Красота - синоним счастья

Москва - 24 октября 2006
О концепции вайшнавизма. Чем вайшнавизм отличен от религии? Всё существует в сознании. Какой Он, Тот, в чьём сознании существует всё? Как наступает конец? Как служить Абсолютной Красоте? Красота как неделимое понятие. Не искать счастье - это грех. Чем красота материального мира отличается от абсолютной? Кто те личности, которые стоят за стихиями? Как понять, что вы соприкоснулись с Абсолютной Красотой?
запись беседы для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:15:44 | качество: mp3 64kB/s 34 Mb | прослушано: 587 | скачано: 393 | избрано: 11
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

О концепции вайшнавизма

00:00:00 Вайшнавизм как идея представляет ценность, но у каждой идеи есть, так сказать, свои разные шлейфы. Вот один шлейф – это культурологический аспект идеи. Другой шлейф – это социальный аспект идеи, экономический, психологический, но всё это исходит из одного источника – из идеи. Сама по себе идея, она не запачкивается ни обществом, ни культурой. Идея, она чиста всегда. На сколько я понимаю, вас интересует культурный слой вайшнавизма, не сама идея?

00:00:51 [Из зала]: Идея тоже и её носители, потому что обычно, если брать не наших студентов религиоведов, а студентов вообще... Когда я в общем курсе религиоведение читаю, рассказываю, что вот есть такие в кавычках кришнаиты, потому что правильно их называть вайшнавы...
[Драгилев А.К.]: Да это не важно как называть, правильно. Не важно, как называть голод.
[Из зала]: Но если они [неразборчиво] это уже плохо. С другой стороны, если есть что-то положительное, а все говорят: «Знаем, знаем, это те, которые в разноцветных одеждах ходят по Невскому»...
[Драгилев А.К.]: А христиане, кто в чёрных одеждах ходят.

00:01:28 [Из зала]: С христианством-то больше люди знакомы, а здесь получается, что…
[Драгилев А.К.]: Там лучше, там в чёрном. Понятно. Ну, значит, тогда вас интересует не различие внутри, так сказать, вайшнавского вероучения, а вообще концептуальное отличие вайшнавизма от других богословских учений, да?
[Из зала]: Скажем так…
[Драгилев А.К.]: То есть в чём разница разных верований?

00:01:58 [Из зала]: Нет, в чём разница между вайшнавизмом и христианством, мне кажется, что это понятно...
[Драгилев А.К.]: Да, и в чём?
[Из зала]: Боюсь, что тут тогда сейчас мне придётся…
[Драгилев А.К.]: Это хорошо.
[Из зала]: В концептуальных подходах, может быть…
[Драгилев А.К.]: Тогда по-другому вопрос: в чём разница между религией и вайшнавизмом?

00:02:24 [Из зала]: А разница есть?
[Драгилев А.К.]: Да, такая же разница, как между негативом и объективом, и позитивом.
[Из зала]: Так, вот тогда, значит, нам придётся в начале общее термологическое поле выработать...
[Драгилев А.К.]: Ну, да, то есть очертания одинаковые, что у негатива, что у позитива - очертания одинаковые.
[Из зала]: Ну, да, но содержания разные…

00:02:46 [Драгилев А.К.]: Но наполнение прямо противоположное. Вот, в чём разница между вайшнавизмом и религией как таковой. Аспектом любой религии является некое нравственное положение, нравственное учение или свод заповедей. То есть в чём разница между вайшнавизмом и религией, и, в том числе, другими нравственными учениями?

00:03:13 В том, что религия и отчасти философия, она призывает к поиску истины, то есть в религии этот поиск истины, он выражен в лозунге справедливости, найти справедливость, то есть мы все ищем справедливость или правды. Путём религии или путём социальных движений, революций, мы все ищем правды. Но вайшнавизм не ищет, вайшнав не ищет правды. Правда и истина вайшнава вообще не интересуют.

00:03:53 Вайшнава интересует только красота, Абсолютная Красота, то есть для вайшнава Бог – это красота. Это не истина и не справедливость, а красота. И поэтому разница между вайшнавизмом и любой другой религией, вероучением как между позитивом и негативом. То есть, скажем, существуют некие заповеди, некие модели поведения, существуют, скажем, каноны архитектуры, существуют какие-то правила одежды.

00:04:34 Всё это похоже на другие вероучения или другие религии. Там тоже есть и своя архитектура и образ поведения, и образ одежды. Если не смотреть вглубь, то мы не увидим ничего отличного, но по сути совершенно разные. Все ищут справедливости, истину, в конце концов, все ищут истину. Вайшнава истина вообще не интересует, только Абсолютная Красота. Красота, которая ничем не ограничена, даже собственным словом.

00:05:13 То есть если Господь говорит: «Вот это так», но Он завтра может изменить своё мнение и никто Его за это не оштрафует. Просто так. Красота – она самодержец, она сама для себя и сама по себе, это её привилегия, то есть неподчинение никаким правилам – это привилегия красоты. А вот справедливость и истина, она должна придерживаться некого кодекса. Вот, примерно так.

00:05:50 [Из зала]: Ну, тогда, наверно, проще было бы узнать различия внутри вайшнавизма.
[Драгилев А.К.]: А внутри вайшнавизма, вот это я не знаю. Можно, так сказать, поразмышлять. Прежде всего, идея не может изменяться, идея не может менять своё местоположение. Всё, что исходит, источается из идеи, может разниться, то есть главная идея вайшнавизма – это безропотное рабство перед Абсолютной Красотой.

00:06:33 И, так сказать, это глыба, которую нельзя столкнуть, всё остальное может меняться: может меняться образ одежды, может меняться образ, какие-то каноны, могут меняться заповеди, образ поведения, архитектура и так далее - это всё может меняться. А вот безропотное рабство, безоглядное перед идеей Абсолютной Красоты и любви – это не меняется. Когда вы говорите о различиях, это значит бывают какие-то различия.

00:07:14 У одних одни каноны, у других - другие каноны, но по сути всё одно, всё сходится в центре. Какие-то сомнения может возникли?
[Из зала]: Я не поняла, вы говорите, что Вайшнавизм и религия это разные вещи?
[Драгилев А.К.]: Ну, конечно.
[Из зала]: А вот чем всё-таки?
[Драгилев А.К.]: А я сейчас десять минут об этом говорил.
[Из зала]: Ну, я имею в иду, как?

Чем вайшнавизм отличен от религии?

00:07:44[Драгилев А.К.]: Религия признаёт существование некого высшего начала, одни под этим высшим началом понимают некий безличный закон или закон природы. Материализм, это своего рода религия, потому что материализм признаёт, что над человеком стоят какие-то законы, законы природы, перед которыми человек вынужден преклоняться или подчиняться им. То есть это уже некое высшее начало.

00:08:19 Верующий человек, он называет высшее начало Богом. Материалист называет законом природы, но всё равно каждый признаёт некое высшее начало, но по-разному обозначает, правильно? Почему мы признаём высшее начало? Почему это, так сказать, общё для всех вероучений и учений, и философий, что существует высшее начало?

00:08:49 Потому что каждый понимает, что он не есть бесконечный, всемогущий абсолют, что он подчиняется каким-то обстоятельствам. Если мы искренни и честны с самим собой, мы понимаем, что надо мной стоят обстоятельства, следовательно, я не Господь Бог. Следовательно, обстоятельства выше меня, то есть они как бы для нас Господь Бог, они некое высшее начало.

00:09:21 Но, религиозный человек, он говорит, что это высшее начало обладает разумом или обладает волеизъявлением, способен волеизъявлять. И если я подчиняюсь его волеизъявлению, то мне будет хорошо, если я не подчиняюсь, другими словами, нарушаю заповеди данные свыше, не важно в каком месте, при каких обстоятельствах, но свыше.

00:09:49 Если я не подчиняюсь этим заповедям, а заповеди я сам выбираю, я могу выбрать какое мне нравится, где я родился, кто мои родители, я выбираю некий свод заповедей. Так вот, если я не подчиняюсь, то я верю в то, что меня за это накажут. Как материалист, если он не подчиняется законам природы, он верит в то, что природа его за это накажет. Просто материалист говорит, что законы природы безличны.

00:10:20 Они после Большого взрыва появились сами по себе и мы им вынуждены подчиняться. Верующий человек говорит или религиозный человек говорит, что эти законы установлены высшим, разумным началом, как они говорят, демиургом, сейчас модное слово, установлены неким демиургом и мы этой воле подчиняемся. Подчиняемся, Он нас за это награждает.

00:10:50 Награждает неким райским бытием, или неким блаженством, некой благодатью. А, не подчиняюсь - то Он меня наказывает, низвергает в духовку со сковородками. Или кришнаиты говорят об адских планетах, страшилки рисуют, что есть планеты, они состоят из меди, медь эта раскалена и ты нигде себе не найдёшь покоя, ты бегаешь по поверхности этой планеты, у тебя пятки плавятся и ты и умереть не можешь.

00:11:25 Или хочешь испить, а все реки - сплошь гной и кровь. Вот такие. Кто во что горазд: кто-то про сковородки... То есть если я не подчиняюсь некому закону данному свыше, я буду страдать. Подчиняясь, я буду наслаждаться. Отсюда вытекает стремление к справедливости. - Господь или Бог, я буду что-то делать, Ты будь ко мне справедлив, вознагради меня заслуженно.

00:12:02 Даже когда они говорят о милости, они всё равно торгуются с Богом, они говорят помилуй меня или прости мои грехи, ведь я им простил. Они говорят будь ко мне милостив, я ведь к этим был милостив. Прости мне долги, как я прощаю должникам нашим. Всё равно идёт речь о справедливости, о торговле. Вайшнав, он не просит справедливости, вайшнава вообще справедливость не интересует.

00:12:29 Вайшнава интересует служение красоте, а красота, она не справедлива. То есть в красоте нет справедливости, красота жестока, несправедлива, но без неё невозможно. Красота в вайшнавизме синоним понятию счастья. Счастье и красота – это синонимы. Почему? Потому что, потому что счастье, обращённое к нам, имеет синоним - гармония.

00:13:10 То есть когда мы говорим: «Я хочу гармонии, внутренней гармонии», мы подразумеваем счастье. Но когда гармония обращена во вне, то мы говорим: «Гармония – это красота», то есть красота и гармония синонимы. Как бы, в видимом мною объекте. А счастье и гармония тоже синонимы внутри меня.

00:13:36 Поэтому красота и счастье это одно и тоже. Для вайшнава счастье – это Бог, то есть красота – это Бог. На самом деле, все ищут красоту и счастье. Когда мы просим у Бога справедливости: «Прости нам грехи, как мы прощаем должникам нашим», или «помилуй мя грешного», или ещё что-нибудь, или «хлеб дай насущный». За всеми этими эвфемизмами мы просим счастья.

00:14:09 Мы говорим: «Ты меня помилуй», а подразумеваем счастье. «Ты дай мне хлеб насущный», мы подразумеваем счастье. Так вот, вайшнавы не просят у Бога окольно: «Дай мне хлеба, а я уж там разберусь, или помилуй меня, я уж там разберусь». Просто: «Дай мне счастье». Но вайшнав говорит, что Бог – есть счастье. То есть дай мне себя, я хочу быть с тобою в личных отношениях.

00:14:37 В отношениях любви. И поэтому главная молитва вайшнава это обращение, это просьба о красоте и просьба о счастье. Все просят хлеба, а вайшнав просит счастья. Вот и всё, в этом и отличие.
[Из зала]: Красота – это только Бог или есть какая-то ещё?
[Драгилев А.К.]: Нет, это только Бог. Всё, что не Абсолютная Красота - всё уродство, то есть неполноценная красота.

Всё существует в сознании

00:15:14 [Из зала]: Можно вопрос? А как вы относитесь к карме?
[Драгилев А.К.]: К кому?
[Из зала]: К карме.
[Драгилев А.К.]: К карме? Легко, знаете, без сердцебиения учащённого.
[Из зала]: Нет, я имею в виду, что карма ведь это тоже детерминация.

00:15:33 [Драгилев А.К.]: Детерминация. Я вот своё даю определение понятию кармы – это расписание судьбы, которое можно менять. Расписание тоже подвержено изменению. То есть если ты не прилагаешь усилий, то расписание действует, но если ты прилагаешь какие-то усилия, ты можешь вносить какие-то изменения в это расписание.

00:15:58 Что такое карма? Карма – это последствия твоих желаний и последствия твоих поступков. То есть это некая причинно-следственная связь. Мы с вами есть крупица сознания, в христианстве это называется душа, вот мы оперируем термином сознание. Вот когда сознание находится в видоизменённом состоянии – это называется иллюзия или майа, оно испытывает последствия своих движений, своего волеизъявления или своих действий.

00:16:50 Но само по себе сознание не действует, оно волеизъявлет, а действует то, что она наблюдает. Вот когда мы находимся в иллюзии, мы вынуждены терпеть последствия своих желаний. Это и есть карма. То есть каждое желание или каждый поступок, он как в замкнутой системе координат, он возвращается нам. Да, такой закон, да ничего не поделаешь.
[Из зала]: То есть вы верите в переселение душ, да?

00:17:24 [Драгилев А.К.]: Нет, мы верим в то, что сознание претерпевает видоизменения. Сознание впадает в разные состояния иллюзии и сознанию кажется, что я - человек или я – собака, это всё, это кажется, это некий сон. Никто никуда не переселяется, просто тебе вдруг кажется, что ты человек, что ты живёшь в Санкт-Петербурге, как во сне. У тебя есть какие-то друзья, родственники, есть враги. Ты женщина, ты молодая, ты старая, тебе так кажется.

00:18:14 [Из зала]: С этим может сочетаться эта концепция о той планете, она тоже кажется?
[Драгилев А.К.]: Какая планета?
[Из зала]: Планета страданий.
[Драгилев А.К.]: Это состояние сознания. Эти планеты или вот эти адские миры, они находятся не в географическом, не в физическом пространстве, всё находится в сознании, всё существует в сознании.

00:18:35 [Из зала]: В сознании на ней можно...
[Драгилев А.К.]: Весь объективный мир это всего-навсего наше состояние сознания. Что такое информация? Объективный мир – это информация. А что такое информация? Это последовательное изменение твоего сознания. Когда ты получаешь информацию, твоё сознание меняет окрас некий, то есть ты как бы плывёшь по волне, давайте называть, информации.

00:19:02 То есть меняется твоё сознание. И таким образом ты как бы сканируешь, ты получаешь представление о внешнем мире, но он существует только в твоей голове. И вот эти все адские планеты, это всё в твоей голове существует. То есть ты испытываешь страшные муки...
[Из зала]: По своему желанию?

00:19:20 [Драгилев А.К.]: ... попав в иллюзию. Хорошо. Где существует место, которое вам снится? Допустим, вам снится, что вы летите на вертолёте по Нью-Йорку, где существует Нью-Йорк этот ваш во сне и ваш вертолёт? Всё в вашей голове. Так же и здесь, всё существует в сознании. Почему? Потому что, если нет восприятия, то, то и нет объекта, который мы воспринимаем. Если я не воспринимаю вас, то вас нет для меня.
[Из зала]: То, что находится за вашей спиной не существует?

00:20:19 [Драгилев А.К.]: Если я это не воспринимаю чувствами или умом. То есть я умом могу уже это воспринимать, я имею опыт и это уже в моём опыте находится. Это существует в моём сознании. То есть всё, что я воспринимаю, только это и существует. Но при этом, я ещё воспринимаю себя, как в наших писаниях говорится, что существует три предмета восприятия: это мысль моя, я её воспринимаю.

00:20:54 Это некие высшие силы, о которых я не знаю, какие-то обстоятельства, которые выше меня, и другие субъекты, я их тоже воспринимаю. То есть другие субъекты, они существуют тоже в моём сознании. То есть делается вывод: что всё, что существует, существует в сознании. Но, поскольку я существую, а это очевидно, я существую, значит, я тоже существую в чьём-то сознании.

00:21:25 Ничто не может существовать вне сознания. Если я существую, значит, я существую в чьём-то сознании. Так вот тот, в чьём сознании существуют все субъекты называется Господом Богом. В моём сознании существуете вы, вы и вы, что-то в моём сознании не существует.

00:21:49 Но, пользуясь логикой, формальной логикой, мы можем сказать, что если существую я в чьём сознании есть несколько субъектов, существует другой, в чьём сознании есть на одного субъекта больше, третий, в чьём сознании существует на два субъекта больше. То если субъектов бесконечное количество, значит, самый главный субъект, в Его сознании существуют все.

00:22:24 Это как пример с деньгами. Нас здесь двадцать человек, у меня рубль, у вас два, у вас три и так далее, то у двадцатого будет больше всех денег, но у него не будет всех денег, у него будет просто больше, чем у других. Но если нас вами в комнате бесконечное количество, то у последнего будут все деньги, то есть у него будут бесконечное количество денег. Это означает, что и мои деньги тоже будут принадлежать ему.
[Из зала]: Нет, ну это традиционный спор.

Какой Он, Тот, в чьём сознании существует всё?

00:23:03 [Драгилев А.К.]: Вот, точно также перебросив вот эту параллель рассуждений, мы можем сказать, а почему есть Бог? Только потому что есть множество. Если есть множество, то всё множество будет бесконечным, потому что за границами всего нет ничего, следовательно, всё есть бесконечное множество. И тот, в чьём сознании существует всё множество, есть бесконечно знающий, то есть всезнающий, или всемогущий. Мы его называем словом из трёх букв – Бог.

00:23:38 [Из зала]: А имя у Него есть?
[Драгилев А.К.]: У Него есть разные имена. Он один, прежде всего, потому что не может быть два бесконечно могущественных, потому что на каком-то этапе не поделят они что-то.
[Из зала]: Спиноза примерно так и говорит: абсолютность Бога.
[Драгилев А.К.]: Да. Кто-то? А есть место, садитесь, садитесь.

00:24:17 [Из зала]: Хватает посадочных мест.
[Драгилев А.К.]: А ничего, наши встанут, они как раз приготовились встать. Да. У Него есть имя и каждое имя, оно обозначает какое-то из Его качеств. И, поскольку в вайшнавизме главное качество Бога – это красота, то Его и обозначают таким словом Кришна. А Кришна означает красота или средоточие красоты. Слово красота, буквально «каршна», а тот, кто сосредотачивает в себе всю красоту называется Кришна. Какие-то сомнения может возникли?

00:25:19 [Из зала]: [неразборчиво]Он какого всё же цвета, тёмно-синего или чёрного?
[Драгилев А.К.]: Это нужно понимать не буквально. Точнее, не нужно искать в объективном мире тот цвет, которым Он обладает, в этом мире нет такого цвета, которым Он обладает. Так же как чёрная дыра, у неё нет цвета. Почему? Потому что её не видно. Она поглощает свет, соответственно у неё нет цвета.

00:26:02 Также Кришна или Абсолют, как Гегель говорил: «Абсолют сам по себе и для себя». То есть Он высший эгоист, Он делает только то, что ему нравится. А справедливый, ещё и то, что мне нравится, понимаете? А красивый делает только то, что ему нравится, поэтому Он Бог, потому что Он не подчиняется законам справедливости. И поэтому всё, что Он делает не подчиняется никаким законам.

00:26:49 То есть Он делает только то, что хочет, это значит нет никакой закономерности в Его поступках. А если нет никакой закономерности, это значит, мы не способны проследить, мы не способны, как бы, установить цепочку, ведущую к Нему, потому что нам не на что будет опереться. Он всегда другой, потому что Он не подчиняется закономерности.

00:27:16 А поскольку мы неспособны проследить за Ним, это означает, что Он чёрный, то есть невидимый. Абсолют невозможно увидеть, потому что на каком основании ты Его видеть будешь? Нет закономерности в Его поведении, поэтому Его называют чёрный. Но если мы будем с вами искать какой Он чёрный, мы никогда не найдём.

00:27:41 Потому что здесь любой, какой бы чёрный цвет здесь ни был, в нашем объективном мире, мы Его видим, он что-то хоть отражает, Кришна ничего не отражает, Он только поглощает, Он высший эгоист, эгоист, который всё поглощает. Это и есть качество абсолюта, Он сам по себе, никто Ему не указ, и для себя, Он живёт только для себя.

00:28:09 С Ним невозможны отношения торговли, то есть справедливости. Почему? Потому что нам нечего Ему предложить, мы вообще существуем в Его сознании. В Шримад Бхагаватам, нашем главном священном писании, сказано, что весь объективный мир, все явления, все стихии и сами души, то есть частицы сознания существуют в Его воображении. Когда Он воображает нас и объективный мир, это всё существует, как только Он забывает о нас это называется концом света.

00:28:53 Он просто о нас забывает и мы уже не существуем, мы существуем только в Его сознании. Также как персонажи наших снов, они исчезают когда мы просыпаемся. Они существуют, да, но только когда мы спим. Они существуют только в нашем сознании, в нашем воспалённом уме. Когда мы просыпаемся, их уже нет. Точно также Господь, Он нас, так сказать, спит или Он нас снит.
[Из зала]: Сновидит...

00:29:32 [Драгилев А.К.]: Снит, ну, да. Как мой один знакомый литовец, говорит: «Я сню». То есть вижу сон. Вот когда Он нас снит, мы существуем, когда он нас не снит, мы не существуем. Садитесь, пожалуйста.
[Из зала]: Он нас когда-нибудь может и забыть, Он нас забывает?
[Драгилев А.К.]: Да, Он нас забывает регулярно.

00:30:01 [Из зала]: Поэтому многие из нас уходят. А как сделать так, чтобы Он про нас не забыл?
[Из зала]: Вы так говорите, как будто Он человек, как Он может забыть, это же категория человеческая…
[Драгилев А.К.]: Конечно, слово забыть я беру в кавычках, Он как бы выводит нас из своего активного сознания.

00:30:23 Ладно, так: перестаёт обращать на нас внимание, опять в кавычках, и, соответственно, мы перестаём существовать. Потому что мы с вами пришли к выводу, что всё, что существует, существует только в сознании. И это относится и к субъекту, то есть ко мне, если я существую, значит, я существую в чьём-то сознании тоже, в своём и в чьём-то сознании тоже. Так вот этот Тот, в чьём сознании я существую, это и есть Господь Бог.

Как наступает конец?

00:30:56 [Из зала]: Когда человек умирает, его значит Кришна забыл, да?
[Драгилев А.К.]: Когда человек умирает, вы имеете в виду когда тело рассыпалось.
[Из зала]: Да.
[Драгилев А.К.]: А тело, оно и никогда не живёт, ему даже умирать не надо. Тело состоит из электронов, они как крутятся, так и крутятся, они не знают, что вы умерли, кстати говоря.

00:31:20 [Из зала]: Человек перестаёт двигаться, дышать...
[Драгилев А.К.]: Это форма рассыпалась, а электронам от этого ничего, кстати, они по своим орбитам там себе крутятся, они не знают, что война идёт где-то. Они не знают, что они в пуле, себе летит и летит. Так что, как бы, образы рассыпаются, но субъект сознания остаётся.
[Из зала]: Когда Кришна забывает, это значит конец света для всего человечества?

00:32:00 [Драгилев А.К.]: Человечество вообще к этому отношение не имеет, мы говорим о субъектах. Субъект – это сознание или я – индивидуум. Изначально индивидуум существует в первоначальном состоянии, то есть в состоянии покоя, потом начинается движение, вот это и есть иллюзия. Сознание приходит в некое движение, видит некую смену состояний.

00:32:27 И вот когда сознание снова перестаёт видеть смену состояний, то мир разрушается для него. Человечество к этому не имеет никакого отношения, сегодня вам кажется, что вы человек, ночью вам будет казаться, что вы птица, которая летает над волнами, буревестник, что там, гордо реет. Потом вам покажется, что вы Баба-Яга, которая на метле летает.

00:33:08 [Из зала]: А что тогда значит конец света?
[Драгилев А.К.]: Конец света, это когда сознание перестаёт снить.
[Из зала]: Своё сознание.
[Драгилев А.К.]: Сознание как концепция, то есть как некая реалия, и ваше сознание в том числе. То есть когда вы перестаёте ощущать себя, то свет перестаёт существовать.

00:33:42 [Из зала]: А когда Кришна перестаёт ощущать меня?
[Драгилев А.К.]: Вот это и есть, вы засыпаете, это одно и тоже, вы перестаёте себя ощущать, то есть вы впадаете в сон. Наше нынешнее состояние можно сравнить с активным сновидением, а вот когда мы перестаём видеть сны, то есть мы себя не ощущаем, мы теряем чувства, если так можно сказать, я говорю не о нас о людях, а о сознании, о Я.

00:34:10 То мы засыпаем, это глубокий сон без сновидений. Но ведь кроме состояния сновидения и состояния отсутствия сновидения, то есть глубокого сна, ещё возможно состояние бодрствования, когда мы тоже видим, но те образы, которые мы наблюдаем, не являются предметом нашего воображения. Всё, что мы видим во сне мы воображаем, но когда мы просыпаемся, то, что мы видим, мы не воображаем, я привожу пример.

00:34:45 Вот точно также сознание, оно... Мы знакомы с двумя состояниями сознания: либо мы пребываем в иллюзии, то есть мы сним, либо мы в глубоком сне, но возможно бодрствование. И это бодрствование возможно в отношениях с Абсолютной Реальностью, не с иллюзорной реальностью, а с Абсолютной Реальностью И эта Абсолютная Реальность, её опять обозначают тремя буквами – Бог. И отношения с этим Богом или с этой реальностью могут быть разные.

00:35:22 Но основа этих отношений всегда является служение. Вот на фоне это служения могут быть отношения раба и господина, о чём говорят, в основном, все религии. Возможны дружеские отношения, фамильярные, возможны отношения родителя к своему сыну, когда ты родитель этой Абсолютной Реальности, а эта Абсолютная Реальность, Господь, твой сын. Возможны любовные отношения, супружеские.

Как служить Абсолютной Красоте?

00:36:08 [Из зала]: А как вообще можно служить?
[Драгилев А.К.]: Служить Абсолютной Красоте очень просто – это души в ней не чаять, то есть невозможно прожить без неё, вот это и есть служение.
[Из зала]: [неразборчиво]

00:36:35 [Драгилев А.К.]: Когда, например, люди любят друг друга, то чем бы они не занимались, они всегда думают о своём возлюбленном или своей возлюбленной. Даже если они ходят на работу, если они газету читают, какое-то кино смотрят, они всегда думают: «А какое это имеет отношение к тому, кого я люблю?» Вот это и есть служение. Служение – это любовь, основа любви служение.

00:37:10 [Из зала]: Какие-то определённые действия производят или обряды?
[Драгилев А.К.]: Когда вы любите, вы какие-то определённые действия производите?
[Из зала]: Как договоришься.
[Драгилев А.К.]: В этом и есть свобода. Любовь привилегия свободных - как договоришься. Любовь подсказывает как себя вести.

00:37:35 [Из зала]: А каким образом лучше себя вести, допустим, Махамантру читать или Отче Наш, или через костёр прыгать?
[Драгилев А.К.]: Через костёр прыгать, вариант. В вайшнавизме говорится... Наш учитель, он говорил, что служение Всевышнему – это поиск Его. То есть постоянный поиск Абсолютной Истины или Абсолютной Красоты это и есть служение ей, потому что она недостижима. Она всегда убегает от тебя, она не подчиняется твоим желаниям, она может на миг открыть себя и сбежать снова.

00:38:27 И тогда тебе ничего не остаётся как бежать за ней, она играет с тобой. Служение ей, это всегда бежать за ней, за Абсолютной Красотой, за Абсолютной Истиной. Безропотно принимать всё, что Она тебе даст. А что касается каких-то регулярно повторяющихся действий, то существуют некие практики, как я вам говорил, одна из практик Сознания Кришны или Вайшнавизма – это повторение Махамантры.

00:39:11 Но если мы просто её повторяем механически, то это просто тренировка гортанной полости, тренировка голосовых связок. Махамантра - это просто зов к Красоте, чтобы Она имела с тобой хоть какие-то отношения, это просьба о красоте. Просто это просьба вслух. Когда мы повторяем мантру, мы как бы просим, чтобы Красота, ну, пусть убегает, но хотя бы позволила служить Ей. Как вот мы видим, когда какого-то красивого человека, мы сразу хотим послужить ему.

00:40:02 А когда мы видим Бесконечную Красоту, мы хотим броситься ниц перед Ней. Или как наш учитель говорил: «Перед справедливостью мы склоняем голову, но перед красотой мы падаем на колени». Вот это такая ответная реакция. И вот чтение мантры или чтение молитвы, это как раз зов к этой самой красоте. Со стороны это кажется: человек произносит звуки, - а внутри он обращается к Абсолютной Реальности, к Абсолютной Красоте.

00:40:47 То есть у каждого действия есть наполнение и движение, или есть мотивация и движение. И я привожу такой пример часто, что когда мы едем в автомобиле, то внешне кажется, что мы крутим руль и нажимаем на педали, а по сути я еду к своей любимой, например. Когда постороннего человека спрашивают что он делает? Посторонний скажет: «Педали нажимает и руль крутит», а когда меня спросят что я делаю? «Как, я спешу на свидание».

00:41:30 Так они мне скажут: «Ты же руль крутишь». – «Не, не знаю я на свидание спешу». Вот также и практика, любая практика в вайшнавизме, на первый взгляд это произнесение каких-то звуков, каких-то мантр. А если постороннего спросить: «Что он делает?» - «Он произносит Харе Кришна мантру». А если человека спросить, который произносит Харе Кришна мантру: «Что ты делаешь?»

00:41:57 Он говорит: «Я ищу Абсолютную Красоту». «Так ты же слова какие-то произносить?» - «Не знаю, я Абсолютную Красоту ищу». То есть у всего есть наполнение и форма. Но если мы с вами, с вами смотрим на формы, то мы не увидим различие между религиями. Во всех религиях есть какая-то обрядовая сторона, какие-то каноны, во всех религиях есть что нельзя делать, а что можно делать.

00:42:25 Вот если мы на это смотрим, то мы не смотря на различие, мы увидим, что всё одинаково, по форме как бы разное, но по сути как бы всё одинаково. Подумаешь, ты в розовых юбках ходишь или в чёрных, гимнаста ты на груди таскаешь золотого или деревце. Наголо ты сбриваешь или отращиваешь волосы. Хвостик ты тут отращиваешь, у кого есть, конечно, или выбриваешь дырочку. Или из этой дырочки наоборот хвостик, разницы никакой нет.

00:43:10 Но сущностно, просишь ты у той Высшей Реальности, которая вне тебя, которая не подчиняется твоей воле, ты просишь у Неё благ для себя, спасения, освобождения, рая, благодати или просишь «а можно я Тебе буду служить? Да даже не Тебе, а буду служить слугам Твоих слуг? Потому что кто я такой, что я буду?»

00:43:38 Вот если мы на сущностное наполнение смотрим, мы увидим огромную разницу между религией души и религией безропотного раба Божьего и религиями наёмного работника, который за исполнение каких-то заповедей просит у Бога рая на земле или рая на небесах, или счастья в загробной жизни. Ну, или что-нибудь такое, кудесники, они горазды на выдумки, они такое тебе нарисуют, лишь бы правила соблюдал.

Красота как неделимое понятие

00:44:18 [Из зала]: Что такое Высшая Красота и как увидеть Её?
[Драгилев А.К.]: Красота это то, что не поддаётся анализу. Вы хотите проанализировать?
[Из зала]: Ну вы тут просто говорите: «Высшая Красота, Высшая Красота...»
[Драгилев А.К.]: Красота не поддаётся анализу.

00:44:44 То есть когда что-то сложное или что-то сложнообразованное, то это можно проанализировать. Я могу взять любой предмет этого мира, любой объект этого мира и разложу его, то есть проанализирую, я могу сказать: имеет такую-то форму, имеет такую-то поверхность, такой-то запах, такой-то цвет, то есть я проанализирую. Состоит из таких-то, из таких-то частей. Проанализирую, то есть разберу, анализ – это разбор.

00:45:34 Там, где есть что-то сложное это можно разобрать. То есть уничтожить. Но когда мы говорим об элементарном, то элементарное нельзя проанализировать. То есть атом можно разложить на элементарные частицы. Допустим, есть какая-то минимальная элементарная частица, вот её уже нельзя разложить, то есть её нельзя будет проанализировать.

00:46:04 Вот Красота, она относится к тем же самым реалиям, её нельзя проанализировать. Почему? Потому что она как чёрная дыра, чёрную дыру нельзя проанализировать, в неё всё улетает. Вот это мы точно можем сказать, что Красота съедает наше сознание до конца, мы туда устремляемся. То есть когда мы выходим на некую орбиту возле чёрной дыры, мы уже не можем обратно выйти, то есть оттуда даже свет не выходит.

00:46:39 Точно также, пока мы служим Абсолюту или Абсолютной Реальности из корыстных побуждений, то есть ожидая что-то взамен: избавления от страданий или мы благодарим Его за то что Он такой добрый, «Господь, я тебя благодарю за то, что хотя бы существую». Вообще если какая-то благодарность есть или какое-то чувство долга к Красоте есть, или торговля с Красотой есть, то мы ещё не до конца ухнулись туда.

00:47:10 Как в физике есть понятие «горизонт видимости». Вот перед горизонтом мы ещё видим что там происходит, а за горизонтом видимости, всё - уже чёрная дыра, мы не знаем что там. И вот пока мы, мы Абсолюту служим, ожидая что-нибудь от Него, то есть что-то выйдет от Него, корыстно. Но как только мы пересекаем горизонт видимости, когда Красота являет себя близко к нам, то есть Господь, Кришна, тогда наш ум или наше сознание улетает в эту дыру безвозвратно.

00:47:49 [Из зала]: А что это такое?
[Драгилев А.К.]: Вы опять просите проанализировать.
[Из зала]: Да, то есть вы как бы говорите…
[Драгилев А.К.]: Я вам объясняю что это то, что нельзя проанализировать.

00:47:57 [Из зала]: Получается что, если это как бы…
[Драгилев А.К.]: Я вам скажу, что такое Красота при условии, если вы мне скажете что такое я.
[Из зала]: Не могу...
[Драгилев А.К.]: Так что же вы от меня требуете? Красота или Абсолют ещё элементарней, чем Я.

00:48:15 Мы все знаем, что каждый из нас существует, все знают - я существую. Но никто не сможет объяснить, никто не может дать себе характеристики. Кто такой я? А? Если мы, например, лишим человека памяти, лишим человека чувственных переживаний, то есть непосредственного потока восприятия и прошлого потока, то есть памяти, и спросим его или он сам себя спросит, потому что он нас не будет воспринимать.

00:48:55 Он спросит: «Кто я такой?» И не даст себе ответ, он будет знать, что я существую, но кто я такой... Он даже не будет знать, что он человек. Будет просто я в чистом виде. Сейчас сами мы можем дать сколько угодно определений, но все они эфемерны, они со временем пропадают. Например, вы себе даёте определение – молодой мужчина. Завтра это будет старый мужчина, а потом уже неопределённого пола.

00:49:27 Или вы можете сказать: «Я живу в Петербурге», но это может во сне вы не знаете, что вы в Петербурге живёте, вам кажется, что вы на Карибах и вы даже не знаете, что существует Петербург. Все наши нынешние определения, которые мы себе даём, они временные или эфемерные, то есть то, что завтра исчезнет. Но среди всего этого эфемерного я как личность - это неизменное. Но вот этому я, я себе не могу дать определение. Это невозможно.

00:50:06 Как глаз не может себя увидеть, также я не могу дать себе определение, кто такой. Я знаю, что я есть и глаз он тоже знает, что он есть, потому что он видит. Сам факт того, что он видит наталкивает глаз на мысль, что он есть. Также и я, сам факт того, что я ощущаю, я думаю, говорит о том, что я есть. Но кто я такой, я себя не могу познать. Это что касается меня, а я же не Бог, надо мной есть некая иная, более фундаментальная реальность.

00:50:42 Если я себе не могу дать определения, как я могу дать определение той реальности, я только знаю что она есть и я знаю, что она от меня не зависит. И единственно как я могу с ней соприкоснуться это быть безропотным её рабом. Отбросив все, все формы, все формальности, просто искать эту красоту. В каком виде она откроется я не знаю, это от неё зависит.

00:51:13 [Из зала]: Тогда следующий вопрос…
[Драгилев А.К.]: Какие-то может сомнения возникли у вас? У нас тут вообще культурологическая беседа, поэтому хозяева им право голоса в первую очередь предоставляется.
[Из зала]: Я на самом деле только пришёл, я с вами столкнулся совсем недавно...
[Драгилев А.К.]: Ничего страшного, вот мы у хозяек форума... Может у вас вопрос, что мы здесь все делаем? Или вы хотите сказать: «Ну, что вы?»

Не искать счастье - это грех

00:52:01 [Из зала]: По-моему, в данном случае, студенты, которые привыкли к одному подходу, к понятию что такое религия, что такое Бог, они получают опыт этакий общения с человеком, который смотрит на эту проблему с иной позиции.
[Драгилев А.К.]: Проблема, да.

00:52:17 [Из зала]: Конечно же вот идеи селепсизма они несколько неожиданно выглядят, особенно когда кажется, что культовая сторона очень часто преобладает, вероучительная, если мы говорим о религии. А мы уже выяснили, что ваша концепция религией Вайшнавизм.
[Драгилев А.К.]: Религия – это следование долгу. А каждый себе очерчивает самостоятельно границу долга, один говорит: «Это можно, а вот за гранью этого уже нельзя».

00:52:50 Появляется понятие грех. Вот то, что до этой черты, это можно, это называется праведность или набожность. А вот за этой чертой уже нельзя, это называется грех. И в разных религиях, религия как свод долга, эти черты разные. Например, материалисты говорят: «Нельзя убивать человека». А почему нельзя? Мы сейчас все скажем: «Ну, что вы!» Ну, это тоже определённая некая граница, потому что оказывается можно убивать человека. Если человек негодяй.

00:53:27 Религиозный человек, он скажет: «Да нет, можно убить человека». Как Авраам, например, взял своего сына стал убивать, и его святым считают Сейчас бы его посадили за убийство, а вообще его считают святым. То есть есть, понимаете, разные границы долга, вот то, что до этой границы – это хорошо, набожность, долг. То, что дальше – это, это грех.

00:54:02 Так вот в вайшнавизме тоже есть долг, но этот долг перед своей совестью, это постоянный, нескончаемый поиск Абсолютной Красоты, которой не видим, которой не ощущаем, но мы всё равно Её ищем, вот это долг. Только то, что за границами этого, является грехом. Только не поиск Красоты есть грех.

00:54:36 Только когда вы ищете справедливость, власть, славу, блага материальные или духовные даже блага - это грех. Когда вы ищете что-либо вот из этого: благочестие, уважение, почёт и так далее или рая - это грех в понятии вайшнавов. Не грех – это искать Красоту, всё остальное грех. Не искать счастья – это грех.

00:55:19 [Из зала]: Можно вопрос? Если, допустим, красоту мы ищем, а мясо кушаем, будет ли это грехом?
[Драгилев А.К.]: Вы кушаете мясо в поиске красоты?
[Из зала]: В поиске красоты.
[Драгилев А.К.]: Это не грех.
[Из зала]: Не грех.
[Драгилев А.К.]: Нет.
[Из зала]: А, продолжая тему…
[Драгилев А.К.]: Только…

00:55:37 [Из зала]: [неразборчиво]
[Драгилев А.К.]: А почему?
[Из зала]: Ну некоторые в этом видят красоту...
[Драгилев А.К.]: Это логично. Я почти что раздавлен таким аргументом.
[Из зала]: Если вспомните.
[Драгилев А.К.]: Они выбирали самых красивых и убивали их.
[Из зала]: Да, вот.
[Драгилев А.К.]: Ну ладно, нет, это конечно шутка.

Чем красота материального мира отличается от абсолютной?

00:55:59 [Из зала]: Разные понятия красоты всё-таки.
[Драгилев А.К.]: Да, поэтому мы и добавляем Абсолютную Красоту. Не ту красоту, которую ты можешь понюхать, потому что как только мы испытываем что-то, это перестаёт быть красивым. Как только я нюхаю цветок, он уже не так хорошо пахнет, понимаете, потому что часть вот этих молекул запаха я себе в нос забрал. Когда я что-то вижу или когда я к чему-то прикасаюсь, я изменяю его свойства.

00:56:37 Я прикоснулся к той поверхности, провёл по ней, ощутил её, она стала более гладкой, на несколько микрон, но она стала более гладкой. Когда я смотрю на что-то оно блекнет, потому что я смотрю при свете, а любой свет он делает картину более бледной. Потому что фотоны света, они бомбардируют и выбивают. Поэтому Кришна чёрный, Его нельзя ни понюхать, ни увидеть.

00:57:09 [Из зала]: Субъективный мир он всегда разрушается, закон энтропии…
[Драгилев А.К.]: Да, закон энтропии. И когда мы хотим пощупать красоту, понюхать, посмотреть и проанализировать, то мы её разрушаем, это уже не красота. И вот этот мир это и есть отражение того абсолютного или идеального мира, абсолютно красивого мира. Мы взяли слепок с того мира и начинаем здесь пользоваться этим. Когда вы хотите проанализировать это называется патологоанатом.

00:57:48 [Из зала]: Вивисекция...
[Драгилев А.К.]: Вивисекция. То есть когда вы хотите узнать как это устроено, вы это режете и, соответственно, оно умирает. Когда я хочу узнать что вы сегодня поели, то я вынужден буду вспороть вам живот, поэтому мы красоту не пытаемся проанализировать. Мы молим: можно мы будем Тебе служить, даже не видя Тебя, даже не Тебе, а Твоим слугам. Но если Ты захочешь, Ты можешь явится, пожалуйста.

00:58:21 Но имей в виду, что когда Ты ко мне явишься, у нас с Тобой будут отношения, а отношения - всегда взаимоизменения. Имей в виду, что когда Ты ко мне явишься, я Тебя своими отношениями буду менять. И Господь или Абсолютная Красота является только тем, с которыми Ему хочется измениться. Когда Он не против, что я к Нему приду, я с Ним соприкоснусь и изменюсь, и для меня это будет радостью, я буду счастлив от этого.

00:59:02 И по статистике Он приходит к безропотным рабам своим, по статистике.
[Из зала]: И они становятся Его слугами?
[Драгилев А.К.]: Они уже слуги Его. Это как в нашей жизни, когда мужчина её бросает, то у неё два варианта, хотя до этого она говорила: «Ты мой, единственный, кроме тебя у меня никого нет».

00:59:35 Но когда он её бросает, она либо кого-то ещё находит и тоже говорит, что ты мой единственный, либо ждёт его. Всегда ждёт, не продаётся никому. И мужчина обязательно вернётся. Это пример мирской, может быть это статистически не всегда работает, но это пример отношения сознания и счастья. Сознание всегда ищет счастья. Мы с вами сознание, мы относимся к энергии или к категории сознание. Господь относится к иной, более высокой категории, это категория означает счастье.

01:00:24 И если мы не продаёмся, если мы как частицы сознания, не продаёмся никому другому, не ищем иных обладателей себя, а мы говорим: «Я хочу, чтобы мною обладало только счастье и красота,» - то это называется верность. И Он обязательно возвращается, просто порядочный человек не может не вернуться, к той, кто ему верна. А Он скорее всего порядочный. То есть покорить Его можно безропотной преданностью, главное - не изменять Ему, даже когда его нет, это главное.

01:01:15 [Из зала]: Можно спросить? Почему счастья абсолютного можно достичь только в человеческом сознании?
[Драгилев А.К.]: Нет, не обязательно.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Драгилев А.К.]: Критика, что?
[Из зала]: [неразборчиво]
[Драгилев А.К.]: Так.
[Из зала]: [неразборчиво]

01:01:43 [Драгилев А.К.]: Ну, это наверное всё-таки чтобы привлечь внимание. В человеческом теле, чем оно отличается от других? Когда сознание снит себя человеком, в этом теле сознание может понять, что оно не человек. То есть когда вы родились человеком, вы можете понять, что вы не человек. Когда вы рождаетесь животным, вы это не можете понять. Когда вы родились собакой вы не поймёте, что вы не собака. А когда вы родились человеком, вы можете понять, что вы не человек. Этим оно ценно.

Кто те личности, которые стоят за стихиями?

01:02:18 [Из зала]: А Боги тогда кто такие, о которых мы говорили?
[Драгилев А.К.]: Боги – это такое совокупное понятие, некие высшие силы, которые стоят над нами. Но если есть высшие силы, то есть более высокие силы и в бесконечности это абсолютные высшие силы. Вот под Богами мы понимаем высшие силы, которые персонифицированы. То есть все явления природы они имеют свою персонификацию.

01:02:54 Ветер – это некая личность, солнце – некая личность, за любой стихией или за гранью нашего восприятия мы стихию можем воспринять. А за ней стоит личность. Как если я, например, кого-то ударяю кулаком, то невежда может подумать, что кулак его ударил. Но тот, кто обладает здравым смыслом, он понимает что это принадлежит руке, рука и так далее моей воле, то есть он не просто напоролся на кулак, а стоит какая-то воля за всем этим, некая персонификация.

01:03:35 Или, например, когда вы попали в тюрьму, вы не просто оказались в тюрьме, не тюрьма вас поглотила, а некая персонификация: прокурор, судья, надзорные органы и вы оказались в неком заточении, хотя вы не видите уже ни прокурора, ни надзорных органов, но персонификация есть. Поэтому за всеми силами природы стоит некая, некая личность, своя личность, за каждой, за каждой стихией стоит своя личность.

01:04:08 И вот в религиях как раз вот это поощряется, признание неких более высоких сил и прошение у них того, чем они владеют. Например, если человеку нужен дождь, он просит олицетворение воды или олицетворение дождя: «Пролей дождь, дай мне урожай.» Если рыбаку нужен улов, он молится океану, да? Если кому-то нужно спасение, то он молится Богу какому-то, который свободен, может тебе дать спасение и свободу. Но вайшнав никогда не просит свободу.

01:05:52 Во всех религиях культивируется идея свободы, мы хотим быть свободными. Вайшнав говорит: «Нет, я хочу быть рабом. Не дай Бог ты мне свободу дашь». Это когда в любовных отношениях один из партнёров говорит: «Свободен». Если нам говорит начальник: «Свободен», - мы рады, - «ребята, сегодня свободны». Сегодня лекции не будет, свободы. Все: «Урааа».

01:05:24 Побежали искать отношений на стороне, свобода нужна для того, чтобы найти каких-то отношений и вайшнав пользуется свободой для того, чтоб найти безропотных отношений с Абсолютной Красотой, любовных отношений. Если вас начальник освободил, вы побежите в кафе искать любовных связей, правильно? Вайшнав не просит свободы, он просит рабства отношений. Какие-то сомнения может возникли в верности избранного пути?

01:06:05 [Из зала]: Можно я, исходя из этой идеи, что весь мир в нашем сознании, усилием воли, допустим, вызвать улов рыбы?
[Драгилев А.К.]: Можно.
[Из зала]: Или…
[Драгилев А.К.]: Следующий вопрос будет: «Как?»
[Из зала]: Да, да, безусловно, как?
[Драгилев А.К.]: Что недоговариваете?

01:06:24 [Из зала]: Нет, я просто получше пример хотел привести про Богов, соответственно, вот одни Боги есть, других нет, их много...
[Драгилев А.К.]: Если вы хотите рай, то вы обращайтесь к Богу, который живёт в раю или как это Царя Небесного, если вы хотите денег, вы просите Николая Угодника или Деда Мороза… Но если вы хотите рай, то вы простите Царя Небесного, а вайшнав не хочет рая, он говорит: «Я хочу быть рабом, возьми меня в рабство себе». Что касается весь мир в нашем сознании. Наш мир в нашем сознании.

Как понять, что вы соприкоснулись с Абсолютной Красотой?

01:07:09 [Из зала]: А где грань между нашим миром и не нашим миром? Вот реальность и иллюзия?
[Драгилев А.К.]: А наш мир, это мир нашего опытного переживания, либо непосредственного, либо того, что мы можем воспроизводить из прошлых переживаний. То есть мы как бы себе вспоминаем, что мы испытали. Хотя мы можем сейчас не есть яблоко, но мы можем вспомнить, какое оно на вкус.
[Из зала]: Но если сто раз сказать слово халва...

01:07:42 [Драгилев А.К.]: Да, если вы никогда не испытывали халву, вы никогда не определите что она сладкая.
[Из зала]: Да, но сладко то не станет.
[Драгилев А.К.]: Нет.
[Из зала]: И насыщение не придёт.
[Драгилев А.К.]: Да.
[Из зала]: А как тогда быть? Для того чтобы яблоко, оно [неразборчиво]

01:07:56 [Драгилев А.К.]: Вы…
[Из зала]: Чтобы счастье получить...
[Драгилев А.К.]: То есть вас, счастье нет, от счастья откусить нельзя, счастье нельзя понюхать. Мы созданы для счастья, но не счастье создано для нас. Мы созданы для счастья, то есть мы созданы Ему во служение, или как наши учителя говорят: «Бог это не тот, кто всем повелевает, а тот, кто - хочется, чтобы Он тобой повелевал.»

01:08:28 [Из зала]: В данном случае повелевание…
[Драгилев А.К.]: Это есть счастье, ты хочешь, чтоб счастье тобою играло, это и есть Бог. А насчёт того, что весь мир в нашем сознании, да, это мир чувственного опыта. Так оно и есть. Просто в обусловленном состоянии. Когда мы находимся под влиянием закона причинно-следственной связи, мы с вами не можем пожелать того, что не заслужили.

01:09:10 Когда мы свободны, мы можем пожелать и получить, но мы с вами несвободны. Даже сам факт нашего желания обусловлен нашим прошлым опытом. Вы не можете пожелать того, что никогда не испытывали. Понимаете? Это называется попасть в карму, как кришнаиты говорят в карму попасть, да?

01:09:33 То есть попасть в некую цепь, где каждое последующее желание обусловлено прошлыми поступками, а следующие поступки обусловлены твоими желаниями, которые обусловлены прошлыми поступками. И вот эту цепь мы не способны прервать. Мы не можем сделать того, чего хотим, потому что не можем пожелать, наши желания обусловлены обстоятельствами.

01:10:02 И если вы хотите реализовать халву, вы должны быть совершенно свободны от закона причинно-следственной связи. Проблема в том, что когда... С этого, собственно, и начинается творение, то есть душа появляется, когда она хочет что-то материализовать. Когда она хочет вот эту вот халву. Она хочет халву, потом она её пробует, становится рабом этого вкуса, следом она хочет уже чего-то обусловленного этим вкусом, получается новый опыт.

01:10:41 Дальше она хочет что-то, исходя из своего обусловленного опыта и так далее. Хотите халву, пожалуйста, станьте свободным, получите эту халву и станете её рабом.
[Из зала]: Но это будет неправильно.
[Драгилев А.К.]: Не знаю, я не даю оценки. Правильно или неправильно это всё из мира этики. Правильно или неправильно. Звёзды сталкиваются, звёзды взрываются это правильно или неправильно?

01:11:15 [Из зала]: Опять к причинно-следственной связи, вернее к законам, да, к банальным законам.
[Драгилев А.К.]: Вот ещё, раз мы затронули эту тему, различие между вайшнавизмом и другими религиями. Все остальные религии, они находятся в плоскости этики, правильно и неправильно. Вайшнавизм находится в плоскости эстетики - красиво или некрасиво, этика вайшнавов вообще не интересует. Потому что правильно или неправильно это всегда корыстно.

01:11:44 Правильно – это когда, мне правильно, А красота, она вне этики. Звёзды взрываются, это правильно или неправильно?
[Из зала]: Но красиво.
[Драгилев А.К.]: И всё. Поэтому и Господь, Он вне этики, Господь не поступает правильно или неправильно, Он играет. Когда мы играем это и правильно, и неправильно, там нет этого.

01:12:12 [Из зала]: А вот красота, она разве не может быть как красиво только мне, так же как мне правильно и неправильно?
[Драгилев А.К.]: Нет, Абсолютная Красота не может. Мы с вами логически уже заключили, относительная красота – это безобразие.
[Из зала]: То есть халва, например.
[Драгилев А.К.]: Это для вас красиво?

01:12:35 [Из зала]: Ну, наверно, если я, предположим, к этой халве стремился.
[Драгилев А.К.]: Ничего страшного в этом нет, если испробовав эту халву, вы ещё чего-то захотите, значит, это была не Абсолютная Красота. Не Абсолютная Гармония. Абсолютная Красота – это когда ты достигаешь этого и тебе уже ничего не хочется, ты достиг вершины, всё остальное, какой бы шаг ты ни сделал, ты будешь делать шаг вниз, это определение Абсолюта.

01:13:08 Вот эту истину надо искать, такую истину любой шаг от которой это будет уход от неё. От относительной истины можно сделать шаг к более высокой истине. Но Абсолютная Истина, она, во-первых, бесконечно высока, мы даже не говорим, что она недостижима, мы говорим, что она бесконечно достижима. Она достижима, красота и счастье достижимы, но для этого понадобится бесконечное время. Но достичь можно.

01:13:55 [Из зала]: То есть это наверное и есть некие варианты?
[Драгилев А.К.]: Это и есть…
[Из зала]: Мокша, нирвана.
[Драгилев А.К.]: Не, не, это всё там, ниже, мокша это всё на нижних этажах. Мокша – это свобода, зачем вам свобода? Вас освободили, вы что, конечно побежали семью создавать, правильно?

01:14:12 Вы мучились в тюрьме, у вас были неправильные отношения с сокамерниками. И вам говорят: «Свободен». Ты: «Ура», и что? - ты побежишь, куда ты побежишь? - создавать правильные отношения. Вот это и есть мокша, она нужна для того, чтобы освободиться от неправильных отношений. Простите за слово неправильные, некрасивых отношений. Чтобы создать красивые отношения, отношения полного доверия.

01:14:46 Ведь, когда мы под Богом понимаем - Тот, Кто спасает нас, там есть элемент недоверия. То есть я от Тебя хочу, чтобы Ты меня... Ты мне, в общем, Сам не важен, мне нужно, чтобы Ты меня спас, я прошу у Тебя спасения. До спасения Ты мне в общем нужен, я Тебя буду молить, вот что хочешь, то сделаю для Тебя, только спаси. Сам по себе Ты мне не нужен.

01:15:16 Но мы с вами даже в этой жизни, мы каких отношений ищем? Мы ищем отношений, мы хотим, чтобы мы были человеку интересны, не то, что у нас есть, а нас любили, не то, чем мы обладаем, мы таких ищем партнёров. Которые: «Ты меня любишь?» - «Да». «За что?» - «Да ни за что, просто тебя люблю, вот какой ты есть, такого люблю».

01:15:41 И такие же отношения со Всевышним возможны и Он себя раскрывает, Он становится рабом своего раба, когда Он понимает, что этому рабу от Меня ничего не надо. Ему не надо ни спасения, ни рая, ни толстого тела, набитого вечностью, знанием и блаженством, ему нужен только Я. И вот к такому Он, по статистике, чаще всего приходит.

транскрибирование: Анастасия Климчук | Карелия | Россия | 30 октября 2011
транскрибирование: Дарья Коннова | Екатеринбург | Россия | 13 января 2016