Реальность за гранью опыта

Москва - 15 октября 2005
В чём суть Бхакти-йоги? Счастье самоочевидно. О видах йоги, совершенствующих сознание и его оболочки. Где существует сознание? Какой деятельностью занимаются оболочки нашего тела и душа? В каком направлении двигаться, чтобы встретиться с Абсолютной Красотой? О различных видах и уровнях служения. Что побуждает вайшнава стремиться служить Богу?
запись беседы для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:47:07 | качество: mp3 64kB/s 21 Mb | прослушано: 159 | скачано: 283 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

В чём суть Бхакти-йоги?

00:00:00 [Из зала]: Можно вопрос?
[Драгилев А.К.]: Да.
[Из зала]: А главный смысл Бхакти-йоги, хотелось бы услышать. Чем она отличается от других йог, даосских и ещё какие-нибудь?
[Драгилев А.К.]: Бхакти, слово «Бхакти» переводится как любовное служение. Бывают разные виды служения, как мы знаем. Можно служить из чувства страха к кому-то. Можно служить из чувства благодарности, можно служить из желания что-то получить взамен. Это чаще, чаще всего встречаются такие виды служения.

00:00:59 А Бхакти отличается от этих видов служения тем, что это служение ради того, чтоб отдать, но нисколечко не получить взамен. И только такое служение называется любовное служение. Всё остальное связано так или иначе, с расчётом, вот такое различие.
[Из зала]: А не является ли это расчётом на более высоком уровне, скажем, служение во имя, каких-то заоблачных целей?

00:01:50 [Драгилев А.К.]: Каких?
[Из зала]: Ну, скажем, загробной жизни или ещё чего-нибудь.
[Драгилев А.К.]: Нет, это расчёт, вы обмениваете что-то менее ценное, на более ценное, но это расчёт.
[Из зала]: То же самое служение, вот.
[Драгилев А.К.]: Нет, это расчёт, это торговля. Это всё равно, что не имеющие ценности рубли поменять на какую-то ценную валюту, но всё равно это расчёт.

00:02:25 Служить во имя того, чтобы потом в загробной жизни получить какие-то блага. Вы это имеете в виду?
[Из зала]: Нет, но смысл. Вот Бхакти-йога – это просто служение. Просто служение – это процесс?
[Драгилев А.К.]: Это состояние сознания. Подчас в трёхмерной реальности это не видно. Как, например, физически мы можем выполнять одну работу, а умственно совсем другую.

00:03:05 Например, сейчас вот физически вы сидите, если вас кто-то спросит: «Чем вы занимаетесь?» Вы скажете: «Я сижу», но это ваше трёхмерное изображение сидит. Чем вы занимаетесь на уровне чувств? Вы слушаете. Чем вы занимаетесь на уровне мыслей? Вы обдумываете. А чем занимаетесь вы сами, вот уже на последнем уровне, кто же вы такой? Вы ищите счастья.

Счастье самоочевидно

00:03:42 [Из зала]: Ещё до вас выступал последователь, лектор, да.
[Драгилев А.К.]: Карбонарий.
[Из зала]: Да. Он говорил про счастье, что все люди ищут счастье, все живые там стремятся к счастью, то есть Бог даёт это счастье. То есть смысл получить это счастье на протяжении всей жизни, так? Но, как можно определить счастье, если не было несчастья? С чем его можно сравнить?
[Драгилев А.К.]: Не понял вопроса.
[Из зала]: Как можно определить уровень достижения счастья, если не с чем сравнивать?

00:04:24 [Драгилев А.К.]: А это не надо определять, это самоочевидно. Есть вещи, которые самоочевидны, которые не нужно определять по посторонним качествам. Например, самоочевидно, что вы это вы. Как можно определить что это вы? Вот задайте себе вопрос: вот это я или нет? Эти вещи не определяются, они самоочевидны. Когда мы говорим об абсолютном счастье, то абсолютное счастье имеет облик некий и оно самоочевидно. Этот облик – личность.

00:05:14 [Из зала]: Итак вопрос, является ли стремление к счастью притянутым к тому, чтобы его получить. Потому что само стремление что-то получить, счастье допустим, оно же является этапом эгоистического стремления.
[Драгилев А.К.]: Вопрос хороший. Смотря какой движущей силой является это стремление. То есть мы стремимся к чему-то, ради чего? Можно искать счастья как своего хозяина, а можно искать счастья, чтобы оно было у вас в услужении.

00:05:53 Вот во втором случае это есть эгоистическое стремление. А в первом случае, как люди ищут своего господина. Например, допустим, раб ищет господина, он устраивается на работу. Если он хочет что-то получить от него взамен, тогда он устраивается в партнёры, а если он хочет просто служить, то это тот же самый поиск, но для того, чтобы самопожертвоваться, чтобы пожертвовать собой.

00:06:28 То есть одну и ту же вещь или, так сказать, одну и ту же реалию можно искать с разными побуждениями, с разными мотивациями.
[Из зала]: Похоже на то, что если человек, стремясь к счастью приходит к тому моменту, когда теряет самое стремление, теряет себя, это случается само собой, получается так. Потеряй себя и ты найдёшь.
[Драгилев А.К.]: Наверно.
[Из зала]: Это слова из христианства...
[Драгилев А.К.]: Наверное, похоже. Трудно сосредоточиться.

О видах йоги, совершенствующих сознание и его оболочки

00:07:13 А вот мы начали с того, чем отличается Бхакти-йога от других вероучений или других видов йоги. Человек - это, вообще душа в этом мире, она имеет много оболочек: есть физическая оболочка, есть чувственная оболочка, то есть тело, которым мы чувствуем. Есть мыслительная оболочка или ум. И йога бывает для разных оболочек этой частицы сознания. Бывает физическая йога, она призвана, чтобы усовершенствовать наше тело. Бывает йога, которая улучшает наше чувственное тело.

00:08:20 Например, танцы или музыка. Вот в Индии, кстати, танцы или музыка считаются видом йоги, они делают твоё чувственное тело, которое не видно физическим чувствам, но оно есть. Вот это чувственное тело становится очень красивым. А есть йога, которая совершенствует ваше мысленное тело, то есть вашу оболочку, состоящую из мыслей. И такая йога, она подразумевает логику самосозерцания, умение рассуждать, умение отделить вечное от временного. Йога, она называется Гьяна-йога.

00:09:12 Она совершенствует ваш рассудок, если хотите. Но, Бхакти-йога – это йога сердца, как мы уже говорили, йога означает связь. Когда душа приходит в связь с Абсолютной Истиной, то эта йога называется Бхакти. Когда бесконечно малое соприкасается с бесконечно большим, то единственный формат общения – это безропотное служение и преданность. Вот Бхакти-йога это, если хотите, йога сердца.

00:09:55 И точно так же как при занятиях физической йогой или при занятиях йогой рассуждений совершенствуется та или иная наша оболочка. То когда человек посвящает себя Бхакти-йоге, то совершенствуется его подлинное я, его душа. Она, как при физических упражнениях тело становится красивым, при умственных упражнениях мы начинаем красиво рассуждать. Так же если человек посвящает себя служению Абсолютной Красоте, Абсолютному Счастью, служению, не потреблению, а служению, душа становится очень красивой.

00:10:47 Вот это называется таким словом - совершенство, но душа становится очень красивой, потому что на вечеринку к Абсолютной Красоте приглашаются только очень красивые. Если наши помыслы и наши мотивации уродливы, то мы не сможем прийти в соприкосновение с Абсолютной Гармонией. Мы как душа, не как мысли, не как чувственное тело, не как физическое тело, а как душа, как сознание.

00:11:23 [Из зала]: Значит, о сердце, если с точки зрения классической йоги взять семь энергетических центров, чакр, то Анахата - сердечная чакра - она же является промежуточной. И может быть здесь речь идёт о высшей чакре, о Сахасраре? Или я не прав?
[Драгилев А.К.]: Я, к сожалению, не разбираюсь в чакрах и в Сахасрарах.
[Из зала]: Это санскритские понятия. Ну это значит в Бхакти-йоге просто на другое больше обращают внимание, это вечное знание просто, да?

00:11:58 [Драгилев А.К.]: Бхакти-йога оперирует такими понятиями как смирение, терпение, молитва, покаяние, отказ от собственного престижа, от признания, и признания и уважения каждого. Вот такими понятиями оперирует Бхакти-йога. А про Сахасрары мы, к сожалению, ничего не слышали и про чакры.
[Из зала]: Вопрос ещё. Значит, христианское высказывание: «Любовь имеете – всё имеете, любви не имеете – ничего не имеете». Это тоже является, так сказать, ключом и к Бхакти-йоге, так?
[Драгилев А.К.]: Наверное.

Где существует сознание?

00:12:51 [Из зала]: Вот разные виды любви бывают, вот мы могли бы рассказать об этом. Это связано со ступенями развития человека? Или ступеней не существует?
[Драгилев А.К.]: А, Бхакти-йога вообще не рассматривает человека, потому что человек – это частный случай частицы сознания. Сознание иногда получает оболочку, которая выглядит вот так вот в трёхмерном пространстве. Иногда получает оболочку напоминающую дерево. А что здесь шумит?
[Из зала]: Вентилятор.

00:13:32 [Драгилев А.К.]: Вот, а поэтому Бхакти-йога, поскольку она рассматривает душу, то душа не имеет того плотского образа, который мы привыкли. Вот мы говорим человек, но человек или его образ это всего-навсего оболочка временная, а душа имеет совсем другой облик. И когда мы говорим о душе, там совсем другие понятия включаются. Нет чакр, чакры, наверное, есть в теле, нет каких-то там ещё, что-то вы перечисляли. А душа, она живёт, понимаете, каждая наша оболочка живёт в определённой среде обитания.

00:14:27 Если что-то существует, оно должно существовать в какой-то среде. Вот тело существует в пространстве, если уничтожить пространство у нас не будет тела, правильно? Соответственно, наше тело физическое, оно живёт по законам пространства. А, например, мысль – она уже живёт не в пространстве, по крайней мере не в физическом пространстве. И, соответственно, мысль живёт совсем другими законами. Тело подчиняется одним законам, мысль подчиняется другим законам, но вот наше сознание, оно живёт в совсем ином пространстве.

00:15:13 Изначально наше сознание живёт в таком непонятном, казалось бы, эфемерном пространстве как любовь. Это пространство неощутимо для органов чувств, оно неощутимо для физического тела, оно даже недоступно для мыслей. Мы очень часто, как вы, например, задаёте вопрос про любовь, мы очень часто жонглируем такими словами как «любовь», «вера», «самопожертвование» и мы пытаемся дать этому определение, но чем мы пытаемся дать определение? Своими мыслями, а мысль она изначально грубее, чем любовь.

00:16:00 Любовь – это атрибут души, а мысль, она очень грубая. И вот как свет нельзя поймать стеклом, так же такое понятие как любовь нельзя поймать мыслью. Любовь, она очень тонкая, как сито. Ситом нельзя воду поймать, так же любовь и веру нельзя умом осознать. Но, значит ли это, что этого не существует? Это существует, но не в этом мире. Это существует в мире, где живёт душа, как вот мы сказали, если что-то существует, оно должно существовать в какой-то среде обитания.

00:16:48 Если существует сознание, хотя это недоказательно, почему? Потому что это самоочевидно. Мы же с вами существуем, я как сознание я же существую, я не могу вам этого доказать, потому что для меня это очевидно. Так вот, если сознание существует, то должна быть какая-то среда обитания для этого сознания. Где оно существует? И в учении Бхакти говорится, что сознание - это пограничная энергия или пограничная реалия.

00:17:27 В том смысле, что она может, сознание, может уживаться в разных стратах, в разных плоскостях бытия. В материальной плоскости сознание может существовать. Может существовать в нейтральной полосе, а может существовать в духовной или в мире самопожертвования, в мире любви. Сознание очень адаптируется ко всему, очень адаптируемо. Так вот, когда сознание хочет стяжать, потреблять, когда сознание излучает из себя эту идею: «мне», «моё», «я хочу», «мне всё принадлежит», «я – царь горы», то сознание попадает в определённую среду обитания.

00:18:17 И эта среда обитания называется иллюзия. Есть другая среда обитания и говорится, у нас нет оснований не верить этому, эта среда обитания называется мир любви. Где сознание живёт другой, движущей силой сознания является другой вектор: «я хочу отдавать», «я хочу жертвовать». И когда сознание начинает излучать вот это вот самопожертвование, оно перемещается в иную область бытия, которая не видна физическими чувствами, но которые существуют.

Какой деятельностью занимаются оболочки нашего тела и душа?

00:19:06 [Из зала]: Я хотела спросить, вы говорили насчёт танцев, то, что они изменяют душу человека.
[Драгилев А.К.]: Нет, я этого не говорил, это вы так слышали.
[Из зала]: Ну, может быть, [неразборчиво]
[Драгилев А.К.]: Что?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Драгилев А.К.]: Я сказал о том, что занятия, любое занятие, оно влияет на занимающегося. Вот искусство – это не физическая работа, это творческая работа или это работа для чувственного тела нашего. У нас есть разные тела, вот среди разных тел, есть одно тело, которое называется чувственная оболочка, чувственное тело.

00:19:55 И когда вы занимаетесь искусством, будь то танцы, живопись, вообще любым искусством, то вы облагораживаете своё чувственное тело. К душе это не имеет никакого отношения. Потому что в отличие от всевозможных оболочек, душа не является оболочкой, это именно та сущность, вокруг которой оболочки строятся. И человек или душа, она может заниматься разными видами деятельности.

00:20:35 Если это физическая деятельность, то улучшается ваше физическое тело, ваша трёхмерная картинка становится красивее. Если вы занимаетесь чувственной деятельностью, то ваше чувственное тело облагораживается, становится красивым. К сожалению, это не видно внешне. Если вы занимаетесь мысленной деятельностью, то ваше умственное тело становится красивым, но это тоже не видно.

00:20:05 Но, когда мы говорим о душе, то душа – это вот то самое зёрнышко, вокруг которого строятся все эти оболочки. И душа не может ничем заниматься, кроме как одним видом деятельности - это искать счастье и красоту. Это всё, чем занимается душа, поэтому я и сказал, что наше тело, оно на первый взгляд занимается разнообразными видами деятельности. Но если мы проанализируем, мы поймём, что всё, чем мы занимаемся на протяжении жизни физически, это мы сидим, стоим, ходим или бежим – четыре вида деятельности. Всё. Вот сейчас вот мы все сидим, кто-то стоит, кто-то ходит, кто-то лежит.

00:22:02 [Из зала]: А мысли это вид деятельности?
[Драгилев А.К.]: Этим занимается физическое тело. Чем занимается на протяжении всей жизни наше чувственное тело? Оно ищет, как бы получить приятностей больше. И чем занимается наше чувственное тело на протяжении всей жизни от рождения до смерти? Оно, чувственное тело, я повторяю, нюхает, прикасается, смотрит, слушает и пробует на вкус. Пять видов деятельности – это удел нашего чувственного тела. Чем занимается наше мысленное тело на протяжении всей жизни?

00:22:54 Оно оправдывает наши поступки и пытается убедить нас – хозяев этих всех тел - в том, что мы нечто великое, что мы такие особенные, мы лучше всех. И ищет это умственное тело удовольствия в самовозвеличивании. Физическое тело ищет удовольствие в том, чтобы отдохнуть, чувственное тело ищет удовольствие чтобы повкуснее понюхать, потрогать, да. А умственное тело ищет удовольствие в том, чтобы найти, кто бы тебя похвалил, если никто тебя не хвалит, придётся самому этим заниматься.

00:23:53 Но, в отличие от всех этих оболочек, мы сами, вокруг которого эти оболочки существуют, чем мы занимаемся? Мы занимаемся только одним видом деятельности: мы ищем красоту и счастье. Проблема наступает когда мы ищем красоту с помощью умственного тела, чувственного тела и физического тела.
[Из зала]: А как же нам быть?.
[Драгилев А.К.]: А?
[Из зала]: А как надо?.

00:24:18 [Драгилев А.К.]: Я сам не знаю, у меня нет готового рецепта.
[Из зала]: Вы ушли от вопроса, я спрашивала про танцы. В Индии что такое для них танцы? И все ли танцы это хорошо?
[Драгилев А.К.]: Вопрос: что для индусов танцы, да? Это надо у индусов спрашивать. Спросите у Бориса Моисеева.
[Из зала]: Зачем?
[Драгилев А.К.]: Потому что если больше нет вопросов, можно продолжать заниматься теми видами деятельности, которыми мы занимались.

О сахаджия-йоге

00:24:57 [Из зала]: А без духовного учителя невозможно верно сориентировать свои поиски?
[Драгилев А.К.]: Ходят слухи такие, да.
[Из зала]: Спасибо.
[Драгилев А.К.]: Есть мнения, что без духовного проводника невозможно попасть в страну, где мы никогда не были, есть такое мнение.
[Из зала]: А как же сахаджия?

00:25:29 [Драгилев А.К.]: Без учащённого сердцебиения.
[Из зала]: Почему?
[Драгилев А.К.]: Я не знаю почему у меня сердечко не прыгает при упоминании Сахаджия-йоги.
[Из зала]: Ну, если рассматривать это с позиции человека, который просто знаком с учением. Всё-таки вы в отличие от ученика обладаете более обширными знаниями. Ну, я как ученица задаю вопрос учителю.

00:25:59 [Драгилев А.К.]: А какой вопрос?
[Из зала]: Поподробнее, пожалуйста.
[Драгилев А.К.]: О чём поподробнее?
[Из зала]: О своём к этому отношении.
[Драгилев А.К.]: К чему?
[Из зала]: К вопросу, который я задала. О Сахаджии.
[Драгилев А.К.]: А что это такое?
[Из зала]: Ну, либо вы не знаете, либо вы не хотите.
[Драгилев А.К.]: Нет, я не знаю что это такое, если бы вы обрисовали, в чём она заключается, я бы мог своё отношение…

00:26:21 [Из зала]: Ну, насколько в Москве известно это учение, мировая философия боготерпения, любви, объединяющей всех любви, в общем-то тоже йога души, которая не связана с телесными практиками, с другими, ориентированными на мыслительные какие-то способности.
[Драгилев А.К.]: Это, в этом заключается Сахаджия-йога?
[Из зала]: Ну, как её комментируют её основатели.
[Драгилев А.К.]: Тогда я очень хорошо отношусь к Сахаджия-йоге.

00:27:00 [Из зала]: А можно её, я дилетант, но в Ведах, да, в Ведах всего четыре йоги нам конкретно даны классические.
[Драгилев А.К.]: Не знаю, я, к сожалению, не знаток.
[Из зала]: Ну, просто там такой как бы нет конкретно Сахаджия-йоги, да? Вот в классических ведических писаниях?
[Драгилев А.К.]: Не знаю.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Драгилев А.К.]: Я не слышал.

00:27:23 [Из зала]: Трансформирует, [неразборчиво]
[Драгилев А.К.]: Не слышу, не слышал.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Драгилев А.К.]: Не слышу вопроса.
[Из зала]: Мы научились сводить, что значит не только сводить, но и трансформировать, то есть не только созидать, но и сохранять, сохранять достигнутое, то есть развивать, концентрироваться в этом и преумножать.
[Драгилев А.К.]: Понятно, есть ещё вопросы?

В каком направлении двигаться, чтобы встретиться с Абсолютной Красотой?

00:27:54 [Из зала]: Вот сегодня, мы не раз услышали о любви и красоте, Махарадж, что вы подразумеваете? У всех разное просто представление.
[Драгилев А.К.]: Ну, мы уже неоднократно говорили об этом, что есть реалии, которые невозможно объяснить терминами нашего чувственного опыта. Я как-то уже приводил пример, мы не можем описать что-то, но это не значит, что этого не существует. Я приводил как-то пример, скажем, с кругом или какой-то плоской вещью, которую мы начинаем вращать вокруг одной точки.

00:28:48 Так вот, та точка, которая в центре, в самом-самом центре, её мы никогда не сможем увидеть, но это не значит, что все остальные точки вот этого круга не вращаются вокруг центра. Вот сам центр вращающегося предмета мы с вами никогда не увидим, потому что он находится не в физическом мире, не в физическом – это значит не поддаётся чувственному опыту. Но, при этом центр существует.

00:29:28 Потому что они же вращаются, круг то вращается вокруг чего-то. Следовательно, вот то, вокруг чего это вращается существует. Но если мы зададимся целью увидеть, вокруг чего крутится вот этот предмет, мы никогда этого не увидим. Потому что они крутятся вокруг воображаемой точки, а воображаемая точка не в физическом мире, а в мире моего сознания.

00:30:02 Теперь, что касается счастья. Наше сознание живёт только потому, что ищет счастья. Поиск счастья является движущей силой нашего существования, надежда обрести счастье или поиск этого счастья – это единственное, что заставляет нас продолжать жить. Но мы не можем найти счастье. Но это не значит, что его нет. Но, когда мы попытаемся описать его чувственным своим опытом, когда мы попытаемся дать ему определённую характеристику – мы потерпим неудачу.

00:30:45 Это всё равно что найти центр круга, мы его никогда не сможем найти, потому что он здесь, он в сознании. Но, если сознание ищет счастья, значит, счастье находится не в сознании. Счастье находится по ту сторону сознания. И это счастье обладает личностной природой и счастье в терминологии Бхакти-йоги называется Кришна. Господь Кришна или Кришна – это то самое счастье, но оно имеет личностную природу, это личность.

00:31:24 Почему мы говорим, что всё-таки Господь есть или Господь – красота, на санскрите это называется Кришна, почему Господь – красота существует? Да потому что мы его ищем, мы не можем искать, мы вращаемся вокруг него, мы не можем вращаться вокруг того, чего не существует. Как круг не может вращаться вокруг несуществующего центра. Если мы что-то ищем, если мы вращаемся вокруг счастья, значит, оно есть.

00:31:58 И если сознание пленено счастьем, следовательно, счастье выше чем сознание. Его ещё называют Парабрахман или Бхагаван. Счастье или красота в концентрированном виде. Просто его нет ни в физическом мире, нет ни в умственном, ни в сознательном мире, Господь – красота или Кришна, находится по ту сторону сознания. Наша беда в том, что мы ищем его здесь, мы красоту ищем здесь, в трёхмерном пространстве.

00:32:36 Так же как глупец будет искать центр вращения в физическом предмете. Вот если, как я говорил, если мы вырежем из бумаги круг и начнём вращать его вокруг одной точки, то эту точку мы никогда не увидим, именно ту точку, которая не вращается. Но, она есть, точно так же есть Господь, есть красота Кришна, но мы его ищем на обочинах. Мы его ищем, либо в своём уме, мы думаем: «Счастье – это моё состояние, состояние моего ума», либо мы счастье ищем в физических формах 90*60*90, вот формула красоты – мы ищем не там.

00:33:31 Мы сможем соприкоснуться с ним, если мы будем всё ближе и ближе приближаться к этому центру, если мы от периферии. А что такое периферия в мироздании? Это не геометрическая область, а периферия мироздания – это область, где наше стремление эксплуатировать, стяжать и потреблять выражено в наибольшей степени. Это периферия мироздания, потому что в центре мироздания всё подчинено одному – это служение Господу, служение Абсолютной Красоте.

00:34:11 На задворках мироздания, там всё наоборот, там мотивации смещаются, там мы себя мним центрами, которым все должны служить. И если мы красоту и счастье ищем там, на задворках, мы будем встречаться постоянно с какими-то уродливыми проявлениями. Нас постоянно будут ждать разочарования и чувство омерзения. Мы ищем счастье, но мы постоянно наталкиваемся на проявление уродства.

00:34:47 Мы ищем красоту, но нам на пути попадаются только уродливые вещи. Почему? Потому что мы ищем красоту, чтобы она нам служила. Но, если мы изменим вектор своего бытия и мы начнём сдвигаться в центр, к Господу, тогда наша мотивация изменится и мы будем не стремиться потребить красоту, а наоборот отдать себя Господу, служить, быть рабом Божьим.

00:35:19 И если в нас живёт дух служения, бескомпромиссного служения, то чем больше этот дух, чем больше он бескомпромиссный, тем мы вынуждены будем столкнуться с Господом, потому что только он способен потребить всё служение. Мы вынуждены будем встретиться с Красотой, потому что чем больше мы хотим жертвовать, тем больше вероятность, что потребляющий твою жертву будет Господь, а не какие-то там вероучения, там, лидеры общества, лидеры каких-то религий, там или лидеры чего-то, то есть какие-то периферийные центры.

О различных видах и уровнях служения

00:36:16 [Из зала]: А служение, какие формы служения могут быть?
[Драгилев А.К.]: Как любая деятельность, служение Господу имеет разное представительство в сферах бытия. На умственном уровне ваше служение выражено умственной деятельностью. На чувственном уровне – чувственной деятельностью, на физическом уровне – физической деятельностью, но в центре стоит душа. Если вы душой хотите служить, то, как говорят: «Если голова пролезла, то всё тело пролезет», да?

00:36:56 Если душа хочет служить, то остальные оболочки, они постепенно вольются в эту волну служения, вы сможете и мыслями служить, вы сможете и чувствами и телом тоже. Но на физическом уровне это служение выглядит как определённые нормы поведения для тела. Мы стараемся, чтобы это тело не причиняло другим боль, чтобы оно было в чистоте, чтобы оно выполняло какую-то физическую работу, служение какое-то.

00:37:35 Умственно существуют другие принципы, то есть на умственном уровне служение выглядит как не участвовать, скажем, в азартной деятельности, к примеру, да? А на уровне души – это служение Господу, очень такая таинственная, неподдающаяся описанию деятельность. Это как покаяние или молитва. Мы почему-то думаем, что молитва – это бормотание слов. Слова бормочет тело, а душа, она находится в состоянии глубочайшего сожаления о содеянном, в покаянии.

00:38:30 Но тело при этом открывает и закрывает губы. Вот точно так же служение внутри, подлинное служение – это состояние сознания, состояние души. Это бесконечное смирение, бесконечное терпение, это уважение всех и каждого и нестремление к собственному уважению. Это служение на уровне души, а на уровне мыслей и на уровне тела это служение, оно уже выглядит как-то соответствующим образом, это уже шлейф служения.

00:39:12 Скажем, на уровне тела это может выглядеть как вы подметаете в храме или вы готовите еду для изваяния Господа на алтаре, или вы проповедуете, или вы пишите книгу. Это всё, ваша рука занимается тем, что оставляет чернильный след на бумаге, ваш ум думает о том, что же вы хотите изъяснить, а ваша душа при этим служит Всевышнему. Разные плоскости нашего бытия являют собой разные формы служения.

Что побуждает вайшнава стремиться служить Богу?

00:39:58 Да, теперь слышно.
[Из зала]: «Бог – есть любовь», христианское высказывание, значит можно так понять, что божественное и вся вселенная есть проявление любви и тогда…
[Драгилев А.К.]: А что вы под вселенной понимаете?
[Из зала]: Ну, [неразборчиво] понятие, с одной стороны кристаллизация, то есть тонкая вибрация.
[Драгилев А.К.]: Ничего не понимаю в этом.

00:40:23 [Из зала]: Ну, хорошо. Объект через служение приближается к божественному и в результате совершения он растворяется в божественном. Тогда как бы и нет служения. Если есть такое понятие как растворение в божественном, исчезает такое понятие как «Я», есть только божественное. Это самадхи?
[Драгилев А.К.]: И я - есть это самое божественное, да? Хорошее служение.

00:40:48 [Из зала]: Такое служение...
[Драгилев А.К.]: Учение Бхакти напрочь отметает такое растворение в божественном как нечто отвратительное и безобразное. Как вы можете служить кому-то, если, по сути дела, вы служите самому себе, да? Если я есть то самое божественное.
[Из зала]: Я про христианское высказывание, Христос говорит [неразборчиво], то есть это состояние когда нет…
[Драгилев А.К.]: Но, нет, это хорошо. Иисус Христос это говорил, но а мы-то какое отношение имеем к этому? Мы тоже одно единое с отцом?

00:41:34 [Из зала]: Я не знаю.
[Драгилев А.К.]: Или мы как Христы все? Мы как души. В Бхакти душа не стремится слиться с божественным, в том смысле, чтобы стать этим божественным, заместить собою Бога, потому что какое же это служение? Это эгоизм высшей степени. Это как грубый материалист, он хочет потреблять энергию Бога, он потребляет ресурсы, он в высшей степени эгоист, но есть другая точка зрения. Нам не удалось использовать в своих интересах Господа, поэтому мы сами станем Господом.

00:42:30 У нас нет эго, мы сами Бог, зовите меня просто Ильич. Зови меня просто – хозяин. Это есть такая загадка, да, риторическая загадка. Чем кошка отличается от собаки? Кошка говорит: «Человек меня кормит, поэтому я - Бог», а собака говорит: «Человек меня кормит, поэтому он - Бог». Вот, Бхакти оно ближе к состоянию собачьей преданности, как бы Бхакти на первых порах. Господь создал меня, поэтому я не Господь, если бы я был Богом, я бы сам себя создал, но я понимаю, что я кем-то создан.

00:43:35 Я не есть всё, я часть всего. И моё естественное состояние – это служить этому всему. И на первых порах, это служение мотивировано благодарностью, как собака, она говорит: «Человек меня кормит, поэтому он мой Бог, я ему служу». Но, на высших стадиях Бхакти благодарность переходит в любовь, тогда отсутствует вот это собачье: он меня создал, поэтому я ему служу, он меня кормит, поэтому. Бог меня будет судить на страшном суде, поэтому я буду делать всё, что он говорит сейчас из благодарности или из страха.

00:44:22 Это торговля, но высшее проявление Бхакти, высшая форма Бхакти, это когда создал он меня или не создал, какая разница? Он необычайно красив и этого достаточно для того, чтобы ему служить. Единственное, что достойно, единственное, что заслуживает служения – это Красота. Вот, во всех остальных вероучениях под высшим или под божественным понимается то, что всемогуще.

00:44:55 То, что сотворило, то, что вершит суд, то или тот, кто тебя будет судить за твои злодеяния или за твою праведность. Во всех вероучениях, Бог – это Высший Судья. Только в учении о преданности, о Бхакти говорится, что высшее – это Красота. Хотя Красота тебя судить не будет, она может за хорошее тебя уничтожить, а за плохое может тебя вознаградить. Красота, обладает такой удивительной характеристикой, такими удивительными свойствами.

00:45:34 За добро может тебе отплатить неблагодарностью, она Красота, она Господь, она независима. Вот судья зависит от вас, Бог-Судья он зависит от ваших поступков, он привязан к тому, что вы сделали, а Красота нет - совершенно независима. Поэтому Богом в Бхакти является Господь-Красота, он не зависит от нас. А то, что не зависит – это есть Бог. Если Бог от нас зависит, какой же он Бог? Судья, он же вынужден на работу ходить, мантию носить, а у него должны быть слуги, судебные приставы.

00:46:19 Вот Бог-Судья во всех религиях, вот у него обязательно есть судебные приставы, которые тебя накажут. А Бог-Красота, у него вообще никого нет, у него друзья только, друзья и возлюбленные. И он никого не держит, но мы все стремимся к нему сами. Только желание обрести красоту, найти красоту является движущей силой в нашей жизни, больше ничего. Ну, что на этом мы закончили, да, на этой весёлой ноте. Если нет больше возражений – вольно. До свидания, спасибо, что пришли.

транскрибирование: Анастасия Климчук | Карелия | Россия | 20 января 2012
обработка текста: Дарья Коннова | Екатеринбург | Россия | 22 февраля 2016