О свободе выбора

23 February 2006
Что такое идеал и идея? Поиск счастья - врождённое свойство. Когда подменяют идеалы? Откуда появляются идеалы? Как отличить наш истинный дом от ложного? На чём держится вселенная? В этом мире нет абсолютного зла. Что есть сознание? Что значит «умереть, чтобы жить»? Где заканчивается сознание?
запись беседы для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:59:01 | качество: mp3 64kB/s 27 Mb | прослушано: 364 | скачано: 428 | избрано: 17
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Что такое идеал и идея?

00:00:00 Идеалы, они относятся не к физическому миру, над физическим миром идеалы находятся. Идеал антиматериален, как говорил классик: «Когда идеи овладевают массами, они становятся материальной силой». Владимир Ильич Ленин говорил, причём очень точно, между прочим, замечено, то есть когда идея. Идея – это нечто такое, не имеющее веса, идея, она не инертная.

00:00:37 Вот всё в материальном мире, оно инертное, форма, она инертная. Что такое инертное? Это масса, масса – это мера инертности тела. Когда идея становится инертной, она превращается в материальную силу, то есть она превращается в тело, превращается в какие-то физические предметы, объекты. Идея овладевает массами. А идея становится массивной, это уже неповоротливая.

00:01:14 А сами по себе идеи, они существуют на уровне, даже выше, чем уровень сознания. То есть идея, идея она даже не в сознании. Как мы всегда говорим, Шридхар Махарадж начинает домашний уют со слов, что существует три пласта бытия. Это мир эксплуатации, то есть это массивный мир, инертный, материальный мир. Мир отречения – это то, что называется сознанием, свет, полная непривязанность. И мир преданности, это как раз антиматериальный мир. И вот идеи, они как раз находятся в мире преданности.

00:02:03 [Из зала]: Махарадж, а к чему относятся идеи, которым следуют люди?
[Драгилев А.К.]: Идеи, не важно, следуют им люди или не следуют им люди, они относятся к нематериальной реальности. За идеей могут следовать люди или могут следовать собаки, или никто может им не следовать. Идеи существуют сами по себе.

00:02:21 [Из зала]: То есть без разницы, занимаются ли какой-то материальной деятельностью или философией. На самом деле, в основе этого лежит что-то очень высокое. Просто некоторые воюют здесь, а на самом деле идея войны очень высока.
[Драгилев А.К.]: Они не просто же воюют, они воюют за что-то, они воюют за свободу. В конце концов, они воюют всё равно не за свободу, а за счастье, свобода никому не нужна. Нужно счастье или домашний уют. На Руси был гнёт, все хотели свободы, это было лет 15 назад. Все говорили: «Нам нужна свобода», думали, что как только будет свобода, тогда и счастье точно будет.

00:03:03 Но свобода означает, что каждый крутится как может. Все свободны, пожалуйста. Вот раньше ты не мог поехать за границу и думал: «Поеду я за границу – буду счастлив», теперь, пожалуйста, езжай за границу, а всё равно счастья нет. Когда люди воюют за свободу, воюют за независимость отчизны, много всяких идей, в основном, это сводится к свободе. На самом деле, они ищут счастья. Сейчас они говорят: «Вот раньше как хорошо было. Как хорошо было, путёвка в Пицунду по профсоюзной линии стоила 13 рублей на месяц. Бензин стоил 5 копеек, потом 7».

00:03:50 Мороженое было, помните, за 13, очень хорошее за 13 и за 19 - стаканчик. Ну, за 28, это у кого деньги были. За копеечку, за три копейки уже шипучку, помните? Как хорошо было. Преступности не было. Гуляли все, по ночам гуляли нормально. Потом, провинился - сразу по партийной линии. Можно было на начальника пожаловаться всегда, правда? А сейчас нет. Как ты, на кого ты пожалуешься? Кому ты пожалуешься на начальника? То есть все думали свобода принесёт счастье.

00:04:28 Но на самом деле счастье, оно само по себе. Вот идеи, они вне, идея не зависит от того следуем мы им, думаем ли мы о них. Они живут собственной жизнью. Шридхар Махарадж говорит: «Идеи или сознание, в том числе, как в этом мире пространство. Предметы можно уничтожить, а пространство останется». Пространство существует независимо от того, наполняют его предметы или не наполняют, просто по предметам мы можем говорить, что оно есть. То есть они как признаки существования пространства.

00:05:05 Потому что они его наполняют. Но если мы удалим все предметы, пространство всё равно останется. Вот точно так же идеи, они не зависят от того, думаем мы о них, следуем мы им, не зависят от того, сколько человек придерживается этой идеи. Почему? Потому что они более тонкие. Последователь может сойти с дистанции, а идея останется, как пространство. Предметы уничтожатся, а пространство будет, понимаете, они находятся даже не в нашем уме, они вне.

00:05:39 [Из зала]: Махарадж, а как можно сохранить возвышенные идеалы? То есть вроде бы ещё не на этом уровне находишься, то есть на плане бытия живёшь, но идеалы какие-то высокие, как их можно сохранить и может быть ещё какие-то более высшие идеалы. Вообще вот идеалы вайшнавов – они самые высшие?
[Драгилев А.К.]: Гурудев сказал, что если кто-то предложит более высокие идеалы, мы пойдём за ними.

00:06:15 [Из зала]: Ну я, например, могу поменять идеалы.
[Драгилев А.К.]: Ну и меняй. Идеалу от этого хуже не будет, самому идеалу.
[Из зала]: Сейчас для многих людей идеал – это свобода.
[Драгилев А.К.]: Свобода, но это не идеал для них, это для них средство достижения какой-то более высокой цели. Зачем они родину защищают? Для того, чтобы быть сильными. Для чего нужна родина? Защищать родину – это что значит? Это значит сделать её могучей и процветающей, правильно?

00:06:56 Вообще для чего мы родину защищаем? И цель защиты родины – чтоб она была сильная. Мы защитим родину, она будет сильная. А я как частичка этой родины, я тоже буду сильный. Мы тогда сможем диктовать свою волю слабым соседям, это называется защита родины. Подмена идеи счастья, мы её подменяем силой, мы думаем, что как только у меня будет сила, я сразу буду счастлив. Вот такие идеалы. Но это не идеалы, это средства. Защита родины – это средства достижение свободы, а свобода – это средство достижения счастья.
[Из зала]: На самом деле идеал…

00:07:38 [Драгилев А.К.]: У всех один идеал. Просто Махапрабху, он пришёл и сказал кокой у всех идеал, что за всеми вашими работами, действиями всё равно стоит поиск счастья. Поэтому сказал Махапрабху: «Чего окольными путями ходить? Я вам могу сразу идею счастья дать, пожалуйста». Он обозначил высший идеал. Что, что бы вы ни делали, вы всё равно ищете Кришну, потому что Кришна – это…
[Из зала]: Идеал?
[Драгилев А.К.]: Это и есть идеал.

Поиск счастья - врождённое свойство

00:08:14 Но нужно понимать разницу между идеалом в материальном смысле, в материальном понимании, и идеалом в духовном понимании. В материальном понимании идеал – это что-то изобретённое мною. И когда я, допустим, умираю или я отказываюсь от идеала, или я забываю про этот идеал, то он пропадает. То есть идеал – это некая абстрактная форма, некая абстрактная идея, которая существует покуда я существую. Это так считается в материальном мире. Но с духовной точки зрения наоборот, идеал не зависит от того, думаем мы о нём или нет, мы зависим от него.

00:08:59 То есть не Кришна зависит от нас, верим мы в него, поклоняемся мы ему, прочли мы про него книжку, а мы зависим от него. Потому что мы ищем Кришну, а не Кришна нас ищет. То есть мы заинтересованы больше, мы, кого не спросишь, все ищут счастья. Даже если говорят: «Оставьте меня в покое», это значит, он хочет счастья в покое. Все ищут счастья, счастье – это и есть Кришна. То есть он не зависит от нас, а мы зависим от него, потому что мы все его ищем, сами того не ведая, порой.

00:09:38 [Из зала]: А что способствует сохранению идеала а жизни, то есть как душа приходит снова к тому, на чём остановилась в прошлой?
[Драгилев А.К.]: Так она ищет счастья всё равно.
[Из зала]: Она продолжает с той точки, на которой остановилась в прошлой жизни?
[Драгилев А.К.]: Ищет счастья?
[Из зала]: Да.
[Драгилев А.К.]: Конечно, она всегда ищет счастья.
[Из зала]: Та, которую она уже пошла?
[Драгилев А.К.]: Нет, формы могут быть разные, в этой жизни вы можете искать счастье борясь за свободу палестинского народа против еврейских захватчиков, а в следующей жизни - защищая родной Израиль от палестинских террористов. Но всё равно что-то общее. Это поиск счастья.

00:10:16 Стремление к счастью, то есть поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности, не зависит от того, в какой мы форме находимся, червяка или человека. Мы всё равно ищем счастья, это врождённое свойство сознания. Как вот один герой советского фильма сказал, что: «Хорошо жить, а жить хорошо ещё лучше». То есть мы всё равно хотим лучше жить. Проблема в том, что вот это «жить лучше» мы подменяем ложными понятиями, жить лучше это значит когда у тебя много силы и власти. Мы думаем, что от этого станет лучше жить.

00:10:56 [Из зала]: Махарадж, а вот если не искать счастья, то тогда в общем-то и жить не стоит.
[Драгилев А.К.]: Не получится, но в общем, да. Счастье – оно наполняет смыслом наше существование.
[Из зала]: Именно в поиске смысл, как бы, жизнь сама вот она...
[Драгилев А.К.]: Мы живём следующую минуту, только потому что мы хотим обрести счастье. Если б у нас не было этого внутреннего стремления к счастью, то мы бы превратились в материю. Материя, она не стремится ни к чему, сознание стремится к чему-то, а к чему-то – это к счастью. Это, ну, это часть нашего я.
[Из зала]: Но мы это счастье, мы его не знаем или…
[Драгилев А.К.]: Мы его ищем.

00:11:43 [Из зала]: Почему мы вдруг его ищем?
[Драгилев А.К.]: Так запрограммированы. Мы его не знали, но мы знаем, что не есть счастье. Мы чего-то ищем, но мы точно знаем, что вот в этом я его не найду, поэтому это мне не надо. Одни приходят к пониманию, что счастье не в деньгах, и уже на эту удочку они не попадутся. Но они думают, что счастье – это в бедности. То есть многие религии, они говорят, что: «Вы несчастны, потому что у вас есть деньги».

00:12:21 Это так оно и есть, но они ошибаются в том смысле, что мы несчастны не потому что у нас есть деньги. Мы так же будем несчастны, если у нас не будет денег. Дело не в деньгах, а дело в том, что счастье не зависит от величины нашего кошелька. Они думают, что я несчастен когда у меня деньги, и из это они делают вывод: я буду счастлив, когда у меня их не будет. А одно из другого не следует.

00:12:56 [Из зала]: О какой свободе может идти речь, если мы запрограммированы?
[Драгилев А.К.]: О свободе поиска, у нас нет абсолютной свободы, у нас есть свобода выбора.
[Из зала]: Если действовать строго по программе, пускай не строго, но уже свободы нет.
[Драгилев А.К.]: А у нас нет свободы, никто не говорит, что у нас есть свобода. Свобода в абсолютном смысле принадлежит только Кришне. У нас есть свобода выбора: поступить правильно или поступить неправильно. А у него есть свобода поступить, как он хочет, а неважно.

00:13:29 Как Шридхар Махарадж говорит, что правила или правильно и неправильно существует, когда есть множество, ошибка и безошибочность – эти понятия присутствуют только когда есть множество, то есть некое общество, вот там может быть правильно и неправильно. А когда ты один, не может быть правильно и неправильно. Вот Кришна, он один, его называют Васудева, то есть он единый, он один единственный. На него не распространяются законы. Поэтому для него не существует. Законы существую только там, где есть несколько человек или несколько живых существ.

00:14:05 То есть они должны, потому что они вступают в отношения. Когда один, для тебя законов не существует, то есть это есть полная свобода. А у нас есть свобода выбора, это разные вещи, это как в демократии, в демократии нет свободы, а есть свобода выбора, а при абсолютной монархии есть свобода, но для одного человека, тот, кто стоит на вершине власти. Там свобода есть, для остальных свободы нет.
[Из зала]: Но мы же когда мясо в магазине покупаем, мы становимся соучастниками, да, убийства животных?
[Драгилев А.К.]: Это называется экономические отношения.
[Из зала]: А если мы его воруем, а не покупаем?

00:14:44[Драгилев А.К.]: Если воруем, ну, в общем это стимул для того, чтобы... То есть вы своровали, значит, у него меньше стало мяса, а он пойдёт, всё равно убьёт чтобы пополнить прилавки. Нет, вы стимулируете новые убийства. Да, то есть если, например, вы украли у кого-то автомобиль, он же не будет без колёс, он пойдёт, ещё один купит, правильно? Так что если вы украли мясо, он пойдёт, кого-то убьет снова. Может быть, вы его не поддерживаете, то есть в этом смысле он обеднеет, но кто-то будет убит, заколот.

Когда подменяют идеалы?

00:15:21 Чтобы всегда идти за своим идеалом.
[Из зала]: Чтоб достичь идеала.
[Драгилев А.К.]: Нет, достичь, нет, а что значит достичь? Стать идеальным.
[Из зала]: Окунуться в него.
[Драгилев А.К.]: Что значит достичь идеала? Это как понять?
[Из зала]: Соответствовать идеалу.
[Драгилев А.К.]: Вот, допустим, у меня идеал – это посадить сына, вырастить дом, да.
[Из зала]: Построить дерево.
[Драгилев А.К.]: Построить дерево. Вот, допустим, у меня такой идеал. Что надо делать? Надо упорно трудиться, правильно? Если вы думаете, что примерно, что идеал и Cознание Кришны то же самое, то есть он зависит от твоих усилий, то это ошибка. Вы путаете понятие цель и понятие идеал.

00:16:05 Когда мы говорим об идеалах, это не то же самое, что цель. У вас цель может быть: защитить родину, но это не ваш идеал. Идеал – это чтобы вы были счастливы. Родина – это же не самоцель, зачем нужно защищать родину? Чтобы она стала сильнее, чтобы враги не сожгли родную хату. Для чего? Чтобы я мог безопасно эксплуатировать то, что мне принадлежит. Если моя родина сильная, это значит, я могу диктовать волю другим.

00:16:34 А для чего диктовать волю другим? Для того, чтоб эксплуатировать их и пользоваться ими. Зачем? Зачем нам пользоваться другими? Чтобы быть счастливыми, вот идеал. За всем этим стоит защита родины - это не идеал, это обитатели дворцов называют защиту родины идеалом, они специально подменяют святые понятия идеал, любовь, всякими гнусностями типа родина, отчизна, семья. Для того, чтобы подчинить вас себе.

00:17:12 Кто вам говорит о святом идеале семьи? Ваши родственники. Кто вам говорит о том, что родина священна? Генералы, правительство, те, кто выдумали эту родину, всегда, если вас кто-то призывает к чему-то, смотрите как ему это выгодно. Если кто-то говорит о родине, значит, точно политик или генерал какой-нибудь, потому что тем самым он будет вами пользоваться, ему нужно свой дворец защищать. А понятие идеал, понятие любовь – это священные вещи, потому что это вещи абсолютного порядка.

00:17:55 Любовь – она не принадлежит этому миру, она совсем из другой области. Из мира идеалов, из мира самопожертвования. Они берут это слово и прилепляют к нему понятие семья. Любовь к семье или любовь к родине. Как сказал один поэт, поэт Давид Самойлов замечательный, он сказал: «Протирать значение слов - в этом наше ремесло». Очень тонко он сказал, то есть слова, вы как-то спросили в позапрошлый раз про понятия, вот слова имеют обыкновение, их смысл запылятся, на них пыль оседает.

00:18:37 Вот есть понятие душа, вот вы тогда спрашивали, понятие душа. Вот изначально, тот, кто ввёл этот термин, он понимал, о чём идёт речь. Душа как некое вдохновенное богом начало, душа. Но со временем, как говорит Давид Самойлов: «Протирать значение слов – в этом наше ремесло», он говорит о поэтах. Со временем понятие душа нивелировалось, мы уже не понимаем что это такое, это просто четыре буквы – душа. Поэтому нужно протереть значение этого слова.

00:19:13 Шридхар Махарадж говорит: «Это частица сознания». Хотя, кому-то удобно, чтобы в Бхагавад-гите была душа. Хотя непонятно о чём речь, вот поэтому мы берём и протираем значение слов. Сознание, а не душа. И точно так же с любовью. Любовь - означает высшая стадия самопожертвования, высшая стадия преданности. То есть есть самопожертвование в надежде, с надеждой на награду. Есть самопожертвование в надежде на благодарность, если самопожертвование в надежде на чувство глубокого самоудовлетворения.

00:19:59 Но когда мы говорим о самопожертвовании без ожидания даже что в твою сторону посмотрят и кивнут с благодарностью – вот это уже называется любовь. То есть когда количество переходит в качество. Это безумие. Так это и есть.
[Из зала]: На чём?
[Драгилев А.К.]: На тяге, на очарованности, ты очарован чем-то и ты уже не ожидаешь от идеала ты не ожидаешь, что тебе придут дивиденды какие-то. Это называется любовь. Поэтому любви в этом мире нет. В этом мире есть в лучшем случае благодарность. То есть взаимное уважение друг к другу, но не любовь.

00:20:48 Но подонки и мракобесы, они заменяют высшее понятие любви, потому что - любовь - оно для каждого из нас священно, мы не понимаем этого, мы не понимаем смысла любовь, но мы понимаем, что это что-то такое священное, то есть это заложено в нашей природе поиск любви. То есть в нашей природе отдавать и ничего взамен не ждать. Но мракобесы, они это слово эксплуатируют, они его запыляют, чтобы мы не понимали, о чём идёт речь. Они говорят: «Любовь к родной коммунистической партии», да, вот как чукча вернулся, выучился пять лет в университете в Москве, вот они говорят, в ауле его спрашивают: «Ну, что узнал?»

00:21:42 Он говорит: «Я узнал, что раньше у меня было два чувства: это чувство голода и чувство холода, а теперь у меня появилось третье, это чувство огромной любви к родной коммунистической партии». Вот, они эксплуатируют понятие любовь, святость. Священна может быть только красота. А они говорят священна родина или священна семья, семья для нас священна. Они говорят, например, американская мечта: это машина, дом, семья и дети: мальчик и девочка.

00:22:23 [Из зала]: А куда они могут потом почтение, к тем, кто более высокий идеал принимает? Например, здесь семья идеал, дальше ты уже какой-то рабочий или бизнесмен, а тот, кто защищает родину, на чём основано их почтение? Может они не понимают?
[Драгилев А.К.]: Почтение к чему?
[Из зала]: Ну, к этим вот людям, которые занимаются более высоким делом. Ну, потом уже идёт. Святые, после.
[Драгилев А.К.]: Ну, не святые, а духовенство.
[Из зала]: А потом святые?
[Драгилев А.К.]: Нет, святые, они уже в другой области совсем.

Откуда появляются идеалы?

00:23:01 [Из зала]: Предположим, любовь здесь недостижима. А вот всё-таки когда переходишь на тот уровень сознания, в служении, в отношении проявляешь именно самопожертвование, ведь её можно здесь, даже в материальном мире как-то ощутить?
[Драгилев А.К.]: Ну, вот поэтому святые они и протирают значение слов. В этом их ремесло, протирают чтоб понятно было.

00:23:28 Чтобы мы не подменяли это значение, то есть мы идеалисты, не материя на определённом этапе своего существования, когда она принимает форму человеческого мозга, выдумывает себе идеалы. Так материалисты считают, что, значит, вот там была какая-то звёздная пыль, газы какие-то, потом они, значит, сконденсировались, появилась жидкость. Потом, значит, там стали происходить химические процессы и, наконец, это всё превратилось в серое вещество и там уже возникли идеалы. Бог, например, любовь.

00:24:17 То есть как они возникли? На определённом этапе химических взаимодействий появилась любовь, то есть любовь – это химическая реакция, поэтому они и говорят, что любовь – это химическая реакция. Это эндорфины и тестостероны. Что если, например, во время любви вырабатываются, как-то они это называют, следовательно, если вколоть туда больше тестостерона, то больше любви будет, правильно? То есть что такое любовь? Это химическая реакция в коре головного мозга. Откуда взялась кора головного мозга? Вот там, материя, она там бурлила, газы какие-то образовывались.

00:25:09 То есть идеалы возникли в результате химической реакции, другими словами. При этом они смеют говорить о любви к родине. Простите, любовь к родине, следуя вашей логике, это просто химическая реакция у меня в голове. Правильно? А они говорят: «Ах, ты богохульник, святотатец, супостат. Как ты посмел назвать любовь к родине химической реакцией?» Простите, но вы же сами об этом говорили. Нет, мы действительно произошли из материи, но любовь к родине – это священный долг каждого гражданина. Вот такая вот материалистическая идея.

00:26:01 А мы – идеалисты, мы говорим о другом, что идеалы, они существуют сами по себе, но когда они затвердевают, они превращаются в уродливые формы. Застывают, идеалы они живые, они текут, виласа, то есть они текут. Но, при определённой температуре они застывают, мы видим застывшие реки. Или эти как вот сталактиты, это же когда-то жидкость была. Но сейчас это застыло. Вот точно так же материя – это застывшие идеи. А не наоборот идеи – это разжиженная материя.

00:26:49 Когда мы хотим использовать идеал для своей выгоды, тогда мы этот идеал формализуем и получается форма. Это форма, они имеет осязаемые, осязаемые признаки. Например, родина – это некая земля, вот любовь вот к этой земле. Вот к какой конкретно песчинке я должен испытывать любовь? Или к какой капельке воды я должен испытывать? Какую песчинку я должен защищать?

00:27:23 Конкретно мне говорят, что я должен родину защищать и если копаться, что же я наконец должен защищать, вы знаете, к чему сведётся эта идея защиты родины? Это защищать кремль. А если мы будем спрашивать какой именно кирпичик в кремлёвской стене я должен защищать, то это сведётся к тому, к хозяину этих кирпичиков. Вот любовь к родине в конце концов – это защищать того, кто себя считает хозяином. Вот это такая любовь. Это обман, нас обманывают, но это не свойство общества, это вообще.

Как отличить наш истинный дом от ложного?

00:28:00 Мы когда попадаем в этот мир, то есть мы когда хотим использовать идеал для себя, то мы видим формы этого идеала, у нас есть наш родной дом, это место откуда не хочется уходить. Такое вот определение вайшнавы дают, родной дом – это то, чего не хочется покидать. Если нас куда-то ещё тянет, это значит, мы ещё не дома, это значит надо уходить отсюда. Но в материальном мире нам подменяют понятие родной дом, родным домом называют какую-то территорию, которой владеет государь или вожак в волчьей стае.

00:28:46 Или вождь стада какого-нибудь, вот он владеет. Вот собаки, у них же тоже своя родина, вот они бегают, метят себе территорию свою, мы этого не замечаем, но у них свои страны есть. Вот в Индии особо это заметно, там собака вторженец не имеет права на территорию этой стаи забежать, её стразу выгоняют. А мы думаем, Индия, на самом деле, у них там есть свои княжества.

00:29:14 В материальном мире мы делим, появляется какой-то вожак и говорит: «Надо защищать». Если у нас лапы и хвосты, значит, мы защищаем нашу родину от собак. А если у нас руки и ноги, то мы защищаем родину от немцев или от марокканцев. То есть если высшие идеалы, родной дом, но здесь он превращается в груду песка. Это формальное изображение или график реальной идеи, идея родной дом – это царство любви, царство, где душа сбрасывает с себя все робы, все хламиды, все одёжи душа сбрасывает.

00:30:00 Это родной дом. Как вот дома мы сбрасываем с себя, ходим в тапочках и в халатике, да, то есть мы уже ни перед кем не красуемся, мы ни перед кем не играем. Ну, порой, перед зеркалом только и представляем, что за зеркалом миллионы людей смотрят на нас. Но, вцелом, когда мы наедине с собой мы не играем, то есть это есть состояние уюта. В состоянии уюта мы не стремимся играть ни в какие игры.

00:30:33 Имеется в виду, не выставляем себя напоказ. Точно так же в нашем родном доме, который называется Голока Вриндавана, душа не играет никакую роль, она есть сама по себе. Но, здесь мы подменяем понятие родной дом, понятием родины или семья, и мы начинаем играть, мы начинаем позиционировать. Вот сейчас такое модное слово позиционировать, не жить, а позиционировать. То есть не ты, а словно ты, как будто бы. Аханкара – ложное эго. Второе я.

00:31:17 [Из зала]: Когда живое существо понимает все эти вещи, оно не рождается опять или всё-таки может быть?
[Драгилев А.К.]: Спадают некоторые иллюзии.
[Из зала]: Ведь когда мы понимаем это всё, мы уже не стремимся…
[Драгилев А.К.]: Да, происходит удивительная вещь, внутри себя мы рвём отношения с этим миром, потому что отношения с этим миром завязаны на эксплуатации, мы вступаем с другими во взаимоотношения, потому что мы хотим извлечь из них пользу. Выгодно употребить других и мы вступаем во взаимоотношения, мы начинаем подлаживаться под коллектив под какой-то.

00:32:08 То есть мы начинаем вести себя по правилам некого общества, будь то семья, будь то страна, будь то какая-то религиозная община, мы начинаем ужимать себя для того, чтобы извлечь из этого пользу. Но, когда мы понимаем, что всё в этом мире, все отношения построены на эксплуатации друг друга, то происходит некий переход в новое качество, наступает ощущение свободы, мне же ничего от них не надо, почему я должен вести себя как они? Почему я должен думать как они, почему я должен насиловать своё существо? Некая свобода, как поэт сказал: «И с птицами нам было по пути».

00:33:05 То есть всё, здесь нас уже ничего не держит, нам с птицами по пути. Нас удерживают здесь только отношения. А почему мы сами себя загоняем в эти отношения? Потому что нам надо что-то от другого получить. А если нам ничего от него не надо? То и нет этих отношений, но это именно внутреннее. То есть целый ряд религий, вероучений, таких как Шанкарачарья, там или имперсоналисты, маявади, они говорят: «Надо физически, начать с того, что физически порвать отношения с этим миром, тогда внутренние связи тоже порвутся».

00:33:42 Но, вот это серьёзное заблуждение, порвав внешнее отношение мы не рвём внутреннее. Мы всё равно привязаны к этому миру. Но когда рвутся внутренние связи, а это происходит когда ты понимаешь, что здесь всё построено на выгоде и если тебе нечего в это мире брать, тогда тебя ничто с этим миром не связывает. Тебе будут говорить про любовь к родине, про верность долгу, про верность религиозному долгу, что нужно защищать святую Русь или ещё какие-нибудь святые места, какие-нибудь святые адреса.

00:34:30 «Ну, если я буду защищать, что я от этого получу?» - «Ну, как, у тебя будет звание, у тебя будут деньги, ты будешь старше, чем другие». «Но мне это не надо». – «Ну, тогда на «нет» и суда нет. Да, тебе будут подчиняться, ты будешь сотником, тебе будут сотни подчиняться или полк. Ты станешь полковником, полк преданных». Как только у тебя в подчинении полк преданных, сразу появляется идея святости, святости какого-то адреса, например. Пятилетку за три дня. Станем старшими преданными за три дня.

На чём держится вселенная?

00:35:25 [Из зала]: Думают, что занимаются каким-то духовным действием, а в итоге они действуют материальными мерками.
[Драгилев А.К.]: Материальный мир, понимаете, это не горы и города, материальным мир – это отношения. Опять-таки, «Чтобы протереть значение слов – в этом наше ремесло», понятие вселенная или материальная вселенная, в данном случае, вселенная происходит от слова население. Вселенная, это не звёзды и галактики, вселенная – это те, кто населяют что-то, поэтому она называется вселенная.

00:36:00 Эта вселенная держится, то есть она не рассыпается, только на узах корысти. Как страна, что такое страна? Это же не песок, не реки, страна – это население. Что из населения, что из массы людей делает страну? Это их отношение, когда они охвачены определённой идеей, когда у них общая цель, то это делает из них общность, то есть появляются у них узы какие-то, у них есть общая цель и между собой они как-то связаны.

00:36:37 И вот, появляется государство или страна, так же материальная вселенная. Что связывает обитателей или население вселенной? Это узы - потреблять друг друга, одни едят других. Мы не можем выжить, если мы никого не съедим. Мы замёрзнем, если мы не спилим кого-то и не растопим им печку, мы замёрзнем тогда. Для того, чтоб нам выжить, нам надо кого-то убить.

00:37:10 Отсюда духовный мир – это для того, чтоб выжить, нужно самому умереть. То есть себя отдать, вот тогда ты сможешь выжить, а здесь, нужно другого убить, тогда ты сможешь выжить. И вот эта материальная вселенная живёт только за счёт того, что друг друга мы эксплуатируем, как только мы перестаём эксплуатировать друг друга, вселенная разрушается. Вот в ведической космологии это описывается как вселенная погружается в небытие.

00:37:45 Это не звёзды расплавляются или вода затопляет, а это сознание на столько устало эксплуатировать, что оно засыпает. То есть когда мы устали от работы – мы хотим заснуть. И вселенная, то есть мир, который нас окружал, он схлопывается, перестаёт существовать. И когда все одновременно устали работать, потому что тяжкий труд друг друга эксплуатировать, все хотят заснуть.

00:38:20 Вот они засыпают и звёзды, вода перестаёт существовать, то есть воздух, огонь, звёзды, всё-всё-всё схлопывается, то есть мы это перестаём видеть. Как мы перестаём видеть то, что происходит с внешним миром, когда мы спим, так же и здесь, мы перестаём видеть, другими словами, этого уже больше нет. Это называется пралайа или маха-пралайа, когда все души засыпают, вселенная уничтожается.

00:38:53 Но, если мы понимаем, что в бодрствующем состоянии души заняты только эксплуатацией друг друга, и мы понимаем, что нам не нужно ничего от других, то мы рвём связи, это вселенная умирает для нас, мы рвём с этой вселенной связи, её больше нет. Потому что всё, что нам могут другие живые существа предоставить, это свои тела, это свои силы, своё почтение и своё обожание.

00:39:33 Это выражается как тело, то есть плотские удовольствия, деньги, власть и слава, вот они четыре волюты материального мира. Если нам не нужна эта волюта, то мы рвём связи с этим миром, это есть состояние когда «и с птицами нам было по пути». Нам уже не с обитателями этого мира по пути, а с птицами. Совсем в другую сторону.

00:40:05 [Из зала]: Даже…
[Драгилев А.К.]: В этом мире есть, действует только один закон: «Потреблять друг друга». Все альтруисты, все филантропы и благодетели, они действуют ради собственной корысти, это может быть очень спрятано, но всё равно внутри корысть. Помочь ближнему, не просто ближнему, а ближнему русскому. Вот они говорят: «Надо помогать ближнему». Это как?

00:40:36 Ну, да, что помочь ближнему это значит прислать ему килограмм тушёнки, чтобы у него была богатая белковая пища. Помочь ему, он же голодает, надо его обеспечить белковой пищей, то есть кого-то убить и ближнему помочь. Вот почему, например, не убить голодающего ребёнка и накормить свинью? Свинья ведь тоже голодает или, например, вирус иммунодефицита, ему же тоже надо как-то жить, а почему мы его убиваем?

00:41:12 Что, вам не жалко его? Помогайте, чтоб он процветал. Пусть живёт, размножается, процветает, наш любимый вирус иммунодефицита или кишечная палочка. Вот почему мы её убиваем? Помогая кому-то, мы всё равно убиваем кого-то. Мы спасли людей от оспы, от чумы, представляете сколько мы вирусов и бацилл загубили, а им тоже ведь жить хотелось. Они же не знают, что мы люди, они просто едят.

В этом мире нет абсолютного зла

00:41:49 [Из зала]: Допустим, ну, те же бактерии они же на другом уровне находятся, лучше спасти человека, что-то чего-то…
[Драгилев А.К.]: Вот, это очень важно, это очень важный вопрос. Спасти человека нужно только для того, чтобы дать ему возможность что-то постичь, а просто его спасти, то есть продлить ему жизнь, загубить миллионы лабораторных мышей, чтобы бабушка в Калифорнии на три года дольше жила. У неё таблетки будут хорошие, она сможет три года ещё пользоваться пенсией и ещё три года китайские рабочие будут шить ей кроссовки. Да, чтоб она ещё процветала в инвалидном кресле.

00:42:29 При этом миллион крыс, мышей загубить. Но сразу слышны голоса: «Да как вы смеете, это же человек? Человек – это венец творения природы». Когда им говоришь, что венец творения природы – это же просто химическая реакция, тогда они вспоминают, что они ещё в Бога верят. «Ну, ладно, не венец творения природы, человек создан по образу и подобию Бога». Секунду назад, они ещё говорили, что человек – это венец творения природы, сейчас они говорят: «А, да, да, да, точно мы же христиане, мы созданы по образу и подобию».

00:43:08 Это как мы спорили недавно с одной уважаемой интеллигентной семьёй. Началось всё с того, что она говорит, что: «Жизнь – это священно». Я её спрашиваю: «Чья именно жизнь?» - «Не, вообще жизнь священна». Вот, и дошли мы до того, что жизнь её родственников священна. Когда, естественно, речь зашла о Гитлере, как о воплощении, ну, естественно, о чём ещё можно с русскими интеллигентами говорить? Нет, Сталин – это зло.

00:43:48 А вот Гитлер, так сказать, вот о Гитлере, что вот он столько людей загубил. А то, что эти люди до этого губили много животных – это не в счёт. И незаметно, значит, мы пришли к выводу, что Гитлер плохой, только потому что её двое дядей погибли на войне. То есть Гитлер плохой потому что мои родственники погибли. Не потому, что он там кого-то загубил. Но это кощунственно говорить, что благодаря тому, что началась вторая мировая война Африка, Азия, Южная Америка обрела независимость.

00:44:32 Благодаря войне в Европе Индия обрела свободу, англичане перестали индусам руки рубить. В Индии был закон, если ты, когда правили англичане, если ты ткёшь ткань, то тебе положено отрубание руки, потому что индусы обязаны были ткань покупать в Англии. Англичане отбирали весь хлопок, весь лён у индусов, везли в Англию, там ткали, делали из этого ткань и индусы имели право покупать ткань только, привезённую из Англии. Если тебя находили, что ты сам себе ткань делаешь.

00:45:15 Почему Ганди говорил, вот есть такая ткань кади называется в Индии, до сих пор есть кади, кадиграм, такие магазины государственные, где продаётся домотканая одежда. Ганди сказал: «Мы будем себе сами ткань ткать, только домотканой, не будем английской покупать». А, и соль тоже, соль не имели права свою, только английскую. Ну, то есть англичане выкапывали соль, потом продавали, а сам ты не имел права.

00:45:41 И Черчилль сказал, что Ганди представляет большую угрозу английской империи, чем Гитлер. Ганди, который никогда в руках даже не держал оружие. То есть абсолютный ненасильник, у которого идея насилия доходила до крайности, представляет большую угрозу для империи, чем тот, кто начал войну. Из-за того что англичане уже не могли удерживать африканские колонии, южные колонии, индийские.

00:46:17 Если вы скажете бенгальцу, что Гитлер плохой, они вас камнями забьют, так сказать, я утрирую, то есть в этом мире нет абсолютного зла. Здесь зло относительное. Потому что Гитлер боролся с англичанами, а англичане были злейшие враги индусов, так кто плохой? Поэтому, когда мы говорим зло, этот человек плохой, это только потому, что он мне сделал плохо. Нет, он не плох вообще, он для меня плох, так так надо и говорить. То есть, например, люди говорят: «Мы будем искать другие формы жизни.

00:46:57 Полетим на другие планеты и найдём другую жизнь и привезём сюда, и будем её исследовать». Вот, они полетели на Марс, взяли образцы, то есть там кто-то жил, вот эта плесень или кто-то, к примеру, они нашли бы там плесень, что бы они с ней? Она там себе живёт, да, у неё там своя семья, у этой плесени, у неё всё хорошо, целая планета в её распоряжении, пока что, потом уже будет заплесневелое государство, а пока, она там развивается. Они её, значит, взяли, привезли и начинают её колоть, кислотой заливать, смотреть как она там развивается.

00:47:34 А если, например, эта плесень окажется более умной и у неё будут такие страшные, страшные пистолеты, тогда они прилетят на землю и скажут: «О, мы врагов нашли». А вот то, что сами они туда... То есть если ты слабее – то мы тебя будем эксплуатировать, а если ты сильнее – мы сразу Бога призовём на помощь. Вот в этих фильмах про апокалипсис американских, когда прилетают инопланетяне на Землю, то, значит, президент, он сразу Богу начинает: «Давайте, значит, помолимся Богу, потому что супостаты прилетели».

00:48:07 А вот если б они прилетели на ту планету, ну, так получилось, что вот мы, например, раньше бы их развились на техническом плане, мы бы прилетели бы и стали их использовать. Зоопарк там организовали, ну да, зоопарк, стали лаборатории, их исследовать, мучить, разрезать, смотреть, что у них там внутри. Тогда Бог не нужен. А вот если они оказались сильнее нас и напали, тогда сразу к Богу: «Спаси и сохрани нас от них». Поэтому нет в этом мире добра и зла абсолютного, всё ущербное относительное.

00:48:45 Вот, и нужно понимать, что всё, к чему призывают нас в этом мире, оно ущербно. Нам с птицами по пути, нам здесь делать нечего. Пусть они живут в своём мире, пусть они делят славу, власть, деньги делят, нам от них ничего не надо, тогда рвутся связи. Пусть свои тела они оставят науке, то есть нам не нужны их тела, в этом мире нам чужие тела не нужны, пусть они науке их оставят, а душу свою Богу отдадут. Нам ничего не надо, нас не должно ничего с этим миром связывать внутри.

Что есть сознание?

00:49:23 [Из зала]: А сознание имеет величину какую-то, Махарадж?
[Драгилев А.К.]: Сознание, ты имеешь в виду, какая единица измерения?
[Из зала]: Да.
[Драгилев А.К.]: То есть, например, у одного три джоуля, у другого два джоуля, да, то есть в чём можно измерять сознание?
[Из зала]: Я к тому, что если есть какая-нибудь единица измерения, то можно ли развивать?
[Драгилев А.К.]: Вот, например, у линейки есть единица измерения – это сантиметр или вес, или способность отражать. То есть мы можем в этом мире всё измерить с помощью каких-то единиц измерения.

00:50:14 Вот сознание, почему мы говорим, что оно не из этого мира, потому что у сознания нет единицы измерения. Оно само, сознание – есть сама единица измерения. Сознанием всё мерится. Как греки говорили: «Человек – мера всех вещей». Имеется в виду сознание – мера всех вещей. Всё мы можем измерить сознанием, то есть если мы говорим: «Это десять сантиметров». Сантиметр существует только в нашем сознании, то есть сантиметр – это некая выдуманная величина, просто выдуманная. Где? В моём сознании.

00:50:48 То есть сознание мерит длину, вес и так далее, глубину, время. Вот, а само сознание – это есть единица измерения, вот у неё, у единицы измерения нет единицы измерения.
[Из зала]: Я могу развиваться относительно сознания, от того, как я понимаю ту или иную…
[Драгилев А.К.]: Сознание не состоит из чего-то.
[Из зала]: Понятно.
[Драгилев А.К.]: Его нельзя измерить. Вот в этом мире всё можно разложить на более простые вещи, и эти простые вещи называются единицами измерения. Длину можно разложить на сантиметры, вес на килограммы, и так далее. А вот сознание, оно не разлагается ни на что. Но, оно может путешествовать.

00:51:40 Сознание может оказаться здесь и здесь, поэтому оно не от мира сего. Чем сознание отличается от материального мира, от любого предмета материального мира? Любой предмет можно разложить на более простые составляющие. А сознание нельзя разложить на простые составляющие. Оно принимает разные формы, оно не изменяется, оно помещается в разную среду. Как фотон, он летит в безвоздушном пространстве, потом он летит в плотных слоях атмосферы, потом он летит в земле, он сам по себе не изменился.

00:52:18 То есть элементарная частица, она как была так и есть, но она попадет в разную среду. И вот когда фотон летит в безвоздушном пространстве мы говорим фотон света, когда он попадает в землю, мы его называем нейтрино. Это тот же самый фотон, но в другой среде, в другой среде обитания. Как торпеда, она летит сначала в воде, а потом в воздухе, она одна и та же, но она в разных средах обитания и, соответственно, имеет разную скорость движения. Две смерти.

Что значит «умереть, чтобы жить»?

00:53:00 Сознание должно умереть, материальное сознание, то есть мы должны выйти из этой оболочки, из этой среды. Умереть как центр или как ядро материального мира, вот в этом смысле умереть. То есть нас в этом мире связывают отношения корысти, как только мы перестаём питать корысть к чему бы то ни было, то мы умираем в это мире. То есть мы перестаём здесь быть в этом мире.
[Из зала]: Себя как сознание нужно перевести в другую среду?

00:53:40 [Драгилев А.К.]: Да, это называется умереть. Когда, допустим, ты живёшь в обществе, ты ходишь на работу, а потом раз, закрылась в квартире и всё, и двадцать лет не выходишь, о тебе скажут, что ты умерла. Потому что ты своим присутствием, своим существованием, ты никак не обозначаешься в этом мире. То есть на общество ты никак не влияешь, вот это значит умереть, ты умерла. От того, что ты существуешь никому ни хорошо, ни плохо, то есть ты умерла. Вот в этом смысле умереть.

00:54:19 То есть умереть в этом мире. Это значит твоё существование никак не влияет на мир корысти, ты умер, всё. Ты просто родилась в другой среде, ты попала в ту среду, где твоё существование влияет. Допустим, ты жила в России, перенеслась в Америку, вот в России ты умерла, для России ты умерла, потому что ты не защищаешь родину, ты не производишь прибавочные стоимости, не создаёшь материальных ценностей, тебе не платят пенсии. То есть твоё существование никак не отражается на жизни общества.

00:54:59 С другой стороны, в Америке, ты появляешься и там ты уже работаешь, тебе платят пособие и так далее. Там ты родилась. Вот точно так же умереть здесь, чтобы жить там. Там сознание возрождается, это вот то, что называется умереть, чтобы жить. Умереть как элемент мира корысти. Но если бы это можно было сделать закрывшись в монастыре или в квартире, то было бы всё просто. Но на самом деле, нас связывают не физические узы, а именно умственные, ты всё равно будешь думать о том, сколько выгоды ты потеряла. Закрылась в квартире раньше, думаешь: «О». Ты всё равно связана узами с этим миром. Это первая смерть.

Где заканчивается сознание?

00:55:44 Есть другая смерть, когда сознание умирает. Оно умирает даже для мира сознания. То есть оно разрушается, сознание как частица самосознающая перестаёт существовать. Это происходит на границе между Вайтхункхой и Вриндаваном, там уже нет сознания, там есть любовь.
[Из зала]: Во Вриндаване нет сознания?
[Драгилев А.К.]: Нет.
[Из зала]: Частицы.
[Драгилев А.К.]: Нет, частица любви есть, там нет частиц сознания. Татастха шакти, то есть мы как сознание располагаемся на границе между миром смерти и миром счастья, сознание – это такая прослойка.

00:56:30 Мы являемся высшей точкой, высшей субстанцией мира корысти, потому что мир корысти вокруг нас вращается, при этом мы являемся кирпичиком или самой низшей субстанцией, низшим материалом мира любви. Сознание как самосознающее, то есть отдающая себе отчёт энергия перестаёт существовать в Вриндаване, на Вайкунтхе она проявляется в полной мере. Вот эта энергия самосознавания, там у тебя и тело полное вечности, знания и блаженства, это всё на Вайкунтхе.

00:57:09 Сознание достигает полного самовыражения, оно достигает всего, к чему стремилось сознание. Оно вечное, оно полно знания, блаженства. Во Вриндаване этого уже нет: вечности не существует, знаний не существует, блаженство есть, но не твоё. Ты крупица любви, а не крупица сознания. Ты утром просыпаешься и не думаешь, во сколько тебе на работу и чем я буду заниматься.

00:57:46 Происходит самопроизвольно. Вот сознание, оно думает: «Что же мне сегодня делать? Какой псалом мне сегодня Богу воспеть? Как мне его сегодня восхвалить?» Как в христианстве, они описывают, что в царстве Божьем праведники сидят группкой вокруг Бога и поют ему вечно осанну: «Осанна, осанна, славься, славься, славься». Что-то, «славься, славься». Как в этом: «Славься, славься, славься русский царь, славься».

00:58:28 Ну, как он, «о бедном гусаре замолвите слово». Вот они, помните, пели, когда искали в театре: «Ты как смотришь - в щёлку, а это театр, здесь надо смотреть в оба». Вот и на Вайкунтхе они как раз поют ему: «Славься, славься». И они думают: «Что же мы сегодня будем петь? Как спеть?» А во Вриндаване они не поют, их нет. Перед ними не стоит такая задача, они все подчинены единой мелодии, забытая мелодия для флейты.

транскрибирование: Анастасия Климчук | Карелия | Россия | 23 December 2011
обработка текста: Дарья Коннова | Екатеринбург | Россия | 17 February 2016