Полное самовыражение

Москва - 21 февраля 2006
Почему мы иногда не слышим ответов на вопросы? Форма смирения зависит от долга перед обществом. Служить Богу, выполняя долг перед обществом. Как и почему мы выбираем себе духовного учителя? Как распознать голос совести? Враги ли те, кого мы видим врагами? Почему друзья становятся врагами? Эволюция любви в материальном мире обратна духовному. Что есть полное самовыражение для души? Кто достоин служить Красоте? Зачем люди присоединяются к религиозным организациям? Голос совести един, он собирает вместе следующих ему. Чем отличается свобода от самовыражения? Почему люди порабощаются накопительством?
запись беседы для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:50:55 | качество: mp3 64kB/s 23 Mb | прослушано: 333 | скачано: 355 | избрано: 7
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Почему мы иногда не слышим ответов на вопросы?

00:00:00 [Из зала]: А не смогли бы вы более подробно рассказать о смирении?
[Драгилев А.К.]: Мы же, по-моему, в прошлый раз обсудили этот предмет, предмет смирения. Не были вы, да? Знаете, просто вы задаёте один и тот же вопрос каждый раз.
[Из зала]: А может быть, какой-то ко мне индивидуальный нужен?
[Драгилев А.К.]: Нет, нет, дело не в этом. Просто вы задаёте его каждый раз этот вопрос о смирении, это означает, что вы хотите услышать то, что вам нравится, а не то, что вам говорят.

00:00:33 Вы не запоминаете смысл ответа, потому что вы его не хотите услышать. Вы хотите услышать то, что вам будет полезно, то, из чего можно будет извлечь выгоду. То есть то, что вы сможете применить, а каждый раз вы слышите такой ответ, который вам не хочется применять. А смысл смирения в том, что смирение – это не отвлечённое понятие, то есть нельзя быть просто смиренным, можно быть смиренным к чему-то. Когда речь идёт о духовной жизни, то смирение к чему?

00:01:12 Смирение к своему повелителю, то есть это Господь, Господь или духовный учитель. А просто быть смиренным ко всем, это так не получается. Потому что, как Иисус Христос говорил: «Богу богово, а кесарю кесарево». То есть вы не можете быть смиренным ни к кесарю, ни к Богу. Потому что они требуют от вас разного. То есть смирение вы должны выбрать предмет смирения, объект смирения, к кому вы будете смиренны и быть смиренным.

00:01:49 В нашей линии, в линии Шри Чайтанья Сарасват Матха, делается ударение, делается акцент на том, чтобы быть смиренным к внутреннему голосу, к голосу совести. То есть быть искренним с самим собой всегда, смиренно повиноваться голосу своей совести. И когда голос совести вступает в противоречие с внешним голосом, тогда выбирать в пользу голоса совести. Это называется смирение. Но для этого нужно ещё такое качество как искренность. А искренность означает слышать в ответах не то, что тебе хочется, а то, что тебе говорят. Вот это искренность.

Форма смирения зависит от долга перед обществом

00:02:36 [Из зала]: Может быть так, что человек совершенно несмиренный, ругается, кричит в отношениях..?
[Драгилев А.К.]: Конечно, Арджуна продемонстрировал это, он не просто ругался, кричал, он убивал. Выполнял долг перед этим миром. Его долг, то есть его, если хотите, смирение перед внешним миром заключалось в том, чтобы отстаивать ущербную мирскую мораль. Как воин, как повелитель мирской, он должен был соблюдать и отстаивать закон и порядок. Такого призвание воина.

00:03:22 Если ты встал на путь чиновника или война, или как в римском обществе тоже было четыре касты, четыре сословия. Это всадники, то есть войны, это простолюдины, это рабы и духовенство. К всадникам относились сенаторы, консулы и так далее. И каждый занимал своё положение. Вот если ты как Арджуна – воин, то ты должен выполнять долг. Есть какие-то законы, ты должен их не то, что сам соблюдать, а должен их ещё и навязывать другим, чтоб был порядок в обществе.

00:04:03 Если ты духовник, то есть если ты священник, ты должен соблюдать законы своего сословия, то есть не прикасаться к деньгам, не воровать, не врать. Если ты простолюдин, то есть торговец или крестьянин, значит, там есть свои законы. Если ты раб, значит, раб. Точно так же это существовало, в ведическом обществе это существует даже, какое бы общество мы не взяли, естественным образом появляются шаманы, то есть это духовенство, правильно.

00:04:40 Появляются вожди, то есть это мирская власть, появляются те, кто создаёт средства обогащения, то есть материальные и те, кто на них работает. Я два дня назад смотрел любопытный фильм, одна экспедиция в лесах Амазонки обнаружила племя, которое ещё никогда не встречало внешнюю цивилизацию. То есть они даже металла никогда не видели, фильм совсем о другом, что значит они с белыми стали общаться и у них там какие-то болезни появились, которые для нас вовсе и не болезни.
[Из зала]: Документальный фильм?

00:05:16 [Драгилев А.К.]: Документальный, да, исключительно документальный. Вот, но фильм о другом, но я вот обнаружил, что общество у них по тому же принципу построено. То есть там были воинственные, были какие-то шаманы, что-то они такое делали.
[Из зала]: Знахари.
[Драгилев А.К.]: Знахари, да. Так вот смирение, в социальном смысле, то есть в этом относительном воображаемом обществе, воображаемом мире, оно заключается в том, что ты выполняешь долг перед этим воображаемым миром.

00:05:48 Если ты воин как Арджуна, значит, твоё смирение заключается в том, чтобы соблюдать и навязывать закон, принятый в этом обществе. А для этого порой приходится применять насилие. Если б ты был духовником, то в твоём случае смирение заключалось в том, чтобы увещевать, убеждать. То есть смирение, оно всегда направлено к чему-то. Если мы говорим о смирении в общественном смысле, то результат смирения заключается в том, чтобы общество продолжало сохранять равновесие.

00:06:34 Для того, чтобы общество продолжало существовать, воину как Арджуне требуется применять насилие. И в этом случае общество будет сбалансировано. Духовнику требуется увещевать, убеждать, так будет проявляться его долг перед обществом. Торговцу или производителю материальных ценностей, для него смирение – это производить ценности, то есть работать и создавать прибавочную стоимость. Крепостные, холопы, их смирение заключается в том, чтобы выполнять указание тех, кто ими распоряжается.

Служить Богу, выполняя долг перед обществом

00:07:15 [Из зала]: Должно быть заинтересованность в этом в своём сословии?
[Драгилев А.К.]: Заинтересованность, мы немножечко о другом говорим, не о заинтересованности, а ты должен выполнять свой долг, но делать это без удовольствия. Заинтересованность, то есть твоё сердце должно быть отдано высшему владыке, если мы говорим о таких вещах как заинтересованность, то, к чему лежит наше сердце, то оно должно быть отдано высшему владыке.

00:07:40 А низшим владыкам или в христианстве их называют кумирами, да, вот в христианстве говорится: «Не создай себе кумира». Кто такой кумир? Кумир – это какой-то центр власти, в этом воображаемом мире. Кумир это может быть начальник, кумир это может быть какая-то знаменитость, то есть эта знаменитость не управляет тобою в физическом смысле, не повелевает, не отдаёт тебе указания и приказов, но ты идёшь за ней, то есть его мнение, оно для тебя является решающим. В этом смысле кумир.

00:08:20 Этот кумир может быть поэт, учёный, религиозный деятель какой-то. Вот о чём речь, не создавай себе кумиров, то есть твоя заинтересованность должна быть, чтобы следовать голосу сердца и голосу повелителя, высшего повелителя – Господа. Долг перед обществом, он, соответственно, выполняется согласно твоей касте, твоей природе, твоей приобретённой природе.

00:08:46 У нас у всех есть изначальная природа – это служить, это не приобретённая природа, это врождённая природа. Но если приобретённые природы, она приобретается вместе с рождением, если мы родились в человеческом обществе и определённом сословии, то наша приобретённая природа – это выполнять правила этого сословия.
[Из зала]: А если правила этого сословия не удовлетворяют тебя, не отвечают твоей внутренней потребности, что делать?

00:09:16 [Драгилев А.К.]: Ты должен выполнять правила своего сословия, но если твоё сердце принадлежит высшему, тогда ты выполняешь правила сословия как некую йогу, другими словами, как Шридхар Махарадж говорил: «Мы должны, служа людям (служа обществу, другими словами) служить Богу, а не наоборот». То есть наша цель – служить Всевышнему, но это служение может проявляться через служение обществу.

00:09:54 Но не наоборот, что мы ходим в храмы, мы выполняем какие-то ритуалы для того, чтобы людям стало лучше жить. То есть высшая цель – это служить Всевышнему, но это служение может проявляться по-разному. Нести людям добро или в случае Арджуны наоборот. То есть служение относительному миру, служение кесарю как средство служения абсолютному миру, а не наоборот. Мы ходим в храм для того, чтобы пятёрку получить на экзамене. То есть мы служим Богу, для того, чтобы...

00:10:30 Когда создавали ракеты в Советском Союзе, то высшее руководство советское не было против, чтобы физики молились. «Да, пожалуйста». Вот пионерам и комсомольцам нельзя молиться, а вы, пожалуйста, молитесь, лишь бы ракету создали. И вот они, физики ходили, часовенку им поставили, ходили, молились и у Бога просили, чтоб ракета полетела, понимаете? Вот такой, это как бы комический случай, но он демонстрирует, что мы должны обществу, отдавать долг обществу как средства служения Всевышнему, а не наоборот. Поставить свечку, чтобы жена не умерла.

Как и почему мы выбираем себе духовного учителя?

00:11:15 [Из зала]: Я вот слышала, что чтобы удовлетворить Кришну и Гурудева, нужно сначала удовлетворить самого низкого преданного.
[Драгилев А.К.]: Удовлетворить в смысле сделать всё, что он от тебя попросит? В этом смысле? Нам просто надо с терминологией определиться. Что значит удовлетворить самого низкого преданного? Вы говорите, чтобы удовлетворить Гурудева, а откуда он взялся Гурудев? Откуда он свалился? С какой луны он свалился?

00:11:54 С чего это вы вдруг взяли, что нужно? То есть вы решили: надо удовлетворить Гурудева и вы нашли Гурудева, так по какому принципу вы нашли этого Гурудева? Почему вы вдруг решили, что он ваш гуру? Потому что любой может прийти, сказать: «Я твой гуру, давай меня удовлетворяй». Одни выбирают одного гуру, другие выбирают другого гуру. То, что надо доставить удовлетворение Гурудеву – это понятно, об этом говорят все религии мира, об этом говорят все. Но, как вы выбираете себе гуру?

00:12:29 По каким признакам? Гуру есть в такой религии, в сякой религии, в таких направлениях, в других направлениях.
[Из зала]: [неразборчиво].
[Драгилев А.К.]: Ну, а почему тогда все не выбирают одного гуру? Если гуру, в данном случае, если наш гуру удовлетворяет всем принципам, соответствует всем признакам гуру. Почему все не выбирают его? Почему шесть миллиардов не идут маршем за Шрилой Говиндой Махараджем?
[Из зала]: Ну, может быть, у каждого свой внутренний голос…

00:13:02 [Драгилев А.К.]: Вот, правильно, у каждого свой внутренний голос. Один говорит: «Вот это мой гуру». Не потому что наши деды и отцы выбрали его, потому что выбор духовного учителя или выбор, если хотите, сталкера, который вас поведёт в страну чудес – этот выбор делается индивидуально. Князь Владимир тысячу лет назад не мог за вас сделать выбор. Это уже вопрос совести.

00:13:32 Как нельзя сходить по нужде вместо кого-то, ты должен сам сходить по нужде, по своей нужде. Точно так же ты не можешь за кого-то и за вас никто не может выбрать гуру. А это уже голос совести, то есть вы выбрали гуру согласно некоему позыву совести. Некое озарение, он сказал: «Вот это гуру, вот за ним я готов идти». Мозаика тогда принимает смысловые очертания. Получается гармония.

00:14:00 А когда просто надо удовлетворить гуру, придёт любой с улицы, скажет: «Я твой гуру». Так что, вы должны его удовлетворять? Так вот, если ключевым обстоятельством был ваш голос совести, при выборе гуру, то, значит, и голосу совести нужно и дальше доверять. То есть если ваш голос совести говорит: «Вот этот низменный, самый низменный преданный требует, чтоб я его удовлетворила, но мой голос совести против этого», тогда не надо его удовлетворять.

00:14:31 Иначе, вы идёте в разрез с голосом совести. С тем самым голосом, который указал вам на гуру. Как правило, жулики, они всегда говорят, что мы самые низменные представители Гурудева. Со временем низменное выхолащивается, куда-то пропадает, а представитель Гурудева остаётся. Ну, и за этим следует, что нужно его удовлетворять. Тот самый голос, который, я надеюсь, вас не обманул при выборе своего духовного вожатого, этот голос он вас и не обманет, когда вы будете к нему прислушиваться.

00:15:05 Просто не нужно обижать голос совести, иначе он может обидеться и убежать в лес. И больше очень долго больше не появляться, если он звучит, а мы говорим: «Нет», это.
[Из зала]: Не хорошо.
[Драгилев А.К.]: Ну, да, то есть вы, ум, с кем вы вместе спелись. Голос совести говорит: «Вот сюда надо, направо». А ты говоришь: «Нет, я не пойду направо, потому что если я пойду налево, то у меня будут регалии, у меня будут признаки старшинства в этом мире». Вот если вы голос совести будете загонять в угол, тогда он может долго не проявляться.

Как распознать голос совести?

00:15:55 [Из зала]: А может голос совести идти в разрез с общественными правилами?
[Драгилев А.К.]: Может, а может и нет. Если б всё так было просто, что всё, что говорит общество или общественность – это точно не голос совести, тогда можно было бы очень легко выкристаллизовать этот голос совести. Спросить мнение других и сделать наоборот. Тогда всё так просто было бы, когда-то это вместе, когда-то это раздельно. Поэтому от нас требуется такая чуткость, внутренний цензор, он всё время должен работать, где же этот голос совести.

00:15:05 Признаки того, что в вас говорит голос совести это: вы услышали какой-то голос, мы не знаем совесть он или не совесть. Вот если ровно отдышаться и спросить: «К чему ты меня, вот ты, голос, к чему меня зовёшь?» Если этот голос, то есть устроить ему проверку. Если этот голос говорит: «Если ты за мной пойдёшь, у тебя будет больше признания, у тебя будет больше славы, у тебя будет больше денег, власти и больше обладания телами, умами, неважно». То это не голос совести.

00:17:09 Это голос воображаемого мира. Это точный синоним или точный перевод: материальный мир - это воображаемый мир. Слово воображаемый очень точно передаёт смысл реальности в которой мы сейчас находимся, она воображаемая. То есть откуда корень воображаемый - образ, мир образов, ненастоящих образов. То есть этот мир образов, другими словами – это образ чего-то. Вот есть реальный мир – это не образы, это вот само, а у этого самого есть образы.

00:17:51 Вот наш мир материальный – это есть воображаемый, то есть мы вошли в эти образы. И в этих образах, в этом мире, в этом воображаемом мире, он и с физической точки зрения воображаемый. Потому что всё, что мы наблюдаем – это плод нашего воображения. И со смысловой, с философской точки зрения он воображаемый. То есть мы в образах находимся.

00:18:13 И вот в этом воображаемом мире к нам постоянно летят голоса. У нас вечный зов или вечный звон, вечный фильм. Вот они говорят: «Давай вот сюда иди». Тащат нас: «Давай вот сюда, здесь будет вот столько вот этого». Ты прибегаешь, а этого нет ничего, потом тебя в другую сторону тащат. Это воображаемый мир. Вот голос совести отличается от того, что он зовёт нас не в воображаемый мир, там, где нет образов власти, славы, признания, а есть чистая преданность. Здесь мы видим то, чем мы можем пользоваться. А там мы видим только то, чему можем служить. Совсем другие образы, понимаете?

Враги ли те, кого мы видим врагами?

00:19:02 [Из зала]: Махарадж, чем отличается воображаемый мир? Мы вообще в мире галлюцинаций живём?
[Драгилев А.К.]: Ну, это воображаемый мир. Его нельзя назвать ненастоящим и его нельзя назвать настоящим. Он воображаемый. Воображаемый мир он же существует.
[Из зала]: Временами галлюцинации бывают такие настоящие...
[Драгилев А.К.]: Да, очень, да.
[Из зала]: Кто нас накормил этими таблетками?

00:19:21 [Драгилев А.К.]: Мы сами сначала. Шридхар Махарадж в субъективной эволюции объясняет, сначала из любопытства, а потом по привычке, а потом уже нельзя от этого отвыкнуть. В субъективной эволюции очень подробно Шридхар Махарадж приводит примеры.
[Из зала]: Махарадж, вот мир полон сволочей разного калибра, почему в сфере своих условностей я вижу только сволочей?
[Драгилев А.К.]: Почему же, нет.
[Из зала]: Я во всех вижу маленькую сволочь.

00:20:00 [Драгилев А.К.]: Один поэт сказал: «И ненависти к вам я не таю, не проявляюсь даже в укоризне, вы ж не злодеи, вы жрецы идеи, нисколько непохожей на мою». Ненависть - это когда злодеи, они же не злодеи, они же не сволочи, они жрецы идеи. То есть если кто-то как тебе кажется делает тебе зло, это не потому что другим, то есть ты о других радеешь сейчас? А, просто зло делают?
[Из зала]: Ну как зло, они просто себя нехорошо ведут.

00:20:38 [Драгилев А.К.]: По отношению к кому? Что, членовредительством занимаются? Или что они, что значит нехорошо себя ведут? К кому-то нехорошо себя ведут?
[Из зала]: Ну, да, по-любому по отношению к кому-то.
[Драгилев А.К.]: К тебе или к твоим близким?
[Из зала]: Ну, да, к родным.
[Драгилев А.К.]: Ну, вот так и говори.
[Из зала]: К любимым людям.

00:20:55 [Драгилев А.К.]: Да. Не к любимым, а к своим. Ну да, к своим.
[Из зала]: Да, к своим любимым людям. Конкретно, чтоб.
[Драгилев А.К.]: Не просто к любимым, а к своим любимым.
[Из зала]: Я же всех любить не могу.
[Драгилев А.К.]: То есть к твоей собственности, то есть к твоей собственности, правильно. Так они же делают не со зла, они так счастье ищут. Они ж не злодеи, они жрецы идеи, нисколько не похожей на твою.

00:21:25 Поэтому тебе кажется, что они злодеи, но это только потому, что ты окружил себя собственностью в виде имущества или в виде, как ты говоришь, любимых тобой людей, свою собственность. У тебя собственность в виде других живых существ, либо собственность в виде имущества. Когда кто-то, но это воображаемое, мир-то воображаемый. И вот когда кто-то покушается на воображаемое твоё имущество, то тебе кажется, что они злодеи, а они не злодеи, они жрецы идеи.

00:22:04 Они же тоже считают это своим. Вот и всё. Вот какие же они, они не злодеи, они жрецы идеи. И ты такой же злодей.
[Из зала]: Почему в сфере своей духовности не замечаем хорошее в людях?
[Драгилев А.К.]: Потому что мы считаем что-то своей собственностью, а наша собственность, её ещё кто-то другой считает своей собственностью. Понимаешь?

00:22:29 Допустим, ты кого-то считаешь своей дочерью, но кто-то её считает своей невестой или, например, ты считаешь что-то своим предприятием, а кто-то считает, что это предприятие должно налоги платить. Или у тебя есть некая собственность, земля твоя, но кто-то считает, что ты должен за это ему регулярно платить, поэтому ты его считаешь сволочью. Как только у нас появляется чувство собственности, сразу появляются те, кто покушаются на эту собственность и они для нас сволочи.

Почему друзья становятся врагами?

00:23:05 А вступаем мы с ними во взаимоотношения, вообще в этом мире мы вступаем во взаимоотношения только когда они нам мешают для достижения цели, этих мы называем врагами. Или они нам помогают в достижении цели.
[Из зала]: Друзья.
[Драгилев А.К.]: Друзья. А какая цель? Вопрос: какая цель? Цель: захватить как можно больше, мы в этом мире живём, для того, чтоб захватить как можно больше. Это те самые четыре валюты: обладать чужими телами, обладать деньгами, обладать властью и обладать славой.

00:23:42 Обладание чужими телами называется ещё чувственными удовольствиями. Вот у нас такая задача, вот это вот накопление этих четырёх валют. Все, кто нам помогают в этом накоплении, они для нас называются друзьями, но нужно понимать, что со временем мы обязательно будем их называть врагами, потому что они нам помогают в накоплении вот этих вот: власти, денег, славы - только до той поры, покуда им это выгодно. Покуда им может кусочек этой власти, славы, денег или обладания твоим телом пригодиться. Как только они не могут обладать твоим телом, не могут от тебя получить признания, славы то есть

00:24:26 Что значит получить славы? Это значит, ты будешь говорить: «О, какой ты славный, какой ты продвинутый». Как только ты перестаёшь прославлять его, он говорит, что ты его враг. С тобой та же самая история, как только он перестаёт тебя прославлять, ты говоришь, что он твой враг. То есть здесь всегда дружба, любовь, извините за пошлость, заканчивается ссорой и ненавистью. Об этом Кришна говорит в Бхагавад-гите. Он берёт, так сказать, высшее проявление отношении в материальном мире – любовь.

00:25:01 То есть он не говорит про дружбу, он не говорит про какие-то там материнские или какие-то другие отношения, он говорит сразу про любовь. Что если двигателем ваших отношений является похоть, похоть – это значит желание обладать им или ею, то со временем это перерастает в ненависть. Потому что она становится обладаемой тобою только до тех пор, пока её выгодно чтоб она обладала тобой. Да, то есть тебе кажется, что ты обладаешь её телом, а на самом деле она обладает твоим телом, потому что твоё тело ради неё ходит работает. Зачем самой ходить? Ты же можешь или она может ходить работать. Как в случае с Аджитой.

Эволюция любви в материальном мире обратна духовному

00:25:45 [Из зала]: Я пенсионер. Что, третьего не бывает в отношениях, договориться, сторговаться можно?
[Драгилев А.К.]: Сторговаться можно. Но знаешь как, все же хотят романтики. «Давай сторгуемся». – «О, какой ты меркантильный». Так это же честно. Но эти отношения, как ни странно, сторговаться они очень...
[Из зала]: Нейтральные?
[Драгилев А.К.]: Они не нейтральные, они очень благородные. Когда вы на берегу договариваетесь: «Слушай, давай не говорить про любовь, а? Вот давай, я буду работать, а ты будешь за мной посуду убирать.

00:26:22 Я буду ходить, приносить тебе в клюве колбасу, а ты будешь, значит, стирать. Давай так договоримся». Это удобно, в этом мире это благородно, честно, чем пошлая любовь. Потому что тут нет вранья. И, как правило, к таким отношениям они приходят по истечении многих лет. Когда они уже не могут обладать телами друг друга, они приходят к пониманию уважения. Они понимают: «У него есть недостатки, у меня есть недостатки, у неё есть недостатки, у меня есть недостатки, но мы уважаем друг друга и мы комфортно сосуществуем».

00:27:04 И в материальном мире это довольно высоко. Это взаимное уважение друг к другу. Когда старички они уважают друг друга, у них нет уже пламенных, если они к тому времени не развелись, у них нет вот этих вот пламенных нежностей, но они уважают друг друга. И мы смотрим на такие отношения затаив дыхание. Потому что в этом проявляется уважение или это ещё называют любовь здесь.

00:27:34 Но, если мы понимаем под любовью отношения высшего угара божественного мира, то, конечно, это не любовь, а это благородные отношения. И здесь это самое возвышенное. Но, если мы переступаем черту по ту сторону, в потустороннем мире благородные отношения, они являются самыми низменными. Отношения уважения к Богу – это самая начальная и самая низменная стадия отношений с ним. Всё наоборот.

00:28:10 Если здесь самым высшим является уважение в отношениях, то если мы переступаем эту черту, уважение является самой первой стадией и она сменяется на отсутствие уважения. Эта уважительная составляющая уменьшается, а самопроизвольная, бесконтрольная, страстная, чувственная составляющая увеличивается. И там нет уважения, в высших сферах духовного мира нет уважения, там есть любовь. А здесь, бесстыжие, да, бесстыжие отношения. Когда нет стыда, то есть без оглядки. Стыд – это когда оглядываешься. Украсть масло или нет.

00:29:00 [Из зала]: А стыд может быть только относительно кого-то или нет?
[Драгилев А.К.]: Относительно кого-то. Стыд – это постыдное чувство в духовных отношениях.
[Из зала]: А если совесть не мучает? Всё нормально?
[Драгилев А.К.]: Всё нормально. Если совесть не мучает, значит, ты живёшь в гармонии с совестью.
[Из зала]: Это же Параматма, да?
[Драгилев А.К.]: Параматма, да, - это мировая душа, то есть ты живёшь в гармонии.

00:29:27 Как Шридхар Махарадж говорит, что: «В мироздании плывёт единый поток. Это поток служения центру. Этот поток служения, отдавания себя, пронизывает собою всё сущее». На дальних, так сказать, на галёрке вот это самопожертвование оно смешано с желанием получить что-то взамен, чем ближе к центру, тем меньше вот этого я получу взамен. Но эта идея самопожертвования, отдавания пронизывает всё мироздание, все отношения во вселенной.

00:30:08 И если ты живёшь в гармонии со своей совестью – это значит, ты живёшь в гармонии с этим потоком самопожертвования. Есть один критерий, когда ты другим начинаешь говорить, что ты живёшь в гармонии со своей совестью, когда у тебя совесть в порядке, то есть когда ты хочешь, чтоб другие ещё об этом узнали. Это верный признак того, что ты лжёшь, верный признак притворства. Когда ты хочешь, чтобы к голосу совести ещё многоголосие других прибавилось, то есть тебе недостаточно твоей внутренней гармонии, ты ещё другим спешишь сообщить, что ты живёшь в гармонии, чтобы получить от них признание.

00:30:53 Пусть не ярко выраженное, но где-то они там: «О, какой, о какой». Это уже потом приходит, деньги, слава, это уже потом. Потому что, когда ты понимаешь, что такое признание? Признание на масло не намажешь, нужно же что-то иметь с этого. Вот спел ты хорошо песню и все говорят, вот как хорошо. Потом думаешь: «Ну, вот пошёл я обратно, они меня все похвалили, а я потом опять в хрущёвку к себе без горячей воды. Нетушки, пусть они лучше мне заплатят, чтобы у меня был дом на Воробьёвых горах».

00:31:26 Это потом приходит, но поначалу, когда ты говоришь, что я это тоже самое, что торговать вдохновеньем. Люди же прославляют тебя, когда они ощутили присутствие в твоём творчестве, в тебе, в твоём самовыражении нечто недоступное им, то есть нечто не от мира сего. Пусть крупицу, но они это почувствовали. И они начинают этим восторгаться. И когда взамен ты начинаешь, взамен за это вдохновенье ты начинаешь с них брать дивиденды или объявляешь себя гением, например, или представителем Бога на земле, или представителем представителя, то это значит, что тебе нужны какие-то дивиденды.

00:32:14 Мало того, что они говорят: «Да, действительно», мне нужно, чтоб они ещё за тобой пошли. Квартиру на Воробьёвых горах, нисан патруль новый.
[Из зала]: Вот мы говорим о некой наглости, да…
[Драгилев А.К.]: Да.
[Из зала]: Наглость второе счастье…
[Драгилев А.К.]: Не, мы о наглости не говорим.
[Из зала]: Ну, всё равно мы к этому приближаемся потихоньку.
[Драгилев А.К.]: Нет не приближаемся. А, вы имеете в виду в отношениях со Всевышнем?
[Из зала]: Вообще со всем миром.
[Драгилев А.К.]: Нет, нет я говорил о наглости, если вам, если вы услышали хорошее слово, я говорю о бесстыдстве.

00:32:50 Не о наглости, а о бесстыдстве. Потому что наглость - немножечко другое, наглость это отсутствие чувства такта, а бесстыдство – это как раз присутствие чувства такта. Как в сказке о голом короле. То есть он, он как бы вышел голый, да, без стыда, но при этом он считал, что на нём очень тонкая ткань, вот это так сказать, без стыда, чувство такта и, поскольку он был бесстыжий, то все говорили: «Действительно великий у нас король». И потом тоже взяли все разделись. Наглость – это отсутствие чувства такта.
[Из зала]: Пусть будет бесстыдство.
[Драгилев А.К.]: Бесстыдство, да.

Что есть полное самовыражение для души?

00:33:32 [Из зала]: Есть всё таки счастье?
[Драгилев А.К.]: Есть, да, счастье.
[Из зала]: Или это не счастье, что это?
[Драгилев А.К.]: Душа алчет не регулирующих принципов, быть нагишом, ну не в физическом смысле, то есть раскрыться. Или как Шридхар Махарадж говорит: Inner full feelment - по-английски. Очень трудно это перевести или внутреннее наполнение некое или самовыражение. Вот самовыражение – это когда нагишом, то есть душа раскрывается полностью.

00:34:03 Но душа может полностью раскрыться только в отношениях со Всевышним. Только в отношениях с Красотой мы можем полностью оголить свою душу или оголиться, сбросить с себя всё, то есть остаться голым. Душа может быть голая только в отношениях с Красотой. А Красота – это Кришна, никто кроме Всевышнего. Во всех остальных отношениях мы чувствуем некое неудовлетворение, то есть не полное самовыражение.

00:34:35 Когда душа в одежде, то есть она закована в кандалах, то она несчастна, у неё нет вот этого самовыражения. А она может быть счастлива не когда соблюдает регулирующие принципы или когда выполняет какие-то правила, исполняет любой долг, даже долг перед Богом, не говоря уже о долге перед обществом, она не может быть счастлива. Счастлива душа может быть только раскрывшись, если хотите оголившись, перед Всевышним.

00:35:05 Это пик отношений – отсутствие всякого стыда. То есть ты полностью самовыражаешься, но тебя допускают в мир, где ты можешь полностью самовыразиться, когда у тебя будет чувство такта, когда своим самовыражением ты не нарушишь общей гармонии. Когда не написаете на рояль во время бала. Некое чувство такта. Когда надо - можно, когда не надо, то есть знать где можно перейти, то есть чувство такта, да где можно на «ты», где можно на «вы». Чувство такта.

Кто достоин служить Красоте?

00:35:47 [Из зала]: А вот мы всё время говорим: «Красота, красота, красота», у каждой красоты есть свой ценитель...
[Драгилев А.К.]: Да, поэтому Кришна никогда не бывает один.
[Из зала]: Махарадж, как можно оценивать и критиковать красоту?
[Драгилев А.К.]: Никак, чтобы её оценить или покритиковать, надо её сначала узреть.
[Из зала]: Следовательно, где этот ценитель?

00:36:07 [Драгилев А.К.]: Те, кому он дозволяет любоваться собою, красота не может быть без наблюдателя. Но кому дозволено лицезреть красоту, кому дозволено видеть красоту во всём своём проявлении? Только любви. Только любовь может оценивать красоту. То есть это есть Шримати Радхарани, она есть любовь собственной персоной. Только она может находиться в непосредственной близости от красоты.

00:36:38 Все остальные на почтительном расстоянии, все до единого, потому что красота, она сжигает. Если у тебя нет чувства такта, если ты не попал в ритм, она тебя уничтожит. Потому что в красоте нет милости. Милость, она на подступах, а в непосредственной близости нет милости. Нет справедливости. Красота в голом виде, она уничтожает, сжигает дотла. Только любовь собственной персоной может находиться в непосредственной близости от красоты.

00:37:13 [Из зала]: Махарадж, а как попасть в низ от этих влюблённых?
[Драгилев А.К.]: Никак. Не нужно, зачем? А достаточно, чтоб ты любви служил, достаточно чтобы ты служил тем, кто служит красоте. Dāsa-dāsānudāsaḥ(CC Madhya 13.80), служение слуги, быть рабом раба Божьего, а не быть рабом Божьим.
[Из зала]: Когда Господь Чайтанья приходил, просто не все ж видели его красоту. Вот я говорю как попасть в единицы тех, кому дозволено узреть?

00:37:49 [Драгилев А.К.]: Ну, Шридхар Махарадж объясняет, что среди них было две группы первая и вторая. Первая группа – это те, кто пришли с ним, а другие тем, кому случайно повезло.
[Из зала]: В круг случайных.
[Драгилев А.К.]: В круг случайных никак не попасть.
[Из зала]: Случайно хотя бы.
[Драгилев А.К.]: Никак.
[Из зала]: Случайно не получится?
[Драгилев А.К.]: Ну, не знаю. Это может произойти, но не в твоём случае.

Зачем люди присоединяются к религиозным организациям?

00:38:17 Пусть кому-нибудь другому повезёт, а ты будешь служить тому, кому повезло. Чтоб его удача была более полной. Это самопожертвование. А потому что это красиво. Ты жертвуешь своим духовным ростом, ты жертвуешь тем, что ты можешь служить Богу во имя того, чтоб другие могли служить. В этом смирение, то есть в этом покаяние и понимание собственной ничтожности.

00:38:43 Преданный с большой буквы, да, он понимает, что: «я рожей не вышел, рылом не вышел, чтобы служить, но я могу помочь тем, кто хочет служить, помочь им». А помощь тем, кто хочет служить называется служение им. Ну, это по-разному, здесь нет строгих закономерностей. Но преданные, они вступают в некую организацию, потому что в организации, Матх, организация, сообщество, религия, там можно служить друг другу.

00:39:18 То есть какой мотив должен быть, когда мы вступаем в некую религиозную организацию? Ты должен понимать, что в этой организации люди, если не служат Богу, то они хотят служить Богу. И я им могу в этом помочь, пусть они служат Богу, а я может быть для них сухари приготовлю, чтобы они не тратили время на то, чтобы сухари себе сушить. Вот я сухари для них сделаю, а они пусть занимаются служением.

00:39:42 Если такой дух любви и самопожертвования присутствует в организации, то это Шри Чайтанья Сарасват Матх. Если присутствует дух «по головам, чтобы достичь некой высоты», то это, это что-то другое. Это ещё одно проявление мира, где локтями отталкивают, где борются за лычки на погонах и за количества кругов Туласи вокруг шеи.
[Из зала]: Махарадж, а Шри Чайтанья Сарасват Матх – это…
[Драгилев А.К.]: Это Шрила Говинда Махарадж.

00:40:20 [Из зала]: Организация, это группа людей, как бы, да, единственный лидер, естественно.
[Драгилев А.К.]: Нет. Да не то, чтобы единственный лидер, он воплощает в себе идею. Шри Чайтанья Сарасват Матх - это идея. Вообще любое духовное движение – это идея прежде всего. А формы нам даются для того, чтобы мы могли соприкоснуться с идеей. Как в том примере с водой. Мы не можем воду попить, если она не в стакане. Вот стакан – это организация.

00:40:50 [Из зала]: Так просто даже можно наклониться и попить.
[Драгилев А.К.]: Для этого вот и должен дойти до берега океана. Попить мы можем, если мы купаемся в воде, то есть мы купаемся. Форма нам нужна, чтобы прикоснуться к содержанию.
[Из зала]: Махарадж, формы, они же как бы пустые.
[Драгилев А.К.]: Нет, если в них есть содержание, они не пустые, иначе всё разольётся. Форма должна быть, иначе всё разольётся. Если форма пустая, тогда она не нужна, но если она наполнена содержанием.

Голос совести един, он собирает вместе следующих ему

00:41:20 Мы возвращаемся к вопросу: всегда ли голос общественности идёт вразрез с голосом совести? Нет, когда-то они вместе идут, когда-то они порознь.
[Из зала]: Всегда надо идти за голосом совести.
[Драгилев А.К.]: Всегда, вот ты идёшь за голосом совести, если голос совести ведёт тебя в общество, ты иди за голосом совести. Если голос совести ведёт тебя из общества, то ты должен идти за голосом совести.

00:41:47 И не бойся остаться в одиночестве, потому что таких, кто идёт за голосом совести их много и они всё равно встретятся, потому что голос совести, он един. Совесть не у каждого своя, совесть едина, это голос Господа. И как вот подсказывали - Параматма, это голос совести, голос Господа. Господь говорит: «Душа будет процветать, жить, только когда отдаёт от себя и умирать только когда берёт».

00:42:25 Больше всего несчастны те, у кого больше всего, потому что они порабощены, но их большее несчастье заключается в том, что они думают, чтобы вырваться из рабства, им нужно ещё больше накопить. А, но нужно идти за голосом совести, если голос совести ведёт в общество, мы идём в общество. Если голос совести отталкивает нас из этого общества, то мы должны идти за голосом совести, но другие, кто идёт за голосом совести, они также ведь идут. И поскольку голос совести сливается в одной точке, в одном центре, то они идут и со временем они снова собираются.

Чем отличается свобода от самовыражения?

00:43:10 [Из зала]: Махарадж, вот вы сказали, душа стремится снять маски, быть естественной – это и есть та свобода о которой…
[Драгилев А.К.]: Это да, это свобода, но в вайшнавской терминологии под свободой понимается немножечко другое, поэтому мы говорим что это не свобода, а это самовыражение. Полное самовыражение. Вот самовыражение – это выше, чем свобода, хотя самовыражение – это подчинение диктату совести, то есть уже присутствует диктат, нет свободы, но тем не менее, душа, она ищет самовыражения, а не свободы.

00:43:47 Например, если рыбе предоставить полную свободу, она всё равно в воду нырнёт, правильно? Хотя она не сможет летать, она не сможет наслаждаться величественными горными пейзажами, но ей это и не нужно, потому что самовыражение выше, чем свобода. Если человеку предоставляют свободу, он всё равно, куда бежит? Он бежит к любимым, где свободы нет. Но найдя любимых, он потом ищет свободы, это значит, что это были не любимые.

00:44:20 Только там, где свобода для нас будет страшным наказанием, страшным кошмаром, только то место мы можем назвать своим родным домом. Только дома свобода для нас страшное наказание. Если мы хотим, если мы обрели дом, но нам хочется свободы – это значит, это не был дом и надо из этого дома уходить. Как в том фильме, что нет такого семьянина, который на час бы не хотел стать холостяком. Это значит это его ненастоящая семья.

00:44:54 Подлинный наш родной дом – это когда мы ни на секунду не хотим стать холостяками, это подлинный, когда мы не хотим свободы – это есть подлинный дом. И этот дом только в отношениях со Всевышним, с Кришной как с совокупностью Абсолютной Красоты. Только от красоты мы не хотим убегать, более того, если мы куда-то убегаем, мы ищем красоту. Свобода нам нужна для того, чтобы найти родной дом, а не сама по себе. Поэтому мы говорим, что самовыражение выше, чем свобода.

00:45:26 Свобода – благо, когда ты в рабстве, а когда ты дома – это страшное наказание. И вот мир любви – это есть тот родной дом, куда призывают нас вайшнавы, Господь приходит снова, снова и снова и вайшнавы приходят снова, снова и снова и говорят нам что не просто душа ищет любви родного дома, а где можно найти и как можно найти. Как - это начать жизнь служения, а где – это в отношениях с Красотой, с Кришной. И не искать от Красоты ни выгоды, ни внимания, чтобы даже если Господь тебе никогда внимание не уделит.

Почему люди порабощаются накопительством?

00:46:09 [Из зала]: Почему когда мы вроде бы понимаем всё, но всё равно продолжаем, желание хапать, оно живёт?
[Драгилев А.К.]: Наркоманы. Я уже ответил на этот вопрос, мы думаем, что решение наших проблем – это если мы ещё больше хапнем, мы думаем, что недостаток денег, что проблему нехватки денег можно решить, если мы захапаем больше денег. Если у нас будет больше денег, тогда мы решим проблему нехватки денег. Проблема нехватки денег происходит из-за того, что есть деньги, а не из-за того, что их мало. Если мы правильно понимаем что такое деньги.

00:46:50 Деньги – это опять-таки не бумажки и железки, деньги – это долговые обязательства кого-то перед вами. Понимаете, если у вас есть сто рублей, именно рублей, это значит, что народ Российской Федерации должен вам услуг на сто рублей. Если вам кажется, что у вас мало денег, это значит, что вам кажется, что вам мало люди должны. Деньги – это долговые обязательства, вот если вы думаете, что у вас мало денег, это значит вы беспокоитесь о том, что у вас мало должников.

00:47:24 Так вот решить проблему с нехваткой должников нельзя, если у тебя будет ещё больше должников. Если у тебя вообще не будет должников, тогда у тебя не будет проблем с деньгами. При этом у тебя карманы могут ломиться от бумажек, главное не считать, что тебе кто-то должен, то есть мы не призываем выбросить все свои деньги, мы призываем не считать, что вы счастье обретёте, если у вас будет много должников. Чем, если у тебя пять миллиардов, пять миллиардов долларов, это значит, тебе половина населения земли должно чего-то.

00:47:59 Это что значит? Если у тебя пять миллиардов, это ты можешь в любой конец земного шара приехать и найдёшь должников, ты вот покажешь и они будут делать то, что ты скажешь. Приехал в Монако, показал пять миллиардов – тебе яхту сделали. Представляете себе, вот ты приезжаешь и у тебя вот такая пластмасска и говоришь: «Хочу яхту». И вдруг, они разбегаются по судоверфям и начинают яхту делать. В Монте-Карло раз, раз, с чего это вдруг?

00:48:31 Или ты им показал бумажки или пластиковую карточку и они - раз, побежали, начали делать что-то. Потому что они тебя считают своими должниками. Они говорят: «Вот, мы ему должны». Отсюда все беды. Ты думаешь, что чем больше у меня будет должников, тем больше у меня будет счастья, свободы. Но чем больше у тебя должников, тем больше у тебя врагов и тем больше ты раб их. Потому что они покушаются. Свойство должника – это отказываться от долга. Как это выражается в повседневной жизни?

00:49:03 У тебя там, пять тысяч долларов, ты приходишь покупать квартиру, они тебе дают квартиру. То есть он твой должник, если ты ему покажешь, «а я тебе должен, вот у меня есть воздух, огороженный стенами, вот давай я тебе дам бумажку, что этот воздух твой, а ты мне дашь вот эти бумажки, договорились?» Поменялись бумажками. На следующий день ты приходишь, показываешь пять тысяч, а он говорит: «Нет, давай десять». Это что значит? Это значит, что он отказался от долга.

00:49:35 То есть свойство должников – это убегать от своих долговых обязательств. И ты начинаешь этим беспокоиться, ты начинаешь зарабатывать больше. Потом пришёл с десятью тысячами, говоришь: «Вот, вот давай квартиру». Он говорит: «Нет, теперь пятнадцать». То есть он снова от долга убегает. Это называется инфляция. Инфляция – это когда те, кто печатают бумажки, то есть те, кто печатают долговые обязательства, те, кто обременяют себя долговыми обязательствами со временем отказываются от этих обязательств. И говорят: «Давай, мы тебе ещё будем больше».

00:50:11 То есть печатать ещё денег – это значит наложить на себя ещё больший долг, давай мы ещё больше тебе будем должны, а ты за это побольше поработай. Ты идёшь, вкалываешь и накапливаешь ещё долговые обязательства и снова к ним приходишь. То есть кто чей должник? Ты их должник, как только ты начинаешь накапливать долговые обязательства, то ты становишься должником тех, кто тебе эти долговые обязательства выдаёт, деньги или любые ценности, любые ценности. Можно железочки, деньги, пластиковые карточки, любые ценности, недвижимость.

транскрибирование: Анастасия Климчук | Карелия | Россия | 26 декабря 2011
обработка текста: Дарья Коннова | Екатеринбург | Россия | 22 февраля 2016