 Вы думаете, программа на дискете или на компакт-диске? Программа в голове программиста, единички и нолики. И-то их там нет, потому что как бы вы не смотрели вы там не увидите, ни нолики, ни единички.
[Из зала]: Каким образом ум ведёт душу, если душа вечная, трансцендентная, не загрязняется?
[Драгилев А.К.]: Нет, она может быть. Почему? Она попадает в иллюзию.

00:37:08 [Из зала]: Сама душа, атом сознания, попадает в иллюзию?
[Драгилев А.К.]: Да. В Бхагаватам это сравнивается с Луной и образом Луны на воде. Вот душа, она чиста как Луна. То есть Луна она не дребезжит, она спокойная, но в её отражении мы видим рябь, водную рябь. Если мы смотрим на отражение в воде Луны, то мы видим, как Луна меняет разные формы.

00:37:48 Так же и сама по себе душа, она как Луна. Но она может обращать как бы своё сознание на отражение. И вот это отражение, оно уже бликует, дрожит. Сама, конечно, душа она чистая и трансцендентная. Но, при этом, она способна впадать в иллюзию, просто обращая свой взор на отражение.
[Из зала]: Что такое отражение себя?
[Драгилев А.К.]: Это и есть, водная гладь – это ум или мысль наша.

00:38:22 Мы на себя смотрим через призму мысли. И соответственно, мы себя начинаем как-то представлять. Луна себя не может видеть, правильно? Поэтому она смотрит в воду и видит некое подобие себя, то есть она может иметь представление, но при этом она думает, что это она и есть. Вот так же душа, она чиста, но она смотрит на своё отражение мысленное, она смотрит на себя через призму мысли. И через призму мысли, она себя как-то воображает. И есть вот то, что мы себя, как мы себя ощущаем.

О различиях и сходстве ума и рассудка

00:39:05 [Из зала]: Махарадж, прошу прощения, а вот ум и рассудок, вот вы говорили, какие различия?
[Драгилев А.К.]: Различия, они едва уловимы, потому что они уже вне нашего опыта. Наш опыт, большинства из нас, конечно, он сводится к чувственному опыту. Но есть, скажем, мудрецы, у которых опыт на уровне рассудка, они видят рассудок. Они видят ум, то есть мысль видят, не глазами, естественно, вот у них опыт немножечко глубже.

00:39:42 Их сразу называют мудрецами, но у них такой же опыт. Ум, он отделяет приятное от неприятного, а рассудок отделяет полезное от бесполезного или полезное от вредного. Для нас с вами сейчас, практически, нет разницы, поэтому и мы обобщаем и говорим, что есть грубая оболочка, грубое тело и тонкое. Но, конечно, и в тонком теле есть рассудок, есть ум, в грубом - есть земля, вода, огонь, воздух, пространство.

00:40:29 Но мы обобщаем. Вот тонкое тело или тонкая оболочка состоит из рассудка и ума. Почему? Потому что в нашем нынешнем состоянии для нас одно и тоже полезно и приятно. Поэтому как бы мы с вами сейчас не старались, мы не видим разницу между рассудком и умом. Рассудок, то есть он рассуждает, рассуждает, значит раздваивает, отделяет.

00:41:07 Вот если для нас полезное и приятное вдруг на каком-то этапе нашего бытия, становятся разными вещами, вот тогда мы способны отличить рассудок от ума. Пока это опять будет теория и умозрение. Заповеди или нормы поведения преданного как раз и позволяют отделить полезное от приятного, вредное от неприятного. Для нас вредное, это то, что неприятно, правда?

00:41:45 А полезное – то, что приятно. На самом деле, это не всегда так. И в случае с нами, которые болеют стяжательством, это совершенно разные вещи. Как правило, для нас полезное это неприятное. Если мы посмотрим, значит, надо рано вставать – это неприятно, но полезно. Не надо пить хеннеси, это неприятно, но полезно. Вот это отличает нас, заболевших живых существ.

00:42:24 Если мы заглянем вглубь себя и увидим, что всё, что приятное почему-то мне кажется полезным, а неприятное мне кажется вредным. Значит, мы должны дать себе точный диагноз, мы можем быть уверены в этом диагнозе: мы очень больны. Если вдруг, мы где-то увидели, мне приятно, я верю что мы это осознали, но я вижу, что это неполезно, значит, мы начинаем выздоравливать. Где-то там уже процесс пошёл.

00:43:01 Ну, конечно, чтобы выздороветь, нужно обратиться к врачу, он называется духовный воспитатель или гуру. Он скажет, какие процедуры надо выполнять, чтобы начинать выздоравливать. Поэтому, если уж речь идёт философски, что такое ум, что такое рассудок, мы должны просто усвоить, что это разные вещи, не пытаться в голове вообразить как это выглядит. Просто это разные вещи.

00:43:41 Со временем это можно будет увидеть, ощутить каким-то мозжечком. Какие-то вопросы?
[Из зала]: Значит, ум, рассудок и разум одинаковы?
[Драгилев А.К.]: Да, просто в русском языке есть рассудок, есть интеллект, есть разум, есть благоразумие, рассудительность, но это всё одного порядка. В санскрите, там буддхи есть – это рассудок, а есть манас – ум. А у нас ум, мысль – одно и то же. Два слова ум и мысль, а на самом деле это одно и то же, по сути.

00:44:32 [Из зала]: Ум нас беспокоит, и разум и душа нам помогают, да?
[Драгилев А.К.]: Разум, нет, разум нам помогает. Разум помогает, ум беспокоит, это вот как я приводил пример, как когда Луна смотрит на своё отражение в воде, то есть душа смотрит на себя в отражении мыслей, то она представляет какую-то движущуюся форму, как вода, знаете, рябь на воде идёт, Flickering water. The moon who sees his reflection in the water thinks himself as a flickering substance.

00:45:17 Вот Луна, она смотрит на себя и думает, что она дребезжит. На самом деле, она не дребезжит, но у неё возникает ощущение, что она дребезжит. Как, допустим, мы стоим в центре этой комнаты и, вдруг, начинает всё вращаться, я не вращаюсь, но всё вокруг меня вращается и я начинаю ощущать головокружение.

00:45:37 То есть я стою на земле, вот дырку здесь вырыли, я встал на земле, а всё вокруг меня начинает как-то и я упаду. С чего вдруг? У меня будет иллюзия, что я вращаюсь, потому что я буду смотреть во внешний мир. Если я закрою глаза и как бы сосредоточусь на себе, то этот мир не будет вокруг меня вращаться и я не потеряю рассудка, то есть я устою на ногах.

00:46:01 Вот мы с вами, хотя мы стоим на месте, душа, она трансцендентна, она не находится ни в какой из точек пространства, она не находится ни в какой из точек времени, она вне времени и вне пространства. Она не старая и не молодая, она не большая и не маленькая, это единичка. Но она обратила свой взор во вне, в мир внешних предметов. А здесь же движение, круговерть и вот она теряет рассудок, вот мы с вами потеряли рассудок.

Осознать иллюзию для того, чтобы выйти из неё

00:46:38 [Из зала]: Эта та единственная причина, почему мы оказались в таком положении?
[Драгилев А.К.]: Это следствие.
[Из зала]: А почему?
[Драгилев А.К.]: Причина – похоть. Похоть. мы сто раз уже об этом говорили. Так вот, мы теряем рассудок, мы смотрим на движущиеся предметы, а не на себя.

00:46:59 Вот так же Луна, она смотрит и думает, что она бликует, она дребезжит на водной глади, это как бы иллюзия. Потому что она смотрит во вне? А что это такое? Где она видит себя дрожащую? - В уме. Это и есть тот самый ум или сборище мыслей, которые привязаны к объектам, мы с вами не способны подумать о том, чего никогда не испытывали.

00:47:37 То есть что такое ум? Ум – это такой крючок, который цепляется к тому, что мы испытали когда-то или сейчас испытываем. Ум нас выворачивает во внешний мир, мы с помощью ума, из-за ума мы теряем рассудок. Мы думаем о предметах, которые испытали для того, чтобы ими наслаждаться и это есть причина того, что мы теряем рассудок, почву под ногами.

00:48:07 Но, в чём полезность рассудка? В том, что рассудок, наблюдая за всей этой круговертью, может сделать один вывод. Рассудок не должен пытаться усмотреть, кто я такой, потому что это опять будет с помощью ума. Рассудок может сделать один вывод, что я существую. Если у меня кружится голова, значит, я ещё не умер. Вот это как бы функция рассудка, вот чем он полезен.

00:48:35 Если я в иллюзии нахожусь, значит, я существую. Я не иллюзия, я нахожусь в иллюзии. У меня кружится голова, это значит, она у меня есть, значит, я живу. Как в этой шутке: «Если вам за 60, вы проснулись и у вас ничего не болит, значит, вы умерли». Но это сам по себе нонсенс. То есть если у вас ничего не болит и вы чувствуете, что у вас ничего не болит, значит, вы уже умерли.

00:49:07 Вот так же душа, наблюдая за всей этой иллюзией, за всеми этими хитросплетениями, может сделать вывод: она есть. И она не часть этой иллюзии, она реальность. И это будет не иллюзия. Это есть просветление.
[Из зала]: А осознать себя больной можно только поняв, что ты болен, да?
[Драгилев А.К.]: Теоретически, не обязательно. То есть с помощью рассудка без гуру можно себя осознать больным иллюзией.

00:49:43 Это да, но излечиться, как правило, можно излечиться с помощью врача, но опять-таки тоже не обязательно. Излечиться можно самостоятельно, то есть просто сам факт осознания, что я существую и этот мир не имеет со мной никаких отношений, это называется мукти или освобождение. Что отношений никаких нет у меня с этим миром, осознать можно и без помощи гуру.

00:50:15 Хотя, просто узнав об этом, вы уже как бы гуру приняли. Но, одно дело излечиться от болезни, а другое дело - зажить. То есть одно дело избавиться от бедности, а другое дело разбогатеть, это разные вещи. Так вот излечиться от болезни можно самостоятельно, а вот зажить полной жизнью - только по милости того, кто тебя пригласит в мир полный жизни.

00:51:00 [Из зала]: То есть наша свобода всё равно где-то заканчивается, получается?
[Драгилев А.К.]: Ну да, то есть вайшнав, он выбирает путь и излечиться, и зажить полнокровной жизнью с помощью гуру. Но теоретически, чтобы не кривя душой, можно излечиться самостоятельно. Это при помощи сосредоточения или называется ещё дхьяна-йога, просто с помощью рассудка, буддхи, ты можешь излечиться от этого недуга.

Откуда происходит желание прикоснуться к Абсолюту?

00:51:32 [Из зала]: Я всё-таки не могу понять, я от многих здесь слышала, что от нас зависит только желание, желание предаться от отчаяния или как вы говорили, но именно вот это само желание, оно ведь тоже зависит от милости. Потому что мы постоянно подвергаемся то карме, то…

00:51:56 [Драгилев А.К.]: Желание мы можем сами испытать, за нас никто не может испытать желание. Опыт – это индивидуальная, субъективная штука. А вот утолить нашу жажду может только некая другая сила, это Господь. Жажду испытать мы можем сами, то есть желание почувствовать только мы, никто же не почувствует за нас жажду.

00:52:22 [Из зала]: А вот импульс испытать это желание откуда берётся?
[Драгилев А.К.]: То есть импульс...
[Из зала]: Причина?
[Драгилев А.К.]: То, что нас заставляет испытать желание? Да, в общем. Господь говорит, конечно, что Он причина этому, иначе, как бы мы могли желать его, если б его не было? В этом смысле.

00:52:45 Но когда я говорю о том, что желания наши, это значит, не Он за нас будет испытывать, а мы сами. Ну, конечно, импульс Он даёт.
[Из зала]: Мы полностью зависим от…
[Драгилев А.К.]: Ну, да.
[Из зала]: Ну, что тогда мы можем сделать сами?

00:53:01 [Драгилев А.К.]: Постараться. Привлечь. Влечение наше зависит от Него, то есть если Он появляется, то мы к Нему естественно стремимся. Мы не можем стремиться, если не существует предмета, к которому мы стремимся. Но постараться сделать шаг можем только мы.
[Из зала]: Постараться мы тоже сможем, только если Господь…
[Драгилев А.К.]: Нет, это мы сами.

00:53:29 [Из зала]: Возникнет желание, которое зависит…
[Драгилев А.К.]: Да. Желание, импульс желанию Он, конечно, даёт. Но пойти за этим импульсом можем только мы сами. Мы что-то слышим и этот звук зависит не от нас, но пойти в сторону этого звука, зависит от нас. А вот удастся нам или нет - это опять от Него зависит. Найдём мы Его или нет, это от Него зависит, а будем ли мы его искать - от нас, ни от кого больше.

Довериться - не значит ничего не делать

00:53:59 [Из зала]: Вот у многих людей, есть мнение, что можно просто полностью довериться...
[Драгилев А.К.]: Да.
[Из зала]: Ну, и всё. Ничего не делать.
[Драгилев А.К.]: Подождите, причём тут ничего не делать? А почему, почему вы обязательно..? Как вы говорите, у многих.

00:54:15 Многие просто увязывают две совершенно независящие друг от друга вещи, то есть не относящиеся к друг другу вещи: довериться и ничего не делать. Это просто ещё одна иллюзия. Довериться, это не значит, ничего не делать, это значит просто довериться. Как, ждать, это не значит сидеть. Когда мы говорим ждать. Это, например, «я тебя ждал 30 лет» или «я тебя всю жизнь ждал».

00:54:46 Это не значит, что он сидел или лежал. Ждал, значит, он и на работу ходил. Ждал - это состояние сознания. А то, что в физическом мире происходит, могло с ним что угодно быть. Он мог и сидеть, мог и ходить, и летать, и плавать, что угодно. Вот так же и здесь, довериться и сидеть, довериться и ничего не делать, это разные вещи.

00:55:09 [Из зала]: Если вожделение это то, что нас толкает в этот мир, то какие есть способы его преодолеть?
[Драгилев А.К.]: Ну, мы уже не смогли преодолеть. То есть мы уже движимы этим. Какие способы? Это довериться тому, кто нас вытянет из этого мира. То есть сам факт того, что мы неспособны самостоятельно выбраться, подразумевает, что существует тот, кто поможет нам в этом.
[Из зала]: Признаться себе в том, что...

00:55:51 [Драгилев А.К.]: Да, признаться, что я алкоголик, как в анонимных алкоголиках. Первый шаг: признаться, я – алкоголик. Признаться, что я в иллюзии. Как только мы признаёмся, что мы в иллюзии, то из этого следующим выводом идёт: я должен предаться тому, кто не в иллюзии, то есть найти того, кто меня выведет из иллюзии. Если я в иллюзии, значит, меня кто-то может вывести из этой иллюзии, раз я сам не могу выйти.

00:56:27 Это производная от такого качества как смирение, то есть ты понимаешь, что ты сам неспособен вырваться из этой западни. Ты признаёшь, что ты в западне, в западне похоти и стяжательства. Все, кого ты знаешь, ты их знаешь только потому, что тебе от них что-то надо. И даже если ты порвёшь с ними отношения и завяжешь новые, ты завяжешь с ними отношения, потому что тебе надо будет что-то от них.

00:56:53 Вот это надо признать, что мы погрязли в стяжательстве и похоти. Похоти в глобальном смысле. Не физическая, а похоть как потребительство, как эксплуатация. И предаться на волю Всевышнему, что может быть Он тебе пошлёт того, кто тебя освободит из этих пут стяжательства.
[Из зала]: Чтобы…

00:57:17 [Драгилев А.К.]: Да. Выходит, что нужно отшельничать. Логика. Это как, тот же самый вопрос. Если Тургенев написал «Му-Му», почему памятник поставили Толстому? Выходит то же, из того, что мы сказали, значит надо отшельничать. То есть если, если Тургенев написал «Му-Му», значит, надо памятник Толстому поставить?
[Из зала]: А можно логично проанализировать?
[Драгилев А.К.]: Давайте.

00:57:51 [Из зала]: Вы говорите, что от людей... с людьми мы общаемся только с одной целью…
[Драгилев А.К.]: Не только с людьми, вообще с окружающим миром, с муравьями, с деревьями.
[Из зала]: Мы живём в обществе. Мы с ним общаемся с одной только целью похоти. Получается, чтобы себя избавить от этой похоти мы должны с ними перестать общаться.
[Драгилев А.К.]: Так.

00:58:11 [Из зала]: То есть мы должны покинуть это общество.
[Драгилев А.К.]: Так.
[Из зала]: И не контактировать с ним.
[Драгилев А.К.]: И что мы, в лесу, да, или где-то там?
[Из зала]: Конечно.

00:58:21 [Драгилев А.К.]: Ну, так мы будем с другими существами общаться.
[Из зала]: Да, но тем не менее, вред гораздо меньше.
[Драгилев А.К.]: Всё равно нужно будет.
[Из зала]: Ну, в меньшей степени.
[Драгилев А.К.]: Ну, всё равно похоть-то будет. Вы будете есть коренья, то есть кому-то причинять боль.

00:58:39 Вы будете занимать чьё-то место, будете сидеть в лесу и не давать возможность траве расти там, где сидите. Будете вдыхать чей-то воздух. Всё равно вам для того, чтобы спастись, нужно будет пройтись по головам других живых существ. То есть от похоти вы всё равно не уйдёте. Речь-то идёт не о том, чтобы уменьшить, а о том, чтобы перестать жить похотью. Уменьшить, конечно, уменьшить-увеличить.

Какой тип рекомендаций Вед часто неверно понимают?

00:59:12 [Из зала]: Я слышала, что душа, которая предалась Кришне, ну хоть как-то, на каком-то даже низком уровне, что как бы у неё, как сказать, карма что ли исчезает.
[Драгилев А.К.]: Нет, не исчезает.
[Из зала]: Такое слышала.

00:59:26 [Драгилев А.К.]: Это мракобесы, это всё заблуждения. Это мракобесы, чтобы привлечь вас в свои ряды. Да, они говорят о том, что болеть не будете. Ну, научно, они говорят: кармы не будет. Но это значит, болеть перестанешь, будешь жить 128 лет? Говорили такие вещи?
[Из зала]: Ну не 128 лет.
[Драгилев А.К.]: А сколько?
[Из зала]: Нисколько, просто я думала, это…
[Драгилев А.К.]: Ну, кармы не будет.

00:59:57 [Из зала]: Что карма выходит, когда душа покидает тело, я так вот себе представляла.
[Драгилев А.К.]: Мм, то есть…
[Из зала]: Я так представляла.
[Драгилев А.К.]: То есть сразу умрёте?
[Из зала]: Ну, да, раз карма расходуется. Нет, не так?
[Драгилев А.К.]: А в смысле, расходуется?

01:00:08 [Из зала]: Ну, в смысле вот я…
[Драгилев А.К.]: То есть вы предались Кришне и умерли?
[Из зала]: Нет, нет…
[Драгилев А.К.]: Потом предались какому-нибудь Пиларами Махараджу, он дал вам мантру, и вы карму ему свою отдали или Кришне отдали карму и после этого у вас нет кармы. Дальше вы без кармы живёте себе и живёте.

01:00:28 [Из зала]: Не та карма, что с прошлой жизни реакции идут, а как бы уже Кришна-карма, как она называется?
[Драгилев А.К.]: Кришна-карма? Это любопытный ход. Просто вы объясните, что такое Кришна-карма.
[Из зала]: Ну, это как бы…
[Драгилев А.К.]: Ну, я у вас спрашиваю, я же не знаю, я первый раз слышу.

01:00:44 [Из зала]: Это не та карма, что реакции с прошлых жизней, что вот я сейчас живу…
[Драгилев А.К.]: То есть вы болеете не потому что…
[Из зала]: Да, да…
[Драгилев А.К.]: Вы заслужили.
[Из зала]: Он меня наказал и хочет чему-то научить.

01:00:53 [Драгилев А.К.]: А Кришна вам эту болезнь посылает. Ну, вот тогда это уж не карма, а Кришна какие-то уроки преподаёт вам.
[Из зала]: Ну да, типа того.
[Драгилев А.К.]: Ну, да. Но для этого нужна очень большая степень преданности. То есть это не начальная преданность, это не умозрительная преданность. Это ты целиком предался и ты ждёшь, когда же Кришна тебя будет наказывать. Потому что так Он хоть на тебя внимание обращает.

01:01:24 Там очень высокие материи, конечно. А такой вещи как Кришна-карма не существует. Вообще, конечно, предаваться Господу, чтобы он опухоль убрал злокачественную, это, конечно, прискорбно, но Кришна говорит, что и так тоже сгодится. Ты главное, если уж тебе нужно избавиться от злокачественной опухоли, уж Мне, ладно, молись, молись мне, не кому-то другому.

01:01:57 Поэтому этот стих, Кришна говорит, что: «Чего бы ты не желал, не проси у небожителей, у полубогов, ты у меня лучше попроси, потому что я им всё равно это всё даю». Вот этот стих, его не правильно трактуют как, как рекомендации к действию. Что значит у Кришны надо просить земные блага? Кришна о чём говорит? Что если ты не можешь не просить, ну вот не можешь, проси у меня.

01:02:25 А мы читаем как, надо у него просить земные блага. Он рекомендует. Вот в этом, этом смысле. Как Веды, они, Шридхар Махарадж объясняет, на Ведах, например, говорится, нужно есть рыбу, такого-то сорта, это не значит, что Веды рекомендуют её есть. Это значит, что если ты не можешь её не есть, то ешь вот этот сорт. То есть тебя как-то, в какое-то стойло, в какое-то русло тебя ставят.

01:03:01 То есть ты как бы свою жизнь начинаешь упорядочивать. Не потому что они рекомендуют есть, а если уж ты не можешь без крови, то поклоняйся Кали. Не потому что тебе нужно поклоняться или это желательно, а просто, если не можешь, то совершай, там ей целые свод правил, как поклоняться Дурге, когда, как. Если ты не можешь жить без заклания живых существ, то там объясняется процесс.

01:03:39 Козла или барана убивают, в Параматале(Параматала, храм Праудха-майи - прим.), там плаха вся в крови, там Кали за один день на Кали-пуджу приносят тысячу жертв в Навадвипе. Это не значит, что в Ведах это рекомендуется, просто те, кто не может без насилия, их как бы группируют в некий лагерь, чтобы они своё насилие подчиняли неким заповедям. Вот так.

01:04:15 То есть если нам хочется избавиться от кармы, то лучше у Кришны это просить, конечно. Но это не значит, что Кришна это рекомендует. Потому что Кришна говорит: «Не прости у меня ничего мирского, проси у меня служения».
[Из зала]: Если человек не болеет, то как это связано с кармой?
[Драгилев А.К.]: Просто у него хорошая карма - он не болеет.

01:04:46 Значит, он когда-то не делал поступков, за которые приходится расплачиваться, но это не значит, что он никогда не умрёт. Можно не болеть, а умереть не от болезни, например, но от несчастного случая или во сне. Поэтому в Шримад Бхагаватам жизнь описана как болезненное состояние. Наша с вами жизнь - это, в принципе, болезненное состояние, то есть это уже болезнь. Сознание, оно переходит в какую-то другую реальность, а потом рождается в новом теле.

Что происходит с памятью между рождениями?

01:05:33[Из зала]: Самоидентификация у меня остаётся после смерти?
[Драгилев А.К.]: После смерти, да, сознание помнит свою жизнь. Для этого и существует такая вещь как преисподняя или ад, такое некое чистилище, где делают всё возможное, чтоб ты забыл свою прошлую жизнь. И ты уже рождаешься с отформатированным диском, то есть ничего нет.

01:06:10 Нет, ты, ты рождаешься и ничего не помнишь, но при этом всё равно System Volume Information есть, скрытый файл, он всё равно присутствует. Точка восстановления. То есть если поставить галочку, чтобы показывать скрытые файлы и системные файлы, то там на жёстком диске есть все-все предыдущие рождения. Но обычные юзеры не видят этого, конечно. Обычные юзеры, у них нет галочки показывать скрытые системные файлы.

01:06:45 [Из зала]: Администраторские…
[Драгилев А.К.]: То есть просто чистый файл, просто ноль, Formated Disk (D:). Вот мы ничего и не помним. Потом мы рождаемся и ничего не помним, у нас опыта никакого нет. И нам наше окружение начинает объяснять, кто мы такие. Ты, оказывается, благородный царь или ты Маугли. Или ещё какой-нибудь почтальон Печкин.

01:07:19 И мы вот с этим растём-растём и у нас накапливается много этого опыта. Мы вешаем на себя ярлыки, потом происходит снова обнуление и потом снова. Это как вот проснуться.
[Из зала]: Из загрузок всё-таки надо…
[Драгилев А.К.]: Это как вот проснуться утром и бывает амнезия, ты вообще ничего не помнишь кто ты.

01:07:39 Тебе заново надо учиться всему. И там, где ты проснулся, они тебе начинают объяснять кто ты такой. Бывает, да, такое, у человека память стёрлась, просто пропал, не знает кто он. Потом он находит, если у него доброе окружение, если он родился, Кришна говорит, в хорошей семье, в семье йогов или преданных, или брахманов, то они не злоупотребляют тобою, а начинают тебе объяснять, что ты вечное живое существо.

01:08:17 Что ты, хотя и родился сейчас нашим сыном или дочерью, на самом деле, ты вечное существо и к нам ты не имеешь никакого отношения, это просто временно, мы временно пассажиры, попутчики. Вот это настоящие родители, вот это родители, которые могут благо принести своему чаду. А те родители, которые обучают своих детей как самосовершенствоваться в этом мире, то есть как упрочиться, самовыразиться в этом мире, они наоборот враги. Они пестуют иллюзию.

01:09:00 Долг родителей – это сказать, что я твой не родитель, ты временно здесь появился.
[Из зала]: На содержании…
[Драгилев А.К.]: Может быть в прошлой жизни ты был моим родителем, сейчас ты моё дитя, это настоящий долг родителя.
[Из зала]: Если чисто произнесли святое имя и попали в духовный мир, второй раз можно на грабли наступить? Похоть?
[Драгилев А.К.]: Давайте сначала чисто произнесём, а потом вы спросите. А что значит чисто?

01:09:32 [Из зала]: [неразборчиво]
[Драгилев А.К.]: Чисто это без «гэ», не шепелявя? Нет, у нас у половины не получится. Сказать богато, здесь у половины не получится, половина скажет бохато. Чисто это же не фонетически чисто. А как вы понимаете?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Драгилев А.К.]: А, ну, тогда, ладно, если уж вы никак не понимаете. Ну, тогда ответ - да, если чисто произнесёте, потом не вернётесь. Всё равно как бы ответственности никакой нет, вы же не понимаете. Какие-то может вопросики?

Как мы можем влиять на своё следующее рождение?

01:10:22 [Из зала]: Мы уже касались этого, такой момент, что ребёнок сам якобы выбирает себе вот кем родиться, как родиться.
[Драгилев А.К.]: Нет, он определяет своим поведением, человек, душа, находясь в теле в предыдущем, своими поступками определяет, в каких обстоятельствах родиться. В этом смысле она, конечно, выбирает.
[Из зала]: Ну, а какие-то…

01:10:50 [Драгилев А.К.]: То есть если ты причинял кому-то увечья, то тем самым ты выбираешь таких родителей или такую обстановку в следующей жизни.
[Из зала]: Ровно наоборот?
[Драгилев А.К.]: Да. Где тебе будут причинять увечья. Не то, что он там на небесах с нимбом думает: «Где же мне родиться?» Иначе бы…

01:11:11 [Из зала]: Где бы тусануться, да?
[Драгилев А.К.]: Знаете, у королей было бы тысячи и миллионы детей. Все бы только рождались королями. Он определяет, душа она определяет.
[Из зала]: Ну, а это осознанный выбор?
[Драгилев А.К.]: Вот сейчас, например, вам говорят: «Не причиняйте насилия другим существам, ни прямо, ни косвенно.

01:11:34 То есть не совершайте насилие над их телами, не над их умами. То есть не берите чужого, потому что тем самым вы причиняете кому-то насилие. То есть не воруй, не насильствуй, не убивай» - и с этого момента каждое твоё действие, оно будет уже осознанно осуществляться. Поэтому, в писаниях, во всех религиях, есть нормы поведения, которые в общем сводятся к одному и тому же.

01:12:12 Поэтому у неразумных живых существ появляются иллюзии, что все религии говорят об одном. Только потому что религии примерно говорят об одних нормах поведения, это не значит, что они говорят об одном. А норма поведения, в общем, одинаковая, это: не убивай, не кради, не прелюбодействуй, возлюби ближнего своего - это во всех религиях. Это не значит, что все религии одинаковые.

01:12:47 Совершенно чётко прослеживается градация или иерархия богословских идей или религий. Но на поведенческом уровне, они действительно все одинаковые в основном, общие заповеди одни и те же. Где-то больше, где-то нет. Где-то говорят: «Вообще не надо убивать никого и есть», а в других говорят: «Нельзя убивать свинину и есть». А другие говорят: «Корову нельзя убивать».

01:13:23 А третьи говорят: «Ночью нельзя» или «днём нельзя». Вот это всё варьируется, но в принципе, за всем прослеживается идея «не убивай», то есть не причиняй боли излишне, потому что без убийства не обойтись, просто гуляя и вдыхая, мы кого-то убиваем. Не причиняй сознательно никому боль и в следующем рождении тебе тоже не будет причинять боль, в большой степени.

01:13:54 [Из зала]: То есть это как закон?
[Драгилев А.К.]: Да.
[Из зала]: Ровно плати…
[Драгилев А.К.]: Да, да.
[Из зала]: Той же монетой ровно наоборот...
[Драгилев А.К.]: Праведность такая, будь праведником и не будешь страдать после жизни, в следующей жизни.

01:14:08 Об этом говорят все религии. Чем религия от материализма отличается? В общем ничем, но материализм обещает счастье или благополучие в этой жизни, а все религии говорят о следующей жизни. Но, поскольку вайшнавы понимают, что жизнь-то она одна, она просто дробится на отрезки, то в общем материализм и религия это одно и то же. Одни говорят: «Потом будешь счастлив», а материалисты говорят: «Через три года».

01:14:45 [Из зала]: Универсальная модель это…
[Драгилев А.К.]: Построишь Днепрогэс, перекроете Днепр и будете счастливы. Вот они трудились-трудились и теперь счастливы. Построите Запорожсталь и будете счастливы. Они построили и теперь все счастливы. Вайшнавы говорят: нужно по-пластунски, на карачках ползти к нему, умолять чтобы не убегало, служить ему. Ну, что, какие может быть? Наверное, на сегодня всё уже у нас.

01:15:18 Сегодняшний сеанс одновременной игры закончен.
[Из зала]: Пол девятого.
[Драгилев А.К.]: Всё тогда, давайте.
[Из зала]: Как вы скажете.
[Драгилев А.К.]: Да, давайте.
[Из зала]: Если хотите, сейчас закончим, а продолжим в девять?
[Драгилев А.К.]: Да, мы сейчас закончим.

Что делать, если душа с рождения говорит об освобождении?

01:15:32 [Из зала]: Махарадж, а можно вопрос?
[Драгилев А.К.]: Ну, давайте.
[Из зала]: А вот что делать, как преодолеть стремление к освобождению? Особенно когда это проявляется с рождением детей. То есть они сразу, изначально, как только могут уже говорить, задают вопросы об этом...

01:15:51 [Драгилев А.К.]: Ничего не можете сделать, просто говорите им о том, что высшая свобода и высшее освобождение есть любовь. Что свобода нужна для того, чтобы отдаться в рабство любви. Если их это не трогает, значит, они муктивады, то есть стремящиеся к освобождению по природе, вот родились такими, уже ничего с этим не поделаешь.
[Из зала]: Ну, а как? Всё равно же…

01:16:23 [Драгилев А.К.]: Говорите им о том, что красота всё равно пленит тех, кто освобождён. Что те, кто свободны, они всё равно ищут каких-то отношений. Вот это можно объяснять, но в общем, если человек закоренелый освобождендец, то он и от этой идеи будет освобождаться.
[Из зала]: Значит, какие-то возможности есть в человеческом теле?
[Драгилев А.К.]: Ну просто, в ваших силах…

01:16:52 [Из зала]: В моих силах, у меня у самой нет вкуса к преданному служению, поэтому как можно... Махарадж говорил тоже: «Как дать то, чего у тебя нет?» Что поделать, можно что-то сделать?
[Драгилев А.К.]: Да, получить это у тех, у кого есть стремление к преданности. Ну, а вы как хотели? Долгий процесс. Ну, что сейчас вы споёте тогда?
[Из зала]: Конечно.
[Драгилев А.К.]: Давайте. Сейчас будет исполнена песня [смех в зале] про Хари-Харае.

транскрибирование: Анастасия Климчук | Карелия | Россия | 25 ноября 2011
обработка текста: Дарья Коннова | Екатеринбург | Россия | 20 января 2016