Искренность и верность своему идеалу

Москва - 25 February 2006
Как правильно заниматься внешней деятельностью? Что такое азарт к жизни? Отдать тело миру, а душу - Богу. Бог слышит молитву сердца. В миру мы учимся верности долгу. В любой ситуации следует исполнять свой долг. Смирением можно порвать узы с этим миром. Кто обычно учит любви к родным и зачем? Где рождается любовь? Как соприкоснуться с идеалом? Бежать за Прекрасной Реальностью, откуда бы она ни позвала.
запись беседы для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:48:53 | качество: mp3 64kB/s 22 Mb | прослушано: 455 | скачано: 458 | избрано: 19
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Из зала]: По-другому, от кого всё-таки больше зависит духовный прогресс, от меня, от ученика или от гуру?
[Драгилев А.К.]: И от гуру, и от ученика зависит в равной степени.
[Из зала]: От ученика, если я правильно понимаю, что требуется только желание искреннее или не только желание?
[Драгилев А.К.]: От ученика требуется подготовить почву в которую гуру может посадить зерно. А гуру требуется посадить зерно, он не может почву подготовить вместо тебя, потому что это ты.

Как правильно заниматься внешней деятельностью?

00:00:31 [Из зала]: Можно вопрос?
[Драгилев А.К.]: Да.
[Из зала]: А какое значение имеют семейные отношения, взаимоотношения?
[Драгилев А.К.]: В смысле?
[Из зала]: В жизни преданного на пути бхакти, имеют ли они значение?
[Драгилев А.К.]: Животрепещущий вопрос современности. Но в чём вопрос-то? В смысле, уходить ли из семьи, в этом вопрос? Уходить ли из этой семьи, чтоб создать другую, да?
[Из зала]: Создавать ли вообще семью?

00:01:02 [Драгилев А.К.]: Создавать, да. Если при священном слове «семья», у вас учащается сердцебиение, то надо создавать семью.
[Из зала]: У меня вопрос. Я занимаюсь какой-то деятельностью и нужно применять мотивацию и когда я изменила мотивацию, я не вижу смысла в том, чтобы продолжать заниматься дальше этим делом. И стоит ли его бросить тогда?
[Драгилев А.К.]: Вы изменили мотивацию?
[Из зала]: Ну,…
[Драгилев А.К.]: Вам это удалось?

00:01:38 [Из зала]: Ну, я пытаюсь.
[Драгилев А.К.]: А... пытаетесь?
[Из зала]: Если думаю, что для служения никак не подходит это занятие – спорт, для меня очень сложно, мне нужно напрягаться, на это ходить, тренироваться, это занимает много времени.
[Драгилев А.К.]: Понимаете, когда лежите на диване, это тоже много времени занимает.

00:01:58 [Из зала]: Ну, да, тое есть если…
[Драгилев А.К.]: Ровно столько же, что…
[Из зала]: [неразборчиво]
[Драгилев А.К.]: Нет, вы занимайтесь вот как в случае с семьёй, в случае, это же одно и то же, что семья, что спорт. Жизнь – как вид спорта. Есть такой вид спорта называется жизнь. Семья, работа. Занимайтесь этим, то есть не бросайте, но не вкладывайте в спорт душу. Так же как и в семью не надо душу вкладывать.

00:02:28 [Из зала]: А у меня тогда не будет результатов никаких. Бессмысленно будет.
[Драгилев А.К.]: Почему? Результат вам какой, медали нужны?
[Из зала]: Ну, вот лично мне, я стала заниматься, потому что я перестала другим заниматься. Думала, что же мне делать, надо заняться спортом.
[Драгилев А.К.]: Ну, вам медали нужны, да?

00:02:46 [Из зала]: Ну, вот мне нужно ехать на всероссийские соревнования и тренер, и все от меня ждут как бы каких-то, а я…
[Драгилев А.К.]: Занимайтесь спортом, живите в семье, но до тех пор, пока вот эта группа, в которой вы находитесь, будь то семейная команда или спортивная команда скажет: «Нет, вот ты другой, уходи отсюда». Пока вас тренер сам не выгонит, вы делайте всё, что от вас зависит, но без удовольствия, прыгайте с шестом, но без особого удовольствия.

00:03:27 И если, вдруг, вам дадут медальку, просто отнеситесь к этому как к железячке, не восторгайтесь тем, что вас признали как кого-то великого, понимаете? Есть два пласта деятельности, это внутренняя деятельность и внешняя деятельность. Вот Арджуна Кришну спрашивает: «Кришна, ты говоришь, что внутренняя деятельность важнее, чем физическая». Арджуна тоже спортсменом был, он боевыми искусствами занимался, боевым видом спорта.

00:04:07 И Кришна ему говорит, что: «Познать себя – это важнее, чем шашкой махать». И Арджуна ему говорит: «Хорошо, а что делать?» Кришна говорит: «Иди шашкой маши». И Арджуна спрашивает: «То познай себя, то шашкой маши?» Кришна говорит, что: «Одно другому не противоречит». То есть внешне пусть твоё тело, как некий механизм, работает в этой системе в семейной или в спортивной, но внутри ты должен быть умиротворён. То есть внутри ты не должен шашкой махать. Потому что врагов нет.

00:04:49 Всё есть, так сказать, взаимодействие. Кришна как говорит, что: «События этого мира – это просто химические взаимодействия объектов». Шашкой махнул, раз, кровь брызнула. Начался распад в теле, это называется смерть. И Кришна говорит: «Мир всё равно будет химически взаимодействовать друг с другом, просто ты не восхищайся и не печалься от того, что происходит». Это как в том анекдоте, хороший очень анекдот. Бегемот лежит в луже и пузыри пускает. Прууу, пускает пузыри, толстый бегемот.

00:05:36 К нему сынок подходит: «Пап, вырежи мне дудочку из тростника». Он такой: «Прууу», пузыри пускает. «Ну, пап, ну вырежи мне дудочку из тростника». Он говорит: «Сейчас я всё брошу и пойду тебе дудочку вырезать». Понимаете, то есть есть два плата деятельности. Вот папа занимался внутренней деятельностью, то есть он, видимо, о чём-то серьёзном думал, а снаружи казалось, что он пузыри пускает.

00:06:05 То есть вот сын – недотёпа, он не понимает, что папа действием занят, а ему кажется, что это пузыри, поэтому он ему предлагает другой деятельностью заняться. Но папа-то медитирует на что-то важное. Вот поэтому внутри у вас должна быть работа, напряжённая работа. Прежде всего пусть будет апатия к внешнему миру, но внутренняя апатия, не внешняя, а внутренняя апатия. Просто поймите что это всего-навсего химические реакции.

00:06:44 Вы же не печалитесь о том, что при соединении щёлочи и кислоты появляется соль и вода, или как-то там, вы же не печалитесь. Химическая реакция, или не радуетесь. А почему вы радуетесь или печалитесь, когда так свет сыграл, что овод погиб, так жалко его, этого овода.
[Из зала]: Переживаем.
[Драгилев А.К.]: Переживаем, да, жалко ведь, а это просто эти самые, электронно-лучевая трубка бликует, а нам жалко. Точно так же в этом мире, всё есть химическая реакция.

00:07:32 Игра тени и света, просто не принимать сердечного участия в этом мире. А внешне продолжайте пузыри пускать или дудочку вырезать, это не так важно. Главное внутри дудочку не вырезать и пузыри не пускать.
[Из зала]: Каждое движение в этом мире, оно несёт какой-то смысл.
[Драгилев А.К.]: Правда?
[Из зала]: Не, ну при каких-то разных обстоятельствах…
[Драгилев А.К.]: Ну, например, например, овод погиб, ах, смысл какой?

00:08:04 [Из зала]: Почему люди переживают?
[Драгилев А.К.]: Не потому что там какие-то блики меняются, а из-за того, что они в этих бликах видят человека.
[Из зала]: Да, идею такую спасение человека.
[Драгилев А.К.]: Они видят в этих бликах человека, они видят в этих бликах трагедию.
[Из зала]: Ну, да, трагедия совершается, у них же трагедия в руке совершается.
[Драгилев А.К.]: Вот тот, кто монтирует фильм, режиссёр или монтажёр, он не видит в этом трагедии, ему главное, чтоб кадры совпали.

00:08:29 Он своим делом занят, он не печалится, что там кого-то расстреляли. Покуда мы думаем, что в этом мире есть какой-то смысл, то конечно мы будем принимать участие, мы будем печалиться, что прыгнул с шестом и планку не взял. А это всего-навсего игра света и тени, пусть тело прыгает с шестом или с веслом, или с ведром. Не так важно, главное, чтобы внутри быть спокойным.

00:09:07 [Из зала]: Махарадж…
[Драгилев А.К.]: Вы девушка с веслом, да?
[Из зала]: Махарадж, а вот такое действие - по горам лазить?
[Драгилев А.К.]: Ну, это ещё лучше. Не, ну это, конечно, большой смысл.
[Из зала]: Лазить по горам, сам процесс...
[Драгилев А.К.]: Главное душу в это не вкладывать. А что там крутого?
[Из зала]: Ну, залезть, слезть.
[Драгилев А.К.]: Нет, это надо подумать, что же в этом такого?

Что такое азарт к жизни?

00:09:32 [Из зала]: Хотел по поводу азарта спросить, не играть в азартные игры, а я стал замечать, что вся моя жизнь – это азартная игра, то есть что такое азарт?
[Драгилев А.К.]: Азарт – это внутреннее состояние.
[Из зала]: Это некое действие, ради какого-то плода…
[Драгилев А.К.]: Это не действие, азарт – это не действие, это внутреннее состояние. Состояние психики.

00:09:52 [Из зала]: Вот, допустим, я хожу на работу ради заработка денег и ради прокорма своей семьи. Это же можно назвать азарт?
[Драгилев А.К.]: Если вы внутри себя это делаете с азартом, можно.
[Из зала]: Тогда что такое азарт?
[Драгилев А.К.]: Это состояние сознания такое, это предвкушение от выигрыша.
[Из зала]: То есть ожидание выигрыша? Да?
[Драгилев А.К.]: Ожидание выигрыша, перевозбуждение, пусть ваше тело ходит за зарплату на работу.

00:10:25 [Из зала]: Но ведь я радуюсь когда зарплату получаю.
[Драгилев А.К.]: Вот это и есть азарт.
[Из зала]: То есть вот это и есть азарт?
[Драгилев А.К.]: Если вы радуетесь, когда деньги получили и печалитесь, когда не получили – это азарт. Это то же самое, что кино смотреть, Штирлица схватили, мы печалимся, потом, раз, он радистку Кет отвёз в Швейцарию и всё, посадил её на поезд, всё хорошо.

00:10:52 Правда, кто замечал, там поезд едет, там видимо они забыли затереть и там написано 58 посадочных мест. Германия 45-ый год, по-русски написано. Ну, а куда, русский шпион конечно. Вот когда такие ляпы замечаешь, думаешь, «о Господи, это же всё игра света и тени, что беспокоиться». Ну, сел Вячеслав Тихонов на поезд, ну, что в этом такого, почему мы должны беспокоиться?
[Из зала]: Нет, там же люди не Вячеславу Тихонову, а идею.

00:11:27 [Драгилев А.К.]: А ты увидь Вячеслава Тихонова.
[Из зала]: Ну, это легко, просто понять, что…
[Драгилев А.К.]: И всё, и тогда пройдёт азарт всякий.
[Из зала]: То есть нужно понять, что это всё актёры.
[Драгилев А.К.]: Ну, понять, что жизнь - это игра такая. Внутренне не участвовать в нём, в этом спектакле. Там деньги тебе дают, ну, дали, ну не дали, ну не дали. Умер с голоду, значит, умер с голоду.

Отдать тело миру, а душу - Богу

00:11:58 [Из зала]: Махарадж, а что нужно вот живя в этом мире вообще вычеркнуть или выкинуть такие понятия как родственная связь? Ну, не выкинуть, а по крайней мере ровно вообще к ним относиться.
[Драгилев А.К.]: Да.
[Из зала]: Родственные связи, дружба, жена, ребёнок.
[Драгилев А.К.]: Да.
[Из зала]: Ко всем вот этим проявлениям этого мира нужно стараться равнозначно исполнять, да, отношения?
[Драгилев А.К.]: Исполнять долг, но без особого удовольствия.

00:12:21 Танцевать обязательную программу с женой, но без особого удовольствия. Знаете, как в том анекдоте. Мужик смотрит соревнования по фигурному катанию, думает: «Сейчас бы мне вольную программу с ней исполнить», а жена забирает подушку: «Сейчас ты у меня обязательную исполнять будешь». Вот исполнять обязательную программу, но без удовольствия. Как тот мужик.
[Из зала]: Тогда эгоистом можно стать ещё больше, мне кажется. Ты тогда будешь думать только о себе.

00:12:58 [Драгилев А.К.]: Нет, я же тебе говорю, обязательную программу нужно исполнять.
[Из зала]: Но без чувств.
[Драгилев А.К.]: Без чувств, тело отдай науке, а душу Богу. То есть пусть твоим телом распоряжается этот мир, в этом, с этого начинает Кришна Гиту, когда говорит о карма-йоге. Что внешне ты должен исполнять свой долг, но не внутренне. Внутренний у тебя долг передо мной, говорит Кришна, а внешний у тебя перед этим миром. Исполняй этот долг.

00:13:31 И когда мир, он надоест, когда мир возмутится, что ты ему только своё тело отдаёшь, а душа принадлежит мне, то этот мир тебя сам выгонит, ты не беспокойся. Майа не потерпит что ты душу не вкладываешь в этот мир, в её, в её хитросплетения.
[Из зала]: Но чтобы душу отдать Богу, нужна связь с Богом, а у меня такой связи нет, у меня есть связь с моим эго. Если я душу не буду в дела вкладывать, моя душа будет вкладываться в моё эго, то есть в самого себя...

00:14:06 [Драгилев А.К.]: Если ты не будешь вкладывать свою душу в этот мир, то душа найдёт куда вложить себя.
[Из зала]: Всем кажется, если я буду вкладывать свою душу, если я это душа и есть.
[Драгилев А.К.]: Ну, мы говорим, фигурально мы выражаемся. Конечно, я и есть душа. То есть сам ты служи некому высшему идеалу, будь верен этому идеалу, а на внешнем уровне предайся этому миру, выполняй обязательную программу перед семьёй, перед обществом, перед религиозным сообществом, отдавай миру мирово, кесарю кесарево, Богу богово.

00:14:53 Твоя душа должна принадлежать только Всевышнему, высшему идеалу. Если ты будешь жаждать высших идеалов, самопожертвования, любви, то этот идеал тебя найдёт.
[Из зала]: При этом процессе, моё ложное эго будет всячески пытаться меня запутать.
[Драгилев А.К.]: Да.
[Из зала]: Так кто выбирает эту обязательную программу?
[Драгилев А.К.]: Мы сами когда-то выбрали. Мы оказались в этих рамках и поэтому мы должны исполнить этот долг. Мы когда-то выбрали, теперь связаны по рукам и ногам.

00:15:41 [Из зала]: Но если мы выбрали, значит, мы могли и переизбрать.
[Драгилев А.К.]: Это да, это верно. Но переизбрать мы можем, то есть поменять своё решение или как Шридхар Махарадж говорил: «Не нужно быть рабами своих прежних решений». Мы выбрали, находясь в состоянии свободы, это был наш осознанный выбор, сейчас мы растеряли эту свободу, сейчас мы не можем сделать свободный выбор, потому что мы несвободны.

Бог слышит молитву сердца

00:16:19 Поэтому мы должны выполнять долг, который мы на себя возложили, перед семьёй, обществом и так далее, да? Но, внутри себя мы должны оторваться от этого всего. Внутренний выбор или стремление к внутреннему выбору. И когда мы поймём, что самостоятельно это невозможно, что мы порабощены этим миром, тогда наши молитвы будут искренни, мы будем просить о помощи свыше очень искренне.

00:16:59 Точнее мы будем просить не во вне, а во внутрь. А Господь, Он слышит только нашу молитву, Он не слышит как мы говорим, Его это не интересует. Что вылетает из нашего рта, когда мы вибрируем воздухом, совершенно мимо пролетает. А поскольку Он находится в сердце, то Он слышит то, чего наше сердце просит. И когда Он услышит нашу искреннюю молитву, то есть молитву сердца, мы можем говорить вообще что угодно, но если наше сердце ждёт Его, тогда Он может прийти.

00:17:42 Или как Шридхар Махарадж говорит, в случае с Гопи: если мы послушаем их молитвы, причём они молились, они молятся всяким Богам, кумирам, кто во что горазд. Кому угодно, кроме Кришны. Но сердце у них только о Кришне думает. А если мы посмотрим на нас, мы внешне мы молимся Кришне, а внутри всяким богам, кумирам, золотым тельцам. Вот, всё наоборот, понимаешь, а он слушает только то, что в сердце.

В миру мы учимся верности долгу

00:18:24 Но почему мы при этом должны исполнять долг, почему мы возвращаемся снова и снова, почему мы должны исполнять долг перед внешним миром, перед семьёй, перед религией своей, перед обществом? Потому что тем самым мы вырабатываем в себе верность долгу. Когда Господь видит, что в тебе живёт хотя бы верность долгу, пусть это внешний долг, но это верность долгу. То тогда он тебе может подсказать и подскажет какой твой на самом деле долг.
[Из зала]: Настоящий.
[Драгилев А.К.]: Настоящий долг.

00:19:05 Если в тебе, в тебе родилось вот это качество верность долгу, тогда когда ты услышишь новый долг, новый зов сердца, тогда ты будешь ему верен. Ты воспитываешь, соблюдая обязанности, правила и предписания в этом мире, перед семьёй и так далее, ты вырабатываешь такое качество как верность долгу. И Господь потом просто поменяет, чему же ты должен быть верен. Поскольку ты верен долгу, ты будешь верен и этому долгу. Голосу своего сердца. Это будет подлинная вера. Не туристическая, не из любопытства, а настоящая вера.

00:20:00 То есть ты, о чём мы говорили, подготавливаешь качество почвы, делаешь почву плодородной, вот в ней может взрасти бхакти, в этой почве.
[Из зала]: Господь, он верность вот этому долгу, это единственное на что Господь обращает внимание во внешнем. То есть вы сказали что он смотрит только наше внутреннее.
[Драгилев А.К.]: Он слушает, да.
[Из зала]: Слушает внутреннее состояние, а то, что мы делаем внешне, то есть стараемся быть верным долгу, да, то есть верность этому долгу то, на что Господь обращает внимание когда мы во внешнем мире что-то делаем?

00:20:44 [Драгилев А.К.]: Да.
[Из зала]: Ну, а определить для себя долг, это…
[Драгилев А.К.]: Легко, это. Вот то положение, в котором ты находишься, ты должен исполнять обязанности, не надо ничего выдумывать. Кшатрий я или брахман, не нужно смотреть в словари кто ты такой, где твой долг. Вот где ты есть, там твой долг. Понимаешь? Если ты на производстве, значит, твой долг на производстве.

00:21:15 Если ты вьючное животное, значит ты вьючное животное. Если ты ходишь в церковь, значит ты ходи в церковь, вот это твой внешний долг. Внутренний - ты должен от этого оторваться, быть непривязанным к этому, понимать, что это внешний долг, это не долг моего сердца.
[Из зала]: Но есть же какие-то разграничения, если человек, например, занимается преступностью или чем-то таким…
[Драгилев А.К.]: Он же не преступностью занимается, он обеспечивает свою семью.

00:21:52 [Из зала]: Не, я не про него говорю, я вообще, ну вот...
[Драгилев А.К.]: Это нам кажется, что он преступник, а на самом деле он своего ребёнка обеспечивает. А тот, кто торгует помидорами, он же тоже преступник на базаре.
[Из зала]: Бывает, человек торгует наркотиками.
[Драгилев А.К.]: Ну, это его профессия.
[Из зала]: То есть это его долг?
[Драгилев А.К.]: Это его долг, да.

00:22:15 [Из зала]: И что, Кришна заметит вот этот долг?
[Драгилев А.К.]: Если ты будешь честно торговать наркотиками, не обманывать, то есть тебе чемодан, ты чемодан взамен. Верность своему долгу, тогда тебя посадят, Кришна так устроит, что тебя посадят. И тогда у тебя будет возможность исполнять долг в тюрьме.
[Из зала]: Шкала долгов может понижаться...
[Драгилев А.К.]: Конечно, конечно.
[Из зала]: Если не выбирать, не иметь разума, чтобы выбрать, что действительно долг, а что навязанное мне.

00:22:52 [Драгилев А.К.]: В таком случае у тебя должна быть безграничная вера в учителя. То есть это значит, что я принимаю учителя, и вот что он мне скажет, так я и сделаю. Это значит, что если он тебе скажет: «Продолжай торговать наркотиками», я буду торговать наркотиками, а не думать: «Что ж там такое?» Если он тебе скажет так: «Уходи, иди, значит, с сумой по миру», значит, ты должен пойти. Но для этого у тебя должна быть безграничная вера в учителя, у нас такой веры нет, поэтому нам советуется исполнять свой долг.

00:23:27 Вот в случае с Арджуной вообще был крайний случай, его долг заключался в том, чтобы убить свою семью. Понимаете? Вот в чём смысл. Если тебя встреча с идеями преданности застала в какой-то обстановке, ты должен соблюдать правила этой обстановки.
[Из зала]: А если человек захочет выйти из этой игры?
[Драгилев А.К.]: Он может, конечно, поменять, но для этого он не должен будет потом раскаиваться в своём выборе, иначе он примет какое-то новое.

В любой ситуации следует исполнять свой долг

00:24:10 Понимаешь, как по большому счёту, нет разницы, ты торгуешь наркотиками или работаешь таксистом, по большому счёту. И там и там ты исполняешь долг перед своим сообществом, здесь перед сообществом преступников, а здесь перед сообществом хозяина таксопарка, а он такой же преступник, как и остальные. Ты участвуешь в этом, поэтому просто менять не советуется, советуется, наоборот, исполнять порядочно свой долг и не роптать, когда обстоятельства повернутся неким образом.

00:24:49 Если раньше ты воспринял это как ужасное событие. Допустим, ты торгуешь наркотиками, тебя взяли и посадили, то сейчас ты должен это воспринять как благо, как продолжение того же пути. Логическое продолжение. Мы сейчас берём крайние случаи, в основном у людей вопросы: вот мы приняли Вайшнавизм, нам уходить из семьи? Нет, не уходить из семьи, но не вкладывать душу.

00:25:21 Исполняй свой долг и тогда тебе истина откроется, когда ты будешь даже хорошо исполнять долг перед своими родными, а родные ещё пуще на тебя обозлятся за то, что ты не разделяешь их мнение. Вот тогда ты увидишь родные они твои или нет. Они в тебе видели предмет выгоды или действительно были родными? Если они говорят: «Ты нас не устраиваешь, потому что по-другому думаешь», значит, они не родные твои, а просто тебя использовали в качестве вьючного животного, но прикрывались высокими словами: святость семейного долга или родина, защита родины.

00:26:06 [Из зала]: Ну, это же понятно, что дело…
[Драгилев А.К.]: Тебе понятно, многим нет. То есть исполняешь свой долг и не сетуешь на последствия. Кришна говорит: «Ты не бойся, что бы с тобой ни произошло. Если ты долг исполняешь внешне, просто, не вкладывая в это душу, исполняешь долг, но внутрь ты обращаешься ко мне, то ты не погибнешь. Не физически, физически тебя убьют, не беспокойся, даже если не убьют, всё равно умрёшь, ты не погибнешь как мой бхакта, то есть наши с тобой отношения не ослабнут, а наоборот, упрочатся».

00:26:51 Для этого нужно исполнять свой долг, будь то перед религиозным сообществом или перед семьёй. Если ты предался или точнее, сдался на волю Всевышнему, то какие бы последствия твоего долга не пришли, ты это будешь воспринимать как благо. А если ты это будешь воспринимать как благо, тогда у тебя пропадёт ненависть и привязанность ко всему происходящему.

Смирением можно порвать узы с этим миром

00:27:28 Если за то, что ты торгуешь наркотиками тебя в тюрьму посадят, а ты как преданный будешь это воспринимать, как поделом мне, я же совершал ужасные вещи, теперь буду сидеть.
[Из зала]: Смиренно принимать наказание?
[Драгилев А.К.]: Смиренно принять не наказание, а последствие своих поступков.
[Из зала]: Своих действий.
[Драгилев А.К.]: Да.
[Из зала]: То есть это относится…

00:27:49 [Драгилев А.К.]: Тем самым ты порвёшь узы с эти миром, вот тогда это будет подлинное. Что значит порвать узы с этим миром? Это когда к тебе придут за твои действия, за твоё исполнение долга перед обществом, перед страной, перед семьёй, перед религией своей, если тебе придут хорошие последствия. Тебя, например, наградят тремя рядами Туласи или розовую палку в руку дадут.

00:28:21 А ты будешь при этом не восхищаться, а потом, когда тебя всего этого лишат, ты не будешь горевать. Вот тогда ты прошёл экзамен, это значит тебя не связывают узы с этим миром. Там то тебе крест нацепили и погоны оторвали, ну, что сделаешь, значит достоин. Ты тем самым порвал узы с этим миром. Это не значит, что ты уже ничего не видишь, просто у тебя ничто с этим миром не связывает. Но это можно, Кришна говорит: «Такое состояние умиротворения».

00:28:55 Тот, кто обрёл чистый разум или Кришна ещё это называет состояние умиротворения, такое состояние умиротворения возможно, если исполнять свой долг во внешнем мире. Потому что исполняя долг, то есть совершая поступки, ты навлекаешь на себя последствия. И когда ты научишься переживать хорошие последствия одинаково с плохими последствиями, это будет означать, что тебя с эти миром ничего не связывает. Тогда какая разница исполняешь ты свой долг или не исполняешь - продолжай исполнять.

00:29:33 Кришна говорит: «Такой человек, он отстранённо наблюдает за происходящим в этом мире». То есть тело что-то делает, машет благовониями на алтаре или похлёбку варит для бройлера, он просто смотрит как «это мой долг, но сердце моё с Кришной».
[Из зала]: Сложно, конечно, представить человека торгующего наркотиками, который будет в сердце с Кришной, если он ещё и заодно принимает их.

00:30:06 [Драгилев А.К.]: Принимать, это уже не долг. Торговать, я, так сказать, ещё понимаю, тем самым семью обеспечиваешь, а если ты принимаешь, значит, ты погряз в собственном товаре. Мы же сейчас говорим не о наркотиках, а говорим о верности долгу. То есть там, где идея преданности застала тебя врасплох, оставайся, продолжай делать то, что нужно.
[Из зала]: А если вот…
[Драгилев А.К.]: То есть ты любил свою семью, ненавидел своих врагов, всё как у людей.

00:30:35 И вдруг, на тебя низошла идея преданности, и сорвала тебе крышу. Продолжай исполнять долг, только не люби свою семью и не ненавидь своих врагов, потому что у тебя врагов нет. Враги сожгли родную хату. Так это не родная хата была.
[Из зала]: Ну, а чувства, которые были раньше, куда-то их девать нужно, ненависть к врагам, любовь к семье, куда их девать-то? Ну, то есть я понимаю, что это всё нужно…
[Драгилев А.К.]: Никуда девать не надо, их просто нет больше.

00:31:00 [Из зала]: Они будут искать выхода, чувства, они же, наверно подвижны, я так понимаю…
[Драгилев А.К.]: Тело отдай науке, а душу отдай Богу.
[Из зала]: Вообще, же обычно, как вы говорите, когда идея преданности застаёт человека врасплох, то он начинает меняться, он становится более нравственным. Ну, к примеру, если опять абстрактному торговцу наркотиков, может быть он поймёт, что он разрушает жизни.
[Драгилев А.К.]: Нет, ну более нравственным в моём понимании, это раньше не докладывал пару грамм, мог скрысить, а сейчас честно.

00:31:34 [Из зала]: Раньше подливал штукатурку…
[Драгилев А.К.]: Ну, то есть размешивал, а сейчас честно.
[Из зала]: Стал продавать, чтобы люди быстрее.
[Драгилев А.К.]: Не, ты честно делаешь. Секунду, а таблетки производить это то же самое что наркотики, это просто ты медленнее умираешь, ну как они говорят: «Курение – медленная смерть. А мы и не торопимся». То есть выращивать баклажаны на грядке – это то же самое, что, по большому счёту, ты всё равно приближаешь человека к смерти.

Кто обычно учит любви к родным и зачем?

00:32:16 [Из зала]: Махарадж, а можно по поводу меня всё вопрос по поводу семейных отношений, да.
[Драгилев А.К.]: Где бабушка умерла, да?
[Из зала]: Нет, это...
[Драгилев А.К.]: Её уже не воскресить.
[Из зала]: Я не про бабушку. Может быть относиться уважительно к своим родным?
[Драгилев А.К.]: Уважительно, да, но не любить.

00:32:34 [Из зала]: Не любить.
[Драгилев А.К.]: Нет, не надо их любить. Как бы это жутко и кощунственно не звучало, родных не надо любить томною любовью, а врагов не надо ненавидеть ярой ненавистью.
[Из зала]: Достаточно уважения?
[Драгилев А.К.]: Уважения, конечно. Уважения и исполнения долга.

00:32:56 Потому что кто говорит, в основном, о любви к родным? Сами родные, родные говорят: «Ты, что, надо родных любить». А кто такие родные? Они говорят: «Так вот мы».
[Из зала]: Не, ну они же это подкрепляют словами, чтобы тебе хорошо было, благо.
[Драгилев А.К.]: Ну, так давай, делай мне благо.
[Из зала]: «Я ведь хочу, сынок, ты ещё маленький, я взрослее, значит, я больше понимаю, что есть хорошо, а что плохо»…

00:33:21 [Драгилев А.К.]: Да, да.
[Из зала]: «Я для тебя желаю блага».
[Драгилев А.К.]: Давай, давай, давай благо.
[Из зала]: И ремнём наказывала.
[Драгилев А.К.]: Хорошо.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Драгилев А.К.]: Так а что в этом плохого?
[Из зала]: Ну, а чувство благодарности за это не должно быть?

00:33:39 [Драгилев А.К.]: Должно быть, должно, но не чувство любви. Благодарность, уважение, почтение, помогать нужно родным, но не любить. Чувство любви может быть только к красоте, к добру, мама тебе хочет блага, за благо мы можем только расплатиться благодарностью. То есть доброта к нам вызывает в нас только чувство благодарности. Доброта не должна вызывать любви.

00:34:19 Это извращение, когда за добро ты платишь любовью, за добро ты плати благодарностью. А если они говорят: «Нам мало твоей благодарности, нам ещё любви подавай». Это значит они от тебя что-то хотят, они не тебе благо хотели, а себе благо хотели. Что им мало благодарностей? Если ты своей маме благодарен, ей мало что ли?
[Из зала]: Ну, может быть, она просто не знает, что есть любовь.

00:34:50 [Драгилев А.К.]: Объясни.
[Из зала]: Может быть, в её понимании благодарность и является какой-то крайней…
[Драгилев А.К.]: Ну, тем более, тогда плати ей благодарностью. Тогда вообще вопрос снимается, если ей благодарность нужна. Если она хочет, чтобы при её виде у тебя сердце трепетало в восторге, то этого не должно быть. Благодарность, да, колбаска по праздникам, квартплату помочь заплатить, это пожалуйста, но не любви.

Где рождается любовь?

00:35:25 Если кто-то хочет любви от тебя, значит, он в тебе заинтересован, значит, он корыстен. Любовь, она как вот в юности, мы влюбляемся не потому что он нам добро сделал или она, просто увидели её у фонтана и влюбились. Почему? Потому что любовь приходит от соприкосновения с прекрасным, с красотой, а не от соприкосновения с добротой. Вот родители, они нам дают доброту, поэтому мы им платим благодарностью, но не любовью. Любовью надо платить некому красивому, прекрасному, как бы это кощунственно не звучало.

00:36:07 [Из зала]: Красота не может быть доброй, да?
[Драгилев А.К.]: Нет. Красота не добра, она красота.
[Из зала]: Но красота, она же может присутствовать везде?
[Драгилев А.К.]: Вот там, где присутствует красота с добротой, с этим всем, значит, этому надо отдавать чуть-чуть любви, вот тому кусочку, который называется, чуть-чуть любви, чуть-чуть благодарности, чуть-чуть ненависти, чуть-чуть всего.

00:36:32 Но если вы встречаетесь с Абсолютной Красотой, ей только любовь, никакой благодарности. Она не заслуживает благодарности, Кришна не заслуживает благодарности. Вот есть Бог, его тоже однофамилец, тоже Кришна, но он тебя наделяет толстым телом набитым знанием, вечностью и блаженством, вот ему можно благодарностью отплатить, но не любовью. Потому что Кришна, он не даёт нам полного тела, полного знания блаженства.

00:37:09 На Голоке Вриндавана у нас нет вечного тела полного знания и блаженства, у нас есть тело полное любви. Там нет ни блаженства, там нет ни знаний, нет вечности, там есть только любовь. Но если вам этого недостаточно, тогда, пожалуйста, есть этажами ниже толстые тела со сознанием и блаженством.
[Из зала]: Любовь, она проявляется покорной преданностью, да, вот в этой форме?
[Драгилев А.К.]: Да, мы частички любви, мы частички Шримати Радхарани. Если мы хотим соприкоснуться с высшей реальностью, то у нас не должно быть к ней благодарности, а должно быть самопожертвование, верность.

00:37:57 Что вы хотели сказать?
[Из зала]: Тогда в преданности к кому любовь проявляется?
[Драгилев А.К.]: В преданности идеалам, идеалу своему.
[Из зала]: Своему идеалу или идеалу учителей? Вот такой у меня вопрос тоже.
[Драгилев А.К.]: Своему идеалу.
[Из зала]: А какой у меня может быть идеал?
[Драгилев А.К.]: Не знаю.
[Из зала]: У меня корыстный идеал, что к корыстному идеалу?

00:38:16 [Драгилев А.К.]: Если ты верен своему идеалу и это делаешь искреннее, то Господь тебе подскажет, где же подлинный идеал. Ты верен своему идеалу, но как только ты понял, что это вовсе не идеал, а корысть, ты должен предать этот идеал. Вот это значит быть верен своему идеалу. То есть ты верен своему идеалу, ты думаешь, что ты добро делаешь, потом понимаешь, что ты добро не делаешь, значит, надо предать это, сдать всю шайку-лейку и служить ментам, потом увидишь, что менты подонки и их сдать. Это значит быть верным своему идеалу.

00:38:51 [Из зала]: Ну, а вот, допустим, что меня зацепил идеал Шри Чайтаньи Махапрабху.
[Драгилев А.К.]: Значит быть ему верным.
[Из зала]: Это я могу назвать своим идеалом?
[Драгилев А.К.]: Да.
[Из зала]: Это же его идеал, как я могу его назвать своим?
[Драгилев А.К.]: Ты его сделал своим идеалом. Что в этом плохого? Это твой идеал.
[Из зала]: Здесь прослеживается эгоистичность опять, я его сделал…
[Драгилев А.К.]: Не прослеживается, есть ещё вопросы? Трудно говорить с человеком, если он не разговаривает с тобой.

Как соприкоснуться с идеалом?

00:39:21 [Из зала]: Этот идеал, он принимает иногда форму, чтобы мы могли его видеть?
[Драгилев А.К.]: Да. Поскольку мы видим физически, то он принимает физическую форму. И потом мы через форму можем соприкоснуться с сутью. Как я говорил неоднократно, попить воды мы можем только через стакан, с помощью стакана, то есть соприкоснуться с идеалом, с высшей идеей, мы можем через какую-то форму, через форму неких обрядов, неких ритуалов, некой организации, мы можем соприкоснуться с высшим идеалом.

00:39:59 А потом мы сможем этот идеал видеть во всём, в любой форме. Мы сможем в любой форме находить этот идеал. То есть если мы, мы сначала через форму соприкасаемся с водой, а потом мы можем воду обнаружить и в луже, и как я вот в детстве думал. У меня попугай жил, я вот экспериментировал, даю ему воды в железной кружке, потом на следующий день даю в фарфоровой и думаю как же он узнаёт, что там вода? Вот откуда он, почему он не ждёт пока я ему железную дам?

00:40:39 Потому что он пить хочет, если он соприкоснулся с водой, то он уже её найдёт и в фарфоровой, и в бумажной, и в какой угодно, и в луже, и где угодно. Точно так же мы через форму, то есть следование неким правилам, обрядам, соблюдениям норм в какой-то организации, мы можем соприкоснуться с идеалом. И когда мы соприкоснулись с этим идеалом, доподлинно соприкоснулись, мы уже его сможем увидеть в любой организации, вне организации, во всех отношениях.

00:41:11 Это то, о чём святые говорят: «Вайшнав во всём видит Кришну». Сахаджии, они это буквально принимают. Есть такой гуру один, он говорит: «Я везде вижу Кришну», - он говорит – «вы думаете я с вами разговариваю? Я Кришну вот вижу, вон-вон-вон вон там». Они не понимают сути вопроса, потому что святые, они видят Кришну во всём, имеется в виду, они видят как попробовавший воды в стакане, он уже может её найти везде.

00:41:42 То есть Кришна, имеется в виду, высший идеал во всех отношениях может быть, не обязательно с дудочкой индуса, понимаете? Вот, то есть форма соблюдения обрядов, соблюдения канонов нам помогает соприкоснуться с тем, что налито в эту форму. Но если того, что налито уже нет - высохло, а остался этот стакан, мы будем бесполезно пытаться. Если мы вчера из этого стакана попили, мы будем бесполезно пытаться из этого стакана попить, а там уже ничего нет.

00:42:16 [Из зала]: Надо отбросить форму?
[Драгилев А.К.]: Да, искать, искать где она, но в другом месте, где эта вода налита в другом месте. Пусть по капелькам, пусть как Шридхар Махарадж говорил, что преданный должен быть как птица Чатока, она ищет воду, её не интересует уже стакан, она ищет чистую воду. Вода коснувшаяся земли её не интересует или поверхности, вот только вода, льющаяся из грозовой тучи. Даже если грозовая туча тебя убьёт, ну и что? Лучше умереть, чем попить грязи какой-то.

00:42:52 То есть если птица Чатока однажды попробовала чистой воды, она уже не будет из лужи пить. Если мы смогли соприкоснуться с идеалом в чистом виде, нас уже грязь всякая не будет привлекать. Лучше умереть, лучше быть преданным анафеме, лучше погибнуть, чем пить из грязной лужи. Но это безумие, конечно, а что делать? То к чему Шридхар Махарадж призывал, поэтому его называли разрушителем форм.

00:43:33 Его обвинили сначала в том, что он Гаудия Матх разрушил, что было правдой, а потом он разрушил ИСККОН, его обвинили в этом.
[Из зала]: [неразборчиво]
[Драгилев А.К.]: Да, его обвинили в том, что он разрушил ИСККОН. Чем разрушил? Чем он разрушил? Тем, что он стал давать инициации тем, кого выгнали из ИСККОНа. К нему пришли важные гуру и говорят: «Мы их выгнали, а ты их принимаешь, ты что? Как же ты им милость оказываешь? Ты же не имеешь права?»

00:44:12 Он говорит: «Вы же их выгнали, значит, они теперь отбросы, значит, я их могу подобрать и дать идею вайшнавизма». «Нет, мы поставили на них клеймо, ты не можешь, пусть они идут в те религии, в другие религии, только не в Вайшнавизм, потому что из вайшнавизма мы их выгнали». Да.
[Из зала]: Разве Вайшнавы могут так говорить?
[Драгилев А.К.]: Могут. Они же говорили, значит, могут.
[Из зала]: Были ли они вайшнавами?
[Драгилев А.К.]: Были. И остаются, они же не злодеи, они жрецы идеи.

Бежать за Прекрасной Реальностью, откуда бы она ни позвала

00:44:48 [Из зала]: А как вы считаете, это действительно вечная проблема?
[Драгилев А.К.]: Конфликта формы и наполнения?
[Из зала]: Ну, это да. В смысле организации.
[Драгилев А.К.]: Я сейчас не про организацию, я говорю про форму и содержание. В какие-то этапы форма и содержание служат друг другу. Точнее форма служит делу суть идеи. В какие-то они расходятся. Это происходит всегда и будет всегда происходить.

00:45:28 Польза формы в том, что через формы мы можем прикоснуться к содержанию. Но если мы верны идее, если мы верны голосу совести, то как только мы увидели, что стакан пуст, мы должны его выкинуть, потому что в нём нет смысла никакого больше. И искать в какой другой стакан эту форму наполнили. Шридхар Махарадж говорит, что мы должны бежать за Кришной, откуда бы он нас не позвал.

00:46:05 Иногда мы бежим за ним, а он нас уже с другой стороны зовёт, значит, мы не должны быть рабами старых решений. Значит, надо остановиться и повернуть в другую сторону. Куда бы он меня ни позвал, я буду бежать в ту сторону. Это, по-моему, в «Шри-гуру и Его милости», очень подробно этот пример приводит. «Откуда бы меня не позвала Прекрасная Реальность, я туда побегу».

00:46:30 Даже если передо мной очень похожее, даже если вода нарисованная. Знаете, такая как каёмочка, я не пойду туда.
[Из зала]: А бывает так, что не тот стакан пуст из которого пили, а несколько стаканов полных?
[Драгилев А.К.]: Бывает. Мне не доводилось такое встречать, но, наверное, бывает.
[Из зала]: Ну, логично предположить, что может быть.
[Драгилев А.К.]: Да. Так оно и бывает.

00:47:07 [Из зала]: Мне тут довелось с одним человеком разговаривать. Он очень сильно заморочен в практике, он всячески отрицал то, что я ему пытался сказать, вайшнавскую концепцию, но тем не менее, он сказал две или три вещи, которые я считаю, что надо принять и мне они очень помогли. Может быть так, что гуру может что-то указать и предупредить. Ну, вот в отношении лично меня.

00:47:46 [Драгилев А.К.]: Так часто и бывает. Внутренний голос, да, подсказывает. С Билвамангалом Тхакуром так и было. Вот эта Чинтамани блудница, она ему указала на Кришну, сама она была блудницей. Она даже могла иметь в виду совсем другое, но он понял это. Для него это был голос гуру.
[Из зала]: То есть форма нужна только до того момента, пока там присутствует суть?
[Драгилев А.К.]: Да.

00:48:26 [Из зала]: А если её нет, то нужно...
[Из зала]: Как определить?
[Драгилев А.К.]: Нужно искать, где суть в другой форме.
[Из зала]: Как определить, есть ли определение?
[Драгилев А.К.]: По внешнему виду, попробовать, если на вкус несвежая, значит, уйти от этого. Ну, что, вам еды раздать или как там, раздали? Ну всё, тогда всё.

транскрибирование: Анастасия Климчук | Карелия | Россия | 19 December 2011
обработка текста: Дарья Коннова | Екатеринбург | Россия | 17 February 2016